7 февраля 1947 г., пятница, № 32 (2515)
		_ Учебное о.
‚плавание -

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 февраля, (По tend
`графу-от корр. «Нрасного Флота»). В баз}

о
	Poe me

вернулся из однодневиого плавания. тральз
шик, a котором под Туководетвом Героя
	  боретекого Союза капитана 2 ранга Иоссез
	лиани груииа” пирурманов подводных лок
прошла учебную практику по использова
	  нию навигационных и иных приборов. Во
  время похода штурмана несли вахту у при-
	  боров, всесторонне изучали ‘их, 9 частники
`похола прошли Фвоеобразную проверку сво-
	их знаний.
		КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Балтийский флот.
перед выборами
	Беседа с начальником Политуправления Балтийского’ флота
генерал-майором РЫБАКОВЫМ
	_ Широкий размах приняла на флоте мае-
сово-агитациониая и пропагандистекая pa-
бота, связанная © выборами. В активную
	ат м семя Ем Кем ел 7

деятельность — по. пропаранле Сталинской!
	Конституции, раз’яснению советской изби-
рательной системы, агитации за кандида-
тов: еталинского  блока коммунистов и
беспартийных, в работу окружных и Уча-
стковых избирательных комиссий вовлече-
ны тысячи офицеров, старшин и матросов,
рабочих и служащих.
	Для флотских избирателей проводится
много лекций, докладов и бееёд по вопросам
избирательной ‘кампании, международного
и внутреннего. положения, итогам: выполне-
ния первого года новой пятилетки. Только
3а. одну. неделю в частях главной базы
р 168 таких лекций, докладов

Cel.
	`9а последней время особенно большой
размах получила на флоте агитация 34
кандидатов B депутаты. Для: подтотовки
актива к этой ‘серьезной работе Политуправ-
ление провело сборы доверенных лиц, чна-
чальников агитпунктов, начальников. клу=
бов, агитаторов, ‘библиотекарей. Во всех
агитпунктах, в ленинских комнатах, на тер-
ритории гарнизонов и частей можно увидеть
любовно сделанные плакаты, портреты кан-
дилатов в депутаты, их биографии. Выпус-
каются стенные газеты и радиотазеты, по-
	священные выборам.
	агитаторов, ереди которых есть владеющие
	эстонским языком, Врестьянам демонстри-
	руют фильмы «Ёлятва», «Нашествие».

Политический под’ем, вызванный изби-
рательной кампанией, блатотворне сказы-
	‘вается и . в. повышении. качества’ боевой
	учебы, в ‘укреплении дисциолины ‘и орга-
низованности на кораблях и в частях фло-
	‘Та, в успешном проведении зимнего судо-
ремонта. На корабле, где командиром
капитан-лейтенант Вдовичев, специалисты
	обязались ко дню выборов. полностью отре-
монтировать дизель. Упорным, натряжен-
ным ‘трудом они добились досрочного вы-
	полнения своего обязательства, Бригада
	матросов, работающая под руководетвом
	старлеины 1 статьи БВетрова, выполняет
	задание на 170 upon. bparaga старшего
	матроса Кузнецова, работающая на ремонте
корабля, выполняет нормы на 160: проц,
	Но стахановекую вахту’ в честь выборов,
в честь своего кандидата в депутаты —
великого Оталина, целиком стал коллектив
Таллинского морекого завода. Много‘ рабо-
чих перевыполняет сейчас нормы на 209
и более процентов. Число двухоотников 6.
каждым днем растет,

Во всех соединениях состоялись собра-
ния партийного актива, посвященные зада-
чам боевой и политической подготовки на
1947 год. Собрания прошли на высоком
идейном ‘уровне,

Во всех избирательных участках прове-
	дена большая ортганизационно-техническая
	подготовка: к выборам. На многие отдален-
ные пункты . избирательные. документы
доставлены самолетами. На-днях. была про-
	ведена проверка, которая показала, что в!
	абсолютном большинетве ‘избирательных
участков помещения для голосования од-
готовлены и полностью ‘оборудованы. Paspa-
ботана детальная ехема связи участковых
комиссий с окружными избирательными
комиссиями. Связь налажена двойная и
тройная, исключающая возможность каких-
либо срывов. Проведено. учение. связистов
по передаче избирательных ‘материалов,
Оно показало, что связисты флота по-серь-
езному. относятся к этому вавнейшему
	ALY.
	“ 16е3е3 несколько дней состоялся второй
	поход. На этот раз в море вышети командя-
ры подводных лодок и штурмана подразде-
лений. Учебным лтохолом офицеров руково-
хил капитан 2 ранга Егоров, хорошо знаю“
WH северный морской театр.

