4 апреля /1947 г., пятница. № 80
		(2567)

В (Совете Министр

Предеедательствовал В. М. Молотов.
Заседание началось с рассмотрения от-
чета Специального комитета. созданного
	дл рассмотрения предложений по некото-
	Обсуждение

Тации, представляемые Совету Министров.
Вторая часть отчета Спедиального коми-
тета содержит несогласованные  предло-
жения.
	порциональной системе выборов открытым
до его разрешения самими немцами.

Ж. Бидо отметил, что система пропорцио-
нальных выборов действует во Франции
положительно. В то же время он сказал,
что вопросе © пропорциональной системе
выборов в Германии должен решаться в
масштабе отлельных земель. Что же ка-
саетея общегерманеких выборов, то фран-
цузская делегация считает их на ‘данной
стадии нежелательными.

Отвечая на замечания Бевина, В. М.
Молотов заявил:

Хорошо, что г. Бевин подчеркивает, что
он — демократ и, больше того, социал-
демократ. Конечно, сторонники демократии
должны защищаль демократическую систе-
му государственного управления. Но когда
сторонники демократизма заявляют, 910,
скажем, в Греции процветает демократия,
то это вызывает большие сомнения. Мало
найдется демократов, которые согласятся
с этим.

В. М. Молотов повторил, что отрицание
пропорциональной системы в британской
зоне привело ® грубым нарушениям в рае-
пределении ‘мандатов между партиями на
последних выборах, когда одна партия по-
лучает в два или три раза болыше манда-
тов, чем другая при равном количестве
толосовавших за обе эти партии. Это. по-
рядок искусственного получения мандатов.
Такое положение в несколько своеобразном
виде имеется и в американской зоне, где
‘партии, собравшие меньше 10 процентов
голосов избирателей, воббще лишаются
мандата. При таких приемах, при такой
избиражельной механике мы булем плохо
содействовать демократизации Германии.
	Мы Bee договорились о демократических
принципах, которые должны проводиться
при выборах в Германии, —— заключил
В. М. Молотов.—Мы установили, что’ они
должны состоять во вееобщем, равном ни
прямом избирательном праве при тайном
толосовании. Остался  ‘несотласованным
лишь вопрос © пропорциональной системе
выборов. Опыт ряда государств показывает,
что она более правильно отражает еоотно-
шение демократических сил. чем иная си-
стема. Если товорят о том, что не следует
навязывать немцам какую-либо систему,
то на это следует возразить, что пока. по-
рялок выборов устанавливают не немцы, &
оккупационные власти, от которых теперь
п зависит, какую систему выборов прово-
дить в Германии. Конечно, при разработке
конституции терманский народ сам должен
установить. какая система, выборов для не-
го больше подходит. Но в настоящее время
было бы правильнее применить пропорцио-
нальную систему, как лучше. содействую-
щую демократизации Германии. .
	Вопрос о пропорциональной системе вы-
боров остался несотласованным.

По окончании обсуждения отчета Спе-
циального комитета советская делегация
сделала общую оговорку, что ее оконча-
тельное мнение по отчету Специального
комитета будет зависеть от результатов
согласования этого документа в целом, так
как она хотела бы избежать отрывочных и
случайных постановлений, не увязанных с
общим планом решений Совета Министров
Иностранных Тел.
	мании должны быть завончены & 31 декаб-
ря 1948 года, когда должно быть ваверите-
но и выполнение юбщего плана репараци-
онных поставок из и obepy-
дования,

3. Бевин заявил, что он не может свя-
зать себя определенными датами в отноше-
нии выполнения ‘мероприятий по промыш-
ленной демилитаризации Германии. По его
мнению, установление этих дат «очень тя-
желая работа», которая не может быть про-
ведена без участия экспертов. В то же вре-
мя он не возражал против ‘установления
обсуждаемых сроков Вонтрольным Советом
в Германий.
	Д. Маршалл высказался в этом же духе,
указав в то же время, что американская
делегащия сотлаена с целью, которую wpe-
следуют французские предложения.
	Министры приняти решение прервать на
этом обсуждение вопроса ‘о  демилитариза-
ции Германии, оставив его ‘в повестке дня
Совета. Министров.‘ Специальному комитету
дано указание в течение нескольких бли-
жайших дней еще раз расемотреть внесен“
ные предложения о демилитаризации ео
мании. (ТАСО),
	_Для колхозных
	библиотек
	ЛЕНИНГРАД, 3 апреля. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). Партийные, ком-
сомольские и общественные организации
Василеостровского района ведут большую
шефокую ‘работу среди колхозов Лужекого
	  района Ленинградской области. В эту 1а-
	боту включился личный состав воен-
но-морского училища им. Фрунзе. В: учи-
лище организован chop общественно-
политической, художественной литературы
дая колхозных. библиотек. Сбор литературы
проходит < большим успехом. Первыми сда-
ли книги капитан-лейтенант Кузнецов, ка-
питан 1 ранга Кедров, капитан 2 ранга
Суслов и другие офицеры.

