1 марта 1946 г., пятница, № 52 (2233)
			Председатель Президиума Верховного Совета Киргизской ССР
°Т. КУЛАТОВ
	20 лет Каргизской CCP
	ный медицинский институт ежегодно вы-
	пускзет десатки квалифицированных Bpa-
	чей. 0бреченный ло революции на вымира-
	нпе, киргизский нарол избавлен от эпиде-
	ний и бытовых заболеваний.

Киргизский народ обрел свою пиеьмен-
ность. Сейчас выходит 89 районных, o6-
ластных и республиканских газет на кир-
гизеком, узбекском, русском языках. Вир-
гизское государственное издательство вы-
пускает на родном языке учебники, про-
изведения классиков марксизма-лениниз-
ма, техническую литеэатуру.

Созданный в 1943 году Киргизский фи-
лиал Академии наук СССР стал центром:
научной мысли. Он об’единяет 23 научно-
иселедовательских учреждения.

Большого расцвета. достигло искуство.
Из первого самодеятельного кружка, со-
здханного 20 лет назал, вырос Киргизский
государственный ордена Ленина театр опе-
ры и балета. Театр, воспитавший за 20 лет
народных, заслуженных артистов  респуб-
лики, ставит произведения классиков рус-
ской и мировой музыкальной культуры,
знакомит киргизского зрителя с музыкаль-
ными произведениями молодых местных
авторов. К 20-летнему юбилею республики
театр осуществил монументальную поета-
новку. киргизской оперы «Манас», напи-
санной по мотивам одноименного героиче-
ского народного эпоса. В Киргизии имеются -
10 республиканских, областных и район--
ных театров, филармония, музыкальная
школа, государственный драматический
театр, работают 507 клубов, 271 библио-
тека, 328 изб-читален, 109  киноустано-
BOR.

Страна, не имевшая в прошлом даже
своей письменности, за годы советской вла-
сти создала свою литературу. Из народной
среды выросли национальные писатели,
поэты, драматурги.

В нервые же дни Великой Отечественной
войны вместе со всеми народами нашей
страны на защиту любимой Родины  нод-
нялея и киргизский народ. Лучших своих
сынов послал Киргизетан на защиту совет-
ской земли. На заснеженных подмосковных
рубежах. под Одессой, Сталинградом, в
степях Украины, на белорусской земле
сражались в рядах Ёрасной Армии киргиз-
ские воины, пройдя дорогой побед от Мо-
сквы до Берлина. 54 воина-киргиза удо-
етоены звания Героя Советского Союза,
более десяти тысяч награждены боевыми
орленами и медалями.

Не жалея сил, помогали трудящиеся
‘республики фронту и тылу. За годы войны
колхозы республики внесли в фонд Kpac-
ной Армии миллионы нудов ‘хлеба, много
мяса, перелали в кавалерию десятки тысяч
лучших коней. На етронтельетво боевого
впоружения трудящиеея республики внесли
200 миллионов рублей наличными деньга-
ми, на 964 миллиона рублей облигациями
государственных займов. 130 тысяч голов
скота послала республика освобожденным
от немещких оккупзнтов районам.

Виргизский народ. е честью прошедший
вместе со всеми народами Советской страны
через все испытания войны, встречает
20-летие своей республики единым, моно-
  литным, тесно сплоченным вокруг  боль-
пгевистекой партии, вокруг великого во-
`жля советского народа товарища Сталина.

Выборы в Верховный Совет СССР в Вир-
тизии, как и во всей стране, прошли в 05-
становке исключительной — политической
‘активности трудящихся Macc,  продемон-
стрировавигих елинодуптное доверие боль-
шевистекой партии н советскому  прави-
тельству.

Под знаменем Сталинской Конституции
Pec Hw развивалея советский Киргизстан.
Под этим знаменем он вместе со всеми
народами страны нобеждал врагов и теперь
строит свою мирную, счастливую жизнь.
	Неврологический санатории — четвертая
здравница, открытая Одесским курортным
Управлением. Уже работают Лермонтовский
курорт, туберкулезный санаторий для инва-
лидов Отечественной войны, детский рев-
матический курорт им. Октябрьской револю-
ции.

В этом году будет восстановлено девять
санаториев, из них четыре со специальным
грязевым лечением. :
	том — все эти меры и длинный ряд другиз
уже испытаны и в той или иной степени
себя оправдали. Однако значительная етои-
	мость защитных мер заставлает оченв
вдумчиво, очень диференцированно приме-
нять их. Есть ряд случаев, когда жела-
тельно не только предохранить дерево от
морских древоточцев, но и уменьшить его
намокание, сохранить возможно более дол-
гое время его пловучесть. Здесь можно
предложить пропитку смесью кузбасс-лак-
креозот или тщательную окраску (без маз
лейших огрехов) необрастающими (токси-
ческими) красками по воздущно-сухой дре:
весине.

