7 г,, среда, (№8 94 (2541)

5 марта 194
	KPACHH W
		И. Ленина введена в строй
		Плотина Днепровской гидроэлектростанции имени Владимира Ильича Ленина.
	Днепровская гидроэлектростанция имени
		наглухо завупорил все трещины в плотине,
создал стойкую водонепроницаемую завесу.

Чтобы ускорить темпы  восстановле-

ния — быстро отстроить 34 бычка плотины
и нарастить их, — необходимо было осу-
шить фронт работ, понизить ‘уровень воды
в Днепре, Специалиеты знали много с1осо-
бов решения этой задачи, но каждый из
них стоил дорого, требовал больших затрат
и много времени, Тогда родилась идея, про-
стая и смелая: прорубить в плотине 15 дон-
ных отверстий и спустить через них воду
из верхнего бьефа.
_ Ясность замысла не ‘означала легкости
выполнения. Если бы сохранилась плотина
с ее могучими портальными кранами, все
было бы просто. У лнепростроевцев не было
ни плотины, ни кранов.

Техник Александр Поляков разработал
проект постепенного разрушения бетона.
Подрывники пробивали донные отверстия
шириною в 5 метров и такой же высоты.
Они располагали заряды так, что взрывы
` происходили последовательно, в течение од-
’ной— двух секунд. Взрывчатка выламывала

два © половиной — три метра бетона за
‘один раз.
° Так они проходили в теле плотины 25—
26 метров и достигали последней пробки.
Начиналось самое опасное предприятие.
Надо было произвести «взрыв на прострел»,
выбить ‘сразу всю пробку без осталка. До-
статочно было бурильщику нажать на пер-
форатор и просверлить дыру в бетоне на-
сквозь, как в нее ударил бы неукротимый
фонтан. Стоило лишь сместить шнуры в
сторону, чтобы нарушить проектные конту-
ры донного отверетия. Однако проект Алек-
сандра Полякова’ был безупречен, хотя его
дерзость превосходила, все границы.

Конечно, Поляков шел на риск. Рыли
случаи, когда подрывники с опозданием
зажигали бикфордов ттнур. Бывало, что
кто-либо из них ронял шнур на дно и его
нельзя’ было отыскать в густой дымовой за-
весе, заполнявшей камеру. Но у прораба
Всегда находилея запасной шнур, коробок
спичек и... секунды в запасе.

Поляков. никогда не торопился. Он не
разрешал палить шнуры до TeX Hop, пока
сам не проверит все заряды. Он доставал из
кармана контрольный конец шнура и зажи-
гал его в одно время с последним запальщи-
ком. Он выходил из камеры за секунду до
того, как раздавался взрыв и воды Лнепра
в грохотом врывались в донное отверстие.

Нынешней зимой донные отверстия по-
требовалось закрыть. Монтажники сфбирали’
первый агрегат, работа у них спорилась,
они опережали сроки, установленные гра-
фиком. Уже ясно вырисовывалея день пу-
ска машины. Пора было подумать о воде,
которая заставит вращаться рабочее колесо
турбины. Ее требовалось ни много,/ ни. ма-
ло — миллиард кубометров. Чтобы собрать
в верхнем бъефе и аванкамере столько воды,
нало было закупорить донные отверстия.

По мере того, как строители закрывали
пробоины в теле плотины, с необычайной
силой возрастал натиск воды на остальные
отверстия. Чем меньше их оставалось, тем.
труднее было закрывать их.
	ОГНИ НА ДНЕПРЕ
	Эта весть промчалась вешней птицей 1 И расскажут правнукам былины,
		Из конца в конец родной страны:
	Над Днепром чудесный свет струится —
	Звезды Лнепрогэса зажжены.
	У кремнистой Приднепровской кручи

wr,
	Шелестят полотниша знамен:
	Слава, слава! Днепрогэс могучий
Сталинскою волей возрожден!

Восстан
	Вще шла война, гремели кровопролитные
бои, в: смертельной схватке с врагом была
напряжена страна, & товарищ Сталин уже
отдал распоряжение начать работы по вос-
становлению Днепровской гидроэлектриче-
ской станция. Это решение было в те дни
вестью о скором избавлении советского на-
рода от бед варварского наитествия, оно вее-
ляло надежду на быстрое возрождение жиз-
НИ.
Начальником строительства был назна-

чен один из виднейших молодых гидротех-
ников Советского Союза Федор Георгиевич”
`Логичов, а главным инженером — Иннокен-
тий Иванович Кандалов, работавший на
Леопрострое в 1927—1932 годах в качё-
стве начальника правого берега.

