пятница, № 52 (2293)
	1 марта 1946 r.,
	РАСНЫЙ ФЛОТ
		Корабельные боевые
инструквии
	В организации боэвой подготовки лично-
го состава корабельные инструкции имеют
первостепенное значение.
	Изучая боевые инструкции, краенофлот-
цы одновременно знакомятся и с боевой
техникой. Они приучаются действовать
так, как этого требует от них Корабельный
устав. От того, насколько правильно и по-
нятно составлена инструкция, зависит
успех подготовки личного состава, боевая
выучка краснофлотца и старшины. 05
этом говорит и Корабельный устав. В’ нем
залвиеано:

«Ворабельные боевые инструкции явля-
ются документами организационно-техниче-
CRON порядка, составляемыми для воего лич-
ного состава... Инструкции должны ясно И
Четко определять важнейшию обязанности
личного состава корабля на боевых 10-
стах». И далее: «Применение инструкций в
процессе боевой подготовки надлежит рас-
сматривать как один из методов, вырабз-
тывающий в личном составе необходимые и
тверлые навыки для четкой и организован-
ной работы в бою и умение справляться со
веяюого рота случайностями.
	Бозвые инструкшии должны проверяться
на каждом частном и общем учении боевых
частей, а также на общекорабельных 606-
вых учениях».
	В ходе Великой Отечественной войны
наш линейный корабль принимал активное
участие в боях за Родину. Мощные артилле-
рийские удары по немецко-фапгистским вой-
скам, их укреплениям в Врыму показали,
что корабельные инструкции были состав-
лены правильно и, действуя по ним, линко-
ровцы добились больших успехов. Комен-
доры, сигнальщики, маптиниеты и другие
корабельные специалисты показали отлич-
ную военно-морскую выучку и умело вы-
полняли вее задачи. :
	Тем но менее богатейший опыт войны
	внес много нового в организацию и мето-
ды боевой работы личного состава. Уже в
ходе самой войны потребовалось пересмат-
ривать корабельные боевые инструкции. В
результате этого многие инструкции значи-
тельно обновились. больше учитывают опыт
(течественной войны.
	Большая работа проведена на линейном
корабле офицерами БЧ-П во главе с бывшим
командиром БЧ-П капитаном 3 ранга Бака-
новым. Корабельные боевые. инструкции
артиллеристов в результате этого значи-
тельно улучшились.
	В инструкции номеров орудийного раече-
та, занятых в погребах и на постах вы-
грузки боезапаха, внесены изменения, улуч-
шаюние действия артиллеристов. Командир
орухия, главного. калибра освобождено от ие-
которых обязанностей. Старая инструкция
требовала от него личного участия в пере-
воде орудия «на буксир» в случае отказа
мотора. Старпеина должен был сам пере-
вести муфты сцепления буксириото вала и
открыть краны циркуляции жидкости. Это
отвлекало его от руководства расчетом ору-
дия. От подобной практики пришлось отка-
затьея. Мо новой! инструкции. эта функция
перешла к наводчику орудия: Соответст-
венно в его инструкцию внесено дополне-
ние о том, как он должен переводить ору-
Xue «на буксир».
	Сейчае вертикальный визирщик во вре-
мя ночной боевой стрельбы следит за кре-
нометром и согласно с ним устанавливает
Свой ВИЗИр, ЧТО Дает возможняеть постоянно
держать орудия на заданном угле возвы-
шения, несмотря на отрицательное влия-
ние казки.
	Установка визира по. кренометру была
введена во время войны. Она себя целиком
оправдала. Правда, в боевой инструкщии
вертикального визирщика это нововведение
еще не нашло своего отражения.
	В инструкции первого картузного запи-

сано новое требование. При выбивании тру-
бок из запального отверстия OH должен
пользоваться смоченным в воде пюжполом,
Раньше он выбивал трубки сухим шомтю-
лом. В напряженных боях обтюрирующее
приспособление сильно нагревается. В от-
верстии образуется нагар. Это может при-
вести к пригоранию затальных трубок и
вызвать замедление темпов стрельбы, Чтобы
предупредить подобную задержку стрельбы,
пюмпол смачивается в воде. Первый кар-
тузный одним движением охлаждает отвер-
стие, снимает нагар и выталкивает трубку.

