13 января 1946 г., воскресенье, № 19 (2193)
				ПЕРВАЯ СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
‚ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ _
	ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Открывая
утреннее заседание. Генеральной Ассамблеи,
председатель Спаак об’явил, что во второй
половине дня состоится заседание общего
комитета для обсуждения дополнительного
списка вопросбь к повестке дня. Этот спи:
сок включает проект резолюции о ЮНРРА,
внесенный делегацией Соединенного Коро-
левства, предлагаемые поправки к правилам
процедуры Генеральной ‘Ассамблеи, `касаю-
щиеся состава общего комитета, ин внесен-
ную делегациями СССР, Соединенного’ Ко-
ролеветва, США; Франции. Китая и Канажы
резолюцию об учреждении комиссии по’ во-

просам, связанным с открытием ‘атомной
энергии. :
	Председатель Мандатной комиссии- дат-
	<кий министр иностранных дел Густав Рас-
	муюсен представил отчет, который. был
утвержден.

Следующим пунктом повестки дня было
избрание шести непостоянных членов Совета
Безопасности. Председатель огласил статью
23-ю Устава Об’единенных наций, касаю-
шуюся состава Совета Безопасности, и на-
помнил делегатам, что ‘в соответствии с
правилами процедуры выборы должны про-
исходить путем тайного голосования и для
того, чтобы быть избранными, кандидаты
должны собрать 2/з голосов. Если требуемое
число кандидатов не получит ?/ голосов
при первом голосовании, то следует при-
бегнуть к новому голосованию, до тех пор
пока не будет получено требуемое коли-
чество голосов. Спаак об”явил, что три
члена Совета Безопасности, избираемыз
сроком на один год, будут занимать свои
места до сентября 1946 года, а три члена,
избираемые сроком на 2 года — до сентября
1947 года. :

Для наблюдения за голосованием были
избраны делегат Новой Зеландии Вильсон и
польский делегат .Модзелезский. После
этого выступил советский делегат т. Гро-
мыко, который предложил: отложить избра-
ние чепостоянных членов Совета Безопасно-
сти до начала будущей недели, поскольку
некоторые делегации прибыли в Лондон
всего 3—4 дня назад и не имели возможно-
сти предварительно обменяться мнениями.
«Некоторые делегации, в том числе совет-
ские делегации, — сказал т. Громыко, —
	хотели бы более внимательно обдумать этот
	вопрос и проконсультироватлься . не только
с 2, 3 или 5 делегациями. но с болыпим
	числом делегации, с тем чтобы быть в со-
	стоянии избрать действительно наиболее
подходящих кандидатов в первый состав
Совета Безопасности. Вот почему советская
делегащия пришла к выводу, что было бы
желательно и целесообразно < точки
зрения действительно хорошего состава Со-
вета Безопасности отложить выборы непо-
стоянных членов Совета до начала будущей
недели».

Председатель раз’яснил, что предложение,
внесенное Громыко, основано на 60-м пучк-
те временных правил процедуры, позволяю-
щем делегатам вносить предложения об от-
срочке решения любого вопроса. При’ вне-
сении такого ‘предложения разрешается вы-
ступление двух ораторов за и: двух ора-
торов против него.

После. этого раз’яснения выступил руко-
водитель делегации США Бирнс, который
высказался против предложения об от-
срочке выборов, стоящих на повестке дня.

По’ мнению Бирнса, отсрочка выборов
означала бы установление исключительно
дурного прецедента.

Предкедатель Спаак сообщил, что в связи
< предложением, ‘внесенным Громыко, вы-
разили желание выступить еще 4 делегации,
а именно Коста-Рики, Новой Зеландии,
Соединенного Королевства и Чехословакии.
Делегации Коста-Рики и Соединенного Ко-
ролевства заявили, что они хотели бы вы-
ступить против внесенного  прелложения,
делегации Новой Зеландии и Чехослова-
кии — за него,

Премьер-министр Новой Зеландии Фрэ-
зер заявил, что он высказывается «за от-
	ХЕЛЬСИНКИ, 11 января. (ТАСС). 11 ян-
варя суд по делу фичских виновников войны
заслушал ответную речь обвинителя
Тарьянне.

Тарьянне доказал необоснованность по-
пытки защиты поставить На суде под сомне-
ние вопрос о наказуемости деятельности,
способствовавшей вовлечению Финляндии в
войну или же способствовавшей затягиванию
войны. Законодатели, как указал Тарьянне,
	имели в виду уже определенную деятель-
	ность. Поэтому настоящий судебный процесс
должен лишь выяснить, какие именно лица

‚подлежат наказанию.

«Уже на основании представленных ма-

териалов,— заявил Тарьянне,— было ясно,

что политические руководители сознательно
содействовали такому развитию событий
или давали им развиваться в таком напра-
влении, что страна утратила свой нейтрали-
тет и была вовлечена в войну против Совет-
ского Союза на стороне Германии».

