4 марта 1947 г. вторник, № 53 (2540)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	ik ‘Odom
—ближайший помощник:
гаршина —ближат
таршина.
	/   Каким должен быть старшина? Каков положитель-
A

717 Опт” богатым атутете wae eee ell. ма
	ный опыт организации работы по его воспитанию? Что
мешает старшине овладевать командирскими навыками,
стать ближайшим помощником офицера? Какова роль
старшины в укреплении дисциплины, в ‘обучении и
воспитании матросов? Этим вопросам было посвящено

состоявшееся недавно совещание офицеров Н-ского
соединения Северного флота.
	С докладом выступил контр-адмирал В. А. Фокин.

„Наш лолг, наша об
			Генералиссимус Советского С0юз5 товарищ
(талин требует от офицеров настойчиво и
пеустанно работать над воспитанием  сер-
жантов и старшин. Наш долг, наша прямая
обязанность — добиться того, чтобы стар-
шины соединения в совершенстве овладели
командирскими навыками, чтобы они на
деле отали первыми, ближайшими помощ-
никами офицеров в поддержании воинской
дисциплины, в обучении и воспитании
матросов.

Неизмеримо вырастает роль старшины в
свете требований приказа товарища
(талина. Старшина должен стать полноцен-
ным руководителем и воспитателем своих
подчиненных. Однако уровень  подтотовки
самих старшин нашего соединения еще
далек от требований, пред’являемых Ми-
нистром Вооруженных Сил. Ели учесть,
что после войны многие опытные старити-
ны ушли в лолгосрочный отпуск, & их пре-
выники в большинстве своем — молодые
моряки, не имеющие необходимого опыта,
то острота этой проблемы станет очевид-
HOT.

Мы еще не добились такого положения,
тогда бы руководство учебой, воинским и
политическим воспитанием старшин взял в
сан руки непосредотвенно командир ко-
рабля. Как правило, все дело обучения и
воспитания старшин передоверено команди-
рам групп и реже командирам боевых ча-
стей. Мне притилось беседовать со многими
офицерами. В сожалению, некоторые из
них лаже не представляют себе, какие ка-
чества следует воспитывать и развивать в
старшине и как это нужно‘ делать. Совер-
щенно очевидно, что, не поняв этого, нель-
зя правильно решить поставленную задачу.

Старшина должен быть примерным ис-
полнителем всех уставов, инструкций, на-
ставлений, выделяться как требовательный
командир. Непримиримость к малейшим на-
рушениям распорядка дня или даже к про-
медлению в его выполнении — отличи-
тельчая черга старшин. Ни одно, дазже са-
woe малейшее нарушение порядка не долж-
0 пройти, мимо, Него, о с

Таковы ли все наци старшины в дей-
ствительности? № сожалению, нет. .

Недавномы проверили, как соблюдается
распорядок дня’на ряде кораблей, и обна-
ружили серьезные недостатки. В Корабель-
ном уставе, например, сказано, что стариги-
па должен подняться за 15 минут до по-
будки, Но это требование сплошь и рядом
попирается. Между тем, установлено, что
TAM, Tle действительно старшина тюступает
так, как требует Устав, уже с самого начала
дня ©  побудки, в корабельный быт
вносятся строгий порядок, четкость, дис-
MIAH. .
	Велика рель отаршины в воспитании у
молодых моряков любви к своему кораблю,
Но прививать любовь к кораблю может
только такой старшина, который сам знает
его хорошо, знает его технику, вооружение,
боввую историю и традиции. У нас же по-
pol получается так: пришел служить на
флот молодой человек, попал в отделение
к старшине, а тот ему между делом скажет,
urd, мол, надо любить свой корабль. Так
любви к кораблю не привьешь. Вот если
тот же старшина в часы учебы, когда он
стоит с матросами у прибора или оружия,
расскажет им о боевом пути корабля, о его
лучшях людях, не жалевших в годы войны
И сил, ни своих жизней, чтобы отстоять
Родину, прославить честь корабельного
флага, — тогда ‘и слова о любви к своему
кораблю зазвучат по-иному и ревультаты
будут иными.

