№ 60. (
		12 марта 19%7 г. <рэдз,
	KPACH BDH @AOT.
				Письма из партийной организации корабля H.
		По ‚кораблю. дежурит.

лейтенант Серков
	Яркий свет электрической лампы осве-
	щает ют. Происходит ‘развод наряда. Строй
внимательно слушает дежурного по кораблю
лейтенанта Серкова: Его слова коротки и
ясных Он требует от каждого четкого вы-
полнения обязанностей. Лейтенант непри-
мирим к малейшему отступлению от устав-
ных правил.

® Вот-и сейчас, осматривая форму еды,
он`заметил, что матрос Власенко вышел на
развот без форменного галстука. Лейтенант
	тут. же строго предупредал Власенко. Дру-
	гому матросу он сделал замечание 3& плохо
вычищенные ботинки.

Лейтенант Серков хоропю знает, что су-
точный наряд образцово выполнит свои обя-
занности только тогда, когда дежурный по
кораблю будет строго требовать порядка и
лисциплины, Начинать надо с развода. Не
мобилизуешь внимание заступающей смены,
отнезешься халатно к инструктажу — в03-
можны неприятности. Такие случаи уже
были: Однажды, совершая проверку поетов,
т. Серков застал не на своем месте вахтен-
ного: сигнальщика Попова. В другой раз
ночью, вооруженный вахтенный старший
матрос. Рюмин без оклика.подпустил к себе
проверяющего. Непосредственные виновни-
ки понесли наказание, но и себя т. Серков
считал виновным. Значит, он недостаточно
хорошо провел инструктаж.

Дежурный отвечает за безопасность ко-
рабля. Он должен постоянно располагать ис-
черпывающими сведениями 0 состоянии
всех внутренних помещений, быть в курсе
	внентней обстановки. Тов. Серков поступает
	правильно, когда не ограничивается довла-
дами с‘мест, & сам проверяет исправность
связи, противопожарных средств, водонепро-
ницаемых дверей, люков, горловин. Так же
тщательно он осматривает верхнюю палубу,
интересуется, сколько метров якорцепи на
клюзе, на месте ли кранцы.

Некоторые молодые офицеры склонны
считать; что во время стоянки у стенки
можно нести дежурство с меньшим напря-
жением— дескать, здесь не может случиться
ничего неожиданного. Такое мнение ошибоч-
но. Вот один пример. Корабль стоял на
швартовах. Погода была спокойная, но сре-
ди `Ночи подул все усиливавиийся ветер.
По кораблю дежурил т. Серков. Служба
была бдительной. Вахтенный на юте т. Бе-
локуров не замедлил доложить о начавшем-
сл ветре. Лейтенант тут же распорядился за-
вести лдобавочные швартовы. Прелосторож-
ность оказалась нелишней. Соседние ко-
рабли, на которых не сделали этого, стало
сносить е места. Лишь после ‘этого там на-
чали‘ принимать необходимые меры.

Самой горячей порой для дежурного бы-
вает утро. С самого начала следует обеспе-
чить образцовый порядок. Дежурному по ко-
раблю всюду надо поспеть, за всем просле-
дить, там, где нужно, принять необходимые
меры.
	50 лет служит на море Николай Савель-
евич`Ничинич. Интересна биография этого
старого потомственного моряка. Дед его ры-
бачил на Азовском море, отец плавал шки-
пером Ha парусных судах. — :

Т5-летним мальчиком Николай Пичинич
начал ходить в море вместе со евоим отцом.
После’ окончания бердянских мореходных
классов Н. С. Пичинич плавает помощни-
ком капитана, а затем капитаном на раз-
личных судах. .

Bo время первой мировой войны Николай
Савельевич был командиром тральщика
«Роза». Он. отличился в боевых операциях
и был’ награжден Георгиевским крестом.
После гражданской войны Пичинич возвра-
щается в торговый флот, плавает капитаном
на портовом буксирном катере.

