февраля: 1946 г., воскресенье, № 30 (2211)
	ОДЕсСский-ЛлЕНИНОКИй.
_ ИРВИРАТЕЛЬНЕТЯ СТБ

ский.
ОКРУГ

ПЕРВАЯ СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЙ
Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР
	ОРГАНИЗАЦИИ ОБ’ЕЛИНЕННЫХ НАЦИИ
Выступление тов. М. Бажана
	свраведяивго суда своего народа, которому

OHH изменили и по ‘отношению к которому
вместе с германскими оккупантами соверша-
ли свои неслыханные преступления.

Эти так называемые беженцы не являются
политическими эмигрантами, которые по
своим политическим, социальным или  рели-
гиозным взглядам не согласны с политикой
правительства своей страны. Деятельность
этих лиц — не политическое расхождение,
а криминальные злодеяния против всеобще-
го мира и человечности.

Без точного выявления и определения
среди лиц, заявляющих о своем нежелании
возвратиться на родину, военных престуляин-
ков, квислинговцев и коллаборационистов,
невозможно определить контингент лиц,
	имеющих право на международную по-
мощь».
Отметив, что демократические народные

правительства той или иной страны имеют
все возможноети правильно оценить, опре-
делить и составить точные списки тех воен-
ных преступников и квислинговцев, которые
подлежат суду их стран и которые должны
быть для этого суда выданы, т. Бажан про-
должал:

«Украинский народ относится с особенным
вниманием к проблеме этой группы так на-
зываемых беженцев, так как среди этой
группы имеется некоторое число людей ук-
раинской национальности. Это — единичные
личности, опасные в отношении общих ин-
тересов Об’единенных наций, В большинстве
они именуют себя украинскими национали-
стами, но украинский народ справедливо
называет HX украинско-немецкими нацие-
налистами. Эта кучка людей, бежавшая в
1918—1920 г.г, с Украины, нашла себе при-

зниице в основной своей массе в Германии,
где она под немецким руководством и при-
няла участие в страшном заговоре фашистов
против мира и человенеетза. В материалах
Нюрнбергского процесса фигурируют пока-
зания Иоахима Риббентропа о директивах,
которые он давал зооруженным бандам ук-
раинских националистов, чтобы они накану-
не вторжения немцев. в Польшу развили ди-
версионную работу в тылу польской армии,
Такие директивы украинско-немейкими на-
пионалистами старательно выполнялись.

Этих своих верных пособников герман-
ские нацисты тщательно использовали в
войне против украинского народа, против
Советского Союза, против всех Об’единен-
ных наций.

Руками наемных палачей и украинско-не-
мецких националистов германские нацисты
на территории Польши истребляли и души-
ли польский народ, уничтожали еврейское
население, -

Сформированные украинско-немецкими на-
ционалистами вооруженные банды, как, на-
пример, эсэсовская ‘дивизия «Галитчина»,
боролись вместе с немцами против союзных
войск, против английского, американского и
Французского народов.

Преступления украинско-немецких нацио-
налистов, совершенные ими вместе с гер-
манскими нацистами на земле украинекого
‘народа, неисчислимы. Они принимали актив-
ное участие в составе немецких каратель-
ных и политических отрядов, и они помога-
ли ‘истреблять и грабить украинское насе-
ление, наши села и города, высылать на ка-
торжную работу в Германию трудоспособ-
ное население,

Они деятельно помогали пропагандистеким
учреждениям германского фашизма, разви-
вая отвратительные расистские теории, на-
правленные на разобщение и взаимную рез-
ню между народами. _

В своей преступной работе, направленной
против интересов  Об*единенных наций,
украиноко-немещкие нащионалисты в Езропе
пытались, да и сейчае пытаются, наладить
связь и получить поддержку от своих за-
океанских сообщников и’ ‘единомышиленни-
ков, имеющих, к сожалению, и до сих пор
свои пнезда в Америке.

Эли военные преступники бежали <
Украины вместе со езоими германскими
хозяевами и пытаются скрыться в той мас-
се людей, которых здесь именуют общем и
ве-ьма распльвзчатым названием «беженцы».

Украинское празительство имеет сведе-
ния, что эти военные преступеики нахолят-
ся сейчае на территории Западной Германия
ий Австрии, на территории Италии и Швей-
	енарное заседан
	датайстве Всемирной федерации профгою-
зоз относительно представительства в Гене-
ральной Ассамблее и в Экономическом и Со-
циальном Совете. Этот вопрос обсуждался в
течение продолжительного времени на не-
скольких заседаниях Общего комитета, во
время которых обнаружились расхождения
во мнениях. Сегодня американекий делегат
сенатор Коннэлли внёс предложение вернуть
этот вопрос обратно на рассмотрение Коми-
тета № 1. Это предложение было поддер:
жано советской, французской, английской,
южно-африканской и египетской. делегация-
ми. Поскольку не было никаких возражений
против этого предложения, то Генеральная
Ассамблея единогласно решила передать
этот вопрос обратно в Комитет № 1.
x ® ©

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Сегодня
утром состоялось заседание Общего комите-
та, на котором обсуждалась повестка на сле-
дующую неделю.

