4 феБраля 1947 р.
	» BYOPAHK, Ne 29 (2516).
	КР

A CH bi

И ФЛОТ
	Карты-схемы для десантных
операций
	Для гидрографического обеспечения де-
сантных операций. недостаточно иметь
морские навигационные карты. и лоции,
которые не дают ответа на многие вопро-
сы, возникающие в ходе подготовки к опе-
рации. В частности, они не совеем полно
освещают прибрежные районы, а 9 при
выборе места для высадки имеет очень
важное значение. Насколько близко к бе-
регу могут подойти плавсредства с той или
иной осадкой, каков грунт полосы, которая
будет форсироваться войсками — таковы
главные вопросы, ‘на которые должны
ответить гидрографические материалы.

Существующие же навигационные посо-
бия дают на эти вопросы неполные отве-
ты. К такому выводу мы пришли, когда
составляли назиганионно-гилрографическое
описание южного берега Финского залива
во время Отечественной войны.

Побережье было занято противником,
поэтому описание пришлось делать на 0с-
новании существующих картографических
материалов и лоции. Послелняя давала
мало сведений о береговой черте, глубинах
и грунте прибрежного рифа, что эначи-
тельно затрудняло нашгу работу. Мы убе-
дились в том, что лоция, как и карты, не
может отобразить вое те данные о три-
брежной полосе моря и самом берете, ко-
торые требуются при подготовке десант-
ной операции.

На’ морской карте рельеф дна изобра-
жается изобатами —линиями равных глу-
бин. Несмотря на то, что в прибрежной
Части наносится довольно ‘много изобат,
можно лишь приблизительно определить,
как удаляется от берега глубина, отби-
ваемая на карте изобатой. .

Топографическая с’емка побережья и
	промер глубин отличаются друг от друга
	как по способу выполнения, так п по
точности. При создании карты это неиз-
бежно влечет за собой хотя и незначи-
тельный, но’ все же разрыв между берего-
вой чертой и промером моря или наполза-
ние одного на другое. Гооме того, как пра-
вило, невозможно нанести на планшет все
измеренные глубины, поэтому ограничива-
ются тем, что наносят меньшие из них.
Мореплаватель, глядя на карту, знает, что
на данном участке он не встретит глубин
меньше тех, которые отмечены на ней.

Однако для десантных операций тре-
буется как можно более подробно показать
глубины! в прибрежном рифе. В этом случае
важную роль играют и болыние глубины,
	которые на карту не нанесены. Доция также.
	не может вместить все необходимые све-
дения, иначе она приняла бы настолько
большие размеры, что пользоваться ею
было бы затруднительно.

Bee это заставляет искать другие епо-
собы подробного изображения на карте
прибрежной чабти дна моря.

‚ Мы полагаем, что было бы вполне це-
лесообразно издавать карты-схемы, на ко-
торые наносить только необходимые дан-
ные по прибрежному рифу и берегу. Такие
карты восполняли бы пробелы в сведе-
ниях, изложенных в лопии и На навига-
пионных картах; то-есть служили бы узко
пралиической пели. На карты“ехемы нуж-
HO наносить линь самое необходимое ко-
личество ‘сведений — беретовую черту.
	СОРЕВНОВАНИЯ
	эакончились районные = соревнова-
ния по флажному семафору, организован-
чые Московским торолоким советом 0го-
авиахима в честь выборов в Верховный Со-
вет РОФСР. ,

В течение десяти дней более ста членов
военно-морских кружков Дворнов пионеров,
средних школ, ремесленлых училищ, воен-
но-мотекого клуба Осодвнахяма оспаривато
право участия в-общегородеких состязаниях.

Лучицх результатов добилась  команла
519-й средней школы ЕКировокого района
г. Москвы. Участники команды передали
703 знака в минуту и приняли 31%.

глубины прибрежного рифа до 5-метровой
изобаты и общий характер узкой‘ полоеы
берега. Их можно издать ввиде пологок
шириной 20—30 сантиметров, в завиеи-
мости от ширины пляжа — расстояния от
берега до Б-метровой глубины. Масштаб
следует выбирать с учетом возможноети
подробного нанесения на карту результа-
тов гидрографических работ. Взе измерен-
ные глубины прибрежного рифа должны
поместиться на  карте-схеме в маспетайе
не мельче чем 1:5000. При этом усло-
вии глубины обозначатся с интервалом че-
рез каждые 10 метров.