=
	Матросы и старшины подразделения, где
секретарем партийной организации капитан
Санин, ведут переписку с родными моряков
и демобилизованными товарищами, рабо-
тающими теперь в колхозах. Балтийцы ин-
тересуются жизнью колхозной деревни,
раз’ясняют колхозникам исторические pe-
шения Пленума ПК ВКП(б) «0 мерах под?-
ема сельского хозяйства’ в послевоенный
период». я

Недавно по инициативе партийной орга-
низации начался сбор книг для одной кол-
хозной библиотеки В течение нескольких
	  дней моряки собрали десятки томов, в том
	числе «Вопросы ленинизма» И. В. Сталина,
полное собрание сочинений Маяковского,
произведения Тургенева, Горького и доу-
	гих писателей.
А. ЧЕРНОМЫС.
	Балтийский флот:
	БЕЛИЧЕСТВЕННАЯ
о ПОЭМА».
	вые, По домам пошли’ веселые...». Отец и
мать склонились над родной колыбелью:
	Мальчик маленький, единственный,
Мой сердечный, мой веселый,
День-деньской трудиться буду,
Чтоб тебе увидеть колу...
	Так шепчет мать, и ей вторит отец:
	Я в труде нашел товарища,
В самой старости — опору.
	Все это полно той истинной человеч-
HOCTH, которая уже сама по себе есть при-
знак подлинной поэзии. Она не может не
волновать, не может оставить ‘равнодуш-
HBIM.

Эта человечность сопровождает все по-
вествование Леонидзе.

Ребенок заболел оспой. Снова возникают
народные поверья, звучит напев глубокой
старины. Ребенок сльншит обращение мате-
ри к богу, впервые узнает он об Амиране:
	1де Эльбрусе грозится < небоевола
В неприступной ледяной обиде,
Там пастух, тому назад два года,
Амирана екованного видел.
	Ребенок впервые задумалея о жизни, о
законах, которые в ней царствуют. Зву-
чит вечное требование человеческого дет-
ства: «Мама. сказку расскажи мне!».
	— Мать, скажи, вачем земля кровавая,
Жизнь зачем толодная, неправая?
	Так он растет, маленький, ‹ пытливый,
горячо любимый близкими, свет и надеж-
да их скромной жизни. Они < радостью и
гордостью узнают в нем черты своих ста-
риков, деда. Так показывает поэт детство
гения. Так он подходит к отрочеству.

Мы читаем о первом знакомстве ребенка
с букварем, о его. мальчинтеских играх, о
любви к нему товарищей. Все это полно
счастливо угаданных жизненных подробно-
стей; счастливого проникновения в детскую
психологию.

Вот царская начальная пткола, в которой
«запрещен язык грузинский. уличным на-
	1 именован», Вот великопостное богослужение
	в захолустной церкви, звучат залюведи бла-
женства, проповедь вечной кротости и: тер-
пения. Вот, наконец, страптное зрелище каз-
HE Ha городекой площади, два; нищих абре-
ка, валохшиеся в намыленной петле, палач,
жандармы. И снова и снова испытывает pe-
бенок своего школьного наставника вечны-
ми «проклятыми» вопросами: о правде, о
блатости и милосердии бога, равнодунного
к людским бедам, о воздаянии за зло. Эн
слышит в ответ то самое, что слышали в
течение многих звеков все правдолюбцы
мира:

..— Ты, Джугашвили,

Ты не спорь 60 словом вышним,

Что пристал ты? Что И

_ Избегай вопросов лишних.

