7 марта 1946 г., четверг, № 57 (2238)
		АСНЫ

с:

a
			РОДИНА
	Эти луга, леса и недра,
И ширь полей,

И глубь морей —

Весь этот край, большой и щедрый,
Зовется Родиной моей.
	Мы каждый холмик любим, знаем,
Мы каждый кустик бережем,

За Родину в бои шагаем,
Победы Родине несем.

Пройди везде, спроси любого,
Один услышишь ты ответ:
Дороже этого `нет слова,
Красивей и теплее нет,
	М к слову этому большому

Привыкли люди прибавлять

Так ласково` и так знакомо
Звучащее,

родное —

мать. :

Юрий КНЯЗЕВ.
		!олуглиссеры на речных театрах
	лвигался в его боевых порядках. Корабли
должны были помочь войскам, не снижая
	темпа наступления. форсировать вотречазо-
	шиеся на пути водные преграды.

Обойдя озера, войска корпуса к исходу
22 апреля 1945 года в районе Варлхорета
вышли к Шпрее. Переправ через реку не.
было, а обстановка настоятельно требовала
ее форсирования. Полуглиесеры были спу-
щены на воду: Ночью началась ‘переправа
войск и продолжалась до 25 апреля; Каж-
дый полуглисеер принимал на борт несколь-
ко десантников и под огнем противника пе-
ребрасывал их на противоположный, заня-
тый неприятелем берег.

_C наступлелием светлого времени про-
тивник настолько усилил огонь, что в целях
уменьшения потерь переправа была вре-
менно прекращена. Но это продолжалось
недолго. Пол прикрытием танков и само-
ходных орудий полуглиссеры снога возоб-
новили движение. На следующий день.
когда к реке были подтянуты понтонные
средства, полуглиссеры. буксировали гру-
женные. понтоны. В тяжелых условиях от-
ряд переправил большое количество бойцов
и вооружения.

Проведенная оператия замечательна не
только тем, что она выполнялась полутлис-
серами без Участия кораблей подлержси.
но и тем, что она подтвердила возможноеть
самостоятельного ‘решения полутлиссерамт
задач, выполнение которых оказывает зна-
чительнов влияние на ход оперативных 2a-
мыелов. команювания. Она замечательна,
наконец. и потому, что в ней со всей силой
проявились любовь военного моряка к своей
Родине, его героизм и самоотверженнозть.
Не случайно около 50 процентов личного
состава отряда, участвовавшего в операции
на Ширее, получило звание Героя Советэко-
то Союза, а остальные — боевые ордена.

Для полноты освещения вопроса кратко
остановимся на использовании полуглиезе-
ров лри обеспечении боевой деятельности
флотилии. Оно было разнообразным. При
прюовелении разведывательной операции на
	реко Припять полуглиссеры успешно были
	использованы в качестве средств навига-
ционного ограждения. Ворма  полуглис-
серов поднималась на берег и устанав-
ливалась так, что. бортовые огни их отби-
вали фарватер. Корабли, участвовавшие в
операции, если наблюдали 90ба огня одина-
‘ковой силы, считали себя на фарватере.
В случае потери ориентировки бронекатер
двумя проблесками фонаря запрашетвал ме-
сто полуглиссера, который на’ мгновенье
включал свет. Использовалиеь они и для
тидрографической разведки. В обороне эти
корабли обеспечивали связь, несли дозор.

Чем же можно об’яснить, что полуглис-
серы, обладающие малой живучестью, не-
большим радиусом действия, столь успешно
решали задачи, которые оказывали значи-
тельное влияние на выполнение оператиз=
ных замыслов командования?

Прежде всего тем, что речные театры,
обладающие небольшой пгириной плега,
вполне доступны для действий наших полу-
глиссеров. Они оказались чрезвычайно ма-
невренными кораблями на реке H даже,
удобными для быстрой переброски с одного
театра на другой.

Боевой успех полуглиссеров об’ясняетя
етце`и тем, что они, как моторные единияы,
могли действовать и действовали там, где
исключалась возможность применения ка-
ких-либо других типов кораблей речных
флотилий, Далее, ввиду. малых размеров
своего корпуса, они оказались малоуязвимы-
ми, а потери их были малоосязаемы.