Если на корте-схеме нанести пункты
геодезической ‘основы и написать назва-
ния мысов и приметных мест, то по ней
можно приблизительно определять участ-
ки береговой черты. Линия этой черты на-
носится схематически, по расстояниям от-
носительно ближайших к берегу глубин.
Те глубины, которые измерены у самой
кромки берега, вычерчиваются на линии
береговой черты.

Таким образом задача более подробного
описания прибрежного рифа решается пу-
тем увеличения масттаба карты-схемы,
показывающей только узкую прибрежную
полосу. Шуи этом нет необходимости про-
извохить специальные работы для созда-
ния таких карт. Вполне могут быть ис-
пользованы материалы систематических
повседневных гилрографичееких исследова-
ний. Если сохранились материалы ранее
произведенных промеров. то остается толь-
ко обработать их с учетом требований,
тред’являемых к картам-схемам. В даль-
нейшем работа над картами-схемами лол-
жна проводиться одновременно. е общими
гидрографическими исследованиями. Заме-
тим, что в случае полного отсутетвия ка-
ких-либо материалов производить специ-
альные гидрографические работы для ©03-
дания карт-схем не всегда пелесообразно,
так как они требуют болыних материаль-
ных затрат.

Десантные части, выполняя боевую за-
дачу на берегу, используют топографиче-
ские карты. Поэтому нет нужды рисовать
на картах-ехемах рельеф берега. Вместо
этого лучше нанести заметки гидрографа,
производившего промер. Эти заметки прел-
ставляют собой общую характеристику
узкой полосы берега и его кромки, указы-
вают, какая она — песчаная, каменистая,
сухая, болотистая, вязкая, прочная, низ-
менная и т. д— и набколько поднята над
водой. В отдельных случаях полезно прак-
тиковать зарисовки или фотос’емки харак-
терных склалок побережья, ‘предетавляю-
щих трудности для преодоления (напри-.
мер, овраги с крутыми склонами, обрывы,
скалы м др.). г.

Чтобы получить полноценные материз-
лы для создания таких карт, Гидрографи-
ческое управление должно дать своим
экспедициям специальные указания о про-
изводстве работ в прибрежном рифе.

Глубины у берега с течением времени
изменяются чрезвычайно мало. Поэтому
картами-схемами можно с успехом поль-
зваться на протяжении многих лет 663
0е0бых дополнений и изменений.
	Капитан 3 ранга В. БЕЛЯЕВ
	ПО СЕМАФОРУ
	  В личном первенстве победителем выптел
ученик 8-го класса 519-й срелней школы
Кнровекого района Виталий Крылов. Он в
минуту передал флажным семафором 100
знаков и принял 53. (Напомним, что в co-
  ревнованиях был: установлен норматив: по
‚ тередаче — 40 знаков в минуту и по прие-
  му — 30). Второе место также залял
  представитель 519-й школы  Кировекого
‘райояа Валентин Барыкин. Он передал
  89 знаков в минуту и принял 56 знаков.

Вчера в помещении городского совета,
 Осоавиахима начались общегоролекие со-
	р Я Рф rs ae ei

ревнования по флажному семафору.

Консультация.
	Спортивная жизнь
	4-я спартакиада моряков. % Кубок СССР по хоккею.  Деся-
тидневный сбор лыжников. % На первенство Министерства
	Вооруженных Сил
	по лыжному спорту.
	Порядок голосования
	° Приближаются знаменательные дни всо-
народного праздника, дни выборов верхов-
ных органов власти союзных и автономных
республик. Гордые за свою Родину, пойдут
совотокие люди 9 февраля, а в отдельных
республиках — 14 и 16 февраля. к избира-
тельцым урнам, чтобы осуществить великие
права, предоставленные им самой демокра-
тической в мире конституцией, м отдать
свои голоса славным кандидатам сталин-
ского блока коммунистов п беспартийных.
Вак же будет проходить голосование?

Известно, что в нашей стране выборы
депутатов в Верховные Советы союзных a
автономных республик производятся на 0е-
нове всеобщего, равного и прямого избира-
тельного права при тайном голосовании.
Голосование — решающий момент выбор-
ной кампании, когда советские граждане
непосредственно осуществляют свое изби-
ралельное право. В СССР каждому избира-
телю предоставлена полная возможность
принять участие в выборах, ему обеспече-
HO подлинное волеие’явление.

