7 марта 1946 г., четверг, №.57 (2238)
			речь и приказ товарища Сталина
боевая программа Флотских партооганизаций

На-днях в Н-ском подразделении бронекатеров Краснознаменной
ордена Ушакова Днепровской флотилии состоялось собрание ком-
мунистов. Доклад, о задачах партийной организации, вытекающих
из речи товарища Сталина на предвыборном ссбрании избирателей
Сталинского избирательного округа гор. Москвы и из приказа № 8,
сделал капитан-лейтенант Гродницкий.. В обсуждении доклада
	Ниже публикуются
	приняло участие большинство коммунистов.
  выступления некоторых участников собрания.
	Личный пример-одно из условий
успешного воспитания
	Речь товарища Сталина на предвыборном
собрании избирателей Сталинекого избира-
тельного округа гор. Москвы  обогатила
марксистско-ленинекую ‘науку. Глубокое
изучение этой исторической речи вождя
напгими офицерами, старшинами и красно-
флотцами принесет ‘неоценимую пользу делу
боевой и политической полготовки.
	Последнее время у нас очень много го-
вопят о воспитании подчиненных. Это
действительно залача первостепенной важ-
ности. Но, к сожалению, иной раз кропотли-
вю работу по воспитанию подменяют
хекларациями. Е
	Сейчас, как никогда, нам нужен офицер—
воспитатель, педагог, наставник. Взять
хотя бы вопрос о воспитании старшин. Это

очень большой вопрос.
Бывает. что старшина собирает группу

краенофлотцев и пространно читает им пло-
	хонький доклад о значении того или иного
механизма, на корабле или о той или иной
боевой инструкция. Как смешно выглядел
бы старшина, обучающий этрой, если бы он
вышел перед краснофлотнами и вместо того,
чтобы показать, как взять винтовку на пле-
чо или на-караул, стал бы читать по этому
поводу лекцию. А ведь в нашей практике
так нередко делается. Старшина обязан
учить краснофлотцев главным образом пока-
зом, тренировать их у механизмов, инструк-
тировать, как действовать в том или ином
случае. Только таким образом’ мы добъемся
желаемых результатов.

Вот почему роль офицера здесь необычай-
но велика. На офицерах лежит задача 0бу-
чения и воспитания старшин. Старигина
пытается во взем подражать офицерам, и
здесь личный пример офицера —= одно из
главных условий успешного воспитания
полчиненных.
	(Выступление капитана 3 ранга ЛУПАЧЕВА)
	На собрании коммунистов в Н-ском подразделении бронекатеров
			команды ЦДКА
	Еще олна победа
	За 7 минут ло окончания матча армейз
ские хоккеисты забили мяч в ворота про-
тивника и выиграли встречу со счетом
1:0. Таким образом, команда ПДАА яв
ляется обладателем двух кубков по хок-
кею — кубка СССР и кубка Москвы.

Среди женских команд побвдительницамн
оказались хоккеистки «Буревестника», вн-
игравшие матч © командой «Спартака» вв
счетом 3:0. Эта команда также является
теперь обладательницей двух кубков (СССР
ий Москвы) по хоккею.
	Лучшие конькобежцы
флотилии
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 6 марта. (По телеграфу от Hopp.
«Ноаеного Флота»). На катке главной ба-
зы состоялись 28 матчей на первенство
флотилии по хоккею. Первенство без еди-
ного поражения завоевали хоккеисты об’еди-
ненной школы во главе с т. Трифоновым.
Они забили в ворота своих противников
54 мяча, пропустив в свои всего четыре.

Велед за розыгрышем первенства нача-
лись встречи хоккеистов, оспаривающих
вубок флотилии. В финал вышли команды
зенитчиков и связистов. Встреча между
‘ними закончилась со счетом 4:0 в пользу
зенитчиков.

В: соревнованиях лучших конькобежцев
флотилии быстрее всех закончил бег’ на
1500 и 5000 метров чемпион флотилия
старшина 1 статьи Корольков. Среди офи-
церов бег на 500 метров выиграл канитан=
лейтенант Дорошенко. на’ 1509 и 5000
метров — старший лейтенант Великий. °
	Сопевнования хоккеистов
Северного шлета
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 марта. (По теле-
гразу). Неделю длились соревнования хок-
воистов-североморцев за кубов флота.
Встречи сильнейших команд — претенден-
тов на кубок — проходили в острой борьбе
и. изобиловали неожиданноетями.

