{ февраля 1947 г., пятница, № 32 (2519)
	`Когда’политотделаток:
проявляет оперативность
	Инструктор политотдела Н-ской базы
капитан 3 ранга Седух” пришел на cobpa-
ние вольнонаемных работников учрежде-
ний тыла. То, что он услышал на aTOM <0-
брании, противоречило имевшимея в по-
литотделе сведениям 0 работе партийного
	ботилея 0 том, чтобы
другим агитаторзм.
По указанию политотдела с кораблей и

й было выделено восемьдесят аги-

ее опыт передать

частей

таторов для работы на предприятиях .горо-
Ха. Майор Ковтун провел. с этими  атитато-
	о о oe Hpi © OPM arhtTato-
bipo H 3aMCCTATCAR вачальника тыла по   рами специальный семинар, рассказал
› олитчасти т. Исакова. Так, например,

9 том, как, и что необходимо. раз`яснять из-
т. Исаков сообщал в политотдел о том, что   бирателям. г 7
	в учреждениях тыла создано 24 кружка по
изучению избирательного закона и Кон-
ституции республики. На деле же оказа-
лось, что многие кружки существуют лишь
на бумаге, что работа © вольнонаемными
	сотрудниками здесь организована плохо.

Вернувшись в политотдел, т. Седух до-
ложни начальнику о недостатках массово-
политической работы в тыловых учрежде-
ниях базы. На следующий день начальник
политотдела направил в подразделения
тыла инструкторов, поручив им на месте
устранять недобтатки . ^”
	Политотдел успешно руководит всей
	предвыборной массово-политической ‘фабо-
	той на кораблях и в частях. Недавно было
проведено совещание агитаторов, прикреп-
ленных № избирательным участкам. APH-
таторы рассказали о своей работе, о труд-
HOCTAX с обеспечением литературой, пла-
катами. Политотдел в короткий срок до-
стал необходимую литературу и разослал
в на избирательные участки,

Лучшие люди базы стали в эти дни аги-
таторами. Большим авторитетом  поль-
зумтея агитатор, ‘член, ВКП(б) с 1917 ‘года,
т. Татькова. Она ведет. большую. -агита-
ционную работу, руководит кружком по
изучению Сталинской Конституции. Блато-
даря ее вмешательству был! решен ‘ряд’ во-
просов, поднятых избирателями ‘во ‘время
бесед со своим агитатором. Политотдел от-
уетил инициативу т. Татьковой и‘ поза-
	é
В H-cro# части доверенным лицом яв-
ляется. майор медицинской. службы Bop-
щевский. Он тщательно подготовил первую
встречу избирателей с кандидатом в депу-
таты Верховного Совета республики. Лля
	010 т, Борщевский повидался © кандила-
том, подробно ознакомился с ‘его служебной
и общественной деятельностью, При актив-
ном участии доверенного. лица в. части ши-
око развернулась предвыборная ‘агитация.
Политотдел созвал совещание всех дове-
ренных лиц. На еовешании -подробно’ об-
суждался опыт офицера Борщевского и xpy-
	гих товарищей.
	На состоявшемся затем. совещании ›за-
ведующих агитпунктами была поставлена
в пример. и широко популяризирована. дея-
тельность тт. Будкевича, Драченина, Го-
ряева, Пашкова и других руководителей
агитационной работы на избирательных
		КРА

CHbH

ФЛ
	пеустанио совершенствовать ввенную‘и политическую
подготовку молодых офицеров _
	служба на корабле под руководством опыт-
ного. командира прививает офицеру каче-
	ства, которые не может дать никакое учи-
	лище. Нельзя при этом не учитывать так-
ще и индивидуальные личные качества офи-
цера. Так, например, на малых кораблях
известны случаи, когда молодого офицера
долго учат перед. тем, как назначить его
командиром сторожевого катера. Но управ-
лять катером он так и неможет, хотя на
соседнем катере другой офицер с таким же
стажем прекрасно справляется с делом. Это
во многом зависит от личных способностей,
от глазомера. Развивать эти способности,
содействовать быстрейшему формированию
молодого командира — первейшая обязан-
ность старших офицеров.

Большую роль в воспитании молодого
офицера играет служба корабельных наря-
JOB.
«Вахтенная и дежурная службы явля-
ются лучшей школой для воспитания моло-
кого офицера, для развития в нем командир-
ских навыков...» сказано в Корабельном
Уставе. В справедливости этих слов He-
трудно убедиться. Чётырехчасовая вахта
офицера бывает весьма напряженной, пол-
ной всевозможных событий,  когла не-
обходимо принимать самостоятельные ре-
шения, связанные с безопаенсстью корабля.