Добиться того, чтобы старшина стал пол-
ноценным, авторитетным начальником или,
Как говорят, хозяином своего отделения,
труппы, — вот что особенно нужно теперь.
Что мешает этому? Излишняя опека, офипе-
DOB, & Порой совершенно  нелопустимая
	«Сержанты и старшины должны настойчиво овладевать командирскими навыками, чтобы
на деле стать ближайшими помощниками офицера в поддержании воинской дисциплины,
	И. Сталин.
			*«
Слово не должно

‚расходиться.
с лелом
	Выступление
тов. П. М. ГОНЧАР
	Мне кажется, что решающим моментом
в воспитании старшинекого состава, должна
оставаться подготовка по специальности, но
организовать эту подготовку нужно так,
чтобы она обеспечивала и усвоение старши-
ной наряду co специальностью воех необ-
ходимых навыков требовательного началь-
ника и воспитателя.
	По специальности со старипинами должны
заниматься наиболее квалифицированные и
опытные офицеры вплоть до флагманеких
специалистов. Тот же самый принцип следу-
ет провести и в их строевой подготовке. И
здесь для обучения старшин надо выделить
наиболее подготовленных и требовательных
офицеров, причем заниматься нужно глав-
ным образом практикой. Начиная © asos
етроевой подготовки старшину надо воепи-
тывать Как начальника. Нужно, чтобы
именно OH, @ He кто другой, проводил
строевые занятия © матросами. Это сразу
же даст ему возможность почувствовать

себя командиром, проявить свои волевые
качества».
	Громадное значение для воспитания
командирсних навыков в отарпиинах имеют
MIME учения, Следует ‘установить
как, незыблемое правило, что любой старши-
на вне зависимости от специальности дол-
жен уметь безупречно управлять шлюджкой.
	Цочему это важно?’  Нрежде веего потому,
	что именно в шлюнке, оставаясь с глазу на
глаз с матросами в. качестве старшето,
старшина будет чувствовать себя наетоя-
щим ‘командиром, будет учиться управлять
людьми, проявлять свою волю, усваивать
нужные командиревие нотки в разговоре с
нодчиненными,
	Воспитывая старшин, нам нужно всеми
силами повышать их авторитет в. матрос-
ской среде, оберегать его всегда и во всем,
выделять старшин из массы матросов. На
практике это делается сейчае далеко не
всегда. Был недавно такой случай У нас
на корабле. Я собрал старпеин, долго и об-
стоятельно внушал им мысль 0б их значе-
нии на корабле, об авторитете среди матро-
совит. д. А после Этого, буквально в тот
же лень, когда пюнадобилось построить
команду, командир БЧ-ШГ старший лейте-
нант Лариошин построил людей так, что
старшины оказались расставленными впере-
межку с молодыми, ‘только пришедшими
на флот матросами. Слово ©. поддержании
авторитета старшин у нас явно разошлось ©
делом,
	„И это ведь практикуется сплошь и ря-
дом, Разве выделяем мы старшин, когда
команда строится для увольнения на берег?
Нет, они стоят в общем строю. Есть ли ка-
кая-пибо разница между старшинами и мат-
росами при выдаче обмундирования? Нет,
никакой; И тав во многих других областях
флотской жизня и быта. А для формирова-
ния старшинских кадров, для воспитания
их в нужном духе очень важно постоянно
	вылелять старитин, поднимать их авторитет,
	предоставлять им определенные преимуще-
ства в служебном и бытовом положении.