Новая обязанность вменена прибойнично-
му. 00 этом сказало в его инструкции. По-
сло каждого выстрела он обязан вниматель-
но осматривать канал ствола. Старая инет-
рукция этого не ‘требовала делать. Опыт
вой заставил внести коррективы. Во
время напряженной стрельбы в канале
ствола накапливаются нагар и истлевшие
частичюи оболочки заряда, Из-за ‘чего мо-
жет произойти преждевременное воспламе-
нение заряда. Осмотр и очищение канала
от нагара предупреждают от преждевремен-
ного выстрела.

Прежде чем внести эти и другие изме-
нения и дополнения в боевые инструкции,
командир дивизиона капитан-лейтенант Co-
ловьев совешалея с командирами и старши-
нами батарей, побеседовал © опытными а]-
тиллеристами. Лишь окончательно убедив-
шись в их целесообразности, офицер вносил
поправки. ;

Значительные изменения произошли в
организащии наблюдения. До войны сит-
нальщики вели так называемое ближнее и
дальнее наблюдение за морем. С первых же
дней войны потребовалось усилить и улуч-
птить наблюдение. Поэтому на корабле быю
установлено наблюдение сипнальщиков за
водой, горизонтом, воздухом. Для каждом
из них была принята особая инструкция,
	Ясность внесена и в доклады ситгналь-
шиков-наблюдателей и зенитчиков.
	Строгое выполнение боевых  корабель-
ных инструкций всегда обеспечивало
успепгное репение боевых задач. Отклене-
ние от инструкции приводило к отрицз-
тельным результатам. Старшина 2 статьи
Николаев недавно стал команхиром орудия.
Основным недостатком его работы является
слабая требовательность .® выполнению
личным составом корабельных инструк-
ций. Это приводит к отрицательным явле-
HUM.

Herapno орудие вело практические
стрельбы. Произошла осечка. Замочный
старший краснофлотец Бойко „решил, что
причина пропуска выстрела — неисправная
запальная трубка. Сменил се. Снова про-
изошел пропуск выстрела. Замочный решил
на этот раз, что попался плохой заряд,
Присутствующий контролер командир .‹9-
седнего орудия старшина Г статьи Леонов
предложил проверить провод цепи стрель-
бы.  Обнаружилея  обрыво проводника.
В этом крылись причина пропуска несколь-
ких выстрелов и невыполнение практиче-
ской задачи.
	Выяснилось, Ч,’ готовя орудие к
стрельбе, замочный не произвел проверки
схемы электропитания. На этом же орудих
был случай, когда выпал заряд из канала
ствола. Все это результат того, что на бата-
рее нет должной организованности и поз
рядка, низка требовательность к выполне-
нию корабельных инструкций.
	Офищеры Иванов, Демчук, Мотыжов и
другие командиры дивизионов, батарей и
групи принимают активное участие в отра-
ботке инструкций. Такая работа должна ока-
зать значительное влияние на боевую под-
готовку личного состава, способствовать
совершенствованию кадров военных моря-
ков. Нужно добиться точного соблюдения
корабельных инструюций.
	Старший лейтенант Р. АЛЕНСЕЕВ.
	№ дальнейшему У
военно-морских сил.
	Рубежи
	f-
С честью выполним
свой воинский
долг
	‚ Фмреанты Я-екой школы радиоспециали-
етов Красной Армии горячо откликнулись
на Указы Президиума Верховного Совета
CCCP об об’единении всех вооруженных
сил страны в единый Народный Комиеса-
риат и на назначение товарища Сталина
Народным Комиесаром Вооруженных Сил
и Верховным Главнокомандующим  Воору-
женными Силами СССР. Много проникно-
венных, взволнованных слов, обращенных
х великому вождю и полководцу товарищу
Сталину, было еказано в задушевных бесе-

_ дах воинов. В ленинской комнате подразде-
ления старшего лейтенанта Круглова со-
брался весь личный состав. Зачитав Указы
Президиума Верховного Совета CCCP,
парторг подразделения старший сержант
\Атенгин сказал:

— Советский народ © гордостью назы-
pier товарища Сталина спасителем Oreye-
ства. В годы войны наш народ емело дове-
рил свою судьбу великому Сталину. В 08-
мое тяжелое для Родины время товарищ.
Сталин вселял в советских людей веру в
победу, вдохновлял их на трудовые подвиги.
Нас, воинов Красной Армии, товариш
Сталин учил, как надо побеждать врагз.
С именем Сталина шли мы в бой и побе-
‘ждали. Вооруженные силы нашей страны
в годы войны прошли на полях сражений
великую  сталинскую военную школу.
Каждый из нас, участников войны, ечаест-
иив, что сражался в армии, ведомой вели-
ким полководцем товарищем Сталиным, С
огромной радостью встретили мы весть о
том, что товарищ Сталин назначен Верхов-
ным Главнокомандующим Вооруженными
‚ Силами страны. Нет выше чести, чем слу-
жить Родине под руководством товарищ;
Сталина!

‚ Слово взял старшина т. Бараков.

` —.В своем историческом приказе от
93 февраля 1946 года, — сказал он, —
товарищ Стэлин требует от нас отлично
знать свое оружие, в совершенстве владеть
им; беречь боевую технику, как зеницу
ока. Нам, будущим  радиоспециалиетам
Ерасной Армии, вверена первоклассная
боевая техника. Я призывал всех курсантов
отлично изучить налиу сложнейшую радио-
зппаратуру, умело работать на ней и не
допускать аварий и поломок. Отличной
учебой и заботой о сохранении боевой тех-
ники, образцовой дисциплиной и безупреч-
ным выполнением своих обязанностей дол-
ны мы ответить на назначение любимого
Сталина Народным Комиссаром и Верхов-
Силами страны. Сухопутные войска, воен-
но-воздушные и военно-морские силы, 06’е-
диненные под Туководством товарища
Сталина, будут зорко стоять на страже
мкирного, созидательного труда нашего на-
фода.

Залем выступил курсант Ногин.

— Назначение товарища Сталина‘ На-
родным Комиссаром Вооруженных Сил
CCCP налагает на нас большие обязан-
ности, — заявляет он. — С удвоенной
энергией мы должны учиться и выполнять
свои служебные обязанности. Скоро у нас
предстоят зачеты, которые будут провер-
вой TOTO, как мы выполняем приказ
товарища Сталина. Приложим все силы
Для того, чтобы показать на зачетах отлич-
ные знания, стать умелыми военными епе-
циалистами, знатоками своего дела. Будем
с честью выполнять свой воинский долг,
будем служить Родине так, как этого тре-
бует Генералиссимус Советского Союза
товарищ Сталин.

В. ЯКОВЛЕВ.

Ва м]

=.Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет...
Из песни.

4.
	Истоки морской романтики Антон Гурин
увидел на сухопутье, в белорусской дерев-
не Шеильки, расположенной между Мин-
си и памятной поколению гуринских
сверстников станцией Негорелое, близ ко-
торой в прежние времена пролегала грани-
ца. Там, вдали от моря, среди заболочен-
ных равнин и лесов, под напевы пастуше-
ской жалейки провел Гурин свое детство
и отрочество. Казалась необычайно стран-
ной мечта белорусского паступонка о море,
потому что окрест не было ни единой
семьи, прямо или косвенно связанной с’
профессией моряка: не было ни живого при-
мера для подражания, ни рассказов, ко-
чующих из рода в род, о предках, вышед-
ших в мореходы. Отец Гурина, царский
солдат, прошедший дальний и страдный
путь от Белоруссии до маньчжурских со-
нок в годы русско-японской войны, не до-
брел до моря и не мог привить сыну любовь
х 0безбрежным просторам; мать вею жизнь
пробедовала в деревне и даже ни разу не
ездила по железной дороге. Тем не менее
истоки морской романтики лежали в болот-
ных туманах родных мест, над которыми,
едва Гурин волюминал их, неизменно вета-
вал вместе с видениями детства образ учи-
тельницы.

Ее звали Анной Павловной. Она обосно-
валась в Шпильках так давно, что отец Гу-
рина помнил ее еще в ту пору, котла был
подпаеюом. И тогда Анна Павловна учи-
тельствовала в сельской школе. Эта жен-
ина нашла свое призвание в том, чтобы
учить крестьянских ребят грамоте. Вею
нежность материнской любви она отдавала
своим ученикам не только в ликоле, но и
у себя дома, тде устроила нечто вроде ин-
терната для ребят из самых неимущих ©е-
mei.