Выборы состоятся по месту жительства
п в нерабочий день. Прием избирательных
бюллетеней будет производиться с 6 часов
утра до 12 ночи (по местному времени).
Избиратели заблаговременно оповецалотся
участковыми избирательными комиссиями о
дне и месте выборов.
	Голосование будет проходить в специаль-
но отведенных и оборудованных помеще-
ниях. На кораблях и судах, где созданы
отдельные избирательные участки, для этой
цели выделяются наиболее прислюсоблен-
ные каюты или кубрики. Если в помеще-
ние, отведенное для заполнения бюллоте-
ней, будут допускатьея одновременно не-
сколько человек, то в нем оборудуются
специальные кабины с Таким расчетом,
чтобы входящие в них не могли видеть
соседей, заполняющих в это же время CBOE
избирательные бюллетени. Таким образом,
каждому избирателю гарантируется тайна
олосоватия.
	Б помещении для голосования должно
быть уютно, тепло и светло, кабины сле-
дует устроить так, чтобы избирателю было
удобно заполнять бюллетень. Необходимо
поэтому заблатовременно оборудовать. каби-.
ны, поставить в них столы, обеспечить
карандмнами и т. и.
	Для участия в голосовании каждый гра-
пданин, пользующийся избирательным пра-
вом, должен лично явиться в помещение
участковой комиссии в удобное для него
время, от 6 часов утра до 12 часов ночи.
Избиратель пред’являет секретарю или чле-
ну комиссии паспорт, либо  колхозную
книжку, либо профсоюзный билет, либо
другой документ, удостоверяющий  лич-
ность. Военнослужащие пред’являют удо-
стоверение личности или красноармейскую
(враснофлотскую) книжку. Секретарь или
член участковой комиссии после проверки
по списку избирателей и отметки в нем
вручает избирателю бюллетень установлен-
ного образца. Это необходимо для Toro,
чтобы голосом избирателя не мог восполь-
зоваться кто-либо друюй и чтобы один
тражданин не голосовал дважды. Каждый
тражданин СССР имеет на ‘выборах только
OATH голос.

Если избиратель приезжий или недавно
поселился в этой местности и не числится
в списках избирателей того участка, куда
он пришел для голосования, то, кроме до-
кумента, удостоверяющего его личность, он
юлжен пред`явить «Удостоверение на пра-
во голосования». Таким документом граж-
	AGHUH должен запастись, выезжая ©с места
	жительства, THe он был занесен в избира-
тельный список.

Во время голосования избиралель полу-
чет один бюллетень белого цвета. Однако
гражданин, проживающий на территории
автономной реепублики, например в Абха-
зни, получит в участковой комиссии два
	латов в депутаты Верховного Совета Г ру-
зинской ССР и розовый — с фамилиями
кандидатов в депутаты Верховного Совета
Абхазской АССР.

Получив бюллетень, избиратель направ-
ляется в специальную комнату или кабину,
Где, ознакомившись с содержанием бюллеё-
теня, оставляет в нем фамилию того кая-
Дидата, за которото он желает голосовать.

В помещении, отведенном для голосова-
ния, затрещаетея присутствовать Кому бы
то ни было, в том числе п членам учает-
ковой избирательной комиссии. Здесь. на-
ходитея только голосующий. Исключение
делается для тех избирателей, которые
вследствие неграмотности или инвалидности
Не могут самостоятельно заполнить‘ бюллье-
тень, Такому лицу предоставлено право
пригласить © собой любого другого гражда-
нина для заполнения бюллетеня. Заполнен-
ный бюллетень избиратель опускает в из-
бирательный  яптик. ,

Чтобы предоставить возможность всем
избирателям участвовать в толосовании, к
тем из них, которые по своему физическо-
му состоянию 6 могут без посторонней по-
мощи прибыть к месту выборов, будет по-
сылаться транспорт. В больным, по их
просьбе, булет послан на квартиру член
участковой  комиссни с избирательных
ящиком уменьшенного размера. Учаетко-
вые избирательные комиссии, в виде ис-
ключения, могут производить прием бюл-
летеней в местах пребывания отдельных
групи избирателей, которые по’ условиям
сообщения не смогут прибыть на пункт
голосования. В таких случаях  команди-
руется член участковой комиссии или
уполномоченное на то лицо с избирательным
ящиком уменьшенного размера.