Как указывает. Тарьянне, «со стороны Со-
ветского Союза не могло быть стремления к
разрыву отношений. На процессе утвержда-
ли, что вооружённые силы Финляндии были
организованы исключительно в целях обо-
роны. Однако наши вооружённые силы ча-
стично смогли приступить к активной насту-
пательной деятельности уже в ночь на
1 июля, и это доказывает, что подготовка

‘велась не только с целью обороны. Даже в

самых выгодных условиях невозможно орга-
низовать наступательную войну в течение
	ХЕЛЬСИНКИ, 12 января. (ТАСС). Как
 ` передает финское радио, в центре внимания
 финских газет стоит выступление государ-
ственного обвинителя Тарьянне на суде по
делу виновников войны. Большинство газет
в передовых статьях широко комментирует
отчег немецкого генерала Бушенхагена о
его поездке в Финляндию в 1941 году, огла-
шенный вчера канцлером юстиции Тарьянне.
’ Газета «Хельсингин саномат» в передовой
статье пишет: Отчет генерала Бушенхагена
является завершающим свидетельским пока-
занием по делу финских виновников войны.
Этот отчет проливает. свет на предисторию
возникновения войны Германии и Финлян-
дии против, Советского Союза. В частности,
из этого отчета становится ясно, какая роль
была отведена Финляндии в проведении в
жизнь так называемого «плана Барбароссы».
Факты, приведенные в этом отчете, не были
	  известны до сих пор финскому народу. Осо-
	бенно большой. интересе вызывает то обетоя-
тельство, что генерал Бушенхаген указы-
вает, что перед войной германский генераль-
ный штаб не оказал никакого давления на
военное руководство Финляндии, так как
Финляндия сама в достаточной степени про-
явила свою готовность участвовать в войне
ва стороне Германии. Хотя этот ‘отчет Бу-
шенхагена, заявляет далее газета, и являет.
ся отягчающим вину обстоятельством для
военного руководства Финляндии, это вовсе
че означает, что политические руководители
страны могут. прятаться за спиной военного
командования. Политическое руководство
страной осуществляется ‘правительством, а
не генеральным штабом,

Касаясь отдельных моментов ответной
речи государственного обвинителя, газета
указывает, что он констатировал, что между
	срочку выборов с тем, чтобы мы могли
лучше поразмыслить над тем, какой выбор
наилучшим образом будет отвечать порядку
избрания, изложенному в Уставе Об’еди-
ненных наций, и обеспечит справедливое
географическое распределение». Далее
Фрэзер заявил, что дальневосточные про:
блемы имеют наиболышее значение для под-
держания международного мира и что они
не могут быть разрешены, если тихоокеан-
ские страны не будут представлены в Co-
вете Безопасности,

Следующим по внесенному Громыко
предложению выступил английский министр
иностранных дел Бевин, высказывающийся
против предложения об отсрочке выборэв
непостоянных членов Совета Безопасности,
заявив, что он считает эту отсрочку опас-
ным прецедентом.

Масарик, выстулая от имени чехослован-
кой делегации, поддержал предложение
Громыко и заявил, что незначительная от-
срочка была бы полезной. «Если мы рас-
смотрим этот вопрос в конце недели, — ска-
зал.он,— то это будет целесообразно».

На этом прения закончились. Предстаги-
тель Украины т. Мануильский предложил
	провести поименное голосозание. Это пред-
	ложение было принято. Голосование дало
следующие результаты: 34 делегата выска-
зались против предложения Громыко, 9 —
за и 8 воздержалось.

После этого т. Мануильский предложил
в соответствим с положениями Устава Об’-
единенных Нацнй предоставить два месте
Южной Америке (Бразилии и Мексике),
одно место южному району Тихого океана
(Новой Зеландии), одно место Восточной
Европе (Польше). Он предложил избрать
эти страны сроком на два года. Сроком на
сдин год он предложил избрать Египет,
Норвегию и Мексику, если последняя не
будет избрана сроком на два года.

Затем делегат Новой Зеландии снял
кандидатуру своей страны в пользу Австра-
лии. Делегат Норзегии также снял канди
датуру своей страны. Е ь

После этого делегаты приступили к голо-
сованию. После подсчета голосов председа-
тель об’явил, что 50 бюллетеней считаются
действительными и что требуемое большин-
ство в 2/3 голосов составляет 34 голоса.
Требуемые 2/3 голосов собрали Бразилия
(получившая 47 голосов), Египет (45), Мек-
сика (45), Польша (39) и Голландия (37), ко-
торые и считаются избранными. Не собра-
ли требуемого количества голосов Канада
(33), Австралия (28), Иран (6), Чехословакия
(6), Норвегия (5), Дания (2), Бельгия,
Эфиопия, Греция, Люксембург, Новая Зе-
ландия, Турция, Югославия (по одному).
В соответствии с правилами процедуры бы-
ло решено провести второе голосование для
того, чтобы выяснить, какая из двух стран,
набравших большее количество голосов,—
Канада или Австралия — сможет получить
требуемые ?/. голосов. С

