6 марта 1547 г., четверг,

cs

N

or
	1. После с
	ЫЙ ФЛОТ

Письма из парторганизации корабля Н..
	тчетного собрания
	партийным бюро в активную общественную
деятельность, 0б’единилаеь мовая группа
АКТИВИСТОВ.

Подобные «превращения» произошли и в
жизни коммуниста Ивана Логунова. Оп ока-
залея хорошим агитатором, особенно про-
явившим себя в дни избирательной камиа-
	нии. Часто его можно было ветретить в кУб-.
	рике  безедующим © матросами. голое ето
	звучал на радиомитинге, он вел большую.
	организаторскую работу.

Партийные бюро подразделений парал-
ельно вели такую же работу в боевых ча-
стях. Все ‘больше пробуждалась активность
вчера еще незаметных коммунистов, все
меньше становилось людей, заслуживав-
ших упрека в «паесивности», .

Политическое воспитание старшин и мат-
росов было наиболее слабым участком во
всей партийной работе на корабле. Наказ
коммупистов новым руководителям заклю-
чался в том, чтобы коренным образом улуч-
шить организацию и повысить идейный
уровень всей политико-воспитательной ра-
боты с личным составом и марксистеко-
Ленинской учебы членов. и кандидатов
ВЕП(б). . x.

Ha отчетно-выборном собрании коммуни-
“Th ‘указали, что нельзя. дальше миритьея
с вопиющей неорганизованностью на важ-
нейшем участке идеологического фронта,
что нужно всею эту работу проводить целе-
устремленно, неразрывно с задачами кораб-
тя, учитывая образование, возраст, боевой
H жизненный опыт каждого матроса, етар-
шины, офицера. З этом отношении неоцени-
мую услугу оказала большевикам корабля,
как и. всего флота, директива Главного по-
литического управления Вооруженных Сил
Союза ССР. Дело оставалось за тем, чтобы
творчески, с «огоньком» взяться за ве вы-
полнение. ‘

После обсуждения директивы бюро ока-
зало значительную помощь команлованитю
в реорганизации и улучшении <истемы по-
литических занятий. Группы старшин 2
матросов с учетом различных годов службы
уже занимаются по твердой программе.
Тщательный подбор руководителей, боле
серьезная подготовка к занятиям сказыва-
ются на уровне занятий и усвояехмости;
Молодой матрос Николай Павленко тово-
par: .
— Теперь я больше. получаю знаний на
политзанятиях. Хорошо, что они проводят-
ся два раза в неделю, и мне нравится, что
руководитель старается как можно больше
вовлечь слушателей в обсуждение темы. `

Сейчас трудно найти члена или канди-
дата партии на эскалренном миноноспе, ко-
торый бы не учился. Создана сеть школ и
кружков. В полититколе занимаются 22 че-
ловека, 10 коммуниетов посещают нартий-
ную школу при политотлеле соединения.
Партийный и комсомольский актив учитея
самостоятельно. Созданы 3 группы для ма-
тросов и стариеин, изучающих общеобразо-
вательные предметы (русский язык, гео-
графию, арифуетику), а также. группа сред-
него образования: 2 e-   co.

Но перечень .созланных школ и кружков
еще не лает. полного прелставления 0 ‹о-
стоянии идейно-политического воспитания
Оно проявляется в изменениях, происшед-
ших за последние 2—3 месяца: в тяге к
знаниям, которой охвачены“ коммуниеты,
комсомольцы и беспартийные воины, в том,
Что забота о политическом воспитании ета-
ла делом не только заместителя команлиуа
	по. политической части и. секретаря партот-
	ганизации, но и большинства офицеров.
Колтроль за учебой принимает постоянный
хараклер, внедряется в. пактику работы
не только партбюро корабля, но и бюро
паоторганизаций боевых частей.

Было бы, конечно, ошибкой, считать,
что все уже сделалю. Есть еще серьезные
недостатки. Не. все руководители полити-
ческих занятий с прилежанием готовятся к
ним. Нехватает наглядных пособий, учед-
ников, тетрадей. «Внеплановые» занятия,
как, например, последнее—0б итогах пер-
вого года новой пятилетки, прошли неудач-
но, плохо подготовились руководители, уз-
навшие 0 предстоящей теме накануне дня
ванятий. Изложение тем руководителями
		порой ведется сухо, скучно, без ярких при-
меров, близких и понятных слушателям.

