‚© апреля 1946-т., пятница, № 82 (2263)
	Коррозия и
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	обрастание
		«Кому подчиняется время»
	заться с партизанами, хотя те ждут его с не-
терцением, имея уже сведения о его вылете.
Да и Варя потрясена этой встречей со свонм
женихом, полагая, что он предатель.
Преодолевая душевные муки, Варя сооб-
щает партизанам правду о Мартынове. Те-
перь партизаны подвергают его ‘проверке.
Мартынов на-чеку, они подозревает; что от-
кровенность Вари, служащей у немцев, не
иначе, как провокация, и он вынужден про-
должать свою роль изменника-перебежчика.
Это угрожает его жизни. Но в ту минуту,
когда партизаны намереваются устранить
Мартыяоза, убедившись, что он предатель,
появляется руководитель партизан, получив-
	шии, наконец, точные данные, что Мартынов.
	именно тот человек, который послан из Мо-
CKBH. ;

Гаулейтера убивает Мартынов, довершив
то, что начал старый часовщик Рубин-
штейн, подосланный к Рогге партизанами
для исправления редкого экземпляра часов.
Часовщик вложил в механизм адскую ма-
шину, но осуществить взрыв ему не уда-
лось. Сделал это Мартынов, рискуя взлететь
на воздух вместе с гаулейтером.

Когда же нашей разведке становится из-
вестно об уничтожении Рогге и героической
гибели при этом `Мартынова, буквально в
	эти минуты появляется сам Мартынов, кото-
	рого партизаны немедленно после осущест-
вления взрыва перебросили в`Москву. Здесь
	уе он встречает и свою невесту Варю.
	‚Чьеса, следовательно, не лишена многих
волнующих ситуащий, драматически-напря-
женных положений, которые способны овла-
деть вниманием. На этом фоне мы видим
советских людей, глубоко преданных Ро-
дине, верных. своему долгу и делу, ко-
торому. служат. Мы видим людей больше-
вистского воспитания — беззаветных, самоот-
верженных и мужественных, че останавли-
вающихся ни перед чем, когда их зовет долг.

Актеры театра Вахтангова показывают нам
этих героев с большюй художественной убе-
длительностью. Если Абрикосов (Мартынов)
в начале пьесы, когда он «попадает» к шитио-
нам, чересчур: прямолинеен, если он играет
	без. той тонкости, которая. придает образу.
	достоверность, то. позже он овладевает ро-
лью, и тогда мы видим мужественного со-
ветского человека, вынужденного ради успе-
ха дела жить «двойной жизью». Роль руко-
водителя разведки генерала Карташева хо-
рошо ведет артист Державин, знакомый мил-
лионам советских зрителей по кинофильму
«Великий перелом», в котором он ‚играет
генерал-полковника Муравьева. Образ Као-
	ташева — умного, прозорливого руководите-
	ля, способного увлечь своих подчиненных на
подвиги, осмотрительно выбирающего людей
для важных заданий, показан артистом с
большой теплотой и человечностью. Перед
нами не только воин, действующий осторож-
но и решительно в суровой обстановке вой-
ны. но и необычайно чуткий командир, по-
товарищески любящий и тревожащийся за
жизнь своих подчиненных. .

К сожалению, мало убедительна артистка
Измайлова в роли Вари Калугиной. Ее игра
холодна и суха, она не передает той дра-
Матичности положения, в которую попадает
героиня, приняв за предателя своего жени-
ха и затем вынужденная сама способствовать
его уничтожению. Артистке не удалось вы-
разить борьбу своих чувств, и образ, ею на-
рисованный, остается тусклым и потему эпи-
зодичным. Очень ярок образ часовщика Ру-
бинштейна (арт. Раппопорт). Не новый для
пьес бр. Тури Л. Шейнина, этот герой наделен
своеобразно выраженной мудростью, юмором
и философской иронией, что делает его весь-
ма колоритным. Несмотря на обреченность
своего ‘положення, часовшик ‘полон опти-
мизма, и гибель его воспринимается как
победа над гаулейтером.