В первых ветречах хоккеисты Н-екой
базы проиграли снортеменам соединения
контр-здмирала Михайлова. Зенитчики —
обладатели кубка 1945 года — едва ушли
от поражения, с трудом сделав ничью е
командой соединения контр-адмирала Фэ-
кина.

В итоге звание лучшей команды по хок-
кею и переходящий приз флота 1946 гола
завоевали хокквисты соединения контр-
адмирала Михайлова, имеющие всего одно
поражение и забившие в ворота противника
35 мячей, пропустив в свои пять.

Второе место заняли хоккеисты тыла и
третье — зенитчики.
	Закончился розыгрыш кубка Москвы по
хоккею. В розыгрыше участвовали сильней-
шие команды столицы -— ЦЛЬАА, «Динамэ»,
«Спартак», «Крылья Советов», «Буревеет-
ник» и команды других спортивных 0б-
шееств.

В финальной игре встретились хоккеисты
ЦЛЕА и «Динамо». Борьба носила упорный
характер. Первая игра закончилаеь с ни-
чейным результатом, вторая также не дала
преимуществ ни одной из команд, и только
третья опрелелила побелилеля. 8
	Ленинград — Выборг
на пыжах
	ИЕНИВГРАД, 6 марта. (Па телефону от
корр. «Нрасного Флота»). В феврале бэль-
игая: групна курсантов. Выборгского интен-
лантекого училища Военно-Морского Флота
совершила лыжный переход Выборт —
Ленинград. Курсанты Высшего военно-мор-
ского ордена Ленина инженерного училища
им. Дзержинского тогда же решили нанести
ответный визит своим выборгским товари-
шем. После настойчивых тренировок осин
на-днях осуществили этот переход, пройля
до 150 километров за 19 ходовых часов.
В первый день лыжники прошли 50 кило-
метров, во второй — 70 — 80 километров и
в третий — остальную часть пути. В пере-
ходе участвовало свыше 70 лыжников 50
главе с капитаном 1 ранга Ралько.
	военные моряки —
чемпионы Жабаровска
	XABAPUBCK, 6 марта: (По телаграфу от
корр. «Нрасного Флота»). В тородеких
конькобежных соревнованиях  участвоваля
сильнейшие спортсмены общества «Динамо»,
Забайкальско-Амурского военного окрута,
Краснознаменной Амурской флотилии и раз-
личных спортивных обществ города. В упор-
ной борьбе победителями соревнований ока-
зались военные моряки, занявшие первые
места по веем листанциям.

Звание чемшиона Хабаровска завозвал
капитан-лейтенант Виктор Дорошенко, про-
‘шедший 500 метров за 52.4 секунды. Вто-
‘рым финишировал также амурец сержант
Глазов, третьим — старшина 1. статьи Во-
рольков. Пятикилометровую дистанцию
первым закончил амурец старший лей-
	тенант Великий с результатом 10 мин.
32,3 сек., вторым финишировал старшина
1 статьи Корольков.

