13 февраля 1947 г., четверг, № 38 (2525)

ACHBA OTF
	_ Иде

Штурман принимает. зачет.

{От специального корреспондента «Красного Флота»)
тассо  ‘предполетной Г подготовки собра- гоя.— Буре — 290 градубов, летим 11 ми-
	В классе предполетной подготовки собра-
лись летчики-штурмовики. Они вычерчи-
вают на бумаге схемы района полетов. Меж-
ду прочим, летчики сидят в шинёлих. Хо-
одно потому, что офицеры Пустыльник и
Волкодав не позаботились of обеспечении
учебных классов топливом. Рядом в комна-
Те флагманский штурман эскадрильи‘ гвар-
дии капитан Навлов принимает зачеты,
Трудно 0б’ЯСНИТЬ, почему руководитель
штурманской подготовки решил уединиться
и предоставить всю грунпу летчиков самой
себе

— Расскажите о средствах ТОС, — за-
дает вопрос флатитурман летчику гвардии
лейтенанту Шалюта. — Е

Летчик перечисляет приводные радио-
станции, радиомаяки, показывает их. место-
расположение по карте. Затем гвардии ка-
питан Павлов задает летчику вопросы ‘об
ориентирах на маршруте от «А» до «В», о
контроле пути по дальности и направле-
нию, о курсах, требует перечислить и на3-
вать все острова, характерные населенные.
пункты, указать курсы на них, расстояния
ИТ. д.

Гвардин лейтенант Шалюта последова-
тельно отвечает на вопросы штурмана. Он
	поречисляет аэродромы. говорит 00.Их отли-.
	чительных особенностях, о поврытии взлет-
но-посадочных нолос, по: «немой» карте по-
казывает все железные дороги, узловые на-
селенные пучкты, острова. Иногда. летчик
опГибается, путает названия островов и на-
селенных пунктов, не знает безопасной вы-
соты полета над изучаемым районом. Флаг-
штурман наводящими вопросами помогает
Шалюте исправить допущенные в ответе
ошибки. . me

Ha первый‘ взгляд ‘кажется, что большое
количество вопрогов 06 изучаемом районе
позволяет точно установить степень подго-
товленности‘ каждого ‘летчика. Но ‘это =—
лишь первое виечатление. Фактически же
применяемая т. Павловым методика провер-
ки знаний летчиков имеет много нехостат-
ков. Прежде всего она заставляет экипажи
заниматься зубрежкой — запоминать наз-
вания беечисленного множества ‘населен-
ных пунктов, островов, озёр, рек, железных
дороги т. д. Этим езмым: отодвигается на
второй план действительное навигационное
изучение района полётов. Летчик запоми-
нает название города, но, пролетая над ним,
не может его порой опознать, потому что
характерных особенностей этого города он
не изучал, \

Bo время зачета флагииурман\ между
прочим, предложил т. Шалюте вычертить
район Н-ского города и прилегающую к, не-
му береговую черту. Сколько летчик ни пы-
талея правильно нарисовать характерные
признаки города, его расположение по отно-
шению к береговой черте, он так и не смог.
Гвардии капитан Павлов предложил т. Ша-
люте перечислить железные дороги и наз-
вать узловые станции. А разве это нужно
тетчику? Куда полезнее для него знание
характерных особенностей той или иной до-
роги, как ее с воздуха можно отличить от
других дорог, проходящих поблизости, чем
характерны отдельные ее участки ит. д.
Но таких вопросов мы на зачете не слыша-
ли. Повидимому, ими не занимались и в
процессе учебы, пбо схем отдельных харак-
терных ориентиров в штурманском классе
очень мало. Руководитель учебы оценивал.
качество схем, вычерченных летчиками,
не с точки зрения правильноети взаимного
расположения ориентиров, & лишь по внетш-
нему виду, насколько схема, чисто и красиво
выполнена. :

— Перейдем к глазомерной прокладке
пути по карте, — говорит штурман летчи-
ку, слушайте меня внимательно, и как я
закончу вводную, сразу же отвечайте.

Задав летчику условную воздушную ско-
рость, гвардии капитан Павлов называет
курсы и время «полета».

— Вылетаем из пункта «П»,— говорит
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 12 февраля. (По
телеграфу от корр. «Красного _ Флота»).
Ряд матросов и старшин остается на сверх-
срочную службу. Докладную записку с
просьбой оставить его на сверхерочную
подал командир автоотделения старшина
2 статьи Краеник-—отличник боевой и по-
литической подготовки. Очередное звание
ему было присвоено досрочно.

