10 марта 1946 г., воскресенье, № 60 (2241).
			МАЛЕНЬКИЙ
		Изменения берега и`лна
	ОБЗОР ПЕЧАТИ.

‹ Возыногих местах рельеф морского дна. в
прибрежной полосе и очертания самого бе-
рега подвержены периодическим и постоян-
ным изменениям. Изучению этих процессов
была посвящена работа специальной экепе-
	дициия Института окезнологии Академий.
	наук СССР, высзжавшей летом 1945 года в
‚ряд районов Западного Крыма. Перед этим
несколько научных сотрудников и асии-
рантов. геологического отдела института
прошло курсы легководолазного дела. Это
дало им возможность самим проводить ис-
‘следования на дне до тлубнн в 15 метров.
Сейчас заканчивается обработка собранных
экспедицией материалов, имеюнтих He TOAD-
во больной научный, но и чисто практиче-
ский интерес.

Важнейшую роль в изменениях очертаний
ферега. и рельефа дна играет процесе переме-
щения наносов. Морские ‘наносы — галька,
ракушка, песок — образуются или при  раз-
рущенни берега волнами, или на самом хне
	(ракушка), или‘ же выносятся к морю ре-
	ками. Во’время волнения наносы: находятся
в непрерывном движении. Волновые колеба-
HHA BOLL нередаются на дно в Черном море
до глубин 20—30 метров, в Баренцовом—=
‘больше чем на 50 метров, а в открытом
‘бкбане —~ до 200 метров.
	Если волны определенной силы и направ-
	ления действуют ‘достаточно длительное ‘вре-
мя; скажем, несколько суток, то широкая
`зона дна, сложенная ‘наносами, приходит к
состоянию «профиля’ равповесия». Это зна-
чит, что после некоторой перестройки дна,
‘вопровождающейся изменениями глубин по-
ряда нескольких метров и изменением бере-
говой линии (если она сложена наносом),
‚создается такой профиль дна, по достижении
‘которого наносы узже не могут двигаться ни
`к берегу, ни от него. Мы говорим, что пре-
‘кращается их «поперечное перемещение».

Однако, если волны направлены к бере-
Гу под острым углом, то наносы продолжалот
«продольное», то-есть параллельное берегу
и линиям изобат, перемещение. Оно проис-
ходит с весьма значительной скоростью.
Ве время сильных штормов или зыби ско-
рость доходит до 400 метров в сутки.

Когда же волны направлены к берегу под
прямым углом, то по достижении «профиля
равновесия» прекращается всякое перемо-
щение морских наносов. В продольном и по-
перечном перемещении их принимают уча-
стие также дрейфовые течения, которые
возбуждаются ветром одновременно с рол-
нами.

Направление и сила волн на каждом
участке морского побережья постоянно ме-
НЯются, ото дня ко дню, от сезона к сезону.
Поэтому и наносы идут с различными ско-
ростями то в одном направлении, то в дру-
том. Однако среднегодовой волновой режим
Для каждого участка берега является до-
вельно устойчивым. Вели наиболее силь-
ные и часто повторяющиеся волны идут по
румбу, образующему. © береговой линией
острый угол, то наносы получают преобла-
дающее направление перемещения в одну
какую-то сторону. Это явление мы назы-
Bact «потоком береговых наносов». В экене-
диции прошлого года мы изучили несколь-
ко таких потоков. Один из них получает ма-
‘теризл из выносов рек Альмы, Вачи и
 Вельбека. Волны с открытого моря увлекают
ero к северу вдоль берега и доносят до Ев-

° паюрии. Евпаторийский пляж сейчае со-
тит из гальки горных пород, которые не

_ ветречаются в окрестностях города. Второй
	поток идет от Евпаторийского мыса к пере-
cum озера Донузлав. В вершине Каркинит-
ского залива по южному берегу поток идет к
Вакальской косе. Все эти потоки имеют про-
ляжение по нескольку десятков километров.
Охнакю на ровных берегах протяженность
потока может достигать даже 2.000 кило-
метров, как это имеет место, например, вдоль
атлантического берега Северной Америки,
‘Tie характерные минералы полуострова Ла-
брадор доходят до Флориды.

