марта 1947 г., воскресенье, №02 {253
	(Ta MHA
	В-лятых,! ных Pese
aetcs без! на фронт
	чески тормозили дело создания боевых [и
зервов. 26 августа 1920 тода товаущ
Сталин подал «Записку в Политбюро  }
РЕП(б)»: с предложением «...во главу у
очерехной программы усиления военной у.
	ных Тезервов, могущих быть брошевным
на фронт. в любой момент», (стр. 349)
Товариш Сталин разработал и предложи
программу образования боевых резерн
республики:

Вотедшие в четвертый том произведения
отражают колоссальную роль товари
Сталина в деле организации победы Roa.
ной Армии на фронтах гражданской войн,
Пентральный Комитет. и лично В. 1
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	TOM
	ети
	Четвертый том Сочинений И. В. Сталина
содержит произведения, написанные © но-
абря 1917 года. по декабрь 1920 года.

История этого периода’ заполнена герой-
ческой борьбой большевистской партии, ре-
волюционных рабочих и крестьян за упро-
чение советской власти, за утверждение со-.
ветского общественного и государственного
строя в нашей стране, борьбой против об’е-
диненных сил иностранной интервенции и
внутренней контрреволюции, пытавшихся
задушить молодую Советскую Республику.

Произведения И. В. Сталина, вошедшие в
четвертый том его Сочинений, отражают ве-
ликую строительную и военно-боевую рабо-
ту коммунистической партии и Советского
государства, & также руководящую партий-
ную, государственную и военную деятель:
ность товарища Сталина, ближайшего
ученика и достойного соратника великого
Ленина.

Е:
	Бопросы государственного строительства
и национальной политики партии и совет-
ской власти развиваются в выступлениях
товарища Сталина на Ш Веероссийском
с`езле Советов, в беседе «Организация Рос-
сийской Федеративной Республики», в «06-
щих положениях Конституции Российской
Социалистической Федеративной Советской
Республики», в статьях — «Октябрьский
переворот и национальный вопрос», «Поли-
тика Советской власти `по национальному
вепросу в Росени» и в других работах.

Центральной идеей, пронизывающей все
эти произведения, является идея борьбы за
установление и ‘упрочение советской вла-
сти на всей территории: России.

Известно, что завоевание политической
власти пролетариатом в Октябре 1917 го-
да положило начало периоду борьбы за уп-
рочение диктатуры пролетариата, за социа-
листическое преобразование общества.
Каждый шаг вперед пролетарской фево-
люции, каждое новое мероприятие советской
власти встречали яростное противодействие
со стороны сил контрреволюции. Свергну-
тые экеплоататорские классы предпринима-
ли неоднократные попытки вернуть утра-
ченную власть и восстановить капитали-
стический строй. Они прибегали к загово-
рам, ® открытым вооруженным восстаниям,
мятежам, используя для этого. эсеров, мень-
шевиков, националистов, реакционную
часть старого офицерства, агентов Антанты,
тотовивших интервенцию, и другие силы,
враждебные пролетарской диктатуре.

_ Одной из активных сил контрреволюции
были наскоро сколоченные местной. нацио-
нальной буржуазией правительства окраин
России, пользовавшиеся широкой поддерж-
кой врагов советской власти внутри стра-
ны и за границей. Таковы были контррево-
людционная рада’ на, Украине, эсеро-меньше-
вистсЕий Закавказский комиссариат и дру-
гие. Они вели ожесточенную борьбу против
власти рабочих и крестьян. В статье «Ок
тябрьский переворот и национальный во-
прос» товари Сталин’ раскрыл сущность
этих «национальных правительств» как им-
периалистических и контрреволюционных.
Он показал, что буржуазные по своей при-
роде «национальные правительства» не. хо-
тели разрушать старый буржуазный поря-
док, наоборот, они считали своим долгом
сохранять и укреплять его всеми силами.
«Неудивительно, — писал тогда товарищ
Сталин, — что «национальные правитель-
ства» на окраинах об’явили войну социали-
стическому правительству в центре. 0б’я-
Рив же войну, они, естественно, стали оча-
гами реакции, стягивавшими вокруг себя
	все контрреволюционное в России» (Сочи-
нения, т. [\, стр. 160).

Статьи товарища Сталина, раскрывавшие
сущность = буржуазно-националистических
правительств, помогли трудящимся массам
национальных окраин осознать свои задачи
и перейти в наступление против «своих»
буржуазных правительств.  Разоблачая
контрреволюционные дела Центральной Ук-
раинской рады, товарищ Сталин раз’яснил
трудящимся ранее ‘угнетенных националь-
ностей, что советское правительство — за
самоопределение народов, - при этом за такое
самоопределение, при котором власть будет
не у эксплоататоров, а у трудящихся Mace.