Широкий размах освоения побережий
нашей страны, в частности новых районов
Балтики, Желтого моря, Курильской гряды
ит. д., несомненно вызовет массовое приме-
нение древесины для морских гидротехни-
ческих сооружений, судов и... немалые беды
от морских древоточцев, если только е са-
мого начала не предусмотреть определен-
ную систему предохранительных и зашит-
ных мер.

Советские ученые проделали большую
работу по изучению древоточцев и борьбе
‹ ними. Значительная наша подготовлен-
ность в этом вопросе обусловлена иселедо-
ваниями профессоров Л. А. Зенкевича и
П. В. Божича и их сотрудников, начатыми
еще в тридцатых годах. Некоторые спепи-
альные исследования велись перед Отечест-
венной войной под руководством автора этой
Статьи.

Весьма характерно, что, хотя за рубежом
вопрос о морских древоточцах исслеловал-
ся весьма обширно, в США этой проблеме
сейчае прилают 906060е значение. В 1944 г.
в Северной Флориде была организована 0со-
бая станция по изучению процесса обраста-
ния в Морской воде и процесса разруще-
ния в ней дерева, а также испытанию еоот-
вететвующих защитных мер.

Помнить о морских древоточцах и умело
бороться с ними нужно всякому моряку,
имеющему дело с деревянными конструк-
циями в море или с деревянными судами.
		Киргизский народ торжественно  OTMe-
чает двадцатилетие своей республики. До
национального размежевания Средней
Азии Киргизия входила в Туркестанекую
(оветекую социалистическую республику.
В 1924 году была образована Кара-Киргиз-
ская автономная область. Через два года
она была преобразована в автономную pec-
цублику, а в 1936 голу стала Союзной Co-
диалиетической республикой.
	Под руководством партии Ленина—
Сталина Киргизия из бесправной царской
колонии превратилась в цветущую бо10з-
ную республику, равную среди тавных
братских республик наптей страны. Канули
в вечность феобдально-крепостнический ре-
жим, нишета, бескультурье. Киргизы, ко-
чевавшие е места на место, крепко осели
на землю. любовно возлелывают её. Неузна-
ваемо изменилея облик Виргизстана. Тру-
дящиеся Киргизии под руководством боль-
JUCBHCTCKOH партии, с помощью великого
русского народа за годы сталинских пяти-
летов создали свою индустрию, перестрои-
ли сельское хозяйство на социалистический
лад, добились расцвета культуры, искус-
СТВА, НАУКИ.

До революции в Киргизии не было ни
одного крупного промышленного предприя-
тия. Негронутыми лежали богатства недр—
уголь, свинец, олово, цинк, медь,  воль-
фрам, золото. Советская власть поставила
их на службу народному хозяйству. Созда-
на мощная горнорудная промышленность.
Постровны крупные заводы сельскохозяй-
ственного машиностросния, инструменталь-
ный,  мотороремонтный и  кожевенный,
Ворошиловекая и Аламединская гидроэлек-
тростанции, суконная. швейные, тракотаж-
ные и обувные фабрики, один из крупней-
них в Советском Союзе мясокомбинат. В
плодородной Чуйской долине, где на
2 тысячах гектаров возделывается сахар-
ная свекла, сооружено 5 сахарных заволов.
На юге республики выросли мощный. шел-
юоткацкий комбинат, ряд хлопкоочиститель-
ных заводов. Удельный вес промышленной
продукции в народном хозяйстве Виргизста-
на составляет ныне 70 процентов. Вырос
свой рабочий класе, кадры командиров
производства. Бывшие кочевники стали
жвалифицированными рабочими, мастера-
ми, инженерами.

Быстрыми темпами развивалось  сель-
ское хозяйство. Ныне в Киргизии насчи-
тывается 1.600 колхозов, 42 совхоза, де-
сятки МТС. 5 тысяч тракторов обрабаты-
Bator поля Киргизии. Основная отрасль
сельского хозяйства Виргизии — животно-
водство. В колхозах республики сейчас
свыше пяти тысяч животноводческих ферм.

За последние годы проведено значитель-
ное ирригационное строительство:  соору-
жены Чумышекая и Кугартская плотины,
Большой Чуйский, Отуз-Адырекий и Боль-
ной Нарынский каналы. Новые водные
магистрали позволили дополнительно  0р0-
вить 370 тысяч гектаров земли и значи-

тельно повысить урожайность полей. В пе-
редовых колхозах республики урожаш пше-
ницы составляют 20 центнеров, сахарной
свеклы — 500 центнеров, хлопка — 30
центнеров с тектара.   >
	Больших успехов лостигло за 20 лет на-.
	полное образование. В дореволюционкой
Виргизии было всего 2 процента грамотно-
го насенения, В имевшихся тотда 107`шко-
пах учились лишь дети  баев,  манапов,
царских чиновников. Теперь нет такого
киилака, гле бы не было школы. В втране
всушествлено всеобщее обучение, открыто
6 вузов, 26 снециальных учебных заведе-
ний, 1.531 школа.

