3 марта 1946 г., воскресенье, № 54 (2255)

ey
	ЗАСЕДАНИЕ СОЮЗПОЙ
КОМЕНДАТУРЫ БЕРЛИНА
	БЕРЛИН, 2 марта. (ТАСС). Г марта 1946
года под предеедательством советокого ко-

менданта Берлина генерал-лейтенанта Camp:
нова состоялось 28-е (6-е в 1946 году) sace-
Союзной Комендатуры, Присутство:

дание
вали: ам анский комендант генерал-майор
Баркер, итанский комендант генерал-май,

ор Нейрс, французский комендант генерал

де Бошен.

Коменданты решили, что дела о престут:
лемиях немцев, нарушивших законы и рас!
поряжения военного управления, не являю-
щихся угрозой для союзных вознных вла»
стей, могут быть переданы военными управ-
лениями каждого сектора на рассмотрение
компетентным немецким судам. Приговоры
этих судов не могут превышать одного года
тюремного заключения Или 10.000 марок
штрафа или этих двух уаказаний, Пригово-
ры немецких судов могут быть. пересмотч
рены военными управлениями секторов.

Решением комендантов запрещается допуч
скать на педагогические курсы бывших чле-
	нов или бывших кандидатов в ч/б Dare:
ровской лартии, бывших руководителей гит.
леровской молодежи, бывших офицеров не-
менких вооруженных сил и других лиц по-
добных категорий. Коменданты отметили,
что во исполнение решений Контрольного
Совета открыта телеграфная и ‘телефонная
связь между Берлином и всеми оккупаци-
онными зонами Германии. .
	‘Впечатления членов делегации
АРЛЮС от поездки в СССР
	БУХАРЕСТ, 1 марта. (ТАСС). На состояв-
шейся 26 февраля пресс-конференции чле-
ны посетившей СССР делегации Румынско-
го. общества культурного сближения с СССР
(АРЛЮС) поделились с представителями
румынской и иностранной печати ‘своими

а Fat » ?
	63. мт теб ~~
впечатлениями от поездки в СССР. Откры-
	вая конференцию, академик Пархон сказал:
«Мы видели в Советском Союзе культурные
учреждения, Академию наук, библиотеку
Ленина. музеи, театры, ‘оперу. Мы видели
	заводы, колхозы, мы посетили редавцию га-
зеты «Правда». Наш визит был увенчан
приемом у Генералиссимуса Сталина, кото-
рый принял нас очень дружественно и про-
явил глубокий интерес к ‘румынскому на
роду».

Ректор Бухарестского университета Ро
сетти рассказал о встречах с советскими пн-
сателями. Он указал, что советские писате-
	оли живо интересовались современными на-
	правлениями в румынской литературе и пред-
ложили совместно приступить к работе по
переводам произведений современной совет:
ской литературы на румынский язык и py:
мынской литературы на русский.

«Самое глубокое впечатление, — сказал
член делегации д-р Оэриу,—на меня произ-
вел советский человек. Мы посетили завод
имени Кирова в Ленинграде, В течение двух
	лет завод ежедневно, за исключением 6 дней,
подвергался бомбардировкам. Завод нахо:
дился на расстоянии 4—5 ‘километров 01
фронта, и все-таки рабочие продолжали ра:
ботать без перерыва. Мы посетили выставку
обороны Ленинграда. Два года люди жили
в условиях блокады и голода, Но люди ра-
ботали, боролись и победили. Они построн:
ли дорогу через Ладогу длиной в 32 кило-
метра. Они называли ее дорогой жизни, Они
оборонялись и победили. Каждый понимал,
что защищает не только Ленинград, но и
все народы. Мы посетили вместе с профес-
сором Пархоном лаборатории „Ленинградско-
го университета. Мы видели там то, чего нет
нигде, —коллективный труд в лабораториях,
коллективный труд в науке. В СССР хуще-
ствует тесное сотрудничество между людь-
ми науки. Такая работа‘ приносит в научной
работе самые лучшие результаты».
	‘лен делегации профессор Оцетя сказал:
«Самое сильное впечатление у Нас оставили
оптимизм и уверенность, которые мы обна-

ужили во всех слоях советского народа:

ы видели народ в разгаре своего под’ема,
уверенный в своей судьбе и в осуществле:
нии планов, которые ему предлагают... У нас
	создалось также впечатление, что в Совет-.
	ском Союзе вся деятельность основывается
на науке. Всюду, где мы были, нам излага:
ли планы, и, как мы могли в этом убедить-
ся, эти планы находились в разгаре осу-
ществления». Оцетя указал, что посещение
Академии наук, Московского и’`Ленинград-
ского университетов и других высших учеб-
ных заведений убедило его в том, что совет-
ские научные институты построены на базе
полнейшей демократии. 85 процентов сту-
дентов являются государственными стипен:
диатами. Оцетя рассказал о системе выдвиз
жения научных работников и отметил высо-
	кую специализацию советских учебных за-
ведений.
	Своими впечатлениями поделились также
	Поппер, Магеру, Петрович и другие члены
делегации.
	Опровержение генерала
Ковзтуна-Станкевича
	ЧАНЧУНЬ, 1 марта. (ТАСС). В ответ на
запрос ‘нашего ‘корреспондента генерал
Ковтун-Станкевич опроверг приписанчое
ему агентством Ассошиэйтед Пресс заявле-
ние американским корреспондентам © том,
что будто бы советские войска, в соответст-
вии с тройственным соглашением, вывезли
из Мукдена промышленное оборудование,
причем генерал Ковтун-Станкевич заявил,
что это сообщение Ассошиэйтед. Пресс яв-
ляется полностью вымышленным.
	Суд над служащими лагеря
военнопленных в Финляндии
	ХЕЛЬСИНКИ, 1 марта. (ТАСС). Как co-
общает газета «Тюэкансан саномат», 22 фев-
раля в селении Киукайнен начался судебный
процесс бывших руководителей и охраны ла-
геря военнопленных, который в 1941—49 гг.
помещался в запасной тюрьме Кеулио. Воен-
нопленные в этом лагере подвергались же
стокому обращению. Председателем суда яв-
ляется судья Тауно Сарьела, обвинителем
выступает губернский прокурор Ярьво. 0б-
винение возбуждено против бывшего началь-
ника упомянутой тюрымы Салонена, заведуо-
щего хозяйством Талонтюйка, старшего над-
зирателя Паикка, служащих охраны Арго
Пелтонена, Тойво Пелтонена, Франца Ман-
нила, бывших служащих охраны лагеря
младшего сержанта Ристо Вуорио, Марти
Салминена, Simo Данкинена и Тойво Рита-
лахти (за убийство военнопленного  Рисго
Вуорио ‘был ‘уже присужден к пожизненно“
му заключению и привезен на суд. из тюрь
мы).

В качестве свидетелей выззаны: 15’ чело
век, находившихся в свое время под охраной
в тюрьме Кеулио и бывших поэтому свиде-
телями многих насилий. В качестве свиде:
гелей выступают также двое бывитих слу“
жащих охраны. Свидетели привели’ много
численные примеры грубого насилия в отно
шении военнопленных. Заседания суда отло-
жены до 22 марта по просьбе обвинителя,
	оожкелатзитето получить дополнительные Ma
териалы.
	heeded     Ответственный редактор
‚ отдал
				Процесс главных немецких военных
	преступников
	в Нюрнберге.
	нако оказывается, что их «ученые собаково-
ды» в этом учреждении занимались приуче-
нием псов кидаться на людей и рвать В
клочья обреченные жертвы. Можно ли из’ ять
этих «собаководов» из СС?

В Данциге другой «научно`исследователь-
ский институт» работал над изготовлением
мыла из человеческого жира. Может быть.—
заявляет обвинитель.—.м этих «мыловаров»
избавить от уголовной ответственности?

Защитой были выдвинуты два практиче-
ских предложения: выделить в. особое про-
изводство дело о преступных организациях,
организовать по лагерям защиту для соби-
рания показаний и сведений. Оба эти пред-
ложения на деле одинаково ведут к созда-
нию непреодолимых препятствий для вы:
полнения Трибуналом огромной. возложенной
	на него народами задачи. Эта задача точно
сформулирована в уставе, предписывающем
Трибуналу разрешать вопрос о преступных
организациях в связи с рассмотрением кон-
кретного дела о членах этих ‘организаций.
Поэтому обращение к Трибуналу с ходатай-
ством о выделении дела об организациях в
самостоятельное производство равносильно
нарушению устава. : 7
	Как известно, говорит далее т. Руденко,
все организации, которые ‘обвинение пред-
лагает признать преступными; представлены
на скамье подсудимых. Следовательно, по
делу уже проходит доказательственный ма-
териал, который вполне пригоден для выво-
дов Трибунала о преступном характере той
или иной организации. При этих условиях
вызов специальных свидетелей, способных
дать показания об организации, может яв-
ляться лишь дополнительным источником
доказательств.

Заканчивая свое выступление, тов. Ру-
денко обращается к рассмотрению некото-
рых аргументов защиты. Защитой было ука-
зано, говорит обвинитель, что в результате
признания организаций преступными будут
	привлечены к суду миллионы немцев — Slee
нов этих организаций. Вместе с моими кол-
легами-обвинителями я этого не думаю. Но я
хочу сказать другое. Защита ссылкой на
гипотетические миллионы подсудимых пы-
тается смутить, помешать движению право-
судия. Однако перед нами, представителя-
ми народов, вынесших тяжесть и страдания
борьбы с гитлеровской агрессией, перед со-
вестью и сознанием всех свободолюбивых
народов неотступно встают другие цифры,
другие миллионы. Это невозвратимые мил-
лионы невинных жертв, замученных в Трем-
блинке, в Освенциме, в Дахау и Бухенваль-
де, в Майданеке и Киеве. Наш долг сделать
все для того, чтобы ‘раздавить злодейскую
систему обращенных против человечества
фашистских организаций. }
Неизмеримы, ‘безграничны преступления,
совершенные гитлеровцами. Но месть не за-
	стилает нам глаза, и нет помыслов обрушить
репрессии на весь германский народ. Од-
нако правосудие не позволит отвлечь себя
в сторону, чтобы уступить дорогу рецидиву
новых злодеяний. Мы глубоко убеждены,
говорит обвинитель, что Трибунал твердо
пойдет своим путем к справедливому и бы-
строму приговору и в полную меру воздаст
виновникам за все`их преступления.