Артист Лукьянов играет роль Рогге. Ар-
тист рисует его очень выразительными сред-
ствами Он не преуменыцает его силу, не
утрирует, а показывает упорным н хитрым,
которому нужно противопоставить большую
находчивость и осторожность. Заслуживают
похвалы и другие актеры, занятые в эпизо-
дических ролях — Шухмин (Пал Палыч),
Синельникова (хозяйка ателье Мильда), До-
ронин (руководитель . партизан), Соловьев
(гестаповец Шмель). Работа художника
Акимова отличается болыной изобретатель-
	всстью и вкусом, а хорошее режиссерское
	разрешение постановки делает этот новый
спектакль вахтанговцев увлекательным.
	М, МИРЛЬ.
	Театр имени Вахтангова показал. премьеру
пьесы бр. Тур и Л. Шейнина «Кому подчи-
няется время». Советский зритель знаком с
творчеством этих драматургов-и по театру
и по кино («Очная ставка», «Чрезвычайный
закон», «Поединок» и др.). Пьесы бр. Тур
и Л. Шейнина отличались остротой сюжета,
динамичностью развития действия. Однако
это увлечение сюжетной занимательностью,
само по себе правильное и похвальное, ча-
сто шло в ущерб глубокому раскрытию внут-
реннего мира героев, сложности: их чувств и
переживаний. Драматурги показывали по-
ступки, поведение: людей в различной обста-
новке, порой весьма сложной, но достаточно
выигрышной, чтобы зритель получил пред-
ставление об ‘образах! героев,

В этом смысле пьеса «Кому подчиняется
время» немногим отличается от прежних ра-.
бот бр. Тур и Л. Шейнина. Тема’ пьесы —
работа советской разведки — развернута в
увлекательном сюжете. В нем много неожи-
данных. и сложных положений, в которых
испытывается моральная стойкость совет-
ских людей, их смелость, находчивость, пре-
данность Родине.

.„Затемненный город. В одну из парик-
махерских назойливо стучится ‘запоздалый.
клиент —жапитан° Мартынов (арт. Абри-
косов): Парикмахер (арт. Шухмин) его впу-.
скает. Общительный, веселый, несколько.
развязный и болтливый офицер хвастает, что
ему предстоит вылететь на важное
задание. Он любезничает с девушкой-масте-
ром и напрашивается ‘к ней на вечеринку...

Охмелев от выпитого вина, Мартынов
вдруг обнаруживает, что пропал его план-
шет, в котором хранятся важные докумен-
ты. Парикмахерская эта оказывается ловуш-
кой. Здесь орудует шпион, ин он_с места в
карьер предлагает Мартынову спасти свою
жизнь и перелететь к немцам. Летчик боит-
ся ответственности и принимает предложе-
ние шитиона. Однако зритель тут же угады-
вает, что не все так, как представляется на
сцене.

И, действительно, скоро мы видим. Марты-
нова в кабинете генерала, руководящего на:
шей разведкой, которому капитан рассказы-
вает все обстоятельства «вечеринки», Так и
есть: все было Мартыновым инсценировано.
Сам Мартынов был в роли ловушки — и до-
кументы-то не были секретными, и лететь
он никуда не собирался, и пьян он не был в
той мере, как представлялось. Это был толь:
ко прием разоблачения шпиона.

В этом, пожалуй, слабость завязки пьесы.
Если бы шпиозы были так наивны и легко-
верны и так глупо попадались, как это по-
казано, то бороться с ними, вероятно, не
стонло бы большого труда. Жизнь говорит,
что это далеко не так. В дальнейнтем собы-
тия развертываются в несколько ином пла-
не, более напряженном и достоверном. Мал.
тынову ‘действительно поручается, но уже
нашей разведкой, перелететь к немцам; войти
к ним в доверие, чтобы помочь партизанам
привести в исполнение. решение об убийстве
свирепствующего ‘немецкого  гаулейтера
Рогге.

Вот-Мартынов в. канцелярии Рогге. Насто-
роженный, подозрительный, этот фашист-
ский палач подвергает советского офицера
серьезной проверке. Он хочет убедиться,
действительно ли русский офицер изменник
к добровольно ли перелетел он к немцам,
чтобы служить им,— ие опасный ли развед-
чик пробрался в немецкий тыл? И Рогге
испытывает Мартынова, Он «разоблачает»
его, тут же приказывает расправиться © ним:
как-то поведет себя Мартынов? Не удастся
ли таким. трюком. раскрыть ‘этого человека
й либо убедиться в надежности его, либо
действительно..его разоблачить? с

Но Мартынов умея; Он понимает: ранени
гаулейтера о расправе с ним. может быть и
правдой, но может.быть и только. приемом.
С самообладанием мужественного человека
и испытанного разведчика Мартынов ведет
свою роль, и гаулейтер побежден, Он от-
меняет приказ’ о расстреле и начинает бе
седу о предстоящей работе Мартынова. Рог-
ге об’ясчяет, какая роль предстоит Мафты-
нову в будущем — роль «бомбы замедленно-
го действия», и ‘рекомендует готовить себя
к этому. ‚ oe .

