№ 33 (2520)
	8 февраля 1947 г., суббота.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	ание ‘биог

‚После Тондойбкого  с’езда Сталий работз-
	ет в Баку. Он руководит большевиетскими
нелегальными и легальными органами не-
чати («Бакинский Пролетарий», «Гудок»,
«Бакинский Рабочий»), сплачивает бакии-
скую организацию вокруг лозунгов партии
и добивается того, что Баку превращается
	в цитадель большевизма.
	эначение бакинского периода в жизни и
	деятельности товарища Сталина рае
тельно велико. «Два года. революционной

работы среди рабочих нефтяной  промыш-
ленности,— говорил он позже,— закалили.
ченя, как практического борца и одного из
практических ‚руководителей В. общении е
такими передовыми рабочими Баку, как Ва-
nes, Саратовец и др., е. одной стороны, и в
буре глубочайших конфликтов между ра-
бочими и нефтепромышленниками — е дру-
тей стороны, я. впервые узнал, ‘что зна-
чит руководить болыними, хасслуи п200-
чих. Там, в Баку, я получил, таким обра-
зом, второе. свое боевое революционное кэе-
шение». (стр. 46—47).
	В тяжелых условиях  столыпинской
	реакции Сталин ведет непримиримую 0орь-
бу с меныпевиками, ликвидаторами, троц-
кустами и. их  пособниками, отстаивает
ленинскую линию на сохранение и укрен-
ление нелегальной революционной партии.
на сочетание легальной и ‘нелегальной
работы. «Сталин,— говопиея р «Коаткой
биографии», — был верным соратником
Ленина в этой борьбе с многочисленными
врагами, верной опорой в борьбе за созда-
ние резолюционной марнсистской партии,
большевистской партии» (стр. 49).
	Н» Пражекой конференции, положивитей
	начало самостоятельному существованию
большевистекой партии, Сталин, находив-
шийся в 10 время в вологодской ссылке, по
предложению Ленина, заочно избирается
членом Центрального Комитета. На него
возлагается  руководетво деятельностью
вновь созданного «Русского бюро ЦЕ». Вер-
нувшись после двукратных побегов из
ссылки в Петербург, товарищ Сталин pe-
дактирует нелегально выходящую больше-
вистекую газету «Правла», руководит из-
бирательной кампанией в [У Госудаюетвен-
ную Думу и направляет всю работу, свя-
занную © развертыванием нового под’ема
революционного лвижения в России.
	 Дважды (в конце 1912 г. и в начале
1913 г.) Сталин уезжает за границу, в
	Краков, для личного свидания с Лениным.
Здесь он принимает активное участие в
совещаниях ЦЕ с партийными работника-
ми и шюводит, совместно с Лениным, ряд
других важных работ. Находясь за грани-
цей, Сталин пишет свой выдающийся труд
«Маркслем и национальный вопрос», по-
лучивший очень высокую оценку Ленина.
«Это’‘была теория и программная деклара-
ция большевизма по национальному вопро-
су. Резко и сильно в этой работе были про-
тивопоставлены два метода, две ` програм-
мы, два мировоззрения в национальном во-
прюсе — ИП Интернационала ^ и лениниз-
ма» (стр. 54).
	В феврале 1913 г. Сталин енова был
	арестован и сослан на четыре года в дале-
кий Туруханский край.
	Началась первая мировая война. Изме-
	нив пролетариату, партии ИП Интернацио-
нала перешли на сторону империаляетиче-
ской буржуазии. Русские большевики во
главе с Лениным остались верными идеям
интернационализма. Сталин, находививий-
ся в ссылке, твердо стоит в вопросах вой-

вы, мира и революции на ленинеких пози-
ЦИЯХ.
	товар

циалистическом ‘тосударстве, о крестьян-
ском и национальном вопросах, о партии,
6 ее стратегии и тактике, о строительстве
	й победе социализма подняты в произведе-
	ний Сталина на огромную принципизльную
высоту. Эта гениальная сталинская работа
вооружила большевиетокие кадры острым
оружием марксистеко-пенинской тории.
Она и теперь имеет колоссальное значение
в илейном воспитании ‘наших кадров.
	\% концу. воостановительного периода co
	всей силой встал. вотрое. о перспективах
развития СССР, 0 судьбах социализма в
нашей стране. Враги сопиалистической ре-
волюции — тропкисты, бухариниьы, зиновь-
евпы, каменевцы снова пытались сбитв пар-
тию е правильного пути, внести разложе-
	ние в ее` ряды, заразить неверием в Подбе-‹
	ду социализма. Но большевистекая партия
	под руководством Сталина: разгромила ‘под-
	лых врагов. Сталин отетоял ленинское уче-
ние © побеле социализма в одной стране,
поднял это учение на новую, высшую сту-
пень, разработал конкретный план претво-
рения в жизнь ленинского учения.