1943 год. Доблестные советские воины
освобождают от немецко-фашистских за-
	Тридцать лет назад рабочие и крестьяне
России, руководимые партией большевиков,
свергли царское самодержавие. Победа на-
рода над царизмом в февральско-мартов-
ские.дни 1917 года явилась результатом
всей предшествующей революционной борь-
бы рабочего класса. В течение многих лет
большевики, Ленин и Сталин неутомимо и
упорно готовили массы.к свержению нена-
вистного самодержавного режима, чтобы
расчистить дорогу пролетариату в его борь-
бе с капитализмом, за социализм. Ни цар-
ские Тюрьмы, ни каторга, ни массовые каз-
ни >— ничто не ‘могло сломать волю боль-
шевиков в их борьбе за свободу народов
Россия. В пернод етолыпинской реакции, &
также в годы предвоенного революционного
HON ema большевики собирали массы, поли-
тически просвещали их, сплачивали для
нового революционного натиска на само-
хержавие. Без этой организующей и моби-
лизующей работы большевистской партии
победа над царизмом в марте 1917 года
была бы невозможна.
	Первая мировая империалистическая
война легла тяжелым бременем на народ-
ные массы. Война уносила миллионы че-
ловеческих жизней. И без того отсталое на-
родное хозяйство России’ быстро разруша-
лось. Уже на втором году войны иепыты-
валея острый недостаток продовольствия,
не говоря уже о боеприпасах и вооружении
для армии. Рабочие и крестьяне переносили
всё больше лишений, в то время как по-
мещики и капиталисты наживались`на вой-
не. Царская армия, плохо вооруженная, го-
лодная и разутая, руководимая бездарными
тенералами, обкрадываемая продажными
интендантами, терпела поражение за пора:
жением.
	Вее.это вызывало все большую нена-
висть к царскому правительству со сторо-
ны рабочих, крестьян, солдат и `интетли-
тенции; усиливало революционное движе-
ние трудящихся против царизма на фронте
и в тылу. Недовольство начинало захва-
тывать даже петрокие круги либеральной
буржуззии. «Либеральная буржуазия, —
писал товарищ Сталин, — разочаровалась в
паризме и отошла от него, ибо ‘царизм не
	(От корреспондента «Красного Флота») °
	50 ЛЕТ НА МОРЕ
	На. кабельном
_ судне.
	Назначение кабельного судна — прокла-
дывать и ремонтировать подводные теле-
фонно-телеграфные ‘линии, связывающие
между собой отдаленные порты.

Осенью’ судно Н. получило задание вое-
становить кабель, проложенный по дну 3а-
	лива, от берега к берегу и обрезачный нем-
	цами перед отступлением. С судном ушел в
море мичман Лянекий — известный мастер
подводной связи, который среди десятка
кабелей безошибочно найдет поврежден-
ный. Еще до похода. при помощи особых
приборов Липский установил, что кабель
оборван неполалеку от берега. Когда судно
броснло якорь в этих местах, Липский и
несколько матросов перешли н один из ка-
теров-тральщиков, сопровеждавитих кабель-
ное судно, и пошли вдоль береговой черты.
Вскоре Липский багром поднял кабель со
дна, переложил на свисавший с борта ка-
нифас-блок и подвел к судну. Вабель под-
няли нэ борт, осмотрели его. Оказалось,
что вода проникла в кабель и раз’ела изо-
ляцию. Кусок за куском — по 10—15 ме-
	тров —— отделяли матросы непригодные
	Х этому времени потода переменилахь,
поднялея шторм. Ветер был такой силы.
что оборвалась якорцепь, сорвало барабан
© кормовой лебедки, с помощью которой
выбирали кабель из воды. Работу пришлось
прервать. Кабель снова опустили в воду,
предварительно запаяв конеп, чтобы в него
	не проникла вода. Место, тде производи-
	насъь работа. отметили буем.,

После ремонта судно снова вышло
в море п взяло куре: в сторону, где по пред-
положению находилась другая половина по-
врежденного кабеля. Кабель подняли на
борт, вырезали восъмисотметровый кубок,
подключили телефон. Берег ответил. Эта
часть кабеля была исправна. № ней при-
паяли двухкилометровую вставку, и судно
пошло к бую. Здесь моряки соедини-
ли обе половины кабеля. Связь была вос-
становлена. Многодневный напряженный
труд в море увенчался ‘успехом.

Тюди с кабельного судна работают ¢ pac-
света и дотемна, в любую погоду, даже
тогда, когха мокрый кабель на глазах но-
крываетея льдом и холод лаже через тол-
стые рукавицы обжигает руки. Во время
кампании судно редко можно встретить в
базе: заберет уголь и пресную воду и—ено-
ва в море.
	Капитан Б. ЛИВШИЦ.
		«праснофлотен) № 2
	Вышел из печати и рассылается подпис-
чикам. литературно-художественный жур-
нал. Политического управления Военно-
Морских Сил «Краснофлотец» № 2. .

