8 марта 1946 г., пятница, Ne 58 (2239)
	Tluqpol
	и Факты
	:& Советские женщины активно участву*
ют в государственной работе. В числе из-
бранных советским народом депутатов Вер-
ховного. Совета СССР — лучшие дочери на-
шей Родины: лауреат Сталинской премии
трактористка` Дарья Гармаш ‘и Герой Со-
циалистического Труда машинист паровоза
Елена Чухнюк,  стахановка-текстильщица
Анна Серегина и действительный член Ака-
демии медицинских наук профессор Ольга
Подвысоцкая, мастер шелкоткацкого дела
туркменка Оразбике Тайтарова и вологод-
ская колхозница лауреат Сталинской премии
Александра Люскова, заслуженная учитель-
ница Ираида Троицкая и народная артистка
СССР Лариса Александровская.

Более 1.700 женщин различных нацио-
нальностей — депутаты Верховного Cone’
СССР, союзных и автономных республик,
Больше 456.000 женщин являются депута-
тами местных Советов депутатов трудя-
щихся.

Многие женщины занимают ответствен»
ные посты в государственном аппарате. Ма-
рия Сарычева — заместитель председателя
Верховного Совета РСФСР, чувашка Андре-
ева, якутка Сидорова, бурятка Цыденова
избраны председателями президиумов Вер-
ховных Советов своих автономных респуб-
лик; туркменка Нури Караджаева — нарком
юстиции Туркменской ССР и т. д.

$ В 1940 году в народном хозяйстве
СССР было занято 11 миллионов женщин—
40 процентов всех работающих. Во время
Отечественной войны многие миллионы со-
ветских женщин заменили на фабриках и за-
	водах, в шахтах и рудниках, в совхозах м
	колхозах мужчин, ушедших на фронт,

$: Стахановка 2-го государственного под+
шипникового завода Мария Кожевникова
явилась инициатором работы у станков без
наладчиков. Инициатива стахановки, широ-
ко подхваченная на предприятиях страны,
дала возможность высвободить тысячи ква-
лифицированных людей, устранить простои,

Более 76.000 квалифицированных рабочих
было высвобождено и использовано в про-
мышленности благодаря замечательной ини-
циативе московской работницы Екатерины
Барышниковой,

Екатерина Барышникова и Марня Кожев-
никова награждены Сталинскими премиями.

#2 Женщины — болышая сила в колхоз-
ном ‘строительстве. Около 200 тысяч жен
щин являются сейчас председателями и бриз
гадирами колхозов, около 100 тысяч — сче-
товодами, более 100 тысяч. — зоотехника“
ми и руководителями” колхозных ‘животно“
водческих ферм. Более миллиона женщин
стали ‘механиками, трактористками, комбай-
нерками.

Звено московской колхозницы Анны Es-
теевой собрало в 1945 году 52,6 центнера
пшеницы с га — наивыстний урожай в стра-
не по этой культуре. Колхозница Шорина
в прошлом году добилась урожая 1.110 цент-
неров картофеля с гектара, Евдокия Лебе“
дева. установила мировой. рекорд, собрав с
гектара 2.051 центнер капусты, Мировой
рекорд выработки на колесный трактор уста-
новила Дарья Гармаш — депутат Верхов-
ного Совета СССР.

$ В органах народного просвещения и в
школах работает ‹ более. миллиона женщин,
в-органах здравоохранения-—1.049 тысяч жен»
щин, в том числе до 100 тысяч врачей. Свы-
ше 33.000 женшин заняты в лабораториях
и институтах научно-исследовательской дея“
тельностью. В 1942—1945 гг. 118 женщин
получили ученую степень доктора наук, 76—
звание › профессора, 701— доцента. 116 жен-
щин за выдающиеся работы в области науки
и техники, литературы и искусства награж-
дены Сталинскими премиями.

$ В 1913 году в России.было, всего. лишь
19 яслей на 550 детей. В 1944 году число по-
стоянных мест в ‘детских яслях достигло
двух миллионов. 7 миллиардов рублей го-
сударственных пособий выплачено много-
	детным матерям с 1936 года по 1943 год. За
	один_только 1945 год многодетным и одино-
ким матерям выплачено более 2 миллиардов
рублей пособий.