После выступления главного обвинителя
от СССР тов. Руденко судья Биддл задал
ему несколько вопросов, касающихся винов-
ности обвиняемых организаций и их членов.

Затем Трибунал предоставил возможность
выступить адвокатам Диксу, Серватиусу и
Кубушеку по вопросам виновности обвиняе-
мых организаций. В заключительной части
утреннего заседания выступили защитники
Латернзер и Леффлер по поводу ‘установле-
ния преступности гитлеровских организаций;

С ответом на вопросы защитников высту-
пил английский обвинитель Дэвид Максу-
элл-Файф. Е

На этом закончилось утреннее заседание
Трибунала:
	демократических государств, требующих
уничтожения последнего оплота фашистской
тирании в Европе. Оно поддерживает требо-
вания о привлечении испанского диктатора
и его сообщников к ответственности за со-
участие в преступлениях немецкого нацизма
и итальянского фашизма.

сах обороны. «Армия и флот,— пишет га-
зета,— настамвают на создании сети амери-
канских баз, простирающейся от Окинавы
1о Исландии». Газета «Дейли ньюс» в се-
рии ‘статей своего корреснондента из Рей-
кьъявика пишет, что «американские мор-
ские и военные власти считают Исландию
необходимым опорным пунктом для амери-
канских воздушных и морских сил. В Ис-
ландии находится американский гарнизон,
численностью примерно в 1.000 человек,
Крупный аэродром для транспортных самб-
летов находится в Микс-филд на полуост-
рове Кеплвик и небольшой аэродром в рай-
оне Рейкьявика».

В связи с сообщениями о намерении
США создать постоянные базы в Исландии
в иностранной печати высказываются раз-
личные точки зрения. Сообщая о планах
американского правительства, газета «Крис-
чен сайенс монитор» высказывает прелно-
Ложения, «не вызовут ли арктические
базы больше подозрительноети, чем было
бы желательно».

Далекая газета «Информашон» напоми-
нает о том, что временные американские
базы в Исландии были созданы в 1940 го-
ду. В июне 1941 года Рузвельт заявил, что
после окончания войны все американские
войска будут немедленно отозваны из Ис-
ландии. В июне 1945 года американское
правительство сообщило, что войска будут
выведены из страны в октябре иди ноябре
этого же года. «Однако, — пишет газета, —
войска до сих пор находятся там же».

Иеландекое общественное мнение счита-
ет, что. предоставление баз США могло бы
привести. к тому, что и другие державы
смогли бы претендовать на получение опор-
ных пунктов в этом ` районе. Это тем более
возмолуню, что Исландия занимает важней-
шее стратегическое положение на морских
путях в Северной Атлантике, имеющих, как
известно, значение не только для Соединен-
ных Штатов Америки. В частности, газета
«Информашон» подчеркивает, что Англия
также хотела бы создать свою базу в этом
районе. ‹ .

«Исландцы озабочен перспективой с03-
дания баз на их территории. Они считают,
Что в этом случае их нейтралитет не будет
стоить ни гроша» ,— пишет в связи с этим
датская газета. «Политикен».
		Советские свидетели
	_ -
От. специального корреспондента
«Красного Флота»
>
	ко про одну его деревню и что не довелось
ему рассказать о злодействах немцев во всей
	округе. Он еще сам не. отдает себе отчета,-
	как много значит на весах о то,
что ‘было им тут рассказано.
	Не за популярностью, не за славой. при-
ехал в Нюрнберг. и еврейский ‘писатель
	Абрам Суцкевер из Советской дитвы — ч®-
ловек, так много испытавший и столько раз
стоявший на пороге смерти, что его’ био-
трафия могла бы служить готовой канвой
для потрясающего романа ужасов. Его неод-
	нократно. хватали «ловцы» из зондеркоманл
то дома, то просто на улице. Его заставля-
ли голым плясать вокруг костров, где сжи-
гались древние еврейские книги, и, марши-
ровать вдоль шеренг эсэсовцев, каждый ИЗ:
которых ударял его палкой. Он видел ули-
цы в еврейских кварталах Вильно, забрыз-
ганные кровью так, будто над ними прошел.
	красный дождь; пережил злодейское. умерщ-
	вление своей матери, держал на руках. хо-.
	ледеющее, с почерневшими от яда губками
тельце своего первенца, которого немцы от-
равили через час после появления на свет,
потому что накануне вышел приказ, запре-
	щающий рожать обитателям еврейского
	гетто.

