3 марта 1946-г:, воскресене, №8 54 (2235)
		Для офицеров эокадренного миноносца
этот день начался так: после под’ема и зав-
трака их вызвали в кают-компанию.
	— Шюшу садиться, — пригласил помош-
пик командира, затем, положив на стол не-
	SCROIbRO журналов и книг, еказал: — Раз-
	товор будет коротким. Вся наша повседнев-
Had жизнь определена уставами, инструк-
диями и наставлениями. Вот эта небольшая
киига,— он Ноднял ев над столом, — оза-
тлавленная «Правила службы корабельных
Ларядов» и составляющая приложение ко
второй части Корабельного устава, подробно
и четко поясняет, что нужно делать офице-
ру, стадинине и красофлотцу, заступивитим
на дежурство. От нас требуется одно —=
приучить себя и подчиненных выполнять
эти правила...
	Помощник командира отложил книгу,
взял журная «Приказаний и замечаний де-
журному офицеру», перелистал довольно
иного страниц и, сказав: «Послушайте, что
произошло на нашем корабле сегодня `но-
Чью». Стал читать: ,
	«Дежурный по низам находилея в своей
каюте, надевал китель, — это тогда, учти-
те, когл& дежурный по кораблю отдыхал. —
Дежурный телефонист краснофлотец первой
боевой части Лазарчую дремал, сидя па сту-
16. Дневальный четвертого кубрика Коче-
гаров дремал на рулдуке. На вешалках был
беспоряжок, ведро стояло с мусором. Не до-
дожив дежурному по пятой боевой части,
дожурный трюмный оставил пост энергети-
ви И помех сопровождать поверяющего...»
	Присутствующие взглянули на сотляткего
	_ злесь Же дежурного п кораблю молодого
	офицера В.

— Не один дежурный повинен в этом.—
удовив эти взгляды, продолжал помощ-
ник. На дежурство заступают стадапины
и каснофлотцы различных боевых частей
и служб корабля — ваши подчиненные. Шо-
чему они нарушают правила? Потому что не-
которые офицеры понизили требовательность,
He показывают примера в выполнении Ко-
рабельного устава. Некоторые из сидящих
здесь сами надушают правила службы по-
рабельных нарядов. Загляните на досуге
в этот журнал. Разве мало здесь бюрокра-
тических отпиеож: «Замечаний по дежур-
etsy nor». К сожалению, отписок подобного
poza порядочно, И это только потому, что
многие дежурные офицеры забывают о диев-
ных и особенно ночных обходах корабля,
свыкаются с недостатками и нарушениями,
16 проверяют, ках выполняют свои обязан-
ности лица, несущие дежуоство, разговари-
вот 6 наряженными на дежурство только
на разводе.

Помощник командира привел примеры.
	— Недавно я обходил корабль. Шел по
правому борту. Рядом со иной был дежур-
ный по кораблю. На палубе лежал снет,
кранец находился не на месте. Все это дё-
журный видел и рапыше, Спустились
‹ ним зв краснофлотекий кубрик. Я
проверил. как дневальный знает свои обя-
занности, умеет ли практически. пользовать-
Ch Фествами противопожарной охраны
кубрика, знает ли, где и что в нем распо-
ложено. Дежурный не интересовалея этим
в течение воего дня. И даже теперь, когда
ему явно шли на «подсказывание», не по-
шел в другие кубрики.

Такова была тема беседы © офицерами.
Правда, она не являлась первой — беседы
были и раньше, —— но сеголня возникла вне
всякого плана. Причина состояла в ночном
посещении корабля представителем штаба
подразделения капитаном 3 ранга Дебнип-
REM,

Замечанит позеряющем, прочитанные
фицерам на беседе, указания помощника
заставили о многом подумать и дежурного
ив кораблю и других офицеров.

Может быть, теперь старшему лейтенан-
ту. Мусатову — командиру четвертой б06-
вой части-— стал более понятен вопросе помощ-

Кирилл ЛЕВИН
		Когда поверяющи
ушел с. корабля...