Молодой офицер лолжен ясно предетав-
лять себе всто ответственность, которая воз-
лагается на него, например, во время ходо-
вой вахты. Это поможет ему быстрее  по-
стигнуть все тонкости корабельной службы.
Ему нужно показать, насколько важна
своевременность того или иного действия и
что может случиться, если им не будут от-
даны ‘своевременные: распоряжения. Подоб-
шые раз’яснения особенно: полезны на ин-
структажах перед заступлением на вахту
пли дежурство. Опытный. помощник коман-
дира корабля тщательно: раз’ясняет засту-
пающему на вахту молодому офицеру, что
от него требуется и что он должен предви-
петь в наиболее характерных случаях. Впо-
следетвии, когла пройдет много: лет, каждый
офицер с благоларностью вспоминает пер-
вого своего начальника, если тот улелЯл ему
достаточно внимания, и, обучая своих под-
чиненных, не упустит случая привести при-
мер из прошлого, Когда сам. начинал
службу.

Не так давно на одном из рейдов Черного
моря снимался с якоря тральщик, на кото-
ром должен был уходить начальник, произ-
водивший инспекцию. Команды были. вы-
строены на палубах кораблей. Все было по-
военному строго. Однако произошел та-
кой случай. С прибытием начальника траль-
ик начал сниматься © якоря. Тысячи глаз
были обращены на него. Тральшик долго
выбирал якорь-цепь. Прошло десять минут,
пятнадцать, двадцать, а он все продолжал
выбирать якорь-цепь. И в этот момент олин
из молодых офицеров обратился ко мне с
вопросом, в котором сквозили возмущение
и недоумение:
` — Как? Неужели они там, ла тральщи-
ке, зная о том, что им предстоит с’емка, не
полобрали заранее якорь-цепь?!

Увы, это было действительно так! В тот
момент я мысленно поставил ему пятерку
по морской практике. Е

Есть командиры, которые хотят, чтобы к
ним пришел молодой’ офицер, умудренный
глубоким знанием морской службы, к во-
спитачию которого не нужно было бы пти-
лагать большого: труда. В жизни так не бы-
вает. Вот почему нужно настойчиво при-
вивать молодому офицеру . практические
навыки морской службы.
	` Капитан 2 ранга
Г. ГОДЛЕВСКИЙ.
	воспитание
‚ самостоятельности
	Воспитание самостоятельности у молодо-
го морского офицера — важная, первооче-
редная задача. Офицер. окончивший воен-
	Но-морское училище, не имеет, как пра-
BHO, достаточных практических навыков
в службе. Командиры ` кораблей часто
‘жалуются на молодых офицеров, обвиняя
	их в нераспорядительноети и нерепгитель-
	ности. забывают при. этом, что воспитание
самостоятельного волевого офицера требует
времени, а также помощи старигих, опыт-
ных в службе командиров.

Молодой офицер не сразу втягивается в
службу. Ему нужно привыкнуть к кора-
бельной жизни, как бы врасти в нее и по-
чувствовать себя дома.

Старшие прививают молодому офицеру
практические командные навыки, развива-
ют его наблюдательность, быструю орнен-
тировку. показывают значимость этих ка-
честв. Принято говорить про опытного офи-
цера: он прошел хорошую школу. Под этим
имеется в виду не столько училище, где
	офицер был курсантом, сколько тот корабль
	й тв начальники, у которых OH начал
службу и которые привили ему. качества,
создавшие ему похвальную репутацию.

К сожалению, не все старшие офицеры
как следует занимаются воспитанием моло-
дых. В’результате выпускник училища на-
чинает привыкать нести службу так, как
он ее понимает сам. Такой молодой офицер,
стоя на вахте, подчас не’ реагирует на
непорядки на корабле.

Происходит это потому, что этот офицер
еще не имеет достаточного опыта. Он не за-
мечает, что вахтенный сигнальщик при вхо-
де на рейд. военного корабля последним
включил гафельные огни, что ветром запу-
тало вымпел корабля, что на отходящей от
борта шлюпке неправильно сидят матросы,
что по сигналу «енять чехлы с вооруже-
ния» одна пушка осталась в чехле и пор-
тит весь вид корабля.

