13 февраля 1946 г., среда, Ne 39 (2220)
	бытия 20 июля. Мы, говорит свидетель, счи-
тали своим долгом дать раз’яснения  не-
иенкому народу © грозящей ему гибели,
Председатель Трибунала указывает за-
щитнику, что мысли и действия свидетеля.
как военнопленного, He относятся к делу,
После представителей защиты свидетелю
задали несколько вопросов судьи Bana,
Лоуренс и Никитченко. Вслед за этим, пред.
ставитель советского обвинения т. Зоря
приступает к пред’явлению  докумситаль:

ая Пс
	С.

ных ‘доказательств п по. _ разделу обвинения
	ee

Агрессия против СССР». Для установления
взаимоотношений Германии © ее сателлитами
в агрессии Бротив Созетского Союза обви-
нитель цитирует показания бывшего  мар-
шала Румынии Иона Антонеску. «На воем
протяжении своего пребывания у власти в
Румынии, —- показывал Ион Антонеску, — я
проводил политику укрепления связи с Герма-
нией и пользовался ее помощью в деле
переобучения и перевооружения  румын-
ской армии».

На совещании Антонеску с Гитлером бы.
ло условлено, что Германия будет вести
работу через военную миссию по  пере-
стройке румынской армии по немецкому
образцу, а также будет поставлять в Румы-
нию ‘самолеты, танки, тракторы, зенитную и
противотанковую артиллерию, автоматы и
другое вооружение, получая взамен из Ру-
мынии хлеб и бензин для нужд германской
армии.

На поставленный Антонеску на следствии
вопрос — можно ли рассматривать беседу
< Гитлером как начало. сговора Румынии с
немцами в подготовке войны против Совет-
ского Союза — Антоноску ответил утверди-
тельно.

Далее в показаниях Антонеску говорит-
ся: «В январе 1941 г. через германского
госла в Румынии Фабрициуса я был ‹при-
глашен в Германию и имел в. Берхтесгадене
вторую встречу с Гитлером, на которой при-
сутслвовали Риббентроп, Фабрициус и вновь
назначенный германский посол в Бухаресте
Килличгер. Кроме них, присутствовали. так-
же представители германских вооруженных
сил — фельдмаршал Кейтель и генерал-
ислковник Иодль. ь

В начале беседы Гитлер, представляя мне
Ккллингера, подчеркмул, что последний яв-
ляется его ближайшим другом. После этого
Гитлер, характеризуя военное положение
на Балканах, заявил, что в связи с неуда-
чами итальянцев в войне с Грецией Муссо-
лини обратился к нему за помощью и такую
помощь он, Гитлер, намерен оказать “Ита-
лии. В связи с этим Гитлер просил меня
пропустить через Румынию сосредоточенные
на территории Венгрии германские войска
для того, чтобы они могли оказать быструю
помощь итальянцам».

«Моя третья встреча < Гитлером, —гово-
рится в показаниях Антонеску, состоялась
в мае 1941 года в Мюнхене. На этой встре
че, кроме нас, присутствовали  Риббентроп н
личный переводчик Гитлера Шмидт. Мы
уже окончательно. договорились о совмест-
ном нападении на Советский Союз. Гитлер
сообщил мне, что им принято решение о во-
енном нападении на Советский Союз. Подго-
товив это нападение, говорил Гитлер. мы
должны осуществить его неожиданно та
всем протяжении границ Советского Союза
от Черного до Балтийского морей. Неожи:
данность военного вападения, продолжал да-
лее Гитлер, даст Германии и Румынии в03-
можность в короткий срок ликвидировать
одного из самых опасных наших противни-
ков.

Исходя из своих военных планов, Гитлер
прелложил мне поедоставить территорию
	германских
	предложил мне предоставить
Румынии для сосредоточения
	воиск И наряду < этим приаять непосред-
	ственное участие в осуществлении военного
нападения на Советский Союз. Гитлер под:
черкнул, что Румывия не должна стоять вне
этой войны, так как для возвращения Бес-
сарабии и Северной Буковины сза не’ имеет
	иного пути, как только воевать на сторо
не Германии. При этом он указал, что за
нашу помощь в войне Румыния сможет окку:
пирозать и администрировать и другие co:
ветские территории вллоть до Днепра.
	Так как предложение Гитлера о созвмест-
ном начале войны против СССР соответ:
сгвовало моим агрессивным намерениям, я
заявил о своем согласии принять участие
в нападании на Советский Союз ‘и обязался
предоставить необходимое количество ру-
мыноких войск И` одновременно увеличить
постазки нефти и продуктов сельского хо-
зяйства для нужд германской армии,
Перед ‘тем, как мною и Гитлером бы-
ло принято решение о нападении ва
Россию, я спросил у Гитлера, есть ли
какая-либо договоренность с Венгрией отно-
сительно ее’ участия в войне. Гитлер отве-
THI, что венгры уже дали сзое согласие
участвовать в союзе с Германией в войне
против СССР. Когда именно немцы догово-
лились об этом с венграми, Гитлер мне не
сказал. Возвратившись из Мюнхена в Буха-
рест, я начал деятельную подготовку к
предстоящей войне... После вторжения ка
советскую территорию румынские войска,
находившиеся под моим главным командова-
кнем, оказали немцам большую помощь, 8
связи с чем Гитлер прислал. на мое имя
письмо с выражением благодарности. мне и
румынской армии».