Избирательный закон исключает  в0з-
можноеть какого бы то ни было давления
на избирателей, обеспечивает каждому гра-
жданину полное осуществление его прав и
строгую тайну голосования. В этом; как п.
во всей организации выборов в советекие
органы власти, сказывается подлинный де-
мократизм нашей советской избирательной
системы. й
	Hame в капиталистических странах
тайна голосования и, следовательно, ево-
бода воли избирателей не охраняются так
строго, как в нашей стране. В некоторых
штатах Америки, например в штаче Коло-
радо, голосующему выдается избирательный
бюллетень с номером, под которым фамилия
этого лица значился в избирательном
списке. Ясно, что при таких условиях не
приходится говорить о’ сохранении тайны
голосования. Подкуп, угрозы, обман — да-
леко не редкое явление на выборах в ка-
питалистических государетвах.

В обстановке террора и полицейского
произвола прошли в июле 1946 года выбо-
ры в турецкий меджлие. На каждом изби-
рательном участке, кроме членов избира-
тельных комиссий, присутствовали пред-
ставители полицейских органов. Закрытых
кабин не устраивалось, тайна голосования
не обеспечивалась. В Греции во время про-
исходившего 1 сентября` прошлого года так
называемого референдума по вопросу о.воз-
вращении короля были многочисленные
случаи, когда монархисты силой оружия
заставляли граждан голосовать за короля.

Советский избирательный закон полно-
стью обеспечивает тайни голосования и
свободу волеиз’явления народа. В избира-
тельных законах союзных и автономных
республик указано, что всякий, кто путем
насилия, угроз, обмана или подкупа булет
препятствовать советскому гражданину в
свободном осуществлении его права изби-
рать и быть избранным, карается лишени-
ем свободы на срок до двух лет. Советский
закон стоит на страже свободного осуше-
ствления гражданами ССОР своего права
участвовать в выборах верховных органоз
государственной власти.
	бюллетеня: белый — с фамилиями канди-’ зн. HEMOB,

Чыжными соревнованиями на 10 и 3
километра 2 февраля в Москве открылась
[У зимняя спартакиада центральных уп-
равлений Военно-Морских Сил. На старт
вышило более 150 лучших лыжников, оспа-
ривавших приз, учрежденный офицерским
клубом.

Командное первенство и переходящий
приз 1947 года завоевали лыжники епор-
тивного коллектива во главе с мастером
	спорта СССР лейтенантом Кондрашковым.
Второе место занял коллектив, где инструк-
тором физподготовки старший лейтенант
Ахромин.

Тичное первенство и звание чемпиона
центральных управлений Военно-Мореких
Сил по лыжному спорту завоевал старший
матрос Оляшев. 10-километровую диетан-
цию по средне-пересеченной местности он
прошел за 43 мин. 11 сек. Велед за ним
финишировал старшина 1 статьи Саратов-
ский. Среди женщин  первенствовала
А. Пшикова. 3 километра она закончила
за 14 мин. 57 сек.

В группе офицеров старшего возраста
лучшие результаты в 10-километровой гон-
ке показал инженер-полполковник Слеса-
ренко. Его время—54 мин. 42 сек.
	9 февраля начнется восьмой розыгрыш
	кубка СССР по хоккею. В нем будут участ»
вовать 16 мужских и 8 женских команд»

Среди команд, оспаривающих кубок СССР
в этом году, в женской группе. играют по
две команды от Москвы и Ленинграда и по
одной — от Свердловска, Архангельска, Люз
‚берец и Куйбышева.

Bd a *

Вчера начался тренировочный сбор сильз
нейших  моряков-льшкников — Московского
гарнизона, отобранных для участия в 10+
зыгрыше первенства Военно-Морских Сил.
который начнется 14 февраля в Ленингра“
це, и первенства Вооруженных Сил СССР.

В течение десяти дней спортемены про-
ведут ряд лыжных гонок на 10, 20 и 30
километров, будут тренироваться в слало-
ме, прыжках с трамплина, горно-лызжном
двоеборье.

