февраля 1946 г., пятница, № 28 (2209)

росстановление Одессы.
	ОДЕССА, ЗТ января. (По телеграфу от
1009. «Красного Флота»). Разрушенные до-
, вырубленные сады и парки, дымяцие-
и рукны — такой увидели Одессу бойцы
расой Армии и моряки Черноморското
(ла в тот весенний день 1944 года, ког-
	К п мод был оовобожден от оккупантов.
Va тех пор большую работу проделали тру-
			цщиеся Одессы по восстановлению родно-
города, тяжело пострадавшего от нена-
	+ тетного врага. Уже пущено в экетутоата-
	шо 320 промышленных предприятии, Сре-
них Завод сельскохозяйственного маши-
строения имени Октябрьской революции,
иво тяжелого маптиностроения имени Ян-
нрокого восстания, В сравнительно корот-
ий срок сооданы и некоторые новые ва-
юды: автосборочный, радиально-сверлиль-
тых станков. и ряд других.
	рольышое внимание уделепо возрождению
pAMOH TOTO Одесского порта. № ето прича-
м подходят теперь не только советокие,
	м п иностранные суда. Грузобборот порта
	уе соичае достигает довоенного уровня.
	Восстановлена электростанция мощно-
тю свыше 10 тысяч киловатт, Вступило в
ирой и обеспечивает нормальную жизнь го-
01 большое количество предприятий ком-
уунального хозяйства: водопровод, подаю-
ций 0.тысяч кубометров воды в сутки, от-
врыто девять бань, работает 13 маритрутов
пачвая и первая очередь троллейбуса про-
	тяженностью в 5,6 километра, пущена
тавже первая очерель газового завода. В
	услугам жителей города 133 столовых и
	более 700 различных матазинов.
	Большое внимание уделяетея детям и
молодежи. В 74 школах учитвя более 40
	тыеялч ребят. Около шести тысяч детей об-
	служивается 62 детскими садами. В’ горо-
tc функционируют 17 высших учебных
	Ь текущем году намечаются коуиные мо-
	роприятия по расширению городского хо-
shherpat enrerarnanyvanne aver rnataraciny
	станции на Днестре, увеличивающей пола-
	ту воды па 70 тысяч кубометров в сутки,
	сооружение линии электроперелачи из го-
	рода к водотод’емной станции на Днестре
протяжениюестью в 45 километров, восста-
новление второй очереди газового завода
мощностью в 25 тысяч кубометров в сутки,

Одесситы стремятся ознаменозать день
выборов в Верховный Совет СССР новыми
производственными успехами. Коллектив
рабочих электростанции обязалел досрочно
смонтировать 10-тысячную турбину. 3a-
вод тяжелого машиностроения имени Ян-
варокотмо восстания выполнил месячный
план на 198 процентов. Это лить немногие
примеры, характеризующие огромный тру-
довой и политический  под’ем, которым
охвачены сейчас, в дни подготовки к вы-
борам, трудящиеся Одессы.

ф. МИХАЙЛОЗ.
	СОБРАНИЕ В ТЕГЕРАНЕ
	ПОСВЯЩЕННОЕ 22-И ГОДОВЩИНЕ
0 ДНЯ СМЕРТИ В. И. ЛЕНУНА
	ТЕГЕРАН, 26 января. (ТАСС). 22` января
в зале Археологического музея в Тегеране
состоялось собрание Иранского ‘общества
культурной связи с СССР, посвященное 22-й
годовщине со дня смерти В. И. Ленина. На
собрании ‘присутствовали члены Иранского
общества культурной связи с СССР, деяте-
ли науки и культуры, депутаты меджлиса,
сотрудники советского посольства и другие
лица, .

С докладом о жизни и деятельности В. И.
Ленина выступил известный иранский обще-
слвенный деятель и поэт Малек-Ощ-Шоара
Бахар. Подробно рассказав о жизни и дея-
тельности В. И. Ленина, о его борьбе за
свержение царского самодержавия и уста»
новление советской власти, Бахар отметил,
что современный Иран обязан своей незави-
симостью великому другу всех народов —
В. И. Ленину. «Идеи Ленина восторжество-
вали,— заявил он.— Советский народ под
руководством Сталина, следуя ленинским
путем, одержал величайщие победы и укре-
NW экономическое могущество своего госу-
дарства. Это позволило ему разгромить гит-
леровскую Германию — ненавистного врага
всего человечества», .