Одним из важнейших моментов в борьбе
советской власти против сил внутренней и
внешней контрреволюции явилея выход из
имперналистической войны, заключение
Брестского мира. В четвертом томе опубли-
кована краткая протокольная запись высту-
пления товарища Сталина на заседании
Центрального Комитета РСДРИСб) 11 ян-
заря 1918 г. по вопросу о мире с немцами.
Эта запись показывает, как товарищ Сталин
разоблачил позицию предателя Троцкого и
его приснешников—«левых коммуниетов»,
во главе с Бухариным, которые, прикры-
ваясь лозунгом революционной войны, сры-
вали заключение мира, чем давали немцам
повод для нового наступления и создавали
угрозу самому существованию советской
власти. Воспользовавшись услугами преда-
теля Троцкого, прервавшего, вопреки ука-
заниям Ленина, мирные переговоры в Брест-
Титовеке, немецкие империалисты наруши-
ли перемирие и перешли в. наступление.
Смертельная угроза нависла над Ilerporpa-
дом и Киевом, над молодой Советской рес-
публикой. Партия и советское правитель-
ство, мобилизуя трудящихся на отпор вра-
гу, об’явили: «Социалистическое отечество
в опасности!».

21 февраля 1918 года Ленин и Сталин
паправили телефонограмиу Петербургекому
Комитету большевистской партии с призы-
BOM «...не теряя ни часа. поднять на ноги.
всех рабочих...» (стр. 38).

тот же день, по поручению. Совнарко-
ма, товарищ Сталин телеграфировал Нарол-
ному Секретариату Украинской Советской
Республики (первое советское правительст-
во Украинской Республики, избранное из
состава ЦИК Советов Украины в декабре
1917 г.) о том, что немны ставят целью.
своего похода <...не только захваты. но.
	главным образом, удушение революции и ее
завоеваний» (стр. 39). Он призвал киев-
ских рабочих, не теряя ни одной минуты.
врганизовать отпор немцам, мобилизовать
все силы. выставить артиллерию, заставить
буржуазию рыть окопы, об’явить осадное
положение. ‚
_ 23 февраля 1918 года под Нарвой и
Псковом войскам германского империализма
был дан решительный отпор. Их продвиже-
ние на Петроград было приостановлено. По-
сле этого с немцами был заключен мир на
условиях более тяжелых, чем первоначаль-
ные. Предательство Троцкого. и Бухари-
на дорого обошлось Советской Республике.
	о Установив, что непосредственной причи-
ной поражения под Нермью было отсутствие
сколько-нибудь надежных резервов, И. В.
Сталин и Ф. 9. Дзержинский сделали вы-
вод: «Нужно покончить с войной без резер-
вов, необходимо ввести в практику систему
постоянных резервов, без коих немыслимы’
ни сохранение наличных позиций, ни раз-

продвижением мы рассекаем армию Деники-
па на две части... В-четвертых, мы полу-
чаем возможность побсорить’ казаков с Де-
никиным, который (Деникин) в случае на-
wero успешного продвижения постарается
передвинуть казачьи части ‚на запад, на что
большинство казаков не пойдет... В-пятых;
мы получаем уголь, а Деникин остается без
	витие успехов» (стр. 208).
		ка Управления армией и! Шлан товарища Сталина был принят программу
И.В. Оталин и Ф. 9. Дзер-   Центральным Комитетом. Этот ‘план был ос- республик
о необходимости действи-  нован на`глубокой вере в творческие силы   `Вошеди
изации управления в ар-  рабочего класса и трудового крестьянства,   отражают
«..строгой централизации   он вдохновлял и воодушевлял бойцов на ве-   Сталина в
тых арий вокруг ocyme-  личайшие полвиги. на массовый револю-  ной Армит
	тельно строительства и усиления 00еенособ-  5 статье «kh военному . положению на   тив Пановой нольши и па ю16 против Бра.
‘ности всей Красной Армии; На УШГ е’езде  юге», написанной 26 декабря 1919 года, геля — всюду железная воля и стратегичь
партий в борьбе против Троцкого и так. на-   товарищ Сталин. знализируя ход. военных   ский гений Сталина обеспечивазта победу р.
	волюции», — говорится в Враткой бногра,
un товарища Сталина (изд. 2-е, стр. 83),

В годы гражданской войны создавалась,
росла и крепла славная Красная Армия, з-
	‘партий в борьбе против Троцкого и так, на-
зываемой. «военной оппозиции» товарищ
Сталин. отстаивал взгляды Ленина о необ-
ходимости создать в ходе войны централизо-
ванную, строго лисцинлинированную регу-
лярную армию. Товарищ Сталин говорил:
«...ибо создадим настоящую рабоче-кре-
CTLAHCKYW, строго дисциплинированную ре-
тулярную армию и защитим Республику,
либо мы этого не сделаем. и тогда дело будет
загублено» (стр. 250).

Решения УШ с’езда, разработанные в ду-
х6 ленинско-сталинской политики по воен-
ному вопросу, повели к укреплению Крас-
	ной Армии... .
— TIT.

