2 апреля 1940 г., вторник, № 79 (2501
	КРАСНЫН @ ЛОТ
	ПЕРЕЛ НАЧАЛОМ КАМПАНИИ
	На-днях закончились ремонтные работы
на эскадренном миноносце Н. Военные: мо-
ряки трудились не покладая рук и отре-
монтировали корабль на 10 суток раньше
срока. «Скоро. в море», — говорят нд эомин-
це, и каждый етарается достойно подгото-
виться к началу кампании. Старший крёс-
нофлотец Антрушин и старшина 2 статьи
Юрьев в отличном состоянии содержат свои
заведывания, Усердно готовит молодых спе-
циалистов командир отделения дальномер-
щиков Громов.
	В холодное весеннее утро корабль вышел
в море. Опытные минеры старшина 2 статьи
Татаринов и старший краснофлотец Алек-
сеев требуют от своих подчиненных быетро-
ты и.четкоети в выполнении задач. Недавно
прибывшие краснофлотцы стараются не от-
стать от бывалых моряков. Молодые комен-
доры Фомин, Малыгин, Фролов, Соколов. и
другие хорошо знают свое дело.
	Олнако не все на корабле tar быстро
осваивают свои’ специальности. Учения по-
казали, что боевые заместители Тишин и
Солодухин не подготовлены для выполнения
обязанностей командиров орудий. Старшие
краснофлотцы Емельянов и Коптапов не су-
	мели перестроить занятия, когда у них не-.
	хватило людей. Сорокин, Изяков показали
слабое знание боевых инструкций.
	На устранение этих недостатков и на-
	правлена теперь энергия офицеров и стар-
шин корабля. Помимо учений ежедневно
проводятся тренировки в приготовлении ма-
териальной части, в устранении «поврежле-
ний», отрабатываются огневые задачи
ит. A.
	Bea учеба ведется на основе боевого
	опыта минувшей войны, с учетом ошибок,
которые имели место на прошлогодних прак-
тических стрельбах.

Молодые моряки желают знать историю
своего корабля. Они с увлечением слушают
рассказы и боевые эпизоды старослужащих,
старшины 1 статьи Шалимова, старшего
лейтенанта Михайлова и других. Из бесед
они познают боевую историю эскадренного
миноносца. Этот корабль участвовал в 32
боевых операциях, отразил 30 атак враже-
ских подводных лодок и отконвопровал 92
транспорта. Старший лейтенант рассказы-
вает о боевых подвигах экипажа, о героиз-
ме краснофлотцев и офицеров.

В ближайшее время на корабль придет
новая группа молодых краснофлотцев. Офи-
церы, старшины — бывалые моряки серь-
езно готовятся к этой встрече. Они. примут
все меры к тому, чтобы молодым военным
морякам быстрее привить навыки в управ-
чении техникой, дисципаинированность, лю-
бовь к морю;

Старший лейтенент №. КОНОВАЛОВ.

Северный флот.
		_ Чему учить молодого
штурмана —
		В одном из боевых походов подводная
лодка все время находилась вне видимости
берегов. Обстановка сложилась так, что и
в темное время суток нельзя было произ-
вести. определения места но звездам. Тогда
командир корабяя решил всплыть в пози-
ционное положение днем. Штурман получил
приказание быть готовым для взятия вы-
соты солнца. Подводная лодка всплыла.
Штурман поднялся на мостик и начал про-
верять секстан, подбирать стекла ит. д.
Иными словами, он делал так, как ему
рекомендовали в училище, и потратил
На это около 5 минут. Когла вее было гото-
	во и он собралея брать высоту солнца, на.
	горизонте показались самолеты. Нодводная
лолка срочно ушла на глубину, и штурман
не успел выполнить свою задачу. Посту-
пить же ему надо было так: прежде взять
высоту, а потом, если бы позволила обета-
новка, определить все поправки,