нут. Меняем направление: куре 360 гра-
дуеов, время 8 минут, затем идем курсом
95 градусов в течение 10 минут. На курсе
113 градуса. летим 6 минут, а потом кур-
сом 208 градусов пролетаем 12. минут. Над
каким местом находимся? :

—— Haq ropozom «П›,— следует ответ
летчика, ;

— Вы ошиблись на тридцать километ-
pos. ПО и еее и.

Гвардии лейтенант Шалюта пе согла-
шаелся е заключением штурмана. Чтобы
доказать летчику его ошибку, гвардии ка-
питан Павлов на карте производит инстру-
ментальную прокладку. Ошибка летчика
очевидна. Но Шалют& не соглашается. Он
спорит, пытается оправдать ошибку тем,
Что гвардии капитан Павлов, диктуя ему
вводную по конспекту, будто бы пропустил
один из этапов полета. Но вводная продик-
тована правильно, и летчик вынужден, на
конец, признать свою ошибку. .

Флагитурмая хочет ‘убедитьбя, каковы
же действительные знания летчика в гла-
зомерной прокладке, и поэтому задает ему
еще две задачи. На’ ‘первую летчик‘ дал
точный ответ, в решении второй опять до-
пустил ошибку.

`Тшательным опросом флагштурман су-
мел проворить действительные знания гвар-
дии  лейтенанта Шалюты. Однако и на этом
этапе он допустил ряд отступлений и от
требований дисциплины и от методических

указаний, Флагштурман оставил без замеча-_

ний возражения летчика; и проверяющий и
проверяемый разговаривали на «ты». При
глазомерной прокладке пути но карте лет-
чик пользовался карандашом, прикладывая
его в боответствующих направлениях, но
Флагштурман не сделал ему замечания. Та-
ким образом фактически глазомерная про-
кладка отсутствовала. Давая вводную, гвар-
дии капитан Павлов слашком быстро читал
данные, а нужно было после каждого этапа,
полета сделать паузу, чтобы летчик мог
мысленно воспроизвести полет по этанам и
дать продуманный ответ.

Умение вести мысленную прокладку пу-

‘ти без помощи карты очень важно для

летчика штурмовой авиации. Проверке этих
навыков гвардии капитан Павлов посвящает
ий заключительную часть ‘зачета: Ответы
летчика  посредетвенные.  ФСлагштурман
спрашивает т. Шалюту:

— Чоу вас недоработано?

—- Глазомерная прокладка. Район я

‘знаю, только названия некоторых населен-

ных пунктов путаю.

— Я тоже такого мнения, — товорит
Ффлагтштурман.— Район вы знаете, схему
зычертили хорошо, но по глазомерной и
уысленной прокладке вам нужно трениро-
ватьея. Готовьтесь, завтра спрошу, а за с6-
годняшний ответ общая оценка — три с
плюсом.

После гвардии лейтеванта Шалюты штур-
ман проверяет знания других летчиков.
Гварлии лейтенанты Половинкин и Евсеев
получили оценку «отлично», остальные лет-
Чики — «хорошо».*

Е сожалению, и пря опросе других лет-
чиков флагштурман порой отступал от тре-
бованый методики: Он. спелтил е вводными,
не закрыл висевшую ‘на XOCKRS «немую»
карту, которую летчики, естественно, ис-
пользовали при решении задач, хотя штур-
ман и запрещал ею пользоваться.

Изучение района полётов-—важный этап
боевой учебы летчиков. Однако в подразде-
лениях авиации  Военно-Морских Сил еле-
довало бы больше внимания обращать на
изучение беротовой черты, морского сектора
и характерных особенностей навитацион-
ных ориентиров.

Нельзя не отметить, что пигурман части
редко бывает на зачетах. Но был утвержден
и конспект, по которому т. Павлов принимал
	Канитан В. БУРОВ.
	Подали докладные записки с ходатай-
ством о зачислении на сверхерочную служ-
бу мичмана Буянкин и Зайцев, старшина.
2 статьи Никандров, главный старшина
Иванов и яругие. т

В своих докладных матросы и старшины
пишут о стремлении отдать все свои силы
ий знания лелу дальнейшего укрепления
Вооруженных Сил СССР.