Среди женнин победительницей соревно-
ваний вышла также представительница
флотилии Алтунина, занявшая первые ме-
ста в забегах на 500 и 3.000 метров. .
	Заслужим звание передового
подразделения
	Товарищи коммунисты! Вы уже знакомы
с речью товарища Сталина на предвыборном
собрании избирателей Сталинзкого избира-
тельного округа гор. Москвы и © приказом
№ 8. Эти исторические документы являют-
ся боевой программой для всего советского
народа, для всех напгих вооруженных сил,
для всех партийных оргавизаций.
Вспомпите, товарищи. недавно отшумев-
шие годы войны. Мы, советские люди, по-
бедили в этой войне, разгромив на-
голову фашистскую Германию. —Вепом-
ните, что происходило в тот час, когда к
нам на огневую позицию доходили. приказы
товарища Сталина. Они наполняли нас ве-
рой в победу, учили бороться в самых труд-
ных условиях и побеждать. Неизменно
сталинские слова вызывали необычайный
под’ем у краснофлотцев, старшин и офице-
ров. Сейчас вождь народов в своем выету-
плении перед избирателями начертал гран-
диозную программу дальнейшего развития
нашей страны. Как во время войны,
когда каждое сталинское слово мы старалиеь
немедленно воплотить в дело. так и сейчае
мы должны все свои усилия направить нэ
10, чтобы выполнить указания вождя.
Роль каждого коммуниста в этом отвз-
шении необычайно велика. Мы обязаны до-
вести до сознания каждого краснофлотца,
старшины и офицера значение этих исто-
рических документов. Мы должны быть
первыми в исполнении приказа товарища
Сталина. Товарищ Сталин учит нас, что в
мирное время первостепенная задача всех
без исключения бойцов, офицеров и гене-
ралов состоит в непрерывном совершенство-
вании своих военных и политичезких зна-
ний. изненная необходимость этого требо-
вания очевилна, Я мог бы привести немало
примеров, Kak отдельные офицеры и
краснофлотцы со всей присущей советским
одям энергией взялись после войны за
пополнение своих военных и политических
знаний. Однако размах теоретической учебы
налиих кадров не может наз удовлетворить.
Известно, например, что за последние
месяцы в нам на корабли прицыю много
новичков. Они впервые ступили на борт
корабля, в плаванье еще ни разу не были.
Помочь им овладеть корабельной техникой,
безупречно выполнять обязанности по
	службе — прямой долг коммунистов. Роль
	коммунистов и комсомольцев, °0еобенно
офицеров, на этом благодатном поприще
особенно ответственна. Я хочу привести
два примера, подтверждающих эту мысль.
Олин из наших офицеров, лейтенант Панин,
по-настоящему понял свое призвание. воспи-
тателя полчиненных. Он находит время
	В тречаться © бойцами. беселовать с ними,
	узнавать их нужды и настроения. ПНажин
очень успешно обучает группу рулевых.
Краснофлотцы, с которыми занимается Па-
кин, хоропто изучили свое дело, —это подтя-
нутые, диециплинированные люди. Сам
лейтенант Панин и. его бронекатер могут
служить образцом морской культуры, при-
MEPOM полядка и организованности.

В отличие от тов. Панина коммунист
	лейтенант Богданов сторонитея подчинен-
ных, он не находит времени разговаривать
с краснофлотцами, учить их и воспитывать,
Поэтому и дисциплина на его корабле не на
высоте, —многие краснофлотцы не имеют
порой элементарных знаний по службе.
	Товарищ Сталин в эвоем приказе подчер-
кнул важность организации боевой полго-
	товкви на основе умелого освоения опыта.
nr a os -
	Отечественной войны. Мы прошли очень
большой путь. В самых различных опера-
циях по высадке десантов, захвату опорных
пунктов врага, прорыву укрепленных приб-
режных районов противника нам пришлось
действовать вместе с соединениями Красной
Армии. Мы многому научились. многое
познали, и было бы преступлением, если бы
мы растеряли хоть крупицу из этой сокро-
вишницы боевого опыта.
	у нас ость и серьезные недостатки. Неко-
торые пытаются освоение опыта войны
превратить в узко кабинетное дело. Эти
товарищи совершенно упускают из виду
опыт рядовых воинов и особенно старшин.
А ведь сколько замечательного могли бы
они подсказать нашим офицерам! Иному
старшине и краснофлотцу трудно обобщить
этот опыт, изложить его в стройную еи-
стему, а если бы им на помошь пришли
офицеры, то дело боевой подготовки от
этого улучшилось бы. Почему бы, например,
и нашей парторгализации не явиться за-
стрельщиком обобщения боевого опыта
бывалых воинов? Для этого у нас есть всё
условия.

Товадииши! Дальнейшие наши успехи в
области обучения и воинского вознитания
подчиненных немыслимы без крепкой
дисциплины и образцового воинского по-
рядка. Товарищ Сталин говорит, что опорой
дисциплины и порядка должны быть. в пер-
вую очередь, наши командные кадры. в том
числе старшины ‘и сержанты. Указания
товарища Сталина для нае имеют особое
значение. Мы находимея за рубежом родной
страны. Мир увидел благородные черты
советэкого воина, его лисциплину и оогайи-
зованность. И нет большей чести для нае,
как держать незапятнанным званив совет-
ского воина.’ Опыт пбредовых кораблей
показал, что мы можем добиться оконча-
тельной ликвидации всяческих нарушений
порядка и дисциплины. Нужно только,
чтобы борьба за высокую дисциплину с0е-
динялась и сопровождалась усилением
восцитательной работы

