1 апреля 1946 г., четверг, № В8Г (2262) _

ский общественный строй является пюдлин-
но народным строем, выросшим из’ недр. на-
рода и пользующимся ето могучей поддерж-
кой, что советский общественный строй яв-
ляется вполне жизнеспособной и устойчивой
формой организации облкэства...

Тенерь речь идет о том, что созетекий об-
щественный строй оказалея более жизнесто-
собным и устойчивым, чем несоветекий 0об-
	шественный строй, что советский общест-.
	венный строй является лучшей формой. ор:
танизации общества, чем любой несоветский
строй».

Развязывая войну против нашей страны,
гитлеровцы ставили своей целью’ уничто-
жение советского строя и советского госу-
дарства, порабощение народов СССР. Эти
разббйничьи планы германского фашизма
выли опрокинуты и развеяны в прах. В. хо-
де войны советский строй проявил отром-
ную силу и жизнеспособность, показал себя
самым крепким строем в мире,
	Решающее значе» з завоевании победы
‘нал врагом имел именно советский строй,
мудрая политика большевистской партин
как в предвоенный период, так и в период
войны. Не будь советского строя, не осуще-
стви наша страна политику инлустриалтиза-
ции и коллективизации, мы не мотли бы
одолеть врага, поставившего себе на служ-
бу материальные и людекие ресурсы почти
всей Западной Европы.

Некоторые иностранные обозреватели, пы
таясь осветить причины великих побед Крас-
ной Армни, об’ясняли их только тероически-
ми традициями нашего народа, исконной
стойкостью. русского солдата и т. д. При этом
они нередко обходили молчанием тот все-
	мирно-исторический, факт. что силы concer:
	свого народа порождены социалистическим
строем, что в условнях социалистического
строя славные традиции прошлого поднялись
на новую, выспгую ступень, что главнейшее
условие нашей победы заключается в той
величайшей созидательной работе, которую
осуществила страна под руководетвом RON-
мунистической партии за годы советской
власти. Наша победа основывается на моц-
ной материально-технической базе, которая
была создана в период сталинских пятиле-
ток.

Однако для победы над врагом недоста-
	точно было иметь необходимую материально-
	техническую базу и боеспособную армию.
Это являлось предпосылкой, возможноетью
лля победы, но не самой победой. Победу
требовалось взять с боя, превратив возмох-
ность в действительность. А. для этого нух-
на была способность мобилизовать и Уме-
ние с максимальной целесообразностью ис-
пользовать все имеющиеся материальные и
людские ресурсы, превзойти врага как в ча-
сти организации и боевого мастерства во-
оруженных сил, так и в части организаций
деятельности тыла.

Итоги войны говорят о том, что больше-
Бистская партия и советская власть наилуч-
шим образом использовали имеющиеся воз-
	МоынНюсти для достижения победы. что со-
	Циалистическийи строй проявил несравнен-
‘Hoe превосходство над строем фашизма. На-
ша партия раскрыла и с успехом ислюльзо-
вала для дела победы все. источники силы
цалиего строя, все ресурсы и возможности
советского государства. Немецко-фашист-
ские захватчики были биты советской стра-
тогией и тактикой, которые показали своо
явное превосходство над авантюристической
стратегией и тактикой врага» Советское
оперативное искусство оказалось несравнен-
чо более совершенным, чем оперативное ис-
кусство немцев. Боевое мастеретво, диеци-
плинированность и организованность наших
вооруженных сил превзошли боевые каче-
ства немецкой армии. Советская военная
идеология, творцом ‘которой является
товарищ Сталин, одержала полную победу
над военной идеологией врага. В ходе вой-
чы Красная Армия стала первокласеной ap-
wneli, самой закаленной и самой могущеет-
венной в мире.

Советекий народ одержал над врагом не
только военную, но и экономическую побе-
ду. Наш тыл проявил. величайшую органи-
зованность и самоотверженность, беспере-
бойно снабжая фронт всем необходимым. (9-
цЦиалистическая. система хозяйства прошла
всестороннюю проверку в. период’ войны ни
выдержала этот суровый экзамен с честью.
Она оказалась способной не только противо-
стоять, но превзойти экономику врага.