Было проведено второе голосование, ко-
торое дало слелующие результаты:  Австра-
лия получила 27 голосов и Канада 23 голо-
са. Спаак об’явил, что третье голосование
состоится на вечернем заседании.
	ЯОНДОН, 12 января. (ТАСС). На вечер-
нем заседании Генеральной Ассамблеи
12 января были снова поставлены на голоео-
вание кандидатуры Австралии и Канады на
место лцестого непостоянного члена Совета
Безопасности. За Австралию было подано
28, за Канаду — 23 голоса. Таким образом
требуемого большинства двух третей голо-
сов ни одна из этих двух кандидатур не
получила. Делегация Кгнады сняла свою
кандидатуру в пользу Австралии, но пред-
	седатель об’явил, что правила процедуры не
	могут быть нарушены н должно быть про-
ведено новое гслосованне. В результате но-
вого голосозания Австралия собрала 46’ го-
лосов.

В результате тайного голосования боль-
м“инством голосов Австралия, Бразилия и
Польша были избраны членами Совета
Безопасности сроком на два года.
	Суд над виновниками войны в Финляндии
	5 дней. Мною теперь получены материалы,
которые доказывают, что Финляндия дей-
ствительно заблаговременно до‘ начала вой-
ны, если не в официальной форме, то, во
всяком случае, фактически, заключила со-
глашение с Германией о военном: сотрудни-
честве. Полковник, впоследствии генерал от
инфантерии, Бущенхаген, который начиная
с декабря 1940 года много раз был в кон-
такте с финскими военными властями, а
также посещал Финляндию с целью инфор-
мации о подобном сотрудничестве; дал об
этих сообщениях письменные показания.
Его показания свидетельствуют о том, что
переговоры-‘велись в Хельсинки в феврале
1941 года в течение 2—3 дней, после чего
вместе с финскими военными властями
была совершена 8—10-дневная инспекцион-
ная поездка по маршрутам Каяни — Хю-
рюнкальме — Суомусальми, Куусамо — Ро-
ваниеми — Кемнярви — Петсамо — Рова-
ниеми — Торнио.

В: конце апреля или в начале мая 1941
года Бушенхаген вновь был.в Хельсинки
и вёл переговоры с финским генеральным
штабом. При этом было установлено, что
финский генеральный штаб вполне готов
сотрудничать с немцами в войне против
Советского Союза. Окончательно о планах
договорились в Зальцбурге в мае 1941 года.
Более точные подробности из письменного
показания Бушенхагена я представлю суду.
Точно так же мною получены сфотографи-
рованные копии программы переговоров в
	Финская печать о процессе
	политическим и военным руководством Фин-
лячдии существовало тесное сотрудниче-
ство. Всякие ссылки обвиняемых и их за-
щитников на то, что между правительством
и генералыным штабом отсутствовала со-
гласованность в действиях, являются ничем
не обоснованными.

Газета «Вапаа сана» в редакционной
статье пищет: На вчерашнем заседании суда
над виновниками войны государственным об-
винителем Тарьянне были опубликованы до-
кумеяты, которые полностью опровергают
теорию о так называемой «обособленной
войне Финляндии». Всякие утверждения об-
виняемых и их защитников, что Финляндия
якобы вела оборонительную войну, являют-
ся лживыми до наглости. Наиболее интерес-
ным из документов, пред?явленных вчера на
суде государственным обвинителем, являет-
ся отчет немецкого генерала Бушенхагена.
Этот отчет разоблачает как перед финским
народом, так и перел всем миром ту заку-
лисную игру, которую перед войной поли-
тическое и военное руководство Финляндии
вело‘ с Германией. Хотя этот документ,
указывает газета, касается в основном роли
военного руководства в деле подготовки
страны к войне на стороне Германии, это
не снимает ответственности с политического
руководства в этом вопросе. Как известно,
армия является орудием политики, и по-
этому нет никакого сомнения в том, что по-
литическому руководству были известны
действия генерального. штаба.

Затем, перейдя к оперативным планам,
разработанным ‘генеральными итабами’ Гер-
мании и Финляндии, газета указывает, что
эти планы определяли роль финских войск
в наступлении на Ленинград. Перед войной,
как известно, Гиглер дал Финляндии «ры-
		ЕЕ

ОТНОСИТЕЛЬНО БОЛГАРИИ
	Как стало известно из вполне авторитет-
ных источников, в соответствии с решением
Московского Совещания Министров Иност-
ранных Дел Советского Союза, Соединен-
кых Штатов и Великобритании Советское
Правительство направило Болгарскому Пра-
вительству дружественный совег о жела-
тельности дополнительного включения в со-
став Болгарского Правительства‘двух пред-
ставителей от оппозиционных групп Болга-
рии, которые не участвуют. в Правительстве
и будут лойяльно работать вместе с Пра-
вительством. Болгарское  Празительство
приняло этот совет с полной готовностью и
обратилось с соответствующими предложе-
ниями к представителям не входящих в ны-
нешнее Болгарекое Правительство групи
Земледельческого союза и социал-демокра-
тической партии. Однако представители этих
групп г. Н. Петков и г. Лулчев откленили
эти предложения, выставив в связи с этим
такие условия участия в Правительстве, ко-
торые в корне противоречат решению Мос-
ковского Совещания трех министров, Лул-
чев и Петков потребовали роспуска Народ-
ного Собрания, которое было избрано 18 но-
ября 1945 г. на основе всеобщего и тайного
избирательного права, смены нынешнего
Болгарского Правительства и пред’явили
другие смехотворные требования. Естествен-
но, что Болгарское Правительство отказа:
лось рассматривать эти требования.

