16 г. воскресенье, No 54 (2235)

‚3 марта 1946 г.,
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	_ _ ДЫМОВЫЕ ЗАВЕСЫ
ПРИ. ТРАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
	Мз опыта боев Великом Vie

вания дымовых завее при   причем с этах тральщиков ‘пудеметным
ных операций в боях Ве-   огнем был сбит самолет противника.

нной войны заслуживает Богатый опыт применения 3480 необ-
оли ната  ПЗУЗСНИЯ.   ХОЛИМО Целиком использовать B „боевой под-

аа За ow bear FET TIME fume
	mybonord И Вон © ЙЕ ах KO} ’
В болышанстве случаев удачно проведен-   готовке всех команхиров ‘тральщиков и
кораблей. Хорошо поставил

ных тралоний дымовые завосы сытрали командиров 6
п епервя тоаль-  учебу капитан-леитенант Беляев. На юфи-
а а ла aes
	свою решающую роль, прикрывая тралЪ-

щики от прицельного огня противника.
По мере усиления врагом мер против

тральных работ дымовые завесы приобре-
	церских занятиях он на праютичесвтх при-
мерах постоянно показывает эффективность
хымовых завес и учит правильному их при-
	OT TPYDAMWUXCA KUPFU3CKOM CCP
Великому вождю народов Генералиссимусу. Совет
	Виссарионович СТАЛИНУ

Доропой, родной наш отец Сталин!

С беретов лазурного Иссык-Куля и цве-
тущих долин Чу и Таласа, с полей солнеч-
ного юта нашей республики и высокогог-
ных аилов Тянь-Шаня, мы шлем Вам от нас
и наших детей низкий поклон, пожелание
сил и здоровья на многие годы.

У нас сегодня большюй праздник, мы от-
мечаем 20-летие Киргизской Советекой Co-
циалистической Республики. В этот радост-
ный день киргизский народ, единый в своих
помыелах и стремлениях. первые ©ловз
благодарности и признательности посылает
	Вам, дорогой Иосиф. Виссарионович, за все,
	что сделали большевистская партия, Совет-
ское Правительство И ЛИЧНО Вы длЯ нашего
Виргизстана.

Мы счастливы, что день рождения наптей
‘республики проролим в условиях мирного
	трула, во воемя всеобщего празтника. когда.
	свободные киргизы вместе с другими брат-
exuma наролами СССР использовали вели-
кое право, прехоставленное Сталинской Воп-
стятуцией — право свободно выбирать ева-
их посланцев в верховный орган власти
наней могучей державы. В эти дни всена-
родного ликования киргизский народ, отдз-
вая свои голоса за лучших сынов и дочерей
своей Родины — кандидатов блока комму-
нистов и беспартийных, — своими мыслями
был с Вами, Иосиф Виссарионович. Вы вмз-
сте < бессмертным Лениным создали боль-
евистоклю партию и наше сопиалиетиче-
ское государетво. Вы избавили нас от гне-
та и бесправия и дали нам счастливую, сво-
болную жизнь. Вы созлали самую демокра-
тическую в мире Конституцию — основной
закон налтей жизни. Вы, наш вождь и учи-
тель, спасли нае и напких детей от фапгист-
ского рабетва.

Только иссле Великюй Октябрьской co-
пиалистической революции ‘осуществились
сзмые сокровенные мечты киргизежого на-
рода, мечты о свободе и независимости род-
‘ной земли. Навеегта останутея в памяти
	незабываемые дни, возвестившие начало
	нэвой эпохи в жизни киргизовото нарейа,
эпохи его национального возрождения и со-
циалистического процветания.

Много жертв принес древний киргизский
народ прежде, чем достиг своей националь-
ной самостоятельноети. Одиннадцать веков
из поколения в поколение, из ует в уста.
переплетая быль и легенду, в тысячах сти-
хов передавали наши певцы величайнгую
поэму O легендарных киргизских героях
Манасе и его сподвижниках, борцах за сво-
боду и независимость народа. История была
свндетелем бесчиеленных кровавых войн
киргизов с иноземными захватчаками. Ви?-
тизы вели войчы © уйгурекими ханами.
Хишные орлы Чинтизхана заставляли на-
ших предков покилать родные места. Haman
племена испытывали на себе ужасы крова-
вых нашеетвий джунгарских и ойротеких
властителей. Кокантекие ханы врывалиеь в
нанги богатые земли и опустолеьли их.

