- b Февраля 1946 г., среда, № 32 (2213)

Вое IK но-Морской On OTL ети ле . Hounoe учение - M Матч пловцов =
Было около полуночи, когда по палубам,   новщик прицела и целика Занкин быстро осква—Ленинград,

i TM HT е a м и о казематам, базщням и кубрикам линейного   переходят на ручное наведение. Теми услов- Закончился традиционный матч по плава-
( В й ) Е Pal se Af хх к i ы “ : ba

—( TG ПИ на nopadas «Cenacronoass заэвенели колокола   ной стрельбы орудий главного калибра не   нию, прыжкам в воду и водному пола меж
р $ Е о мии прозвучал горн. — снижалея ни на одну минуту. 7 Xv cOonnturvn комета Тонино ха УМК,

За.

культурой, так и технической подготовкой.
	новщик прицела и целика банкин быстро
переходят на ручное наведение. Темп услов-
Hod стрельбы орулий главного калибра не
снижалея ни на одну минуту.

Первая баня — лучшая на линейном
зюрабле. В этом заслуга ее командира —
лейтенанта Бреде. Он часто бывает в куб-
рике своих артиллеряетов. Любовно и на-
стойчиво офицер обучает и воспитывает
свой личный состав в духе славных 6бое-
вых традиций Отечественной войны.

Внезапное ночно учение показало, что
личный состав Краспознамениюто линейно-
го корабля «Севастополь» способен решать
сложные боевые задачи.

В дни полготевки к выборам в Верхов-
ный Совет СОСР на корабле неизмеримо
выросла политическая и боевая активность
всего личного состава. Она проявляется в
усилении боевой подготовки, укреплении
порядка и лиециилины, лучшем вылолне-
нии корабельных работ. Особенно велики
успехи молодых краснефлотцев в боевой
подготовке. С большой эктивностью изучая
свою корабельную специальность, молодые
краснофлотцы быетро становятся Ta caXo-
стоятельную вахту,

Офицеры умелое привлекают старослужа-
щих к обучению и воспитанию мололежи.
Краснофлотец Михайлов пришел на «Сева-
стополь» недавно. Ему стал помогать в
изучении боевой техники старослужалций
тов. Лерман Он обучал молодого моряка не
только в часы занятий по боевой потготов-
Ke, но и в свободное время. Сейчае Михай-
лов может самостоятельно работать на 606-
вом посту.

Старший лейтенант А. РОМАНОВ.

Черноморский флот. (По телеграфу).
	закончился традиционный матч по плава-
нию, прыжкам в воду и водному поло меж-
ду сборными командами Ленинграда и Моск-
вы. Победителями матча с большим преиму-
ществом вышли’ московекие спортсмены.

В матче принимали участие лучитие
пловцы Военно-Морского Флота. Выступав-
ший за команду Москвы техник-лейтенант
А. Тибель выиграл два первых места в пла-
вании стилем «кроль» на 200 метров
(2 : 18,4) и 400 метров (5: 10,4); Mop-
ской офицер, неоднократный чемпион
Ленинграда по плаванию, старщий. лейте-
нант П. Агеев занял второе место в плава-
нии на 300 метров на боку, проиграв 15 е-
кунд чемпиону СССР москвичу Дмитриеву.

В прыжках в воду больших успехов до-
бились военные моряки гвардии старший:
лейтенант Баркан (Москва) и главный етар-
шина 0. Шостак (Ленинград). Тов. Баркан
занял второе место в прыжках с вышки, а
т. Шостак выиграл первенство в прыжках с
трамплина. Победа Шостака расценивается
как самое примечательное событие матча:
он выиграл у двух неоднократных чемпио-.
нов СССР — Алексея Житалова п Иезака
Баркана. : :

Тов. Шостак-—еравнительно молодой пры-:
гун, но, упорно занималеь спортом, он из
года в год. повышал свое  мастерство. Одна-
ко выигрывать у чемпионов ему еще никогда,
не удавалось. На этот раз т. Шостак серьез-
но подготовился к соревнованиям и блестя-
ще выполнил серию из семи сложнейших
фигурных прыжков в воду с трамплина.

Матч в водное поло выиграла москов-
ская команда со счетом 11: 3. Это— первый
случай, когда москвичи добились победы в
ленинградском бассейне.

