6 февраля 1947 г.
	четверг, № 31 (2518)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Как штаб
	с REE
руководит боевой подготовкой подразделе-
НИЙ.
	Месячные планы после
командиром части, как п

Ро ОЕ ЗЕЕ А АУ

утверждения их
равило, доводятся
	Fe ee ee

до всех офицеров. я
о Всех офицеров, Исходя из этих планов.
	ee oe SRE GERD
каждый офицер составл

вляет расписания и
конспекты для занятий на неделю. Раепи-
сания доводятся до сержантов и матросов и
	вывешиваются на BUAHOM месте Ha батареях

yy om лама ан
	eS Ne Sn ee

в подразделениях. Гаким образом каждый

заранее знает, чем и когда он будет зани-
	маться в течение недели. EE

Один раз в неделю проводится офицерскал
учеба. Все офицеры распределены то тор.
	м о Зы: HO rpyn-
пам. В первой—командиры батарей, их по-
	БР г, ТЯ

тель назначается из числа наиболее опыт-
ных офицеров. Товарищи, выделенные для
проведения занятий, имеют возмозенорте ра.
	а бис си, поют возможность за-
благовременно подготовиться, так как план
	составляется на месяц вперед.
	В конце учебного дня командир части или
	NE

пачальник штаба делает. короткий paabop

wasbeee A eer mk ne eee
	Бафдого занятия, дает оценку руковолите-
	Ин, воярияет недостатки и дает указания,
как их устранить. В следующий день офи-

wre aw teen nk mee ne MO Е
	Арье рт. АР

А
перской ‘учебы проверяется исполнение В
	7 EE SEE E_ MEE  g Ag oh Te

указании. к

На занятиях и разборах мы обращаем 0сд-
foe внимание на методику преподавания.
106 внимани
	— fe ee en Se Ree

Офицеры, обладающие лучшими методиче-
‘кихи навыками преподавания, привлека-
	HCH № руководству молодыми командирами
	и передают им свои опыт, № числу лучших
	методистов в нашей части относится. стар-
ший лейтенант Сорока,

Темы занятий разнообразны, Но главное
	внимание мы обращаем на изучение мате-
	риальной части, боеприпасов и тактики ис-
	пользования артиллерийского оружия. О0фи-
	церы стремятся глубже овладеть правилами
стрельбы по морским и сухопутным целям,

а С ЕЕ
	ао АЕ

готовят себя к выполнению сложных огна-
	в р RI CGA = UTHOCRTCA
стрельбы по данным самолета-корректиров-
	щика, стрельбы с прожектором, с примене-
	6. осветительных снарядов и светящихся
ond,

С изучения правил стрельбы по морским
н сухопутным целям начинается учеба офи-
цера. Затем мы тренируем управляющих ог-
нем в кабинете стрельбы. Управляющий ог-
	нем на классной. доске решает поставлен-
	ные задачи. Имея при себе основные и вспо-
могательные таблицы, он вместе со своим
помощником подсчитывает исходные ланные
для первого залпа. Выступают и другие офи-
церы. занятия в кабинете завершаются за-
мечаниями и указаниями руководителя.

Немало времени уделяется тактической
подготовке командиров батарей и их помощ-
ников на основе опыта Отечественной вой-
пы, изучаемого на тактических играх и тео-
ретических конференциях по разбору от
дельных боевых операций. Не последнев мег
тг в изучении опыта войны принадлежит
таким формам учебы, как лекции и докла-
ды.

Вторая группа офицеров востоит из на-
Чальников служб различных специально-
втей. Методы занятий е ними—те же, что и
6 командирами батарей: групповые упраж-
нения, игры, теоретические конференции,
яокции, доклады. Темы подбираются так,
чтобы получённые знания помогали началь-
никам служб в повседневной работе и под-
вимали уровень их общевойсковой подго-
Товки.

Групповые упражнения и тактические иг-
ры эти офицеры. проводят совместно с коман=
дирами батарей, их помощниками и офице-
рами штаба. Начальники служб учатся бы-
строму обеспечению намеченной команхипом
операции, Изучается, например, тема «Бой
отрядом легких сил противника при mpo-
рыве их к обороняемому району» или «0т-
ражение десанта при одновременном пооры-
ве противника к обороняемому району»
ит д Начальники елужб лелают все, что
	Инициативная
радиогазета
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5. февраля. (По теле-
графу). Вот уже пять лет еженедельно но
воскресеньям, ровно в 13 часов. голос дик-
тора возвещает: «Говорит фадиоузел Дома
Военно-Морского Флота. Слушайте очеред-
ной номер радиогазеты...» Много ярких,
запоминающихся передач транелировал за
эти годы радиоузел. .