`Несмотря на’ огромные трудности войны,
советское хозяйство не только не. елабело,
но, наоборот, из года в год крепло и расши-
ряло производетво вооружения и. боеприиа-
сов. Особенностью социалистического строя
является епособность в критический период
мобилизовать все резервы для борьбы и
победы. 0 силе социалистичесвого народно-
го хозяйства свидетельствубт хотя бы то,
что в течение последних трех лет войны у
нас производилось ежегодно в среднем более

0 тысяч танков, самоходов и бронемашин,
xo 40 тысяч самолетов, до 120 тысяч ору.
дий всех калибров, свыше 3 миллионов вин-
товок. Цо сравнению с царской Россией пе-
риода первой мировой войны натиз страна в
годы Отечественной войны производила ору-
ДИЙ В тридцать раз больше, пулеметов — в
	пятьдесят раз больше, минометов — в шест- °
	надцать раз больше, снарядов, бомб и мин —
в пятнадцать раз больше.

Могучей основой для превращения. СОСР
в единый боевой лагерь послужило мораль-
но-политическое единство нашего общества,
созданное за годы советской власти. Conct-
	ский Союз превзошел гитлеровекую Гевма- -
	чию не только в военном и экономическом
отношении, но и в отношении выдержки и
отойкостн народа на всем протяжении вой-
вы. Монолитность народных масс, сплочея-
ноеть трудящихся вокруг большевиетской
партии и правительства, дружба народов и
Животворный советский патриотизм, &0то-
рыми одухотворены наши люди, — все эти
морально-политические факторы имели
огромное значение в достижении победы (о-
ветского Союза над гитлеровской Германией,

Из суровых испытаний войны наш совет-
ский строй и наше^ еоветское государство
вышли еще больше окрепшими и закалел-
ными, Величественные перепективы 10сле-
военного развития, начертанные товарам
Сталиным и нантодигие отражение. в плане
новой сталинской пятилетки, зовут совет-
ский народ к новым трудовым подвигам в?
славу Отечества. Советский общественный
строй, одержавший великую победу в Ote-
чественной войне, создает условия для быет-
реишего расцвета всех сил нашей Родины,

wear eee
	Аля успешного движения вперед, в комму-
НИЗМУ:
	КРАСНЫЙ ФЛОТ.
	«ФЛОТСКОГО ЛЕТЧИКА
ГОТОВИТЬ НАЛ МОРЕМ,
	офицеров, которые’ до этого окончили учи-
лище им. Фрунзе. Программа летного обу-
чения была освоена ими в короткий срок
и хорошо. Когда эти офицеры попали в бое-
вые части, они быстро вошли в строй и
скоро проявили себя отличными боевыми
штурманами, приняв самое активное уча-
стие в операциях, воздушных сил флота.
	Многолетний опыт работы в летных
школах подтвердил, что более способные,
развитые и успевающие в теории лучше
успевают и в практическом летном обуче-
нии. Поэтому следует повысить требования
к общеобразовательному уровню постунаю-
щих в училище (ло полного об’ема десяти-
леткй), ввести обязательные конкуреные
испытания. :
	Нам кажется необходимым подчеркнуть,
наконец, большое значение водного спорта,
особенно парусного, на всех етадпях пол-
готовки морских летчиков в училищах п в
строевых ‘частях. А это, к сожалению,
наиболее забытый участок спорта. Видимо,
необходимо включить его в программу @и-
зической подготовки. обеспечить училища
вотно-спортивными станциями и инзента-
рем.

Нельзя согласиться е т, Голубевым, что
только полеты над морем требуют особого
внимания к самолету и мотору. Всякий по-
лет требует такого внимания. Но к езмоле-
там морской авиации необходимо поет’-
явить особые «морские» требования. На ce
вооружение должны итти лучитие сухопут-
ные малнины © более надежными моторами,
обладающие гарантированной пловучеетью
при посадке. на море и снабженные спаса-
тельными средствами.
	Совершенно правильно ставит т. Голу-
	бев вопрос о четкой организации зварийно-
спасательной службы, о наставления по
этой службе, внетрении в. учебно-боевую
Подготовку соответетвующих упражнений.
	включив их в программы и курсы как учи-
IZM, Tat uw частей. Изучать эти вопросы
надо не только в классе, но и на правти-
Ке — на воле.
	‚ Обязательным лля каждого летчика дол-
жен быть определенный минимум зздач по
использованию ‘’ ‘морских спасательных
средств. & примеру: плавание c капкой,
неуправляемое и управляемое плавание на
надувной лодке. Следовало ‚бы проводить
спортивные соревнования с использованием
спасательных средств.