Из того места, где зарождается поток,
наносы постоянно удаляются. Волны здесь
получают свободный доступ к берегу и мо-
гут его энергично разрушать. Разрушение
сопровождается и постепенным углублением
дна. С этим процессом экспедиция встре-
тилась у глинистых берегов вершины Кар-
кинитекого залива. Скорость отступания бе-
	рега здесь составляет около 1 метра в год.
	Отневые точки и траншеи, построенные
вдоль обрыва в начале 1945 года, сейчас
	К прелстояшим выборам в Польше
	ПИСЬМО ЦК ППР И ЦИК ППС ГЛАВНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОМИТЕТУ ПСЛ
	«улучшению атмосферы и укреплению веры
в соблюдение соглашений». Нужны ли 00-
лее яркие доказательства того, на чыю под-
держку з стране главным образом  расечи-
тывает ПСЛ, стремясь к расколу избира-
тельного блока? Не становится ли ясным
в свете аргументов вашего письма, что вы-
боры в стиле ИСЛ в условиях. нашей, дей-
ствительности имеют именно неморальный
аспект? . Е 1

Ни к чему также жонглирование аргумен-
тами, что избирательный блок якобы пред-
решает существо и принципы будущей кон-
ституции польского государства. Во время
переговоров представители ПИС и ПИР
неоднократно заявляли, что соглашаются на
принятие конституцки таким правомочным
большинством, которое исключает подавле-
ние какой-либо партии в будущем сейме.
	Аргументы против избирательного блока,
содержащиеся в вашем письме, не выдёр-
живают критики. Они были, повидимому,
выдвинуты для маскировки требования, KO-
торое было выставлено преднамеренно для
срыва переговоров, а именно требования
для ПСЛ 75 проц, мандатов в-конститу-
ционном сейме. Неслыханная наглость это-
го заявления соперничаёт с манией величия,
так как не имеет ничего общего ни с ролью
ПСЛ в борьбе за возрождение демократи-
ческого польского государства; ни с ее дей-
ствительным влиянием в стране, Ири таких
обстоятельствах мы считаем своим долгом
сообщить вам, что полная ответственность
за срыв переговоров по вопросу: о заключе-
нии избирательного ‘блока падает на ГИК
ИСЛ.

Оставляя: в стороне дальнейшее отноше-
ние чаших партий к ПСЛ, мы констатируем,
что ваша позиция ведет к обострению отно-
шений в стране в момент, когда миллионы
рабочих и служащих, равно как и бедней-
шая часть деревни, терпят лишения, а ино-
гда голод, в момент, когда следуёт об’еди-
чить усилия всего народа для преодоления
трудностей послевоенного периода и под-
чять страну из развалин, явившихся след-
ствием войны: когда следует освоить воз-
зращенные земли и укрепить безопасность
польских границ. В такой момент ГИК ПСЛ
принимает решение о разжигании в стране
политической борьбы и стремится к расколу
единства об’единенного лагеря. Руководи-
хели ПСЛ не озабочены тем, как накор-
мить, одеть и обуть миллионы людей, как
создать возможно лучшие условия для обес-
печения постоянного роста нашей промыш-
ленной и сельскохозяйственной продукции,
как разработать хозяйственный плани га-
рантировать его осуществление, ‘а сочли са-
мым важным в настоящий момент разжига-
ние борьбы за завоевание для себя полно-
ты власти в стране.
	Выдвигая, вопреки стремлению ГИК. ИСЛ
к политической гегемонии, принцип равного
предстарительства рабочих и крестьянских
партий и отклоняя тенденции к преоблада-
нию какой-либо партии, ППР`и ППС будут
настойчиво стремиться к’ политической ста-
билизации, к полному обеспечению спокой-
ствия и безопасности в стране, ‘а также к
полному осуществлению. принципов, содер-
жащихся в их общей избирательной: плат-
форме. ИПС и ППР убеждены, что выявле-
ние неограниченной воли народа в выборах
обеспечит решающую победу блоку демо-
кратических партий без ПСЛ: Ущерб же,
причиненный избирательной борьбой, кото-
рую навязала ПСЛ, лишний раз разоблачит
перед. миллионами избирателей настоящее
лицо лидеров ИСЛ и позорную их роль как
в наиболее тяжелые годы войны, таки в
период восстановления страны». Письмо.
подписали от имени ЦИК ПИС Осубка-Мо-
равский, Швальбе, Цыранкевиа; от’ имени

ЦК ППР — Гомулка, Берман, Замброз-
ский.
	ВАРШАВА, 9 марта. (ТАСС). 7 марта га-
зеты поместили текст письма Центрального
Комитета Польской рабочей партии (ЦК
ППР) и Центрального Исполнительного Ко-
митета Польской социалистической партии.
(ЦИК ППС) главному исполнительному ко-
митету Польске Стронництво Людове (ГИК
ПСЛ). Письмо гласит:

«Ознакомившись подробно с содержанием
вашего письма от 22 февраля, содержав-
шего ответ на сделанное нами предложение
о заключении соглащения и создании изби-
рательного блока на принципах, перечис-
ленных в нашем письме от 18. февраля, мы
вынуждены констатировать, что вы не толь-
ко не проявили доброй воли в отношении
нашей инициативы, но, отклонив ее, заняли
позицию, которая не имеет ничего общего
НИ с сознанием ‘ответственности за судьбы
государства, ни с реальным чувством дей-
ствительности. :

