о февраля 1947 г., среда, № 30 (2517)
очно биты ыы о
	КР

АСПЫИ ФЛОТ
	История оного
		анятия
	Против опекм.
	чад молодым офицером
	enema командира
ОПЫТ ВОЙНЫ. .
	Наши военно-морские училища дают
офицерам обширные теоретические знания.
Их волне достаточно AIM того, чтобы,
придя на Флот, молодой офицер успешно
начал службу. Но полноценным морским
офицером считается’ только тот, У кого
теоретическая подготовка сочетается с бо-
татыми практическими навыками и опы-
том. Они приобретаются на кораблях, в
море.. Формирование необходимых морских
качеств и практических навыков офицера,
происходит под руководством более опыт-
ного начальника, чаще всего командира
корабля.

Корабельный устав указывает: «Каж-
дый командир (начальник) является pyxo-
водителем и воспитателем личного соста-
Ba вверенного ему корабля, боевой части,
службы, подразделения и отдельных под-
чиненных. Он несет полную ответствен-
ность за их состояние, подготовку и бое-
вую готовность во всех отношениях и во
всякое врёмя».

Вот почему дальнейший рост офицера
зависит от того, насколько серьезно отно-
ситея к своему служебному долгу коман-
хир-воспитатель. № сожалению, еще не все
это понимают, Есть командиры, которые
Н6 ТОЛЬКО не воспитывают и не учат своих
подчиненных, но даже не оказывают по-
мощи тем офицерам, которые недавно окон-
чили училище и только вступают в коман-
дование подразделениями.

В 1942 году на мой корабль был назна-
чен офицер Глоба. Он самостоятельно. нес
	К соглашению . между
	CCCP. и Финляндией
	0б использовании бывших германских
денежных средств в Финляндии,
перешедших в собственность СССР
	Между Правительством Союза CCP a
Правительством Финлянхия велись в тече-
ние января с. г. переговоры 06 использо-
вании Советским Союзох бывших герман-
ских денежных средств в Финляндии, пере-
шедших к СССР’ сотласно оэшению Берлин-
ской Конференнии в 1945 году. Означен-
ные денежные средства составляют сумму
6 млрд. финеких марок.

В результате переговоров, была лостиг-
нута договоренность 0б использовании вы-
неупомянутых средств нз следующие це-
Ли: на поставку товаров из Финляндии в
Советский Союз в 1947—1948 гг. пред-
назначается около 3 млрд. марок. В п-
ставку Финляндией Советокому Сотюзу, вхо-
дят, между прочим, лошади, сульфитный
спирт, стандартные деревянные дома, две:
ри и оконные рамы, пиломатериалы, фане-
ра, целлюлоза, бумага и различные изде-
лия из бумаги и картона,  узкоколейные
железнодорожные платформы, электропилы
для лесозатотовок и кобальт,

Остальная сумма в 3 млрх. финских мд-
рок будет использована следующим обра-
30M:

Советекий Союз приобретает от Финлян:
ции территорию Янискоеки и. Нискакоски
на реке Паатсо-Иоки. Гидроэлектростан-
ция Янискоски будет восстановлена Фин-
ским Акционерным Обществом «Иматран-
Войма» на основании отлельното Соглаше-
ния, заключенного между советеким комби-
чатом «Печента-Никель» и означенным
финским Обществом.

Советский Союз возместит Финляндия
Ущерб, причиняемый прибрежным участ-
калг озера Инари, в связи с регулированием
режима означенного озера.

‘Финляндия продаст Советекому Союзу
броненосец береговой обороны «Вяйнямей-
нен», а также принадлежащие финлянт-
	скому государству дом в Ленинграде на
Невоком проспекте и бывитий дом Финлянл-
ской Мисели в Таллине. Дом Советской
Миссии в Хельсинки будет восстановлен.

На паритетных началах будет создано
Финско-Советское Акционерное Общество по
производству искусственного волокна. Co-
ветский Союз оплатит половину акционер-
ного капитала этого Общества, равно Kak
предоставит половину коелита, необхолимо-
го для строительотва фабрики Общества.

Далее Советский Союз использует часть
упомянутых средств для ремонта советских
судов на финских верфях и па портовые,
дисбурементские и прочие расходы, Техущие
расходы Советекой военно-морской базы в
Порккала-Удд по доставкам элейтроэнергии,
тоттива, фуража п овощей из Финлянлии
включаются также в программу использова“
ния упомянутых средств. а

Перевод остальной суммы, около 460 млн,
марок, произвотится путем продажи Фин-
ляндией Советскому Союзу иностранной ва-
люты по курсу, существовавшему в день
подписания Соглашения. Главная часть вз-
люты бутет переведена в течение 1948 года.