В составе сборной команды Ленинграда
большинство игроков было из команды вму-
308, ¢ 1940 no 1945 год державшей звание
чемпиона СССР. Летом прошлого ‘года ва-
терполисты вмузов проиграли звание чем-
пиона СССР. Оно перешло к пловцам мос-
ковекой команды ИЛЕКА. Новый проигрыш
показывает, что класс игры вмузовцев за
последние годы снизился. Команда не по-
полняется молодыми игроками и теряет за-.
воеванное в довоенные годы ведущее поло-
жение в стране,

3 ФИРСОВ.
	Затем представитель французского обви-
пения Эдгар Фор переходит к изложению
доказательств в отношений преступной про-
паганды, Проводившейся гитлеровцами во
Франции и странах Западной Европы во вре-
мя оккупации. Одновременно обвинитель ха-
рактеризует и те мероприятия, которые про-
водили гитлеровцы для того, чтобы обеспе-
чить размах своей пропаганды. :
	В 1940 году, говорит обвинитель, немециие
власти издали приказ, в силу которого’ во
Франции и других странах Западной Европы
запрещалось распространение ряда изданных
ранее книг, Первый список запрещённых
книг был опубликован в сентябре 1940 года.
`В. этот список было включено [175 названий
книг, которые были запрещены немцами.
В 1942 голу был опубликован ешё более
обширный список, Среди запрещенных изла-
ний были книги, переведенные с английского
языка, все кчиги еврейских авторов, а также
те книги, в составлении которых сотрудни-
чадли евреи.

Посредством этих мероприятий немецкие
власти хотели уничтожить работы, которые
противоречили германской доктрине и «фи-
лософии» гитлеризма. Кроме прямого за-
прещения распространения уже изданных
книг, немцы; говорит обвинитель, ввели
строжайшую цензуру на выпуск новых изда-
ний. Под предлогом недостатка бумаги
немецкие власти стремились также всяче-
CKH сократить издание различной литераз
туры во Франции и других странах Запад:
ной Европы. В то же время значительное
количество запасов бумаги было из’ято
германскими оккупационными властями для
собственных пропагандистских целей. Нем-
цы выпускали за счет этих реквизирован-
ных запасоз бумаги болыное количество
фашистских пропагандистских брошюр.

Книги, прессу, кино и радио на окку-
пированной территории немцы  использо-
вали в своих целях для пропаганды гитлез
ровоких «идей». Однако население Фран-
ции и других оккупированных стран Запад-
чой Европы продолжало слушать радио-
передачи иностранных государств. В связи
с этим германское военное командование
во Франции настойчиво требовало от фран-
цузских властей установить суровые меры
ваказания, вплоть до смертной казни, для
всех тех, кто слушал радиопередачи
иностранных государств. Обвинитель цити-
рует документ, подписанный генералом
Птюльпнагелем, касающийся ограничения
слушания иностранных радиопередач.

Гитлеровские власти всю свою’ пропаганз
дистскую деятельность на’ оккупированных
территориях стран Западной Европы вели
последовательно. Это была целая система,
осуществление которой поручалось местным
оккупационным властям, а руководетво осу-
ществлялос:, на основе соглашений между
министерством иностранных дел Германии и
имперским министерством пропагавлы. В
подтверждеквие этого обвинитель цитирует
ряд документов, из которых следует, что в
области гитлеровской пропаганды на окку-
пированных территориях стран Западной Ев-
ропы германское министерство иностранных
дел и министерство пропаганды вели совме-
стную деятельность, обусловленную спени-
альными соглашениями.
	Носле получасового перерыва Трибунал
вынес решение по поводу заявления, оделан-
ного защитником ОКВ и генерального шта-
ба. В этом решении говорится, что Трибу-
нал может допускать любое доказатель-
ство, которое, как он считает, имеет доказа-
тельную силу. Защита со своей стороны
может представить свой соображения по по-
воду показаний свидетеля ван дер Эссена, а
также комментировать эти показания. Что
касается правильности показаний этого сви-
детеля, основанных на фактах, которые он
видел или о которых он слышал, оконча-
тельные выводы будут сделаны самим Три-
буналом. Поэтому Трибунал отклоняет
предложение защитника ОКВ и генерально-
го штаба не принимать показания свидетеля
ван дер Эссена в качестве доказательства.

После этого сообщения Трибунал просмо-
трел несколько кинокадров и диапозитивов,
представленных французским. обвинением в
связи с пред’явлением доказательств през
ступности немецкой пропаганды.

осле того, как Трибуналу были продез
монстрированы образцы лживой и клевета
нической немецкой пропаганды и представ=
лены документы, подтверждающие предна=
меренное применение немцами этой пропаз
ганды для достижения преступных целей
гитлеровских заговорщиков, утреннее засе=
дание Трибунала 5 февраля было закрыто,
	Было около полуночи, когда по палубам,
кззематам, башням и кубрикам линейного
корабля «Севастополь» зазвенели колокола
громкого боя и прозвучал горн.

Через несколько минут после сигнала
тревоги «Севастополь» был готов к бою.
Началось ночное учение,

— Приготовитьея в отражению этак са-
молетов! — передается по радио приказ.