В традиции каждой партийной организа-
ции делать практические выволы из указэ-
	ний вождя большевистской партии товарища
Сталяна. Задачи нам ясны. программа
	Сталяна. Залачи нам ясны, программа
намечена. Не хвастая своим боевым прощ-
лым и своими заслугами, мы будем добро-
совестно трудиться над о2воением ботатого
опыта войны. Скоро на налтих кораблях
подымутея вымнела. Начнется летняя
кампания. Встретим же ее во всеоружии.
Будем, не покладая рук. работать над тем,
чтобы заслужить звание орехово подраз-
деления.
	(Из доклада капитан-лейтенанта ГРОДНИЦКОГО)
	Мужна помощь обфинеров
	В своем приказе тогариш Сталин гово-
PHT о старшинах и сержантах как о бли-
жайших помощниках офицеров в воспита-
нии бойцов. Чтобы выполнить праказ на-
шего Народного Комиссара, мы приложим
все свои знания и весь свой опыт.

Недавно я окончил курсы младших ко-
мандиров. 910 еше. конечно, не значит,
что я уже прнобрел опыт воспитателя. Мне
еще нужно распеирять своя знания и много
учиться у старших товарищей. И тут по-
мощь офицеров и коммунистов безусловно
необходима.

Сейчас изучение краснофлотцами своей
специальности у нас переносится  непо-
средетвенно на боевые посты. Роль старши-
ны здесь очень ответственна, и, нечего гре-
ха таить, пока мы с0 своими задачами не
всегда хорошо справляемея. И это полу-
чается от того, что у нае еще маловато зна-
	ний, иногда нет умения подойти к красно-
флотцам. Хороню, если бы перед каждым
занятием офицер созывал старшин, иятере-
совался, как они думают провести занятия,
0 чем хотят беседовать со евоими подчинен-
ными. Это значительно улучиило бы дело
воспитания краснофлотцев.

Скоро начнется летняя кампания. Пред-
стоят трудные переходы, Многие красно-
флотцы впервые будут плавать на кораб-
лях. У старшин появится еше больше за-
бот. © подчиненных. Нам, бывалым моря-
кам, придется немало поработать, чтобы
привить каждому краснофлотцу любовь к
своему кораблю, научить его «болеть» за
CEO боевую часть. за свое заведывание. за
	честь своэзго дела. Все эти качества мо-
	NOLBIM краснофлотцам надо прививать не-
посредственно на корабле, у своих боевых
ностов.
	(Выступление старшины 1 статьи ПЕРЕЦ)
	эольше самокритики
	лейтенанта БАЛАЕВА)
	\Зыступление стгошего
				действительности же получается обратное.
Очень часто 06 этом забывают, и одна неде-
ля проходит за другой, но никаких итогов
не подводится, никакой, конечно, критики
нет. Естественно. что такая практика конт-
роля отрицательно сказывается на боевой
и голитической подготовке, не способствует
повышению ответэтвенноети за воинское и
политическое воспитание. краснофлотцезв..-
	Скоро наши корабли уйдут в плаваняе.
Пекоторые офицеры в напряженных буднях
летней кампании могут «позабыть» о необ-
хохимости повседневно контролироваль б0е-
вую учебу личного состава. Это. конечно,
нелопустимо.
	В нашей партийной организации Halo
шнре развертывать принципиальную, дело-
вую большевистскую критику и самокрити-
ку. Это, несомненно, поможет делу воинско-
о и политичеехого возшитания красно-

флотцев,
	и учить
	В своей речи перед избирателями Сталин-
зкого избирательного округа гор. Москвы
товариш Сталин подвел итоги пройдепного
пути, наметил программу нового эконбми-
ческого под’ема нашей страны. На всех нас
огромное впёчатление произвели его елоза
о том, что «Победителей можно и нужно
судить, можно и нужно критиковать и про-
верять. Это Полезно не только‘ для дела, но
и для самих победителей: меньше будет
зазнайзтва, больше. будег скромности».

В повседневных делах офицеров, сталипин
и краснофлотцев нашей части мы можем
убедиться в великой значимости сталинских
слов. ^

Взять хотя бы такой пример. Известно,
что каждую субботу вышестоящий началь-
ник должен подводить со своими подчинен-
ными итоги выполнения плана боевой и по-
литичезкой подготовки за неделю. Я пола-
гаю. что подведение итогов должно быть
олной из действенных форм контроля.
	Учиться
		По страницам ‘краснофлотских газет
	бойцы под руководством бывалых моряков
быстро овладели своими. специальностями.
(«Огыевой щит»).