еще в январе совершивигии проступок и,
судя по журналу, не получивший за это
никакого взыскания, в феврале снова с0-
зершил проступок и вторично попал Ha
страницы журнала.
	Очень жаль, что в повседневной делтель-
ности офицеров корабля и обобенно crap-
шин He нанло отражения такое за=
служивающее большого внимания замечание
старшего лейтенанта Федорова: «Дневаль-
ные, как правило; не знают устройства ку-
брика. расположечия механизмов».
	Нели бы помощник командира корабля
ознакомил с этим замечанием командиров
боевых частей, & те в свою очередь потре-
бовзли бы от старшин провести занятия по
устройству кубрика, то катитая 8 ранга
Дебницкий, очевидно, не нашел бы прч-
чины записать, Что «дневальный румпель-
ного отделения краснофлотец пятой боевой
части Суприн не сумел енять огибтуши-
тель».
	Офицеры корабля иногда забывают 0
старшинах и не привлекают их к серъезной
воспитательной работе с краснофлотцами,
не контролируют и недостаточно учат их.
Совершенно яено после этого, почему неко-
торые из млалших командиров во время де-
журства недостаточно ие ив
6668 и к краснофлотцан.

Kerara, о требовательности & себе. Вер-
немся к дежурному по кораблю лейтенанту
Брусникину. ‚Казалось бы, что ночная про-
верка вышолнения правил елужбы корабель-
ных нарядов, проведенная на миноносце
во время его дежурства, и замечания, ка-
сающиеся лично Брусникина, должны были
серьезно отразиться на дальнейшем ходе его
дежурства. Но этого, к сожалению, не ©лу-
чилось. Запись в вахтенный журнал
т. Брусникин не производил до момента
сдачи лежуретва. Мы спросили у него:
	— Что произопею на корабле за время
ватего лежуретва?
	—= Ничего особенного. Бее идет согласно
суточному расписанию. Вечером я перепи-
шу его в журнал. и вся картина будет ясна.
	—- Ну, а из посторонних кто-нибудь пю-
comand корабль? г
	—- Были экскурсанты. Я 06 этом помню
и запинеу.
	Носле емены дежурства мы снова загля-
пули в вахтенный журнал. Оказалось, что
Брусникин не залиеал даже прихода на ко-
рабль поверяющего. От 00 часов до 09 в
журнале вообще нет никаких записей. Даль-
ше, кроме записи о приходе и уходе 6 во-
рабля экскурсантов, все идет «согласно су-
точному плану». Попробуйтв при этом про-
верить, выдержали ли на корабле этот план,
все ли эдесь выполняется с уставной точ-
CTH.

Поеле проверки, проведенной капитаном
3 ранга Дебницким (а онь проходила в
04.30). Бруеникин не elanan no кораблю
	ни одного обхола и. естественно. не занос
	В дурнал ни одного замечания.
	= +
Так было после одной проверки на двух
рядом стоящих кораблях. Если в первом
случае результаты проверки вызвали у лю-
дей вполне понятную тревогу, то во втором
(несмотря на более серьезные недостатки)
	она не произвела на офицеров должного
	ления.
	От специального корреспондента
«Красного Флота»
		ника командира, записанный рядом с заме-
Чанием тов. Мусатова, сделанным во время
недавнего дежурства: «Вместо краснофлотца
Кобачева без моего ведома в наряд был по-
ставлен краснофлотец Федосвев». Кто же
эти краспофлотны? Оказывастея, что оба
они из четвертой боевой части и являются
подчиненными т. Мусатова. Справедляв по-
этому стоящий рядом с замечанием дежур-
ного командира вопрое помощника: «Вто у
нас командует боевой частью?»
	Быть может, поэтому дежурный оби-
цер К. значительно лучше провел остаток
дежурства. Он чае появлялся в красно-
флотских кубриках, строго следил э% по-
рядком на верхней палубе, за соблюдением
суточного плана. Обходя корабль после по-
веряющего, он заметил новые недостатки й
во-время принял меры. Вечером, после сда-
чи дежурства, №. доложил помощнику обо
воем, что пройдошяо во время ето дежур-
ства. № чести послехнето, доклад офицера Е.
He осталея без внимания.
		Черноморский флот. `Торнедные катера на учении.
		ЛАТВИЙСКИЕ ФАШИСТЫ
НАШЛИ ПРИЮТ. В ЛАНИИ _
	КОПЕНГАГЕН, 2 марта. (ТАСС). Газета
«Социалдемократен» опубликовала сообще-
ние о’ том, что в датском местечке Факсв.
Ладепладсе в трех отелях размещено около.
700 беженцев-латвийцев — мужчин, женщии
и детей. Как сейчас выяснилось, среди этих
беженцев скрываются латыши, служившие в.
рвериод оккупации Латвии гитлеровскими.
войсками в эсэсовских частях.

