апреля, 1947 г., пяткица, NG OU
	(2567)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	  Праздник
на корабле
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 3 апреля. (По телег-
	pany). Исполнилось три года со дня на-
	граждения тральщика WH. орденом Врасно-
	го энамент. На тралении фарватеров, при
конвоировании транспортов, в боях с фа-
шистской авиацией люди этого корабля
	показали образцы Мужества и верности
	присяге, беззаветную преданность Роди-
не. 40 уничтоженных мин, десятки откон-
воированных транспортов, тысячи миль,
	пройденных © тралом,—таков итог боевой
	деятельности моряков за годы  Беликой
Отечественной войны. Больше половины
личного состава корабля награждено орде-
нами и медалями.

На славных традициях корабля воспи-
тывается новое пополнение его экипажа.
Участники Отечеетвенной войны, продол-
жающие и сейчас служить на корабле, —
тт. Сергеев, Павликов, Тюков и др. зна-
комят молодых моряков с историей траль-
шика,
	МАРШЕВЫЙ ПЕРЕХОД
	СЕВАСТОПОЛЬ, 3 апреля. (По телеграфу
oT корр. «Нрасного Флота»). Состоялся Map-
шевый переход моряков главной базы на 25
километров. Под звуки духовых оркестров
участники перехода прошли по городу и
вышли на Балаклавское птоссе.

Раньше других — за 2 часа — первую
половину пути закончила колонна. которую

‘возглавлял старший лейтенант Леженко. На
20 минут позже подоттли моряки во главе е
	лубоко и вдумчиво изучать уставы
	не соблюдали «Правила», другие были по-
ошрены. Не один ‘матрос попадал в. такое
	положение, когда приходилось ‚ хорошо по-
думать, прежде чем решить, как. поету-
пить в том или ином случае. Поэтому не
представляло 06000го’ труда насытить за-
нятия примерами из повседневной службы,
увязать учебу с практической деятель-
ностью матросов. № сожалению, этого сде-
лано не было. :

На весьма низком уровне проходят в
большинетве случаев и другие занятия по
специальной подготовке. Сказываетея не-
Удовлетворительная   учебно-методическая
работа’ со старшинеким составом. Правда,
старшин время от времени собирают.
Воманлиры боевых частей, помощник
командира и сам командир корабля bece-
дуют с ними. Но ведь этого мало. Старши-
нам нужны повседневная деловая помощь
в  учебно-воспитательной практике, по-
стоянный контроль за тем, как они гото-
вятся к занятиям и проводят их.

На корабле отсутствует также лолжная
забота 9 том, чтобы старшины и матросы
своевременно знакомились с тем. новым, что
происходит в строительстве вооруженных
сил. Вот характерный ‘пример. Здесь до

. эскадренный миноносец Н. выделяется
среди кораблей соединения лучшей, чем на.
других кораблях, организацией службы.
Офицеры эскадренного миноноеца — друж-
ная, тесно сплоченная семья, возглавляе-
мая опытным командиром.

Охнако, если поглубже вникнуть в
жизнь корабля, понаблюдать ее час за ча-
сом в течение нескольких дней, то неволь-
но заметишь немало такого, что сущест-
венно тормозит дальнейший рост выучки.
экипажа.

Мы имеем в виду прежде веего недоста-
точную заботу о качестве проводимых на
корабле занятий.

Распорядок дня выполняется нормально.
Своевременно даются сигналы © начале
занятий. Кроме того, вечером отводятся
часы для самостоятельной подготовки. Но
как используетея это время? Соответетву-
ет ли учеба методическим требованиям,
Удовлетворяет ли организация занятий?
Ответ следует дать отрицательный.

Нам пришлось присутствовать на заня-
тии по специальности, которое проводил
старший матрос Митин. Фамилия т. Мити-
на стоит первой в списке отличников ко-
рабля. Командир отзывается о нем, как о
хорошем специалисте, утверждает, что со
временем т. Митин будет настоящим масте-
ром своего дела. Ему поручили провести
тренировку в производстве метеонаблюде-
ний, заняться © подчиненными решением
задач Ha определение истинного направле-
ния ветра, когда корабль движется. Нака-
нуне занятий никто не вызвал т. Митина,
не спросил, готов ли он к ним и как он бу-
дет их проводить, какую учебную цель он
должен иметь в вилу. Тов. Митин вышел
на занятия, не имея ни плана, ни кон-
спекта, ни заранее подготовленных задач.