Три яня продолжалось плавание. Команч
диры подводных лодок несли вахту у при-
боров, различными ‘способами ‘опредетяли
место корабля в море, вевсторонине изучали,
как обеспечить ‘кораблю’ безопасное ‘плаза
ние в узкостях. 9 у

Поход был обеспечен всеми необходимы“
уп натлятныйми пособиями. Несмотря нА
	ми наглядными пособиями.  пеомотря нА
  трудные ‘условия, плавание пропкто. успеш-
		Новые учебники для курезнтов
	ЛЕНИНГРАД, „6. Февраля, (По, телефону
от корр. «Красного Флота»). Начальдийи
кафедр и преподаватели Высттего военно
морского ордена Ленина Краснознаменного
училища имени Фрунзе ‚работают. ная
созданием новых учебников для курсайтов.
Капитан 1 ранга Наддачин закончил боль
шую книгу «Военно-морекая организация».
Инженер-канитан 1. ранга, .Феодосьев ‚на
писал новый учебникл по минному оружию,
в котором успользовал, опыт Отечественной
войны. Капитаны. 3 ранга Осетров. и. Мои
свев закончили труд «Наблюдение и связь
корабля», инженер-майор. Шикин: составил
учебник о радиомаяках,

В настоящее время составляются учеб
ники © морской зртиллерии; ‘о торпеднох
оружии и другие.

Ш vaspadorannouy в училище плану
пишется около ‘60 учебников, учебных поз
собий и конснектов. Более десяти ‘учебников
будет закончено в текущем году.
	Восстановление
линии связи‘
ЧЕРНОМОРСКИЙ. ФЛОТ. 6. февраля. (По
	‘телеграфу от корр. «Нрасного Флота»). Про-
	несшийся ‚ ураган. сильно повредил линию
связи. Многие телеграфные столбы быши поз
валены; провода’ порваны: и ‘спутаны. Crap.
шине: 2. статьи ФБеликову было. поручено
срочно восстановить линию. Задача предетоз
яла сложная. Чтобы устранить, поврежден
ния, нужно было работать в болотных TH+
пях; при сильном ветре. Тов: Беликов oTo+
брал в помощь себё наиболее опытных связ
зистов —- старшего: матроса Еремчука, мата
росов Осадченко; Тубянова и других.

Несколько дней провели моряки-связисты
на линии. Несмотря на трудные условия;
линия была восстановлена в срок.
	[2-я ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА
СЕВЕРОМОРИЕВ
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 февраля. (По теле-
графу от корр. «Нрасного Флота»).  Нача-
лась 12-я зимняя спартакиада Северного
флота, в программе которой — розыгрыш
первенства и кубка по хоккею, трипадцали-
километровый бег патрулей, лыжные гонки
на 20 километров и традиционная эстафета
«Белый медведь» 10 Х 5 киломётров. Кро-
ме этого, моряки продемонстрируют свод
искусство в слаломе, скоростном спуске;
беге на коньках. ~ . >

Первый день, спартакиады начался. матч
чами хоккеистов, После о первых, шести
встреч без поражений идет команда тыла
Северного флота,
	Он бежал к трубе: «Юбки» надо было сроч:
но, зативать. Не так проёто это делать на
высоте 30 и больше метров. По шахтопод’
емнику трубоклады. ‘поднималиеь вверху
вылезали на внешнюю кромку тепляка к
оттуда по наружной части, ‘закрепивигись
поясом, на’ канате спускалиеь к «рваным
парусам». Так, на весу! на стралином ветру
в полярную ночь герои-рабочие спасали: от
стужи бетон. А над ними, На деревянной
площадке, рискуя быть сброшенными поры
вом шторма вниз, монтажники поднямаля
вверх тяжелые конструкции металлической
опалубки, закрейляли их и снова лезли BHA
ше в пустоту, совершая! то, что американ“
ская фирма считала немиелимых.
	И вот летом прошлого года в бетон coopy-