«В. этой борьбе © маловерами и капи-
тулянтами, троцкистами и зиновъевцами,
бухариными и каменевыми, — отмечает-
ся в «Краткой биографяи», — окончатель-
но сложилось после выхода Ленина из строя
то ручоволящее ядро натией партии ов ео-
ставе Сталина, Молотова, Каличина, Bopomu-
лова, Куйбышева, Фрунзе, Дзержинского,
	- Катановича. Ормжонякилзе, Кирова, fApo-
	славекото, Микояна, Андреева, Швернака,
Жданова, Шкирятова и других, которое
отстояло великое знамя Ленина. сплотило
партию вокруг заветов Ленина и вывело
советский народ на широкую дорогу инду-
стриализации страны и коллективизапии
сельского хозяйства. Руководителем этого
ядра и ведущей силой партии и госутаюства
был товарищ Сталин» (сту. 104—105).

Развивая ленинекое учение о построении
социализма в одной стране, Сталин воору-
жил партию, рабочий класс планом социа-
листической. индустриализации.

В <воем докладе на XIV с’езде BRII(6)
Сталин обосновал план индустриализации: в
качестве генеральной линии партии. «Пре-
BPATHTh Wally страну из аграрной в инду-
сетриальную, способную производить CBO-
ими собственными силами необходимое 0бо-
рулование,——вот в чем суть, основа нашей
	генеральной линии». Это была линия на по-/
	строение социализма в нашей стране.
Опираясь на указания Ленина, Сталин
разработал важнейшие теоретические поло-
жения о социалистической индустриализа-
ции, дав целостную программу ее осуще-
ствления. 0н показал, в чем состоит суще-
ство сопиалистической индустриализации,
каковы источники социалистического’ на-
копления, почему необходимы и возможны
высокие темпы. индустриализации, какую
роль играют повышение производительноети
труда, снижение себестоимоети, соблюде-
ние строжайшего режима экономии, борь-
ба`за трудовую дисциплину в решении за-
	дачи индустриализации страны, Сталинская
	программа превращения Советского Союза
в мощную, экономически независимую, ин-
дустриальную державу воодушевила совет-
ских людей на самоотверженный труд, вы-
звала могучий под’ем творческой инициати-
вы и производственной активности трудя-
шихся СССР, .

Но нельзя было добиться, победы. инду-
стриализации без идейного и организацион-
ного разгрома антиленинских групи, коту-
рые вели непрерывную. и яростную борьбу
против партии, белтено сопротивлялись про-
ведению ее генеральной линии в жизнь.
Партия во главе со Сталиным разгромила
идейно и организационно капитулянтов, ма-
ловеров, презренных защитников капита-
лизма,

Под руководством Сталина наша партия
за короткое время достигла блестящих успе-
хов в индустриализации страны. Но от бур-
ного роста промышленности ‘серьезно от-
ставало сельское хозяйство. Это несоответ-
ствие создавало серьезную угрозу для даль-
нейнтего развития страны. Выход из со-
‘здавшегося положения указал Сталин. Этот
выход был в коллективизации сельского х0-
зяйства. .

В «Краткой биографии» сказано: «Опи-
раясь на указания Ленина о необходимости
перехода от мелких крестьянских хозяйств
К крупному, артельному, коллективному. хо-
зяйству в земледелии, опираясь на коопе-
ративный план Лепина, Сталин разработал
и претворил в жизнь практически теорию
коллективизации = сельского хозяйства»
(стр.. 133).

Под руководством Сталина партия подго-
товила все необходимые материальные уе-
ловия для массового вступления крестьян
в колхозы и успешно решила. труднейтую
после завоевания власти задачу. пролетар-
ской революции—перевод крестьянских хо-
зяйств на рельсы социализма.

Победа была достигнута в упорной и оже-
сточенной борьбе против кулачества, беше-
ное сопротивление которого было сломлено,
против идеологов кулачества — правых ре-
ставраторов капитализма Бухарина, Рыко-
ва, Томского и др.

Большевистская партия, возглавляемая
великим Сталиным, добилась уже к концу
первой пятилетки ностроения фундамента
социалистической экономики в нашей стра-
не. В докладе на ХУ! с’езде ВКП(б) Сталин}
`обобщая опыт социалистического строитель-
ства; указал на всемирно-историческую
победу советского народа, выразившуюся
В ТОМ, «что наша страна уже вступила в
период социализма» (етр. 135).

В годы второй пятилетки советский на-
род-под водительством Сталина построил в
основном первую ‘фазу коммунизма — ©0-
циализм. . р

Руководство, ‘указания и призывы
Сталина являлись животворящим, движу-
щим началом все возраставшей и возра-
стающей   творческой энергий народа,
Сталинский лозунг «Кадры решают вее»
сыграл исключительную роль в успешном
разрешении одной из важнейших проблем
социалистического строительства — ‘про-
блемы кадров. В ответ на призыв вождя в
стране. © могучей силой’ поднялось стаха-
новское движение, развернулась веенарод-
ная борьба за ускорение темпов социали-
стического строительства:

Победа ‘социализий привела к’ коренно-
му изменению в соотношении классовых сйл
в стране. Были ликвидированы частная cob
ственноеть на средства производства, BKC-
птоататорские классы“ и причины, их по-
рождавигие. Трудящиеся СССР. — ‘рабочие,
врестьяне. интеллигенция в процессе ©о-
	циалистического строительства претерпели
глубокие, серьезные изменения. Все это по-
	талина