Война подтвердила необходимость нали-
THA полуглиссеров в составе катеров речной
флотилий. Правда, наилучшее использова-
ние их достигается на мелководных и сте-
сненных речных тватрах, но, в случае нуж-
ды, полуглиесеры можно использовать и
на значительных водных пространствах.
	Инженер-капитан-лейтенант
В. РЯЗАНЦЕВ.
	ревалах писал он новую научную работу.
Эту работу он © фронта послал в Москов-
ский государственный университет на кон-
курс студенческих научных работ и полу-
чил первую преми!т®

После второго ранения Кронрод был де-
мобилизован из рядов Враеной Армии. Сей-
час он — студент четвертого курса меха-
нико-математического факультета. В числе
лучших студентов МГУ Александр  Врон-
род, бывалый  фронтовик, ‘талантливый
математик, по достоинству носит почетное
звание сталинского стипенлиата.
	шенно незамеченными пройти 20-километ-
ровый участок реки. Во избежание задер-
жек и встреч с различными заграждения-
ми противника вперед опять были высланы
полуглиссеры. Их задача сводилась к раз-
ведке плеса и определению возможности
безопасного лвижения основного ядра ко-
	раблей. Полуглиссеры успешно дошли до
	города, установили, что путь свободен, и
понесли об этом на бронекатера.

Более смелое использование полуглиесе-
ров осуществила Дунайская флотилия
при прорыве кораблей в устье реки
Дунай. Во время этой операции корабли
были разбиты на четыре группы по числу
гирл в устье Дуная. В каждую такую груп-
пу были включены полуглисееры. В конце
августа 1944 года корабли морем вышли из
Одессы в район устья Дуная. Хотя погода
благоприятствовала переходу (ветер. 2 бал-
ла, волнение моря 1 балл), но для плоеко-
донных речных катеров, какими являются
полуглиесеры, это было далеко не легким
делом. Тем не менее переход закончился ус-
пепно, и корабли вошли в устье Дуная.

При входе в гирлы Дуная полуглиссеры
встали в голову отряда кораблей и наряду
	© разведкой по обнаружению противника и
	ето огневых точек вели гидронзавигацион-
	ную разведьу.
	Таким образом полуглиссеры не только
осуществили переход морем, HO и сразу же
приступили к решению боевых задач и уе-
пешно выполнили их. Если добавить, что
на реке Одер при прорыве кораблей Дие-
провской флотилии в район города Шведт
на полуглиссеры возлагались задачи по ды-
момаскировке, то станет совершенно ясным,
что в процессе самих операций эти корабли
являлись совершенно необходимыми.
	Но боевое применение полуглиссеров не
ограничивалось только использованием их,
как обеспечивающих кораблей. Они входи-
ли и в основное ядро кораблей и занимали
при этом не последнее место. Сошлемся хо-
тя бы на такой пример.

При наступательных действиях частей
1-го Белорусского фронта создались бла-
гоприятные условия для высадки десанта
со стороны Западного Буга. Для выполне-
ния такого плана был создан отряд легких
сил в составе 6 полугхиссеров, 4 стороже-
вых катеров и 2 бронекатеров. Полуглиссе-
рам и сторожевым катерам следовало про-
рваться к одному из городов и высадить де-
сант. Бронекатера должны были подавлять
отневые точки противника. Несмотря на
значительный огонь врага, полуглиссеры
и сторожевые катера прорвались к городу
п высадили десант. Здесь мы видим, что
обеспечивающими были бронекатера, а по-
луглиссеры входили в боевое ядро — в от-
ряд прорыва.

Не в меньших масштабах применялись
полуглиссеры и при проведении целого рядз
других десантных операций. Следует отме-
тить их участие при форсировании Дне-
стровского лимана. Во время проведения
этой операции десантники шли под веслами,
Полуглиссеры е десантом находились внере-
ди иловучих средств и выводили их в нуж-
ные точки. После пятичасового перехода
	корабли подошли к берегу противника. Hem-
	цы обнаружили десант, но уже поздно и
воспрепятствовать его высадке были не в
силах. .

Все разобранные примеры имеют то 0б-
mee, что действие полуглиссеров протекало
в составе отрядов или групи лоугих корзб-
лей. Они или обеспечивали операцию в про-
цессе ее выполнения или входили в оендь-
ное ядро кораблей. Но это не значит, что
не было их самостоятельных действий. Яз-
ким свидетельством самостоятельного рете-
ния задачи явяяетея операция на Шлрее
22—25 апреля 1945 г. .