Особенно’ интересна ‘радиогазета. (редак-
Тор — младший лейтенант Липиа) в этн
дни подготовки к выборам в Верховный С0-
вет РСФСР. Недавно редакция ортанизова-
1а передачу о великих правах советских
граждан, записанных в Сталинской Кон-
ституции. Газета предоставила слово капи-
тану медицинской службы т. Варламовой.

что она рассказала:

— Я родилась в семье крестьянина-бед-
няка. Отец и мать были неграмотныхи. В
1921 году умер отец, и только благодаря
Номощи  советекой власти мать имела BO3-
можность дать мне образование. В 1929 то-
ZY наше хозяйство вступило в колхоз. Два
моих брата имеют выешее образование. Ca-
ма я по окончании медицинского техни:
кума поступила в институт. На протяже-
нии всей учебы я получала государствен-
ную стипендию. Когда трянула война, я
добровольно пошла врачом Ha фронт защи-
щать великие права, дарованные нам со-
ветской Родиной. Только благодаря Вели-
кой Октябрьской Социалистической  рево-
тюции трудящиеся нашей страны получи-
ти счастливую жизнь.

В другой раз личный состав е большим
вниманием слушал радиопередачу, посвя-
щенную нерушимой дружбе народов СССР.
Надолго запомнилось яркое выступление ма-
рийца сержанта Смородинова.

— 3а 30 лет до Великой Октябрьской
Социалистической революции, — сказал
он,— буржуазный ученый шрофесеор Конд-
бацкий, обследовав физическое состояние
марийского населения, сделал такие выво-
ды: «Грустно писать исследование о та-
ком племени, как черемисы. Печально `на-
стоящее этой народности и еше печальнее
будущее. Вымирание не только близко, но
уже наступает в очень многих леревенских
обществах». Однако. буржуазный ‘ученый
с шибся. Нашлась сила, которая изменила,
социально-экономический уклад жизни ма-
рийцев. При советской власти произошли
разительные перемены в жизни марийского
народа. Республика имеет 768 школ, около
десятка институтов, много техникумов. В
республике насчитывается более 30 тысяч
человек, окончивших ередние и высшие
учебные заведения. Выпуск, валовой продук-
ций по сравнению © 1913 годом вырос в
130 pas.

— Только при помощи советской власти
и великого русского народа, под руковод-
ством партии большевиков и великого
Сталина марийский народ получил счаст-
ливую и зажиточную жизнь, — так за-
КОНЧИЛ CBoe выступление тов. Сморохинов.
	организует
		_ (Сегодня и завтра одного колхоза
	Вместе с полеводством будет дальше раз-
виваться и животноводство. Здесь не отету-
пают от раз установленного правила —
комплексно развивать хозяйство. Стадо всех
вилов скота вырастет на 500 голов. Олно-
временно позысится продуктивность. Улой,
например, должен увеличиться на 400 лит-
ров в год от каждой коровы. Количества
меда с ‘улья будет доведено до 50 килограм-
мов в год.

Колхоз построит три новые конюшни и
три зернохранилища, две механизированные
сушилки, два сарая для машин, новые дет-
ские ясли и клуб, много новых домов для
колхозников.

° Реальность этого плана не вызывает
сомнения ни у одного колхозника, несмотря
Ha 10, что выполнение его требует чуть ли
	не вдво9 увеличить ежегодные затраты тру
  дз. Однако благохаря электричеству и в03-
	растающей помощи со стороны МТС в этом
не будет нужды. Уже сейчае, едва начала
работать ГЭС, позволившая электрифициро-
‚вать молотьбу и обработку зерна, колхоз
сэкономил 15 процентов трудодней. В даль=
нейтем будут электрифицированы водоснабз
жение, дойка коров, орошение, работа маз
стерских. Все это позволит направить десят<
ки людей в другие отрасли хозяйства. А каз
кую экономию рабочих рук и тягловой силы
дают колхозу лва грузовика? Подечеты поз
казали, что увеличение почти вдвое хозяйз
ства потребует дополнительно всего пяты
тысяч трудодней. .

Пятилетка открывает для «Марксиста»
широкие перспективы. В два © половиной
раза увеличится валовой доход, в 1950 ro-
ду он достигнет 750 тысяч рублей. Из этой
суммы не менее 400 тысяч рублей пойдет
на распределение по трудодням. На колхоз
ный трудодень, кроме 4—5 рублей деньта
ми, будет выдаваться 5—6 килограммов
зерна, 4 килограмма овощей и картофеля;
8 также молоко, мясо, мед, шерсть, comoMay
сено, фрукты, ягоды.