Соллатский сын, пастушонок Антон Гу-
рин был любимцеи Анны Павловны: и
учился лучше других и вообще тяготел к
знанию. Многие из его сверстников, кому
повезло попасть в учительнице, согласи-
	‚ ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИИСВИИ.
ФЛОТ, 28 февраля. (По телеграфу or Kopp.
«Нрасногс Флота»). Праслушав по радио
сообщение о преобразовании Наркомата 0бо-
роны в Наркомат Вооруженных Сил Союза
ССР и з назначении товарища Сталина На-
родным Комиссаром и Верховным Главно-
командующим, командир орудия старший
краснофлотец Халай сказал:

— Имя товарища Сталина, тесно связано
с созданием, развитием и укреплением 60е-
вой мощи Враеной Армии и Военно-Мореко-
го Флота. С именем товарипта Сталина свя-
заны исторические победы ‘наяпих вюоружен-
ных сил. ШМазначение нашел любимого
вождя Народным Комиссаром Вооруженных
Сил Советакюто Союза ° наполняет наши
сердца большой радостью и горлостью. Гро-
малное счастье выпало на нашу долю —
служить д командованием великого
Сталина!

Выражая свои чувства, младший сержант.
Архипов напомнил товаришам боевой путь
подразделения.

— В дни героической обороны Ленин-
града — сказал он, артиллеристы моего
расчета подписали под портретом товарища
Сталина клятву вожлю: стоять насмерть,
	ТИХООКЕАНСВИИ ФЛОТ ‚23 февраля.
(Пс телеграфу от корр. «Красного nota»).
Военные моряки с большим воодушевлением
встретили февральский приказ товарища
Сталина. На митинге личного состава
крейсера Н. артиллерист главного калибра
старший краснофлотец Панченко сказал;
	—- Мы много поработали, чтобы освоить
сложную современную технику крейсера.
Но этого мало. Мы должны умело передать
свои знания молодежи, недавно пришедшей
на корабль, воспитать ее в духе крепкой
воинской дисциплины.

Командир БЧ-П  капитан-лейтенант
Ольховиков приводит слова товарища
Сталина о том, что «все народы Hamel
страны по праву горлятся своей армией,
ее победами и чтут священную память ге-
роев, павших смертью храбрых в боях 33
Отечество».

— Это чуветво живет в сердце каждого
из нас, — говорит т. Ольховиков. — By-
дем же достойны светлой памяти „боевых
товарищей, погибших за Родину, сделаем
наш флот еще более сильным, боеспособ-
	ТИХООЖЕАНОКИИ ФЛОТ, 28 февраля:
(По телеграфу от корр. «Красноге Флота»).
Тихоокеанцы с большим удовлетворением
встретити Указы Президиума Верховного Co-
вета СОСР о преобразовании Народного №-
миссариата Обороны СССР в Народный Во-
миссариат Вооруженных Сил Союза ССР ио
	назначении товарища Сталина Народным
	Вомиссаром Вооруженных Сил и Верховным
Главновомандующим Вооруженными Силз-
ми Союза ССР.
	Твариии мичман Киперов с гвардейского
корабля. «Метель» сказал:
	— Огромную тТоль в разгроме немецко-
фашиетеких захватчиков сыграло тееное
взаимодействие всех фодов оружия. Бла-
гохаря хоронтей организации взаимодейет-
вия ‘в короткий ерок была олержана побе-
да над японскими империалистами здесь,
на Тихом окезне.. Постановление правитель-
	Морские офицеры
	лись на это ради простого расчета, WOHAT-
ного и в детеком возрасте: Анна Павловна
и кормила получше, и ухаживала за каж-
дым, и не отрывала от уроков на тяжелую.
сельскую работу. Однажо не только жела-
ние подольше избавить многодетную семью
от лишнего едока по неделям удерживало
двенадцатилетнего Гурина в доме учитель-
ницы. Прежде всего мальчугана привлекли
книги. Их было множество у Анны Павлов-
ны. Вниги составляли ее единственное бо-
гатетво, которым она гордилась и которое
постоянно пополняла, тратя на них и на
подарки своим питомцам все скудное жа-
лованье. На книжных полках и отыскал
подросток Жюль-Верна, Станюковича, Мар-
линекого, Джека Лондона, Фенимора Купе-
ра. Мечтания неизбежно раздвитали гори-
зонт, манили в неведомое — к морсвому
раздолью, в дальнее плавание, звали гля-
нуть своими глазами на необ’ятный мир,
повторить по-своему приключения жюль-
верновекого пятиздцатилетнего капитана.

