15 января 1946 Т., вторник, № 13 (2194)
	ПРИМОРСКИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
ОКРУГ гор. ЛЕНИНГРАДА
	От шел по Невекому, не торопясь, часто
оотанавливалея у домов, с которых только
вчера сняли леса. Они смотрел на cReme-
окрашенные в типичные для Ленинграда
цвета стоны-—яркожелтый и кремовый, на
заново застекленные окна, вематривалея
в дотали барельефов м орнаментов.

Полковтику влервые за долгие годы не-
4a было торопиться: он приехал в отпуск.
Срюли множества вотреч, семейных дел, по-
сещений вновь открывшихея музеев, спек-
таклей и концеров он выкранвал часы,
чтобы просто походить лю улицам и плоша-
дям ролиюго города.

Родной город... Неведомый ране смыел
олкрыхея полковнику в этих словах, не раз
произнесанных им за. годы войны. Веплыва-
ли В памяти и бои, и награды, и учеба, и
юность, и детство... Вое четыре десятка
прожитых лет как-будто наполнились сей-
чае новым содержанием.

Под регланом, на сннем морском кителе,
над двумя орденами Ленина и тремя —
Красного Знамени были прикреплены две
Золотые Звезды. .

Rem стал бы сын столяра и ткачихи
Пнкюолай Челноков, если бы русский народ
ие перестроил жизнь Родины, если бы мат-
рыы не штурмовали Зимний дворец, а со-
ралишюи Фруное не дрались под Перекопом?
№ак бы сложилась ero жизнь? Что сумел
	‚бы он слелать?
			LT
	ПЕРВАЯ СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБ’ЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
	Заседание Общего комитета
	Утреннее заседание 14 января
	Вечернее заседание 14 января
	Выступление Бирнса
	В тексте резолюции английской делегации
о ЮНРРА говорится, что Генеральная Ас-
сгмблея: а) требует, чтобы государства,
подписавшие  соглянение о IOHPPA,
незамедлительно внесли еше один процент
своего  нащиональниго дохода в фонд
ЮНРРА; Б) требует, чтобы другие миро-
любивые государства, не подписывавшие
соглашения о ЮНРРА, присоединились к
этой организации.

Советский делегат т. Громыко попросил
раз’яснить, что подразумевается под упоми-
цающимеся в параграфе *6» термином: «дру-
гие миролюбивые годударства». Параграф «Ъ»
может быть истолкован в различном емы-
сле.

Украинский делегат т. Мануильский пред-
ложил изменить параграф «Ъ» так, чтобы
он гласил: «требует, чтобы другие члены
Об’единенных наций, не являющиеся чле-
нами ЮНРРА», ит. д.

Делегот Новой Зеландии Фрэзер. возра-
зил против этого, указав, что в компетенцию
Общего комитета не входит изменение тек-
стов каких бы то ни было резолюций,

Председатель заверил Громыко в. том,
что, включая резолюцию о ЮНРРА в повест-
ку дня сессии Генеральной Ассамблеи, Об-
ший комитет не выражает своего мнения в
том или ином направлении по поводу самой
резолющии. После этого без дальнейшей
дискуссии было решено включить резолю-
цию о ЮНРРА и об атомной энергии в по-
вестку дня,

Требование делегации Кубы по поводу
принятия резолюции о международных обя-
занностях и правах человека вызвало дли-
тельную дискуссию.

Тов. Громыко указал, что как по этому тре-
Сованию, так и по требованию филиптин-
ской делегации о созыве международной
конференции по вопросам печати нет ника-
ких материалов и Что поэтому комитет не
может заняться реальным решением вопрс-
сов.

Было решено не включать в повестку дня
требования делегации Кубы, но указать ей,
‚что она может поднять этот вопрос, когда
Ассамблея будет обсуждать отчет Подго-
товительной комиссии.

Английский делегат Ноэль Бэйкер и аме-
риканский делегат Бирнс высказали мне-
ние, что следовало бы предоставить воз-
межность для обсуждения филиппинского
предложения о созыве конференции по во-
просам печати. Однако против этого выска-
залось несколько ораторов, в том числе
представители Новой Зеландии и Франции.
Поэтому председатель согласился с мнением
большинства в отношении того, что филип-
пинская делегация должна представить до-
полнительные материалы с тем, чтобы вклю-
чить этот вопрос в повестку дня второй
части первой сессии Генеральной Ассамблеи
(которая состоится через 3—4 месяца).
	разом, Югославия избрана членом Экономи-
ческого и Социального совета.

Затем состоялось голосование с целью
определить, какие шесть членов Экономиче-
ского и Социального совета считаются из-
бранными сроком на три года.