Вскоре’ после отчетного собрания  начд-
лась избирательная кампания. Это был эк-
заменсна зрелость молодых партийных ру-
ководителей, проверка их умения госрело-
точить всю  партийно-организационную,
агитационно-пропаганлиетскую и массовую
работу на решении главной задачи. Экзамен
выдержан. В ночь на 10 февраля, после
подечета голосов участковой избиратель-

ной комиссией, стало, известно, что экипз
  раснознаменного эскадренного миноносца
единодушно отдал свои голоса за кандидата
блока коммунистов и беспартийных. До-
стижение такого результата — плод. боль-
шой и многогранной делтельности.

-Вак работала в этя месяцы корабельная
партийная организация? За послетний год
личный = состав корабля значительно
изменилея. В долгосрочный отпуск ушло
немало матросов и старшин. На смену
пришли молодые матросы: Это пред’являло
  особые требования к партийной организа-
ции. Большевистская атитация должна бы-
л& приобрести необычайный размах, стать
подлинно масеовой и доходчивой. Выборы
показали, что эта задача выполнена.

И ло избирательной кампании на эемии-
це работали агитаторы. Но выступали очи
от случая к случаю, порой ограничиваясь
  лишь читкой газет. Как только. на корабле
стал известен Указ о выборах в Верховный
Совет РСФСР, партбюро создало агитколлек-
тив. Он стал. надежной. опорой партийной
организации в пропаганде идей большевиз-
ма, в популяризации великих принципов
Сталинокюй Конституции, преимуществ е-
‚ветското, сопиалистического строя над Ка-
питалиестическим.

Примечательно, что и формы атитацион-
ной работы п ее содержание в избиратель-
ной кампании выгодно отличались от про-
водимой ранее. Агитаторов можно было ви-

деть беседующими. с. матросами за красным
столом, в кубрике, они заводили друже-
ские разговоры где только предетавлялаеь
возможность. Письма из родных мест, рас-
сказы отпускников, слушание радиопередач
и многое другое делало агитацию лоходчи-
вой, понятной и близкой каждому матросу.

Смелое вовлечение молодых коммуниетов,
беспартийных, ’комеомольцев — матросов,
старшин и офицеров, помощь им в виде
семинаров, инструктивных докладов, по-
мощь в подборе латературы и выборе тем—
все это принесло свои плоды.

Итоги избирательной кампании позволя-
ют сделать некоторые поучительные выво-
ды. Коммунистам корабля под силу вести
большую  агитационно-пропатандистекую
работу не только во время кампании, а по-
стоянно. В словах отдельных политработ-
ников проскальзывает мыель 0 TOM, что
теперь, когда выборы закончились, мож
отдохнуть, сузить рамки массовой агита-
nied. Было бы ненпростительной ошибкой
постулать так. Богатый опыт, накопленный
‚нартийной’ ортанизацией в избирательной
`камтании, катры” агитаторов, выросшие в
минувшие месяцы, могут сыграть огром-
ную роль в боевой и политической пюдго-
товке. Ни одна крупица опыта не должна
быть утеряна. Секретарь партийного бюро

млалший лейтенант Федорченко говорит:

— Мы постараемся в этом отношении
сделать все, что в наших силах..

Остается пожелать,. чтобы корабельная
`парторганизация поступила именно так.

‚.Ча отчетно-выборном собрании mer]
	большой разговор о роли коммуниетов в
успешном решения задач. боевой подготов-
ки, в укреплении воинской дисциилины н
строгого воинского порядка, 06 авангард-
Ной роли большевиков.

Что сделало партийное бюро; чтобы вы-
полнить волю коммунистов — глубоко п
всесторонне заниматься вопросами боевой
подготовки, вникать во всю жизнь корабля,
бороться за дисциплину и примерность:
кахлого воина — 06 этом в следующем
	ПИСЬМЕ, : Ss
Капитан Е. КАМЕНЕЦИИЙ.
	Северный флот. (От специального коррес-
пондента «Красного Флота»).

В Номитете по Сталинским
премиям в области науки
и изобретательства ^
	Вчера, ‘5 марта. продолжал работу пле-
	нум Комитета по Сталинским премиям в 00-
ласти науки и изобретательства.

Первым выступил академик К. И. Скря-
бин — заместитель председателя секции
сельского хозяйства, Он сообщил, что сек-
ция рассмотрела 10 научных работ. посту-
	пивших НА соискание Сталинских премии. *

В этих работах обобщены новейшие ‘иселедо-
вания работников  сельскохозяйственной
науки. Академик В. 0. Немчинов лоложил
результатах рассмотрения научных трудов,
представленных в секцию экономических
наук.