На пебывалую высоту поднято здраво-
охранение. На территории Киргизстана —
126 больниц, 310 амбулаторий, 418 фельд-
шерских пунктов. Киргизский Государствен-
	ОДЕССА, 28 февраля. (ТАСС). На берегу
Черного моря в живописнейшем курортном
районе города —.Аркадии — открылся новый
невролопический санаторий для инвалидов
Отечественной войны. Прибыла первая
группа больных.

Одновременно восстанавливается в Арка-
дии крупная водолечебница < грязевым ле-
чевием и физиотератией для а
расположенных в этом районе.

слипы и боны разваливаются даже на не-
большой волне. Известен случай, котла но-
вый деревянный Мост, постройка которого
затянулась, обрушился под своим собствен-
ным весом в день. когда должно было <о-
стояться его торжественное открытие для
движения.
Иной характер имеет биология, & тем са-
мым и разрушительная деятельность рако-
образных древоточцев. Они «минируют» п-
верхноетные слои древесины, не проникая
вглубь более чем на несколько миллимет-
DOB, располагая свой холы параллельно по-
верхности дерева. Из’еденные множеством
рачков, слои отваливаются, и дерево посте-
пенно утонышается. Иногда древесина раз-
	рушаетея неравномерно. -=болез плотные ча-.
	сти упелевают и выступают наружу. Bep-
тикальньые сваи из’едаютея наиболее ин-
тенсивно ниже уровня малой волы, порой
они преврашалотся в «карандаш», обралщен-
ный оетрием книзу. Периферический харак-
тер разрушения древесины рачками со ©ко-
ростью только от 5 до 20 мм в год 056у-
славливает относительную медленность вы-
хода из строя сооружений, пораженных
рачками, которые наечитываются лесятка-
ми и даже сотнями на 1 кв. сантиметре.
В леловых районах лел ускоряет отпадение
уже разрушенной рачками губчатой древе-
сины, хотя вместе с нею удаляет и ee
‚жильнюв-рачков. Ранее чем через 3—4 го-
да рачки сами по себе разруптить сваи или.
доски, очевидно, не могут, однако следует
помнить, что рачки обычно встречаются
вместе с терединидами, и древесина усту-
пает их соединенным действиям весыма бы-
стро.
	защита древесины от мороких древоточ-
Цёв сводится к разаичным покрытиям (об-
шивкам, облицповкам, окраскам ‘или обмаз-
кам), пропитке древесины, механически
или химически препятетвующей личинкам
терединид или рачкам начать сверление.
Обшивка тнищ деревянных судов и свай
тонкими лосками (шелевкой) < толевой или
войлочной просмоленной подкладкой, по-
крытие свай бетоном, железобетоном и ла-
же заключение их в железные или чугун-
ные футляры, заводская пропитка креозо-

закрепить успехи
в агитационно-пропагандистской
	работе
	Во время избирательной кампании полит-
органы и партийные организации нашей
флотилии приобрели большой опыт массово-
политической работы. Обобщение и распро-
странение этого опыта— деле первостепенной
	‚ с важности. 0дсобенно следует обратить вни-
		мание ва закрепление успехов в политиче-
ской атитации и пропаганде, которой в дни
подготовки к выборам в Верховный Совет
СССР мы охватывали почти каждого крас-
iopaorma и офицера.

Налги пропагандисты, агитаторы и по-
зитработниен пропагандировали ереди из-
бирателей: Сталинскую Конституцию, Поло-
жение о выборах в Верховный Совет СССР.
Обращение ЦЕ ВЕП(б) ко всем избирате-
лям, речь товарища Сталина на прелвы-
	няет бойцу какой-нибудь непонятный  во-
прое. Нередко разговор < частной темы пе-
реходил на беседы о нашей Родине, о боль-
шевистекой партии, о вооруженных силах
советокого государства.

Большое участие в агитационной работе
принимали офицеры нашей флотилии. Они
выступали на собраниях с докладами, прово-
дили © краснофлотцами беседы, вели среди
них индивидуальную агитацию. 0собенно
активно участвовали в массово-политической
работе калкитан 2 ранта Комаров, капитан
3 ранга Лупачев, капитан 1 ранта Зайцев.
полковник Белявский, подполковники Чу-
баров, Костромин и Ярыкин.