В результате голосования избраны на трн
года Китай — 44 голоса, Перу — 43 голо-
са, Франция — 40 голосов, Чили — 38 го-
лосов, Канада — 29 голосов и Бельгия —
98 голосов.
	Далее голосованием было решено, что
членами совета сроком на два года являют-
ся: СССР — 41 голос, Англия — 36, Ин-
Дия. — 34, Норвегия — 33, Куба — 32
Чехословакия — 32. Остальные о шесть
стран — Колумбия, Югославия, Греция, Ли-
ван, Украина и СПТА —считаются избранны-
ми сроком на 1 год.
	бы вопрос был ноставлен на голосование.
	1олосование было проведено, и предложе-
	ние о включении этого вопроса в повестку
дня первой сессии Генеральной Ассамблеи
было отклонено.

Далее в прениях по докладу Общего ко-
митета выступил делегат Филиппин Лопес,
который потребовал‘ немедленного включе-
ння в повестку дня сессии Генеральной Ас-
самблеи филиппинского предложения о со
зыве международной конференции по вопро-
сам печати,

Выступивший после него сенатор Ванден-
берг заявил, что делегация США поддержи-
вает’ предложение филиппинской делегации.
Ванденберг выразил уверенность в том, что
филиппичекое предложение. будет включе-
но в повестку дня Ассамблеи во второй ча-
сти первой сессии.

Получив это заверение, Лопес заявил, что
он в настоящее время не будет больше на-
стаивать на своем предложении.

Председатель Спаак об явил, что доклад
Общего комитета о дополнительном списке
вопросов, подлежащих включению в повест-
ку дня сэссии, утвержден.

После короткого перерыза Ассамблея
приступила к общим  прениям по отчету
Подготовительной Комиссии.

Прения открыл государственный ceKpe-
тарь США Бирнс.

После Бирнеа выступил глава бразиль-
ской делегации де Соуза Дантае, который
от имени бразильского варода и правитель-
ства выразил благодарность за избранне
Бразилии в Совет Безопасности.

Вечеряее заседание закончилось выступ-
лечием чилийского делегата Бианчи,
	совершенным каждому из нас. Однако боль-
шой похвалой по адресу создателей устава
являелся то, что он принят всеми Об’еди-
ненными нациями — великими и малыми».

Бирнс напомнил те положения устава, ко-
торые обязывают членов Об’единенных на-
ций делать все от них зависящее для уре-
гулирования своих споров мирными сред-
ствами, по своему выбору, прежде чем об-
ращаться к Об’единенным нациям ¢ призы-
вом о вмешательстве, Первоочередная от-
ветственность Об’еликенных наций, сказал
он, заключается в том. чтобы «построить
прочную систему мира и безопасности, спо-
собную справиться с напряжением и тягота-
ми будущего и путем более эффективного
международного сотрудничества развивать
экономическое и социальное. благосостояние
народов всего мира»,

Первоочередная задача в предстоящие ме-
сяцы заключается в том, чтобы обеспечить
Совет Везопасности вооруженной силой, ко-
торая требуется ему для поддержания мира.
«Это должно быть сделано с помошью сле-
циальных соглашений, которые предстоит
разработать между Советом Безопасности и
государствами-членами. Мы должны начать
работать над этой задачей немедленно».

Отметив важность создания комиссии по
контролю над атомной энергией, Бирнс вы-
разил надежду, что «Ассамблея быстро
одобрит резолюцию, предложенную прави-
тельством США совместно с Соединенным
Королевством, Советским Союзом, Китаем,
Францией и Канадой, с тем, чтобы эта ко-
миссия могла начать свою работу незамед-
лительно»

Бирнс коснулся заслуг покойного прези-
лента Рузвельта, лидера Англии в войне
Черчилля и Генералиссимуса Сталина, кото-
рым мир «обязан в неизмеримой степени».
	ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). Вечером
13 января под предселательством Спаакасо-
стоялось заседание Общего комитета; коми-
тет обсудил дополнительный список вопрс-
сов, которые должны быть включены в по-
вестку AHA сессии Генеральной Ассамблеи,

В начале заседания украинский делегат
т. Мануильский заявил, что ранее был пол-
нят вопросе об. установлении отношений меж-
ду Всемирной федерацией профсоюзов и Ас-
самблеей; он предложил включить этот во-
прос в повестку дня для обсуждения, если
по нему имеется достаточно материалов,

Секретарь исполкома Подготовительной
комиссии Джебб заявил, что он беселовал с
представителями Всемирной федерации
профсоюзов и обсуждал с ними этот во-
прог. Общий комитет решил отложить об-
суждение этого вопроса до тех пор, пока
Джебб не представит отчета о результатах
своих переговоров.

Указав, что Экономический и Социальный
совет уже создан, т. Мануяльский заявил,
что можно было бы обсудить, в какой мере
Всемирная федерация профсоюзов может
сотрудничать с этим советом. Он предложил
уделить рассмотрению этого вопроса долж-
woe внимание. Кроме того, т. Мануильский
указал, что он хотел бы выслушать точку
зрения английской делегации по этому во-
просу.

Французский делегат Поль-Бонкур под-
держал Мануильского.