Отряд полуглиссеров Днепровекой фло-
тилии был передан в оперативное под-
чинение командованию стрелкового кор-
yea, войска которого вели наступление на
Верлин. затем погружен на автомашины A
	Бывалый. Фронтовик—талантливый математик
	Нехавно в жизни Московского математи-,ва Вронрод проявил себя кзк вдумчивый
	ческого общества произошло выдающееся
событие: впервые за всю историю общества
его действительным членом. был избран сту-
дент. Имя студента Александра Вронрода хо-
рошо известно математикам столицы. Еще
совсем юным школьником занимался он в
научном математическом кружке. На Mo-
CROBCKOM математической олимпиаде. в
1938 году Кронрод получил первую премию.

С первых дней учебы в Московском го-
сударетвенном университете им. Ломоносо-

офицеры
	и серьезный математик.

Когда началась Великая Отечественная
война, молодой математик добровольцем
ушел на фронт. Он был политруком роты,
храбро сражался: с врагами. В бою был убит
командир роты. Александр Ёронрод повел
бойцов в атаку. Несмотря на тяжелое ра-
нение, он выполнил боевую задачу.

Находясь в Действующей армии, А. Ёрон-
род каждую свободную минуту посвящал за-
нятиям любимой наукой — математикой.
В перерывах между боями. на коротких. пе-

крейсера «Калинин»
	От корреспондента «Красного Флота»
	каз и с совершенно другого направления
самолетов «противника» прозвучал во-вре-
мя. Орудия главного калибра и зонитки по-
чти одновременно открыли огонь. «Калинин»,
уклоняясь от ударов авиации и обстрела,
стремился в то же время занать наиболее
выгодную огневую позицию.

Крейсер качало. Визирщики с трудом
удерживали пель. Сложность обстановки за-
ставила забыть, что это — учение. Мысль и
воля экипажа были подчиневы одному же-
ланию — победить. Уже несколько раз по-
являлись самолеты, но умелое сочетание
отня и маневра делало корабль неуязвимым.
Снаряды крейсера накрывали цель.

Рыбин и подчиненные ему люди учились
на опыте войны. Рыбин с особенным удо-
вольствием вспоминает ночной «Goll» с
«противником» и другой «бой», когда 3e-
нитчики ночью вели огонь по конусу, осве-
щенному с берега прожекторами. Он добил-
ся тогла прямого попадания.

За кампанито зенитчики сбили три кону-
са. Встати, примечательна история с треть-
им конусом. Рыбин, улеляющий много вре-
мени изучению опыта Отечественной войжы,
пришел к мысли о необходимости подгото-
вить запасные зенитные расчеты. Расчеты
были скомплектованы, и, несмотря на скен-
тическое отноптение к этому некоторых офи-
церов, началась тренировка. Во время учеё-
ний запасной расчет старшины 2 статьи
Сухова сбил конус.

Вторая боевал часть выполнила годовой.
план боевой подготовки со средней оцен-
кой «хорошо». Артиллеристы думали 0
большем. Высказанное Рыбиным в кают-
компании стремление выйти на «широкий
простор» и было выражением желания все-
го экипажа полнять свою боевую часть и
	Новый вид кораблеи «москитного фло-
та>—полуглиссеры -— ках боевые единицы
военно-морских сил впервые появилиеь в
тоды Отечественной войны и. за. короткий
срок завоевали прочное место в составе реч-
ных военных флотилий.

Краткая история применения полуглис-
серов такова: в июне — июле 1942 года.
немецкие войска быстро продвигались к
Волге, стремясь овладеть Сталинградом..
Авиация противника наносила бомбо-штур-_
мовые удары но волжекой коммуникации.
Вражеские группировки, местами вышедшие
х берегам реки, давали целеуказания своим
самолетам.

Для борьбы © этими трунпами требова-
лось неболыное, но достаточно подвижное
подразделение. Тотда-то и был создан сие-
пиальный истребительный отряд полуглис-
серов. Оперативно отряд подчинялся коман-
дующему Волжской флотилией и действовал
B составе речных кораблей.

Следует отметить, ‘что кое-кто отрицал
боевые возможности полуглиссеров, pac-
сматривал их, как катера рейдовые, кото-
рые не могут отрываться от своих баз. Од-
нако жизнь решительно опровергла эти
мнения.

На Волге полуглиесеры вели борьбу © ди-
версионными группами противника, дей-
ствовавшими по берегу реки, охраняли пере-.
правы от плавающих мин, несли ночную
противовоздушную оборону транспортов и
елужбу связи.
‚ Борьба с диверсионными группами про-
тивника проходила довольно успешно. Не
зенее эффективно. решались и задачи внут-
рифлотильской связи. Зато охрана переправ
я несение противовоздушной обороны кара-
занов и транспортов, — эти задачи выхо-
дили за пределы возможностей полуглиссе-
ров, — имели несколько другой результат.
Впоследствии к решению их полуглиссеры
не привлекались.