Думая о будущем, в «Марксисте» не за-
были об одном из главных условий выпол
нения пятилетки — подготовке кадров. В
1946 году на годичные курсы колхозных
атротехников посланы бывший фронтовик,
Константин Маркин и’ 17-летний Василий
Юдин: Павел Чухшин поступил на курсы
пчеловодов. Александра Дмитрина и Михаил
Куприянов решили посвятить себя саховод-
ству. В колхозе уже работают агрономиче-
ский, ветеринарный, алектротехнический и
хругие кружки.
	Деятельно готовятся колхозники к весенз.
нему севу. Не умолкают станки в мастер
ских, весь день горят горны в кузницах —
здесь готовится инвентарь. Оживление у ам
баров, где хранится семенное зерно, — ero
очищают, просеивают, сортируют. Скоро
звенья выйдут на поля, чтобы задержать на
них побольше снега. Все делается для того,
чтобы второй год пятилетки принес «Марк-
систу» еще более серьезные ‘успехи, чем
первый. Е в
	И законен интерес, проявляемый сейчае
в колхозах Булуевского района — да и не
ТОЛЬКО Р НИХ — к паятилетке «Маркеиста».
Предвыборные беседы агитаторов, посвяз
шенные передовому колхозу, неизменно со=
бирают многочисленные аудитории. Предсе-
дателя колхоза Лаврентия Солдаткина приз
глашают рассказать о колхозной пятилетке
многие соседние колхозы. Соседи сами при-
езжают в «Марксист», чтобы лично позна-
Комиться с его хозяйством.

В этом общении рождается стремление
работать так, как передовики, а У самих
передовиков — непреоборимое Желание
оправдать свое высокое и вполне заслужен-
ное звание, звание, завоеваннее упорным
трудом.

В, РЕЗЦОВ.
Кулуевский район,
Челябинской обл.
		X63 непрерывно строился. Общей гордостью
является построенная собственными руками
гидростанция.  Фронтовики, получавшие
письма из дома, не хотели верить, что их
жены и сестры (ведь по существу только
они и оставались в колхозе) смогли электрн-
фицировать хозяйство. Не меньше обрадова-
10 их и то, что кроме электростанняи кол-
хозники построили две кузницы с токарным
и сверлильным станками, маслобойку, про-
сорушку, два амбара, четыре екотных дво-
ра, овчарню, гараж для двух купленных в
прошлом году грузовиков.

— Мы и перех государством не остава-
лись в долгу, — говорит председатель кол-
хоза т. Солдаткин/— и сами жили в пол-
ном достатке. Не было случая, чтобы наш
колхоз не выполнил. государственного 0бя-
зательства. За войну мы одного только хле-
ба сдали 100 тысяч пудов.
	Бот и сейчас «Марксист» в срок засеял
	озимый клин, поднял на половине площади
яровых зябь; обеспечил себя чистосортные
ми семенами нз` всю площадь посева. Кол-
х0з выдает на каждый трудодень не менее
двух килограммов хлеба. А это значит. что
	большинство колхозных семей получает
60—70 пудов хлеба, не считая овошей.
	картофеля, молока, мяса, меда, шерсти, а

также сена и соломы для скота, находяще-

Гося в личном пользовании колхозников.
Рассказывая 06 успехах «Марксиста».
	председатель говорит 0 самоотверженном
	труде людей колхоза, ‘обеспечивших эти
успехи, об их преданности артельному делу.
— Мы и забыли времена, когла по утрам
	бригадиры и звеньевые бегали по домам и
	  собирали колхозников. У нас все сами за-
светло выходят на работу. Попробуй кзкой-
вибудь колхознице не дать задания на еле-
дующий день, ночью’ прибежит и потребует
наряда. :

Слова председателя подтверждает такая
выразительная справка колхозного счетово-
ла: в 1940 году средняя выработка охного
человека составляла 256 трудодней, теперь
она равняется 430. Вот почему во время
войны колхоз не ощущал сокращения числа
рабочих рук. Недостаток их компенсировал-
ся повышением произвохительности труда.

