Советекий государственный строй--
образем миогонашионального

YOCy AGPETBa
	могла быть жизнеспособной. В 1941 году
товарищ Сталин говорил: «Только гитле-
ровские дурачки из Берлина не могут по-
нять, что порабощенные народы Евроны бу-
дут бороться и будут восставать против
гитлеровской тирании». История блестяще
подтвердила слова товарища Сталина.
«Новый порядок» в Евроне похоронен
под своими развалинами, а уцелевщие орга-

низаторы его посажены на скамью подсу-
IHMBIX.
	Японские милитариеты со времени япо-
	Но-китайской войны 1894-—1895 тг. упор-
	но и настоичиво воздвигали свою много-
национальную японскую империю. Фор-
моза, Корея, Маньчжурия,. Восточный
Китай, Филиппины, Индонезия, Малайя,
Бирма — все эти страны одна за другой
включаются в японскую’ «велико-азиат-
скую сферу взаимного процветания», как
торжественно именовали японские самураи
свою многонациональную империю. Ленин
в 0806 время охарактеризовал япен-
екне методы национального гнета
как «соединение всех методов  париз-
ма,  веех новейших  усовершенство-
ваний техники, с чисто азиатской системой
пыток, с неслыханным зверством.» (Ленин,
т. XXV, erp. 502).

Теперь строители японского многонание-
нального государства остались у разбитого
корыта.

Буржуазные  многонациональные rocy-
карства подтачиваются изнутри центробеж-
ными силами — борьбой угнетенных наро-
дов за свои национальные права, за свою
независимость. 0 силе этих лвижений сви-
детельствуют в достаточной мере события,
развернувшиеся в различных частях коло-
ниального мира за послелние месяпье. Эти
события говорят о том, что национальный
вопрос и проблемы сотрудничества наций
не разрешены в буржуазных многонацио-
нальных государствах. Тут невольно при-
ходит на память судьба Аветро-Вентрии.

хх
	СССР ‘является образцом  многонадио-
нального государства, образцом разрешения
национального вопроса и проблемы сотруд-
ничества напий.

В советском государстве построено со-
циалистическое общество. В ССР ликвилн-
рованы эксплоататорекие класеы, являю-
	‘щиеся обычно основными организаторами
	межнациональной розни, устранены причи-
ны и поводы для национальных конфлик-
тов и вражды между народами, Социзлисти-
ческая система хозяйства и советекая фор-
ма государственной организации сближают
национальноети, споеобствуют их об’едине-
нию, устанавливают между ними отноше-
ния дружбы, взаимного доверия и сотруд-
ничества.

С первого дня евоего существования  со-
ветское государство поеледовательно прово-
дило ленинеко-сталинскую политику в на-
	циональном вопросе. Эта политика оевовы-
	валась на принцинах равенства и суверен-
ности всех народов советского государства,
на принципах их `полного поава на само-
определение. Эти принципы были запечат-
	лены в «Декларапии прав нарохов Рос-
сии». - составленной Сталиным и подниеан-
	ной Иениным и. Сталиным —— основателями
и вождями еоветекого государства. Эти
		даретвенного строя.

Союзное государственное — устройство
ОССР сочетает единство полатического и хо-
зяйственного руководства с широчайнтми
суверенными нравами. республик, общие
интересы всех трудящихея с особыми, спе-
нифическими интересами национальностей
СССР — больших и малых.

Советский Союз основан на доброволь-
ных началах. Не насильственно. а по сво-
сей доброй воле советские оеспублики всту-
raya B Союз. Гарантией добровольноети
Союза является сохранившееея за реепуб-
ликами право свободы выхода из состава
СССР. В этих правах особенно ярко ирояв-
ляется суверенитет еоюзных республик.

Свилетельством непоколебимого взаим-
ного доверия народов СССР является пре-
доетавление союзным республикам права
создавать свои войсковые формирования,
вступать в непосредственные сношения е
иностранными тосуларствами, заключать ©
ними еоглашения, обмениваться диплома-
тическими и конеульекими представителя-
ми. Лве союзные республики — Украина и
Белоруссия — являются членами организа-
ции (6’елиненных наций; они активно уча-
ствовали, как равнопоавные члены, в Гене-
ральной Ассамблее 0б’единенных наций и
органах этой ортанизации. Их голос — то-
лое своболных народов, поднятый в защи-
ту народов, борющихся за свою своболу, —
слышен во веем мире.