В номере напечатаны: статья С. Ронина
«Ленин и Сталин-—творцы и организаторы
советского государства»; «Из воспомина-
ний» — Л. Фотиевой; рассказ Сергея Ан-
тонова «При свете взрывов»; очерк А. По-
невежекого. «Герб»; фотоочерк Л. Дубильта
«5 боевая часть»; рассказ-быль А. Петрова
«Синий воротник»; отрывок ‘из ‘романа
А. Зонина «Свет на борту»; очерк И. Жи-
талова «Школа матроса»; статья лауреата
Сталинской премии Н. П. Чижевского
«Кокс»; рассказ Петра Гаврилова «На хол-
мах Грузии»; рецензия Г. Юренева «Гор-
дость русского флота» (фильм о Нахимове);
статья В. А. Шишкова о Московеком плане-
тарии «Под звездным куполом»; очередное
продолжение повести Николая `Навова
«Бопман с «Тумана»;  юмореска Бориса
Привалова «Автограф». х

В разделе «Новые книги» опубликована
рецензия С. Марвича на книгу Юрия Жуко-
ва «Русские и Япония».

Поэзия в номере представлена стихотво-
рениями: Максима Рыльского ‚ «Портрет
Ленина», Льва Ошанина «Растут корабли»,
Александра  Ойслендера «Давным-давно»,
Льва  Черноморцева «Памяти Лазо»,
	Николая Флерова «Баллада о. штормовом
походе».
	Осии
	иные возможности
	сти ‹ произошло. › событие,  взволновавиее
всю парторганизацию. Комиссия одного из
управлений Военно-Морских Сил, посетив“
шая корабль, установила неудовлетвори-
тельное состояние некоторых  механиз-
мов. На открытых шейках пожарных 5а-
сосов была обнаружена ржавчина, & ко-
`лонки- и-штоки паровых. клапанов 0к83а+
лись закрашенными.

Командир отделения, обслуживающего
пожарные насосы,—член партии старшина
3 статьи Богачев. В данном случае он до-
пустил вопиющую халатность. Но ведь в
‘таком состоянии насосы пребывали дли-
тельное время, возле них десятки раз быва-
ли другие члены и кандидаты партии, но ни
ито из них ни разу на это не указал Бога
`‘чеву, не доложил командиру боевой части,
He сигнализировал в  парторганизацию:
«На мовм посту — порядок, а остальное
меня не касается», — так рассуждали
отдельные коммунисты. А между тем пря-
мой лолг коммуниета.— не проходить, ми-
‘MO недостатков, которые он замечает.

Корабль, о котором идет. речь, в соеди“
пении считается «середняком». Его. не
влавят, но призывают равняться по нему,
учиться у него, но его и не считают. от
стающим.

На корабле мы слышали много
разговоров 0б отшумевиеих годах вой
ны, 0 сегодняшнем дне, ‘о будущем.
He ни разу мы не ‘услышали  разго-
воров, в которых бы звучала неудовлетво-
ренность таким «середняцким» положени-
ву, словно достигнутое было пределом.
Не чувствовалось у наших“ собеседников
горячего стремления к завоеванию пере-
	дового места в соединении. А разве для
этого нет оснований? Нет, путь корабля
	оврорит 06 ином.
	2. пеиспользо!
	‚ Командир корабля капитан э ранга Ми-
хаил Зиновьевич Любичев в разговоре 00
итогах прошлой кампании сказал:

—- Партийная организация мне во мно-
том помогала, я могу положиться на ком-
мунистов, зная, что они не подведут, свое
дело сделают как требуется... :
“ Действительно, коммуниеты — передо-
вые люди экипажа, и они поработали не-
мало. Котла . ближе знакомишься © по-
вседневной работой корабельной  пар-
тийной организации, © ее`активом, бесе-
дуешь с рядовыми коммунистами, коррес-
пондентекий блокнот обогащается самыми
различными записями еобытий, дат, фак-
тов, имен’ Даже сами’ по себе эти раз-
роезненные факты дают представление 0
передовой роли коммунистов сейчас, в дни
мирной учебы, о многогранной деятельно-
сти партийной организации корабля.

В декабре нрошлого: года в долгосроч-
ный отпуск уходили бывалые воины, ‘сре-
ди которых большинетво — старшины-
коммунисты. Парторганизация учла это и
задолго до их ухода поставила вопрос о
передаче демобилизуемыми своего боевого
опыта заместителям. Инициатива партор-
ганизации дала самые положительные ре-
зультаты. Командиры отделений маши-
нистов Ивановский и Каравайников, па-
русник Спирин, командир отделения тор-
цпедиетов Петров обучали молодежь, переда-
вали ей свой богатый опыт. Заменившие
ушедитих старший матрое Сергеев, старши-
на 2 статьи Набатов и другие сейчас ус-
пешно справляются с новыми обязанностя-
ми, обучают своих подчиненных и товари-
щей по службе.