«При ‘ремонте канализации в одном из
отелей, — пишет газета— были обнаружены.
огромные пакеты с хлебом, колбасой-и.дру-
гими продуктами питания, которые и чю-.
влекли засорение канализации. При ремонте
потребовалось раскопать некоторые места в.
саду, примыкающем к отелю, причем были
обнаружены военное обмундирование эсзсов-
цев, немецкие знаки отличия, удостовере-_
ния личности, которые беженцы, очевидно,
пожелали скрыть от датских властей; © x, -
кроме того, чемодан, в котором хранилась
немецкле ордена. :

Это событие вызвало болыную сенсацию в.
Факсе Ладепладее. Все жители давно уже
возмущались тем, что этим беженцам сво-
бодно разрешалось ходить но городу и посе-
щать другие города. По этому поводу co--
трудник газеты «Соцналдемократен» обра-
тился к председателю окружного суда в
Факсе Ладепладсе Ларсену, который пол-
твердил правильность сообщения о находках
и, Кроме того, добавил, что при раскопках.
было найдено также большое количество
фотографий, изображавших некоторых бе-
женцев в форме эсэсовцев с немецкими ор-
денами. .

Далее Ларсен рассказал, что всё прожи-
вающие здесь беженцы являются латвнй-
скими гражданами. Латвийцев разместили
здесь союзные военные власти, которые пе-
редали нх пол контроль Красного Креста, в
частности капитава Тране. Ларсен заявил,
что население местечка очень недовольно
беженцами. __

В беседе с комендантом лагеря‘выясни-
лось, что расследование по этому делу ве-
дется особым отделом полиции при адмиии--
страции беженцев. Комендант заявил, ‘что:
жители Факсе Ладепладее давно уже знали,
что в их городе проживают эсэсовны. ‚.

Понятно, пишет газета, почему населению
города так неприятно видеть на улицах
своего города иностранцев такой. категорич,
которых в других местах держат в заклю-
	  чении. Следует надеяться, что расследованне
	приведет к тому, что эсэсовцев удастся от-
делить от других беженцев и отправить в
такие места, где они будут находиться под
надежной охраной.
		Раскрытие подпольной фашистской
организации в Италии
	РИМ, 2 марта. (ТАСС}. Как сообщает газ
	зета «Италия Либера», римской полицизй
	раскрыта новая подпольная фашистская ор-
ганизация. Арестован один из ее руководи-
‘телей, фамилия которого пока не называет-
ся. У арестованного найден шифровальный
код, с помощью которого он поддерживал
связь не только CO своим подлольным цент-
ром, очевидно, находящимся в Риме, но
также с «мощным заграничным центром»,
находящимся. во франкистской Испании.
	прозрачном небе, и Машенька и Оленька
держали его под руки, и он ликующе думал:

«О, малые, пришли... Сухарев, верно, обо
мне говорил... Какие они все хоронше...»

— 396, понимаете, разболелся, — невер=
ным голосом об’яснял он, HO через минуту;
HEKTO уже не думал о его зубе.

— Чю же вы не хотели рассказатьй —
спрашивали девушки.—Ведь мы вам сколь-
ко раз про Ленинград говорили!”

— Так ничего же не было, — пробормо-
тал Кузьменко, — такое же каждый. дены
бывало. Что ж тут рассказывать?

— Ну, и каждый день, — прервал Cyxa-
рев, даже обида зазвучала в его голосе, —
не надо’ прибедняться. Над ‘нами немны
коршунами  вились — бомбяг и бомбят.
Мой самолет не подымается с волны — мо-
тор сдал. Кузьменко говорит — садитесь на
катер, а то разбомбят, ая не хочу, не могу.
Самолет новый — как его бросить?

_— Нельзя было бросать,— подхватил
Кузьменко, — да ведь у меня было два пря-
мых попадания в катер. Ну что ж, если
два? — возразил он сам себе. — Они меня
ни за что не хотели выпустить, когда я взял
тебя на буксир, — и он повернул лицо к
Сухареву, и все оно, это юное лицо, горело
возбуждением давно прошедшего боя.— Всю
дорогу били и пикировали, били и пикиро-
	‚вали.
	Выражение благодарности советской делегации
на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи
	присылают как отдельные представители 06б-
	ественно-политических кругов Ливана, так
	и целые группы представителеи самых лии-
роких. слоев. населения. В частности, под
одним из таких писем стоит 101 поллись.
	Одновременно поступают. письма с позд-
равлениями по случаю 28-й годовщины Крас-
ной Армии;
	ципов, установленных в Потсдаме, суще-
ствует значительное различие в 4-х зонах.
Мы не только обнаружили различное
	толкование потседамских решений и различ-