При организации других флотилий полу-
тлиссеры уже не являлись случайными, а
вполне полноправными боевыми единицами
речных сил. Больше того; первыми кораб-
лями, которые пришли на новый театр
Днепровской флотилии, были полутлиссеры.

Если на Волге полутлиссеры решали зада-
чи чисто тактического характера, имеющие
незначительное влияние на решение one-
ративных задач армейских частей и флоти-
‘лии, то на реках Припять, Западный Буг,
Лунай и Шпрее мы наблюдаем другую кар-
тину. В подтверждение этого достаточно со-
слаться на действия полуглиссеров в Днеп-
розеком лимане, при прорыве в устье реки
Дунай, на их боевую деятельность на
Шпрее. Вот некоторые примеры.

23 июня 1944 тода корабли Днепров-
ской флотилии начали наступление на
реке Припять. Соединению кораблей пред-
стояло прорваться вдоль берега, занятого
противником в районе с. Скрыгалово, вы-
садить десант моряков для захвата плац-
ларма и уже после этого приступить к не-
реброеке через реку усиленного стрелкового
полка.

Во главе отряда кораблей прорыва шли
полуглиссеры. Они вызывали на себя огонь
противника. Идущие следом за ними броне-
катера своим огнем уничтожали действую-
шие отневые точки противника. Так до-
CTHTAIOCh продвижение основного ядра ко-
раблей. .

Казалось бы, что, ввиду малой живучес-
ти полуглиссеров, такая задача будет для
них непосильной. В действительности по-
дучилось обратное: благодаря малым раз-
мерам, большой скорости хода и шаровой
окраске корпуса полуглиссеры были почти
неуязвимы. Такой же порядок движения ко-
раблей предшествовал и операции по овла-
дению городом Минск (хотя полуглиссеры
решали здесь другие задачи).

Поскольку операция по овладению горо-
дом основывалась на полной тактической
внезапности, кораблям нужно было совер-

Улучшение материальных условии
	деятелеи науки и
	Еще до войны Совнаркомом СССР вым
подготовлен план Мероприятий по коренно-
му улучшению материально-бытовых ‘уело-
вий деятелей науки и научных работников.
Однако война помешала проведению в
жизнь намеченных Мероприятий. ,

Теперь, когда страна вновь вотупила на
путь мирного. развития, Совнарком CCCP
имеет возможность вернуться к’ означен-
ному плаву. =~

6 марта 1946 г. Совнарком СССР при-
нял решение о повышении жалованья дея-
телям науки и научным работникам и 06
О их материально-бытовых усло-
ВИЙ.

Совет Народных Жомиосаров` боюза ССР
постановил значительно повысить с 1 ап-
реля 1946 г. жалованье деятелям науки и
научным работнакам: oo

а) Руководящему — составу Академии
наук СССР, Академий наук союзных рес-
публик, Академии сельекохозяйственных
наук имени В. И. Ленина, Академии архи-
тектуры, Академии медицинских наук И
Академии педатогических наук (президент,
вице-президенты, члены президиума, ака-
демики-секретари):

6) Руководителям филиалов Академии
наук СОСР, директорам и заместителям ди-
ректоров по’научной работе научно-иселе-
довательбких институтов Академий наук,
руководителям важнейших научно-иселедо-
вательских институтов наркоматов и ве-
домств, имеющим ученую степень;

в) Руководителям лабораторий, отделов,
секторов и отделений, старшим и младигим
научным сотрудникам институтов и науч-
	НОЧНОЕ
	От корреспондента
	научных работников
	ных учреждений Академий наук, научным
работникам важнейших научно-исследова-
тельских  институтов.  наркоматов и ве-

г) Директорам и заместителям директо-
ров по научной работе научно-исследова-
пельских институтов наркоматов и ве-
домств, имеющим ученую степень или уче-
ное. звание;

д) Научным работникам научно-иселе-
товательских институтов наркоматов и ве-
	лометв, имеющим ученую степень,
	е) Директорам и заместителям диревто-
ров по учебно-научной работе высших
учебных заведений, в зависимости от кате-
горий вуза: имеющим ученую степень до-
ктора наук или ученое звание профессора,
имеющим ученую степень кандидата наук
или звание доцента;

ж) Профессорам высших учебных заве-
дений, в зависимости от наличия ученой
степени и стажа научно-педагогической
деятельности;

3) Доцентам высших учебных заведений,
а также старшим преподавателям, имею-
	‘шим ученую степень,
	ПЕРЕДОВОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ: АМУРСКАЯ ФлО-
ТИЛИЯ, 6 марта. (Пе телеграфу от корр.
«Красного Флота»). Переходящий приз Во-
енного Совета флотилии за лучшие покз-
затели.в боевой и политической подтотовке
присужден гвардейскому подразделению 5ро-
некатеров.