Нелегко приходится молодому офицеру,
когда ему необходимо самому командовать.
Однажды я наблюдал, как мололой вахтен-
ный офицер не мог правильно поднять на
борт шлюпку. Присутствовавлиий при этом
помощник командира корабля капитан
3 ранга Громов, конечно, заметил все
недостатки и приказал спустить шлюпку
ча воду. Он раз’яснил вахтенному офицеру
его ошибки и тут же, став Ha его место,
четка подавая все команды, сам поднял
шлюпку на борт; Можно не сомневаться. что
вахтенный офицер. впредь будет действовать
более уверенно и правильно,

Охнако при этом нужно опасаться край-
ностей: старшие офицеры, беспокоясь о том,
что молодой офицер не сможет самостоя-
тельно выполнить тот или иной маневр,
иногла все делают за него сами. Это, конеч-
по, неправильно и не может принести поль-
зы. Необходимо показать, а потом потребо-
вать от молодого офицера, чтобы он само-
стоятёльно выполнил’ залание.

Командир корабля должен приучать мо-
лодого офицера иравить ходовую, вахту,
требовать своевременной реакции на окру-
жающую обстановку, своевременно напоми-
нать о необходимости той или иной коман-
ды и таким образом развивать у него ¢a-
мостоятельность. Результаты этой кропот-
чивой работы по. воспитанию  м0ло-
дого офицера проявляются не сразу.

Иногда старший офицер теряет терпение,
берет все на себя ‘и перестает уделять
внимание молодому офицеру. В такие ми-
нуты надо вспомнить о том, как начина-
лась елужба каждого из нас. Вначале было
много непонятного, а теперь это кажется
обычным и вполне ясным.

Нужно помнить, что только длительная
	Двухнедельный `сбор-поход, —
	Штаб Черноморского флота провел для
молодых командиров катеров двухнедель-
ный ©бор-поход. Руководил сбором капитан
1 ранга Деревянко, в помощь которому били
	выцелены два-помощника — офицер отдела
	боевой подготовки штаба и помошник флаг-
манского штурмана флота.

За два дня до выхода в море участники
сбора прослушали доклады капитана 3 ран-
та Раскина o роли и значении  катецов
малых и больших охотников в системе 060-
роны военно-морских баз и конвоев, инже-
нер-капитана 3 ‘ранга Еремина-—о тенден-
циях в развитии торпедных катеров, капи-
тан-лейтенанта Потапова—0 действиях мор-
ской артиллерии во вторую мировую войну
и перспективах ев развития, а также обзор
прибрежных районов, маневренных баз и
якорных стоянок Черного моря. Эти докла-
ды подготовили участников к походу, озна-
комили их с современной. боевой техникой.
	Цервый день сбора показал, что коман-
диры отдельных соединений несерьезно от-
неслись к этому важнейшему мероприятию.
Прежде всего не все участники ‘прибыли в
назначенный срок, вследствие чего значи-
тельная часть из них не имела возможности
выслушать доклады. Небрежно был подоб-
ран и состав участников. При выхелении их
в соединениях, видимо, исходили из прин-
ципа: лишь бы выслать точно установлен-
ное количество офицеров, не учитывая
уровня их подготовки. В’ результате. среди
Участников оказалось немало офицеров, не-
плохо знающих побережье, которое предпо-
лагалось изучать. В‘ то же время офицерьь
которым действительно необходимо было
принять Участие в сборах, по непонятным
причинам остались в базе.

На первый день похода было запланиро-
вано показательное учение — атака тор-
педных катеров противника. ночью во взаи-
медействии с авиацией. Из-за ‘неблаго-
приятной погоды учение пришлось пере-
нести в другой район и проводить его без
участия авиации. В самом начале учение
оказалось скомканным и не отвечающим
своим целям. Самая атака торпедных кате-
ров не явилась показательной, а маневри-
рованив при этом оставляло желать луч-
шего. ‘

В дальнейшем корабль следовал по наме-
	ченному маршруту на ‘дистанции 10—
40 кабельтовых от берега. При изучении .
побережья не пропускалось ни одного при-
‘метного пункта, порта пли якорной стоян=
ки. Однако отдельные ‘участки маршрута
были пройдены в условиях малой видимос-
ти; что ‘снизило’ качество изучения ‘побе=
режья. По той же причине не был выдер<
жан ‘маршрут ‘обратного следования; кото=_
рый планировался в 10—15 милях от 66+.
pera. В целях: безопасности ‚ кораблевожде+”
ния. пришлось итти вне видимости берега.