ные методы денацификации, но и, что еще
важнее, большое различие в достигнутых
результатах...».
	В отчете комиссии отсутствуют конкрет-
ные ссылки на ту или иную зону, а’ даются
лишь общие заключения. Однако Хиллмэн в
своем сообщении отметил, что комиссия с
большим удовлетворением ознакомилась с
проводимыми в советской зоне мероприятия-
ми по распределению земель прусских по-
мещиков, что способствует ликвидации
прусского и милитаристского юнкерства.
Хиллмэн добавил, что комиссия рекоменду-
	ет провести это мероприятие и в других зо-
нах оккупации в Германии.
	Ио словам Хиллмэна, ‹в некоторых зонах
	сами военные власти признали, что работа
	по денацификации промышленности и тор-
говли только должна быть начата».
	Перейдя к вопросу об организации не-
мецких профсоюзов, Хиллмэн отметил раз-
	брод, существовавший в прошлом в герман-
	ском профлвиженыи; его разделение сооб-
	БЕЙРУТ, 28 февраля. (ТАСС). В совегт-
скую миссию в Бейруте продолжают посту:
пать инсьма с выражением благодарносги
советскому правительству, товаринёу Вышин-
скому и советской делегации на первой сес-
сии Генеральной Ассамблеи организации
Об’единенных наций за решительную и я?-
ную позицию на сессии и за поддержку Сн-
рии и Лизана в Совете Безопасности. Письма
	ПАРИЖ, 28 февраля. (ТАСС). Руководи-
тели Всемирной федерации профсоюзов Хилл-
мэн, Тарасов, Жуо и Сайян устронли пресс-
конференцию для французских и иностран-
ных журналистов, на которой рассказали о
результатах поездки в Германию комиссии,
выделенной конгрессом Всемирной федера-
ции профсоюзов, состоявшимся в Париже в
	сентябре 1945 г. В комиссию, посетившую
Германию, входили: Ситрин (Англия), Хилл-
мэн (США), Тарасов (СССР), Жуо (Фран-
ция), Эрбан (Чехословакия), Куперс (Гол-
ландия). Задачей комиссии явилось озна-
комление с положением в Германии и осо-
бенно с прсведением согласно с потедамским
решением денацификации (т. е. чистки от
гитлеровцев}.
	С сообщением о результатах поездки ко-
миссии на  пресс-конференции  выстунил
Хиллмэн. Он заявил, что комиссия за время
с 30 января по 19 февраля посетила Лейпциг
и Магдебург — в советской зоне оккупации
Германии; Гамбург, Ганновер, Эссен и Дюс-
сельдорф — в английской зоне; Франкфурт,
Нюрнберг и Штуттгарт — в американской
	зоне, а также Баден-Баден и Саарбрюккен—-
	во французской зоне. Комиссия встречалась
с командующими войсками всех 4 зон окку-
пации, в том числе с заместителем маршала
	ВЫСТУПЛЕНИЕ ХИЛЛМЭНА
НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПАРИЖЕ
	Нельзя сказать, что на другом корабле
(командир капитан 3 ранга Мазетин) спустя
рукава отнеслись к результатам ночной по-
верки. С утра командиры боевых частей
были вызваны в каюту к помощнику и чи-
тали замечания, сделанные капитаном
$ ранга Дебницким. К этому времени в гра-
6с «Решение по замечанию» уже значилось,
что вахтенный у трапа краснофлотец Ми-
HADIKWH, не эназший празил дотуека на ко-
рабль посторонних лиц; © вахты снят, что
дежурный по низам мичман Зайцев, отды-
хавший в своей каюте, тоже снят ¢ Aeatyp-
ства и получил три неувольнения на берег.
	Вомандирам боевых частей требовалось
разобраться и принять меры по целому ряду
других замечаний представителя подразхе-
ления. Некоторые из них, как, например,
лейтенаят Капнин, здесь же против замеча-
ция вписали своей рукой: «Три наряда вне
очереди», лоугие просто расписались.
	Мы остановимся на двух, на наш взгляд
заслуживающих внимания, замечаниях ю-
веряющего.