После доклада Бахара иранский поэт
Кахреман прочел стихи, посвященные 22-й
‘годовщине со дня смерти В. И. Ленина,
Чтение стихов неоднократно прерывалось
бурными аплодисментами всех присутство-
вавших на себрании.
	Заседание Союзной комендатуры
города Берлина

БЕРЛИН, З1 января. (ТАСС). 29 января
под предеедательством британского комен-
данта генерал-майора Нейрса состоялось
очередное заседание Союзной комендатуры
г. Берлина. На заседании присутствовали со>
ветокий комендант генерал-лейтенант Смир*
нов, французский комендант генерал де Бо-
шен и заместитель американского комендан-
та генерал-майора Баркера — полковник
Хаули. Коменданты отдали обер-бургомист-
ру приказ, соглаено которому собственники и
арендаторы автомашин, гужевого транслюрта
и тягачей обязаны представлять свои транс-
портные средства в распоряжение магистра-
та на срок до 10 дней любого календарвого
месяца. Главному прокурору г. Берлина да-
но указание пересмотреть дела о заключен-
ных ряда категорий © тем, чтобы внести
свои предложения о возможности освобовк-
дения их из-под стражи или снятия с них
оставшегося срока заключения. С

Коменданты одобрили решение магистрата
об открытии в Берлине педагогического ин-
ститута. :

Обер-бургомистру приказано принять меры
к открытию телеграфно-телефонной связи
между Большим Берлином и советской зоной
оккупации Германии. Разрешение на поль-
зование связью должно выдаваться комен-
дантом того сектора, в котором проживает
отправитель телепраммы или находится теле-
	Комендантами одобрено назначение д-ра
Шлосс новым бургомистром района Тиргар-
тен.

На своем заседании коменданты обязали
обер-бургомистра ‘ввести с 1 февраля 1945_
года некоторое временное увеличение пай-
ка признанным жертвам фашизма, за исклю-
чением тех из: них, которые сейчас получают
проловольственные карточки 1-й категории.

Обер-бургомистру предложено ввести с
1 февраля 1946 года новые продовольствен-
ные карточки для детей. В приказе, данном
обер-бургомистру. указаны нормы отпуска
продовольствия по этим карточкам.

Согласно приказу комендантов обер-бур-
гомистру, должно быть начато ‘производство
газа епе на двух газовых заводах:

Коменланты одобрили порядок проведения
городской делегатекой конференции свобод
ных немецких професюзов, которая состоит
ся 2 и З февраля 1946 года, Они указали
организационному комитету профсоюзной
конференции, что при выборах число выдви-
гаемых кандидатов не должно ограчичи-
ваться.
	Избрание нового бюро
французской радикал-соцмалистской
	партии

ПАРИЖ, 31 января. (ТАСС). Сегодня
исполнительная KOMHOCHA партии радикал-
социалистов избирала новое бюро партии.
Председателем бюро избран Эдуарл Эррио,
чице-прелседателями — Кэйн Андре Мари.
Жак Кэйзер избран администратияным сек-
ретаюем, а Анксьонназ — политическим ге-
неральным секретарем радикальной партии.
	Забастовка английских летчиков
в Египте
ПАРИЖ, 30 января. (ТАСС). По сообще-
нию корреспондента агентства Франс Пресс
из Каира, летчики британских военно-воз-
душных сил в двух египетских гарнизонах,
	Судебный процесс по делу о злодеяниях
немецко-фашистских захватчиков
	вийской, Литовской
	на территории Лат
	РИГА, ЗЁ яиваря. (ТАСС). Вечернее за-
селание 30 января началось допросом обви-
няемоло Вертера, генерал-майора герман-
ской армии, бывшего коменданта полевых
комендатур № 189, № 136, командира 0б0-
роны 16 армейского корпуез по охране цо-
бережья Рижекого залива,

Сух устанавливает, что находивитийся в
Ленинградской и Калининской областях
Вертер под предлогом борьбы с партизана-
ми издал приказ о массовых раеправах над
мирным советским населением. Немецкие
убийцы расстреливали население десятков
деревень, а деревни стнрали с лица земли.
Зарегистрированы многочисленные факты,
когда немецкие каратели, руководимые Вет-
тером, затоняли советских граждан в дома
и заживо сжигали; такие случаи устано-
влены в селах Ляды, Прит, Лантево и мно-
гих других.
	Полевая комендатура № 186, которой
командовал Вертер, се марта по июль 1944
года отправила на каторгу в Германию
17.000 советских граждан из городов Вал-
миера и Цесис. 4 с половиной тысячи ч6-
ловек из г, Слока. В апреле 1945 года
войсками и жанлармекими частями было
угнано в Германию всё латышекое населе-
ние из прифронтовой полосы.