Переговоры, которые велись в дружест-
венном духе, закончились 3 февраля с. г.
подписанием Соглашения 0б использованин
бывших германских денежных средств п
Договора о продаже территории Янискоски it
Нискакоски.

Как Соглашение, так и Договор подлежат
ратификации и вступят в силу после обмена
ратификационными грамотами.

Со стороны Союза ССР Соглалтение и До-
говор подписал член Коллегии Миниетерет-
ва внешней торговли СССР Кумыкин Ц. Н.,
8 с0 стороны Финляндии Министр тортовли
и промышленности Финляндии Ууно Такки
и Главный директор Финляндского банка
Сакари Туомися.
	Начальник штаба отдавал последние раз-
поряжения. Через десять минут должны бы-
Ли начаться политические занятия сер-
жантов и старшин, и он поэтому осведо-
мился у руководителей групп, готовы ли
они. Ответы были крайне неожиданными.
Капитан Трофименко заявил, что он не
только не готовился, но и не знает темы
занятия, которое должен проводать через
несколько минут. Капитан Сычев, штурман
Части, в свою очередь сказал, что к се
годняшнему занятию он также не готовил-
ся, но еще по прошлой Teme y Hero оста-
лись неразобранные вопросы, и он готов
примерно на час занять евою группу...

Начальник титаба нашел эти ответы
	свидетельствует
	омандира по политчасти сообщил по теле-
ony накануне вечером, в воскресенье,
когда тот заканчивал дежурство на aspo-
дроме. Сержанин должен был ночью искать
литературу и готовиться. Он сам откро-
венно признает, что как следует подгото-
витьея не успел.

Следующее. ‘занятие ›по расписанию —
23 января. Как известно, 22 января —
нерабочий день. 21 днем мы беседовали &0
всеми руководителями политзанятий. По-
вторилось то же самое: никто из них еще
не знал, к чему готовиться и чем им зани-
МатЬся, с0 слушателями 23 января.

С непонятным ‘равнодушием т. „Парфенов
относится к политическому образованию
младших авиаспециалиетов. Он не бывает
на занятиях, не интересуетея тем, как
укомплектованы группы. Например, груп-
па летчика Сержанина непомерно велика,
она насчитывает несколько десятков чело-
век. Но это не беспокоит т. Парфенова. Он
заявляет:

— Не страшно, все равно на занятиях
бывает не больше 50 процентов.

За этими «пятьюдесятью процентами»
заместитель командира не видит авиацион-
ных специалистов, которые только от слу-
чая к случаю посещают занятия.

Eme 8 Hos6pe прошлого года коммунисты
Части на отчетно-выборном партийном со-
брании резко критиковали т. Парфенова за
донущенный им самотек в политической
учебе. Это же было отмечено и в решении
партийного собрания. Тов, Парфенов до сих
пор не извлек из этого решения никаких
уроков. Наоборот, факты товорят, что в не-
которых случаях положение ¢ политиче-
ской учебой старшин и сержантов ухуд-
шилось. Это видно хотя бы из того, что
т. Парфенов совершенно перестал созывать
руководителей политзанятий на семинары,
не проверяет их конспектов.

Устранилея от руководства политически-
ми занятиями и командир части, хотя’ он
в первую очередь отвечает за воспитание
личного состава: В указаниях Главного по-
литического управления Вооруженных Сил
Союза CCP ясно сказано, что ответ-
ственность за идейное содержание и орта-
низацию политических занятий возлагает-
ся на командиров частей (кораблей) и их
заместителей по политической чаети.