5.850 женщин получили высокое звание
«Мать-героиня», более 750 ‘тысяч награж-
дено‘орденами «Материнская слава» и ме“
далями.

% Женщины. — бойцы и офицеры Крас“
ной Армии — за храбрость и отвагу, прояв-
ленные в боях, награждены 119.789 орденами
и медалями, 47 женщинам поисвоено звание
Героя Советского Союза. Среди них: лет-
чицы Евдокия Носаль и Екатерина Рябова,
танкист Мария Октябрьская,: снайперы Люд“
мила Павличенко и. Наталия Ковшова, са-
нитарные инструкторы Мария Щербаченко
и Валерия Гнатовская.

За активные действия в партизанских от
рялах в тылу врага 7.807 женщин награж-
дены медалями «Партизану Отечественной
войны» 1-й и 2-Й степени.

CHoBa Ha студенческой скамье
	Студентки механико-математического фа-
культета Московского государственного ин-
ститута имени Ломоносова Женя Руднева и
Катя Рябова готовились в сдаче экзаме-
нов, когда началась Великая Отечественная
война. Девушки-патриотки решили в тот
же лень уйти добровольцами в ряды Крас-
ной Армии. Они были зачислены в летно-
отурманекую школу.

После нескольких месяцев напряженной
учебы девушки вылетели на фронт. Днем
и ночью бесстрашно’ водили они самолеты
на бомбежки вражеских укреплений. За до-
блесть и мужество. проявленные в боях. за
	высокое воинское мастерство Руднева и Ря-
	бова удостоились почетного звания Tepoes
Советского Союза.

В одном из боев смертью храбрых пала
Женя Руднева. Изтя Рябова поклялась
отометить за гибель своей боевой подруги.
Она совершила 870 боевых вылетов, бомби-
	„..Бодее суток длится ожесточенный Hol
за город и порт Сейсин. Гвардейский баталь-
он морской пехоты майора Бараболько муже-
стьенно отражал атаки превосходящих сил
противника. Первая рота прикрывала пра-
вый фланг. Здесь японцы  сосредоточили
крупные силы, непрестанно поливая отнем
морских пехотинцев. Рота несла потери,
22-летняя санитарка Маша Цуканова не-
прерывно оказывала первую помонть ране-
	ЛЕВУШКИ-ГЕРОИНИ` ВОЗВРАТИЛИСЬ НА УЧЕБУ В московский УНИВЕРСИТЕТ
	ла врага в Севастополе, Белостоке; замбро-
ве, Итеттине, выросла до штурмана эска-
дрильи, обучила на фронте десятки моло-
дых штурманов. Девять правительственных
наград украсили грудь девушки-героини.
В самые тяжелыё дни боев Ватя Рябова
не переставала думать о ‘родном универеи-
тете, о’любимой науке — математике. Вон-
чилась война. Герой Советского Союза Ека-
терина Рябова, с ‘бружием в руках. защи-
щавшая великое право на образованйе, вер-
нулась в Московский  тосударственный
университет. Она снова на родном механи-
ко-математическом - факультете, с огромной

энергией овладевает высотами. науки.
_ На учебу в университет вернулась также
	Терой Советского Союза Антонина зубкова,
	ушедшая на фронт с третьего курса меха-
нико-математического факультета. На фи-
лологическом факультете МГУ учится от-
	важная летчица, участница многих Bos-!
	Подвиг Марии Пукановой
	Вместе с подругами Маша подала заявле-
ние с просьбой об отправке на фронт. Во ее
направили на’ Тихоокеанский флот. Обид-
ным казалось тогда быть далеко от боев, но
пришлось смириться. В части полюбили эту
жизнерадостную, трудолюбивую и скромную
	И вот наступил август 1945 года. Нача-
тасъ война с.Японией. Настали горячие дни

обигества
	Вряд ли! У нас есть женщины-——писатели,
зрачи, ученые, летчицы, токари, актрисы,
режиссеры, офицеры, математики, учитель-
ницы, маптиниеты. шоферы, у нас есть жен-
щины-—тосударственные деятели, депута-
ты, облеченные наролом высокой властью
законодателей и руководителей страны. Ка-
ким странным и диким кажется нам сейчас
ответ великого князя Константина Вонстан-
тиновича, считавшегося президентом рус-
ской Акалемии наук на просьбу Софьи Ва-
снльевны Ковалевской предоставить ей
возможность научной работы в России (до
этого она руководила кафедрой в Сток-
польмском университете): «Так. как до-
пуск на кафедры в наших университетах
совсем закрыт для женщин. каковы бы
ни были их способности и познания, то для
тогпожи Ковалевской в нашем отечестве
нет места...» Ковалевская была  величай-
прим математиком своего времени, имя ce C
	уважением произносилось учеными всего
	мира, а в родном отечестве ей He былое ме-
CTA...