Зенитчики и бортовые артиллериеты по-
лучают вводную: открыть огонь по в0з-
душному «противнику», Орулие старшины

2 статъи Гурьянова мементально открывзет
огонь.
	Но раднотрансляции передается оповеще-
ние: авиабомба попал& в третье котельное
отделение. Половина личного состава вы-
шла из строя. Горит мазут.

Старшина 1 статьи Вербицкий, руково-
хивший учением на боевом посту, доктады-
вает:

— Принимаю меры к борьбе с водой и
пожаром,

Краенофлотцьг Трофимов и Першин по-
ЛУЧалот приказание поставить распоры па
левую продольную переборку и законопа-
тить швы, Краснофлотец Ветров пустил пе-
ногоны, браснофлотец Хаталамалжиев отне-
туйтителем сбивает пламя за котлом,

Личный состав боевого поста работает
быстро и уверенно

В первой башие напряженная боевая 06-
становка. Артиллериеты быстро и четко ра-
боталот у бащенных орулий. Командир огне-
вой группы мичуиан Луболь дает вволную:
мотор вертикального наведения среднего
орулия вышюл из строя, перейти на ручное
действие,

Вертикальный наводчик Пиецов. yers-
	Кюмсомольны-атитаторы во главе с млад-
mum лейтеналтом Юрковым активно помо-
гают своей корабельной библиотеке в по-
пуляризации произведений советских писа-
телей, выдвинутых кандилатами в депута-
ты Верховлюого Совета СССР.

В корабельном агатпункте проведены бе-
седы о Николае Семеновиче Тихонове, Стаэ-
шина 1 статьи Попов рассказал о жизни и
творчестве поэта, а краснофлотен Ча-
	партии, любовь и поддержка нарола благо-
	Чувство законной гордости вызвали у на-

‚< ших воинов слова Обращения Центрального

Комитета нашей партии к избирателям о

„. том, IM советокий народ может положить-
‘ot Ha CROW армию,

Доблестные воины Красной Армии и Во-
	‘3 онно-Морского Флота оправдали надежды п

©
i
a
			доверие своего народа. ели Красная Армия
и Военно-Морской Флот сумели отетоять сво-
боду, чееть и независимость нашей Родины,
стать надежным защитником и верным стра-
ем мирного, созидательного труда и безо-
паености народов СССР, то этим мы обязаны
большевистской партии, товарищу Сталину.

Великая Октябрьская социалистическая
революция, повернувшая налзну страну на
путь социализма, обеспечила всестороннее
развитие всех сил советекого общества. «Со-
ветская власть, — указывается в Обраще-
нии ЦЕ ВЕП(б) к избирателям, — разбила
оковы, мешавшие развитию страны, при-
вела к победе социалистического строя, ко-
торый дал нашему народу и нашей армии во-
ликую силу». Ма основе советского строя
пары СССР под фуководетвом партии
Ленина — Сталина создали первоклассные
вооруженные силы, отвечающие природе,
характеру и задачам социалистичеекого го-
судзретва,

Большевистская партия, Ленин и Сталин,
неустанно заботясь об организации и укре-
пенни вооруженных сил социалистическо-
то шсударства, ухеляли огромное вниматие
Военно-Морскому Флоту,

В феврале 1918 года Ленин подписал ле-
крот 00 организации социалистического
Рабоче-Крестьянекого флота. По взаланию
	ПЕ ЧО eee

уз Ченина и Оталина балтийские моряки co-
	вершили труднейший «ледовый поход» из
Тельсингфороа в Кронштадт и спасли от
врага более двухсот боевых кораблей, ко-
торые стали ядром нового флота. Ленин и
Сталин явились организаторами военных
флотилий на Волге, Днепре, Каспии, Азоп-
ском море, Онежеком озере и на других ре-
вах и озерах, направив на эти театры во-
етных действий многие из кораблей, спа@ен-
НЫХ В ДНИ «ледового похода». Эти флотилии
втесди большой вклад в борьбу против бе-
логвардейцев и интервентов в годы граждан»
ской ВОЙНЫ,

Из многочисленных ленинских докумен-
тов этого периода видно; как глубоко вни-
кали Ленин и Сталин во все вопросы жизни
флота, насколько всесторонне они учитыва-
Ли и использовали возможности для сохра-
нения кораблей в труднейшей обстановке.
о ‘инициативе Ленина Совет Труда и 0бо-
роны в октябре 192,0 года принял решение о
восстановлении Валтийского флота. К этому
времени, как известно, наш флот не мог
быть признан серьезной боевой силой. На
Черном море флота фактически не было: в
1918 году революционные моряки, по зада-
нию Ленина, потопили часть кораблей этого
флота, чтобы они не попали в руки врагов.
$ другая часть кораблей была уведена бело-
твардейцами и интервентами за границу, На
(вере и на Тихом океане морские границы
	пыли оголены, — там и до революции не бы-
	-——3 ло флота. Только Балтийский флот распола-
		гад известным количеством кораблей. Боль-
Шинетво из них стояло без топлива и нужда-
лось в значительном ремонте; Флот не бых
обеспечен кадрами, Между тем международ-
ная и внутренняя обстановка настоятельно
требовала всемерного укрепления морских
рубежей молодой советской республики;