Английский делегат Ноэль Бэйкер заявил,
что он хотел бы воздержаться от замеча-
ний до тех пор, ‘пока комитет не заслушает
отчета о результатах переговоров между се-
кретарем исполкома Подготовительной ко-
миссии и. представителями Всемирной фе-
дерации профсоюзов. Он высказал мнение,
что самым лучшим было бы предоставить
Экономическому и Социальному совету ре-
шать, как можно наилучшим образом орга-
низовать сотрудничество со Всемирной фе-
дерацией профеоюзов. .

Председатель Спаак заявил, что, как толь:
ко будет получен отчет секретаря исполко-
ма по этому вопросу, будет созвано новое
совещание Общего комитета для его обсуж-
дения, Его предложение было принято.

Делегат США Бирнс предложил, чтобы
резолюция о ЮНРРА была включена в
пункт 17 повестки дня («Вопросы неотлож-
ной важности, включая проблему бежен:
цев») и, следовательно, передана на рас-
смотрение комитета № 2 (по экономическим
и финансовым вопросам). Точно так же, ска-
зал Вирне, резолюция по вопросу учрежде-
ния комиссии пою. контролю над атомной
энергией должна быть включена в 17-й
пункт повестки дня и соответственно пере-
‚дана на рассмотрение комитета № 1 (по по-
и вопросам и вопросам безопасно-
сти),
	ЛОНДОН, 14 января. (ТАСС). В начале
утреннего заседания Генеральной Ассамблеи
14 января премьер-министр Новой Зеландии
Фрэзер в своем выступлении отметил, что
уже состояловь несколько голосований,
имевших целью определить, какая страна—
Новая Зеландия или Югославия — должна
стать членом Экономического и Социально-
го совета. Фрэзер заявил, что Новая Зелан-
ция снимает свою кандидатуру.

Следующий оратор — английский делегат
Ноэль-Бэйкер выразил благодарность Юго-
славии и Соединенным Штатам за их теп-
лые высказывания по адресу Новой Зелан-
дии; он дал высокую оценку доблестной
борьбе Югослазии в интересах общего дела
во время войны и поздравил Югославию с
избранием. Затем состоялось голосование, в
результате которого Югославия получила 45
голосов, а Новая Зеландия — 3. Таким об-
	ЛОНДОН, 14 января. (ТАСС). На вечер-
нем заседании Генеральной Ассамблеи 14
января Спаак представил отчет о заседании
Общего комитета, состоявшемся 13 января.
Ассамблея приняла решение о включении
в повестку дня резолюций о ЮНРРА и об
учреждении комиссии по вопросу о кон-
троле над атомной энергией.

Затем выступил делегат Кубы Дихиго,
который предложил включить в первую по-
вестку дня предложение о том, чтобы Ге-
неральная Ассамблея приняла декларацию
прав и обязанностей человека и прав и обя-
занностей наций. :

Позле Дихиго выступил т. Мануильский.
Он заявил, что относится < глубоким со-
чувствием ко взглядам, высказанным кубин-
ской делегацией. Но если этот вопрос будет
сейчас поставлен на обсуждение, то при-
дется изучить много исторических докумен-
тов. «Устав, — сказал т. Мануильский, —
предусматривает право наций на самоопре-
	деление, но как оно будет истолковано, это
	нелегко определить. Если бы мы начали
обсуждение на данном этапе, то мы могли
бы оказаться в большом затруднении, на-
пример в отношении ИМепании. Испанский
народ несколько лет тому назад избрал
свое празительство. а затем появился ге-
нерал, который восстал и оспорил право
народа выбирать правительзтво, Испания
является лишь одной из многочисленных
проблем, которые нам придется разрешить.
Экономический и Социальный Совет дол-
жен сперва обсудить этот вопрос и дать
рекомендации Ассамблее».

Делегат Кубы Сиснерое заявил, что де
легация все-таки настаивает на том, что-
	ЛОНДОН, 14 янзартя. (ТАСС). Государ-
ственный секретарь США Бирнс, открывая
дебаты в Генеральной Ассамблее по докла-
ду Полготовительной комиссии Об’единен-
ных наций, заявил, что США будут «пол-
ностью ‘и от всего сердца» сотрудничать в
великой работе Об’единенных наций в инте-
резах мира,

«Функционирование организации Об’еди-
ненных наций, — продолжал Бирнс, — бу-
дет зависеть не только от формулировок ее
устава, или от принятых нами здесь про-
цедурных правил или же от личностей, ко-
торые мы изберем на руководящие посты.
Оно будет зависеть от поддержки, полу-
	ченной организацией от правительств и
народов наций, которые создали ее и кото-
рые должны ее поддерживать.

Если Об’единенные нации будут жить в
умах и сердцах наших народов, то органи-
зация будет в состоянии приспосабливаться
к изменяющимоя требованиям изменяющего-
ся мира, и она будет долговечной. Если же
она не будет иметь широкую народную под:
держку, то никакой, даже самый coBep-
шенный, устав не спасет ее, Я верю, что
Об’единенные нации будут жить».