В другой раз одна из наших подводных
лодок около четырех суток не могла уточ-
нить свое место. Неожиданно на расевете
погода начала улучшаться. В разрывах
облаков показались звезды. Штурман обра-
довался случаю и начал брать высоту. Пер-
вую замеченную им звезду он брал пять
раз подряд — так, как рекомендовали в
училище. Наконец, он решил взять высоту
второй звезды, но в это время облака пол-
ностью закрыли небосклон. Штурман дол-
шен был взять высоты подряд двух-трех
звезд, а если осталось время, — повторить,
	Или вот еще один пример, поучительный
для молодых штурманов. Одна из наших
подводных лодок в сравнительно простой об-
становке шла фарватером вблизи своих 0е-
регов. Командир разрешил основную про-
кладку вести молодому штурману. С боль-
шим старанием штурман произвел опреде-
ление по береговым предметам, рассчитывал
и паблюлал за пеленгами. По его определе-
	НИ ПОЛУЧИЛОСЬ. ЧТо DOMBOAHYW JOAKY Teye-
	нием сносит с курса к берегу примерно на
полмили в час. Дело серьезное. Но молодой
	штурман был неуверен в своих опредлеле-
	ниях и считал, что раз больших расхожде-
ний с предварительной прокладкой нет, то
никаких мер принимать не следует. Вскоре
видимость ‘ухудшилась. Точно определить
место уже было трудно. Подводная лодка
продолжала отклоняться от курса и через
три часа села на мель. Если бы молодой
турман сообщил командиру о своих рас-
четах, то корабль не оказался бы на мели.
Отсюда правило: раз’ есть хоть какое-либо
сомнение в правильности: исчисленного кур-
га. немедленно сообщи 0б этом командиру.
	Готовясь в походу, молодой штурман
должен помнить об опыте войны и учиты-
вать этот опыт в своей работе. В период
боевых действий штурманы подводных ло-
док никогда не выносили на мостик навига-
ционных карт и не вели там прокладки.
0б’ясняется это тем, что уборка всего
итурманекого хозяйства может задержать
срочное погружение или приведет к тому,
что карты останутся на поверхности. В со-
жалению, кое-кто начинает об этом забы-
вать. В поисках удобств некоторые штур-
маны при плавании в мирных условиях
опять начинают вытаскивать на мостик все
свое хозяйство. Старшие офицеры порой на
это не реагируют. Я думаю, что они допу-
скают серьезную ошибку. Молодого штур-
мана следует приучать к работе в тех усло-
виях, в которых ему придется работать в
боевом походе. — Штурманы — участники
войны, Мне кажется, должны сейчас еще
раз проанализировать свой опыт, накоп-
ленный в боевых походах, и всеми спосо-
бами передавать его молодым штурманам и
курсантам военно-мореких училищ.
		Народных Комиссаров
	Опыт работы молодых штурманов на
подводных лодках нашего соединения пока-
зывает, что выпускники военно-морских
училищ теоретически умеют решить любую
астрономическую задачу. Но выбрать в
мере необходимые для определения светила,
	ВЗЯТЬ ИХ высоту —— дело. для НИХ зНначи-
	тельно более трудное, особенно если ме-
теорологические условия не очень благо-
ириятны. Между тем штурманам подводных
лодок нередко приходится брать высоту в
таких условиях, когда нельзя пользоваться
освещением, время ограничено, & погода
наюхая. Мне лично самому приходилось не
раз сталкиваться с подобными трудностями.

На налтих кораблях во время войны при-
менили следующий: метод ускорения ввода
в строй молодых штурманов. В период под-
готовки к боевому походу он — обычно ко-
	мачдир рулевой группы — самостоятельно
	тотевил все расчеты для перехода, вел про-
клалку, производил навигационные, астро-
номические и радиопеленгаторные опреде-
чения. Затем все эти рабчеты переносились
На карту и в навигационный журнал и
слнчались с ланными, которые получил
командир БЧ-Г. Штурман подводной лодки
разбирал ошибки, допущенные в расчетах.
Обычно эти ошибки были результатом недо-
статочного знания театра. Ё примеру, лей-
	тепант Архипов, дублируя работы штурма-
	на корабля, при прокладке учитывал тече-
ния, исходя из общей схемы, а на влияние
ветра и волны не обращал внимания. Вскоре
командиру корабля ‘удалось предоставить
ему возможность нроверить свои расчеты,
произведя определения по береговым пред-
метам. Лейтенант Архипов сразу же нашел
	оптабки и в слелующем походе учел их.
	На другом корабле дублировал штурмана
лейтенант Вичко. Общеобразовательная под-
готовка Кичко позволила ему в короткое
время овладеть специальностью. He дава-
лись ему лишь астрономические определе-
ния, Чтобы помочь лейтенанту преодолеть
все трудности, штурман подводной лодки
брал его © собой на все определения: Вме-
сте они выбирали светила и брали высоту.
Систематическая тренировка во взятии вы-
сот днем и ночью помогла Вичко быстро
освоить и эту часть работы корабельного
штурмана. После месячного пребывания в
	море лейтенант Кичко добился высокой точ-
	ности определения места астрономическим
способом.