Процитировав показания бывшего вице-
премьер-министра румынского правитель
ства Михая Антонеску о планах нападения
на СССР, обвинитель указызает, что пока-
зания свидетеля Паулюса, Иона Антонеску
и Михая Антонеску дают основание совет-
скому обвинению утверждать, что решение
`о направлении в Румынию военной миссии
германккого генерального штаба ‘для. реор
ганизации румынской армии в целях подго-
товки к нападению на СССР было принято
не позднее сентября 1940 года, т. е; 1
менее чем за 9 месяцев до нападения на
СССР. В. ноябре того же года были полно-

стью развернуты военные приготовления
Румынии.
	На этом закончилось утреннее заседание
Трибунала.
	Японский генерал Хомма
приговорен к расстрелу
	‚ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Лондон:
ское радио сообщает. сто вчера в Маниле
(Филиппины) был приговорен к расстрелу по
обвинению в военных преступлениях бывший
японский командующий на Филиппинах ге:
нерал Хомма. Хомма признан ответствен
ным за организацию «смертного марша» на
Батаане, во время которого погибло 16.000
	американских и филиппинских  военноплен
НЫХ.
	$: В результате наводнения прекращено
судоходство по Рейну.

Нехватка грузовых судов в значитель:
ной мере затрудняет вывоз продовольствия
из Канады в Англию,

Официально об’явлено, что самолеты
англо-американской воздушной линии 2000
раз’ пересекли Северную Атлантику.
	Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

«Я получил указание от Лахузена орга-
низовать и возглавить специальную группу
под условным наименованием «А», которая
должна была заниматься подготовкой ди-
версионных актов и работой по разложению
в советском тылу. в связи с намечавшимся
нападением на.СССР. В качестве директи-
вы Штольце получил приказ оперативного
штаба‘вооруженных сил, подписанный Кей-
телем или Варлимонтом по его поручению
и Иодлем.
	«В приказе, — показывает  Штольще, —
“казывалось, что в целях нанесения молние-
нюсного ‘Удара протиз Советекого Союза
«Абвер дза» при проведении подрывной
работы против России должен использовать
свою ‘агехтуру для ‘разжигания националь-
ной вражды . между народами Советского
Союза.

Выполияя упомянутое выше ‘указание
Кейтеля и Иодля, я связался с находивши-
мися на ‘службе терманской развелки
украинскими националистами и другими
участниками националистических фашист-
ских пруппировок, которых привлек для вы-
полнения поставленных выше задач. В част-
ности, мною лично было дано указание
руководителям ‘украинских националистов
гезманским агентам  Мельнику (кличка
«Консул первый») и Бандере. организовать
сразу же после нападения Германии на Со-
ветский Союз провокационные выступления
	на Укранне с целью подрыза Олижайшего
гыла‘ созелоких войск, а также для того.
чтобы ‘убедить международное обществен-
ное мнение в происходящем якобы разложе-
нии советского тыла. Нами были подготов-
лены также специальные диверсионные
группы для подрывной деятельности в при-
балтийских советских республиках. Кроме
того, была подтотовлена для подрывной дея-
тельности Ha юковетской территории спе-
циальная воинская часть — учебный полк
осэбого назначения «Бранденбург 800»,
подчиненный непосредственно начальнику
«Assen два» Лахузен».

‚ Обвинитель Зоря, указав, что разведыва-
тельной работой’ в ‘Германии занималось
также ведомство Кальтенбруннера — упра-
вление имперской безопасности и службы
безопасности, подчеркивает, что немецкие
иитисжны, диверсанты и провюкаторы рабо-
тали рука об’ руку к германскими диплома-
тами. Кальтенбруннер душа в душу работал
с. Риббентропом. Sopa оглашает письмо
Кальтенбруннера от 28 июля 1943 г. Риббен-
трому, показывающее характер сотрудниче-
	THIOPHBEPY, 12 февраля. (ТАСС). Утрен-
Hee заседание Трибунала 12 февраля uaa
лось. перекрестным допросом  свидетел
Паулюса: ‹ Защитник подсудимого Keitreata
адвокат Нельте задает свилетелю ряд. во-
просов, касающихся личного состава и по-
рядка подчиненности в верховном командо-
вании германских вооруженных сил. Перехо-
дя К допрозу по существу, адвокат Нельте
спрашивает:

— Правильно ли я понял вас вчера, когда
вы сказали, что осенью 1940 г. вам стало
известно о намерениях Гитлера напасть на
Советский Союз?

— Да — ответил Tlaymoc—B то время
уже велись’ приготовления к этому нанаде-
HMO.

Нельте: Значит, вы тогда были твердо
убеждены, что речь идет о нападении на Со-
ветский Союз?