Русская женщина прошла через все ста-
дин унижения, векового «домостроя», бес-
правия и по ленинской, но большевистской
дероте вышила к своему нынешнему свет-
пому настоящему и вместе с еобой вывела
на эту дорогу, открыла эту жизнь женщи-
нам других национальностей, других наро-
пов. В который раз, нос какой радостью и
тордостью новторяем мы среди имен депу-
татов Верховного Совета СССР, избранных
10 февраля нынешнего года, имена тех
женшин, уделом которых в царской Рос-
сии были бы чадра, гнет, крайняя степень
унижения:  азербайдженки Басти Багиро-
вой, башкирви Ракия Кутлубаевой, казаш-
ки Найли Базановой, таджички Гаргар Ша-
риповой. ^ Г

Великая Отечественная война была ис-
пытанием, одинаково трудным для всего на-
рода, для всех людей. В старину говорили:
«Война — не женское дело». Может быть,
так оно и было в старину. Но для наших
женщин-патриоток ‘ освободительная война
советского народа была родным, кровным
делом. Советские женщины помогали делу
обеды не благотворительными концертами
и не рублевыми взносами в пользу инва-
лидов. Не корпию они щинали в гостиных,
& строили на заводах пушки, самолеты, тан-
ки, корабли, сами. участвовали в сражени-
ях, спасали раненых е поля. бол, партиза-
пили, бомбили немцев с самолетов, выса-
живалиеь с десантами во вражеских тылах.
Олетые в шинели, советские женщины
проявили за годы войны самые высокие и
благородные лушевные качества. Герой Co-
	петекого Союза главный старшина Галина
	Петрова, первой бросилась в атаку на нем-
eB WH увлекла за собой остальных моря-
ков-десантников, высадившихся на Керчен-
ском полуострове. Лидия’ Шулайкина —
первая и; может быть, единственная в мире
летчица морской авиации — соверитила над
Балтийским морем десятки боевых вылетов
( участвовала в потоплении нескольких не-
мепких кораблей. А сколько их, безвестных
женшин: врачей, санитарок, связисток.—
имена которых” знакомы только десяткам
или сотням моряков. вепоминающих теперь.
кстда кончийась война. о своих верных бое-
вых подругах е особой благодарностью и
любовью!

Отшумели военные годы, пронеслась над
страной и миром военная гроза. Впереди
большая жизнь, большие перемены, боль-
шое счастье. В ногу с мужчинами, со всем
народом идут к этому счастью наши совет-
ские женшины. Они заслужили это счастье
своим самоотверженным трудом в годы вой-
ны, и они завоюют его своими руками в
годы мира и процветания сопналистническо-
	го государства.
wep Т. ЛОСКУТОВА.
	и мужество: .
	пулемет немцев, после чего взяла в плев
трех вражеских солдат.

В олном бою огнем своего автомата Катя
уничтожила 13 вражеских еолдат, 9 взяла
в плен.

За проявленные доблесть и мужество
главный старшина Екатерина Михайлова
награждена двумя орденами: Красного Зна-
мени, орденами Отечественной войны 2 сте-
пени и Красной Звезды, мнт «За от-
вагу».

==

Рядовой отдельного строительного ба-
тальона ВБФ комсомолка Лидия Рябухина
проявила бесстрашие при разминирования
района Ораниенбаум — Петродворец. Рабо-
тая на самых опасных участках, она 2аА семь
дней обезвредила 906 мин. Награждена ме-
далью «За боевые заслуги».