ском советские войска непрерывно вели yes
пенные наступательные операции. Выпол-
Haq . гечиальный стратегический План
	“ae eee КАНЕ

“Сталина, нами Вооруженные Силы в тече-
		ние 1944 г, нанесли десять вокрутитель-
ных ударов по немецким войскам м отбро-
сили их за пределы советской земли, Эти
	блестящие победы имели историческое зна-
чение. -
	В «Краткой биографии» указываете», что
успенгное осуществление сталинского стра-
тегического плана в. 1944 г. имело большие
военно-политические результаты, Под уда-
рами советских войск сложили оружие и на-
чали войну против гитлеровской Германии
бывшие ce союзники: Румыния, Финлян-
хия, Болгария, а Венгрия находилась нака-
нуне капитуляции. Таким образом быма за-
вершена в основном изоляция Германии,
Создавшаяся в результате ‘победоносного
наступления Советской Армии военная 0б-
становка означала, что Советский (003 в
состоянии без помощи союзников, свопун
собственными силами, оккупировать всю
Германию и освободить от гитлеровских 34-
хватчиков Францию. Это обстоятельство за-
ставило бывшего премьер-миниетра Англии
Черчилля, протизившегося до тех пор от-
крытию второго фронта, предпринять втор-
жоние в Западную Европу. Союзники в ию-
ne 1944 года высадили крупный десант и
начали боевые действия в Северной Фран-
ции. Гитлеровекая Германия, как это и
предвидел Сталин, оказалась зажатой в ти-
сках между двумя фронтами.

Весной 1945 года фашистская Герма-
ния была разгромлена, а осенью тото же го-
да сложила оружие и империалистическая
Япония. ‘Советский народ  торжебтвовал
победу. № этой  всемирно-исторической
побеле привел наш народ, наши Вооружен-
	ные Силы великий Сталин.
	Руководя военными действиями Совет.
ских Вооруженных Сил и работой тыла,
	Сталин продолжал огромную теоретическую
	хеятельность, разрабатывал и двитал впе-
	ред маркеистеко-ленинскую науку.
	Гений Сталина обогатил и поднял на
невиданную высоту советскую военную
науку.

«Товафиш Сталин развил дальше пере
	‘ловую советскую военную науку, — rozo-
	рится в «Краткой биографии».— Товарищ
Сталин разработал положение 0 постоян-
но лействующих факторах, решающих суль-
бу войны, 06 активной обороне и законах
контрнаступления и наступления, © взаимо-
действии родов войск и боевой техники в
современных условиях войны, о роли боль-
ших маее танков и авиации в современной
войне, об артиллерии, как самом могучем
роде войек. На разных  этамах войны
сталинекий гений находил правильные ре-
	шения, полностью учитывающие  0600енн0-
	сти обстановки.

Сталинское военное искусетво проявилось
как в обороне, так и в наступлении. По
указаниям товарища Сталина активная 060-
рона советских войск сочеталась в поло
товкой контрнаступления. Наступление с0-
четалось ¢ прочной ‘обороной. Товарищ
Сталин мастерски разработали применил
новую тактику маневрирования, тактику од-
новременното прорыва фронта противника
на нескольких участках, рассчитанную па
	‘То, чтобы не дать противнику собрать сво
	резервы в ударный кулак, тактику разно-
	‚временного прорыва фронта противника наз
	ческольких участках, когда один прорыв
идет вслед за другим, рассчитанную на то,
чтобы заставить противника терять время
п силы на перегруппировки своих войск,
тактику прорыва флангов противника, 34-
хода в тыл,’ окружения и уничтожечия
крупных вражеских группировок войск. 0
гениальной проницательноетью разгадывал
товариш Сталин планы врага и отражал
их. В сражениях, в которых ‘TOBAPHIT
Сталин руководил советекими войсками, H0-
площевы выдающиеея образцы военного
оперативного искусства» (стр. 231—232).

годы Отечественной войны товарищ
Сталин, большевистская партия’ воспитали
выдающихея военачальников ‘и. военных
деятелей. «Большой заелутой тов. Сталина
перед Родиной, — указывает «Краткая био
графия», — следует считать тот факт, тм
он сумел за время Отечественной войны
подобрать, воспитать и выдвинуть из 01:
ветственные посты новые руковохящие в9-
енные кадры, вынесшие. на своих плечах
вею тяжесть войны © Германией и ве
союзниками.” Таковы: Бултганин, Василев-
ский, Конев, Говоров, Жуков, Ватутин, Ч9-
няховский, Антонов, Соколовский, Мерец
ков, Рокоссовский, Малиновский, Воронов,
Толбухин, Яковлев, Малинин, Галицкий,
Трофименко, Горбатов, Штеменко, Кураев,
Вернигнин, Голованов, Федоренко, Рыбзако,
Богданов, Катуков, Лелюшщенко и многи
другие» (стр. 220).