В решении от 23 октября 1920 гола, на-
писанном рукой Ленина, Совет Трула и 0бо-
роны поручил «Петроградекому Совету п
специально Комитету Обороны Петрограда
обратить особое внимание на ускорение pa-
бот по восстановлению Балтфлота и согла-
сование всех учреждений, способных помочь
делу, с устранением всякой волокиты и 6
установлением реального надзора за быстро-
Той и успешностью работы».

С переходом к мирному строительству,
когда советский народ энергично взялся за
восстановление народного хозяйства, партия
и правительетво нациит необходимым и в03-
можным принять решительные меры к вос-
созданию нашего флота. Собравшийся
25 лет назад Х с’езд партии вынес решение,
в котором говорилось:

«С’езд считает необходимым, в соответ:
етвии с общим положением и материальны-
ми ресурсами Советской республики, при-
HATh меры кв возрождению и укреплению
Красного военного Флота».

Эти исторические решения стали поворот-
ным пунктом в жизни Военно-Морского
Флота нашей страны.

Огромное внимание было обращено на
укомплектование кораблей и частей флота
проверенными кадрами командиров, епепиа-
Листов и политических работников. По ре-
Wena партии, флоту были возвращены сот-
НИ моряков, служивших в гражданских
учреждениях ив Красной Армии. Несколько
тысяч бойцов Красной Армии были на-
правлены на корабли и в военно-морекие
школы, По инициативе Ленина и Сталина
У сезх комсомола принял шефотво над
флотом, Комсомол активно включился в
строительство и возрождение военно-морских
ил совотекой республики. Комсомольские
мобилизации и добровольная вербовка мо-
додежи на флот дали блестящие результаты.
Тысячи комсомольцев пришли восстанаели-
	_› вать флот.
	‚ Цартия привлекла широкие трудящиеся
MXCH нашей страны в делу строительства
советских военно-морских сил. В начале
1923 года по указанию Центрального Коми-
тета партии была проведена «Неделя Врас-
ного Флота». В городах и селах, на фабра-
ках и заводах состоялись собрания, митин-
ги, беседы, «Неделя» пришла с огромным
` подемом. Устраивалиеь субботники, рабо-
Чие отчисляли от двух до пяти процентов
зарплаты в пользу флота. Предприятия вы-
деляли для флота предметы своего произ-
BOCTBA, :

Хозяйственное возрождение советской
республики. неослабное внимание и забота
	Вышел в свт № 3 журнала «Агита-
р». К ХХУШ годовщине Красной Армии
и Военно-Морского Флота в номере опубли-
вована статья И. Короткова «QO сталин-
ской стратегии и тактике в Великой Ore-
чествонтой войне» и Н. Токарева и П. Ан-
Черского «Материалы для докладов и бесед
	ИЕ т ЕС ONE IE EES GO ЕС У ВХ РЕГ

творно сказались Ha возрождении Военно-   Эти люди взращены советским строем, вое-

а < а:

питаны большевистской партией в духе
нюбви и преданности Родине, народу, Жи-
вотворящий советский патриотизм, вдохно-
влявший тружеников тыла в годы войны нА
невиданные трудовые подвиги, поднимал
советских воинов на великие ратные дела
и помог им выдержать величайшие военные
испытания. Их воинское мастерство, ге-
роизм, готовноеть на лишения и самопо-
жертвование во имя чести, свободы и неза-
висимости социалистической Отчизны, во
имя победы над врагом наша всеобщее
признание,

В боях с немецко-фашистекими захватчи-
ками росло тактическое и оперативное мз-
стерство офицеров, возрастала боевая за-
калка личного состава флота.

Вее это явилось результатом той огром-
ной преобразовательной работы, которую
проделала наша партия в стране, результа-
том повышения коммунистической созна-
тельности и политической зрелоети совет-
ских людей. Партийные организации флота
сплачивали моряков в единую дружную
семью, вооружали их ясным пониманием
целей и смысла борьбы, помогали командо-
ванию укреплять дисциплину, организован-
ность и порядок. Коммунисты личным при-
мером воодупевляли моряков, показывали
пример выполнения воинского долта, чест-
ного служения Родине. Выеокие моральные
и боевые качества наших офицеров и бой-
цов явились важнейшим фактором успелтно-
го выполнения флотом своего долга перед
Родиной. :