Раньше на нашем корабле матросы обра-
шались непосредственно к офицерам по во-
просам, которые могли и обязаны разрешать
старшины. Мы покончили с таким. ненор-
мальным положением, потребовав точного
соблюдения ‘уставов Дисциплинарного и
Внутренней службы.
	Б результате авторитет старшин в гла-
зах матросов, да и в их собственных глазах,
быстро. и резко повысился.
	Учить
и помогать
	Выступление
тов, Л. Д, ЧУЛКОВА
	Вопрос о работе офицеров со. старптинами
сейча; в дни мирной учебы, имеет 060-
бенно большое значение. Я это вижу на
примере корабля, которым командую. До-
статочно оказать, что многие старшины на
корабле не имеют специальной подготовки.
Они выросли здесь же, на боевых постах,
выдвинулись как наиболее достойные,
опытные воины. Конечно, это’ оботоятель-
ство значительно усиливает ответетвен-
ность офлцера. Мы обязаны, следователь-
но, не делать никаких пауз в учебе стар-
шин, требовательность к ним сочетать 6
большой и серьезной помощью, но отнюдь
не подменяя их, не влезая в дела, которые
они могут выполнить самостоятельно.
	В последнее время значительно улучии-
ла помощь командованию в этом большом
деле партийная организация, Большинство
старшин  — коммунисты. Раньше за недо-
статки, ошибки и промахи в своей работе
старшины отзечали только перед своим
начальником. Теперь положение измени-
лось. Старшины-коммунисты знают, что за
плохую службу, за недостатки в дисциплине
своего отделения они ответят не только пе-
ред евоим начальником, но и перед парт-
организацией; парторганизация уже обсуж-
дала вопрос о работе отдельных старшин по
укреплению дисциплины и воспитанию лич-
ного состава.
	Хочу поставить еще один вопрос, эдесь
правильно говорили, что нужно всячески
расширять подготовку старшин на корабле.
Но, я думаю, будет правильно в отдельных
случаях, учитывая ряд обстоятельств,
практиковаль посылку матросов с малых
кораблей для подготовки их на старшин на
крейсер или линейный корабль, где име-
ются высококвалифицированные кадры
офицеров,
	солдат и матросов».
	в обучении и воспитании
		В обмене мнениями приняли участие офицеры И, С, Пе:
трищев, Ф. Е. Воспитанный, М. Н. Захаров. М. М. Кра:
	шениников, П.М.
	Гончар, К, С. Чигин и другие, Ниже мы
	 Волевой командир и мастер
своей специальности
	Выступление тов, И. С, ПЕТРИЩЕВА
	Вопрос о воспитании и подготовке для
флота таких старшин, которые полностью
отвечали бы всем требованиям, пред’являе-
мым к ним ‘уставами Вооруженных Сил,
не нов; Он давно уже занимает офицерекую
общественность, является темой многих
разговоров и подчас горячих споров. Мы
знаем, каким должен быть старина. Ha
Этот счет двух мнений нет: нам нужен
старшина, который, во-первых, был бы
мастером своей специальности, владел бы ею
в совершенстве, а, во-вторых, обладал бы
всеми данными умелого воспитателя, воле:
вого командира, пользующегося авторитетом
среди матросов. *

Но вот в вопросе о том, как организо-
	вать наиболее эффективную и гибкую си-
	стему подготовки сотаршиноких кадров, пол-
ной ясности пока не существует. Слож-
ность разрешения его заключаетея в том,
что полноценный, отлично подготовленный
старшина нам нужен не в отдаленном бу-
душем, а сейчас, сегодня. Не следует забы-
вать, что с каждой очередной демобилиза-
цией флот покидает часть умелых, опытных
	старитин, прослуживигих на кораблях мно-
	гие годы, и эту убыль нужно постоян-
но и непрерывно восполнять.

В известной степени такое пополнение
дает нам учебный отряд. Но`его работа, пока
что не’‘удовлетворяет нас. Старптинский со-
став, подготовленный там, еще не отвечает
требованиям, пред’являемым к нему. Си-
стема подготовки в отряде такова, что
старшина, вышедший оттуда, является
	только специалистом, нони в какой creme:  .
ни нб воспитателем матросов. На кораблях
приходится затрачивать очень много в06- ^
‘мени и усилий, чтобы подтянуть пришедитие \
кадры до необходимого уровня. Такое поло-_
‘жение, ‘конечно, нельзя считать нормаль>