«Об’единенные ‘нации, — сказал далее
Бирнс, — это не просто пакт между чле-
	 ОНИ, —— 34 ВЕНУ АА MIEN TEE
снами организации. Это — учреждение или
	ряд учреждений, жизнезпособных и спосоо-
ных к развитию. Используем же созданные
нами учреждения для того, чтобы помочь
друг другу восстановить потрясенный мир,
в котором сможет существовать подлинная
безопасность. Не будем чрезмерно беспо-
коиться о возможных недостатках устава
еще до того, как мы попытались работать
в соответствии с ним,

Никакой устав, который должен быть
приемлем для всех нас, не может казаться
	_ 16-е заседание
Нонтрольного совета
	в Германии
		Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР
	на цель, под углом примерно в 30 градусов
пикироз\ли, затем на высоте около четы
рехсот метров выходили из пике и бросали
бомбы. Поза бомбы летели, катер успевал
уклониться. Челноков решил прежде воето
уменьшить высоту выхода из пике. Для
этого пришатоеь заменить ззрыватели мгно-
венного действия взрывателями © замедле-
нием в 3-5 секунд, чтобы взрыв не отра-
жалея на своем самолете. Этот метод пока-
зал на полигоне точность удара: все бом-
бы с высоты 80-—100 метров ложились в
центре круга. Казалось бы, теперь ничто не
спасет немецкие катера. Но над Феодосией
получилось иначе. Соотношение наших еби-
тых самолетов и потопленных немецких ка-
	теров оказалось столь невыгодным для Нас,
что впору было возвратиться к старой так-
тике. Челноков на это не согласилея, Он
искал то, что холжкно было сделать тахтиче-
ский прием законченным и приемлемым. До
этого штурмовики пикировзли на цель по
одному. Челноков предложил групповое пи-
кирование © точным разделением задач:
кому вести прицельный отонь по катеру,
кому сбрасывать бомбы.

И вот шестерка штурмовиков, ведомая
командиром эскадрильи капитаном Бусыги-
ным, потопила в Феодосийском порту сразу
четыре торпедных катера и возвратилась без
иотерь. Так зародилось прицельное бомбоме-
тание се малых высот, решившее судьбу

_феодосийской группы немецких кораблей.
Немецкая оборона Крыма дала еще одну
тренину.

Новый метод бомбо-штурмового удара
сразу же нашел убежденных сторонников.
Новикество передалось в другие полки и ди-
визии. Мастера штурмовки вражеских ко-
раблей, нынешние Герои Советекого Cowsa
Гургенидзе, Пысин, Благодаров, Кузнецов и
другие разработали в леталях этот прием,
предложенный Челноковым во время штур-
MA крымской земли.

Почувствовав силу ударов советских
штурмовиков, немцы попыталиеь проводить
свои конвон ночью. Челноков отобрал две-
надцать наиболее умелых летчиков и на-
учил их действовать ночью. Они в кромеш-
ной тьме находили вразкеские корабли и ®т-
правляли нх на дно. Было время, когда нем-
цы держали свои корабли на предольном
радиусе действия штурмовиков, Но летчики
Челнокова настигали их и там. Противник
це более отдалил места стоянок своих су-
дов. Карающая руБа советских летчиков на-
ходила их. Челноков и его соратники суме-
ли увеличить радиусе действия «Ильюши-
ных» без подвески дополнительных бачков
с горючим. В дни освобождения от немецких
захватчиков Севастополя штурмовики Чел-
нокова успешно действовали против тране-
портов, хотя до этого считалось, что тране-
порт — нель для бомбардировщика. Нотоп-
ление летчиками Челновова 24 транспортов
й нескольких немецких танкеров подтвер-
дило, что штурмовики могут успешно ата-
ковать не тольво малые, но и крупные Ko-
рабли.

После освобождения Крыма Николай Чет-
ноков прополжал войну на Балтике’ коман-
диром авиационного: создинения. Перед лет-
чиками была поставлеза. задача — уничто-
жить специальный ордер кораблей, прикры-
вавших левый фланг немецких войск, упи-
равигийся в Нарвский яалив, Этот ордер из
12—16 вымпелов летчики называли «за-
колдованным». Уничтожив в одном нале-
те несколько кораблей, летчики в следую-
щий раз убеждалиеь. что ордер снова дей-
ствует в прежнем составе, неея в заливе
дозорную службу. Челноков разработал план
разгрома «заколдованного» ордера.

План операцаи предусматривал поетрое-
ние самолетов тремя эшелонами. В каждой
группе пары «Илов» производили бомбоме-
тание с разных сторон. Сам Челноков повел
штурмовиков в залив. Вот он, пресловутый
ордер немецких кораблей. Челнокоз не сра-
зу обрушился на него, а сперва повел сама-
лоты на запах, На кораблях решили——опае-
ность миновала. Тогда «Илы» развернулись
на 180 градусов и с0 стороны солниа кину-
‘лись в атаку. Трехелойный удар парализо-
вал зенитную оборону ордера. Первым уст-
‘ремился на корабли Челноков. Ero прикрыл
огнем из пушек и пулеметов гвардии стар-
ший лейтеначт Кузнецов. Прямое попада-
ние бомбы, сброшенной Челноковым, реши-
10 участь первого’ сторожевика. Летчики
последовали примеру Челнокова.