Логинов с группой инженеров приехал
из Москвы в первых числах марта 1944 го-
ла, приехал на вездеходном военном «вил-
лисе», так как железнодорожного сообще-
ния с Запорожьем не существовало: желез-
ные дороги были разбиты войной. Хаос
разрушения, представший его глазам, был
потрясающиям.

Жить было негде. Большой прибрежный
город на левой стороне с трехэтажными и.
четырехэтажными каменными домами —
Новое Запорожье —= немцы. уничтожили
почти до основания: перел отступлением
они ходили из дома в дом и с тупой мето-
дичностью заклалывали в каждое  злание
заряды тола. Взрывы снесли - стройный

‚ белокаменный город, будто его постигло
землетрясение. Логинов с инженерами. по-
местился в одной случайно уцелевшей ком-
нате. Вместо выбитых стекол вставили
листы фанеры. Освещением служила керо-
синовая коптилка. Только через месяц за-
торелись первые электрические лампочки от
временно ‘Установленного движка мощ-
ностью в... три киловатта.

Co всего Приднепровья на’ восстановле-
ние гидроетанции пришли тысячи девушек
и молодых женшин, Они работали сот зари
до зари. Они трудились с горячим рвением,
с самоотверженной старательностью. 0со-
бенно ревностно старались комсомолки.

Девушки осваивали самые разнообраз-
ные специальности: они были и плотника-
ми, и бетонщипами, и арматудшицами, и ма-

Как, прославив честь своей земли,
	Новые громады на руинах
	Сыновья Отчизны возвели,
	промышленный ток
	Напора Днепра под конец не выдержали
даже металлические щиты. Они разламыва-
лись под натиском воды. Главный инженер
Управления строительных работ левого бе-
‘pera тов. Данилович со своими помощника-
ми дневал ‘и ночевал в последнем донном
отвербтии. Водолазы тов. Маркова и слеса-
ри начальника механизации работ левого
берега тов, Полякова часами стояли в воде,
искусно дробили поток воды, загоняли его
По частям в металлические трубы и закры-
вали их навечно. -

Пришел черед’ бетонщиц спуститься в
денные отверстия. Бригады Полины Шило,
Марии Тарасенко, Нины Задорожной, Гали-
ны Очеретько и десятки других уклалыва-
ли бетон, воздвигали перегородки, заполня-
ли бетоном донные отверстия. Они выпол-
няли по лве нормы в смену. Лютые моро-
зы, свиренствовавшие на юге в январе ий
феврале, не могли остановить их трудовой
порыв. Бетонщицы упрямо боролись за
план, за темпы, за качество.

Настал день, когда монтажники sanepnii-
ли работу. Начальник Днепростроя назна-
чил час пробного пуска первого агрегата,
_ „..Мурбина пошла легко и плавно. Над
паукообразным куполом генератора загорел-
‘ся матовый белый шар. Турбина набирала
`обороты, и лампочка светила все ярче и
ярче.

‚Почти сутки вращалась машина. Потом
ee остановили для осмотра трущихся частей
и обнаружили деформацию подпятника. Де-
фекты устранили и снова пустили машину.
Ревизия снова обнаружила повреждение
стальных дисков подшипника. Днепроетро-
евцы потеряли сон и аппетит. Они неустан-
но искали причину деформации и нангли ее.

‚И вот сегодня турбина пущена, она
дала промышленный ток. 9то праздник всей
страны Советов, торжество двенадцати ты-
сяч днепростроевцев второго поколения. Они
возродили не только самую крупную в Ев-
ропе гидростанцию. Они оживили энерге-
тическое сердце юга Украины. Полторы ты-
сячи километров линии передач несли до
войны живительный ток угольным шахтам,
железным и марганцевым рулникам Вриво-
рожекого бассейна. Электричество вращало
моторы прокатных станов, гнало воздух к
домнам, лвигало электровозы и электропоез-
ла Сталинской железной дороги. Оно управ-
ляло шлюзами на Днепре, делало его судо-
холным насквозь от Киева до.Херсона. Оно
облегчало и механизировало колхозное ‘про-
ИЗВОДСТВО.