Немалая роль в политической агитации
принадлежала нашим агитпунктам. Они
	«163 дня на Жанко»”)
Когда читаешь записки Аркадия Корови-   тянул листок с какими-то чертежами
на, то прежде вкего проникаешься к ним уза-   Зал: =
	— Это — проект автомата, переделанного
	мною из. обыкновенной вичтовки. Оружия
Мы сейчас. не получаем, нам нужно своими
силами выходить из трудного положения.
	Автор не скрывает серьезных опасностей,
	при кототых приходилось работать на Хан-
ко. Героическая защита Ханко стоила боль-
ших жертв. Среди погибших оказался и на-
чальник ханковского военно-морского госйч-
таля Юрий Всеволодович Лукин. Коровину
удалось хорошо нарисовать портрет этого
замечательного морского врача, память о ко-
тором надолго сохранится в сердцах тех,
кто знал его лично. Коровин показал Лукина
таким, каким он был в жизни, со всеми силь-
ными и слабыми чертами его характера. .
	Касаясь спенпиальных вопросов хирургии,
	Коровин дает образные, доступные для по-
нимания широкого читателя описания ра-
невых осложнений.
	Раннее хирургическое вмешательство было
	одной из решающих причин хороших резуль-
татов лечения на Ханко раненых моряков.
После первых недель войны на Ханко были
построены госпитальные отделения. В глубо-
ких и благоустроенных подземельях, несмот-
ря на непосредственную близость фронта,

раненые чувствовали себя в полной безопас-
HOCTH.
	Более чем за пятимесячный период, жесто-
	ких боев основчая масса раненых (63 проц.)
находилась в ханковском госпитале ло пол-
	ного излечения и по выздоровлении была вы-
	писана в части. Ллинь одна треть эвакуиро-
валась для долечивания вначале в Таллин,
	а затем в Кронштадт и Ленинград. Если
предположить, что из числа эвакуированных
	только половина полностью выздоровела, 19
число возвращенных в строй на Ханко равно
81 проц. Эта цифра говорит о высоком каче-
стве лечебной помощи. .
	Рецензируемая книга Аркадия Коровина
	не лишена и некогорых недостатков. Автор.
слишком растянул две первые главы книги,
посвященные предвоенному периоду ‘и не.
	имеющие прямого отношения к военным CO-
бытиям. Он несколько снижает значение
	боевой санитарной подготовки, говоря, что
	«реальная военная обстановка не имела ‘ни-
чего общего © теми искусственно создавае-
мыми условиями, в которых проходили наши
санитарно-тактические учения».

Некоторые сомнения вызывают заверения
автора об исключительно гладком ходе ле-
чения раненых на Ханко. Полное отсутствие
столбняка, только один случай газовой ганг-
рены, удивительно легкое   заживление поч-
ти всех ран создают картину исключитель-
ного благополучия. Возможно, автору не ула-
лось учесть всех случаев послераневых осе-
ложкнений.
	Выступая в дни войны на юдной из науч-
ных конференций, адмирал флота Н. Г. Куз-
нецов сказал:

«Пройдет Несколько лет после войны и
вы будете на вес золота ценить каждое на-
блюдение, полученное в боевых условиях.
Вот почему сейчас нужно как можно шире
пользоваться возможностью наблюдать за
боевой обстаповкой, изучать боевой опыт,
анализирозать его...»

Коровин. в своих «Записках хирурга» од-
ним из первых выполнил этет наказ и выпол-
HH хорошо, с умением острого наблюдате-
ля и тщательностью писателя. Его книга,
несмотря на отдельные недостатки, получи-
лась правдивой и интересной.
	Подполковник медицинской службы
- 3. ФИРСОВ. .
			жением, потому что автор’ книги делится
своимы личными впечатлениями и пережива-
нияма, всем тем, что оя сам увидел, сам
прочувствовал, проанализировал и записал:

Коровин—хирург. Мы знаем, что хирургам
болыше, чем врачам каких-либо других <пе-
циальностей, пришлось в дни Отечественной
войны работать в непосредственной близости
к местам боевых действий.

Хирург Коровин работал на Ханко на-
столько близко к линии фронта, что ему
большей частью ‘удавалось оперировать ра-
неных в течение первого часа после их ра-
нения. С первого до последнего дня азтор
разделил с защитниками Ханко все тяготы
и опасности напряженной фоонтовой жизни.

В этой книге описана жизнь бойцов и
офицеров, участвовавших в защите Ханко.
Это не документ с исчерлывающим отчетом
о событиях военного‘ времени. Это и не за-
писки узкого спецаалиста-хирурга, `интере-
сующегося только медицинской службой и
не видящего ничего другого, кроме _ своего
госпиталя. Автору удалось не только рас-
сказать о морском госпитале и его лучших
людях, но и показать работу этих людей,
их настроения, обстановку и условия, в кото-
рых прошли 163 дня незабываемой обороны.
Это и делает книгу одинаково интересной
для всех читателей, не только для медицин-
ских работников.