Советское празительство высоко. оцени-
ло боевые заслуги флота. Свыше 470’ воен-
вых моряков удостоены звания Героя Co-
ветекого Союза, около 250 тысяч моряков
награждены орденами и медалями, до 170
кораблей и частей награждены орденами,

60 корабдей и частей преобразованы в гвар-
дойские.
		Морского Флота. Один за другим вступали
В строй боевые корабли.
		Наш флот рос и укреплялея вместе с рос-
TOM индустриальной мощи советекого го-
сударства. Уже в годы первой пятилетки
был полностью отремонтирован и восетанов-
лен судовой состав Военно-Морского Флота,
произведена модернизация крупных кораб-
лей, укреплена береговая оборона. В этот же
период началось серийное строительство под-
водных лодок, торпедных катеров, массовое
производство самолетов.

По мере дальнейших успехов индустриа-
лизации раситирялась и совершенствовалась
судостроительная база. что позволилю раз-
вернуть строительство кораблей всех клас-
сов. Созданная в годы сталинских пятиле-
TOR высокоразвитая социалистическая про-
мышленность, в том числе и судостроитель-
ная индустрия, открыла широкие перспек-
тивы строительства Военно-Морского Фло-
та, За первые лве пятилетки со стапедей
судостроительных заводов сошло около 500
новых кораблей, — в 4 раза больше, чем
было построено в царской России за деся-
тилетие, предшествовавтее первой мировой
	OO

войне. Темпы кораблестроения” неуклонно
возрастали.
	В эти же годы военно-морские силы ©о-
ветского государства обогатились двумя но-
выми флотами, В 1932 году по указанию
товарища Сталина был создан Тихоокван-
ский флот. В 1933 году товарищ Сталин
поставил задачу создания Северного флота.
Сталин лично определил место для базы но-
вого флота, места для его береговых укрен-
лений. В водах Тихого океана и полярного
Севера появился надежный страж советских
морских границ. Силу и мощь этих флотов
в годы Великой Отечественной войны изны-
тали на себе неменкие захватчики, а потом
и японские агрегсоры.

Носле гражданской войны у нас был
только Балтийский флот, состоявший из
старых, изношенных кораблей. Во второй
сталинской пятилетке на защите морских
подступов нашей Родины стояли уже четы-
ре флота — Балтийский, Черноморский, Се-
верный, Тихоокеанский. Наш Военно-Мор-
ской Флот’ волею партии, отеческой забо-
той товарища Сталина вышел на тирокую
дорогу.

Сталинские пятилетки, преобразивигие
облик нашей страны и неизмеримо подняв-
шие ее экономическую мошь, позволили при-
ступить к реализации поставленной
товарищем Сталиным задачи строительства
большом Военно-Морекого Флота Советекой
державы. На 1-й сессии Верховного Совета
СССР В. М. Молотов сказал:

«У могучей Советской державы должен
быть соответствующий ее интересам, до-
стойный нашего великого дела, морской к.
окезнский флот».

В первом же году третьей пятилетки co-
ветская судостроительная промышленность
дала фаоту в пять раз больше надводных
кораблей. чем в каждом из предыдущих чет
второй пятилетки. Судостроительная уро-
мышленность приступила в выпуеку Бо-
раблей всех классов и типов. В 1939 году
Флот получил от промышленности 112 &0-
раблей — почти столько же, сколько было
построено царской Россией в течение
последних десяти лет до войны 1914—
1918 гг. Еще больше кораблей вступило в
строй в 1940 году—168 кораблей! В боль-
шинетве своем это были надводные кораб-
ли, построенные по последнему слову сов-
ременной техники. В 1940 году подводных
лодок было выпущено по тоннажу в три ра-
8% больше, чем в: 1939 году

Теперь уже не было прежней зависимости
от заграничной промышленности. Почти вое
вооружение, механизмы, приборы, включая:
самые сложные, изготовлялись на отече-
ственных зазодах по проектам советских
конструкторов. На стапелях закладывались
военные корабли всех классов, .

Так изо дня в день при постоянной забо-
те и помощи большевистской партии, лично
товарища Сталина росло и крепло военно-
морское могущество Советской державы, Не
было ни одного проекта нового корабля, но-
вой пушки, ни одного принципиального во-
проса, касающегося флота, по которому
товарищ Сталин не дал бы подробного укз-
зания,

№ началу Отечественной войны советский
Военно-Морской Флот превратилея в мош-
ную и грозную силу и оказалея способным
противостоять натиску сильного и коварного
врага на море, Боевые корабли, морская
авиадия, корабельная и береговая артилле-
PHA, созданные советскими людьми, с честью
выдержали самые суровые испытания.