Киргизский нарот, разделенный на вра-
ждующие между гобой роды, подавляемый и
угнетаемый баями и манапами, предавае-
	мый родовой знатью, не мог противостоять.
	чужеземным захватчикам. Нарот покилал
пветущие долины и уходил в дивные незз-
селенные горы. .
Спину ношею натер,
Стал в ярме ходить народ,
Страхом загнан в дебри гор,
Полутрупом стал народ,/—
пел киргизский поэт Аретанбек, назвавиеий
это тяжелое время «эпохой горя и слез»...
Неграмотный и забитый народ, лишенный
всего, скиталея в горах и лаже не знал о
тех несметных богатствах, что тзила нана
земля. Нарол жил среди богатств и был
ram. Дедяной коркой покрывала зима пает-
биша, и от хжуте гибли кочевые стада. Бы-
ти скрыты от людей радость п свет. Же-
стокая нужда, как зимняя стужа, хозяйни-
чала чотда в юртах виргизсвких кочевни-
кев. Но боле» лютой; чем стужа, была
власть баев, манапов и царских слуг.
Киргизы подняли знамя воеетания в
1916 гожу, но не сброснли ярма порабоще-
ния. Только Великая Октябрьская Социали-
стическая Ревелюция навсегда раскретюости-
1а киргизекий народ, разбила его врагов,
об’единила нае в дружной семье народов
страны Советов-и открыла дорогу к светло-
му будущему.
Как сокол в бесстрашном бою
Презренного коршуна бьет,
Так Ленин с размаха бросал
Врага в непроглядную тьму,
На черные выступы скал,
Спасибо за это ему, —

пел в годы революции ажын Токтегул.

Надежной опорой расцвет» нашей рес-
публики была дружба с великим русским на-
родом. Это он воплотил в жизнь идеи вели-
кого Ленина и Ваши идеи, товаритц Сталин,
0 равноправии и самоопределения народов и
нае, —

В Союз нерушимый республик свободных

Сплотила; навеки Великая Русь.

Оглядываяеь на пройденный путь, мы
видим пересечения исторических дорог) где
не раз дружески встречалиеь ‘русские и
киргизы. С давних пор: чуветво дружбы пи-
тает киргизский народ к великому русскому
наролу. Еще в прошлюм веке передовые
прелетавители киргизского народа, вырази»
тели ето дум и чаяний Арстанбек, Молло-
Влыч и другие поняли, что светлое будущее
народа может быль, завоевано только: в друж-
бе с великой русской нацией.

Вместе < появлением русских на киргиз-
схой земле начали пробивальея тогда еще
слабые ростки культуры и просвещения. Не
царизм и его сатрапы, a передовые. прелета-
вятели России неели эту культуру. Вылаю-
шиеся русекие ученые исследователи —
Мункетов, Севернев. Фелченке, Семенов-
Тянь-Шаньекий, Иржеовальский — первые
раекрыли и описали несметные богатства
нашего края. История паргизов впервые
стала известна миру на русском языке.
Русские научили нас подчинять природу и
использовать ее сокровиша. Первый завод
и шахту, первую школу и больницу по-
стреили У’ нае русские. Могучая русовая
юультура стале источникюм быстрого про-
гресса нашего народа. .

Вместе © другими наролами нашей стра-
ны, пот руководетвом героического руеско-
го рабочего класса, поднялись киргизы на
борьбу за освобождение от феодального
рабетва. Мы <. гортостью: отмечаем, чт: при-
мером для нас в схватке со старым’ миром
в годы гражданской войны были сыны рус-
ского налюда Нашей революционной борь-
бой руководили поеланцег партии Ленина—
Сталина -—— выдающийся русский полково-
ден, нанг земляк, М. В. Фрунзе, светлым: име-
нех которого названа столица республики:
	тестью и славой, 54 батыра солнечного
	Виргизотана. р

Седобородые акыны под аккомпанемент
комуза поют славу участнику легендарного
подмосковного боя 28 гвархейцев-нанфи-
	ловцев — Дуйшенкулу Шопоку. С великим
уважением произносят киргизы имена Ге-
	DOM Советското Союзз Чолпонбая Тулебер-
	диева, закрывишего грудью своей амбразуру
вражеского дзота, Кувата Джуматаева, пов-
торивитего подвиг. славных сезастопольцев,
	бросивигихся е транатами ‘под вражеский
танк. В боях за Днепр, за братскую Уклан-
	ну поославились Терои Советекого Союза
	Даир Асанов и Ташмамат Джумабаев. Около
40 тысяч воинов Виргизии за мужество и от-
вагу награждены орденами и медалями СОСР.
	Не отетавали в подвигах от ваних BO-
инов трудящиеся `Киргизетала, которые
nweCTe со всем советским народом подпи-
	рали с тыла героическую Врасную Армию.