“Систематическая помощь и контроль
опытных. офицеров, собственная напряжен-
ная работа в каждом походе дают молодому
WTypMaHy возможность быстро войти в
строй. Опыт показывает, что через 2—3
похода командир рулевой группы становит-
вся постоянным помощником корабельного
птурмана. В третьем-четвертом походе мо-
лодой штурман ведет уже основную навига-
ционную прокладку, принимает участие в
составлении: отчетной документации о похо-
де. Подготовленные таким методом лейте-
нанты Кичко и Архипов скоро стали пла-
вать самостоятельно и считаются сейчас
хоропейми - штурманами.

Мне кажется, что этот метод можно было
бы успешно применить и лля выработки
навыков, необходимых офицеру, у курсан-
тев, проходящих практику. Нужно заста-
вить курсанта вести дублирующую про-
кладку не за отдельную вахту, & 38 весь
поход, и затем представлять штурману ко-
рабля всю отчетную документацию.

Сейчас весьма важно для каждого моло-
лого штурмана серьезно изучить опыт, на-
копленный в области навигации за период
Отечественной войны. В отчетах и расска-
зах опытных офицеров молодые штурманы
могут найти много примеров, изучение ко-
торых весьма епособетвует совершенство-
ванию их специальной подготовки.
	Преобразование Совета
	БАКУ, 1 апреля. (ТАСС). Указом Поезя-
циума Верховного Совета Азербайджанской
ССР Совет Народных Комиссаров Азербайд-
жанской ССР преобразован в Совет Минист-
ров, & народные комиссариаты реепубли-
ки-—в министерства Азербайлжанской ССР.
	илимат морей и океанов
	Почти три четверти земной поверхности
покрыты морями и окезнами; SoHBI macea-
тов и муссонов, области теплых и холодных
морских течений, арктических льдов, райо-
ны штилей‘и штормов, туманов и хорошей
видимости — все это. разнообразие гидро-
метоорологических условий’ открытых ча-
стей морей и океанов составляет то, что по-
пимается под словом климат.

Деление сути на различные климатиче-
	ские зоны и области стало обычным. Во-
	провы рационального ‘планирования различ-
ных отраслей народного хозяйства неизбеж-
но связаны с. учетом особенностей климати-
ческого режима соответствующих районов.
Данные для этого черпаются из разного рода
гидрометеорологических ‘очерков. характерй-
стик и атласов. Атлаеы в виде картограмм
и графиков дают предотавление о характере
пространственного распределения и измене-
ний во времени различных гидрометеороло-
гических элементов. Районы с однородным
характером этих. элементов об’ехиняются в
климатические области или зоны. Шодобно-
ro рода классификация климатов, или клима-
тическов районирование (для материков), к
настоящему времени разработана достаточно
хорошо. Что же касается морей и океанов,
то, несмотря на ряд подробных и тщательно
составленных климатических описаний и ат-
ласов, специально разработанной классифи-
кации климатов открытых частей акватории
д0 сих пор не существует. Это тем более
	странно, что удельный вее водной оболочки
	земного шара и ее роль в формировании
климатов суши чрезвычайно велики. 0го
	`бенно необходимо климатическое райониуо-
	вание морей и океанов с навигационной точ-
ки зрения.

Вопрос классификации климатов земного
шара имеет большую историю. Еще древние
греки выделяли на земной поверхности две
холодные, две теплые и одну умеренную 30-
ны. В последующем не раз делались попье-
ки привести в систему все разнообразие
климатов земного шара.

Появление первых достаточно обоснован-
ных и стройных классификаций климатов
относится ко второй половине прошлого сто-
летия. К настоящему времени количество
различных систем типизации климатов до-
стигло 25. В основу первых климатических
классификаций были положены ботамиче-
‘кие признаки, т. е. характер распределения
растительности (Гризебах, Кандоль) и 06%-
бенности вегетационного периода (Камин-
ский). Поскольку земная флора тесно свя-
зана с климатическими условиями, было
наиболее просто использовать растительный
покров ках показатель климата.