Еще одно испытание ожидает Мартынова.
В канцелярии гаулейтера он неожиданно
встречает свою ‘невесту, с которой потерял
связь из-за войны. Она стенографистка гау-
лейтера. Варя Калугина (арт. Измайлова) по-
слана сюда партизанами. Мартынозу же это
неизвестно. Он. вообще пока не может свя-

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 4 апреля. (По
телеграфу). Закончился десятидневный
сбор пропагандистов и редакторов печат-
ных газет Тихоокеанского флота. Участни-
ки сбора прослушали лекции по марксист-
еко-ленинекой теории, 6 новой сталинской
пятилетке восстановления и развития на-

Сбор пропагандистов и редакторов
	Декларация
	СОФИЯ, {4 апреля. КТАСС). В оглашенной

вчера на заседании Народного собрания
премьер-министром Кимоном Георгиевым де-
кларации правительства говорится, что пра-
вительственная «программа берет за основу
принципы и идеи Отечественного фронта.
Она вдохновляется ‘историческим делом
Э сентября, которое открыло для Болгарии
и болгарского народа новые светлые гори-
зонты. Главной задачей правительства яв-
ляется продолжение осуществления про-
граммы Отечественного фронта, чтобы пол-
ностью удовлетворить нужды и выполнить
желания болгарского народа».
_ «Нет надобности подчеркивать, — гово-
рится во внешнеполитическом разделе дёк-
ларации, — что внешняя политика Болга-
рин и в дальнейшем останется неизменной,
потому что эта внешняя политика, по все-
общему признанию, полностью отвечает чув-
ствам и постоянным национальным интере-
сам болгарского народа. Это — политика
‘мира и ‘дружбы со всеми свободолюбивыми
н демократическими народами. Это — пре-
жде всего политика вечной дружбы и брат-
ства с великим Советским Союзом — на-
шим дважды освободителем, к которому
наш народ питает беспредельную любовь и
признательность. Это — политика дружбы
с великими западными государствами —
США и Великобританией, к народам кото-
рых мы всегда относились с глубоким ува-
жением. Это — политика братского един-
ства и тесного сотрудничества с другими
славянскими народами и прежде всего с
Народной Федеративной Республикой Юго-
славией, с которой мы будем еще больше
укреплять отношения в интересах обеих
стран и сотрудничества между балканскими
народами, а также с Польшей и Чехосло-
вакией. Мы сделаем все возможное, чтобы
укрепить нашу дружбу с Францией, к на-
роду которой мы всегда питали самые луч-
шие чувства. Мы будем продолжать укрёп-
лять нашу дружбу с новой демократической
Румынией и поддёрживать добрососедские
отношения с другими нашими соседями. Мы
сделаем все, что от нас зависит, с целью
укрепления демократии и мира на Балка-
нах. ,

Говоря о внешней политике нашей страны,
мы не можем не отметить, что особенно важ-
ной нашей задачей является заключение мир-
ного договора. Правительство своевременно
сделает все, что от него зависит, чтобы са-
мым лучшим образом отстоять интересы
нашей страны. В этом отношении оно рас-
считывает на единодушие и поддержку все-
го болгарского народа и надеется, что. пра-
вительства трех великих демократических
государств правильно оценят наши усилия
и жертвы и законные. интересы нашего
варода.

Вы знаете, что Отечественный фронт. два-
жды прилагал искренние усилия для выпол-
нения решения Московской конференции
	Е ТАТА.

относительно Болгарии. К сожалению. эти!
	Hou усилия не узенчались желанным ре-
зультатом, потому что оппозиционные груп-
пы проявили ничем не оправданную непри-
миримость. Они попытались испельзовать
происходившие переговоры для своих лич-
ных целей, чем затруднили урепулирование
международного положения Болгарии. Мы
надеемся, что усилия правительства Отече-
ственного фронта будут правильно оце-
нены». .