Паулюс: Да. у

Адвокат Нельте ставит свидетелю вопрос,
делал ли он какие-либо замечания: тогдаш-

ему главнокомандующему сухопутными си-
лами Браухичу и начальнику штаба верхов-
ного командования сухопутных сил Гальде-
ру по поводу готовящегося нападения на Со-
ветский Союз.

— Я выступаю здесь в качестве свидете-
ля,— отвечает, Паулюс— и считаю себя в
праве не отвечать на вопросы, которые наце-
лены на то, чтобы обвинить меня.

Председатель Трибунала Лоуренс, посо-
вещавитись с судьями, указывает, что сви-
детель должен ответить на этот вопрос.

Тогда Паулюс сообщает, что по мораль-
ным и военным причинам он высказывал то-
гдашнему начальнику штаба генерал-полков-
нику Гальдеру свои сомнения по поводу го-
товящегося нападения на Советский Союз и
что Гальдер разделял эти сомнения,

Отвечая на Дальнейшие вопросы защитни-
ка Нельте, Паулюс говорит, что в резуль-.
тате чудовищной гитлеровской пропаганды и
он не представлял себе того об’ема престун-
лений, которые заключались в развязывании
войны против Советското Союза.

Следующим свидетеля Паулюжа допраши-
вает защитник подсудимых Шираха и Функа

‚адвокат Заутер. Напомнив, что в своих по-
казаниях свидетель Паулюс считает престул-
ным имперское правительство, Заутер пы-
тается добиться у Паулюса ответа, что под-
судимые Функ и Ширах, будучи членами им-
перского правительства, не были посвящены
в агрессивные планы гитлеровских заговор-
щиков и даже не допускались на заселания
кабинета. Паулюс отказывается, однако, дать
положительный ответ на этот вопрос и за-
являет, что ему ничего не известно по. этому
поводу.

После этого адвокат Заутер задает сви-
детелю ряд вопросов, касающихся разгрома
германской армии под Сталингралом. Отве-
чая на вопросы защитника, Паулюс сообща-
ет, что оперативные приказы продолжать
бессмысленное сопротивление в Сталинграде
поступали от гитлеровского ` командования
вопреки его, Паулюса;. протестам. Паулюс
роказал также что примерно 20 ноября 1942

г. он информировал гитлеровскую ставку о
	том, что положение безнадежно и что даль-
нейшее сопротивление приведет к огромному
количеству человеческих жертв.

— Несмотря на это,— говорит Паулюс,—
верховное командование ответило: капиту-
лящия исключается, 6-я армия должна дер-
жатьзя до последнего человека.

Вопроса о поражении немецких войск под
Сталинградом касается также защитник под-
судимого Иодля адвокат. Экснер.

— Вы утверждаете, — говорит он, обра-
щаясь к Паулюсу, — что Кейтель и Иодль
несут ответственность за то, что капитуля-
ция немецких войск под Сталинградом была
запрещена и что это привело к трагическим
последствиям?

Паулюс отвечает, что ‘за запрещение ка-
питуляции и за последствия этого несет
ответственность верховное ‘командование
германских вооруженных сил, которое было
представлено тогда Иодлем и Кейтелем,

К микрофону подходит защитник верхов-
ного командования германских вооруженных
сил и генерального штаба адвокат Латерн-
зер. Адвокат пытается убедить свидетеля,
что план захватнического нападения на Со-
ветский Союз возник не осенью: 1940 года,
а позже. Однако Паулюс утверждает, что
он может в деталях показать развитие этого
плана вплоть до его реализации, иочто имен-
но’ осенью 1940 г. он был призлечен к раз-
работке этого плана.

Повторяя клевету гитлеровской пропа-
ганды, защитник Латернзер спрашивает сви-
детеля:

— Знаете ли_вы, что еще до развертыва-
	ка, Генерал-лейтенант германской армии шанс
Пиккенброк, попавший в плен, дал 12 декаб-
ря 1945 г. в Москве показания, которые
разоблачают агрессивные планы гитлеров-
ской Германии в отношении Советского, Со-
юза. Пиккенброк показал, что «уже с авгус-
та — сентября 1940 г. со стороны отдела
иностранных армий генштаба стали значи-
тельно увеличиваться разведывательные за-
дания «Абверу» (германская военная развед-
ка) по СССР. Эти задания, безусловно,
были связаны с подготовкой войны против
СССР. О более точных сроках нападения
Германии на СССР мне стало известно в ян-
варе`1941 г. от Канариса. Каким источником
пользовалея Канарис, я не знаю, однако он
сообщил мне, что нападение на Советский
Союз назначено на 15 мая.

Показания начальника 3-го отдела герман-
ской военной контрразведки генерал-лейте-
нанта Франца фон Бентивеньи, также попав-
	шего в плен, подтверждают, что Шермания
начала готовиться к нападению на Советский
Союв еще летом 1940 г.

