we dai sh Awe
—

LD BENAR Se 9 5 42599)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Тихоокеанский флот, В зимнем походе,
Фото А. Лубенко.
	Всефлотские
стрелковые
соревнования
	В начале мая в Москве будут проведе-
ны соревнования по стрельбе из личного
оружия на Первенство  Военно-Морских
Сил. В них примут участие сборные коман-
ды флотов, флотилий и военно-морских
учебных заведений. В составе каждой
команды — восемь: стрелков ‘(4 стреляют
из пистолета или револьвера и 4— из вин-
товки и автомата).

К стрельбе из пистолета (револьвера)
допусжаются 3 офицера и один мичман или
тлавный старина, . в соревнованиях из
ВИНТОВКИ и‘ автомата будут участвовать
офицеры, старшины и рядовые.

В программе — три стрельбы из винтов-
Ки © открытым прицелом на дистанцию
300 метров: по мишени № 3 — из поло-
	_ Учить офиц
	Опыт Отечественной и ‘второй мировой
зойны па море характерен разнообразием
тактических приемов использования различ-
ных классов кофаблей. Минувшая война
была насыщена взаимодействием флотов е
наземными войсками, действовавшими на
приморских участках фронта, а также реч-
ных флотилий —- с сухопутными частями.
	ь результате этих смешанных, ИЛИ, как.
	д

a

HX иногда называют,  «амфибийных»,
олераций со всей очевидностью выяснилась
необходимость координирования всех воен-
ных вопросов как в военное, так и в мирное
время.

Этот важнейший вывод из опыта второй
упровой войны ставит по-новому вопросы
обучения и воспитания личного состава. и в
первую очередь — офицеров.

При этом следует иметь в виду, что суще-
ственные изменения в планирование опера-
ций и тактику военно-морского флота вне-
сти новые достижения военной техники. Из-
хенения произошли также в оценке боевой
значимости различных классов кораблей.
Например, на океанских театрах резко воз-
росла роль авианосцев. По мере роста взаи-
модействия флотов с сухопутными войсками
п авиацией война породила бурный рост
«москитных» сил. Эти силы состоят из раз-
личных тинов малых кораблей, построенных
применительно в решению Тех задач, кото-
рые ветают перед командованием.

Современная война на море по сравнению
в эпохами парусного и парового флотов хо
начала текущего столетия более насыщена
боевыми столкновениями... Если прежде меж-
лу крупными боевыми столкновениями на-
ступали оперативные паузы, характерные
иутствием зействий, то. начиная с первой
мировой войны эти паузы стали заполнять-
ся операциями по поддержанию фарватеров.
Траление, противололочная оборона и при-
крытие конвоев требовали участия в повсе-
днезной боевой деятельности большого коли-
чества миноносцев п малых кораблей.

Во время Отечественной и второй мировой
зойны количество столкновений между клас-
сами надводных кораблей, занятых повее-
дневной боевой деятельностью — небением
сторожевой и дозорной службы, тралением,
хонвоированием, эскортированием подвол-
ных лодок, — резко возросло. Постоянной

- ттовноети требовало наличие нового ору-

жия — авиации; Усиленная борьба на ком-
хуникациях и частые операции по поддер-
хке флангов своих армий также способетво-
вали повышению боевого напряжения всех
Елассов надводных кораблей.

Bee это отразилось на характере ведения
войны на море. Она стала более сходной с
современными действиями армий. Для веде-
ния многочисленных малых и крупных опе-
раций и правильного применения современ-
Ной техники нужен соответствующий лич-
ный состав, умеющий не только грамотно
пользовать в бою свои корабли, но и 66-
роться за их живучесть.

Решающее значение в нашей победе над
ботистокой Германией и империалиетиче-
ской Японией имел высокий политико-мо-
ральный уровень личного состава Советской
Армии, Это помогло правильно использовать
‘все возможности боевой техники, быстро
реагировать на всякое изменение боевой
обстановки: НА Е

Сибтома  ббевой и политической полготов-
RI, проводившаяея у нас в предвоенный пе-
риот и в течение Великой Отечественной
войны, целиком себя оправдала. Она способ-
ствовала воспитанию у советских воинов
высоких боевых и‘ моральных качеств.
Важнейшие из них: преданность социалис-
тической Родине, самоотверженноеть, етой-
кость, храбрость, исключительная выносли-
воть в боевых ‘условиях ^” И
	Своеобразие обстановки на тазличных
	театрах и специфичность операций в завя-
CHMKTH OT состава сил противника создали
известную пестроту в опыте наших офице-
Тов. Это иногда приводит к переоненке тех
дли иных методов боевых ‘действий, оправ-
давших себя при использовании определен-
ого класса кораблей. .