Во время похода все участники находиз’
лись на мостике и под руководством помощ-
ника флагманского штурмана флота изу-
чали побережье. Основным методом изучез
ния были зарисовки, которые каждый из
участников делал в своей тетради. Этот исз
пытанный метод оправдал себя и здесь. Од
нако было выявлено, что значительная
чабть офицеров совершенно не знает технич
ки зарисовок.   ;
_ Участники  сбора-похода назначались
на ходовые и штурманские вахты, составля-
ли напамять карту Черного моря с указа-
нием на ней изученных мысов, крупных
населенных пунктов, городов, портов. Про-
верка усвоения пройденной темы произво+
дилась путем наблюдения за работой Kam
лото офицера в отдельности. Кооме того.
был составлен ‘зачетный лист, в котором
отмечалась степень успеваемости офицеров.

К недостаткам в организации этого сбора
похода следует отнести ‘тот ‘факт, что
‘классные занятия проводились до позднего
вечера, в результате чего офиперы не име
ли возможности самостоятельно работать
над тойденными ‘за день материалами и
‘лучше усвоить их, Порочен был и метод
руководства’ изучением побережья: на’ каж=
дый приметный пункт руководитель обра-
щал внимание. участников. `Офицераи не
нужно было самим пользоваться лоцией и
картой для того; чтобы ‘найти’ эти пункты;

Подводя итоги сбора-похода, следует отмез
тить, что при хорошей организации ‘нодоб-
ный метод боевой подготовки безусловно
приносит’ огромную ‘пользу opmnepckouy :
составу, :

‚   Капитан 3 ‘ранга.
ея \ Е, СОЛОМАТИН.
Черноморский флот. - :
	Недавно политотлел направил группу ‘аги:
таторов и художника в один из районов
области, где баллотируется в депутаты
Верховного Совета Украинской ССР контр-
адмирал Новиков. Вместе с ‘агитаторамя
выехал инструктор политотдела капитан
	3 ранга Митасов.
	Политотдел Н-ской базы проявляет на-
стоящую оперативность, ‘умение увидеть
хороший опыт и широко его распростра-
		ero

Майор И. СТРИЖАЧЕНКО.
Черноморский флот.
	На родине адмирала П. С. Нахимова
	На крутом берегу Днепра, у деревни
Волочек, Андреевского района, Смоленской
области, стоят двухэтажный каменный дом
и строения усадьбы, в которой родился п
жил до 13 лет Павел Отепалювич Нахимов.

В 1933 году крестьяне деревни Волочек
организовали колхоз «Призыв», который
своим богатством славился на вею Смолен-
way, Образцы продукции этого колхоза
были представлены на Вовсоюзной сельско-
хозяйственной выставке.

Колхозники свято берегли память о сво-
ем земляке =— энаменитом руеском флото-
водце. Они любовно ‘ухаживали за столет-
ним приусадебным парком, берегли нахц-
ховокий дом, постройки, Ежегодно в школе,
выстроенной когда-то родственниками П; С.
Нахимова, проводились беседы о ‘великом
русском патриоте.

Летох 1941 года фапгистская бомба раз-
рупила строевия нахимовокой ‘усадьбы.
Вскоре немцы захватили деревню. Многиз
колхозники ушли в леса и создали парти-
закий отряф «За Родину». Партизаны
		жестоко мстили немецко-фаптистоким за-
хватчикам за разбой и надрутательства нал
мирными жителями.

Сейчас колхоз «Призыв» успешно зале-
	чивает раны, нанесенные ему немецко-фа-
	WHCTCRAMH рае

В биографической литературе, посвящен-
ной адмиралу 1. С. Нахимову, часто неточ-
но указывается место ел. рождения. Так,
например, А. Зонин в книге «Алмирал Нз-
химов» утверждает, что нахимовекий дом
стоит на «крутом берегу Вязьмы». На са-
	MOM деле река Вязьуиа протекает B 13 Ka-
лометрах, а вот Днепр — всего лишь в
	200 метрах. С. Найда в брошюре «Адмирал
Нахимов» лишет. что Павел Степанович
	«родился в. селе Горолок», Гакого села дл-
	же и рядом нет. Подобные же неточности
имеются и в материалах Центрального
военно-морского музея. Эти ошибки сле-
дует устранить.
Капитан 2 ранга
П. МОРОЗОВ.
	КНИГИ
	Отражение комбинированного’ «удара»
	 Пользуясь темнотой, «противник» выса-
дил на остров десант.
	чив его в местах высадки, они преградили
«неприятелю»” пути‘ движения. Ero avant
отражались пулеметным огнем. :
Командир’ батарей ‹ старший   ные
Сорока показал во’ время стрельбы то кораб-
лям «противника» и высадившемуся де-.
санту знание наставлений, но’ не ‘сумело
своевременно принять решение о ‘непосред-
ственной ‘обороне батареи. Об’ясняетея até
тем, что за последнее время вопросами отра-
жения комбинированного ‘удара (с моря, су=
ши и воздуха) на батарее не занимались.
Считалось, что если эта задача сдана не-
сколько месяцев назад, то ею можно больше
не заниматься, Здесь не учли требований,
что батарея всегда должна Gurrs 1 TOTOBS к
бою в любых условиях. .
	При развертывании обороны 6 суши
быль плохо’ организована разведка. Хотя
‘наблюдательные ‚посты ‘и были высланы