После еше двух налетов от «заколдован-
ного» ордера осталось четыре поврежденных
корабля, которые поспешно удалилиеь на
запад, отолив со стороны залива фланг He-
мепких войск,

Нарвский залив, остров Эзель, Кенигс-
берг, Пиллау, Дандиг, Свинемюнде, Коль-
берг... На воем этом пути ржавеют на дне
балтийском остовы немецких кораблей, по-
топленных летчиками Челнокова. Немало
уничтожено вражеской техники и на берегу.

В суровых битвах Николай Челноков от-
етаивал право наитего народа на счастье,
на свободный вдохновенный труд. Он шел в
огонь сам и вел за 60бой других ради того,
чтобы вечно сияли кромлевские  звез-
ды, чтобы вражеские крылья никогда боль-
ite не заслоняли нашего неба, чтобы наи
дети не просыпались среди ноЧи от воя си-
рен, чтобы жизнь наша стала завтра луч-
ше, чем сегодня;

Николаю Васильевичу Челнокову оказа-
ao величайшее доверие — избиратели При-
морского избирательного округа города
Ченинграла по выборам в Совет Союза вы-
двинули ого канлидатуру в депутаты Вер-
ховного Совета. Моряки балтийских кораб-
пей, стахановцы судоремонтных предприя-.
тий, рабочие Кронштадта и Ленинграда,
испытавшие страшные годы блокады и по-
знавиие радость победы над немцами,
не оптибаются в своем выборе, Они хотят
послать в высший орган власти созетекого
государетва человека, жизнь которого—0-
стойный пример беззаветного служения
	eee Г. ПАДАЛКА.
	Краснознаменный Балтийский флот. “
	лезные печки, Сейчае на берегу реки по-
явились тёплые жилые дома.

К началу нынешнего охотничьего сс”^-
на ‘работники экспедиции Дальстроя решьи-
ли выстроить на Омолоне первую школу-
интернат. Там, где сходятся промысловые
тропы, выросло большое деревянное зда-
ние, В нём живут и занимаются дети чук-
чей и ламутов из охотничьего стойбища

Басильевич Челноков
	нюм «Зчак Почета». 0 ним он и прибыл на
Балтику за год до войны с белефиннами.
За дерзкие воздушные рейды в глубь Фин-
ляндии, за точную бомбардировку военных
0б’еклов в тылу противника Николай Ba-
сильевич был награжден орденом Красного
Знамени,

На восьмыю сутки Отечественной войны
Челноков громил наступавиию  мотомех-
части немцев на Двинском направлении.

С заводских конвейеров сходили первые
партии «Ильюшщиных-2». Молва 0б отмен-
ных качествах  советекого туры Ури а
быстро дошла до летчиков. Не терпелось
получить его, освоить, обрушиться на на-
ступавших немцев. Прежде всего Челноков
выяснил, будут ли летать на этих сухо-
путныЕ малшинах морские летчики. Ему не
только ответили утвердительно, HO изв чие-
ле первых послали на завод получать их.
Когда возглавляемая Челноковым rpyana
	  тетчиков прибъита на завод. там сказали:
	—Й Прибыли вы раньше срока...

— Время не ждет, — ответил  Челно-
ков. — Очень нужны самолеты.

— На Юте опи нужнее, Сейчас посылаем
их туха. Кели хотите, перегопите туда
партию маптин. Заодно и освоите их.

Челнюков © радостью согласился. «Илью-
пряных» летели на юг. В пути их нагнала

ратиотрамма. повернуть на запад и ударить
на правом берегу Цнепра, в районе Времен-
чуга, по скоплению противника. «Совсем
хорошо, — подумал Челноков, — испро-
буем самолеты и в бою»,

В заданном районе немцев не оказалось.
«Илы» долго кружились и ничего подозри-
тельного обнаружить не могли. Челноков
с досадой приказал возвращаться. Его
стрелок, страстно ждавший штурмовки,
промолвил:

— Товарищ командир, разрешите дать
парочку очередей, хотя бы в воздух...

— Чадно, давай... Отведи душу...

И тут случилось неожиданное. Только
стрелок дал первую очередь, как небо во-
круг «Ильюшиных» покрылось разрывами
зенитных снарядов. Оказалось, что немцы
замаскировалиеь, но после первых выстре-
лов решили, что их обнаружили, что пора
защититься. В тот вечер на полях вокруг
деревни полегло более семисот немецких
солдат и офицеров.