_ Пленум заслушал также сообщения ака-
демика И. П. Трайнина о работах в области
юридических наук, члена-колоеспонлента
	юридических наук, члена-корреспондента.
Академии наук СССР П. Н. Поспелова —= в.
	научных работах, обсуждавшихея в секций,
	историко-филологических наук, и генерал-
полковника В. Д. Иванова — о трутах в 0б-
пасти военных наук.

Выртупившие на пленуме  акалемики
С. И. Вавилов, Н. Г. Бруевич, Б. Д. Греков.
Е; 0. Варга, Е. А. Чудаков, президент Акз-
демии артиллерийских нзук академик А. А.
Благонравов, вице-адмирал С. П. Ставицкий
и другие подвергли всестороннему анализу
труды, заслуживающие Сталинских премий.
При обсуждении каждой работы учитыва»
лось прежде всего ев значение для прогрее-
са’ науки, a также перспективы ее практи-
ческого использования в народном хозяй-
стве.

Сегодня на ‘пленарном заседании будут
обсуждены работы ученых в области меди-
цины и военной техники. Затем комитет
приступит к рассмотрению изобретений.

ТАСС).
	К 800-летию
АЛосквы
	Столица нашей Ролины — Москва тото-
	вится к своему $00-летию. которое бутет”
	отмечаться в нынешнем году. :
Издательство «Московский рабочий»
выпускает свыше пятидесяти книг и аль-
	‚бомов, посвященных знаменательной: дате:
	Издаютея очерки по экономике, промыпе‘
	ленности, культуре и архитектуре Москвы; ©
сборники рассказов и стихов о столице,
исторические романы, книги, посвященные
	революционному прошлому Москвы. Опеци-
альные  альбомы-книги рассказывают
0 памятниках и . монументах. етолицы;
	0 ее достопримечательностях: Отдельные“,
издания посвящены. метрополитену, библи-
	отеке им. Ленина, музеям и выставкам,
описанию Подмосковья: выпускаются
	в свет два путеводителя по’ Москве,,
«Московский юбилейный календарь», очер- _
ки по истории тлавных улиц и площадей’
	р POPOAa.

Среди исторических произведений, под-
тотовляемых к выпуску, —роман С. Бороди-
на «Иван Калита», роман В. Язвицкого
«Иван Третий — государь всея Руси»
и другие. Шеститомный труд «История
	Москвы», в составленни которого ‘участ. .
вует болышая труниа историков. тотовита
	ея к печати Институтом истории Акаде-
	мии’ наук СОХР.
Значительное место отволитея ани.
	На тему «Москва и русская литература».
	Среди них—книги «Литературная. Москва
30-х—40-х гг.», «Белинский в Москве»,
«Лермонтовская Москва». Издается также
	книга «Москва театральная», книга-аль0ом..
	«Москва в произведениях современных
московских художников».

Государственный литературный музей
готовит передвижную выставку, на. олин-
	надцати стендах которой будут предетавз
		связанных с жизнью и творчеством круп-
	нейших русских писателей:
	Цикл лекций о советской столице про-
	водит Бсесоюзное лекционное бюро’ при _
	Министерстве высшего образования. С лек-
циями 0б истории Москвы, о_ее богатей=
ших революционных и культурных тради=
циях выетупят член-корреспондент Акаде-
мии наук СССР профессор С. Бахрушин,
писатель Л. Никулин, кандидат историче-
ских наук П. Сытин и другие.

К юбилейным дням обновляется’ экено-
sauna Музея историй и реконструкций
	Москвы, расположенного ‘в старинном.
особняке в. центре города.

_ Всесоюзное экскурсионное бюро при
	ВЦСПС организует тематические экскурсии
трудящихся по городу и его окрестностям.
Юбилей столицы будет птироко отмечен на
всех предприятиях и в учреждениях
Москвы, а также во всех городах Совет-
ского Союза.
		По следам выступлений
«Красного Флота»
	«Почему срываются
полеты»
	Из-за халатности и’ безответственности
командира подразделения авиатехнического
обслуживания ‘офицера Долтолаптева ‘тор:
мозилась учеба летчиков Н-ской части. За-
держивалея вылет отдельных самолетов на
выполнение учебных заданий и по вине
офицера-коммунисть Лозовского. 060 всех
Этих недостатках 8B ` обслуживании
	летных Частей писалось в короеепонден-
	ции «Почему срываются полеты», напеча-
	танной ‘в «Арасном Флотех № 17 on
19 января 1947 года.