В юном сердце зреет правый гнев, & вме-
сте .с гневом — внимание к окружающелу,
великое чувство справедливости. .

Мужающий отрок, встречается © ‘народом,
‹ бедным крестьянским людом, в поте лица
обрабатывающим чужую, барскую пашню,
Бедняки просят его:

Малый, хвалят все голос твой,
Nama голое, чудесный,
Дорогой, слой нам что-нибудь,
Боль. врачуется песней;

Й юный Сталин затевает вместе © наро-
дом старинную песню, призывающую кре-
етьян к восстанию’ :
	Это песня, иль боя клич?
Это ветер, иль бури взлет?..
	Такой многозначительной сценой кон-
чается первая часть поэмы Георгия Леонид-
зе, прочитанная нами в отличном русском
переводе Николая Тихонова, знатока гру-
зинской поэзии. Разнообразные и гибкие
рифмы Тихонова очень Хоропю передают
движение грузинского стиха, его живую ин-
тонацию,

В дальнейшем перед Леонидзе — много-
об’емный труд, связанный с глубоким иро-
никновением в историю нашего времени, в
великую жизнь и борьбу нашего вождя, во
все, что так непосредственно касается всех
нас, советских людей.

Мы убеждены в том, что хоропю начатая
поэма не обманет возбужденных ею надежд.
Геортий Леонидзе справится © этим боль-
шим обязательством, которое он взял на
себя в порыве смелого вдохновения.
	Лауреат Сталинской премии
		Тероическая жизнь товарища Сталина
служит и будет служить источником вдох-
новения для поэтов. Прекрасный трузин-
ский поэт, знаток родной страны, Георгий
Леонидзе одним из первых взял слово, что-
бы создать величественную поэму о вожде.

Повествование только начато. Первая
часть пюэмы ‘Леонидзе посвящена рожде-
нию, детству и отрочеству Сталина. Многое
привлекает в этой искренней и смело за-
думанной поэме. Поэт начинает свой рас-
сказ очень ‘издалека. В прологе поэмы вета-
ют вольнолюбивая страна Грузия и могучая
природа Кавказа, взрастившие витязей и
героев, которые бились олин на один со
львами и сказочными чудищами. Предания
и сказки народа и среди них предание
of Амиране, являющееся грузинским вари-
антом мифа о Прометее, похитившем небес-
‚НЫЙ огонь на благо’ человеку. Недаром Лео-
нидзе поставил эпиграфом к этому проло-
гу слова Софокла: «Тут властвует титан,
огонь принесттий,—бог Прометей». Кова-
ный стих греческого трагика звучит умест-
но, как первый трубный звук, предше-
ствующий симфонии.

Дальнейшее повествование богато внут-
ренним драматизмом и героично. Немноги-
ми, но резкими и выпуклыми ‘чертами ри-
	сует поэт историю Грузии и ее народа. в
	Течение веков принимавшето на себя U OT-
‘ ражавитего удары многочисленных завоева-
телей. Тут были и Александр Македон-
ский — «Искандер», и орлы монголов, и
	легионы римаянина Митридата, ‘и арабы, и
	хозары:
Всегда с вратом здесь биться жаждали,
Презревши смерть, неутомимо,
Платили кровью здесь за каждую
Простую пядь земли родимой.
Й дальше несется этот стремительный и
сжатый рассказ. Леонидзе показывает свою
	родную землю, прекрасную Картли, в цве-
	тении, в роскошестве плодовых садов. и ви-
ноградников, в яркости южного солнца и
обращается к ней с такими словами:
	От любви к такому сыну
Вея улыбкой расцвела THI.
	Но на этом пролог поэмы еще не кон-
Чаетея. Как самолет сужает круги над по-
садочной площадкой, так поэт сужает круги
своего внимания к реальной эпохе рожде-
ния Сталина. Перед читателем возникает
Грузия уже не в дымке преданий старины
тлубокой, а совсем иная — колония Рос-
сийской ‘державы, угнетаемая царскими
чиновниками,  отданная под усадьбы
собственным феодальным князькам и их
прихлебателям — захолустным дворянчи-
кам. В поэме показан ограбленный трудовой
народ: крестьянин, лишенный земли и хле-
ба, кустарь, склонившийся над станком в
своей бедной хибарке, чернорабочий.

