За нашу Советскую Родину!
wa BEY советскую годину.
		ГАЗЕТА ВОЕННО-- МОРСКИХ СИЛ
МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

4 февр
	аля 1947 г., вторник
		СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
	С. Николаев. — — Кандидат в ‘депутаты Верховного
	Ст 2 ЛР. ЧЕ де НЕ “ “reverie 3

_ OE EE
Совета РСФСР адмирал флота Иван Степанович Иса-
ков (2 стр.).

Отлично знать боевую технику, умело владеть ею!
(2 стр.).

Капитан 2 ранга Е. Щигельский. — Шире размах и
выше качество массовой политической  агитацин
(2 стр.).

КОНСУЛЬТАЦИЯ. — Н. Немов. — Порядок. го-
лосования (3 стр.).
	Капитан 3 ранга В. Беляев. — Карты-схемы для де.
	сантных операций (3 стр.).

‚ КРИТИКА и БИБЛИОГРАФИЯ. — М. Павлов.
Черноморские события 1905 года (3 стр.).

Зарубежная печать о четвертой годовщине великой
победы под. Сталинградом (4 стр.).

«Форвертс» о немецких формированиях в англий-
ской зоне оккупации Германии (4 стр.).

Ноты правительства Югославии секретариату Вати+
кана (4 стр.).

Заявление Смодлака на пресс-конференции в Риме
	{4 стр.).
	Заявление Роджа (4 _CTp.).
Xo3HeBaMU B ATOMHOH KOMHCCHH ABIAIOTCA Бовина
	(ОРГАН
м 99 (2516)
	комсомольских
		Зсе силы
		( огромным под’емом готовятся военные моряки к выборам
_ в Верховные Советы союзных и автономных оеспублик
			Агитаторы-
‘связисты.
	СЕВЕРНЫЙ» ФЛОТ, 3 февраля. (По теле-
графу). Два линейных связиста — комму-
нисты Вучин и Кирнеин вышли недавно нз
проверку линий связи. Запаешиеь необхэ-
димым снаряжением н инструментами —
когтями, телефонным аппаратом, электро-
фонарями, взяв с собой избирательную ли-
тературу, лозунги и плакаты, они двину-
лись в путь. Им предетояло пройти на лы-
жах десятки километров, проверить го-
TOBROCTH линий связи ко дню выборов в
Верховный Совет РСФСР, провести на по-
стах СНиС и ереди гражданского населения
бесехы о предстоящих выборах.

Через несколько часов перехода они уже
были в пункте Н. Здесь Кучин провел с
моряками беселу о кандидате в депутаты
Верховного Совета РСФСР по `Полярному
избирательному = округу — випе-адмирале
В. И. Платонове. .

Вскоре погода ухудшилась. Завыл ветег,
порывами налетали снежные заряды. Лыж-
ники порой проваливалиеь в рыхлый енег
1о колен, но все же упорно шли вперед.

..Bor отдаленный пост СНиС. Связисты
привезли сюда лозунти и плакаты, бропио-
ры с избирательным законом, рассказали
морякам биографию В. И. Платонова. Гос-
топриимно встретили воелных моряков ра-
ботники маленькой метеостанции, растоло-
женной по соседству. Кучин и Кириин за-
неели в списки избирателей  нескольклх
местных жителей, которых не было в епи-
сках. Здесь они также провели беседы о
кандидате в депутаты, оставили работни-
кам станиии избирательную литературу.

Наконец лыжники дошли до конечного
пункта маршрута. Тщательно проверенные
линии связи оказались в полном порядке.

Переход со всеми остановками был co-
вершен за шесть дней.
	31.092 Кирпича За смену
	Быдающееся достижение знатного
каменщика Москвы
тов. Ф. Д. Шавлюгина
	-Вчера, 3 февраля, знатный каменпиия
столицы, кандидат в депутаты Верховного
Совета РСФСР Фелос Дмитриевич Шавлю-
(HH с двумя подсобными работницами —
И. В. Гончаровой и Е. С. Никишиной, став
на вахту в честь выборов в Верховный
Совет Российской Федерации, уложил 33
8 часов 31.092 кирпича. Сменную норму
on выполнил на 1.448 процента. Работз
производилась на стройке многоэтажного
дома № № 74—88 на Можайском шоссе,

Этих выдающихся показателей, несмот-
ря-на сильный мороз (утром термометр по-
казывал 26 градусов ниже нуля), тов. Шав-
люгин добился благодаря четкой организа-
ции труда на строительной площалке, сла-
женной работе всех механизмов, хоротей
подготовке плабочего места.