Советский государственный строй— это
государственная организация братекой вза-
имопомощи народов. Ленинеко-сталинекая
национальная политика никогла не огра-
ничивала свои задачи только установле-
нием правового и политического равенства
между национальностями. Еще в 1921 го-
ду товаришг Сталин поставил перед совет-
	съим народом великую и благородную 3a-
хачу — ликвидировать фактическое, эконо-
мическое и культурное неравенетве между
национальностями, ликвидиревать экономи-
ческую и культурную отеталоеть многих
национальноетей Советской страны, отста-
лоеть, являющуюся результатом многове-
кового гнета,

< Тлавное бремя выполреения этой залачи
	лого на русский народ как на самую пе-
	редовую и выдающуюся нацию Советского
Союза. Русский народ оказал бескорыстную
помошь своим отставитим братьям, он п0-
моГгал им развивать у еебя крунную воциз-
листическую индуетрию, внедрять совре-
менную технику в сельское хозяйство, ко-
торое хо революции велось самыми прими-
тивными методами, строить свою культуру.
национальную по форме, социалистическую
пе содержанию; русекие врачи самоотвер-
женно боролись’ © болезнями, евирепетво-
вавнитуи среди отсталых в прошлом наро-
ков СССР, и строили современную систему
здравоохранения. Русские ученые помогали
этим народам вырастить свои научные и
технические кадры во всех областях хозай-
	ства и культуры. Результатом этой систе-
	матической, постеянной и щедрой помощи,
оказанной русским народом лругим нацио-
нальностям  Советекого Союза, являетея
исключительный расцвет хозяйства и куль-
туры союзных республик. прошедших за
неслыханно короткий срок исторический
путь от феодально-патриархальноге строя
к социализму, минуя мучительный этап ка-
цитализма.

Народы Советского Союза знают, что
именно госуларотвенный строй воветекого
многонационального государства обеспечил
их огромный  экономический и культурный
строй, их индустриализапию и коллективи-
зацию, мощные ирригационные сооруже-
ния, оросивитие крупные земельные масеи-
ВЫ,  блестящий расцвет национальной куль-
туры — от начальной полы на родном
языке, охватившей поголовно веех тетей
вольного возраета, и JO националь-
ных Академий наук в`Узбекистаче, Казах-
стане, Азербайджане и других союзных
республиках, об’единивших большое коли-
чество научных учреждений во всех отрае-
ax знаний,

Великие преимущества советского’ госу-
даретвенного строя проявилиеь во всей на-
гляхностью в дни еуровых испытаний Ore-
чественной войны. Дружба народов, осно-
ванная на их взаимном доверии и сцемен-
тированная совместной борьбой в годы мир-
ного строительства и в голы войны, ока-
задась той несокрушимой крепостью. о ко-
торую разбилось вражеское нашествие.

Война подтвердила также огромные орга-
низационные преимущества советского го-
суларетвенного строя. Этот строй обеспе-
чил, с олной стороны, столь необхотимое в
дни войны елиное руководетво всей поли-
тической, экономической и военной актив-
ностью государства и, © доугой етовоны,
максимальное развертывание самолеятель-
ности, инициативы и ресуреов всех нацио-
нальностей и мобилизации этих тесуреов
для защиты воциалистического отечества.

Народы Советской страны знали и чув-
ствовали, что, защитцая свою облеую роли-
ну — СССР — и коепя ее могушеетво. они
вместе с тем защишают и оплот евоей на-
циональной государственноети, своей на-
циональной евобольг и суверенитета.

Советское многонаниональное  государ-
ство оправдало надежды братеких народов
нантей страны. Оцо не только спасло их
свободу, независимость и самостоятель-
ность, которым угрожали гитлеровские лю-
доеды, но и обеенечило осуществление их
вековых национальных чалний и етремле-
ний. Благодаря моши советского rocyrap-
ства украинский народ внервые в истории
добилея 0б’единения всех своих сынов, от
венгерской равнины ло донских степей, в
единое суверенное национальное уктаин-
ское госудазетво — одно из крупнейших
государетв Европы.