я расширения кругозора, для того, что-
бы решать боевые ‘задачи не таблонно, & в
различных комбинациях, чтобы не стоять
Ha месте, а неустанно двигаться вперед, не-
MXOUMO как можно быстрее и глубже изу-
чать боевой опыт как наших флотов, так и
флотов иностранных госухаюетв..
		еров. на. опыте. войны
	>:
Вице-адмирал
	материал для совершенствования офиперов.
0с0б0е внимание при этом следует уделить
тесному взанлюдействию флота с авиацией,
пехотньвги частями и армейской артилло-
рией.

Несомненный интересе представляет Ooe-
вал деятельность миноносцев на кажлом 13
наших тезтров.с их характерными военно-
географическими особенностями. При этом
весьма полезно будет изучить использова-
ние этого класса кораблей во флотах с003-
ников и противников. Много наглядных
примеров звантюристической стратегии и
тактики дают операции немецких минонос-
цев во время Нарвикской операции и при
нападениях на нашни северные конвои. Не-
рентительные и плохо спланированные опе-
рации итальянских миноносцев. в Срехизем-
ном моремогут послужить в качестве отри-
цательных примеров использования этого
класса кораблей,

Перед офицерами конвойных кораблей,
канонерских ‘лодок, бронекатеров и других
кораблей стоит задача — освоить драгоцен-
ный опыт Отечественной войны по подго-
товкё и проведению десантных операций,
осуществлению различных видов поддержки
фланга армии, а также. операций по борьбе
на коммуникациях,

Офицеры ‘тралящих соединений имеют
особые условия для учебы: Выполняя’ за-
дачи послевоенного траления, они постоян-
но совершенствуют вой ‘знания и опыт го
применению различных тралов, разрабаты-
вают новые строи и способы маневрирова-
ния для того, ‘чтобы ускорить работы‘ и 06е-
СПечить их безопасность. Но’и этим офице-
рам нужно глубоко изучать те особенности
траления, которые вотают в обстановке про-
тиводействия противника с воды, воздуха
И `Из-под воды.

Много полезного представляет собой 656-
вой опыт торпедных катеров, производив-
ших массированные атаки BO взаймодейст-
	Вии © различными вилами авиации. Необхо-!
	AMMO всесторонне понять особенности ис-
пользования этих кораблей в десантных,
конвойных и ‘тральных операциях в каче-
етве отрята поддержки лля нанесения ©0-
	‘врунгительных ударов. по противнику. Эти
	особенности должны быть известны всем
	офицерам. торпедных катеров. Тогда oun
	емогут правильно применять свое оружие в
самой разнообразной обстановке.

Дозорная и сторожевая служба легких и
«москитных» сил должна изучаться не
только © точки зрения тактических приемов,
но и сложных вопросов рационального рае-
положения отрядов поддержки, организации
простой и надежной связи и постоянной
информации старшего’ начальника о харак-
терных изменениях обстановки в море.