> Bae 1919 года сложилась тяжелая об-
‘становка в’ Петроградеком районе Западного
	товарищ! действий, вскрыл неудавшиеся планы Ан-
0 необ-  танты и причины поражения контрреволю-
		Б статье «Украинский узел» товарищ
Сталин вскрыл цели аветро-германского на-
шествия на Украину, заключавишеся глав-
ным образом в свержении советской власти
на Украине и восстановлении буржуазного
режима. «Империалисты Австрии и Герма-
нии несут на своих штыках новое, позорное
иго, которое ничуть не лучше старого, та-
тарекого, — таков смысл нашествия с 3a-
пада» (стр. 46).

Украинский народ ответил `развертыва-
нием вооруженной борьбы е пеработителя-
МИ. «Против иноземного ига, идущего с _За-
пада, — нибал товарищ Сталин, — Совет-
ская Украину полымает освободительную
отечественную войну, — таков смыел собы-
тий, разыгрывающихся Ha Украине»
(стр. 47): .
	На помощь украинскому народу пришел
	великий русский нарол и другие народы ©0-
Бетской страны. «Нужно ли еще доказы-
вать, — писал товарищ Сталин, — что оте-
чественная война. начатая на Украине,
имеет все шансы рассчитывать на всемер-
ную поддержку со стороны всей Советской
Роесии?» (стр. 47).

Ряд статей товарища Сталина, ‘публикуе-
мых в четвертом томе, посвящен борьбе с
эсеро - меньшевистеко - лашнако - ханской
националистической контрреволюцией’ на
Кавказе. В статье «Контрреволюционеры
Закавказья под маской сопиализма». напи-
	санной в марте 1915 тодла, разоблачается.
	антисоветская коалиция ‘в факавказье во
тлаве с меньшевиками.

В статьях «Положение на Кавказе», «0
Денщине и Северном Кавказе» и xp.
товарищ Сталин на конкретных фактах и
материалах показал неодолимую силу дви-
жения народов Советского юга за фелера-
тивную связь с революционной Россией, зд
сохранение и укрепление родной советской
власти.

0б’единительное движение народов в03-
тлавили большевистская партия, Ленин и
Сталин — создатели Советской‘ федерации
и Конституции.

Цосле Октябрьского переворота’ больше-
вистская партия выдвинула государствен-
ную Федерацию как форму государственного
устройства советских республик.

Выдлелившиеся в России области —Укра-
	ина, оакавказье, Туркестан и. ло.— пред-
	ставляли с000ой вполне целостные эко-
	номичесвие территории с определенным
	бытом и национальным составом населения.
Эти области были насильственно втиснуты
при царизме в общероссийский политиче-
ский организм. Установление федетатив-
	JAI _ И  НаселявШших их народов
т старого империалистического гнета.

«В России, — говорил И. В. Сталин в
1918 т; — ...принудительный царистекий
	унитаризм сменяется федерализмом yotpo-
	вольным для того, чтобы, с течением BDe-
	мени, федерализм уступил место ‘такому же
добровольному“и братекому 0б’единению тру-
довых масс всех наций и племен России.
	Федерализму в России суждено... сыграть
	переходную роль — к будущему социали-
стичесному унитаризму» (стр. 73).
	Будучи народным комиссаром по делам
	напиональностей и осуществляя руководет-
в) национальной политикой советской вла-
сти, товарищ Сталин обобщал опыт нацио-
нального строительства в связи с опытом
социалистической революции в целом, дви-
гал вперед теорию ленинизма по националь-
ному вопросу.
	Б статье «Октябрьский переворот и на-
	циональный вопрос» товарищ Сталин рас-
	сматривал национальный вопрос как часть
общего вопроса о социалистической рево-
люции, как часть общего вопроса об угне-
тенных народах и колониях.

Октябрьский переворот упрочил co103 ра-
бочих и крестьян окраин с рабочими и кре-
стьянами центра России, вселив в них веру
в торжество социализма. Самым ходом рево-
люции было разоблачено буржуазное пони-
мание принцина самоопределения с лозунтом
«Вся власть национальной буржуазии». Все
права и возможноети применения получило
социалистическое понимание принципа са-
моопределения с лозунгом «Вся власть тру-
довым ` массам угнетенных национально-
стей».

«Великое мировое значение Октябрьского
переворота в том, главным образом, и со-
стоит,— писал товаринс Сталин,—что он:

1) расширил рамки национального вопро-
са, превратив его из частного вопроса о
борьбе с национальным гнетом в Европе в
общий вопрос об освобождении. угнетенных
народов, колоний и полуколоний от импе-
риализма;

2) открыл широкие возможности и дейет-
вительные пути для этого освобождения,
чем значительно облегчил угнетенным на-
родам Запада и Востока дело их освобожде-
ния, втянув их в общее русло побелоноеной
борьбы с империализмом;

3) перебросил тем самым мост между со-
циалистическим Западом и порабощенным
Востоком, построив новый фронт революций,
от пролетариев Запада через российскую ре-
велюцию до угнетенных. народов Востока,
против мирового империализма» (стр. 166).