Ссылка (в самом начале вашего письма)
на обязательства правительства националь-
ного единства в отношении заграницы по
вопросу о проведёнии выборов является яр-
ким подтверждением самим руководством
ПСЛ выдвигавшихся неоднократно демо-
кратической общественностью упреков в
том, что ИСЛ ищет поддержки для своих
притязаний на полноту власти в Польше не
в воле народных масс, представителем ко-
торых оно хочет считаться, а во вмешатель-
стве извне и связывает свои обманчивые
надежды главным образом с нажимом со
стороны внешних сил. Выражая решитель-
ное желание провести выборы, ППР и ПИС
подчеркивают, что подобно тому, как мо-
сковское соглашение было достигнуто са-
мими поляками, так точно вопрос о способе
проведения демократических, свободных и
невоспрепятственных выборов в Польше мо-
жет быть разрешен только польскими пар-
тиями. Всякие же попытки внешнего вмеша-
тельства были бы восприняты каждым без
исключения поляком, как попытка угрозы
суверенности Полыши. Поэтому намеки
ПСЛ, рассчитанные на внешнее вментатель-
ство, должны вызвать в общественном мне-
нии всеобщее возмущение и осуждение,

Не менее необоснована и полна внутрен-
них противоречий ваша аргументация, -на-
правленная к тому, чтобы поставить под со-
мнение целесообразность избирательного
блока. Ваше письмо констатирует отсутст-
вие принципиальных разногласий между
партиями и подчеркивает, что «различие
взглядов» не так велико; чтобы могло слу-
жить основанием для политической борьбы.
В таком случае во имя чего нужно вести
так желаемую вами избирательную борьбу,
которая поглотит огромное количество энер-
гии, если борьба будет происходить по мне-
нию ПСЛ «при мало отличающихся друг от
друга избирательных лозунгах»? Стыдливой
и неубедительной попыткой оправдаться яв-
ляется ваше утверждение, что «выборы  име-
ют скорее характер ответа на вопрос, ка-
ким влиянием пользуются отдельные демо-
кратические партии». Речь идет будто бы о
каком-то туманном и неопределенном «спе-
циальном моральном аспекте», на который
вы ссылаетесь в своем письме. Однако, идет
	А г}

Однако по мере движения ‘наносов вдоль
берега к ним присоединяются все новые и
новые массы. Этот. слой начинает предохра-
HATS берег и дно от разрушения. В зави
симости от глубин и общих топографических
условий побережья в определенных местах
понижается также‘ способность волн_к. пе-
ремещению наносов. Причиной этого обычно
являются изменение направления берега,
наличие острова, отмели или сужение зали-
ва. Движение потока наносов в таких мес-
тах замедляется, все новые массы наносов
отлагаютея на дне, нарашиватот берег. На
исследованном экспедицией участке име-
ются крупные пересыпи — Сасык и_Дону-
злав, которые отгородили от моря обнтирные
лагуны.

Процессы разрушения берега в одних мес-
тах и его нарастания в других идут доволь-
но медленно и с определенным постоянством,

Их легко наблюдать; и’ поэтому можно
предсказать изменение очертаний берега на
долгий срок вперед. Правда, в некоторых
местах, как, например, в горле Белого моря,
B Мезенском заливе и на острове Моржовце,
этот процесс идет довольно быстро. Здесь
море смывает ежегодно полосу берега до 10
H даже до 17 метров, что заставляет перио-
дически переносить створные знаки и дру-
гие ориентиры и заново пересоставлять
карты.

Вдоль всех песчаных берегов существуют
подводные гряды. Моряки называют их «за-
буруньями» или «загребами». Мы тшатель-
Но исследовали их в истекшем году. В За-
падном Крыму они начинаются с глубин
около 10 метров и располагаются обычно
по два или даже по три, параллельно друг
другу и береговой линии. Высота этих ва-
лов над поверхностью дна достигает, а иног-
да и превышает три метра, Следуя вдоль
берега, можно отметить, что каждый из ва-
лов то увеличивают, то уменьшает свою: вы-
соту; меняются также ширина валов, их
расстояние от берега. Но самое главное —
все эти образования весьма непобтоянны. За
несколько дней весь прибрежный рельеф
может измениться до неузнаваемости. Моря-
ки хорошо знают об этом и не верят кар-
там прибрежной песчаной полосы дна, как
бы точно они ни были составлены. Дело в
TOM, что составлять карту этих подвижных
форм все равно что составлять карту обла-
ков на небе, через полчаса картина будет
уже совеем другая.