_ Секретарь партийной организаций
	Н-ской авиационной части т. Лымарев со-.
общил редакции, что проверка подтверхила
правильность всех фактов, приведенных в
корреспонденции.
	Материал газеты «Почему срываются
полеты» обвуждалея на заседании партий-
ного бюро части. Приняты конкретные ре-
шения, реализация которых поможет лик-
видировать недостатки в обслуживаний лёт-
ных частей. Партийное бюро об’явило стро-
гий выговор коммунисту Долголаптеву. Вы-
говор’ об’явлен и коммунисту  Лозов-
скому, по вине которого также были случай
	задержки вылетов самолетов Ha „учебные: -
задания.
	Корреспонденция «Почему срываютея по-
	леты» была обсуждена с личным составом
подразделений, обслуживающих лётные Ча.
СТИ.
	Уровень морей и океанов
	СПОРТ.
	просу о футшточном хозяйстве на морях,
омывающих берега. Советского Союза. Как
известно, за исходный высотный пункт. для
всех геодезических и картографических ра-
бот в СССР принят ноль кронштадтекого
футштока.
	оначительное число футштоков было
раньше установлено на Балтийском, Барен-
цовом, Черном и других морях. Однако за
время войны ряд станций, велущих наблю-
дения за колебаниями уровня, был выну-
жден прекратить совсем или частично свою
работу. Нивелировка футштоков не про-
водилась ни. на одном море. Сейчас
принимаются меры по упорядочению этого
дела, намечено увеличить число футигтоков.
	Проф. А. М. Вировец (Центральный на-
учно-исследовательский ‘институт геодезии,
аэрос’емки и картографии) сделал на сове-
щании доклад «Основная нивелирная сеть
СССР и проект размещения футштоков п
мареографов для целей геодезии».

— По данным футшточных наблюдений
выявлено, что уровень Атлантичеекого оке-
ана выше уровня Тихого океана на 2 деци-
метра и что уровень окезна имеет общий
под’ем по направлению © юга на’ север, —
сказал проф. Вировец.—В отношении морей,
омывающих территорию СССР, ‘мы не’ име-
ем еще достаточно точных данных pasHo-
стей ‘уровней. Но они будут получены B
ближайшее время, после завершения работ,
которые сейчас выполняются в Главном
управлении геодезии и картографии.

По предварительным данным известно,
что средние уровни всех морей относительно
Балтийского будут иметь отрицательные OT-
метки. Если принять за исходный пункт
ноль кронигтадтекого футштока, то уровень
Черного ‘моря будет минус 0,4. метра, Ba-
ренцова — минуе 0,4 метра, Японского —
минус 0,6 метра ит. д.

Ведущиеся работы имеют не только ве-
дометвенное, но и общегосударственное зна-
чение. Поэтому профессор Вировец  ука-
зал на необходимость создания сети. водо-
мерных станций 1-го класса для наблюде-
ний за изменениями средних уровней морей.

В своих решениях междуведомственное
совещание одобрило основные предложения
хокладчиков. В ноябре текуптего года наме-
чено созвать. второе. совещание по вопросу
уровня морей.
	Недавно закончилась созванное Государ-
ственным океанографическим ‘институтом
совещание по вопросу of уровне мо-
рей. В обсуждении этого вопроса приняли
участие представители Главного управления
гидрометеорологической службы, Гидрогра-
фического управления Военно-Морских Сил,
Союзморироекта, Центрального института
прогнозов, Института окоанологии Академии
наук СОСР, Центрального научно-последова-
тельекого института геодезии, азрос’емки и
картографии; Гидрографического упоавления
Главного управления Северного Морского
пути, Министерства морского флота и: т; д:

Совешание открыл директор Государст:
венного океанотрафического ‘института ин:
венер-контр-адмирал Н. Н. Зубов, указав-
wn на важное значение изучения уровна
моря для судовождения, гбодезии и составле-
ния карт: : С
	Значительный интерес вызвал доклад!
	кандидата географических нзук А. И. Дува-
НИНА. _

