марта 1947 г., четверг, № 61 (2545)
	‚ Моряки повышают
свои общеобразовательные`
знания
	Война прервала учебу многих молодых
моряков. Они не уапели закончить школу,
Теперь молодые матросы и старшины про-
являют большое стремление восполнить
`свой знания, наверстать упущенное.

На кораблях и в. частях Балтийского
флота организовано свыше 400 групи, в
которых много матросов и старшин
обучается: по программе средней школы.

К преподавательской работе привлечены
наиболее подготовленные офицеры, старшич
пы и матросы, члены семей военнослужач
щих. Значительная часть их — коммунич
сты и ‘комсомольцы. В отдельных соединеч
ниях имеются старшие преподаватели —
методисты, отвечающие за организационя
ную и методическую подготовку веех проч
подавателей. Помощь обучающимся оказых
вают также отделы народного образования,
учителя подшефных икол, Таллинский ин-
ститут по усовершенствованию учителей:

Большую помошь в повышении каче
ства учебы оказывают партийные и коме
мольские организации. На кораблях, где
сокретарями партийных организаций crap.
ший Матрое Михайлик и младший  лейтеч
нант Кольченко, к отстающим прикрепая-
ются коммунисты, на заседаниях бюро 8
присутствия претодавателя заслушивают-
ся сообщения коммунистов и комсомольцев
06 их ‘учебе. Комсомольская организация
Н-ского подразделения кораблей даже в
время тральной кампании не допустила
‘перерыва в общеобразовательной подтотов-
ке матросов. Ha пирсе пункта Н. была 009-
рудована палатка. Здесь в свободное от
траления время проводились занятия,

Помимо существующих в соединениях
флота постоянных групп, около двухсот
военных моряков ‘посещает 4 раза в неде
лю среднюю шкалу рабочей молодежи B
Таллине.

Повышение моряками своих общеобразо-
валельных знаний способствует их боевой
п политической подготовке. Матрос траль-
шика Н.т. Митаев стал. передовиком поли-
тяческой учебы.  Другому матросу, т. Фи-
лину, трудно было изучать свою’ специаль-
ность. электрика. Хорошо ‘усвоив” матема-
тику и получив знания по’ физике, он сей-
час является отличником боевой подготов-

ги. Таких примеров много.
Ал. ЛАНИЛОВ.
	Балтийский флот.
	Изучение боевого
опыта
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 марта. (По теле-
графу). В. Краснознаменном соединении
торпедных катеров. организовано изучение
офицерами боевого опыта, накопленного в
тоды Отечественной войны. Большую 1о-
мощь в Этом оказывают молодым офицерам
Терои Советского Союза Алексеев, Павлов,
УКелваков. и другие.

За последнее время прочитаны’ лекции
о набеговых действиях торпедных катеров,
о взаимодействии катеров © авиацией, о
действиях катеров в ночном бою,

Недавно в одном, подразделении офицеа
ры Урвачев, Спиридонов и Смирнов сдела-
ли доклады о действиях торпедных. катеров
на вражеских коммуникациях.
	Подготовка водителей
автомашин
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 12 марта. (По
телеграфу от корр. ‘«Красного Флота»).
сенью прошлого’ тода в части капитана
Яновского были организованы KpaTKocpot-
ные курсы зодителей автомашин. Препо-
давание на курсах велось силами odule-
ров — командиров подразделений. На кур-
сах занимались молодые матросы. В ‘tete-
ние трех месяцев они изучали ‘устройство
автомобиля, ого эксплоатацию, правила
уличного движения.