..Ф. Д. Шавлюгин на строительстве жи-
лых зданий в Москве работает почти двад-
цать лет. Он — потометвенный каменщик.
Этим делом занимались его дед и отец: эту
же специальность выбрали для себя и все
ero братья. Тов. Шавлюгин строил дома
на улицо Горького, Калужской улице и Мо-
жайском шоссе. Осенью 1945 года в честь
ХХУШ. годовщины Великой Октябоьской
Социалистической революции тов. Шавлю-
гин уложил 18.970 кирпичей. Это было
по тому времени выдающимея достижением
B строительстве.
		‚ Воспитанник
большевистской
	партии
	организатий —
	:@ завернление полготовки
«< выборам!
	  Пять дей осталось до выборов в Верхов-
ные Советы Российской Федеращии, Украи-
ga, Белоруссии и ряда других союзных и
взтономных республик. Немногим больше не-
дели остается до этого радостного дня и во
всех остальных республиках великого Co-
ротского Союза. В этом знаменательном по-
аптическом событии вместе со всем совет-
ских народом будут участвовать и мололые
граждане нашей страны. В городах и селах.
в миноких частях и на кораблях Совет.
ских Вооруженных Сил молодые советские
икди придут к избирательным урнам, что-
бы выполнить свой почетнейтший долг, ocy-
Иествить великое право избирать высшие
органы государственной власти своих рес-
публик,

В завертающие дни избирательной ‘кам-
лании молодежь проявляет особенно выхо-
хую политическую и производственную ак-
зизноств. Молодые воины флота внималель-
но слушают рассказы комсомольских агита-
торов, проявляют огромный интерес к жиз-
ни вашей страны, принимают живое уча-
стае в общественной работе, направляют
свою энергию на достижение новых успехов
в боввой учебе, в укреплении воинской дис-
диплины, офганизованности и порядка. Важ-
пойшая ладачь комсомольских организаций
Beerto-Mopernx Сил состоит сейчас в том,
чтобы расттирить и углубить массово-поли-
иическую работу среди молодых военных мо-
раков, усилить большевистекую агитацию
5 массах, повысить ее идейность, целеуст-
ремленность и действенность. :

Перзейшая обязанность комсомольских
втиталоров заключается в том, чтобы дове-
сти до сведения каждого молодого избирате-
a биографию, общественно-политическую
и производотвенную деятельность кандида-
та, баллотирующегоея по данному  избира-
тальному округу. Каждый комсомолец дол-
Бен не только знать своего кандидата в де-
путаты, но и неустанно призывать голосо-
зать 3% него всех избирателей.