Спаак выразил надежду, что работа Ге-
неральной Ассамблеи сможет; закончиться
февраля. Делегация Белорусской ССР
	представила Общему комитету резолюцию о!
	выдаче и наказании военных преступников.
Общий комитет решил’ включить эту резо-
люцию в повестку Генеральной Ассамблеи и
рекомендовать передачу резолюции на об-
суждение в Комитет № 1. Английский деле-
гат Ноэль-Бейкер настаивал на том, что
поскольку вопрос о военных преступниках
тесно связая с дискуссиями, идущими сей-
час: в Комитете № 3 (занимающемся вопро-
сом о беженцах), то Общий комитет должен
рекомендовать создание. небольшого об’еди-
ненного подкомитета (выделённого Комите-
tama № Ти № 3). Такой подкомитет, по
мнению Ноэль-Бейкера, должен координи-
ровать решения обоих комитетов. Однака
это предложение не было принято, но О5-
	Приезд представителей ЭАМ в Ленинград,
	ТЕНИНГРАЛ. 9 февраля. (ТАСС). Сего-! телей в дни войны, У греческого народа: раженное. предложение о выводе из Греция
	вали город пользуется особой любовью и по-
пулярностью.

Далее гости выразили свое мнение по
породу заявления советской делегации на
сеесии Генеральной Ассамблеи организа-
ции 0б’единенных наций относительно по-
ложения, создавшегося в Греции,

— Еще на пресс-конференции, соетояв-
шейся в Москве, — сказал деятель ради-
кально-республиканской партии Лулие, —
мы выразили свое полное удовлетворение
заявлением советекой делегации, сделанным
в Совете Безопасности.

Сегодня, ознакомившись с выступлением
на заседании Совета Безопасности А. Я. Вы-
шинекого, мы хотим еще раз яено и опре-
делению сказать: мы поддерживаем всю ар-
гументапию и мнение Советского прави-
	английских войск. Б свое время централь-
ный комитет DAM вынес решение с требо-
ванием ‘отвода английских войск из Гре-
ции. Мы говорим: греческай народ отдал
всё в этой войне, и он хочет, чтобы ему
было даю. празо самому решить свои вну-
тренние дела. .

Наличие в нашей стране английских

войск, на необходимости чего настаивал в

Совете Безопасности английский министр
иностранных дел Бевин, не способствует
умиротворению и порядку. Напротив, это
положение используется реакционными си-
лами страны, _

Генерал Грегориадие к этому добавил, что
ли нынешнее греческое празительство за-
хочет сказать о необходимости пребывания
английских войск. то это отнюдь не будет
	дня, 2 февраля, сюда из Москвы прибыли’
‘представители греческого Национально-0с-
вободительного фронта (ЭАМ): генеральный
секретарь ЭАМ Парцалидие, генерал Грего-
риадие и деятель радикально-республикан-
екой партии Лулие. `

На Московском вокзале гостей ветретили
предетавители профсоюзных организаций
Ленинграда. :

В день прибытия гости осматривали го
‘род, знакомились с достопримечательностя-
ми и историческими памятниками. Вечером
делегация присутетвовала на спектакле в
Академическом Малом оперном театре.

Генеральный секретарь ЭАМ Парцалидие
заявил корреспонденту ТАСС:

— Мы рады приезду в Ленинград пото-
му, что много слышали об этом замечатель-
ном городе, о мужестве и доблести его жи-
	царии и в других местах, гдеони -окрыва”
ются, чтобы избежать спразажяй око  суда,
пользуясь неосведомленаюстью, а иногда
попустительством некоторых  алдминистра-
тиеных лиц, а также поддержкой оставших-
ся профашистских реакционных элементов
в других государствах.

На территории Западной Германии для
этой группы так называемых «беженцез»
сейчас создана возможность издавать даже
сзои газеты, которые продолжают вести
гаусную фашистскую пропаганду.

В городе Аугобурге имеетея лагерь на
несколько сог человек, в котором содер-
жатся вместе как украинские граждане,
утнамные немцами, так и предатели, слу-
жизатие у немцев на различных должностях
в гестапо. Лагерь находится в ведении
ЮНРРА. Во глазе лагеря стоит профашист-
ская организащия «Украинское народное
об’единееие».