° За девять лет работы довоенный Днеп-
рогзе лал столько энергии, что ее хватило
лля замены труда 36 миллионов. человек.
Вот какую силу разрушили гитлеровские
захватчики, вот каклй источник. процвета-
ния советского народа они погубили! Эта
сила, этот мощный рычаг возрождения бога-
тейтего края снова приведен в движение.

Все это сделали советские люди, второе
поколение лнепростроевцев, не менее слав-
ное, чем первое, о котором Максим Горький
сказал, что оно свершило чудо на Лнепре,
		г. запорожье,

Днепрогое — любимен ‘нашего народа,
изумительный архитектурный памятник
великому Шенину, чье имя он носит, «мо-
гушественный рычаг  социалистического
строительства СССР», ках это .начертано
на камне, заложенном в основании станции
8 ноября 1927 гола.

Весь народ восстанавливает  Днепрогэс,
превращенный немецкими захватчиками в
руины. Из ЧЛеничграда поступают части
четвертой турбины. Москвичи испытали
мощный трансформатор для’ Днепровской
„станции. Ето изоляция выдержала электри-
ческий удар огромного напряжения —
330 тысяч вольт. Испытание длилось вее-
го одну минуту, но эта минута была ре-
шающей, Она показала, что транеформатою
сделан наславу. Краматорцы шлют метал-
лические конструкции. Десятки других
предприятий нанразаяют для Днепростроя
моторы, электроатпаратуру, инструменты,
металл, обувь и текстиль. Всея страна по-
могала и помогает днепростроевцам вышол-
нить указание товарища Сталина, подпи-
санное в дни войны, — возродить гидро-
электростанцию.

И все же восстановители Днепрогэса ока-
зались в несравненно более трудных уело-
виях, чем его строители,

Наука о гидротехнике утверждала, что
трещины в бетоне смертельны для сооруже-
ний, что вода раз’ест тело плотины, как
раз’едает человеческое тело злокачествен-
ная язва.

Главный инженер второго Днепростроя
Иннокентий Иванович Кандалов и его ин-
женерный Штаб обладали тем, что при-
дает человеку силы и дерзновение. Пламен-
но любя Родину, они страстно желали най-
ти наиболее экономные, быстрые пути к
достижению цели. Они решили пойти напе-
рекор канонам — лечить бетон, цементиро-
вать трещины.

Под сильным давлением в щели нагне-
тался цементный раствор. Он заполнял тре-
щины, впивался в тело плотины, воесоеди-
HAI €6 части, превращал бетон в сплошной
монолит. Работа напоминала труд искусно-
го реставратора, умеющего из россыпи мель-
чайших осколков воссоздать ценный сосуд.
Время и многочисленные исследования по-
казали, что цементация бетона себя оправ-
дала,

‚Но инженеры Днепростроя понимали, что
в бетоне не может не остаться трешин, не-
видимых глазу, Эти трещины представляли
страшную опасность для сооружений. Вода,
проникая в такую щель, будет точить пло-
тину до тех пор, пока не пробъет себе хода.
На языке специалистов это называется
фильтрацией плотины. Как же предупредить
ее? Инженеры нашли выход. Они решили
залить водонапорные грани плотины би-
TYMOM.

Работу поручили молодому инженеру
Костроносову. Дважлы его попытки оказа-
лись неудачными. Как всегда бывает в та-
ких случаях, появились люди, претлагав-
шие отказаться от битумизации. Но Костро-
носов и его помощники повторяли экспери-
мент за экспериментом. Настойчивость при-
вела их к успеху. Битум прилип в бетону,
	Ц. СОЛОДАРЬ.
	ото А. Устинова, Снято в феврале 1947 гола,
	Строители. вступают в новый этап
			ция подводных частей плотины. Мы п=
крыли битумом напорную поверхность
плотины и таким образом обезопаеили #
от разрушающего действия воды.

Водонапорные сооружения были подняз
ты на 80 сантиметров по сравнению (
прежними. Мы ставим более совершенные
и сильные машины на электростанции и
тем самым увеличим ее мощность.