Агитируя з& того или иного кандидата,
Иризывая голосовать за него, нельзя, одна-
Ко, ограничиваться изложением его’ биог-
рафти. Важдый из кандидатов имеет в гла-
бах избирателей. помимо своих личных ка-
Честв, още одно величайшее достоинство: он
увляется кандидатом блока компгунистов и
беспартийных, за ним стоит ‘невиданный
по силе и значелию союз’ коммунистичес-
Хой партии со всем советоким народом. На-
№, чтобы каждый молодой избиратель от-
четливо понимал, что, голосуя за далиного
Кандидата, он прежде всего голосует за по-
army naprag ЛТенина-—Сталина, которую
М»устся осуществлять данный катдидат.
` Для агитации за кандидата в лепутаты
комсомольские руководители должны ис-
\юльзовать весь арсенал наших агита-
пионных средств. Необходимо значительно
ре применять для этой цели. корабельные
рахиоузлы, лучине организовать наглядную
втитацию. Кое-где она не обновлялась с са-
мою начала избирательной кампании. В
ней пригляделись. она уже не оказызает
Халжного возлействия на избирателей. Ком-
сомольшы должны взять на себя. обновле-
ние уонтажей, витрин, диаграмм. развесить
В кубреках листовки © биографиями кан-
хидатов, обращениями предвыборных сове-
Mani к избирателям, плакаты, лозунги.
Необходимо постоянно пополнять литерату-
ру на краеных столах, па которых всегда
полжны быть разложены свежие газеты,
журналы, брошюры, Следует отметить. что
нередко выборная литература и другие ма-
териалы для агитащии залеживаются на
складах, в то время как на кораблях в них
Уепытывают острую нужду. Комсомольские
таботники ‘ политорганов ‘обязаны просле-
ить 34 тем, чтобы все материалы немедлен-
зо доставлялись в подразделения и исполь-
зовались по назначению.
` Бывают случа, когда. увлекаясь пиф-
рами количества проведенных ‘собраний,
докладов, лекций, -бесел, некоторые комсо-
мольские бюро начинают подходить со «стал
тистически-валовой меркой» к важнейшему
злвому делу. Секретарь одной _ комеомоль-
ской организащии на вопрос: «Вее ли моло-
ive избиратели на корабле знают своего
андидата?», ответил: «Конечно, все. Мы
провели столько собраний, бесел. дожлахов,
что не знать 06 этом нельзя». Неизвестно,
насколько прав этот секретарь но сущест-
EY, HO ето полхол к делу, безуеловно, опти-
бочен. Paste не ясно, что. как бы велико
ии было количество ‹обраний, митингов и
бесед, некоторая часть мололых избирате-.
тей может оказаться за пределами этих Mae
совых мероприятий, Ппостой жизненны!
пример: на корабле прохотила ветреча кан-
тилата в лотутаты © избирателями. Часть
	вахту или выполняла какие-либо другие
обязанности—и, конечно, не могла познако-
миться с кандидатом. Значит, с этими изби-
рателями нужно побеседовать  дополни-
тельно.

Bea nama апитационно-пропагандиетская
работа в заключительной стадии ‘избира-
тельной кампании должна, быть поставлена
таким образом, чтобы не был забыт ни один
избиратель., Нужно держать в поле зрения
каждого матроса и с<таршину, знать, де и
когда, с ним можно встретиться, каким обра-
зом лучше всего помочь ему разобратьея во
всех интересующих ето в связи с выбора-
ми вопросах. Это требование’ вытекает из
Сталинской Конституции. Забота о каждом
человеке — это закон, провозглашенный пар-
тией большевиков. Комсомол. воспитывая
молодежь в духе коммунизма, следует это-
му принцилту во всей своей деятельности.
Индивидуальный подход к каждому моло-
лому человеку, внимание к нему; забота о
нем должны быть основой комсомольской
работы.

В связи с выборами у нашей молодежи
значительно возросло чувство непримири-
мости к недочетам п неполадкам, еще име-
ющимея на кораблях и в частях, Это обяза-
тельно должны учитывать комсомольские
агитаторы. Именно к ним, к агитаторам,
должны приходить молодые избиратели, как
к родным людям, говорить 060 всем, что
их волнует, в чем требуется помощь и уча-
‚стие. Этого можно добиться лишь в том слу-.
Чае, всли наши комсомольские активисты
отнесутся к своей работе не формально, а
со всей большевистской страстью, будут
чувствовать личную ответственность за
все, что происходит в коллективе. Казенти-
не, бюрократизму’ не может быть меета в
работе агитатора. Он- глашатай большеви-
стской правды-—должен быть чутким и за-
ботливым, во-время приходить товарищам
на помощь советом и делом. Речь идет о
TOM, чтобы атитатор был не только беседчи-
ком, но и организатором. Если к нему прихо-
дит матрос е жалобой, которую сам агита-
TOP He может разрешить, он обязательно
должен обратиться к секретарю комесмоль-
ской или партийной организации, к коман-
диру или его заместителю по политчасти и
добиться устранения недостатков.
	Нередко к комсомольскому агитатору мо-
лодые избиратели обращаются ©’ различны:
ми бытовыми вопросами: почему молчит ко-
рабельное радио, почему не во-время ‘достав-
ляются на корабль письма, газеты. Bee
эти вопросы агитатор обязан обстоятельно
выяснить и доложить 9 них командиру,
Нельзя оставлять без внимания запросы из-
бирателей, нельзя проходить мимо бытовых
нужд военных ‘моряков.