Все матросы успешно зажончили курсы
водителей и сдали государственные экЗа-
мены на право вождения автомашин. После
стажировки им будут вручены водитеть-
ские права.
	porax— 17,5 млрд. руб. Одной из’ задач
плана текущего года является удвоение
размеров жилищного строительства 18
сравнению с 1946 годом.
Вырастут в текущем году ассигнования
на  социально-культурные мероприятия;
Утвержденный Верховным Советом CCCP
государственный бюджет нд 1947 rox
предусматривает расходы на эти цели в
сумме 107,1 млрд. руб. против 80,4 млрд.
руб. в 1946 г. Расхолы на просве*
	щение уже в текущем году намного превы-
CHT довоенный ‘уровень. Удваивается 0б’ем
	ъилищного строительства.
В текущем году булет сделан важней.
	щий шаг по пути реализации постановления
	Нленума ЦК ВКП(б) «0 мерах пол’ема сель-
	ското хозяйства в послевоенный период».
	Пленум ЦВ ВКП(б) поставил задачу: 0бе-
	спечить такой под’ем сельского хозяйства,
	который позвелил бы в кратчайший со
создать обилие продовольствия для’ нашего
населения, сырья для легкой промышлен“
ности и накопление необходимых государ“
ственных продовольственных и сырьевых
резервов. В 1947 году посевные площади
будут расширены на 10 млн. гектаров, при
этом урожайность зерновых должна повы-
ситься на 26 проц. Пленум ЦК ВКП)
потребовал от партийных и советеких 0р1а-
низаций принять меры ‘к тому, чтобы BI
становить и превзойти к концу 1948 года
довоенный уровень поголовья крупного 10-
татого скота, овец, коз, а к концу 1949
года — и уровень поголовья свиней. Ужев
текущем году намечено увеличить  пого-
ловье крупного рогатого скота до 52 мт,
толов, овец и коз—до 84,7 млн. голов. о-
становление Пленума ЦЕ ВКП(б) является
новым свидетельством заботы партии
Ленина—Оталина о повышении материал
ного уровня жизни советского народа.
Большевистская партия, советекое Mpa
вительство и лично товарищ, Сталин прояз-
ляют неустанную заботу о нуждах совет
ского народа, принимают меры, ‘чтобы B KO
роткие сроки преодолеть трудности после
военного периода. Реализация намеченной
партией и правительством программы в%-
‚становления и развития народного хозяйст:
‘за СССР значительно повысит материаль

т
Е
	ный и культурный уровень жизни 86910
советского народа.
	Доктор экономических наун, профессор ‘т
АЙ, ПИФИЦ >

Труппо
	Освоение опыта Великой Отечественной
	войны приносит наибольшие результаты,
	если летный состав и руководящие офице-
ры изучают не только операции вообще, но
и отдельные элементы боя, тактические
приемы противника. В этой статье я и’ хо-
чу осветить отдельные тактические прие-
мы, которые позволят нашим истребителям
противовоздушной обороны добиваться ус-
пеха в бою с бомбардировщиками.

Известно, что современные бомбардиров:
щики обладают. мощным оборонительным
огнем. Особенно сильно защищена у них
задняя полусфера, Пушки и пулеметы рас-
положены У них так, что экипаж может вез
сти огонь одновременно из нескольких уста-
новок. Еще более эффективен огонь, когда
бомбардировщики идут группой и взаимно
поддерживают друг друга, перекрывая
«мертвые» сектора.

Опыт показал, что атака большой груп-
пы бомбардировщиков, в особенности если
	она еше прикрывается истребителями, весь-
	ма трудна и требует от’ истребителей про-
	‘тивовозлунтной 0бороны подлинного искус-
	ства. Они должны искать новые, более со-
вертенные приемы, которые позволяли бы
		CBOBOAHAR NAPA
				вая лобовая
атака
	ной группе эшелона «Юнкерсов», направ-
лявиеихся на бомбардировку переднего края
наших войск. Из 9 бомбардировщиков 3 сра-
зу были уничтожены, а два получили тя-
желые повреждения и вышли из строя.
Удар был нанесен так молниеносно, что не-
мецкие истребители и экипажи бомбарди-
ровщиков даже не успели оказать сопротив-
ления.

Ветречному лобовому удару истребите-

лей. шедших под ракуреами М—/, про-
	тивник обычно противопоставлял - HOCOBOS
	турельное оружие. Оружие на жестких YC-
тановках летчики. немецких бомбардиров-
щиков, шедших в строю, как правило, не
применяли, чтобы не нарушить строй. По-
этому вся оборона возлагалась немцами на
истребители прикрытия, которые неболыти-
ми группами располагались с разных ето-
рон. Истребители же прикрытия обычно или
не успевали, или не рисковали выйти вие-
	ред, чтобы отразить первую атаку, так вав
	боялись оставить бомбардировщики. совер-
пгенно без защиты, Те же, которые успева-
ли выйти в контратаку, легко отсекались
двумя— четырьмя нашими самолетами, вхо-
хившими в группу свободного боя.
						ДОСТОЙНО ВСТРЕТИМ
	= 30-ю ГОДОВЩИНУ,
`’ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
		ное сбережение.
корабля _
	в ` Более серьезный урок преподал он глав-
	ному старшине, когда обнаружил, что тот
довел уровень воды в котле до минималь-
ного.