Бак в. период войны, тах и в послевое-
ное время Сталин показывал и показывает
непревзойденные образцы мудрого решения
вопросов международных отношений 1
внешней политики СССР. Он велет неприми-
римую борьбу против поджигателей новой
имперкалистической. войны, 3a прочный
мир и. безопасность BO всем мире.

талин -—— гениальный творец, вдохно-
витель и организатор всех наших веемир-
но-исторических побед. В годы Отечествен-
ной войны советский народ еще глубже оце-
Нил величие своего вождя, учителя, 1л-
коеводца, друга — Иосифа Виссарионовича
талина, его беззаветное служение (Совет:
ской Родине, его неустанную заботу о р--
сте и процветании социалистической дер-
_жавы. В «Ераткой биографии» приводятся
слова товарища Молотова, выражающие

ша
	мысли и чувства всех советских лол:
	«Это наше счастье, что в трудные годы в0й-
ны Врзеную Армию и советский народ ped
вперед мудрый и испытанный вожль (98ет-
ского Союза — Великий Сталин. ( именем
Генералиссимуса Сталина войдут в историю
нашей страны и во всемирную истори
славные победы нашей армии. Под руково:
ством Сталина, воликого вожля и орга

ee
	‚затора, мы приступили теперь к мирному
	строительству, чтобы добиться настоящего
разцвета сил социалистического общем
и оправдать лучшие надежды напьих друзей
во всем мире». -

Советекий народ,’ приступивший по оюи-
чании войны к мирному етроительств
ныне успешно борется за выполнение
сталинской программы восстановления 1
хальнейшего развития народного хозяйства,
Народы нашей страны твердо уверены, чт
год руководством И. В. Сталина и боль
шевистской партии они лобъютея нового
расцвета социалистической Ротины.
				требовало и изменения Конституции СС®Р.

По инициативе и под руководством
Сталина была разработана и утверждена на
УПИ в’езде Советов (5 декабря 1936 г.) но-
вая конституция СССР,. которая по имени
своего творца получила название Сталин-
	ской Конституции.

В: 1938 г. выходит в свет ны
ть «Краткий курс истории ВКП(б)».
В этой книге, получившей столь широкое
распространение, ‹ дано глубокое изложение
H обобщение ^ гитантоколо исторического
опыта коммунистической пафтян, равного
которому не имела и не имеет ни одна пар-
	тия в. мате; Выход «Араткого-куреа историй  .
	BRO(6)> явился крупнейптим событием в
	плейной жизни нашей партии. «Нартия по-
пучила новое могучее идейное оружие боль-
шевизма, настоящую энциклопедию. OCHOB-
ных знаний в области маркеизма-лениниз-
ма» (стр. 163), На этих идеях воспитыва-
тиеь и воспитываются миллионы людей.
	Блеетяшэя. победа сталанской политики
	индустриализации страны и коллективиеч-
ции сельского хозяйства превратила натгу
страну в могучую социалистическую дер-
жазу. Была еоздана экономическая база,
	значительно поднявшая обороноспособность
	CCP. р .

На ХУШ селе ВКП(б) (март 1939 г.)
Сталин с исключительной глубиной векры-
вает нлаты поджигателей войны. Он ста-
вит перед партией и советским народом за-
2ач} усилить обороноспособность и мобили-
зационную готовность страны. Сталин вы-
двитает величественную задачу — догнать
и перегнать главные капиталистические
	страны в экономическом отношении, Он раз-
	вертывает нрограмму завершения построе-
ния социатлистического общества и посте-
пенного перехода от социализма к комму-
низму, В этом же докладе Сталин, дальнее
	развивая ленинскую теорию 0 построений
	социализма в одной стране, делает вывод о
возможности построения коммунизма в на-
шей стране в условиях капиталистическо-
10 окружения. Опираясь на огромный опыт
более чем тлвалпатилетнего сушествования
	советской власти. Оталин «создал цельное
	и законченное учение о социалистическом
государстве» (стр. 171).

Программа, намеченная ХУШ с’ездом
партии, успешно осуществлялась. Совет-
ский народ под руководством партии и ©во-
	его гениального вождя из гоща в год доби-
вался новых успехов, твердо и уверенно
шел к намеченной цели-—— к коммунизму.
	Мирный тол советского народа был пре-
	PBA вероломным нападением гитлеровской
	Германии на СОСР. Началась Великая Оте-
чественная война против немецко-фалтист-
ских захватчиков. самая тяжелая война в
истории нашей Ролины.
	\.
		т

Вышло в свет, второе, исправленное п
хополненное ‘издание краткой биографии
товарища И. В. Сталина *

Изучение биографии Сталина — это изу-
чение громадного исторического опыта на-
шей большевистской партии за все время
ев жизни и борьбы. Жизнь и деятельность
И, В. Сталина неразрывно * овазаны ©
жизнью и деятельностью нашей партии, ©
жизнью и деятельностью Ленина. Оталин=—
гениальный, ученик и соратник гениального
Ленина. Сталин — достойный продолжатель
дела Ленина, Сталин — это Ленин сегодня.