Домна Куделина, из того же батальона, в
короткий срок обезвредила 1.078 мин раз-
личных систем и уничтожила 123 снаряда
противника. Заслуги т. Вуделиной отмечены
медалью «За отвагу».
			_ Немецкому философу Нинше принадлежит
изречение: «Иля к женщине, ‘не забудь
ВЗЯТЬ © COCOH KHYT».

Русский писатель-демократ Чернылтев-
ский писал: «Ваким зерным, сильным,
проницательным умом одарена женщина OT
природы, и этот ум остается без пользы для
общества, оно отвергает его, оно подавляет
ero, душит его; а история человечества
пошла бы в десять раз быстрее, если бы
этот ум не был отвергаем и убиваем, а
действовал бы».

Кажлая из этих ABYX противоположных
точек зрения очень тинична-и для идейного
предшественника  гитлеризма — Фридриха
Ницше, и для русского демократа, одного
из прогреесивнейших и  благоролнейших
людей своего времени —— Николая  Гаврило-
вича Чернышевекого. Какая бездна отделяет.
человеконенавистническую философию и
злобный цинизы одного от человеколюбивого
революционного демократизма и духовной
чистоты другото!

Чернышевский был халеко не единствен-
ным русским писателем, которого волновала
судьба женщины ‚и который использовал
любую розможность, чтобы поднять свой
толос в ев защиту. Черпышевсвий был и
He елинственным среди величайнтих деяте-
лей мировой культуры, которые не раз —
в публичных выступлениях, в своих ромз-
нах и пьесах, в произведениях живописи
и скульптуры — призывали к раскоепоше-
нию женшин, к тому, чтобы в созиданин
матерпальных ценностей, в борьбе за луч-
пюе будущее человечества женшина- заняла
место рядом, наравне с мужчиной. Как еча-
стливы были бы убедиться эти блатородный
люди. многие из которых жили за мното
лет до наших дней. что то, за что они рало-
вали, чему посвятили свои труды, весь жар
сердца, все свое вдохновение, осуществи-
ось в нашей стране и. теперь никому из
пас — советских людей — не  кажетея
больше проблемой. Известная французская
писательница Аврора Дюдеван, посвятив-
тая потавляющее больигинство своих. рома-
нов проблеме раскренощения женщины в
быту, в семейной жизни, приняла муж-
ской псевдоним — Ворж Санд — отчасти и
потому, что ей казалось, что писатель-муж-
чина будет пользоваться больнгим автори-
тетом, его высказывания булут выглядеть
полновеенее, к мнению его будут приелу-
шиваться внимательнее и его призывы и
пожелания будут скорее приниматься. Вряд
ли подобная проблема могла бы тревожить
советскую женщину, и вряд ли такая мысль
могла притти ей в голову.

Великая сила советского общества — так
в постановлении ЦЕ ВЕП(б) охарактери-
зована советская женщина, ее роль в годы
Великой Отечественной войны. Оценка
большевистского . ЦЕ — это оценка всего
советского народа. а советским людям е?ть
чем восхищаться. чему удивляться и чем
торлитьея, когда речь заходит о патей жен-
шине и особенно о женщине эпохи великой
войны.

Многое уже написано 0б этом и много
еще будет написано. Блокалная жизнь
ленинградок, их удивительное самооблада-
ние и самоотверженноеть, проявленные В
самые тяжелые дни, уже сейчас стали ле-
гендой, которая вдохновляет людей всех
профессий, национальностей и -возрастов.
Через много лет наши внуки и правнуки
будут с волнением смотреть на экране кад-
ры, изображающие московскую осень 1941
года: тысячи женшин у противотанковых
рвов, вырытых их руками: женщины Ha
крышах московских домов во время нале-
TOR: женщины в заводских цехах, набиваю-
щие патроны для своих мужей, братьев,
сытовей.

Есть ли на свете професени, которые
‘были бы не пол силу нашей женщине?
	За доблесть
	Тысячи советских патриоток в рядах Во-
енно-Морского Флота доблестно участвовали
в боях с немецко-фашистскими захватчика-
MH и японскими самураями. Около двух с
половиной тысяч из них отмечено прави-
тельетвенными наградами.