Литовский народ вернул свою дхревнюю
столицу Вильнюс и Влайнелу, захваченные
раньше, еще ло вхожления Литвы в Совет-
ский Союз. милитаристекой Польшей Пил-
	судекого и гитлеровской Германией, вое-
	пользовавшимиея беззатитностью малень-
кого литовского народа.

Побелы Врасной Армии обеспечили на-
циональное 0б’единение белорусского и
молдавского народов.

Война еще больше сцементировала друж-
бу советских народов, еще больше скрепи-
ла узы солидарности и общщноети интересов,
связывающие воелино вее советские Hapo-
ды, еще болыше укрепила советский госу-
дарственный строй.

Выборы в Верховный Совет ССР, co-
стоявииеся 10 февраля, явились новой яр-
gale демонстрацией нерушимой имоно-
литности и прочного, как сталь, единетва
всех народов советекого многонационально-
го государетва, сплоченных, как никогла,
вокруг побелоноеного знамени Ленина —
	Сталина. .
Пров. И. ЛЕВИН.
	электриков
	В своей речи на предвыборном еобрании
избирателей Сталинекого избирательного
округа товарищ Сталин говорил, что одер-
жацная победа означает с ‘точки зрения
внутренних сил нашей страны победу совет-
ского общественного и государственного
строя, победу вооруженных еил страны со-
циализма.

Война со веей убедительностью показала
мощь и несокрушимость советекото много-
	‚ Кацнонельного государственного строя. Тем
	‘самым развеяны впрах смехогворные и бее-
почвенные рассуждения видных иностран-
ных делтелей, высказывавшихся в том ду-
хе, Что советское государство представляет
«искусственное и нежизненное сооруже-
ние», которое развалится в случае каких-
тибе осложнений.
	Гитлеровские захватчики и рассчитыва-
ли на то, что поеде первого же серьезного
удара и первых неудач Красной Армии «на-
чнется драчка между народами СССР, пой-
AYT восстания и страна распадется на co-
ставные части», что облегчит им предвиже-
‘ние до Урала, 06 этом прямо говорилось в
пресловутой «зеленой папке» Геринга.
	Терманские фашисты так же, как
впрочем и многие другие буржуаз-
ные деятели, мерили Советский Союз
	на свой аршин. Они исходили из опыта
существовавших ранее и. существующих
ныне буржуазных многонациональных го-
сударств и колониальных империй, всегда
являвшихся и являющихея ареной ожесто-
ченной борьбы между населяющими их на-
циональноетями. Поэтому они были убежде-
ны в Том, что в случае осложнений СССР
ждет сульба Австро-Венгрии. Эти господа
не поняли, что советское многонациональ-
ное государство отличается от всех других
многонациональных государетв своим со-
цналистическим общественным — строем.
«Наше многонациональное государство,—
указал товарииг Сталин,/— выросло не на
буржуазной оенове, стимулирующей чув-
	ства национального недоверия и националъ-
	ной вражды, а. на советской основе, которая,
наоборот, культивирует чуветва дружбы и
братекого сотрудничества между народами
напгего госухаретва».
	Что представляла собой старая Аветро-
	Бенгрия, исчезнувшая после первой миро-
вой войны с карты Европы? Это была «ло-
скутная монархия», об’елинивитая под эги-
дой немецкой династии Габебургов множе-
ство национальностей. Господствующее по-
ложение занимали немцы; государетвенны-
ми привилегиями пользовались и венгры.
Немецко-венгерские господствующие клас-
CH угнетали массы славянских народов—
украинцев, поляков, чехов, еловаков, еер-
бов, хорватов, словенов. босняков. Нацио-
	нальному угнетению подвергались румыны‘
	в Трансильвании, итальянцы в Южном Ти-
pore.

_ Hanuonazsenf sonpoc в Австро-Венгрии
был составной частью главной и основной
национальной проблемы в Европе в период
первой мировой войны — проблемы нацио-
нального освобождения славянских наро-
тов от немецкого ига, Этот вонрос не мог
быть разрешен путем компиромиесов- вроде
меньшевистской `«культурно-национальной
автономии», сохранявшей и увековечивав-
шей господство немцев в Австрии. Еще‘ то
первой мировой войны, резко критикуя
программу культурно-национальной автоно-
мии как программу, направленную против
единства рабочего класса, товарищ Сталин
отмечал: «Что это за «рещение» вопроса,
которое механически втискивает нации в
прокруетово ложе пелости госуларетва?»
	(Сталин. «Маэкеизм и напиональный во-.
	прое». ств. 23).