Параиютную службу следует, на наш
взглял, влить в аварийно-спасательную
службу, которая в морской авиации долж-
на отвечать за спасение летного состава
в любой обстановке. .
	Полковник H. КОНОВАЛОВ.
Майор Б. ЛОБАЧ-ЖУЧЕННО.
	`В Военно-морской академии
кораблестроения и вооружения
имени академика. Крылова
	Отличники учебы
	В статье под таким заголовком (ем.
«Красный Флот» № 60 or 10 марта
1946г.) Герой Советского Союза гвардии
подполковник В. Голубев совершенно пра-
Вильно и своевременно ставит вопрос о
необходимости улучитить методику боевой
подготовки флотских летчиков. Нам хоте-
лось бы несколько дополнить и поправить
автора.
`В первые тоды существования нашей
морской авиации летные кадры. комплекто-.
вались в основном из моряков. Это намно-
го облегчало их специальную подготовку,
изучение вопросов взаимодействия. с фло-
том. Так продолжалось до того периода,
	когда на вооружение морской авиации при-
	были в.большом количестве колесные са-
	‚ молеты. Возможноети комплектования авиа-
	частей только моряками резко сузились.
Отсюда возникла необходимость улучшения
организации чисто морского обучения лет-
ного состаза.
	Боевой опыт Отечественной войны под-
‘твердил, что основная задача морской авиз-
пии — борьба за превосходство в воздухе
над морем, помощь флоту в его операциях.
Поэтому и вся подготовка флотского лет-
чика, начиная с училища, должна прово-
циться над морем. Нельзя забывать, что
кадры, подготовленные к полетам над. мо-
рем, будут всегда: иметь более высокую ква-
лификапию и RIA них выполнение залач в
	_ интересах наземных войск не вызовет 0ео-
_бых затруднений, Известно, например, что
	полярная авиация Главсевморпути, радота-
ющаЯ в 06060 трулных условиях, ефоруп-
ровалась в основном за счет кадров мер-
	Основными способами самолетовожлания
	морем являются  инструментальзые:
счисление пути по компасу, радионавига-
ция, астроориентировка и другие. Это-
MY-TO и надо учить летчиков с первых
	‚ полетов. Также на морских полигонах. в
` Первую очередь, надо готовить их к бмбо-
	метанию и стрельбе. дадачам, выполнязмым
на сухопутном полигоне, следует уделять
	_ Яишь второстепенное меето,
	Н. МАТЮШКИН
НИ
	отношения открывают. такой простор для
развития производительных сил и повыше-
‘ция производительности труда, какой немыс-
HM B условиях капитализма.

Социалистическая революция дала народ-
НЫМ массам возможность на деле воспользо-
ваться плодами своих побед. В корне
изменилось... ноложение рабочих и кре-
стьян в общественной и  государетвен-
ной жизни: бесправные и обезлоленные в
прошлом, они получили в условиях социа-
листического строя широчайшие права н
‘свободы, поднялись к управлению государ-
ством. Ни один общественный строй не пре-
доставлял трудящимся таких прав и свобод,
как это еделал советский, социалистический
строй. . :

В результате победы социализма и лик»
видации эксплоататорских классов в ООСР
советская демократия из демократии для
большинства населения превратилась во
всенародную, всеобщую демократию, демо-
кратпю для веех, Сталинская Конетитуция
установила самое демократическое в мире
избирательное право, предоставила трудя-
щимся СССР такие великие права, как пра-
во на труд, на отдых, на образование, на
социальное обеспечение в старости или в
случае потери трудоспособности, законода-
тельно закрепила за ними и гарантировала
широчайшие политические свободы,

Советский общественный строй является
самым передовым и самым прочным
строем в мире, в полной мере выражающим
коренные интересы трудящихся. На всем
своем жизненном опыте рабочие и креетья-
не нашей страны убедились за тоды совет-
ской власти, что социалистический строй
является подлинно народным строем,

* kk &
	Будучи самым передовым и самым про-
грессивным строем в мире, социалистиче-
ский строй создал невиданные прежде воз-
можности для быстрого и’ всестороннего раз-
вития нашей страны, явился наилучшей
формой ее экономического ‘и культурного
под’ема. В кратчайший исторический срок

советская власть осуществила такую гигант-

свую хозяйственно-организаторскую и со-
зидательную работу, которая была немыс-
лима в условиях старой России и которая
уе под силу ни одному буржуазному госу-
дарству. Советская влаеть вывела нашу
страну на путь небывалого экономического
‚и культурного прогресса, сделала ее могу-
чей и обороноспособной.

`Наш народ под руководством большевиет-
ской партии осуществил предначертанную
Лениным и Сталиным политику индустриа-
лизации и коллективизации, которая спасла
нашу Родину в период Великой Отечест-
венной войны. 38 тоды сталинских пяти-
леток была завершена техническая рекон-

струкция народного хозяйства,. создано ог-  :

ремное количество новых фабрик и заводов,

а также целых отраслей ‘промышленности,

такИх, как черная металлургия, ‘етанюо-
строение; тракторостроение, автомобильная
промьшиленность. Изменилось размещение
производительных сил в стране, в частно-
сти, резко возрос удельный вес промышлен-
ности восточных районов: страны — Урала,
Сибири, Средней Азии. К началу Оточест-
венной войны наша’ страна по. сравнению с
1913 годом производила почти в 4 раза
больше чугуна, в 4 с- половиной раза боль-
ше стали, в 5 с половиной раз больше угля,
в 3 с половиной раза больше нефти, на 17
миллионов тонн больше товарного зерна, в 3
с половиной раза больше хлонка-сырца.