В Италии в ларпере 5-с из украинско-не-
мецких националистов, военнопленных укра-
инцев, служивитих в немецкой армии, созда-
но формированне под руководством полков-
ника немецкой армии Крета. Украинских
граждан, желающих вернуться ‘на родину,
офицеры под различными предлогами изби-
вают палками. Подобных фактов много.

Главари ‘украинско-немецких фаптистских
организаций сейчас бежали < территории
Украины. Надев маску смиренного и оби-
женного «беженца», они скрываются в раз-
личных местах западной зоны оккупации
Германии, в Австрии, Италии и Швейцарии.
Имеются сведения, что они собираются проз
скользнуть н за океан. Среди этих так назы-
ваемых «беженцев» есть такие люди, как
Слепан Бандера и Андрей Мельник — ста-
рые немецкие агенты и главари террористиз
ческих банд, глава основного органа сотруд=
ничества украинских националистов с нем-
цами — «украинского центрального комите-
та» Владимир Кубиович, идеологи
украинского фашизма Андрей Левицкий,
Донков, Дмитро Дорошенко, Назарук,
активные организаторы военных украинско-
националистических формирований, служив-
ших немцам Омельянович-Павленко, Кир-
манович, Капустянский.

Украинское правительство располагавт
подробным списком военных преступников и
изменников. Нет причины, по которой эти
преступники не заслужили бы той участи,
которая постигла веяких квислингов, лава-
лей, «лордов хау-хау», эмери, справедливо
покаранных своими народами.

По мнению украинской делегации, вопрос
о беженцах в современных условиях нераз-
рывно овязан с вопросом. о военных престун-
никах, об ответственности гитлеровцев (нез
зависимо от их национального происхожде-
ния) за совершенные ими злодеяния, с во-
просом о выдаче военных преступников тем
странам; где совершены были их а:
тельные действия.

Украинская делегация заявляет в этом от=
ношении о своем согласии с основными мыс=
лями, изложенными в проекте рекомендации,
внесенном на обсуждение Комитета № 3 де-
легацией Югославской республики.

Из приведенных мною выше фактов мож-
но сделать следующие выводы: для справед=
ливой, планомерной и отвечающей уставу
Об’единенных наций работы по вопросу a
беженцах нужны такие предварительные
условия:

1) ускорить и облегчить все процессы ре-
патриации, оказав международную помощь.
заинтересованным в этом вопросе правитель-
ствам;

`2) пресечь влияние на массу беженцев еб
стороны враждебных делу Об’единенных наз
ций лиц, пытающихся уговорить или прину-
дить беженцев не возвращаться на pOmARy

3) ускорить розыск и выдачу военных п
стулников, квислинговцев и пособников фаз
шизма для суда теми народами, по отноше
нию к которым они ‘учинили свои престунле-
вия.

Права человека защищают не фразами, &
делом. Дело перед нами настолько слож-
ное, что в рамках Экономического и Соци-
ального совета ему будет тесно, и если нужз
но создание международного учреждения пс
вопросу о беженцах, то такое учреждение
может нормально и продуктивно ‘работать
только как специализированное упреждег
ние»,
			 ПОНДОН, ‚ 2: февраля. (ТАСС). На со-
стоявшемся вчера заседании Комитета № 3
(по социально-гуманитарным вопросам и во-
просам культуры), на котором происходило
обсуждение предложения английской деле-
геции во вопросу о беженцах, выступил член
делегации Украинской ССР тов, М. Бажан;

«Значительные массы людей, — сказал
он, — были принуждены оставить родину
ввиду захвата ее германскими агрессорами
или были ими узедены и угнаны с родины.
Сейчас они уже возвратились и возвращают
ся на свою. родную землю. Родина ‘их ждет.
Родина их сердечно и радостно встречает,
Родина в них нуждается.

В частности, я могу сказать, что прави-
тельство Украинской ССР делает: все для
того, члобы ускорить возвращение репа-
триируемых и создать для них нормальные
человеческие условия существования. Не
только насильно угнанных, но и`обманутых
или запуганных фашистамн людей, которые
принуждены были служить немецким OKKY-
пантам, правительство Украинской ССР
рядом государетвенных актов призывает воз-
вратиться на родину, об являет о прощении
их вины неред. народом.

Конечно, это прощение не касается добро-
вольных и активных помощников. германских

нацистов, разделяющих вместе е ними ответ-.

ствениость за военные греступления.

Вопрос о репатриации и репатриируемых в
общих чертах ясен. Вее народы ‘заинтересо-
ваны в том, чтобы как можно большее число
людей возвратилось на евои родные земли,
ссело на родных местах, Но на деле встре-
тается еще много затруднений, отягощающих
и без того тяжелую жизнь этих измученных
людей».

Тов. Бажан отметил, что прежде всего
сеть люди, которые и до сих пор, к сожале-
нию, не могут возвратиться на родину.