жж * :

В день выборов в Верховный Cone?
РСФСР состоится розыгрыш первенства
Министерства Вооруженных Cuz CCCP по
лыжному спорту. Около шестисот спортеме-
нов будет соревноваться в гонках на 5, 10
и 20 километров. Лучшие из них войдут в
состав сборной команды Москвы, которая
будет участвовать в предстоящем розыг-
рыше Вооруженных Сил СССР по лыжному
спорту.
	Всесоюзный шахматный чемпионат
	2 февраля в МЛенинградеком дворце
культуры имени Кирова началея 15-й
шахматный чемпионат Советского Союза.
В турнире участвуют (в порядке жеребь-
евки): мастер Каспарян (Ереван), мастер
	Уфимцев (Кустанай), заслуженный масте»
	Макагонов (Баку), гроссмейстер Болеелав-
ский (Свердловск), гроссмейстер Флор
(Москва), мастер Толуш (Ленинград), ма-
стер Гольденов (Киев), ‘гроссмейстер Бон-
даревекий (Москва), мастер Кан (Москва),
кандидат в мастера Аронин (Херсон), гроес-
мейстер Ратозин (Москва), кандидат в
мастера Еламан (Ленинград), гроссмейстер
Лилиенталь (Москва), мастер Дубинин
(Горький), гроссмейстер Смыслов (Москва),
мастер Бронштейн (Москва), мастер Ала-
торцев (Москва), мастер Юдович (Москва),
гроссмейстер Левенфиш (Ленинград), гросс-
мейстер Керес (Таллин).

В первом туре наибольшее внимание
публики, переполнившей зрительный зал
Дворца культуры имени Вирова привлекли
партии Ааспарян — Верес и Толуш —
Смыелов. Обоим гросемейстерам удалось
добиться победы после острой борьбы; Ке-
рес создал неотразимую атаку на позицию
короля белых и добился быстрой победы.
	“Из nucenm
	Толуш получил многообещающее положе“
ние против Омыелова, но, просмотрев эф»
фектную контратаку гроссмейстера, был
вынужден сдать партию.

Пертия Флор—Брониетейн закончилась

вничью. Также вничью закончились парз
тии Бондаревский — Лилиенталь и Ард-
нин-—Ратозин. Остальные партии отложе-
НЫ.
Во втором туре гроссмейстер. Флор после
острой борьбы одержал черными победу
над мастером Алаторцевым, допустившим
ошибки в конце партии. Встреча, гросемей-
стера Смыслова и киевского мастера Голь-
денова закончилась вничью. Также вничью
сыграли чемпионы Москвы и Ленинграда —
мастера Бронштейн и Толуш.

В отложенных партиях перевее имеют?
Верес против Рагозина, Каспарян против
Уфимцева, Бондаревский против Дубини=
на, Кан против Лилиенталя, Аронин про=
тив Кламана и примерно в равном полоз
жении прервана партия Лилиенталь —
Макагонов. Партия Юдович-—Билеславский
не игралась.
	Сетодня состоится третий. тур.
Мастер И. КАН.
	в редакцию
	ОТРАБОТАННОЕ МАСЛО
	На Н-ском корабле сконструпровали не-
большое приспособление, позволяющее ис-
пользовать отработанное масло.

Обычно такое масло пело за борт. По ини-
циативе катитан-лейтенанта Киселева на
корабле задетали отверстие, через которое
отработанное масло поступало в трюм; те-
перь оно поступает в проетейпиий алитарат,
изготовленный из небольших бочек ©
	В заметке под таким затолозком, омуб-
ликованной в «Красном Флоте» 2 января,
раескавывалось о случае нарушения статьи
122 Листояилинарного устава; Вооруженных
Сил СССР при выборах суда чеети для млад-
ших офицеров в аварийно-спасательном
учебном отряде Военно-Морских Сил.

лучить уголь и продовольствие в черномор-
ских базах не удались, и команда револю-
ционного корабля, не имея топлива и пищи,
решила уйти в заграничный порт.

Автор совершенно правильно привохит
ленинские слова о том, что революционно-
му движению «не хватало организации ре-
волюционных социал-демократических pa-
бочих в военных мундирах: у них не было
уменья взять руководство в свои руки,
стать во главе революционной ‘армии...».

Ноябрьекому восстанию в Севастополе
посвящена пятая глава. В сожалению, онз
написана менее подробно, конспективно п
схематично. Упущены весьма существенные
подробности этого интереснейшего этана
революционных событий на Черноморском
флоте. 910 восстание было наиболее массо-
BHM ПО CBOCNY размаху и количеству
	участников. № восставиим присоедичилиеь
и некоторые армейские части Севастополь-
ской крепости.