Прибывший в Софию 9 января по пору-
чению Советского Правительства Замести-
тель Народного Комиссара Иностранных
Дел СССР А. Я. Вышинский за время сво-
его пребывания в Болгарии с 9 по 11 января
имел ряд бесед с членами Болгарского Пра-
вительства по вопросу о выполнении мос-
ковского решения относительно Болгарин.
В этих беседах Болгарское Правительство
вновь подтвердило свою полную готовность
провести в жизнь указанное московское
решение.

А. Я. Вышинский имел также беседы по
панному вопросу с г. Лулчевым и г. Н. Пет-
ковым, перед которыми был поставлен во-
прос о том, желают ли они воспользоваться
настоящим случаем, который предоставляет-
ся им ‘московским решением относительно
Болгарии, чтобы дать по одному предета-
вителю от каждой группы в Правительство
при условии, что’эти представители будут
лойяльны к Болгарскому Правительству и
Народному Собранию. 7

Уклоняясь от ‘ответа на этот вопрос,
гг. Лулчев и Н. Петков продолжали на-
стаивать на своях несуразных ‘условиях, от-
вергнув таким образом решение о Болгарин
Министров Иностранных Дел СССР, Соеди-
‘ненных Штатоз и Великобритании.

Тем самым Петков и Лулчев показаля
свою нелойяльность в отношении Болгар-
‘ского Правительства и свою оторванность
OT болгарского народа, выразившего во
время выборов полное доверие Болгарскому
Правительству.
	12 января тов. А. Я. Выщинский возвра-
тился в Москву.
. (ТАСС).
	Отезд тов. А. Я. Вышинского
мз Софии
	СОФИЯ, 12 января. (ТАСС). ‹ Софийское
радио передает, что вчера в зале военного
клуба премьер-министр Кимон Георгиев
устроил прием в честь заместителя Народ-
ного Комиссара Иностранных Дел СССР
А. Я. Вышинского. Присутствовали реренты,
члены совета министров, экзарх Стефан 1,
Георгий Димитров, члены Национального
комитета Отечественного фрочта, лидеры
партий, входящих в Отечественный фронт,
депутаты Народного собрания и его пред-
седатель Василь Коларов, генерал-полков-
ник Бирюзов, посланник Советского Союза
в Болгарии Кирсанов, дипломатический
корпус и другие.

Сегодня А. Я. Выщшинский выехал из Со
фии. На вокзале его провожали все лица,
грисутствовавшие на приеме.
	Зальцбурге, план «Барбаросса», расписание
времени для плана «Барбаросса» и т. п.
Все эти документы, со своей стороны, под-
тверждают показания генерала Бушенхагена.
Это новое раз’яснение подтверждает уже
ранее полученную картину о том, что со
стороны Финляндии — на случай возникно-
зения войны между Германией и Советским
Союзом — фактически было ‘условлено о
вступлении в войну на стороне Германи,
хотя внешне войне и пытались придать
оборонительный характер».

Во время переговоров Бушенхагена с фин:
скими генералами Хейнриксом, Дура и
Тапола обсуждались мероприятия по маски-
ровке мобилизации финской армии, ‘вопрос
с выступлении немецких и финских войско-
вых соединений и цели их наступления.
Далее, из отчета Бушенхагена видно, что
немецким генеральным штабом были опре-
целены задачи финских войск при наступле-
нии на Ленинград. Согласно этому плану,
наступление финских войск на Ленинград
предусматривалось осуществить совместно
с немецкими войсками. Было установлено,
что одна немецкая дивизия. будет принимать
участие в наступательных операциях на
полуостров Ханко, а финские войска, в свою
очередь, оккупируют Аландские острова.