«Такой небывалый рост производства —
говорил товарищ Сталин, — нельзя считать
простым и обычным развитием страны от
отеталости к прогрессу. Это был скачок, при
помощи которого напта Родина превратилась
из отеталой страны в передовую, из аграр-
ной — в индустриальную».

Вместе с ростом экономического могуще-
ства нашей Родины росла, ее обороноспоеоб-

{
	ность. В результате неустанной заботы пар-
	тии и правительства, всего народа воору-
женные силы СССР за годы советской вла-
	сти превратились в несокрушимый оплот
	ооцизалистического. государства. Невиданно
возросла техническая вооруженность армии
н флота. Уже в. результате выполнения
первой пятилетки наша Родина имела воз-
можность производить в массовом масштабе
все современные: орудия обороны и снабдить
ими Красную Армию в случае нападения из-
вне.

Одним из. важнейших факторов, обеепе-
чивших быстрые темпы социалистического
строительства и укрепления военной мощи
СООР был трудовой энтузиазм и самоотвер-
женность трудящихся ОССР. Коренные из-
менения в общественном положении и в
условиях жизни народных масс, произведен-
ные социалистическим строем, явились
основой для появления в ‘нашей стране ново-
го отношения людей к труду, к государству,
к Родине. На этой основе возник советский
патриотизм — могучая движущая сила co-
цизлистического общества.

Наряду © трудовой активностью п само-
отверженностью массе росла их политиче-
ская активность. Победа социализма, лик-
видация экоплоататорских классов, после-
довательное ‘и’ неуклонное проведение в
жизнь ленинско-сталинской национальной
политики обеспечили сплочение всего совет-
ского народа вокруг коммунистической пар-
тии и советского правительства, создание
морального и политического единства наше-
го общества. Две великие силы нашей стра-
ны—народ и коммунизи—слились воедино.

СОбылись пророческие слова В. И. Ленина,
который писал еще накануне Великой Ок-
тябрьской социалистической революции о
том, что «...только с социализма начнется
быстрое; настоящее, ‘действительно маесо-
вое, при участии большинства населения, а
затем всего населения, происходящее лвиже-
ние вперед во вбех областях общественной
и личной жизни» (т. ХХТ, стр. 439).

1 zt хх
	Великая сила и жизнеспособность совет-
ского строя особенно ярко проявились в го-
ды Великой Отечественной войны. Если в
период мирного строительства социалисти-
ческий строй был наилучшей формой эко-
номического и вультурного под’ема страны,
то в период Отечественной войны он явил-
ся наилучшей формой мобилизации всех еил
народа на разгром врага.

«Война показала, — говорил товарищ
Сталин 9 февраля 1946 года. — что совет
	оакончилась зимняя  экзаменационная
сессия. Она’ явилась серьезной проверкой
знаний каждого офицера, каждой учебной
группы. . -

Наилучшую успеваемость показали слу-
патели факультета кораблестроения. Учеб-
ные группы, где старшими офицерами ин-
кенер-капитан 3 ранга Арба и инженер-
капитан-лейтенант Охрименко, получили
голько отличные и хорошие оценки. Среди
крутлых отличников—слушатели тт. Шты-
‹ин, Трифонов, Цындря и Колесниченко.

На «отлично» заканчивает второй семестр
‹апитан-лейтенант Наумов. Передовиками
гчебы являются также офицеры Вешняков,
Бенько, Демин, Бурмистров, Пекалок, Че-
емисов. На факультете связи безукориз-
енные знания показали слушатели Сур-
кенко, Морозов и Бергер. Блестяще сдал
се экзамены за первый семестр капитан
‚ ранга Морхалов.

Многие из передовиков учебы активто
частвуют-в научно-исследовательской -ра-
оте. Группа слушателей работает сейчас по
аданиям инженер-капитань 1 ранга Анто-

делил значение нашей победы в Отечествен-
ной войне се точки зрения состояния и раз-
вития внутренних сил советского государ-
ства, раскрыл источники силы и могущеетва
Советского. Союза, обеспечивигие разгром
врага.