— Bee st начинается с пренебреже-
ния к инструкции, — говорил Яковенко.—
Если в котле мало’ воды, то’ дымогарные
трубы раскалятся и, когда пустишь горя-
чую воду... .

0 последствиях такого несоблюдения ин-
струкции Васильев рассказал уже сам. По-
сле этого случая он перестал легкомысленно
относиться к инструкциям. Больше того,
Васильев стремился и от матросов добивать-
ся сознательного их выполнения.

Охнажды потребовалась какая-то деталь.
Четыре дня командир БЧ-У искал ее среди
запчастей и ‘не мог найти. Тогда и пришла
ему в голову мысль: составить опись. Те-
перь на корабле любую деталь разыскать
просто: посмотрел опись — и открывай
ящик, в котором деталь лежит.

За тох корабль прошел’ 8.650 миль, и?
	них 1.859 © трозлом. Прошел 6e3 единой
	поломки механизмов. Пятая боевая часть
никотда не подводила командира.
жа
В каюте становилось тесно. Собрались
друзья Яковенко — инженер-механики 60-
седних кораблей.
Прибыли инженер-капитаны 2 ранга
	Пузанов и Саблин — представители штаба
	флота: Первый из них еще десять лет назад
получал этот самый приз, когда был
	командирюм ЪЧ-У подводной лодки. Уже
	тогда он выделялея среди других инженУр-
механиков. А какой опыт он приобрел на
войне! К его советам и указаниям Яковен-
ко всегда особенно пристулгивалея. Это ин-
женер-кзалтитан 2 ранга Пузанов научил
ero me пренебрегать «мелочами», давать
больше. практики матросам и старшинам,
чаще имитировать повреждения, пробоины,
пожары, чтобы обстановка на учении как
можно больше была похожа на ту, Ч в
бою. .
В одном из походов было так. ры
тралил, Яковенко находился на своем
командном пункте. Вдруг из второй маши-
ны доложили: «Пробоина! Вода быстро при-
бывает! От взрыва — ножар!». Почти одно-
временно старшина 2 статьи Орлов доло-
жил 0 большой «пробоине» в районе две-
налцатого. шпантоута. Яковенко отдал чет-
кие приказания; В трюмах корабля шла
упорная борьба за живучесть. Как потом
оказалось, во второй машине посредники от-
крыли кинтстон охлаждения и зажгли ды-
мовую шталику. Погас свет. В полной тем-
ноте машинисты ‘услышали шум воды и
шипение шашки и быстро предприняли не-
обходимые меры.

На этом учении присутетвовал и инже-
нер-капитан 2 ранга Саблин: Разбирая дей-
ствия матросов ‘и старшин, он похвалил их
за находчивость и быстроту. Несколько раз
заходал он на корабль и после: проверял,
спрашивал, советовал. И это помогало до-
биться успеха. _

Между тем был дан сигнал «большой
сбор». Личный состав выстроилея в парал-
ной форме. Инженер-капитан 2 ранга Саб-
лин передал приз командиру БЧ-У.