Из 80 тысяч ‘евреев, живших в литов-
ской  ‘столице, немцы умертвили 15 с поло-
виной ‘тысяч. Писатель Суцкевер был среди
уцелевших пятисот — шестисот человек,
которым посчастливилось скрыться в тайни-
	ках или пробраться к партизанам. Случайно.
	выживший, он чувствует себя вправе гово-
рить здесь и от имени тех, кому выжить
не довелось, и из уважения к памяти мерт-
вых отказываетея от предложенного ему’
кресла. Измученный бесконечным преследо-
	ванием и изошренными издевательствами,
	но не покорившийся, нашедший в себе си-
лы для борьбы с оккупантами и заслужив-
ший в этой борьбе боевую награду совет-
ского правительства. стоит он У свидетель-
	  6кого ПУЛЬТа -— отин из тех интеллигентов
	нашей‘ страны, которые раньше. и сами не
подозревали, что у них хватит мужества по
собственной инициативе взяться за оружие.

Абрам Сункевер был первым евреем, `до-
прошенным на процессе, и при его появ-
лении некоторые подсудимые не сумели
скрыть вспышки зоологической злобы.
Кальтенбруннер уставилея на свидетеля,
как удав, забывигий, что он в клетке, и го-
товящийся броситься на того, кто уже не
может стать. его жертвой. Штрейхер, обыч-
но бесчувственный к происходящему в зале
и всегда что-то жующий, перестал двигать
челюстями,  побагровел, как раз’яренный
индюк, перегнулся через барьер и застыл
в позе, выражающей гневное недоумение по
поводу того, как смог этот человек остаться
в живых. Й все лвалцать, бессильные уже
исправить эту свою «оплошность», прово-
дили свидетеля до дверей тяжелым, нена-
видящим взглядом.

Быть может, кое-кто из а по-
	прекнул в мыслях своих подручных и за
	TO, что во-время не был умерщвлен врач
	Евгений Вивельша, прошедший путь через
сеть. лагерей. для советских военнопленных
	и теперь рассказавший Международному
	Трибуналу о том, что он на этом пути уви-
дел и перёжал.
	Влдвое старше своих лет выглядит этот
свидетель. Трудно поверить, что ему еще
нет 30 лет. Молодого человека превратили
почти в старика три с лишним года, про-
	введенные им .в. лагерях, где люди жили в
	ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОТЕСТА. В ИТАЛИИ ПРОТИВ ФРАНКИСТСКОГО ТЕРРОРА
	рора. 25 февраля в Турине состоялиеь четы-
ре многолюдных митинга, на которых ора-
торы требовали разрыва дипломатических
	ИЗ ЗАЛА
СУДА
	холоде и грязи, под открытым небом, еже-
дневно сотнями. умирали от болезней и голо-
да, бросались в подвалы-карцеры, откуда
уже никто: не выходил живым.

( беспримерных страданиях наших с0-
отечественников поведал судьям и протоие-
рей Николай Ломакин, переживигий блокаду
Ленинграда. Его рассказ о том, ках гибли
ни в чем не новинные мирные люди от бом-
бежки жилых кварталов, от голода и от вар-
варских артиллерийских обстрелов, допол-
нил выступление академика Орбели, дока-
завшего прелнамеренное разрушение нем-
	ками культурных и исторических сокровищ.
	города Ленина. И снова вспомнился нам ог-
лашенный недавно в этом зале чудовищный
приказ немецко-фашистского командования
«Будущность города Петербурга»— приказ
о том, что Ленинград должен быть стерт с
	лица земли.

Зато очень короткой оказалась память.
у адвоката Серватиуса, уже успевшего об.
этом приказе «забыть» и выступившего с.
неуклюжим ° возражением против допроса
академика Орбели.

— Я не понимаю, — заявил «налвный»
JOKTOP,— о каких немецких преступлениях
	В Ченинграде может рассказать нам этот
свидетель, раз Ленинград не был в руках
немцев, а если он и подвергался обстрелу,
то в такой же степени, как любой прифрон-
товой город Bo всякой войне.
	Лорд Лоуренс отвел это  нелепое возра-
	шение, деликатно назвав его несерьезным.
Серватиус вынужден был молча удалиться
	на свое место, бессильный обосновать’ ка-
вими-либо более разумными ловолами свое
	нежелание видеть ленинградского ученого
у свидетельского пульта. Не мог же он при-
знаться, что для подсудимых, а следова-
тельно, и для защитников, страшен каждый
новый свилетель из Советского Союза.
	А Когда тот же адвокат попытался оспа-
ривать . утверждение академика Орбели о
преднамеренности- обстрела Эрмитажа, уче-
НЫЙ доказал свою’ правоту так убедительно
й вместе. с тем так остроумно, что волна
шумного одобрения прокатилась по рядам
журналистов по’ мере того, как каждый
услыхал переведенные на его язык слова
свидетеля.