После оглашения этого отчёта Бушен-
хагена государственный обвинитель Тарьян-
не пред’явил суду ряд дополнительных до-
кументов, касающихся военного сотрудни-
чества Германии и Финляндии,
	царские обещания». В. частности, он обе-
щал ей Ленинград, но, конечно, после того,
как этот город будет сравнен < землей.
Может ли быть более чудовищный план,—
спрашивает газета,— чем тот, при помощи
которого Германия в сотрудничестве с Фия-
ляндией стремилась добиться своей цели,
даже не считаясь с миллионами жертв? Но
я Гэрмания, ведя войну против
оветского Союза в сотрудничестве с Фин-
ляндией, не намерена была оставить Фин-
ляндию самостоятельной. Как это стало из-
вестно из протокола одного из совещаний
у Гитлера, последний указал, что в конеч-
ном итоге Финляндия должна быть присое-
динена к Третьей империи. В заключение га-
зета подчеркивает, что в выступлении го-
сударственного обвинителя Тарьянне была
доказана неоспоримость преступлений, <о-
вершенных финскими виновниками войны.
Их преступления перед страной теперь пол-
ностью разоблачены.
	ХЕЛЬСИНКИ, 11 января. (ТАСС). Хель-
синкские газеты придают большое значе-
ние новому документу, ‘поступившему в
распоряжение суда по делу виновников
войны. Еще до оглашения документа на
суде газеты сумели получить сведения об
его характере. Документ подтверждает ве-
дение Финляндией предварительных пере-
говоров с Германией о плане нападения на
Советский Союз. В журналистских кругах
отмечают «странную роль» бывшего на-
чальника финского генерального штаба ге-
нерала Хейнрикса, который. после присяги
дал, по сути дела, ложные показания и пы-
тался скрыть хорошо известные ему факты.
	Теперь Хеинрикс подвергнется новому до-
просу на суде, а Doo hg

«Памятная книжка краснофлотца»
	ны «Корабельные правила», которые опре-
деляют нормы поведения кажлого члена
экипажа. Нет сомнения в том, Что эти раз-
делы книги помогут еще выше поднять ор-
гавизованность и дисциитину на нмапих во-
раблях. Усвомв основы корабельной орга-
низации, изложенные в «Памятной книж-
ке», краснофлотцу будет легче неуклонно
исполнять требования Корабельного уста-
ва — основного закона жизни военного мо-
para.

В коние книги приведены справочные
материалы по такелажному делу, расниса-
ние формы одежды рядового и офицерекого
состава ВМФ. минимум мореких терминов,
смыел и содержание которых должен от-
лично знать каждый краснофлотец, уелов-
ные названия флагов военно-морского свода
сигналов Союза ССР при подаче команд.
азбука. Морзе, В хорошо исполненных кра-
сочных таблинах краснофлотец найдет фла-
TH военно-морского свода сигналов СССР.
судовые огни. знаки ограждения опаено-
стей, сигналы для показания хода и сема-
`‘форную азбуку. Завершает  «Памятную
книжку» таблица соотношения метриче-
` ских и морских мер.
	«Памятная книжка» окажет большую по-
мощь в подготовке ‘и’ совершенетвований
личного соетавь назлтих кораблей и частей,
будет способствовать повьннению общей и
военно-морской культуры ‘краенофлотицев.
Она послужит важным подепорьем в воепи-
тательной работе офицерского и старшин-
ского состава. Политработники делжны вся-
чески популяризировать эту книгу в краено-
флотеких массах, чтобы она превратилась в
постоянного спутника каждого старшины и
ратовога.
	Шри дальнейших изданиях «Памятной
книжки краснофлотца» нам предетавляется
целесообразным внести в нёе некоторые до-
полнения. В первый раздел следует вкло-
чить географические сведения, показываю-
щие значение морей и океанов в жизни нз-
шего государства. Полезно было бы. рас-
сказать, хотя бы очень кратко, о мовеких
путях сообщения, связывающих важнейшие
пункты Советского Союза между собой и с
иностранными государствами, о крупнэй-
ших портах нашей страны. В. раздел «Важ-
нейшие события боевой и революционной
истории нашего флота» целесообразно велю-
чить сведения о плавании русских военных
судов с научной целью, указать географи-
ческие открытия и научные исследования
военных моряков. Речь идет о таких фак-
тах, как плавание Дежнева, который на
$0 лет ранее Беринга открыл пролив меж-
ду Азией и Америкой, как исследования
Северного морского пути Фаптевым и Чири-
ковым, кругосветное плавание Крузенштерна
и Тисянекого, такие географические и на-
учные открытия, как иселёдование Невель-
ским устья Амура, как плавание Макарова
  на «ВРитязе» и т. д. Эти факты покажут
краснофлотцам, что русские воепные моряки
не только хоропю воевали, но и лвигали
вперед науку. И если многие земли и воды
на реей территории нашей планеты носят

русские названия. то в этом большая 3a-
слуга Военно-Морского Флота нашей Po-
ДИНЫ.
	В заключение несколько слов ..06 0фо0р-
млении книги. Второе издание и в этом
отноптении выгодно отличается от первого:
оно. имеет более удобный формат. крепкую
обложку, многочисленные красочные риеун-
BH. Было бы, однако, лучше, сели бы
формат книги был еще меньше. Более вы-
сокие требования следует прег’явить и к по-
лиграфичеекой стороне оформления книги.
Так, незовпаление красок на некоторых
таблицах приводит к тому, что отни вмеето
однонветных становятея ‘’ двухцветными;
искажается расцветка флагов ит. x. Or-
личную по солержанию книгу хочется ви-
деть и безукоризненяе оформленной.
	Мапитан 3 ранга Ю. ЗЕЛЬЗЕНСНИИ.
	2o-NeTHe АрКТИЧескогО
_ Киститута