«..Инструкнии для дневальных старые,
в9 втором кубрике их вовсе нет».
	«Дежурный офицер лейтенант Брусникин
отхыхал в своей валотб без китела».
	По первому замечанию помощник коман-
дира (он на корабле веего несколько дней)
не принял никакого решения, по второму
ка лаконично заметил: «Учесть».
	Надо полагать, что последнее относилось
и к Брусникину и в остальным офицерам
корабля. Ках это учел лейтенант Брусни-
кин. мы в дальнейшем увилим. а сначала
	‚заглянем в жуонал <Приказаний и_замеча-
	ний дежурному офицеру» и посмотрим, как
реагировали на записей дежурного помошни-
ки командира корабля (предшественники
нынешнего помощника) капитан-лейтенан-
гы Басин и Никиенко. Оказывается, ни
тот, ни другой не обрашали внимания, что
некоторые офицеры, как, натример, лейте-
нанты Николаев и Гришин, в графе заме-
чаний чаще всего писали: «Замечаний
нет», что они во время дежурства не 7бхо-
дили корабль. На стратицах журнала нет
ви одного замечания, сделачного рукой этих
помощников. Очевидно, и они, обходя Ke-
рабль, забывали учить дежурных офицеров
подмечать недостатки, правильно заносить
их в журнал, принимать соответствующие
решения.

Как ни странно, помощники оставляли
без внимания многие замечания, сделанные
дежурными офицерами. Теперь вполне по-
нятно, почему краснофлотец Сергеевский,

Жукова генералом Соколовским. Комиссия   Разно политическим или религиозным разли-
	чиям помогло Гитлеру притти к ‘власти. Ис-
правляя прошлые ошибки, руководители не-
мецких профсоюзов. теперь. создают об’вди-
ненные профсоюзы. «Социал-демократы, ком-
мунисты и католики об’единились, чтобы
создать единые организации. Комиссия от-
мечает эта с большим удовлетворением»,
	Отметив, что профсоюзы Германии созда-
ются по производственному принципу, Хилл-
мэн продолжал: «В большей части профсою-
зы еще не вышли за рамки местной основы,
	поскольку каждый город имеет свои соб-
	ственные отраслевые организации, которые
об’единяются только внутри города. В со-
ветской зоне конференции профсоюзных де-
	легатов должны были состояться как раз в
момент нашего посемения как B MacHITabe
	провинций, так. и в масштабе зоны, причем
они ориентируются на’ организацию отраб-
левых федераций, распространяющихея на
всю зону.
	В британской и французской зонах и—
в меньшей мере — в американской зоне да-
же организация местных НО еще не
завершена».
	и поспешно свернул в сторону, ч

его
	не заметили.
— Завтра же уеду,— решил он, быст-
	рыми итагами уходя в самую глухую часть
парка,— уеду так, чтобы сни меня и не зи-
	лели. Спросят, где я, а им скажут — уехал...
А впрочем, наверно, и не спросят. Что им до
меня,— они ведь как флюгера... Эх... ;
	В комнате никого не было — все гуляли
	В этот чудесный вечер. (Фи бросился на
кровать, ‘закрыл глаза. «Утром же поеду, —
горько думал он,—< первым автобусом по-
еду в Сочи, а там дождусь теплохода в Се-
вастопо ль»,

За раскрытым окном слышалась песня —
	пели, очевидно, в парке. Высокий женский
	Голос вел песню и низкий мужской под-
держизал ее низкими. сильными звуками
	хорошего баритона. Кузьменко предетавил
	себе, как сейчас хорошо в парке, как кра-
сиво море и все, все счастливы, все гуляют,
и только он один стралает здесь. За что?
За что?
	<«Хоропю бы сейчас уехать», — тоскливо
	подумал он, когда опять представились ему
Оленька и Машенька, гуляющие ¢ Cyxape-
ВЪЕМ.

«...Прекрасна, как ангел небесный,

Как демоя козавна и зла»х.—
	посетила ряд немецких заводов, а также
присутствовала на Нюрнбергском процессе. В
каждом немецком городе, который посетила
комиссия, она устанавливала контакт с пред-
ставителями немецких профсоюзов. Особое
внимание, говорит Хиллмэн, комиссия Вхе-
мирной федерации профсоюзов уделила во-
просу о денацификации Германии. При этом
комиссия исходила из решений Потедам-
ской конференции.
	Основные заключения комиссии по этому
вопросу сводятся к следующему: «Война
против Германии успешно закончена, но вой-
на против нанизма продолжается. До тех
пор, пока не будет одержана полная победа
в этой войне и сне будут искоренены все
остатки нацизма. и нацистской идеологии,
военная победа не может быть надежной.
	Было бы безумием считать, что корни фа-
	шизма могут быть уничтожены и что. может
быть ‘построена демократическая Германия,
в то время как прежние нацисты, милитари-
сты и их ревностные пособники будут со-
хранять значительные позиции и влияние в
жизни Германии. Из нашего расследования
явствует, что в осуществлении общих прин-
	века, — легко пошел к машине. И сейчас же
Машенька справа, а Оленька слева схвати-
ли Кузьменхо под руки а громким шопотом
спросили:

— Кто это? И что тогда случилось?