Мы победили потому, что гитлоровские
империалисты ветретили ‘на путях своей ат-
рессии не старую Россию, отеталую в тех-
нико-экономическом ‘отношении, раздирае-
мую классовыми и национальными противо-
речиями, a могучий Союз Советских Социа-
листических Республик, имеющий перво-
классную промышленно-экономическую ба-
зу, страну передовой культуры и. науки,
страну, в которой создан нерушимый союз
рабочих, крестьян и интеллигенции, где рас-
цвели дружба народов и всенародный пат
риотизм. Социалистический строй, порожден-
ный Октябрьской революцией, дал нашему
народу и нашей армии великую силу. «На-
ша победа означает, прежде веего, что побе-
дил наш советский общественный строй, что
ссветский общественный строй с усиехом
выдержал испытание в огне войны и дока-
зал = CBO полную жизнеспособность»
(Сталин), .
		Многие из передовиков учебы активно
участвуют в научно-исследовательской -ра-
боте. Группа слушателей работает сейчас по
заданиям инженер-капитана 1 ранга Анто-
нова. Слушатели тт. Штывин, Проклятиков
и Минаев проводят научное исследование
новой малины. Активно участвуют в науч-
по-исследовательской работе ‚ капитан
3 ранга Иофф, капитан-лейтенанты Щур,
Барамидзе и многие другие.
	Спортивные соревнования
на’первенство академии
	эакончились ‘епортивные соревнования
по плаванию, стрельбе, конькам, лыжам,
волейболу и баскетболу. В них участвовали
все подразделения академии.
	По плаванию первенство завоевали ко-
раблестроители. Однако общее количество
очков по всем видам спорта у них. оказалось
равным с 1-м факультетом. Для определения
первенства были проведены между ними до-
полнительные соревнования по стрельбе.
	Важдый факультет выставил команду из
5 лучших стрелков. Победителями вышли
офицеры ° 1-го факультета, выбившие из
«патана» 127 очков из 150 возможных.
Лучшие результаты показали инженер-ка-
питан 3 ранга Минаев — 23 очков. из 30
возможных и капитан 3 ранга Рабинович —
27 очков.
	Вапитан-лейтенант Н. СОЛОВЬЕВ.
Ленинград. :
	ОФИЦЕРЫ ИЗУЧАЮТ
БОЕВОЙ ОПЫТ.
	ЮРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ @J0-
ТИЛИЯ, 3 апреля. (По телеграфу). Офицеры
Н-ской части активно занимаются изуче-
нием опыта Отечественной войны. Последнее
	занятие было носвящено разбору десанта.
	противника у острова Сухо. Лейтенант Ни-
колаев подробно осветил деятельность моря-
ков Ладожекой флотилии, которые, -неемо-
тря на внезапность нападения противника,
	не только преградили дорогу вражеским су-
	AGH, HO И Pas Pom aH: WX.
	В разборе этой онерации приняли уча-
стие офицеры Горбунов, Попович, Долгачек
и Артыш.
	Старший лейтенант И, ЛУГАЧЕВ,
	ОДЕССА — НЬЮ-ЙОРК
	Началось регулярное движение судов Чер-
номорского пароходства по маршруту Охес-
	са — Ньо-Иорк. Недавно из Нью-Йорка в!
	Одессу прибыл пароход «Минек». После раз-
грузки он вновь отправится в Америку. За-
канчивает погрузку и скоро выйдет в Одес-
су пароход «Чернитов».
	В африканском порту Акра сейчас нахо-
ASTCH пох погрузкой пароходы «Айвазов-
ский» и «Эрнст Тельман». В одном из пор-
тов Европы грузятся суда «Генерал Черня-
ховский», «Магнитогорск», «Фрунзе» и «Че-
XOBY.
	В первой половине апреля возобновляет-
ся пассажирское ‘сообщение ‘между Одес-
сой, Очаковом и Херсоном. До подхода но-
вых судов здесь будет курсировать тепло-
ход «Норд».
	Младший лейтенант Н. ХАРИТОНОВ.
	Одесса.
	Советекий строй с первых же дней своего
возникновения покззал себя, как строй под-
линно народный, выросший ИЗ НРДр народа
и кровно связанный с его интересами.