Командир отделения рулевых старпгина
1 статьи Романов служит примером личной
дисциплинированности и требовательности
к подчиненным. Хорошо изучив каждого
своего бойца, зная его способности, он
добился больших успехов. То же можно
сказать о командире орудия  старпгине
2 статьи Копосове. Добросовестный, усерд-
ный, диспиплинированный старшина, при-
вивая эти же качества матросам, добился,
что его орудийный расчет считается на
корабле одним из лучших.

Однако работа партийной организации в
борьбе за всемерное улучшение боевой
подготовки и укрепление диециплины не
лишена ряда серьезных. недостатков.

Во время подготовки корабля к походам
и нахождения в море, в районе учений,
партийная организация проявляла. немало
инициативы в постановке вопросов боевой
подготовки. Когда приближалиеь сроки сда-
	чи задач или учебные стрельбы, обычно
	созывались совещания партийного актива,
	собрания, обсуждались практические ме-
	роприятия организации и роль каждого
коммуниста. Все формы политико-воспита-
тельной работы — агитация, стенные га-
зеты, боевые листки, местные радиопере-
дачи — служили главной цели — повыше-
нию качества воинского обучения. Ho стои-
‘10 только кораблю вернуться в базу, как
заметно ослабевала двятельность парторга-
низании, Именно в такой период мы застали
парторганизацию в февральские хни..

В планах работы бюро корабельной
партийной организации и партийных ор-
ганизаций подразделений хотя редко, но
и теперь встречаются вопросы, связанные
с боевой подготовкой. Но уже своей общей
остановкой они лишают коммунистов в03-
мажности определить тлавную залачу в пе-
	декабрем и январем, в Феврале зна“
тельно уменьшился процент нарушений
дисциплины коммунистами. Но это, н9
должно было уснокаивать. нарторгавиза-
цию. Анализ совершенных  проступков
свидетельствует, что большая их часть
цадает на нарушения Корабельного устава.
	Разумеется, `‘партлйная организация
правильно поступает, когда строго взыски-
вает с члена или кандидата партии, хотя и
понесшего наказание по строевой линий.
«Коммунистическая партия, —— ‘товорит
М. И. Калинин, = пред’авляет суровые
требования к своим членам. Она не ‘дает
им привилегированного положения, a, Ha-
оборот, требует, чтобы коммунист был об-
разцом трудовой и государственной  дис-
циплины, чтобы его идейный и мораль-
ный облик был безупречным, ` чтобы инте-
ресы советского государства он ставил вы-
ше своих личных интересов».
	Ho парторганизация, в сожалению, не
анализирует состояния дисциплины, харак-
тера проступков, но делает необходимых вын
волов,

На одном из заседаний бюро нарторга-
низации подразделения обсуждалея недо-
стойный поступок, совершенный коммуни-
стами Пулькиным, Полещуком, Ларионо-
вым. Все трн коммуниета — старшины.
На них были наложены взыскания. Этот
факт’ заслуживал большего внимания, чем
только: вынесение взыскания. Но, увы, из
случая co старшинами парторганисация
не слелала наллежаших выводов.
	В воспитании воинских качеств необхо-
дима высокая требовательность, прививаю-
щая матросу навыки дисциплинированного
бойца. Здесь особенно велика роль стар-
тины. Это, к сожалению, упустила парт-
организация. 0 многом сказано в решении
бюро. Встречаются даже такие маловразу-
мительные предложения, как, например,
вести воспитательную работу «всеми сред-
ствами морали» (7), но о повышении тре-
бовательности старшин, о роли старпшин-
коммунистов. о работе с ними—ни слова.
	Корабельная парторганизация полностью
еще не ликвидировала отрыв партийно-
политической работы от текущих задач бое-
вой подготовки. Длительное время экипаж
‘отрабатывает задачу, имеющую решающее
значение для успеха предстоящей кампа-
нии. Мы беседовали с секретарями бюро
парторганизаций боевых частей. Много ин-
тересного услышали от них об отдельных
коммунистах, 06 их примерности. Но как
парторганизации влияют на успешную oT-
работку боевых задач, в чем заключаетея их
повседневная практическая помошь коман-
дованию — эти вопросы остались без. ответа.