На этих машанах, названных немцами
«Шварце тодт» («Черная смерть»), Челно-
ков воевал до конца войны. То, что немцы
имели все основания так называть совет-
ский штурмовик, подтверждают хотя бы та-
кие цифры: за восемь месяцев—— августа
1941 года по март 1942 года — один Чел-
ноков уничтожил 47 танков и бронемашия,
У зенитных и полевых орудий, две зенит-
ных батареи, 15 фургонов с боеприпасами,
два десятка автомашин, более двухсот He-
мецких солдат и офицеров. Но дело не толь-
го и не столько в этих пифрах.

Челнокоз не забывал, что он — морской
летчик. Можно ли на «Ильюшине» столь
же успепгно пускать на дно вражеские ко-
рабли? Можно ли на этой сухопутной ма-
игине действовать над водой и где-—только
возле берега или и в открытом море?

Флоту, аюмин;, стране иззеестны’ имена
знатных офицеров всех родов авиацин, 0бо-
тативиих тактику воздущной войны. Среди
этих имен мы находим и Николая Челноко-
ва, одного из создателей тактики б0м0о-
штурмовых ударов по плавередетвам врага.
(‘хелое и нёутомимое новаторство Челнокова
особенно ярко проявилось во время битвы
за Крым,

В начале 1944 года Крым еще находился
в руках немцев. На Керченском полуострове
наши десантники удерживали несколько
небольших плацдармов. Надо было не толь-
ко снабжать десантников всем пеобходимым,
но и накапливать на плацдармах вилы, спо-
собные прорвать вражескую оборону и ри-
нуться в глубь Крыма. Немцы сосредоточи-
ли в Феолосийском порту изрядное количе-
ство мелких кораблей, главпым образом
торпедных катеров, и отеюда действовати
по нашим коммуникапиям в Керченском
проливе. По ночам в проливе разгоралиеь
жаркие схватки, и часто к небу вотавало за-
рево положженного немцами сейнера, мото-
бота или баржи, лоставлявших на «Малую
землю» снаряды и консервы, патроны и га-
зеты. Летчикам-штупмовикам было прика-
зано уничтожить феодосийскую группу ко-
раблей. Нашим  штурмовикам удавалось
прорваться черзз все преграды к цели, но
быстроходные и манепренные катера ус-
кользали из-под ударов

В те лни Челноклру довелось принять тот.
самый полк, который действовал против Фео-
досин. У нового команлира полка уже был
п солилный опыт штурмовки над морем и
немалый боевой счет. Правительство при-
стоило ему звание Героя Советекого Союза.
Челноков расспрашивал летчиков обо веех
подробностях налетов ма вражеский порт,
сам слетал тула. Стало ясно: надо менять
тактику налетов, хотя она тогда и была 0б-
мопринятой. Самолеты по одному заходили
	  КОЛА-ИНТЕРНАТ НА СМОЛОнЕ
	гиры, с южного склона Отанового водораз-
дела прибывают коряки. Здесь охотники
добывают белку, горностая, лисицу и пес-
fla. Омолонская пушнина высоко ценится
в факториях — её принимают первым сор-
TOM,

До прошлого года на Омолоне не было
хомов, В станах охотнижи раскидывали па-
латки, устанавливали в них временные же-
	БЕРЛИН, 13 января. (ТАСС). 10 января
в Берлине под председательством фельдмар-
шала Монтгомери состоялось очередное за-
седание Контрольного совета. На заседании
присутствовали генерал армии Соколовский,
генерал Макнэрни и генерал Кениг. В связи
с рассмотрением вопроса об уровне промыш-
ленности в мирной экономике Германии, ко-
торая должна быть ей оставлена в соответ-
ствии с решениями Берлинской конферен-
ции, Контрольный совет постановил:

1) Производственная мощность сталели-
тэйной промышленности, которая должна
быть оставлена Германии, должна состав-
лять 7,5 млн. тони в слитках в год. Эта
цифра должна пересматриваться в целях
дальнейшего снижения в том случае, если
это окажется необходимым;

2) Разрешенное производетво стали в
Германии не должно превышать 5,8 млн,
тонн в слитках ни в одном из будущих го-
hos 623 специального разрешения Контроль-
ного совета. Но эта цифра будет ежегодно
пересматриваться Контрольным советом;

3) В соответствии с вышеупомянутой про=
граммой в Германии будут оставлены наи-
более старые сталелитейные заводы, на-
сколько это практически возможно.

На заседании Контрольного совета приняз
то былю к сведению, что на 30-м заседании
координационного комитета, которое состоя-
лось 7 января 1946 года, генерал Робертсон
довел до сведения комитета, что 22 декабря
пронтлого года в силу закона № 52 военной
администрации британские власти взяли на
себя владение и контроль над всем имуще-
ством и активами угольных шахт в британ-
ской зоне. Генерал Робертсон информировал
заседание о том, что британское правитель-
ство намерено окончательно лишить немец-
ких владельцев их прав собственности бзз
всякой компенсации,

Эти уже принятые меры не должны пред-
восхишать каких-либо будущих решений,
которые могут быть приняты относительно
управления и владения птахтами,