Изучение биографий Ленина и Сталина
еще больше вооружит советский налод ре
волюционной теорией марксизма-ленинизма.
Жизнь великих гениев человечества —
вдохновляющий пример для миллионов тру-
дящихея нашей страны в их борьбе за но-
вые победы социалистического строитель-
ства. Советские люди учатся у Ленина и
Сталина, у большевистской партии, как, на-
XO преодолевать трудности, непреклонно
итти внеред в намеченной цели, беззаветно
и самоотверженно служить народу, Родине,
зеликому. делу. коммунизма.

I.

Цервые главы «Краткой биографии» дз-
ют в сжатой форме яркую картину жизни
и деятельности И. В. Сталина, бесстралию-
го и неутомимого борца за дело рабочего
класса в годы царского самодержавия, . за
создание большевистской партии, партии
нового типа, за установление , диктатуры
пролетариата в нашей стране.

Детство и школьные годы товарища.
Сталина протекали в условиях нарастав-
шего революционного под’ема в России. «В
революционное движение я вступил,—вепо-
минет товариш Сталин,—6 15-летнего
возраста, когда я связался с подпольными
труппами русских марксистов, проживав-
ших тогда в Закавказье. Эти группы име-
ли на меня большое влияние и привили
мне вкус к подпольной марксистской лите-
ратуре».

емнадцатилетний Сталин создает в 1896
году первый нелегальный маркеистский
кружок в Тифлисской семинарии и стано-
вится во главе его. Летом 1898 года он.
вступает в тифлисскую  социал-демокра-
тическую организацию. Сталин много и
упорно работает, изучая произведения Мар-
кса, Энгельса и первые работы Ленима,
направленные против народничества, «ле-
тального марксизма» `и «экономизма».
«Круг теоретических запросов Сталина, —
	товорится В «Враткой биографии», —
чрезвычайно широк — он изучает фило-
софию. политическую экономию,  ието-
	рию, естественные вВаувки, читает власси-
ROB художественной литературы. Сталин
становитея ° образованным  марксистом»
(стр. 9). Одновременно он ведет большую
` пропагандиетекую работу в кружках тиф-
`лисских рабочих, пишет прокламации, ор-
ганизует стачки, развертывает китучую
деятельность по созданию в Закавказье
ленинско-искровеких большевистских op-
танизаций и руководит ими. Образцом для
него является ленинский «Союз борьбы за
освобождение рабочего класса».

Царская полиция производит обыск на
квартире Сталина и отдает распоряжение 06
ero apecte. Он перехолит на нелегальное
положение. С этого момента начинается
капряженная героическая жизнь про-
‘фесспонального революционера:

Носле известной батумекой демонетра-
ции полиция арестовывает Сталина и за-
ключает в тюрьму. Осенью 1903 года его
`всылают на три года в Восточную Сибить.
	Великая Октябрьская Социалистическая
революция открыла новую эру в истории
человечества.  Мир’ раскололся. на’две’ си-
стемы —— систему капитализма и систему
социализма. «Шартия большевиков ветрети-
	лась е новыми условиями, должна была ре-
шать новые гитантеюие задачи» (стр. 67).
	Весь последующий ход развития Советекого
тосударства со ‘всей ‘убедительностью- по-
	казал, что. эти задачи выли успешно. разре-
	шены. В этом величайшая заслута нашей
паотий. великих ‘вождей ‘феволюции Ленина
	партии, великих а революций
и Сталина. - #
	В «Краткой биографии» с исключитель-
ной яркостью показана гигантская по
масштабам деятельность Сталина в по-
	слеоктябрьекий период. Он входит в ©0-
	став правительства, сформированного Bd
главе с Лениным на ПИ: Вееросеийеком е’ез-
	де Советов.

Сталин — ближайший соратники помощ-
ник Ленина в’ борьбе за строительство но-
вого, советекого государства. В этот исклю-
чительно сложный период Ленин, партия
поручают Сталину самые ответетвенные и
	репгающие участки борьбы, С первых же
лней существования Советского: государства
	Сталин, возглавляет вю работу, связанную
	© пазревением национального в91р0еа в
COCP.
	Находясь на посту народного комиссара
по делам национальностей, Сталин проводит
громалную работу по созданию националь-
ных республик, по сплочению их в одну
братскую семью.

В дни Брестокого мира, когда решалась
судьба социалистической революции, судь-
ба советской власти, Сталин вместе с
Лениным ведет непримиримую борьбу с пре-
дателем Троцким и его итюдручным Буха-
риным, которые намеревались поставить мо-
лодую, неокреппую республику под удар
германского империализма. Сталин твердо
отстаивает ленинскую линию, большевист-
скую стратегию и тактику,
	vw eee ee EE

В суровые годы гражданской. ВОЙНЫ
	Сталин руководит совместно с фениным всей
борьбой против внутренней кон’ороеволюции
	й иностранных интервентов. Будучи по-
слан Пентральным Комитетом и лично
Лениным на самые решающие и опасные
для революции фронты, товарите Сталин
co всей присущей ему энергией и
	хх  вхи присущей Umy ополной в
талантом развертывает кипучую. деятель-
	ность. Он умело подбирает и воспитывает
кадры военных и политических руководи-
телей Красной Армни, разрабатывает опе-
ративные планы, фуководит ходом опе-
раций, вдохновляет советских воинов на
борьбу.