И тогла в последний раз горизонт проло-
	га, раздвигаетоя, чтобы обозначить пределы   _
	эпохи; ‘«котда“ B Париже митральезади Вюом-
муны сердце решетили», когда голос Маркеа
звучал для молодого рабочего класса.
	...Й скоро брату скажет Ленин:
— Вой за свободу, брал любимый!
	Для того’ чтобы поэтически верно
рассказать о рождении Сталина, грузинско-
му поэту пришлось подымать очень многое,
поистине подымать целину.

Рождение сына в семье горийеского бед-
няка показано очень реалистично, м в то
же время оно окружено ореолом ‘народных
преданий ‘и поверий, Возникает в поэме
патриархальная крестьянская среда с ее
истовым уважением к дедовским обычаям.

Особенно это ощутимо в живописном рас-
©казе о пиршестве, которое устроили бедные
родители в честь рождения первенца, При-
ходит к ним музыкант с вольынкой:

Й над люлькой так, лропел ‚он,
Хоть целуй его за это.

Из многоголосья застольных речей вы-
стунают отдельные толоса, гостей: старик-
крестьянин, плотовщик, кузнец, гончау,
портной, плотник, железнодорожный рабо-
чий-—каждый из бедняков говорит о’ своей
личной беде, — «нескончаемые речи, не-
скончаемые беды». Так уже © самого на-
чала, присутотвует в этой поэме народ, 1о-
дивигий Сталина, как свое упование “ свет.

Семейное торжество, затянувшееея 10
рассвета, кончается: «Повставали гости буа-
	* Георгий Леонидзе. «Сталин, Детство и
отрочество». Эпопея. Книга первая. Перевод
с грузинского: Н; Тихонова. Государствен-
ное издательство художественной‘ литера-
	Почти в три этажа высится металличе-
ская башня Главной теофизической обсер-
ватории. Открывается тяжелая дверь, напо-
минающая люк между отсеками подводных
лодок. Мы входим внутрь «камеры тума-
нов», Площадь башни и ее об’ем, равный
110 кубическим метрам, позволяют прово-
дить исследовательскую работу в реальных
условиях. .

В камере познают свойства туманов, ис-
следуют их параметры: размеры и число
взвешенных частип, весовую концентра-
ЦИЮ и прозрачность.

(пособ получения тумана весьма прост.
Сперва в камеру нагнетают воздух и, когда
давление достигает полутора атмосфер, в03-
дух быстро разрежают. Давление в камере
резко падает. Избыточная влага, находят
щаяся в Hell, конденсируется. Желез-
ное нутро камеры наполняется, тума-
Ном точно таким же, что встает на путях
кораблей и самолетов. Регулируя подачу
влаги, сотрулники обсерватории «добыва-
ют» туманы самых различных характеров.

«Камера туманов» — одна’ из мноточис-
ленных лабораторий Главной геофизиче-
ской обсерватории Главното управления
тидрометеорологической службы при Сове-
те Министров СОСР.

Почти столетие ‘существует в нашей
стране это научно-исследовательское учре-
ждение. Ло последних лет обсерватория на-
ходилась на Васильевском острове. Непо-
далоку от Ленинграха была создана ее п0-
левая база се отлично оборудованными ла-
бораториями. Незадолто перед Великой (те-
чественной войной обсерватория переехала
	Заседание 5 апреля
	рым разделам доклада Союзного Вюнтроль-
ного Совета в Германии. В отчете Специаль-
ного комитета имеются две части. Первая
из них содержит согласованные рекомен-
	отчета Специального комитета
	В. М. Молотов отметил, что обсуждается
существенный вопрос. Возможность дея-
тельности демократических партий и евь-
бодных профеоюзов в общетерманском мас-
штабе отвечает желаниям широких демо-
кратических кругов. Отказывая в возмож-
ности об’единения в  общегерманеком
масштабе демократическим партиям и ево-
болным профсоюзам, мы толкаем демокра-
тические круги в OO ATMA MHAWTADHCTOB
реваншистов, которых в Германии еще не
мало, сказал В. М. Молотов. Это будет иметь
нежелательные последствия для союзников.
Как мы будем проводить демократизацию
Термании, если не дадим германским демо-
кратическим силам осуществить элементар-
ное право — право на об’единение в обще-
германском масттабе? Советская делегация
полагает, что этот вопрое должен быть ре-
пен в духе предложений, сделанных co-
вместно тремя делегациями.