За состояние партийно-политической ра-
боты в части, гле заместителем комантира.
майор Парфенов, ответственен и политоттел
соелинения, работники которого знают о
плохом руководстве политзанятиями со
стороны т. Парфенова, но никаких мер не
	принимают,
И. ДАВЫДОВ,
М. ЛЬВОВ.
	в pedaxyur
	В 1942 году одна nama подводная лод-
ка в надводном бою < противником потеря-
1& командира. Командование лодкой при-
нял вахтенный офицер Шипин. Он уепеш-
но выполнил боевое задание и блатополуч-
но возвратился в базу. Это оказалось
возможным только благодаря тому, что
т. Шипин имел достаточные навыки управ-

С ИРА:
	Надо исключить из ‘практики pacupo-
страненный метод групновых экзаменов
вахтенных офицеров в кабинетных уело-
виях. Они должны сдавать все, экзамены
на мостике корабля, практически совершая.
	ео. и командуя экипажем. Для их неудовлетворительными и вместо политза-

учения ну 8 2
„соя Нужно использовать все выходы   нятий` приказал начать предварительную
	вчех условиях, когда   подготовку к полетам. Когта личный состав
	He еб ется ас кт BARE EY в Нота, mee AHYMOOLE UYU i aa
не требуется вмешалельство командира или   уже расходился. на линейке появился за-
	меститель командира по политической ча-
сти майор Пзрфенов. Зная, что руководите-
	вания, так   ли политзанятий не подготовлены, он весе
В ТОТИ А поро а ее
	то помощника, кораблем должен командо-
вать вахтенный офицер. При этом нужно

a Ис
	избетать излишнего  подеказывания,
как оно рождает неуверенность в лейе
	i та ом р-он саалда порода. ами aS

Однако это не исключает необходимости   Трофименко заявил. что его 0 занятиях
	не предупредили. Тов. Парфенов раепоря-
дилея послать слушателей группы Трофи-
менко к капитану Сычеву, который к заня-
тиям тоже не был готов. .

И так ofe группы были. об’единены.
Но явилась на занятия только половина
	подсказывать офицеру тогда, когла он ¢Co-
вершает ошибку. Каждая ошибка должна
ЫтТЬ замечена и использована в учебных
целях, но на нее нельзя реагировать гру-
60. Это убивает в офицере инициативу в
работе. А между тем ° нередки случаи,
	когда ошибки, совершенные даже не по слушателей. Что же делал т. Сычев? В нер-
оплошности, & по неопытности, вызывают   вый час он заканчивал когда-то начатую
гнев начальника, и молодой офицер после   им со своей группой тему. Затем ему рае-

mr ne nc ke co
	сказывать стало уже не о чем. На помощь
	этого начинает бояться заступать на вахту.
	nN IIE NEI AOL на OM >.
чужил раньше. Но там он ни pasy B “Ete. Такое положение ненормально. Конеч-   Пришла «текущая политика». Сычев добро-

Ro penw Кл сы о - Ее.
	чение года не управлял кораблем. Коман-
дир никогда не оставлял его на мостике
одного, несмотря на то, что т. Глоба вее
зачеты сдал на «отлично». Когда командир
сам не мог опекать офицера, то поручал
это своему помощнику. В результате мо-
xoxo офицер не получил’ достаточных
практических навыков в управлении ко-
раблем, Я решил дать ему больше camo-
стоятельности и допустил к выполнению
вех тех маневров, которые обязаны
производить вахтенные офицеры. Резуль-
таты не преминули сказаться. Тов. Гло-
@ обнаружил хорошие ‘способности
п любовь к морской службе. On
привык точно выполнять мои приказа-
ния, выработал в себе строгую требо-
зательность к подчиненным. В настоящее
время т. Глоба сам успешно командует
кораблем.

Или другой пример, В 1945 году стар-
Пим помощником на мой корабль был наз-
зачен офицер Богуш. Получив. возможность
самостоятельно управлять кораблем, он
скоро проявил положительные деловые ка-
чества и был выдвинут на должноеть ко-
уандира. И все же в первые месяцы ‘сво-
го командования он, по собственному приз-
нанию, чувствовал, меньшую самостоятель-
ность на мостике своего корабля, чем в то
время, когда был у меня старшим помощ-
ником. Об’ясняется это просто — его опе-
№1 командир подразделения.

Мы воспитываем офицеров в духе ответ-
ственности перед сопиалистической Роди-
ной за порученный участок работы, ва
свою службу. Чем выше будет это чуветво
ответственности в каждом командире, тем
лучше будет поставлено воспитание ‘офи-
Церов. ,