своевременно, связи се ними. не оказалось, _

так как радиостанцию не обеспечили пита-.
нием. Снова сказалось то, что учения с уча-
стием корпостов производились редко.

На разборе были учтены все недо=
статки. Личному составу, и прежде веего
офицерам, было предложено‘ тотовиться к
таким учениям более тщательно.
	Майор И. МАНТУЛИН.
	Командир. частя принял решение —   отражались пулеметным огнем.
	частью сил и средств отражать действия су-
хопутного «противника», остальные ‘дер-
жать В TOTOBHOCTH для действия против его
кораблей.

_ «Противник» на море не ‘заставил себя
долго ждать: посты доложили о его появле-
нии на дистанции досягаемости огня бата-
рей.
	Батарея старшего лейтенанта Сорока, от-
крыла огонь по’ головному. кораблю. Кораб-
ли шли нз зигзаге; уклоняясь от. попаданий.
Старший лейтонант соответственно изменил
способ и метод стрельбы, и. «противник»
вынужден был отказаться OT выполнения
	своей задачи. Корабли поставили, дымовую
	завесу, закрыли ею головной корабль. Под
ee прикрытием он изменил. курс на’ обрат-
ный. Тогда управляющий огнем вызвал са-
молет-корректиревщик и с его помощью до-
бился прямого попадания в толовной ко-
рабль и «уничтожил» его. Остальные ко-
рабли удалились за пределы‘ дальности огня.

Во время боя на остров был высажен до-
полнительный десант.

По сигналу батареи перенесли отонь по
высадившемуся «противнику».  Сосоедото-
	+ +
Командир учил летчика тому, что нужно
	Ha войне. Он заставлял молодого ‘авиатора:
	взлетать быстрее и тут же’ рассказывал ©
мастерстве Героев Советского. Союза Анто-
ненко и Бринько, которые ‘тратили. НЗ
взлет. считанные секунды. Капитан Курдю-
ков об’яенял, почему быстрый взлет чаето
обеспечивает в бою победу.

Рассказы Курдюкова o ‘Bole He Onan
обычными: воспоминаниями. Они воспиты-
вали летчика; приучали его в сложной 0б-
становке принимать правильное; обосно-
ванное ренение. Ни на земле, ни`в возду=
хе командир не опекал младшего лейтенан-
та. а заставлял пилота лелать все самоето-
ятельно ‘до тех пор, пока еще есть воэуюж-.
ность исправить ошибку. Полеты с коман-
диром эскадряльи на двухместном истре-
бителе были лля Кауркина настоящей шко-
лой. Он научился хоротю_ пилотировать,
безукоризненно взлетать. Не было лишь
постоянства в точности расчета и посадки.
	Этот недостаток свойственен многим моло-
хым летчикам. Курдюков заставлял, Баур-
	кина исправлять ошибки самостоятельно и
частенько приказывал по радио:

— Идите на второй круг!

Выдержав первые испытания, Кауркии
уже под руководством командира. звена
старшего лейтенанта Сержанина стал ле-
тать в зону, осваивать технику индивиду-
ального пилотажа, учился летать в составе
труппы. Курдюков теперь уже с земли нз-
блюдал за самолетом. После каждого зада-
ния возникали новые темы для бесед о
войне.