Мы не ставили перед собой задачу пере-
чиелить все вопросы, которые встают перед
офицерами в системе их учебы. Мы хотели
только показать разнообразие этих вопро-
сов, их актуальность и тлавное — то, что
	Все OHH основаны па опыте войны.
	за последнее время на корабли и в части
пришли мололые офицеры, не имеющие бое-
вого опыта. В обучению и воспитанию этих
товарищей должен быть 060бый 01X07.
Болыную помощь им мотут и должны окл-
зать опытные офицеры—участники войны.
	Многие формы офицерекой учебы. такие:
	например, как групповье упражнения, пг-
ры и летучки, вполне оправдали себя еще
перед войной. Их не надо забывать и сей-
час. Друтое ‘дело’ что’ содержание ‘такой
учебы должно ‘насьищаться опытом войны.
На групповых упражнениях и ‘во время
игр следует тренироваль офицеров на обета-
HOBKO кризисных положений, требующих
быстрых п нешаблонных решений, правиль-
ного реагирования ‘на’ внезапное изменение
	пелроначальных планов.
	Маскировочная подготовка.
_авиапионных частей
	HOSE3Y можно извлечь, из накопленного
опыта, повседневно изучая его-и претворяя
в жизнь. Однако некоторые офицеры счи-
тают, что с появлением радиолокации мас
кировка вообще теряет всякое значение;
Подобные высказывания свидетельствуют
	лишь 0 неправильном понимании возмож-
	ностей радиолокации и средств маски“
роВКИ.
Известно, например, что противолока-
ционная маскировка немало способствовала
успеху вторжения  англо-американеких
	войск в Нормандию. С помощью маскировки `
	союзники сумели создать у немцев ложное
представление, будто бы гигантская возз
	душно-морекая армада движется на... Буз.
	лонь! В этот период у немцев радиолока-
ционные станции были расставлены через
каждые 2—3 километра вдоль веего по-
бережья, и тем неё менее все они были или
«забиты» фТадиопомехами или обмануты
	чисто маскировочными  противолоканионе
	ными мероприятиями.
Конечно, радиолокация — весьма серьез-
	ный враг маскировки. Однако радиолокация *
неё исключает применения маскировки. а‘
	требует введения в нее таких дополнений, «

которые ‘были бы эффективны и против”
ралиолокационното. наблюдения. Опыт поз“

казывает, что противолоканионная MACKH-.- .
	POBRS может быть чрезвычайно эффектив-.
	Ной. Но; чтобы добиться этой эффективно
	сти, Надо эту новую: проблему тщательно: ^:
	изучать и научиться применять средства
противолокационной маскировки Ha ь
тике.
	Маскировочная подготовка авиационных”
	частей „должна занять важное MECTO SB
	‘учебно-боевой подготовке личного состава. ^
Каждый офицер штаба, летчик, штурман,
	редист, техник; должен. уметь грамотно и
во-время давать или выполнять задачи по
маскировочному  ; обеспечению своих дей
ствий и своего базирования.
	Текущий зимний ‘иериолкелательно ис
	пользовать для завершения ‘усвоения те0- _
	ретического курса. Летом же ‘эти теорети-
ческие знания: должны быть проверены на
	  бравтике в. оперативно-тактических играх

и. летно-тактических учениях. Весьма. по- _

лезно практиковать и проводить  маскиро+

вочные мероприятия при совместных yue- “
	ниях авчации с флотом, привлекая к ним
береговую оборону и авиационно-техниче-
ские части, чтобы и им дать необходимую
тренировку по. технической маскировке,

Практика показывает, что маекировоч-
нзл подготовка наиболее’ успешно  проте-
кает в тех. частях, где: командиры оказыван
ют этому должное внимание,
	Позполкевних Е. БУРЧЕ.
	В минувшей войне маскировка являлась
одним ‘из видбв”боевого обеснечения опера-
ций, Она осуществлялась в строгом воот-
ветствии. с иланом и масштабом операции.
Умелое о ‹ использование о маскировочных
средств. помогало нашим войскам вводить
противника в заблуждение, отвлекать его
внимание от действительных намерений
командования в период готовящейся опера-
ции. Маскировка зачастую помогала’ доби-
ваться внезапности атаки, навязывать про-
тивнику бои на ложных направлениях,
	что обеспечивало успешное. выполнение за-
	дачи наименьшими боевыми средствами и
с минимальными потерями,

В период Великой Отечественной войны
наши части широко применяли маскиров-
ку и на земле, и на ‘море, и в воздухе.
Изучение опыта маскировки, накопленного
в период войны; имеет весьма важное зна-
чение для офицеров морекой авнации.
	жения стоя, с колена и лежа; по мишени   По ряду причин в войну нам приходи-
№ 9-=—из положения лежа. Кроме этого лось проводить маскировочное. обеспечение
	участники соревнований будут стрелять по   ЗИШЬ местного характера. Однако отдель-
	2 мишеням № 12, расположенным на уров-
не с землей на фронте в 10 метров. Стрель-
бы из пистолета (револьвера) будут произ-
водиться на дистанции 50 и 25 метров по
мишени № 4. Из пистолета-пулемета будет
проведена одна стрельба на 100 мотлов по
трем появляющимся мишеням.