Летчики и техники Н-ской части бо-
рются за экономное расходование горюче=
го. Они добились уже хороших результатов.
За 1945 год они сэкономили 78.000 кило-
граммов горючего. Основная экономия до-
стигнута летчиками, которые грамотно экс-
плоатировали винтомоторную группу само-
лета в воздухе. Гвардии майор Митюрев в
каждом полете экономит горючее и пере-
дает свой опыт летно-техническому. соста-
ву части. Значительную экономию бензина
хали летчики и механики тт. Животовский,
Сизиков, Цаллагов, Ваньков, Карпенко,
Дмитриев и другие. («Бозвой курс»).

нынешнем учебном году в вечер-
нюю среднюю школу Ёраснознаменной Кас-
пийской флотилии поступило много старитин
и краснофлотцев. Несмотря на то, что учеба
идет наряду со службой, они успешно за-
вершили учебную программу первого по-
Tyromna. Старший краснофлотен Черрав-
	ский, старшина Лукьянченко, сержант Дро-
голюбов, краснофлотцы Савченко. Чеклецов
й другие получили на испытаниях отлич-

ные и хорошие оценки. («Красный каспи-
ви»).
	акына Джамбула Ажабаева
Кунанбаева
	Стипендии имени поэта Абая Кунанбаева
учреждены: в Казахском` государственном
университете и в Алма-Атинском педагоги-
ческом институте — по одной стипендии в
размере 400 рублей каждая для студентов,
в Семипалатинском педагогическом учили-
шеи в Каркалинском педагогическом учи-
лище  — по’одной стипендии в размере
200 рублей каждая ‘для учащихся. (ТАСС).

* 37 часов находилея в море катер-
охотник старшего лейтенанта Лобанова. Че-
‘рез короткое время после выхода из базы
катер покрылся толстым слоем льда: Сиг-
нальные фалы и антенна обмерзли. Crap-
пгина 1 статьи Исаев несколько раз пы-
талея сбить лед с антенны, но захлееты-
вавшие катер волны и мороз сводили на-
нет его усилия. Моряки катера, закалив-
шиеся за время Отечественной войны, с не-
ослабевающей бдительностью несли вахту.
Боевое задание было выполнено с честью.
Командир соединения капитан 2 ранга Леут
об’явил благодарность всему личному со-
ставу катера. («Красный черномерец»},
Много славных дел совершил экипаж
СК-654 в дни Отечественной войны. 06 этом
свидетельствуют ордена и медали на. гоуди
бойцов, благодарность товарища Сталина и
наименование подразделения, в которое вхо-
дит катер, — Петрозаволекое. Катер СВ-654
строилея на Волге. Его создателями были
сами бойцы. Один из строителей — стар-
	шина % статьи Вривченко и сейчас слу-
	жит на катере. На груди бывалого воина—-
орден Отечественной войны 1 степени и
мелаль «Ва отвагу». Сейчас на катере пги-
роко изучается опыт войны. осваиваются
механизмы. Поишезитие на СК-654 молодые
	Стипендии имени народного
		(Выступление лейтенанта КАМСКОГО) .
Товарищ Сталин предостерегает нас всех   стойчивой, систематической учебы. Помню.
	от зазнайства и застоя. Он подчеркивает,
что «От офицерского состава сейчае. как
никогда раныше, требуется умение хорошо
обучать и воспитывать подчиненных». Но,
чтобы обучать и воспитывать подчиненных,
офицер должен сам постоянно совершенетво-
ваться, пополнять свой теоретический ба-
таж. Если этого он не будет лелать, то
неизбежно отстанет.

Это я почувствовал на ce6e. Boenno-
морское училище я окончил перед концом
войны. Наши корабли уже совершали свой
заключительный путь. Раздавались послед-
ние выстрелы, и дыхание победы ощущалось
во всей своей увлекающей силе. А после
войны у нас в соединении чрезмерно за-
тянулся «период воспоминаний», который
отвлек многих нас —=— офицеров — от на-

как однажды мне понадобилея устав кора-
бельной службы. И хоть недавно я окончил
училище, однако устав показался мне
новинкой.

Нечего говорить 0 TOM, что если мы хо-
тим выполнить указание товарища Сталина
© воспитании подчиненных, То должны В
первую очередь много сами учиться и много
читать. aura должна быть постоянным
спутником в нашей жизни. Правда, в наших
условиях порой нехватает нужной литерз-
туры, но эта трудность преодолимая. Мало
почему-то у нас практикуется постановка
докладов офицеров по тем или иным военно-
теоретическим вопросам и марксистско-
ленинекой теории. Между тем это повысило
бы личную дисциплину офицера, заставило
бы ео лучше работать над с0бой.