После официальной части торжества
матросы и старины плотным кольцом 0б-
ступили стол, на котором стоял приз. Они
смотрели на сверкающий никелированныееи
деталями под стеклянным колпаком миниа-
тюрный паровой котел.
	Младший лейтенант А. КРЫСОВ.
Тихоокеанский флот.
	классического троеборья показал 312,5 ки-
лограмма.
	Два рекорда Приморского края в толчке
	двумя руками и в сумме троеборья устано-
вил также штангист полутяжелого веса ка-
питан-лейтенант Герман.
	Награда за отличное.
	T ехники
	Обязательства,
судоремонтников
	ЛЕНИНГРАД, 12 марта. {По телефону
от корр. «Красного Флота»). Призыв пере-
довых ленинградеких предприятий выпол-
нить годовой. производственный ‘план к
30-й толовшине Великой Октябрьской
	Социалие тической певолюции колл ектив
	Н-ских судоремонтных мастереких зстре-
тил с большим под’емом: План первого. го-
ха новой сталинской пятилетки мастерекно
выполнили наз 106 проц. Теперь. коллекляв
обязался выполнить производственный
план 1947 года пою валовой продукции к
7 ноября и добиться значительного повышие-
ния производительности труда.
	Коллектив судоремонтников принял 99-
ращение ко всем организациям и прелприя-
тиям с призывом поддержать инициативу
передовых предприятий города ФЛенина и
включиться в социалистическое соревнова-
ние за досрочное выполнение второго года
новой сталинской пятилетки.
	По почину
ленинградцев
	ТАЛЛИН, 12 марта. (По телефону от
корр. «Нрасного Флота»). Призыв рабочих
и служащих передовых’ ленинградских
предприятий — в честь 30-летия  совет-
ской власти выполнить & 7 ноября план
нынешнего‘ года =— нашел горячий отклик
среди  производственников  Таллинского
морского завода.

На общем собрании коллектива поем-
приятия стахановцы КВадак, Кийск, Рома-
нов и другие сообщили о единодущном
решении пехов, тде они работают, вклю-
читься в предоктябрьское социалистиче-
ское соревнование. Это <тало теперь реше-
нием всех рабочих, служащих и инженер-
но-технических работников завода. Вету-
ная в соревнование, коллектив Талтинского
морекото завода обязалея выполнить К
7 ноября план второго тода новой сталин-
	ской пятилетки, досрочно и с высоким ва
	чеством завершить зимний ремонт кораб-
лей. /
oe
	Сбор секретарей
` комсомольских организаций
графу). В соединении, где помощником на-
чальника политотдела по комсомолу капи-
тан Востров, проведён восьмидневный сбор
секретарей‘ первичных комсомольских ор-
танизаций. Участники сбора прослушали
лекции и доклады о международном положе-
нии, 0 Новом пятилетнем плане и’ ходе его
выполнения, 06 экономическом и полити-
ческом положении СССР.
	Большинство участников сбора впервые
‘избрано на руководящую  комсомольскую
работу. Поэтому ‘основное внимание было
	‘уделено вопросам их практической деятель-
		РАССКАЗ СТАРОГО
МАТРОСА
	Военных моряков Н-ской части посетил
участник восстания на броненосце «Потем-
кин» старый матрос Владимир Федорович
Оргчинников.
	Б беседе с личным составом т. Овчин-
пиков поделился воспоминаниями о службе
	‘в царском флоте. о. подробностях восстания
	на броненосце «Потемкин». В заключение
Владимир Федорович Овчинников призвал
советских моряков отлично учиться,
неустанно крепить воинскую дисциплину.

Собравшиеся тепло поблагодарили старо-
Го моряка за’ его интересный рассказ.
		Черноморский флот.
	От корреспондента «Красного Флота»
	РЕКОРДЫ ТИХООКЕАНПЕВ
	Метеосводка, сообщала уже известное: в
море — шторм и крайне опасная для пла-
вания ледовая обстановка. Трудным выдал-
ся этот переход. В начале пути корабль
попал в полосу густого. снегопада, и экипа-
ку пришлоеь фаботать почти велепую.
А впереди ждали новые и еще большие
трудности.
	_ Командир вызвал. боцмана. Он подробно.
раз’яенил, что закрепить, какие инетрумен-
	ты припасти для скалывания льда. Нотом
вместе со пгтурманом командир наметил
наименее опасный курс, а еигнальщикам
напомнил, чтобы © появлении крупных
льлин прелупреждали своевременно.
	Корабль пошел на север. И, как неодно-
	кратно до этого, экипаж преодолел все труд-
ности.

В базе на корабль прибыл флагманский
инженер-механик т. Пузанов. Первым B0-
просом его было: целы ли винты? Коман-
дир ответил, что винты целы. Он маневрои-
ровал среди льдин, давал одновременно
одной машине ‘передний, другой — задний
ход, и ‘наоборот. Пятая боевая часть обеспе-
чивала любой ход корабля.

— Значит, все правильно, — сказал
флагманский инженер-механик. — Будем
вручать зам приз.

