5 марта 1946 г., вторник, № 55 (2236)
_5 марта 1946 г., вторник, №:
	КРАСНЫЙ Флот
	че кичиться своими заслугами
	Б боевой подготовке офицеров-артиллери-
в береговой обороны важное значение
обретают тренировки: управляющих от-
к. Эти тренировки, как правило, должны
	Основная цель таких занятий сводится к
тому, чтобы отработать с управляющими
стнем различные способы стрельбы по мор-
сцим и сухопутным целям, научить быст-
рому и правильному решению артиллерий-
ских задач, умелому применению правил
стрельбы в любых условиях тактической об-.
становки, добиться твердого знания ©посо-
бов ведения огня и известного автоматизма,
	в работе.
	тактического фона самостоятельно выбрал
метод и способ стрельбы. Надо добиваться,
чтобы стреляющий мог наблюдать измене-
ния обстановки на полигоне (появление но-
вых целей, их маневрирование й т. д.). ^

В артиллерийском классе этот фон нуж-
но приближать к фактической обетановке.
Сведения об изменении ее на море, в воздухе
и на суше стреляющий должен получать от
боевых постов батареи по телефону или дру-
гим видам связи, т. е. так, как бы он в дей-
ствительности, в 6ою, получал. эти донеее-
ния. Это научит, управляющих огнем пра-
Вильно оценивать обстановку и. принимать
рептения. :

Пора изжить из практики такое положе-
ние, когда управляющий огнем получает из-
менение обстановки условно. из уст руко-
водителя, а сам ничего не видит и не слы-
шит. В этом случае руководитель не может
проверить и оценить действия стреляющего.
Не стоит допускать и помощи управляюще-
му огнем со стороны руководителя во время
самой стрельбы. Неправильное решение в
классе, самостоятельно принятое стреляю-
шим на основе личного наблюдения, де-
тально разобранное после стрельбы, даст
больше пользы, чем правильное решение, но.
подсказанное руководителем. Если офицер
действует неправильно, то руководитель из-
менением обстановки и условий стрельбы
должен «наказать» обучаемого и этим са-
мым дать понять ему свою ошибку.

Создание обстановки и тактического фона
при решении огневой задачи во многом 3a--
висит от оборудования артиллерийекого
класса и морского ‘полигона. На морском по-
лигоне управляющий огнем должен наблю-
дать корабли, ‘их маневрирование, под’ем
всплесков и т. д. Желательно, чтобы по ко-
раблям-моделям, поставленным на полигон,
	‘управляющий огнем мог определить тип,
класс и курс корабля-цели. Следует стре-
миться к тому, чтобы артиллерийский класе
и рубка, где находится управляющий огнем.
были оборудованы приборами, телефонами.
таблицами, всем тем, что имеется на команд-
ном пункте батареи. Это нёобходимо для то-
го, чтобы уже в классе отрабатывалась
принятая на батарее организация.

Как бы ни был оборудован артиллерий-’
свий класс, все же он не может заменить
командный пункт или боевой пост батареи.
Необходимо периодически проводить трени-
ровки на командном посту батарей с при-
влечением всей группы управления, средств
связи и груни записей. Такие тренировки,
как показывает опыт, дают положительные
результаты.

Большое внимание со стороны руководи-
теля должно-быть уделено разбору. Руково-
дитель кратко и четко должен разобрать
стрельбу и действия каждого управляющего
огнем, указать на допущенные отибки в
подготовке исходных данных и в управле-
нии огнем. Для восстановления хода стрель-
бы, согласно установленной `на батареях
форме, необходимо вести за, стреляюшим по-
дробные записи на доске. После вывола о
действиях офицера надо выставить опенку
и дать задание на; самостоятельную работу
по подготовке к следующему занятию,

Нам кажется, что такой метод проведения
артиллерийских тренировок управляющих
отнем, кстати сказать, используемый луч-
шими артиллеристами частей ‘береговой обо-
рены, будет наиболее лейственным.
	Подполковник Г. НУДРЯВЦЕВ.
	когда связисты метр за метром устраняли
обрывы проводов. ‘Несколько десятков
километров прошли моряки и, лишь убедив-
шись, что линия действует исправно, по-
вернули обратно. («Северная вахта»).
Командир катера получил приказание
выйти в море, встретить транспорт «Тамань»
и провести егов один из портов Черного
моря. В море разыгрался шторм, катер бро-
сало, как щшепку. Наконец показался
	Изо дня в день совершенствовать знания артиллеристов
	Чаконец проверка закончилась. Коман-
дир батареи приказал: «Помощнику коман-
дира батареи в рубку! Открыть огонь по
	кораблю!». Это было уже на 49-й минуте
	после налала занятия.