Олнако Ж. Бидо сообщил, что француз-
ская делегация настаивает на своей позя-
ции. Он мотивировал эту позицию тем, что
в Германии еще рано создавать общегерман-
	ские организации,

Совет Министров вернется к расемотре-
НИЮ этого вопроса на одном из своих даль-
нейших заседаний.

Министры обсудили пункт о выборах в
Германии. В этом пункте Вонтрольному
Совету предлагается обеспечить, чтобы 10
всей Германии выборы проводились «Ha
демократических принципах всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании». Советекая де-
дегация предложила добавить, что выборы
должны проводиться при пропорциональ-
ной системе,

я советекое предложение,

М. Молотов привел как пример итоги
ны происходивииих в британской
зоне оккупалии в Германии в прошлом
	толу. В связи с отсутетвием пропорциональ-
	ной системы выборов социал-лемократиче-
ская партия, собравитая на выйорах в бри-
танской зоне в 5,5 фаза больше голосов,
чем колмигуниетическая партия, получила
мандатов в 18 раз больше, ‘чем коммуни-
стическая партия. На тех же выборах
христианоко-демократический ©0103 и соци-
ал-демократическая партия собрали при-
мерно ‘одинаковое. количество - голосов;
межлу тем, первый получил в нолтора раза
болыйе мандатов, чем последняя. 0ба эти
примера показывают,. насколько извра-
щается такого рода системой голосования
действительное соотнотение. между поли-
тическими течениями. Поэтому советская
делегация считает, что было бы правиль-
ным осущеетвить в Германии пропорцио-
нальную систему выборов, которая © уепе-
хом применяетея в ряде государств.

Стремясь уйти от ответа на вопрос ©
неудовлетворительной системе выборов в
британской зоне оккупации, обеспечиваю-
шей некоторым партиям. значительные пре-
имущества перед другими, 9. Бевин пы-
талея подверпнуть сомнению порядок вы-
боров в советской sone оккупации. При
этом он подчеркнул, что он говорит как
демократ и как социал-демократ.

Д. Маршалл сообщил, что в Баварии, в
американской зоне оккупации, установлена
пропорциональная . система выборов. OF
высказался за оставление вопооса, © 1про-
	О демилитаризации Германии
	мальным, так как выработка этого плана
и 628 того замоздала,

Ж. Бидо выразил мнение, что министры
недалеки по этому вопросу от дотоворенно-
сти. Он предложит установить следующие
отадии промышленной  демилитаризащии
Германии: 1) ликвидация заводов первой
категорин (намеченных . союзниками к
немедленному уничтожению) должна быть
завершена к 1 декабря 1947 года; 2) план
производетвенного уровня \ германской про-
мышленности должен быть разработан Е
1 июля или 1 августа 1947 года; 3) пере-
учет заводов © определением остающихея и
подлежащих ‘из’ятию. ‘согласно уетанов-
ленному плану производственного уровня
терманской промышленности, должен быть
проведен в течение трех месяцев после
окончательной разработки этого плана, то-
есть к 1 октября или 1 ноября 1947 года;
4) ликвидация намеченных для этой цели
заводов второй, третьей и четвертой’ кате-
горий должна быть завершена в течение

восьми месяцев после установления плана
производетвенного уровня германской про-
мышменности, т. е. к 1 апреля или. 1 мая
1948 года: 5) все остальные меры в обла-
сти промышленной демилитаризации Гер-
	После обмена мнений по предложениям,
представленным Специальным комитетом,
было решено обсудить некоторые поправки
® этим предложениям.
	В. М. Молотов внес поправку к рекомен-
дации Специального комитета по поводу
аграрной реформы: Эта рекомендация гла-
сит: «Обеспечить в течение 1947 года про-
ведение и завершение во всех зонах ок-
купации Германии земельной реформы».