‚«О подготовке Германией военного напа-
дения на Советский Союз,—показал Бенти-
веньи 28 декабря 1945 г., — впервые я узнал
в августе 1940 г. от руководителя герман-
ской разведки и контрразведки адмирала
Канариса, В неофициальной беседе, проиехо-
дившей в служебном кабинете Канариса, он
сообщил мне, что Гитлер приступил к про-
ведению мероприятий дпя осуществления по-
хода на Восток, о котором он об’явил еще
в 1938 году в своем выступлении на берлин-
ском совещании гаулейтеров».

Приведя эти псказания членов верхушки
германского генералитета, Зоря цитирует да-
лее показания генерала Мюллер. Мюллер
показал: 7

«Подготовка к нападению на’ Советский
Союз. началась еще в июле 1940 года». В ка-
честве иллюстрации‘ к этому заявлению
Мюллер ссылается на переброски армейских
штабов из Франции на территорию Герма-
нии для формирования новых армий.

Обвинитель ссылается Ha показание сви-
детеля Паулюса о том, что начатая в`азгус-
те 1940 г. разработка: предварительного: пла-
на! «Барбаросса» закончилась проведением
двух военных игр под руководством Паулю-
са в читабе германской армии в’ НЦоссене.
Свидетель Мюллер подтверждает, что по-
добная военная игра проводилась в январе
1941 года в Сен-Жермене, около Парижа, в
армейской группировке. Рундштедта. Этой
игрой руководил начальник штаба армейской
группировки. Задачей игры была’ разработка
наступления на Советский Союз с террито-
рии Румынии и Южной Польши в направле-
нии на Киев. Игра велась с ‘расчетом на
	участие румынских войск. На ‘игре присут-
	ствовали: Рундштедт, начальник геншитаба
армии  Гальдер, начальники штабов 6-й и
11-й армий, начальник штаба танковой груп-
пы Клейста и др.

`Резюмируя показания о подготовительных
мероприятиях. Германии к нападению на
Советский Союз, обвинитель заключает:
«По времени эти ‚мероприятия. охватили
значительную часть 1940 года и начались
по крайней мере за 6 месяцев до`ноявления
на свет директивы № 2]! о варианте «Бар-
баросса». 3

Обвинитель отмечает далее, что «активи-
зация работы разведывательных органов
против Советского Союза началась в авгу-
сте 1940  г.› Свидетель Бентивеньи показал:
«Еще в ноябре 1940 года я получил от Ка-
нариса указание активизировать койтрраз-
ведывательные работы в местах сосредото-
чения германских войск на советско-гер-
манской границе».
	Бывший начальник первого отдела раз-
ведки и контрразведки германской армии
Пиккенброк детализирует мероприятия’ гер-
манской разведки в области подготовки вой-
ны против Советского Союза.

«В марте 1941 г.-—говорит Пиккенброк,—
я был свидетелем разговора Канариса с
начальником отдела диверсий и саботажа—
«Абвер дза» полковником Лахузен о меро-
приятиях по «плану Барбаросса». При этом
они все время ссылались на имеющийся у
Лахузена по этому поводу письменный при-
кяз. Я лично, как начальник «Абвер один»,
начиная с февраля 1941 г. и вплоть до
22 июня 1941 г., неоднократно вел деловые
переговоры по «плану Барбаросса» с на-
чальником отдела иностранных армий гене-
рального ‘’штаба генерал-лейтенантом Ти-
пельскирх и начальником отдела «Восток»
полковником Кинцель. Эти разговоры каса-
лись уточнения различных заданий «Абвер»
по Советскому Союзу и; в частности, по
перепроверке старых разведывательных дан-
пых о Красной Армии, а такоке по уточне-
нию дислокации советских войск‘в период
подготовки нападения на. Советский Союз».

Свидетель подробно рассказывает об ор-
ганизационных ‚ мероприятиях, проведенных
германской разведкой для координации
всех разведывательных мероприятий против
Советского Союза. Разведка и контрразвед-
ка вели энергичную. подготовку к войне с
Советским Союзом. На неоднократных со-
вещаниях, происходивших в феврале-—мае
1941 года, присутствовал заместитель Модля
генерал Варлимонт, руководивший этой
подготовкой. На этих совещаниях был ре-
шен вопрос о создании частей специально-
го назначения — «Бранденбург 800», пред-
назначенных ‘для диверсионной работы,

Показание свидетеля Эрвина Штольце, за-
местителя Лахузена по второму отделу
германской военной разведки и контрраз-

ведки, раскрывает эту область подготовки.

ТИтольцпе показывает:
	они подтотовили и осуществили вероломное
нападение на народы моей страны и все сво-
бодолюбивые народы.

Я обвиняю их в том; что, развязав миро-
вую войну, в нарушение основных начал
международного права H ими заключенных
договоров, они превратили войну в орудие
массового истребления мирных граждан, в
орудие прабежа, насилий и разбоя.

Я обвиняю подсудимых в том, что, об’-
явив себя поедотавителями ими измышглен“
	ной. расы господ, они всюду, куда проникала.
	их власть, создавали режим произвола и
тирании, режим, основанный на попирании
элементарных основ человечности.

Теперь, копда в результате героической
борьбы Красной Армии и союзных войск
гитлеровская Германия сломлена и. подав
лена, мы не вправе забыть о понесенных
жертвах, не впразе оставить без наказания
виновников и организаторов чудовищных
преступлений.