a a ae
	гг ее > А aes,
женнои трубы были вделаны сваренная на
	зомле из железа звезда диаметром в полтора
метра и дата сооружения: «1946», каждая
цифра которой — в ` два’ метра высоты.
Звезда видна далеко — и в Норвегии ив
нашем Заполярье:
	В кабинете начальника строительства Я
видел генеральный план города и комбината
Печентоникель. С вершины трубы я видел
контуры этого плана, перенесенные в
жизнь. Топографы ‘с треногами стоят Ha
шоссе, где мчатся грузовики с рудой и ме-
таллом, и направляют свои ‘инструменты
не вдоль уже проложенных улиц, а в чащу,
где будут новые проспекты. › a
эти улицы возникают из месяца в мез
сяц. Иногда это, цепь уже построенных. доч
MOB Ja оставттихся Здесь на жительство
трудовых семей нлотников. маляров, метал
тургов. Иногда это ряд уже возведенных .0б+
щественных зданий. А подчас — лишь таб-
тичка на дереве: «Гвардейский проспект».

Перед! новыми домами проспекта — пни,

X ele He успели выкорчевать. Но будет
асфальт, будут широкие“ мапистрали. Для
этого теперь не надо‘даже напрягать фанта*
зню, Для. этого нужно: только. вопомзитв
все, что произошлю.в подобных же лесах
Ha TaRHN же холмах: и долинах -— на Урале,
в Сибири, в Подмосковье, на Волге; на Ук
раине и даже в Заполярной тундре, где со
ветекие люди создали так много нового, пре
красного и совершенното.
	Заполярье.
		В ‘1-м ‘избирательном участке Сталинского избирательного округа Москвы.
	квартире. у избирателей.
прательных бюллетеней,
Фото Н. Веринчука,
	я лка-агитатор проводит беседу на квар’
снимке. справа --- уголок’ зала выдачи ‘избирате
	КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНСКОЙ ССР
		’ ЛТолковник.
	Александр Васильевич Чапаев
	Своего отца, легендарного героя граждан-
ской войны Василия Ивановича Чапаева,
маленький Александр’ видел мало. Империа-
листическая война, революция, борьба с ин-
тервенцией... Бурный водоворот событий
бросал В. И. Чапаева с фронта на фронт.
Зимой 1919 тода бой привели его в родные
места. н заехал в село Вязовку, чтобы на-
Бестить детей. Для семилетнего ‘Александра
этот ралостный лень остался памятным.
	Далеко за полночь горел в хате свет. Отеп
рассказывал про войну, про то, как Красная
Армия бъет белые банды, защищает молодую
Советскую республику, г

Утром Василий Иванович снова, уезжал наз
фронт. Прощаясь, он. сказал:

—-Учись, сын, старайся.

А осенью пришла весть @ теройской
гибели прославленного Чапаева. Оставшись
без родителей, Александр стал сам пробивать
себе дорогу в жизнь. Памятуя наказ отца,
он учился; окончил сельскохозяйственный
институт. Но агрономом Александр Чапаев
не стал. Его влекла военная служба. Юноша
добровольцем вступает в ряды Краеной Ap-
мии, учится в училище имени ВЦИК, в
Аквалемии механизации и моторизации В рас:
ной Армии имени Сталина и уже с 1937 то-
да сам тотовит командиров сначала в Мо-
CRKOBCKOM, а затем в Подольском артиллерий-
ском училищах. В 1939 году он вступает
в коммунистическую партию. которая вое-
питывает его в духе безграничной предан-
ности идеям Ленина—Сталина, учит боль-
шевистскому стилю работы, помогает стать
полноценным ‘советским офицером.