`Ничего отрадного для себя не услышали
адвокаты и от Евгения Кивельша, которому
они задали несколько «уточняющих» в0-
просов. Защитнику генерального штаба
доктору „.Лалернееру очень хотелось уелы-
шать от свидетеля, что организация пита-
ния военнопленных на переходе колонны
представляет для командования задачу. ко-
	торая не всегда может быть легко разре-
шена. В ответ на это Кивельна сообщил су-
ду, что немцы не только сами не давали
пзенным никакой пищи в течение ‘дливше-
гсся несколько дней перехола из олного ла-
геря в другой, но расстреливали мирных
жителей, в том числе детей, пытавшихся
поделиться с‘пленными своим куском хлеба.
После этого адвокаты отказались от даль-
вейших попыток извлечь для своих пол-
защитных какую-либо пользу из допроса
советских свидетелей.
Чувство гордости за своих соотечествен-
ников. охватывало каждого советского граж-
данина, находившегося в эти дни в судеб-
HOM зале. (о свидетельской трибуны Нюрн-
бертского процесса простые советские люди
сумели говорить так, что их услышали не
только судьи, но и все культурное челове-
чество. И хотя они говорили только о кон-
кретных фактах, только о том, что. видели
H пережили сами, их устами была еще раз
BO всёй птироте высказана миру правда о не-
мецких фашистах, которых лучше, чем
кто-либо другой, знает наш народ.
	Н. ЛАНИН.
Нюрнберг. и
	отношений с франкистской Испанией. Ми-
тинг протеста. против новых преступлений
Франко состоялся также в Больцано.
	кие сдвиги, происшедшие в сознании арад-
	ских народов, и их твердое стремление к
	полной свободе. :
; * *

В связи с предстоящими выборами в Ита-
лий — сначала. в муниципалитеты, а’ затем
в Учредительное’ собрание — резко усили-
лась ‘активность: политичёских партий.
Предвыборная борьба приобретает. вее более
интенсивный характер.

‘Итальянская реакция прилагает все уси-
лия к тому, чтобы максимально оттянуть
созыв` Учредительного собрания, используя
для этого Совещалельное собрание, на рас-
смотрение которого должен быть передан
правительственный проект о полномочиях
Учредительного собрания. В последние дн
ведутся интенсивные переговоры по этому
вопросу между представителями отдельных
партий, с тем чтобы в ближайшие дни марта
опубликовать правительственный законо-
‘проект о полномочиях. Речь идет о том, что-
бы установить, каковы ‘будут функции
‘этого важнейшего органа — будет ли Учре-
пительное собрание полновластным или его
‘функции будут ограничены и сведутся к
выработке текста новой конституции,

Правые партии, естественно, настаивали
‚на ограничении прав Учредительного’ собра-
‘ния и предлагали до его <озыва провести
‘предварительный Феференлум по вопросу о
‘полномочиях собрания и о тосударетвенном
строе. Тем самым они`хотят заранее поста-
вить Учредительное собрание перед свер-
шившимея фактом и сузить его компетен-
цию. Прогрессивные круги категорически
возражали против такого референдума. счи-
тали, что им должно заниматься вновь Из-
брачное собрание.
` После длительной борьбы на-днях было
принято решение о проведении референдума
по вопросу о государственном устройстве
одновременно с выборами, а не предвари-

тельно. Воммунисты и социалисты утвер-
	дали, что референдум о полномочиях Учре-
дительного Собрания излишен и, в том слу-
чае, если этот референдум будет навязан.
они будут призывать избирателей выскз-
заться за полный суверенитет Собрания.
Вопреки” настояниям правых партий,
таким образом, будет проведен лишь рефе-
рендум о характере государственного строя

одновременно с выборами, как это было во
Франции.
	На процессе главных военных преступни-
ков дали свидетельские показания пять е0-
ветских. траждан. Люди самых различных
профессий ученый, крестьянин, врач, пи-
сатель, священник — они все одинаково
вызывали особую настороженность у подсу-
лимых и адвокатов и особый интерес у по-
стоянных посетителей судебного зала. 0 нах
много говорили в кулуарах. Их наперебой
снимали фотографы и киноопералоры. Их
биографии, вывешенные в информационной
комнате, ‘переписывались на всех языках
мира в корреспондентекие блокноты. Жур-
налисты настойчиво искали вотреч и зна-
комств 6 ними. В них видели представителей.
народа, которому немецкие фаиисты причи-
нили особенно много горя и страданий и ко-
торый больше всех отдал ‘усилий, пота и
крови на дело разгрома гитлеровской Гер-
	И действительно, любой из советских
свидетелей, несмотря на то, что это были
люди с обыкновенными биографиями, каких.
сейчас в нашей стране много, столько пе-
режил з& последние грозные годы, ‘что од-
ного этого уже хватило бы для самого суро-
	вого приговора фашизму.