В отличие от ранее изданной литерату-
ры о революционном движении на флоте в
‘книге тов. Федорова широко использованы
архивные материалы противников этого
восстания. Автор приводит весьма интерес-
ные выдержки из донесений морского ми-
нистра, командующего флотом, различ-
ных полицейских чинов, свидетельствую-
‘щие о болышом эначепии восстаний Ha
Черноморском флоте.

Цоябрьские события в Севастополе нача-
лись еще 18 октября. В этот день была ор-
танизована демонстрация по поводу цло-
ского манифеста. Демонстрация ‘охватила
тысячи людей, стихийно возникли митинги,
огромная толпа народа двинулась к тюрь-
ме освобождать политических  заключен-
ных. (У ворот тюрьмы демонстрантов
встретили огнем винтовок. Расстрел безо-
ружной толпы вызвал гнев трудящихся. В
демонстрациях, которые продолжались и
после 18 октября, все болыше и больше
участвовало матросов. Особенно грандиоз-
ной была демонстрация 20 октября, в день
похорон жертв расстрела У тюрьмы. На
городском кладбище собралось до 25 тысяч
человек. У могилы выступил ‘© речью
командир миноносца лейтенант Петр Пет-
рович Шмидт. Его взволнованная речь, по-
строенная в форме клятвы, прогремела на
весь мир, сразу же приковав внимание к
этому ранее незаметному офицеру.

Шуидт был немедленно’ уволен из фло-
та, арестован и посажен в каземат. Не-
сколько дней спустя под давлением обще-
ственного мнения правительство освободи-
		паровыми эмеевиками. Масло собирается в
аппарате и после кипячения вновь идет в
работу.

За 8 месяцев было вновь использовано
таким образом. около 60 проц. отработанно-
го масла,

Старший лейтенант
И. СМИРНОВ.
	Тихоокеанский флот.
	По следам выступлений «Красного Флота»
		Бомандир отряда сообщил редакции, что
указанные в заметке факты действительно
имели место.

В настоящее время нарушение устранено
И состав суда чести для младших офинеров
отряда соответствует требованиям, пред’
являемым Уставом.

В несчастью, в комиссию корабля от
одесской социал-демократической организа-
ции попали меньшевики, да и среди Ma-
тросов корабля тоже были меньшевики и
анархисты. Ем. Ярославский, работавший в
	то время в одесской ортаназации большеви-
	Ков, случаино не был допущен на корабль.
Он, хорошю зная обстановку в городе. ут-
верждал, что при более решительных лей-
ствиях матросы и восставшие ‹ рабочие
вполне могли захватить город в свои руки.

Но этого не произошло. Судовой ‘комитет
занял пассивную позицию в ожидании при-
соединения всей эскадры.

В. И. Ленин, находившийся тогда за гра-
ницей, как только узнал о приходе в Одес-
су «Потемкина», немедленно послал туча
большевика Васильева-Южина, дав ему за-
дание попасть на революционный корабль
и помочь его экипажу действовать более ре-
шительно. для дальнейшего развития вос-
стания как на флоте, так и на берегу. Но
Васильев-Южин своевременно приехать не
мог.
	В третьей главе А. Федоров описывает

восстание на учебном. корабле «Прут».
_ Четвертая глава посвящена разбору
дальнейших действий «Потемкина» и Чер-
номорской эскадры, вышедшей на подавле-
ние восстания. Вак известно, после встречи
в районе Одессы с отрядом кораблей вице-
адмирала Вригера к «Потемкину» присое-
динилея броненосец «Георгий  Победоно-
сец». Но руководство на этом восставшем
корабле оказалось еще более слабым, чем
на «Потемкине». Оно также заняло пас-
сивную позицию ‘по отношению к врагам
революции, находившимся на корабле. На
корабле не было крепкой большевистской
организации, что, как совершенно правиль-
но отмечает автор, и спределило печальный
исход борьбы. Командир броненосца созна-
тельно посадил корабль на мель, и броне-
носец уже не мог быть реальной силой в
борьбе с самодержавием. Остальные кора-
бли ушли в Севастополь.

Царское правительство принимало вее
более решительные меры для подавления
восстания.