Наши женщины, подростки и аксакалы:
заняв места ушедших на фронт, заботливо
вели хозяйство колхозов и совхозов, неуто-
мимо трудились на заводах и рудниках.
Мужественно перенося трудности и лише-
ния, вызванные войной, они работали не
покладая рук, чтобы дать фронту и стране
больше _ продуктов, чтобы обеспечить
промышленность ценным стратегическим
сырьем. За 4 военных года мы дали стране
значительно больше мяса, хлеба, картофе-
дя, овощей, молока, шерети. чем за Tanck
же довоенный период. Только в фонд Глав-
ного Командования сдано 4,5 миллиона
пулов хлеба, 500 тысяч пудов мяса. В су-
ревые дни блокады Мы доставляли герой-
ческим ленинградцам ‘братские подарки
киргизекого народа —— эшелоны в продо-
вольствием. Свыше 54 тыю. скакунов пе-
зедами наши животноводы Красной Армии.

Более 30 крупных заводов, фабрик,
электростанций, рудников построены нами
н восстановленьЕ после эвакуации в годы
войны. Промыитленыюсть республики зна-
чительно увеличила BHUYCK продукции
для нужд фронта. .

Киргизский народ не жалел средств на
хело разгрома ненавистного врага. Свыше
одного миллиарда четырехсот миллионов
рублей передал наш народ на дело обороны
СССР — в займы и лотереи, на строитель-
ство танков и самолетов.

Советский народ победил. Наш героиче-
ский труд увенчан всемирной историче-
ской победой, какой никогда не знала, ис-
теория человечества.

И в том, что нези советский народ добил-
вя сокрушительного разгрома сильного, ко-
варного и лютого врага, мы вилим силу и
непобедимость нашей великой Родины, осу-
шествление советеким народом его священ-
ного долга — защиты социалистической
Отчизны, видим Бапгу, товарищ Сталич,
выдающуюся роль, как офтанизатра и
	BY высокой ‘культуры, национальной’ ‘по
форме, социалистической по содержанию. ^

В нашей республике установлено вееоб-
щее обязательное обучение детей, В полу-
тора тысячах школ обучаются на о

языке свыше 200 тысяч детей. В 6 вые-
ших учебных заведениях  куются кадры
специалистов высшей квалификамии —
згрономов, врачей, педатотов. В 23 научно-
исследовательских учреждениях ведут ра-
боту 300-научных сотрудников. Созданный
в годы. Великой Отечественной войны Кир-
тизский филиал Ажадемии наук СССР стал
важнейшим пентром-научной мысли в рес-
нублике,

Значительного развития достигли пе-
чать. литература и искусство. Миллионы
	экземпляров газет и Ениг на виргизском
	ий русском языках изланы в реструблике за
20 лет. Ма киргизекий язык переведены
многие бессмертные произведения класси-
ков маркеизма-ленинизиа: Маркса, Энтель-
са, Ленина, Сталина. Виртизы читают на
рохном языке величайнтие творения чело-
вечества —— произведения Пушкина и
Шекепира, Толстого и Байрона, Горького
и Маяковского, Гюго и Чехова, Шота Руста-
вели и Тараса Шевченко.
В республике работают десять театров,
государственная филармония и цирк.
Киргизском государственном ордена
Ленина театре оперы и балета и драматиче-
ском театре исполняются на виргизеком
языке неувялаемые творения классиков
русекой и мировой культуры — опера
«Евгений Онегин», пыжы Шекспира,
Мольера. Гоголя, Островского, киргизокие
оперы, музыкальные драмы, балетные спек-
Takin. Созданные за голы советской власти
картинная галлерея, музей национальной
культуры и краеведческий музей им.
Фрунзе, государственная публичная биб-
лиотёка им. Чернышевского, десятки город-
	ских и сельских библиотек, дома кУЛЬТУРЫ. .
	клубы, кинотеатры, сотни других культур-
но-иросветительных учреждений — нееут
культуру и знания в широкие массы тру-
дяпихся.