Вручив приз и поздравив гвардейцев с
достигнутым успехом, Topolt Советского
Союза капитан 1 ранга Воронтов призвал
их еще настойчивее повышать свое 60е30е
мастерство, повседневно боротьея за выпол-
нение приказа № 8 Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина.

От имени личного состава передового под-
разделения выступил гвардии лейтенант
Извеков. Он заверил командование, что
моряки-гвардейцы, выполняя приказ: люби-
мого вождя, будут еще выше крепить диг-
ципляну и порядок в своих рядах, повее-
дневно повышать боевую выучку, зорко
оберегать мирный созидательный труд во-
ветских людей.
	‚ Проводы
демобилизованных
	ТИХООКЕАНОКИИ ФЛОТ, 6 марта. (По
телэграфу от нарр, «Нрасного Флота»). Тепло
проводили краснофлотцы, старитины и офп-
церы корабля Н. демобилизованных моряков.

От’езжающие собрались в кают-компанян
на прощальный обед. C теплым напутетвен-
	‘пым словом обратился в ним команлир Ko-
	рабля. Он 06050 отметил заслуги главных
стартин Алимова, Тропенко, Салова. Вапи-
	тан 3 ранга Почедут зачитал приказ, в ко-
тором ряду демюбилизуемых об’является
благодарность за аа службу но
корабле.
	Успех портовиков
и моряков Балтики
Моряки Эстонского, Татвяйского и Бал-
	тииского пароходств, а также работники
Виндавского, Либавского и Клайпедекого
портов в феврале перевыполнили план 05-
работки грузов.
	Торговый флот выполнил задание по пе-
	ревозке тяжеловесных грузов, на 136 прон..
а перевалку угля -— на 291 проц.
	Замечательных успехов. добилиеь экииа-
	жи сулов «Пулково», «Лигово», «Любань»,
	«Ильмень», «Валдай», «Олонец», «Бело-
	морканал». Экипажи этих судов не только
превысили рейсовое задание, но и получили
значительную экономию топлива и смазки.
	_‹ КНИГИ ПО ЗАЯВКАМ
ЧИТАТЕЛЕЙ
	Для лучшего обслуживания и удовлетво-
	рения растущего: спроса читателей бидлио-
Teka Кронштадтского лома Военно-Морского
	Флота открыла межбиблиотечный абонемент.
Многие книти, которых здесь нет, библио-
Teka по заявкам читателей получает в
Ленинградской публичной библиотеке имени
Салтыкова-Щедрина, откуда литература до-
ставляется три раза в месяц. От офицеров
поступает много заявок. Так, например,
	лась книга академика А. Н. Крылова «1е9-
рия непотопляемости корабля», младшему
лейтенанту Пуркову — трул профессорз
	Курбатова «Неорганическая химия». Отар-
ший лейтенант Попов заказал книгу Весе-
	лаго «История русского флота» (дореволю-
ционное издание). Заказаны работы круп-
нейших русских ученых по различным
отраслям военно- морского дела.
Старший лейтенант С. LIYBHH.
Кронштадт.
	и) Старшим о преподавателям, ассистен-
там, преподавателям выеших учебных 34-
ведений и младшим научным сотрудникам
научно-исследовательских учреждений, не
имеющим ‘ученой степени или звания.

Совнарком Союза ССР также постановил
обеспечить для деятелей науки и научных
работников улучшение снабжения продо-
вольственными и промышленными това-

рами.
		«Красного Флота»
	рах. Весь расчет орудия, не заботясь 0 том,
что происходит вокруг, находился в полу-
башне. Только когда посредник спросил, кто
же мог заметить «неприятельские»: катера,
Кононученко поснешгил выставить наблю-
дателей.