Далее в декларации говорится, что «в об-
ласти внутренней политики новое прави-
тельство будет стремиться укрепить уста-
ковленный в стране демократический поря-
док и законность. Оно заявляет, что не до-
пустит нарушения“законов” и ‘общественного
спокойствия.
	‘болгарского
	Идя по пути полной демократизации етра=
ны, правительство намерено подготовить
закон о сельских и городских общинах, при-
нятие которого чюзволит приступить к
общинным выборам. Программа Отечеслвен-
ного фронта не соответствует устаревним
формам и содержанию нынешней Тырнов-
ской конституции. Вот почему необходимо
созвать‘ Великое Народное собрание, кото-
рое пересмотрело бы ‘конституцию, измени-
ло бы ее в духе нового времени и решило
бы вопросе © ликвидации института монар=
хии. С этой целью на рассмотрение Народз
ного собрания будет внесен специальный
законопроект».
	В декларации подчеркивается большое
значение экономических проблем, касающих-
ся восстановления народного хозяйства Бол-
гарин. «В этом отношении правительство:
уже приняло некоторые меры, ‘образовав два
новых министерства. Будет принят еще рял
мер, чтобы поставить на службу нафодному
хозяйству государственный, кооперативный:
и частный секторы при полном их сотруд-
ничестве и гармонии на благо болгарского:
народа. Всем честным и добросовестным.
хозяйственным деятелям будет предоставле-
на широкая возможность для творческой
деятельности, а хищничество и вредитель--
ство будут преследоваться и безжалостно»
наказываться. Новое правительство будет:
проводить творческую экономическую “TOKE:
тику в области сельского хозяйства, натио+
нальной промышленности, кустарного. про=
изводства, транспорта, электрификации, вод-
ного и рудного хозяйства. Для этой цели-в”
Народное собрание будет внесен ряд’ зако-=
нопроектов». :

Отметив укрепление экономических связей
с СССР, Чехослозакней и Польшей, правн-
тельство указывает далее в своей деклара-
ции, что оно считает своими главнейшими
задачами укрепление национальной валюты,
целесообразное использование кредитов на
хозяйственное строительство, справедливое
распределение налогового бремени и удовлез
творение, несмотря на существующие труд-
ности, самых насущных нужд болгарского
народа в продовольствии, одежде, топливе.
всех других областях — в. социальной
политике, охране труда, народном здравоох-
ранении, народном просвещении и культуре,
народной обороне— правительство будет ру-
ководствоваться программой Отечественного
фронта.

«Новое правительство, — говорится в за-
ключение, — будет продолжать политику
предшествующего правительства с еще
болышей энергией, плановостью и усердием,
чтобы полнее удовлетворить нужды ` бол-
гарского народа. Наш путь ясен — это путь
Отечественного фронта. Наш оснозной по-
литический курс верен и тверд. Этот курс
определен программой и живым делом Оте-
чественного фронта. Отечественный фронт
для нас — не только символ единства, но и
реальное воплощение этого единства, един-
ства всех патриотических сил нашего наро-
да, поставленных на службу новой демо-
кратической Болгарии. Он является самой
мощной и необходимой гарантией осуще-
ствления великого дела 9’ сентября. Вот по-
чему правительство, которое сегодня пред-
ставлено вам, считает необходимым заявить,
что в разрешении тяжелых и ответственных
задач, которые стоят перед нами, оно будет
рассчитывать на единство народных сил,
об’единенных в Отечественном фронте. Но-
вое правительство рассчитывает на проч-
‘ный союз партий Отечественного. фронта и
на их искреннее и братское сотрудничество.
Ему необходимо ваше доверие и ваша под-
держка», :
	подводной части корабля
	По страницам журналов
	«Морской сборник» № 2
	В пресной воде металлы обычно подверга-
ются химическому разрушению-—коррозии
и механическому разрушению-— эрозии. В
морской воде наблюдается более сложная
картина. Разнообразнейшие бактерии и ра-
стения, находящиеся в морской воде, своею
жизнедеятельностью в значительной етене-
ни формируют гидрохимический режим вод-
ных масс. Они оказывают прямое или кос-
венное влияние и на погруженные в мор-
скую воду химически активные металлы.
‚ В морской воде подводная члсть корпуса
корабля испытывает химическое, механи-
Ческое и бактериальное воздействие. Поэ-
тому как при подборе металла для конструк-
	ций, так и при разработке защитных по-
	крытий корпуса корабля приходится учиты-
вать эти три фактора. Особенно большое
внимание должно быть уделено не только
подбору металла, но и выбору покрытий
(рецепту краски или лака), так как они
предназначаются для защиты корпуса ко-

