воскресенье, № 60 (2241)
		10 марта 1946 г..,
		Роенные моряки-ученые
	Шароко используютея труды т, Новиковз
также и офицерами кораблей и соединений
флотов как пособие хля повышения военио-
исторического и оперативного кругозора. 4.
боть «Операции Флота против берега на
Черном море в. 1914—1917 тг.» содержи
разбор как непосредственных действий фло-
та против берега; так и совместных опера
ций армии и флота Ha побережье Черного
моря в течение первой мировой войны, (1-
дельные труды и монографии по история
	русского флота и русского военно-морского
	искусства явились плодом исследувания Но
вых, не использованных ранее документи
и других источников.

В числе защитивших диссертации из
ученую степень доктора технических наук
и получивших звание профессора — инже-
нер-контр-адмирал Б; Д. Яшнов, разработав:
ий тему о проектировании и производству
артиллерийских орудий. Темой докторской
диссертации контр-адмирала А; В. Томаше-
вича послужила тактика. подводных лодок
и  противолодочной обороны,  нашемпая.
практическое, применение. в. Отечественной
войне. Но Военно-морской - медицинской
академии ученая степень доктора медицин“
ских наук присвоена шестнадцати ‚офице
рам. “
Звание доцента присвоено. капитану
1 ранга А. К. Плансону за руководство по
тортедной стрельбе, используемое в учили
щах как основное пособие. Тов. Плансон раз
работал. также ряд пособий по. вопросам наз
неврирования при торпедных атаках:

В числе получивших. степень кандидата
технических наук -— подводник инженер.
капитан 3 ранга Н. М. Ефимьев,

Высокую оценку получили также лиесерз
тации инженер-капитана 3 ранга В. Hh, Co
ловьева и  инженер-капитан-лейтенанта
А. В. Герасимова. (_ 5.
	За время с 9 мая 1945 года по 1 января &
	1946 года Высшая аттестационная комис»
сия присвоила ученые степени и. звания еще
тридцати одному воечному, моряку. Впервые
в минувшем году проведен прием доктор
ских и кандидатских диссертаций в Rpaeno-
знаменном Высшем инженерно-техническом
училище, Здесь получили ученую степень
доктора технических наук инженер-майор
С. С. Голушкевич, представивший работу с
некоторых задачах теории изгиба ледяного
покрова, и инженер-майор Л. С. Рильман 33
труд «0 влиянии податливости балок и пли?

на их сопротивление пробиванию».
Кандидатскую диссертацию «База флота»
успешно защитил инженер-полковник Ё, В,
Карягин. Диссертация инженер- полковника
Б. А. Урецкого посвящена морским гидротех-
ническим сооружениям. «Инженерное обес.
печение временными причалами операций
флота»—так называется диссертационный
труд инженер-майора Н. А. Смородинском.
Я Н. ЛЕВИНА,
	В годы Великой Отечественной войны ни
па один день не прекращалась научная ра-
бота советских ученых. Среди них имеется
значительное число военных моряков, ко-
торые выполнили и защитили дисоертаци-
онные работы; имеющие большое научное
и практическое значение. Высшая аттеста-
ционная комиссия Воесоюзного KOMBTETA Mu
делам высшей школы при Совнаркоме CuCP
с 1941 по 1945 год присвоила и утверди`
ла ученые степени и звания ста восьмиде-
сяти военным‘ морякам.

За голы Великой Отечественной войны
ученая степень доктора военно-морских
наук была присвоена двадцати восьми Бо-
енным морякам, звание профессора — еем-
вадцати, ученая стенень кандидата наук —
шестидесяти семи и звание. доцента —
шестидесяти восьми. Наибольший процент
ученых степеней и званий получили пред-
ставители Военно-морской ордена Ленина
зкадемии им. Ворошилова и Военно-морской
медицинской академии.

Вицэ-адмирал В. А. Белли, автор многих
научных трудов, относящихся к вопросам
ведения морских операций, получил зва-
ние профессора. Накануне второй миро-
вой войны им были написаны такие рабо-
ты: «Некоторые оперативно-стратегические
итоги войны на море», «Некоторые выводы
по норвежской морской операции», «0 воз-
можности германского вторжения в Анг-
лю». К тому же периоду относятся работы
В. А. Белли «Военно-морской флот в.совре-
‘монной войне», «Роль флота, в. обороне: стра-
пы». В 1941 году появились труды В. А.
Белли: «Борьба за Средиземное море», «Сов-
местные операции армии и флота во второй
мировой войне», «О морской блокаде в с0-
временной войне» и «Борьба на морских
коммуникациях». В следующем году были
закончены работы «Операции на Средизем-
ном море» и «Современные морские опера-
ции» и начато исследование о войне на. Ти-
хом океане.