ным, его нужно изменить. у

С друтой стороны, немалая часть стар

шин готовится и воспитывается на самых -

кораблях, Но и в этом деле, надо сжазать,..
‘ясной и продуманной системы пока не су-
 ществует. Каждый командир корабля, ка-
ждый командир боевой части действует по
своему усмотрению. Определенной програм-
мы подготовки старшин на корабле, разра-
ботанной методологии занятий с ними пока
Нет. :

Между тем подготовка старшин, подтяз
гивание их до уровня необходимых требо-_
валтий непосредственно на кораблях имеет
сейчас для нас очень большое значение. Не,
3a горами: летняя кампания. Чтобы успешно
справиться со всеми задачами, нам понадо-
бятся хорошо обученные cTapInMBckie Rake
ры:

Выход здесь единственный; не мехля` нае
чать усиленную подготовку старшинских
кадров ‘ непосредственно ‘на’ кораблях,
В этой работе должен принять уча»
стие весь без исключения офицерский
состав, начиная от младшего офицера и
кончая командиром корабля, ибо’ обучение
старшин, подготовка старшинских кадров—
дело первостепенной важности.
	публикуем ряд выступлений на этом совещании.
	Вопросы, поднятые на совещании, заслуживают серь-_
езного внимания. Редакция приглашает офицеров вы-
	сказать по ним свои соображения на страницах «Крас:
ного Флота».
	язанность.
	ружил там валенки, тулуп, юниги, газеты,
Выясняю, почему захламлена рубка. Ока-
залось, что старшина не научил молодых
матросов элементарному порядку.

Никак нельзя признать нормальным 19,
что на некоторых кораблях старшины при-
нимают слабое участие в борьбе за укреп-
ление дисциилины. № сожалению, я не по-
мню случая, чтобы командир того или
иного корабля специально по этому поводу
собрал старшин, разобрал причины подоб-
ного положения, сделал бы надлежащие вы-
воды,

Речь идет не только 0 наложении взыс-
каний, но и о поошренлях, о том, Чтобы
матрое знал: «Раз я заслужил. похвалу,
благодарность — старшина заметят и по
достоинству отметит».
	Чтобы старшины могли Ha деле стать
ближайшими помощниками офицеров в
обучении и воспитании матросов, они 06бя-
заны знать ‘душу матросов, быть их самы-
ми первыми советчиками, чуткими и 3260т-
ливыми начальниками. Постоянное стрем-
ление во-питать в своих подчиненных уме-
лых воинов, способных преодолеть любые
трудноети, должно сочетаться в отаршине
с заботой об улучшении бытовых условий,
0 том, чтобы его подчиненные всегда во-
время, сытно.и вкусно поели, чтобы они в
срок получили вее положенное им‘ доволь-
ствие. Этот пример заботы о подчиненных
должны показывать старшинам офицеры,
	Несколько слов 0 подготовке старшин. В
годы войны мы очень многое сделали, что-
бы готовить их на кораблях. При всех
имеющихся недостатках опыт военных лет
себя целиком оправдал. Было бы неправиль-
но, если бы этот опыт мы не использовали
теперь, в мирной учебе, когда для . такой
подготовки созданы более нормальные уело-
вия. Мы имеем возможность так эффектив-
но использовать учебный день на корабле,
чтобы в нужный момент усилить, допустим,
специальную морскую или общевойсковую
подготовку и т, д. Качество подготовки за-
висит от того, кто будет учить старшин,
При этом следует птире ‘практиковать метод
индивидуальных заданий, контролировать
их выполнение. Руководство этой  подго-
товкой, естественно, олжно  сосредоточи-
ваться в руках командира.

Во всей этой работе нужно 06060. выде-
	лять главных старшин и мичманов, кото-
	рые во многом помогут офицерам воспитать
крепких, опытных старшин нашего соеди-
нения. .

Еще одно замечание. Товарищ Сталин
неустанно подчеркивает неразрывность за-
дач боевой и политической подготовки.