целью уточнения этой рекомендащии
советская делегация предложила принять
ее в следующей редакции: «Обеспечить в
течение 1947 года проведение и заверше-
HHS во всех зонах оккупации Германия
земельной реформы с тем, чтобы земля
крупных  землевлалельцев-юнкеров была
передана крестьянам для увеличения произ-
вадства сельскохозяйственных продуктов в
Германии».
	Британская, французская и американ-
ская делегации высказались против этой
советекой. поправки. 9. Бевин сказал, что
она «не представляется необходимой».
Hi. Бидо заявил, что положение во француз-
ской зоне оккупации не позволяет прове-
сти аграрную реформу большого маспгтаба.
Д. Маршалл заметил. что «положение в
	‘американекой зоне в этом отношении очень
	похоже на положение во французской зоне».

В. М. Молотов заявил, что при таком по-
ложении советская делегация-не может на-
стаивать на своей поправке, но она все же
надеется, что, принимая решение о земель-
ной реформе, мы имеем в виду не оставить
это репение на бумаге. Это и требует того,
чтобы земля крупных землевладельцев-юн-
керов, которые дают главные кадры  гер-
манских милитаристов, действительно была
передана крестьянам.
	Советская делегация предложила также
0б’ехинить пункт рекомендаций, касающий-
ся распространения информации и идей, и
пункт рекомендаций, касающийся  основ-
ных прав человека. В обоих пунктах идет
речь, в частности, о свободе прессы и ра-
дио; однако второй из этих пунктов, в ко-
тором говорится об эффективных гарантиях
основных прав человека, в том числе cRo-
боды прессы и радио, относится лишь к
будущему времени, когда будет создана 0б-
шегерманская конетитуция.
	Министры: условились вернуть эти пред-
ложения в Специальный комитет для нового
рассмотрения.
	затем министры перешли ю расемотре-
нию второй части отчета Специального Ko-
митета, содержащей небогласованные реко-
мендации.

Был подвертнут обсуждению. пункт, 0т-
носящийся к деятельности политических
партий и профеоюзов. Советская, американ-
ская и британская делегации внести .еле-
дующее предложение:
	«Совет Министров Иностранных Дел под-
тверждает принции свободного развития и
деятельности демократических политиче-
ких партий и свободных профеоюзов в
Германии в общегерманеком масштабе».
	Французская делетация предложила под-
твердить принципи развития и деятельности
демократических политических партий и
свободных профеоюзов в Германии в мас-
штабе земель,
	Советская делегация внесла следующее
предложение по вопросу о демилитаризации
Германии:

«В 1 июля 1947 Тода разработать плая
ликвидации военно-промьшиленного потен-
	пиала [ермании, установив срок заверше-
	ния работ по ликвидации военно-промьни”
ленного потенциала He позднее конца
1948 года, обратив 060б0е внимание ча
ликвидацию. картелей и трестов, которые
об’единяют предприятия, связанные с воен-
ным потенциалом Германии».

Внося это предложение, В, М. Молетов
указал, что, поскольку ‘некоторые детега-
ции высказалиеь за более поздний срок
составления плана ликвидации военно-про-
мышленното потенциала Германии, совет-
ская делегалиея не. возражает против неболь-
шой оттяжки этого срока. Однако она жела-
ла бы, чтобы это изменение было мини-

Er Ae EE

димости морских 0б’ектов, в которой дал
формулу закона вероятности обнаружения
предмета на море,

Группа сотрудников обсерваторий выпол-
нила для «Морекого атласа» до 50 карт.
Среди них—карты температуры воздуха на
уровне земной поверхности, температуры и
давления на уровне моря, карты циклонов,
тайфунов и ураганов, повторяемости тума-
нов и пасмурного состояния неба и другие,

Музей расположен в небольшой комнате,
теено уставленной приборами и инструмен-
тами. Отарший инженер Н. С. Трухманов,
заведующий музеем, с горлостью показы-
вает его уникальные экспонаты.