Известный русекий климатолог А. И. Во-
ейков первый отошел от ботанических при:
знаков и обратил серъезное внимание на
роль баланса влаги’ и круговорота воды на
земном шаре. Для районирования климатов
Воейков считал наиболее важным учет ко-
личества атмосферных осадков и величины
испарения, 8 также относительной влажно-
сти воздуха. Выдвинув положение, что «ре-
ки есть продукт климата», он провел кли-
матическое районирование земного шара по
характеру гидрологического режима. К со-
жалению, Воейков не оставил карты‘ выде-
ленных им климатических районов.
	В последующие классификации в качест-
ве исходных признаков начали вводиться
отдельные метеорологические элементы, в
основном температуры и осадки. Так, рабо-
ты Зупана (1879 г.) и Хульта (1893 т.)
привели к выделению целого ряда «клима-
тических провинций», число которых у
Хульта достигло свыше 100. Более стройной
следует признать классификацию климатов
Мартонна (1925 г.).

Наиболее совершенной и получившей
всвобщее признание является классифика-
ция климатов земного шара, разработанная
в ряде работ Кенненом (1900—1936 гг.).
Признаками районирования у него также
служат температура и осадки. Но вместе с
этим Кеппен рассматривает и характер лан-
дшафта и физико-географические особен-
ности различных частей земного шара. Он
совершенно справедливо указывал, что за-
Дача климатического районирования «не в
том, чтобы разделить земную поверхность
по климатическим признакам, но в том, что-
бы сами климаты об’единить в систему и
после связать с определенными областями».

На географическом принципе построена
климатическая классификация советского
ученого члена-корреспондента Академии на-
ук СССР Л. С. Берга. В его схеме климати-
ческого районирования земного птара имеет-
ся ряд отличий от кеппеновской карты.

Несмотря на большие достоинства и де-
тальность последних климатических клас-
сификаций, они обладают тем основным не-
достатком, что при определении типа кли-
	научить весь летный состав безоптибочно-
му определению их места и аргументов лви-
жения. В результате допускались ошибки.

Ошибки в определениях места и курса
кораблей противника, перерывы в ведении
разведки происходили прежде всего потому.
что часть экипажей не умела полностью
использовать имеющуюся аппаратуру. Все
эти недостатки должны быть предметом
специального анализа на офицерской учебе.
В ходе боевой подготовки командир чаети
обязан ‘добиться, чтобы каждый экипаж
умел полностью иепользовать вею ту тех-
нику, которая имеется на самолете для ве-
дения разведки. Надо организовать тща-
тельное и глубокое изучение современной
аппаратуры и помочь экипажам практиче-
ски освонть ее применение в полете.

Так же серьезно следует отнестись и к
изучению тактики и техники флота. Преж-
де всего нужно добиться, чтобы Bee лет-
чики и штурмана умели сразу, на-глаз и
безошибочио определить класе и тип кораб-
Ля, который оказался в видимости экипажа.
Без таких знаний и навыков экипаж раз-
ведчика не может считатьея полностью
подготовленным. Наблюдавшееся кое-где в
период войны пренебрежительное отноше-
ние к изучению силуэтов кораблей слишком
хорого стоило частям. В чему оно приводи-
10, показывает такой пример.
	Экипаж самолета-разведчика обнаружил
групту кораблей протявника. Определив их
место, курс, ход, ордер и тип, он сообщил
все данные по радио на аэродром. Поль-
зуяеь ими, командование направило для
удара по кораблям группу торпедоносцев.
В районе цели выяснилось, что ника-
вого ущерба торпедоносцы врагу нанести
не могут. Разведчик обнаружил не транс-
порты, а мелкосидящие тральщики, и тор-
педы, сброшенные нашими вамолетами,
прошли бы бесцельно под их килем.

Пристального внимания командиров и
штабов авиационных подразделений требу-
	мата исходят из его внешних признаков, 4
не из его генезиса (происхождения): В нача-
ле текущего столётия в работах Броунова,
Геттнера и других основное внимание удс-
ляется изучению роли атмосферной цирку-
ляции в образовании климатов. Успехи со-
временной синоптической метеорологии по-
зволили подойти к типизации климатов не
на основании лишь внешних признаков и
особенностей, & из анализа характера эт-
мосферной циркуляции как климатообразу-
ющего фактора. В качестве основных при-
знаков для районирования климатов земного
шара ‚ принимаются преобладающие типы
воздушных масс и особенности их циркуля-
ции. Воздушные массы, перемещаясь над
различными участками земной поверхности,
изменяют свои свойства под влиянием теп-
та и влагообмена с подстилающей поверхно-
стью. Проходя над поверхностью морей и
окванов, воздушные массы оботащаются
влатой, а в холодное полутодие прогревают-
ся в своих нижних слоях. Перемещаяеь на
материк, эти массы влияют на климатиче-
ские условия районов, прилегающих в мор-
скому побережью, придавая им характерные
черты морских климатов. Исследования  ‘по-
казали, что влияние океанов сказывается
даже в очень удаленных от их берегов ча-
стях континента.