В разгар Великой Отечественной войны
В. А. Белли закончил труд, рассматриваю-
ций дефективность немецкой стратегии в
войне на море, и работу о совместных опе-
рациях армии и флота союзников в Север-
ной Африке. Как и предыдущие, последние
его труды «Оперативная маскировка» и
«Современные десантные операции» яв-
ляются ценным пособием для офицеров в
познании методов современного использова-
ния морских сил.

Ученая степень доктора военно-морских
наук присвоена также капитану 1 ранга
Н. В. Новикову — автору более. пятидеся-
ти научных трудов. Они связаны с иселе-
дованием морских операций русско-япон-
спой, а также первой мировой войны и слу-
жат основным руководством при прохожде-
нии курсов военно-морской истории в выс-
ших военно-морских учебных заведениях.
	Никогда еще не начинала колхозная де-
ревня посевной в обстановке такого исклю-
чительного, поистине всенародного под’ема,
как в нынешнюю, первую послевоенную
весну. Историческая речь вождя перед из-
бирателями привела в движение, подняла
на борьбу за успех первой мирной весны
многомиллионные массы колхозного кресть-
янетза. Это чуветвуется буквально в каж-
дом, дажо самом немногословном, сообщении
г полей.

Весна нынче ранняя и дружная. Фронт
весенних полевых работ уже охватил почти
весь юг страны. Из Ташкента и Ростова-на-
Дону, Ашхабада и Краснодара, Баку и Став-
рополя, Сталинабада и Еревана, Нальчика и
Кишинева, Тбилиси и Одессы — отовсюду
идут ралостные вести 0б организованном на-
	чале полевых работ, о быстром их разверты-
	вании, о первых успехах на полях весенне-
	го сева. Посеять раньше, быстрее, лучше,
	больше -— вот общий мотив всех этих сооб-
	‘тений.
	га полях. страны
		Изделия Ижевского завода
	районов Союза. Воодушевленные сталин
ским словом, колхозники и колхозницы рай-
онов Кубани, Дона, Ставропольцины #
Украины поставили перед собой задачу вые
растить в нынешнем году стопудовый уро
жай зерновых культур. И очень отрадко;
ЧТО В ЭТОЙ развертывающейся на полах ве
сеннего сева большевистской борьбе за пос
	левоенное изобилие хлеба в нашей стране
единым фронтом выступают колхозы и MTC * >
	рука 06 руку с колхозниками идут тракт
ристы, ряды которых значительно попил“
пились опытными кадрами из числа демо
билизованных воинов. Весенние обязатель+
ства трактористов уже не ограничиваются,
как в прежние годы, обещанием вспахать
или посеять определенное количество гекта-
ров, а содержат и высокие показатели ка“
чества, и обязательство обеспечить обелу-
живаемым колхозам минимум стопудовый
урожай. Известно, какое огромное, решаю-
щее значение имеют выбокая производя-
тельность машин и отличное качество вы-
полняемых ими работ для раннего, быстрого
и доброкачественнохо сева, для закладки
фундамента высокого урожая.

Ряды трактористов, соревнующихся. за
успех первой послевоенной весны, растут
с каждым днем, и во главе их идут прослав-
ленные механизаторы нантего сельского хо-
зяйства, знаменоецы прогресса колхозного
земледелия. Вубанский казак Михаил Бров-
KO, бригадир молодежной тракторной брига-
ды Гражданской МТС Краснодарского края,
добившийся в прошлом голу наивысшей в
СССР выработки, с трибуны Всекубанского
предпосевного совещания передовых трак-
тористов дал слово поднять в нынешнем го-
ду выработку еще на одну треть, довести ее
до 3000- гектаров. на каждый пятнадцати-
	д0 2006. гектаров. на каждый пятнадцати- %
слльный трактор и помочь колхозникам со- 7
брать 120-пудовый урожай зерна. В одно ©
		время с ним взял на себя такое же обяза-
тельство знатный бригадир Богословской
МТС Ставропольского края, депутат Вер-
ховного. Совета СССР Михаил Плотников и
в свою очередь вызвал на соревнование зна-
менитую тракторную бригаду депутата
Верховного. Совета СССР Дарьи Гармаш m3
	авт’