Учеба шла так. Матросы Целыковекий
й Орлов, юнга Бакланов по очереди выбе-
тали © анемометром на мостик, измеряли
силу ветра, определяли другие метеодан-
ные, делали записи в журнале. Роль т. Ми-
тина собтояла только в пуске и остановке
секундомера. Ни одному из матросов он
не сделал указаний, не дал советов. Он тут
Же, в штурманской рубке, придумывал за-
дачи_и затем сам же решал их. Матросы
не услышали на занятиях ни одного при-
мера из практики.
	ЗАБОТА 0 ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ
ВИНАХ
	ВРОНШТАДТ, 3 апреля. (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»). Состоялось
совещание руководителей предприятий и
учреждений Кронштадта, представителей’
партийных, комсомольских и. профеоюзных
организаций, на котором обсужден вопрос
© вотрече демобилизованных воинов.

Большой заботой и вниманием окружа-
ютея здесь, во флотеком городе-креёноети,
славные воины Советских Вооруженных
Сил, закончившие службу. Для встречи
демобилизованных оборудуется и красочно
оформляется районный агитпункт. На фо-
товыставках, плакатах и диаграммах. демо-
билизованные воины увидят, как город-
крепость участвовал в Великой Отечест-
венной войне, как восстанавливается го-
рохское хозяйство, что будет сделано в го-
роде в нынешнем году.

Торгующие организации выделяют для
демобилизованных много товаров. Прини-
мМаются меры к обеслечению прибывающих
Жилой плошалью.
	6 предприятий и учреждений поступили
	многочисленные заявки на рабочую СИЛУ.
	ео а К:

На предприятиях намечено ортанизовать
краткосрочные курсы, на которых демоби-
лизованные смогут получить гражданскую
специальность.

Представители городских предприятий
проводят беседы среди демобилизуемых 0
своем предприятии, его работе и перепек-
тивах, пригланая воинов после окончания
службы притти к ним на работу.
	Стрельба
	Сейчас для многих наших летчиков
упражнения ло технике пилотирования
Ночью —— пройденный этап. Мы перешли
Е ночным стрельбам по конусу. В прошлом
году мы тоже учились умению вести огонь
по воздушной цели ночью и убедились, что
эта, задача; наиболее сложная пз всего кур-
са боевого обучения и требует особенно
длительной, кропотливой подготовки на
земле и в воздухе.

Мне лично в прошлом году впервые при-
лось стрелять по конусу. Hows тогда
была темная, конуса почти не было видно,
ня с трудом определил дистанцию и про-
извел атаку, попав в конус всего лишь
одной пулей.

Такой результат меня, конечно, не устра-
нвал. Вместе с товарищами я начал
искать причины промахов. Детальный анз-
Тиз показал, что моя ошибка заключалась
в том, что я допустил небольшой крен ca-
молета, и пули, естественно, пошли мимо.
Этот крен ночью трудно заметить, особен-
НЮ Во воемя атаки, когда все внимание лет-
чика приковано к цели — конусу. Такова
основная оптибка, характерная для ночных
	стрельб. Чтобы предупредить ее, потребо-
	валась. упорная тренировка в пилотирова-
нии самолета при выходе в атаку.
	_Ha опыте учебы в минувшем году мы
установили, что ошибки, допускаемые
ночью, аналогичны тем, которые допуска-
WICH IPH выполнении упражнений днем.
Поэтому мы прежде всего сосредоточи-
ли внимание на устранении опгивок, допу-
	‘скаемых при дневных стрельбах. эта зада-
	ча стала одной из важнейших в первые
месяцы текущего гола. Летчикам было
дано несколько дневных полетов, во время
которых они вели одиночные и групповые
бои, шлифовали технику пилотирования,
трупповую слетанность, учились ведению
меткого огня. Проходила и ночная летная
подготовка. Вее полеты тщательно контро-
лировались командирами. На разборах они
указывали на каждую ошибку, допущен-
ную летчиком, подсказывали, как ее устра-
нить, и проверяли, устранил ли ее лет-
чик в очерелном вылете.
	На эсминце Н. не заботятся о методике занятий
		па, которой руководил старшина ^ етатьи! сих пор не организовали изучения Устава
	На корабле всего
	Слиричев, за два часа «изучила» сорок! внутренней службы.
	страниц устава. Не отстали и другие груп-* один экземпляр устава. Между тем корабль   20 минут позже поданли моряки BO главе с
пы. Матросы, сидевшие похальше от етзо-! давно мот бы получить то количество эк-! капитаном 3 ранта Швачко.
	земнляров, которое требуется. Штаб флота
получил устав несколько месяцев назад.
Сотни экземпляров устава, выделенные для
соединения, куда входит эсминец, лежат в
экспедиции питаба, флота. Но штаб соелине-
ния пока не удосужился забрать книги и
распределить их по кораблям. Конечно,
главные виновники того, что устав до сих
пор не дошел’ до корабля — штабы. Но
нельзя оправдать и равнодушия К этому
делу офилеров корабля. Они ведь знают,
что в других соединениях устав уже давно
получен, но не заботятся о том, чтобы по-
быстрее получить его и на свой корабль.
Таковы некоторые вопроев. от. разрене-
ния которых зависит дальнейшее повыше-
ние уровня боевой подготовки на этом ко-
	рабле. -
__. Майор Г. СОЛОДКОВ.