Любовь к труду, непоколебимая вера. в
  свои силы вызвали у колхозников сельхоз-
артели «Марксист» ‘желание разработать
пятилетку своего колхоза.
	— Наш колхозный план, — говорят
	они, — созревал из общего для всей страны
сталинского плана. Читали мы Закон о пя-
тилетке, обсуждали его; и думали, что же
мы в своем колхозе можем сделать. Мы ведь
тоже расти должны. :
Пятилетка «Марксиста» действительно
родилась в коллективе, Колхозники многое
подеказали правлению. Взять, например,
план 10 стронтельетву: Вто’: предложил
утеплить овчарню?—ТГригорий Валагин, ко-
торый в животноводетву в сущности и отно-
шения не имеет, —юн кладовщик. Построить
эще одну мельницу предложил Яков Шар:
манов, а сам он на пасеке работает. За
электричество очень ратовал рядовой кол-
хознии, Иван Булаев. Он настоял на устрой-
стве водонасосной станции и на орошении
огорода с помощью электричества. Молодежь
больше хлопочет о культуре и благоустрой-
стве. По еб предложению колхоз решил за
пятилетку переоборудовать и благоустроить
свою центральную усадьбу, озеленить по-
велок, расширить два пруда; увеличить на
15 лектаров сад и на 10 тектаров ягодник.
авное же в плане — расширение про-
изводетва. За пятилетие решено довести
урожайность зерновых до 100 пудов с тек-
СЕ:
каждого трудоспоеобного е 41 центнера в
1940 тоду до 77 —в 1950 тоду. Путь к
достижению высоких урожаев намечен чет-
кий и Ясный. Это — полное освоение пра-
ВИЛЬНОГО севооборота, в который вошел кол-
х03 в этом году, И Образцовая апротехника—
пары и зябъ, травосеяние, чистосортные по-
COBB.
	ВТОРАЯ МОЩНАЯ ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
	ко дню выборов в Верховный Совет РОФОР.
Готовясь к этому событию, сотни стаханов-
Heb изо дня в день влвое и втрое перевы-
поняли задания. Токари участков стариих
мастеров т.т. Данилова и Храброва обраба-
тывали деталя на повышенных скоростях.
Прославился на разметке сложных деталей.
	В эти зимние вечера необычайно ожпвлен-
Но в избах-читальнях уральских деревень.
После трудового дня туда идут возчики,
только что вернувшиеся с элеватора, живот-
новоды,  передавшие смену товарищам,
веяльщики, кузнецы — все, кто свободен
от колхозной вахты. И задушевные беседы
затягиваются порой далеко за полночь.
	Больше всего разговоров о предстоящих
выборах в Верховные Советы. Граждане
Российской Федерации, колхозники Урала
проявляют большой интерес к жизни и ра-
боте братских республик, к новостройкам,
по всей стране раскинувшим свой леса, к
восстановлению хозяйства в районах, где
бесчинствовал враг. Агитаторов засыпают
десятками вопросов. 5
	Часто заходит речь о колхозной жизни, о
том, как исправляются нарушения Устава
сельскохозяйственной артёли. В Кулуевеком
районе, Челябинской области, где нам толь-
ко. что пришлось побывать, 0с0б0е внимание
колхозников привлекает пятилетка. колхоза
«Маркеист»-— одного из передовых не толь-
Ko B районе, но и в области.

Даже в минувшем трудном для колхозов
году, когда осенние дожди создали ‘серьез-
ную угрозу урожаю, колхозники «Маркси-
ста» спасли урожай, убрав до последнето
колоса хлеб, и одними из первых в Челя-
бинской области, рассчитались с rocy-
Ra pCTBOM. о
	оевую подготовку
	требуется по их специальности. После игры
их решения и документы корректируются
руководителем.

третью группу входит весь. остальной
офицерский состав и занимается на батаре-
ях. Там изучаются главным образом уставы,
наставления, материальная часть, приборы
управления огнем и средства, обеспечиваю-

щие стрельбу: связь, электромеханическое
оборудование то
	занятиями в труппах учеба не исчерпы-
вается.
	Штаб составляет
	се 6 Индивидуальные зада-
ния на 2—3 месяца каждому офицеру по
специальности и систематически проверяет
его самостоятельную работу. В зависимости
т подготовленноети офицеру даются 2—3
задания.

Завершая определенный этап боевой под-
тотовки,. мы проводим тактические учения ©
фактической артиллерийской стрельбой. 06-
м максимально приближается к бое-

Посяе каждого такого учения проводится
разбор отдельно с офицерами, сержантами и
матросами, выявляются недочеты, ставятся
очередные задачи.

одготовка. сержантекого состава’ строит-
ся в соответствии с планом — из расчета
6 часов в неделю. Если занятия проходят по
общевойсковым: дисциплинам, то сержанты’
занимаются все вместе; если по специаль-
ностям —то по своим подразделениям. Руко-
водят занятиями командиры подразделений
или наиболее подготовленные старшины. _

Ежемесячно проводятся сборы сержантов.
Начальники служб готовят их к занятиям
с матросами по изучению материальной ча-
сти и ее эксплоатации. Большую работу вро-
делали в обучении сержантов офицеры Кор-
жавин, Кругликов, Ильин, Рыбаков и Гар-
кун.

Хорошо организовал подготовку личного
состава инженер-капитан Таги-Заде. Здесь
умело сберегают электромеханическое 0бо-
рудование башенной батареи. За отличную
эксплоатацию материальной части подразде-
ление инженер-капитана Таги-Заде и on
лично награждены командованиём.

Нод руководством офицеров Таги-Заде и
Ильина в этом подразделении за истекший
год проделана большая работа, в области ра-
ционализации, сэкономлено много горючего
и смазочного материала.

В 1946 году мы в своей части подготови-
ли много сержантов, которые с успехом за-
менили ушедших в долгосрочный отпуск.
Они теперь умело’ обучают молодых ма-
тросов.