`Яваяясь начальником строительства 0бо-
роны г, Риги и рижекого взморья, Вертер
насильственно привлекал мирных граждан
и советских военнопленных к тяжельем зёу-
ляным работам. Немцы заставляли людей
работать под артиллерийским обстрелом, в
‘результате чего были многочисленные слу-
чай ранений и гибели:
	Подсудимый является также соучаетни-
ROM разрушзния промышленных предирия-
тий, культурно-бытовых учреждений и дру-
гих вооружений в тозодах Рига, Валмиера,
Цесис. Алуксне Лимбажи и других.
		‚ Соревнования лыжников
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 31 января. (По теле-
	графу). В части полполковника Шаура со-
	стоялиеь лыжные соревнования, в воторыл
приняло участие 50 процентов личного с0-
става.
	Первенство на дистанцию в 20 км осца-
ривали четыре комаяды, на хистанцию в
10 км — пять команд. В личном первенстве
на 10 и 20 км участвовало 35 лыжников—
краснофлотцев, сержачтов и офицеров.

Командное первенство завоевало подраз:
хеление капитана Пазлова.
			Подсудимый Бертер подтверждает пока-
зания, данные им на предварительном” след-

Свидетельнина “2-летняя - жительница
т. Слока.Абикис в своих показаниях рас-
сказала суду о том, как в начале осени
1944 гола по приказу Вертера мирное насе-
ление угонялось на строительство оборонч-
тельных сооружений, возводившихея под
артихлерийеким обетредом.

Этот факт похтвержхает свидетельница
А, Г, Рослова, работавшая на строительстяе
оборонительных сооружений в районе
г. Слока вместе со своим сыном. Она гово-
DHT также о расетрелах немцами мирных
граждан. От руки фашистевих убийн погиб
и © муж
_ По ходатайству прокурора оглашаетея
текст акта комиссии по векрытию мест за-
хоронения трудов в г. Слока. В акте гово-
рится, что при вскрытии ямы быто обна-
ружено 19 трупов е пулевыми ранениями н
во следами страшных пыток,

Свидетель Быков показывает суду о пре-
ступлениях подсудимого Вертера, совершен-
ных им на территории Псковской облаети.

— № приказу комендатуры, возглавляе-
мой Вертером, всё население района должно
было явиться на определенный сборный

пункт для отправки в Германию. Люди не
являлись. Тогда в райоп была направлена
‘карательная экспелиция, которой придали
	полевую артиллерию. Карательный отрят в;
	течение нескольких дней сжег дотла херев-
ни Высоково, Акатьево,. Костелево. Букино
и многие другие. -

— Затем немцы, — продолжает евиде-
тель, — всё население района об’явили
«партизанами» и запретяли хожление из
одного населенного пункта в другой. Нару-
шение этого приказа каралось расетрелом.

На этом вечернее. заседание заканчи-
вается. Е
	В Н-еком авизсоединении недавно прове-
хены лыжные соревнования. Груниа в ©0-
ставе лейтенанта Тур, старшего сержанта
Круглова, краснофлотцев Стихина, Демина,
Шевелева и вольнонаемной т. Баниной 33-
няха общее командное первенство. Дучших
результатов среди мужчин на дистанцию в
10 километров ’ добилея лейтенант ТУР,
далеко опередивигяй своих товарищей; пер-
вое место на дистанцию в 5 километров в
соревновании женщин заняла т. Банина.

Сейчас в подразделениях ведется подго-
товка к массовому лыжному кроссу, кото-
рый состоится 10 февраля — в день выбо-
pos в Верховный Совет СССР. Силами
коммунистов и комсомольцев отремонтиро-
ван лыжный инвентарь. Усиленное  зани-
маются с лыжниками старпиие техник-лей-
meranrn Шабалин и Поклонцев.
	Спартакиада
спортсменов-офицеров
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 31 января. (По
телеграфу). Началась подготовка. к массовой
спартакиаде офицерского состава кораблей
и частей главной базы. Спартакиада от-
кроется 17 февраля и продлитея около
недели.

Спартакиада откроется гребными гонкамя
на 10 кабельтовых, затем будут проведены
простые класеные гонки пестивесельных
ялов, гонки нод парусами на 40 кабельто-
вых. Стрельба из личного оружия на ди
станции 25 и 50 метров. Председатель
эргкомитета сотартакиады — капитан 1 ран
га Вуделя, главный на 1 ран
га Васильзв.