Но некоторые командиры боятся предо-
ставить подчиненному ‘возможность дейст-
вовать самостоятельно и рассуждают при-
черно так: «Вак бы чего не случилось»,
«Меня по головке не погладят, если у под-
чиненного что-нибудь случится», «Война
кончилась, зачем. же рисковать?» и т. д.
dono, что Этим оти наносят немалый вред
лету воспитания мореких офицеров. Есть
факты, когда из-за такой перестраховки
старшие помощники командиров корабля,
которые в военное время безаварийно. про-
ИЗВОДИЛИ самостоятельные переходы, швар-
товки, различные эволюции в боевых ус-
Товиях, в настоящее время не имеют воз-
межности этого делать, Не получая прак-
Тик, они отстают и при опрелеленных.
условиях могут оказаться беспомощными.
0 необходимости предоставления большей
самостоятельноети вахтенным офицерам и
	Но, если ошибка допущена в результате   совестно рассказал слушателям о том, что
	он вчера читал в газетах и слышал по радио.
_ Этот случай, к сожалению. не елиничен.
	халатности, то виновного следует и Haka-
зать, но это надо сделать так, чтобы под-
	чиненный ‹сознал свою вину, а наказание   Порочный стиль подготовки политических
послужило ему хорошим уроком. Надо   занятий здесь вошел в систему. и в этом
	виноват т. Нарфенов. За последние полгола
он ни разу небыл ни на одном политиче-
ском занятии. Правда, однажды т. Сычеву
удалось добиться согласия майора Парфе-
нова притти в его группу. Но и тогда заме-
ститель командира по политчасти осталея
верен своему «стилю»: он прибыл на заня-
тия... за две минуты до их окончания.
	Бот уже продолжительное время майор
Парфенов. не созывает руководителей по-
литзанятий, не беседует с ними, В лучшем
случае он предупреждает их 0 теме пред-
стоящих занятий по телефону. Обычно это
бывает запоздалый звонок в субботний
вечер; когда руководители политзанятий—
офицеры вместе со всеми, закончив рабо-
чий лень, собираются на отдых. Вот два
самых последних факта. 0 теме занятий, ко-
торые надо было проводить в понедельник,
20 января, летчику Сержанину — одному
из руковолителей групп — заместитель
	Из писем
	послужило ему хорошим уроком. Надо
помнить, что излишняя нервозность на-
чальника только вредит делу. Молодой
офицер должен видеть, что начальник до-
веряет ему, беспокоится о его знаниях и
дальнейшем совершенствовании. Тогда он
будет проявлять большее рвение к служ-
бе, будет более исполнительным и иници-
ативным. , ©

Не следует забывать, что молодого офи-
Цера надо учить и руководству подразделе-
нием. Придя на корабль из училища, он
впервые получает в свое распоряжение
личный‘ состав, которым должен повседнев-
но руководить.

Начальник обязан повседневно интере-
соваться тем, как молодой офицер органи-
ayer свой рабочий день. Но этот интерее
не должен перерастать в мелочной кон-
троль. Посещение старшим начальником
кают младшего офицерского состава еле-
дует сопровождать не упреками и нраво-
учениями, а серьезным собеседованием на-
чальника с подчиненными,

Молодой офицер должен непрерывно pa-
сти политически. Если его совершенство-
вание по специальности не сочетается с
постоянной работой над маркеистеко-ле-
нинской теорией и над вопросами текущей
политики, то он, конечно, полноценным
воспитателем своих подчиненных быть не
может.

Надо иметь в виду, что, будучи в учи-
лище, офицер привык елушать лекции и
читать литературу, рекомендованную пре-
подавателями. Из флоте же ему приходит-
ся работать самостоятельно и самому на-
ходить необходимую литературу. Поэтому
первое время он нуждается в помощи, ко-
торую должен оказывать ему прежде всего
заместитель командира по политической
части. К сожалению, такая помощь моло-
дым офиперам оказывается не везде. Не
все политработники понимают ее необхо-
димость. Инотда они даже не знают, как
офицеры повышают свой идейный уровень,
не направляют их самостоятельную рабо-
ту, не интересуются, что они читают. Та-
кое отношение к офиперекой учебе достой-
но порицания. Идейный ‘рост офицеров
всегда должен быть предметом повселнев-
ной заботы и внимания со стороны на-
чальников-воспитателей. :
	Герой Советсного Союза
капитан 2 ранга
		a Вр опа аеовкый :
Взаимодействие авиации и кораблей
в боевой подготовке
	КУРСАНТЫ-СПОРТСМЕНЫ
	В период Отечественной войны авиация
и корабли Северного флота нередко нано-
сили совместные удары по конвоям про-
тивника в Баренцовом море и его фиордах.
Подчас наши воздушные и морские силы
атаковали . транспорты, ‹ эекортйруемые
20—30 боевыми кораблями и истребите-
Лями, количество которых к моменту атаки
нередко достигало 40 и более самолетов.
Естественно, что успех удара по такому
конвою’ мог быть достигнут лишь в. том
случае, если в нем участвуют, тесно взаи-
модействуя между собой,  об’единенные
силы флота, а удар наносится и с моря ие
воздуха.