— Морская карта, — сказал он, — прн-
звана обеспечить мореплавателей тремя
координатами: широтой, долготой и глуби-
ной. Первые две координаты на картах to-
вершенно точны. Однако в последнее время
все чаще и чаше обращают внимание на не-
хостатки в показанных нъ картах глу-
Ounax.
	докладчик указал, что. для установления
нуля глубин для карт сейчае принимаются:
в морях без приливов — средний многолет-
ний уровень, в морях < приливами — нан-
низший возможный по. астрономическим
причинам и теоретически вычисленный уро-
	вень. Однако если для морей без приливов
такая сиетема. в общем удовлетворяет. прак-
тику мореплавания, тов отношении морей
с приливами она страдает большими недоче-
тами. Уровень в них указывается сейчас
наинизший, во многих местах весьма редко
наблюдаемый, Поэтому глубины, отечитач-
ные от.этого уровня и нанесенные на кзр-
	ту, фактически: оказываются преуменьшен-.
	ными. Имея такую карту, мореплаватели
нередко перестают использовать для плава-
ния большие участки моря, вполне сулоход-
ные.

Для наблюдений над колебанием уровия
устанавливаются футштоки и мареографы.
Совещание уделило большое внимание во-
	13 ноября минувшего года состоялось от-
четно-выборное собрание ‘партийной орга-
низации Краснознаменного эскадренного ми-
ноносца Н. В памяти коммунисто® свежи
еще впечатления об острых дебатах, разго-
ревшихся по отчетному докладу бюро.

лЧлены и кандидаты › партии  выходи-
ли на трибуну и товорили о самом. глав-
ном, о самом важном в жизни коммунистов

”? корабля. Без оглядки на пропитое, не козы-
ряя славой, завоеванной в боях, они гово-
рили о сегодняпенем дне, о еще не решенных
задачах, остро критиковали недостатки в

_ работе партийного бюро и. его руководите-
лей. Идейное воспитание, рост партии, бое-
вая и политическая подготовка, руковод-
ство комсомольской организацией — эти и
уногие другие вопросы были подняты уча-
сгниками собрания. Решение по отчетному
окладу вобрало в себя коллективный опыт
партийной организации корабля, определи-
20 задачи нового бюро.

C Tex пор минуло три е лишним месяца.
Что произотло в жизни партийной органи-
зации корабля? Вак вновь избранное бюро
выполняет решение собрания?

— Уже на следующий день после соб-
рания, когда члены бюро еще раз прочи-
тали решение, — говорит секретарь парт-
бюро Владимир Федорченко, — мы поняли,
какие большие задачи поставлены перед на-
мн, как много нужно сделать, чтобы оправ-

> дать доверие коммунистов. .

“ Действительно, постановление отчетного
вобрания содержало обширную программу
оятельности. Нужно было прежде всего
ухватиться 2 решающие звенья, чтобы ‘не
распылить силы организации, не упустить
вамое существенное. В своих выступлениях
ив решенли собрания коммунисты указа-
пи, что старое бюро не опиралюсь на актив.
пыталось само проделать всю работу, не

Зепособствозало, таким образом, развитию

“активности коммунистов и внутрипартий-
вой демократии.

В результате подобной практики с некото-
рых пор в организации стали ходкими тер-
мины «молчальник» и «пассивный». Эти-
ми эпитетами часто награждали молодых
коммунистов, обычно молчавших на собра-
ниях, стоявитих в стороне от общественной
деятельности, хотя еще недавно их прини-
уали в партию как отличников боевой под-
повки и как деятельных общественников.

Такими эпитетами были, в частности, на-
тпажлены коммунисты Заозерский и Логу-
вов. Члены нового состава бюро выяснили
причины их ‘длительного «молчания». Ока-
иле, что ‘бывший парторг изредка при-
бегал к помощи тт. Заозерского, Логунова.
огорых совершенно не удовлетворяли эти
поручения, ибо были весьма несложны, не
требовали проявления инициативы, само-
стоятетьности, ответственности. Таким 0б-
разом, оибка старого бюро состояла в том,
Чи оно давало партийные поручения без
узта личных качеств коммуниста, его
Культурного, общеобразовательного и поли-
тического уровня. Ясно, что коммуниет по-
	степенн9 тэрял веру в вевой силы; шевра-т
	Щался в механического исполнителя.
Партийное бюро нового состава пошло по
ному пути. Вот пример. Ознакомивигясь с
личными качествами старшины 2 статьи
Заозарекого, оно рекомендовало собранию
эклиажа избрать ето в редколлегию обще-
корабельной стенгазеты. Рекомендовало,
несмотря даже на то, что в период так
< называемого «пассивничанья» т. Заозер-
‘кий совершил один проступок. Бюро за
это наказало т. Заозерского, но не забыло о
ви, как порой бывает, а усилило внимание
& нему. В результате коммунист исправил-
cf,