а а ee
	Северный флот.
	шин, слушали чтение нэвнимательно. Стао-
	шины даже HE попытались сжаветь заняе.
	тия, нривести наглядные примозы из п9-
вседневной практики несения дежурной и
вахтенной службы.
	Мы поинтересовались, как проходила
подготовка к этих занятиям. Crapmunn
рассказали, что накануне вечером коман-
диры боевых частей вызвали их К е5бе,
вручили экземпляры «Правил», указали на
те главы, которые следует прочитать, и с
этим отпустили. Разумеется, готовить за-
нятия по изучению устава следовало ина-
че. Во-первых, занятия проводились ке ©
новичками, только что припедшими ва
корабль, а с матросами, уже проелужив-
шими по нескольку месяцев и даже лет.
У каждого из. них накопилась известная
практика в несении вахтенной и дежурной
службы. Одни имели взыскания за то. что
	Все участники преодолели 25-километ-
ровую дистанцию за 5 часов. Большое коли-
_чество моряков сдали нормы из эначок ГТО.
	   МУмЕСТВО И НАХОДЧИВОСТЬ

КОМАНДЫ «ИРКУТА»

`БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 3 апреля. (По те-
  леграфу ot корр. «Красного Флота»).
Транспорт «Иркут», следуя в один из бал-
тийских портов, пробивался через ледовое
поле. Скопившийся  торосистый лед
 преградил транспорту путь. Судно,
затертое льдом, ‘дрейфовало ‘в Бал-
тийском море. Но моряки не чувствовали
себя покинутыми. Непрерывно поддержи-
‘валась связь По радио с военно-морскими

базами, самолеты доставляли экипажу
  дрейфующего судна продукты, пресную
‚ ВОДУ. ПОЧТУ.
	Цод напором движущегося льда сломал-
Ga баллер руля, и транепорт осталея 623
‘рутевото управления. Это усугубило опас-
ное положение судна. Под руководетвом
капитана: В. М. Пичалова моряки присту-
лили к устранению тяжелого повреждения:
Много инициативы и упорства проявили
при этом машинисты-комеомольцы Анти-
нов, Козюра и Пристукин. В трудных ус-
ловиях суровой зимы на торосистом льду
векруг корабля развернулись большие ра-
боты. Рулевое управление было исправ-
лено.

На помощь затбртому во льдах судну
приптел ледокол «Сибиряков». Идя за ним
своим ходом, транспорт «Иркут» благопо-
‘лучно миновал ледовые поля и прибыл в
порт назначения. Ценный груз доставлен
без потерь. Экипаж судна е честью вынол-
Нил трудное залание.
	НОВАЯ ПРОГРАММА АНСАМБЛЯ

Ансамбль песни и пляски Краенозна-
менной Дунайской флотилии недавно
выступил с новой программой. В ето
репертуаре — «Кантата о Красной Армии»
композитора Новикова, «Краснофлотекая
клятва» композитора Компанейца, торже-
ственная песня «Слава» композитора Те-
рентьева. Хор исполняет также старин-
ную матросскую песню «Раскинулось мо-
ре широко».  Хореографическая часть
программы представлена украинской пля-
ской и театрализованным танцем,

Сейчае ансамбль выехал для обслужи-
вания частей и кораблей, находящихся
влали от главной базы.