Во имя священной памяти миллионов не-
винных жертв фашистского террора, во имя
укрепления мира во всем мире, во имя без-
опасности народов в будущем,—мы пред’-
являем подсудимым полный и справедливый
счет, Это—жчет в’его человечества, CNET
воли и совести ювободолюбивых народов.
Пусть же свершится правосудие! -
	ства гитлеровских гестаповажев © неменкиме
дипломатами.

«Мы, — говорится в письме, — непосред-
ственно связались с Ираном и получили.
сообщение о возможности немещкого влия`
ния на ход выборов в иранский парламент.
Для того, чтобы оказать решающее влия-
ние на выборы, нужен подкуп. Для Тетерана
необходимы 400 тык. туманов, а для воето
остального Ирана, по крайней мере, 600. ть-
сяч туманов. Следует отметить, что нацно-
налистически настроенные иранские круги
ожидают вмешательства Германии. Проу
вас сообщить мне, возможно ли получение
одного миллиона туманов от министеретва
иностранных дел. Переслать эти документы
MOOKHO булет с людьми, отправляемыми
нами туда самолетом».

Несколько позже сотрудничество между
Кальтенбруннером. и Риббентроном было
оформлено специальным соглашением, под-
писанным обоими подсудимыми. Огласив
этот документ, обвинитель отмечает, что он
показывает, «насколько трудно было разо-
браться в условиях фашистокой Германии,
где кончалось гестаповское ведомство 1 ИМ-
млера и начиналось иностраниое ведомство
подсудимого Риббентропа. Этот документ
позволяет также утзерждать, что под на-
званием германских дипломатических преп:
стазительств в странах, поддерживавших
‚с Гарманией нормальные дипломатические
‘отношения, в действительности работала
разветвленная сеть гестапо».

После этого обвинитель Зоря переходит
к представлению доказательств по третьему
разделу его речи «Сателлиты Германйи»-
Обвиниталь напоминает о том, что в «илане
Барбароска», предотавленном американским
обвинением, имеется второй раздел, посвя-
щенный «преллюлагаемым союзникам и их
задачам». Огласив этот раздел, в котором
говорится об активном. участии Румынии и
Финляндии в войне против Советекого
Coiosa, обвинитель цитирует так называемый
«временный план Барбаросса», являющийся
по сути дела календарным планом притотов-
лений к нападению на Советокий Союз.

Обвинитель напоминает Трибуналу пока-
зание свидетеля Паулюса.о том, что подго-
товка партнеров Германии к войне против
СССР, в частности Румынии, началась еще
в сентябре 1940 года. Это покавание под-
тверждается личной записью Иона Анто-
неску, найденной в его архивах, захвачеа-
ных частями Красной Армии.

Оплашением этой затиси закрывается ве-
чернее закедание Трибунала 11  ‘февраля.
	ния германских сил на восточной границе
уже стояли мощные соединения ‹ советских
войск, особенно танковые соединения в рай-
сне Белостока?

Свидетель Наулюс категорически отверг
это измышление.

Защитник Латернзер: Вы вчера сказали,
что в марте 1941 года з имперской канцеля-
рии имело место совещание, на‹котором вы
присутствовали, и что генерал-полковник
Гальдер в качестве оснований для нападе-
ния на Югославию выдвигал устранение
угрозы с фланга, а также, чтобы освободить
правый фланг в случае нападения на. Рос-
сеню. Скажите, не призел ли Гальдер ка-
ких-либо других причин?

Паулюс: Мне не известны никакие другие
причины.

Далее защитник Латернзер ‘уточняет,
действительно ли нападение на Югославию
должно было предшествовать нападению на
CCCP с тем, чтобы обеспечить фланг не-
мецких войск. Свидетель отвечает утверди-
	тельно.
	Завитник Фриц, представляющий  инте-
ресы подсудимого Фриче, старается устано-
вить, действительно ли Фриче, находясь
одно время в армии, которой командовал
свидетель, старался возражать против при-
казов, в силу которых советские ‘всенно-
пленные должны были расстреливаться.
Свидетель Паулюс отвечает, что он не при-
ROMHHaeT подобных случаев выступлений
подсудимого Фриче. Ве

Адвокат. Серватиус, защищавший pyKo-
водящий состаз гитлеровской партии, 3a-
дает несколько вопросов  свидетелю, Ka-
сающихся руководства партни и того, под-
держивал ли руководящий состав партии
Гитлера. Председатель, прервав защитника,
заявляет, что свидетель не связан с обви-
нением политического руководства  гитле-
ровской партии и в силу этого его не еле-
дует подвергать допросу по этому поводу.

Защитник Кубушек, защищающий импер-
ское правительство, своими вопросами ста-
раясь преуменьшить вину членов гитлерэв-
ского правительства, цытается из показаний
свидетеля Паулюса сделать вызод, что
Гитлер своими личными решениями  прово-
дил агрессивные планы, минуя руководящий
состав правительства,

Защитник Кубушек спрашивает: Были ли
втянуты широкие политические и военные
круги в решение вопросов, принимазшихся
лично Гитлером? Не принимал ли Гитлер
свои решения через голозу правительства?