Габебурги пытались отерочить евою ги-
бель путем натравливания одних нацио-
нальностей на другие, Госполствуютщие
классы предоставляли привилегии одним
национальностям за счет других, Так, в
Галиции они поддерживали власть поль-
ских номешиков над украинекими креесть-
янами. В Истрии они ееяли паздоры между
итальянцами и югославами. Но эта полити-
ка «пазлеляй и властвуй» не помогла—
борьба славянских народов против немеп-
кого ига усиливалась. Во время первой ми-
ровой войны призванные в австрийскую
армию чехи, словены, сербы сдавалиевь в
плен и переходили массами на сторону
русских. В 1918 году чехи, еловены, сер-
бы, хорваты свергли власть Габебургов и
провозгласили образование независимых
славянских государств. Господство Габебур-
гов было ликвидировано.

Гитлеровская Германия пыталась на но-
вой, несравненно более птирокой основе и
в новых кровавых формах установить гос-
похство германекой «высшей расы» в рам-
Ках пресловутого «нового порялка» в Ев-
роне. Независимые славянские гоеударетва
были превращены в «генерал-губернатор-
ства», «протектораты», «рейхскомиесариа-
ты», в которых хозяйничали гитлеровекие
ватрапы, осуществяявитие чудовищные при-
казы Гитлера o6 истреблении хесятков мил-
лионов славян. Естественно, что эта новая
ногонапиональная Третья империя He
	Работа штурманского электрика на Ko-
рабле сложна и многогранна. Он обычно 0б-
служкивает но только приборы и механизмы
сильных токов, но и слаботочные системы.
Подготовка хорошего электрика ‘требует
много Времени и внимания в учебном отря-
до и на корабле.

Важнейшим условием для обучения хо-
рошего электрика является, конечно, об-
щеобразовательная подготовка. JT надо
иметь в виду при комнаектовании, Между
тем вое-где забывают 06 этом условии. Так,
в учебном отряде Краснознаменного Бач-
тийсного флота осенью 1945 года было при-
нято несколько человек с недостаточной под-
тотовкой. Неудивительно, что впоследствии
их принелосв отчислить.

Высокие требования, пред’являемыю в
штурманевим электрикам, обязывают уде-
лять 060606 внимание при обучении исполь-
зованию наглядных пособий. Кабинеты
школ должны быть оборудованы современ-
ными элоктронавигапионными приборами. ®
сожалению, не воогла это делается. В той
же школе учебного отряда до сих пор нет
некоторых последних типов приборов,
Которые приняты на вооружение. По-
	Положение в американской
оккупационной зоне Кореи
	НЬЮ-ЙОРК, 5 марта. (ТАСС). Хотя амез
риканская печать в общем мало комменти-
рует положение в Корее, последнее время
несколько серьезных изданий опубликова-

ли статьи се критикой политики американ=
  ских оккупационных властей в Корее.

В бюллетене Института тихоокеанских
отношений «Фар Истери Сэрвей» Маккьюн
(который до последнего времени возглав-
лял корейский отдел государственного дез
партамента) утзержчает, что оккупационные
власти це сохраняют нейтралитета в Корее,
поддерживая консервативное меньшинство.

Сравнивая американскую и советскую окч
купационную политику, Маккыюн заявляет,
что создание чнародных комитетов» в совет»
ской зоне, очевидно, пользуется популярно-
стью. у корейцев.

Заявляя, что коллаборационисты (г. &
прежние сторонники сотрудничества с япон“ ©
цами) господствуют в корейской демократи-
ческой партии,  Маккыюн  ужазывает, что,
уместно поднять вопрос о том, будет лы аме-
риканская политика в Корее попрежнему иг-
норировать народные чаяния в отнощения
создания прогрессивного: правительства.

Писатель, специалист по дальневосточные
вопросам Кет Митчелл также обвиняет ок-
кунпационные власти в Корее в поддержка
реакционных сил; заявляя, что эти власти
допускают развитие двух параллельных кам-
паний—кампании антисоветской клеветы и
кампании за создание «консервативного» ко-
рейского правительства.