Выявились и другие недостатки в дей-
ствиях этого орудийного расчета. У стар-
нгины Вононученко не оказалось на руках
таблицы стрельбы по катерам. После не-
скольких «выстрелов» выяснилось, что на-
	водчики забыли открыть амбразуры прице-
лов. Когда посредник «вывел» из строя не-
которые номера, У расчета одного орудия
произошло заменгательство,
	Стараниями инженер-капитан-лейтенанта
	Викулова личный состав в своем большин-
стве оказался достаточно подготовленным к
борьбе за живучесть. Здесь есть и молодые
краснофлотцы, но когда в районе одного из
	орудий главного калибра возник пожар,
	личный состав быстро вооружился противо-
пожарными средствами, и к приходу зварий-
ной группы Boe было приготовлено к, дей-
ствию. Однако этот же орудийный расчет
‘He проявил. достаточной дисциплины и уме-
‘ния, когда давались вводные на решение
простейших артиллерийских задач.
	личный состав в борьбе за живучесть ко-
	рабля воспитал в себе нужные навыки, они
пригодились на учении. Мо другие задачи
здесь отработаны недостаточно. В четвер-
той боевой части, когда потребовалось пе-
рейти на запасный комаядный пункт, сиг-
нальщики не смогли найти розетки для
включения ратьеров. Командир отделения
сигнальщиков совершенно устранилея от
руководства подчиненными и весе делал сам.
	На разборе учений командиру второй
	боевой части капитан-лейтенанту Алексееву
справедливо было указано на многие недо-
статки в подготовке вверенных ему людей,
Нужно ‘серьезно укрепить дисциилину на
боевых постах, чаще тренировать подчинен-
ных в отработке четких докладов.
	Бенцом общекорабельного ночного учения
	была тактическая задача. Корабль, покинув
рейд, внезапно встретился с двумя эсмин-
цами «противника». Приходилось отражать
атаки торпедных катеров и авиации.
	Капитан 3 ранга Бакарджиев правильно
	оценил создавшуюся обстановку и нашел
нужное решение, На разборе он представил
кальку маневрирования корабля и примене-
ния оружия, Офицеры штаба соединения па
разборе указали на недостатки. Даже такая
«мелочь», как отставание часов в штурман-
ской рубке. не осталась незамеченной.
	Было указано, что в жилых помещениях,
	В ТОМ числе и в каютах офицеров, нет долж-
ной чистоты ий порядка. Один из посредни-
ков обнаружил в рубке дежурного офицера.
Ra столе, совершенно. ненужные обрывки
бумаги; чернильница была забита окурка-
ми. На корабле не оказалось наглядного
изображения таблицы сигналов, подавае-
мых колоколами громкого боя.
	Учение помогло векрыть недочеты, кото-
	рые раньше не замечались. Капитан 3 ран-
та Бакарджиев, рассказав личному составу,

‚Как прошло учение, наметил пути устране-
ния недостатков.
	Капитан Н. ОГНЕВ.
	Глубокой ночью на один из кораблей,
который, возвратившись с набеговой опе-
рации, бросил якорь на незащищенном
рейде, напали торпедные катера «против-
ника». Над рейдом появились бомбардиров-
THE...

Так началось учение. Внезапно на ко-
рабль прибыли и сразу разошлись 0
командным пунктам посредники.

Хотя сигнал тревоги прозвучал сразу во
всех помещениях, время явки было не оди-
наковым, Раньше всех оказались на боевых
постах зенитчики. Расчеты зенитных уста-
новок по примеру командира автоматов стёр-
шины # статьи Вихлянцева верхнюю
одежду принесли с собой на руках и по мере
приготовления заведывания к бою одева-
лись. Так поступили не. все.

Расчет первого орудия главного калибра
одевался в помещении, а потом выбежал на-
верх. Двое почему-то. выскочили на левый
борт, котда им наветречу непрерывным по-
током бежали краснофлотцы. Попытки про-
никнуть через. встречный людской поток
ни к чему не привели, Им пришлось повер-
нуть на правый борт и таким путем достиг-
нуть своего места.по расписанию.

Непосредственной. опасностью, надвигав-
тейся на корабль, была дрейфующая «ми-.
на». 06 этом по вволной посредника доло-
жил вигнальщик Сафронов, но доклад его
не был сразу услышан ни помощником, ни
командиром корабля. Сигпальщик, не повто-
PHA своего доклада и продолжал. вгляды-
ваться в темноту,

Опасаясь, что вводная о плавающей ми-
Не может выпаеть из плана учения, посред-
ник приказал сигнальщику доложить вто-
рично. Шло время, а корабль еще никак не
реагировал на опасность. Шо приказанию
с мостика с некоторым опозланием была при-
ведена в готовность подрывная партия. В то
время как «мина» дрейфовала к борту ко-
рабля, подрывники приготавливали шлюпку
в спуску на воду. Казалось, другие красно-
флотцы должны были вооружиться птеста-
ми, чтобы не дать «мине» подойти. Но о
минной опасности они ничего не знали и
пестов не имели.