’_ «Непосредетвенным вдохновителем и ор-
	ганизатором важнейших побед Красной Ар-
	мии был Сталин. Всюду, где на фроитах ре-
шались судьбы революции, — говоритея в
«Краткой биографии» — партия посылала
Сталина. Он. был творцом важнейших стра-
тегических планов. Сталин руководил ре-
шающими боевыми‘ операциями, Под Па-
рицыном и под Пермью, под Петрогралом
и против Деникина: на’ западе против пан-
	ской Польши ина юге. против Врангеля—
	всюду железная воля и стратетический ге-
ний Сталина обеспечивали победу револю-
ЦИИ. .

С именем Сталина связаны самые елав-
ные победы нашей Ерасной Армии» (стр.
82—83).

С окончанием гражданской войны Совет-
ская страна стала переходить Ha рельеы
мирного хозяйственного строительства: Этот
переход совершалея в чрезвычайно труд-
ной и напряженной обстановке. Страна бы-
ла’ разорена четырехлетней ‘империалиети-
ческой ‘и трехлетней гражданской войной.
Крестьянство проявляло ‘недовольство CH-
стемой продразверстки. которая уже себя
	исчерпала. На почве голода и усталости.
	проявлялось недовольство и среди части ра-

бочих. Перел партией ветал вопрос о выра-
ботке новых установок по всем вопросам хо-
зяйственной жизни. Враги партии и совет-
OKOTO Народа пытаТИсь и В этом помедать
партии. Тронкиеты и их единомышленники
етремились навязать ей такую политику,
которая восстановила бы рабочих против
партии, поколебала: бы союз рабочих и вре-
стьян, создав тем самым угрозу. существо-
ванию советской власти.

Ленин немедленно выступил против по-
литически вредной, вражеской платформы
троцкиетов. Верной опорой Ленина в этой
борьбе был Сталив. Ленин и Сталин епла-
чивают вокруг Центрального Комитета ядро
ленинцев и дают реншительный отпор au
тинартийным элементам. Vv

Начиная с 1921 года, Ленин из-за 60-
лезни вынужден был все ‘чаще и чаще
прерывать свою деятельность. Основную ра-
боту по руководству партией: TPHXOANBOCH

весли Сталину:

3 апреля 1922 года Пленум ВЕ napran
no предложению Ленина избрал Сталина
‘тенбральным секретарем ЦК: С тех пор
Сталин бессментю находится нз этом носту.

21 января 1924 года умер  Ленин-— вождь
и основатель большевистской партни, вождь
трудящихся всего мира. Смерть Ленина вы-
звала ликование в лагере. империалистов,
окрылила и тех, кто стремился подорвать
единство партии и фазвалить ее; Восноль-
зовавшиеь сначала болезнью, а затем
смертью Ленина, враги социализма пытд-
лись свернуть партию © ленинского` пути.
Особенно яростно нападали на’ партию злей-
ший враг ленинизма Троцкий и его подруч-
ные. Но враги жестоко просчитались. «Знаия
Тенина; энамя партии высоко полнял ий 1-
нес ‘дальше Сталин —= выдающийся. уче-
нак Ленина, лучший сын. большевистской
партии; достойный преемник и великий пр9-
холкатель дела. Ленина» (erp. 93).
	В траурные ленинские дни на 1 Всесо3-
Hom с‘езде Советов Сталин дал от имени
партии великую клятву--выполнить заветы
Ленина. Сталин солотил партию вокруг ЦВ,
мобилизовал силы партии и народа на даль-
нейшую борьбу за победу социализма в На-
шей стране,   ~

Сталин организовал разгром троцкизма.
Огромное значение в идейной борьбе с троц-
визмом имели теоретические работы т9ва-
ряща Сталина, вошедшие неоценимым вкла-
дом в сокровишнииу марксистско-ленинской
науки. В своем произведений «05 основах
ленинизма» Сталин лал исключительно wa-
бтерское изложение и глубокое теоретическое
обоснование ленинизма. Он показал все то
новое, что внес Ленин в маркеистекую тео-
рию примепительно к условиям повой исто-
рической эпохи — эпохи империализма и
пролетароких революций. Вее вопросы
				Деятельность Сталина в период Ветикой
Отечественной войны 1941—1945 гг. п-
истине неизмерима. Вождь и учитель тру-
дящихея возглавил борьбу советского на-
рода против германского фалгизма, ветал во
главе Вооруженных Сил Советекого Co-
1038.