По словам Митчелла, подавляющее больз

шинство членов Корейского Консультативя
ного Совета состоит из членов демократиче+
ской партии, Главой этого совета является
Ким. Сун-су, один из крупнейших помещиз
ков Кореи, имеющий крупные вложения в
премьниленности. Во время войны он воз+
главлял японскую «лигу мобилизации», заз
дачей которой была насильственная вербов-
ка корейцев на принудительный труд в Япо-
вию или службу в японской армии. Другой
член Консультативного Совета Ли Сун-сеул
с 1941 г. был лидером японского «движения
ассимиляции», стремившегося уничтожить
корейскую культуру, в том числе употреб-
ление корейского языка. Консультативный
Совет недавно рекомендовал оккупационным
властям назначить бывиего члена японской
полиции Ким Чан-юна’ заместителем мэра
Сеула. Японцы выдали ему награду в 150 тыс
аен за то, что он предал нескольких корей-
ских патриотов, которые затем были заключ
чены в тюрьму и казнены.
_ Митчелл указывает, что оккупационные
власти также поддерживают эмигрантов вро-
де Ким Ку и Синман Ри, чья политическая
деятельность в речи характеризуются глав-
ным зом резкими нападками на Совет-
ский 03. С одобрения оккупационвых
властей эти эмигранты сотрудничают се де-
мократической нартией в деле создания вре-
менного правительства.

В то же время оккупанионные власти по-
давляют корейскую народную партию, ком-
партию, профеоюзы, арестовывают лидеров,
рассеивают митинги и чемонстрации, ограни-
чивают деятельность печати,

Митчелл заявляет, что, пытаясь сорзаты
народную оппозицию по отношению к демо-
кратической->пафтии, реакционеры оправды-
вают свою деятельность кампанией против
опеки и т. п. Демократическая партия и Ким
Ky nospaniaior против ограниченной опеки;

опасаютея упустить возможноети уни-
цтожения демократических сил в Корее и
установления антисоветекого режима. —
	В США опубликованы документы :
о связи Франко с держазами оси

ВАШИНГТОН, 4 марта. (ТАСС). Госуч
дарственный департамент СИТА опублико=
вал переводы 15 документов об отношениях
правительства Франко с державами оси.

В числе этих документов имеются: мемо=
рандум германского посла ШНорера оф
$ августа 1942 года, в котором сформулич
рованы условия «вступления Испании &
войну»; письмо Франко от 15 августа 194%
года ва имя Муссолини, в котором Франко
заявляет, что Испания «готовится занять
свое место в борьбе против общих врагов»;
письмо Муссолини от 25 августа 1942 г. на
имя Франко, в котором говорится, что с
самого начала войны Муссолини считал, чта
Испания должна присоединиться к держа-
вам оси.

В имеющемся среди опубликованных до“
кументов меморандуме германского мини-
стерства иностранных дел от 31 октября
1940 года говорится, что немецкие танкеры
будут посланы в Бискайский залив для
снабжения горючим, а германские минонос-
цы — в отдаленные бухты на испанском

‚побережье и что испанское правительство

уже сотрудничало в. таких операциях по
снабжению горючим.

Кроме того, опубликован секретный проч
токол германского и иснанского прави-
тельств, подписанный 10 февраля 1943 года
в Мадриде фон Мольтке. и Гомесом Хорда-
на. В этом протоколе говорится: «В тот мо-
мент, когда будет осуществлено намерение
германского правительства предоставить ис-

‚ панской армии в кратчайший по возмож-а

ности срок оружие, военное снаряжение,
военные материалы современного качества
И в достаточном количестве, испанское пра-=
вительство по требованию германского праз
вительства заявит о своей решимости оказ
зывать сопротивление вступлению  англо-
американских сил на Иберийский полуостч
Вов».

Имеются также записи состоявшейся 3 де-
кабря 1943 года в Мадриде беседы Франко
с германским послом Дикгофом, во время
которой Франко заявил, что только победа
Германии даст возможность франкистскому
режиму продолжать свое существование.
	К переговорам об об единении
норвежской рабочей партии
с коммунистической партией

ОСЛО, 5 марта. (ТАСС). Между норвежч
ской рабочей партией и компартией возоб-
новляются переговоры об об’единении. Еще
29 декабря 1945 года норвежская рабочая
партия направила об’единению норвежских
профсоюзов обращение, в котором излага-
лись 9 условий, при удовлетворении кото-
рых рабочая нартия соглаена была бы
возобновить переговоры 0б об’единении с
коммунистической партией. Об’единение
норвежских профсоюзов передало текст
обращения секретариату коммунистической
партии, а затем онубликовало его в печати.