О том, насколько важно учитывать эти
явления, моряки особенно хоропго узнали в
десантных операциях во время’ Отечествен-
ной войны. Десантное судно может неожи-
данно оказаться на мели и подвергнуться
обстрелу, не дойдя до берега 200—300 мет-
ров. В других случаях десантники, соскочив
по пояс в воду, уже метрах в Б0 от берега
могут, бреля по Bote, неожиданно попасть

1рирода и

Причудливую картину приходится по-
рою наблюдать возле вещевого склада
Н-ской части. Из двери торопливо’ выходят
человек среднего роста. Он делает все от
себя зависящее, чтобы на него не обратили
внимания. но 9т0 @му не удаежбя. И по-
нятно, почему. Житель пускается к самым
коленям, брюки волочатея по земле.

— В, чем дело, товарищ?’ Почему вы Tak
нелепо одеты?

— Pocrosras... — растерянно
он, озираясь по сторонам. _

— Причем тут ростовка?

Да нет оз на складе.

„Не ‘будем задерживать товарища: Toano-
лим ему уйти. Заглянем в склад, попро=
бум выяснить, в чем тут’ дело. Выяенив,
мы устанавливаем, UTO постановщиком
причудливых картин. является лейтенант
интендантекой. службы Бакитезв. Baxmtees
любит строжайший порядок.

— Сегодня Я одеваю по третьему раз-
меру, на той неделе — по четвертому, —
рейтает Бакшеев.

Его решение непреклонно. Но беда в
том, что у природы нехватает диспиплини-
рованности. Она не вырастила людей по
одному ранжиру. В день, определенный
Бакшеевым для одевання: по третьему. раз=
меру, на склад является офицер огромного
роста, грудь колесом, — настоящий Терку-
лес. Но на складе никому не позволят вый-
ти из графика. Геркулеса, хочет он или
не хочет, запихнут в третий размер. Он
выйдет на улицу, как мальчик, которому
еще рано носить длинные брюки. Зато ког-
да настанет лень пятого размера; офицер,
который ростом по плечо. Геркулесу, уто-
нет в его обмундировании. Что будет даль-
ше? Ну, человек, которого природа не на-
традила высоким ростом, увереннее смот-
pat в будущее. Он отышет портного, по-

говорит

‚Семинары руководителей хуг

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 марта. (По телегра-
фу от норр. «Красного Флота»). В связи ‹
предстоящим общефлотеким смотром худо:
жественной самодеятельности Политуправ:
ление флота организовало ряд семинаров
для руководителей краснофлотской художе:

ШАХМАТНЫЕ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 9 марта. (По
телеграфу). Началея финальный розыгрыю
по шахматам и шашкам на первенство 1
Н-еком ббединении. Оспаривают первенств:
б сильнейших команд, выявленных на OT
берочных соревнованяях.

После трех туров лидером. является: бот.
		ная команда центральных учреждений. На
первой доске. играет шахматист второй кате-
гории капитан интендантекой службы Рама-
занов, имеющий 5 очков из. семи. На второй
	5 В марте 1906 года был создан Учеб-
	на глубину, превышающую два метра.

От чего же зависит образование забу-
руньев? Важдый сильный и длительный
шторм выравнивает дно целиком и размы-
вает берег иногда на несколько десятков
метров. Песок, смытый с берега, отлагаетея
на дне и делает его более пологим. Но по
мере ‘того как сила волн уменьшается, на-
	чинаетея обратный побцесе. Шесок вновь   НЫЙ отряд, ставший кузницей кадров для   предотвратили аварию.
	подводного флота нашей страны. В 19725
году за заслуги в защите Родины и за под-
готовку кадров подводников отряд был .на-
гражден орденом Красного Знамени; в 1937
году ему было присвоено имя С. М. Кирова.
За`годы своего существования Учебный от-
ряд ‘подготовил тысячи подводников‘ всех
специальностей. Во ‘время: войны  воспитан-
ники отряда сражались за Родину на Бал-
	начинает перемещаться с глубины wa be-
рег. Вот это перемещение и сопровождает-
ся образованием подводных валов, подобно
тому, как песок, нередвигаемый ветром по
поверхности суши, громоздитея в дюны. .
Если шторм утихает медленно и равно-
мерно, в течение нескольких дней, то эти
		вонсультируется с ним, и тот пригонит
обмундирование гиганта’ под средний роет,

А то бывает и так. Третий размер и пя-
тый размер разыскивают друг друга, разы-
скивают усиленно, как любящие сердца,
разлученные случайно, наводят справки у
знакомых и даже раздумывают, не накле-
ИТЬ ЛИ На стенах домов. об’явления-летуч-
ки. Человек среднего роста готов кричать
0т радости, когда увидит на улице михал-
вовского «дядю Отепу» в. новеньком, по
чересчур узком; чересчур коротком, кургу-
30m обмунлировании.

— Вы ве от Бакшеева. ли?