В еамом начале войны Сталин с исклю-
чительной ясностью определил ее нели и
характер. В своем выступлении по радио
3? июля 1941 года он указал, что дело идет
	о жизни и смерти Советского государетва, о
	жизни и смерти. народов ССОР. Сталин при-
звал советских людей понять всю глубину
опасности, нависшей над страной, пере-
строить всю работу на военный лад, под-
чинив все интересам фронта, задаче разгро-
ма врага. Эта историческая речь вождя во-
оружила советский народ на борьбу про-
	тив немецких оккупантов, вселила в сердца  !
	трудящихся твердую уверенность в гряду-
щей победе. :

Вее народы Советекого Союза поднялись
на защиту своей социалистической Родины,
Руководствуясь  мудрыми. указаниями
Сталина, они превратили страну в единый
боевой латерь. Большевистская партия в
невероятно трудных условиях организовала
военную перестройку промышленноети. В
короткий эрок народное хозяйство было по-
ставлено на службу фронту. Развертывав-
шая свои силы Советская Армия с каждым
днем получала все больше оружия, перво-
классной боевой техники, боеприпасов. (0-
ветский народ не Щадил сил и средств, что-
бы обеспечить армию и ‚флот всем! необхо-
димым для ведения войны, для разгрома
врага.

Политическое и хозяйственное ‘руковод-
ство государством Сталин гениально соче-
тал с военным руководством огромными ар-
миями на полях сражений. Все историче-
	ские победы Советских Вооруженных Сил
	неразрывно связаны с именем Верховного
Главнокомандующего И. В. Сталина.

Сталиным был разработан и осуществлен
план разгрома немцев под Москвой. Осенью
1941 года, когда немецкие полчища етояли
У стен столицы, Сталин непоередетвенно
руководил боевыми действиями советских
войск. По его приказу Советская Армия
в лекабре 1941 года нанесла сокрушитель-
ный удар по немецким войскам, отбросив
их местами. больше чем на 400 километ-
ров, Разгром немцев под Москвой показал
превосходство стратегического плана на-
ступательных операций, разработанного
Сталиным, над ‘авантюристической страте-
тлей германского командования.

Вслед за сражением под Москвой совет-
ские войска под руководством Сталина зи-
мой 1942—1943 г. разгромили немецкие
армии под Сталинградом. Сталинградская
победа — это самая выдающаяся победа в
истории великих войн. «Битва за Сталин-
град — венец военного искусства: она яви-
ла новый пример совершенства передовой
‹оветской военной науки. Одержанная злесь
историческая победа — яркое торжество
сталинской стратегии и тактики, торже-
стро тениального плана и мудрого предви-
дения великого полководца, проницательно
раекрывшего замыслы врага и использо:
вавшего слабости его авантюристической
стратегли» (стр. 202—203).

Сталин назвал Сталиятрадекую битву
закатом немецко-фашистской армии. После
нее немцы не могли уже больше оправить-
ся. .

Второе поражение после ‘Сталинграда со-
ветские войска наносят ° немцам летом
1943 т. под Курском-— Орлом— Белгородом,
Разгром немцев под’ Курском имел решаю-
щее значение для дальнейшего хода вой-
ны. «Если битва под Сталинградом, —гово-
рил товарищ Сталин,— предвещала закат
немецко-фапгистской армии, то битва под
Курском поставила ее перед катастрофой».

После победы под Сталинградом и Кур.
	`Ваходяеь в ссылке, он завязывает связь
царскую армию, товарищ Сталин по этапу

© Лениным, ведет с ним переписку. С пер-
вых же шагов своей ‘революционной лея-
‘тельности Сталин всегла шел вместе е
Лениным. «Сталин проникся безграничной
верой в ленинский революционный тений
и пошел по пути Ленина. Он ‘никогда

не сворачивал © этого пути и после смерти

“Тенина’ смело и уверенно продолжает 070
дело» (ето. 13—14).

Находясь в тюрьме, Сталин ‘узнает о
Н с’езде РСДРП, о разногласиях между бель-

шевиками и меньшевиками. Он режительпо:

становится на сторону Ленина. большневи-
ков. В сибирской ссылке Сталин остается
- НРЛОЛГО- В андаре 190% т он горобтает