‚К этой категории относятся испанские анти-

фашисты, а также сотни тысяч евреев-бе-
женцев из Германии. Этим людям некуда
возвращаться. Тов. Бажан заявил, что нуж-
но облегчить участь этих людей.

«Кроме этих категорий беженцев, на ко-
торые сейчас не могут быть распространены
методы репатриации, остается еще некоторое
число лиц, именуемых и продолжающих
именоваться беженцами.

Кто эти люди?

Господин уважаемый делегат Великобри-
тании определил число таких людей в сот-
ни тысяч или, может быть, в миллион.

Господин Нозль-Бэйкер не сказал, засчи-
тывает ли он в это число и беженцев, при-
надлежевлших к народам, воевавшим е Об?-
единенными нациями. Таких беженцев —
бывших немецких колонизаторов польских,
чехословацких, латвийских, украинских и
других земель, го имеющимся у нас сведе-
ниям, насчитывается у нас более 1 миллиона
человек, претендующих на помощь между-
народных организаций. Надо ли говорить,
что большинство немцев, осевших на чужих
землях и в перзую очередь на землях сла-
вянежих, естественно, принадлежат к по-
клониикам  отвратительчого  расизма-на-
muna.

Должны ли распространяться на этих лю-
дей гуманитарные функции некоторых ме-
ждународных учреждений? Нет, не должны,
пусть собственный производительный труд
убелит этих людей, мечтавших жить рабо-
владельцами, в тщетности и вредности их
претензий на положение «расы господ».
  Таким образом, из числа беженцев должна
быть вычтена значительная группа, участью
  которой. должно заниматься ие междунарол-
  ное учреждение, а те местные власти побе-
жденных. стран, которые действуют под
контролем союзного командования.

Остается еще некоторое число людей, зая-
вляющих о. своем нежелании возвратиться
на родину и претендующих на международ-
ную помошь.

Эта группа так называемых «беженцев»
находит различные об’яснення для своего
нежелания возвратиться на ролину, мечтает
воспользоваться закомом о праве убежища,
который многие народы ввели в конститу-
  цию своей страны, вовсе не думая обратить
  этот закон в укрытие для преступников про-

тиз мира, человечества и человенности.
Пусть эти лица как угодно мотивируют

свое нежелание возвратиться на родину, но

истинная причина этого ясна -= они боятся

Александр Викентьевич (Сквезняк
	Паровоз медленно подкатил к перрону.
Десятки радостио возбужденных лиц устре-
мились К паровозной будке, из правого кры-
па которой выглядывал взволнованный мл-
	пинист, Юго рука привычно, автоматиче-
	(ки легла на ревере, и через секунду ма-
шина плавно. остановилась. Мгновение — п
иапилгиет очутилея на земле, стиснутый в
	‹ дружеских об’ятиях, едва успевая отвечать
		ца градом сышпавишиеся приветствия:

‚ — Александру Викентъевичу!

— Здравотвуйте, тов. Окверняк!
` =е Здорови були!
 №то-то, протискиваясь в собравшейся тол-
пе, неустанно. твердил:

— Привет, дядя Саша, с благополучным
DAC...

— Здравствуйте, друзья, sapascrsyii-
ле, — отвечал машинист, пожимая тянув-
‘ииеся ® HeMY со всех сторон руки. — А
‘во, — Алексанлр Викентьевич указал на
‘одето помоциника, безусого юнна, остано-
зивлегося на нижней ступеньке паровозной
зесонни, — вот сын мой Витька, — и тут
‘до добавил: — Виктор Александрович.
	Так в 1944 году состоялось возвраще-
mo домой известного в Одессе машиниста
‘Александра Викентьсвича Скверняка, В то
noe утро ош привел первый паровоз,
прибывщий в освобожденный город.

И присутствовавшим при этом событии
старым одесским железнодорожникам вепом-
‘нились долгие годы совместной работы, го-
Зы великого, самоотверженного труда, сча-
тливые, незабываемые. Было тут много лю-
ой, чьи имена произносились с почтением
п любовью, Но наибольшим почетом среди
‘их по праву пользовалея маптиниет депо
yOxecca-ToBapAad Александр Викентьевич
 Суверняк. Отличный специалист своего де-
ha, до тонкости знающий паровозы многих
церий, умеющий, что называется, разгады-
чить «душу» машины, тов. Окверняк неда-
ом слывет среди железнохорожников Одее-
“кой одним из самых передовых пафовозни-
ков-новаторов.