«Опыт показал, что современная война
требует от войск ВЫСОКИХ  боевых и мораль-
ных качеств, хорошей военной и политиче-
ской подготовки...»,— учит Генералиссимуе
Советского Союза товарин Сталин. Всемер-
но улучшая идейное воспитание старшин,
‘мы обязаны вовлекать их в активную поли-
тическую работу по воспитанию всего лич-
ного состава. Кое-где еще живет вредный
взгляд, что не дело старшины заниматься
политическим воспитанием матросов,—он,
мол, узкий специалист, Вздорноеть подоб-
Horo взгляда очевидна. Кому, как не стар-
шине, ближе всего стоящему к матросу,
быть активным проводником идей больше-
вистсекой партии, воспитателем  совет-
ского воина,
	У нае есть многие сотни хороших стар-
ITH —— верных помощников советеких офи-
церов. Мы — наеледники и хранители бога-
тейшего опыта, накопленного в этом отно-
шении на флоте. Дело сейчас. в том, чтобы
использовать этот ‘ценный опыт, значитель-
но улучшить всю работу по подготовке и
воспитанию старшин, способных решать
большие задачи, поставленные товарищем
Сталиным перед Военно-Морскими: Силами.
	Старшинский состав боевых частей по-
лучил в результате учебы хорошее попол-
нение. Среди старшин ‚ оказалось немало
людей, проявивших себя © лучшей сторо-
ны, показавлих, что у них есть всё дан-
ные для того, чтобы стать отличными
командирами, отвечающими самым высоким
требованиям. Но беда в том, что после
того, как они стали выполнять обязанности
старшин, с нями фактически перестали ра-
ботать, заботы 06 HX дальнейшем росте нет.
Правда, в проиьлюм году было запланирова-
но провести на корабле семинар для стар-
шин, посвященный практике воститатель-
ной работы. Намечалось также организо-
валь ряд лекций и инструктаж. Однако
дальше благих пожеланий дело, в сущно-
сти, так и не двинулось. Многообещающие
планы на девять десятых оказались не-
	реал изованными.
Между тем нужда в семинарах, в систе-
матическом  инструктаже старшин. в
	постоянном расширении их кругозора,
повышении квалификации очень велика.
Осуществлять эти мероприятия настоятель-
но необходимо,

В воспитании’ старшинских кадров
огромная ответственность лежит на офи-
церском составе. Речь илет ‘не только 0
том, чтобы повседневно заниматься со стар-
шинами, руководить их ростом, но и о том,
чтобы всем своим поведением, внешним
видом, отношением к своим обязанностям
офиперы постоянно показывали поимей.
	Доклад,
контр-адмирала
В. А, ФОКИНА
		подмена ими старшин. Цодмена в большом
и малом иногда доходит до того, что стар-
шина в0все устраняется от ‘руководетва
своими подчиненными, Офицеру-«опекуну»
ничего не стоит отдаль приказание матро-
су, послать его куда-либо, даже не поста-
вив 06 этом в известность старнину. Мне
пришлоеь подобную практику не раз наблю-
дать на некоторых кораблях. Старшина та-
ким образом оказывается как бы изолиро-
ванным от подчиненных ему матросов даже
тогда, когда нужно их учить, например,
такелажному делу, беганию по штормтрапу
ит. д. А уж кому-кому, как не стариине
быть в этом деле подлинным мастером,
способным передать свои знания, опыт и
сноровку подчиненным. Тот офицер, кото-
рый подменой и мелочной опекой отетра-
няет старшину от его прямых обязанностей,
наносит большой вред боевой подготовке и
воинскому и политическому воспитанию,