В Шпильках вдруг оказалось тесно,
оловно птенцу в яичной скорлупе, едва
Турин прочел вое книги, какичи распола-
гала Анна Павловна. Так же как птенец,
он попытался одним ударом зыкарабкать-
ся наружу и встать на ноги. Выход под-
сказала биография Ломоносова. От ПШи-
лек до Ленинграда было. не дальше, чем от
Холмогор до Москвы. Пастушеская сума, в
которой Гурин до поступления в школу но-
	сил жалейку и CHOIL, хранила мальчише-
	скую тайну. Он ежедневно откладывал в
нее из своих порций хлеб на дальнюю до-
рогу, а котда час приспел, отпросилея у
Анны Павловны проведать родных. Та, ни-
чего не заподозрив, отпустила его и только
утром нашла залкиску, оставленную юно-
шей. Он благоларил учительницу за все
добро, какое получил от нее за четыре гола
узения, и просил передать отцу с матерью,
что подалея к морю.

Воротить Гурина не удалось. Зная, что
эго будут искать на дороге, он первое вре-
мя шел ночью, а днем отсыпалея в колю-
чих скирмах и стогах на поле. Через неде-
	яю он отмахал пешком триста вилометров
межлу Шпильками и Оршей. Там его догна-
ла зима. Пастущеская сума опустела. Он
	высыпал из нее на ладонь черствые вБрошШви,

шему укреплени
их сил нашей Родины
		ответ на приказ вождя мы обещаем до-
срочно закончить ремонт корабля. Будем
с честью нести почетное имя советских
воинов-еталинцев.

Многолюдный митинг состоялся в гвар-
дейской части, где парторгом тов. Полевой.
Выступавшие юраенофлотцы и офицеры вы-
ражали чувства радости и гордости, вызван-
ные Указом Oo назначении товарища
Сталина Верховным Главнокоманлующим
Вооруженными Силами Советского - Союза.

— В годы гражданской войны, — ©%з-
зал старший лейтенант Седов,-—товарищ
Сталин руководил разтромом внутренних и
внешних вратев Советской Республики. Под
водительетвом Сталина нага ютрана при-
шла к сопиализму. В годы Отечественной
ройны благодаря мудрому полководческому
гению Сталина мы добились победы над не-
мепким фангизмом и янонеким имитериализ-
мом. Образование Наркомата Вооруженных
Сил СССР — новое овидетельство неустан-
ной заботы большевистокой партии и совет-
ского правительства о могуществе воору-
женных сил советокой державы. Под коман-
хозанием великого Сталина нашей советские
вооруженные силы станут еще более гроз-
ными, еще более могучими.
	он, — чтобы молодые краснофлотцы

кратчайший срок овладевали своей спени-
альностью. Товарищ Сталин 06060 отме-
тил роль старшин и сержантов в воспита-
нии и обучении бойцов. Мы приложим все
	усилия. чтобы выполнить приказ вождя,
	воспитать преданных Родине, высоко дис-
цпиплинированных и грамотных воинов.

Выступает молодой краснофлотец Колес-
ников.

— Я несколько раз перечитал приказ
товарища Сталина, — сказал он. — Вели-
ки задачи, поставленные перед всеми вои-
нами любимым вождем. Чтобы оправдать
доверие народа, мы должны образцово вы-
пелнить этот приказ.

Слово взял один из лучших офицеров ча-
сти — лейтенант Желудковский.

— Нало, — говорит он, — всегда по-
мнить, что военное дело непрерывно и бы-
стро развивается. Чтобы не отстать, мы
колжны повседневно учиться, повышгать
	‘свои военные ‘и политические знания. Ва-
кдему офицеру, старшине,  краснофлотцу
	ждему офицеру, старшине,  краснофлотцу
необхохимо осознать это и сделать для себя
практические выводы.
	кии. задачи наши ясны, их четко поставил
в своем приказе № 8 товарищ Сталин..
Будем еще упорнее осваивать боевой
опыт Отечественной войны, неустанно
крепить воинский порядок, диециилину, 06-
взивать боевую технику. Тихюокеанцы Oy-
дут свято хранить непристучтность совет-
ских рубежей.