-В Отечественной войне наш. флот
был верным помощником Красной Ap-
мии, Военно-морские сиды всеми средствами
обеспечивали стратегические фланги Крас-
ной Армии, упиравшиеся в море, обеепечи-
вали ее приморские тылы, Ни на одном теа-
тре фланг нашей армии не был атакован.
противником с моря, в. то время как совет-
ские корабли совершали дерзкие десантные
операции, губительным огнем своей артил-
лерии поражали живую силу, технику, 0бо-
ронительные сооружения противника на его
морских рубежах.

Корабли и авиация нашего флота Bean
непрерывную борьбу на ближних и дальних
коммуникациях противника, наноеили ула-
ры по его торговому и военному флоту, чех
нарушали и срывали питание и снабжение
приморских группировок немецких войск,
Не только на море и в воздухе, но и на сунте
сражалиеь моряки. Своими героическими и
самоотверженными делами они вписали ряд
замечательных, волнующих страниц в ле-
топись Великой Отечественной войны.

Советское государство дало флоту велико-
лепные кадры военных моряков, сильных
как политической сознательностью, общей
		о 28-й годовшатие Красной Армии и Boou-
но-Морокого Флота»,
	В связи с выходом из печати ХХХУ
Ленинекого сборника напечатана статья
А. Полозьева «Новые ленинские  дову-
MOHTEID «© Е
	Кроме того, в номере напечатаны статьи
		риков прочел его поэму «Аиров е нами».

С интересом слушали бойцы выступле-
ние агитатора Пушкова, который познако-
мил их с жизнью и литературной леятель-
ностью Михаила Шолохова и прочел отры-
в0% из нового романа пифателя «Они opa-
жались 3& Ролинт»,
	Старший лейтенант г. ШУБИН.
	Краснознаменный Балтийский флот.
	Советская страна-——могучая морская дер-
жава. Два океана и четырнахиать морей
омывают ее берега. Морские и речные рубе-
жи Советского Союза занимают свыше двух
третей всей его государственной границы, В
результате освобождения от немецкого ига
Прибалтийских и Молдавской советских рес-
публик, возврашения отторгнутой от Литвы
немцами Клайпедекой области, присоедине-
ния к Советскому (‘озу области Кенигебер-
га с его незамерзающим портом в Балтий-
ском море, возвращения налтей стране тер-
ритории района Печенги на севере, южного
Сахалина и Курильских островов на Дальнем
Востоке, восстановления прав нашего госу-
дарства на районы Порт-Артура и Дальнего
в южной части Маньчжурия протяженность
наших морских границ намного увеличи-
лась.

Народы СССР кровно заинтересованы в
укреплении рубежей нашего Отечества, в
том, чтобы сделать их непристунными для
врага. Наша партия, выражая эти устрем-
ления народа, «...будет и впредь неустанно
бороться за дальнейшее укрепление воору-
женных сил Советского государства».

С чувством глубочайшей радости воспри-
няли советские моряки слова товарища
Сталина 0 том, что советский народ хочет
видеть свой флот еще более снльным и мо
гучим и что наш народ создает для флота
новые боевые корабли и новые базы.

У нас веть все необходимое, чтобы ре-
шить эту.сложную залачу е успехом: мате-
риальные ресурсы, квалифицированные Kal-
ры военных моряков, кораблестроителей,
конструкторов, За время войны выросли и
закалилиеь новые кадры творцов морского
оружия, мастеров корабельного дела. Их
творческие усилия направлены на создание
новых типов кораблей, боевой техняки с
учетом опыта Отечественной войны, Многие
Из этих людей за выдающиеея достижения
в области науки, изобретений, коренного
усовершенствования методов производства
удостоены Сталинекой премии. Среди лау-
реатов Сталинской премии мы встречаем
имена инженеров Полушкина, Базилевича,
Чуфрина, удостоенных первой премии за ео-
здание нового типа боевото корабля, инже-
неров Казякина, Матвеева, Чекалина, офл-
церов Кузаева, Арефъева, обогативиеих мор-
свне корабли новыми видами мощных и бы-
етроходных дизелей, ит, д.

Присуждение Сталинских премий за ло-
стижения в строительстве и усиленни Bo-
енно-Морского Флота — свидетельство ис-
влючительной заботы партни и правитель-
ства 0 заштите интересов наттего государства
на море.

Советскяй народ любит свой флот, гордит-
ся им. В этой всенародной поддержке-—вер-
ный залог того, что задача дальнейшего
укрепления военно-морского  могущеетва
СССР, поставленная партией и правитель-
ством, будет успешно решена.