‘Ta

шзонргизобфаный BO Aldo AJli}

направляется eB Врасноярск, а затем в
г.’ Ачинек. Здесь ero застает весть
о Февральской революции. 12 (25) мар-
1917 г. Сталин ‘возвращается в
Патер. По воле партий он становитея
во главе   редакции газеты «Правда»
й совместно c Молотовым ‘руководит
деятельностью ЦК и Петербургекого коми-
тета. большевиков. Вместе с большинством
партии. Сталин выступает против Времен-
ного. буржуазного. правительства, против
оборончества меньшевиков и эсеров, & так-
же против полуменьшевистской позиции: Ёз-
менева и других оппортунистов,
	3 апреля 1917 г. в Россию вернулся
	Пенин. В тесном. сотрудничестве © ним и
под ето руководетвом. Сталин выполняет
ответственнейшие поручения партии. Ha
УП (Апрельской) партийной. конференции,
в основу ‘работы которой легли Апрельекие
‘тезисы Ленина, Сталин упорно отстаивает
ленинскую линию на социалистическую
революцию. .
	Большевистская партия, На оенове ре-
	шений Апрельской конференции, берет курс
на борьбу за переход от буржуазно-демокра-
тической революции к социалистической,
развертывает энергичную деятельность по
воспитанию и завоеванию масс, Ленин и
Сталин стоят во’ главе руководства этой
гигантской работой. В июньские дни Ленин
и Сталин организуют исгорическую демон-
_страцию рабочих и солдат, которая прохо-
дит пол большеврисетеками лозунгами.
	’Июльские дни. Лепин, ® преследуемый
	Бременным правительством, вынужден уй-
ти в подполье. Оталин непосредственно ру-
	ководит ЦА и газетой «Правда». Вместе со
	Сверядловым Сталин в ‘августе 1917 года
	руководит работами Vi. ©с’езла. партии. В
	своих выступлениях на © езде он исчерлы-
‚вающе формулирует задачи и тактику боль-
	нтевистекой партии в борьбе за социали-
стическую революцию, дает’ решительный
отпор троцкистам, которые считали невоз-
можной победу социализма в России. (’езл
	00’единилея вокруг ’Сталина. отетайвавше-
	го ленинское учение 9 сопиалистической
революции. «Под руководством Сталина, по
директивам Ленина, УТ <’езд партии стал
б’ездом подготовки к. восстанию. С’езд на-
целил партию на’ вооруженное восстание,
на завоевание    иктатуры пролетариата»
(стр. 64).

Октябрь. 1917 гола. ЦК партий создает
	‘партийный центр по руководству восста-
Нием. Товарии Сталин становится во’ гла-.
	ве этого центра. Он непосредственно  ру-
ководит подготовкой восстания.

24—25 октября Ленин и Сталин’ в  тес-
ном содружестве непосредственно’ руково-
AST победоносным вооруженным восстани-
ем. Они «смело и уверенно, твердо И осмот-
рительно вели партию и рабочий класс на
социалистическую революцию, на воору-
менноа восстание, Ленин и Сталин — вдох-
новители и соганизаторы победы Великой
	Октябрьской социалистической революции.
	Сталин--ближайший сподвижник Ленина»

¢ Дениным, ведет с ним переписку. С пер-
вых же шагов своей ‘революционной  дея-
‘тельности Сталин всегла шел вместе ©
 и пошел uo пути Ленина. Он ‘никогда
не сворачивал © этого пути и после емерти`
`Тенина’ смело’ и уверенно продолжает ого
дело» (ето. 13—14).
шевиками и меньшевиками. Он решительно:
стаповится на сторону Ленина. большеви-
- недолго. В январе 1904 г. он совебщает
побег, возвращается в Закавказье (Батум,
Тифлис) и снова отдается кипучей револю-
‚ ционной работе, выполняя поставленную
«Тениным” задачу —= ‘развертывать борьбу
за Ш <’езд партия. Вместе © Цхакая он
руководит работой Кавказского союзного ко-
омитета РОДРИ, систематически 06’езжает
районы ‘Закавказья, укрепляет старые и
создает новые партийные организации,
ведет ожесточенную борьбу в меньшевика-
ми и другими врагами марксизма на много-
численных дискуссиях, энергично залщи-
щает большевистские позиции, разоблачает
 политиканство и оппортунизм меньшеви-
ков и примиренцев к ним.
В годы первой русской революции
- Сталин возглавляет всю’ идейно-потитиче-
‚скую борьбу закавказских большевиков с
врагами марксизма. Он выступает © рялом
замечательных теоретических работ: «Ко-
‚ротко о партяйных разногласиях», «Класс
пролетариев и партия пролетариев». «От-
вет «Социал-Демократу», «Анархизм или
социализм? ». Уже в этих своих ранних р8-
ботах Сталин выступает «как талантливый.
полемист, Как крупнейшая литературная. и.
теоретическая сила партии, политический
^ ВОЖДЬ НЫ верный последователь
Ленина» (стр. 3
Мастерски защищает, обосновывает и
`дальше развивает Сталин ленинские идеи
_0б идеологических, организационных, так-
тических н теоретических основах боль-
шевистской партии. Он решительно отстаи-
Bast ленинекую стратегию и тактику.
 ленинокую идею гегемонии пролетариата в
революции, ленинскую идею перерастания
буржуазно-демократической революции в
‚революцию социалистическую. Кавказский
союзный комитет, руководимый товарищем
Сталиным, пеустанно пропагандирует реше-
ния Ш с’езда партии, призывает рабочих
и крестьян к вооруженному восстанию.
(Сталин едет в Таммерфоре (Финлянлия)
на первую Веероссийскую большевиетекутю
конференцию. Здесь он впервые лично
встречается © В. И. Лениным. Оталин —
активный участник [У и У сезлов РСДРИ.
	* «Иосиф Виссарионович Сталин. Крат-
кая биография». Составители: Г. Ф. Але-
ксандров, М, Р. Галактионов, В. С. Круж-
ков, М. Б. Митин, В. Д. Мочалов и П. Н.
Поспелов,

ОГИЗ. Государственное издательство по-
литической р И 1 миллион
экземадяров, i