Первый Днепрогэас строился © Участие
иностранных консультантов. Второй Дне
прогэс полностью восстанавливается CORE
скими специалистами. Это значит, что я
прошедшие годы в кашей стране вые
целая плеяда инженеров; способных сах
стоятельно вести сложнейшие работы, в
том числе и такие, которые не имеют п}
цедентов в мировой гидротехнике.

Сейчас строители Днепровской гиду
электростанции вступили в новый этап.
весеннему паводку мы должны закончиь
все работы на плотине, достроить Top,
судоходные шлюзы. ‘Это позволит уже в.
HOW 1947 тода открыть сквозное судохоь
ство на Днепре -— от Киева ло Херсона.

Одновременно будет монтироваться в!
рой агрегат. Через три-четыре месяца и
даст промышленный ток. Несколько позу:
нее мы пустим третью машину. На пром
жении ближайших лет закончится MORE
остальных шести агрегалов, и станци
‘начнет работать на полную мощность,

По мере пуска агрегатов черная и две
ная металлургия Залюрожья и. Днепре
тровска, угольный Донбасс и железоруд
Kpmpopombe, металлические заводы №
Украины получат возможность ускойт
развертывание производства,  преззойт
свою довоенную мощь.

Пуск Днепрогэса — большое достихе
ние советского народа, восстанавливающе
CBOG хозяйство под руководетвом славный
‘партии Ленина — Сталина.
	Неререзаны ленты на регуляторе перво-
го агрегата Днепровской гидрозлектростан-
ции имени Ленина. С его пуском  закон-
чилея большюй этап в жизни воестанови-
телей Днепрогэса, длившийся почти три
года. Ток. Днепрогэса пошел по проводам.

Днепровская станция была построена в
1921—1932 гг. Ее мощность составляла
евыше 500 тысяч киловатт. Станция была.
крупнейшей в Европе.

Днепровская гидростанция давала энер-
гию большому числу предприятий. В Запо-
рожье были. построены металлургический,
алюминиевый, магниевый, электродный,
коксо-химический и машиностроительные
заводы. Энергокольцо Днепр—Донбасс пи-
тало током шахты угольного Донбасез, же-
лезные рудники Вриворожья, марганцевые
шахты Юга, металлургические заводы При-
лнепровья, Сталино, Мариуполя, сотни дру-
	‘гих предприятий Украины. Десятки тысяч
‘колхозов пользовались электроэнергией
	водхозов  полЬЗзовалиеь п элевтроэнергиеи
гидростанции. ‘

В 1941 году гитлеровцы захватили 3a-
порожье. Через два года советские войска
освободили город от иомецкмх захватчи-
	‚ков. Гитдеровцы перед отступлением взор-
вали агрегаты, разрушили здание станции,
	подорвали нлотину, повредили шлюзы, пол-
	ностью разрушили щитовую стенку, выве-
	ли из строя все, что только смогли. Они
готовили ее один взрыв плотины. В ее
тело было заложено 50 тонн авиационных
бомб. Однако советские воины во-время су-
мели обнаружить заряд и обезвредить ето.

Важдому, кто был в 1944 году на Дне-
прогэсе, казалось, что в хаосе разрушений
невозможно разобраться и что-либо сде-
лаль, Но это. чувство быстро проходило.
Возникало желание поскорее приступить к
работе, напрячь вое силы, отстроить и пу-
стить станцию.

Был разработан план восстановления.
	разобранные или взорванные немцами же-
лезнодорожные пути, восстановить механи-
ческий завод с кузнечным, литейным, ме-
ханическим и электротехническим цехами,
начать, как и при первом строительстве, за-
готовку для бетонных заводов высококаче-
ственного леска в карьерах близ Евпатории.
Цемент шел с Дненрохзержинского завола.
Электроэнергию давали Днепродзержинск п
Донбасс. Лес собственными  лесорубными
бригадами затотовлялся в Киевской обла-
сти, затем сплавлялся по Днепру до Днелро-
петровока, там‘ поднималея на берег,
грузилея на платформы и перевозилея до
Запорожья но железной дороге. Только не-
бельшую ‘часть лесного материала удалось
провезти через пороги благодаря. искусству
старого, семидесятилетнего лоцмана Кузь-