Корабль или часть, занявшие первое ме-
сто, награждаютея переходным: призом;
команды, завоевавшие. первенство по от-
дельным видам спорта, награждаются тра:
	‚ мотами. Трамоты и ценные поларки буду1
	Учеба на .опыте войны:
	]ичный состав краснознаменного линей-
ого корабля «Севастополь» умело иеполь-
ег опыт Отечественной войны в повсе-
	>: овНой боевой подготовке. Нантервено и по-
	улиельно ведет боевую подготовку коман-
дир батареи старший лейтенант Демчук.
Получив указания, он составляет недельный
лан, в котором указывается, чем будет за-
пималься личный состав на частном боевом
учении, на зачятиях по специальности и во
ape тренировок. Кроме этого, т. Демчук
ододновно составляет план для старшин.
[аждую субботу командир батареи собирает
помаидиров орудий, подводит с ними итоги
боевой подготовки и 0б’являет план запя-
тиЙ на следующую неделю. При этом т. Дем-
Чук об’ясняет, что следует изучать, как
старшины должны проводить занятия, на-
поминает о необходимости иллюстрировать
рассказ примерами из‘опыта артиллеристов
в боевых походах. Командир батареи сам
вода приводит примеры из походов линей-
ном корабля в дни Отечественной войны.

Утром т. Демчук внимательно проематри-
заст у старитин конемекты занятий на день,
‘прашивает, какие приведут они примеры
3 опыта войны, требует, чтобы руководи-
тли записывали эти примеры и рассказы-
вали о них краснофлютцам. Старитинье стое-
MATCH точно выполнить указания своего
ROMAILTANA.
	Старшина 1 статьи Леонов — один из  .
	пушших командиров орудий. Десять лет про-
мужил он на линейном корабле. Ему есть
‚ чем рассказать краснофлотцам. На заня-
min <Ухол за замком орудия» он подробно
	‚ ы рассказал, как действовал во время боевых

стрельб один из передовых замочных CTap-
ий краснофлотеп. Лукъянчук, как он го-
вил стреляющее приспособление, калиб-
рвал запальные трубки.

— Замочный Лукьянчук всегда следил
м чистотой. Он знал, что если грязь попа-
лет на трубки, то при напряженной етрель-
(в они пригорят к стенкам запального от-
верстия замка...

Молодые краснофлотцы, тренируясь на
мрядном станке, действовали недостаточно
сноровисто, Старший лейтенант Демчук вы-
звал краснофлотцев расчета  старигины
1 статьи Белоусова.
	занятия командиров
	Второй месяц ‘работают курсы команди-
ров катерных тральщиков в соединении ка-
иитана 2 ранга Катунцевского. Создано три
пруплы, при этом учитывался уровень 0б-
щеофразовательной подготовки. Каждая из
Грушт изучает налляталию, лощию, минное
{ело, пегурманское обеспечение. Слушатели
рой и третьей групп занимаются кроме
TOT) по алгебре и геометрии.

Учеба рулевых производитея в `подраз-
делениях. В программу включено м кораб-
лерожление. чтобы рулевой в случае убы-
	   я мнандира взтера смог заменить его.
			— Покажите молодым, как надо дейст-
вовать!

Расчет т. Белоусова -принялея за работу.
Он достиг исключительных темпов, заряжая
орудие вдвое быстрее, чем установлено по
норме. Пример бывалых оказалея зарззи-
тельным. Молодые краснофлотцы, применив
их методы, значительно ускорили темпы за-
ряжания. .
	После занятий командир проверил знания
первого картузното Ожерельева:

— Что вы будете делать, если во время
боя припотела запальная трубка?

— Выбью трубку шомполом.

— Покажите, как это делается, — при-
казал офицер.

Первый картузный взял томпол и мгно-
венно извлек запальную трубку из запаль-
ного отверстия.

— Молодец!-— похвалил ero комаздио
батареи.

Старшгий лейтенант Демчук организовал
и провел на батарее несколько технических
конференций. Они помогли краснофлотнам
лучше уевоить опыт Отечественной войны,

Артиллеристы батареи старшего лейте-
нанта Демчука завоевали себе славу луч-
ших на линейном корабле. Вее артиллерий-
ские залачи они решили успешно и. заелу-
жили отличную оценку лю боевой подго-
товке. .

I. comaaenaw, npuMepy opunepa Jlewayra
следуют далеко не все офицеры. Командир
батареи лейтенант Бочков, лишь недавно
окончивший учебное заведение, не считает
обязательным изучать опыт Отечественной
войны, ничего не делает для распроетране-
ния его среди личного состава батареи.
Этим в первую очередь об’ясняется отета-
вание батареи в’ боевой подготовке. У артил-
леристов лейтенанта Бочкова во время прак-
тических стрельб произошло несколько про-
пусков. На орудий старшины 1 статьи
Иванова произошло” раздутие трубки. На
орудии старшины 1 статьи Шнайдера лоп-
нул провод цепи стрельбы и т. д. Батарея
лейтенанта Бочкова стала одной из отетаю-
щих на корабле. А она имеет все возмож-
ности быть в чиеле передовых.
	Старший лейтенант А. РОМАНОВ.
	катерных тралышиков
	Одновременно в соединении налажена
регулярная офицерская учеба.