И тогда капитан-лейтенант Прусаков по-
HAT, UN) неспроста инженер-катитан 2 ран-
га Пузанов посетил корабль и интересовал-
ся работой маптинистов. Он хотел еще раз
убедиться, в надежные ли ‘фуки пере-
дается приз. Претендентами на него были
все корабли Тихоокеанского флота.

Капитан-лейтенант Прусаков вопомнил,
как старигий техник-лейтенант о Яковенко
пришел на Корабль. В первое время-он кое-
кому не понравился. Он казался нелюди-
мым, слишком педантичным, обращал че-
тесчур большое внимание на различные
мелочи, подолгу возился с составлением до-
зументов и отчетов. Однажды командир
услышал, как Яковенко делал замечание
матросу за то, что тот не почистил медные
части машины. Инженер-механик подробно
рассказывал матросу 0 том, что служба на
корабле по сути дела слагается из мелочей
и ни одной из них нельзя упускать из виду.

Чем. больше командир присматривалея к
инженер-механику, тем больше убеждался,
что первое впечатление о командире БЧ-У
было ошибочным. Матросы и старшины
очень ревностно выполняли все приказания
Яковенко. На учениях и в походах механиз-
мы ни разу не скисали. В самых трудных
условиях люди работали, не жалея сил.

Служил у Яковенко главный старигина
Васильев. Технику он знал. хорошо, однако
недооценивал значение знания инструкций.
Он утверждал, что опытному специалисту
инструкции совершенно не нужны. Коман-
дир БЧ-У не мог мириться с тем, чтобы его
подчиненный имел столь неправильное мне-
ние. Но как изменить его? Командир кораб-
ля знал, как в таких случаях поступает
молодой, малоонытный офицер: он прика-
зывает. Подчиненный, конечно, выполняет
этот приказ, но, не будучи убежденным, по-
чему необходимо безупречное знание инет-
рукций, забывает о них. Иначе поступил
Яковенко. Он контролировал вее действия
старшины и при всяком удобном случае по-
казывал ему роль инструкции в безотказной
работе’ механизмов. Однажды Васильев за-
был открыть клапан кингетона охлажде-
ния-главного двигателя.

_ Когда‘ знаешь инструкцию, то “He
забудешь, -—— сказал Яковенко. — А сейчас
вы могли допустить перегрев двигателя:
1030р, ла`и ло аварии было недалеко.
	ТИХООКЕАНСВИЙ ФЛОТ, 12 марта. (По
телеграфу). На пятнадцатой зимней спар-
такиаде Тихоокеанского флота старший
лейтенант Рогачев установил два новых
рекорда Тихоокеанского флота в среднем
весе. Он выжал 100 килограммов, в сумме
	EE Tp
и —
	Встречный бой длится. очень короткое
время — всего 4—5 секунд. Разность на-
правлений и большая скорость истребите-
лей, наносящих удар; не дают возможности
прикрытию вступить `в активный бой. По-
этому такой удар истребителей противовоз-
душной обороны можно назвать неотрази-
мым. Эффективность его будет намного боль-
ше, чем эффективность удара истребителей
с других направлений.
	Радиолокационная техника в настоящее
время позволяет обнаружить самолеты про-
тивника на большом расстоянии от баз и
об’ектов, охраняемых авиацией противовоз-
душной обороны. Во-время поднять истре-
бители, расставить их в воздухе и четким
управлением с земли закрыть все пути под-
хода — задача командиров. Но в тот мо-
мент, когда посты наблюдения навели ист-
ребители на врага, успех Зависит полностью
от летчиков; от их мастерства и выдержки:
И этому нало изо дня в день учить молодых
летчиков. Надо помнить, что удар большой
группой истребителей в плотном строю
представляет немалые трудности и BO3MO-
жен лишь при хорошей групповой слетан-
ности. \
	В ходе повседневной боевой подготовки
надо учить летчиков одновременно вести
отонь и маневрировать в строю группы. Та-
кая учеба должна проводиться, начиная с
отработки пары, затем четверки, шестерки
ит. д. 0с0бое внимание следует уделить
обучению молодых летчиков умению . дер-
жаться в плотном строю и вести огонь по
команде ведущего. Это. и будет означать
обучение тому, что нужно на войне. Бы-
валые летчики, участвовавшие в групповых
боях во время Отечественной войны, могут
оказать молодым летчикам неоценимую по-
МОЩЬ.
	‚ Герой Советского Союза
гвардии подполковник. В. ГОЛУБЕВ.
	Развертывание кооперативной торговли
в городах и поселках, организация коопе-
рацией закупок сельскохозяйственных про-
дуктов в пунктах их производства и прода-
жа их в городах и поселках непосредетвен-
но потребителю увеличивают ресурсы то-
варооборота, улучшат снабжение городеко-
го населения, умножают доходы колхозни-
ков. Вовлечение дополнительных товаров в
оборот ведет к снижению цен, к повыше-
нию реальной заработной платы и укрепле-
нию советского рубля,