— Не летайте по прямой, не давайте
«артиллерии» пристреляться, маневрируй-
те, следите’ за хвостом своего самолета, —
требовал команлир эскадрильи. _

Так в обычных учебных полетах еще
на первой ступени совершенствования.
младший лейтенант Кауркин получал на-
выки противоартиллерийского маневра, на-
	блюдения за воздухом и землей, осваивал
босвой опыт истребителей, опыт своего
командира эскадрильи.
	Началась огневая полготовка. Фоманлил
	заставил молодого летчика еще на земле
свладеть расчетами стрельб, учитывать
тысячные; определять упреждения, Затем ен
учил ето сочетать огонь с’маневром, пра-
Вильно оценивать” обстановку,  ‘использо-
вать и облака, и положение солнца, и вы-
соту — свою и противника,
	ческих условиях. морей и побережий. Гидро-
метеорологическая характеристика Черного
моря состоит из трех разделов: 1. Общие
	сведения 0 гидрометеорологическом режиме
	моря. 2. Ежемесячные гидрометеорологиче-
ские обзоры и`3. Справочные таблипы.
«Вопросы морских гидрологических прог-
HO30B». Гидрометеоиздат. 1946. Стр. 211.
Цена 18 руб. Сборник содержит статья
А. Бенашвили, Ю. В. Истошина. К. И.
Будрявой, В. В. Тимонова, Г. Я» Венгенгей-
ма, Т. П. Марютина, А. ТГ. Колесникова,
А, М. Гусева и 1. Ф. Титова. В 1942 году
на морской отдел. Государственного гидроло-
гического института было. возложено обес-
печение флота прогнозами ледовой. обста-
новки, .В течение. 1942 года и отчастя
1943 года были выработаны приемы и ©но-
собы прогнозирования ледовых процессов.
В этом сборнике представлены работы, за-
	конченные в морском отделе Государствен-
	HOTO гидрологического института и продол-
жавшиеся позже в Государственном океано-
грабическом институте.
	«Материалы по дрейфу и рыскливости
кораблей при ветре и волне». Гидрометеоиз-
дат. 1946. Стр. 135. Цена 15 руб. В ебор-
нике помещены материалы научных
сотрудников Государетвенного окедногра-
фического института, накопленные в ре-
SYALTATA экспедиционных, эксперименталь-
ных ий теоретических исследований. Céop-
ник содержит статьи: А. М. Гусева «Ветро-
вой дрейф и рыскание корабля», 10. М:
Врылова «0 боковом  дрейфе  самоходного
корабля ‘ под действием ветра», К. В. Фе-
уяевско «Простой приближенный ©1006
определения угла дрейфа самоходного, суд-
на» и Н. Н. Матусевича «Методы определе-
ния ветрового дрейфа малых кораблей».
	Н. И. Велокурова и Д. К. Старов: «Гидро-.
\етеоротогическая хатаклеристикл Черного’
	Уря». Гидрометеоиздат. 1946. Стр. 204.
Цена 27 руб. Книга является олним. из_вы-
пусков издания, предпринятого Гидрометео-
логической службой СССР с целью. дать
птурманам, командирам кораблей справоч-
ные данные о климатических и тидрологи-
		`По приказанию командира эскадрильи
над ангаром на проводах растянули насто-
‘AMM конус, поставили на штатив само-
летный прицел. Капитан Бурдюков сам
отметил дистанции, указал ракурсы и ун-:
реждения. Он собиралея тренировать лишь
молодых ‘летчиков, но на занятия припли
и вомандиры звеньев. ‚Они увидели, что’
этот, метох поможет всем добиться yeueXOB
в предстоящих стрельбах. Тренировка mp
несла большую пользу.

В первых же стрельбах почти все летчи-
ки выполнили упражнение. Лучше всех вел.
«отонь» младший лейтенант Кауркин.
Стрелковое упражнение, так успешно вы-
‘полненное Кауркиным, сочеталось в этом
полете с проверкой тактических навыков. ^
летчика. Кауркин барражировал над наши-
ми кораблями. Увидев воздушного разведчи-
ка «противника», он «атаковал» его. После”:
«боя» проявили пленку фотокинопулемета. 2
В центре кадра был отчетливо виден «ата. Е
кованный» Кауркиным самолет. зы

В годы войны широкое распространение. ее

получили послеполетные разборы-—один ws
действенных методов учебы и обмена опы--
том. Курдюков и сейчас использует этот
метод в обучении и воспитании летчика. .
На разборе последней стрельбы. он. похвалил
Кауркина, но напомнил ему, что это лилть,
первый удачный шаг в учебе. Впереди мно-,
то.новых. сложных ‚задач: научиться ле-,.
тать в море на полный радиус, в obmaRaxy
НОЧЬЮ.
хх
	Учеба Кауркина, ‘как и пругих молодых.
летчиков эскадрильи, идет строго по плану,
Тетчики стремятся ознаменовать день выбо-‘
ров в Верховный Совет республики успеха-
ми в боевой и политической подготовке.
Они активно участвуют в’ предвыборной
кампании. В этой большой работе участвует.
H командир эскадрильи. Занятия в в6-.
чернем университете марксизма-ленинизма,
тде учится командир, требуют много сил,
но он находит время для бесед с личным.
составом of итогах первого тода послевоен-
ной сталинской пятилетки, о союзных рес-
публиках, о кандидатах сталинского блока.
коммунистов и беспартийных. Политико-
воспитательная работа помогает преодоле-
вать трудности в учебе и добиваться побед
на пути к воинскому мастерству.