Подготовка рядового состава ведется пла-
номерно, в соответствии с курсом и методи-
кой боевой подготовки. Мы обучаем личный
состав непосредственно на боевых постах.

Цостоянное внимание мы уделяем сбере-
жению материальной части путем осмотра,
чистки и планово-предупредительного ре-
монта. В результате состояние техники с0-
ответствует у нас требованиям инструкций
и наставлений.

Штаб заботится и о физической закалке
личного состава, что самым плодотворным
образом сказывается на выполнении плана
боевой подготовки. Сейчас нет в части Ha
одного матроса, сержанта, офицера, который
не умел бы ходить на лыжах.

Боевая учеба в прошлом году не прошла
даром. Работники штаба выросли сами и по-
могли офицерам, сержантам и матросам глуб-
же освоить свою специальность, учиться
тому, что нужно в современном бою.

Бпереди-—=много работы. Требования бое-
вой подготовки сейчас гораздо выше, чем
прежде. Офицеры штаба делают все, чтобы
выполнить эти требования. В подразделе“
ниях корректируются планы, наставления,
расписания, боевые и повседневные инст-
рукции. Боевое обучение приобретает но-
вые, более эффективные формы, наполняет-
ся новым солёржанием. Мы хорошо пони-
маем, что от четкой, культурной работы
итаба в огромной степени зависит успех
боевой учебы артиллеристов.
		‘имением слушал радиопередачу, посвя-
енную нерушимой дружбе народов CCCP.
долго запомнилось яркое выступление ма-
Гйца сержанта Смородинова.

— За 30 лет до Великой Октябрьской
циалистической революции, — сказал
,— буржуазный ученый профессор Конд-
цкий, обеледовав физическое состояние
рийского населения, сделал такие выво-
г: «Грустно писать исследование о та-
м племени, как черемисы. Печально на-
оящее этой народности и еще печальнее
дущее. Вымирание не только близко, но
‹е наступает в очень многих деревенских
ществах». Однако буржуазный ученый
Ибся. Нашлась сила, которая изменила
чиально-экономический уклад жизни ма-
йцев. При советской власти произошли
зительные перемены в жизни марийского
рода. Республика имеет 768 школ, около
сятка институтов, много техникумов.
‘публике насчитывается более 30 тысяч
ловек, окончивших ередние и высшие
ебные заведения. Выпуск валовой продук-
й по сравнению с 1913 годом вырос в
0 раз.

— Только при помощи советекой власти
великого русского народа, под руковод-
юм партии большевиков и великого
злина марийский народ получил счабт-
ую и зажнточную жизнь, — так за-
чи свое выступление тов. Смородинов.
Удачно прошли передачи о новостройках
Ълевоенной сталинекой патитатен св по.

В этих краях, где колхозы богато оена-
щены первоклассной техникой, тракторы и
комбайны обычно выполняют львиную долю
всех сельскохозяйственных работ. Но в про-
шедттем году комбайны не ‘удалось ивпользо-
вать в полную силу, тяжелые машины вяз-
ли в грязи, буксовали. Колхозники «Марк-
систа» во-время оценили положение и две
трети урожая убрали вручную, косами и
простыми уборочными мадтинами. Вее—от
мала’ до велика—были в дни етрады на по-
лях. И пока в других колхозах ждали -яеной
погоды, люди «Марксиста» косили хлеб, вя-
зали его в снопы, просушивали и немеллен-
но’ молотили. В середине оклября колхоз
уже закончил уборку и к 1 ноября выпол-
Нил годовой план хлебозаготовок. В дни го-
довщины Великой Октябрьской Сопиалистиь
ческой революции он сдал триста пятьде-
сят пудов хлеба сверх плана.

— Хорошо вести хозяйство сегодня —
говорит председатель правления колхоза
«Марксист» Лаврентий Савельевич Солдат-
KHH,— Конечно, важно, но недостаточно.
Надо постоянно думать о будущем, о зав-
траптнем дне, тогда лучше будут итти те
кущие дела, ый

Следуя этому правилу, колхозники доби-
лись того, что за годы войны колхоз неиз-
менно шел в гору, развивая все отрасли сво-
его хозяйства. Поднимая урожаи, колхоз
строилея, увеличивал стада; колхозники, ду-
мая о хлебе, не забывали 0б овощах и фрук-
	fuparersuoM sagoue PLOUP. 9 conewtel ne тах. Измоннааоь струвтурв посовшых пл
бирательном законе РСФСР, о. советской де    8Х: very BEHIX 1X0

май. 5
	мократии. Радиогазета фегулярно инфот-
мирует личный состав о том, как в соеди-
нении идет подготовка к выборам, о работе
атитаторов, о холе проверки списков пэби-
рателей. .