..25 марта 1940 года на ханковский аэро-
дром приземлился пассажирский самолет с
первыми врачами и сестрами будущего гос-
питаля новой базы Балтийского флота.

11 июня того же года на Ханко родился
перзый советский гражданин.

22 июня 1941 года. Первый обстрел Ханко
немцами. Первый сбитый Алексеем Антонен-
ко немецкий бомбардировщик «Ю-88»...

А еще через несколько дней в операцион-
ную госпиталя поступили два первых фане-
ных краснофлотца.

Так последовательно описывает Коровин
нараставшие события лета 1941 г.

Раненые не хотели покидать полуостров.
Они стремились остаться на лечении в хан-
ковском госпитале, чтобы тотчас же по вы-
здоровлении снова взяться за автоматы. Но
госпиталь не мог оставлять у себя всех. Тех,
кто нуждался в длительном лечении, эва-
куировали в тыл, на Большую Землю.

С большой душевной теплотой, подчерки-
вая волнующие детали, автор описывает кар-
тину проводов раненых краснофлотцев.

«Сестры и няни толпились около машин,
держа в руках приготовленные подарки: па-
пиросы, носки, конфеты, печенье? Шура Гу-
сева, блестя своими черными влажными гла-
зама, побежала куда-то и через минуту вер-
нулась с гитарой. Она положила: ее на коле-
ни краснофлотцу Репне, которому перелива-
ние крови, взятой у нее, недавно спасло
жизнь.

— Возьми, веселей ехать будет! Ты ведь
хорошо играешь, — застенчиво сказала она.

— А как же ты, Шурочка? — спросил
раненый.

— Я себе новую куплю, когда война кон-
чится. А сейчас мне играть некогда».

Такими мелкими, но сочными штрихами
автор передает настроение ханковцев.

Bor при обходе палат подземного госпи-
	таля хирург замечает, что поступивший ут-
	ром лейтенант, раненный в Ногу, что-то сосре-
доточенно пищет. Когда врачи остановились
у кровати раненого, тот нерешительно про-
	*) Аркадий Коровин. «163 дня на Хан-
	ко». Военмориэдат, 1945 г., 224 стр. Цена
		борном собрании. Сталинекото избиратель- действительно являлись центрами агита-
	ного округа города Москвы. Массовая про-
паганда этих исторических JORYMeHTOR,
	ционной работы на избирательных участ-
ках. Агитпункты были размешены в уютных
	разумеется, требовала от партийных орга-  помещениях, там всегда можно было найти
	свежие газеты, журналы; политические
брошюры, справочный матернал. На агит-
пунктах постоянно дежурили Еконсультан-
ты. Агитпункты  Бобруйско-Берлинекого
Краснознаменного и Лунинецкого Враснозна-
менного соединений были любимым местом
	  кКраснофлотцев, старшин, офицеров, наших
	агитаторов и пропагандистов. Нередко аги-
таторы приводили сюда своих слушателей
прямо из части для того. чтобы злесь. у кар-
	низаций привлечения к агитационной дзя-
тельности новых активистов, использова-
ния самых разнообразных форм политиче-
ской работы. Опыт, приобретенный нами в
этом отношении, убедительно свидетельст-
вует, какими богатыми возможностями рас-
полагает каждая партийная организация.

Многмлюдные собрания, беседы, встречи
с кандидатами в депутаты, митинги, вече-
ра вопросов и ответов, экскуреии, чекции,
	доклады-—вое эти формы массово-политиче-   ты, провести беседу или послушать квали-
	ской работы были широко использованы.
Большой популярностью пользовались у
нас на флотилии вечера волросов и ответов.
Вечера эти проводились и раньше, ‘но не
секрет, что порой они проходили однобох»о,
на них разбирались главным образом. во-
	фицированную консультацию. Опыт агит-
пунктов сейчас переноситя в работу
ленинских комнат. В некоторых соедине-
ниях мы порекомендовали агитпункты ©9-
хранить.

В самом начале избирательной кампании
	пробы хозяйственно- бытового порядка. С0-  мы обратили внимание атитаторов на 19,
‚ вершенно иной характер носили вечера во-   чтобы они старались охватить евоей агита-
			что0ы они старались охватить своей агита-
цией каждого избирателя, не гоняясь при
этом за большой аудиторией. Перед агита-
горами была поставлена задача-—-научить-
ся работать с небольшими группами крас-
нофлотцев, шире вести индивихуальную
агитащию. Й налши атиталоры © этим спра-
вились. Они не чуралиеь индивидуальных
бесед. Правда, это требовало от них боль-
пей затраты времени, ибо нередко прихо-
дилось разтоваривать в день с десятью —
пятнадцатью человеками. Зато результат
был самый положительный. То, что удава-
лось раз’яснить товарищу в задущевном
разговоре, то не всегда удавалось сде-
лать во время общей беседы в большой
зудитории. Для того чтобы наши молодые
атитаторы могли успелено вести политиче-
скую агитацию в массах, политорганы и
партийные организации вооружали их не-
обходимыми политическими знаниями. С
этой целью во всех соединениях и частях
плавной базы были проведены трехдневные
семинары, созваны совещания по обмену
опытом, проведены индивидуальные и груп-
повые занятия. Все это, конечно, положи-
тельно сказалось на деятельности зтитато-
ров.