’ Чрезвычайно важно для каждой Kowco-
мольской организации правильно paccTa-
вить свои силы в день выборов. Избиратель-
ная кампания является серьезным испыта-
нием для каждого комсомольского работни-
ка. испытанием его способности оправдать
высокое доверие, которое оказала ему пат-
тия, — быть вожаком молодежи. Деловитость,
ортанизованность и оперативность-——вот что
лолжно характеризовать деятельность ком-
омольекото руководителя в эти предвыбор-
ные дни.

‚ Необходимо. разработать четкий план ра-
боты, в котором предусмотреть, что будут
делать в день выборов секретарь комсомоль-
ской оргамизации. члены бюро и другие.
комсомольские активисты. Ведь день выбо-
ров-—это всенародный праздник, и поэтому
нужно. чтобы флотекая молодежь ‘провела
его действительно по-праздничному. Можно
порекомендовать устроить в этот день ©пор-
тивные соревнования, организовать вы-
ступления художественной самодеятельно-
сти или просмотр кинофильма. Конечно, все
эти мероприятия нужно заранее тщательно.
продумать, чтобы они были интересными
и увлекательными. Там, гле можно связать-
ея с городскими клубами, необходимо ис-
пользовать эту возможность и уютроить с0в-
местные молодежные вечера. Проявив ини-
циативу и выдумку, комсомольцы сумеют.
хоротю организовать досуг молодежи в этот.
знаменательный день,

Советские юноши и девушки уверенно
смотрят в будущее. Они преисполнены чув-
ства горячей благодарности большевистской
падупи, совехекому правительству. товари-
шу Сталину за ту отромную заботу. кото-
рую они проявляют о молотом поколении на-
шей страны. Молодые советские патриоты
во главе со своим авангаюдом — ленинско-
статинеким комсомолом будут елинодутпгно
толосовать в день выборов за канлилатов
пептитимого. блока коммунистов и беспар-
THT.
	Встречи с кандидатами в депутаты
	_ Герой штурма рейхстага
	Тепло встреченный моряками, выступил
кандидат в депутаты Константин Яковле-
вич Самсонов. }

— Велика честь быть кандидатом в
депутаты Верховного Совета нашей Poc-
сийской республики, — взволнованно скя-
зал тов. Самсонов.— Особенно велика
честь быть кандидатом в. депутаты в на-
шей родной столице, где живет и трудится
товарищ Сталин.

Внимательно слушали присутствующие
рассказ героя о том, как воины его баталь-
она после боев за. оовобождение Прибалти-
ви и Польши громили немцев на их земле,
штурмовали рейхстаг и водрузили над ним
знамя Победы. Это знамя ках символ вее-
мирно-историчеекой победы советского на-
рода хранится теперь в музее Центрально-
го Дома Красной Армии.

— Даю вам слово русского солдата; —
сказал в заключение Константин Яковле-
BHY,— что все свои силы отдам народу.
Родине, партии большевиков, воспитавшей
меня.

Здравицей в честь великого вождя на-
родов товарища Сталина закончил сое
выступление тов. Самсонов.

Бурной овацией встретили военные мо-
ряки заключительные слова речи канди-
тата. Е
	В гости к морякам центральных управ-
лений Военно-Мореких Сил в’ воскресенье,
2 февраля, приехал кандидат в депутаты
Верховного Совета PCOCP Герой Советско-
го Союза гвардии капитан К. Я. Самсонов.
Зал офицерского клуба был переполнен.
	Бечер ‘открыл генерал-майор Звягин.
После капитана 2 ранга Дворцова, кото-
рый призвал моряков, проживающих на
герритории Арбатокого избирательного ок-
руга, единодулено голосовать за тов. Сам-
сонова, выступил генерал-майор А. Т. Му:
равьев.