Рыбновской МТС Рязанской — области.
Дарья Гармаш приняла вызов Михаила
Плотникова. С
	Самое замечательное в этой весенней пе-
рекличке, в широко развертывающемся в
эти дни соревновании трактористов — их
государственный подход к делу, их горячее
стремление передать свой опыт другим. во-

влечь каждого тракториста каждой бригады “
	к-т OEE Et

своей МТС в борьбу за использование всех
резервов и всех возможностей для под’ема
урожайности колхозных полей. Muna
Бровко бросил справедливый упрек по адре-
су дирекции и отстающих тракторных
бригад своей МТС. Если бы всё бригады
Гражданской MTC использовали машины
так же высокопроизводительно; как бригада
Бровко, то. станции для выполнения прош

логоднего об ема работ хватило бы 25 трак-
торов вместо 69, которые участвовали в
	полевых работах 1945 тода. Дарья Гармаш!
	высказала то же. В прошлом году ее бригада
	озоими тремя тракторамя вырабетата боль- &
		cy Чем все &5 тракторов Мурминской
МТС; :

В этом кровном, ‚ подлинно социалисти-
ческом отношении к делу вожаков трудо-
вого соревнования на полях — верный 3а-
лог успеха нервой мирной весны.
		Дмитрий РУДЬ,
	Сбор материалов

об участии в войне
	против Японии
	ТИХООВЕАНСКИЙ ФЛОТ, 9 марта, (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
1Итаб Тихоокеанского флота приступил в
сбору и обобщению оперативных материа-
лов 06 участии флота в войне с Японией.

Военные действия стремительно” развива-
лись одновременно на нескольких направ:
лениях. Особенно насыщен событиями был
период с 11 по 22 августа 1945 года. В
этот промежуток времени были проведены
	тевать крупных десантных операций от пор-
	тов Северной Кореи хо северной оконечно-
сти Курильской гряды,

Большой интересе представляет изучение
	чесантных операций в порту Сейсин и Ha
	Сломусю (самый северный остров Куриль-
ской гряды).

Работа по изучению и обобщению боево-
го опыта имеет много особенностей. Чтобы
слелать правильные выводы, необходимо
располагать абсолютно точными данными,
& получить их не так просто. В штаб флота
поступают. отчеты всех соединений. Сопо-
ставляя их и привлекая другие вспомога-
тельные материалы, офицеры штаба мажеи-
мально уточняют обстановку боя и его де-
тали, привлекая к этой работе и нетоеред-
ственных участников операций.

Детальное изучение боевых действий Ти-
хоокезиского флота вскрывает’ новые‘ по-
дробности, по-новому освещает некоторые
онерации. Когда один из десантов, выса-
лившийся в Н-ском порту противника, на
олном из направлений не ветретил никакого
противодействия, создалось впечатление,
что японцев злесь уже давно нет, или OU
	обратились в паническое. бегство. По пред-.
	ставленному отчету и нанесенной на карте
оббтановке удалось установить, что успешно
продвигавшаяся часть десанта шла по пя-
там ранее высалившегося отряда, произво-
дившего разведку боем.

Чем больше детализируется общая кар-
тина боевых действий, тем ярче выявляют“
ся факты мужества; героизма и находчиво-
сти, проявленные нашими воинами. Нельзя
На упомянуть о героических действиях po-
ты автоматчиков старшего лейтенанта 3a-
харенко, которая, высадившись с торпед-
ных калеров в бухте Н., в течение шести
суток вела бои в тылах противника. Отваж-
ные автомалчики в ответственный периол
боев за Оейсин своими действиями сорва-
ли пюдброску свежих подкреплений япон-
цев, отбили у врага несколько орудий и
уничтожили десятки японских солдат и
офицеров, имея при этом лишь четырех че-
ларек ранеными. Сухие, отрывочные доне-
сения, поступившие от старшего лейтенан-
та Захаренко, не могли полностью выявить
героизм морских пехотинцев его‘роты. Лишь
при анализе: их ‘действий на фоне общей
оперативной обстановки в данном районе
стало ясно, как много они сделали.

Работа по сбору материалов об участии
Тихоокеанского флота в войне с Японией,
обобщение. боевого опыта поможет еще вы-
ше поднять боевую готовность флота.
	Братья-сверхевочники
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 марта. (По теле-
графу). Три брата ..Воеводины  доблестно
защищали священные рубежи Советского
Союза. Старший брат‘ Павел — мичман и
сейчас служит на Балтике. За мужество и
героизм, проявленные в боях с немецко-
фолилетскими захватчиками, он награжден
двумя орденами Враской Звезды и тремя
медалями. . :

В далеком Заполярье служит мичман Ни-
колай Воеводин. Грудь отважного моряка
украшают три правительственные награды.
Млалший из семьи  Воеводиных — Васи-
лий — погранячник.