На офицерских зачятиях тщательно изу-
чалот районы траления, закрепляют накоп-
ленный опыт, готовятся к самостоятельно-
му решению  нредетоящих задач. Офицеры
страбатывают групповые упражнения по
оформлению отчетной документации, трале-
нию в условиях противодействия противни-
ка, проводке кораблей-за тралами.
	Черноморский флот.
	Лейтенант В. ЖУЧНОВ.
	Судебный процесс по делу о зверствах
немецко-Фашистских захватчиков -
в Великолукской области
		вопоставить государственному  обвините-
тю.— говорит адвокат Старков, зашойцаю-
пиий по назначению OT суда обвиняемых
Вольфа и Кункеля— однако я прошу
учесть. что мои` подзащитные, как и мно-
	тие другие военнослужащие германской ар-   фон
	мии, встали на путь грабежа, убийств и
жестокости в результате фантистской про-
паганты, отравившей их сознание,

Адвокат Волков, защищающий подеуди-
мых Герша. Пелеля и Ратца, говорят, что
его подзалтитные признали себя виновными
в преступлениях против советекого народа,
и настаивает на утверждении. что указан-
ные лица были только исполнителями пре-
ступных приказов гитлеровского ROMAHA0-
вания.

Затем предоставляется последнее слово
подсудимым. Подеудимые Рампард и Засе,
давая 0б’яенения причин, вызвазщих CO-
вершение преступлений, просят суд учесть
это при вынесении приговора. -
	Нолеулимый зонневальх и Ганн просят
	суд о смягчении им наказания. Нодсудимые
Кнауф. Куленками, Герш, Пенель, Pata,
ссылаясь на то, что они лишь выполняли
приказы старших начальников, просят сух
учесть это обстоятельство при определении
им меры наказания. .

На этом заканчивается утреннее заседа-
ние.
		ВЕЛИКИЕ ЛУВИ, 31 января. (ТАСС). На
вечернем заселании 30 января первым вы-
	выланы офицерам, занявтим первое место   ступает адвокат Нроленко, защищающий о
	но важдому виду спорта.
	назначению от суда кодеудимого Раппарда.
Запкитних просит суд при вынесении при-
говора учесть, что его подзащитный «яв-
пяется, по сушеству, рядовым генералом
терманской армии», что сн не может нести
ответственность в той мере, в какой должны
понести ее главные военные престунники,
видящие на скамье подсудимых в Нюрибер-
re. Защитник обвиняемого Засеа Tos. Bep-
хов, адвокат тов. Михеев, защищающий
Зонневальда, защитник подсудимого Внауфа
тов. Ткачев и адвокат тов; Марков, защи-
шаюший обвиняемого Куленкампа, приво-
	Ha краснознаменном линейном корабли
«Севастополь» намечены команды для уча:
стия в спартакиаде, и они начали трели-
	рэвки, Составлены также команды на крей-
серах «Красный Кавказ», «Молотов»,
«Воролгилов», на эскадренных миноносцах.

OO t—
	Новая программа
ансамбля тихоскеанцев
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ. 31 января. (По   дят Некоторые, по их мнению, смягчающие
	телеграфу). Ансамбль краснофлотекой пее-
ни и пляски Тихоокеанского флота (руково-
дитель —— майор Нестеров) за шесть лет су-
	вину обстоятельства и просят суд о сня-
схождении к их подзащитным.
-Насэтом заканчивается -30 января ве-
	На утрелнем заседании 31 января про-
должалиеь выступления защитников, За-
шитник подсудимого Ганна тов. Марков про-
CHT CY при определении меры наказания
учесть, что его подзащитный соверигил
меньше злодеяний, чем другие, ендящие
вместе с ним на скамье подсудимых.

—- Хотя у защиты нет оправлательных
материалов. которые можно. было бы проти-
	ПРИГ
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 3Т ливаря. (ТАСб). На
	ществования превратилея в большой. хуло-   TePHEe Забедание.
~ *
	жественный коллектив, широко известный
и 3а пределами флота. В нем сейчае 50 че-
ловек. В прошлом году на веефлотеком
смотре ансамблей в Москве тихоокеанцы за-
няли первое место.