Выполняя решение правительства от
9 ноября 1946 года, потребительская ко-
операция уже открыла в городах и поселках
около шести тысяч магазинов. и ларьков.
В ассортименте товаров, поступающих в
продажу через эти магазины, имеются мясо,
колбасные изделия, рыба, соленья и другие
продукты. :

Наряду с потребительской кооперацией
развернула свою сеть кооперация инвали-
дов и промысловая кооперация. Появились
в городах магазины и ларьки местной госу-
дарственной промышленности. Это—только
начало большого дела. Кооперация и мест
ная промыпьенноеть далеко еще не ис-
пользовали всех ресурсов нашето хозяй-
ства.

Народнохозяйственный ‘план второго го-
да послевоенной пятилетки предусматри-
вает значительный‘ рост товаров пирокого
потребления. По сравнению ¢ 1946 годом
продукция легкой и текстильной промыш-.
ленности в 1947 году увеличится не менее
чем на 27 проц. Производство хлопчалто-
бумажных тканей возрастет на 42 проц.,
шерстяных — на 30 проц., кожаной’ обу-
ви — на 42 проц., чулочно-носочных из-
делий — на 73 прец. Одновременно © этим
значительно расширится ассортимент и по-
высится качество выпускаемых изделий,
Такой высокий теми роста производетва,
несомненно, уже в этом году заметно ека-
жется на улучшении снабжения населения
промышленными и продовольственными то-
валами.

Увеличивается также производетво про-
довольственных товаров: сахара — на
94 пооп., рыбы — на 33 проц., мяеа —
на 17 проц, маела растительного — на
17 проц., масла животного — на 12 проц.

Розничный товарооборот государственной
‚и кооперативной торговли должен соета-
вить в 1947 тоду 325 млрд. руб.. в том
числе оборот кооперативной торговли в то-
	эффективно воздействовать на бомбардиро-
вочную авиацию противника.

В годы Отечественной войны мы уделяли
очень много внимания поиску новых так-
тических методов борьбы с бомбардировщи-
ками. Каждый бой становился предметом са-
мого тщательного анализа. И в результате
обсуждения рождались и совершенствова-
лись приемы ведения боя, не раз приносив-
шие нам. победу. Во время войны мы при-
шли, в частности, к выводу, что для успеш-
ного отражения воздушного налета выгодно
применять метод встречной групповой ата-
ки в лоб бомбардировщиков, идущих в плот-
ном строю. Но встречный лобовой удар воз-
	 можен до опфеделенных скоростей. Он тре-
	бует большого мастерства пилотирования и
ведения огня, выдержки.

Группу для такого удара мы строили еле-
хующим образом: шесть-— восемь истребите-
лей в строю левого или правого пеленга (в
	зависимости от условий нанесения удара)
	шли на малых интервалах и дистанциях и
с 800—1000 метров одновременно откры-
вали по противнику огонь с передней по-
	лусферы под утлом 15—20° сверху и ра-.
	курсом от Ъ4 (м. схему). затем ‘самолеты
	  проскакивалй на высоте ло 100 м над про-
	ТИВНИКОМ И © УГЛОМ Habopa уходили в Ke-
		Мощный совместный огонь, обрушенный
по наиболее ‘уязвимым частям самолетов про.
тивника (кабины пилотов, моторы, бензоба-
ки), обычно приводил к тому, что 40—50
проц, из 9—12 бомбардировщиков против-
ника уничтожались или получали такие по-
вреждения, которые не позволяли им в даль-
нейшем выполнить задание. KpoMe непо-
средетвенно огневого воздействия лобовая
атака эффективна и потому, что ослабляет
моральный дух противника. ›