Железнодорожный транспорт называют
родным братом Красной Армии. В кажой-то
xepe справедливость этой харажтеристики
становится особенно отчетливой, котда зна-
ммиться с жизнью и деятельностью Алек-
сандра Викентьевичу Окверняка. Одна из
новных черт знатного машиниета — точ-
ность, умение расститывать пробег своего
паровоза до мельчайшей доли времени, до
той виртуозной пунктуальности, которая
озволяет проверять часы, завидя знакомую
машину Алексанлра Викентьевича, Этим не-
ззурядным качеством тов. Сквернях удивлял
оих товарищей по работе еще 22 тода на-
зд, когда осуществилась его заветная меч-
та нон стал помощником маптиниета на па-
ровозе «Од-274».
‚ Влюбленный в свою замечательную про-
фесспю, молодой паровозник неутомимо
учится, внимательно приглядывался к ка-
Здому движению своего первого учителя,
опытного машиниета Баврисюка. И вскоре
заступил торжественный день в жизни
Алекоандра Викентьевича: он получил. соб-
ственный паровоз и начал самостоятельно
водить поезда. Se -

Умный, энергичный и решительный, он
активно боролся за внедрение новых передо-
зых методов труда и добился в этом значи-
тельных успехов.

Тетом 1941 года, когда на Одессу обру-
шились вражеские бомбы и линия фронта
шаг 3а шагом подступала к. пветущему, ве-
олому городу, — в эти дни маншнист Алек-
вандр Скверняк стойко стоял на своем бое-
вом посту у реверса локомотива «СУ-214-

тились. Охнажды на депо, где стоял броне-
поезд, налетели 27 бомбардировщиков и при-
нялись яростно атаковать его. Пед вой и
грохот бомб Александр Викентьевич смело
вытаскивает бронепоезд и полным ходом
уводит его в безопасное меете. Но мысль,
что в помещении дело осталиеь исправные
машины, которые могут погибнуть, не дает
покоя патриоту. Невзирая на смертельную
опасность, он бросается к стойлам.., Из ох-
ваченного пламенем полуразрушеняюго депо
ему удается вывести два паровоза.

В другой раз сорока немецким танкам
удалось перерезать путь втереди бронелоез-
да. Сквозь ожесточенный артиллерийский
огонь сумел машиниет прорвать свой состав,
пасти его вместе со веей командой.

..Аончилась Сталинградская эпопея. В
колонне паровозов 0г0бого резерва ИЁПО
Александр Викентьевич Скверняк следует

‚ непосредственно за передовыми частями на-

ступающей Врасной Армии.
Вскоре после освобождения Киева был

‚ восстановлен мост через Днепр. И вот пошли

по нему первые поезха. Третьим по восета-
новленному мосту процтел тяжеловесный со-
став, ведомый славным мапгянистом Алех-
сандром Скверняком. Веселый гулок ето па-
равоза звучал теперь на родной украин-
ской земле, поезда с боеприпасом бежали все
дальше на запад, к нашим войскам, насту-
павшим на логово зверя...

А потом, когда вернулся Алекеанлр Crsep-
	ня в любимую Олессу, он с новой aHep-
	гией сразу принялся за работу. Нужно вВыло
возрождать, отстраивать родное дело, родной
город. Он и тут вел себя, мыелил, чувство-
вал, ках на фронте. Ни минуты покоя! Тру-
хиться, трудиться, трудиться — так требует
фронт. И коммуниет тов. Окверняк © толовой
погружается в дело, заражая своим энту-
зназмом друзей-железнодорожников. Будучи
‚назначен приемщиком НАПС, он мог бы ог-
раничиваться тщательным. осмотром. отре-
` монтированных пафовозов, Но иначе пони-
  MaeT свои обязанности Александр Викентье-
‘вич. Кручный‘ специалист-паровозня, он
помогает ремонтным бригалам своими цен-
ными указаниями, учит людей, как лучше,
надежнее восстанавливать технику,
’ Трудовая п воинская доблесть знатного
‚ машиниста нашей Родины Александра Вя-
кентьевича Скверняка отмечена высшей на-
граиой —= орденом Ленина.
Великий Ленин указывал, что «...орга-

‹ низатороная работа подсильна и рядовому
‚ рабочему и крестьянину, обладающему гра-
  мотностью, знанием людей, АНН
  ОПЫТОМ. Таких людей в «простонародье»,
  KOTOPOM BBICOKOMEPHO и а
  говорят буржуазные интеллигенты, масса.
Таких талантов в рабочем классе и в Ере-
стьянстве непочатой еще родник и богатей-
IH роднив». Одним из таких талантливых
еынов” советского народа является Алек-
сандр Викентьевич Скверняк. Вот почему
одееские железнодорожники на своем со-
брания, посвященном выдвижению каяли-
дата в депутаты Верховного Совета СССР,

‚назвали имя этого передового мащиниста..
Кантилаттву „Алекеанла- Викентьевича
	‚Вандидатуву Алекеанлюа ‘рикентьевича
`’Овверняка горячо поддержали трудящиеся
  многих прелириятий и учреждений, краено-
  армейцы, военные моряки. На многочислен-
ных собраниях избирателей  Одесского-
  Ленинского избирательного округа заявили
о своей готовности с радостью отдать гс-
	`л06а за кандидата сталинского олока RKON-
	 мунистов и беспартийных Алекеанлра Ви-
 контьевича СОкверняка.
  @ ЯмОВлЛЕВ.^
	4%». Он день и ночь перевозил войска, про-
довольствие, снаряды. И никто не видел
усталости на его круглом, © мягкими чер-
тами лице. Только чуть помрачнели обычно
искривитиеся весельем серые глаза.