Недавно ансамбль показал свою новую
большую концертную программу. Наиболее
Яркое виечатление оставляют песни Co-
ловьева-Селого — «У лесной опушки», Ho-
икова — «Победа», песня композитора ан-
самбля Михамла Магиленко на слова тов.
Федорова—«Тихоокеанская». Были иенол-
нены также русские натолные песни: «Ста-
	рувовотствуясь статьями 319 и 320 Ую-
ловно-Пропесеуального Кодекса РСФСР, суд
приговорил:

подсудимых Раппарда, Засса, Зонневаль-
да, Куленкампа, Ганна, Рольфа, Пентеля,
Герша — к смертной казни через, повеше-
ние: 3

подсудимого Кнауфа — к 20 годам сзыл-
ки в каторжные работы:

подсудимых Ратца и Кункеля — н ссыл-
ке в каторжные работы сроком на 15 лет
нажпого.
	ричок», «Барыня», «Вуманек», украинские   вечернем заседании 31 января последнее
песни и т. д. Хорошо прозвучала песня Бу-   слово прелоставляетея подсудимому Воль-
даликтна — «Эх вы, ленты, золотые яко-   фу, который просит суд о смагченции ему
	Сул удаляется на совешание.
В 22 часа ноодеелательствующий гене-
	ря», Листова —— «Сквозь туманы. растума-   приговора.
	ER» и Новикова — «Самый полный».
Мужская балетная группа ансамбля под-
	nnn nnn с ИЕ СНА Г ЕО Е

my Ра я >
готовила новую пляску-—«Флотская твар-   Рал-майор юстипин Ф. М. Марчук об’явил

дейская» (постановка Гервера) и белорус-   Приговор.
а о Bre обвиняемые по таеному. телу призна-
	ский народный танец «Арыжачок».

Показанная в офицероком влубе Тихо-
океанского флота новая программа ансамб-
ля была тепло принята зрителями.
	Ставший лейтенант А. ХЛУССОВ.
		bee ювиняемые по данному делу призна-
ны виновными в совенцении ими преступ-
лений, прелусмотренных статьей 1-й Указа
Презитиума Верховного Совета Союза COP
от 19 апреля 1943 гола. На основания
	статьи 4-й Уголовного Kozrerca PCOCP
	Црисутотвующие в зале жители Беликих   протестуя протиз медленной демобилизации,
Луки пригоролных колхозов ветретили ипри-   недавно об‘явили забастовку. Ныне они
	зновь приступили к. работе.
	оо © большим удовлетворением,

Сталинский пойказ был выполнен с
	честью! Сам товарищ Сталин не показан в   по замыслу авторов, этот пылкий генерал,
фильме, но его светлый тений, его ‘на-   Весьма лаконическую ‘роль члена Военного
правляющая рука чувствуются во всем,   совета Лаврова артист Ю. Толубеев ведет в
начиная от новаторских военных решений   едержанных тонах. Хотя и нё лишен изве-
	командующего фронтом и кончая подвигом
рядового русекого солдата. В скупых, суро-
вых и стремительных кадрах фильм рисует
всю жестокую правду войны, показывает
ожесточение невиданного побоища, изобра-
Macy техническую wally мощь, умножен-
ную на героизм и подвиг простых, рядовых
людей — тех, кто на развалинах Сталин-
града возвестил миру закат  немецко-фа-
шиетекой армии. Мы запомним имена
этих людей навечно — таких, как изобра-
женный в фильме бывалый солдат Стенан,
терпеливо, с улыбкой прошедший 10
тяжелым дорогам войны, как лейте-
нант Федоров, заявивший Муравъеву, что
земли за рекой нет и что он будет стоять
насмерть. Без таких. людей не могли бы
одержать победу Муравьев и Пантелеев...
	Особенно ценно в фильме «Беликий пере-
лом» то, что почти все его герои — не схе-
	стной традицпионности, но в целом яров и
согрет хорошим народным юмором образ.
красноармейна Степана в исполнении
П. Волкова.
	Особо следует отметить почти эпизодиче-
скую роль шофера Мянутки, которого
играет артист М. Бернес. Ему отведено в
картине очень немного места, еще меньше
хекста. Но в памяти надолго останется это
пукавое лицо, исполненное внутреннего до-
стоинства,— ведь он шофер не чей-нибудь,
а Муравьева, человека, в которого он верит
больше, чем в себя, генерала, который спо-
собен исправить самое трудное положение.
Он влюблен в Муравьева, как может быть
влюблен солдат в настоящего военачальни-
ка, и он, не задумываясь, идет на смерть,
если это нужно для успеха’ задачи; постав-
ленной Муравьевым. Вот почему так вол-
нует подвиг Минутки. огорченного тем, что

ноградов становитея начальником mrada
	ного Кривенко — таким и должен быть,
	HOM » ‚‹ Муравьева, Муравьев, не стесняясь, указы-
вает Виноградову на его онгибки и слабости,
и так, на принциниальной основе, крешнет
Wen немецкий майор. по планам германеко-, болдатекая дружоа этих людей, верность
	го командования, должен был уже быть
взят, и надутому прусскому солдафону,
подгоняющему события на фронте под пара-
траф устава, не могло притти в голову, что
военная обстановка изменилась.