Даже партбюро корабля. прошло мимо
этого. Ни в декабре, ни в январе, ни в фев-
рале оно не заинтересовалось ходом отра-
ботки задачи под тем предлогом, что этим
оно «займется в марте»,
	Бся система партийно-политической pa-
	боты должна быть направлена на воспита-
ние в каждом коммуписте большевистской
принципиальности и непримиримости к
малейшим недостаткам. И то, что парторга-
низации не удалось пока добиться такой
направленности, отрицательно сказывается
на успехах воинекого обучения матросов и
старшин.
	Со своими обязанностями т. Серков справ-
	ляется без суеты. №ще с вечера он все про-
думал. Позаботилея, чтобы своевременно на-
чали готовить на камбузе, распорядился о
запасе воды в умывальниках. Времени для
контроля достаточно. От его наблюдательно-
го взора не ускользает никакая «мелочь».
Матрос Ошепков медленно. поднимался по
трапу. Властный голос офицера заставил
его моментально взбежать наверх. Матросы
Зверев и Егоров вышли на гимнастику не
в шинелях, как полагается, а в полушуб-
ках. Тов. Серков приказал им немедленно
переодеться по форме. Проводивший гимна-
стику старшина 2 статьи Шмырин за не-
досмотр получил замечание.
	На корабле-все должно делаться строго по
уставу. всюду лолжна быть безукоризнен-
	ная чистота. В обязанноеть дежурного вхо-
	дит частый обход помещении, проверка их
состояния. Обычно беспорядок бывает там,
куда редко заглядывает офицер. Лейтенант
Серков чаето обхохит корабль. Вот он зашел
в помещение носового умывальника. Там
стояли два матроса и курили.
	— Ито вам здесь разрешил курить’ —
строго спросил дежурный. — Бросьте папи-
росы и передайте ‘своему командиру, чтобы
он наложил нагвае взыскание 3& И
в неположенном месте.
	Внимательно следит лейтенант Серков за’
	лежурной документацией. Во всех книгах,
	журналах и списках записи, еделанные ру-
	кой т. Серкова, выделяются аккуратностью
и яеностью. В пакетах экстренного вызова
находится все, что нужно в помощь опове-
стителям. Вместе с домашним адресом‘ того
или иного офицера Tam указан и кратчай-
WH путь.

Есть еще у нас ака араб где люди
ходят по палубе не по правилам, с бортов
свешиваются концы, сходни едва держатся
на корме. Дежурный по кораблю в это время
силит в рубке и ничего не видит.
	Ничего подобного не заметишь во время
дежурства офицера Серкова. Здесь сигналы
подают точно в определенное время. На
верхней палубе не обнаружишщь ничего лиш-
него, никто не слоняется без дела. Во внут-
ренних помещениях прибрано. Все говорит
о любви офицера к своему кораблю.
	Корабль — сложнейший механизм. 0бес-
печение его боеспособности достигается сла-
женными действиями всего экипажа. Чем
быстрее изготовишься к бою, тем больше
шансов на успех. А быстрота и слаженность
	даются не сразу. Эти качества вырабаты-
	ваются частыми тренировками, неослабной
борьбой: за диспиплину и порядок. Отсюда
понятно, какую видную роль играет дежур-
ный по кораблю — баюститель порядка и
дисциплины в повседневной корабельной
ЖИЗНИ.
		хватчиков город Осипенко. На другой же
день после освобождения города т. Пичи-
нич явился в порт. Когда пришли траль-
щики, он вместе с военными моряками ак-
тивно участвует в тралении, выходит в мо-
ре, помогает катерникам в их работе, яв-
ляется одним из передовиков восстановле-
ния разрушенного врагом порта.
	Сейчас Н. С. Пичинич продолжает свою
работу в порту. Многие из его учеников
стали помощниками капитанов, шкиперами

тергового флота, старшинами и офицерами
Военно-Морских. Сил.
	Общественность порта Осипенко тепло
	отметила юбилей старого моряка. Ему об’-
явлена благодарность и вылана премия.
	К. ПУШКИН,
капитан Осипенковского порта.
г. Осипенко.   ‘
	В годы Великой Отечественной войны
корабль совершал замечательные дела. 0
большим уважением произновилоеь ето
‚славное имя. За боевые подвиги во славу
Родины корабль награжден орденом Крас-
ного Знамени. Ряд офицеров прошел на
цем хорошую школу воинского Ma-
стерства, много замечательных = воинов
воспитали они. И теперь, в дни мир-
ной учебы, на корабле есть немало поло
жительного, есть хорошие офицеры, стар-
шины, есть богатый опыт войны, то-есть
все то, что может обеспечить краснозна-
менному кораблю. иное место в соединении.
Тем более обидно подобное спокойствие
коммунистов.