Научная деятельность  .
	военно-морских
врачей
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ. 12 февраля. (По телеграфу). В
первый лень ‘войны. с империалистическоя
	Японией два бронекатера Краснознаменной  .
	Амурской флотилии вышли на боевое зада-
ние. При подходе к пункту Н. они были
обстреляны противником, Завязалаеь жар-
вая схватка, во время которой был серьез-
но ранен команлир одного из катеров стар-
ший лейтенант; Домакин. Пуля ‘пробила cy-
хожилия и раздробила кость ноги. Требова-
лась срочная хирургическая помощь.

Офицеру перевязали разу и стали ре-
шать; в какой из.ближайщих госпиталей его
отправить.

— Только к Вишневекому, —раздалея
голос раненото. Вскоре самолетом‘ он был от-
правлен в Н-екий госпиталь, и в тот же-ве-
чер ему была сделана операция. Оперирэ-
вал главный хиоург гоститаля похполков-
ник медицинской службы Иосиф Марковит
Вишневекий. т

Более тысячи различных операций. сде-
_Лал т. Вишневский за время своей работы в
госпитале, Все они пропьти удачно. Многих
амурпев он спас от верной смерти. Это co3-
дало ему широкую популярность ереди воен-
НЫх моряков.

Сейчас т. Вишневский работает нал обоб-
щением, опыта › работы хирургов в
боевой обстановке. Он заканчивает труд
«Хирургия в период войны с империали-
стической Японией» и одновременно пишет
диссертацию на соискание ученой степени
канлидата медицинских наук. Темой лля
диссертации он избрал вопрос о новом мето-
де хирургии травматических. повреждений.

В этом же госпитале научную леятель-
ность ведут и другие врачи. Труд 6 профи-
лактике инфекционных заболеваний пишет
майор медицинской службы Минько, работа-
ет над кандидатской лиссертацией подпол-
ковник медицинской службы Колосов.

В госпитале регулярно проводятся науч-
ные конференции, на которых обоуждаются
доклады по хирургии, терапии, инфекцион-
ным и другим заболеваниям.
	Старший лейтенант А. СЕМУШИН:
	Своими силами

_ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 12 февраля.
(По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
Еще недавно на Н-ской плавбазо кино-
фильмы демонотрировались во небольшой
кают-компании, He вмещающей и десятой
части личного состава, не было и помеще-
ния для библиотеки. ЕЕ

По инициативе офицеров” Потапенко п
Романова моряки очистили большое поме-
щение ‘корабля; которое использовалось
нерационально, своими силами сменили
внутреннюю обшивку. построили кинобуд-
ку, оборудовали библиотеку, где и разме-
стили вю литературу. _
	Много труда, энергии и настойчивости
проявили в ходе работ старщий лейтенант
Махилев, капитан Швецов, боцман Лизунов,
матрос Баранов. ее у

Теперь матросский клуб готов. На ки-
носеансы собирается весь личный состав

корабля. Значительно улучшилась работа
библиотеки. : .
	Смотр художественной
самодеятельности
в Порт-Артуре
	ПОРТ-АРТУР, 12 февраля. (По телегра-
фу). Закончился смотр художественной са-
модеятельности кораблей и частей. Нан:
больший успех выпал на лолю коллектива
	‚Части, где начальником клуба старший
	леитенант Мартов. Особенно удачны были
выступления матросского хора, танповаль-
ной группы, оркестра народных инстру-
ментов, женского вокального @рио.
	Смотр выявил и ряд недостатков. Во вре-
	мя выступления коллектива части, где на-
чальником клуба лейтенант Иванов, от-
дельные исполнители забывали тексты
стихов и песен. Да и воя программа кол-
лектива была составлена из старых и не-
скольких Новых наспех подготовленных
номеров. В ряде коллективов совершенно
отеутетвовали произведения Ha местные
		йное воспитание коммунистов
		‚организации
	й. учебе
	в центр внимания партийных
	Что ме!
	ает политическо
	-
От корреспондента
«Красного Флота»
a
	ходчивого фассказа приступил в чтению
лекции, продолжавшейся больше’‘двух часов.