Управляющий огнем начал стрельбу по
кораблю. Тем не менее пользы от нее было
Maio.  Миниатюр-полигон был  еломан.
	омандир батареи показывал падение снаря-
дов рукой и при этом подеказывал: «пере-
	лет», «недолет», «вынос». Уже одно это за-
ставляло управляющего огнем подавате
команды, не глядя в стероотрубу.

После девятнадцатого залпа, стрельба бы-
ла прекращена. Управляющий огнем pony-
	стил две ошибки: одну — в подаче команхл,
	другую ——в применении правил стрельбы.
Однако разбора стрельбы и допущенных
офицерем ошибок руководитель не сделал.
Нехватало времени: на тренировку вместо
одного часа было затрачено 1 час 20 минут.
	После занятия командир батареи и сах
	вынужден был признать, что тренировка
прошла плохо. Стоит ли после этого дожа-
зывать, что подобная практика подготовки
управляющих огнем есть не что иное. как
		Гральщик уходит
в море
	Где ты, сад, в цвету, как в инее?
Где вы, травы, лебеда?

Впереди лишь темносиняя
Белогривая вода.
	Днем и ночью с параванами
Мы уходим в жесткий норд,
Чтоб суда шли караванами
Беспрепятственнов наш порт.
	Чтобы сад в цвету, как в инее,
Цвел пышнее по весне,

Чтоб меня моя любимая

Чаще видела во сне;
	За кормой ложится линия
Серебристого ‘следа,
Закипает темносиняя
Белогривая вода.
	Гр. КАРЕВ.
Р. Одесса.
	НА ВЫСШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ
КЛАССАХ
	ЧЕНИНГРАД, 4 марта. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). На высших исто-
рических классах закончились семестровые
зачеты. Итоги проверки показывают. что
слушатели успешно ‘озваивают историче-
ские и военно-морские дисциплины. Ha
зачетах отличились капитан-лейтенант Ля-
хович, инженер-капитан-лейтенант Сулоев,
катитан-лейтенант Гильбо, старший лейте-
нант Травин.
	На старших курсах закончились государ-
ственные выпускные экзамены по фило-о-
фии. Отличные и хорошие оценки здесь по-
лучили старшие лейтенанты Шведов и
Щербаков. капитан-лейтенант Шломин и
другие.
	После сдачи экзаменов по военно-морской
истории и дисциплинам оперативно-такти-
ческого цикла слушатели высптих истори-
чезких классов пройлут двухмесячную ста-
жировку в военно-морских учебных заведе-
ниях в качестве преподззателей.
	Порабельные курсанты
	ЛЕНИНГРАД, 4 марта. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). В Высшем военно-
морском ордена Ленина инженерном учили-
ще им. Лзержинского состоялся перевод
курсантов кораблестроительного, паросило-
вого, электротехнического и других факуль-
тетов в корабельные курсанты. Этой чести
удостоились сталинские стипендиаты Сун-
цов, Кожин, отличник учебы Якобсон x
многие другие. Начальник училища инже-
нер-контр-адмирая Крупский вручил им
мичманские погоны и медали «За победу над
Германией в Великой Отечественной войне
1941—1945 тг».
	Корабельные курсанты фраз’ехались по
флотам. После стажировки на боевых ко-
раблях они ту к дипломному проек-
тированию.
	3 морских шхопах
	ЛЕНИНГРАД, 4`марта: (Но’-телефону- от
норр. «Нрасного. Флота»); Ленинградские
морские школы Осоавиахима начали заня-
тия с новым набором. Юноши изучают ‘ос-
новы кораблевождения, службу наблюде-
НИЯ И связи, военно-морское дело ит. т.
	В этом году в школах будет обращено
большое внимание на морскую практику.
Молодежь получит возможноеть плавать в
Финском заливе, для чего приобретено шесть
парусно-моторных шхун, два моторных бота
п 12 шлюпок с полным парусным воору-
жением.
	Пьеса о моряках
	В ближайшее время выходит из печати
новая пьеса Б. Лавренева «За тех, кто. в
море», премированная на конкурсе военно-
морских пБес.
	Действие развертывается на одном ‘из
флотов во время Великой Отечественной
войны. Основная тема пьесы — моральный
облик советского офицера-моряка, вопросы
офицерской чести. Пьеса принята к посбта-
новке в Ленинградском Академическом те-
атре драмы им. А. С; Пушкина.
	Сейчае коллектив театра заканчивает
работу над спектаклем. Премьера состоит-
ся в начале апреля.
	В живописной пестроте полотен вы улав-
ливаете дорогой художнику облик Родины.
Вы его видите всюду —и в приволжских
пейзажах Н. Ромадина, В. Бакшеева, Г. Ше-
галя, А. Куприна. В. Мешкова, и в полот-
нах художников национальных республик
М. Сарьяна, К. Санадзе, А. Цинакуридзе,
И. Ояло, Э. Калныньш и многих других, изо-
бражающих чарующую прелесть родной при-
роды в сочетании с чувствами и идеями пе-
реживаемого момента. С большой остротой
это ошушаешь в пейзажах Ромадина, входя.
щих в большой цикл «Волга—русская река»,
за который художник удостоен в нынешнем
году Сталинской’ премии.