Грянула Отечественная война. На вось-
мой день боевых действий артиллерист
Александр Чапаев прибыл на Западный
фронт и в ожесточенных сражениях. за. го-
рол Невель принял боевое крещение.
	Вомандир полка пояснил Чапаеву на кар-
те сложившуюся обставовку и сказал:
— Ваш дивизион должен во что бы то ни
	Bee rorc

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 6 февраля. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). В большинстве’ избира-
тельных участков тлавной базы, кораблей
й частей Краснознаменной Амурекой фло-
тилни вся  ‘организационно-техническая
подготовка ко дню выборов закончена.
Празднично и уютно выглядят помещения
участков. Закончилось оборудование кабин
для тайного толосования.

Избирательные участки электрифициро-
ваны и радиофицированы, имеют телефон-
ную связь, подготовлено аварийное  осве-

стало задержать немцев, не пропустить их!  = вомандир пог: — Бесть of
в Невель. — стала мигом известна артиллеристам.
	Момент. был критический. Неприятель-
ские танки, ворвавшиеся на огневые пози-
ции, угрожали обходом всей части.

Несколько бойцов бросилось к командир-
скому. наблюдательному пункту. Нов это
	  Время Чапаев. отряхиваясь от’ земли, под-
	нялея’ во. весь ‘рост. -

—= Назад к орудиям. Отонв по танкам! —
фазнесся его голое.

— Чапаев Жив, Чанаев с нами!

Повернув стволы орудий, чапаевцы Уда-
рили по прорвавшимся машинам врага.
Горячая схватка закончилась полным ‚Увич;
тожением всех танков;

В самых трудных; в самых критических
положениях Чапаев, ставший затем коман-
диром бригады, прояваял` ‘высокое воинское
мастерство, мужество и отвагу. Участие в
ликвидации вурляндекой группировки было
последним этапом боевого пути чапаевской
бригады. В. ‘освобожденной Латвии, вместе
CO Beem советским. народом, артиллеристы
праздновали день великой победы..

Два ордена „Красного.  Знамёни, орден  Су-
ворова. третьей: сФепени,   “ордена, Александра
Невского и Отечественной войны первой
степени — заслуженные ” В замеча:
тельному ит офицеру, А . В. Чана-
еву.

Скромный и ayren, требовательный a
исполнительный, командир- -большевик Ча-
паев ныне, в дни мирной боевой учебы, ‘от=
дает все силы для воспитания воинов. Со-
	веткой Армии ‘передает ‘подчиненным свой
	богатый боевой опыт.

Можно с уверенностью сказать, что боль-
1109 доверие, которое оказали трудящиеся
Рава-Русского избирательного округа пол-
вовнику Александру Васильевичу Чапаеву,
выдвинув его кандидатом в депутаты Вел-
ховного Совета Украинской республики, он
	оправдает с честью. :
о м. ИВАНОВ.

Орудия дивизиона ‘были выставлены на
шоссе, по обеим сторонам которого лежало.
	болото, Чатаев приказал подпустить возмож-
	но олижю.танки.е черными креетами на. 0р0-
	Вронебойными.
	не и затем. скомандовал:
—- Наводить по ра
огонь!
	Чапаевцы били прямой наволкой. Вот. за-.
	горелся один вражеский танк. закружился,
	завертелся на месте второй, потом третий и
	еще, и. еще... Немцы. вынуждены были oT-
ступить. Во, собравшись с силами, вновь
видались в атаку, Десять дней и десять но-
	чей героически сражался, дивизион, Чапаева.
против превосходящих сил противника, на-.
	нося фашистам тяжелые потери, дадача —
задержать немцев — была. выполнена.

Война продолжалась. Дивизион Чалаева
перебрасывался с одного, участка фронта на
другой, сражался в боях за Москву, Юхнов,
Калугу, артиллеристы били немцев под Во-
ронежем и Харьковом, перемалывали танки
врага у Прохоровки, очищали от гитлеров-
ской нечисти земли Прибалтики. Дваждьь
под Валугой и Прохоровкой, был ранен Ча-
паев, но снова возвращался из гоелиталя. к
своим боевым друзьям и продолжал громить
фашистские орды: Бойцы. емело шли в бой
за своим любимым команлиром.
	Вскоре Чапаеву пришлось взять На себя
	командование полком. Он тшательно проду-
мывал и мастерски проводил. каждую бое-
вую операцию.