Г ПАВЛОВ.
	Краснознаменная Дунайская флотилия.
	светлую сторону горизонта или Ha луну,
на фоне которых конус просматривается
пучше, а следовательно, облегчается и опре-
деление ракурса и расстояния.
	Весьма важным элементом ночной стрель-
бы является умение точно определять ди-
станцию. Навыки точного определения ди-
отанции вырабатываются не сразу. Внача-
ле следует приучить себя устанавливать ди-
станцию до конуса, освещенного лампочка-
ми, от самолета. Овладев этими навыками,
летчик р дальнейшем будет с достаточной
точностью и в темное время суток выби-
рать нужную дистанцию,
	Стрельба по конусу в темную ночь в03-
можна лишь тогда, когда цель четко ofo-
значена лампочками или освещается про-
жектором. Первые стрельбы в темную ночь
целесообразнее проводить по конусу, оеве-
щенному лучом прожектора. Маневр в этом
случае необходимо строить с таким расче-
том, чтобы самому не оказаться в луче п
не потерять пространственную ориентиров-
ку. Поэтому следует стрелять по на-
правлению луча, & не против него, а атаку
строить так, чтобы выходить из нее под
лучом прожектора.
	Если все же самолет попал в луч про-
жеклора, нужно немедленно вывести его
в сторону и перейти на пилотирование 10
приборам. Это позволит избежать столкюно-
вения с конусом. Так наши летчики и по-
ступали.
	Весьма трудно стрелять по конусу, осве-
щенному лампочками, в безоблачную. звезд-
ную ночь. Незначительное удаление от
цели и маневр с отходом в сторону приво-
дят к потере конуса. Обнаружить его в све-
те лампочек очень трудно, так как они
сливаются с звездным фоном неба. В этом
случае следует использовать облака, на. го-
ризонте и атаку производить на их фоне.
	Наши летчики, стреляющие по KOHYCY
ночью со средних дистанций под неболь-
шими ракуреами, показывают отличные pe-
зультаты. Старлгий лейтенант  Митрофа-
нов поражает конус шестью-—<семью пуля-
ми, лейтенант Рябов — пятью — шестью.
то говорит о том; чо при достаточной
тренировке поражать цель в воздухе ночью
можно наверняка.
	бтарший лейтенант
А. НИКОЛАЕВ.

Двадцатый год служит на гвардейском
крейсере «Красный Крым» гвардии мич-
ман Семен Иванович Бакалов. Он участ-
вовал во всех боевых операциях корабля
Bo время Отечественной войны. Важдый
год на крейсер прибывали молодые  мат-
росы, и мичман много ‘сделал для их BOC-
питания. Спокойный, требовательный (в
первую очередь к себе), он умеет найти
путь к сердцу матроса, узнать сильные
и слабые стороны подчиненных. И, види-
м0, поэтому так охотно обращаются к ве-
МУ матросы за советами, так высоко це-
нят его указания и замечания.

Молодой матрос Юткин с трудом усва-
ивал специальность комендора. Он стес-
нялея спрашивать, старался узнать вс®
сам в процессе службы. Это заметил Ба-
калов. Однажды он подошел к Юткину,
спросил, как идут дела у него дома, что
пишут родные. Затем незаметно перевел
разговор на корабельные темы.

— Hime дело — почетное. Афтилле-
рия... Если ее отлично знать, она ниЕо-
тда не подведет. Конечно, человек не
сразу все осваивает. Взять хотя бы при-
бор Крылова.

Они подошли к этому прибору. Навод-
ka была слабым местом в знаниях Юткина.

— Бывает, — продолжал  Бакалов, —
что молодой матрос никак не может удер-
жать цель на крестовине нитей. Цель у
него уходит то влево, то вправо. А полу-
чается так потому, что он поворачивает
штурвал не плавно, а рывками, Хочется
все сделать быстро, вот и суетится.

В разговор включился молодой матрос
Бабичев. Речь зашла 0 дистанционных
трубках. Бакалов уловил, что Бабичев не-
твердо знает, что он конкретно должен
делать как трубочный. Подошло еще
несколько матросов, и беседа ‘приняла
оживленный характер, а затем преврати-
лась в настоящее занятие. Бакалов pac-
сказал о том, как расположена артилле-
DUA на корабле, каково ее назначение.
Здесь же были проведены тренировки на
приборе Крылова, на станке заряжания.

Молодые матросы внимательно слушали
рассказ мичмана 06 эпизодах из боевой
деятельности личного состава крейсера.
Когда подошли в орудию, которым те-
перь командует тварлии старшина, 2 статьи
Таланов, мичман  остановилея, немного
помолчал, а потом обратилея к матросам:

— Во время Феодосийской десантной
операции фасчет этого орудия до конца
выполнил приказ командира. Многие
матросы из этого расчета отдали свою
жизнь за Родину. 06 этом надо всегда
помнить и знать свое дело так, как зна-
ли они.