рабля как от коррозии, так и от обраста-
НИЯ.
	Коррозия металла в морской воде пред-
ставляет собой электрохимический процес
и зависит от химического состава металла.
В процессе обрастания сначала появляется
бактериальная пленка. Ha нее оседают
диатомовые водоросли, образующие уже
пленку, заметную для глаза. Затем селятся
разнообразные мелкие виды зеленых, бурых
и красных водорослей; оседают личинки
губок, актиний, гидроидов, двухетворчатых
моллюсков, усоногих раков (морских уточек
и морских жолудей), некоторых живущих в
известковых, хитиновых или кожистых
трубках червей и боконогих раков, одиноч-
ных и колониальных асцидий. Так, напри-
мер, величина мидий на днище достигает
обычно нескольких сантиметров, однако
типовые формы могут достигать 30—40
‹внтиметров. Вес обрастания мидиями и
устрицами на 1 квадратный метр нередко
составляет 80 и даже 100 килограммов.
	Обрастание корабля приводит к резкому
увеличению сопротивления при движении
корабля, к нерегрузке, а следовательно, к
преждевременному износу двигателей. При
значительном обрастании корабля потери в
скорости нередко достигают 50 процен-
тов, расход горючего увеличиваетея на 40
и более процентов. Обрастание подводной
части корабля и вызванные им последствия
приводят к весьма крупным убыткам. Так.
по данным США (1930 г.), убыток от об-
растаний по торговому флоту Соединенных
Штатов ежегодно составляет не менее 100
миллионов долларов.
	Животные организмы, нарастающие па
MOABORHOH части корабля, нитаются взве-
щшенными в воде живыми и неживыми орга-
ническими частицами (т. е. планктоном в
органическим детритом). Поэтому при за-
ходе корабля с обросшей подводной частью
в пресные воды эти соленоводные ракушки
умирают и отваливаются в течение первых
же суток. В противном случае требуется
докование корабля, и нароешие на металл
организмы тогда отбиваютея.
	Большое влияние. на начальную стадию
обрастания оказывает состояние поверхно-
сти металла: Процесс’ обрастания` более бы-
стро начинается на поверхности, испещ-
ренной шероховатостями и трещинами. Та-
	Вышел из печати «Морской сборник» № 2
за 1946 год. В номере помещены: приказ
Народного Комиссара Обороны Союза CCP
№ 8 от 23 февраля 1946 года, Указы _Прези-
диума Верховного Совета СССР о преобра
зовании Народного Комиссариата Обороны
Союза ССР в Народный Комиссариат Во-
оруженных Сил Союза ССР, об упраздие-
нии Народного Комиссариата Военно-Мор-
ского Флота Союза ССР и о назначении
Генералиссимуса Советского Союза
товарища Сталина И. В. Народным Комис-
саром Вооруженных Сил и Верховным Глав-
нокомандующим Вооруженными Силами Со-
юза ССР,

В номере помещено продолжение статьн
адмирала флота И. С. Исакова «Примор-
ские крепости».

Со статьями в «Морском сборнике» вы-
ступают: капитан 3 ранга Л. М. Еремвев —
«Подготовка к Нормандской операции», ка-
	Огромное внимание, уделяемое в настоя-
щее время реактивным двигателям за гра-
ницей, не случайно. Для дальнейшего по-
вышения скорости и высотности самолетов
необходимо создавать моторы, значительно
более мощные, чем существующие. Между
тем возможности дальнейшего совериенство-
вания и реконструкции обычных авиацион-
ных моторов близки к пределу,

Сила тяги у самолета с обычным двига-
телем создается не непосредственно им, 3
3a счет вращения винта. Реактивный же
двигатель непосредственно производит ре-
акцию. Нринцип действия при этом крайне
простой.

Предположим, что в резервуаре, где
сожгли топливо. давление образовавшегося
	[93а больше. чем в атмосфере. Если в резер-
	Вузаре открыть отверстие, то газ через него
будет выходить наружу до тех пор, пока
давление внутри резервуара не уравняется
в наружным. Для того, чтобы оно поддер-
живалось на нужном уровне, надо внутри
резервуара все время сжигать определенные
порции горючего. В этом и заключается
принцип работы резктивного двигателя.
Выбрасывая струю, резервуар тем самым
одновременно отталкивается от нее. Следова-
тельно, юсли обеспечить горение в резервуа-
Be, on будет развивать тягу (отталкивающую
лу) даже в безвоздушном пространстве.
№активные двигатели позволяют полу-
	’ чать огромные мощности. Так, например,
	реактивная устаяовка, приводившая в дви-
жение «Фау-2», на последних секундах сво-
ей работы развивала мощность около
500.000 л, с.