В последние дни большое внимание в ра-
диопередачах уделяется агитации за канли-
дата в депутаты Верховного Совета РСФСР
команлующего Северным флотом вице-адми-
рала Платонова.

Предвыборную агитацию  радиогазета
увязывает с задачами боевой и политиче-
ской подготовки. Она популяризирует опыт
отличников боевой и политической подго-
товки — комендоров подразделения, где
командиром офицер Меланекий. Много по-
лезното извлекли радиослушатели из статья
старшего матроса Винокурова, передавав-
шейся по радио, о содержании зенитной ар-
тиллерии в зимнее время. .

Радиогазета не лишена и недостатков. В
частности, она слабо пропагандирует опыт
лучших агитаторов, упускает из поля зре-
ния работу коллективов художественной са-
модеятельности. Несмотря на эти недостат-
ки, радиогазета оказывает большую помошь
командованию и партийным организациям
а в выборам в Верховный Совет
	Капитан Я. ГЕЛЬФЕР.
	  В 1940 году колхоз засевал 1.000 текта-
пов зерновыми, а овощами и картофелем—
52 га. Теперь он засевает 940 тектатюв зер-
новых и 95 гектаров овощами и картофелем,
Увеличение огорода и рост урожайности по-
зволили колхозу значительно поднять де-
нежный доход.

В результате, несмотря на то, что по
сравнению с 1940 годом в колхозе не при-
бавилось земли, стоимость артельного иму-
щества по балансу увеличилась с 244 тые;
рублей ло 584 тыс. руб. Затраты на капи-
тальное строительство “возросли почти
втров — с 47 тыс. до 120 тыс. рублей.

За эти тоды количество голов крупного
рогатого скота выросло с 86 до 230. Свиней
было 100, стало 140, овец — 350 вместо
210. В колхозе теперь есть птицеферма,
почти вдвое увеличилось число ульев на па-.
секе, и только лошадей стало на: 17 меньше,
чем до войны. Но зато 50 лучших коней
было отдано в армию.

На протяжении послелних пяти лет кол-
	ЛЕНИНГРАД, 5 февраля. (ТАСС). Сегод-
НЯ Ha металлическом заводе имения
Сталина знаменательный день: начались
испытания второй турбины высокого дав-
ления мощностью 100 тысяч киловатт.

Вторая турбина высокого давления —
подарок коллектива завода имени Сталина
		Умело хранить артиллерийские боеприпасы
	Хранение и сбережение артиллерийских
боопринаеов Имес“ важное оначение. От
		«твующие на этот счет правила и инетрук-
Щии, зависит не Только безопасность кораб-
ia, HO И качество стрельбы; КЁ вожале-
нию, бывают случаи и нерадивото отныо-
шения к хранению боеприпасов: Баждый
такой факт должен  расематриваться Как
и нарушение войнской лисципли-

HL

Приведем следующий пример,  Показы-
вающий, что отдельные офицеры-артиляе-
фисты не понимают, к чему могут привести
разные, как они говорят, «мелочи».

— Какое практическое значение для
боевого использования имеет легкий налет
фжавчины на корпусе снаряда или отсут-
ствие трафарета Ha патроне? — заявил,
например, старший лейтенант Анисимов.

Не приходится доказывать вредность. по-
побного рода рассуждений. Ведь небольшая
ржавчина легко переходит в глубокую кор-
розию. Появление же ‘ее на пентрующем
Умащении снаряда может при стрельбе п9-
служить причиной разрушения нарезов в
канале орудия,

(Следует принимать все меры для предо-
хранения босприласов 0т атмосферных
	> влияний: дождя, снега. высокой температу-
	ры и повышенной влажности. заряды 95я-
зательно должны храниться в исправной
терметической укупорке. При нарушении
герметичности ‘укупорки влажность поро-
Ха изменяется. Если заряды, скажем, хра-
Utica B сыром погребе, то они будут втя-
гивать в себя некоторое количество влагя,
в очень сухом — подеыхать. Длительное
хранение зарядов при таких условиях не-
а скажется на результатах стрель-
Ы. i
	Арутитлеристы обязаны также твердо
знать, что заряды постоянно вылеляют
остаточный растворичель, что обнаружи-
взихя по характерному запаху ceptors
офира в погребе. Пары его в смеси е в0з-
Духом при некоторых соотношениях могу“
образовать весьма опасную, сильно взрыв-
Чатую и легковоспламеняющуюся смесь
	Для позлержания нормальных. условий в
погребе температура не должна быть выше
люе 25 градусов Wo Цельсию, а Влаж-
ность возлуха—80 проц. Нормальной тем-
	пературой следует считать плюс 15—18
градусов.