Эта длинная лекция Вряд ли запомни-.
лась слушателями, и можно с уверенностью
сказать, не была понята большинством из
них. Пересказывая целые страницы «Ират-
вого курса истории ВКП(б)», т. Дебоган
ссылался на. исследования многих филосо-
фов, пыталея анализировать их выеказы-
вания. Обилие цитат усложняло лекшию.
делало ее непонятной для слушателей, ко-
торые, не зная даже новых для них фило-
софеких терминов и понятий, то и дело.
прерывали руководителя вошрюсами:

— Ч такое об’ект или суб’ект?

— В чем суть учения агностиков?

— Что такое дух?

_ Эти вопровы, по существу, остались без
ответа, ‘ибо нальзя считать ответом цита-
ты, которые снова повторил т. Дебоган. _

— Да вы нам попроще об’яените, —
просили слушатели. — Примеры понятные
приведите. Г ‘

— Хорошо. В таком случае я подробно.
все вам об’ясню на следующем занятии, —
ответил т. Дебоган.  -

Поеле окончания ‘учебы, когда все
ветали со своих мест, кто-то спросил:

— Какую литературу надо прочитать по
ой теме? oo:  . :
	Когда отсутствует требовательность
		— Вакой вопрос будем изучать, на оче:
‘редном занятии кружка? \

Старпкий лейтенант Деботан назвал ве»
сколько страниц «Вралкого курса история

ВЕП(б)» и об’явил слушалелям, что через
“четьре”хня пз корабле будет лекция об пе-
торическом материализме. Однако названия
темы очередного занятия никто не зати-
сал. Пя
Такие грубые извращения методики за»
нятий стали вооможными потому, что ра:
ботники политотдела неправильно ориен-
тировали  фуководителей кружков на
то, что основным методом завятий в круж-
ках является лекция, & не рассказ и-жи-
вая, развернутая беседа на основе мате.
риалов. самостоятельно изученных слуша-
телями кружка. Не случайно поэт
му отушатели многих кружков не знают,
как самостоятельно работать над книгой,
как готовиться к беседе, Сейчас т. Дебогоя
перестраивает метод. занятий, и надо пола-
гать. что результаты будут друпие.

. Следует. конечно, и работникам полат=
отдела конкретнее руководить партийным
просвещением. Пока это руководетво вырз-
жается лишь в проведении семинаров по со-
держанию той или иной темы, А этого na
л0. Руководители политшкот и  кружхов
пуждаются в методических указаниях, в 0б-
мене опытом. Большую пользу дало бы ях
‘посещение занятий работниками политот-
дела.

Старший лейтенант
Н. ТРЕФИЛОВ.

о палача лан, Ака
	Тихоокеанский флот.
	такие. ваюные вопросы третьей главы, ках
четвертый и пятый с’езды партий.

Инженер-майор Васильев тщательно го-
товится к. занятиям, регулярно посещает
семинары, проводимые  политотделом лля
руководителей кружков, умеет нроето, ло-
ходчиво” излагать материал. Но ему явно
нехватает требовательности. Слабая диспи-
плина слушателей сильно бсказываетея нз
качестве учебы. Посещаемость, как прави:
10, невысокая. Кружок существует уже
четыре месяца, но за это время старший
‘матрос Пономарев был на занятиях вм
один раз. Редко посещают кружок тт: Ку-
черонко и Тетерин. На вопросы руководи»
теля, почему они ве ходят на занятия, oT
веты в больпитнотве случаев стереотипны:
«Были заняты по службе». Несколько че=
ловек из Н-ожого подразделения тоже по-
стоянно «заняты». Секретарь же партор-
гавизацни этого подразделения т. Пазков
не считает нужным вмешаться в ‘учебу
коммунистов.
	Руководящим  политработникам части
тт. Филиппову и Плотицыну следует приз
нять.. необходимые ^ меры, а _ секретарю
парторганизаии части лейтенанту Черт-
ву чаще вывывать отдельных коммунистов
на бюро, заюлущивать их сообщения о том,
как они учатея_
	Сейчас в части организуются постолн-
ные консультации для слушателей круж-
ков, намечено проведение лекций по неко
терым темам истории mani. Boe aro, коз
нечно, принесет пользу. Но самое главное—
Налахить дисциплину в кружках,
Без этого политическая учеба коммунистов
будет попрежнему хромать.
	Северный флот.
	Напитан Ю. КОНОВАЛОВ.
	Молодые коммунисты  эскадренного ми-
ноносца «Резкий» Бастойчиво стремятся
овладеть теорией  марксизма-ленинизма,
В назначенное время они аккуратно соби-
раются в старшинекой кают-компании и
внимательно слушают руководителя кружка,
истории ВЕП(б),

Стремление коммунистов и комеомольско-
го актива к илейному вооружению всемер-
но поошряется. Для работы политшколы и
кружка отводится один вечер в неделю, &
когда вужно организовать дополнительные
занятия, командир охотно идет навстречу.
Bee слушатели обеспечены бумагой, в их
распоряжений необходимая нолитическая
литература. И все-таки политическая уче-
ба ихет недостаточно плодотворно.