Портрет на’ выставке представлен’ до-
вольно обильно в`скульптуре, и, надо’ при-
знать, здесь он значительнее и ярче, чем в
живописи. Это портреты-биографии, в кото-
рых скульптору удалось вплотную подойти
К характеру изображаемого лица и настоль-
ко, что ни одна внутренняя черта’ не ‘оста-
лась неразгаданной; в особенности в рабо-
тах В. Мухиной, Е. Вучетича, С. Лебеде-
вой, Н. Шильникова, А. Муравина, И. Слони-
ма, белорусского скульптора Азгура, сейчас
удостоенного Сталинской премии за скульп-
турные портреты Героев Советского Союза
Молодчего, Родимцева и Сельницкого.

О памятниках героям Великой Отечест-
венной войны и’ деятелям советской куль-
туры напоминают многочисленные бюсты
полководцев, прославленных ассов, удачные
модели памятников Алексею Толстому
(Г. Мотовилова), физиологу И. Павлову
(В. Лишева). ’Особенно’ примечателен на
выставке советский художественный фар-
фор, та ветвь скульптуры малых форм, ко-
торая получила за последние годы у нас.
особенное развитие. Наиболее продуктивен
здесь лауреат Сталинской премии С. Орлов—
мастер замечательных архитектурных и орна-
ментальных композиций. Его тема — русские
народные сказки.

Исключительно звучат мотивы пышной
затейливой росписи в фарфоре, тюмещенном
на выставке среди обильного собрания ри-
сунков и гравюр. советской графики, где
встречаются те же замыслы, та же декора-
тивная выразительность, сюжеты, навеян-
ные пленительными народными мотивами,
	ВСКИЙ.
	© QO ОН АЕ
И ШТУРМАНСКОМ КАТЕРЕ
	шинства кзтерных тральщиков. Штурманам
удается лишь с трудом добывать все эти
предметы.

В последнее время в соединении зачялиев
оборудованием снециальных штурманских
катеров. Катера должны быть улобны для
ведения прокладки и иметь место для со“
ставления отчетных документов при отрыве
от порта’ базирования.

Большое внимание уделяется штурманз
ской подготовке командиров катеров и все-
ro личного состава. Уже второй месяц
командиры занимаютея на курсах по особой
программе. Совершенетвуют свои знания и
рулевые.
	Повышая свое личное мастерство, штур-
мана в то же время готовят себе помощниз
ков для производства обсерваций по двум
углам, так как опыт показал, что одному
штурману брать углы, вести прокладку, де-
лать залтиеи в минно-тральный навигащиона
НЫЙ журнал и давать поправки в компасно-_
му курсу для удержания катера на тральз
ном галее необычайно трудно. В основе тре
нировки помощников штурмана лежит за-
дача — уметь. брать углы и вести залтиеи
в навигационном журнале.
	Штурмана нашего соединения делают
все, от них зависящее, чтобы тральную кам-
панию текущего года провести во всеору-
	ИИ.

> Лейтенант В. ЖУЧНОВ.
	Штурмана катеров-тральщиков в кам-
паниях 1944—1945 тг. накопили большой
опыт. Они осуществляли взаимодействие с
гидрографами, координировали  тральные
галсы вблизи и вне видимости берега, со-
ставляли отчетные документы по тралению.
Кампании последних военных лет многому
научили штурманов.