Тов. Заоверекий стал редактором стенга-
ты «Вымпел», Ответственное партийное
поручение, подкоеплееное волей экипажа
юрабля, избравшего т. Заозерского в редкол-
1егию, заставило коммуниста по-иному оп-
ределить свое место в общественной жизни.
«Пассивный» член партии стал деятельным
редактором. Стенгазета теперь выходит бо-
16 солержательной, хорошо оформляется, в
Не начали писать матросы, у оедколлегии
образовался актив военкоров. Таким обра-
80M, BOKDYT OJHOTO коммуниста, вовлеченного
		we Pee ne
		СОРЕВНОВАНИЯ МОРЯКОВ-ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
	рев, Дорохов, Мурзин, главные старины
Афанасьев и Бобков, юнга Смолин и мат-
20 Кольберг.
	Лучших результатов среди боксеров до-
бились юнга Алекса, чемпион флотилии
старшина 2 статьи Синча, старшины 2
статьи Лумер, Павлов и Косарев, ‘старший
матрос Троян, матросы Талдывин и Кулряв-
Tes. у .
Командные места разтелились следующим
образом: по штанге на первое место вышли
тяжелоатлеты Н-ской части, по борьбе —
команда полуэкипажа, по боксу — моряки
Н-ского соединения.

Следует отметить, что общие результаты
тяжелоатлетов в этом голу значительно ни-
же, чем были раньше. Большинство участ-
ников соревнований не достигло даже
прошлогодних показателей.
	ВЫИГРАЛИ ЛЕТЧИКИ
	чиков. эстафету на 10 километров выпгра-
ли связисты.

Состоялись также соревнования 10
стрельбе из личного оружия. Многи® уча-
стники показали хорошие результаты,
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ O10-
ТИЛИЯ, 5 марта. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). Пять дней проходили
на флотилии соревнования ‘на личное и
командное ‘первенство по борьбе, боксу и
птанге.

Среди штангистов первые места в раз-
ных весовых категориях прясуждены стар-
шему техник-лейтенанту Фадееву, старшине
2 статьи Шумейко, главным старшинам
Литвинову и Mypamesy, матросу -lipaesy,
старшине 1 статьи Самбснову. Тов. Самос-
нов установил два новых. флотильских -е-
корда. В жиме двумя .руками он показал
97,5 килограмма и в рывке. двумя — 105
килограммов. Последний результат является
также новым рекордом Хабаровского коая.

Первенство по борьбе оспаривали. 47 мо-
ряков- Победителями в своих весовых кате-
гориях оказались старшие матросы Понома-.
		`СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5 марта. (По телегра-
фу). Закончились продолжавшиеся три дня
спортивные соревнования офицеров Н-ского
соединения. В лыжной эстафете на пять ки-
лометров первенство завоевала команха лет-
	Сбор инструкторов и инспекторов строевой
	и. Физической
		ПОДГОТОВКИ
	но методике физической подготовки военных
моряков. С докладами выступили флагман-
ский инспектор строевой и физической под-
готовки майор Головня, майор Статутов и
другие,
	Более бегло очерчены другие фигуры,
однако надо отметить игру артистов
Чаплыгина в роли Бобылева, М. Мали-
шевского-—Мусатова, М. Садовекого—Му-
ромского. Великолепно провел’ маленький
эпизод артист df. Сверхлин.
	Батальные сцены и большинство. сцев
на кораблях поставлены режиссером В.
Эйсымонтом и сняты оператором Б. Мо-
настырским с ‘большой выразительностью
Заключительные эпизоды боя сделаны
сильно, впечатляюще,
	Надо отметить серьезную работу ху-
кожника С.’ Манделя, сумевшего‘ в деке
рациях, в выборе натуры, в костюмах пе-
редать атмосферу эпохи. Однако некото
рые эпизоды, особенно на берегу, остав-
ляют ощущение  тезтральности — так,
очень условно выглядят корейский порт,
берег, кадры, рисующие жизнь чужого
города.

Более драматическим, на наш взгляд,
мог бы выглядеть эпизод, когда «Ко-
реец» делает попытку прорваться в ту-
мане мимо блокировавиих nopt японских
кораблей.

Несколько замедленно развиваются со-
бытия перед боем; B этом повинен и
автор сценария, явно затянувший экело-
SHIEK.
	Есть в сценарии и в фильме и дру-
гой недостаток — известная идеализация
взаимоотношений между офицерами и мат-
росами: слишком уж нивелированы, в
ущерб исторической правде, эти взаимо-
отношения.