Вотда пришло время повануть ставитие
для них родным домом корабли, Николай и
Павел Воеводияы подали рапорта о зачис-
лении их на сверхерочную службу ероком
на 10 лет. Примеру старших братьев по-
следовал и Василий Воеводин. Все трое слу-
жат сейчас сверхерочно, обучая молодежь
BOCHHOMY Hedy.
	ПОДГОТОВКА
 К СПАРТАКИАЛЕ
	В конце марта в Ленинграде состоится
спартакиада офицеров военно-морских уче5-
ных заведений.

Для участия в спартакиаде в училище
морской пехоты создано несколько офицер-
ских команд, которые под руководством на-
чальника цикла физической подготовки
т. Симакова начали усиленную тренировку.
Команда лыжников состоит из лучших
спортсменов училища: капитана Яковлева.
младшего лейтенанта Фирсова и других. В
соревнованиях по гимнастике примут уча-
стие полковник Середницкий, майор меди-
цинской службы Немзер, капитан Феокти-
стов, лейтенат Смирнов,
	Лейтенант Г. ПРАВИЛЕННО.
г. Выборг,
	Товаришеский матч
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРОВАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 9 марта. (По телеграфу). На катке
главной базы. флотилии состоялся товари-
щеский матч по хоккею между амурцами в
командой тихоокеанцев. В первом тайме
хоккеисты флотилии забили в ворота гостей
два мяча. Во втором тайме тихоокеанцы
усилили активность. В ответ на третий гол,
забитый амурцами, хоккеисты Тихоокеан-
ского флота провели серию атак и сравняли
счет. За 10 минут до конца игры амурец
Глазов с центра ледяного поля прорвался к
воротам противника и забил четвертый гол,
решивший исход матча в пользу хоккеистов
Амурской флотилии.

-Ф@иотского летчика готовить
	всей войны были хозяевами воздуха над
морем. Причана в том, что довоенная под-
готовка летного состава была рассчитана
и на то, чтобы летчики морской авиации
умели вести воздушные бои вдали от baz.
Однако в первый период войны вее же ска-
зывалась незпачительная морская практи-
ка летчиков. Чтобы не повторять прошлых
ошибок, нужно ебйчае, в процессе боевой
подготовки, как можно больше приучать
нашего летчика к морю. Могучее под-
спорье в этом богатейший опыт Отечест-
венной войны.