ЧТатизацию климатов но циркуляционным
признакам следует. признать наиболее пол-
ноценной и современной. № такого рода ге-
нетическим классификадиям относится
классификация климатов земного шара, раз-
работанная советеким климзтологом Б. П,
Алисовым. .

Одной из очень немногих попыток mpoBe-
сти климатическое районирование поверх-
ности мирового океана была классификация
климатов Е. Маркуса (1930—1935 гт.).
Он пытался ввести в рассмотрение oto-
бенности теплового состояния морской
поверхности, распределение теплых и х0-
лодных течений в океане, физико-географи-
ческие условия окружающих моря матерл-
ков ит. д. В-результате им было выделено
5 климатических «провинций» мирового
оквана: теплые и холодные зоны тропиче-
ских и полярных морей и относительно тен-
лая зона умеренных птирот.

Вопросу динамической классификации
климатов мирового океана посвящены п0-
следние работы Б. П. Алисова. Им в первом
приближении даны ехемы климатического
районирования океанов, исходя из анализа
особенностей атмосферной пиокуляции.
	Все же следует констатировать, что зада-
ча типизации климатов морей и океанов на-
ходится пока в начальной стадии ее разре-
шения. Вопрос этот представляет собой
взевма важную и интересную научную про-
блему, имеющую не только теоретическое,
но и большое практическое значение. Йс-
следования в этой области ведутся уже вто-
рой год в Государственном океанографиче-
ском институте. Основной задачей в этом
направлении является установление наибо-
лее характерных и четких индикаторов 0сд-
бенностей климатических условий над 01-
крытыми частями океанов. Выработка этих
показателей должна проводиться на фоне
укрупненной схемы районирования морей и
океанов по характеру преобладающей атмос-
ферной циркуляции. Особенности энергети-
ческого баланеа оксанов, характер барчче-
ского рельефа, господствующие течения как
в самом океане, так и в атмосфере, изменчи-
BOCTS погоды, теплообмен между различны-
ми широтами земного тала —— все это ‘яв-
ляется тем исходным материалом, без учета
которого невозможно правильное разреше-
ние задачи классификации климатов миро-
Boro океана. В Государственном океаногра-
фическом институте в настоящее время
сосредоточено большое количество разного
рода гидрометеорологических атласов, ха-
рактеристик и описаний различных морей п
океанов, которые в значительной степени
облегчают проведение этих иеслелований.
	Результатом всех этих работ должны
явиться климатические карты морей и океа-
	‚Нов, дающие не только распределение оеноз-
	ных гидрометеорологических элементов над
поверхностью воды, но главным образом
границы областей и районов с различными
климатическими условиями и их показате-
ли. Для повышения практической значимо-
сти этих карт они должны быть составлены
по отдельным сезонам. Пользуясь такими
климатическими картами, мореплаватель
будет иметь возможность представить себе
весь комплекс гидрометеорологических усло-
вий, преобладающих на различных участ-
ках его плавания, их смены и возможные
пределы их изменений. :
		Лекции в училище морской пехоты
	НА РЕМОНТЕ КОРАБЛЯ
	Механики повышают свои знания
	Подготовка к археологическим раскопкам
в районе Олесеы
	Перед офицерами училища морской пе-
хоты стоит болыная и важная задача —
обобщить. и освоить опыт боев морских пе-
хотинцев в годы Великой Отечественной
войны. (Сейчас командование училиша
организовало детальное изучение boaporo
OUbrTS.
	Один из опытных офицеров училища
полковник Черовин изучает опыт боёв мор-
ской пехоты на Черноморском флоте. Пре-
подаватель никла общевойсковой тактики
полковник Тышик с такой же целью вы-
ехал на Днепровекую флотилию. К прешо-
даванею привлекаются участники боев
с немецко-фашистскими захватчиками. Каж-
дая лекция иллюстрируетея хорошо вычер-
ченными схемами.
	Содержательную лекцию 00 основах так-
	тики морской пехоты прочитал кандидат
‘военно-морских наук генерал-майор берего-
вой службы Денисевич. Лектор 060б0 оста-
новилея на вопросе возникновения первых
частей морской пехоты, подробно осветил
залачи, стоящие перед ними во время вой-
ны. Основой лекции явился материзл из
опыта боев морских пехотинцев за Таллин,
Керчь, Феолосию, Одессу и другие военно-
морские базы.
	Н-СВАЯ БАЗА, 1 апреля. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»). Большую по-
мощь в ремонте корабля оказывают рацио-
нализаторы. На ремонте вспомогательного
холодильника потребовались смена и пере-
бивка трубок, многие из которых  полопа-
лись и пропускали воду. Часть трубок уда-
лось проверить на месте. Остальные надо
было везти на завод, что ` потребовало бы
много рабочей силы и времени.