Bor флорентийский термометр, изобре-
тенный в середине ХУП столетия одним из
учеников великого Галилея. Вот старинная
итальянская книга «Собрание экопернмен-
тов над природой», в которой обстоятельно
изложены замечательные геофизические
опыты Галилея. Торичелли Вявиани...
	Воллекция старинных ртутных барометров,.
	насчитывающая 65 различных типов...
Французский актинометр 1838 года, приме-
нявшийся для измерения напряжения сол-
нечных лучей, чашечный барометр 1823
года, барографы и другие приборы.
Коллектив научных сотрудников Главной
теофизичеекой обсерватории весьма значи-
телен. В него входят 15 докторов наук и
свыше 50 кандидатов наук. Отряд бовет-
ских ученых, возглавляемый директором
обсервалории В. Я. Никандровым, Beier
значительную теоретическую и практиче-
	скую работу. м р
Ленинград. КЮ. ДАВЫДОВ.
	Выставки и лекции
- о 800-летии Москвы
	СЕВЕРНЫЙ. ФЛОТ, 3 апреля. (По теле-
графу). В партийном кабинете Н-ского coe-
динения оформляются витрины, посвящен-
ные 800-летию Москвы. Проведен ряд лек-
ций и бесед.о строительстве нашей столи-
цы, о нашествии Налюлеона на Москву, о
Декабрьском восстании 1905 года в Моек-
ве, обороне Москвы в 1941 году ит. д.
Выставки и библиографические указатели
литературы о 800-летии Москвы подготов-
лены в библиотеках Дома. Военно-Морского
Флота и клуба, тле начальником лейтенант
ТГлотиков.

Е.

_ СЕВАСТОПОЛЬ, 3 апреля. (По телегра-
фу). Морская библиотека Черноморекого
Флота открыла большую выставку исто-
рической, художественной литературы и
иллюстраций, посвященных 800-летию Mo-
оквы. На выставке экспонированы редкие
‘издания книг, исторические труды 0 Mo-
скве и картины.

Выставка привлекает мното посетителей-
моряков.
	> МАСТЕРСТВО
ХУЛОННИКА-СТОЛЯРА
ВЛАДИВОСТОК. 3 зпреля. (По телеграфу
	от корр. «Нрасного Флота»). В Teen
шести месяцев, используя свои выходные
	дни, столяр зодното-из-череолпряятий Тихо-
	океанского флота тов.’ Тряфонов работал
над художественным” барельефом. Произ-
ведение мМастера-столяра выставлено 9й-
час для обозрения в одном из залов офя-
церского клуба главной базят.

Барельеф:. представляет. собой овал диа-
метром около двух с половиной метров.
Он помещен в прямоутольную раму, верх
которой украшен изображением opens
Победы.

В центре барельефа — фигура Гэнера-
лиссимуса Советского Союза товарища
Сталина в полной парадной форме. Пэхо-
тинец, матрос. летчик и женщина, с ребен-
ком на руках идут навстречу товарищу
Сталину. В руках у них букеты с цветами.
Прекрасно сделанные. фигуры барельефа
показаны на фоне, изображающем инду-
стриальную мощь страны: видны контуры
фабрик и заводов, колхозных полей, на ко-
торых работают тракторы и комбайны.

Произведение тов. Трифонова вызывает
больной интерес офицеров. Возле барель-
ефа часто можно видеть группы офицеров,
любующихея ° ‘мастерством о художника=
CTONABA.
	Учеба инструкторов
Физической подготовки
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 3 апреля. (По телеграфу). Co-
стоялея пятидневный сбор инетрукторов
физической подготовки Краснознаменной
Дунайской флотилии. Для участников ебо-
ра были прочитаны лекции по методике
физкультуры, разобран комплеке норм ГТО
1 и 2 ступени, проведены практические
занятия по легкой атлетике и спортивным
играм,
		ская о
	серватория
	вых средств, нужных для этого при pas-
ЛИЧНОЙ цогоде. Задымление поможет колхоз-
никам уберечь сельскохозяйственные куль-
туры от заморозков.

В отделе климатологии коллектив науч-
ных сотрудников, возглавляемый доктором
географических. наук Е. С. Рубинштейном,
составляет «Климатический атлае CCCP»,
который то евоему 06 eMyY и полноте свеле-
ний явитея первым трудом подобного рода
в мировой научной литературе.

..Лаборатория атмосферной акустики. Ею
руководит профессор доктор физико-матема-
тических наук В. В. Базилевич. Здесь ис-
следуют распространение звука в атмосфе-
ре, влияние туманов и температуры на
дальность слышимости. Сотрудники ла-
боратории атмосферного электричества изу-
чают грозовые явления.

В актинометрической лаборатории, кото-
рой руководит заслуженный деятель науки
РСФСР. профессор Н. Н. Калитин, решают
сейчас задачу учета. тепла, получаемого
земной поверхностью от солнца, и задачу
использования энергии солнечных лучей.
Теоретическая работа сочетается ¢ KOH-
структорской. В лаборатории изготовляют
приборы для наземных, воздушных и ко-
рабельных актинометрических станций.