И в этом большая вина бюро партийной
организации. Оно. еще слабо воспитывает
в коммунистах чувство большевистской
тревоги за судьбу своего корабля,
стремление добиваться лучших фезульта-
тов в боевой учебе. Кстати, в дни войны
на корабле с гордостью говорили 0, храб*
рых воинах, о доблести и отваге матросов,
старшин и офицеров, прославлявших свои-
ми подвигами доброе имя корабля. И как
незаслуженно сейчас забыта популяриза-
ция имен отличников боевой подготовки,
нмен самых передовых воинов, ‘чьи’ дела в
дни мирной учебы вызвали бы ЖАЖДУ п0-
дражания У всего экипажа.

Новые люди, пришедшие к руководству
партийной организацией, три_с лишних
месяца назад сделали первые шаги, чтобы
выполнить волю коммунистов, их избрав-
tanx. Но еще не все улалось им выполнить,
Секретарь партбюро Владимир Федорченко
`товорит: «Много дел, нелегко приходится.
Вот если бы помогали больше».

Новым партийным руководителям не
хватает опыта. Их надо учить, настойчи-
`во, терпеливо учить практике партийной
‚работы, учить в малом и большом. Этого
они ждут от политического отдела соеди-
нения. Как же он осуществляет в ланном
случае свое важнейшее призвание? Это —
тема. следующего письма. ,
	Капитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ.
	с боевой подготовкой. Но уже своей общей На первом Всесоюзном совещаний ста-
постановкой они лишают коммунистов воз-   хановцев во время выступления одного из
можности определить главную задачу в пе-  партийных работников Донбасса товарищ.
PHOX так называемого «затишья», котда не   Стажин в своей реплике заявил: «Вы чело-
	предвидится более или менее длительных   век партийный и должны интересоваться
		нохолов или учений.
	Известно, что борьба за укрепление ор-
ганизованности и дисциплины является
главной задачей парторганизации. Одна-
ко на протяжении последних месяцев этот
вопрос не волновал партийное бюро.
Лишь в февральском плане работы бюро
намечалось провести беседу с личным со-
ставом на тему. «Дисциплина в Военно-
Морском Флоте». Правда, по сравнению с
	ное переплетение двух диктатур: диктату-
ры буржуазии и диктатуры пролетариата и
крестьянства. Создалось двоевластие. Вы-
ражалось оно в том, что рядом с Советом
рабочих и солдатеких депутатов, возник-
шим в первый же день революции п пред-
ставлявшим диктатуру рабочих и кресть-
ян, существовало буржуазное Временное
правительство, правительство империали-
CTOB.
	Как могло возникнуть двосвластие? По-
чему Советы не взяли целиком и безраз-
дельно власть в свои руки? 0б’ясняется
это тем, что в первые дни революции, кот-
да большевики руководили борьбой масс
на улицах, соглашательские партии, мень-
шевики и эсеры, захватили депутатские
места в Советах и стали во главе руковод-
ства ими. Этому способствовало отчаети и
то, что большинетво руководителей больше-
вистекой партии находилось еще в тюрь-
мах и ссылках. В. И. Ленин был в эмигра-
ции, И. В. Сталин и Я. М. Свердлов Томи-
лись в далекой сибирекой ссылке.
	Меньшевистско-эсеровские предатели до-
бились того, что Советы добровольно yery-
пили власть буржуазии. В ‘этом сказалась
не только большая политическая органи-
зованность буржуазии по еравненлю с ра-
бочим классом в начале революции, но
также то, что Россия была тогда наибо-
лее мелкобуржуазной страной из веех ев-
ропейских стран. Революция пробудила к
политической жизни ‘десятки миллионов
людей, не искушенных в политике. Это
была преимущественно городская п дере-
венская мелкая буржуазия. Мелкобуржуаз-
ная волна в первые дни революции. захле-
стнула все, подавила и рабочий классе не
только своей численностью, но и идейно
заразила широкие круги рабочих мелкобур-
	жуазными взглядами на политику. Инте-
ресы мелкой буржуазии выражали мень-
шевики и эсеры. Вот почему птирокие мас-
сы народа оказались в первые месяцы ре-
	вэлюции в плену у соглашательских пар-