И в том, что наш народ достиг успехов
в развитии культуры, вырастил кадры ево-
их ученых и специахиетов. писателей и му-
зыкантов, художников в артистов, мы ви-
тим, товарищ Сталин, плоды Валнего мулро-
го руюоводетва, проявление неустанной за-
боты о развитии культуры и искусства кир-
	ГИзокого нарола.
	В СОталинекой Конституции закреплено
право советского гражданина нз отдых и
ярко выражена забота налцего государства, о
	‘злорювъи советеких людей. Лечебные учреж,-
	дезия, еозданные за годы Советской власти,
проникли в самые отдаленные уголки рехс-
	публики. Больнилы и клиники, амоулато-!
	вомисозр Дмитрий Фурманов, ‹ большевиет-
ский командир, организатор революционных
комитетов Лотвиненко.

20 лет тому назад впервые за многовеко-
вую историю было положено начало кир-
гизской государетвенноети. Власть Советов,
шаг за шатом осуществляя ленинско-
сталинскую национальную политику, поло-
жила конец тяжелому. гчегу киргизских
феодалов и русских кулаков. Тысячи бед-
нейших дехканских хозяйств получили зеу-
0, ChOT, инвентарь. семена. Стал менять
свой облик наш родной Виртгиветан.

`В 1925 году; накануне преобразования
Киргизии из автономной области в Авто-
номную Советскую Социалистическую Рес-
публику, Вы, товарищ Сталин, начертали
нам путь дальнейшего развития. Вы указа-
ли, что наша залача «состоит в том, чтобы
вовлечь-трудовые массы: области в управле-
ние страной, помочь им построить хозяй-
ство, укрепить Советы, улучшить админи-
страцию, поднять наниональную культуру,
сделать власть родной и близкой народу и
TOM показать окружающим народам на деле
превосходство советского строя над натриар-
хально-феодальным и буржуазным строем».

Отлядываясь назад на пройденный доад-
патилетний путь — короткий путь в TBI-
сячелетней истории народа, — мы видим
великие преобразования, неузнаваемо изме-
нившие облик нашей страны, золотыми бук-
вами записанные в замечательном довкумен-
те сталинской эпохи — Конституции СССР.
Еак сверкающее солнце Киргизстана, озари-
ла она нашу жизнь. Согретые ее лучами,
влохновляемые Вашими, товарищ Сталин:
вниманием и заботой, мы достигли за 20 лет
значительных успехов в развитии народного
хозяйства и культуры республики.

Мы создали в нашей республике разви-
тую промышленность—эту репаюнтую эко-
номическую основу советского строя. До ре-
волюции в Киргизии насчитывалось 55 кар-
ликовых кустарных мастерских е самой от-
сеталой техникой. Сталинская политика HH-
		выделяемые на развитие премытлениостя
из бюджета социалистического государства,
помогли нам построить за годы Советской
	власти сотни оснашенных передовой техни-
	кой предприятий, фабрик, заводов и рудни-
ков. Почти в 300 раз по сравнению с
1913 годом выросла продукция нашей про-
мынленноети, составив в 1945 году около
семичесяти процентов валовой прохукции
	‘республики. Олин только Фрунзенекий мя-
	вокомбинат дал в промлом году изделий на
сумму, в 29 раз большую, чем вея промьни-
	ленноеть Киргизии 8 1913. году. Свыше
150 электростанций дают ток предпонати-
	ям, освещают наши ‘жилища. за 20 лет в
сто раз увеличилась энергетическая база
республики.

На нашгих заводах перерабатываются ме-
талл и лес, хлопок и шерсть, зерно и сахар-
ная свекла, выпускаются сельскохозяйет-
венные орудия, шелк, сукно, сахар, табак,
вино. Наши рудники и нромыслы дают ка-
менный уголь и нефть. На высокогорных
рудниках добываются ртуть и свинец, ва-
надий и вольфрам, сера и молибден, ред-
вые и редчайшие металлы.

В. республике гор, где еще недавно един-
етвенным видом путей сообщения были
вьючные тропы, проложено более 10.000
километров, шоссейных и автомобильных до-
рог. Неделями прежде добирались на пере-
вкладных до уездного Пишиека, нынешнего
г. Фрунзе. Сейчас железная. дорога соеди-
нила столицу республики г. Фрунзе со всей
страной Радповешательные’ станции и ра-
циоприемные установки связали отдаленные
уголки республики со всей необ’ятной на-
шей Родиной. Ноезда и автомашины, авиа-
связь, почта, телеграф, телефон етали до-
стоянием народа.