Существенным является предохранение
боеприпасов от механических воздействий:
Ударов, падений, трений, катаний снарядов
по металлической палубе. Например, р9з-
кое сотрясение или удар патрона могут
быть причинами его перекоса. Цатрон может
	стахановец тов. Рынин. Он досрочно разме-
тил все основные хетали агрегата. Старый.
производственник тов. Борадулин успенено
применил скоростное фрезерование.

После окончания ‘завохских испытаний, ^
прошедших успепено, турбина отправляется
на Сталиногорскую электростанцию.
		ЛУЧШИЕ СПОРТСМЕНЫ
ФЛОТИЛИИ
	` КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ 6J0-
ТИЛИЯ, 5 февраля. (По телеграфу от корр.
	— = р ae Rae. Ию FOC Pay OT корр.
или вовсе не войти в камору орудия или  „Красного Флота»). Закончилась зимняя
войти не до места, что повлечет за собой спартакиада Краснознаменной Амурской
выхох орудия из строя.

флотилии. Сотни моряков приняли участие
Несколько слов о важности сохранности! в лыжных и конькобажнтте слота

НОВЫЕ
КНИГИ

Русские географические открытия
	В лыжных и конькобежных состязаниях.

Упорная борьба за первенство разгоре-
лась межлу лыжниками на дваднатикил-
метровой дистанции. Первым финишировал
главный старшина Ионов © результатом
1 час 21 мин. 54 сек. Он же порвенотво-
вал и в гонке на 30 километров, пройдя
дистанцию за 2 часа 03 мин. 20 сек,
Командное первенство гонки на 20 киломе-
тров и лыжную эстафету офицеров Bbrarpa-
JH зенитчики.

Общее первое место по всем видам лыж-
ных соревнований присуждено команде
противовоздушной ‹ обороны. Ло конлькам
первенство завоевали спортемены части ка-
питана Бахтиарова.
	По следам неопубликованных писем
	Работа библиотеки
будет улучшена
	Редакция получила письмо, в котором
сообщалось, что в библиотеке Н-ской Yat-
ти HO проводится никакой массовой
работы. Библиотека’ не организует витрин
книг, не отмечает юбилейных дат писа-
телей, не организовала работы литера-
турных кружков. Релакция направила это
Письмо в политотдел части.

Зам, начальника политотдела части
сообщил редакции, что указанные в письме
факты в основном подтвердились.

Приняты меры по оживлению массовой Das
боты библиотеки Н-ской части: организуется
читательская конференция на тему «Мо-
ральный облик молодого человека в совет-
ской литературе»; намечено организовать
литературный кружок; заказываются вит-
рины для книг. Начальнику библиотеки
товарищу Дубицкому даны указания
по улучшению всей работы баблиотеки.
	севере Сибири, в Тихом океане, на Каспий-
ском море), так и новым идеям, выдвинутым
русскими географами. Кроме того описыва-
ются путешествия и достижения выдаю-
щихся гвографов.

Енига хорошо‘ оформлена, Ha praefinax
изображены хорошо выполненные карта
русских открытий в Тихом океане, карта
Каспийского моря Оттенса 1722 г. или
1723 г., сделанная по с’емкам Еремея Мей-
	ера 1699-—1703 тг., первая русокая пе-
	чалная карта Каспийского моря 1720 г. и
ряд портретов знаменитых деятелей в обла-
сти географических открытий.

Л. С. Берг. «Открытие Намчатки и экспе-
диции Беринга»: Издательство Академии
	наук СССР. 1946 г. 380 стр., 30 руб. в пер:
	За три недели до. своей смерти Петр в
январе 1725 года распорядился 06 ортани-
зации экспедиции, одной из задач которой
было искать, где Азия «сошлась с Амери-
кой». Во главе экспедиции Петром был
поставлен капитан В. Беринг. Экспедиции
Беринга прополжалиеь 18 лет.
	В книге излагаются история возникновэ-
ния и ход экспедиций Беринга, выясняются
научные результаты, добытые участниками
экспедиций, сравниваются их краткие и не-
редко наивные, но вместе с тем полные
живого интереса данные с тем, что извест-
но 0 тех же местах ныне.
	«al старалея He упускать из виду ме-
лочей, — пишет Л; 0. Берг, — помня слова
Василия Берха («Первое морское путеше-
ствие Россиян». 1823): «Поелику экснеди-
ция кап. Беринга есть первое морское путе-
шествие Россиянами предпринятое, то все
малейшие подробности оного должны быть
приятны для любителей отечественных
древностей; Ежети многие-из них покажутся
тешерь странными. то тем на менее лостой»:
	Л. С. Берг. «Очерки по истории русских
географических открытий». Издательство
Академии наук СССР. 1946г. 358 crp.,
23 руб. в пер.

Академик Л. С. Берг поставил своей
целью осветить некоторые вехи истории рус-
ской географической науки и, в частности,
историю русских географических открытий.