Сделать старшин своими ближайшими
помощниками, на которых можно положить-
ся в любой обстановке, быть их воспитате-
лями и наставниками — большое искус-
ство, которым еще далеко не все офицеры
овладели. Когда разбираешься в серьезных
ошибках и недосталках служебной деятель-
ностя таких офицеров, как тт, Светлов,
Опарин, Лебяжев, то видишь, что. одной из
причин их промахов является неумение, 3
порой и нежелание воспитывать старшин.
Ложно поняв своп задачи, эти офицеры ре-
шили, что им достаточно приобретенных в
училище знаний, а потому нет надобности
прислушиваться в голосу старшин, а «во-
спитывать» их можно окриком. Нам при-
щлось одернуть таких офицеров, поставить
на свое место и заставить их по-иному
отнестись к воспитанию стармпин. =.
о Пример многих передовых офицеров по-
казывает, какой плодотворной оказываетея
их роль, если они видят в стариинах свою
опору, поддерживают их авторитет, разви-
вают в них командирские навыки. Воман-
дир БЧ-У корабля Н. инженер-капитан
3 ранга Хайн многое сделал в деле укреп-
ления дисциплины и организованности,
добился заметных успехов в боевой и поли-
тической подготовке. Когда анализируешь
деятельность этого командира, ближе зна-
комишься с методами его работы, — обна-
руживаешь весьма отрадное явление, OF
крепко опирается на старшин. Тов. Хайн
приучил подчиненных ему старшин поль-
зоваться предоставленными им правами. А
умелое использование старшинами своих
прав дало возможность ему повысить тре-
бовательность к ним самим, к исполнению
ими своих обязанностей. И в том, что эта
боевая часть имеет положительные резуль-
таты в деле укрепления дисциплины, —
большая заслуга старшин.

Не стоит большюго труда убедиться в
том, что недисциплинированными матросами
очень часто оказываются недавно начавшие
службу. Почему это происходи?? Потому,
что мы еще не добилиеь того, чтобы ка-
ждый пришедигий на корабль молодой мат-
рос сразу же очутился под благотворным
влиянием хорошо подготовленного, обучен-
ного старшаны, от которого услышал бы о
морской службе, о том, что можно и чего
нельзя делать на корабле, и т. д, С побуд-
ки до отхода ко сну матрое должен чув-
ствовать организующее влияние старшины.
Tye этого нет, там наверняка нет
и порядка. .

Недавно я был на одном из кораблей.
Затлянул в БЧ-Г. Внешне все казалось хо-
pomo. Залпел в шетурманокую рубку и обна-
	Вспоминая свою службу...
	Собираясь`в кругу офицеров, иной раз
от кого-либо услышишь жалобу: «Мне ‘не
везет, HET хорошего старины» или «Ушли
старички, з заменить командира отделения
трудновато» и т. д. Я считаю, что подобный
офицер, сетующий на неопытноеть  стар-
шин, неправ. У нае есть хорошие старшины,
й у нас есть хорошие ‘матросы, которые
завтра могут стать полноценными помощни-
ками офицеров. Лело за нами, ва нашим
умением работать с ними, воспитывать их.

Хочу поделиться с вами некоторыми
мыслями по поводу работы co старшинами,
подготовки их и воспитания, Я вепоминаю
свою флотекую службу, тоды, когда сам
был старшиной; Конечно, если - старина
приходит из учебного отряда, он должен
быт полностью подготовлен к несению
своей ‘новой службы, Опыт же  приобре-
	таетея с голами. После тото как я был под-
	тотовлен исполнять должность командир
отделения и ‘пришел на корабль, м
выстроил личный состав батареи и сказал:
«Вот, Вралениников, ваие ‘отделение, при-
нимайте, командуйте».

Этот момент, я бы сказал, очень’ большой
в жизни мололото моряка. Всея предше-
	отвующая учеба подготовил» меня к нему,
	так как до этого CO мной говорили коман-
диры, советовали, помогали. № сожалению,
сейчас ков-где поступают иначе. Нужно,
например, заменить командира отделения, —
не ищут, не готовят подходящего старшину,
& хватаются з& первото ‘попавшегося Ha
	глаза. порою слабо обученного. Естеетвен-
	но, он неуверенно чувствует себя в отделе-
HUM, & порою из-за отсутствия твердых
знаний начинает заискивать перед матроса
‘ми, появляется панибратетво и, естествен-
но, ослабевает железная дисциплина. Вста-
ти, и самый факт вступления старшины,
допустим, в командование орудийным рас-
четом почему-то лишен известной торже-
ственности, соответствующей значимости
события. Он проходит формально: «Вот,
мол, вы назначены, идите к пушке»,