— Как же... —— сконфуженно, отвечает
«дядя Степа». —= Только’ что от него. Ох,
хорошо, что мы ветретихись.

Люди обмениваются сердечным рукопо-
жатием и кстати обмунлированиём. Это —
счастливый исход для гигапта. Иначе ему
придется еще не раз в’ездить на склад,
нока не попадет. в свой размер.

— Бак присылают, так и выдаю, — го-
ворят в свое оправдание лейтенант Бак-
шеев.

Вот тут и следует вепомнить о ростовке.
Есть. приказ. завести ве на каждого ойице-
Ва. Приказа Ваклтеев не выполнил. И, не
выполнив, попытался подчинить природу
своей строгой системе. А природа не подда-
ласъ. Люди не рождаются в одинаковом ве-
сё и размере, а в дальнейшем эта разница,
к  недоумению руководителя вещевого
склада, заметно возрастает. Но как бы там
ни было, строгий руковолитель склада не
идет на уступки природе. Природа не усту-
пает ему. Вот и возникают причудливые
картины. И не поиходит Бакитееву в голо-
ву, что это глубокое противозечие можно
устранить точным исполнением приказа.
				Семинары руководителей художественной самодеятельнести
	ственной самодеятельности. В феврале при
Доме Военно-Морского Флота главной базы
был проведен 12-дневный семинар руково-
дителей хоровых коллективов. Сейчае идет
8-дневный семинар руководителей драма-
тических коллективор.
	доске первенство удерживает. старший лей-
	тенант Ланской. набравигий 4 очка из пяти,
	и на третьей — Герой Советского С0ю33 под-
полковник Гегешидзе.

Среди шашиестов` впереди идут первока-
тегорник Фейдер (41% очка из пяти) и сер-
жант Панков (215 очка из трех).

Но окончании финального розыгрыша, все
		участники получат воесоюзные категории   , в самом деле, речь о «моральном ас-
соответственно лостигнутым результатам.   ПеКте»? Этот аргумент отпадает, если сопо-
	ее ь a ставить его с предшествующими в вашем
Капитан-лейтенант В. ДОКИН. письме изумительными аргументами о необ-

снофлотских газет

Своим самоотверженным поступком моряки
предотвратили аварию: («Красный черно-
морец»). :

$ Моряки Н-ской“части горячо заботятся
о своих подшефных из детского дома, в ко-
тором находятся дети погибших военных мо-
ряков. Моряки собрали деньги и. купили
коньки, лыжи, шахматы, шашки, домино. Не-
давно группа моряков посетила своих под-
шефных и привезла им в подарок полуаккор-
деон. Дети постоянно сообщают своим. ше-

ходимости выборов в связи с деятельностью
диверсионно-террористических банд, свирен-
ствующих в Польше,

Таким образом, мы нашли, наконец, не-
двусмысленный ответ на. вопрос, почему
ПСЛ является противником избирательного
блока. Речь идет о том, чтобы обеспечить
бандам участие в выборах и влияние на ре-
зультаты выборов, вместо’ того, чтобы при-
менять в отношении их репрессии. Такие
именно выборы, по вашему мнению, будут
с наибольшим успехом содействовать

фам о своих успехах в учебе. Они дали обя-
зательство учиться только хоропю и отлич-
но и крепко держат свое слово. («Залп за
Родину»).

# Двадцать лет назад в севастопольской
бухте Матюшенко были сформированы пер-
вые авиаэскадрильи морских самолетов под
командованием т. Лухта. Сейчас это старей-
шая на Черноморском побережье авиацион-
ная ‘часть. Ее летчики и техники явились
ядром замечательной плеяды воздушных во-
инов. Здесь выросли маршал авиации Жа-
воронков, генерал-лейтенант авиации Жела-
нов, генерал-майоры авиации Петров, Кана-
рев и Ежов, Герой Советского Союза Кру-
ченых и другие, Во время Отечественной
войны летчики части неутомимо громили
врага. За доблесть, проявлённую в боях,
часть награждена орденом Красного Зна-
мени, ей присвоено звание гвардейской.
Сейчас воины-ветеразы умело передают мо-
	Очередное заседание Контрольного Совета в Tengu
	Коммюникге
	экономики в соответствии с решениями Бер-
линской конференнии и дал поручения
Координационному комитету относительно
дальнейшей разработки этого важного во-
проса. В частности, Контрольный Совет no-
ручил Координационному комитету подго-
товить и представить Контрольному Совету
доклад о проведении военного и индустри-
ального разоружения Германии и создании
условий, при которых Германия никогда бы
впредь не могла угрожать миру. °
	БЕРЛИН, 8 марта. (ТАСС). 8 марта в
Берлине состоялось очередное. заседание
Контрольного. Совета под председатезь-
ством генерала армии Соколовского. Ha 3a-
седании присутствовали: геверал Клей, ге-
нерал Робертсон и генерал Кельц.