Псковский крестьянин Яков Григорьевич
Григорьев рассказал Трибуналу события од-
ного лишь дня в олной маленькой русской.
деревне, но. этот. бесхитростный ‘рассказ,
не занявший и четверти часа, вошел гнев-
ной и грозной страницей. в: летопись исто-
рического судебного процесса `и’ уже полу-
чил широкий отклик в мировой печали.

В тот день — глубокой осенью сорок
третьего года — ве жители деревни Куз-
нецово, обвиненные в том, что У кого-то из
них будто бы переночевал партизан; были
согнаны немецкими: солдатами в две избы
и расстреляны там из автоматов. Затем и эти
избы и все остальные были сожжены. Под
пулями и в огне погибли стар и млад —
от стовосьмилетней древней старухи до че-
тырехмесячного ‘младенца. Погибла и ее-
мья Григорьева — жена, два сына, невест-
ва © двумя детьми. Сам Яков Григорьевич,
чудом упелевитий при расстреле и опять-.
таки чудом выбравигийся вместе с третьим
сыном из горящей избы, был почти единст-
венным человеком, оставшимея в живых из
всего населения деревня. ‘

И вот он сидит перед микрофоном в ‘Goms-
том, ярко освещенном зале, за тысячу верст
от Родины, простой русский человек в кре-
СтБЯнской одежде, никогда не думавший и.
не гадавигий, что сульба приведет его’ в этот
чужой немецкий город. Он почти не смотрит
Ha подсудимых и вряд ли замечает устрем-
ленные на него их взгляды. Не спеша, вы-
разительным и ярким народным языком, ©
характерным выговором своего родного края
отвечает он на вопросы прокурора и, отве-
сив судьям неторопливый поклон, с досто-
инством выходит из зала. И тотчае же под-
нимаются со своих мест десятки журнали-
стов. Им хочется немедленно, под самым
свежим впечатлением написать: об этом сви-
детеле. з может быть, и посмотреть на нем.
еще раз, когда он будет проходить по длин-
ным судебным коридорам.

Но самого Якова Григорьевича тяготит
это сочувственное внимание иностранцев:
Равнодушен он и к тому, что завтра его имя
появится в большинстве газет мира. Он сде-
лал в. Нюрнберге свое дело и хочет скорее
домой — в тихую лесную деревню Навло-!
BO, где он поселилея после того, как пере-
стало существовать родное: Кузнецово и тде
с затаенной тревогой поджидает уехавшего
в немецкую страну отца его елинственный
теперь сынок Лепта, которого он вытащил
Torta раненного из-под мертвых тел братьев
и соседей и вынес на руках из положженной
немцами избы. И жалеет Яков Григорьевич
лишь 0 том. что спросили его на суле толь-
	РИМ, 2 марта. (ТАСС). Газета «Унита»
сообщает, что ‘в Италии происходят демон-
страции протеста против франкистского тер-

- Умрфениее заседание 2 марта
	‚ НЮРНБЕРГ, 2 марта. (ТАСС). В начале
утреннего заседания Трибунала 2 марта вы-
ступил главный обвинитель от СССР тов. Ру-
денко.

`— Мне кажется необходимым, — заявил
он— прежде веего внести ясность в право-
вую сторону вопроса. В уставе Трибунала
отсутствует: указание на то,что признание
организации преступной автоматически вле-
чет за собой предание суду или, тем более,
осуждение всех членов этой организации.
Устав содержит четкое указание противопо-
ложного характера. Неоднократно цитиро-
	ванная ‘в-суде 10-я статья ‘устава Грибунала.
	говорит о том, что национальные суды име-
ют ‚право, а не, обязаны судить членов ор-
ганизации, признанной преступной. Следова-
тельно, вопрос о суде и наказании отдель-
	ных членов преступной организации всецело
находится в компетенции Национальных су-
дов. Судебный суверенитет ‘каждой. из
стран, организовавших Трибунал и’ приняв-
  тих его ‘устав, ограничен, таким образом.
лишь в. одном отношении; национальные су-
ды не могут оспаривать преступного харак-
тера’ организации, признанной преступной.
	Дальнейших ограничений судебного сувере-
нитета договорившихся’ государств Трибу-
нал вносить не может. Ноэтому с полным
основанием главный обвинитель от’ США
Джексон говорил здесь, что утверждение,
будто признание организации преступной ав-
томатически повлечет за собой массовое
осуждение членов ‚организации, есть плод
фантазий, выросшей не на почве закона, а
где-то в стороне.