ЛЕНИНГРАД, 13 января. (По телефону.
ст корр. «Нрасного Флота»). 13 января.
исполняется 25-летие са дня основания
Арктического = научно-исслетовательского
института Главного управления Северного
морского пути. В беседе е корреспонщентом
«Ерасного Флота» директор института Ге-
рой Советского Союза В. Х. Буйницкий ©о-
облил:

— С первых дней своего существования
институт развернул большую научно-иселе-
довательскую работу, на островах и в м0-
рях Советской Арктики. За 25 лет было.
орсанизовано свыше 300 различных one
педиций. В результате на карте Советской.
‘Арктики появилось 165 новых географиче-
ских названий. Многочисленные исследова-
ния и экепедиции создали поочную науч-
ную основу для освоения Северного мор-
ского пути.

Особое внимание институт уделял изуче-
нию явлений, связанных с возниеновением
и разрушением льтов. изучению взанмова-.
висимости процессов, протекающих в гид-
розферь, ледовом покрове и атмосфере. В. рэ-
зультате этих исследований принципиаль-
но по-новому поставлено изучение морских
льтов, созтаны основы нового раздела гид-
рометеородогии —науки о ледовых прогио-
зах.

За годы свосй работы институт разрешил
большое количество важных проблем в
освоении Арктики. Получены новые данные
по океанотпафии и климату в Центральной
Арктике. Проведены большие иселелова-
тельские работы 0 поведении корабля во
льдах, составлены магнитные карты Арк-
тикя, выявлена основная закономерность
изменения девиации судовых и авиацион-
HEIX ROMMACOB.

Арктический институт руководит изуч-
Ro работой на полярных станциях Глав-
севморпути, число которых за 25 лет уве-
личилось во много раз, и сейчас их насчи-
тыпается несколько десятков. ,

Благодаря самоотверженной работе совет-
ских поляоных мореплавателей, ученых и!
летчиков Северный морской путь стал одной
Из важных водных магистралей, сытрав-
пей значительную роль в годы и
Отечественной войны.

Праздник нашего института отмечается
юбилейной сессией, которая продлится  .
шесть дней. На заседаниях будут прочтены  .

рява горячее стремление следовать призы-.
ву, которым заканчивается первый раздел
«Памятной книжки»:

«Краснофлотец! Пусть гервические дела
лучших из лучших советских воинов-меря-
ков вдохновят тебя в исполнении священ-
ного долга перед Родиной, укрепят твою го-
товность с честью послужить делу защиты
родной земли, отдавая на алтарь. Отечества
все сваи способности, знания, силы.
	Верой и правдой служи своему великому
Отечеству — Союзу Советских боциалисти-
ческих Республик, самоотверженно испол-
няй свою торжественную клатву -— воин-
скую присягу!» р

Большим достоинством второго издания
«Намятной книжки краснофлотца» являет-
ся включение в нее нового раздела «Важ-
истории нашего ‚флота». В этом разделе
освещен более чем тысячелетний победный
исторический путь нашего Военно-Морского
Флота. Тщательно подобранный перечень
рассказывает о значительных событиях. о
славных сражениях русского флота, о побе-
дах, достигнутых благодаря отважным и
умелым действиям офицеров и матросов и
передовому военно-морскому искуеству рус-
ских флотоводцев — Петра [, Ушакова, (е-
нявина, Лазарева, Нахимова, Корнилова,
Бутакова и Макарова. Составителям исто-
вической хроники удалось избежать доволь-
Но распространенной ошибки, еще встречёю-
щейся во многих изданиях, — начинать
историю русского флота со значительно 60-
лее поздних времен, чем это быле в’ дей-
ствительности. В «Памятной книжке
краснофлотца» история нашего флота co-
вершенно справедливо начинается с перво-
о похода русских судов на Византию в
860 году. Краснофлотец узнает из ‘этото
раздела о морских походах Олега, Игоря и
Святослава, о борьбе новгородцев со швед-
ским флотом, о каперской флотилии Ивана
Грозного на Балтийском море и т. д. Хрони-
ка содержит указания Ba все важнейшие
боевые походы и сражения русского флота.

Наряду с боевой историей в книге отме-
чены события, показывающие развитие
революционного движения на флоте. Хорошо
подобранные факты, выдержки из докумен-
тов и высказываний вождей революции
Ленина и Сталина ярко подтверждают, что
военные моряки всегда составляли пере-
ловой отряд борцов за социалистическую ре-
волюцию, что они самоотверженно шли ‘за
большевистекой партией, не жалея жизни,
вышолняли ее указания. «Ламятная книж-
ка» приводит оценку. данную товарищем
Сталиным роли моряков в Октябрьском воб-
стании: «Выдающуюся роль в Октябрьском
васстании сыграли балтийские матросы и
красногвардейцы с Выборгской стоооны.
При необычайной смелости этих люлей поль
патроградекого гарнизона свелась, главным
образом, к моральной и отчасти военной
поддержке передовых бойцов».