У Кузьменко еще не остыло чувство ра-
дости и возбуждения от встречи с летччхом.
Он назал было рассказывать, но получилось
плохо. Девушки нетерпеливо поглядывали
на него, и Оленька с дозадой сказала;

— Ничего же не ноймешь: вы были в
море, он был в море, кто-то к кому-то подо-
шел...
‚ Кузьменко молчал. Столько хороших
слов теснилось в его голове, — вот сейчас
польются они,— но о чем же говорить? Вель
это самый обыкновенный случай, каких было
тысячи. Он лихорадочно думал о том, как

се это происходило тогда, старался вспом-
нить, что интересного случилось в его тог-
Данией встрече с летчаком Сухаревым, ис
мучительным сознанием того, что ничего
героического не, произошло, пробормотал,
краснея:

— Да былу совсем просто. Послали меня
в этот квадрат. Там будто бы опустился наш
МБР. Ну, пришли и все прочее...
	Оленька уничтожающе поглядела на него,
	и даже грустный его взгляд не заставыл ее
смягчиться. А Машенька сказала с выра:
жением. которое ужаснуло Кузьменко:
	— «Квадрат, МБР»... может быть, вы,
	В этом, пожалуй, есть доля вины и
командира подразделения капитана 2 ран-
га Моторова. Мало здесь интересуются орга-
низацией дежурной службы, приход Деб-
нНинкого является первой нопыткой прове-
рить состояние дежурной службы ва ко-
раблях в этом году, — недостаточно контро-
вируют помощников командиров кораблей,
почти не знакомятся с докумёнтацией де-
журной службы, се порядком ее. ведения.
	Майор В. АНАНЬИН.

Краснознаменный Балтийский флот.
	высокого майора, шедшего, опираясь на
палку, — на груди у него были три полоски
орденов и медалей. — Много их у него!..
Кузьменко слегка вздохнул. Было у него
самого два ордена и четыре медали, но он
ни разу не надевал здесь кителя, к которому
си были пристегнуты, и так как девушки
всегда видели его без отличий, то он счи-
тал неудобным показывать их теперь: «По-
думают, что щеголяю».
`Они вышли на ‘дорогу, перерезавшую
Гагры и ведущую на юг — в Новый Афон
и на север—в Coun. Большая, серая от
	густой пыли машина; с откинутым паруси-
	новым верхом остановилась у застекленного
павильона. Она только что прибыла. из Сочи,
и пассажиры весело повалили из нее, разми-
ная затекние ноги и отряхиваясь от дорож-
ной пыли. И вдруг человек в форме мор-
ского летчика быстро растолкал окружаз-
нтих малину людей и © протянутыми руками
бросился к девушкам — Оленьке и Машень-
ке, стоявшим по ‘обе стороны Кузьменко.
Они шарахнулись от него, так стремитель-
но набежал он`на Них, но он не тронул wx,
а схватил Кузьменко, стисчул его, попело-
вал в губы, отодвинул от себя, сноза поце-
ловал и крепким баском < волжеким окачь-
ем сказал:

— Вот и встретились, морячок. Узнаешь?

В перзую минуту Кузьменко сконфузился
я даже немного растерялся. На него < на-
удержимой радостью смотрели . буйные,
серые, с золотистыми зрачками глаза, ши-
рокие, сильные зубы блестели на запылен-
ном лице, и лицо это с густыми, изогну-
тыми бровями пробудило в нем чеясное вос-
поминание, сейчас же исчезнувшее.

— Как же. — неторопливо пробормотал
ов,— как же не узнать...

— Сто сорок километров на буксире меня
волочил, — с восторгом закричал летчик,
обрашаясь к девушкам, с любопытетвом гля-
девшим на него. — Да при какой еше по-
годе! Баллов пять, а то и шесть было, а? —
обратился он к Кузьменко, и тот < просияв-
шим лицом -—=оН все вспомнил — радостно
подтвердил:

— Нотом до семи дошло..,

И оба засмеялись и любовно поглядели
один на другого. Шофер что-то закричал, и
летчик оглянулся на него,

= Ну, ладно, = сказал он, — я ведь з
Гагры приехал. Ты где туг стоишь? Дай за-
пихиу. Устроюсь — и к тебе. Тогда обо всем
поговорим.