Один из защитников — _ Cepsarnye, npo-
должает обвинитель, ‘говорил перед Трибу-
налом о законодательной властй Трибунала.
Авторитет Международного Военного Три-
бунала, организованного четырьмя держава-
ми в интересах всех свободолюбивых наро-
дов, огромен. Но, конечно, законодательной
властью Трибунал, как судебный орган, не
	обладает и обладать не’ может. Разрешая,
в’частности, вопрос о преступном характере
организаций, Трибунал лишь использует
свое, основанное на законе-уставе, право
самостоятельно решать вопрос о признании
организации преступной. Конечно, вступив-
ший в законную силу приговор суда при-
обретает значение закона, но таково значе-
ние всякого вошедшего в силу судебного
приговора.

Защитник Кубушек указал, говорит обви-
нитель,, что определения устава о преступ-
ных организациях — правовые новшества. В
известной мере это верно. Новшество—
прежде всего само образование Междуна-
родного Военного’ Тоибунала, новшество’ —
устав-и. все его определения.

Но если защита считает возможным сето-
вать на.это; то не лишне напомнить причи-
ны. ‘вызвавшие эти правовые. новшества, —
	тягчаишие злодеяния, которые совершили
подсудимые и их сообщники и которые не
были. известны в истории человечества.
Именно эти злодеяния вызвали необхоли-
мость в новых правовых мероприятиях, для
ограждения мира, свободы и жизни народов
от преступных посягательств. Однако госу-
дарства, создавшие этот Трибунал, и все
свободолюбивые народы остаются неизмен-
но верными идеям права и. принципам право-
судия. Поэтому. ответственность за участие
в преступной организации устанавливается
лишь. при наличин индивидуальной вины.
Конкретно. вопрос об индивидуальной ‘ответ-
ственности будет решаться’ национальными
судами.  -

Здесь указывали,—продолжает т. Руден-
ко;—что некоторые звенья СС не преследо-
вали преступных целей.. Однако трудно в
фашистском аппарате найти нейтральные, не
служившие. преступным целям, части. За-
щитник СС Бабелл, например, назвал в си-
стеме СС существовавшее исследователь-
ское ‘учреждение. по собаководству. Каза-
лось бы — общеполезное предприятие. Од-
	Протест правительства Чехословакии против казни
10 республиканцев в Испании
ПРАГА, 28 февраля. (ТАСС). 26 февраля  демократических государств
	правительство Чехословакии заявило протест
правительству Франко против казни 10 рес-
публиканцев в Испании. Чехословацкое пра-
вительство указало, что казнь 10 республи-
канцев является циничным преступлением
фашистского режима Франко. Правительство
Чехословакии полностью разделяет взгляды
	Оценивая итоги обсуждения законопроек-
та о референдуме и. полномочиях Учреди-
тельного Собрания, газета «Риесорджимен-
то ЧЛиберале» пишет, что «разрешение
‘сложнейших и труднейпгих вопросов, кото-
рые рассматривалиеь многими скептиками
как неразрешимые, является огромной де-
мократической победой».

Наряду. с стремлением «обуздать Учре-
длительное собрание» (0б этом открыто пи-
сала’ профашиетская газета «Уомо Куалун-
куб») реакционные круги ‘всячески стара-
ются спровоцироваль ‘ правительственный
кризис в стране. Для этого распространяют-
CA слухи о предстоящем уходе в отетавку
де-Гаспери, о недолговечности существую-
‘его правительства и т. д. Нрогрессивные
элементы страны оказывают поддержку пра-
‘вительству, считая, что правительственный
‘кризис в нынешних условиях означал бы
‚новую отсрочку выборов, & тем самым по-
мешал бы проведению демократических ре-
ферм, столь необходимых. стране.

Усиление ‘активности фашистских эле-
ментов перед выборами вызывает беспокой-
ство прогрессивных кругов. Газета «Аван-
ти» указывает на необходимость пресечь
деятельность таких организаций, как
«Фронто уомо Куалункуе»—неофащистокой
трупнировки, прикрывающей свою подлин-
НУЮ сущность  демагогичесвими фразами.
Последний. с’езд «Фронто уомо Куалункуе»
‘прошел под лозунгами борьбы против демо-
‘кратии и об’единения вс6х реакционных
сил. Судя по последним данным, эта орга-
 низация намерена об’единиться с монархи-
‘Ческими партиями и выступить на выборах
единым блоком.

’ Итальянская демократия в исключитель-
‚но трудных Уесловиях ведет борьбу за един-
ство. и сплоченность всех прогрессивных
‘сил в предвыборный период.

й = Е?
	В последнее время в иностранной печати
все чаще появляются сообщения о наме-
рении США получить право’ на создание в
Исландии постоянных военно-морских и
авиационных баз. Газета «Крисчен сайенс
монитор» писала на-днях, что американ-
‘ский генерал Спаате официально говорил о
предетоящем расширении сети аэмерикан-
	ских опорных пунктов в оеверной Атланти-
	KC в связи с этим 06 укреплении сотруд-
ничества между: США и Каналой в вопро-
	На международные темы
	`оа последние месяцы в Египте все.более
настойчиво вылвигалось требование выво-
да антлийских войск из страны. Под давле-
нием этих требований правительство, в0з-
главлявигеося. Нокрапти-папой, направило
английскому правительству - ‘ноту, носив-
пгую, однако, весьма умеренный характер.
Й сама нота и зответ английского прави-
тельства усилили недовольство в. стране,
Крупнейшая национальная партия Bao
заявила в своей резолюции: «Вместо того,
чтобы полностью учесть права родины и
провозгласить их во всеуслышание и от-
крыто, египетское правительство робко го-
ворит о своем согласии вести переговоры по
Этому вопросу».