Причина прежде всего кроется в том,
что у руководителей политиколы и круж-
ка недостаточна методическая культура.
Взять ® примеру кружок по изучению исто-
рий ВЁП(б). Здесь занимаются товарищи,
впервые начинающие изучать историю пар-
	1 тии. `В процессе учебы они должны полу-
	чить не только знания, но и навыки работы
над книгой. Это, разумеется, достигается са-
мостоятельным чтением, живым  обеужде-
нием прочитанного. После изложения <9-
держания очередной темы  руковоетитель
должен добиваться развертывания беседы,
товарищеской дискусени. В сожалению, это-
ге по делается.

‚Недавно состоялось занятие по четвертой
главе «Враткого курса истории ВЕП(б)».
Руководитель кружка старший лейтенант
Дебоган, об’явив тему занятий, вместо до-
	На очередное занятие кружка по изуче-
‚нию истории партии ето руководитель ин-
	женер-майюр Басильев явилея, ках веегла.
	фовнюо в восемнадцать чаюов. Но слушапе-
ли тоже, как всегда, оказались Ченее ах-
куратными. Стартины, сержанты и’ воль-
нонаюминые работники подразделений. опаз-
дывалт кто на пять, вто на десять минут.
С опозданием является на занятия п ста-
роста кружка Питьева. Главный старигина
Дмитриев на Вопрос: «Почему не пришли
Во-время?», кратко отвечает: `«Ужиная».
Ни т. Васильев, ни присттетвующий на 33-
	-HATHAX секретарь парторганизации лейте-
	нант Чертов не делают ему  замечалинй: _К
опозханиям здесь привыкли. :

Crapocra проверяет явку. Из 25 слуша-
телей кружка присутствует, только 13 че-
ловек. Это также никого не удивляет ==
дело обычное. Слышатся реплики;

— Пономарев опять не пришел.

— Пать старивич из подразделения Тур-
Кова, как всегда, отеутетвуют,

Двадцать минут седьмого. Тов. Васильев
приступает к занятию. 06’явив. что сегодня
	будет товарищеское собеседование по тре-
	тьему, четвертому, пятому и шестому раз-
делам третьей главы «Краткого клреа ис-
	тории ВЬШб)», он спрашивает:
	— Вто не изучил этих разделов, полни-
MuTe руки? о

Четверо слушателей полнимают руки. Ру-
котодитель ставит первый вопрос.

— Вто желает выступить?

Длительное молчание,

Наконец слова просит т; Питьева. Она
подробно отвечает Wa заданный вопрос.
Чувствуется, что она добросовестно готови-
чаеь к занятито. Однако не всё вопросы як-
ны для нее. В частности, т. Питьева невер-
но определяет понятие «полупролетариат».
Тов. Васильев предлагает другим лополнить
	‘Конференция
по радионавигации
	В Н-ской гвардейской авиачасти прове-
дена конференция по вопросам практиче-
ского применения радиосредетв.

Доклады вызвали большой  интерее.
В обсуждении их приняли активное уча-
стие офицеры Королев, Митин, Стариков,
Ледовой и другие.
  ‚Гвардии младший лейтенант