Мысль © создании реактивных двигате-
лей родилась очень давно. Широко извест-
ны исследования в этой области вылающе-
гося русского ученого Циолковокого. Но до-
вести эти двигатели до серийного произ-
водетва и практически использовать их В
авиации удалось. только в период второй
мировой войны,

Известные реактивные двитатели можно
разбить на две основные группы: ракетные
	Кая поверхность, даже покрытая ядовиты-
ми веществами, задерживает грязь, содер-
жащую различные бактерии. Кроме того,
опытами установлено, что обрастаняе на-
чинается также в местах поверхности,
имеющей пятна ржавчины. Поэтому первым
условием эффективности какого-либо  за-
WHTHOTO покрытия в условиях морской
веды, вне зависимости от наличия в этом
покрытии ядовитых веществ, является хо-
рошее состояние поверхности, отсутствие на
ней дефекгов — царапин от щетки, трещин,
морщин и пузырьков. С гладкой поверхно-
сти движением воды будет смываться вея-
кая грязь. Это не значит, конечно, что-хо-
рошо отполированная поверхность не будет
обрастать бесконечно долгое время. :
Многочисленными опытами установлено,
что существенное и серьезное влияние на
сохранность металла оказывает его грун-
товка. Чем более антикоррозийна трунтов-
	ва, тем меньше обрастание. Кроме того. по
	эпытным данным, антикоррозийные грун-
товки, содержащие окись цинка, способет-
вуют меньшему обрастанию наружной по-
верхности. :

Наиболее употребительными средствами
борьбы с морскими .обрастаниями служит
покрытие защищаемых поверхностей раз-
личными смолами, лаками, эмалевыми п
масляными красками. Однако это покрытие
не является длительное время устойчивым
против коррозии и обрастания. В послед-
нее время установлено, что присадка. неко-
торого количества серебра к нержавеющей
стали но только придает ей устойчивость
против коррозии в морской воде; но и
обеспечивает отсутствие обрастания. Ho-
видимому, на поверхности подобной «сере-
бряной стали» образуется пленка ‹ хло-
ристого серебра, почти не растворимая в во-
де, но весьма токсичная для организмов.
Имеются также данные о малом обрастании
сталей, содержащих небольшой процент
мели, :
	В настоящее время во всех странах раз-
	работаны рецепты красок и лаков. дающих
	некоторое повышенное защитное действие
	против коррозии и обрастания в морской во-
де. Работы в этой области ведутся и-у нас.
	Необрастающая подводная краска, изготов-
ленная из отечественных материалов. оказа-
	лась значительно прочнее и эффективнее
применявшейся до настоящего времени
краски.

Олнако, несмотря на ряд достижений,
имеющихся в области борьбы с коррозией
и обрастанием подводной части корабля,
эта весьма важная проблема до сих пор
еще не получила практически удовлетво-
рительного решения. Это обстоятельство
обусловливается незначительным количе-
‘ством сведений, а также отсутствием де-
тальных исследований самого процесса
обрастания. Поэтому изучение личинного
периода жизни организмов. образующих 0б-
	растания, является одной из основных за-
	дач.
В морской гидрофизической лаборатории
Академии наук ведутся сейчад рабо-
ть» по изучению механизма коррозии и 0б-
растания похводной части корабля. а также
по созданию рациональных я наиболее хе-
шевых способов ее защиты.
`  `Донтер химических наук
			РЕШЕНИЕ С”ЕЗДА ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИМ
	\онфликтная комиссия лишила секретаря
ий двух заместителей секретаря федерации
социалистов департамента Тарн права зани-
мать какие-либо выборные должности в пар-
тии в течение 5 лет за то,. что они приняли
предложение федерации коммунистов этого
же департамента о совместной работе, в ча-
стносты о взаимном сотрудничестве в ком-
мунистической и социалистической печати
департамента и о совместных партийных co-
браниях.
	ПАРИЖ, 4 апреля. (ТАСС). Закрывший-
ся на-днях внеочередной ‘с’езд. французской
социалистической партии по предложению
ряда делегаций отменил принятое недавно
конфликтной комиссией социалистической
партии решение о наложении строгого взы-
Скания. на руководителей федерации социа-
‚листов департамента: Тарн:

Это взыскание было наложено конфликт-
ной комиссией по предложению. руководя-
щего комитета социалистической паотии;
		питан 2 ранга Л. П: Аняйнен — $О видимо-
сти» и капитан С. В. Валландер — «Самоле-
товождение в длительном полете над мо-
рем».