Тенерал-полковнию Муравьев — подлин-
ный полководец сталинской школы, и в этом
его непреоборимая сила. Он дерзок, когда
это нужно, нетороплив, но тверд в реше-
ниях, он сам создает обстановку для нане-
сения решающего удара, он умеет ценить
людей, знает, кого нужно поставить на тот
или иной участок, кто из подчиненных ему
лучше справится с той или иной задачей.
Муравьев не колеблется. снимая с командо-
вания армией горячего, темпераментного
тенерал-лейтенанта Крпвенко, своего дав-
нишнего друга. несмотря на то, что Вривен-
ко — воин выдающейся смелости и бесепор-
ных способностей. Кривенко не понял того,
что от него требуется в данный момент,
А пока место Кривенко занимает генерал
Цантелеев, о биографии которого не гово-
рится в фильме, но в котором легко угадать
старого офицера, служившего ‘еще в первую
мировую войну, наконившего и огромный
опыт и огромное хладнокровие. (вопомним
хотя бы сцену, котла командный пункт г8-
нерала Пантелеева окружают прорвавииеся
немецкие артоматчики и он досалливо от-
сылает всех «посмотреть, что там делает-
ся», а сам пьет чай, предварительно вынув
и положив на стол пистолет), умеющего
строить оборонительные сооружения на са-
MOM крохотном отрезке земли. Сейчас, когда
Муравьев выполняет план Ставки и ему,
прежде чем перейти в наступление, надо
вымотать врага и выстоять, выстоять во
что. бы то ни стало, такой генерал, как
Пантелеев. поистине. неоцпеним.
	без корыети, преданность без лести. Бино-
градов нигде’ не говорит 0б этом велух, но
зритель чувствует «подтекст» отношения
Виноградова к Муравъеву: бывший коман-
тующий фронтом честно, без тени завиети,
отдает нальму первенства новому команду-
ющему, он понимает превосходство Мура-
въева над собой. Но и Муравьев, преодоле-
вая некоторые устаревшие представления
Виноградова, связанные с непониманием но-
вого этапа войны, умеет оценить его досто-
инства. Виноградов становится надежным
помощником нового командующего. Взаимо-
отношения Муравьева и Виноградова пока-
заны авторами © исключительным тактом.
	И когда наступает решающий час,
усилия Кривенко, Пантелеева, Биноградо-
ва, усилия многих десятков. тысяч людей,
которым предстоит участвовать в гранди-
озном сражении, направлены новым коман-
дуюшим фронта в одну точку — на осуше-
ствление сталинского замысла, на разгром
врата.

Великий перелом! В этот дечь Муравьев,
разведав намерения Клауса, обманув его,
упредив его, обруптивает на немцев артил-
лерийский вал чудовищной силы и сам пе-
реходит в стремительное наступление. Вот
когда понадобились резервы, те свежие, не-
тронутые дивизии, которые берёг Муравьев
лля. решаютщего удара, берёг, не отдавал,
хотя эти дивизии могли бы в свое время
изменить положение на том или ином уча-
стке фронта в нашу пользу. Нет, Муравьев
как мастер вождения войск. как талантли-
вый художник своего дела осознал всю глу-
бину сталинского стратегического плана.
	+B день великого перелома, когда двинулся
на запал весь фронт Красной Армии, Мура-
	въев сумел нанести по врагу именно такой
	увлечь, не взволновать советского зрителя.

Главный герой фильма командующий
фронтом генерал-полковник Муравьев ке-
давно назначен на этот пост Ставкой. Вы-
сокая честь выпала на долю этого человека
с умным, пытливым русеким лицом. Он
должен выполнить замысел Верховного
Тлавнокомандующего, сталинский замысел
разгрома врага. Ему поручается оборона, го-
рода, от исхода борьбы за который во мно-
том зависит исход войны. Город в картине
	не имеет точного географического названия,
	HO совершенно очевидно, что за этим худо-
жественным «анонимом» стоит тень герои-
ческого Сталинграда. Разумеется, авторы
были далеки от того, чтобы фотографиро-
вать тех или иных участников иеториче-
ской Сталинградской битвы, и напраеной
будет прямая аналогия между героями худо-
жественного произведения и конкретными
военачальниками. Однако каждому ясно,
что многие типические черты наших гене-
ралов стали предметом художественного
воплощения в «Великом переломе».