Для оспаривания личного первенства
включены стрельбы из винтовки в любым
прицелом на дистанцию 600 метров и ско-
рестная стрельба из пистолета (ревельве-
ра) на дистанции 50, 40, 30 и 20 MeTDOB
с перебежкой.

Победителям личного первенства при-
сваивается звание чемпиона Военно-Мор-
оких`Сил. Команда, занявшая первое место,
награждается переходящим призом и гра-
мотой.

В ближайшее время пачнутся стрелко-
вые соревнования на первенотво кораблей,
Частей и соединений. После’ них будет
разыграно первенство‘ флотов и флотилий.
	Семинар
	комсомольских
работников
	ые мероприятия, даже небольшого мас-
штаба, не только позволяли’ скрыть тот или
иной об’ект, но порой приобретали такти-
ческое. и даже оперативное значение. С по-
мощью маскировки удавалось дезорганизо-
вать противника, не дать ему раскрыть
фактическое дислоцирование напгих сил.

В 1941 году, в период отвода’ балтий-
ской авиации из-под удара с воздуха, нам
	удалось переоборудовать тюкидаемые аэро-
	дромы в ложные и этим ввести немецкое
командование в заблуждение. Авиация вра-
га бомбардировала и штурмовала макеты
самолетов и упустила из виду наши части,
перебазировавшиеся в это время в _ новые
районы без потерь,

Успешно использовали маскировку для
обмана противника и черноморцы, При‘ 0бо-
роне Перекопа они тщательно замаскиро-
	вали действительные аэродромы и хорошо
	показали «работу» ложных аэродромов. ITO
отвлекло на ложное. направление не только
авиадию немцев, но и их танки. После про-
рыва фронта танковые колонны устреми-
лись прежде всего к ложным азродромам.
Таким образом напиг авиачасти получили
дополнительное время для эвакуации иму-
шества с’. действительных аэродромов.
	, Тактическая маскировка весьма удачно.
	была применена при штурме Новороссийска
с моря силами кораблей, взаимодействовав-
ших с авиащией. Torga самолеть находясь
	в воздухе в. районе Новороссийска, гулом
	торов, заглушали шум механизмов корад-
nef, подходивших к городу, и этим обеспе-
чили катерам внезатный прорыв в порт.
Подобных примеров немало. Они на-
глядно показывают, насколько Важна мас-
кировка +в современной войне и какую
			Обработка всего ‘отрохгного материала по
опыту войны потребует длительного време-
ни. Однако’ было бы ‘неправильно ожидать
выхода в свет капитальных работ. Нало
умело использовать существующие моногра-
фии и отчеты по отдельным операциям. По-
мимю индивидуального изучения опублако-
ванных работ, полезно ставить для офице-
ров доклады участников той или иной опз-
рации. Кроме отчетов, докладчик может яс-
пользовать свои записи и воспоминания.
Ответственным разделом каждого такого до-
клада должны быть выводы, обобщения.

Интересно сделанный доклад, хорошо ил-
люстрированный наглядными ехемами п
картами, как правило, вызывает много BO-
просов и полезных высказываний. Это по-
могает выделять наиболее важные положе-
ния по различным вопросам тактики и ©9-
четания огня © маневром для различных
классов кораблей. i

Адмиральский и офицерский состав обя-
зан глубоко изучить сталинскую стратегию
И оперативное искусство применительно к
боевой деятельности флотов на различных
театрах. В своем приказе от 23 ‚февраля
1947 года товарищ Сталин потребовал or
тенералов, адмиралов и офицеров «неуклон-
но пювышать свои теорегические — воея-
ные и политические знания, а также овла-
девать методикой войсковой подтотовки,
столь неббходимой в условиях мирной
учебы». а