* *&
	Тесными, монолитными рядами идут со-
ветские военные моряки к выборам в Вер-
ховный Совет СССР, Вмеетё со всем совет-
ским нородом они демонстрируют свою спло-
ченность вокруг большевистекой партий п
советского правительства, готовность на-
стойчиво и упорно работать над хальнейшим
под’емом и укреплением военно-экономиче-
ской мощи советского государства. Исполь-
зуя великие демократические права, прело-
ставленные Сталинской Конституцией, во-
енные моряки единодушно булут голосовать
	за могучий сталинский блок коммунистов
и беспартийных, за мудрую и дальновилную
политику нашей партии, Совотекие воины
сознают, что эта политика партии привела
наш народ к победе в Великой Отечествен-
ной войне. Она же несет нам победу в борьбе
34 полный расцвет всех сил Советского (о-
Юза, 34 укрепление мощи нашего государ-
ства, за построение коммунизма в нашей
	стране.
Подполковник И, МИХАЙЛОВ.
	Ф. Борисова «0 хружбе и товариществе»,
Н, Кудряшова «Воспитание любви к мор-
ской службе», И. Ващенко «Партийная ра-
бота на судоремонте», М. Толченова «Какие
военно-морские базы стремятся сохранить
за ‘собой США?» п справка © корабельном
составе Голландии, Швеции, Турции и
Норвегии нз 1 января 1946 года.

ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕ
` ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ
	НЮРНБЕРГ, 4 февраля. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала 4 февраля
представитель французского обвинения Фор
приступил (к допросу свидетеля ван дер
Эссена — профессора Лувенского ‘универси-
тета в Бельгии. «Свидетель находилея в
Бельгии во время оккупации ее территории
гитлеровскими войсками. После освобожде-
ния ‘Бельгии свидетель ‘был членом бель-
гийской комиссии по расследованию воен-
ных престуалений,

Отвечая на вопрос обвинителя, свидетель
рассказывает 6 разрушении ‘частями гер-
манекой армии Лувенской библиотеки. Лу-
венская библиотека, показывает свидетель,
была одной из лучших в`Европе. В ней хра-
нились многочисленные манускрипты и кни-
ги ХУП и ХУШ веков. С 1940 года эта
библиотека систематически разрушалась и
разграблялась немецкой азмией.
	Обвинитель;: Те показания, которые вы
сейчас дали Трибуналу, являются результа-
том расследования, которое вы провели в
качестве члена бельгийской комиссии по
расследованию военных преступлений, и до-
проса свидетелей, которых вы лично опра-
	шивали?

Свидетель: Да, это именно результат
официального, расследования, ‘производив-
шегося бельгяйской комиссией по раселедо-
ванию военных преступлений, в которой я
участвовал.

Немцы, заявил обзинитель, отстранили
всех нзбранных населением бургомистров и
заключали их в тюрьмы или же предавали
военному суду. Вновь назначенные бурго-
мистры были членами гитлеровской партии.
Они давали распоряжения составлять спи-
ски коммунистов для применения к ним ре-
прессивных мер. В больших и малых горо-
дах Бельгии была развита колоссальная сеть
гитлеровского шпионажа. Оккупационные
власти совершенно упразднили суверенитет
бельгийской нации.

Сделав это замечание, обвинитель спро-
сил свидетеля: Поскольку вы являетесь про-
фессором высшего учебного заведения, мо-
жете ли вы сказать нам о вмешательстве
немцев в область преподавания?

Свидетель: Немцы вмешались, прежде
всего, в область низшего и среднего обра-
зования. Они запретили ряд учебных посо-
бий. Они разрешали продавать учебники
только при том условии, если продавцы или
владельцы магазинов вырывали те страни-
цы, которые считались неподходящими для
немцев. Существовала специальная комис»
сия, которая осуществляла цензуру учебных
пособий и указывала точно, какие именно из
них должны быть из’яты. Что касается выс-
ших учебных заведений, то там вмешатель-
СТРО немцев с самого начала оккупации бы-
ло тоже совершенно явным.
	Обвинитель: Будет ли правильно сказать,
что немецкие власти систематически прес-
ледовали лиц умственного труда?

Свидетель: Да, это совершенно правильно.
Очень часто арестовывались профессора
университетов, адзокаты, писатели. Их бра-
ли в качестве заложников, а затем отправля-
ли в концлагери, Я знаю список, включаю»
щий 348 лиц умственного труда, арестозан-
ных немецкими оккупантами и сосланных в
концлагери.