Вклад русзких исследователей в геогра-
фию очень велик. Еще допетровекая Русь
оставила нам ряд драгоценных географиче-
ских памятников. Однако научные геогра-
фические исследования начались в’ России
со воемени Петра 1.

«Не вдаваясь в подробноети, отме-
тим, —пишет автор в своем предисловии, —
что в пределах только нашего отечества рус-
скими положена на карту, исследована и
описана площадь, равная одной шестой
поверхности суши, ‘что в пограничных е
СОСР областях Азии посещены громадные
пространства, что все берега Европы и Азии
от Варангер-фиорда до Кореи, а ‘равно бе-
рега значительной части Аляски положены
на карту русокими моряками».

В советское время проделана громадная
работа по изучению рельефа, климата, вод,
почв, растительного и животного мира и
экономической географии СССР. Замеча-
тельные успехи достигнуты бовелокими ис-
следователями Арктики.

Немало проделано за последние годы и в
области исторли географических открытий
и исследований — чрезвычайно важного
раздела географической науки. Свидетель-
ством этого служит книга Л. С. Берга, пред-
ставляющая собой сборник, очерков по исто-
рии русских географических открытий. Ka-
mB очерк. освещает самостоятельную
тему,

В книгу  Воли очерки, посвященные как
русским географическим откоытиям (на

d
	Несколько слов о важности сохранности
трафаретов на боеприпасах. Бывает так,
что, стремясь как можно лучше вычистить
снаряды, матросы при этом &тирают нане-
сенные на них трафареты. Такой случай
имел место на корабле, где командиром
БЧ-П капитан-лейтенант Воронин. На вы-
чишенных до яркото блеска латунных гиль-
вах унитарных патронов при усердной
драйке были стерты почти все трафареты,
а восстановить их забыли, При осмотре
патронов так и не уталось узнать год их
изготовления. марку пороха, из какой они
партии.

Необходимость “ppagaperos доллюна быть
ясна каждому офицеру. Предположим, что
при стрельбе будут обнаружены дефекты.
Если нет маркировки Ha нарядах, то не-
возможно будет установить их. данные.

Некоторые офицеры — артиллерийской
службы мало уделяют внимания изучению
боепринасов, отраничиваяеь изучением и
освоением материальной части орудий.

-— Как устроена Эта гильза? — укз-
зывая на 76-мм патрон, спросили мы у по-
мощника командира батареп  лейтэнанта
Григорьева:

Вместо четкого и короткого ответа он
пространно начал 0б’ябнять устройство
гильзы, но Так до сути дела и не ‚добрался.
Между тем твердое знание устройства бое-
припасов обязательно для всех артитлерч-
стов, начиная от командира baTapem 2
кончая матросом и солдатом,

Знание артиллеристами боеприпаеув, к-
торыми они пользуются, умелое и грамот-
ное обращение с ними, правильное их хра-
нение и применение обеспечивают наиболь-
шую эффективность артиллерийского огня.
	Инженер-напитан 2 ргнга
Л. ФИЛИППОВ.
	ны уважения, ибо являют постепенный хол.
вешей от первого начала до. нынешнего: сд--
вершенства». : Е

В первой части книги дается описание
открытия Шамчатки Атласовым (1697—-
1699. гг.), так как только с этого времени
стали возможны плавания на север и во-
сток Тихого океана. Самой экспедилии Бе-
рингагв ХУШ веке было присвоено наимено-
вание Камчатской. -

Снаряжение и осуществление экспедиций
Беринга происходили. в невероятно тяжелых
условиях. Американский капитан Е. Бер-
тольф, много плававший в северо-восточной
части Тихого океана, отзывается об этих.
экспедициях следующим образом: «Плава-.
ния Беринга и Чирикова есть события гро-
мадного значения. Эти. моренлаватели пере- _
секли Тихий океан и открыли северо-запад
ный берег Америки ценою ужасных потерь _
и перед лицом неописуемых трудностей. Мо-
ряк следит за перипетиями их борьбы с все.
возрастающим уважением, преклоняясь пе-
ред людьми, которые совершили такое вели-
кое дело с столь неподходящими для его ис-
полнения средствами».

В приложениях к книге читатель найдет
описание литературы of экспедициях Be-
ринга. Следует учесть, что экспедиции Ве-
ринга в свое время считались секретными,
и вначале сведения о них были очень мало
распространены. Книга снабжена рядом ука-
зателей: предметным, именным и др.

Наряду с многочисленными иллюстрация-
ми в книге помещен портрет Витуса Бернн-
га. Подлинник, ныне хранящийся в Цент
ральном военно-морском музее в Ленингра-
де, был в апреле 1945 года обнаружен у
праправнучки Беринга. Портрет размером
34 Ж 36 см исполнен масляными красками
на дубовой доске:

А. М.