Паулюс: Я по своему положению в ген-
штабе не мог судить и знать © государ-
слвенном руководстве и как в правительстве
принимались рещения. Но я должен сказать,
что если глава государства, в данном слу-
чае Гитлер, с его обычной жестокостью ‘и
самовластностью, пытался навязывать свою
волю, то правительство не ‘должно было
	мириться < этим и предоставлять Гитлеру.
	свободу действий. Оно должно было вме-
тиваться в ход событий и принимать необ-
ходимые меры. И это нужно было ‘делать
самое позднее тогда, когда для всего мира
уже стало очевидно, что этот глава прави-
тельстза является безумным преступником.

Защитник Риббентропа адвокат Горн
спращивает свидетеля, как он пытался кре-
дупредить немецкий народ о грозящей ему
опасности и гибели. Паулюс отвечает, что. он
имел возможность гозорить с немецким на-
родом по радио и раз’яснять ему не только
создавщееся военное положение, но и со-
	Небывалое наводнение
ов Англии
	ЛОНДОН, 12 февраля. (1 ACC), Лондон-
ское радио сообщает. что наводнение, ох-
ватившее треть всей территории Англии, по-
шло на убыль, и теперь обнаружились следы
разрушенных домов и трупы домашних жи-
вотных. Во многих местах это было самым
крупным наводнением в истории Англии. В
Уэльсе ряд городов остался без газа, Жите-
ли затопленных подвальных этажей оста-
лись без крова и пищи.
		Вечернее заседание 11 Февраля

на. Тула же была послана танковая диви-
зия, которая должна была быть образцом
для румынской армии. В декабре 1940 г. в
Цоссен прибыл начальник оперативной груп-
пы вентерского генштаба полковник Лаело
для переговоров и для консультации по во-
просам реорганизащии венгерской армии..
Одновременно в Берлин было направлено
несколько венгерских военных миссий, всту-
пивших в контакт с воответствующими во-
енными органами Германии.

Паулюс рассказывает о шагах германско-
го командования, направленных к вовлече-
нию Венгрии в войну против Югославии на
стороне Германии. Сам свидетель посетил
Буданешт, где вел переговоры © генераль-
ным штабом Венгрии не только об участии
Венгрии в войне против Югославии, но и о
расстановке венгерских сил на восточных
границах Венгрии;

`Разоблачая участие Финляндии в подго-
товке немецкого нападения на Советский
Союз, Паулюс рассказывает, что еще в де-
кабре 1940 г. финский генерал Хейнрикс по-
сетил генштаб германской армии в Цоссене,
где совешался с начальником генштаба.
Хейнрикс сделал доклад о финско-советской
войне 1939—1940 т.г. Второй визит началь-
ника генерального штаба Финляндии в Мос-
сен состоялся примерно во, второй половине
мая 1941 года. Из Шоссена Хейнрикс на-

правился в Зальцбург, где он совещался c

верховным командованием германских воору-
женных сил. Предметом совещания з. Цюс-
сене была координация действий финских
южных группировок с германской северной
группой по плану «Барбаросса». Тогда было
решено, что выступление финской армии в
южном направлении должно согласовывать-
ся с наступлением северной немецкой груп-
пы. Там же договорились о координации
действий немецких и финских войск протнб
Ленинграда.

На’ вопрос обзинителя об обстоятельствах

нападения на Советский Союз Паулюс зас-
„сказывает о том, какие тшательные меры

приняло германское верховное команлоза-

ние, чтобы скрыть подготовку к этому на-
падению. В частноети, гитлеровское комаз-
дование сознательно пошло на жертвы cpe-
ди пограничных войск, которые даже не бы-
ли предупреждены о начале военных опера-
ций.

«Все эти мероприятия говорят O TOM,—
заявляет свидетель, — что здесь речь идет
о преступном замысле и преступном напа-
дении».

Руденко: Как вы определяете цели напа-

дения Германии на Советский Союз?

Паулюс: Достижение линии Волги превы-
шало силы и способности германской армии,
но эта цель характеризует захватническую
политику нацистского государства. Эконо-
мически это означало бы обладание важней-
шими источниками ресурсов, полезными ис-
копаемыми, включая нефтяные источники
Кавказа, а также овладение промышленны-
ми центрами России и центральной. транс-
портной ‘сетью. Насколько это’ соответство-
вало стремлениям Гитлера, можно судить
по тому примеру, который я знаю лично.
2 июня 1942 г. на совещании командующих
армейской группой юга Гитлер заявил: «Ec-
ли я не получу нефть Майкопа и Грозного,
я должен покончить с этой войной». Все
экономические и административные. органи-
зации для эксплоатации советских терри-
торий были созданы еще до начала войны.
Обобщая, я хотел бы сказать: указанные це-
ли означали завоевание с целью колониза-
ции русских территорий и эксплоатации
русских ресурсов, которые ‚должны были
дать немцам возможность завершить войну
на западе с той целью, чтобы установить
господство Германии в Европе.