: Н. ПШЕНИН.
	Черноморский флот.
	От корреспондента
«Красного Флота»
<>
	ев выступление. Снова приходится «угова-
риваль» слупплелей, которые предпочита-
ют отматчиваться. Руководитель вынужден
вызывать членов кружка по фамилиям.
После перерыва активность членов круж-
5а несколько возрастает, Старпытй сержант
Сачков оботоятелыно и живо раюеказывает
9 всероссийской политической ‘стачке в
октябре 1905 года, о царском манифесте 17
октября, о ленинской оценке этой попытки
царизма успокоить народ обещаниями «гра-
жданских свобод» и «законодательной ду-
мы». Его дополняют младниий cepxanr Ko-
репанов. старшина 2 статьи Давыдов и др.
Но отдельные товарищи все же предпочи-
тают отмалчиваться. Происходит следую-
щий хараклерный диалог между рубоводи-
телем и слушателями: 3 :
— Расскажите, товалищ Дегтярев, о
причинах поражения революции 1905 ro-
14. tS г.
— Я 61260 подготовийся, не смоту, —
отвечает Дегтярев.
Другой слушатель кружка тоже отказал-
ся отвёчать на вопросе руководителя.
	Их «выручает» старший сержант Сач-
Ков, который в основном правильно отвез
чает на вопрос. Инженер-майор полводит
итог выступлениям слушателей, делают вы-
воды, затем оповещает членов. кружка о
теме следующего занятия, о том, что еле-
Ayer читать.

На этом завятие закончилось. Велелствие
потери времени на ожидание, затем на уго-
варивание выступить не были разобраны
	CTIOPT
	ЛЕНИНГРАД, 12 февраля. (По телефо-
ну): В Ленинграде проходят игры на пер-
венетво города по водному поло. @ больших
успехом идет первая команда. военно-мор-
ских учебных заведений. Еще осталось не-
Сколько игр, но вряд ли кто из участни-
ков соревнований сможет обогнать уверен-
но лидирующих моряков.

Матч между чемпионом СССР ватерпа-
		ЛИДИРУЮТ МОРЯКИ
	НА СВЕРХСРОЧНУЮ СЛУЖБУ
	тистами общества «зенит» и второй флот-
ской командой после упорной борьбы ва-
кончился вничью-—с0 счетом 3:3.
В молодежной группе команда Военно-
морского, училища им. Фрунзе co счетом
3 одержала победу над ватерполистахи
«Динамо»,
Заслуженный мастер спорта СССР
лейтенант В. ГАЙКОВОЙ.
		приборам—
	На батареях, где командирами капитан
Корзо и капитан Денисов, мелкие оптиче-
ские приборы не. хранились в футлярах, а
лежали на брустверах, па земле и на полу.
Приборы пришли почти в полную ‘негол-
ность и требовали срочного ремонта в ма-
стерской. Калитан Корзо не сдал их в ма-
стерскую. Он попыталея отремонтировать их
собственными силами. В результате неуме-
лого ремонта часть деталей‘ была совершен-
но выведена из строя и потребовала замены.
	. Овоевременная осушка крупных оптиче-
ввих приборов является законом грамотной
эксплоатации. В зимних условиях, при коле-
баниях температуры, наступает иногда бы-
строе запотевание оптяческих деталей. Вели
На это не обратить своевременно внимания,
То такое запотевание может привести к не-
желательным послеёдотвиям. На оптических
деталях появятся сначала мелкие кратинки
и точки, которые затем увеличатся настоль-
во, что уже никакая осушка не обеспечит
их удаление. Прибор потребуетея сдавать
для ремонта в мастерскую. Этого можно. Из-
бежать, если производить осушку своевре-
менно и регулярно, как того требует ин-
струкщия по уходу за оптическими прибо-
рами.
	На корабле, которым командует. сФарттий
лейтенант Добродеев, в’ результате невыпол-
нения требований инструкции по осушке
оптических приборов детали. дальномера по-
крылись черными точками, и видимость
значительно ухудшилась. Потребовалея ре-
монт дальномера В мастерской. То же прои-
зошло с дальномером на батарев капитана
Денисова и с перископом на корабле лейте-
нанта Рябова.
	Не следует забывать, что применение для
осушки  недоброкачественного хлористого
	Оптическим
	вопросы эксплоатации оптических прибо-
роз в зимних условиях требуют к себе осо-
бого внимания как со стороны личного со-
става, обслуживающего их, так и командя-
ров вторых боэвых частей кораблей и ко-
мандиров батарей. Резкие колебания темпе-
ратуры, ветры и атмосферные осадки” созда-
ют Неблагоприятные условия для эксплоа-
тации приборов. Поэтому хранение и’ под-
готовка их к походам и стрельбам должны
быть особенно тшательными; Малейшая не-
точность. в работе оптических приборов мо-
жет пагубно отразиться на результатах вы-
полняемой задачи.