Таланов — молодой командир орудия.
Семен Иванович Бакалов учил его, когда.
тот был  комендором, передавал свой бэ-
гатый опыт. Он же отправлял его в шко-
лу оружия. Таланов закончил учебу и
теперь командует орудием. ,

Часто в кубрике собираются матросы
послушать рассказы старых, бывалых
воинов. Вспоминаются’ тоды Отечествен-:
ной войны, и каждому“ хочется быть по-
хожим на тех, кто в боях завоевал крей-
серу высокое гвардейское звание. Беседы
мичмана  Бакалова вбегда проходят с
большим интересом. Но эн вепоминает
боевые эпизоды не ради того, чтобы уди-
ВИТЬ МОЛОДЫХ, & ДЛЯ того, чтобы нау-
чить их тому, что нужно знать и уметь
в современном бою.

Немало учеников У твардии мичмана
Бакалова. Один из них—гвардии старши-
на 1 статьи Кирпа. Еще во время войны,
когда он был строевым матросом, командир
подразделения прекрепил его к расчету
одного из орудий для изучения специаль-
ности. Со временем Федор Кирпа стал
	Сверхсрочники
гвардейского крейсера

командиром орудия. Габчет  отличид.
ся в одной из операций, подавляя отне-
выв точки противника. В прошлом году
Федор Кирпа подал рапорт е просьбой ое.
тавить его на’ сверхерочную службу. «Не
могу расстатьея © кораблем, с которых
прошел большой боевой о путь. Обещаю
быть достойным воспитателем  моледых
комендоров»,— писал он,

Его слова He расходятея с делом. 38
всю свою службу он не имеет ни одного
дисциплинарного взыскания. Bec ero
орудийный расчет уже долгое время,
является образцом для других. Здесь нет,
проступков. Все бойцы хорошо знают
технику, CBOM обязанности, хорошо греч
бут, плавают. Сам Вириа искусно управ
ляет шлюпкой под парусами. Пример
ность командира орудия благотворно
влияет на подчиненных. Его слова звучат

убедительно.
— Порядок должен быть во звеем, —
товорит он.-—— Ложишьея снать — акку-

ратно сложи обмундирование. Закончия
приборку— убери все и положи на место,
Уходишь на берег — почиети рабочев
платье, спрячь его... Хочешь что-нибуль
сделать — узнай, можно ли, почитай
устав, посмотри инструкцию.

И нужно сказать, что` порядок в его
орудийном расчете отменный. Командир
боевой части знает, что если стоят вахту .
или выполняют какую-либо работу подчич
ненные старшины Вирпа, то все будет
в порядке. .

Среди  сверхерочников — гвардейского,
крейсера «Красный Крым»— гвардии миче
ман Геннадий Георгиевич Кошкин. 3»
десятилетнюю службу на корабле он вос
питал немало отличных дальномерщиков..

В, прошлом году, когда прибыли моло
дые матросы, один из них — Анкин вырач
зил неудовольствие тем, что его назначили’
в дальномерную грунпу.

— Что это за специальноеть? — гово-
рил он. — Ничего она не дает, смотри
в дальномер все время, да и только.

— Плохо вы разбираетесь в специальз
нослях, — заметил мичман Кошкин.—ЗВы
спросите у Степаненко. Он вам рассказ
жет, какова роль дальномерщика в бою,

Сверхерочник гвардии старшина 2 стая
тьи Степаненко в одной из сложных бое
вых операций бдительно нес вахту
дальномерщика. Он обнаруживал установ-
ленные на берегу немецкие пушки, скол
ления войск, передавал данные на ору
дия. В результате противнику быт
нанесен значительный ущерб.

— Так что насчет выбора специальз
ности, товариш Анкин, подумайте, —
сказал мичман.

Шли дни. Молодые  дальномерщики
овладевали техникой. Мичман Кошкин
умело передавал им свой богатый опыт;
Учеба пошла впрок. Матрос  Шокотов
отлично несет вахту на главном дально-
мере. Много преуспел и Анкин, полюбив-
щий свою специальность. Один из учение:
ков мичмана Вошкина закончил школу
старшин, получил звание „, старшины
2 статьи и сейчас сам обучает молодых.
Мичман Кошкин каждые три— четыре дня
проводит контрольные тренировки дально-
мерщиков, подтягивает отстающих, добиз
ваетея того, чтобы дальномерщики в лю
бое время дня и ночи умели обнаружить
цель и дать точную дистанцию.