Весной 1945 года в боях ва Кенигеберг
шестерка истребителей-гвардейцев в плот-
SOM строю сверху в л0б ударила по голов-
	итоги выполнения государственного плана
1946 года.
	В минувшем году наша страна в основном
завершила послевоенную нерестройку про-
мышленности. 3a год валовая выработка
гражданской продукции увеличилась на
20 процентов. Производство хлопчатобу-
мажных тканей возросло на 17 проц., шер-
стяных — на 30 проц., кожаной обуви —
на 28 проц., чулочно-носочных изделий —
на 48 проц. Население получило в
1946 году: мяса — на 18 проп., масла жи-
вотного — на 69 проц., хлеба и булочных
изделий — на 24 проц, больше, чем в
1945 году.
	Увеличение рыночных ‘фондов промыш-
ленных и продовольственных товаров бла-
гоприятно сказалось на развитии советской
торговли. В 1946 году об’ем товарооборота
увеличился на 30 проц. (в сопоставимых
ценах), при этом продовольственных товз-
ров продано на 15 проц., а промышлен-
ных на 85 проц. больше, чем в 1945 году.

Партия. и правительство провели ряд ме-
Топриятий по развертыванию советской
торговли. Осуществлен переход к новым
государственным розничным ценам. на про-
довольственные товары, значительно сбли-
зились уровни пайковых и коммерческих
цен, приняты меры к развитию коопера-
THBHOR торговли в городах. предметами ши-
рокого потребления и продовольствия и ко-
оперативного производства.

‚Ярким проявлением сталинской заботы
0 нуждах народа является постановление
Совета Министров СССР от 23 декабря
1946 года «0 мероприятиях по ускорению
под’ема государственной легкой промыш-
ленности, производящей предметы широ-
кого потребления». Нравительство- намети-
10 ряд важных мероприятий, которые долж-
ны обеспечить быстрое развитие этой от-
расли народного’ хозяйства.
	Фначительное расширение производства
товаров широкого потребления на предприя-
тиях местной и кооперативной промышлен-
ности предусмотрено решением Совета Ми-
нистров СССР от 9 ноября 1946 гола: В
	‘1947 году на предприятиях потребитель-
	ской кооперации должно быть произведено
товаров на 6,1 миллиарда рублей. Пред-
приятия промысловой ^кооперации обязаны
произвести для широкого потребительского
рынка товаров на 14,7 млрд. рублей (в це-
нах 1932 тола).
	Сталинская забота
о нуждах советского ‚нарола
	Беликая Октябрьская социалистическая
революция является единственной B HCTO-
рии человечества революцией, которая «...не
только разбила оковы капитализма и дала
народу свободу, но успела еще дать народу
материальные условия для зажиточной жиз-
ни. В этом сила и непобедимость нашей ре-
волюции» (Сталин).

За тоды советской власти неизмеримо
вырос жизненный уровень советского на-
рода. Осуществаение ленинско-сталинской
политики индустриализации страны и кол-
лективизации сельского хозяйства привело
трудящиеся массы нашей страны к кулЬ-
турной и зажиточной жизни. В стране были
ликридированы экоплоататорекие классы,
уничтожены эксплоатация человека чело-
	веком, безработица и нищета. значительно
	увеличилась численность рабочих и служа-
щих в наролном хозяйстве, намного возрос
их фонл заработной платы, повысились на-
туральные и денежные фонды колхозников.
Огромные средства затрачивалиеь государ-
ством на обслуживание культурно-бытовых
и других потребностей масс—на образова-
ние, здравоохранение, культурно-проевети-
тельные мероприятия, помощь нетрудоспо-
собным, ‘на жилищное и коммунальное
строительство.

В голы сталинских пятилеток увеличи-
лись размеры личного потребления трудя-
щихся. Одним из показателей этого являет-
ся розничный товарооборот страны. Если
в 1928 голу было продано товаров населе-
нию на 11,7 млрд. рублей, то в 1940 го-
ду — на 175,5 млрд. рублей.

_ Вероломное нападение гитлеровской Гер-
мании на СССР прервало этот процесс. Что-
бы отстоять великие завоевания Октябуь-
	ской революции, честь, свободу и независи-
	мость нашей Родины, советскому народу
пришлось перенести большие материаль-
ные лишения и пойти на великие жертвы
для достижения победы над врагом. Война
принесла нашему народу неисчислимые бед-
ствия.