Основные положения этой стазьи нашли
свое развитие в последующих выступлени-
ях товарища Сталина по вопросам напио-
нальной политики советской власти.

На основе опыта трех лет революции н
гражданской войны в России товарищ
Сталин в статье «Политика советской вла-
сти по национальному вопросу в России»
подчеркивал насущную необходимость вза-
имной поддержки Центральной России и
окраин. Он пришел к выводу, что требова-
ние отделения окраин от России контррево-
люционно. И не только потому, что оно про-
тиворечит самой  постазювке вопроса об
установлении союза между центром и окра-
инами, но прежде всего потомучто оно в
корне противоречит интересах народных
Масс как центра, так и окраин. Отделение
окраин подорвало бы революционную мошь
	т АЕ

Центральной России, a сами. отдел HBITH OCH

окраины неминуемо попали бы в- Rabaay им-
периализма
		Товарищ Сталин прибыло в Царицын
6 июня 1918 года как руководитель продо-
вольетвенного. дела, на. юг6 России, облечен-
ный чрезвычайными правами. Очистив Цз-
рицын от белогвардейских. заговорщиков,
отправив в Москву и в другие голо-
	дающие города ‘значительное . количество.
	продовольствия, ловарище. Сталин возглавил
оборону города. Он понимал, что: взятие. Ца-
  рицына белыми и перерыв. сообщения с
	югом отрезали ‘бы ‘республику (Советов ‘от
	последних хлебных ресурсов, от. бакинской
нефти и облегчили бы‘ об’единение донской
	‘контрреволюции с Болчаком И чехословака-
	ми для того, чтобы общим фронтом итти на
Москву. Этим об`яснялось то упорство, с
каким банды Краснова старались взять Ца-
рицын. Надо было во что бы то ни стало
удержать город в руках советской власти.

В письме В; И. Ленину 10 июля 1918 го-
ла товарищ Сталин разоблачил распоряже-
ния Троцкого, ведшие к развалу фронта и
потере Северного Кавказа.

Товарищ Сталин, беспощадно ломая со-
противление контрреволюционных специа-
листов, присланных и поддерживавиихея
Тродким, быстрыми и решительными мера-
ми реорганизовал, разрозненные ‘отряды
Ерасной Армии, ускорил прибытие из Дон-
басса частей Вороптилова, ставших ‘ядром
вновь сформированной Х армии. Царицын-
ский фронт был укреплен настолько, что
не только задержал банды Краснова, по
И отбросил их за Дон” Белым. н® удалось
прорваться на Москву. 8

31 августа товарищ Сталин писал
В. И. Ленину: «Наши ‘дела на’ фронте” идут
	хорошо. Не сомневаюсь, что пойдут еще
		действий отдельных армий вокруг осуще-
ствления определенной, серьезно обдуман-
	ной стратегической директивы» (стр. 213).
	- И. В, Сталия провел гигантскую работу   Ленин посылали И. В. Сталина на самые pp.
для организации победы. По его инициативе   шающие и опасные для революции фрозти,
	«Лод Царицыном и пох Пермью, под Пет
градом и против Деникина, на западе пт.
	Анализируя положение на фронтах и  для организации победы. №0 его инициативе
бшая опыт ведения войны. товариш   была создана 1 конная армия ‘во. главе с
	Буденным и Ворошиловым.
В статье «В военному
	обобщая опыт ведения войны, товарищ
Сталин пришел к важным выводам относи-
	Разгром Деникина под Орлом и у БВороне-   росла и крепла славная праеная Армия, 3}

жа во второй половине октября 1919 года
И. В. Сталин оценил как «фундамент всему
дальнейшему продвижению наших армий на
юг» (стр. 289), как решающий тактиче-
ский успех, обусловивший  победоносное
осуществление всего стратегического плана

мия освобожденных рабочих и крестьян, з]
мия братства и дружбы между народами на:
шей страны, армия, воспитанная В духе пн-
тернажионализма и уважения прав и #63
висимоети других народов. Создателем и 1}.
ководитояем Красной Армии является nap
	разгрома Деникина.
	тия большевиков во главе с В. И. Лениным
	Бместе с В. И. Лениным товарищ. Сталин,
будучи непосредственным строителем Roae.
	В начале января 1920 года вся Украина!и И. В. Оталиным.
и Северный Кавказ были освобождены от    Вместе с В. И. Л
	белых,
	Одной из причин победы Красной Армии   ной Армии и организатором ее важнейших
и поражения Колчака и Деникина была не-   побел на фронтах гражданской войны 9.
	прочность тыла контрреволюционных войск.
_ Второй причиной победы Красной Армии
	побед на фронтах гражданской войны, 34: ca
ложил основы передовой советской военный М
науки, той науки, которая, непрерывно раз-  1
	suMy руку моему дорогому и любимому
	Ильичу» (стр. 127). ,

17 септября 1918 года И. В. Сталин был
назначен председателем” вновь образованно-
го’ Военно-революцеонного сбвета Южного
фронта;

В произведениях товарища Сталина, по-
священных обороне Царицына и анализу
положения Ha Южном фронте, солержатея
	важнейнше. положения. по вопросам етрой-
	тельства, источников силы и тактики MO-
лодой Красной Армии.