— Мы работаем на артиллеристов, и от
нас многое зависит в бою, — часто гово
PHT подчиненным мичман Кошкин.

Так служат сверхерочники гвардейского
крейсера «Красный Крым». Опытные
специалисты, умелые воспитатели, они-—=.
надежные помощники офицеров, передоя
вые люди корабля. 7

Hanutan 3 panra H. TPOCOB.
	От корреспондента
«Красного Флота».
		Мы спросили у матросов, есть ли У них
какие-нибудь записи, сделанные во время
других. занятий по специальности. Таких
затисей никто не вел. Оказалось, что на
корабле вообще по всем видам занятий не
принято вести записи. Вее надеются на
память. Напамять изучают механизмы,
электротехнику, рахиоатиаратуру, прибо-
ты ит. д.
	в этот день матросы под пуковедетвом
старшин два часа изучали Корабельный
устав. Старшины Спиричев, Сивков, Па-
ринов собрали вокруг себя по десять—две-
надцать матросов и стали читать статьи
«Правил службы корабельных нарядов».
Прочитав главу, старшины спрашивали:
«Вому что непонятно?» Как правило, отве-
том было молчание. Тогла старшины вы-
зывали кого-нибуль из матросов, и те по-
ресказывали только что услышанное. Стал-
	шины есверяли ответы © текстом устава и.

продолжали чтение. Таким образом.
	Подготовка к летней практике
курсантов
	В вовнно-мореких учебных заведениях ‚морях будут прэктиковаться длительные
развертывается подготовка к летней прак- пыюпочные походы на веслах и под нарх-
	Программы летней учебы сейчас  все-
сторонне обсуждаются на заседаниях ка-
федр и циклов. Готовятся метолические
разработки по практическому обучению.
Кафедра военно-морской организации Выс-
шего военно-морского ордена Ленина Ёрас-
нознаменното училища имени Фрунзе гото-
вит пособие по изучению корабельной
службы. р т

Назначены флазманекие и отрядные ру-
ководители летней учебы. В чиеле их —
опытные офицеры военно-морских училищ.

Программы летней практики согласова-
ны со специалистами штабов. Внесено не-
мало ценных предложений, направленных
на улучшение качества занятий. На весь
период летней учебы курсанты закрепля-
ются на основных 0б’ектах, которым бу-
дут приданы все средства, необходимые
для обучения. Это даст возможность избе-
жать частых переездов с одного об’екта на
другой.

До начала летней практики осталось не-
много воеменя. Его необходимо полностью
использовать для того, чтобы всесторонне
подготовиться Е Этому важнейшему этапу
обучения.
	Старший лейтенант Н. БАДЕЕВ.
(От корр. «Красного Флота»).

тике курсантов. Она будет прохолить на! сами.
	всех морях Советекого Союза, на военных
кораблях всех классов, начиная от 19р-
педного катера, и кончая линейным кораб-
		Большое внимание уделяется корректи-
ровке программ практического обучения.
Из них исключаются вопросы теории и те
дисциплины, изучать которые можно не на
кораблях м в частях флота, з в училище.
Это поможет курсантам полностью исполь-
зовать пребывание на кораблях для при-
обретения ирактическйх навыков.