С достаточной полнотой в исторической
хронике освещены участие военных моря-
ков в гражданской войне, восстановление и
строительство флота, подвиги советеких мо-
ряков в Великой Отечественной войне. Этот
важный раздел заканчивается историческим
	THOM победы над империалистической Лпо-
	нией. :

Новым разделом являютея также крат-
кие сведения об основных классах корай-
лей. В нем лана характеристика основных
классов кораблей. входящих в состав Воен-
но-Морского Флота: линкоров, крейсеров,
мониторов, канонерских лодок, эскадренных
миноносцев, торпедных катеров и др. Эти
сведения послужат подспорьем для краено-
флотцев при изучении основ военно-мореко-
го дела.

Некоторой переработке подверглиеь раз-
делы 0б основах боевой и повселневной
службы корабля. Они стали более после-
довательными, полнее излагают. уставные
требования. В «Намятвую кНИЖЕУ» велюче-
	Вюгда в 1943 году, в разгар Великой Оте-
чественной войны, Главное политическое
управление ВМФ выпустило в Военно-Мор-
ском издательстве «Памятную книжку кра-
снофлотца» *), многочисленные отклики по-
ваззли, с каким огромным интересом BCTpe-
тили это издание краснофлотские массы.
Новый справочник быстро завоевал широ-
кую популярность ереди воинов флота, стал
ценным пособием и руководством для рядо-
вого и старшинского состава кораблей и ча-
стей. Теперь, после победоноеного оконча-
ния войны, когда «Задача флота заключает-
ся в том, чтобы неустанно готовить и со-
вершпенствовать кадры моряков, полноетью
освоить боевой опыт Отечественной войны:
еще выше поднять морскую культуру, дис-
циплину и организованность в своих рядах»
(Сталин), потребность в таком справочнике
краснофлотца и требования, пред’являемые
к нему, многократно возросли. И надо ечи-
тать весьма своевременным выход в свет
второго, дополненного издания «Памятной
книжки краснофлотца».

Уже первое ознакомление с новым изда-
нием «Памятной книжки» показывает, что
оно значительно лучше отвечает своему ос-
новному назначению — дать краснофлотцам
самый необходимый справочный материал и
служить руководством для подготовки по
отдельным вопросам вознно-морской служ-
бы. В нем более полно изложены основные
уставные положения, определяющие обязан-
ности и поведение краснофлотна на корабле,
его служебное положение и права, а также
правила поведения на берегу, вне службы.
Нынешнее издание значительно отличается
от первого не только количеством содержа-
щихся в нем сведений, но и более строгим
подбором и систематизацией материала, б0-
лев тщательной ‘редакцией. Вее разделы пе-
феработаны на основе опыта Великой Оте-
чественной войны. Кроме того, в книгу
включены новые очень важные разделы,
делающие ее глубже по содержанию, воз-
буждающие у краснофлотпев интересе к
изучению истории родного флота, воспиты-
вающие у них чувство горлости за евою
принадлежность к советским военно-мор-
ским силам. Вместе с тем сейчае в «Иа-
мятную книжку» не включены некоторые
сведения, которые были в первом издании,
но не имеют первостепенного значения и
холько излишне загружали справочник.

«Памятная клижка краснофлотца» от-
крывается разделом о величии и могуществе
нашей Родины — Союза Советеких Co-
циалистических Республик, о непоколеби-
мой дружбе народов нашей страны, о пре-
имуществах советского строя, о великой
иеторической победе нашего народа над
гитлеровекой Германией и империалистиче-
ской Японией. С волнением и гордостью
прочтет каждый краснофлотен о том. как
осененные победоносным знаменем Ленина,
под верховным водительством величайшего
полководца. всех времен Генералисеимуса
Советского Союза товарища Сталина совет-
ские воины армии и флота разгромили и
победили врага, приумножив в этих вели-
чайцтих сражениях замечательные ‘боэвые
традиции русского народа. В книге подчер-
кивается, что беззаветная ворноеть воин-
скому долгу, богатырская сила духа, пре-
зирающего смерть во имя победы, непоко-
лебимая стойкость в обороне, неудержимый
порыв в наступлении, железная, подлинно
флотская дисциплина, мастерекое владение
техникой и оружием, — все ‘эти лучшие
традиционные качества налмих моряков в
полную силу проявились в подвигах моря-
ков-воинов в Великой Отечественной войне
советского народа.