И в том, что ната ранее. отеталая страна
кочевого жиротноводетва превратилаеь в
цветущую республику с освалщенным тех-
НИЕоЙй сельским хозяйством, развитой про-
мышленностью, мы видим, товарищ
Сталин, плоды Вашей неутомимой: заботы об
экономическом развитчи солнечного Виргиз-
стана. о превращении его в один из форио-

стов социалистической державы на Воетоке.
	Оталинекая ROHCTUTY LAE законодатель-
но оформила колхозный строй, как основ-
ную форму организации сельского. хозяй-
ства Советского Союза. Колхозы привели в
наши кыштаки и зилы зажиточную и куль-
турную жизнь: Вее крестьянство Киргизии
об’единилось. в колхозы.

На смету донототнему омачу’ в наш-край
пришли  сельскохозяйственные ° малвиеты.
	тракторы и комбайны. Мы отвоевали у гб
‘и голодных степей землю под плодородные
палини, сады и виногралниюи. прорыли ка-
	валы, многочисленные арывьи И заставими
землю давать обильные урожаи. за 20 лет
почти в два раза увеличилаеь у нас пло-
щаль поливных земель. .

Упорльый. коллективный труд назиего на-
рота вознатражлал нае сторицей. Не редво-
стью стали стопудовые урожан пшеницы,
Мы гордимея стахановками-свекловични-
цами Суракан Кайназаровой, Керимбюбю
Шопоковой. Алтынчач Султанбековой, Ppe-
чухиной, которыедаже в тяжелые толь войны
добивались урожая в 600—700 центнеров
сахарной свеклы с гектара. Многие наши
мастера-хлопкоробы в годы войны получали
свыше 50 центнеров хлопка се гектара.

Большие изменения произошли н в жи-
вотноводстве. На наших привольных вы-
секогорных пастбищах — джайлоо вына-
ваютзея ежегодно более двух мналиюнов
голов скота. За последнее десятилетие ко-
личество чистопородного метисного и улуч-
шенното скота в колхозах увеличилось по
лошадям в #8 раз, крупному ротатому
скоту — в 10 раз. овцам — в 45 pas.
В недалеком пропелом у нае было 20; тысяч
тонворунных овец, & сейчае — свышо
миллиоза.

И в том, что, колхозный строй епас, наше.
крестьянство от нищеты: и вымирания, ири-
общих к передовой современной  сель-
скохозяйственной технике и науке, привел
наю в, радостной, зажиточной и кульгурной
жизни, мы видим, дорогой товарищ, Стали,
Вашу направляюлгую, руку, Вашу повее-
дневную. заботу о, крестьянстве солнечного
Киргизстала.

Одним из замечательных прав, предо-
ставленных советсвому народу Сталинской
Конституцией, является празо. на образо-
вание. Советский строй развязал творческие
силы киргизекого. народа, вызвал тягу в
образованию, к овладению богатством. куль-
туры человечества. Ната республика пре-
	Братилаюсь. за голых Советекой власти. в: страз _
	ветското Союза
		Е РВ“
тали все большее значение. И если в пер-   мененит. я
ая том чтобы командиры тральщиков

вый период Отечественной войны они при-
Fee ee eee ey, рты   OCBOUIH тактические прием BI постановки
	менялиеь эпизодически лишь отдельными
офицерами, то после вошли в систему.

Возможно ли, например, без прикрытия
удачно вести трехсуточное траление У бе-
регов противника, на которых сосредото-
чены его батарей? Без болыних потерь не-
возможно. И командир тральной группы,
имея такое задание, немедленно решал при-
менить дымовые завесы.

В 0 же время другая группа тральщи-
ков, действующая без дымовой завесы, сра-
зу была замечена противником и отогна-
на огнем береговых батарей.

Не меньшую эффективность показали ды-
мовые завесы и при атавах вражеской
авиации.