Флотсного летчина готовить над морем—
таким, на мой взгляд, должен быть девиз
штабов-— организаторов босвой подготовки.
Думается, что е приходом в боевую часть
летчика следует сразу‘ же приучать в морю.
Уже в первом году обучения 80 проц. лет-
	ALIX упражнений ‘надо выполнять над во-
	дой. Над морем учиться воздушным боям,
стрельбам по конусу, штурмовым действи-
ям. торпедометанию, маршоутному полету.
	Из вышесказанного видна Целесообраз-
ность базирования морекой авиации у 0е-
регов морей и крупных озер, что позволит
перенести зоны пилотажа и стрельб над во-
дой. а полигоны-—на воду. Шри этом хо-
ротто вынести радиостаннии на корабли-
наблюдатели, откуда командир руководил
бы летчиком в полете.
	Здесь много трудностй, но тщательная
подготовка к полетам и большой опыт по-
зволят избежать вынужденных посадок.
Это тем более важно, что летчиков надо
УЧИТЬ тому, что действительно встречает-
ся и крайне необходимо на войне, в боевой
обстановке.
	У. нас имеются все условия для такой
подготовки морских летчиков. Четыре года
Отечественной войны очень многому на-
учили нас. Мы возмужали как морские лет-
тики —— истребители, разведчики, штурмо-
вики, торпехоносцы. Послевоенные месяцы
освоения боевого опыта наглядно показали,
что у нас есть чему и есть на чем хорошо
обучать молодые кадры морских летчиков.
	И, наконец, еще одно замечание, важное
и лля войны и для учебно-боевой подготов-
ки. Речь идет о спасательной службе; Прак-
тика показывает, что при хорозно органи-
зованной спасательной службе возрастает
и эффективность в работе авиации. Орга-
низации спасательной службы нужно сей-
час, в условиях учебы, уделить особое вни-
мание_
	Война убеждает нас в том, что хорошо
налаженная спасательная служба является
серъезным средством повышения боеспособ-
ности летника. ® великому сожалению, пос-
ле войны у нас. почему-то почти совсем пе-
рестали интересоваться службой, спасания.
Нет даже наставления по ее организации
и подчинению. Этот пробел нужно возмож-
но быстрее устранить.
	Сейчас, когда началея новый учебный
гол, нужно, не теряя времени, энергично
взяться за обучение морских летчиков, все-
мерно повышать их военно-морскую вы-
учку, их морскую и авиационную куль-
TYDY.
	Краснознаменный Балтийский флот.
	‚ В последнее время в газете «Красный
Флот» обсуждаются вопросы организации
боевой подготовки флота в послевоенный
период. В связи е этим мне хотелось бы
высказать некоторые свои замечания. Всю
войну я провел в частях морской истреби-
тельной авиации. Находясь на передовых
азродромах фронта, мы не раз взаимодейст-
вовали с различными родами войск. В ходе
войны все мы. авиационные командиры,
много раздумывали над спецификой работы
и подготовки морского летчика.
	Во прежде чем высказать взгляд. на под-
готовку морекого летчика. хотелось бы уде-
лить несколько строк морским самолетам,
их особенностям. Во-первых, 0 сердце са-
молета—етго моторе. Основываясь на опы-
те Отечественной войны, мне думается, что
для действий над морем лучше всего иметь
езмолет с мотором воздушного охлаждения.
Мотор е- воздушным охлаждением обладает
большей живучестью, а это один из самых
серьезных факторов в полете над водой.
	Теперь о самой подготовке морского лет-
чика. Работа экипажа над морем сложна
и напряженна. Основное качество летчика,
пилотирующего над морем, — выдержка.
Мне самому пришлось убедитьея в этом в
первом же полете. Вот почему я всегда с
благодарностью вспоминаю своих учителей и
боевых товарищей, у которых позаиметво-
вал лучшее качество морского летчика, —
моральную выдержку, потому что это ка-
чество принесло мне боевые успехи и 60-
хранило жизнь:
	Помнится, в 1945 году мы базировались
под КВенигобертом. Как-то в беседе один
из старших авиационных командиров ска-
зал:
	— Чтобы летать над морем, мне кажет-
ся, надо иметь особую привычку, особый
характер. Раныше, когла приходилось за-
ходить в море на 6—10 километров, мне
казалось, что и мотор работает плохо, и то
нехорошо, и другое неладно. Занятый дума-
ми о самолете, о моторе, об этой непривыч-
ной обстановке над водой, я порой меньше
внимания уделял наблюдению за противни-
KOM. :
	Конечно, этот офицер прав. Для поле-
тов над морем нужен особый навык. Нужна
и особенная подготовка экипажа и мате-
риальной части. Работа мотора, каждого
агрегата или прибора, всего самолета в. це-
лом нуждаетея в самой тщательной мно-
тократной проверке и повторном контроле.
Только хорошо грамотный технически, во-
оруженный авиационной и военно-морской
культурой экипаж сможет безаварийно ле-
- тать над морем. Справедливо указывается
также на ‘необходимость более высокой
штурманской подготовки экипажа. так как
ориентировка на море сложнее, чем над су-
тей. и требует большой тренировки.
	Великий летчик нашего времени Вале-
рий Чкалов был авиатором высокой грамот-
ности, смелости и большой выдержки. Но
когда он задумал перелет через Северный
полюс в Америку, товариш Сталин 1посо-
‘встовал Валерию Павловичу произвести
сначала полет вдоль берегов Северного Ле-
довитого океана. Это была серьезная под-
готовка, моральная тренировка экипажа.
	нам морем
	Герой Советского Союза
гвардии подполковник
В. ГОЛУБЕВ
	>