Бессмертная слава героев Отечественной
войны пробуждает у каждого военного мо-

*) Главное политическое управление ВМФ
СССР. «Памятная книжка  краснофлот-
ца». Второе, дополненное издание. Военмор-
уздат, 1945 год, 184 стр. е иллюстрациями
и цветными таблицами.
	т. р ЕЕ

ру т ere eT OU ПРЕ РЕТР

выводов. Нет от этого пользы ни всему   доклалы. посвященные наиболее важным
		изучения Арктики. Выходит в
	личному составу, ни командирам кораблей.   вопросам
		Критически относиться к оценке
	стрельб
	учебных
	Цель находилась на расстоянии 72 Ba-
бельтовых от отневой позиции. Каждому
грамотному артиллеристу известно, что в
этом случаю пристрелку надо производить
таким ©10с0бом, который  соответетвует
большой дистанции. Но капитан-лейтенант
Сергеев повел огонь по способу, соответ-
ствующему близкой дистанции.

Все пристрелочные снаряды легли с недо-
летом. Это ясно видел и сам т. Сергеев. на-
‘блюдавший за разрывами. Но с дальномер-
ного поста пришло донесение: «Перелет».
Очевидно, там или плохо видели разрывы
или второпях напутали. He веря глазам
свонм. по данным дальномерщиков, т. Сер-
геев подал команду: «Меньше...» Все по-
следующие снаряды легли опять недоле-
том. Управляющий огнем понял свою ошиб-
ку, но не сумел ее во-время исправить.
Лишь последний зали был получен с обрат-
ным знаком. Фактически вся стрельба бы-
ла только неудачной приетрелкой.

Конечно, т. Cepreesy нужно было при-
знать. что учебная стрельба не выполнена,
так и записать в отчете. Но это значило
расписаться в собственном незнании. пва-
вил стрельбы, в недостаточном уровне ар-
тиллерийской культуры. На это у него не-
хватало мужества. И вот, составляя отчет,
т. Сергеев, мягко выражаясь, покривил ду-
шой. «Задача выполнена отлично», — такую
оценку дал он неудачной стрельбе.

Такие случаи нельзя обходить молча-
нием. Они налюминают, что есть еще среди.
офицеров люди, склонные к невкритической
оценке результатов учебных стрельб. Их
не особенно беспокоит собственная боевая
выучка. Лишь бы не было «зацелов» в от-
чете, лишь бы «прилично» выглядела бу-
мажка, отправленная начальству. Вот что
тревожит их больше всего.

Если бы тт. Сергеев и Пономарев исходи-
ли из интересов , дела, то,  несом-
ненно, они признали бы проведенные
стрельбы неудачными и, больше занимаясь
боевой подготовкой, сумели бы добиться
лучших результатов. Но они пошли по не-
верному пути. Умолчав о существенных
недостатках учебных ‘стрельб, они приче-
сали и пригладили отчеты и, непомерно
завысив оценку, стали тратить энергию нз
		Есть на Краснознаменном Балтийском
флоте два корабля. Назовем их А. и Б. На
первом командиром БЧ-П капитан-лейте-
нант Пономарев, на другом БЧ-Н команду-
ет капитан-лейтенаят Сергеев. ВБогда по
плану боевой подготовки пришло время
выполнять совместные стрельбы, эти: кораб-
ли действовали сообща. Вспомним, как про-
шли эти стрельбы.

В первой стрельбе огнем управляли ко-
мандиры БЧ-П самостоятельно. С обоих ко-
padre первый пристрелочный залп раз-
дался секунда в секунду. Однако т. Шоно-
марев тут же вынужден был скомандовать
«дробь» и не стрелял около 4 минут. Вее
это время корабль Б., как ни в чем не бы-
Fao, один продолжал «вовместную» стрель-
у.

Закончив пристрелку, т. Сергеев пере-
шел на поражение. Неожиданно, без всякой
на то причины, огонь прекратился ‘и возоб-
новилея лишь после некоторого перерыва.
Записи, сделанные самим т. Сертеевым и
его подчиненными, свидетельетвуют, кроме
того, еще об одном существенном недостат-
ке: скорострельность орудий была взята на
2,5 секунды меньше нормальной.

Когда корабль В. уже заканчивал стрель-
бу, т. Пономарев решил продолжать  «еов-
местное» выполнение залачи. Пристрелоч-
ные снаряды падали хорошо. Пономареву
следовало учесть это, когда он перешел на
поражение. Но почему-то, вопреки правилам,
он сделал не то, что требуется, и снизил
Эффективность огня.

Не будем` вдаваться в” подробности: даже.
беглое ознакомление с ходом стрельбы убз-
Дительно говорит, что ее никоим образом
нельзя признать удовлетворительной.

Что полагалось сделать офицерам? Раз
совместной стрельбы не получилось, руко-
водителю надо было ее приостановить. И в
дальнейшем при оценке результатов следо-
Вало учесть, что совместной стрельбы He
было, получилавь лишь стрельба одиночно-
го корабля.

Не смутило сие ни Пономарева, ни Сер-
теева, ни руководителя. стрельбы. Состав-
ляя отчет, они не постеснялиеь утверждать,
что совместная стрельба выполнена. При
этом корабль А. получил оценку «хорошо»,
3 корабль Б.— «отлично».

Посмотрим теперь, как прошла другая
стрельба, во время которой огнем обоих
кораблей управлял т. Сергеев.