Главный старшина Галина Иетрова вме-
сте с черноморцами участвовала в Керчен-
ской онерации. Путь морякам на берегу
преградило минное поле. Произошла задерж-
ка. Тогда Галина Петрова, решив пожертво-
вать собой, бросилась вперед на минное по-
ле... В счастью, здесь мин не было. Вдох-
новленные примером советской патриотки,
моряки прорвали укрепления противника и
уепешно выполнили поставленную задачу.

Галине Петровой присвоено звание Героя
Советского Союза:

* +

Двадцатидвухлетняя девушка главный

старшина Екатерина Михайлова в августе
	1944 года вместе с батальоном морской.
	пехоты форсировала Днестровский лиман.
Несмотря на сильный минометный и пуле-
метный огонь врага. преодолев проволочные
и минные заграждения, Hata Михайлова
одной из первых достигла берега. Увидев в
воде тяжело раненного офицера Богородеко-
го, она вынесла его на берег и тут же ока-
зала первую помошь С поля боя Михайлова
вынесла еще птестнадцать раненых красно-
флотцев.

Ккатерина Михайлова отличилась в боях.

Транатами она уничтожила станковый
	душных боев Герой Советского Союза На-
талья. Меклин. В аспирантуру историческо-
го факультета. зачислена -отважная, парти-
занская разведчица, четырежды раненная в
боях. Татьяна Логунова. В: настоящее время
т. Логунова готовится в защите кандидат-
ской диссертации на’ близкую и родную
ей. тему: «Партизанское движение в север-
ных районах Смоленской области».
	Среди студенток и аспиранток Московеко-
ro ордена Ленина государственного универ-
ситста им. Ломоносова — десятки участниц
Великой Отечественной войны, отмеченных
высокими наградами правительства. Ими
но праву гордится коллектив старейшего
университета нашей страны.
	На снимке. (слева направо): В. В. Рябова
пА. Л. Зубкова наззанятиях в лаборатории
аспытания. материалов. .

@oro B. Bexpamera. (TACO).
	шую без сознания, И кровью Ма-
шу Цуканову.

Вак во сне, происходил xompoc. Oapepe-
лые самураи пытались выведать У девушки
численность наших сил. Но ни уговоры, ни
угрозы, ни пытки не:заставили Манту про-
молвить хотя бы слово. Она мужественно
переносила все истязания, с ненавистью
глядя на своих мучителей, и молчала.

Раз’ яренные самураи дико расправились
с советской патриоткой. Они.выкололи ей
глаза, острыми ножами“ изрезали тело.

..B ожесточенной схватке моряки опро-
кинули” врата и ворвались на’ сопку. Там
	‘они нашли истерзанное: тело Марии Цукано-
	вой. Молча, с обнаженными головами стоя-
ли боевые товарищи над трупом мужествен-
ной девушки. Они бережно одели ее в новое
обмундирование и вынесли на вершину сон-
ки; где фазвевалосвь алое знамя. Сухие -ав-
томатные очереди: прорезали воздух. Моряки
гвардейского ‘батальона прощались с. герои-
ней, отдавшей свою молодую жизнь за люби-
мую Родину.

Вместе с другими моряками, павшими в
этом бою, Мапгу похоронили с воинекими по-
честями. .

За проявленный. героизм, упорство в вы-
полнении своего долга, 34 „безграничную
преданность социалистической Родине Ма-
рии Никитичне Пукановой посмертно при-
своено звание Тероя Советского Союза.
	АЛЕКСАНДРОВА.

прерывно оказывала первую помошь Ране- ‘и для Мати: Вею’евою пылкую любовь к
НЫМ. Невзирая на опасность, она выносила `Родине она сосредоточила Ba помощи ране-
	раненых краснофлотнев И офинеров с поля
боя.

— Потерпи, миленький, — шептала она
стонущему краснофлотну.— Потерпи He-
множко. Сейчас доставлю тебя к врачу,
он слелает перевязку, все будет хорошо.
	‘ным. Она работала’ с самозабвением, не зная
	устали. не думая ‘00 опасности. Только за
	два дня боев молодая санитарка оказала по-
	мощь пятидесяти раненым бойцам и офице-
	рам. Вот и сейчас, раненная, она упорно
рвалась вперед, к родным и близким 006-
	EE NN 21

a a
Маша выносила уже шестнадцатого бой-   вым товарищам, хотя силы уже совсем по-
	ца, когда самурайская пуля обожгла ее тело.
Закусив от боли губы, отважная санитарка
продолжала свою работу. Доставив в укры-
	тие раненого: ‘она, слабея от боли и потеря
	крови, снова поползла обратно туда, где шел
ожесточенный бой; Каждый метр. преодоле-
вался с огромным трудом, пеною неслыхан-
ного напряжения сил и воли. Порой Мата
припадала к земле, едва не теряя сознание...