Эти указания великого вождя говорят 05
одном—о© необходимости постоянно полол-
нять свои знания, учиться серьезно, непре-
рывно. И стержневым вопросом в этой о5-
ласти должно быть взаимодействие различ-
ных родов оружия. Морским офицерам oco-
бое внимание надо обратить на операции по
подтотовке и выполнению десантов, прове-
дению противодесачтных операций, огневого
содействия, флота флангом армий и взаим-
действию речных флотилий с войсковыми
	УЗОТЯМИ..
	Мы располагаем огромныхи материалалп
По операциям, проведенным за время Вели-
кой Отечественной войны. Правда, эти ма-
териалы еще в достаточной степени не <н-
стематизированы. Наилучшим ©1060б0м изу-
чения таких материалов, на налт взгляд, яв-
ляются тактические конференции. Резуль-
таты этого вида офицерсгой учебы зависят
от тщательной подготовки докладчиков к
освещению отдельных вопросов боевого ты-
та, от стремления и способности офицеров
охватить все особенности использования
различных классов кораблей в нашболее ха-
ражтерных операциях.

Темы докладов следует увязывать е ©9-
щей направленностью офицерской учебы ка
флоте, детализируя для каждого соединения
применительно & специфике его боевой дел-
тельности.

Обязанность специалистов —- изучить
вопросы использования сушествовавшей во
время войны техники и рассказать офице-
	  рам, в каком направлении развивается тот
	или ‘иной вид техники и оружия и как это
влияет на изменение тактических приемов.

Боевая деятельность наших крупных. ко-
раблей во время Отечественной войны па
черноморском и северном. театрах, богата
набеговыми операциями, обстрелами важ-
ных об’ектов и участием в поддержке. де-
сантных операций. Известны уепешные
операции, когда крупные корабли являлись
ядром маневренного’ соединения и создавали
ему устойчивость. Изучение всех этих оне-
раций даст много полезного нашим офипз-
рам. -

Героическая оборона осажденното Ления-
града © участием артиллерии крунных ко-
раблей и береговой обороны в контрбата-
	рейной бюзьбе: тюстепенная эволющия метс-
	дов стрельбы крупнокалиберной. артиллерии
по важным и находившимея вне пределов
дальности армейской артиллерии целям; во-
просы маскировки и частой смены позиций
этих кораблей на’ столь ограниченном про-
странстве, каким является устье Невы, —
все это также дает обильный поучительные
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 1 марта. (По
	телеграфу от норр. «Нрасного Флота»).
При Политуправлении Тихоокеанското фло-
Та состоялея двухдневный семинар комео-
мольских работников соединений. На семи-
наре майор Радаев’ выстунил © докладом 06
итогах ‘работы. комеомольеких   организаций
флота по подготовке к выборам в .Верхов-
ный Совёт РСФСР. Доклад «Работа комео-
мольских организаций с несоюзной молоде-
Жью, рост п воспитание вновь принятых в
члены ВЛЕСМ» сделал капитан Петерков:

На семинаре выступили младшие лейте-
нанты Смирнов, Хитерев, лейтенант Гру-
НИН И другие. Они поделились опытом вос-
питательной работы ереди KONCOMONEReB и
несоюзной молодежи. ‹—

Нашему флоту нужны офицеры © широ-
ким оперативным и политическим кругозо-
ром, умеющие руковохить не только обуче-
нием подчиненных по специальности, но и
воспитывать их. 9то требует пелеустремлен-
ности в совершеяствований офицерских кал-
ров; ясной цели в их подготовке, наиболее
переловых совершенных” метолов боевой? и
	политической учебы. Путь к решению этих
	в0просов мы находим, Изучая и BAYMBEI-
ваясь в каждое слово приказа № 10 Ми:
нистра Вооруженных Сил Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина.
	: No
Как-то мы готовились к стрельбам главного
калибра. Агитаторы, партийные активиеты
много уделили внимания  передовикам. и
это. разумеется, правильзо, но при этом
забыли остальных товарищей. Например, с
трубочными никто не поговорил, & ведь оня
играют. немаловажную роль ‘в стрельбах,
	Фогда же начались стрельбы, то выяснилось,
	что заряжающиве леиствэвали хорошо и уве
	‚ренно. а трубочный подвел, тем самым сма-
	зав общий успех. Вот к ч-му приводит по-
верхностное отношение парторганизация к
	вопросам боевой. подготовки.
	Быступление коммуниета Соломенчука
весьма показательно. Речь идет о поверх
Ностном подходе: партийных организаций к
боевой полготовке, к воинскому обучению,
	речь, идет, по сути. дела, © неумении
глубоко вникать. в. сложный, про-
цесс воинское = обучения и — влиять
	на’ него. № сожалению, подобный подхох
еще присущ ряду парторганизаций соеди-
нения.. Он, в частиости,  пор рождает вредную
очередность в партийной баботе, когла, до-
пустим, вопросы боевой подготовки. отодви-
таются В TOM случае, еслн арганйзации пра-
ходится решать еще кахую-либо задачу.
Этому посвятил свое выступление т. Пет-
рищев:

—- В результате большой и напряженной
работы в пропелом году лланый состав на-
шего корабля добился некоторых успехов в
боевой подготовке. Олнако это не дает нам
права почивать на’ лаврах. Не все первич-
ные парторганизации корабля сумели ие-
	пользовать такую политическую кампанию,
	как полготовка к выборам в Берховный (о-
вет РСФСР; вызвавшую огромный под’ем 10-
литической активности офицеров, етаршин
и. матросов, ‘для’ дальнейшего улучшения
боевой подготовки: № сожалению. подобный
недостаток оказалея незамеченным полит-
отделом соединения.

‚ Большое внимание на собрании партнй-
ного актива было уделено вопросам укреп-
ления, воинокой  дисцанаины. Старший
матрос Соловьев рассказал о том, как ком-
мунисты корабля борются -3a укреплени?
воинекого порядка и оргализованности. 06
этом же говерили младший лейтенант Ша-
нин, капитан 3 ранга Пивнбв, старший лей-
тенант Громов, старшина 1 ‘статьи Шяет-
ков. старитий матрое Марченко. Но. к сожа-
	О’ веслах, уключинах и парусах
	В своей статье «Почему ломаются вес
ла?», напечатанной” в ‘газете’ «Краюный
Флот» 30 января 1947 г.) канитан 1 ранга
Подвысоцкий. своевременно поставил ак-
туальный вонрое ‘о необходимости ‘утуч-
шить конструкцию шлюпочных весел ‘и
парусов: Полностью разделяя высказанные
автором мысли, нам хочется добавить сле-
дующее.

Прежде всего. нужно стремиться к облег-
чениио веста, в целом. С этой целью верете-
Не весла следует делать не  цилиндриче-
ской, а эллипоообразной. обтекаемой фор-
мы: Это позволит облегчить весло, не
уменьшая его прочности.

Мы считаем. что хлину лопасти  веста
необходимо уменьшить на одну’ четверть,
Целесообразность этого вынекает из опыта,
покававатего. что самое выгодное положе-
нию лопасти весла при гребле такое, когда
ona погружена в воду ча ‘три четверти.
Спрашивается: зачем же сохранять нерабо-
чую ‘четверть: лопаети?. в

Снятие излишней части тала веретена,’ и
уменьшение лопасти, естественно, повле-
Кут за собой и ‘уменышение валька как
противовеса, & тем’ самым будет облегчено
	все весло. Целесообразно, чтобы ватек имел.
	форму зпестигравной призмы, силюснутой
в направлении лопасти. весла. 9то создаст
улобство при склалывании весел ‘в шлюп-
ке: они будут располагаться комтаклню, не
будут расползаться при качке. Ероме того,
валек в месте сращивания с веретеном
должен иметь конусообразнутю форму. Это
определяется следующим. Когда ‘требец,
скажем, правого борта левой рукой дер-
жится за валек, то из-за чрезмерной толщи-
ны он не может прочно охватить валек
кистью руки. Левая рука быстро устает и
‘немеет, и гребец вынужден для отдыха пе-
реносить ее к правой. При этом. славливает-
ся груцная клетка и затрулняетея дыхание,
Гонтусообравная же форма валька и мень-
шая его толщина, в указанной части, солда-
ют больше удобетв для кисти руки, а Эффект
в гоебле от этого несомненен.

Говоря о веслах, нельзя умолчать 06
уключинах. дни настолько несоверлтенныге
	чт. будучи незантертовантые, часто REM
	дают за борт или падают под рыбины, пу-
таютея штертом за весла и при. гребле
премят.