Руденко: Кто из подсудимых являлся ак-
тивным участником в развязывании агрес-
сизной войны против Советского Союза?

Паулюс: Из числа полсудимых, насколько
я их злесь вижу, я хочу назвать следующих
важнейних советников Гитлера, а именно:
начальника верховного командования воору-
женных сил Германии Кейтеля, начальника
опзратизного штаба Иодля и Геринга, глаз-
ного фельдмаршала, главнокомандующего
военно-воздушными силами и уполномочен-
ного по вопросам вооружения.

Руденко: Правильно ли я заключил из вз-
ших показаний, что еще задолго ло 22 июня
1941 г. гитлеровское правительство и верхов-
ное главнокомандование планировало агрес-
сивную ‘войну против Советского Союза ¢
пелью колонизации территорий Советского
Corsa? . 1

Паулюс: Для меня в этом не существует
никаких сомнений.

После окончания допроса Паулюса Глав-
ным обвинителем or CCCP председатель-
	ствующий предлагает обвинителям и защит-
никам задавать вопросы. Представители
французского, английского и американского
обвинения заявили, что они вопросов не име-
ют. Защита стала ходатайствовать разрешить
им подвергнуть свидетеля перекрестному
допросу завтра, поскольку ни один защитник
не был готов допрашивать его сегодня. Суд
удовлетворил ‘ходатайство защиты. Слово
было предоставлено обвинителю от Совет-
ского Союза Зоря.

‚ Обвинитель Зоря напоминает Трибуналу о
показаниях, данных Трибуналу 30 ноября
1945 г. свилетелем Лахузен, который, между
прочим, перечисляя сотрудников начальника
	германской разведки и контрразведки адми-.
рала Канариса, назвал фамилию Пиккенбро-
	НЮРНЬБЕРГ, 11 февраля. «ГАСС). Вечер-
нее засчдание Трибунала 11 февраля откры-
лось кообщением советского обвинителя
т. Заря о том, что советское обвинение на-
мерено вызвать пля допроса фельдмаршала
	бывшей германской армии Фридриха
Паулюса. /

Паулюс произносит установленные юлова
присяги, после чего Глазный обвинитель
от ОССР тов. Р. А. Руденко приступает
к ето лопросу. Сообщив обычные биографи-
ческие данные, свидетель подтверждает,.
что он обратился 9 ‘января 1946 года с заяв-
лением к правительству СССР. На вопрос
обэмнителя, что свидетелю известно о под-
готовке питлеровского правительства и не-
мециого верхотнюго командования к воору-
женному нападению на CCCP, Паулюс
показывает:

«3 сентября 1940 г. я начал работать
в качестве главного квартирмейстара в гене-
ральном штабе. В этой должности я ваме-
шал начальника генерального штаба и вы-
полнял отдельные оперативные задания,
которые мне поручались. Приступив к рабо-
те, я напел еше не готовый ошератизаый
план, касаюцтийся нападения на Созетекий
Союз. Этот план был разработан тенерал-
майором Марксом, тогдашним начальником
штаба 18-й армии, находиванимся в распоря-
жении верховного командования ‘сухопут-.
ных сил. Начальник генитгаба сухопутных.
сил поручил мне дальнейшую разработку
плана.

Мне было предлобкено произвести анализ
возмескности наступления против Советской
Роксии: Былю ‘указано, что я могу’ рассчи-
тывать на использование 130—140 дивизий
для выполнения этой операции. С самого
нолала нужно было учитывать возможность
использования румынской территории в ка-
честве плацдарма для германских войск. На
северном фланге предусматризалось участие
Финляндии в войне. Целью. всей операции
являлось уничтожение русских вооружен-
вых сил и достижение линии Архангельск—
Волга-—Астрахань. Разработка’ плачов, ко-
торые сейчас ‘я обрисовал, была закончена
в начале ноября и завершилась лвумя
военными играми, которыми я руководил по
поручению генерального штаба сухопутных
войск. В этих ипрах принимали участие
старшие офицеры генерального штаба.
Озновноюй целью в этих итрах ставилось
правильное ‘использование и развертывание
сил, действующих следующим образом: на
юге армейская группа, наступая © террито-
рии Полыши м Румынии, должна была до-
стигнуть Днепра, Армейская группировка,
действующая севернее, должна была насту-
пать из района Варшазы в общем направле-
нии на Минск и Смоленск, с окончательным
намерением ударить по Москве. Наконец,
третья грушпа должна была действовать
с территории Восточной Прусени против
балтийских республик. Основным результа-
том этой игры было достижение линии
Днепр-—Смоленск-_Ленииграя. По  оконча-
зыги этих игр состоялось совещание, посвя-
шенное их результатам. На этом совещании
гоисутствовали руководители отдельных
армейских прупитировок, которые были от-
вотственны за будущие операции ‘на
Востоке: о р

`В конце совещания ‘начальник отдела
иностранных армий Востока генштаба сде-
лал сообщение с характеристикой экономи-
ческого положения Советского Союза и его
армий, причем отмечалось, что немцам Нни-
чего не известно о каких-либо приготовле-
ниях со стороны России». ;