В дни полмютовки в выборам в Верхов-
ный Совет СССР у нас на флотилии еостоя-
лось немало различных собраний, встреч,
митингов, и все они обычно проходили орга-
низованно: при больной активности участ-
ников. Разумеется, что в дальнейшем не
следует забывать эти маюсовые мероприя-
тия, которые, безусловно, имеют бэльшое
воспиталельное значение.

Избирательная кампания многому нас
научила. Она обогатила наши политорганы,
партийные и комсомольские организации
ценным опытом маюсово- политической pa-
боты. Было бы ненростительной ошибкой,
если бы мы не закрепили этот ценный
опыт. Сейчас мы ставим задачу—еще шире
развернуть нашу агитацию и пропаганду,
связать ев с актуальными вопросами 606-
вой и политической подготовки. Особенно
	серьезное внимание нужно уделить пропа-
	ганде речи товарища Сталина на предвы-
борном собрании Сталинского избиратель-
ного округа города Москвы 9 февраля 1946.
года, которая является программой всей
налней лальнейшей деятельности.
	Напитан 1 ранга В. СЕМИН.

просов и ответов в дни избирательной кам-
пзния. Приведу один пример, показываю-
щий, как это дело было организовано те-
перь. 0 предстоящем вечере краснофлотцев
и старшин известили за несколько дней.
Каждому было известно, что на вопросы
будет отвечать командующий флотилией
вице-адмирал Григорьев. Агитаторы ©0бра-
ли от краснофлотцев, старшин и офицеров
более пятидесяти вопросов. Содержание
этих вопросов было самым разнообразным.
Учаетники вечера. интересовались госудал-
ствонным устройством. СССР, структурой
органов walle государственной власти,
правами и обязанностями советских гра-
жлан, принципами социалистической изби-
рательной системы. Однако мы не ограни-
чались ответами только на заранее полу-
ченные вопросы. На самом вечере у слуша-
телей возникло много новых вопросов, и
оставить их без ответа’ было нельзя. Мы
решили устроить часовой перерыв. За это
Бремя находивитиеся здесь же агитаторы и
пропагандисты снова собрали от участни-
ков вечера вопросы. После этого на все
вопросы были даны обетоятельные ответы.

Потобнью вечера мы правликовали ча-
сто, кони, несомнезно, приносили большую
пользу.

Раныме нерелко можно было слышать,
как некоторые политработники и парторги
жаловались на нехватку атитаторов, жало-
зались на то, что мало людей, которые мот-

‘ли бы проводить среди краснофлоютцев мас-
сво-политическую Таботу. Жалобы эти
быля, конечно, необновательны. Избира-
тельная кампания показала, что в составе
важдой партийной организации есть люди,
которых можно использовать и в качестве
атитаторов и в качестве беседчиков. Bo
время подготовки к выборам в Верховный
(овет СССР у нас‘на флотилии выросло
много агитаторов как‘ среди коммунистов,
так и среди беспартийных. Атитаторы про-
водили большую раз’яснительную работу,
активно помогали партийным организациям.

На одном корабле служит краснофлотец
Сонечкин. Его как-то не замечали, да и
нтчем, казалось, он не. выделялся среди
других бойцов. Когда же Сенечкина вовлек-
ли в общественную работу, то оказалось,
чо он обладает незаурятными сиособно-
стями агитатора. В дни избирательной кам-
пании Сенечкина всегда можно было ви-
деть в кругу бойцов. То он ведет задушев-
ную беду. то читает газету, то раз’яс-
	Новые
	В. Вересаев. «Александр Сергеевич Пуш-
кин». Детгиз. М.—Л., 1945, стр. 182. Ц. Тр.

Леонид Гроссман. «Н. С. Лесков». Гослит-
издат, М., 1945, стр. 319. Ц. 7 р. Книга
состоит из двух частей: в первой части ав-
тор рассказывает о жизни знаменитого рус-
ского писателя Н. С. Лескова, вторая часть
посвящена его творчеству. }

Ю. Словацкий. «Избранное». Пер. с поль-
ского. Гослитиздат, М., 1945, стр; 239.
Ц. Бр. В <борнике помещены избранные
стихи одного из крупнейших польских поэ-
тов XIX века. Значительная часть стихов
Словацкого посвящена польскому восста-
нию 1830 г. В их числе — «Ода к свободе»,
«Гимн», «Песня литовского легиона», «Ку-
лик». }

Алексей Толстой. «Петр. Первый». Роман.
Книга третья. Гослитиздат, М., 1945, стр.153.