Лебедин, Тростянец, Писаревка —— места
жестоких боев; где pee за Родину полк
Чапаева. Неизменно астал славный бое-
вой счет артиллеристов, наносивших тяже-
	лый: урон титлеровцам,
	Политуправление выпустило листовки 9
	кандидатах в депутаты. В. дружеской. и
деловой, обстановке проходят встречи, Mopa-
ROB CO £BOHME кандидатали,
	’ Особенно хорошо’ поставлена’ предвыбот-
ная агитация за кандидатов на линейном
корабле «Октябрьская революция», эекад-
ренном миноносце Н., у гвардейцев морских
охотников.
	Твардейцы: удостоились великой чести —
они будут голосовать за товарища, Сталина.
Офицеры ‘Олесь, Камеев, Батуркин, Титов}
Власов и многиб другие рассказывалот`изби»
рателям о ‘товарище Сталине, его. жизни
и деятельности. Проведен вечер молодых
избирателей. Моряки — представители раз-
личных напиональностей -—— рассказали на
вечере 0 том, что дала молодежи советская
власть, созданная Лениным и Сталиным,
рассказали 0, под’еме союзных республик.
Прямер  активного участия в избирательной
кампании показывают члены партийного
бюро: старший лейтенант Кузьмин, капи-
тан-лейтенант Васильев-—член участковой
избирательной комиссии.

Во время избирательной кампании. укрез
пилаеь связь моряков г местным населе-
нием. ‘Нартийные ‘организации: выделили
десятки агитаторов для помощи в агита-
цнонной работе ‘среди населения. Большин-
ство агитаторов. работает весьма активно.
Старший ‚лейтенант Сазченко по’ заданию
Калининского райкома партии города Тал-
лина проводит беседы на квартирах изби-
рателей. Он побеседовал уже е 40 избира-
телями. Деловую связь’ в’ одной из фабрик
наладили моряки эскадренного миноноеца Н.
Агитмашина Политуправления флота раз’ез-
жает по волостям и уездам Эстонской
республики. На машине — лектор и группа
	Повсеместно › заканчивается проверка
списков избирателей; В газетах, по радио,
в политинформациях, во время бесед агита-
торов’ избирательные комиссии ежедневно
оповещают избирателей о дне и месте голо-
сования. 7
	; Избирательная. кампания привела на
Балтике K HOBOMY пол’ ему политической
	‚активности моряков. В предвыборные дни
‘усилился приток зв партию передовых
	офицеров, старшин и матросов.
	Готовясь в выборам в Верховные Советы
союзных и, автономных республик, моряки
стремятся. вотретить этот. всенародный
	праздние новыми успехами в боевой и по-
литической подготовке, в укреплении дис-
циплины, в выполнении плана судоремонта.
	Паш долг— закрепить этот политический
	под’ем, направить его на, успешное решение
	задач, поставленных перед. Вооруженными
Силами о Советского _ Союза великим
Сталиным. -
	B одном из’ сражений ‘несколько танков.
  врата прорвалось к наблюдательному пунк-
	ту, откуда Чапаев руководил действиями
	своего полка. Гусеницы танка разворотили.
	кая окопа и засышали в нем Чапаева.
	е готово к встрече избирателей
	щение. Описки избирателей окончательно
	сверены и уточнены. Участковые комие-
	сии снабжены бланками протоколов, нуж-
ным количеством избирательных ‘бюллетез
ней, необходимыми письменными ИН
лежностями. .

Окружная вбиратеньная комиссия про-
вела инотруктивное совещание‘ членов
участковых комиссий. На совещании было
прочитано письмо Центральной избиратель-
ной комиссии, еще’ раз тповерено знание
		занностей.
	нитным. позициям батареи Поночевного’ и
по блиндажам пехотинцев Крылова и Расоо-
хина. Многие «назестили» эту пушку в
первый же день взятия: Лиинахамари: она
оказалась допотопным, но весьма крупного
калибра орудием. ^

Командовавний forma базой капитан
	1 ранга Виноградов узнал 9  затрулине-
	ниях строителей Печенганикеля; он при-
	вазал ‘найти тележки, на которых нем-
цы доставили B порт злополучную пушку.
	Эти тележки он предложил использовать.
	для переброски электростанций на площад-
ву строительства.