Во все порты Черного моря были. поела-.
ны депеши: «Не давать топлива и прови-
зии «Потемкину», К портам, где был утоль,
стягивались войска и артиллерия. Царское
правительство обратилось к правитель-
ствам Турции и Румынии © просьбой не
только не давать броненосцу топлива и
продовольствия, но и расправиться с его
Ккоманлой вооруженной силой. Попытки по-
	ле Шмидта из-под ареста. Когда революз
ционная волна уже захлестнула корабли и
береговые экипажи, матросы предложили
Шмидту возглавить восстание. Это было
признаком идейной и, организационной
слабости восставших.

Будучи человеком честным и благород*
ным, П. П. Шмидт принял приглашение
матросов и стал во тлаве восставших, хотя
это и противоречило его внутренним убеж-
дениям «еоциалиста вне партий», — Kak
писал он 0 себе. Матросы восстали е ору:
жием в руках. Они уже начинали бои е
правительственными войсками, а Шмидт не
был сторонником вооруженного восстания,

Слабость общего руководства ‘восстали
ем сразу же сказалась на его холе. Вос-
ставшие действовали нерешительно, уту-
стили удобный момент захвата большин-
ства крупных кораблей эскадры, не су
мели установить настоящую связь с армей-
скими частями Товарищ Сталин летом
1905 года в статье «Вооруженное восста-
ние и наша тактика» писал, что основным
условием успеха восстания должно быть
вооружение пролетариата, создание боевых
‚дружин, способных вести бои с силами са-
модержавия. Руководители восстания в (е-
вастополе не сумели вооружить рабочих и
создать из них боевые дружины. Очень
жаль, что автор не рассказал 0б этой су-
щественной ошибке руководителей восста-
НИЯ. .
Правительстве стянуло в Крым болынсе
количество войск и подавило восстание.

В. И. Ленин пиезл в «Новой Жизни» по
поводу ноябрьского восстания в Севасто-
поле: «Едва ли есть основание лиховать
победителям под Севастополем. Восстание
Крыма побеждено. Восстание России непо-
бедимо».

По образному выражению Ленина, рево-
тюция 1905 года была генеральной репе-
тицией победоносной Октябрьской Социали-
стической революции 1917 ‘года. Матросы
Черноморского и других флотов  Роесин
своим участием в революционном движении
1905 года внесли свой вклад в дело под-
готовки Великой Октябрьской Социалисти-
ческой революции.
	Труд А. Федорова помогает глубже по-
нять значение революционных событий на
Черноморском флоте в 1905 году и окажет
помощь изучающим историю ВЕН(б). Енига
дает содержательный материал для
пропаганды революционных традиций воен-
	НЫх моряков.
М. ПАВЛОВ.
	Черноморские события 1
	Анита А, Федорова, несмотря низ свою
сжатость, просто и ясно повествует о пе-
волюционных событиях на Черноморском
флоте в 1905 году. В небольшом введевии
автор дал краткий очерк событий, пред-
шествовавших революции 1905 года, рас-
сказал о причинах нарастания революци-
онлого движения в России.

В первой тлаве — «Черноморский флот
накануне революции 1905—1907 гг.» —
автор, привлекая большое количество ло-
кументов, рисует кафтяну бесправия рус-
спо матроса и произвол реакционного
Фицерства, систематически глумившегося
над матросами и обкрадывавшего их.

Bo флот при очередных осенних призы-
вах подбирались наиболее грамотные и раз-
витые рабочие и крестьяне. Попав в обета-
новку произвола и бесправия, они 060-
бенно чувствовали гнет царского строя.
A MAH учесть, что эта молодежь и до фло-
та уже кое-что знала © задачах борьбы е
самодержавием, то совершенно, естествен-
Но, Что матросекая масса! оказывалась весь-
№8 ‘восприимчивой к революционной агита-
ЦИИ.

В силу особых условий службы, когда
муросы постоянно общались © рабочими
	‚ судостроительных и судоремонтных заво-
	JOB, революциониая пропаганда и атитаниа
среди матросских масс были возможны в 00-
1% широких размерах, чем в других родах
войск царской России. Это обстоятельство
также имело существенное значение зтя
ды революционного движения a
лоте.

Первая социал-демократическая органи-
зация на Черноморском флоте была созтана
в 1903 году матросом учебного отряда Ива-
ном Яхновским, бывшим харьковским ра“
чим, членом РОДРИ. Сначала это была
небольшая групиа намболее передовых ма-
тросов.