ции Бутаков. поспешил (22 апреля 1849 г.)
обратиться к командиру 23 дивизии, указы-
вая, что ему и в дальнейшем нужны будут
двое — рядовой Т. Шевченко и унтер-офицер
Вернер: «Оба они будут мне необходимы по
	О дисциплине и порядке
	ВА)
	(Выступление капитан-лейтенанта ПИМЕ
	Мы не смогли бы победить врага, если) ние на один недостаток, имеющийся кое-где
	на наших кораблях. Иногда наши офицеры
считают, что раз на корабле нет серьезных
нарушений дисциплины-—значит, все в по-
рядке.

Конечно. в дисциплинарной практике
нало учитывать степень виновности того
или иного бойца, но наша задача заклю-
чзется в том, чтобы не проходить мимо слу-
чаев нарушения диецинлины. Мы, напри-
мер, иногда не обращаем внимания на «ме-
лочи», & ведь из «мелочей» складывается
больное.
	бы в наших частях не было твердой, желез-
ной диспинлины, большевистского порядка
и организованности. Это отличает наши во-
оруженные силы, и мы гордимся этим. Но
то, что удовлетворало нас вчера, сегодня
Уже не удовлетворяет, Товариш Сталин 2
евоей исторической речи и в приказе № 8

- определил задачи советского народа и его

вооруженных сил,

Товарищ Сталин подчеркивает, что. успе-
хи в обучении и воспитании воина немыс-
Лимы без крепкой дисциплины и строгого
воинского порядка. Хочу обратить внима-
	Тарас
	Комитет по делам высшеи школы при
Совнаркоме СССР установил стипендии
имени народного акына Казахстана Джам-
була Джабаева: в Казахском государствен-
ном университете имени С. М. Кирова,
в Алма-Атинском педагогическом HHCTH-
туте и в Литературном институте Союза
советских писателей — по`одной стилендии
в размере 400 рублей каждая для студен-
TOR.
	вать». Но Обручев и теперь не предпринял
бы против Шевченко стеснительных мер,
если бы не донос одного недоброжелателя.

Тем временем друзья Шевченко ион сам
все еще не теряли надежд. Шевченко писал
умоляющие письма Жуковскому, Гоголю ¥
другим. Он с содроганием думал о том, 4TS
тёперь, когда кончились занятия при Бута-
кове, придется возвратиться в Раим, в пу-
стыню, в «смерлящую казарму», одно вос-
поминание о которой’ не могло не наводить
ужаса. Находясь ‘уже в Петербурге; Бута-
ков, встретившись с Левицким, сказал, что
«хлопоты о Шевченко уже начались» и. что.
он «двинул всех своих знакомых дам, чтобы
сни просили о нем всех, кого надо...».

Донос о том, что Шевченко снимает. порт-
реты с коменданта и других официальных лиц,
поставил Обручева в затруднительное поло-
_ жение. Обручев вынужден был распорядить-
ся об обыске у Шевченко и поручил сделать
это Герну (явно расположенному к поэту).
Результаты обыска — в апреле 1850 года —
были ничтожны (благодаря Герну Шевченко
был заранее предупрежден). Скрыв от петер-
бургских властей, что, в сущности, сам OH
отправил Шевченко в .бутаковскую экспеди-
цию для рисования, Обручев послал в рез-
кой форме донесение ЛГ Отделению, са-
мого же Шевченко велел арестовать и от-
править его в Орск «по этапу, под строжай-
шим караулом, назначая от станицы до ста-
ницы одного унтер-офицера ине менее трех
рядовых». По особому: распоряжению’ штаба
войск Оренбургского корпуса Шевченко во‹-
прещено было не только писать или рисо-
вать, но даже иметь при себе карандаши, чер-
нила, перья и бумагу... Все попытки друзей
вырвать ‘поэта из трущобы, где над ним из-
девались и безжалостно мучили, были без-
результатными. Надзор над Шевченко был
настолько строг, что в течение двух лет он
не смог написать ни единого письма! Тслькс
осенью — 17 октября 1850 г.-—Шевченко был
			доставлен из Гурьева в Новопетровскии форт
на восточном берегу Каспия.