ТИЙ.
	Цонятно, что буржуазия не могла ми-
риться с двоевластием. Временное прави-
тельство сразу же начало вести борьбу за
ликвидацию Советов и установление едино-
властия буржуазии. Оно стремилось овла-
деть армией, восстановить и укрепить ста-
рый аппарат государственной власти, пое-
	Б пятой боевой части много коммуни-
стов. 0 большинстве из них можно услы-
шать. немало лестных слов: «Такой не
подведет», «хорошо знает свое дело», «пе-
педовой человек» и т. д. И действительно,
на своем посту коммунисты-—переховики.
Но все, что делается чуть дальше бое-
вого поста, заведывания, многих из
них не интересует. Недавно в боевой ча-
	сечь попытки крестьян к захвату помещичь-
их земель. Прикрываяеь меньшевиетеко-
эсеровским лозунгом «революционного об9-
рончества», Временное правительство про-
толжало вести империалистическую войну.
Русской революции угрожала серьезная
опасность.
	Церед партией большевиков встала небт=
ложная задача: разоблачить антинародный
характер Временного правительства,
вскрыть перед массами ложь и обмал, ко-
торые сеяли меньшевики л эсеры, продол-
жаль революционную борьбу, подготовить
победу пролетариата нат капитализмом.
	Товарищ Сталин, вернувиийся из Typy-
ханекой сеылки 12 марта и возглавивший
по поручению ЦК руководство газетой
«Правда», выступил со статьями, пресле-
дующими именно эту задачу. В первой же
статье «0 Советах рабочих и солдатеких
депутатов» товарищ Сталин указывало на
то, что необходимо революцию хвигать
дальше и для этого надо укрепить Советы,
«сделать их повсеместными, связать их
между собой во главе с центральным Co-
ветом рабочих и солдатских депутатов, как
органом революционной власти народа...»
(Соч., т. Ш, стр. 2). В ряде других статей
товарищ Сталин разоблачил империалисти-
ческий характер войны и показал антина-
родную сущность Въеменного правительства.
Товарищ Сталин писал, что в России Вре-
менное правительство возникло не на бар-
рикадах, а возле баррикад; поэтому оно п
нереволюционно. «Оно только плетется за
революцией, упираяеь и путаясь в ногах»
(Соч., т. Ш, стр. 14).
	_ Коворя 0б условиях победы революции,
товарищ Сталин указывал на необходимость
немедленного вооружения рабочих. В этот
ответственный момент, когда В. И. Ленина
в России еще не было, И. В. Сталин снлачи-
вал партию на борьбу за перерастание бур-
жуазно-демократической революции в социа-
листическую. В его статьях большевики
получали принципиальные руководящие
указания для своей работы. Под руководет-
вом товарища Сталина большевики отстаи-
вали политику недоверия Временному пра-
вительству, призывали к борьбе за MAD,
против имнериалистической войны, боро-
лись. против _ меньшевистско-эсеровекого
оборончества, а также против полуменьше-
вистской позиции условной поддержки Bpe-
	Северный флот. (От специального кор:
респондента «Красного Флота»).
	менного правительства, которую занимыи
Каменев и ряд других оппортунистов.
	3 апреля вернулся в Россию Ленин: и нз
следующий день выступил с знаменитыми
Апрельскими тезисами, сыгравщими крут-
нейшую роль в истории нашей революции.
В Апрельских тезисах Ленин дал гениаль-
ный план борьбы за переход от буржуазно-
демократической революции к ‘революции
социалистической. Ленин показал, что, по-
скольку влаеть в стране перешла в руки
другого класса — буржуазии, постольку
буржуазно-демократическую революцию в
Роессни следует считать законченной, 3а-
дача состояла в том, чтобы двигать рево»
‚люцию дальше, бороться за  перерастание
ез в революцию социалистическую. В Ап:
рельских тезисах Ленин поставил вопрос 0
форме новой власти, выдвинул. лозунг о
создании советской власти, о переходе от
парламентарной феспублики к республико
Советов.

Вооруженная ‘указаниями Jonna п
Сталина, партия большевиков развернула
огромную работу по завоеванию масс, по
боевому их воспитанию и организации,