НР: В.

Г. м атвеев. «Зеленые цепочки». Рис. и
обл. Н. Кочергина. Детгиз, М.—Л., 1945,
стр. 130. Ц. 6 р. Приключенческая повесть,
действие которой развертывается в „Ленин-
граде в дни блокады.

Марианна Яхонтова. «Корабли выходят
море». ‘Военмориздат, 1945, 392 стр.
	в море». Боенмориздат, 1940, 99а стр.
Ц. 14 р. Н
Исторический роман Марианны Яхонтовой
«Корабли выходят в море» рисует события
русско-турецкой войны 1787—1791 гг.
	В. И. Костылев. «Морская быль». Вто-
	ая, дополненная часть трилогии «Иван
розный». Военмориздат, 1945, 356 стр.
Ц. 14 р. : т
	Исторический роман «Морская быль» яв-
ляется второй частью трилогии «Иван Гроз-
ный». Первая часть, выпущенная Гослитиз-
датом, называется «Москва в походе». Тема
романа — борьба Ивана Грозного за превра-
щение Московского государства в мощную
морскую державу. В романе отражена дея-
тельность катерного флота Ивана Грозного,
первые морские походы.

Александр Зонин. «Морское братство».
Военмориздат, 1945, 246 стр. Ц. 9 р. 50 к.

Роман о боевых действиях моряков Север-
	ного флота в период. Великой Отечественной
Войны.
	Новый санаторий на берегу Черного моря
	Краснознаменная ордена Ушакова.
Днепровская флотилия.
	Изучение речи товарища Сталана
	В беседе с корреспондентом «Красвюго
Флота» начальник политотдела ордена
Нахимова соединения речных кораблей кз-
питан 2`ранга Колеватов сообщил:

— Речьтоварища Сталина была передана
	<. На корабли нашего соединения в знамена-
	^ тельный день -—— 19 февраля 1946 года.
	(Собираясь группами, моряки читали и вду-
мывалиеь в каждое сталинское слово.

Интерес к речи товарища Сталина ог-
ремный, Краснофлотцы, старшины и эфице-
ры стремятся возможно тлубже и полнее
усвоить вопросы, освещенные товарищем
(Сталиным на собрании избирателей.

Вдумчиво и серьезно изучают речь
товарища Сталина нанги офицеры. Политотдел
оказывает им в этом всеёмерную помощь.
Для офицерского состава организуются
лекции.

Краснофлотцы и старшины изучают речь
товарища Сталина на политических заня-
тнях. Для политгрупповодов мы провети ин-
структивное совещание, на котором пропа-
тандист политотдела капитан 3 ранга Тро-
стин подробно рассказал, как лучане прове-
сти занятия, порекомендовал дотолнитель-
	др

органы, партийные и комсомольские орга-
низации Краснознаменного Балтийского
флота приобрели отромный опыт маесово-
политической работы © личным составом.
Сейчас в соединениях тральщиков и торпед-

‚ных катеров партийные организации 0606-

щают накопленный опыт работы в массах,
принимают меры к его закреплению. На-
чальники политотделов соединений тт. Бело-
	100 концертов мастера
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 28 февраля.
(По телеграфу‘ от корр. «Нрасного Флота»).
Закончились гастроли артиста Московской
филармонии мастера художественного сло-
ва Александра Ивановича Грызунова. Он по-
бывал у военных моряков крейсера «Кали-

нин», в частях береговой обороны, у летчи-
Ков-тихоокеанпев.
	ную литературу, посоветовал, какие подго-
товить наглядные пособия.

Политические занятия, посвященные ре-
чи товарища Сталина, в большинстве групп
прошли на высоком идейном уровне. 0<0бо
можно отметить группу старшего лейтенан-
та Волкова. Волков хоропю подготовился &
занятиям. Рассказывая слушателям об эко-
номической победе Советского Союза в вой-
не с немецко-фалистскими захватчиками
и японскими агрессорами, Волков на геогра-
фической карте показывал важнейшие
стройки, воздвигнутые в нашей стране в
период Великой Отечественной войны. Свой
рассказ т. Волков иллюстрировал цифровы-
ми материалами и диаграммами. Хорошо про-
шли политзанятия также и в группе гвардии
старшего лейтенанта Цуканова ( гвардей-
ский корабль «Пролетарий»), в груше
младшего лейтенанта Болченко (полразде-
ление бронекатеров).

В ближайшее время в создинении со-
стоится собрание партийного актива, a по-
том открытые партийные и комсомольские
собрания. Политотдел и партийные органи-
запии убиленно готовятся к этим собраниям.
	копытов, Кириллов, Бороденко. провели с0-
вещания политработников, на которых обсу-
хили вопросы дальнейшего использования
этого опыта в политическом BocTa TAH
краснофлотцев.