В узел связи попала «авиабомба»...

«Нарушение» внутрикорабельной связи
на первых порах несколько расстроило уче-
ние. Доклады на главный командный пункт,
а также приказания е мостика. поступали
с опозданием. Командир четвертой боевой
части лейтенант Орман. подходил то к одной,
то к другой переговорной трубе, но. поеред-
ник установил, что лейтенант не знал, с
какими постами. эти трубы сообщаются.
В дела четвертой боевой части пришлось
вмешаться самому командиру корабля Ka-
питану 3 ранга `Бакарджиеву.

Уже заработало. первое котельное отделе-
ние, корабль получил ход; капитан 3 ранга
Бакарджиев распорядился, чтобы отклепа-
ли якорь-цепь.

Появились торпедные катера.. Маневри-
руя, корабль уклонялея от преследования,
готовился к активной обороне. Командиру
носового орудия главного калибра старшине
1 статьи Жононученко по вводной посредни-
ка довелось первому доложить на мостик. о
замеченных на горизонте торпедных кате-
		весь крейсер на еще более высокий уровень! Как-то на крейсер пришло сообщение об ис-
	боевой подготовки.
В каюте иня
	средств связи
	инженер-капитан-лейтенанта   боевых условиях. Внуков направилея к Не-
	— Нельзя ли использовать этот опыт:

— Чю <, попробуем, — ответил Несте-
ров.

Попробовали. Выяснилось, что так. назы-
ваемая обиходная группа телефонов может
иметь более широкое применение. Многое
подсказала война. Люди крейсера не только
овладевали техникой, но и учились расши-
рать возможности ее применения.

На крейсере крепят дисциплину, борются
за порядок, организованность. С благодар-
ностью вспоминают молодые офицеры тех,
кто учил их править службу на крейсере.
Именно такое чувство испытывают офице-
ры «Калинина» к бывшему командиру ко-
рабля капитану 1 ранга. Алекеею Василье-
вичу Волкову. Волкова помнят все, кто с
ним служил, и с полным основанием отно-
сят на, его счет значительную долю успехов,
достигнутых экипажем.
	Офицеры не забыли, как, остро реагировал
Волков на малейший непорялок или прояв-
ление нерадивости. Одному из офицеров
пришел на память «случай с рапортом», об-
летевший весь корабль. Волков получил
рапорт с неровно оторванным краем, взял
нож и по линейке ровно обрезал этот зло-
получный край бумаги. А потом, словно не
замечая краски, до ушей залившей лицо
офицера, спросил:

— Не правда ли, так будет лучше?

...В кают-компанию, «на огонек», при-
шли молодые офицеры. С уважением слуша-
ют они рассказы старших товарищей,

Растут офицеры и уходят с повышением
на другие корабли. На смену им приходят
новые, сменяются старшикы‘ и краснофлот-
цы, но боеспособность крейсера неизменна.
Иначе и быть не может.
		Ефремова пох стеклянным колпаком стоят   стерову:
	«часы-котел» — приз Военного совета л
ней БЧ-У ТОФ’а. Это не только приз, это
еще в некоторой степени напутетвие пред-
шественника Ефремова. инкенер-капитана
2 ранга Нестерова, которого не так давно
сменил Ефремов.

При личных вотречах Нестеров дает сво-
ему преемнику много ценных советов, забо-
тясь о том, чтобы боёвая часть и сейчас
никому не уступила приза.

Кампанию протилого года боевая часть
завершила с высокими оценками. Тон моло-
дым офицерам, всему личному составу за-
давали «старожилы» крейсера — Нестеров,
инженер-капитан-лейтенанты Ефремов, ’Вну-
ков, Антипов. Эти офиперы, страстно влюб-
ленные в технику, нолные молодого дерза-
ния, руководили подготовкой к испытаниям
на максимальную скорость хода. Накануне
испытаний офицеры напролет просиживаля
нал расчетами режимов работы механизмов,
составляли таблицы, чтобы обеспечить ими
маттитгистов, Они добилиеь. своего: в бое-
вой части не оставалось ни одного человека,
который не загорелся бы желанием добиться
максимальной скорости хода.

Результаты значительно превысили про-
шлогодние, но Рыбин на партийном собра-
нии заявил, что можно добиться большего.