Он весело поглядел на девупек, тряхнул
руку Кузьменко и, чуть перевализаясь,—
у него была невысокая, с крутыми плечами
и выпуклой грудью фигура сильного чело
	созока голам подполковника Тарасова, его
	блистательной седине, даже морщинам на
его лице. Подполковник был старым боевым
волком, и каждое его слово о войне звучало
полновесно и правдиво, а Кузьменко, когда
заходила речь о его участии в войне, как-то
мялся и говорил очень мало, почти ничего
не говорил.

«Подумают, что хвастаюсь, как мальчиш-
ка, — конфузливо думал он,— да и сделал
я, в сущности, мало.. Таких, как я,— мал-
лион. Что было бы, если бы каждый стал
воду лить, затопили бы этими рассказами».

И, представив себя в роли такого рассказ-
чика, а вокруг — десятки насмешливых и
неловерчивых глаз, Кузьменко сердился на
себя, точно ой и в самом деле рассказывал
с своих боевых делах, краенел и твердо го-
ворил себе: «Нет, пускай другие рассказы-
вают».

И потом еше одно мучило старшего лей-
тенанта, — никак нельзя умолчать об этом.
Ему одинаково нравиликь обе девушки,
с которыми он познакомился в Гаграх. —
Оленька и Мащевька, и он не знал, которой
из двух, в конце концов, принадлежит его
моряцкое сердие. Оленька и Машеньха были
подруги, ленинградские девушки, выдер-
жавиние в родном городе всю блокаду. Они
были чем-то похожи одча на другую, как
иногда бывают похожи люди одной профес-
сии, хотя Оленька со своими каштановыми,
густыми кудрями и зоркими, насмешливыми
карими глазами, высокая ростом с малень-
ким голубоватым шрамом на подбородке
сильно отличалась от Машеньки, черноволо-
сой, мягкой в движениях, с негромким голо-
сом. Но было в обеих какое-то нежное оча-
розание. В первые дни знакомства девушки
называли его «товариш старезий лейтенант»,
или «товариш’ Кузьменко», но так просто и
хорошю было кругом, так молод был Кузь-
менко, что скоро очи начали звать его Во-
лолей. Обе они были ранены — Оленька в
	самом Ленинграде, а Машенька—на Лало-
	ге. И Кузьменко с горечью думал, что он,
провоевавилий три гола, не получил даже
царапины, и шеки у него слишком свежи и
розовы для боевого моряка.
	— Ишь, как разукрашен;— чуть насмеш-
ливо, но все же с нотками увакения в го
лосе сказала Оленька, глазами показывая a
	Вы знаете, ковечно,— вы, кто хоть раз
	` побывал в Гаграх,—какое там изумитель-
	ное—глубокое, напоенное сиренью и барха-
тистой, почти осязаемой синевой—небо, как
хоро приморский парк < широкими аллея-
мя, с мохнатыми пальмами, магнолиями,
олеандрами, < буйной, многокрасочной гам-
мой субтропических цветов, как звонко пле-
lier © прибрежную, обточенную гальку
	„ зеленоватая, прозрачная, как стекло, волна,
	окаймленная ажурной строчкой ослепи-
тельно белой пены? Горы, точно любопыт-
ствуя поглядеть на море, полходят к нему
вплотную, серебристые их вершины нависли
над Гаграми, как вечные, недвижные об-
лака. Только узкая прибрежная полоса
«Гагринские ворота», которыми еще в древ-
ние времена проходили народы, осталась
между горами и морем, и эта полоса — одно
из самых нарядных и изящных мест на всем
Черноморском побережье Кавказах
	Летом сорок пятого гола в Гаграх было
как-то по-новому хорошо: сюда приезжало
на отдых много бойцов и офицеров, только
Что закончивших тяжелую страду войны.
Многие из них — северяне — ни разу не
быля на черноморском Юге, и на них оше-
ломляюше действовали и голубая гагран-
	ская бухта; лимонные и мандариновые де-
	резья, уже покрытые молодыми плодами, И
гигантские листья бананов, цветущая муш-
мула и злые, похожие на Когти хишиой
ИТиЦЫ, Острия агавы.
	В дзенадцать часов © пляжа потянулся
народ, Шли мужчины и девушки, дочерна
загорелые, веселые, громко смеющиеся.
Между двумя девушками, чуть’ покачи-
ваясь, в белых брюках и такой же рубашке
с короткими рукавами шел старший лейте-
нант Кузьменко, которого ни загар; ви пу-
шистые усики, ви даже густой. баритон
не делали стамие его 22 лет. Две недели
уже отдыхал Кузьменко в Гаграх, и те две
цедели, которые еше предстояло ему здесь
провести, казались ему бесконечными; це-
AUX четырналцать лучезарных дней и
столько же вечеров < купаньем, прогулками
в горах и на море, встречами с девушками
были у него в запасе, — это ли не удоволь-
ствие?, Одно только обстоятельство аемного
смрачало светлые дии Кузьменко — чрез-
мерная его молодость. Он очень завидовал
		— Чего уж там, я и сам хотел тебя про-
сить бросить меня-— сердито сказал Cyxa-
	‚ рез.—- Вижу, пропадет корабль, да ты упор*
	вый. :