Немалое число исследований odcepparo-
рии посвящено геофизике моря,

Jourop  физико-математических наук
Д. 1. Лейхтман изучил закономерности вер-
тикального профиля ветра над морем при
постоянных условиях.

Локтор технических наук Н. Г. Болдырев
налисал работу об ‘измерении дальности ви-
	в HOBOe светлое и просторное здание.

В годы войны полевая база была разру-
mena немецкими бомбами, в огне пожаров
погибли крупные научные ценности. Те-
перь в поселке Сельцы началось строитель-
ство другой полевой базы Главной геофи-
зической обсерватории. Ученые получают от
промышленноети новые приборы, новое
оборудование и инструменты. Получены
аэростаты для вертикального зондирования
атмосферы, несколько самолетов, фадиоло-
кационные установки. .

В обсерватории ведется большая экспери-
ментальная и теоретическая работа.

В отделе физыки атмосферы изучатотся
вопросы облакообразования, конденсации, 4
также процессы трансформации. воздущных
Macc, образования ветров и т. д. В отделе
прикладной метеорологии замыслы иеследо-
вателей устремлены к тому, чтобы разре-
шить практические вопросы народного х9-
зяйства страны. Они отыскивают способы
«переделки»  вотоды, ©10с0бы. активного
воздействия. на нее. ;

Кандидат физико-математических наук
В. В. Кирюхин разработал метод рассеийва-
ния тумана е помощью тигроскопических
		вещества, вбирающие втату,, В результате
относительная влажность воздуха знази-
тельно уменьшалась, & дальность видимо-
сти возрастала.

Летом 1946 года на виноградники в рай-
оне города Буденновека’ прибыла труппа
сотрудников Главной геофизической обсер-
ватории. Они произвели опыты задымления
растений и определили количество дымМо-
	В КООРДИНАЦИОННОМ. КОМИТЕТЕ
	шение 00 экономическом единстве и; В
частности, 06 определении этого единетва.
В качестве условия присоединения к, этому
решению французская делегация выдви-
нула требование, чтобы Саарская область
была исключена из сферы компетенции
центральных германоких департаментов и
чтобы создание этих департаментов ни в
коей мере He предрепталю ‘установления
окончательного сталута Рура и Рейнской
области. Нув де Мюрвилль напомнил при
этом, что Французская делегация остается
на прежней позиции и считает, что «поли-
тическая организация Германии должна
быть как можно более децентрализована и
должна стропться на принципе федерации».

Затем был рассмотрен вопрое о взаимо-
отношениях Союзного Контрольного Совета
с дентральными германскими департамен-
тами п о компетенции этих департаментов.

А. Я. Вышинский предложил от имени
советской делегации слехующий проект ре-
пения: «Контрольный Совет издает дирек-
тивы; необходимые для руководства этими
департаментали, включая директивы, уточ-
няющие, в каком об’еме административные
функции должны быть распределены меж-
ду пентральными департаментами и вла-
стями земель. Центральные германские
	(Окончание на 4-Й crp.).
	3 апреля Координационный комитет
приетушил & рассмотрению вопросов, отно-
сящихея к временному политическому
устройству Германии, переданных ему
(оветох Министров Иностранных Дел.
Предселательствовал делегат США Р. Мэр-
фл, На заседании был расемотрен вопрос
00 учреждении центральных германских
административных департаментов. Как ука-
зано в Потсдамеких репениях, германские
административные департаменты, возглав-
ляемые государственными  секретарями,
должны действовать под руководством Ёон-
трольного Совета.

Представители США, СССР и Великобри-
тании сотлаюшлиеь принять решение о том,
что Совет Министров Иностранных Дел по-
ручает Союзному Контрольному Совету в
Германии, в соответствии с Потедамеким
решением и в качестве первого ата Е
образованию терманското временного ‘пра-
вительества, создать центральные герман-
ские административные департаменты по
финансам, промышленности, транспорту,
коммуникациям, внепрней тортовле и во-
просам продовольствия и сельского хозяй-
ства. .

Французская делегация сделала oroBop-
KY, Что она согласится на создание цен-
тральных германоких департаментов лишь
в том случае, если будет доетигну”го! сотла-