Этот перелет послужил также испытанием
сухопутного самолета для полета над мор-
скими просторами.
	Еели продолжать разговор 0 важности
такой тренировки, то можно привести и
другой характерный пример. Болыне двух
лет нам пришлось во время войны базиро-
ваться на дальних островах Финского за-
лива и с этих баз летать на полный радиус
истребителя. В 1941 году наша группа
истребителей, зашищавшая полуостров
Ханко, с маленького аэродрома по несколь-
КУ раз в день на истребителях «И-16» на-
носила штурмовые удары по острову Даго,
по катерам противника в Балтийском море
и в Ботническом заливе. А ведь Ханко от-
стоял в. 450 километрах от самой ближней
базы нашего флота. Что бы ни случалось в
полете, посадку можно было производить
только на Ханко, — другой возможности‘ не
представлялось. Эти условия жизни и борь-
бы вырабатывали в морских летчиках са-
мое главное для них—моральную устойчи-
вость. выдержку.
	«Море любит смелых»,-— говорят в на-
роде. Море—«уровый учитель, оно не тер-
пит ошибок и растерянности. Если над ву-
шей ошибка иногда еще поправима, то над
морем за ошибки часто расплачиваются
жизнью. Не случайно, что многие летчики,
воевавшие на Ханко и прошедлтие суровую
школу боев над морем, стали Героями Со-
ветского Сотоза. Среди этих героев-—Анто-
ненко, Бринько, Васпльев, Татаренко, Цо-.
колаев, Кузнецов, Байсултанов и другие.
	Воздушный бой пад морем труден и опа-
сен. Тот же летчик, ведя бой над сушей,
может быстро ориентироваться по дорогам,
лесам, рекам, населенным пунктам; отчет-
ливо видеть высоту полета, вход и выход
из любой фигуры пилотажа. и положение
самолета, Над морем это делать очень труд-
но, особенно при облачности или дымке.
Определить высоту без прибора даже при
нормальном. горизонтальном полете труд-
но: ANA этого нужен значительный опыт.
	Однажды мне пришлось видеть, как во
время возлушного боя самолет, не повре-
жденный ни огнем артиллерии, ни истре-
бителями противника, врезался в воду из-
за того, что летчик потерял пространствен-
ную ориентировку и не смог правильно
определить высоту вывода самолета из пи-
кирования. а
	Недостатки морской выучки были 060-
бенно заметны У немецких летчиков. Де-
сятки раз’ балтийские торпедоносцы и раз-
ведчики встречались с хвалеными немец-
Kum «Фокке-Вульфами» и «Мессершагит-
тами». Наши летчики с боем оттягивали их
в море и там выигрывали сражение, пото-
му что. над морем немцы боялись вести
активный бой и лаже преследовать нанги
самолеты лалеко от берега. Наши же мор-
ские истребители на протяжении почти
				Зимнее сопровождение транспортов
	И сейчае еще из-за плавающих мин
прибрежное плавание транспортов и пасса-
жирских пароходов обеснечиваетея проти-
воминным ‘охранением военных кораблей.
В частности, наше подразделение больших
охотников тоже занимается этим. Даже те-
перь, когла выход из порта закрыт енлот-
ным льдом, мы не прекращаем работы ни на
один день.
	В этих условиях наши корабли испыты-
вают большое напряжение. Нормы экеплоа-
тации превышаются. Иногда кораблям при-
ходится быть в отрыве от базы по несколь-
КУ СУТОЕ.
	Один из кораблей только за январь про-
вел столько же транспортов, сколько за
весь прошлый год.

Нужно учесть при этом, что за один вы-
`ход кораблям приходится зачету делать
десятки миль.

.. Вдали от базы. моряков заетигает петорм.
	Недавно моряки старшего лейтенанта Пе-
‚тренко оказали помощь буксирному паро-
ходу, который тернел аварию в.50 милях
„от берега. Шторм достигал 7 баллов. Ночью
з базе получили радиограмму о том, что
на буксире вышли из строя машины и ен
потерял движение. Петренко тотчас же вы-
шел в море. Он отыскал в море судно и
взял его на буксир. На пути в базу трое
несколько раз рвался, но Петренко see xe
довел судно.
	Лэугой пример. Американский транспорт
недавно следовал с грузом в наш порт.
Штурман транспорта допустил ошибку в
счислении. Корабль не вышел в подходную
точку, где должен был ветретиться с нашим
большим охотником, оказалея в стороне н,
опасаясь ‘попасть на минное поле, отдал
якорь. Командир большого охотника стар-
ший лейтенант Дудка не обнаружил в точ-
	С выходом советских войск на реку Одер
весной 1945 года и особенно с началом на-

тупления на Берлинском направлении нем-
цы начали широко применять для разруше-
„ния наших переправ плавающие мины и
фугасы. Так, вечером 17 апреля самолет
‚ противника «Ме-109» в одном километре
выше переправы У села Никитец с высоты
30—40 метров сбросил три мины.

- Когда мины показались на поверхности
3 виде черных цилиндрических поплавков,
fix cpa3y же обстреляли из крупнокалибер-
ных пулеметов. Стрельба была безрезуль-
татной, и мины взорвались возле перепра-
вы, но не причинили ей вреда, так как под-
_ ступы к переправе оказались захламленны-
_ми ветвями и другими плавающими предме-
тами.