Перед мысленным взором девушки мель-
кали далекие и милые картины недавнего
прошлого. Родной Иркутск, авиационный 3а-
вод, где Маша работала контрольным масте-
ром. Веселые вечеринки с друзьями и, на-
конец, памятный ‘день, перевернувший
жизнь, — война!
	чти оставили ее. В. этот миг прозвучал го-
лос краснофлотца Плотникова:

— Машенька, ведь ты ранена, ползи в
тыл...

— Нет, я еще жива, а живые. воегда
двигаются вперед. Моя помошь еще нуж-
	на, — и девушка поползла дальше, к месту
боя. ее
	Морекие пехотинцы: отбивали уже пятую
ожесточенную атаку ‘самураев. Положение
	было тяжелым. 10. верные своему лолгу,
	военные моряки не отетупали ни на шаг.
	На одном участке японцам удалось про-
рваться. Здесь они наткнулись на лежав-

ommece Но зерой >=
	ная подпись: «Старший краснофлотец Шура
Вузнепова».

Глазпе показалось, что над ней кто-то
подшутил. Неприятный холодок подкзтилея
к сердцу. Надо же было так случиться, что
ее автомат достался определенно не’ боевому
товарищу. С чем она покажется подругам?
Вот Вера Снегирева перед всеми похваляет-
ся: что разведчик Иван Копытов из ее’ ‘ав-
томата уничтожил в ‘одной ехватке четыр-
надцать гитлеровлев. Связист Тоси Гвозди-
	ной три часа ‘отбоивалея от пелого взвода
	фыпистов. А чего можно ждать от Шуры
Кузнецовой?!

От разочарования и досады Гланта, бес-
сильно опустила руку ¢ распечатанным
письмом. Вак на грех, подошла соседка по
сборке Зина Мотылева и. участливо. осве-
домилась:

— Никак и ты, Глашенька, письма с
фронта хождалась?

Глалпа подавида, охвативиее ее смущение
	и выпрямилась во весь своей невидный рост,
	заставлявший ее на прогулках держаться
подальше от высоких и. статных подруг.
— Ну вот и дождалась!
	— и А кому твой. автомат достался’ —
	NPOWARALA TOUbEITHEBaATHCA Зина.
	Глатшей словно бее овладел. Она задорно
	аряхнула вудряшками и выпалила.

_ Знаменииому снайперу ПШуре Вузне-
цову.

— Чем же он’ знаменит?

— Аты разве не сльшшала? — приюину-
лась удивленной Глаша.— Па он самого
главного немецкого генерала co всем его
штабом подетрелил! ^

Глалиа с упоением принялась расска-
зываль захватывающую историю о неверо-
	ятных похождениях снайпера Шуры hys-,
	нецова. Эта история быстро облетела весь
пех. Подруги начали завидовать T name
Ореховой, что ев автомат попал в руки са-
мого достойного боевого товарища.

Но у самой Глаши на сердце было неспо-
койно.  Летели дни, & писем на ее имя боль-
ше не приходило.

—щ Конечно, от тажой разве. дождешь-
ся! — сердито шептала Глаша, прижимаясь
головой к подушке, которой одной она пове-
	Большинство людей твердо уверено, что
лучший 01060б обеспечить доставкд письма
адресату — это опустить свое послание в
почтовый ящик. Но Глаша Орехова npa-
держивалась другого мнения. Она неодно-
кратно видела, как ее подруги по цеху за-
совывали письма в магазин или ствол авто-
мата, собранного их руками.

Оказалось, что письма, отправленные T4-
ким необычным способом, достигали месть
назначения не хуже, чем на почтовом «Пи-
Rae»:

Эти писыма не блистали изысканным слю-
гом, но их содержание хоть кого могло за-
деть за живое.