Наиболее полно изображена в этом плане
фигура генерал-полковника Муравьева. Ему
противостоит немецкий генерал Клаус.
Ворьба между Муравьевым и Влаусом со-
ставляет сюжетное основание фильма. Эта
борьба, находящая свое выражение и в
больнюм и в малом, есть борьба двух
стратегий: новаторской сталинекой стра-
тегии, приведшей к окружению и лик-
видации отборной трехсоттысячной армии
пол Сталинградом, и дефективной стратегии
немцев, недооценивающей силы и возмож-
ности противника и переоценивающей свои
собственные силы.

В фильме есть очень тонко и точно про-
думанный эпизод. Советские воины взяли
в плен майора немецкого генерального ита-
ба. Он в’схал на своей машине прямиком в
расположение наших войск. Почему это
произошло? Пункт, в котором был захва-
	Эта картина * поставлена по сценарию
Бориса Чирскова Ф. Эрмлером— режиссером,
которому несколько дней назад присуждена
(талинская премия за фильм «Она защи-
щает Родину». Советекому зрителю памятен
эют фильм, созданный в’ разгар войны, в
трудных условиях эвакуации, — памятен
силой и страстью центрального образа, во-
	ll ЧО № >

плотивитего тордость и величие. простой ру с-   В
	ской женщины, гневной направленностью
художественного замысла, обращенного про-
тив захватчиков, осквернявших нашту: зем-
лю. В высоком идейном решении темы, в Ce
патриотическом звучании коренилея секрет
успеха. и недаром фильм «Она защищает
Родину» завоевал признание всего совет-
ского народа.

Новая работа Ф. Эрмлера — фильм «Ве-
TERM перелом» — произведение сложное
и свособразное. т :

Мастерски сделанный сценарий Б. Чир-
скова творчески понят ‘и достойно ‘вопло-
щен режиссером. Авторы пошли по линии
паибольшего сопротирления: они отказались
и внешней занимательности, от простой ре-
тистрации фактов, от фотографического ко-
пирования действительности и  соередото-
чили ме внимание на скрупулезной, 0606-
шающей разработке ответственной темы,
на изображении крупных человеческих
характеров. Даже в самом построении ка?-
тины явственно виден этот замысел —-
очель мало в пей стрельбы, характерной
длЯ многих «батальных» картин.
	Картина смотрится с большим напря“
нием от начала до конца, потому что она
полна внутреннего движения, скрытой
отрасти. Масштабы и величие событий,
изображаемых в фильме, He мотут He
			мы, & живые люди. Этому очень помогла   Муравьев нервничает, когда испортилась
рлохновенная игра актеров. М. Державин   связь, и предлагающего свои услуги для
	соединения провода. Минутка погибает, дер-
ка в зубах концы соехиненного провота, и,
	отлично передал характер Муравьева: зады-
ваешь, что перед тобой артист, и образ,
	созданный им, невольно ассоциируется в! погибая, как бы слышит разговор, который
	ведет Муравьев...
	сознании с образами ряда наптих замеча-
тельных полководцев. М. Державин сумел
	показать и внутреннюю силу Муравьева, и  )
	властность его натуры, и человеческую его
теплоту, и ум, и такт, и творческий размах.
Муравьев — Державин лишен чванства, но
уверен в себе, он умеет приказывать, но
умеет и слушать. Вместе с Муравьевым
делит зритель больное личное горе — у
командующего убили жену. Державин убе-
ждает зрителя в подлинности веего того,
что происходит в фильме с Муравьевым.
Это большая победа актера!

Обаятельный образ старого генерала Пан-
телеева рисует А. Зражевеский — образ
	большой душевной чистоты, написанный   поздравить с бодьшой творческой ухачей.
		мягкими, нежными красками. А. Абрикосов
убедителен в своей трактовке темперамент-
	Серъезна и сложна была работа оператора
А. Кальцатого: картина в большей своей
части делалась в павильонах, драматургия
строилась на крупных планах, и надо было
избежать однообразия, монотонности, ста-
тики, угрожавлгих изобразительной стороне
картины. Оператору удалось с честью вый-
ти из положения, Его работа, как и работа
художника Н. Суворова, во многом епособ-
ствует успеху фильма. Проникновенную и
мужественную музыку к фильму написал
Гавриил Попов.

Ленинтралекую БИНОСТУДИЮ можно
	* Сценарий Б. Чирскова,  постаноь
Ф. Эрмлера, оператор А. Кальцатый, худож-
ник Н. Суворов, композитор Г. Попов, про-
изволство студии «Ленфильм».
	Находит достойное место новый команлу-   улар, в результате которого была окружена
	вракеская ар-
	ющий фронтом и для своего предшественни-   и ликвидирована громадная
ка — генерал-нолковника Виноградова. Ви-   мия...