Паулюе рассказывает далее, что 18. де-
кабря 1940г. верховное командование во-
оруженных сил издало директиву о военных
и экономических приготовлениях к войне
против Советского Союза. Командование
сухопутных сил обязывалось разработать
план стратегического развертывания сил,
Эти первые директивы, касавшиеся развер-
тывания сил. были одобрены после доклада
3 февраля 1941 г. в Обер-Зальцбурге самим
Гитлером. Эти директивы были направлены
войскам. Начало войны было приурочено к
тому времени, которое было бы наиболее
целесообразным для передвижения больших
войсковых соединений на территории Рос-
сии. В соответствии с этим были сделаны
все приготовления. Этот план, однако, был
изменен в связи с тем, что в конце марта
Гитлер ренгил напасть на Югославию. 8 ап-
реля 1941 тода был установлен новый план
нападения на СССР. Первоначальная. дата
	нападения была отодвинута примерво на
5. недель. Наступление назначалось на вто-
рую половину июня; действительно, это на-
падение осуществилось во второй половине
июня, я именно 22 числа.

«В заключение я хочу указать,—говорит
Пзулюс.— что все приготовления, привед-

шие к нападению на СССР 22 июня 1941 г.,
были известны еше осенью 1940 года».

Руденко: Каким образом и при каких об-
стоятельствах было обеспечено участие са-
теллитов Германии в нападении на Созет-
ский Союз, какие в этой связи проводились
подготовительные мероприятия?

Паулюс: Согласно моим личным. наблюле-
ниям, могу сообщить следующее: примерно
в сентябре 1940 г.. когда я был занят раз-
работкой оперативного плана нападения на
Созетский Союз, предусматривалось исполь-
зование румынской территории в качестве
плацдарма для наступления румынских
войск. В Румынию была послана военная
миссия под руководством генерала Ганзе-
	Утреннее заседание 12. февраля
	7 ‚ Вступительная речь Главного обвинителя.
or CCCP тов. Р. А. Руденко
	Окончание. Начало см. на 3-й стр.
	В директиве для команд полиции 0ез-
спасности и СД от 17 июня’ 1941 г. ука-
зывалось на необходимость применять такие
же меры не только к русскому народу, но и
к украинцам, белоруссам, азербайлжанцам,
армянам, грузинам, тюркоким наролностям
и другим.

Советское обвинение представит суду кон-
кретные документы и факты по этому по-
воду.

В своих плазах фашистские заговорщики
наметили поголовное уничтожение еврей-
ского населения мира, и они проводили это
уничтожение на всем протяжении заговор-
щической деятельности, начиная © 1933
года.

Мой американский коллега цитировал
уже заявление Гитлера от 24 февраля
1949 г. © том, что «евреи будут уничтоже-
ны».

В речи подсудимого” Франка, . опублико-
ванной в «Краковской газете» 18 августа
1942 г., говорилось:

«Тот, кто пройдет сегодня по Кракову,
Льзову; Варшаве, Радому или Люблину,
должен по справедливости признать, что
усилия немецкого управления узенчались
	Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА СССР
	ГМ 010256.
	реальными успехами--евреев больше почти
не видать». .

Зверское уничтожение еврейского населе-
ния имело’ место на Yepaune, в Белоруссии,
в Прибалтике.

В г. Риге проживало до немецкой окку-
пащии около 80.000 евреев. К моменту осво-
бождения Риги Красной Армией там оста-

ось 140 евреев.
	Нет возможности перечислить во вступи-
тельной речи преступления, совершенные
подеущимыми против’ человечности,

Советское обвинение располагает значи-
тельными документальными материалами,
которые будут пред`явлены суду.

Господа судьи! Я выступаю здесь, как
прелютавитель Союза Советских Социали-
стических Республик, принявшего на себя
основную тяжесть ударов фашистских за-
хватчиков и внчесшего огромный вклад в
дело разгрома РИ Германии и ее
сателлитов.

От имени Советского Союза я пред?являю
подсудимым обвинение по всем пунктам
ст. 6 Устава Международного Военного
Трибунала.

Вместе с главными обвинителями Соеди-
ненных Штатов Америки, Великобритании и
Франции я обвиняю подсудимых н том, что
			МОР

СКАЯ

ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА
	$ В Тулон пришел из Индо-Китая фран-
цузокий линкор «Ришелье». Этот линкор
прибыл во французекий порт впервые за по-
следние шесть лет.

& Рабочие буксирных судов в Ныю-Йорк-
ском порту приняли решение о прекращении
забастовки и выходе на работу,
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21, Коммутатор редакции: Д.3-20-90 до’Д 3-20-96. Телефоны: для справок — доб. 1-73; отв. секретарь редакции — Д 1-08-03;
отлел боевой полготовки—поб. 99 36. Д 1-08-09: отлел пропагаплы-—Д 1-11-45; отдел партийно- комсомольской жизни — доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-22; отдел культуры-_лоб. 8: отдел
			Типография газеты «Правда» имени Сталина.