Уже в тот период евоей военной деятель-
ности товарищ Сталин. по а образцы
тактики маневрирования. Так, в письме
В; И. Ленину от-4 августа 191$ года он 60-

Г общах о. своем решении составить из боевых
частей Царицыяского фронта «ударный ку-
лак» и направить «в тыл врагу», чтобы
  «дезорганизовать его и отбросить назад»
(стр. 123).

Важнейшим ‹ достижением в создании.
фронта товарищ Сталин считал «полную
ликвидацию отрадной неразберихи» и уста-
новление в войсках железной дисциплины

Он заботился о постановке агитации на
‘фронте и организации продовольетвенного;
вещевого и боевого снабжения. Поошрению
«...геройских действий отдельных красноар-
	мейцев и целых. частей путем выдачи пер-  .
	PRIM отличительных знаков, а вторым —
знамен» (стр. 132) товарищ Сталин при-
давал громадное значение.
	Отвечая на вопрос, в чем сила. нашей_ар-.1
	мпи, И. В. Сталин указывал на сознатель-
ность и дисциплину. В отличие от солдат
Краснова красноармеец «...тордо называет
себя солдатом революций, он знает, что
воюет не за барыши ‘капиталистов, & за
освобождение России, он знаёт это и смело
_  идет в бой с открытыми глазами» (стр. 150).

«Но сила армии, — подчеркивал това-
pum Сталин, — не исчерпывается ee соб-
ственными качествами. Армия нё может
долго существовать без крейкого тыла. Для
прочного Фронта необходимо, чтобы армия
регулярно получала от тыла пополнение,
боевые припасы, продовольствие. В этом от-
ношении крупную роль сыграло появление
в тылу знающих и умелых администрато-
ров, главным образом, из нередовых рабо-
чих, добросовестно и неустанно работающих
по мобилизации и снабжению. Можно с уве-
ренностью сказать, что Царицын не был. бы
спасен без таких администраторов. —

Все это, — заключал товарищ Сталин. —
превращает нашу армию в грозную силу,
могущую сломить любое сопротивление про-
тивника» (стр. 150—151). - :

Отстояв Царицын. товарищ Сталин реше-
нием Центрального Комитета партии был на-
правлен на организацию Украинского фрон-
та. В конце ноября 1918 года украинские
поветанческие войска двинулись против
немцев и петлюровцев, освободив Харьков.
В Белоруссии был освобожден Минск. Шел
быстрый процесс’ освобождения Прибалтий-
ското края.

Изгнанию немецких оккупантов и контр-
революционно-националистических «прави-
тельств», восстановлению советской власти
на Украине, в Белоруссии, в Литве, Латвии,
Эстонии посвящены написанные в ноябре и
декабре 1918 года статьи’ «Средостение»,
«Украина освобождается», «CG Востока
свет», «Дела илут» и другие.

30 ноября 1915 года был создан Совет
Рабоче-Крестьянской Обороны Bo главе
с Лениным для руководства всей работой по
обороне на фронте и в тылу. Товариш:
Сталин был назначен членох Совета 060-
роны. и заместителем председателя Совета.

В конце 1918 тода создалось критическое
положение на Восточном фронте. ‚Армия
Колчака, стремясь соединиться с англий-
скими войсками, наступавшими с севера,
захватила Нермь. Чтобы выяснить причины
сдачи Перми и упрочить положение в райо-
не ИГ и ИП армий Восточного фронта, по
предложению Ленина, тула была послана
комиссия ЦВ партии и Совета Обороны: в 60-
ставе И. В; Сталина и Ф. Э. Дзержинского.

5 января 1919 года И. В. Сталин и Ф. 9.
Дзержинский прибыли в Вятку. Они приня-
ли срочные Меры для упрочения положе-
ния на фронте: отправили на фронт специ-
ально отобранное и проверенное пополнение;
организовали работу по укреплению тыла
армии, для чего провели чистку  о-
ветских и партийных организаций
и т. д. В результате принятых мер
наступление противника было приостанов-
лено и развернулось наступление советских
войск на Восточном фронте.