Мих. ЛЬВОВ ~
	Балтийский флот.
	Путь к боевому мастерству.
	— Младший лейтенант Кауркин, на
старт!-— приказал капитан Вурдюков.

Покачиваясь на бугорках снега, наме-
тенных сегодняйвним ветром, к старту под-
рулил истребитель. Летчик включил торм -
за и передвинул сектор газа. Могучей пее-
ней зазвенел в морозном воздухе гул мо-
тора. Младший лейтенант проверил работу
двигателя на всех режимах. Он сделал это
быстро ‚и точно.

Командир эскадрильи кивнул: молодой
летчик, откинувшись Ha бронеспинку,
отдал ему честь и, привычно окинув взгля-
дом приборную доску, начал разбег. Само-
лет, набирая скорость, рванулся вперед,
оторвалея от снежного поля и пошел над
заливом. Через пару минут истребитель сде-
лал. разворот над условленным местом и,
снижаясь, зашел на посадку.

Неожиданно ветер усилился. Стартеры
тревожно посмотрели на командира эс-
калрильи. Однако капитан Курлюков cno-
койно наблюдал за посадкой. Он видел.
что молодой летчик учел в расчете усиле-
ние ветра. Еще секунда, и из-под колес и
костыля самолета одновременно брызнул
снег посадка у «Т» на три точки. В за:
писной книжке командира против фамилин
Кауркина появились пометки: «Barer—xn-
poulo, полет по круту-—хорошо, ‘разворэ-
ты — хорошо, расчеты —- отлично, посад-
ка-—отлично».

Задача выполнена успешно. Но командир,
подозвав летчика, указал на недостатки:

— Вы уклонились на взлете-— надо быть
внанательнее...

м

За год планомерной учебы командир эска-
дрильи неллохо изучил своих подчиненных.
Он редко хвалит их, а чаще указывает на
недостатки; Это особенно важно для моло-
лых истребителей, таких, как, иладитий лей-
тенант Кауркин.

До того, как выпустить молодого летчи-.
ва в первый полет, Курдюков на двух-
штурвальном самолете проверил, хоропо ли.
знает Кауркин теорию. авиации, ваставле-
ния, материальную часть. Оказалось, что.
мотор и самолет Кауркин знал не так твер-
до, как должен знать истребитель.
	(От специального корреспондента «Красного Флота»)
	Командир эскадрильи сделал вывод: это-
му летчику еще придется прививать вкус
к наземной подготовке, к изучению тех-
НИКИ. a :

— Мало уметь держаться за ручку уп-
равления, — говорил Вауркину команиир, —
Haro тлубоко знать мотор и самолет. Пом-
ните правило: овладеете вы техникой—
она будет вас слушаться; не овлалеете—в
каждом полете жлите летных происшест-
ВИЙ,

Курдюков говорил о технике убедительно.
Он знает ей цену, непрерывно и серьезно
‘продолжает ее изучать.

Сидя в кабине, Кауркин рассказывал
капитану 9 назначении и работе каждого
прибора. Примостившисв на ‘плоскости,
Курдюков. внимательно слушал летчика.
Ему векор> стало ясно, что младший лейте-
нант неплохо знает приборы, показываю-
щие скорость и высоту полета, число
оборотов, Температуру и давление масла и
бензина. Однако 00 устройстве компаса
Кауркин имел лишь общее представление.
В полетах по кругу можно, конечно, обэй-
тись и без этого прибора. Ho комавляр
знал, что послабление в самом начале слу-
жбы повредит всей учебе, приведет к тому,
что летчик булет делить все на «важное»
И «второстепенное», а в авиации второсте-
пенного не существует.