‚ Под рубрикой «В иностранных флотах»
напечатана статья профессора контр-адми-
рала Е. Е. Шведе — «Сведения об иностран-
ных флотах» («Великобритания», «Швеция»
и «Конец военно-морского флота фаштист-
ской Германии»).

В разделе техники даны статья члена-
корреспондента Академии наук СССР ин-
женер-контр-адмирала М. И. Яновского —
«Газовые турбины» и новости иностранной
техники.
	В журнале помещены также статья А. Н.
Михайловой — «Дневники и мемуары адми:
рала И. А. Шестакова» и сообщения об
иностранных книгах по военно-морским во-
	 Ппросам.
		ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ В ПАЛАТЕ ОБЩИН
О ПРЕБЫВАНИИ! АНГЛИЙСКИХ ВОЙСК В ИНДОНЕЗИИ
	женных японских солдат под английским

контролем, а также 60.000. английских и нн-

дийских и 20.000 голландских солдат, учи-

тывая тот факт, что осталось лишь 26.000

и японских солдат в центре
вы.

Белленджер в своем ответе сослался на
то, что пока еще-невозможно эвакуировать
всех японцев из Индонезии из-за нехватки
судов.

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, 2 апреля, отвечая в
палате общин на вопрос Галлахера, финан-
ссвый секретарь военного министерства
Фредерик Белленджер заявил в палате об-
щин, что в настоящее время невозможно
предсказать, когда английские и индийские
войска будут эвакуированы’ изо Индонезии.

Галлахер спросил далее, ночему необхо-
димо держать в Индонезии 54 тыс. воору-

Вампани был приглашен немецкой фирмой
Хейнкель. В 1941—1942 г. фирма Юз-
вере совместно с фирмами Хейнкель и
Хирт разрабатывала реактивные двигатели,
ав 1944 г. многие немецкие фирмы были
переведены на производство этих двигате-
лей.

Особое внимание немпы обращали на, по-
стройку высокоскоростных истребителей
	для борьбы. с массовыми налетами англо-
	американской авиации. Среди истребдителеи,
участвовавших в боевых операциях, изве-
стны «Ме-163» и «Ме-262».

Одноместный — истребитель-перехватчик
«М-163» снабжен реактивным двигателем
тина жидкостной ракеты. Двигатель уста-
невлён внутри фюзеляжа,

Горючее представляет собой смесь кон-
центрированного раствора перекиси водоро-
да с небольшим количеством метилового
спирта и раствором марганцевого калия в
качестве катализатора. Запас горючего —
3.700 кг, что составляет около 70 проц.
полетного веса самолета. Расход горючего
достигает 450 кг/мин., Что обеспечивает
продолжительность полета в течение 8—10
минут. зе

Обычно. «Ме-163» взастает из собствен-
ном моторе, но иногда использует ракетную
установку. При взлете остается длинная
полоса дыма, при планировании она отсут-
ствует. та

На больших скоростях у самолета велик
радиусе разворота, хотл время разворота и
ие велико. Но на скоростях планирующего
полета маневренность значительно. улуч-
шается. Английские летчики, встречавшие-
сяс «Ме-163», считают его достаточно ма-
невренным.

Обычно. двигатель фаботает ‚короткими
импульсами, причем разгон самолета от ско-
рости 240 км/час до 800 км/час происходит
за 10 секунл. Самолет может набирать вы-
соту на углах, близких к вертикальным,
со скоростью около 400 км/час.

Истребитель «Ме-163» — моноплан ©ме-
шанной конструкции со среднерасположен-
ным крылом, построенный по схеме «летаю-
Wee крыло». Фюзеляж капельной формы.
Вуесто шасси =— [ва колеса. ебрасываемые
	родного хозяйства СОСР, а также лекции
по военно-морекой технике, литературе и
научно-естественным вопросам.
Пропагандисты поделились опытом BOC-
питательной работы ¢ моледым пополине-
нием и с офицерским составом.
„Майор А. М0Р0308.