Этим событиям посвящены публикуемые
в томе «Письмо В. И. Ленину с Восточного
Фронта», «Доклад В. И. Ленину», «Речь на
0б`единенном заседании партийных и совет-
ских организаций в Вятке», «Отчет комис-
спи ЦЕ партии и Совета Обороны товарищу
Ленину о причинах падения Перми в де-
кабре 1918 года». Произведения эти явля-
ются ценнейшим вкладом в передовую co-

ветскую военную науку и искусство веде-
вия освободительной войны. °
		фронта. Чтобы ‘отвлечь красные войска от! и поражения контрреволюционных войск   виваяь и оботашщаясь, обесчечила все
	мирно-исторические победы. советского на-
рода как в годы гражданской войны, таки
в период Великой Отечественной войны.
		Колчака, генерал Юденич при поддержке бе-
лофинских, эстонских войск и английской
‘эскадры начал наступление на Петроград.
`В тылу Красной Армии был организован мя-
теж на фортах Врасная Горка, и Серая Ло-
шаль. :

Для организации отпора белым был на-
правлен в качестве чрезвычайного уполно-
моченного Совета Обороны товарищ Сталчн.
Он прибыл в Петроград 19 мая 1919 года,
быстро пресек’ растерянность, ликвидировал
	было окраинное положение контрреволюции
и связанное с этим отсутствие националь-
ного и классового единства людской среды.
Самодержавие и буржуазно-помещичьи уп-
	равления   №юлчака—‘Деникина приходили В
	столкновение с освободительными стремле-
ниями национальностей и классовыми ин:
тересами эксплоатируемых масс окраин
России.

И наоборот, внутренняя Россия в нацио-
нальном отношении была едина и спаяна,
	В докладах «0 политическом положения
Республики» и «Три года пролетарской дик-
татуры» подведены итоги борьбы и побе
советского народа в гражданской войне, оп-
ределены перспективы и задачи дальнейшая
	в зародыше контрреволюционный заговор в  ибо девять десятых ее населёния состоит из   то развития социалистической революции,
	городе и провел ряд мероприятий, имевших
целью укрепить части УЛ армии и Балтий-
ского флота. Уже 25 мая И. В. Сталин с005-
щил В. И. Ленину, что «..положение на
фронте стало-стойким, линия фронта окреп-
ла, и местами наши уже продвигаются»
	(стр. 258). ,

Товарищ Сталин взял в свои руки руко-
водство армией и флотом, координируя их
боевые действия. Комбинированным ударом
	‚нехоты с суши и кораблей е моря были за-
	‘няты мятежные форты. «Белец за Красной
Торкой ликвидирована Серая Лошадь, — те-
‘леграфировал он Ленину:

:..Морские специалисты уверяют, что
взятие Красной Горки с моря опрокилывает
	морскую науку. Мне остается лишь опла-
	кивать так называемую науку. Быстрое
взятие: Горки - об’ясняется -самым трубым
вмешательством со стороны ‘моей и вообще
штатских в оперативные дела, хоходивиим
до отмены приказов по морю и суше и навя-
зывания своих. собственных» (стр. 261).
Армия Юденича была разгромлена, ее
остатки бежали в Эстонию. Планы Антан-
ты —— захватить Петроград -—— были сорва-
ны. Организуя разгром Юденича, товарищ
Сталин в то же время подчеркивал важноеть
	Восточного ‘Фронта.
	Обозревая историю советской власти 34
время революции и гражданской войны,
товарищ Сталин говорил, что <...за этот пе-
риод Россия, пройдя огонь и бурю, выкова-
лась в: величайшую` социалистическую дер
	Гжаву мира» (стр. 391), что «...в лице Рос-
	сии растет величаишая социалистическая
народная держава, которая не даст себя оби-
	‚Ссылаясь на оныт ‘Октябрьской. револю-
	ции в России, товариш Сталин опроверг
устаревший взгляд, будто социалистическая
революция может произойти и увенчаться
успехом раньше всего в странах, наиболее
капиталистически развитых. Он разоблачил
далее троцкистские утверждения, будто с9-
циалистическая революция в России может
	эзенчаться успехом лишь в том случае, ес-
ли’ начнется пролетарская революция Ha
Западе и российский пролетариат получит
поддержку со стороны западно-европейского
пролетариата. ° «Оказалось, — говорит
Сталин, — что социалистическая револю-
‘ция может He только начаться в
 кациталистически отсталой стране, но п
уБенчаться успехом, итти вперед, служа
примером для стран капиталистически раз-
витых» (стр. 375).

Товарищ Сталин раскрыл условия, кото
рые обеспечивают существование и уснехи
Советской России, показал ее боевые и по-
литические резервы.

Перспективы строительства социзлистиз

ческого общества в условиях капиталисти-
ческого окружения товарищ Сталин связыз
вал с задачей укрепления обороноспособно-
сти страны. «Мы за мир. во внешней поли-
‘Тике, — товорил он, — мы не сторонники
войны. Но если нам навяжут войну... т
само собой ясно, что мы не выпустим ору-
жия из рук, не распустим наших войск
Как и раньше, мы приложим все усилия,
чтобы Красная Армия здравствовала и была
в боевой готовности, чтобы она могла так
же смело и храбро защищать Советскую
Россию от врагов, как она защищала ее до
сих пор» (стр. 390—391).