Контрольный Совет принял и подписал
закон № 18 — жилищный заксн.

Контрольный Совет рассмотрел доклад
Координационного комитета о плане репа-
раций и уровня послевоенной германской
	подводные «дюны» могут спокойно дойти
до берега и нарастить его как раз на ту
величину, на которую он был размыт при
начале шторма. Но шторм обычно утихает
быстрее, чем`эти валы двигаются к берегу.
Тогда в зависимости от темпа утихания
волнения валы могут законсервироваться
на дне в любой его точке и сохраняться там
в течение нескольких месяцев или даже
лет до нового, особенно сильного шторма.

Весь этот круг вопросов, весьма важных
для плавания У берегов, изучают ра-
ботники Института океанологии. Hsyue-
ние было начато непосредственно перед
войной. Мы возобновили работы в истекшем
году ‘и надеемся разработать надежную ме-
тодику прогнозов всех — и ностоян-
ных и временных — изменений прибрежной

NE Е ILRI, Gi IE ENS

тике и Черном море, на; Баренцовом -море
и Тихом океане. Многие преподаватели
Учебного отряда являются старейшими под-
водниками, учениками первого выпуска.. За:
служенным уважением пользуются ветераны-
подводники: капитан 1 ‘ранга Лашманов, ин-
женер-капитаны ‘ ! ранга Ждан- Пушкия,
Персаданов, ‘мичман Бабурин и другие.
(«Красный Балтийский флот»).

$ Во время шторма-на одной из стоянок
кораблей ударом волны сорвало бочку с сто-
яБшШим на ней катером. Волны гнали катер. к
берегу, каждую минуту он мог разбиться о
прибрежные камни. На спасение судна вы-
шел катер № 78, управляемый краснофлот-
цем Сосна и мотористом Ступак. При швар-
товке у катера № 78 на винт намотался
трос — оба катера оказались без управления.
Краснофлотцы Сосна и Ступак, не раздумы-
вая, бросились в ледяную воду. Cc _берега HM

полосы.
Доктор географических
	на помощь поплыли старшие, краснофлотцы
Еременко, Редькин и младший лейтенант
Сага. Моряки удерживали катера до тех пор,
	наун В. ЗЕНКОВИЧ.  пока на помощь не ‘подоспел катер № 67.

Призывая младших командиров и Epac-
нофлотцев учиться тому, что необходимо в
бою, газета критикует тех, кто, полагаясь
на достигнутое, не совершенствует свое
воинское мастерство.
	«С приходом к нам в подразделение, —
`рассказывает газета в заметке «К чему
приводит зазнайство»,— молодой красно-
флотец Тихоплав горячо взялся за изу-
чение боевой техники и зарекомендовал
себя примерным,  дисциплинированным
BOHHOM...

За хорошие показатели в учебе Тихо-
плав получил несколько благодарностей.
Старослужащие радовались успехам моло-
дого воина и ставили его в пример бойцам.

Но... Тихоплав изменил свое отноше-
ние к учебе, стал... зазнаваться. Появились
случаи пререканий с командиром отделе-
HHA. .

На замечания товарищей он. отвечал: «Я
все знаю, что вы меня учите!». ,

Недисциплинированность и зазнайство
Тихоплава сразу отразились на его. успе-
ваемости в боевой подготовке. Он стал
заметно отставать».
	Сообщение коммунистической партии Испании
	ПАРИЖ, 7 марта. (ТАСС). Руководство
	срочной реорганизации правительства, ру-
ководимого Хиралем, при участии. наиболее
представительных руководителей полити-
ческих партий, профсоюзных ‘организаций и
антифранкистских деятелей для Toro, что-
бы обеспечить правительству характер под-
линно национальной коалиции и руководство
борьбой испанцев за свержение фашистской
диктатуры. Переговоры продолжаются. Ру-
ководство коммунистической партии’ Испа-
нии надеется, что предстоящий ‘приезд

Мартинеса Баррио ускорит и облегчит. сд-
	дание правительства, отвечающего всем

условиям, которых требует положение
Испании».
	и политическую поддержку. Но достаточно
ли такого обещания? Нет, положение тре-
бует не обещаний, а сильного нажима из-
вне. Колебанию и раздумью He должно
быть места. Но раздумье уже’ начинает за-
являть о себе.
	Капиталисты Франции, Англии и Амери-
ки имеют в Испании’ большие экономича-
ские интересы. Симптоматично, что газета
«Таймс» предупреждает `‹ против. слишком
поспешных решений. За спиной «Таймс»
стоят могущественные финансовые круги
Сити. Они боятся за свои интересы теперь
	так же, как боялись этого BO время граж-
	лодым летчикам, штурманам и стрелкам   испанской коммунистической партии пере-
	свой опыт, накопленный в битвах с врагом.
(«Черноморский летчик»).