На совоеменных военно-морских” люй-
ках желательно иметь уключины, ‘утопляе-
мые в планшире или откидывающиеся
внутрь шлюшки. Было бы еше лучше, если
	 1 бы они врезались в фальшборт. Но для этого
	нужно иметь шлюпки новой а
илюпки с фальшбортом. }

Несколько: замечаний‘ © ` парусах. Пра-
Вильно ставит этот войрое тов. Пюпвыюота
	кий. Нужно признать. что рейковое Boopy~
	жение 10° эффективности использования
силы ветра при всех углах к парусу да-
леко не практично. Верхняя шкаторина фо-
ка, и кливера, будучи намертво прикретие-

на к рею, который в свою очередь связан
В св06м движении ‘передней ‘пекатериной
кливера. играющей толь непохвияжного тта*
	га, не позволяет растравливать фей BMeCTO - -
	стываетея на бабочку. принимает форму”
	буквы зет и натюлювину не работает. А`фок-
парус переламывается то хиагонати от зад
	него нок-бензелынотго ‘угла FO Tarcosoro yr=
	ла и, конечно, ‘намного недорабатыва-
ет. Когда же на форлевиняе ‘перебеновы-
вается кливер ‘и. гадсовытй угол со тикото-
	ВЪМ меняют роли 6 тем, чтобы вею пару  _
	‘сиу поставить перпениикгулярню  диамет-
ральной ‘плоскости пиллотиюя, тои. в  этем.
схучае нет полного ислользования паруюсв,
так ках фоковый коней фея, будучи’ тины
	нее’ клитзеттчото, опускаются вниз, образует _
пузырь, сокращает рабочую плотаяь палу- _
	са.
Наконец. самый рей конструктивно несо-
	вершенен. Он отрицательно влияет на остой-

чивость. Веб это говорит ю ‘нсобхотимеети

иметь’ более юовюршенные ^зоенно- и os
шлюпки. °
	Напитан-лейтенант А. АРБУЗОВ.
	Бсемерно повышать качество боевой
	подготовки и политического воспитания
	Собрание партийного’ актива Н-ского соединения
Северного флота
	Состоялось собрание партийного акти-
ва Н-окого соединения Сэверного флота. С
докладом о задачах партийпых организацай
8 00506 за повышение качества боевой

‚ ИНОГО состава выступил командир воеди-
‘нения. Докладчик говорил o том, что
‘овдинение в прошлом году добилось из-
ветных успехов в боевой и политической
подготовке. Успехи эти явились’ результа-
TOM упорного й настойчивого освоения опы-
та Великой Отечественной войны и пелеует-
оуленной ‘работы партийных’ ортанизащий.

днако успехи могли бы быть большими,
“(ли бы все партийные организации тлуб-
86 вникали в жизнь подразделений, больше
занимались вопросами воинского и идейно-
10 воспитания личного состава. № сожале-
НИ, некоторые парторганизации занимали
Политику невмешательетва в боевую под-
TOTORRY и тем самым принажали свою.
роль, 06 этом свидетельствуют хотя бы та-
Ее факты. Парторганизаняя эскадреннога
миноносца Н, не мобилизовала коммуни-
(тов на борьбу с недисциплинированностью,
(1460 занималась политическим воспитани-
ви личного состава. То же самое имело ме-
610 и на корабле, где заместителем коман-
Лира по политчасти капитан-лейтенант
Хмель. Здесь парторганизания не боролаеь с
зазнайством отдельных KOMMYHHCTOB, He MO-
бллизовывала их на устранение недостат-
КОВ в воинском обучении матросов и стар-

‚Шин, оказывала недостаточную помощь ко-
чандиру. Все это, копечно, явилось резуль-
Татом отрыва партийно-политической рабо-
ТЫ от задач, которые были. поставлены пе-
Тед личным составом этлх кораблей. ‚

Недостаточно осваивалел и опыт Отечеет-
Зенной войны, отметил докладчик. Партий-
ные организации не интересовались, как
Хомуунисты-офицеры овладевают богатей-
Шим онытом войны, как применяют его в
	обучении личного состава. Ни одна кора-
	бельная парторганизация чи разу не обсуж
дала этого вопроса, не высказала своего
суждения. :