соединении офицера Катунцевекого,
готовясь к тральным работам, штурмана
уже сейчас, зимой, наносят на карты рай-
оны будущего траления. В подразделениях
офицеров Колесникова, Белокурова и Новик
штурмана привлекают-к этому делу лучших
и наиболее подготовленных командиров ка-
теров и получают дополнительное время для
непосредственной подготовки. :

Однако имеется и ряд трудностей. Так, на-
пример, получение и проверка гидрографи-
ческих и штурманских инструментов задер-
живаютея и3-за несоответствия  табелей
снабжения. Табели снабжения штабов и
подразделений, а также самих катерных
тральщиков, явно устарели. Всем яено. что
без секстана и протрактора нельзя обойтись
на тралении; однако, в табелях снабжения
этих инструментов нет.

В табелях енабжения не имеется также
чертежных принадлежностей и масштабных
линеек.

Не могут обеспечить необходимой точно-
ети траления и 75-миллиметровые шлюпоч-
ные компасы, состоящие на вооружении боль-
	Подобные тренировки практиковались и в
ходе Отечественной войны и там, где opra-
	низация и методика проведения их стояли
на высоте, целиком оправдали себя.
	№ сожалению, отдельные артиллерийские
	начальник до сих пор несерьезно относят-
	сл & подготовке тренировочных занятий или
проводят их неинтересно, по шаблону. Та-
	кие тренировки не только не приносят поль-
cH, @ подчас отбивают у офицеров охоту
посещать занятия.
	Не так давно во время проверки качества
боевой подготовки артиллеристов одного из
слелинений береговой обороны мне пришлось
присутствовать на тренировочных заняти-
ях. Не везде одинаково хорошо проходили

вовал о хорошей подготовке к ним команди-
ров батарей. Но пришлось встретиться и с
такими руководителями занятий, которые,
кесмотря даже на достаточный боевой опыт,
ивно неумело‘ тренировали управляющих
огнем. Одно такое занятие побудило меня
написать эту статью, вскрыть недочеты в
боевой подготовке офицеров и поделиться
	ошытом проведения артиллерийских трени-
		ЧА, на наш взгляд, нужно юрганизовы-
	вать. и проводить артиллерийские трени-
ровки с управляющими огнем?

Начинать их, прежде всего, надо с под-
готовки к занятиям как самого руководи-
теля, так и всех офицеров-слушателей. На
неделю или две должен быть составлен план
артиллерийских тренировок с указанием
конкретных тем, времени и места их про-
ведения. При составлении плана необходимо
иметь в виду, что вопросы. которые являют-
	ся главными на данном этапе боевого обу-
	чения офицеров, потребуют значительно
большего времени.

Перед занятиями руководитель o6a3aH за-
	рещить их и иметь готовые ответы.
Если офицер допустит ошибку в подготов-
ке исходных данных, руководитель должен
сказать об этом на разборе и обстоятельно
раз’яснить, как надо правильно готовить
исходные данные.

В каждом случае необходимо заранее вы-
брать способ стрельбы, просмотреть соответ-
ствующие статьи правил такой стрельбы,
продумать тактический фон, при котором
	управляющий огнем будет решать огневую
	задачу. Рекомендуется, чтобы стреляющий
проводил подготовку исходных данных в
рубке по сигналу руководителя об открытии
отня в комплексе с решением всей огневой
задачи.

Должно стать правилом, чтобы офицеры
приходили на тренировку подготовленными.
	Перед занятием каждый из них должен про-
	смотреть нужные статьи правил стрельбы,
цедготовить соответствующие вспомогатель-
ные таблицы и формы.

Очень важно, чтобы на артиллерийских
тренировках темы отрабатывались последо-
вательно и усложнялись по мере усвоения
их большинством офицерского состава. Уяс-
нив один способ стрельбы, можно перехо-
дить к другому. Впоследствии следует учить
управляющих огнем тому, чтобы они могли
в течение одной стрельбы, в зависимости
от характера маневрирования цели, изменить
10606 пристрелки или поражения, словом,
добиться намлучитего поражения цели. Весь-
ма важно, чтобы управляющий огнем на
основе созданного руководителем на полигоне
	ПО

СТРА

НИПАМ
	$ Моряки-гвардейцы провели техниче-
скую конференцию по артиллерийскому
вооружению. Старшина группы комендоров
Вывша выступил с докладом, в котором
подробно рассказал о развитии артиллерий-
ского вооружения в России, о роли артил-
лерии ‘в Отечественной войне. Гвардии
краснофлотец Терехов ознакомил участни-
ков с техническими данными пушек, уста-
вовленных на кораблях. С интересным
	Заседание педагогического совета
Электромеханической школы
	1% экзамен на штатных tiers
группа трюмных, пришедшая на линей-
ный корабль «Севастополь».