После минуты раздумья командир. при-
казал принести техническое описание ком-
паса и тут же, у самолета; в течение двух
часов рассказывал. летчику о приборе: Ка-
питан Курдюков рассказал о случаях, когда’
плохое знание компаса приводило к проис-
шествиям. В конце двухчасовой «лекции»
на сзмолете капитан сказал:

— Выпущу вас в воздух не раньше того
дня, когда сдадите зачеты по’ всем при-
борам. т

Наконец зачеты сданы. Младший лейте-
нант сел в переднюю кабину двухместного
самолета. Капитан Курдюков сидел во BTA-
рой кабине. Он не вмепивался в действия
летчика и лишь изредка заносил что-то в
записную книжку. Командир был доволен
этим полетом,
		Шведские журналисты о своем пребывании в. СССР
	В СССР сейчае находится делегация
видных шведских журналистов, в состав
Которой входят гг. .Эк,. Юхансон; ‘Эльвинг,
Тундберг и Нюкоп.

Корреспондент ТАСС обратился К umBe}-
‘шим гобтям © рядом‘ вопросов:

Отвечая на вопрос о послевоенных yeu-
ях советского народа, направленных на
зюстановление народного хозяйства, г-н Эк
явил:

— Из того, что мы имели возможность
	наблюдать, в частности при посещении
	Ларькова, можно. сделать. вывод; что в0с-
становительные работы, в. СССР. ведутся
быстрыми темпами. Нам трудно, разумеет-
я, судить о масштабах этих работ, по-
CKOIBKY Mb не знакомились - со статисти-
чекими данными. но наблюдения показы-
Вают, что результаты восстановительных
усилий ощутительны,

Делегаты © похвалой отозвались) 0 еи-
теме народного образования в СССР.

— Система народного’ образования 6B
(ССР — заявили они.— дает возможноеть
	широким слоям молодежи обучаться и ис-
	пользовать свои знания в интересах стра-
ны. В области ‘народного образования Co-
втский Союз достиг очень ‘многого. Нашей
стране в этом отношении можно у вас по-
учиться. оч

Шведские гости ‘указали, что’ для них
была ‘чрезвычайно ‘интересной’ поездка B
Грузинскую COP, давшая /`возможноств
ознакомиться с образом жизни грузинского
народа, с том, как развивается в’ системе
оветекого ‘Союза эта ` республика:

— Из наших наблюдений и бесед мы
сделали вывод, что Грузинская республи-
ка получила все возможности лля’ своего
национального развития. Республика имеет
вов независимое правительство, сохраняет
национальный колорит. Особенно: примеча-
тельно то, что в этой стране на основе
древней культуры развивается новая CO-
вотокая культура, использующая трали-
пли прошлого. На нас произвел большое
зпечатление Лворец пионеров в Тбилиси.
Элакомясь с ого деятельностью, мы убеди-
	лись в том, что глубокое изучение моло-
дежью старого культурного наследетва ©о-
четается © изучением современной совет-
ской! культуры. 1

Г-н Нюкоп, побывавший в Москве в
1930 тоду, отмечает, что с тех пор многое
изменилось в столице Советского Союза.

— В Москве выросли новые огромные
здания, появились ‘широкие магистрали.
Подлинная революция произошла в обла-
сти транспорта. Жители города, нбемотря
на перенесенные ими тяжелые испытания
войны, выглядят’ бодро, хорошо одеваются.

Большое впечатление на гостей произ-
вели московские театры, в частности Боль-
той академический и МХАТ. „Оценивая
спектакль «Платон Кречет», поставленный
МХАТ’ом, г-н Нюкоп заявил: «Это—вер-
шина драматического искусства».

Резюмируя свои впечатления от посеще-
ния СССР, г-н. Нюкон говорят:

— Советский Cows сделал огромный
прыжок вперед. Это доказательство того,
что он-—на правильном пути.

В конце беседы. корреспондент ТАСС, за-
дал шведским журналистам вопрос: как вы
расцениваете возможности расширения и
	укрепления культурных связей между
Швецией и СССР?
На этот вопрос ответил г-н Эк. _ ь
	— Шведско-советекий торговый  до-
говор,— заявил бн‚— безусловно повлечет
за собой и расширение культурных связей.
В Швеции за это время побывал ряд co-
ветских делегаций, в том числе делегация
врачей. Лля дальнейшего расширения
культурных связей необходимо. взаимное
ознакомление наших стран, взаимопонима-
ние. В Швеции очень хорошо знают о куль-
турных достижениях СССР. Мы рады были
бы приветствовать у себя в качестве го-
стей. представителей советского студенче-
ства, журналистов и других работников
культуры.

—- В Швеции, — заявил в заключение
г-н Эк— отмечается огромный интерес ко
всему, что делается в Советском Союзе.

3 (ТАСС).