Мелкие оптические приборы, не находя-
щиеся в эксплоатации, должны храниться.
обязательно в своих штатных футлярах, а.
входные окна об’ективов и окуляры должны
быть заложены чистой ватой или закрыты
чистой фланелевой тряпкой. В этом случае
ыриборы меньше подвергаются воздействи-
ям резких колебаний температуры. Нужно.
HOMURTS, FTO мелкие оптические приборы
обычно не имеют приспособлений для ocym-
RH, Этому их следует тщательно оберегать.
от нарушения герметичности.

Если произошаь запотевание внутренней
оптики или появились точки на оксидировке,
приборы должны немедленно сдаваться в
мастерскую лля ремонта. Процесс оксиди-
ровки оптических деталей в зимних усло-
виях происходит настолько быстро, что ести
своевременно не принять мер. к его уетране-
нию. то вуесто текущего ремонта потребует-
ся средний или капитальный, 8 это значи-
тельно удлинит и сроки и стоимость работ.

Надежная сохранность мелких оптических
приборов и постоянная их боевая готовность.
зависят от выполнения указанных требо-
ваний. Там, где об этом забывают и нерегу-
лаярно осматривают приборы, они чаще
всего выходят из строя.

Зимой, когда светлое время бывает очень
коротким, нужно чаще контролировать по-
тожение выверочной шкалы, так каБ в этих
условиях согласование дальномеров можно

производить только по внутреннему. вызе-
рителю.

>
	От исправности ввутренней абсолютной
выверочной системы зависит точность из-
мерений дистанции. Командиры вторых 60-
евых частей кораблей и командиры батарей
обязаны требовать от дальномерщиков со-
держания этой системы в постоянной готов-
вости. Всегда должны быть исправны акку-
муляторы, схемы освешения, электролам-
почки. Только при этом условии в любой
момент можно. будет произвести внутреннюю
абсолютную выверку.
	От резкого колебания температуры даль-
номеры нередко рассогласовываются и по
высоте, поэтому зимой нужно чаще прове-
рять их работу. В. учебниках и руковод-
ствах указывается, как нужно производить
выверку по выюоте, используя отдаленный
местный. предмет: Но на море нет таких
предметов. Поэтому иногда праходится приз
бегать к другому способу выверки. Вращая
измерительный маховичок, ромбик опуска-
ют Настолько, что видны два его изображе-
ния, Если дальномер рассогласован по вы-
соте, то эти изображения будут. находиться
на различных уровнях. Для согласования
необходимо ромбики выравнять. Это зани-
мает не больше 10 секунд. По точности та-
кой с1060б уступает выверке по местному
предмету, но им вполне можно пользоваться,
если нет подходящего ориентира.
	Бомандиры БЧ-П и командиры батарей
должны заботиться о своевременной сдаче
неисправных оптических приборов в мастер:
скую или вызывать для их ремонта оптика-
механика, Нужно помнить, что в зимнее
время в неисправном приборе дефекты бы-
стро увеличиваются и при несвоевременнох
их устранении может потребоваться более
значительный ремонт приборов. т
	ичженер-майою М. КОТОЗ.
	влазвности в приборе, а к увеличению 66.
Хлористый кальций должен храниться, в
терметической- укупорке, а не так, как в
части, где начальником боепитания старший
лейтенант административной службы (ит
ников, Там хлористый кальций хранился на
склало в брезентовых мешках. Конечно, он
пришел в полную негодность, и бсушка с
применением такого хлористого кальция
приносила не пользу, а вред.

При резких колебаниях температуры‘ ва
наружных входных оптических деталях при-
боров появляется запотевание, затрудняю-
щее наблюдение. В таких случаях, чтобы
улучшить видимость, нужно ‘своввременно
производить обдувку входных окон. Ho это
‘можно осуществлять только тогда, когда в
‘хорошем состоянии поддерживается система
обдувки. На кораблях же часто. не обраща-
ют на нео внимания, не поддерживают си-
стему обдувки в порядке, а ‘потом жалуются
на плохую конструкцию приборов. В. дей-
ствительности же дело но в конструкции, &
в несоблюдении правил ухода за оптически-
ми приборами. :

На опыте установлено, что смешение вы-
верочной шкалы дальномеров проиеходит
не только за длительный промежуток вре-.
мени. В течение одного дня выверочная
шкала может сместиться на несколько деле-
ний. Это происходит наиболее часто в зим-
них условиях. Во избежание ошибок при
определении дистанций следует всегла это
иметь в вилу.