Мы имеем богатый опыт работы лучпеих
офицеров со старшинами. Достаточно вопом-
нить некоторые боевые походы в годы вой-
ны. Нередко бывало, что старнтина в бою
в честью заменял офицера, выбывшего из
строя, проявляя надлежащие командирекие
качества. В этом, между прочим, сказыва-
лось умение офицера разглядеть з матросе
	бойца, способного завтра при  затрате из-
вестных усилий сделаться’ - старшиной.
Нужно и сейчас подходить к, подготовке by
ия старшин не формально:

На каждом корабле ость свой, присущий
его офицерскому составу, опыт работы co.
старшинами, так же как и у старилин этого
корабля — их опыт. работы: ‘©’ личным ©
составом. Ощутимой будет, конечно, польза“
OT периодических совещаний‘ офицеров и’
старшин в масштабах соединения naw
подразделения для обмена приобретенные ^
опытом. Но, кроме таких совещаний, можно
практиковать и другие формы. Вепбми-
‘чаю 1931 то. Я был тома  тлавным ‚
`етаршиной и служил на  бм °
черноморских крейсеров. Часто для wat”
‘устраивались посещения других однотипных _
  кораблей, во время которых встречалиеь”.
  старшины двух или трех кораблей, обсуж-` .
дались вопросы, интересовавшие BCeX Hac.
Такие посещения не оставались без резуль-—^
тата. Спустя неделю, вторую у нас можно.
было уже обнаружить то, что удалось хо-_
	ротего и поучительного увидеть из другом
корабле.
Олыт показывает, что ‘успех jo:
	стигается там, где работу по подготовке. и -
воспитанию старшин ведут тлавным обра-.
зом командиры боевых частей, не передове-
ряя этого ответственного дела второстепен- _
ным лицам, зачастую. молодым офицерам,
только пришедиим из училища и начинаю- .
щим свою самостоятельную службу. Весь _
сложный и ответственный процеес подго-.
товки ближайших помощников офицеров,
несомненно, должен находиться под неос-
лабным, систематическим,  непосредствен-
ным контролем командира корабля,
	Небезосновательны укоры налтих офице-
ров по’адресу учебного подразделения. Не.
чего греха таить, иной раз на корабль при-
ходит старшина, которого впору  толь-
во  начиналь  переучивать. Требование
товарища Оталина-—учить войска тому, что
необходимо на войне, в равной степени.
относится и к нашим учебным подразделе-
ниям. Оттого, как там сумеют выковать в
будущем старшине высокие боевые и м0-
ральные качества, дадут ему хоропгую во-
енную и политическую подготовку, будет
завнсеть его: дальнейная  плодотворная
служба на флоте.
	Выступление тов, М, М, КРАШЕНИНИКОВА
	О загрузке младших офицеров.
	Выступление тов. М, Н. ЗАХАРОВА.
	Основной недостаток нынешней системы
подготовки старшинского состава. заклю-
чается в том, что мы в недостаточной сте-
пени прививаем стартинам навыки воспи-
тания личного состава. В подавляющем
большинстве старшины считают своим
прямым долгом работу у механизмов, обес-
печение своего боевото поста — и только.

Не каждый старшина является под-
линным воспитателем матросов, по-настоя-
щему заботливым и требовательным на-
чальником, вникающим во все стороны
матросской жизни,  проявляющим ин-
Tepec ко всему, что связано. с бытом
матросов, с их отдыхом, досугом, с ях пове-
дением на корабле и на берегу.

А межлу тем, именно такие старшины
нам пужны, только на таких и могут опи-
раться офицеры в своей работе.

Основное внимание при подготовке стар-
шин мы уделяем повышению их техчиче-
ской грамотности, освоению ими своей
специальности. Вопросы же, связанные ©
подготовкой старшин как командиров-воспи-
тателей, в сущности обойдены.