Все прежние классовые общества были
экеплоататорскими. Феодализм сменил рабо-
владельческий строй, буржуазное общество
пришло на смену феодализму, но основная
	сущность этих обществ, как обществ эке-
плоататороких, оставалаеь неизменной. Не-
смотря на прогресе в развитии общества,
происходивший в результате смены одного
строя другим, основное противоречие —
противоречие между экоплоататорами и экг
нлоатируемыми — сохранялось.
	Социалистический строй внервые в истэ-
рии до основания разрушил режим экеплод-
`тации, насилия и произвола, освободил тру-
дящихся нашей страны от веех и. всяческих
форм угнетения. В результате Октябрьской
революции и победы гоциализма в нашей
стране’ окончательно ликвидированы экс-
нлоататерекие классы и экоплоатация чело-
века человеком, уничтожены причины, по-
рождающие классовое неравенство и клас-
совый гнет. Советокое общество состоит из
‘двух дружественных классов — рабочих п
крестьян, а также социалистической, налол-
ной интеллигенции. В противоположность
предшествующим социально-экономяческим
формациям, которым присущи антатониети-
ческие, непримиримо. враждебные претиво-
речия, социалистический строй сплотил лю-
дей в единую семью. «Взаимные отнош”нля
‘людей в процессе производства хафактери-
зуются здесь, как отношения товарищеекого
сотрудничества и социалистической взанмо-
помощи свободных от эксплуатации работ-
ников» («Краткай курс исторая ВКП(б)»,
стр. 122).. er

Новые взаимоотношения между людьми в
советском обществе сложалиеь не сразу, а
являются результатом построения в нашей
	‘стране социализма. Октябрьская революция
	в отличие от всех революций прошлого сд-
	вершилась под знаменем борьбы против экс-
	плоатации и создала решающие предноеыл-
ки для полного искоренения всех и всяче-
ских Форм угнетения.  Социалистиче-
ская революция разбила ‘в открытом бою
	‚Власс помещиков и класс каниталистов, лик-
	видировала частную собственность на круп-
ную промышленность, транспорт, банки,
‘землю, установила монополию внешней тбур-
говли. В руках социалистичеекого государ-
ства оказались важнейшие командные вы-
соты в народном хозяйстве.
	Однако Октябрьская революция не могла
сразу перевести всю экономику страны на
социалистические рельсы. Свергнув власть
буржуазии и помещиков в октябре 1917 то-
да, рабочие и крестьяне победили капита-
лизм политически. Для того, чтобы полно-
стью победить капитализм в нашей стране,
они должны были выбить из-под ног экс-
плоататорсвих классов экономическую осно-
ву — частную собетвенность на средства
производства, ликвидировать многоуклад-
ность в народном хозяйстве, добитьея без-
раздельного господства социалистической си-
‘стемы хозяйства и общественной собствен-
ности на средетва производетва, как мате-
риальной основы социалистического строя,

Это была трудная и сложная задача, ре-
шение которой происходило в условнях оет-
рой клаесовой борьбы. Большевиетекая пар-
тия, преодолевая ожесточенное сопротивле-
ние классовых врагов, уверенно вела страну
пс пути к социализму. Великая мудрость ко-
вой экономической политики, предначер-
танной Лениным и Сталиным, состояла в
том, что она была рассчитана Ha постэянное
возрастание в народном хозяйстве роли еэ-
циалистических элементов по сравнению с
элементами капиталистическими, на победу
социализма в нашей стране. И эта побела
стала фактом. Социализм победил во всех
сферах и отраслях народного хозяйсгва, в
корне преобразил классовую структуру па-
Mero общества, вошел в жизнь и быт на-
рода.

В СССР окончательно утвердилиеь социа-
листическая система хозяйства и социали-
стическая собственность на орудия и сред-
ства производства — прочная и незыблемая
экономическая основа советского строя.
Внервые в истории трудящиеся стали под-
линными хозяевами всех материальных цен-
	ностей страны. Если в эконлоататорских об-
ществах богатства, создаваемые трудяшими-
ся, присваиваются ничтожной кучкой туне-
ядцев, то в советском обществе эти богат-
ства являются достоянием народных Mace,
Еели в капиталистических странах суще-
ствует коренное противоречие. между обще-
ственным характером производетва и частпо-
капиталистическим характером присвосния
сродуктов общественного труда, то У нас
производственные отношения находятся в
полном соответствий с развитием произвощи-
тельных сил, Общественный характер пто-
	изводетва при соцеализме подкрепляется 0б-
щественной собетвечноетью на срелства ппо-
	Социалистический строй не знает таках
язв капиталистического общества, как пе-
риодические кризисы, анархия производетва,
безработица, нищета масс и роскошь экс-
плоататоров. Хозяйственная жизнь в нашей
стране определяется и направляется госу-
дарственным народнохозяйственным планом.
Существующие в СССР производственные
	Чтобы летный состав не’ только мог ле-
тать и ‘ориентироваться над морем, но и
свободно разбираться в обстановке, иеобхо-
дима высокая морская культура.

`Баковы же пути ее достижения?