ных и общих учений, о деятельности крае-
нофлотцев и младших командиров во вре-
мя учебно-боевого похода в море, на боевом
тралении. .

Тазета дала две интересные страницы.
Олна из них: посвящена славному пути
одного орудия. В’ коротких, но содержатель-
ных заметках рассказывается о командире

дало печати следующее сообщение:
«Руководители коммунистической партии
Испании, находящиеся во Франции, встре-
чались несколько раз с главой республи-
канского правительства в эмиграции Хира-
лем. Происходили также встречи с. главой
каталонского правительства: в ‘эмиграции
Ирла, с бывшим главой. баскского  прави-
тельства Агирре и также с руководителями
республиканских каталонских и. испанских
политических партий. Во время этих встреч
руководители коммунистической партии
Испании, указав на серьезность положения,
выразили свое мнение о необходимости
		Эта страница на боевом опыте учит, как
надо овладевать военным искусством, как
надо беречь свое оружие. стати, к вопро-
су сохранения боевой техники газета воз-
вращается довольно часто. Младшим коман-
дирам и краснофлотцам поможет страница,
озатлавленная «Бозвую технику беречь, как
зеницу ока».

В сожалению, редакция не всегда соблю-
дает планомерность в освещении вопросов
воинского воспитания. Бывают номера, в
которых газета или вовсе ничего не пишет
0б этом или ограничивается незначитель-
ными заметками. Желательно, чтобы редак-
ция «Красного знамени» наряду` се показом
боевого совершенствования краснофлотцев и
старшин береговых частей и подразделе-
ний чашщо посещала корабли и больше
отволила им места на своих страницах.
	Вею свою работу газета должна. подчи-
	нить задачам, которые ‚поставил перед со-
ветекими воинами товарищ Сталин в приказе
	«Bee красноармейцы ‘и сержанты: долж-
	Вопросы боевого воспитания
на страницах газеты
	В боевом воспитании кадров военных мо-
ряков большая и почетная роль принадле-
жит краснофлотеким газетам. Они призва-
НЫ активно помогать офицерам и стар-
щинам развивать и воспитывать У красно-
	° Флотцев основные качества воинов-—высо-
	кую дисциплинированность, твердое зна-
‚Низ своей специальности, выдержку и ини-
циативу, помогать освоить богатый опыт
минувшей. войны.

Перед нами — комплект. краенофлотской
газеты одного. из  воединений Северного
флота «Красное знамя» (ответственный уе-
дактор И. Юрьев). Вопросы воинского. вос-
питания личного состава. по праву зани-
Мают видное! место в. большинстве ее. номе-.
ров.

Учитывая, что основная тяжесть боевой
подготовки и воспитания одиночного бойца
ложится на плечи старшин и сержантов,
«Красное знамя» часто обращается к ним,
интересуется их опытом, методикой прово-
димых ими учений и занятий с отдельными
краснойлотцами, боевым постом или расче-
TOM B пелом. Газета популяризирует опыт
	.) Нередовых старшин и сержантов, рассва-
	зывает краснофлотскому читателю 00 их
повседневной “ работе. Следует отметить,
Что газета, далека от общих характеристик.
Напротив, ee интересуют содержание про-
	} веденных занятий. методика освоения 00е-
	ВОГО опыта, существо каждого учения.

Знакомя читателя с орудийным расче-
том младшего сержанта Шлевцова, газета
приводит читателей в орудийный дворик и
Ha конкретных примерах показывает, как
младший сержант Жлевцов обучает красно-
флотцев, как он стремится избежать упро-
щенчества и условностей в боевой подго-
товке.

Известно, какое большое значение для
успешной боевой подготовки новых кадров
	имеет . правильное отношение младпгих
командиров и старослужащих краенофлот-
цев к молодому пополнению. Ненскушен-
ные в военном деле юноши приучаются
служить так, как их в первую очередь на-
правляют товарищи ‘по кубрику и ‘нено-
средственные начальники -— младшие
командиры. Если младший командир се пер-
вых же дней не сумеет увлечь краенофлот-
цев боевой учебой, не привьет им любви
к своему делу, то это неблагоприятно. ска-
жется на воинском роете. молодых. В несколь-
ких номерах «Красное знамя» ироко по-
казало, на, своих страницах воспитательную
роль командира орудия: Тюрина: В этот ору-
	дийный расчет прибыло молодое. пополне-
		Отклики в Норвегии на франко-англо-амевиканское
заявление об Мепании
	ОСЛО, 9 марта. (ТАСС). Газета «Арбей-
дербладет» в передовой статье критикует
англо-американо-французское ‘заявление 95
Испании. Газета отмечает ограниченность
и малоэффективность словесных заявлений
и призывает к реальным. мероприятиям, на-
правленным против террористического ре-
жима Франко.