Школа работает интенсивно, но она нуз
ждается в дооборудовании. Необходимы со-
временный лизель и ряд других механиз-
мов. В то же время из-за нехвалки поме-
щений некоторые ценные агрегаты стоят
цол открытым небом.

Все это рассказал в своем докладе гват-
дии инженер-капитан 2 ранга тов. Мима.

Выступивиие после доклада начальни-
ка школы члены совета, педагоги и ©пе-
пиалисты внесли предложения по улучие-
нию методики” прешлавания. Старший
преподаватель инженер-канитан 2 ранга
Якубов предложил увеличить количество
учебных часов на специальную подготов-
ку_и поднял вопрос о рюли команлиров
рот. Тов. Якубов отметил необходимость
серьезной работы командиров рот над сва-
им личным совершенствованием, повыше-
пием военно-морских знаний, так как при-
бывающие в школу мололые краснофлот-
ЦЫ за’ разрешением всех сложных вопро-
сов обращаются именно к ним.

Инженер-капитан 3 ранга Котов указал
на необходимость подбора для школы ква-
лифицированных трюмных.  мантивистов,
которые могли бы передавать евой опыт
курсантам.

Старший преподаватель инженер-под-
полковник Егоров поделилея опытом под-
тотозки электриков. Ценное предложение о
2боре на кораблях вышедших из строя дз-
талей и механизмов внее инженер-капи-
тан-лейтенант Соловей. Изучая причины,
приведшие к поломке детелей, курсанты
смогут лучше освоить эгоегатыт.

Участники заседания с интересом 3a-
слушали выступления инженер-контт-ад-
мирала Королева, инженер-катитана 2 ран-
га Леина и других офицеров, указавших
на необходимость большей связи е флотом
и участия в ремонте кораблей, что, несо-
мненно, поможет курсантам в их булушей
	Капитан 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.

Черноморский флот.
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	эдесь недавно состоялось заседание пе-
Дагогического совета электромеханической
школы. Присутствовали флагманские ин-
женер-механики соединений, командиры
БЧ-\У кораблей, преподаватели. Перед. за-
седанием офицеры ознакомились с работой
Школы.

Личный состав школы своими _ силами
восстановил большую часть помещения, в
котором теперь завюво оборудованы: элек-
тромеханический, паросиловой, моторный
ий моторно-монтажный кабинеты. Электро-
механическая школа заняла первое место
в конкурсе по изготовлению наглядных
пособий и оборудованию действующих ме-
ханизмов. Ценные модели ‘созданы стара
шинами.

Большой интерес представляет действую-
щая модель системы котлов и турбин крей-
сера «Киров», изготовленная старшиной
1 статьи Побегайло. С ее помощью курсан-
ты изучают работу котлов и турбин, вспо-
Могательных механизмов, винтов.
  Главный старшина Зотов изготовил мо-
дель паросиловой установки, по которой
вурсанты во время занятий имеют воз-
можность проследить за работой всех ме-
ханизмов. Педагоги и специалиеты школы
написали новые пособия, в основу кото-
рых положен омыт Отечественной войны.
Изданы труды инженер-капитана 2 pasra
Факирова для подготовки котельных ма-
шинистов, инженер-подполковника Егоро-
ва и инженер-майора Сафонова — для
электриков. Инженер-капитан 3 ранга К2-
тов написал учебник для трюмных маши-
вистов.

Школа имеет в своем составе квалифи-
цированных офицеров и мичманов, участ-
ников Отечественной войны, умело пере-
дающих свой опыт молодежи. Это, несо-
мненно, помогло. организации занятия и
высокой успеваемости курсантов.

Последний выцус® получил наиболее
высокую оценку успеваемости. 83 нр-
цента курсантов выпущены по первому и
второму разрядам. После недолгой служ-
вы на торпедных катерах бывшие кур-
санты` электромеханической школы встали
на самостоятельную вахту. Успешно еда-

занятием руководил командир батареи,
семь лет назад окончивший училище бере-
товой обороны и, как показала проверка.
виолне удовлетворительно подготовленный
артиллерист. Слушателями являлись три
офицера батареи. Двое из них также окон-
чили нормальное артиллерийское училище.
Тренировка была рассчитана на один час и
проводилась в плохо оборудованном артилле-
рийском кабинете.