Конференция руководящих выборных
представителей норвежской коммунистиче-
ской партии 22 февраля 1946 года обсудила
вопрос об об* елинении и обращении нор-
вежской рабочей партии по этому вопросу:
В соответствии с решением этой конферен-
ции секретариат компартии на своем засез
дании 26 февраля решил сообщить об’еди-
нению норвежских профсоюзов и централь-
ному правлению норвежской рабочей пар-
тии о готовности компартии приступить к
переговорам об об*’единении.

28 февраля 1946 года орган комыунистиз
‘ческой партии газета «Фрихетен» опубли-
ковала письмо секретариата норвежской
коммунистической партии.

В письме указывается, что заседание ру-
ководящих выборных представителей ком-
партии решило предложить секретариату
партии назначить делегацию, которая возоб-
новит переговоры с норвежекой рабочей
	‚ партией:и об’единением-профсоюзов,

Черноморский флот. У торнедного аппар

Фото А. МЕЖУВВА.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	моря»
	замыкает шествие. «Эх! — подумал Левон.—
Понал я в нлен хуже инонекого!.».
Повесть, изданная Jlerrusom, предназна-
цена. для читателей детского возраста. Но
Григорьев ведет разговор <0 своим читате-
лем по-серьезному. В повеети, насыщенной
добротным юмором, разыгрываются глубо-
кие человеческие драмы. Тоска по родной
стихии матроса Ничипора а старого адмира-
ла Бутакова, который в своем доме чув-
ствует и ведет себя, как на корабле, лю-
бовь Григория Бутакова к Пюлли, ее пибель;
морской бой «Владимира» с турецким кораб-
лем, во время которого с`честью погибает
Ничипор Постунаев,— эти эпизоды изложе-
ны так, что производят глубокое виечатле»
ние и на взрослого читателя.
Однако. произведение С. Григорьева не ли-
щено некоторых недостатков, на которых
следует остановиться.
Бели в той часта, где автор пользуетея
художественным вымыслом, многое может
быть принято как достоверное без доказа-
тельств, то там, где упоминаютея неосио-
римые исторические факты, необходима аб-
солютная точность. Вель иной pas книга
является первоисточником, откуда читатели
черпают свса познания.
_ Не вее гладко в повести в отношении жиз-
_ви и быта современного Макарову общества.
  Серьезное внимание автор уделяет лво-
`рянскому происхождению Макарова, допу-
ская здесь ошибку. Производство в офице-
ры, по существовавним в России законам,
  давало право только на личное дворянство
н на потомотво не распространялось. Таким

образом, О. Макаров, произведенный в пра-
  порщики, считался сам дворянином, а не
	  его дети. Поэтому рассуждения на эту тему,
	призеденные в HORCCTH, неосновательны.
Потометвенное лворянетво О. Макаров нпо-
лучил только в 1857 году, то-есть через
8 лет после рождения Степана.

Описывая потопление последних кораблей
и пароходов-фрегатов Черноморского флота,
автор говорит, что последние парусные
представители Черноморского флота были
затоплены в ночь на 23 августа, тогда как это
было в ночь © 97-го на 28-е. «В три часа
открыли краны и по условному сигналу за-
жгли все пароходы», — пишет Бутаков. А у
Григорьева этот момент отнесен к часу
пополуночи.

После Крымской кампании Бутакоза на-
значили начальником штаба заведывающего
морской частью в Николаеве. Григорьев же
утверждает, что Бутаков был назначен на-
чальником штаба Черноморского флота,

В одной из глав повести автор описывает
сцену встречи Макарова с Костей Станюко-
вичем. Сцена тоже апокрифическая. Костя
Станюкович стал кадетом морского корпуса
с 5 ноября 1857 года и ранее лета 1858 года,
естественно, из Петербурга уехать не мог,
Между тем, отец Макарова в марте 1858 го-
да уже уехал с сыновьями из Николаева, и,
следовательно, исторически эта встреча не
подтверждается.