Пракликанты будут участвовать в б0е-
вых учениях, авральных работах, знако-
миться с морским театром. Значительное
время отводится в планах освоению новой
техники, изучению опыта Великой Отече-
ственной войны. Намечаются экскурейи в
различные воинскяе части. Tam будущие
офицеры ознакомятся е боевыми возмож-
ностями морской авиации, береговой артил-
лерии, а также. с различными сооружения-
	ми и об’ектами военно-мореких баз. Запла-
	нированы также учебные полеты курсантов
предпоследнего курса над морём и побе-
режьем. Они увидят, как выглядят кораб-
ли различных классов и береговые об’екты
с воздуха.
	VYCV
	Один из наших летчиков лейтенант
Ерошкин никак не мог выполнить упраж-
нение по стрельбе. Он вел огонь под боль-
м ракуреом. Вомандир звена, лейтенант
Кондратов векрыл этот недостаток, об’яс-
НИЛ Ерошкину, вообще хоропо владеющему
техникой пилотирования, к чему приводят
эти погрешности. После этого летчик стал
выполнять упражнения лучше, а вскоре и
ОТЛИЧНО
	Стрельба под большим ракуреом по бы-
стро перемещающейся цели весьма сложна
и малоэффективна, На прицеливание и
открытие огня у летчика остается очень
мало времени. Вероятность же попадания
из-за большого утлового перемещения цели
очень мала.
	Бо время войны 26 мая 1944 года мне
пришлось вести воздушный бой с «Ме-
109». Атакуя вражеский самолет, я под
ракурсом, близким к трем четвертям, от-
крыл огонь. Трассы проходили сначала впе-
реди, а после внесения поправки — сзади
истребителя противника. Надо было внести
еще одну поправку. Но пока я собирался
это сделать, «Ме-109», сделав разворот,
уклонилея от удара. Этот ‘урок я надолго
запомнил и в дальнейшем стремился стре-
лять под меньшими ракуреами.
	Стрельба под большим ракурсом значи-
тельно снижает вероятность попадания в
цель, а большое ее угловое перемещение
делает прицеливание невозможным или
далеко не точным, что в свою очередь
увеличивает рассеивание и снижает веро-
ятноеть попадания. Наличие крена во вр®е-
мя стрельбы с самолета, у которого оружие
размещено в плоскостях, как правило, при-
водит к промаху, так как пули и снаряды
проходят выше и ниже цели. Необходимо
предупредить, что атака под малым ра-
курсом может привести к поражению само-
лета-буксировщика, в силу чего стрельба
под малым курсовым‘ углом должна быть
запрещена.

Ночью очень трудно определять дистан-
цию до цели. В первых ночных полетах
Из-за боязни столкновения с конусом лет-
	Комсомольский актив
			После отчетно-выборных собраний к ру-
KOBOACTBY комсомольскими организациями
пришло немало активистов, которые не име-
ют еще практических и организационных
навыков внутрисоюзной работы. На кораб-
лях и в частях абсолютное большинство
членов комсомольских бюро избрано’ впер-
вые. Это обстоятельство потребовало от по-
литорганов флота организовать воспитание
и обучение широкого круга комсомольских
автивистов.

Для систематического обучения практи-
ке и передачи лучшего опыта союзной ра-
боты при политотделах соединений созданы
постоянно действующие семинары секретз-
рей первичных комсомольских организаций.
В семинарах секретарей знакомят с поста-
новлениями партии и правительства, с ди-
рективами вышестоящих политорганов. На
семинарах наряду с разбором вопросов ком-
сомольской жизни читаются лекции и до-
клады по марксизму-ленинизму, текущей
политике, литературе и искусству.

В соединений, где помошником началь-
ника политотдела по работе среди комео-
мольцев т. Моногаров, хорошо налажена
учеба секретарей первичных организапий.
Здесь был проведен двухдневный сбор се-
кретарей, на котором подведены итоги ра-
боты комсомольских организаций в период
избирательной кампании, обсуждались во-
просы политического просвещения, роста
рядов ВЛАСМ

Другой семинар был посвящен авангард-
ной роли членов ВЛКСМ в борьбе за выпол-
нение планов боевой полготовки. Доклад на
эту тему сделал тов. Костромин. Тов.  Си-
доров рассказал о том, как борются комео-
мольцы за свою примерность на политиче-
ских занятиях. Здесь же секретари про-
слушали лекцию «Как организовать разбор
и обсуждение литературного произведения и
кинофильма». После лекции был проведен
разбор кинофильма «Клятва».

При бюро ВЛЕСМ кораблей первого ран-
га, дивизионов кораблей и полков проводят-
ся такие же семинарские занятия с секре-
тарями комсомольских организаций боевых
частей, батарей и рот. Многие комсомоль-
ские руководители учался сейчас в вечер-
них университетах и школах партийного
актива. Недавно на первом курсе одного та-
кого университета проводилась зачетная
сессия, на которой большинство слушате-
лей-комсомольцев получило отличные и хо-
рошие оценки.

Свыше тысячи активистов изучают исто-
рию ВКП(б) в кружках, многие занимаются
в политшколах при партийных бюро. Для
комсомольцев, самостоятельно изучающих
	«Праткий курс истории ВКП(б)», проводят-
ся лекции, доклады и собеседования, орга»
низуются консультации.

Для вновь вступивших в ВЛКОМ, & Tak-
же для несоюзной молодежи на флоте 603
дана большая сеть кружков по изучению
Устава ВЛКСМ. Руководители этих кружков
обеспечены журналами учета, занятий и по-
сещаемости, брошюрами «Советы руководя“
телям кружка по изучению Устава
BARCM».