В начале февраля национально-0свобо-
дительное. движение в Египте приобрело
особенно широкий размах. В ряде городов:
страны возникли студенческие демонстра-
нии и забастовки против: пребывания анг-
лийских войск в Египте и политики египет-
ского правительства. Бастующие потребова-
ли отставки Некраши-пали и создания но-
вого’ правительства, которое заняло бы бо-
лее твердую линию по отношению к Англии.
15. февраля египетское правительство по-
дало в отставку. Новое правительство воз-
тлавил Сидки-палиа.

В двадцатых числах февраля забастовоч-
ное движение в Египте переросло в широ-
кие уличные демонстрации. Демонстранты
вышли на улицу с лозунгами: «Вон из Eran-
tal», «Долой Бевина» и т. д. Английекая
полиция открыла огонь по демонстрантам,
а четыре английских грузовика врезались
в толпу. Беспорядки и волнения продолжа-
лись несколько дней и улеглись лишь 1ос-
ле настоятельных требований правитель-
ства сохранять снокойствие и обещаний, что
требования о выводе английских войск бу-
дут выполнены.

Положение в Египте продолжает оста-
ваться крайне: напряженным. Как сообщает
егикетекая печаль, 4 марта состоится все-
обтая забастовка в знак протеста против
расстрела демонстрантов английскими вой-
сками. Крупнейшая студенческая организа-
ция Вгиита приняла на митинге в Каирском
упиверситете решение — об’явить 4 марта
	Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
		днем траура, отмепить занятия во всех
учебных заведениях и провести демонстра-
цню во всех городах страны. Студенческая
организация настаивает на том, чтобы еги-
петское правительство не начинало перего-
воров с Англией иначе как на основе анг-
лийской декларации, провозглашающей пол-
‘ную эвакуацию английских войск из доли-
	ны реки .Нила. Б случае, если правитель-
ство Сидки-паши не выполнит этого тре-
бования, организация намерена настаивать
На отставке правительства. Наряду с этим
выдвигается требование об изменении соста-
ва египетской делегации в Cosere ‘Besonac.
ности. Е:

Эту позицию поддерживает и крупная 91-
	ганизация «Мусульманские братья», кото-
рая предлагает к тому же поставить на’ сес-

‘сии Совета Безопасности, вопрос о сузере-
‘нитете Вгипта_
	Английское правительство, как известно,
направило на-днях Египту ноту протеста
против  антианглийских демонстраций в
	против  антианглииских демонстраций В
‘егилетских городах. В этой ноте содержится
требование. привлечь к ответственности ор-
ганизаторов демонстрации 21 февраля, в0з-
‘местить нанесенный англичанам ущерб и
‘обеспечить в дальнейшем безопасность для
энглийских войск ‘Правителтетво Силки-
	английских войск. Правительство Сидки-
паши, как сообщает египетская печать, со-
гласилось на эти требования.
	Официальные английские круги не скры-
вают тревоги, которую вызывает у них по-
ложение в Египте; В то же время англий-
ская газета «Трибюн» откровенно заявляет,
что «ни одно из основных требований Египта
(полная эвакуация английских воиск из стра-
НЫ, в том числе из зоны Суэца) не являет-
ся легко выполнимым. Вряд ли удастся вы-
вести войска из этих зон. Суэц остается
жизненной артерией антлийских коммуни-
каций, и об этом нельзя забывать», .

События в Египте нашли широкий отклик
во всех странах арабского Востока. Сирий-
ский посол в Египте Джемиль Мардамбей
заявил, что «арабские страны поддержива-
ют Египет и солидарны с ним в его борьбе
за независимость».

Борьба египетского народа за свою на-
циональную независимость отражает глубо-
		NN BR oe Se IU. хелефоны: для справок — доб. 1-13; отв. сек
комсомольской жизни — доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-25;
начальник издательства —Д 1-12-60; бухгалтерия — доб.

ретарь редакции — Д 1-08-03;
отдел культуры-—доб. 8; отдал
25: отдел поптизки. 4 Аб оз
	информации — доб. 1-35; отдел писем — доб. 23; иллюстрационный отдел — доб. 99;
	ы Е _ a EE IEE OIE о о о: NM OTRCILT подписки—Д, 1-62-21. _ ИЕ п. МУСЬЯКОВ,
TM 01041 о Типография газеты «Правда» имени Сталина. т. —

—_— wee