В ходе боев е немецкими захватчиками
офицеры ‘флота не раз находили такие спо-
с0бы и методы взаимодействия, которые
позволяли добиться успеха в весьма слож-
ных операциях. С каждым боем взаимо-
действие совершенствовалось и на поелед-
нём этапе войны было настолько тесным,
что летчики всегда почти оказывали свое-
временную помощь кораблям, а моряки —
летчикам. В частности, истребители после
выполнения основной задачи находили
поврежденные в бою торпедные катера и
прикрывали их от атак вражеской авиа-
ции, сопровождая до базы. В свою очередь,
венитчики кораблей не раз метким огнем
помогали летчикам выиграть бой. Они во-
время открывали стрельбу по вражеским
истребителям, заходившим в хвост нашим
самолетам, трассирующими снарядами ука-
зывали место авиации противника и т. д.

Опыт взаимодействия кораблей и авиа-
	ции, накопленный во время войны. сейчае.
	‚В периед планомерной учебы, надо на-
стойчиво и глубоко изучать веему лично-
му составу авиации и особенно молодым
кадрам. Анализируя проведенные операции,
наши офицеры безусловно получат много
‚знаний по организации и планированию
взаимодействия, тактическим приемам ата-
ки морских целей в совместном бою, луч-
ше освоят методы взаимопомощи между
отдельными видами авиации и кораблями
флота.

Большое внимание офицеров при изуче-
нии и освоении опыта войны должны при-
влечь вопросы планирования. взаимодей-
ствия, управления б0ем и ‘организации
связи. Эти вопросы в ряде случаев уже
нашли. большое место в боевой подготовке
авиационных и корабельных частей и со-
единений. В Н-ской — Краснознаменной
авиационной части, например, изучение и
освоение взаимодействия © кораблями ета-
ло одной из основных задач боевой подго-
товки. Офицеры этой части умело исполь-
зовали возможности, имеющиеся для прак-
тического  совершенствования навыков
взаимодействия. В результате и командиры
подразделений и летчики этой части, как
правило, успешно решали вее совместные
задачи, предусмотренные планом боевой
учебы...

Охнако наряду < достижениями в оевое-
нии взаимодействия в наших подразделе-
ниях до сих пор имеетея и ряд недоетат-
ков, особенно организационного характе-
ра. В этом отношении показательно уче-
ние по отражению налета авиации «про-
тивника», проведенное совместно авиацион-
HEIM подразделением и кораблями под ко-
мандованием офицера Савенко.

Вначале учение проходило строго по
плану. Истребители появились точно ‘в
установленное время, заняли  назначен-
ные им зоны, правильно эшелонировалиеь
по высотам. Но вот наблюдатели кораблей
донесли о появлении разведчика «против-
ника». С поста наведения, организован-
ного на одном.из кораблей, истребителям.
была по радио передана команда: «Слева.
от вас разведчик «противника», атако-
вать!».

A re это «слева», если истребители хо-
AAT в своей зоне по кругу?

Тетчики начали спрашивать, где же
«противник». Пока этот вопрос. уточнялся,
разведчик, изменил направление своего по-
лета. С поста наведения по радио перехали
	В выходные дни курсанты Boenno-mMop-
ското училища им. Фрунзе под руководет-
вом мастеров спорта Зубкова, Тарасова и
\лова устраивают коллективные прогулки
на лыжах.