На эсокадренном миноноспе Н., как только
были доставлены газеты с напечатанным в
них Указами, агитаторы провели в кубри-
ках групповые беседы. Художник корабля
старший краснофлотец Угрюмов оформил
витрину с текстами Указов Президиума
Верховного Совета СССР о преобразовании
Народного Комиссариата Обороны ССОР и
Комиссаром Вооруженных Сил и Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами
Солоза ССР.

линией Родины
	будут неприступны Оля вралов
	ГАТТИЙСКИЙ \ ни на шаг не отойти © позиций. Мы свято
	выполняли эту клятву. Цеотом, где бы мы.
ни воевали, — под Выборгом, под Нарвой,
на многих других участках Фронта, —мы
всюду несли с собой портрет любимого вож-
дя. Образ товариша Сталина вдохновлял нас
и вел к победе. Следуя историческим при-
казам Верховного Главнокомандующего, мы
победили. Сейчас товарищ Сталин поставил
перед нами ‘новые залачи — совершенство-
вать свои знания, образцово овладеть вве-
ренной нам первоклассной техникой, беречь
ее, как зеницу ока. Мы, балтийские моря-
ки, приложим все силы к тому, чтобы в
точности выполнить приказ великого вождя
и полковолпа.
	Ha корабле
2 статьи Зубков:
		—- Нехвалает слов, чтобы выразить чув-
ство безграничной радости, что родной и
любимый Сталин назначен Народным Ko-
миссаром и Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Советокого Союза.
Гений Сталина привел нашу страну в побе-
де. Товарищ Сталин в своем приказе № 8
развернул перед нами четкую программу
хальнейшего боевого совершенствования. В
		Повышать военные и политические знания
	ным, назедем образцовый порядок во всех
подразделениях, как этого требует от нас
товарищ Сталин. Отдалим все свои силы
для того, чтобы нат крейсер стал образлом
дисциплины.

— Большевистская пзртия и товарищ
Сталин, — говорит козенофлотец Столбо-
вой, — взрастили и воспитали вооружен-
ные силы Советекого Союза, превратили
их в грозную еилу, сумевшую разгромить
сильнейшую военную маптину гитлеровской
Германии, сокрушить и поставить на коле-
ни японский империализм. Партия и народ
повседневно заботятея о нёс, обеспечивая
корабли новейшей пероловой техникой. На-
Ma обязанность — отлично изучить эту
технику, умело владеть ею, беречь ее. как
зеницу ока.

На митинге личного состава части, где
заместителем командира капитан 3 ранга
Платонов, е горячей речью выступил стар-
шина 1 статьи Епихин, недавно. награжден-
ный медалью Ушакова.
	— От нас зависит, чтобы дисциплина и
стою ФИРИТИ 120 THE RO TUE — оказал
	Еще упорнее осваивать боевой опыт
	ства о создании Наркомата Вооруженных
Сил, в который войдут сухопутные, воен-
но-воздупгные и военно-морские силы, по-
может достигнуть еще большего единства в
развитии боевой подготовки всех родов
войск, еще более повысит военную мощь
страны социализма. Порукой яваяется то,
что во главе вооруженных сил СССР стоит
тениальнейший полковолец товарищ Сталин.
	Во всех кубриках корабля агитаторы про-
	вели беселы.
	Старшина 2 статьи Ееаулков, выступив-
ший на одной из бесел, сказал:
	— Товарищ Сталин возглавил все во-
оруженные силы нашей Родины. Мы е ра-
костью встречаем эту весть. На нас,
военных моряков, это накладывает но-
вые обязательетва. Совсем недавно наш
корабль поднял твардейский флаг. Нам
надо высоко нести честь советской гвар-
	проглотил их и нанялся на поденную р300-
ту, чтобы весной купить билет на поезд и
уехать в Ленинград. Ничто не могло задер-
жать его. Путь был открыт. Выбор про-
фессии зависел от собственного желания.