А когда родной город оказался во враже-
ском кольце и единственный оставшийся
выход из него вел через море, Алекеандр
Викентьевич погрузил в чиеле других и евой
паровоз на пловучий дов. Сердце его ежн-
малось от глухой тоски, от боли за родной
горох...

Вместе с многими другими железнодорож-
никами Александр Викентьевич участвовал
в перевозке на восток производственного
		оборудования из прифронтовой зоны. И, кзк
всегда, он всю душу вкладывал в поручен-
ное дело.

«Нате добро не должно достаться вра-
гу», умал в те горестные дни машиниет,
Намного превышая вес поезда, он совершал
рейс за рейсом, без отдыха, без смены. Он
видел, как доставленное в глубокий тыл
оборудование тотчас же монтируется, вво-
дится в строй, видел, как страна нажапли-
вает ресурсы, чтобы, собравиеись © силами,
нанести ненавистному врагу ответный удар.
Это придавалосилы, как бы оживляло орга-
низм, еловно стальной, упрутой энергией
	наполняло мышцы. И он говорил своей.
	бригаде:

— От нас зависит, чтобы заводы скорее
прибыли на новое место. Главное — привез-
ти быстро и в целости. А дальше пойдет без
задержкль.. Только успевай везти готовую
продукцию на фронт! Вот ведь как полу-
чается: сюда везли заводы от немцев, а от-
сюда немцам «подарки» повезем...

И очень скоро действительно ‘начались
перевозки «подарков». Он доставлял их в
осажденный Ленинград, в Москву и в зной-
ные приволжекие степи. На всю жизнь за-
помнится Александру Викентьевичу Сталин-
	традская bursa, B которой ловелось ему лил-
	HO принять участие в Бачестве машиниста
броненоезла. И как зимой 1939/40 тг. Wa
	советеко-финеком фронте, так и пол Сталин-.
	градом отважный машинист храбро выпол-
HAA свой боевой долг. Команда бронепоезла,
который он водил, сбила тогда несколько де-
сятков немецких самолетов.

Этот бронепоезд причинил ‘фашистам
неиечислимые беды. Недаром вражеские
бомбардировиики день и ночь за ним охо-
			Судебный процесс по делу о злодеяниях немецко-фашистских
захватчиков на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР
	Затем лает показания свидетель иеромо-.
	нах Нековеко-Нечерского монастыря Сера-
фим Розенберг, сообщающий, что по приказу
Реккинга была звхвачена и вывезена в
Германию ризница монастыря, представля-
ющая огромную материальную и иеториче-
скую пенность.

На заседании было оглашено заключение
судебно-медицинсвой экспертизы, которая
установила, что массовое истребление мир-
ных советских граждан и военнопленных на
территории Прибалтики происходило в те-
чение всего периода немецкой оккупации.

`Ца этом вечернее заседание суда закан-
чивается.

РИГА, 2 февраля. (ТАСС). На утреннем
заседании 2 февраля начались прения
сторон. Председательствующий нрелостав-
ляет слово тосударственному обвинитедю
полковнику юстиции тов. Н. П. Завьялову,
	РИГА, 1 февраля. (ТАСС). На утреннем   лем Беюхинга находились 2 концлатеря, где
	заедании 1 февраля продолжалея допрое
‘ридетелей по делу подсудимого Павеля.
Бывший военнослужалций немецкой армии
свидетель Юнкер рассказал суду о массовом
потреблении мирного населения г. Елгава.

Свидетель Назаров показывает, что-в ел-
тавском лагере для заключенных мирных
советских граждан и военнопленных быди
даны кошмарные условия, люди умире-
ли тысячами.

Свидетель, член Государственной Чрезвы-
чайной Аомиссии по расследованию злодея-
НИЙ немецко-фашиетеких захватчиков Ee
ор. Резекне протоиерей русской правослаз-
той церкви Рушанов заявил:

аня установлено, что в ла-
ре в Резекне замучено больше 36 тысяч
фветевих граждан и военнопленных.