«Вскоре после смены Обручева ген.-ад.
В: А, Перовским,— пишет в своих «Воспомн-
наниях о Шевченко» Макшеев,— на кабинет-
ный стол последнего однажды положили
один из наиболее удачных степных рисунков
Шевченко-—в надежде, что Перовский обра-
тит на него внимание, спросит, кто его делал,
и таким образом даст возможность похода-
тайствовать о несчастном художнике. Но Пе-
ровский, лишь только увидал рисунок, дога-
дался, чей он, бросил на пол и грозно сказал
окружающим, «чтобы не смели напоминать
ему об этом негодяе!».

Так закончился период «передышки», вре-
менного облегчения в долголетних каторж-
ных мучениях Шевченко (всего в штрафных
солдатах он пробыл свыше десяти ле“). Этим
облегчением Шевченко был обязан теплому
участию и номощи ‘немногих лучших пред-
ставителей русской передовой интеллиген-
ции и прежде всего Алексею Ивановичу Бу-
такову.

Как выяснилось впоследствии, сам Бута-
ков чуть было не пострадал за свой добрый
поступок: он подвергся за это наблюдению
Ш Отделения, которое не оставляло ero
своим «вниманием» даже во время команди-
ровки за границу. (В 1850 году Бутаков был
командирован в Швецию для заказа двух па-
роходов для Аральской флотилии).
	Интересна судьба забракованных началь-
ством рисунков Шевченко. «Альбом был воз-
вращен Шевченко, и он подарил его Герну в
благодарность за гостеприимство. Желая из-
влечь альбом`из забвения и издать его,— пи-
шет Макшеев,— я обрашался к жене покэй-
ного Герна с просьбой об отыскании его, но,
к сожалению, она не могла среди вещей своеё-
го ‘деревенского дома’ найти ни одного ри-
сунка из (этого) разрозненного альбома».
		евченко и Алексей Бутаков
	> Е
Страницы из биорафии

>
	ченко как художника. Режим, которому был
подвергнут Шевченко в своем батальоне,
был исключительно тяжелый: Шевченко
был не просто рядовым, но’‘и ссыльным, над
которым велось строгое наблюдение, чтобы
он ни под каким видом не мог писать «возму-
тительных и пасквильных сочинений». Ему,
художнику и любимому ученику Брюллова,
было воспрещено даже брать карандаш в
руки! «Смотреть и не сметь рисовать, —пи-
сал он В. Н. Репниной,—это такая мука, ко-
торую. поймет только настоящий художник».
Казарменная обстановка и жестокое обраще-
ние, оторванность от культурного общества,
болезни (ревматизм и цынга) — все это де-
лало положение Шевченко настолько тя-
гостным, что`он так характеризовал его в
одном письме: «Все мон прежние страдания,
по сравнению с настоящими, были только
детские слезы»,

И вот в это время Бутаков обратился к
генералу Обручеву (командиру Оренбургско-
го корпуса) с особой запиской, в которой
просил отпустить с ним Шевченко в экспе-
дицию для зарисовки береговых видов Афаль-
ского моря. Несмотря на то, что этим нару-
шался запрет ссыльному рисовать, генерал
Обручев согласился. 11 мая 1848 rona «onuc-
ная экспедиция», под начальством. генерала
Шрейбера, выступила в поход, в составе 2 рот
сслдат и 6.000 киргизов. В числе солдат был
и Т. Г. Шевченко, Штабс-капитан Макшеев,
	обративший на него внимание, предложил к
его услугам для ночлега свою кибитку. 19
июня экспедиция достигла Раимского укре-
пления на Сыр-Дарье. Там в ожиданин сна-
ряжения шхуны «Константин», которой
командовал Бутаков, Шевченко прождал
вместе с прочими более месяца. 25 июля
шхуна вышла из устья Сыра. В течение двух
месяцев плавания по Аральскому морю Шев-
ченко сделал много удачных акварельных
зарисовок. Шевченко жил в маленькой офи-