— А тут еще начался норд баллов па’
шесть, помнишь? — перебил. Кузьменко.—.
Твой самолет зарывается в волну, ры opti
ходится держать самый малый... 2

— А они сверху наседают, — проворчая
Сухарев, злобно сжимая кулаки‚—никогда:
не было, чтобы в такую погоду, да пюдне-
прерывными атаками так далеко тащили <а*
»золет на буксире. Ведь тебя могли каж-
дую минуту потопить:

— Ну, ^ потопить, — недовольно ответил
Кузьменко. — когда мы того немца сбили,
что болыне других наседал, оли все-таки
попритихли немного.

— Нет, выручил ты славно, — тепло‘ска-
зал летчик, — одасму катеру, да еще имея
на буксире самолет, драться © вражескими
самолетамн столько времени, — нет, това»
реш ты верный...

Они вышли к морю. Море уходило к сез
ребристой дымке горизонта своими большич
ми синими водами. /

Snes в небе кажутся выпуклыми. да
	товарищ Кузьменко; Tepenederte все это Ha ак демоя козарна и зла»,— .
русский язык? . /   apoSopmotan OW, OTHOCH эти CTpOKH сразу
	к обеим девушкам.
С мрачным видом он вытащил свой чемо-
	‘дан и начал укладываться. Какую-то горь-
	кую радость достазляла ему мысль, что вот
завтра его уже не будет здесь, ‘а они, мо-
жет быть, придут о нем справляться, и им
скажут, что нет его, что — ау! — уехал стар-
ший лейтенант Кузьменко,

Нод окном. послышализь чьи-то голоса, и
вдруг сердце у Кузьменко покатилось вниз
	Ги потом как будто прыгнуло вверх. Он про-
	ворно пихнул чемодан ногой пол кровать,
лег, потом вскочил, потом опять лег. Голоса
спорили —— женские что-то говорили, и креп-
кий, окающий басок прервал их:

-— Да где же ему быть? Какая комната?
Эта?

— Кузьменко, эдесь ты? — спросил ба-
сок, и женские голоса закричали:

— Володя, где же это вы? Володя?..

В первую минуту он не хотел отклик-
нуться, но голое, не слушаясь его, дрожа от
радости, сам отозвался. А через пять минут
оч шел к парку, море шумело внизу, паль-
мы протягивали к Нему свом лапчатые
	русский язык?’ . . :

По лицу Кузьменко было ясно видно, что
сн чувствовал. себя хуже, чем в самые
страшные часы пережитых им сражений.
Вот он весь здесь, нростой, милый парень,
ничего зазорного он не сделал, честно. драл-
‹я, так хобошо ему.было здесь, и вдруг эта
проклятая... да, да проклятая встреча © Су-
харевым, а

— МБР — это морской бомбардиров-
щик, — < искусственной бодростью в голосе
ответил он, — а квадрат — это место, обо-
значешаое на карте, куда...

— Мы к вам как-нибудь после придем, и
тогла вы нам расскажете ‘про эмбе-
эры,— мстательно прервала Оленька— А
пока прощайте, нам пора. ЕЯ

Обед показался Кузьменко сегодня не-
вкусным, он ел вяло и даже оставил на та-
релке жареное мясо, что вызвало вопрос
соседа:

— Больны? Влюблены?..

На что Кузьменко поспешно ответил;

— Нет, что. вых. просто. зуб болит...

«Зуб» этот не проходил у него до самого
вечера и «заболел» еще сильнее, когда он
вечером увидел Оленьку и Мампеньку, на-
	листья, звезды весело мерцали в глубоком, [того они ярки. Хорощий вечер... -