- Боятись, что не выдержат, мосты — это
могло сорвать наступление нацих .войек,.в
	Северной Норвегии. Строители и армейские.
	мостовики специально проверили. дороги и
укрепили все мосты. На тележки, кажлая
из которых имела по 32 колеса, поставили
первую электростанцию и, вначале десять
тракторов, а потом. один, сдвинули тя-
желый груз с места. Так Печенганикель
получил первый электроток.
	Когда кончилаеь война, на расчищенной.
	от руин площадке уже трудились тысячи
рабочих. Многие из тех, кто освобождал Пе-
ченгу, поелё демобилизации остались тут же
на строительстве: oS ,
Воестановили водопровод, ‘канализа-
цию, построили жилые дома, на огородах
вырастили морковь, свеклу, редис, карто-
фель и капусту; посадили даже кусты ма-
лины м черной емородины” за Полярным
кругом. Заносы, бураны иногда отрезали
строительство от порта и Мурманска. Сол-
даты всех гарнизонов, матросы береговых
частей выходили на шоссе расчищать путь
	руде Неченганикеля. Все Заполярье пере-.
	живало беды строитёлей и радовалось их
удачам; это была первая, каждому северя-
нину дорогая, послевоенная стройка, сулив-
шая расцвет всему краю. И жизнь брала
свое, жизнь раюцветала на руинах войны.
	Началось строительство комбината. В
центре строительства была все та-же тру-
ба. Ту, что немцы разрушили, строила ког
Да-то- американская фирма «Кустодие»,

Наше’ государство закупило у этой фир-
мы металлическую опалубку — внутрен-
ний стальной юкелет будущей трубы. Вели
составить ‘все щиты этого скелета. возник-
	СТАХАНОВЦЫ ЗАВОДА ШТУРМАНСНИХ ПРИБОРОВ
	ЛЕНИНГРАД, 6 февраля. (По телефону
от корр. «Нрасного Флота»). Новыми про-
изволственными ‘успехами встречает день
выборов. в Верховный Совет Российской
Федерации коллектив завода штурманских
приборов. Сейчас на заводе чувствуется
особенно ‘большой ‘трудовой под’ем. Де-
сятки ‘зучших ‘мастеров стали на стаха-
новскую вахту в честь выборов. в Верхов-
ный Совет РСФСР.

На заводе растет число рабочих, выпол-
няющих’: по нескольку норм в день. По

четырех норм ‘в день вырабатывает токарБ-
стахановец Иванов. отличающийся BEICO=
ким качеством’ своей работы, В литейном
цехе по три нормы вырабатывает  литей-
щик Савельев. В два © половиной раза
перевыполняют дневное задание слесаря-
сборщики   Смирнов, Мишечкин и дру-
ГИС.

Серьезных производственных успехов
добилась комсомольско-молодежная бригада.
Она систематически перевыполняет произ-
водственные задания.
	На совещании секретарей. партийных op-
ганизаций. обсуждались задачи парторгани-
заций в день выборов, В помощь участко-
вым комнеелям для оповещения избирате-
лей выделены активисты -— коямунисты и
KOMCOMOABIEBT. ,

Политотдел флотилии выпустил открыт:
ки-извещения, призывающие избирателей
в день выборов, единодушно отдать свои
Гол06& за кандидатов блока коммунистов и
беспартийных. Эти открьеки атитаторы и

активисты разносят на У рт
JAM.
	нет врезанная в небо стальная‘ шахта. Что-
бы её правильно составить, нужны мон-
тажные чертежи. Фирма предпочла черте
жей не дать, но ‘послать двух инженеров ==
мистера Монро и мистера Венли. Последний
участвовал. в постройке первой трубы и
уверял, что‘ сооружать её можно только
летом. ; -

Но работу надо было Hayars sHMoil,—3H-
мой, да еще в условиях Заполярья, в моро-
зы и вьюги. Больше тотех трубу решили
ютроить железобетонную, потому что доетав-
лять В Этот край кирпич было немыстимо.