В училище много гимнастов, борцов,
боксеров. ттантистов. в закрытых басеей-
	Новую команду: «Противник» севернее
вас, атаковать!». Но эта команда опоздала.
В бой пришлось ветупать, выходя из своего
сектора, уже другим летчикам. Таким обра-
36м, подготовлениая на земле система про-
тивовоздушной обороны кораблей: из-за не-
достаточно точной договоренности о’ метоз
дах пелеуказания сказалась нарушенной.
Получив данные разведчика, к кораблям
с разных направлений устремились бом-
бардировщики и торпедоносцы «противни-
ка». Силы обороняющихся и нападающих
были примерно равны, но из-за того, что
истребителями управляли неортанизованно,
бомбардировщики смогли почти без про-
тиводействия нанести «удар». Hanaza~
ющие добились успеха атаки» прежде
всего потому, что у обороняющихея не
было четкой системы наведения. Указания
налравления на’ «противника» давались
истребителям словами: «Справа», «Слева»,
«Дальше», «Ближе». Это вынуждало лет-
чиков бросаться с одного направления на
другое, что, естественно, в какой-то степени
дезорганизовало всю систему прикрытия.
Недостатки в подготовке и организации
совместного учения привели, таким обра-
30м, к тому, что взаимодействие истреби-
телей с  корабельными  зенитчиками
в должной мере отработано не было. Перед
учением офицеры штабов, видимо, недо-
статочно серьезно продумали систему на-
ведения истребителей, нечетко определили
для групп самолетов ответственные зоны
или секторы. Команды и приказания; ко-
торые отдавались с поста наблюдения в ие-
риод боя, не сразу понимались истребито-
лями, & это мешало летчикам проявлять
инициативу, тактически правильно лей-
	‘ствовать на каждом этапе’ «боя».
	` Вее эти ошибки в значительной мере
об’ясняются тем, что отдельные команди-
ры подразделений не учли существенных
изменений, происшедших в личном соста-
ви в боевой технике. A эти изме-
нения обязывали более серьезно`и тща-
тельно раз’яснять молодым летчикам,
не имеющим боевого опыта. как надо лей-
ствовать в той или’иной обстановке. Без-
условно неправильным было также стрем-
ление в учениях полностью копировать
обстановку минувшей войны и методы ве-
дения боя во взаимодействии с другими
силами. И организацию и методы взаимо-
действия. в ряде случаев следовало изме-
нять в соответствии © новой техникой и
уровнем подготовки личного состава. При
отработке взаимодействия надо было ак-
тивнее использовать опыт непосредетвен-
ных участников воздушных боев. Между тем
в Н-ской части доклады боевых летчиков
и штурманов 0б опыте войны — редкое
явление. .

Эти же недостатки встречаются и при
отработке взаимодействия и в друтих под-
разделениях.

Одной из причин недостатков в освоении
взаимодействия, по нашему мнению. яв-
ляется отсутствие должной связи летчиков
с офицерами кораблей и частей береговой
обороны. У нас еще слишком мало прово-
дитея совместных теоретических занятий.
На играх, организованных в авиачастях,
моряки-— редкие гости. Недостаточно часто
бывают на кораблях и летчики. Попытка
офицера Савенко привлекать на евои игры
представителей авиации по существу была
безуснешна. Правда, т. Зайцев, к которому
Савенко обратился се просьбой выделить
командиров, формально выполнил просьбу.
Он прислал на игру офицеров, но не дал
им полномочий решать основные вопросы
взаимодействия. —

Освоение форм и методов взаимодействия
между кораблями, авиацией и береговыми
частями занимает в планах боевой учебы
	летчиков в текущем тоду большое место:
	Залача командиров состоит в том, чтобы
быстро устранить недочеты, допущенные в
1946 тоду, более тщательно готовить каж-
Joe совместное занятие, игру, учение.
	Подполновнин П. ВЫДРЯНОВ.
	вал города систематически тренируются
пловцы. Часто устраиваются соревнования
на первенство училища. Лучшими борцами
считаются курсанты Бутзев, Маргулов п
Полонский.
	Гвардии подполновник И. ШАПОВАЛОВ .
„Ленинград
	Физическая подготовка забыта
	По следам выступлений «Красного Флота»
	«Политическому просвещению комсомольцев —
неослабное внимание»
	Под таким названием 19 декабря 1946  ] факты, изложенные в этой корреспонден-
года в «Красном Флоте» была опубликова-   ции, полноетью подтвердились.. На винов-
	На корреспонденция.
	ных наложено взыскание. В настоящее вэе-
	Уже третий год висит замов на единет-
венном спортивном зале учебного отряда
Северного флота. Зал этот находится в ве-
дении Дома флота, и хозяин помещения—
квартирно-экеплоатационный отдел — ре-
монтировать его, как видно, не собирается.
Таким образом, личный соетаз отряда. лишен
возможности заниматься гимнастикой,
спортивными играми, боксом,

Может быть, в отряде усиленно занима-
ютея спортом, не требующим специального
помещения? Ведь речь идет о зиме и дело
происходит на Севере, где самым раепро-
страненным видом спорта являются лыжи.
Но нет!.. Дом флота своей лыжной базы не
имеет, а лыжи, находящиеся в распоряже-
нии школ отряда, не годятся для спортив-
ных соревнований. Нет к тому же и пол-
ного оборудования для лыж: веть крепле-
ния, но нет шурупов, есть палки, но их
негде и нечем ремонтировать.