Строительство социалистического госу
‘дарства и его оборону товарищ Сталин связ
зывает со славной коммунистической парти
ей, которая «...одним мановением руки Цез-
трального Комитета может перестроить сво
рялы и двинуться на врага» (стр. 392).

Победы Красной Армии и всего совет:
ского народа в борьбе против внутренних
и внешних врагов советской власти товари
Сталин связывал ес именем. организато-
ра и вождя большевистской партии и (0зет-
ского государства, учителя и вождя проле-
тариев и трудящихся всех стран мира -=
великого Ленина. В четвертом томе пом
щена известная работа товарища Сталина
«Ленин, как организатор и  вожь
РЕП», в. которой обрисованы величайшие
заслуги В. И. Ленина, перед партией, перед
революцией, перед историей человечества,
дана глубокая характеристика качеств вод
дя. пролетарской революций и пролетарской
партии. В. И. Ленин счастливо сочетал в
	себе теоретическую мощь с практически-ор-
танизационным опытом пролетарского дви“
жения.

Товарищ Сталин — ‘ученик и ближай:
ций соратник В. И. Ленина. Он внес Het
ценимый вклад в теорию ленинизма, в 0т100-
ительство партии нового типа и организа
цию побед социалистической революлии. В
годы гражданской войны товариле Сталия
был. правой рукой Ленина по руководству
партией, по строительству Советекого госу.
дарства и его вооруженных сил, по руково“
ству боевыми‘ действиями советских войск,
Оп внес неоценимый вклад в дело спасения

одины, в дело создания и утверждения C0-
ветекого общественного и государственного
строя. ВН ;

Теоретическую мощь своего, великого
ума и практический организационный
опыт политической борьбы ИВ Сил
	письма ЦЬ  дополнил огромным опытом военно-боевой
	EES ENE Ne ede BES

работы, военного руководства вооруженныг
ми силами социалистической державы.

р Приобщиюшиеь к этой драгоценной с00-
BETES сталинских идей, советекие люди,
наши воины будут всегда черпать из не
	эзожие силы для беззаветной борьбы за x
10 Ленина — Сталина.
	Д. НАДТОЧЕЕВ.
	великороссов. Достижение классового един-
ства живой среды, питавшей фронт и нено-
средственный тыл советских войск, облег-
чалось наличием в ней популярного среди
крестьянства. нетрогралеко-московекого про-
летариата, тесно сплачивавитего его вокруг
советского правительства. И тогда, в годы
гражданской войны, как и в периол Вели-
	кой Отечественной войны, русский народ   деть» (стр. 389)
	проявил себя как ведущая‘нация среди всех
народов нашей Родины.

Жроме этих глубоких социально-нолити-
ческих причин поражения контрреволюции
в побед Красной Армии, `товариш. Сталин
отмечал другие ближайшие причины, свя-
занлые е ведением войны на Южном фронте.

«Таковы: .

1) Улучшение лела резервов и пополне-
ний на советском Южном @ронте..

2) Улучшение лела, снабжения. .

3) Наплыв на фронт коммунистов-ра-
бочих из Питера, Москвьь Твери, Иваново-
Вознесенска, вошедших в наши южные пол-
ки и совершенно преобразивших последние.
` 4) Налаживание аппаратов управления,
совершенно расстроенных раньше набегами
Мамонтова. 4 /

5) Умелое применение командованием
Южфронта системы фланговых ударов при
наступлении. :

6) Методичноеть самого наступления»
(стр. 288).

06’ективно действовавшие глубокие со-
циально-политические причины и ленинско-
сталинские руководство всеми фронтами во-
обще и Южным фронтом в частности обес-
печили непрерывное качественное и коли-
чественное усиление Красной Армии и ee
	победу.

ТУ.
	__ Ъ. «оаписке по’ прямому: проводу В. И.
Ленину из Петрограда» и в беседе «0 Пет-
‚роградском фронте» И. В. Сталин указывал,
что’ Колчак является наиболее. опасным про-
тивником, ибо у него есть и пространство
для отступления, и людской материал для
обновления войсковых частей, и хлеб для
прокормления армии. «Поэтому, — писал
он, — ни в коем случае не следует брать
е Востфронта такое количество войск для
Петроградского фронта, которое могло бы
вынудить ‘нас приостановить наступление
на Востфронте» (стр. 262).

В начале июля 1919 года в связи с тем,
что белополяки. перенли в общее. наступле-
ние, создав угрозу Советской республике с
запада, Центральный Комитёт партии пору-
чил И. В. Сталину руководство Западным
фронтом. 5 июля товарищ Сталин был на-
зпачен членом Реввоенсовета фронта, а 9
июля прибыл в Смоленск.

четвертом томе впервые печатается
«Письмо В. И. Ленину о положении на 3a-
падном фронте», отражающее. непосред-
ственную руководящую деятельность.
товарища Оталяна в борьбе © белополяками
B 1919 roxy.