Руководитель пришел на занятие без
предварительной подготовки. На вопрос по-
веряющего: «Почему так?» командир бата-
рех ответил:

— Я считаю себя вполне подготовлен-
ным К тому, чтобы проводить тренировку со
своими офицерами и без подготовки... Этим
мы занимаемся почти ежедневно”
	Немудрено после этого, что даже об’яв-
ленная руководителем тема носила общий
характер: «Подечет исходных данных и
стрельба по морским целям». Сразу же вы-
Яенилось, что прибывшие на ‘занятие офи-
перы не знали тему. Затем командир бата-
	рей, полагаясь на свою память, проликтовал
	задачи по подечету исходных данных, но
при этом... забыл дать пеленг пели и ВИР.
	Начертив форму подечета исходных дан-
ных, офицеры приступили к решению зада-
чи. Данные стали известны после трех —
семи минут. У каждого получились разные
ответы. Так как руководитель заранее не со-
ставил задачи, то ему притилось проверять
все результаты решений и отыскивать до-
пущенные офицерами ошибки.
	# По инициативе комсомольской органи-
зации лидера «Ленинград» на родину стар-
шины 2 статьи Василия Кузнецова — в го-
род Баку — посылается делегация моряков,
которая от имени командования вручит
матери погибшего героя-балтийца орден
Отечественной войны и Медаль «За оборону
Ленинграда». Василий Кузнецов навечно
занесен в списки экипажа корабля, его имя
присвоено орудию, которым он командовал.
Героический подвиг совершил’ балтиец во
время Отечественной войны. Будучи тяжело
раненным, В. Кузнецов заметил, что возле
его орудия загорелся заряд. Каждую минуту
мог произойти взрыв, Моряк ‘добрался до
горящего заряда и, напрягая последние
силы, пополз к борту корабля. Он добрался
уже до борта, когда заряд взорвался.
Своим бессмертным подвигом балтиец спас
жизнь корабля, жизнь своих боевых друзей.
(«Красный Балтийский флот»).
	докладом о работе полуавтоматики, за-   транспорт. Он шел с небольшой скоростью.
	Шторм вывел механизм судна из строя,
в котельное отделение начала поступать
вода. В порт передали радиограмму о вы-
сылке буксира. Шторм не утихал всю ночь,
и маленький катер все время находился
около транспорта, готовый оказать ему нпо-
мощь. Утром пришел буксир и повел
«Тамань» в порт назначения. За успешное
	держках и способах их устранения высту-
пил гвардии старший краснофлотец Григо-
раш. («Дунаец»).

$ Сильный ветер повредил телефонную
линию между двумя пунктами. Требовалось
срочно устранить повреждение. Моряки-
	связисты Евсин и Заглубецкий отправились   мощь.
	в тундру. Итти пришлось No глубокому
	снегу, в темноте полярной ночи, преодоле-   выполнение задания вице-адмирал Фадеев
	об’явил благодарность личному составу
катера. («Красный черноморец»). -
	ков,— к сожалению, на выставке это произ.
ведение не представлено.
	С работой Ефанова перекликается произве-
дение Ф. Богородского «Слава павшим геро-
ям», изображающее мать, склоненную над
телом убитого сына-моряка. Перед убитым,
опершись на одно колено, стоит морской
офицер. В суровой эпической форме худож-
ником подан этот незабываемый сюжет.
	вая пургу. Колючий снег до крови царапал
лица, на ледяном ветру обмерзали руки,

Новые морские кншши
Оля детей
	Беседа с директором Государственного издательства детской литературы
тов. Л. В. Дубровиной
	В минувшем 1945 году Государственным
издательством детской литературы Нарком-
	  проса РОФОР было издано несколько книг,
	посвященных отечественному Флоту и его
замечательным людям. Большим тиражом
вышла книга лауреата Сталинской премии
Д. С. Соболева «Морская душа» с иллюст-
	радтиями художника Нисского. «Неуловимый.
	MOHHTOp»— так называется книга И. Bee-
воложекого о дунайском мониторе «Анатолий
Железняков». В повести «Кирюша из Ce-
вастополя» Евг. Юнга рассказал о боевых
делах юного моториста одного из черномор-
ских сейнеров в годы Отечественной войны.
В книге «Морской охотник» Н. Чуковский
повествует 0б охоте советского корабля 33
немецкой подводной лодкой и помощи, ока-
занной катерникам девочкой-школьницей.
Писатель 1. Рубинштейн написал для де-
тей книгу о выдающемея русеком флото-
волне адмирале Сенявине.