Немыслимо, кажется, и класть зимой бе-
тон. Американцы не верили, что. русские
смогут сами справиться © этим делом. Они
пожили несколько месяцев и уехали во-
свояси, не дав чертежей и не раекрыв се-
крета монтажа стальной опалубки.
	Строить трубу поручили советскому ин-.
женеру Владимиру Владимировичу Зейлли-
цу, сооружавшему“уже трубы в Мончегор-
ске и Вексгольме. Он собрал коллектив
опытных трубоктадов и монтажников —
частников мнотих строек трех пятилеток.

агнитогорек, Донбассе, Уральские гиганты,
домны Украины“ были у них позади. Весь
свой богатый строительный опыт, всю
страсть советского человека отдали они это-
му трудному делу.

Советские инженеры сумели смонтиро-
вать стальной скелет и без чертежей. Вокруг
будущего: тела трубы создали обиштую фа-’
нерой и. обтянутую  брезентом. камеру —
тепляк. В этой камере, защищенной of
ветров и мороза, работали бетонщики, тру-
боклады и монтажники. б помощью коксо-
вых жаровен и парового отопления внутри
тепляка в самые жестокие морозы поддер-
живали температуру от --3 до. --18 гра-
дусов. Северное сияние и прожектора осве-
щали это, возвышавшееся в центре строи-
тельной площадки сооружение, Оно росло
	  метр за метром, радуя сердце строителей.
	До 60 метров работа шла под тепляком. Теп-
ляк поднимался вее выше. Чтобы ветер ие
проникал внутрь снизу, к этому телляку
была подвешена итестиметровая брезентовая
«юбка». Ее шутя называли «рваные пару-
са». Иногда Зейдлица в короткие минуты
отдыха будили: ;

— Штормит. Опять у тебя «юбки» ве-
тром расгрепало:..
	‚а. Печенганикеле
	при свете костров бурили и взрывали, раз-
бивали на куски и руками растаскивали в
стороны обломки трубы, спасали ценные
механизмы, готовя плацдарм для будущего
строительного фронта,
	Это было, в тяжелые, напряженные. годы
завершения войны, когда страна собирала
все силы для бурного наступления на За-
  пад, когда каждый нерв и винтик в госу-
даретве подчинен был гигантской битве.
	С Урала в Заполярье приехали рабочие
и инженеры. Среди саперов нашлись плот-
ники, каменщики, слесаря. Люди, высоко
ценя те жертвы, что приносила Родина в
эти трудные годы, вкладывали в свою ра-
Gory всю душу. Вручную, без экекава-
торов, они расчищали руины, не дожидаясь,
пока придут механизмы. Сквозь блокаду ие-
мелких подводных лодок и авиации моряки
Северного флота доставляли им оборудова-
ние. 5 марта 1945 года уже был пущен
рудник, и первая никелевая руда морем п
сушей через Мурманск попила на переработ-
	ку в Мончегорск, -— тогла еще не был под-.
	пят из руин завод.

Сложно было работать во тьме, без элек-
трического тока. Провода высоковольтной
передачи, протянутые от финекой электро-
	станции Паатсо-Йоки. безжизненно повиели
	над развалинами комбината. Тогда еще не
было магистрали, героически протянутой
заполярниками два года спустя от Тулом-
roca.
	` № причалам Лиинахамари пришел транс-
порт с передвижными электростанциями
для Печенганикеля. Каждая станция веси-
ла 72 тонны, Стрела крана предельно бра-
ла 60’ тонн. Капитан на риск ’дал ей лишь
нюю нагрузку в 12 тонн. Кран выдержал.

Станции поставили на леревянные ca-
	НИ. — сани сломались. Нереставили на. ме-
таллические — металл: глубоко врезался в
	снег и в землю. и лаже двенадцать травто-.
	ров не смогли сдвинуть сани с места, _
Северяне; особенно в гарнизоне Рыбачь-