С. Григорьев приписывает юному Макаро-
ву такие речи и выражения, которые вряд
ли мог произносить мальчик. Судя по повес-
	TH, OW не по летам развит: не задумываясь,
	будучи четырех лет от роду, «хлопает»
по «маленькой», вступает в разговор со
взрослыми, как себе равными,

Опасывая с излишним реализмом роды ма-
тери Макарова, автор приписывает девяти-
летнему Степану следующие. слова:

«Нуте-! Прелестно! — храбрился Сте-

пан. — Не придет ученая бабка — я приму
ребенка сам. Очень просто!». /
° Много не знакомых юному читателю слов
автор даже не попыталея об’яснить ни. в
полотрочных примечаниях, ни в приложен-
ном словаре морских терминов (например,
кларет, рында и др.). :

В книге длопущены досадные корректурные
ошибки: вместо «на Галатском мысе», вапе-
чатано «на Ганатском», паровая и дымовая
трубы превратились в «паровая дымовая
труба», «опознательный» сигнал стал «опоз-
навательный», контр-адмирал Новосильский
назван Новосильцевым. и т. д.

Неточности и шероховатости Полжны
быть, конечно, устранены в последующем из-
лании книги, которую в целом следует при-
знать полезной для юношества и, бесепорно,
болышой удачей писателя, ,

А. КОСТИЦЫН.

С. МОИСЕВВ.
		Писатель Сергей Григорьев “) поставил пе-
ред собой весьма сложную задачу — нари-
совать образ юного С. О. Макарова, период
его детства. Об этих годах жизни сына
прапорщика, выслужившегося из матросов, со-
хранилось не много достоверных фактов. Ав-
тор подробной биографии вице-адмирала Ма-
карова — Ф, Ф. Врангель — писал: «О дет-
стзе Макарова мы имеем лишь весьма скуд-
ные сведения». В том и заключалась
трудность нисателя Григорьева: перед ним
была опасность создать такой образ мальчи-
ка. когда конкретное историческое имя могло
етать условным, внешним, вместо которого
межно было бы подставить любое другое.
Григорьев с честью выщел из этих трудно-
стей. Ему удалось написать увлекательную
для юношества книгу, не лишенную роман-
тического обаяния. Художественные детали
подобраны в ней так, что убеждают чита-
теля в том, что морекая стихия уже в ран-
нем летстве властно захватила будущего
адмирала.

Начать хотя бы с того, что в качестве
няньки и дядьки Стешка Макарова в повести
фигурирует штрафной матрос Ничипор По-
ступаев, одержимый мечтой умереть не на
земле, а в морском‘ 6010.

Степан — любимец потомственной моряц-
кой семьи отставного адмирала Бутакова.
Старый адмирал, взяв Стешка на корабль,
которым командовал его сын Григорий, го-
ворит мальчику:

_— Помни всю жизнь, что в первый pas
зашел на корабль по правому трапу: Алми-
ралом будешь!

Мальчик стремится в морской корпус, что-
бы стать офицером флота.

— Не затем меня в лимане окрестили. Мне
уже такая доля: моряком быть’ — говорит
он «дедушке» Бутакову. .

Хороню и просто рассказывает автор о за-
рождении и развитии в героях повести люб-
ви к морю. Каждая значительная деталь по-
вести дышит художественной правдавостью.
Любовью к природе, окружающей героя,
пронизаны пейзажи, рисуемые писателем.

Вот маленький Стешюк отправляется ¢
верной своей нянькой—итрафным матросом
Ничипором — гулять на Бугский лиман,
«Стешку на улице, заросшей степным бурья-
HOM, так же трулно‘и страшно, как в индий-
ских джунглях человеку среднего роста...

И до чего отрадно, когда кончатся страз-
ные джунгли, вдохнуть всей грудью до са-
мой глубины речную свежесть вместо сухого
аромата зрелых трав! И сразу открывается
широкий мир. За синим зеркалом лимана, над
	желтой чертой прибрежных скал — зеленые
	пригорки, узкая полоска суши, а Дальше
(это уже. знает Стешюк) начинаются пол
всюду одинаковым небом разных цветов мо-
ря: черное, мраморное, синее, красное, бе-
лое, зеленое, желтое. И нет морям конна и
края. А небо над всеми морями то синее в
ясный день, то черное в шторм, то лимонно-
желтое на рассвете, то опненно-краснюе ве-
черней зарей, то белое в пургу... Над лима-
ном в небе облака. И в лимане те же облака.
Ничипор и Стешюк стоят над лиманом, дру-
жески держась руками. Оба очень доволь-
ны. Стешок следит за тем, как согласно
движутся облака и в небе и в воде, и спра-
шивает, указывая в глубану правой рукой:

— А тут может Марья Моревна показать-
ea?