С таким положением дальше мириться
нельзя,

Мы, офицеры, часто и много говорим о
старшинах, 0 том, какая большая роль
принадлежит им в воспитании личного co-
става, как много помощи они должны были
бы и могли бы оказывать нам в работе, но,
к сожалению, не всегда. оказывают, и т. д.
Повторяю, разговариваем мы.0 старщинах
очень много. Олнако. если быть отктовен-
	ным, то нужно сказать, чт дальше  раз-
говоров и благих пожеланий дело ‘часто у
нае не’идет. Скольких офицеров я’ знаю; `
которые сетуют: по поводу тото, что He BA-
дят в лице старшин своих NOMOMBARO, HO
в то же время сами не работают со стаз-
шинами, ‘не воспитывают их повседневно И
заботливо.

В первую очередь этот’ упрек можно
адресовать млалигим офицерам. Так почему
же мдадигие офицеры бывают подчас так
инертны в этом отношении? Почему. ждут,
чтобы где-то готовили для них идезльный.
во всех отношениях старшинский состав, &
сами палец о палец не ударят для воспи-
тания старигин, для подготовки себе пол-
ноценных помощников? -

В ответ на эти вопросы нередко можно.
услышаль ссылку на большую загружен- о
ность офицерского состава, на то, что руки,
мол, не доходят до всего.

Загрузка у офицеров на кораблях дей-
ствительно большая. Но, товарищи, ведь.
самая затруженность-то эта получается прё-
жде всего потому, что офицеры выполняют
Часто работу за старшин. Поработайте со
старшинами как следует, подтяните их до’
необходимого уровня, добейтесь того, чтобы _
они стали настоящими вашими помощника-
ми и тогда немалую часть работы, которую
вам сейчас приходится выполнять самим,
вы сможете доверить старшинам.   co

Вот единственный и правильный путь:
разгрузки офицеров от многих. второстепен-
т обязалностей, мыпающих осповной WX
работе.
	О чем говорит опыт
		чиллобы некоторых офицеров на то, что
старшины не являются  воспитателями
своих подчиненных, мне кажутся не всегда
убедительными.  Да, действительно, многие
старшины на наших кораблях являются
сейчас специалистами-техниками, етоями-
ми в стороне от воспитательной работы с
матросами, Однако подумали ли мы о том,
что такое положение создалось потому, что
МЫ сами часто не добиваемея того, чтобы
старшины стали полноценными звоспитате-
лями матросов? Можно не сомневаться, что
если бы мы настойчиво пред’являли стар-
шинам подобные требования, если бы вос-
питывали их в нужном духе, то результа-
ты были бы иными.
	Чтобы не быть голословным, сошлюсь на
недавний опыт работы в дни избира-
тельной кампании. В этот период к аги-
тационно-пропагандистской и массово-по-
литической работе среди матросов была
привлечена значительная часть  старшин-
ского состава. Старшин направляли, им
давали указания, ими руководили, в нуж-
ных случаях оказывали помощь, контроли-
ровали. И что же? Старшины оказались
отличными политическими воспитателями
матросов, хорошо справились © важной и
ответственной задачей, показали себя с
лучией стороны как руководители и во-
Жаки матросской массы.
	№ подбору и воспитанию  старшинеких
KIIPOR нам пужно подходить строго ивди-
	Выступление
тов. К. С. ЧИГИНА
		видуально, руководствуясь не только TEM,
насколько хорошю усваивает тот или иной
кандилат в старшины технику своей спе-
циальности. Между тем отбор матросов на
учебу проводится часто недостаточно вдум-
чиво, однобтороние. Выдвигая людей на’
учебу, командиры боевых частей, как пра-
вило, исходят из того, насколько хорошо
данный товарил( осваивает технику своей
специальности, но не задумываются Had
тем, есть ли у него другие данные, необхо-
димые для того, чтобы стать полноценным
старшиной, знающим, волевым  команди-
ром-воспитателем.
	В качестве примера могу привести стар-
шину Соколова. Он был хорошим специзли-
стом до того, как попал на учебу, он остал-
ся хорошим специалистом и после нее, & вот
старшины из ного не получилось, что и
можно было предвидеть, зная т. Соколова.
Как воспитатель матросов OH явно не
оправляется со своими обязанностями. В
результале мы имеем на корабле еще одно-
то специалиста-техника, занимающего ‘пост
отаршины, но не выполняющего всех обя-
занностей, вытекающих из положения
старшины,