Две изданные нами в 1945 году книги
принадлежат перу автора ряда историче-
свих романов и повестей С. Г. Григорьева.
Одна из них — «Победа моря»-—посвящена
детским годам адмирала Макарова. Следует
кстати отметить, что эта повесть улоетое-
на премии по конкурсу на лучшее художе-
ственное произведение для детей. Вторая ра-
бота С. Г. Григорьева вышла у нас в серии
«Книга за книгой» под названием «Мичман
Суворов». Это — рабсказ о малоизвостном
факте из жизни великого полководца, о том,
как ему олнаждлы пришлось держать экзамен
на мичмана и как блестяще. он сдал. ислыта-
ние.

План нашего издательства на 1946 год
предусматривает общее увеличение выпуска,
книг для детей вдвое по сравнению с про-
шлым годом. Значительное место в плане
отводится военной и в частности флотекой.
тематике. Вниг, посвященных морю и воен-
ным морякам, булет излано почти в два раза
больше, чем в 1945 году. Выйдет из печати
сборник общеизвестных морских рассказов
Станюковича. Писатель Г. Шторм закончил
для детей книгу «Адмирал Ушаков».
«Лелушка, русского. флота»—= так называет-
	   ся книга И. Рубинштейна; рассказывающая
	9 ботике Цетра, [.

Славным 6

mu

евым традици-
	ям русских моряков посвящается работа
С. Григорьева «Малахов курган». Писатель
В. Ян в книге «Финикийский корабль» поз
вествует о флоте далекой древности. Отдель-
HOH книжкой выходит у нас произведение
Джека Лондона «Приключения  рыбачьего
патруля».

Значительное место в плане изданий ныз
нешнего года уделяется художественным
произведениям, посвященным действиям с0-
ветских моряков в Великой Отечествекной
войне. Сюда относятся: переработанная для
етей повесть А. Первенцева «Огненная зем-
ля», книга Л. Соловьева «Рассказы боцма-
йа Васюкова», повесть П. Капицы «В or-
крытом море» и ряд других книг.

Чтобы дать детям младшего школьного
возраста общее представление о совремон-
ных вооруженных силах. их организации,
оснащении и т. п., мы издаем в текущем го-
ду своеобразную энциклопедию под назва-
нием «Моя военная книга» (авторы —
Н Никифоров и И. Савельев). В ней будет
раздел, посвященный Военно-Морскому Фло-
ту. Более подробно знакомит юного читателя
с фаотом книга писателя 3. Перля «Боевые
корабли», в которой автор рассказывает о
современном состоянии кораблей различных
классов — от линейного корабля до катера-
охотника.

Таков неполный перечень книг о море
И военных моряках, которые издает в 1946
году Государственное издательство летской
литературы. № сказанному следует добавить,
что в этом году гораздо большее внимание
будет уделено оформлению книг для детей.
К иллюстрации наших изданий привлечены
такие видные художники, как Д. Шмаринов,
Б. Дехтерев, Е. Кибрик, Е. (Нисский и
другие. С целью дальнейшего улучшения
этого дела издательство проводит с 5 марта
общественный просмотр и обсуждение каче-
ства художественного оформления и поли-
графического выполнения книг. изланных
Детгизом в 1945 году.

— Мы стремимся, — заявила в заклю-
чение тов. Дубровина, — дать полезные, ин-
тересные и поучительные книги замечатель=
ным детям нашей страны, будущим строи
телям коммунистического общества,
	РАСЦВЕТ СОВЕТСКОГО
			Первая послевоенная выставка советской
живописи, скульптуры и графики чрезвы-
	_чанно общирна по масштабам. Первый’ раз-
	дел ее открыт в залах Третьяковской гал-
Лереи. И то, что основная часть выставки
развернута в залах Третьяковской галлереи,
среди знаменитого собрания русского на-
ционального искусства прошлых веков, дает
возможноеть зрителю особенно почувство-
вать традиции советских мастеров.

Прежде всего это — стремление напра-
зить свое творчество по тем путям высо-
кого мастерства, которые проложены та-
кими живописцами, как Александр Иванов,
Федотов, Васильев, Репин, Суриков, Ге,
Виктор Васнецов, Серов, Левитан, и пробу-
дить в зрителе строй мыслей и чувств, со-
звучных современности. Черта, роднящая
нынешних советских художников с этими
великими русскими мастерами прошлого, —
любовь к Родине. Она проявляется всюду,
в любом жанре — будь это быт, историче-
ский эпизод, портрет или жанр.

Доминирующим жанром на выставке яв-
ляется исторический. Историческому жанру
здесь принадлежат наибольшие по размерам
и сильные по композиции полотна. Это и
говорит о болышом желании художников
представить в живописи главы из истории
своей Родины-—отечества гуманизма, стра-
ны передовых идей.