_ — Чудак человек! Само собой: из лимана
дорога прямо в море».

В лице Ничипора Поступаева С. Рригорь-
ев создал образ народного самородка, талант-
ливого сказочника, у которого все сказки
на морской манер, действительность в них
перемешана с выдумкой, Говорит он Степану
о «наревне-моревне». Вот ведет Марья Мо-
ревна русского матроса Левона Конопатого
по морскому дну «за белую руку по бархат-
ному несочку все под гору; Хоть и темней,
чем над морем, а глаз привык, все Левону
стало ясно. По бокам дорожки такие цве-
тут цветы, каких никому на берегу и вовсе
не приснится. Средь водяного леса вместо
птиц золотые рыбки порхают.

Смотрит вперед Левон и видит: откуда ни
взялись, шагают впереди морские агромад-
ные раки с ружьями на плечо — целый
вовод. Глянул через плечо, а позади эскад-
рон Мореевой кавалерии на морских коньках
	*) Сергей Григорьев. «Победа моря», Дет-
гиз, 1945 г.. стр. 146, ц. бр.
	Новые
			me
i?
Зы

Подготовка штурманских
	лучаетея, что молодой специалист, придя на
корабль, сталкивается с приборами, кото-
рых он почти не видел. Вакой же это спе-
циалист?

В школе шгурманокий электрик должен
получить основные теоретические знания
по своей специальности и первые практи-
ческие навыки. С этой задачей школы
справляютея  удовлетворительно. Однако
считать выпускника вполне подротовлен-
ным специалиетом еще нельзя. На корабле
ему приходится готовить приборы к пуску,
останавливать ‘их, устранять неисправно-
сти. Чтобы выполнить этя обязанности, ему
все время необходима помошь комантира
ВЧ-1. Штурман -— его основной учитель.
Oy должен внимательно следить за работой,
контролировать, давать залалия пю 06вое-
нию специальности и проверять. К сожале-
нию, часть командиров БЧ-Г проверку пгтур-
манекото электрика по специальности отда-
ет на бткуп базовому специалисту. Это—
вредная, порочная практика.

Штурманы кораблей должны держать по-
стоянную связь со школами учебных отря-
лов, указырать им на из’яны в ПотРотовке
специалистов для БЧ-[, пред’явлаять свои
	требования. Но такую связь у нас полдер-
живают еще немногие офинерьг. Из-за, это-
TO школы порой не знают затросов флота м
руководствуются только программами, ко-
торые иногда отетают от жизни.
Недостаточно интенсивно осваивается и
опыт использования электренавигащиониьх
приборов; накопленный в период Великой
Отечественной войны. Никалих материалов
00 этом в об’единенной пколе Краснозна-
менного Балтийского флота до сих пор нет.
Преподавателям прихолится рассказывать
лить то. что они слышали от штурманов.
	Штурманекие электрики до сих пор м-
товятея вместе с другими специалистами;
рулевыми, сигнальщиками. Нам кажется,
что настало время создать отхельные школы
птурманских электриков, в которых можно
было бы более пелеустремленно и высоко-
качественно готовить этих специалистов.
Нужно помнить, что электрооборудовально
БЧ-[ быстро соверщенствуетея, внелряются
новые приборы, очень сложные и точные,
И обслуживать их должны хорошо подтотов-
ленные люли.
	Старший лейтенант СНЕГИРЕВ.
	В. Кожевников. «Воинское счастье». Рас-
сказы. Воениздат НКО. М. 1945. Стр. 52.
Ц. 25 коп. В сборник вошяи рассказы о ге-
роизме советских бойцов в борьбе © немец-
ко-фашистскими захватчиками в годы Вели-
кой Отечественной войны.
	А. Шаров. «Батальон Бориса Ивановича».
Повесть. Детгиз, М.--Л., 1945, стр. 119.
Ц; $ руб. 50 к. В книге описывается нане-
ствие немцев на станицу Славянекую, пере-
жизания детей, вынужденных покинуть род-
ные места, скитания их.