Как упростить работу и слелать ee свон-
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 1 апреля. (По те-
леграфу от норр. «Красного Флота»). В пол-
разделении кораблей ‘капитан-лейтенанта
Торонкова проведены десятидневные сборы
механиков.

Содержательный доклад об устройстве и
оборудовании корабля, устройстве ‘всех си-
стем и их использовании, о борьбе за живу-
	ОДЕССА, 1 апреля. (ТАСС). Сюда при-
была группа археологов Академии наук
УССР во главе с академиком П. П. Ефи-
менко. Ученые посетили окрестности Одес-
сы. Здесь предстоящим летом будут раз-
вернуты археологические раскопки. На
территории Одесской области в результате
ранее проведенных раскопок пещер и ката-

Сейчае т. Донисевич фаботает над со-
стовлением брошюры по тактике морской
пехоты, которая явится пособием для
офицеров и преподавателей цикла общей
TAR THEA.
	Старший преподаватель военно-морской
истории майор Носов на офипереких заня-
тиях сделал подробный разбор Новороссий-
ской десантной операции. Он детально
осветил действия морских пехотинцев пол-
вовника Поталюва, батальона морской. пехо-
ты катитан-лейтенанта Ботылева, действия
отряда кораблей офицера Проценко. Важ-
ным условием успеха операции послужили
внезалтность высадки, хорошо налаженная
связь, быстров очищение и закрепление
плаихаюма.
	Разбирая действия каждой части, майор
Носов пользовался крупного масштаба схе-
мами побережья района Новороссийска, на
которые была нанесена обстановка.
	О средствах связи в десантных опера-
циях рассказал бывалый  воин-балтиец
майор Бойко. Лекции 06 опыте войны про-
вели также полковник Родионов и подпол-
ковник Бойков.
		ми силами — над этим задумался опытный
специалист старшина 1 статьи орденоносен
Волков. Он решил для проверки трубок ис-
пользовать трюмнопожарный насос. B re-
чение дня т. Волков подготовил необходи-
мые детали. В напорной части ‘насоса на
верхней крышке имеются краники для про-
верки наличия воды. Тов. Волков вывернул
краник, затем ввернул на втулках трубку и
закрыл гайкой на коже. Метод, предложен-
ный т. Волковым, позволил закончить вею
работу за два дня.
	честь и борьбе с пожарами сделал механик
подразделения офицер Вашестак. Офицер
Бондаренко рассказал участникам сбора об
устранении неисправностей и повреждений
механизмов в боевом походе. После каждой
лекции проводилось пгирокое обсуждение за-
тронутых лектором вопросов, механики де-

лились опытом. своей`работы в боевых усло-
BHAX.
	комб были обнаружены следы пребывания
древнего человека. По мнению академика
Ефименко, особый ‘интерес представляет
хутор Болгарка, где, по достоверным дан-
ным, находилось селение древних людей.
Ученые сделали зарисовки этих мест, про-
извели замеры территории.
	с емку и уклониться от преследования вра-
Ta. Mensa курсы, обходя населенные пунк-
ты, подполковник Павлов на малой высоте
вел над территорией врага свой самолет.
Умелое маневрирование, знание особенно-
стей действия радиолокационных средств
позволили ему пройти большое расстояние
и избежать встречи с истребителями про-
тивника. Командование получило необходи-
мые сведения.