Свидетель приводит также чудовищный
факт расстрела гитлеровцами всего населе-
вия деревни Аудринц, в том числе стариков,
яенщин и детей,

Затем допраивается свидетель военно-
стужащий германской армии майор Веель,
юрый показывает, что по приказам Па-
ведя жители селений, в зоне которых обна-
руживались партизаны, отдавались СД на
расправу. Населенные пункты сжигались.

Лалее даст показания свидетель Сушин-
снас. Он рассказывает о расстреле немцами
около 50 советских офицеров, предетавите-
Ich латвийской интеллигенции и детей.

Суд переходит к допросу подсудимого
Бенкинга — штандартенфюрера СА, бывше-
го тебитокомиесара ‘уездов Таллин, Валка,
Выру и Печоры, Эетонекой ССР.

— После нападения Германии на Совет-
ский Союз я был откомандирован в расноря-
жение особого штаба Розенберга, называв-
игося зондерштаб «Р»,— показывает Бек-
Еииг.— В задачу этого штаба входил под-
бер нужных людей для управления заняты-
Уи территориями на Востоке и руководство
их деятельностью по использованию ресур-
вв оккупированных территорий.

Прокурор: Что значит использование
Ресурсов — отрабление занятых террито-
pul?

Бенкинг: Так точно.

Прокурор: Какую установку получили
ВЫ нА курсах?

Беикинг: Нам говорили, Что оккупиро-
ванная Прибалтика со временем должна
быть навсегда присоединена ® Германии.
Затем речь тила 06 ограблении занятых тер-
propa,

Судебное следствие устанавливает далее,
что Бекжинг, будучи. областным комиссаром
в Эстонии, © беспредельной жестокостью
проводил в жизнь эти установки, за что по“
лучил ряд выепгих военных наград.

Устанавливается также, что под вонтро-
	томизиесь тысячи мирных советских граж-
дан, согнанных из Сталинградекой и
ПИзковской областей. Зверский режим, уста-
новленный в этих лагерях, приводил к мас-
совой гибели людей.

Допросом подсудимого Веккинга утреннее
заседание заканчивается.

РИГА, 2 февраля. (ТАСС). Вечернее за-
солание 1 фезраля начинается показаниями
	свихетеля Тоейао, вызванного по делу под-.
	судимого Беккинга. Свидетель показывает,
что по распоряжению Беккинга к крестья-
нам, пе выполнившим поставки. применя-
лись массовые репрессии:

Свидетель Анолим рассказывает о диком
произволе и зверствах немцев в лагерях
Эстонии. в частности в лагере Фификона и
лагере Вайвар, где погибли тысячи мирных
траждан.
	щий комитет согласился с тем, чтобы пред-
седатели комитетов № Г и № 3 поддержи-
вали между собой коятакт,

В проекте резолюции, представленном де*
легацией Белорусской CCP и включенном
на состоявшемся 2 февраля заседании Об-
щего комитета в позестку Ассамблеи, гово-
рится:

«Генеральная Ассамблея, принимая во вниз
мание, что военные преступники, виновные в
нарушении законов и обычаев войны на су-
ше, установленных четвертой Гаагской кон-
венцией от 1907 года, которые. подлежат
привлечению к ответственности в соответст-
вии с решением глав трех.правительств Руз=
вельта, Сталина и Черчилля от 2 ноября
1943 года и в соответствии е совместной де-
кларацией союзных правительств от 13 ян-
варя и 18 декабря 1942 года, что ‘эти пре-
ступники до сего времени продолжают ук-
рываться от правосудия на территориях не-
которых государств, являющихся членами
Об’ единенных наций, Ассамблея рекоменду-
ет, чтобы члены Об’единенных наций приня-
ли отныне все необходимые меры с тем, что-
‹ бы независимо от их национальности воен-
ные преступники, виновные в насилиях и на-
рушениях, в истреблении и ограблении мир-
ных жителей и военнопленных, в убийствах,
казнях и в других зверствах. могли бы быть
арестованы и доставлены в страны, где они
совершили эти преступления, для суда и на>
казания в соответствии с законами этих
стран; Ассамблея призывает. правительства
государств, не являющихся членами Об*е-
диненных наций, также принять все необхо-
димые меры для задержания вышеупомяну-
THX преступников на своих территориях с
целью их немедленной доставки в страны,
где они созернили вышеуказанные преступ-
ления, для суда и наказания в соответетвии
‘с законами этих стран».