Группа тральщиков, выполняя задание,
некоторое время не встречала противодей-
ствия, но. несмотря на это, катера-дымза-
весчики были в любую минуту готовы к
своим действиям в случае появления He-
менких самолетов. И в полдень они были
замечены, самолеты противника шли кур-
сом на наши тральшиюи. Катера немедлен-
	HO начали ставить завесы. сбрасывая ды-
	мовые ‘нелики на воду. Й когда вражеская
авиация приблизилась к нанеим кораблям,
тым заврыл. уже большую площадь водной
поверхноети, где укрылись  тральщики.
В неукрытии остались только два судна,
командиры которых рассчитывали, что уме-
тым маневрированием они сумеют луче
уклониться от атак самолетов. Но против-
ник, не видя основной массы катеров, ата-
ковал открытые тральщики, а на плонтадь,
уврытую дымовой завесой, сбросил лишь
беспорядочно несколько бомб.

В результате этой атаки два. неукрытые
	Е

дымовых завес, в подразделении практику-.
	ются тренировки во время выходоз на тра-
ление. Командир соединения до выхода, из
базы распределяет задачи, кому кажие за-
весы необходимо ставить во время перехода
и в момент траления. Создавая соответст
вующий тактический фон и сотгласуяеь с
обстановкой, он дает вводные.

Эта практика отработки о тактических
приемов дает хорошие результаты. Коман
диры тральщиков Ha учониях показали
‘умелое применение дымовых 3ав0с, что по-
зволило им успешйо выполнить поставлен-
ные задачи. :

Так. например, ‘старший `лейтенаят Hm
каноров получил задачу но тралению. On
собрал командиров тральщиков и приказал
им отработать тактические приемы дымо-
вых завес. Во время движения к месту тра
ления он дал вводную: «Корабли противни-
ка—на норд-оет» и приказал одному из
тральщиков прикрыть дымом остальные ко-
‘рабли. Командир тральщика немедленно
увеличил скорость и, выйдя наз расечитан-
ную исходную ‘точку, поставил‘ дымовую
завесу, позволивигую тральщикам   незамет
но зайти за остров,

Во время построения командир дал ввод+
ную: «Самолеты противника идут на
нас» и приказал трем‘ тральщикам поста-
вить завесу. Последние немедленно сбросиз
ли по нескольку дымовых шашек и salsa
в дым, который закрыл также и большую
площадь вотной поверхности:

Возвратившись в базу, офицер сделал
тшательный разбор проведеншых дымовых
завес.
	тральщика понесли большие потери, & Har  e

ee ee EET Е.

Напитан 3 ранга
	холянгиеся в завесе получили лиить несволь-
	ко незначительных осколочных ‘пробоин,   А. ГОРЦЕЕВ,
	_ ПАМЯТНИК
НЕИЗВЕСТНОМУ МОРЯКУ
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	В километре от станции города Остров на-
ходитея могила неизвестного балтийна. Ма-
ленький холмик заботливо украшен венка-
ми. Их часто приносят сода жители города.

В праздники на могилу приходит старый
железнодорожник Фелосий Михайлович За-
харов. Он приносит с собою потертую беско-
зырку, на ленточке которой видны  елова:
«Краснознаменный Балтийский флот». Как
самую дорогую реликвию хранит старик
эту бескозырку. Она принадлежит неизве-

стному моряку-нартизану и подарена деду’

владельцем в знак дружбы в 1941 году.
Фелосий Михайлович и сейчас не может
без слез вспомнить о балтийце.

Немцы раз ярились. Больп
век расстреляли они. Тяжело
на душе. Но нас оболряли 1
лявшиеся на стенах домов:
товарищи. Отомстим за вас.

зан». И действительно крепк

немцы за свой разбой. В тече
сяца осенью 1942 года взлет
пять домов с немецкими сол,
церами, были разрушены скл
пасами, на дорогах ОА

„мецких мащин. -

Весной 1943 года, ‘на том
где я увидел первый раз мо
чалея мне человек с бородой.