мы Ивановича Козинца.
весеннему паводку 1945 года надо
было во что бы то ни стало соорулить за-
щитную дамбу, отгораживающую от воды
площадку разрушенной гидростанции, и
возвести бетонный сопрягаюший устой ме-
жду плотиной и дамбой. Вода могла при-
чинить огромные разрушения в недрах
гидростанции и, затопив площадку, по
крайней мере на три месяпа задержать вос-
становительные работы. Поэтому кладка
устоя шла с лихорадочной поспешноетью.
Между верхним слоем кладки и уровнем
подступающей воды был только один метр
расстояния. Нужно было успеть выложить
стену устоя до такой высоты, на которой
вола уже не была бы ему страшна. Комео-
мольские ‚бригады бетонщип превосходи-
ли одна другую. Едичоборетво со стихией
захватило всех  небывалым  чуветвом.
Левушки, обливаясь потом, топтали бетон/
Плотники торопливо ставили, закрепляли
опалубку. Геодезисты проверяли правиль-
ность установок. Битва с водой продолжа-
лась двое суток. Сорок восемь часов люли
напряженно боролись с половодьем. Были
моменты острой опасности, когда, казалось,
вепенившаяся река вот-вот перехлестнет
через стену ий ринется на плошалку гидро-
станции. Наконец, смыкание ламбы с со-
прягающим устоем было осуществлено.
Между вершиной бетонной кладки и водой
енова было завоевачо расстояние в олин
метр, затем оно достигло двух метров, Че-
рез несколько дней стена выросла, под-
нялась над  угрожаемым уровнем, —
вола уже ничего не могла ей сделать.
В гпреле 1945 года Аплрей Евграфов со
	Беседа с главным
инженером Днепрострся
И. И. КАНДАЛОВЫМ
		Поскольку техника турбиностроения 34
прошедшие годы значительно шагнула
вперед, появилось ‘естественное стремление
модернизировать днепровекий гидроузел.

Промышленность получила заказ на но-
вое оборудование современного типа и
мощности. Решено ‘было надетроить все
гидротехнические сооружения ‘и тем самым
дать возможность увеличить ‘напор воды.
По новому проекту наметили реконетруи-
ровать главную тфаспределительную под-
станцию, улучшить и упростить конструк-
цию щитов на плотине и гидростанции,
построить через плотину. мост. ^

Возрождение Днепрогэса началось ‘вес
ной 1944 года. Мы принялиеь за дело в
трудных условиях войны. Недоставало ква-
лифицированных. рабочих, нехватало ин-
струментов, механизмов. Трудности толка-
ли людей к поиску новых путей работы,
заставляли искать новые решения. Мы мо-
жем сейчас сказать, что опыт восстановле-
ния Днепровской гидроэлектростанции 0бо-
татил гидротехническую науку,

Почти все уцелевшие части железобетон-
ных сооружений — плотины, щитовой
стенки, глухой плотины —в результате
взрывов имели трещины разной величины
и разных форм. Прежняя практика требо-
вала от нас заново строить все эти соору-
жения. Мы решили «лечить» бетон. В тре-
щины и швы нагнетался цементный раст-
вор, он заполнял бреши, закрывал доступ
воле внутрь бетона.

Новшеством явилась также гидроизоля-
	своими комсомольцами монтировал на пра-
вом берегу стальной аванкамерный ‘мост
длиною в 186 метров. Мост должен был B

целом ‘оклепанном виде веей своей громадой
перекинуться с берега на нулевой бычок
плотины, чтобы создать таким образом не-
прерывный путь с одной стороны Днепра
на другую. Мост монтировали на земле. Ин-
женер Мельниченко организовал сильную
мостовую группу мастеров, в которую вхо-
дли две бригады монтажников, две брига-
ды клепальщиков и три бригады подсобни-

‘ков. Распорядителем труппы был назначен
Андрей Евграфов.   .