‚ — Через несколько дней, — сказал
т. Муравьев, — мы с вами пойдем Е избира-
тельным ‘урнам, чтобы избрать своих до-
путатов верховного органа государетвен-
ной власти. Я счастлив, что буду голосо-
вать за тов. Самсонова — верного сына
русского народа, бесстрашного воина, кото-
рый, не щадя своей жизни, на полях ера:
жений отстаивал честь и независимость
нашей Родины.

Генерал-майор `Муравьев рассказал 0
жизни и славном боевом пути Константина
Яковлевича Самсонова и призвал избира-
телей Арбатского избирательного округа
единодушно отдать свои голоса за кандида-
та блока коммунистов и. беспартийных
тов. Самсонова.
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3 февраля. (По те-
пеграфу). Матросы, сержанты, офицеры
Н-ской ‘части пришли на встречу с канди-
датом в депутаты Верховного Совета РСФСР
Иваном Сергеевичем Латуновым. Собрание
открыл офицер : Россов. Первым получает
слово доверенное лицо старший лейтенант
Сарафанов.

— Ш нашему Архантельскому городско-
му избирательному округу, — говорят тов.
Сарафанов,— кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета РОФСОР зарегистрирован
председатель Архангельского областного. бо-
вета депутатов трудящихся Иван Сергеевич
Латунов. Биоррафия нашего кандидата —
это биография человека сталинской. эпохи.
Выходец из простой крестьянской семьи, он
вырос в годы советской власти до круп-
ного партийного и советекого работника. Во
время Великой Отечественной войны он с
оружием в руках зашишал социалистиче-
скую Отчизну. В ноябре 1946 тода тов.
Латунов избирается предеедателем исполко-
ма Архангельского областного Совета. Его
заслуги высоко отмечены Родиной. Четыре
боевых ордена украшают ‘грудь нашего
	‘кандидата. Я призываю всех ‘избирателей
	в день выборов. единодушно голосовать за
Ивана Сергеевича Латунова.

Затем выступает капитан Романенко.

— Товарищи избиратели, — говорит
он, — истек уже первый год новой сталин-
ской пятилетки. Итоги его радуют всех со-
ветеких людей. В выполнении пятилетнего
плана немалую роль будут играть наши по-
сланцы в Верховный Совет республики. Я
призываю вас 9 февраля единодушно го-
лосовать за кандидата сталинекого блока
коммунистов и беспартийных тов. Лату-
нова. Голосуя за блок коммунистов и бес-
партийных, мы будем голосовать за торже-
ство политики нашей партии, за поетрое-
ние коммунизма в нащей стране.

Взволнованную речь произносит жена
	офицера тов. Конечная, Оча говорит о ра-
	дости советской женшины, которой Сталич-
<кая Конституция предоставила великие
права, выражает глубокую благодарность
товарищу Сталину за его отеческую заботу
0 советских женшинах. Тов. Конечная при-
	взывает избирателей отдать свои голоез за
	тов. JaryHopa — воспитанника партии
Тенина-—Сталина,

Старший лейтенант Курбанов в своем вы-
ступлении заявил:

— Где, в какой стране сын бедняка мог
получить высшее образование и стать
крупным государственным работником? Это
возможно только У нас, в Стране Советов.
Именно такой путь прошел наш кандилат
в депутаты. Куда бы ни посылала партия
тов. Латунова, он везде оправхывал ее до-
верие. Я глубоко уверен, что тов. Латунов
будет достойным депутатом верховного ор-
гана власти Российской Федерации.

Тепло и проникновенно прозвучали вые
ступления сержанта Жоркина и младшего
сержанта Маликова.

Тепло встреченный присутствующими,
выступил кандидат в депутаты Верховного
Совета РСФСР тов. Латунов. Он горячо по-
блатодарил избирателей за оказанное ему
доверие и заверил, что не ножалеет своих
сил и знаний для блага любимой Родины,
для лела партии Ленина-—Сталина.
		Славный сокол сталинской авиация
	рогие товарищи избипатели, за оказанное
мне высокое доверие. Я.— коммунист, воен-
ный моряк. И я отношу ваше доверие
прежде всего к великой партии большеви-
ков, к нашим славным Вооруженным Силам.
Я приложу все силы для того, чтобы оправ-
дать ваше доверие. г