На батареях, где командирами старший
лейтенант Курочкин и старший лейтенант
Шульгин, выверочные шкалы сместились
настолько, что дальномеры давали ошибки
до 5—6 кабельтовых на малых дистанциях:
Этого можно было избежать, Еели бы дально-
мерщики выверяли дальномеры не по внут-
реннему абсолютному выверителю, а по. из-
вестному. расетоянию, то сразу обнаружили
бы неисправность. Командиры батарей счи-
тали такое положение нормальным и не
принимали мер в тому, чтобы или своевре-
менно сдать хальномеры в мастерскую для
	_ СЕВАСТОПОЛЬ, 12 февраля. (По телегра-
фу от корр. «Нрасного Флота»). Шлюпочные
команды кораблей Н-ского соединения при-
няли участие в гребной эстафете на 10 ка-
больтовых. : .
Пересадка команд происходила на Комсо-
мольской пристани и у водной етанций. В
	результате упорной борьбы первое meet
заняли гребцы корабля, rie ‘Заместителем
командира по политической части капитая-
тейтенант Соколов. На второе место вышик
гребцы, корабля капитана 3 ранга Керен-
ского и на третье — офицера Романова.
	образцовый уход
	па первенство Вооруженных. Сил по хокквю
па первенство Вооруя
	ОВ-ТИХООКЕАНЦЕВ
		ВЛАДИВОСТОК, 12 февраля. (Mp. rene-
графу). Состоялись встречи команд даЛЬнЕ-
восточной зоны. участвующих в розыгры-

ше первенства Вооружённых Сил по xor-
Rew.
	Против хоккеистов школы пюферов Ти-
хоокеанского флота играла сборная команда
Забайкальско-Амурского военного округа.

стреча привлекла большое количестве зри-
телей.
	Незадолго до конца первого тайма игрок
флотской команды Гунин сильно ударил
	Всесоюзный шахматный
	по воротам, а подоспевигий Хрульков 10-
слал мяч в сетку. (6 счетом 1:0 в пользу
моряков закончилась первая Половина
итры.

Во втором тайме флотекие хоккеисты 3а-
били в ворота забайкальнев еще три мяча,
получив в свои два. 00 счетом 4: 2 в поль.
зу моряков закончилась эта решающая в
зональных соревнованиях встреча, Тихо-
океанцы получили право участвовать В
финальных играх на первенство Вооружея-

ных Сил по хоккею, которые состоятся в
марте в гор. Китове.
	чемпионат
	ЛЕНИНГРАД, 12 феврадя. (По телефону
ст специального корреспондента «Красного
Флота»). В седьмом туре внимание зрите-
лей было приковано к интересной партии
между Еламаном и Смысловым. Молодой
ленинградец ‘оригинально ‘разыграл дебют
и, воспользовавшись неточностью, допу-
щенной. лидером турнира, получил ‘значи-.
	  тельное преимущество. ‘Однако, прежде чем
	выиграть качество, Вламан решил повто-
рить ходы для выигрыша времени. При
этом он повторил их столько раз, что Смы-
слов нолучил возможность потребовать при-
знания партии. ничьей. Главный судья за-
фикеировал ничью. .

Важная партия Болеславский-—Керес
не состоялась из-за болезни Кереса.

Гроссмейстер Лилиенталь в партии уро-
тив мастера Дубинина ничего не извлек
из дебюта и попал в худшее положение.
	Нартия отложена с лишней пешкой у Ду-
бинина. mo .
Партия Флор-— Макатонов после острой
борьбы перешла в ладейный эндшпиль с
лишней пешкой у Флора: партия отложена,
В тяжелов положение ‘попал сегодня чем-
пион Ленинграда Толущ, игравший с Уфим-
цевым. Одяако Уфимцев попал в СИЛЬНЫЙ
цейтнот и получил маг в один ход.
агозин с Бронштейнсм неожиданно со-
гласились на ничью в сложной позиции
‘9 многими фигурами на доске.
‚Партии Бондаревский — Левенфиш и

ан—Юдович прерваны в примерно рав-
ных позициях.
	mere семи тех у Смыслова—5 1% очков,
У Толуша — Ve, Гольденов и Лилиенталь

имеют по 4 очка из 6 возможных, Боле-
славский п Керес — по 314 зв
	Мастер И. КАН.
	о а

вальция может привести не к уменьшению   ремонта или вызвать мастера.