Фельдмаршал Монтгомери информировал
Контрольный совет ю том, что бельгийскиз
оккупационные войска в британской зоне в
настоящий момент группируются в одном
районе. Эти войска несут и будут нести
службу под командованием фельдмаршала
Монтгомери. Бельгийские ‘войска не будут
выполнять каких-либо функций военной ад-
министрации.
		Николай Челноков польталея себе это
предетавить, и воспоминания уволили его к
тодам детства. Когда после девятилетки
надо было выбрать себе профессию, ему ка-
залось, что самое лучшее — стать инжене-
po. Ente в школе он проявил незаурядные
способности в математике и в точных нау-
ках. Из всех ленинградеюих институтов са-
мых желанным показалея электротехииче-
ский. Челнокова не пугали конкуроные
экзамены и два десятка кандилатов на каж-
д0е место. Надо было так подготовиться к
экзаменам, чтобы быть первым. Днем он
работал грузчиком, штукатуром, & по вече-
рам занимался. И вот первая в жизни
победа: он принят в институт!

Он безусловно стах бы инженером, но
перех ним лежал еще один чрезвычайно 33-
MANTEL путь в жизни. Челноков © не-
окрываомой завистью смотрел на зоношей
с голубыми петлицами и к концу первого
курса уже иначе не предетавлял своего бу-
дущего, как только в авиации. Профессора
удивлялись и не понимали, почему этот
двадцатилетний юноша, столь блестяще
сдавштий экзамены в инотитут и отлично
успевающий в науках, вдруг рфепгил сме-
нить аудиторию на аэродром.

Профессора и доценты поняли это шест-
надцать лет спустя, В сентябре 1944 года
в институте из рук в руки перехавалась
газета с Указом Президиума Верховного
Совота СССР о натраждении Челнокова вто-
рой мехалью «Золотая Звезта».

— Да-да, это тот самый!.. Наколай Ва-
спльевияч Челноков...

_ — Разумеется, он! Помните, ‘как он
в уме pewat задачи п9 аналитической reo-
yenpra?

—А  ome лучше он решил задачу,
кем быть. Репгил  безоттибочно,

А через несколько дней команлир Врасно-
знаменного Ропотинекого авиационного ©о-
етинения гвардии подполковник Челноков
читал строки  взволнованното письма:
	«Ваши тоблестные подвиги во славу нашей
	великой Родины дали возможность сломить
злобного врага, сохранить жизни многих
людей, культурные и материальные цен-
ности, в том числе и ту выспгую школу,
в которой Вы учились. Сейчае жизнь в ин-
елитуте возобновилась вновь. Притили сотни
ловых студентов. Мы порлимся Вами, Ни-
колай Васильевич. и хотели бы вотретить-
ся с Вами в институте, послуптать о Bamax
боевых делах, рассказать и Вам, что мы
слелади лля возрождения института, Еще
113 желаем Вам здоровья, сил и воинеких
успехов для окончательного разгрома врага
и создания светлого будущего для народов
всого мира».

Письмо было не только «прощением» за
уход из института, но и благодарностью за
ратный труд, подтверждением целесообраз-
ности и значимости того, что он делал на
протяжении всех элих шестнадцати лет,

Как быстро они пролетели! Шестнадцать
лог назад он впервые сел в самолет «Р-1»
и 0 скоростью в 120 километров в час,
скоростью, казавшейся ему тогда непости-
лимой, взмыл над еевастопольскими бух-
ами, В прозрачной лымке бирюзой отли-
Pada нообозримая даль Черного моря. Да,
он будет мороким летчиком!

После окончания военно-теоротической
школы летчиков его оставили в ней ин-
струютором, Он обучал курсантов, И сам он
пе ночам штулировал книти и журналы,
альбомы и каталоги, всё то, что приходило
по почте в Ейск или завозилось приезжими.

День доотказа заполнялея учебными по-
лотами и занятиями в классах, вечера от-
давались работе в Ейском городском совете,
в который Челноков был избран депутатом.
Зв годы работы инструктором  Челноков
проявшл еще одно качество, столь необхо-
Димоо каждому командиру: уменье воспиты-
выть полчиненных. В школе он обучил
сотни летчиков. Разные характеры и спо-
собности были у них. И Челноков всякий
раз умел находить правильный путь в
сортцу своих питомцев, безопибочно опре-
Шлях вс6 лучшее в их характере, все то,
10 следовало развить. Всё это очень по-
Могло. ему потом, в годы войны, когда он
комапловал частью, соединением, когда К
нему прибывали молодые летчики, которых.
нахо было учить не в школе, а ‘на фронте.