ето, ‘помнят тяжелую немецкую пушку,
стредявшую из порта Лиинахамари 10 rpa-
	ная труба, когла-то построенная иностран-
ной фирмой, лежала, разбитая аммоналом,
опрокинутая всей ювоей умопомпачитель-
	HOH тяжестью на корпуса комбината. Изго-
няемые: Краеной Армией немцы долго трудис.
	лись. Над ее разрушением, пытаясь свалить
трубу так, чтобы ве каменное тело разорило
все дотла. Попутно. все, что только могли,
немцы взрывали, минировали ижгли. Бом-
ды были. заложены даже в лестничных клет-
ках жилых домов. Горели запаеы угля. ва-
везенные сюда немцами, видимо; со. Штиц-
бергена; часть. этих запасов воинам. Крас-
ной Армии, удалось отетоять п сохранить
для строителей. Сотни мин и бомб извлекли
	Наши саперы в первые же дни прихода в
		Дорота между портом Лиинахамари и но-
вым заполярным, городом никеля похожа ‘на
конвейер гигалитекото предприятия. Каждый
день. беспрерывным потоком по. ней идут
трузовые машины, везут.в порт на. при-
чалы лобытую рудокопами драгоценную ру-
	ду и. полученные в недавно зажженных пе-.
	чах-комбината бруски файнтитейна — полу-
фабриката никеля и меди,
	Там, у норвежской границы, где на вы-.
	сокой трубе горят далеко видимые маяки, —
сертне веего ‘этого: оайона. г!

Горох Печенга с его’ старинной придорож-
ной часовенкой расположен лишь в 17 ки-
лометрах от порта. Однако ‘его’ проскакива-
ешь, не замечая, Жизнь, все интересы края
и его будущее — в девяти лесятках кило-
метров от этого заброшенного. городинтки.
Там и Печентский районный комитет пар-
тли, и все районные власти. Туда едут де-
сятки и сотни людей — рабочие; мастера,
всевозможные «представители», снабжен-
пы, крупные специалиеты. Там школы,
ясли, детские сады, интернаты, клубы, но-
вые дома и проспекты. Там и подмосковные
	сосны, о которых не избалованные природой.
	северяне восторженно говорят.

— Как в Малаховке под Москвой. ©

Над всем комбинатом высится многомет-
ровая железобетонная труба, на которой ме-
таллическими буквами написан год пуска:
1946, Это год. выполнения коллективом
строителей задачи: восстановить первую
очередь комбината.

К трубе, как к осевой точке, приковано
все, чтооделается вокруг, завод, рудники,
созвездие поселков, лучи аллей и проснек-
тов. Труба — своеобразный символ етрой-
ки. 0 ней говорят‘и в Полярном и в Мур-
маноке. Когда ее ‘строили, из уст. в уста пе-
редавалась’ весть, на сколько метров ввыеъ
она уже возведена. Она самая высокая из
подобного рода труб-—152,4 метра. Школь-
ник и здесь ив Мурменеке знает, что ее 60-
оружают такой выхокой, чтобы отвести в
небо образуемые при плавке руды: вредные
тазы; от которых чахнут люди и растатель:
ностъ.
Котла сюла пришла ната армия, подоб-
		Труба упала, разрушенная до основания.
К счастью, она’ свалилась не там, где рас-
считывали немцы, ‘и кое-что из оборудова-
ния цехов удалось сохранить. Однако в це-
WON площадка комбината представляла ди-
кое зрелище: все взорвано, искарежено и
непроходимо: Трудно было тотда реально
представить “вебе будущее этого предприя-
	Е

тия. Только болышой строительный опыт с0-
	ветеких людей позволил им сразу разобрать-
ся в неимоверном хаосе и взяться за. во6-
становление. Онб’ началовь в огне - боев.
Строители пришми на площадку вместе. с
армией. Вернее, армия и была первой строи-
тельницей.,

В октябре 1944 года была освобождена
Печенга, а 1 ноября начальнику будущего
строительства Щелкунову были даны сутки
на сборы с завершенной им уральской строй:
ки на Печенганикель. И через несколько
дней Щелкунов, ныне руководящий тыся-
чами рабочих и управляющий Множеством
механизмов и машин, на попутном грузовике
приехал из Мурманска на руины комбина-
Ta, We He было ни жилья, ни воды, ни све-
та, ни электрического тока, где были толь-
KO военные люди, готовые помочь группе
строителей. а .
	Строить лейче. чем восстанавливать. 060-
	  foun там, тде вее разрушено дотла. Вруг-
Лые сутки В ПУГУ Р ПОЛЯУНУЮ НОЧЬ. ПОХ.
	  чиненные елкунову армейские саперы