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Утром
2 февраля на заседании Генеральной Ассамб-
леи происходила церемония возведения нор-
вежского министра иностранных дел Трюгве
Jia wa пост генерального секретаря органи-
зации Об’единенных наций. Председатель
Генеральной Ассамблеи Спаак предложил
семи вице-председателям и прежде всего
А. Я. Вынзинскому, Бевину, Стеттиниусу, Ку
и Бидо занять свои Места за столом прези-
диума рядом с председателем Совета _Безо-
пасности Мейкином и председателем: Эконо-
мичезкого и Социального Совета Мудалиа-
ром. у

Спаак приветствовал прибывшего Трюгве

Ли и подчеркнул, что пост, который он 5у-
дег занямать,— это весыма высокий и труд-
ный пост.
_ Спаак привел Ли к присяге, и последний
‘произнес следующее; «Я, Трюгве Ли, тор-
`жественно клянусь осуществлять со всей
‘преданностью, честностью и добросовест-
‘ностью функции, порученные мне, как гене-
`ральному секретарю Об’единенных наций,
выполнять эти функции и сообразовывать
свое поведение только с интересами Об’еди-
ненных наций и не искать или получать ука-
зания в отношении выполнения своих обя-
занностей от какого-либо правительства или
другого органа вне организации».

Это заявление Трюгве Ли было также
встречено аплодисментами. Затем Ли произ-
нес речь, в которой заявил:

«Моим долгом всегда будет действовать в
качестве подлинно международного деятеля,
вдохновляемого той великой идеей между-
народного сотрудничества, которая. побуди-
ла великих руководителей в нынешней войне
взять на себя инициативу создания органи-
зации Об’единённых наций».

Следующим пунктом повестки дня было
обсуждение доклада Общего комитета о хо-

Речь государстеенного обвинителя полковника юстиции
H. П. Завьялова
	правились со многими лучшими предетави-
телями интеллигенции.

Затем государственный обвинитель кон-
кретно анализирует вину каждого подсуди-
мого в отдельности. Он останавливается на
иногочиеленных фактах истребления совет-
ских людей, ограблении крестьян, . разру-
шении.сел и городов, уничтожении культур-
ных и исторических памятников латылеко-
то, литовекого и эстонского народов.

За все эти злодеяния несут ответствен-

ность подсудимые Еккельн, Руфф, Дежон-
фон-Монтетон, Вертер, Вюппер, Павель и
Беккинг. Они были организаторами и иснол-
нителями злодейских замыслов гитлеровской
клики, сидящей сейчас на скамье подсу-
димых в Нюрнберге.
_ — Меред вами, граждане судьи, на
скамье подсудимых сидят преступники, на
счету которых самые отвратительные, са-
мые гнусные преступления против народов
Прибалтики—литовцев, эстонцев, латышей
и других народов нашей советской Отчизны,
преступления, которые по своей омерзи-
тельности превосходят самые чудовищные
злодеяния средневековых инквизиторов.

Именем замученных, убитых и растерзан-
ных гитлеровцами советских людей, именем
народов Латвии, Литвы и Эетонии, именем
народов всего Советского Союза я  обвиняю
всех сидящих на скамье полгудимых в пре-
ступлениях, предусмотренных статьей 1
Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года, и как тосудау-
ственный обвинитель требую, граждане
судьи,  приговорить всех их к смертной
казни через повешение.

Речью прокурора утреннее заседание за-
канчивается,
	В начале своей речи государственный 0б-
винитель подчеркивает, что чудовищные
преступления подсудимых являютея состав-
ной частью преступных планов германского
фашизма, ставившего своей целью превра-
шение весх евободолюбивых народов мира в
рабов немецких имнериалиетов.

Гитлеровские захватчики, оккупировав
Советскую Прибалтику, упразднили госу-
даретвенную самостоятельность латышеко-
го, литовекого и эстонского народов. Терри-
тория этих республик была об’явлена ча-
стью немецких провинций  «Остдланд»,
управление которыми было отдано рейхс-
министру Розенбергу, чыне сидящему на
скамье полеулимых в Нюрнберге.
	За годы немецкой оккупации в Советской
Прибалтике от рук фашистских убийц по-
тибло 1 миллион 435 тысяч 410 человек.

Отромный ущерб нанесли немецкие окку-
панты народному хозяйству. В Риге, Виль-
нюсе, Каунасе, Таллине, Нарве и в десятках
других городов Прибалтики немцы уничто-
жили несколько тысяч промышленных и
коммунальных предприятий, железнодорож-
ные станции, разрушили десятки тысяч жи-
лых домов. В руины превращены города
Нарва, Елгава, Тарту, Резекне и др. Только
в Литве и Латвии немцы разрушили около
150 тысяч крестьянских хозяйств. отняли
у крестьян земли, полученные ими в
1940—1941 годах от советской власти.
	Немецкие вандалы уничтожали нацио-
нальную культуру латышей, литовцев и
эстонлев. Они разгромили Вильнюсский и
Литовский университеты, разграбили и уни-
чтожили сотни и тысячи школ, музеев, кар-
тинных таллерей, библиотек, зверски рас-
	тельства. Мы признательны за ето ясно вы-   выражением желания греческого ‘народа,