Отметив, что свергнуть власть Франко
можно, только приняв решительные и це-
леустремленные меры, газета пишет:

«В своем совместном заявлении запад-
ные державы характеризуют режим Фран-
ко как нетерпимый. В этом заявлении они
обещают оказать новому демократическому
	руководству Испании свою экономическую ` данской войны в Испании».
	Разоблачение утверждений французской газеты
	ПАРИЖ, 9 марта. (ТАСС). Газета
«Монд» и некоторые другие парижские га-
зеты опубликовали на-днях интервью не-
коего «подполковника Фоссе», который,
выдавая себя за бывшего ‘французского
пленного, вернувшегося из  Польши, утвер-
ждал, будто бы в Полыше находится еше
	Ассоциация военнопленных департамента
Сены установила, что Фоссе является. мо-
шенником, имеющим 21 судимость, и что он
никогда не принимал никакого ‚участия в
войне, никогда не был военным и не имел
звания подполковника.
	Полиция арестовала мошенника — автора
фальшивки.
		Посещение Баку иранской делегацией
	БАКУ, 9 марта. (ТАСС). Проездом в Иран представители советских ‘и общественных
вчера в Баку прибыли Премьер: Министр   организаций. Аэродром был украшен совет-
Ирана Кавам-эс-Салтане и сопровождающие   скими и иранскими флагами.
	его лица. На аэродроме гостей встречали на-
И иностранных дел Азербайд-
жанской ССР М. И. Алиев, ответственные
	Бечером гости присутствовали в театре
оперы и балета им. Ахунтова na nnenteranne.
	«За почетную задачу—воспитать, - сде-   «Быть отличным” военным   специали-
	лать молодых бойцов полноценными   стом -—— это не значит жить ‘прошлыми
артиллеристами-——Тюрин взялся смело и успехами... Учиться надо повседневно... »—
уверенно... говорит газета в другой заметке. .
	На страницах «Красного знамени» ча-
сто появляются заметки передовых млад-
ших командиров. Старшины’ и ‘вержанты
делятся своим опытом, рассказывают о том,
как они воспитывают своих подчиненных.
Чаже небольшие замечания о деятельности
	Чертежи и наставления—верные помощ-
ники командира орудия как в подготовке
к занятиям, так и во время’ проведения
их. Когда нужно показать на практике,
то он ведет бойцов к орудию и подробно
знакомит, как работает и устроен тот или
другой механизм, как ея и устра-
нить задержку...

— А теперь сумейте сами открыть клин,
когда не работает‘ полуавтоматика,— обра-
щается Тюрин к заряжающему».
	Для того чтобы придать ‘учебе живой,
конкретный характер, Тюрин часто обра-
щаетея к опыту Отечественной войны, при-
водит какой-нибудь пример из боевой жиз-
ни и раз’яеняет его, не успокаиваясь до
тех пор, пока не будет уверен, что, красно-
флотцы хорошо поняли его.

«К.концу недели, в, субботу, ‚в. отделе-

нии подводятся итоги, Тюрин сначала
об’явит отметки, а затем указывает на не-

достатки...». bie
	того или иного расчета на учении и роли! 0Т_ 23 февраля 1946 года:
	В этом деле младшего командира содержат
	К Е Е Е OEE IIE! IB gO

= а ск > *
в cehe крупицы ценного опыта, который   ны неустанно изучать военное дело, знать   ждал, будто бы в Польше находится еще
помогает остальным улучшить, свою воспи-  ‘свое оружие и безупречно выполнять свои   37 тысяч французских военнопленных, яко:
	бы, «охраняемых русскими».
	тательную работу с подчиненными,

Газета опубликовала небольшую заметку
младшего сержанта Никитина. Она назы-
вается «Мой расчет». В ней говорится о
том, что строгое соблюдение уставных пра-
вил помогло краснофлотцам этого расчета
отлично выполнить боевую залачу.
	обязанности ‘по службе»,

Надо. чтобы   газета. больше” занималась
вопросами ‘организации повседневной служ-
бы, укрепления на кораблях и в’ частях
дисциплины и порядка.

Порекомендуем редакции force серьез-
но относиться и к литературной правке за-
	энакомясь с комплектом газеты: <Ёрас-  меток. Тогда материалы газеты будут еще
ное знамя», мы можем встретить, ряд по-   более доходчивыми, будут с большей поль-
учительных корреспонденций и заметок о зой служить делу боевого: воспитания стар-
сбережении оружия, о проведении одиноч-! шин и краснофлотцев. : bee

woof os fF
	сотрудники Наркоминдела республики и !нии оперы «Лейли и Меджнун».