Но эти недостатки не могут ослабить
общего хорошего впечатления от. фильма.
«Арейсер «Варяг»— удача нашей кине-
матографии. ‚Особенно радостно смотреть
этот патриотический фильм теперь, ког-
да отомщена кровь героев Чемульшо, семы-
то черное пятно, легшее на нашу страну
после вероломного нападения японцев. в
1904 году. Сейчас над Южным Сахалином,
над МВурильскими островами развевается
флаг нашей советской Родины, а в
Порт-Артуре базируются советские боевые
	корабли,
-- А. ШТЕЙН.
	БАЛТИИСКИЙ ФЛОТ, 5 марта. (По теле-
графу). Состоялся восъмидневный сбор ин-
секторов и инструкторов строевой и. физи-
ческой подготовки Балтийского флота. Для
участников сбора были прочитаны лекции
	неизбежное, что уже «стоит у порога»,
но 0 чем еще не должен знать экипаж»,
Й в ночном обходе своего военного хо-
зяйства, своих людей черпает Руднев но-
вые душевные силы.
Когда близится час «последнего пара-
да», Руднев снова и снова вспоминает о
матросах: Японский консул только что
пред’явил ультиматум. Ультиматум с пре-
зрением отвергнут. Спокойно и нетороп-
ливо говорит Руднев своим офицерам:
	— Прошу всех пройти к матросам и
провести с ними остаток дня. .
	Встати, сцена с ультиматумом — одна
из наиболее удавшихея в фильме. Наглый
И Пиничный самурай, отрывисто и BH3-
гливо ‹ произносящий ‘слово «ультиматум»
и предлагающий «Варягу», оказавшему-
ся, по его ‘мнению, в безвыходном поло-
жении, выйти в море и едаться на ми-
лесть победителя, ‘читает ‘в тлазах Руд-
нева такой выразительный ответ, что‘ те-
ряет весь’ свой: петушиный вид «победи-
теля» и кажется таким ничтожным перед
Рудневым и офицерами корабля — горды-
ми, непоколебимыми русскими ` людьми...
	Очень волнует и другая сцена, в кото-
рой Руднев— Ливанов представляет п6-
ред иностранцами честь pyccKoro флага.
На английском корабле командир «умы-
вает руки», не желая вмешиваться в не-
слыханное нарушение японцами между-
народных законов. Независимость,  гор-
дость и благородство Руднева оставляют
сильное впечатление.

К некоторым недостаткам трактовки
образа Руднева следует. отнести излиш-
HIOW, Ha наш взгляд, аффектацию в бое-
вых эпизодах, которая не вяжется ¢ 06-
щим рисунком отлично исполненной роли.
	Совершенно другого типа фигура коман’
дира «Корейца» Г. Беляева. Артист А.
Зражевский рисует Беляева тепло, любов-
но, с юмором. Особенно хороша сцена.
когда Беляев разговаривает с ‘матросами
поеле неудачного прорыва в тумане. Бе-
ляев — настоящий боевой моряк и пат-
риот. И в час грозного испытания «Ко-
реец», оказывается рядом с. «Варягом»,
мужественно реля неравный бой,
	ходит галлерея моряков, 9. которых сложил
песню народ — галлерея ‘людей, для ко-
торых палуба корабля — кусочек родной
земли, которую надо защищать с достоин-
ством и честью.

Таков и Руднев, командир «Варяга»,
таков и пожилой: Беляев, командир «Ко-
рейца», таковы офицеры и матросы обоих
кораблей — Бобылев, Мусатов, Антоныч,
Муромский, Ткачук, Дорофеев...

В центре картины — фигура командира
крейсера «Варяг», которого играет Борис
Ливанов.
	Ливанову близок и дорог образ русско:
	го моряка. С блеском и выразительностью
был сыгран им матрос Швандя в’ пьеее
«Любовь Яровая» на сцене МХАТ. Мы
помним его в роли комиссара Вихорева из
фильма «Балтийцы» — он отлично сумел
передать романтический 0браз моряка-
большевика периода гражданской войны.