Задача заключалась в том, чтобы сделать
мост быстро и хорошо. Для ускорения надо
было наладить непрерывную  поточность
работ. И Мельниченко с Евграфовым так
сумели расставить людей, что нигде, ни в
одном пункте, ни на минуту не было за-
держки. Впереди лили. монтажники с под-
собниками. За ними, завершая сборочное
движение, следовали клепальщики, среди
которых были виртуозы своего дела—Труб-
кин и Потапенко, мастера самой искусной,
самой точной руки, непрерывно соревновав-
шиеся друг © другом. -

К 1 мая моет был готов, и его стали на-
катывать на бычки. Громалная стальная
клетка весом в восемьсот тонн, которую тя-
нули лебедками, медленно двинулась по де-
ревянным каткам и по рельсам к плотине.
Это было зрелище необыкновенное. Самое
трудное заключалось в том, чтобы  осто-
рожно опустить мост с катков на верхушки
бычков, поставить его на свое место. Через
тридцать восемь часов непрерывной рлбо-

ты, в течение которой никто не уходил до-

‘мой, мост прочно лег Ha бетонные устои;
Люди любовались стройной соразмерностьо

‚ажурного моста, который в точности был
нохож на мост, уничтоженный немпами.

_ _ Все лето и вею осень 1945 года безоста-

новочно шла бетонировка разрушенных ча-

‚ стей плотины. ;

‚ В январе 1946 года началась бетонная
кладка по сооружению машинного зала гид-
ростанции, что дало возможность ужев
июле приступить к монтажу первого агре-
тата мощностью в 72 тысячи киловатт.
Это сложное,  кропотливов дело, тре-
бующее аккуратности и строгой, чисто ма-
тематической точности; выдвинуло целый
‘ряд замечательных инженеров и молодых
монтажников. Среди монтажников заслу-
женной славой пользуются Захаров, Чер-
	Чтобы снова честно послужила
Ты державе нашей на века,
Большевистским разумом и силой
Лважды покоренная река.

ных, Барнаш, Андрей Евграфов, Иван №20:
пов и бригадир коммутатчиков на пуль
управления Кукуруза.

Еще совсем недавно Касалов buna десант
ником. Стрелок безопнибочной  меткост,
снайпер высшего класса, он уничмхи
немало врагов. Касапов сражался под №
колаевом; под Одессой, под Кишиневом, пи
Яссами, под Ковелем, Ha Сандомирокя
плацдарме. Брал города Померании, фор
ровал Одер, штурмовал Кюстрин. Под Кю
рином его контузило. Касапов оглох, 0
покинул боевой части. Войну он завершы
в Берлине,

На Днепроетрое оп работает на мот”
турбин, под землей, в тесных подводии
спиральных камерах, в напорных труб
	Работу, которую можно было бы выше.
	нить за семь-восемь дней, бригада №4
нова делает за тринадцать— пятнадцать 3
сов.

Наконец, монтаж первого агрогата и
закончен. Утром 17 января: 1947 года 1
гивов приказал пусковой комиссии собрать
ся в машинном зале гидростанции, эко
тационный персонал занял свои места. Г
раз был произведен тщательный инспекту
ский осмотр турбины. Наступила ие
ственная тишина. Логинов стоял у пуль
управления, как капитан огромного окейт
ского судна, выходящего в плавание, fi
дал распоряжение открыть регулятор, *
людей невольно замерло дыхалие, №0101
инженер-комсомолец взялся 34 phlueat
регулятора:

— Лвижение!
	Мгновенно глубоко внизу пз спираль
камеры и напорного трубопровода из ай
чео колесо турбины хлынул гитантекий п
	ток воды. Турбина пришла в стремитель .
	вращение. Энергия механическая преврет
лась в энергию электрическую. Вепыхнуи
лампочки. Долгожданный, животвотями
ток ослепительным светом озарил маши
КЫЙ зал и радостно взволнонанные ли
	TACK. Это был миг воскрешения гид».
	станций
	громожденных у входов завалов. Две неде-
ли продолжалась упорная, напряженная ра-
бота. И снова бригады девушек показали
чудеса усердия и выносливости. 1 июля

944 тода началось автомобильное движе-
ние с берега на берег по потерне в глубине
плотины. Это было событие огромного зна-
чения.