В то время как над верхней палубой гро-
хотали залпы главного калибра, в недрах
корабля вспыхивали «пожары», появлялись
«пробоины». В огне и дыму действовали
аварийные группы. На борту крейсера не
было ни одного незанятого человека. Хоро-
шую выучку в решении аварийных задач
показал электротехнический дивизион.

Товариш Внуков проявил себя не только
исполнительным и  дисциплинированным
офицером, HO и организатором. Он жадно
впитывал все новое. ` что принесла война.
	Вечерний чай давно уже закончился, и в.
кают-компании крейсера «Калинин» оста-
лесъ только двое — командир БЧ-У инже-
нер-капитан-лейтенант Ефремов и командир
ВЧ-П капитан-лейтенант Рыбин. Оба слу-
жат на этом корабле с первого дня его’ су-
щоствования. Им было о чем поговорить.

Офицеры вспоминали курсантекие дни,
былые походы. Рыбин говорил с некоторым
оттенком сожаления о неповторимых днях
флотской юности, Ефремов с юмористиче-
екими нотами в голосе — 0 «зеленых юн-
цах», которые некогда выходили на Нев-
ский, привлекая внимание золотыми утоль-
ничками на рукавах.

Пронгли годы, и сегодня они-— зрелые мор-
ские офицеры. Им доверены боевая техни-
ка, люди, Как непохоже курсантское про-
шлое на сегодняшний день офицеров!

Рыбин сказал:

— До войны мы мечтали о больших по-
ходах, во время войны волновало другое..,
Сейчас пора снова подумать о больших по-
ходах!

Офицеров «Калинина» роднят ‘задачи,
стоящие неред кораблем, желание видеть
свой флот могучим и сильным.

В этом одна из причин успехов корабля
в кампании сорок пятого года. Вспомним од-
ну из стрельб в середине прошлого. года.
Предотояло вести огонь в сложных услови-
ях, при максимальном темпе, равном темпу
технической скорострельности орудий, ког-
да моли работают с предельной быстротой.
Корабль шел по взбудораженному морю, вы-
жимая из машин все, что они могли дать.
Решалась зачетная задача.

Дымка, заволакивавитая горизонт, метала
дальномерщикам вести наблюдение. И все
же доклад о появлении корабля «противни-
	Теоретическая учеба штурменов
и механиков
	штурманской рубке. Они подробно рассказал,
в каких пределах рекомендуется изменять
скорость, как обходить критические зоны
качки.

Вторая половина занятия была посвящена
практическим упражнениям по пользованию
диаграммами качки. Штурману корабля Н.
лейтенанту Чаплинскому была предложена
задача: корабль находится в зоне сильной
бортовой качки, близкой к своему критиче-
	скому значению. Гребуетея. не увеличивая 2,
			скорости и не меняя генерального курса,
выйти Из этой зоны.

Лейтенант Чаплинский принял правильное
решение. Он разу положил «лево руля» и
изменил куре настолько, чтобы при умень-
шении скорости корабль не попал в зону
критического значения качки. Затем штур-
ман положил корабль на прежний куре и
несколько увеличил скорость, но с таким
расчетом, чтобы влювь не войти в крити-
ческую` зону.

Аналогичная задача была прелложена
командиру БЧ-У другого корабля инженер-
патитан-лейтенаяту Кисзину. На этот ра
нообходимо было выйти из опасной зовы
катки, не изменяя скорости. Тов. Кисеин
успешно решил задачу,
	ТИХООВЕАНОКИЙ ФЛОТ, 6 марта. (По
телеграфу от нор. «Красного Флота»).
В практике кораблевождевия бывали слу-
чаи, когда на сильной волне, при качке
корпуса судов давали трещины, деформиро-
вались и т. д. Для предотвращения подоб-
ных случаев известный советский ко-
раблестроитель инженер-контр-адмирал Вла-
сов составил так называемые лиаграммы
качки. Пользуясь ими на походе во время
шторма и сильного волнения, можно пра-
зильно выбирать куро и скорость.

Недавно диаграммы качки Власова были
получены штабом Н-ского  «оедипения
кораблей. С целью усвоения. их былое про-
ведено занятие с командирами кораблей. На-
днях на эту же тему было проведено совме-
стное офицерское занятие со штурманами
ий. механиками кораблей.

С докладом о диаграммах качки выступил
инженер-капитан 2 ранга Брилон.

Выступивший затем флагманский штур-
ман капитан 3 ранга Андреев познакомил
штурманов и механиков с практическими
методами определения длины волны и пе-
риода собственных колебаний, а также с
методами пользования лиаграммами качки
непосредственно в походе на мостике. в