Оживленно пролгло обсуждение доклада.
Были вскрыты серьезные недостатки, осве-
щен опыт передовых партийных организа-
ций, подвергнуты критике негодные мето-
ды руководетва коммунаетами. Ocofoe ме-
сто в прениях занимал В70рое о том, как
быстрее устранить отрыв некоторых парт-
организаций от боевой подтотовки, лобить-
	ся подлинно авангардной роли’ всех комму-
	нистов на корабле. :
Корабль Н. уже в текущем году успецено
сдал первую задачу. В чем севрет этого ус-
пеха?
— К слаче задачи мы готовилиеь с пол:
	ной ответственность, —— говорит вапитан
	3 ранга Богданов. — Партийное. бюро
корабля разработало план политического
обеспечения и 0с0б0е внимание уделило по-
вышению роли старшин в воинском обуче-
нии матросов. Развернув работу! по. мобили-
зации личного состава корабля на, решение
этой боевой задачи. партортанизация ‘вии-
мательно следила за тем. как. коммунисты
помогают команлирам подразделений. устра-
нять недостатки в обучении матросов и
старшин. Для подтягиваяия отстающих мы
широко использовали метод индивидуально-
го подхода.

Последнюю мысль, высказанную т. ‚ Бог-
дановым, развил. в своем выступлении мич-
ман т. Соломенчук:

— Наши парторганизации иногда. поверх-
ностно занимаются боевой подготовкой.
Излишнее любование какям-лнбо хорошим
примером при отсутствии постоянной заботы
о том, чтобы отстающих подтянуть к уров
ню передовиков, приводит к печальным ре-
зультатам. Так было на нашем ‘корабле.
	лению, большинство товарищей. выстузав-
ших по этому вопросу, крайне упрощенно
представляло дело. Говорили о том, сколь-
ко наложено взысканий, кто получил, вы-
говор ит. п. Ораторы не смогли рассказать
активу, какими воститательными формами
массово-политической Работы коммунисты
помогают командирам в ия RCE
ЛИНЫ.

Политическое воспиталие ‘неразрывно
связано с успехами боевой поготовки. Что
	эту истину еще не постигли на раде KO-
	раблей, ясно показало выступление инже-
нер-катитана. 3 ранга Наступнева. Он в
своей речи противопоставлял одно другому,
договорившись даже до того, что политзаня:
тия следовало бы проводить в воскре-
сенье, лабы не мешать’ бэевой подготовке:
Это выступление получило отпор, доказана
полнейшая несостоятельность и вредноетв
подобной «точки зрения»..

Собрание партийного ‘актива  подвергас
критике недостатки в радоте политотдела.
Млалший лейтенант Федорченко отметил,
Что политотлел очень. плох помогает моло-
дым партийным работникам. Выступавиие
коитиковали также работу отдела снабже-
ния Политуправления Северного флота.
Деятельность этого отлела, возглавляемоге
капитаном 2 ранга Шаталовым, отличает
бюрократический стиль, Нежелание при-
слушиваться к требованиям политработни-
ков кораблей. Шо словам т. Пивнева, этот
отдел не обеспечил личный состав тральщи-
ков, которые постоянно находятся в море,
хотя бы небольшими библиотеками. Следует
отметить, что на собрании партавтива не
было ни одного руководящего работника
Политического управления флота.
	Б прениях выступили также инопектор
Политуправления   Военно-Мерских Сил. ка-
питан 2 ранга Кулепюв, тов. Воспитанный
и другие. :

Собрание партийного актива ‘наметило
практические мероприятия по выполнению
указаний товарища Сталина 0 воинском
обучении и политическом вослитании лич:
ного состава. о
	Капитан Е. КАМЕНЕЦКИИ.
	СУДОСТРОИТЕЛИ — ПОДШЕФНЫМ КОЛХОЗАМ
	Судостроцтели завода имени Сталина в  на. орошение 10 тектаров огородов.
	Такие же установки ® подарок подшеф-
НЫМ Колхозам готовят, и другие. предприя-
	тия столицы Украины, о
‚  ПД, 20308,

wan
		слижайшие - дни заканчивают для двух
подптефных колхозов села Демянцы, Пере-
яслав-Хмельницкого района, две ycTa-
новки для искусственного дождевания   ого-
родов. ПНажлая установка рассчитана
	Северный флот. (От специального коррес-
пондента «Красного Флота»).