На очередь встала новая срочная задача:
понизить уровень воды в Днепре, чтобы
можно было приступить к бетонировке
взорванных бычков и водосливных проле-
тов. Шосле многих математических исчи-
слений инженеры пришли к выводу, что
самым лучшим срелетвом для этого будет
пробитие в теле плотины денных отвер-
стий, сквозь которые уйдет вода. Работа
была возложена на саперную воинскую
часть под руководством старшего прораба
Полякова. 0ббледование плотины с- напор-
ной, подводной стороны ппоизволили моря-
ки, искусные водолазы: Марков, Андрей
Частий и Николай Борщев. Эти бесстраш-
ные люди сослужили строительству огром-
ную службу;

Нселе пробивки донных отверстий вода
спала, обнажились разрушенные части пло-
тины, открылея широкий фронт работ.

7 июля 1944 года в плотину начали класть
	бетон. Работа требовала быстрой доставки
к бычкам бадей с бетоном. Между тем дви-
жение по потерне не могло в должной сте-
пени решить этот вопрос. Надо было наля-
дить с берега на берег железнодорожное
сообщение. Инженер Данилович предложил
на разрушенных бычках установить сталь-
ные пилоны, высокие опорные мачты, на-
поминавшие своей конструкцией Эйфелеву
башню, & по пилонам, на высоте, проло-
жить рельсы. Было много горячих споров
по поводу этого предложения. Наконец,
гидромонтажники водрузили тринахцать
пилонов, перекипули ¢ пилона на пилон
легкие стальные фермочки, по фермочкам
наптили пирококолейный путь. По пути по-
гнали вагонетки с бетоном. Вагонетки ка-
тились в буквальном смысте слова над во-
дяной пропаетью. Путь был шире ферм,
рельсы как бы висели в воздутном про-
странстве, без всякой опоры. Это было
очень смелое и рискованное мероприятие,
но оно дало возможность вести бетонировку
торячими темпами,

Весь 1944 год представлял для Лнепро-
этроя. колоссальные трутности. Нало было
на правом и левом берегах заново пролежигь
		стерами бетонных заводов, и автогенными
сварщицами, и электриками, и строителя-
ми домов — каменщиками, пиукатурами,
кровельщиками, малярами, стекольщика-
ми, — и шоферами в большом, непрерывно
работавшем автомобильном парке.

Связи между берегами не существовало.
В апреле 1944 года установили паром, пе-
реправлялись с одной стороны Днепра на
другую в наскоро сделанных лодках. Но
это была крайне медленная и несовершен-
ная переправа. Приходилось поневоле те-
рять много времени, & время было дорого,
оно заставляло безостановочно итти вие-
ред, спешить к неотложной цели. Логинов
рассчитал, что над взорванными участками
плотины можно натянуть висячие пешеход-
ные мостики, подобно подвесным путям
лля вагонеток при рудных разработках в
горах. Осуществление этой задачи он пору-
чил комсомольской бригаде монтажников
Андрея Евграфова. Евграфов обладал сме-
лоестью, ловкостью, Умелой сноровкой и
упорством в работе. Вися над грохочущей
водяной бездной, он натянул над тремя
взорванными участками плотины по два
каната. В канатам комсомольцы навесили
короткие вертикальные тросики, к кото-
рым прикоенили снизу два новых толэтых
каната. На нижние канаты был уложен
деревянный настил, а верхние как бы стали
перилами, — открылся новый вид перепра-
вы. 1 мая 1944 года бригада Андрея Евгра-
фова при огромном стечении народа с крас-
ным флагом в руках. прошла по висячим
мостам с правого берега на левый. Ведед за,
боигадой пошли девушки.
	Между тем народу на  строительетво
приходило все больше и больше. ( берега
Ha берег надо было перебрасывать не толь-
ко тысячи людей, но и огромные массы
материалов. Тогда рентили открыть авто-
мобильное ‘движение по верхней потерне.
После взрыва, произведенного немцами пря
отступлении, земля левого берега высокой
горой завалила вход в потерну, С правой
стороны в потерне примыкало свыше ше-
сти тысяч кубометров взорванного бетона.
Потерну надо было спешно очистить от
грязи. от бетонных глыб, от поставленных
немпами перегородок, от беспорялочно на-
	После пробного пуска в течение  И
недель производилась самая екрупулезнаи
наладка гигантекой машины, 7 февр
наладка закончилась, и генератор был п
ставлен на сушку, по окончаний кототой 01
	пал (ток. на промышленные. ппредтити
Приднепровья.
	Владимир ЮРЕЗАНОКИЙ,