Большевики шаг за шагом разоблачали
предательскую, контрреволюционную 10ль
меньшевиков и эсеров, вырывали 3-10)
их влияния рабочих и крестьян. Под Balt
нием раз‘яенительной работы большеви-
ков, & также на собственном опыте народ:
вые массы убеждалиеь в том, что буржуа
зия вкупе с меньшевиками и эсерами и
может дать AM ни мира, ни свободы, ни
земли. Буржуазия вела страну. к закабале-
нию ее иностранным империализмом, к.по-
тере ею самостоятельноети, к краху. Тру-
дящиеся вее. более сознавали правоту 60л5-
шевиетских лозунгов, призывавших №
борьбе за социалистическую революцию, 33
переход власти в руки рабочего класса и
беднейшего крестьянства. В ожесточенных
классовых схватках се буржуазией партия
большевиков воспитала и организовала 1
литическую армию социалистической 1
волюнии и в Октябре повела, рабочий клас
	и беднейшее крестьянство. на. победоносно
вооруженное восстание.
	Победа Великой Октябрьской Социали-
стической революции явилась ‘зеличайнтих
триумфом ленинеко-сталинских идей, стра-
тетии и тактики большевистской партии,
		Лет Фовральсной революции
	только не завоевал ей новых рынков, но
не сумел удержать даже старых, отдав
Германии 15 губерний» (Соч. т. Ш, erp.
171). °
	> ]
Большевики с первых же дней войны.
	разоблачали ее  грабительский, антинаред-
ный характер и цели, призывали рабочих
и солдат к борьбе против войны. Большеви-
ки создавали свои организации на фронте
и в тылу. Они. неустанно раз’яеняли мас-
сам лозунги. партии, показывали им; что
выйти из войны можно только путем ре-
волюции против царизма и буржуазия, и
поднимали на это рабочих, солдат и кре-
СТЬЯН.
	1917 год началея стачками и демонст-
рациями рабочих в Петрограде, Москве,
Нижнем-Новгороде, в Баку и других про-
мышленных центрах. В феврале стачечное
движение приняло особенно широкий раз-
мах. 18 февраля началась забастовка пу-
тиловеких рабочих, а. 22 февраля уже ба-
стовали рабочие веех крупнейших пред-
приятий Петрограда. 23 февраля (8 мар-
та) работяицы Петрограда по призыву
большевиков вышли демонетрировать про-
тив голода, войны и царизма. В последую-
щие дни (24—27 февраля) революцион-
ное движение охватило весь петроградекий
прэлетариат.
	Серьезное ‘значение имел переход войск
Петроградского гарнизона на сторону рабо-
чих. Энергичная работа большевиков среди
солдат и матросов способствовала тому, что
отдельные случаи неповиновения царизму
воинских частей превратились в массовое
явление.
	Бо главе борющихся масе стояли боль-
шевики. 26 февраля Бюро Центрального
Комитета большевиков, руководимое това-
рищем В. М. Молотовым, призвало продол-
жать вооруженную борьбу против царизма,
создать Временное революционное прави-
тельстро. , a
	^{ февраля (12 марта) восставшие рабо-
чие и солдаты. начали арестовывать цар-
ских министров и генералов, одновременно
освобождая из тюрем революционеров. Па-
	ризм был низложен. Февральская буржуаз-
но-демократическая революция победила,
	В. И. Ленин, находивитийся в то время
в Швейцарии, в своих знаменитых «Пись-
мах издалека» дал тениальный анализ
классового характера и движущих сил ре-
волюции, векрыл‘’ причины ее столь быст.
вого успеха.

‚ В. И. Ленин указывал, что быстрое па-
цение самодержавия ‘подготовлено целым
рядом условий, имевиих всемирно-истори-
чЧеское значение. Одним из. таких. уеловий
была первая русская революция, которая
глубоко взрыла почву, выкорчевала веко-
вые предрассудки и пробудила к полити-
ческой жизни миллионы рабочих и десятки
миллионов крестьян. Революция 1905—

907 годов, а залем наступившая контрре-
волюционная эпоха 1907—1914 годов до
конца обнажили суть царизма.
	Второй важной причиной, ускорившей
падение самодержавия, явилась мировая
империалистическая война 1914—1917
годов. Эта война, по словам Ленина, была
тем всесильным, могучим «режиссером»,
который ускорит течение. общественной
ЖИЗНИ.
	Немаловажную роль в быстром круше-
нии самодержавия сыграло и то  обетоя-
тельство, что, в силу ряда причин, в борь-
бе против царизма на время. слились. со-
верщенно различные потоки: с одной сто-
роны, заговор англо-французских империа-
листов, толкавших русскую буржуазию к
захвату власти в целях продолжения им-
перпалистической войны, а с другой сторо.
ны, глубокое пролетарекое ‚и‘ народное ре-
волюционное движение за хлеб, за мир, за
настоящую свободу.
	Решающим условием победы явилось то,
что рабочий класс; ‘руководимый большеви-
ками, был застрельщиком революции, ee
гегемоно Он возглавил движение милли-
онных масс крестьян, переодетых в сол-
датские шинели, он увлек за собой самые
пирокие массы трудящихся и беднейшего
населения.

После победы Февральской революция
1917 года в стране получилось своеобраз-