Политуправление флота готовит Е изда-
нию отдельные броппоры, рассказывающие
06 опыте массово-политической работы.

Капитан ЛУГОВСКИХ.
	Краснознаменный Балтийский флот.
	художественного слова
	За три месяца пребывания на Дальнем
Востоке т. Грызунов дал более ста концер-
тов, оказал большую помощь коллективам
краснофлотекой художественной самодея-
тельновти. За плодотворную работу началь-
ник Политуправления ТОФ’а вынес Алек-
сандру Ивановичу Грызунову благодар-
HOCTD.
	СОВЕЩАНИЯ ПОЛИТРАБОТНИКОВ

Борьба с древоточцами на морях Совет-
ского Союза имеет для нас весьма важное!
	практическое значение.
	скольких миллиметров лю 2—3 сантимет-
ров. Ходы терединид выстланы тонкой
еплошной известковой корочкой. Сверление
хревесины осуществляется при помощи 0с9-
бым образом приспособленной небольшой
раковинки, прикрывающей передний конец
терехинилы. Трущие движения мелко и
сложно зазубренных створок произведятся
с помощью сочетания пгарниров и мыши.
Отделенные при сверлении частицы дерева
	Огромные лесные богатства нашей стра-
ны дают возможность широко использовать
древесину для морских гидротехнических
сооружений, строительства деревянных су-
дов ит. д. Но именно это обстоятельство
	вызывает необходимость своевременно раз-
	работать мероприятия для борьбы а
всея :   служат терединидам пищей. Ход по мере
	удаления от поверхности дерева, где ero
отверстие выглядит, как укол булавкой,
постепенно увеличиваея в диаметре. У
	входного отверстия прикреплен залний ко-
	нец тела терелинилы, снабженный двумя
сифонами и двумя своеобразлыми известко-
выми пластинками-палетками. служащими
	точщами.

Тниение и грибковые поражения древе-
сины, погруженной хотя бы большую часть
времени в морскую воду, нало считать
	практически иоключенными, Это обстоя-
тельство делало бы применение дерева для
различных причальных устройств, слипов.
	ОВ, ди. мере ес для запирания отверстия в случае наютуп-
ных пловучих средств, 200д6 барж, ШХУН;   унес ланос подо ол ла
	катеров и т. п., чрезвычайно желательным.
Особенно это правильно в условиях СССР,
где богатейшие лесные запасы имеются во
многих случаях вблизи морских побере-
жий, будучи к тому же связаны с ними
сплавными реками, как. например, в При-
морье.

Отнажю ость другое, столь же общеизве-
CTHOO, сколь и Часто забываемое, препят-
	ления неблагоприятных внешних условий.
При опреснении, осушении, ‚появлений в
воде яловитых вешеств терединида «запи-
раетея». изолируется OT внешнего мира.
Практика показывает, что тажое залкирание
бывает очень длительным, достигая 15—
25 дней. Когда терединида ничем не потре-
вожена. то через’ высовываемые наружу
прозрачные и тонкие сифоны входит и вы-
XOINT морская вода, отцеживая которую,
	ствие для использования дерева в гидротех-
пическом и корабельном строительстве,
Это препятствие представляют сверлящие
дерево морские оргапизмы, поселяющиеся
на поверхности или в Толще погруженной
в морекую воду древесины. Таковы, пре-
Mile всего, различные виды червовидного
семейства двустворчатых моллюскоз-тереди-
них, & затем два небольших рачка — лим-
нория (равновогие раки) и хелюра (боконо-

терединила получает часть своей пищи в
виде планктона. Число яиц у терединих
очень велико — от полумиллиона ло полу-
тора миллионов, причем в наших широтах
в течение лета одна 0особъ способна лавать
Три-Четыре поколения. В зимтие месяцы в
условиях Японского и Черного морей Tepe-
линихы онепеневают, прекращают жизне-
деятельность, и тогда разрушение древеси-
AM останавливается.
	re). ’ Древоточцы наносят огромный вред, гид-

Терединихы, осев на поверхность дерева   ротехническим сооружениям и деревянным
в виде микроскопической личинки, быстро   суди. Шри густом поражении, т. ©. при
углубляются в его толщу. Ходы, проделы-   вильвой зараженности древесины тередини-
ваемые терединихами, никогда не Tepece- Дами, ‚она может выйти из строя в 1—2
кажущиеся друг © другом и не покидаемые сезона: сваи похламываются под тяжестью
ими 40 самой смерти, имеют в длину де-   объечной нагрузки, лнипта судов провалива-
сялки сантиметров, & в диаметре от не-  юлея под ногами команды или под грузом,
	и