К осени того же года Антанта, разбитая
в первом походе, предприняла второй поход,
втянув в ‘него, кроме белых войск и евоях
отрядов, армии мелких пограничных с Рос-
сней государств. Этот поход английский во-
енный министр Черчилль назвал «походом
14 государств». Главные надежды интер-
венты возлагали на Леникина, который за-
хватил Лонбасе, широким фронтом вторгся
на Украину, захватил Орел и приближался
к Туле. _

От имени Центрального Комитета Ленин
обратился к партийным организациям с бое-
вым призывом: «Все на борьбу с Леники-
ным!». /

Для организации победы на Южном @рон=
тв Центральный Комитет послал И. В.
Сталина. 27 сентября 1919 тода товарищ
Сталин был назначен членом Реввоенсовета
Южного фронта. По требованию И. В.
Сталина Троцкий был отстранен от py-
ководства операциями Красной Армии на
юте. И. В. Сталин отбросил престунный
план нанесения главного улаюа по Пе-
	никину от Царицына на Новороссийск
через Донскле степи, где Красная Армия
ветретилл бы на своем пути полное без-
дорожье и должна была проходить по
районам с казачьим населением, `значи-
тельная часть которого находилась тогда
под влиянием белогвардейцев. Он пред-
ложил план нанесения основного удара
из района Воронежа через Харьков-—Дочец-
кий бассейн на Ростов. 15 октября 1919
гола товарищ Сталин в письме В. И. Ленину
	а о ты бе ЗВ; Новизна 1

се Южного фронта обосновал преимущестьо
	этого плана.

«Во-первых, здесь мы будем иметь среду
не враждебную, наоборот — симпатизирую-
щую нам, что облегчит наше продвижение.
Во-вторых, мы получаем важнейшую же-
	тезнодорожную сеть (лонецкую) и основную
	EE EEE a ESE

артерию. питающито армию Деникина. —
А, I

we eee
	В-третьих. этим
	линию Воронеж-—Ростов._
	После разгрома Колчака и Деникина на-
ступила  непродолжительная передышка.
Большевистская партия получила возмож-
ность заняться хозяйственными вопросами,
восстановлением промышленности и транс-
порта. Некоторые части Красной Армии бы-
ли переведены на положение трудовых ар-
мий для использования в области хозяйст-
венного строительства. 20 января 1920 го-
	да Совнарком назначает товарища, Сталина.
	председателем Украинского Совета трудовой
армии. Пламенные слова сталинского «При-
каза по трудовой армии Украины» призы-
	‘вали. советских воинов «вступить в бой с
	хозяйственной разрухой», «сохранить неза-
пятнанным святое знамя трудовой дисцип-
лины» (стр. 292). .

_ Выполнение намеченного партией плана
хозяйственных работ было прервано новым,
‘третьим ноходом Антанты на Советскую рес-
‘публику, который начали польские паны и
Врангель. В апреле 1920 года польские вой-
ска вторглись в пределы Советской: Украи-
ны и захватили Киев. В то же время Вран-
гель перешел в наступление и стал утро-
жать Донбассу.

26 мая 1920 года ЦЕ РКП(б) направил
на Юго-Западный фронт товарища Сталина.
Злесь И. В. Сталин принял непосредствен-
ное участие в организации прорыва поль-
ского фронта, освобождения Киева и про-
движения наших войск к Львову. Одновре-
менно И. В. Сталин вел большую работу по
обороне юга Украины. 29 мая он телеграфи-
ровал В. И. ‘Ленину шо мерах, при-
нятых для укрепления Крымекого участка
Юго-Западного фронта. Товарищ Сталин раз-
работал предложения по организации раз-
грома Врантеля, которые были приняты
пленумом ЦВ РЕП(б) 16 июля 1920 года и
легли в основу опоративного плана, осуще-
ствленного совётекими войсками нох коман-
дованием М, В. Фрунае.

Анализу положения на фронтах и орга-
низации разгрома третьего похода Антанты
посвящены статья «Новый поход Антанты
на Россию», беседы «0 положении на Юго-
Западном фронте», «0 положении на поль-
ском фронте», сообщение «Ко всем партий-
HUM организациям «Проект письма ЦЕ
РАП(б)» и впервые публикуемые докумен-
ТЫ «0 создании боевых резервов Респуб-
лики».

В ходе войны © белополяками й с Вранге-
лем товарищ Сталин со всей остротой поста-
вил задачу создания боевых резервов. Пре-
датель Троцкий и спецы из военного вё-
ломотва отговаривалист, фразой о «есолдат-
ской рубахе», о снабжении и вся.
	Большое место в четвертом томе занима-
	ют произведения, посвященные анализу по-
ложения на фронтах гражданской войны,
организации разгрома иностранной военной
интервенции и внутренней контрреволюции
и отражающие огромную военную работу
И. В. Сталина. ~
	Важным этапом военной деятельности
	товарища Сталина была тероическая обо-
рона Царицына летом 1918 тода.