«Дорогой воин! Этот пистолет (пулемо”)
изготовила я: Дуея (Маруся, Нина и т. д.).
Бей из. него побольше немцев, а сам буде
здоров и возвращайся с победлой...».

Нельзя было не ответить на такое пиеь-
мо! Конечно, счастливый получатель азто-
	мата спешил пораловать. отправительницу
	письма своими боевыми успехами.

Глаша © тайной завистью смотрела ча
подруг, когда они приносили в цех и чи-
тали вслух полученные с фроата ответы;
Вере Снегиревой писал удалой разведчик,
Тосе Гвоздиной — отважный. евязист, а Та-
маре Теремковой—Герой Советского Союза.

Отной Глаше Ореховой не. повезло. На
	  первое письмо. стаоательно вложенное в вы-
	рез кожуха ШИШ. она не получила нида-
кого ответа. Глаша больно переживала это
обилное молчание. Она все-таки сделала
Бторую попытку и на этот раз получила
ответ.довольно быстро,

Но лучше бы его вовсе не было!

Письмо со штемпелем полевой почты, ак-
куратно сложенное треугольником, по виду
ничем неё отличалось от писем, приходивитих
подругам Глалии. И слова в нем были под-
зодящие:

«Дорогая Глзиа Орехова! — с затаенным
дыханием прочла девушка.— Командир’ п6-
редал мне твой автомат. Обещаю не уронить
честь Этого славного оружия. Без отдыха
буду его огнем уничтожать гитлеровских
псов».

Здесь бы и остановиться автору письма.
Но все дело испортила тщательно выведен-
	ряла по ночам свои думы и чувства. Ла   теплую мохнатую шерсть взволновавшего ев
и о чем ей писать? Небось, совсем закисла   подарка.
	е моим автоматом!
	— А я знаю, почему Глаша сегодня та-
я  хмурая!-— неожиданно воскликнула
	Глаша подняла тлаза и равнодушно поз
	смотрела на подруг.
	— Она думала, что лучше ее repos HS
	всем фронте не сыщется.— продолжала не-
	Но днем Тлаша и виду не подавала, что кая хмурая!-—- неожиданно
Ha сердце у нее кошки скребут. Наоборот,   Тамара Теремкова.
	она с такой непринужденностью и наивно-
стью молодости распевала:

«Олержим победу,

В тебе я приеду

На горячем боевом коне». —
	eee Е OI EEE EES DY

будто всерьез верила. что двери цеха вот-   YTOMOHHaa Тамара, — & тут в газете про од-
	BOT широко раскрототся, в проход между
станками в’едет прекрасный всадник, у тре-
тьего пролета сойдет со взмыленного коня
и примет в свои об’ятия маленькую девуш-
KY, приелавшую ему чудесный автомат.
	HY девушку такое написано, что глании
герой с ней не справится.
	— А ну,  прочти!-— попросили ‘подруги:
Тамара. развернула газету и громко про-
	чла корреспонденцию о смелой высалке де-
	Вогла Taamy спрашивали, как поживает   санта на остров, занятый врагом. Особенно.
ee фронтовой лрут, она бойко ветряхивала   ОТЛичилаеь храбростью и отвагой девушказ
	автоматчик,  прикрывавшая десантников
своим. огнем и спасшая жизнь командиру.
А когда враги окружили ее и хотели за-
хватить в плен, она схватила автомат за
дуло и прикладом. расштибла головы двум
фашистам.

В заметке была названа фамилия герои-
ни: старший краснофлотец Шура Кузнецова.

Глаши перехватило дыхание. Она сжа-
лась в комочек и вдруг стремительно 69
рвалаеь со стула.

—= 0й, девонькя! Так то же мой снайперь
мой ПИПИ-—воскликнула она счастливых
голосом. И, не веря своим. ушам, схватила
тазету.