06 этом сказал Гурину комендант обите-
жития, где жили поденные рабочие. Он
быстро подобрал ключ кв сердцу новичка.
Тронутый его. Участием, юный романтик
поведал все. Комендант одобрил желание.
Гурина стать моряком, но предупредил, что
несовершеннолетних на корабли не при-
нимают, а в училище могут поступить
лишь те, кто имеет семилетнее общее обра-
зование. Поэтому комендант посоветовал
вернуться обратно в Шпильки, доучиться,
а пока-что узнать в Оршиноком комитете
комсомола адрес, по которому надо писать
заявление в училище, и послать туда письмо.

Словом, ‘действительность внесла свою
первую поправку.

Эдравый. смыел помог Антону Гурину на
‘известный. срок поступиться мечтаниями, а
главное, побороть самолюбие и преодолеть
ложный CTE, возвращения «блудного
сына». Весной он вернулся в Шпильки, за
лето наверстал упущенное в школе и, про-
должая учиться, стал дожидаться ответа,
из Мооквы. Писъмо, посланное им, содержа-
ло заключительные строки, продиктован-
ные Анной Павловной, которые свидетель-
ствовали о серьезности намерений Гурина,
Припиежа содержала просьбу выслать на
его имя необходимые для морской полго-
товки учебные пособия.

Посылка с книгами была получена: в
Управлении военно-морскими учебными за-
‘ведениями поняли стремление юноши и
‘оценили его. В ответном письме, вложен-
ном в посылку, начальник управления ре-
комендовал Гурину еще раз подумать над
выбором профессии и, если через год, ког-
да он закончит семилетку, его желание
останелея неизменным, натисать 00 этом.

Спустя год Гурин повторил свою прось-
бу. приложив к письму еправку, в кото-
рой было сказано, что он в течение пяти
лет прошел курс семилетки и выпущен из
школы первым учеником.

К письму, приеланному из управления,
были приколоты два документа: железнодо-
рожный литер na проезд до Ленинграда и

Итог был разителен:
	были нужны прежде всего подводному
флоту.

Прошло пять лет.

И вот Гурин был назначен командиром
на «Гремащий». :

Теперь мечта целиком совпала ¢ дей-
ствительностью, но будто для того, чтобы
по-настоящему испытать морские качества
Гурина.

«Гремящий» ушел на Север. Там-то и
начались такие испытания, из каких че-
ловек выходит либо закаленным моряком,
либо навсегда потеряв вкус к морской про-
фесоии.

Из четырнадцати. морей, омывающих бе-
рега нашей континентальной страны, са-
мыми тяжелыми для кораблевождения
спразедливс слывут два — Охотекое и Ba-
ренцово, причем последнее, не уступая пер-
BOMY B штормовом неистоветве, находится
в той зоне, где долгую диму тянутся поляр-
ные сумерки. Недаром с незатамятных вре-
мен лучшими мореходами признаны рыюа-
RH ‘и зверобои архангельского и мурманско-
го Поморья; недаром самые опытные и про-
славленные US HAMAX капитанов арктиче-
ского и дальнего плавания родились и вы-
росли в поморских посалах.

Tor, кто хочет испытать себя в профес-
сии моряка, обязательно должен пройти
практику в Баренцевом море: узнать мощь
его океанских непогод, научиться водить
корабль в беззвезлной мгле снежных заря-
дов полярной ночью, иметь хотя бы мало-
‘`мальское представление о трудностях зим-
него плавания в широтах, где воздух холод-
нее моря, отепленного блатодатным Гольф-
штремом.

Все это Гурин изведал в двойной дозе,
ибо война застигла его на Севере.

Два врата неутомимо подотерегали море-
плавателя в тех птиротах © первой и до по-
следней минуты войны: стихия и немец-
вио рейдеры.

Достаточно упомянуть, что английские
И американокие моряки, в больптинетве co-
вершившие один-два похода через Атлан-
_тику к берегам Советского Заполярья, на-
звали путь по. Баренцову морю дорогой
смерти.

Для Гурина и всех, с кем он плечо к
плечу водил корабли в течение четырех
лет войны, этот путь был одной шз дорог
Жизни.