Кроме сбрасывания с самолетов плаваю-
°‘птих. мин и фугасов, немцы птироко исполь-
_вовали ‘их и с берега.
	из-за плавающих мин   ке подхода транспорт в назначенное время.   тер. Транспорту был подан сигнал, и опас-
ие транспортов и насса-   Он не стал ожидать, пока из базы органи-   ность была своевременно предотвращена.
	Командиры кораблей, которые вполне
уверены в своем месте, стали применять в
отдельных случаях такой прием. Если ви-
димость ухудшается и нужно ускорить при-
ход транспорта в базу, большой охотник,
просмотрев район, уходит вперед пд курсу
до определенного‘ места и оттуда подает свв-
товые или иные сигналы транспорту: Тот,
ориентируясь на них, правильно идет по
фарватеру.

Подобное взаимодействие стало особенно
	тесным, котла в нашем районе ПОЯВИЛИСЬ.
	льды. Обычно полосу сплошного льда транс-
порты проходят за ледоколом. Большой
охотник очень часто встает на фарватере
	у кромки сплолгного льда, являясь хорошим
	ориентиром. затем он выходит в голову
транспорта на чистой воде и начинает
поиск мин. __.
Транспорт, заканчивая вблизи базы дли-
тельный переход открытым морем, пе всег-
да точно выходит в подходную точку. В
этом случае нам помогают самолеты наведе-
ния, которые обнаруживают транспорт и пе-
редают по радио командиру большого охот-
ника сведения о его местонахождении.

Плавание во льдах, особенно в начале
образования шути, затрулняет также эк-
сплоатацию механизмов. Шута и мелкий лед
забивают кингстоны забортной воды, кото-
рая идет на охлаждение главных лвигате-
лей. Приходится останавливать машины и
прочищать кингетоны.
	Командир БЧ-У на корабле, которым
командует старший лейтенант Вопернак, ре-
ил использовать для очнетки кингетонов
Налор воды в чожарной магистрали.
	Старзний лейтенант
В. ШЕКЛЕЙН.
		зуют поиск транспорта и пришлют самол?-
ты, а проявил инициативу, провел MOZCK
самостоятельно и обнаружил транспорт.

Не нужно забывать, что оба эти влучал
произошли в условиях, когда плавание на-
много усложнилось появлением льда. А на-
шим кораблям приходится преодолевать по-
лосы сплошного льда‘н полосы блинчатого

льда.
	Навигационнзя обстановка резко меняет-
ся во льдах. Буев и вешек, выставленных
на фарватерах, уже не видно. Кроме того,
появляется новый немаловажный фактор,
влияющий на движение льда по фарватеру.
Я имею в внду перемещение льда.
	Естественно задать вопрос: что же помэ-
гает нам в этих сложных условиях зимнего
плавания? = Опыт. войны!
	Ъомандиры кораблей и штурмана, решая
во время войны те или иные боевые задачи,
научились водить корабли при отсутетвии
гидрографического обеспечения. Особенно
это пригодилось сейчас при проводке тран-
спортов в тумане и во льдах. Сказывается
также и опыт по организации наблюдения и
распознавания плавающих мин.
	Старший лейтенант Дулка недавно со-
провождал транспорт. С утра от норда на-
чал дуть ветер в 3—4 балла. Казалось бы,
именно отсюда нужно было ожидать дрейфа
мин. Однако Дулка понытался всесто-
ронне оценить обстановку. Он определил
течение. Оно было на норл, скорость его со-
ставляла полмили в: час. Дудка организорал
усиленное наблюдение с подветренной сто-
роны, и скоро в этих секторах был обнару-
жен малозаметный предмет. Только очень
хорошо натренированный глаз распознал
мину, которую течение сносило на фарва-
	Плавающие ‘мины и ‘фугасы на речном театре
	Б конце апреля против переправы на

реке Одер, в районе г. Фюрстенберга, про-
тивник также применял плавающие мины
и Фугасы. Последние вводились в русло
реки из канала, находившегося на расстоя-
нии 3 вм от переправы. Канал имел высо-
кие берега. за которыми укрывались коман-
хы, производившие приготовление и пуск
мин по ‘течению.
Противник стремйлея применять плаваю-
прие мины скрытно, в темное время суток,
сбрасывая их с самолета, илущего на брею-
щем полете. А там, где этого сделать было
нельзя, мины пускались в большом количе-
стве по течению.