возвращении в Оренбург... Шевченко — для
окончательной отделки живописных видов,
цего на море сделать невозможно было, и
для перенесения на карту гидрографических
видов после того, как ана будет составлена
в Оренбурге». Благодаря этому Шевченко
смог уже в начале октября выехать из Раима
вместе; с Бутаковым и 1! ноября временио
поселиться в Оренбурге. Капитан генераль-
ного штаба К. И. Герн отвел ему в своем
доме для жилья целый флигель.
	церской каюте вместе с тремя офицерами.
	Но вот наступила осенняя погода с бур:
ными ветрами, и пришлось исследования‘ вре-
менно прервать. Шхуна Бутакова 23 сентября
бросила якорь в устье Сыр-Дарьи. Экспеди-
ция зазимовала в крепости Кос-Арал, в мест-
ности пустынной и тоскливой. Руководители
	Подчеркивая важность и об’ем художест-
венной работы Шевченко, Бутаков затребо-
вал 5 ноября у Обручева «в помошь Шевчен-
ку» еще одного человека — рядового Залес-
ского, «умеющего хорошо рисовать» (это
был друг Шевченко). Генерал Обручев с5-
гласился, но с тем, чтобы Бутаков «сам ’на-
блюлал за нижними чинами Шевченком, За-
	С именем контр-адмирала Алексея Ивано-
вича Бутакова связан важный этап жизни
великого украинского поэта — Тараса Шев-
ченко, 85-летие со дня смерти которого мы
отмечаем *). .

Сосланный рядовым в Орскуто крепость за
участие в панславистском «Кирилло-Мефо-
диевском братстве» (провозглашавшем идеи
свободы и автономии народностей, требовав-
шем «искоренения рабства и всякого уни-
жения низших классов и цовсеместного рас-
пространения грамотности»), Тарас  Шев-
ченко вызвал к себе глубокий интерес и со-
чувствие тогда еще капитан-лейтенанта А. И.
Бутакова, который сделал все, что было в
его силах, для облегчения положения Шев-
ченко, рискуя при этом погубить собствен-
ную служебную карьеру.

Алексей Бутаков (1812—1869 гг.) — стар-

. WH брат знаменитого адмирала Г. И, Бу-
	‘У такова, севастопольского героя и создателя
	вашего броненосного флота,— известен как
храбрый морской офицер и неутомимый уче-
ный-исследователь. Достаточно упомянуть
напечатанный в пятом томе «Записок импе-

+ раторского Русского географического об-
	щества» труд Бутакова — описания ‘берегов
Аральского моря и связанные с этим работы
(открытие группы новых островов, ‘астроно-
мические определения ряда. пунктов, состав-
ление карты и др.).

‚ Бутаков приехал в Оренбург для органи:
зации Аральской экспедиции в начале 1848
года, и тогда же, вероятно, друзья Шевчен-
ко (С. Левицкий, Ф. Лазаревский и другие)
стали просить его, чтобы он’взял к себе Шев-
ыы
	‚ *) Т. Г. Шевченко умер 10 марта 1861 года.
	EEE EE EI ENE ae a OE

а р = 4

следующем (1849) году работы возобнови-
лись, снова с участием Шевченко. «Во время
лохода на Сыр-Дарью,— рассказывал А. И:
Макшеев,— я прожил с Шевченко, не разлу-
чаясь, 495 месяца и во все это время видел
его постоянно бодрым и веселым. Ко всем
неудобствам походной обстановки он прино-
равливался легко и вел жизнь совершенн”
трезвую».

Отношение Бутакова к поэту попрежнему
было прекрасное. Об этом говорят многие
письма Шевченко. 14 ноября 1849 года Шев-
ченко просил в письме к княжне Ренниной,
если она встретится с Бутаковым, поблаго-
дарить.за братское к нему отношение (+..он
был мне друг, товарищ и командир»). Такую
же благодарность Бутакову поэт выражал
неоднократно, например, в письме к Б. 3a-
лесскому.-Еще до окончания своей экспеди-

лесским и Вернером и представил о занятиях
каждого из них подробный отчет и ‘самые
работы». Наконец отчет Бутакова по. опис-
ной экспедиции был представлен Обручеву,
причем к отчету был приложен альбом видов
Аральского моря, зарисованных Шевченко.
Генерал Обручев остался ‘очень доволен ри-
сунками и отчетом. Воспользовавшись этим,
Бутаков официально ходатайствовал о прэ-
изводстве художника в унтер-офицеры: (что
в то время было бы первым и самым важным
шагом в улучшении участи разжалованного).
Вместо этого, к великому огорчению Шев-
ченко, страстно мечтавшего о ‘разрешении
рисовать, и всех его друзей, надеявшихся
уже на улучшение участи поэта, из Петер-
бурга получилось. крайне неблагоприятное
письмо. Обручеву было выражено неудоволь-
ствие за то, что он «не выполнил высочайше-
го запрещения рядовому Шевченко рисо-