Так убеждал итог походов, которые воз-
тлавлял Гурин, конвоируя караваны тран-
спортов, шединих из-за океана в Мурманск
и Архангельск.
	путевка на право допуска Антона Гурина
к испытаниям.
В день своего совершеннолетия, именно
В тот день, когда Гурину исполнилось во-
семнадцать лет, он выдержал KOHKYPCHHE
экзамен и осенью 1928 года был принят
на первый курс Военно-Морского училита
имени Фрунзе.
Е Дорога в море была открыта, HO теперь
ечте предстояло пройти через фильтр
флотокой действительности.
		80 тысяч миль, пройденных за четы
военных года — полярной ночью, в штор-
мах м снежных зарядах, сквозь враже-
ские заслоны, в боях © воздущным и по:
водным противником;

100 конвоев, которые обеспечили бла
гополучную проводку в порты назначения
свыше 1000 транспортов.

Конечно, цифры не могут раскрыть He
измеримую трудность конвоев.

Впрочем, это уже будни романтики, к-
торую с детства искал Гурин в жизни к
которую обрел в суровых просторах Bapex-
цова моря.

Главное в том, что и после четырехлет-
них испытаний он не потерял вкуса к ней,
& значит. был на своей стезе.
		Ш ПОС Х
	Роль фильтра сыграло Баренцово море.

Впервые Гурин увидел его с борта «Азв-
роры», в летнем практическом похоле учеб-
ных кораблей из Ленинграда» в Apxan-
гельск и обрално вокруг Скандинавии. это
произошло на третий год жизни в училище,
когда слушателям двух старших курсов
была предоставлена возможность испытать
себя на практике в дальнем плавании.

Мир, известный только Из КНИжЖных
историй, которые выманили Гурина из де-
ревни, предстал наяву: похожие ша ‘еат-
ральную декорацию, диковинные города с
игрушечными, пестро размалеванными до-
миками на берегах туманных датоких про-
ливов; угрюмое величие норвежских шхер
и фиордов: безбрежное раздолье Атланти-
ки, условно граничатщее возле транитной
громады  Нордкапа с яркозелеными про-
сторами Баренцова моря; ‘суровые берега
родины Ломоносова. Летнее солнце и шти-
хевая погода опровергали штормовую сла-
зу заполярных пиирот. Вечная зыбь, набе-
тая из окезна, плавно покачизала «Авро-
ру»... В общем романтика стала почти ося-
заемой.

Охнако скоро опять понадобилось взять
поправку.

Очередное столкновение © действитель-
ностью возникло при выпуске из училища.

Гурин мечтал видеть мир в дальних пла-
ваниях < мостика быстроходного надводно-
го корабля, разрезающего ветер и волны,
но получил назначение в подводный флот—
вначале минером на Черное море, затем
штурманом на Тихий океан, & после допол-
нительной подготовки на куроах усовер-
шенствования командного состава — по-
_мощником команлира и, наконец, команди-
“ром одной из подводных лодок Балтийского
флота. Мир в плавании ограничивался
пределом видимости в испешренный деле-
ниями и цифрами глазок перископа. В пер-
вые годы морокой жизни Гурина кадры
	У каждой эпохи своя романтика, по 63
суть неизменна для всех времен: движение
вперед, неутолимая жажда познания, & HA
фоне вечного стремления — сложные Me
рипетии личной судьбы, из которых скл
AbIBaeTCA биография человека, Иначе Ie
воря, биография отражает в себе ромалтие
ку времени.

Мечту о морокой романтике Антон Гу-
рин вынес из чтения книг о приключениях
незлакомых героев далекого прошлого, 918
мечта, заимствованная у жюльверновского
пятнахцатилет ного катитана, подкретлене
ная кругосветным плаванием «Корипуна» и
рассказами Джека Лондона, привела мал
чугана из белорусского сухопутья на флот
	Мечту о море десятилетний сын Гура,
	поступающий в Нахимовское училище, TH
заиметвует не из приключений лавнишних
	героев, а из биографии своего отца. 088,
		р а:   азот ЖЕ

может поспорить < увлекательными 6- ”
	графиями романтиков прошлото. Подроб-
ный пересказ ее зажжет в сердцах многих
желание совершить путь, пройденный %
тридцать пять лет жизни Антоном Иосиф
вичем Гуриным: от мечталеля-пастушонк }
из деревни Шпильки близ Минска №
командира подразделения Северного фло-
та, капитана первого ранга, Героя (=
ветского Союза, ныне слушателя Акадо
мии, тде сливаются звобдилю творческая
мысль и практический опыт военно-мо]°
ского искусства.
	9% — романтика настоящего,
Евгений ЮНГА.