Tien nA Onn hOUunwadT
	eR DOL DO Ud be — Что, отец, не узнал сынка /-— тихо

— On. пришел в конце, 1941 roga,—pac-     проговорил он.
	‘спазывает старик.-— Я его. повстречал но-
	чью у реки Великой. Он был в бушлате, пе-
рехваченном ремнем. ‘с гранатами за поясом
	‘И автоматом в руке. БВ Ту НОЧЬ OH знако-
	мился с нашей местностью. Неудачное он
выбрал время лля этого: немецкий гарнизон
проводил трехдчевное учение, и веюду бы-
ли выставлены усиленные посты. Я угово-
рил его отсидеться в подвале одного из раз-
рушенных зданий. Когда опасность мино-
вала, я указал моряку дорогу в лес, где
прятались наши люди, указал дома, заня-
тыс немецкими офицерами. Перед прощанием
я пробил его назвать своё имя. Он отве-
тил:— Папаша, зови меня сыном, тебя от-
цом называть буду.— Тогда я попросил у
него что-либо на память. Матрос снял с
вихрастой головы бескозырку, подержал в
руках, поцеловал ее и подал.— Сохрани ее.
старик, — сказал он— в ваших краях бу-
ду. загляну к тебе.

И ушел. Услышал я о нем только после
взрыва итаба немецкого гарнизона. Тогда
сыло Убито много терманевих офиперов,
вызванных в Тот вечер в штаб. Оказалось,
рассчиталея © ними балтиен. Его было
схватили немцы, но он двоих насмерть уло-
жил, двойх отшвырнул ий скрышся. Лолго
TOMA рыскали 10 квартирам немецкие
патрули: вее моряка искали. А бескозырку
	его я в земле под ногоевом спрятал.

Потом о матросе я сльишал от наших под-
OIBIRAGOB из комсомольской грутиты Вла-
вы ‘Назаровой. Он заходил к ним по делам
yea pasa. Моряк был в партизанском отряде.
о Острову поныа слава о балтийце. Он
перехватил штабной грузовик с солдатами и
документами. Потом опять о нем долго не
было вестей, Поговаривали, что. балтиец
вернулся на флот. Но весенним вечером ко
мне подошел мальчишка. Справивитиеъ, кто
я, он подал записку. Я прочел: «Завтра
днем на площади казнят трех партизан.
Бульте готовы выручать их. Твой сын-мо-
ряк». . а

Записку я уничтожил. В тот вечер и
утром, сколько, мог, я оповестил жителей.
Лнем на место казни пришло много народу,
Из дома гестамо, что стоял недалеко от пло-
щади, вывели трех человек. На груди каж-
ого висела дощечка с’ надписью «Смерть
партизанам». Когда солдаты подвели обре-
ченных к виселице и казалось, что все про-
пало, в воздухе неожиданно раздалея рокот
моторов. Самолеты с красными звездами
пролетели над плошалью. Они почти не
стреляли, но наника среди немцев началась
отромная. Приговоренные к смерти восполь-
зевались этим и сбежали.
	‚УВНИНГРАД, 2 марта. (По телефону от
керр. «Нрасного Флота»). За эту зиму ле-
докольный флот обеспечил бесперебойное
движение судов по Финскому заливу. Oco-
бенно много и хорошо поработал ледокол
«Сибиряков». Под командованием началь-
ника ледокольной разведки Главсевморну-
ти капитана 2 ранга Пономарева и коман-
дира капитана Макарова этот ледокол про-
вед за кромку льда десятки транспортов.
	Я узнал его. Это был балтиец. Говорили
мы недолго. Он просил передать народу, что
Красная Армия перешла в наступление, что
скоро и Остров будет освобожден. Как бы
‘между прочим он спросил о доме, где нахо
`дился немецкий штаб.
  -— Батя, ты не ходи завтра в те края, —
добавил on.— Будь здоров. До скорой
встречи. т

Мы крёпко пожали друг другу руки. И
вновь я не спросил его имя, надеялся еще
встретиться с ним. Но эта встреча был&
последней.
  На другой день здание штаба гарнизона
превратилось в груду развалин, похоронив
‘многих немцев.

Через несколько дней я увидел, как боль-
‘Mad группа немецких солдат ведет по ули-
цам города моряка. Руки его были связаны,
тельняшка обрызгана кровью, на лице за=
цекшиеся ссадины, синие подтеки. Шел он
с гордо поднятой головой. К спине балтий-
ца было вплотную приставлено несколько
штыков, остальные немцы шли с автома-
тами. :

Немцы вели его на казнь, к виселице.
Я никак не мог поверить, что можно 060
рвать жизнь такого богатыря... Немцы за-
ставили его. подняться на ящик. В толпе

Жителей поднялся шум. Немцы торопливо
RHBYEMCh оттесвять столпившихся.
	Товарищи, к вам идет Красная‘ Ар-
	мия, свобола близка...
	ки способствуют оздоровлению труда п бы- BO