Примечательно, что, несмотря на чрез-
вычайно сложные и опасные запачи, вы
палавшие на долю учеников Челнокова, из
цих мало кто погиб. Каждую утрату, даже
неиэбожную, Челноков переживал чрезвы“
чай остро. Он доискивалея причин, бес-
пощаитый к себе и другим. Работа инструк
тором в Ейской игколе научила ето беречь.
люлей. За успешную подготовку летчиков
правительство наградило его первым орде-
	МАГАДАН, 14 января. (ТАСС). Омо-
Лон — большая река, названная в древние
вромена местными жителями по имени на-
power богатыря. Сюда важдую зиму сте-
ваются досятки охотничьих бригад из кол-
хзов Крайнего Севера. В истоку Омолона
а озеро Ирувал приходят ламуты, © гор-
ной реки Ушаракчана спускаются чукчи,
1 ротам Келону и Олоя промышляют юка-
			ВАШИНГТОН, Ш января. (ТАСС). Ан-
гло-американская комиссия по изучению
вопроса об иммиграции евреев в Палестину
сообщила, что она намеревается закончить
свою работу в Вашингтоне 14 января и вы-
ехать в Англию 18 января. Заседания ко-
миссии в Лондове будут происходить с 25
no 31 января, после него комиссия напра-
вится в континевтальную Европу. Ожидают,
что комиссия выедет в феврале в Палестину
после недолгого пребывания в Каире,

На сегодняшнем заседании комиссии
ученый Эйнштейн резко критиковал англий-
ское правление в Палестине, заявиз, что
Англия намеренно разжигает вражду меж-
ду арабами и евреями, чтобы сохранить свое
господетво. Эйнштейн сказал, что контроль
организации Об’единенных наций над Па-
лестиной улучшил бы положение, ибо при
английском контроле «невозможно найти
реальный ответ». Эйнштейн заявил, что ко-
миссия является «дымовой завесой».

Американские члены комитета Хатчесон
и Крэм резко возражали против заявления
Эйнштейна, заявив, Что комиссия искренне
добивается решения вопроса и что о ней
следует судить по ее делам.

Эйнштейн сказал далее, что честные по-
пытки. поощрить арабско-еврейское сотруд-
ничество улучшили бы положение, и обви-
нил англичан в том, что английское коло-
ниальное правление основывается на экс-
плоатации местных жителей и сотрулниче-
стве с предателями вроде иерусалимского
муфтия, который сумел  притти к власти.
вопреки желаниям арабских масс. Эйн-
штейн возражал против создания еврейско-
гс государства, считая его анахронизмом.

Директор института По арабо-американ-
ским делам Тотейх выступил с простран-
ным заявлением, в котором возражал про-
тив требований евреев в Палестине. Тотейх
призывал к англо-американекой дружбе с.
арабокими государствами, заявляя, что в
противном случае арабы «могут переменить
ориентацию». Английский член комиссии
Кроссмэн обвинил Тотейха в гопытке шан-
тажировать комиссию.

В последние три дня рукозодители еврей-
ских организаций в большинстве продолжа-
ли призывать к возобновлению иммиграции
‘евреев в Палестину. Однако председатель
«Американского совета в затциту юдаизма»
Розенвальд выступил против создания ев-
	 реиского национального очага.
	Представитель протестантокой ортаниза=
ции «Северо-американская конференция мис-
сионеров за граннцей» канадец Олбрайт так-
же возражал против создания еврейского
очага. в Палестине, утверждая, что это не-
справедливо по отношению к арабам, и на-
стаивал на том, чтобы социальный и эконо-
мический совет ЮНО разрешил в будущем
эту проблему. ;

Американские члены комиссии Крэм и
Макдональд и английский председатель ко-
миссии Синглтон выступили с возражениями
против взглядов Розенвальда, считая, что
это привело бы к задаржжке в решении про-
блемы.

Председатель организации «Комитет аме-
риканских евреев» Проскауэр призывал к
немедленному открытию доступа в Пале-
стину для 100 тыс. еврейских беженцев,
Проскауэр предложил установить, опеку ор-
ганизация Об’единенных наций над Палести-
ной для развития независимого демократи-
ческого государства, которое предоставит
равные права арабам и евреям.

——
МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

YRDOHUKA
	(По сообщениям иностранных
радиостанций)

$ Обозреватель лондонской газеты «Ив-
нинг ныос» пишет: «Англия строит флот ги-
гантских авианосцев, включая новые «Арк
Ройал» и «Игл». В соответетвии с секрет-
ной программой работ по строительству фло-
та Англия надезтся иметь около 30 ©овре-
менных авианосцев, которые через несколько
месяцев будут готовы к плаванию». «Когда
программа будет выполнена, то Англия бу-
дет иметь основу своего флота мирного вре-
мени». Корреспондент заявляет, что каждый
из кораблей водоизмещением 45 тыс. тонн,
которые будут называться «Мальта», «Гиб-
ралтар» и «Новая Зеландия», будет нести
более 100 самолетов.

#: Морское министерство САША об’явило,
что Соединенные Штаты будут иметь семь
флотов: три в Тихом океане, три —в Атлан-
тическом и один — в Средиземном море. Ба-
зой Тихоокеанского флота будет Пирл-Хар-
бор. В состав трех тихоокеанских флотов
войдет 1.000 кораблей разных классов.
Командующим американским средиземно-
морским флотом назначен адмирал. Хьюит.