Развитие ‘морского тактического кругс-
зора и общеморекой культуры достигается
	не только летной подготовкой над морем.
_ Следует расширить H программы по моъ-
	ской тактике, изучать морскую географию,
проводить практические плавания на учеб-
ных и боевых кораблях.

Во время Отечественной войны Выешие
офицерские курсы морской авиации при-
няли на штурманское отделение группу
	Постановка дымовых завес
с самолетов
	Авизпионные подразделения Северного
флота в период Отечественной войны широ-
$0’ использовали в боях на’ море дымовые
завесы. Для постановки завес обычно вы-
делялся наиболее опытный, тактически под-
готовленный экипаж. Чаще всего для этих
нелей использовали самолеты «Петляков-3»,
иногда «Ильюшин» и другие типы бомбар-

немедленно бросились на помощь дымзавес-
чикам. Завязался воздушный бой. в котором
немцы потеряли 9 самолетов. Дымзавесчики,
выполнив задачу, возвратились на аэродром.
Транспорты под защитой мощной дымовой
завесы благополучно пришли в порт назна-
чения и встали под разгрузку. Следует от-
метить, что немцы вынуждены были совер-
	`дировщиков. Вонечно, перед операцией эки-   шенно прекратить огонь, так, как за плотной
	пажи самолетов проходили серьезную под-
готовку в полигонных условиях, ставили
дымовые завесы в интересах ударной авид-
ции и кораблей флота. Такая подготовка да-
ла хорошие результаты.

0 методах действий самолетов-дымзавес-
чиков можно судить хотябы по такому
факту.

Однажды наша разведка обнаружила в
Варангер-фиорде конвой противника, состо-
явший из трех транспортов и семи кораблей
охранения. С воздуха он прикрывалея че-
тырьмя «М -110» и шестью «Ме-109».
Командование решило нанести удар по вра-
жескому конвою под прикрытием дымовых
завес, поставленных самолетами, Для уда-
ров было выделено четыре  торпедоносца,
прикрываемых шестью истребителями. Их
атаку обеспечивали два дымзавесчика «Пет-
ляков-3», и один «Петляков» был выделен
для фиксирования результатов удара.

Самолеты пошли к цели. Вскоре ведущий
заметил корабли и подал команду «атака».
Самолеты-дымзавеечики вышли вперед. Kér-
Да до конвоя осталось 2—3 километра,
самолеты на встречно-параллельных курсах
начали ставить дымовые завесы. Ведущий
капитан Горкушенко избрал этот маневр по-
тому, что ветер дул в сторону конвоя, и
поэтому ко времени подхода торпелоносцев
на дистанцию залпа дымзавеса приблизилась
& кораблям.

Расчет оказалея правильным. Корабли

завесой разглядеть корабли было нельзя.
Вел операция 5 июня 1943 гола прошла,
точно по плану, что свидетельствует о вы-
сской организованности участвовавших в
ней кораблей и авиационных подразделений.

С каждым днем летчики совершенствовали
методы использования дымовых завес как
для прикрытия своих об’ектов, так и для
ударов по кораблям противника. Показатель:
на в этом смыеле операция против враже-
сгого конвоя, обнаруженного в Варантер-
фиорде 19 сентября 1944 года. Конвой из
трех транспортов и 9 кораблей охранения
шел курсом на Киркенее. Ему наперехват
вышли торпедные катера. Два «Ильюпти-
пых» получили задание прикрыть катера
дымзавесами, Летчики умело выполнили за-
дание, Дымзавеса была поставлена во-время,
‚тактически грамотно. Торпедные катера под
ее прикрытием смогли сблизиться на корот-
кую дистанцию и уничтожить два транс-
порта. :

Особенно хорошо прошла; операция 25 сен-
 тября 1944 года. В ней участвовали штур-
мовики, бомбардировщики и торпедные ка-
тера. Первыми ‘удар по кораблям нанесли
штурмовики, за ними — бомбардировщики.
Затем к месту боя подошли торпедные ка-
тера. Два самолета «Ил-2» поставили мощ-
ную дымовую завэсу. Прикрываясь ею, тор-
педные катера сблизились с кораблями и
атаковали их. Хорошо продуманная и четко
организованная операция закончилаеь бле-
	Я EEE EEE EO

противника весь огонь .сосредоточили на, са-
молетах-дымзавесчиках, В атаку на них бро-
вились и «Мессершмитты». Все же «Пет-
ляковы», успешно поставив на высоте 40—
50 метров дымовую завесу, сумели избежать
поражений. Торпедоносцы спокойно подошли
на дистанцию 100—800 метров и сбросили
торпеды, Транспорт водоизмещением около
12 тысяч тонн, видимо груженный боепри-
насами, взорвался и затонул. Вся наша груп-
па возвратилась на аэродром без потерь.