Не в лучшем положении и каток Дома
флота. Уже давно собираются его чистить,
но благим порывам пока не суждено было
осуществиться. Собственно, половина Breil
работы уже выполнена самой природой.
Надо только еще немного приложить руки,
но... они не доходят, как видно. И пока
коньки лежат в кладовой, так как кататься
ноге.
	Бак ни длинна зима на Севере, но нахо
И 0 лете во-время подумать. А ведь и летом
не используются здесь природные богатые
условия: много теплых озер для купанья,
HO даже самой примитивной водной стан-
ЦИИ — И той нет.

Для полноты картины  остаетея только
добавить, что летом на стадионе, гле уны-
310 возвышаютея ворота да судейская вы-
шка на волейбольной площалке. нет ни рас-
	чищенной беговой дорожки, ни ограждений.
	ни сектора для прыжков и метаний,

В учебном отряде много молодежи, лю-
бящей спорт, есть тренеры-перворазрялние
ки, но командование отряда и политотдел
смотрят, очевидно, на физическую подго-
товку как на ненужное занятие. Очень
часто учебные занятия по физической под-
готовке заменяются заготовкой дров и дру-
тими хозяйственными работами. Только до
ремонта своих спортивных баз никак, не Jo-
ходит очередь.

Начальник Дома флота капитан Кочеров
равнодутно созерцает эту картину 32бр0-
шенноети и запустения. Безлействует так-
же инспекция физической и боевой полго-
товки флота: физкультурники учебното от-
ряда остаются вне поля зрения. Долго ли
это может еше прололжаться?
	Старший лейтенант ЛЕБЕДЕВ.
		` ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 4 февраля. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). Со-
стоялись стрелковые соревнования офице-
ров кораблей и частей главной базы Чер-
HOMOPCKOrO флота, посвященные выборам в
Верховный Совет РСФСР,

Тучших результатов добилась команда
офицеров тыла флота в составе капитанов
Шарамо, Увтюжского. Зубарева, инженет-

капитанов Исакова и Дианова. Второе место
заняли стрелки майора Андрющенко.

Особо отличился капитан Шарамо. Стре-
ляя на 50 метров десятью патронами, он
выбил 71 очко, что превышает норму для
получения звания мастера спорта CCCP.
Тов. Шарамо присуждено личное первен-
ство. :
	Капитан 1 ранга Голубцов сообщил. что ! мя учеба комсомольцев налажена.
	4 задача, к сожалению, ограничивается
тем, чтобы только предсказать исход этой
борьбы и определить будущее состояние в
атмосфере. х

Огромные водные пространства дают
возможность зарождаться особым видам
циркуляция воздуха — циклонам и анти-
циклонам. Даже на открытой части таких
морей, как Черное и Каспийское, возникают
так называемые частные циклоны. Они
резко меняют характер погоды в прибреж-
ной части и нередко вызывают кратковре-
менные штормы большой силы. В этих слу-
чаях воздушная разведка незаменима. Она
помогает соетавлять почти точный прогноз.
Наблюдение при данных обстоятельствах
ведется за облаками. Возникшая над морем,
характерная для холодных или теплых ат-
мосферных фронтов, система облачности
указывает на наличие в данном районе ча-
стного вихря. Получив эти данные, епе-
циалист анализирует общий механизм дви-
жения и уверенно предупреждает о шторме.

Тетом авиаразведка помогает предсказы-
вать грозы для прибрежных районов. В ав-
rycte 1942 года, имея в своем распоряже-
нии синоптическую карту и разведыватель-
ные данные, полученные вдоль кавказского
побережья, мы пришли к выводу, что на
следующие сутки погода будет малооблач-
ной, со слабыми ветрами. Однако этот прог-
ноз пришлось пересмотреть, так, как авиа-
разведка донесла о наличии над морем ат-
мосферного фронта. Мы установили что
ночью следует ожидать резкого изменения
погоды. Действительно, к четырем часам
утра разразилась сильная гроза с пролив-
ным дождем, который не прекращался в
течение всего дня.

Весной, когда над остывшим за зиму! мо-
рем появляются теплые массы возлуха,
	образуются туманы. Малейшая тяга воздуха
со стороны моря приносит их на берег.
Бывает и так, что корабли, ухолящие из
порта в ясный солнечный день, через 3—
4 часа входят в полосу сплошного тумана.
Вак распределяется такой туман, может ос-
ветить опять-таки авиаразведка.