Такие примеры искусного ведения даль-
ней разведки имеются на каждом флоте.
Их надо тщательно изучать. Рассказ участ-
ников полета, детальный анализ каждого
этапа, каждого маневра раскроет перед мо-
лодыми летчиками все «секреты» успеха
чучших, прославивших себя во время вой-
ны экипажей, позволит дальше совершен-
ствовать тактику ведения глубокой развед-
ви. Старшие офицеры должны будут лично
показать пример, как надо организовывать
такие разборы. Этим они помогут подчи-
ненным быстрее овладеть мастеретвом обу-
чения и воспитания ‘воинов на основе уме-
лого освоения. опыта минувшей войны.

Широкая творческая работа над поиском
новых методов ведения разведки в море дает
возможность в отдельных случаях уточнить
некоторые положения о работе авиации, ве-
дущей противолодочную оборону. Эти уточ-
нения сейчас должны быть достоянием
всех экипажей разведывательной авиации.
Отрабатывая в период. боевой подготовки
кажлый метод поиска кораблей в море, напии
летчики смогут еще более их усовершенст-
ВОВАТЬ.

Чланируя и организуя боевую учебу раз-
ведывательной авиации, командиры и шта-
бы должны помнить, что основой всей дея-
тельности разведывательных подразделений
были, есть и остаются разведка кораблей в
море и наведение на них ударных сил фло-
Ta. Этому и нужно уделять главное вни-
мание. В период войны в некоторых подраз-
делениях так и не смогли с достаточной чет-
востью отработать поиск кораблей B Mope,
	Азербайджанской ССР в Совет Министров
	Одновременно преобразован Совнарком На-
хичеванской Автономной Республики в (о-
вет Министров Нахичеванской АССР и на-
	родные комиссариаты — Нахичеванской
АССР —в министерства Нахичеванской
ACCP.
	Преобразование Совета Народных Комиссаров Таджикской ССР
‚ в Совет Министров
	Wa опыте
	СТАЛИНАБАД, 1 апреля. (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета Таджикской
ССР Совет Народных: Комиссаров Таджик-
	Бесь ход войны на Море подтвердил, что
воздушной разведке принадлежит исклю-
чительная роль. Разведкой начинаетея, соп-
ровождается и заканчивается любая опера-
ция ударных сил флота.‘

38 период войны на всех флотах был
применен ряд новшеств в организации и
тактике ведения разведки. Ha Краенозна-
менном Балтийском флоте, например, cue-
цифические условия заставили применить
метод «проталкивания» разведчиков в море.
Группа истребителей выводила самолет-раз-
ведчик на задание и встречала его после
выполнения. Широко практиковалея также
полет разведчиков на минимальных и мак-
симальных высотах, особенно в тех елу-
чаях, когда до района разведки приходилось
лететь над территорией противника.

Изучая тактику врага, некоторые лет-
чики-истребители строили разведку на
принципе использования скорости самолета.
Для этого они до предела облегчали свои
истребители. Правда, такой самолет не
позволял выполнять разведку е боем, но
зато повышение скорости позволяло ему
легко уходить от преследования противни-
wa. Установка же наиболее совершенной
фотозлнаратуры давала возможность вести
хак плановую, так и перспективную с’емку
аще с далеких дистанций и больших вы-
сот.

В ходе минувшей войны пгироко приме-
наялея новый, ранее не практиковавшийся,
метод разведки на принципе силы. Обычно
его использовали для получения сведений о
береговых Учаютках, намечающихея для
	ской ССР преобразован в Совет Миниетров
Таджикской ССР, наркоматы Таджикской
ССР —в министерства Талжикекой ССР.