Вот лавина людей на огромной картине
Г. Горелова «Восстание Ивана Болотнико-
ва». Вооруженные секирами, топорами, они
залегли в засаде ‘против царских войск.
Они смотрят вдаль — туда, где за стройной
архитектурой церквей, на снежном поле,
должна произойти решительная схватка. Вы
вглядываетесь в лица этих народных воинов
ХУП века, от которых веет былинной
удалью, и перед вами раскрываются глуби-
ны народной души.

Эта историческая правда становится от-
кровением и в большом красочном полотне
С. Герасимова, где показан ликующий дере-
	венский люд, встречающий — Пугачева.
	Правда и сила народная чувствуются и в   Сквозь слезы мать читает ему свою мате-
	ринскую отходную, ему, сыну, который все-
гда чувствовал в ней опору и ободрение.
Картина Богородекого — гимн русской жен-
щине-матери, воспитавшей легендарных ге-
роев, святым слезам ее.

Что является весьма ценным и, может
быть, наиболее типичным для большинства
жанровых вещей на выставке, это показ’ 5о-
гатейшего разворота жизни, той об’единя-
ющей идеи, которая выражена в народных
чувствах, сохранивших глубокую веру в че-
ловека, в возрождение цветущей жизни
после варварского фашистского нашествия
Такими чувствами полны и та молодая кре-
стьянка, которая вышла на’ утренней зарз
со своим малышом сеять ‘на He ‘остыв-
шем после боев поле в картине «Воз-
рождение» Ф. Шургина, и дед с внучата-
ми, которые расположились за завтраком
среди скошенных колосьев в красочном по-
	той огромной толпе, которая заполнила тес-
ную заснеженную улицу древнего Пскова,
куда в’езжает Александр Невский после
Ледового побоища, в картине ленинград-
ского художника В. Серова. Во всем этом
участвует народ, являющийся основной
движущей силой исторического процесса.
Этим же характерны и серия красочных по-
лотен М. Дерегуса, посвященных Богдану
Хмельницкому, и острая графическая сюита
К. Финогенова «Волжская твердыня», где
убедительно четко и ярко запечатлены ста-
линградские бои карандашом очевидца этой
величайшей в истории военной эпопеи:
Бесспорно, значительное место в. истори-
ческой живописи займут большие полотна
В. Ефанова и А. Герасимова, которые посвя-
щены событиям мировой истории. Первым
написано заседание Крымской конференции
трех великих держав, вторым-—Тегеранской.
	Смелая манера письма и выразительность—   лотне «Жатва» А. Пластова, и в его жизне-
	радостной, полной воздуха, света, цветов
сцене «Сенокоса», где бодро работают ста-
рики и дети, и в веселой бегущей ватаге де-
вушек в картине А. Дейнека «Раздолье».
Сколько простоты и величия в этих, ка-
залось, обычных жанровых картинах, сей-
час приобретающих особенное звучание!
Прекрасные черты ленинградской женщи:
ны, стойко выдержавшей осаду и помогав:
шей фронту;— тема; не перестающая при-
влекать мысль наших художников, высоко
поднятая в целой серии рисунков А. Пахо-
	особенности, сближающие творчество этих
мастеров, различных в живописных реше-
ниях. У Ефанова вся сцена заседания не-
сколько сглажена графической выписанно-
стью, в То время как у Герасимова — оби-
лие живописных эффектов, где каждый из
портретов как бы написан одним взмахом
кисти.

Стоит сравнить эту живопись Ефанова с
тем, как написан им болыпой холст <И. В.
Сталин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов
у больного Горького». Изумительно пере-
	даны. здесь эффекты мягкого света, идущего   мова, сюите, которая вошла в серию преми-
	рованных сейчас Сталинской премией его ли-
тографий «Ленинград в дни блокады».
Радостью большого жизнеутверждающего
начала полны картины «Песнь»  кнр-
гизского художника В. Чуйкова, «Песнь
героя» армянской художницы М. Аслама-
зян, картина” Д. Налбандяна, ‘изображаю-
шая женщин-горянок за песней (Подарок
фронту»). .
	от лампы, освешающего фигуру лежашего в
постели писателя. С большой Любовью и
свойственным художнику мастерством на-
писан этот холст, где сочетается интимное
с монументальным. Это лучшее произведение
на выставке, за которое в нынешнем году
Ефанов удостоен Сталинской премии; Сталин-
скую премию получил также А. Герасимов
за групповой портрет старейших художни-