Далее свидетель рассказывает © звер-
ствах фашистов в Бельгии. Он приводит
	случай, когда в одном из населенных пунк-
тов эсэсовцы зверски убили 140 мирных
граждан, в том числе 36 женщин и 22 де-
тей от 4 до 14 лет. Солдаты врызвались в
дома и убивали их жителей, Эсэсовцы мсти-
ли мирному населению за активные действия
бойцов движения сопротивления.
Свидетель рассказывает также о дей-
ствиях гитлеровских команд особого назна-
чения и «полиции безопасности», которая
	следовала за этими командами. Офицеры
	НЮРНБЕРГ, 5 Февраля. (ТАСС). На ут-
реннем заседании Грибунала 5 февраля вы-
ступил с ходатайством защитник, представ-
ляющий интересы преступных организаций —
верховного командования германских воору-
женных сил (ОКВ) и генерального штаба,
Касаясь показаний свидетеля ван дер Эссе-
на о разрушении гермаяскими войсками Лу-
венской библиотеки и обращении немецких
солдат с мирными жителями, защитник за-
являет, что свидетель в значительной части
своих показаний передавал рассказы третьих
	этих команд назначались специально Гимм-
лером для того, чтобы казнить всех участво-
вавших в движении сопротивления. Гитле-
ровцы производили облавы и арестовывали
всех мужчин, казавшихсея им подозритель-
ными, Среди арестованных делался отбор и
затем производились казни,

Продолжая после допроса свидетеля свою
речь, обвинитель Фор напоминает Трибуна-
лу, что попытка защитников поставить в за-
слугу подсудимых Кейтеля и Иелля сезда-
ние демаркационной зоны во Франции вы-
зывает лишь удивление. Эта линия не могла
воспрепятствовать широкому проникновению
немцев во французскую неоккупированную
зону. Немцы раз’езжали и хозяйничали в
неоккупированной зоне Франции с такой же
наглостью, как и в оккупированной зоне,

По словам обвинителя, германские власти
во Франции (военное командование, посоль-
ство и полиция) тесно сотрудничали в деле
постоянного и грубого вмешательства во
французскую политическую и экономиче-
скую жизнь. Особая роль, которую играл в
этом деле Абеп — известный гитлеровский
ипион, произведенный впоследствии в пое-
лы,— наглядно раскрывается приказом Риб.
бентрона о назначении Абеца главой посоль-
ства в Париже. В задачу Абеца входило: да-
вать советы военным властям по политическим
вопросам, поддерживать контакт с «прави-
тельством» Виши, обрабатывать в нужном
для немцев направлении влиятельных поли-
тических деятелей Франции, направлять pa-
дио, нечать и пропаганду вообще, советовать
секретной полиции захватывать важные для
Германии ‚секретные французские локумен-
ты, руководить захватом исторических и ху-
дожественных ценностей, а также имуше-
ства евреев, Риббентроп ставил Абеца в из-
вестность, что во всех этих делах он подот-
четен только самому министру иностранных
дел. Абец использовал эти полномочия для
координации преступной деятельности не-
мецких организаций во Франции, даз таким
образом благословение германского мини-
стерства иностранных дел на все преступле-
ния, совершенные германскими военными
властями и полицией во Франции.

Затем обвинитель переходит к третьей
части французского обвинения, т, е. к во-
просу о германизации духовной жизни или
пропаганде. Фор начинает с напоминания,
что подобно тому, как немцы грабили мате-
фиальные богатства оккупированных стран,
они пытались разграбить их духовные.
культурные и интеллектуальные богатства,
Они стремились лишить эти страны их куль-
турных резервов.

Чемцы, продолжает обвинитель, давно
признали пропаганду одним из важнейших
орудий войны. Немедленно после прихода
гитлеровцев к власти, они созлали мини-
стерство пропаганды, в котором видную
роль играл подсудимый Фриче. В армии
гитдеровцы создали целые части и отделе-
ния в штабах, которые занимались пропа-
гандой.

Фор подчеркивает, что немцы немедлен-
но после своего вступления во Францию за-
претили собрания, общества, прессу и так
далее, т. е. разрушили все, что могло пре-
пятствовать ведению гитлеровской про-
цпаганды.

Председательствующий спрашивает Фора
о плане французского обвинения на бли-
жайшие дни. Во время об?яснения Фора к
трибуне протискивается защитник СС Ба-
белл и начинает раз’яснять, что с его точки
зрения движение сопротивления в Бельгии
противоречило „международному праву.

орд Лоуренс предлагает Бабеллу не пре-
рывать судебное следствие, «Если все за-
щитники, — говорит Лоуренс, — а их боль-
ше двадцати, будут прерывать таким обра-
зом судебное следствие, то мы никогда не
кончим этот процесс». Этой репликой судеб-
ное заседание закрывается.
	лиц и что эти лица могли бы дать сами
показания Трибуналу, Защитник считает,
что представление таких непрямых доказа-
тельств, как показания свидетеля ван дер
Эссена, не может привести к установлению
истины. Защитник ходатайствует о частич:
ном исключении показаний свидетеля ван
дер Эссена из протокола. После заслуша-
ния об’яснений представителя французского
обвинения Трибунал заявил, что своё реше-
ние по ходатайству защитника он об’явит
позже.
	Вечернее заседание 4 февраля
	Утрениее заседание Э Февраля