Да, все было правильно! А в заключение
‚сообщалось, что старший краснофлотец
Александра Кузнецова, награжленниая втоз
	PHIM орденом, после выздоровления от рак
	вернулась в батальон морской. пехоты.
	Я-то, глупая, на нее сердилась, „уе
ничего не пишет!— с ликующим ©
		110 она ничего не пишет!— с ликующим
видом таралорила Глална, не замечая, как

удивление на лицах подруг сменяется улыб-
кой.
	Подруги поняли все без лолгих слов. №
	EE ES IEE EE

Тамара Теремкова, задетая в своих лучших
	чувствах, сообразила, что теперь она м0
жет вернул” утраченную палыму первен-
ства, и не удержалась от иронического 38+
	кудряшками и отвечала уверенным тоном;

— Все в порядке! Немцев бьет и вам
приветы шлет! г

А если спрантивали, особенно назойливо.
Глаша с вдохновенным выражением линза
рассказывала свежую историю о новых по-
двигах искусного снайпера Шуры Кузне-
цова, в которой факты, вычитанные из га-
зет, расцвечивались сверкающими краска-
ми ее собственной фантазии.

Так в цехе получил молчаливое ‘призна-
ние неоспоримый факт, что Глаша Орехова
Hama настоящего фронтового героя. Де-
вушки часто бросали на нее многозначи-
тельные вэгляды и мысленно прикихыва-
ли, какая это будет картина, когда. Глага
в новом  шелковом плалье покажется на
главной улице города под руку с воинствен-
ным молодцом, сверкающим серебром на-
град.

Глаша с затаенной тоской принимала эти
взгляды. Но особенно её тронуло, когда к
ней однажды подошла старушка-уборщица
Варвара Пантелеевна и сунула пару теп-
лых мохнатых варежек:

— Будешь посылку справлять своему
	соколу, вот приложи от меня... Небось, по-
	ва ружье дерзклт, руки-то замерзнут...
	Г лална. взяла варежки и. хотела поблаго-
	о Ор, 0 010400 6; отваги
дрогнул, и она поспешно поднесла варежки мечания:
	EAGAN AMO НЕАТО Но заметил сверк- — 910 и есть твой герой?
нувшую под ресницами слезу. Е а
	рту вод роспицами слезу. [aama высок, I
_ Вернувитись : а посмотрела на подругу %
„ ернувшись в общежитие, Глаша против’  ответила гордо и торжественно.
	фа И СИЕ г С ENE A AN NOU DUONG,
обыкновения неохотно  откликалась на во- —А что, скажешь, разве не боевой

просы. Она сидела молча и. тихо гладила товарищ! ?

При: многочисленных масеированных на-
летах вражеской авиации смело действовала
машинист ‘1 класса парохода «Пролетарий»
	(Северный флот) Вера Роженкова. По боево-
	му расписанию она обеспечила подноску
боеприпасов, а однажды заменила вышед-
ший из строя расчет зенитного орудия, за
что и награждена медалью «За отвагу».
		Приветствия советским женщинам
	родного боевого женского дня — 8 марта
Центральный комитет антифашистского
фронта женшин Югославии.

В приветствии Народного женского. союза
Белгарии, поднисанном председательницей
Цола Драгойчевой, говорится:

«Мы, болгарские женщины; которые все-
гда с восторгом следили за вашими герои-
ческими ‘подвигами, теперь особенно счает-
ливы, что можем свободно поздравить вас
t Международным праздником женщин
8 марта. Учась у вас, мы будем бороться
всеми силами за дело мира! и демократии,
за светлое будущее наших детей. Нитая
течную признательность к великому Совет-
скому Союзу, нашему освободителю, мы бу-
дем защищать всеми силами вечную друж-
бу, которая ‘нас связывает с вами».

‚ Получено также приветствие от’ Союза
лемократических. . женщин Финляндии.
		В связи с празднованием Международного
женского дня Антифашистский комитет со-
ветских женщин получил ряд привететвий
от женских обществ и организаций из-за
границы.

В приветствии женского комитета на-
ционального совета американо-советской
дружбы, подписанном м-е Дэвис и другими,
к которому присоединились м-е Рузвельт,
м-с Гарриман, м-с Гильдерелив, м-е Уоллес,
м-с Эйзенхауер, Лилиан Хэлльман, гово-
рится:

«Мы снова посвятим свою работу укреп-
лению дружбы и мира между женщинами
всех тех стран, которые дорогой: ценой за-
воевали победу над силами реакции. Пусть
новый мир, рожденный в этой борьбе, при-
несет с собой мир, безопасность и счастье
для наших детей и для нас».

Героическим женщинам могучего, вели-
кого и братского советского народа шлет
торячее поздравление по поводу Междуна-