Тт. Вальдмаа и Расстригин в своих вы-
втуплениях рассказали избирателям о
тов. Благодарове и призвали собравиихся
единодушно проголосовать в день выборов
3a достойного кандидата ‘в депутаты Вер-
‘ховного Совета Эстонской ССР — отваж-
ного сталинского сокола тов. Благодарова,
С призывом голосовать за тов. Благодарова
на собрании выступили также товарищи
Ярвесаат, Синимяе, Лаос и другие.
	ПЯРНУ, 3 февраля. (Пз телеграфу от
корр. «Нрасного Флота»). Состоялась встре-
ча избирателей — рабочих и служащих
Пярнуской льнофабрики с кандидатом в
пепутаты Верховного Совета Эстонской
ССР — балтийским летчиком, Героем Совет-
ского’ Союза тварлдии капитаном Благодаро-
BEIM,

Первым выступил гвардии капитан Бла-
годаров. Он сердечно поблагодарил избира-
телей за оказанное ему доверие. Тов. Бла-
годаров рассказал избирателям 0 свогй
жизни, 0 своем боевом пути, о том, как в
боях с немецкими захватчиками он стал
Тероем” Советского Союза. В заключение
тов. Благодаров заявил:

— Еще раз горячо блатодарю Bac, 107
	БЕСЕДА О КАНДИДАТЕ
	ОСОБЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ, 3  проявляет исключительную энергию в де-
	ле повышения боевой мощи Военно-Воз-
душных Сил. На посту командующего во-
енно-воздушными силами Дальневосточного
	февраля. (По телеграфу от корр. «Красного
Флота»), Избиратели собрались, чтобы пос-
лушать рассказ о кандидате в лепута-

ты Верховного Совета РСФСР генерал-пол-  фронта он учит летчиков летать в любых
	ковнике авиажии Павле Федоровиче ЖФита-
реве. Выступил т. Черных — старейший
летчик. Он познакомил избирателей
в жизненным путем генерала Жигарева,
сына русского крестьянина, ныне’ гене-
рал-полковника Советской Армии.

— В 1930 году, — говорит т. Черных. —
тов. Жигарев был послан на. учебу в Воен-
но-Воздущную академию имени Жуковеко-
го. Вот тут мне и пришлось близко с ним
познакомиться. Тов. Жигарев зарекомендо-
вал себя как способный и трудолюбивый
слушатель. В академии он производил тео-
	ретические разработки о взаимодействии
	авиашии е наземными войсками.
	Поеле окончания академии П. Ф. Жита-
рев направляется на командную. работу. Он
	“SC IOBHAX, днем и ночью, в суровые пяти-
десятитрадуеные морозы.

Исключительную заботу проявляет
т. Жигарев о людях — солдатах, сержан-
тах, офицерах и членах семей военнослу-
HAMAX. .

Когда началась война © империалисти-
ческой Японией, Павел Федорович Жигарев
принимал участие в разработке и руковод-
стве боевыми операциями, блестяще выпол-
нял задания Верховного Главнокоманлова-
ния. Части, которыми командовал Жигарев,
были отмечены в приказе Верховного Глав-
нокомандующего Генералиссимус» Сталина,
как, 06060’ отличившиеся. Сейчаю тов. Жи-
гарев является одним изруководителей на-
ших Военно-Возлутиных Сил.
	HA KOMbDCKOM BEMIE
	В бывшем Александровском уезде — вы-
не Мурманской области -— созданы в дни
предвыборной кампании три избирательных
округа, —так выросло население Советского
Заполярья, некогда заброшенной окраины
царской России. Один из этих округов —
№ 421 — назван Полярным, именем го-
рода, являющегося его центром. В этог ок-
руг входят также Печенга, Териберка, Гре-
миха и другие населенные пункты еевер-
ного побережья Кольского полуострова.

В Печенге, древнем русском поселении,
где еще 400 лет назад был основан мона-
стырь, теперь вновь и уже навсегда раз-
вевается флаг нашей Родины. В октябре
исполнилась вторая годовщина освобожде-
ния Печенги от гитлеровцев. В ноябре вету-
пила в строй действующих предприятий
первая очередь комбината «Печенгани-
кель». На руинах воздвигнуты новые це-
хи металлургического завода, построены
подсобные предприятия, жилые дома, клуб,
детские ясли, два детских‘ сада, школа,
больница.