Но в самых трудных условиях войны
‘партия и правительство делали все возмож-
“ное ‘чтобы облегчить народу тяготы войны,
	проявляли неустанную заботу о нуждах на-   до 33,5 млн. человек в 1950 году, рост
	фонда зарнлаты рабочих и служащих на’
90 с лишним миллиардов рублей, причем
среднегодовая зарплата повысится до 6 тык
сяч в 1950 году против 4.054 рублей в
1940 году. Укрепление общественного хо-
зяйства в колхозах, рост производительно-
сти колхозного труда, повышение урожай-
ности зерновых и технических культур,
под’ем животноводства, рост об’ема сельско-
хозяйственного производства позволят ‘уве-
личить натуральные и денежные доходы
колхозников.

На основе увеличения рыночных фондов
пищевых продуктов и предметов широкого
потребления, & также денежных доходов на-
селения расширится розничный товарообо-
рот страны. Будет восстановлена и получит
дальнейшее развитие сеть государственной
и кооперативной торговли. Государственные
расходы на культурно-бытовое. обслужива-
ние трудящихся достигнут в 1950 году ог-
ромной суммы—106 миллиардов рублей (не
включая расходы на жилищное и комму-
нальное строительство). и превысят довоен-
ный уровень в 2,6 раза. Пятилетним пла-
ном намечена обширная програмуа в обла-
сти образования и культуры. 193 тысячи
начальных, семилетних и средних школ с
числом учащихся до 31,8 млн. человек бу-
дет иметь страна в 1950 году. Этим будет
обеспечено всеобщее обязательное бесплат-
ное обучение детей с семилетнего возраста
в городе и деревне.

Программа жилищного и городекого стро-
ительства обеспечивает существенное
улучшение жилищных и бытовых усло-
вий жизни советских людей. Всего за пяти-
летие будет восстановлено и вновь построе-
но 72,4 млн. квадратных метров государ-
	‘ственного жилого фонда и 12 млн. квалрат-
	вых метров индивидуального, построенного
на средства населения с помощью государ-
ственного кредита.

Таковы некоторые показатели сталинской
программы повышения материального и
вультурного уровня жизни советского на-
рода в новой пятилетке. 0 том. как
	селения, ‘06 ‘условиях. его жизни. На госу-
дарственное снабжение продовольствием бы-
ли взяты десятки миллионов людей, причем
трудящиеся решающих отраслей промыш-
ленности получали повышенные нормы.
В ходе войны был обеспечен рост товарных
ресурсов, выделяемых для снабжения насе-
ления. Государство передало ОРб’ам сотни
совхозов со всем имуществом. В отличие от
капиталистических стран, розничные. цены
на товары, реализуемые государственной и
кооперативной сетью, сохранилиеь на до-
военном уровне на всем протяжении войны..
Государство отпускало большие суммы мно-
годетным и одиноким матерям, семьям
военнослужащих и инвалидам Отечествен-
ной войны, & также на содержание детских
домов. .

В послевоенный период партия выхлвину-
ла в качестве одной из важнейших задач
задачу улучшения материальных, бытовых
ий культурных ‘условий жизни ‘советеких
людей. «Особое внимание, — указывал
товарищ Сталин, характеризуя основные
черты новой пятилетки, — будет обращено на
расширение производства предметов иито-
кого потребления, на поднятие жизненного
уровня трудящихся».

Сталинская забота о благе народа налила
свое яркое воплощение в принятом Законе
о пятилетнем плане на 1946—1950 гг.
Закон ставит задачу: «Добиться под’ема
сельского хозяйства и промышленности,
производящей средства потребления для
обеспечения материального благополучия
народов Советского Союза и создания в
стране обилия основных предметов потреб-
ления». Совершенно ясно, что эта задача
может быть успешно решена только на базе
восстановления и развития тяжелой про-
мышленности и железнодорожного транспор-
та, без под’ема которых не может разви-
ваться ни одна отрасль советской экономи-
RE, B TCM числе сельское хозяйство и отрас-
ли, производящие предметы потребления.

План послевоенной пятилетки предусмат-
ривает увеличение численности рабочих и
	служащих, занятых в народном хозяйстве,   она осуществляется, убедительно говорят