Во время Отечественной войны туманы
на Черном море птироко использовались для
скрытного перехода транспортов. Однако в
тех случаях, когла не было авиаразведки,
мы не могли точно ответить на вопросы: в
каких случаях плотность тумана достаточна
для того, чтобы скрыть корабли от наблю-
дения с воздуха, когда следует ожидать та-
	кую плотность по всему маршруту.
	В некоторых районах Черного моря при
определенной синоптической ситуации воз-
никают сильные восточные. ветры. В то же
время в соседних районах, удаленных к се-
веру или к югу всего на 15—20 миль, от-
мечается слабоветрив. Как далеко эти силь-
ные ветры распространяются в море, пока
не исследовано. Для этого нужна регуляр-
ная воздушная гидрометеорологическая раз-
велка. Также только при помощи постоян-
ной разведки можно выяснить, насколько
суша влияет на состояние погоды в море,
и наоборот.

Таким образом, для того, чтобы получать
точные гидрометеорологические данные рай-
онов открытого моря, необходимо во время
боевой подготовки летчиков приучать их
производить соответствующие наблюдения
и сверять такие данные с данными, полу-
ченными с кораблей. Эта задача облегчает-
ся тем, что во время учений на море авиа-
ция почти всегда действует вместе се ко-
раблями.

Инженер-майор Я. КОГАН
	Гидрометеорологическая
	на мое
		Труднее всего представить настоящее и
предсказать будущее, если мало отправных
данных для суждения. Это особенно’ остро
Чувствует гидромелтеоролог, когда ему. надо
итределить погоду открытого моря. Чтобы
узнать, какая там гидрометеорологическая
(бстановка в данный момент и какая будет
на ближайшие сутки, нужны данные систе-
матических наблюдений. Но откуда их мож-
но получить? На море нет гидрометеороло-
тических станций, которые точно в назна-
ченное время дают необходимый цикл
сведений. Остается, пожалуй, пока един-
ственная возможность решить задачу—при
Помощи самолета.

Процессы, происходящие в атмосфере,
очень сложны. Каждый показатель, позво-
ляющий уточнить их, дает в руки спепиа-
1иста дополнительные данные для’ того,
чобы определить возможные изменения в
атмосфере. Вот почему важно во время
тидрэметеорологической разведки в откры-
том море наблюдать даже за косвенными
признаками.

Такого умения нехватало многим напгим
тетчикам в начале Отечественной войны.
Веледетвие недостаточного знания метеоро-
тогии и пепонимания взаимосвязи между
различными. гидрометворологическими эле-
ментами летчики часто не замечали харак-
терных явлений в море и в атмосфере. Дело
улучшилось, когда летчики прошли специ-
альный курс обучения и приобрели прак-
тические навыки в наблюдении,
  Сведения стали поступать более полно-
	ценные. В большинстве случаев можно было
на основе их составлять прогноз погоды.
На Черноморском и Тихоокеанском флотах
в авиаразведке непосредственно участвовали
специалисты -гидрометеорологи. Это оправ-
дало себя. Например, было установлено,
что иногда е самолета, находящегося na
высоте от одного до двух километров, на-
блюдатель перестает видеть море. Оно сли-
вается с обитим фоном, и самолет приходит-
ся держать горизонтально только по прибо-
рам. В этих случаях можно сделать вывод,
что нал морем — дымка и штилевая погода.

С самолета иногда трудно определить
скорость ветра на высоте нескольких метров
от воды. Здесь приходят на помощь другие
признаки. При ветре со скоростью 9—
10 метров в секунду на поверхности моря
появляются барашки, С’ увеличением ско-
рости ветра барашки переходят в завихре-
ния, 8 при ураганном ветре море покры-
вается белой пеной. Сильная зыбь просле-
живается но прибою и т. д. Зная эти при-
знаки, можно сравнительно точно опреде-
лять скорость ветра.

можно упрощенно характеризовать как
борьбу воздушных Macc. Какая из них,
обладающая специфическими свойствами,
выхолит победителем из этой борьбы, такая
устанавливается и погода, такой устанав-
пивается гидрометеорологический режим.
В эту борьбу воздушных масс мы еще не
можем вмешиваться активно и, так ска-
зать, делать погоду, желательную нам. На-