Териберка— поселок заполярных рыбаков.
В 1928 году тут впервые организовали ме-
ханическую мастерскую, располатавшую
всего двумя станками. В тоды сталивеких
Пятилеток выросли тут новые судоремонт-
ные мастерские с десятками отличных стан:
ков и другим новейшим оборудованием.
Териберская рыболовецкая станция имеет
около 40 моторных судов общей мощностью
1.500 лошадиных сил. Стоимость пюмыс-
	лового снабжения тыболовепких колхозов
	Териберского района за несколько лет уве-
личилась в 35 раз. Асеигнования мест-
ному бюджету района в этом году <оста-
вили около 3 миллионов рублей. В школах
работает 40 учителей. А ведь еще 25 лет
назад здесь было всего несколько низень-
	eux 123!
	России, глухие места, конец земли. «От-
сюда до ада всего три версты», — говорили
местные жители.

В годы советской власти, когда начал ра-
сти молодой город Мурманск, оживились бе-
рег» залива, появились инженеры, геоло-
ги, моряки тралового флота. Все же в 1933
тоду дома на берегу Екатерининской гава-
ни наечитывались единицами: рыбачьи до-
мишки, помещение колхоза имени Вороши-
лова, здания исследовательского институ-
Ta— вот, пожалуй, и гзе.

Кзпитан-лейтенант Андрей Григорьев
вепоминает:

— В 1933 году я служил старшим ру-
левым на сторожевом корабле «Смерч», ко-
гда в Екатерининскую гавань пришли пер-
вые военные корабли будущего Северного
флота. Встречать эти корабли вышло нас
всего лишь несколько человек.

Незадолго до появления кораблей произо-
шло событие, навсегда вошедшее в историю
Советского Заполярья самой яркой его стра-
ницей. 05 этом событии говорит мраморная
доока, установленная на высоком выступе
гранитной скалы и как бы венчающая собой
новый город Полярное: «22 июля 1933 го-
Ja здесь выл создатель и основатель Север-
ного флота — Великий Сталин». Он озна-
комилея с районом, осмотрел эти места и оп-
ели что именно здесь быть флоту, быть
городу!

Воля Сталина вдохновляла, вела вперед
строителей. В грохоте взрывов разлетались
в шебень гранитные скалы, в непроходи-
мых ущельях прокладывались дороги. Го-
род над бухтой становился реальностью. По-
явились четырехатажные каменные вда-
ния, большой клуб, больница, амбулато-
pus, банно-прачечный комбинат, школа-
десятилетка. В домах зажглось электриче-
ство, зазвонили телефоны, зазвучала му-
зыка далекой Москвы, Город назвали По-
лярное,
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3 февраля. (По теле-
	‘графу от корр. «Красного Флота»). Когла-
	То в этих местах, на берегу надежно укры-
той от ветров Екатерининской гавани, бы-
ло пустынно и тихо. Скалы, несколько де-
ревянных домов возле мостков примитивно-
го причала, несколько рыбачьих карбасов
на воде-—вот и все, что здесь было. В своей
книге «Русский север», изданной 50 лет
назал, А. Энгельгардт, описывая удобства
Екатерининской гавани, Порт-Владимира и
других губ, таваней, якорных стоянок
Вольского залива, © сожалением отмечал,
что они столь же мало населены, как во
времена первого появления здееь русских.

Русские охотники, мореходы, воины при-
шли на кольскую землю много столетий на-
зад. Промышляя рыбу, морского зверя, они
двигались по побережью Мурмана все даль-
ше на запад. Еще в ХГ веке по дотовору
Ярослава Мудрого с норвежеким королем
Олафом Тюркесеном границей между Русью
и Норвегией считался залив Лютенфиорд.
Отважные русичи выходили в студеное мо-
ре на своих ладьях, доплывали даже до
Труманта (Шпинберген). Многие гибли в
борьбе в бурями и туманами.