(Сейчас Б. Ливанов предстает перед зри-
телем в новом обличье. Его Руднев —
представитель лучшей части дореволю-
HHOHHOTO морского офицерства, которое
вышло из школы Нахимова и Макарова.
Это — культурный, образованный  офи-
цер, обладающий широким ‘кругозором. С
болью в сердце он видит, как предает
интересы государства бездарное царское
командование. Руднев идет в кубриги, он
ищет и находит опору в своих патрио-
тических чувствах не наверху, у безларных
	царских адмиралов, которых не тфе-
вожит судьба русского  быстроходного
крейсера и которые в напряженней-
	шие дни на Дальнем Востоке запрашива-
ют ведомости о расходе ваксы и ниток, —
Руднев находит эту опору у матросов, у
простых русских людей, без. лишних слов
и красивых жестов идущих на подвиг.
	Инварской ночью, когда Руднев узна-
eT, что они попали в ловушку и надо
собрать воедино всю свою волю, силу, ум,
помыслы, он идет в ночной обход кораб-
ля: Это не простой, не обычный ‘обход.
По замыелу авторов картины в этом эни-
зоде как бы происходит «сложный внут:
ренний монолог командира боевой маши-
ны. офицера высшего класса. ясно ощу-
тившего в себе самом то неотвратимо,
	рейсер «баря
	Фильм о бессмертном подвиге
	моряков
	русских
	Наверх вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
`« Врагу несдается наш гордый «Варяг»,

‚  Пощады никто не. желает...
~~ Вто. в народе нашем не знает этой слав-
1й и мужественной матросской пеени?

кого не связываются эти строки с
Ухалью и отватой русских моряков, с
блотскими традициями, © верностью до
смерти корабельному флагу?

Понятен поэтому тот интерес, ©  кото-
DUM все ждали появления на экране
Фильма ‘о крейсере «Варяг» *, художест-
венной картины, взявшей в основу CBS
истинные события, разыгравшиеся сорой
6 лишним лет‘ назад в далеком корейском
порту Чемульно. ]

Застигнутые коварным и вероломным
нападением ‘японской ‘эскадры в сотнях
уиль or Порт-Артура, оторванные oT po-
Дины, потерявшие связь. с командованием.
преступно загнавшим их в Чемульншо,
‘офицеры и матросы ‘крейсера первого
ранга «Варяг» и канонерской › лодки
«Корееп» отвергли ультиматум врага и
свято выполнили свой воинский долг,
вотупив в неравный бой с 14 кораблями
противника. В результате боя, продолжав-
‚ Шегося около часа, несколько вражеских.
УЖораблей было повреждено. Флагман япон-
Кой эскадры получил прямое попалание в
ашню, снарядом снесло мостик. Исчерпав
868 возможности сопротивления, тяжело
Фаненный командир «Варяга» В. Руднев от-
	* «Крейсер «Варяг» — звуковой художе-
ственный фильм, выпуск киностудии Союз-
детфильм, художественный‘ руководитель
Л. Луков, сценарий Г. Гребнера, постановка
В, Эйсымонта, консультанты капитан [ ранга
	С. Юрьев и инженер-подполковник В. Гокар-
		дал приказ команде покинуть корабль, от-
крыть кингстоны. «Кореец» был взорван
командой. Тридцать человек погибло в этом
славном 6010, 85 — были тяжело ранены.
Уцелевших моряков подобрали  коман-
ды. иностранных кораблей, стоявших B
Чемульцо. Впоследствии их доставили на
родину.

Автор литературного сценария Г. Греб-
нер, стремясь создать, произведение роман-
тическое, своеобразную поэтическую кино-
песнь о крейсере «Варяг», а отнюдь не
историческую хронику, излагающую собы-
лия в их точной последовательности,
воссоздал атмосферу событий, нарисовал
обстановку, в которой развертывалась эпо-
пея «Варяга», меньше всего заботясь о
фотографической точности изображения.
Так, давая галлерею образов матросов и
офицеров, он изменил их имена за исклю-
чениех фамилий командира «Варяга» ка-
питана 1 ранга В.Ф. Руднева и коман-
дира «Корейца» капитана 2 ранга ТЕН,
Беляева. Однако в основном автор целиком
следовал исторической правде, и множест-
во деталей, разбросанных в сценарии,
свидетельствуют о кропотливом и добро-
совестном изучении автором мемуаров- и
документов, повествующих 0 памятной
трагедии в Чемулью. ^

Замысел автора сценария в общем удач-
но воплощен постановщиком фильма ре-
жиссером В. Эдсымонтом, уже известным
флотскому зрителю по. картине «Четвертый
перископ».

Люди, русские моряки — вот что преж-
де всего и больше всего интересует ав-
торов. картины.

И перед зрителем, . постепенно входящим
в атмосферу надвигающихся событий, про-