истребителей прикрытия © разведчиками не-
прерывно  совершенствовалиеь. Боевая
практика подтвердила. между прочим, что
для большей безопасности и уверенности в
успехе разведки необходимо выделять не
одну, а две группы истребителей прикры-
тия. Одна из них—маневренная, или удар-
ная—отвлекает на себя силы противника и
этим обеспечивает разведчику проникнове-
ние в намеченный район. Вторая — груп-
па непосредственного - прикрытия — отра-
жает атаки вражеских истребителей, не от-
рываясь от разведчиков. Четкая организа-
ция взаимодействия этих двух групп 6 эки-
пажем разведчика обычно обеспечивала
успех любой самой сложной операции.
Осваивая сейчас, в ходе боевой подго-
TOBRH, этот метод ведения воздушной раз-
ведки, командиры подразделений должны
учитывать и ошибки, которые допускались
в период войны. Наиболее характерная и
типичная состояла в отрыве всей группы
истребителей прикрытия для отражения
	атак вражеских самолетов. № чему это при-.
	водило, показывает следующий пример.
Охлнажды экипажу старшего лейтенанта
‘Финогина было дано задание произвести
аэрофотос’емку одного из участков крым-
ского поберожья. Для прикрытия развед-
чика были выделены четыре иетребителя.
Групиа во-время поднялась в воздух и по-
дотла к району разведки. Здесь она ветре-
тилась с немецкими самолетами. Все наши
истребители немедленно вступили с ними в
бой. Они связали врага. но оставили без
	  прикрытия свой самолет-разведчик. этим
	высадки десанта, и базах флота противника.   воспользовалея один из немецких летчиков.
При этом формы м методы взаимодействия   Имитировав  беспорядочное падение, он
	‚ет дальнейшая отработка методов наведе-
	вия ударных сил на корабли противника в
море. При ‘этом нельзя ограничиваться
только освоением тех. приемов, которые при-
менялись в период войны. За последнее вре-
мя авиация обогатилась рядом новых специ-
альных средетв, облегчающих технику на-
ведения. Следовательно, надо помочь лет-
чикам быстрее и лучше освоить новую ап-
паратуру и тактически умело ее использо-
вать. Дать каждому летчику разведыва-
тельной авиации навыки’ использования
радиолокационных, радионавигационных и
навигационных средств (как отдельно каж-
дое, так и в комплексе) для поиска кораб-
лей противника и наведения на них удат-
ных сил — вот одна из самых главных за-
дач командира и пгтаба.

Возросшие задачи боевой учебы частей
заставляют повысить требования и к подго-
товке летчиков в авиационных училищах.
Нам кажется, что учить в строевой Части
элементарным навыкам ведения разведки,
как это было в период войны, не следует.
Экипажу их должны дать в училище. Ёста-
TH, пора ввести и специальный отбор лат
ного состава лля работы в разведыватель-
ных частях. Опыт войны показывает, что
не каждый летчик может быть воздушным
разведчиком. Следовательно, отбирать их
нужно заранее, еще в училищах. В соответ-
ствии с этим перед учебными заведениями
встанет задача — всемерно приблизить
обучение экипажа, особенно на последней
стадии, перед выпуском, к условиям боевой
практики. Основой обучения экипажа раз-
ведчика должна быть отработка разведы-
вательного комплекса как по элементам,
тав и в целом. Тогда экипаж, придя в
часть, сразу может войти в нормальную
строевую работу, ему будет легче осван-
вать новые тактические приемы ведения
разведки, разработанные в соответствии с

той техникой, которая имеется на вооруже-
нии части.
	Майе MM. EPEMUOB.
	AML
		вышел из боя, а затем резким маневром
вышел в атаку на разведчика и сбил его.

В ходе войны нз море авиации флотов
приходилось вести не только ближнюю,
тактическую, но п дальнюю, оперативную
H даже стратегическую разведку. Органи-
зация такого вида деятельности требовала
тщательной подготовки каждого полета,
безукоризненных расчетов и отличной вы-
учки экипажей. Только при этих условиях
глубокие разведывательные полеты, особен:
Но на удаленные коммуникации и к тыло-
вым базам противника, заканчивалиевь
успешно. :

Пример правильного использования все»
элементов, от которых зависит успех даль-
ней разведки, показал экипаж летчика под-
полковника Павлова. Ему было дано зада-
	ние разведать порт и военно-морскую базу
немцев. От места базирования район  раз-
ведки был удален на большое расстояние.
Летчики знали, что им придется лететь над
территорией, гле противник имел значи-
тельное количество постов наблюдения ‘и
радиолокационных установок. В соответет-
вии с этим летчик и штурман полковник Мо-
	росанов разработали профиль и маршрут.
	полета. Расчеты оказались правильными.
Весъ. полет экипаж провел в соответетвии C
графиком. Правильная организация наблю-
дения за воздухом позволила экипажу Паз-
лова первым заметить истребители против-
ника и избежать с ними встречи.

В районз цели подполковник Павлов во-
птел в облачность, а затем, задреселировав
моторы с’ потерей высоты, вышел на цель.
Это обеспечило ему внезапность появления
над целью. Экинаж успел произвести фотс-