Вместе с нарастанием революционного
вижения в стране активизировались и
оциал-демократические организации FA
флоте. К началу 1905 г. на многих круп“
——

* А. Федоров. «Революционные восста-
ния в Черноморском флоте в 1905 году».
Госполитиздат, 1946 г. стр. 136. Цена
5 руб.
	кружки, обычио „возглавляемые членами
социал-демократических организаций, Ре-
волюционной работой на Черноморском фло-
те руководила так называемая «Матросская
Централка» -—— группа революционных
матросов, представителей главным образом
РСДРП.

Автор вполне страведляво пишет, что
большое влияние на развитие революцион-
ного движения моряков Черноморского фло-
та оказали революционные события, про-
исходившие в стране, особенно в Петер-
бурге и Закавказье.

«Отачечное рабочее движение в причер-
номореких городах переплеталось © заба-
стовками портовых рабочих и с волнения-
ми матросов. на судах, находивитихся в то
время в портах. Так было в Батуме; ‘гле
прокламации и воззвания Закавказекого
союза РСДРП, призывавиие трудящихея п
солдат. к борьбе с ненавистным царизмом,
попали на корабли флота и сыграли боль-
шую роль» (стр. 19). Как известно, в это
	время большевистскими организациями в
	Закавказье непосредственно , руководил
товарищ Сталин.

Самодержавие принимало меры для то-
10, чтобы подавить революционное движе-
ние моряков. Автор рассказывает, как по
указаниям сверху командование флотом
усиливало полицейскую слежку за поведе-
нием матросов.

Вторую главу А. Федоров посвятил опи-
санию июньского восстания 1905 тода на
Черноморском Флоте. В середине 1905 г.
«Матросская  Централка» усилила свое
влияние на ход событий. В руководящее
ядро «Централки» входили большевики
И. Яхновский, А. Петров, 0. Волошин, Ва-
кулинчук, Черный и другие. «Матросская
Централка» готовила восстание в широких
масштабах с охватом больптииства боевых
кораблей и береговых частей. Было решено
поднять восстание в конце лета 1905 г.,
когда флот выйдет в Тендровский залив для
учений и стрельб.

Меньшевики, засевшие в руководящих
органах Крымского союза РОДРИ, всячески
мешали большевистскому ядру  «Матрос-
ской Централки» в его работе.

Вольшезикам приходилось преодолевать
	VO года’
	огромные трудности в подготовке восста-
ния. Саботаж и предательство меньшеви-
	ROB, имевших еще некоторое влияние на
	мзтросов, военно-полицейский режим на
кораблях и в Частях, — все это мешало
идеологической и’ организационной подго-
товке матросов к революционному выетуп-
лению.

Восстание на броненосце «Потемкин»
опередило события и расстроило общий план
восстания, намеченный — «Централкой».
	‚Будучи само по себе героическим событием
	огромной исторической важности, это пре-
ждевоеменное выступление «Потемкина»,
несомненно, отрицательно повлияло на 0б-
щий ход восстания на флоте, застав вра-
сплох многих руководителей готовившегоея
воссталия нз других кораблях и в частях
флота,

«Матросская Централка» ие разрешала
потемкинцам начинать восстание до соеди-
нения на Тендре основного корабельного
ядра Черноморского флота. Да и на самом
«Потемкине» не было единства среди ру-
ководителей революционной организация
корабля. Когда «Потемкин» раньше веей
эскадры был послан на Тенлру для испы=
таний, младший командир подразделения
машинистов, энергичный, но’ недостаточно
политически подготовленный Афанасий Ма-
тюшенко потребовал немедленного восста-
ния, не ожидая прихода на Тендру всей эс-
кадры. Спокойный, уравновешенный боль-
шевив Вакулинчук в меру своих сил сдер-
живал горячее стремление матросов итти
немедленно в бой до подхода эскадры. Но
спровоцированные командиром и старпомом
корабля матросы уже взялись за оружие и
овладели кораблем. В схватке был смер-
тельно ранен большевик Вакулинчук. Ро
главе восставигих оказалея политически не-
зрелый А. Матюшенко.

Придя в Одессу, революционный бро-
неносец не смог оказать должного вли-
яния на ход всеобщей стачки, проис-
ходившей в это’ время в Одессе. Комиссия
из 13 человек, стоявшая во главе корабля,
заняла в Одессе нерепгительную позицию,
допустила ряд. существенных промахов я
в последующих действиях во время пассив-
ного скитания по портам Черного моря в
поисках топлива, воды и продовольствия.