Забота политорганов и партийных 07г8-
низаций о воспитании и обучении KOMCO-
мольского актива благотворно сказывается
на состоянии союзной работы, проводимой
на кораблях и в частях флота. Многие ком-
сомольские организации укрепили свои свя-
зи с несоюзной , молодежью, члены BARC
оказывают действенную помощь командо-
ванию в решении задач боевой и политиче-
ской подготовки, в укреплении воинской
Дисциплины,

Политическое воспитание молодежи ста-
ло предметом постоянной заботы многих
комсомольских организаций. Бюро ВЛАСМ,
секретарем которого т. Ананьев, повседнев-
HO следит за учебой комсомольцев на поли-
тических занятиях, помогает им добиться
высокой успеваемости. К каждому занятию
здесь подбирается рекомендованная литера-
тура, организуется чтение материалов, по-
мещаемых в газетах и журналах. Одно вре-
мя плохая успеваемость на политзанятиях
была у комсомольца Дубровского. Заслушав
	IEEE ое

‚его, бюро выяснило, что нелостаточная 0б-
	АН Ре

щеобразовательная подготовка мешает
т. Дубровскому быстро усваивать материал.
Член бюро т. Садчиков взялся помочь Ду-
бровскому и сейчас уже добился, что ком
сомолец перестал отставать в учебе от сво-
их товарищей.

омсомольцы этой части показали себя
хорошими помощниками офицеров, пример-
ными воинами. За послелние шесть меся-
цев здесь среди членов ВЛКСМ не было ни
одного нарушителя воинской дисциплины,
В 1946 году часть заняла первое место по
боевой подготовке в соединении.
	Однако в воспитании и обучении комсо-
мольского актива флота еще имеются серь-
езные недостатки. Есть еще политработни-
ки, которые ограничиваются проведением
семинаров с комсомольскими активистами,
забывая, что секретарей, членов: бюро и ак-
тивистов необходимо учить на практической
работе, непосредственно в самих комсомоль-
ских организациях. 1
	‚ Майор А. ЗЕМНОВ,
Черноморский флот. 1
	чик ведет’ стрельбу е большюго расстояния.
Стрельба же с больших дистанций  мало-
эффективна. Котда же ему. просто укажут
на эту ошибку, не таз’яенив, как надо
действовать, то он в очередном полете
чрезмерно сближается © конусом, Эта
ощтибка еще более опасна, чем первая. Да-
же днем она может быть причиной повреё-
ждения самолета,
	Лейтенант Васильев во время дневных
стрельб слишком приблизился к конусу.
Открыв огонь © большим упреждением, он
перебил ‘трос. Ототрелянный конус на
мгновение как-бы завис. Летчик. не уепел
отвернуть, врезался в него и повредил
плоскость и фюзеляж самолета. Аналогич-
НЫЙ случай был и со мной. Я тоже пере-
бил трое, но во-время усшел уйш под
него. Однако тросом все же перебито ан-
тенну моего самолета.
	При отетреле конуса лучше всего ухо-
дить вверх. Вели летчик станет уходить
ВНИЗ, ТО ОН может врезаться либо в конус,
который будет снижаться, либо в трое, ко-
нец которого будет свисать от конуса. Мне
и командиру эекадрильи капитану Швайлах
приходилось не раз уклонятьея от отетре-
лянных конусов и перебитых тросов. Бы-
стро уходя вверх, мы благополучно избе-
гали столкновения.
	Вочью подобных случаев у нас не было.
Но они не исключены. Отетрелянный ко-
нуе может намотаться на винт или закрыть
кабину летчика. Трос тоже может принести
много неприятностей. Ето нужно опасальея
не меньше, чем конуса. Поэтому при
етрельбах в темное время суток близкое
сближение с пелью опаено. Избегать етолк-
новения нужно этими же способами и дей-
ствовать еще быстрее и рептительнее.
	Обучение стрельбе летчика ночью в зна-
чительной степени облегчается, котда по-
сле отработки техники пилотирования и
воздушного боя в ночных условнях лет-
чику предоставляют возможность провести
первые стрельбы в сумерках. В это время
суток силуэт конуса просматривается срав-
нительно хоро, что дает возможность
точнее определять ракуре и дистанцию.
Хороших результатов можно добиться, еели
после двух—трех стрельб, успешно прове-
ленных в сумерках, летчику дается трени-
ровка в стрельбе в лунную ночь. Это по-
зволяет приучать его выходить в атаку на