Для противодействия наши части созла-
	вали свою оборону переправ. Она состояла
чз мавеленных поперек греки. боновых
	у ee ree ee eee eC уз OE EN ae

затраждлений. На каждом берегу было
	‚установлено по одному орудию, которые на-
  х длились в немедленной готовности. Не-
	Передовые колхозы Туркмении уже вы-
полнили план посева овощных и колосовых
культур и продолжают сеять сверх планз.
В республике засеяно ‘луком, свеклой и
морковью вдвое больше. чем к этому же
времени в прошлом году. Гораздо лучше
прошлогоднего и качество посевов. В Ашха-
бадской области уже засеяно сверх плана
больше 7 тысяч гектаров колосовых. Мас-
совый сев яровых культур идет.в Крым-
ской области. Развернули сев колосовых
колхозы и совхозы 14 районов Грузии. В
этих районах уже засеяно свыше 6 тысяч
гектаров против 700 с небольшим на тот
же срок в прошлом году. Первые десятки
гектаров египетского хлопчатника засеяны
в Сальянском и Ждановском районах Азер-
байджанской СОР. Заканчивается  вспаликз
под хлопок в Таджикистане.

Полным ходом идет весенняя выборочная
пахота, а кое-где уже начат и посев ран-
них яровых на Кубани, в прикумеких рай-
онах Ставропольщины, в южных районах
Ростовской области, Украины, Молдавской
ССР. Тысячи тракторов уже работают в
этих областях и республиках. Десятки ты-
сяч колхозников и колхозниц уже трудятся
на полях весеннего сева. И чем шире ста-
новится фронт полевых работ, тем все ярче
разтораются огни нового трудового. соревно-
вания в массах колхозного крестьянства,
делом отвечающего на призыв вождя «лви-
нуться дальше вперед к новому хозяйствен-.
ному под’ему».

Под знаком. начавшегося всенародного
похода за выполнение сталинской програм-
мы под’ема хлопководства развертываются
весенние полевые работы в колхозах Узбе-
кистана. Тысячи хлопкоробов Таджикистана
выходят на соревнование за высокий уро-
жай первого года первой послевоенной пя-
тилетки, и сотни передовых колхозных
звеньев республики берут на себя обяза-
тельетво вырастить по сто и больше цент-
неров хлопка-сырца с каждого гектара. С
пими перекликаются знатные хлопкоробы
Мугани, дающие слово в 4—5 и даже в
7 раз превысить плановую урожайность
эгипетского хлопка.

И велед за донскими хлеборобами мал-
пионы колхозников и колхозниц по всей
стране поднимаются на борьбу за высокие,
сталинские урожай зерна. Цифрами «100»
и больше пестрят в эти дни социалистиче-
ские обязательства тысяч и ‘тысяч передо-
вых колхозных звеньев, зернопроизводящих
	ИЖЕВСК, 9 марта. (ТАСС). Ижевски?
машиностроительный завод освоил производ-
ство больших электрозакройных ножей для
	предприятий массового пошива, Выпущена   извод
	смотря на, такую систему обороны, мины
иногда прорывали боновое заграждение ин
несколько раз наносили повреждения пере-
правам.

Опыт показал, что для надежной защи-
ты переправ от плавающих мин требуются
значительные средства. Сюда входят боно-
вые и сетевые заграждения. Команды долж-
ны иметь в своем распоряжении необхо-
димые плавередетва и орудия для уничто-
жения мин наз. воде.

Наблюдение за минами © береговых огне-
вых точек должно дополняться выносными
наблюдательными пунктами. Онн должны
иметь телефонную связь как с командным
пунктом обороны переправы, так и © ору-
дийными и пулеметными расчетами. Здесь
же необходимо иметь в готовности средства
для воестановления поврежденных бонов и
сетевых затражлений.
	Капитан-лейтенант А. ЗАХАРОВ.
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 марта. (По телегра-
фу). Более трех суток свирепствовал силь-
ный урэган. Скорость ветра достигала
34 метров в секунду.

Несмотря на опасность передвижения,
жизнь Н-ской базы не нарушалась. Много
поработали в эти дни связисты. Несмотря
на шторм, они самоотверженно восстанавли-
вали обрывы линии, связь с частями не пре-
рывалась.

В течение трех суток бессменно нес кз-
раульную службу личный состав подраз-
деления старшего лейтенанта Шлыкова.
		‘ервая партия. Новые изделия получили
при испытании положительную оценку
Электромоторчики к закройным ножам про:
изводятся здесь же на заводе.