_ Своеобразная обстановка, сложившаяся на
северном морском театре, заставила исполь-
зовать дымовые завесы, поставленные с воз-
духа, не только при ‘атаках вражеских кон-
воев, но и для защиты своих кораблей. Для
береговых частей, защищавших подступы в
Мурманску, наши транепорты должны бы-
ли доставлять продовольствие и боеприпасы
через Мотовский залив. Эта коммуникация
длительное время находилась под артилле-
рийским огнем батарей противника. Чтобы
затруднить врагу прицельный огонь, коман-
дование решило проводить транспорты под
прикрытием дымовых завес, поставленных
с самолетов. «П-3».

Установив время подхода группы наптих
транспортов к зоне досягаемости артилле-
райского огня батарей противника, к Мо-
товскому заливу вылетели два «Петляко-
вых». Ведущий пары ныне Герой Советского
Союза калитан Стрельцов точно привел ма-
шины в намеченный район, Развернувшись,
самолеты поставили лве мощные дымовые

стящими результатами. Из состава конвоя

‘быти потоплены 4 транспорта, из них два—

авиацией и два—торпедными катерами,
Начиная с 1943 года, начали широко ‘ис-
пользовать дымовые завесы для прикрытия
сРОоих караванов и немцы. В качестве дым-
завесчиков они использовали главным обра-
зом самолеты «Хейнкель-115». Тактика по-
становки завес сводилась к следующему.
Перед выходом конвоя из порта Лиина-
хамари 3—4 «Хейнкеля» ставили вдоль
своего побережья мощные дымовые завесы,
В это же время береговые батареи против-
ника открывали огонь по налим артилле-
рийским позициям. Нередко в бой вступаля
и немецкие самолеты, которые также пыта-
лись наносить удары по нашим батареям.
Артиллеристы Северного флота в этих слу-

‚Чаях не прекразцали стрельбы по вражеским

кораблям. Правильная расстановка постов
наблюдения позволяла им, несмотря на за-
дымление, просматривать корабли и коррек-
тировать огонь. Иногда артиллеристы-севе-
пеморцы применяли заградительный огонь.
При этом методе стрельбы противник тоже
нес потери.

Изучая опыт войны, летчики Северного
флота уделяют большое внимание совершен-
ствованию тактики использования дымовых
завес в морских операциях. На ряде учений,
проводимых как самостоятельно, так и во
взаимодействии © флотом, летный _ состав
добился серьезных тспехов.

Сейчас звизционные подразделения (е-
	Е А ЕЕ ее

завесы, Немцы отЕрыли по самолетам силь-
ный заградительный огонь. подняли в 803-

верного флота продолжают дальше copep-
щенствовать методы использования дымо-

кача
	дух евои истребители. Однако наши истре-   ^^ 9989.

бители. патрулировавшве нал транспортами,   Подполковник К. МУРАТХАНОВ.
	 Ща. $.
	  Научная конференция
морских врачей
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 3 апреля. (По телеграфу от корр.
«Нрасного Флота»). Открылась вторая Hay4-
ная конференция врачей Амурской флоти-
лии. На конференцию собралось более ста
медицинских работников главной базы, ко-
раблей и частей. В числе участников —
главный хирург Тихоокеанекого флота про-
фессор Фукс, главный терапевт Забайкало-
Амурского военного округа полковник Че-
ревков, главный хирург округа полковник
Флеровекий, директор Хабаровского меди-
цинского института доктор медицинских на-
ук Дыхно, профессор Закутинский и другие.
	Конференция обсудила первую тему: «Ме-
дико-санитарное обеспечение боевой деятель-
ности флотилии во время войны с Японией».
С докладами выступили подполковники ме-
дицинской службы Чижков, Шцикин, Шо-
кровский, Вишневекий, Колосов, капитан
медипинской службы Раппопорт.
	Сейчас началось обсуждение второй темы:
«Особенности медико-санитарного обеспече-
ния Флотнлии в послевоенный период».
Предполагается также обсудить отдельные
вопросы научной и практической деятель-
ности военно-морских врачей. Веего на кон-
ференцнии будет заслудпано 22 научных до-
клада. .
			HO BRI ЖУРНАЛ «АРХИТЕКТУРА     изводетва.
		Вышел из печати первый номер двухнедель-
ного журнала «Архитектура и строитель-
ство», издаваемого Комитетом по делам архи-
тектуры при Совете Министров СССР. Жур-
нал иллюстрирован многочисленными фото-
снимками генёральных проектов городов, жи-
лых домов и общественных зданий. (ТАСС):