Проходили века, но быт мурманских по-
моров почти не менялся. Жизнь оставалась
суровой, скудной. Немногие могли ужить-
ся здесь. Недавно нам пришлось беседовать
с дочерью старого рыбака  Григория Кожи-
на, поселившегося на берегу Екатеринич-
ской гавани полвека назад. Его лом был
третьим по счету. В губе Кислой стояла то-
гда всего одна изба старика Пашкова, за-
нимавиегося ловом семги.

Городок Александровск, приютивигийся
на берегу бухты, считался, несмотря на свое
убожество, административным центром
Александровекого уезда Архангельской ry-
бернии, Этот уезд охватывал всю террито-
рию Кольского полуострова, насчитывав-
шую в 1913 голу поимерно 10.000 чело-
век населения. Далекая окраина царской
	медпункт, читальня, библиотека. Вюлхоз
богатеет: в 1946 году он выловил болев
.3.000 центнеров трески — виятеро боль-
Ше, чем до войны.

1.140 тонн рыбы добыли за этот год
колхозники Полярного района. Неузнаваемо
изменился быт рыбацких селений. В рай-

оне — три клуба, четыре‘ избы-читальни,
Семь электростанций работают в Тюва-гу-
бе, Средней губе, Порт-Владимире...

Котда-то жители Саамекого района —
кочевники-оленеводы—за десятки, даже за
сотни километров с’езжались в становище
Поной, чтобы просить помощи фельдшера.
Тюди болели цынгой, трахомой, но фельдшер
появлялея в Поное только три раза в год,
а затем спешил обратно в Архантельск. Во
зсем районе был один «учитель» — дьяк
церковно-приходекой школы. Сейчас в рай-
оне— десять больниц и амбулаторий. В де
сяти школах учится более 500 детей кол-
хозников. Рыбаки, оленеводы посещают
6 изб-читален. В становищах действуют
киноустановки, многочисленные радиоточ-
ки. Интересно отметить, что сорок семь
многодетных матерей из саамских стано-
вищ получили правительственные награды,

Сейчас во всех утолках обширного По-
лярного избирательного округа разверну-
лась предвыборная кампания, в которой
участвуют представители всех националь-
ностей. Агитаторы выезжают к избирате-
лям то на оленьих упряжках в тундру, та
на моторных ботах в прибрежные поселки,
Среди агитаторов — знатные рыбаки Васи-
лий Жуков, Андрей Плеханов, работник
рыболовецкой станции орденоносец Степан
Иулин, передовой моторист Фаддей Андро-.
нов и другие.

С большим под’емом готовятся к предетоя-
щим выборам и военные моряки кораблей
	соединений и частей Северного флота.
	Налитан Ю. КОНОВАЛОВ,
	Моряков не была Ha этой встрече — несла, тибеьх.
  п ж————
	Второе, исправленное и дополненное издание книги
«оси Виссарионович Сталин, Краткая биография»
	В С. Maran М. Б., Мочалов В. Д.,
	Поспелов П. Н. :

Книга излается тиражом в 1 миллион эЕ-
земпляров. Первая часть тиража книги в
ближайшие лни поступает в книжные ма-
		Госполитиздат выпустил в свет второе,
пеправленное и лополненвое издание книги
«Иосиф ‘Виссарионович Сталин. Краткая
биография». Составители биографии: Алек-
санлров Г. Ф_ Галактионов М, Р., Кружков
	110 тысяч метров шерстяных тканей сверх плана
	Шерстяные и суконные предприятия
Главшерсти Министерства техстильной про-
мышленности СССР успешно завершили ян-
варский план. Сверх залания выпущено
110 тысяч метров шерстяных тканей.

Паиболее высоких показателей добились
комбинат имени Тельмана в Ленинграде,

выполаивший январский план на 107,5
	процента, суконная Фабрика «Пролета-
рий» — на 107 процентов, Обуховская су-
конная фабрика имени Ленина — на
105,5 процента.

Коллектив Кралнохолмекого камвольного
комбината борется за, то, чтобы в конце вто-
рого квартала нынешнего года ловести вы-
пуск тканей до довоенного уровня.
	..Отановище захребетное. Тут в 1930
голу 16 рыбацких семей об’единилиеь в
	колхоз, Сегодня в стаповише — школа,