при взлете. Салится самолет на специаль-
ные подфюзеляжные лыжи на скорости
около 65 км/час. Горизонтальное оперение
отсутствует, киль и руль поворота распо-
ложены на фюзеляже.

Немецкий одноместный цельнометалличе-
ский истребитель «Ме-262» имел два воз-
душных турбореактивных двигателя ЮМО-
004, установленных под крыльями. Само-
лет применялея на Занадном фронте летом
1944 года. В качестве горючего использо-
валось соляровое масло, размещавшееся в
четырех фюзеляжных баках и поступав-
1166 к двигателям из всех баков одновре-
менне. 2

Фюзеляж — сигарообразной формы. Кры-
ло — однолонжеронное. Между двигателями
и фюзеляжем размещались закрылки. Шас-
си — трехколесное. Главные колеса убира-
лись в крыло в сторону фюзеляжа.

Известны еще несколько немецких само-
летов с реактивными двигателями:

истребитель Хейнкель «Хе-280» с двумя
ВРД ВМУ-003, установленными в крыле;
это — одноместный моноплан в низкорас-
положенным крылом и трехколесным шасси;

легкий бомбардировщик Дорнье До-335
с бомбовой: нагрузкой. более 1.000 кг, прис-
пособленный для полета на больших высо-
тах;

разведчик-бомбардировщик Арадо Ar-234
с двумя ВРД ВМУ-003, размещенными нё
консолях крыла.

Кроме того, можно указать на дальний
истробитель-разведчик Хейнкель «Хе-219»,
у которого в крыле стояли два мотора
ДВ-603, а под фюзеляжем размещался ВРД,

Обычно при дополнительной установке
реактивных двигателей удавалось увеличеть
максимальную скорость полета самолетов па
100—180 км/час.

В печати сообщалось, что японцы в пе-
риод второй мировой войны также. работали
над самолетами с реактивными двигателя-
ми; но достоверные сведения © ших не
опубликованы.

Известно только. что в последний период
	Окончание_см. на 4-71 стр.
	Самолеты с реактивными двигателями
	По иностранным данным
>
	(жидкостные и пороховые), содержащие
в обе и топливо и окислитель, и воздушно-
реактивные (ВРД) — с подводом кислорода
из атмосферы; двигатели второй группы
могут быть с турбинами (ТРД).

В зависимости от характера двигателей
современные реактивные самолеты можно
разделить на три группы: с ракетными уста-
новками («Ме-163»), с ВРД (Глостер. «Ме-
теор», Докхид Р-80, «Ме-262», «Xe-280»),
и, наконец, с обычными мотофами и
реактивными двигателями  («Хе-219»,
«Ме-410»).

Англичане начали разрабатывать реак-
тивный двигатель в 1933 т. В 1937 году
он прошел испытания, ав 1939 г. фирме
Глостер. был выдан заказ Ha постройку
опециального самолета. В мае 1941 года
	По заявлению американских летчиков,
Р-80 обладает хорошими пилотажными ка-
чествами. Самолет устойчив в полете, с
трудом вводится в штопор и выходит из
него после ‘четверти или ноловины витка.

Техника посадки Р-80 отлична от посад-
ки обычных самолетов, т. к. поеле выклю-
чения двигателя приходится продолжитель-
ное время летать нах зэродромом, чтобы
погасить скорость и затем выпустить щасси.
Из-за плохой приемистости двигателя уйти
на второй круг нельзя, поэтому расчет на
посадку должен быть точным. Рулежка на
самолете затруднительна, потому что из-за
отсутствия обдувки хвостового оперения
винтом руль поворота малоэффективен.

Р-80 — цельнометаллический моноплан
в низкорасположенным крылом. Фюзеляж—
нолумонокок. В герметичной кабине летчика
при полете на большой скорости и высоте
температура подымалась до 60°С, из-за
чего пришлось поставить рефрижератор
	охлаждающий
	турбокомпрессорного типа.
	воздух в кабине на высоте 6.009 м до
94°C.
	На крыле и под фюзеляжем установлены
закрылки с электрическим приводом. На
коннах крыла в нодвесках размещаются
бомбы или сбрасываемые в полете баки для
горючего. Шасси трехколесное, убирающе-
еся с помощью гидравлического привода.

По сообщению атентетва Ассошиэйтед
Пресс; самолет «Шутинг Стар» 27 января
1946 г. совершил беспосадочный перелет
из Лонгбич (штат Калифорния) в Нью-
Йорк, покрыв расстояние в 3.332 км co
средней скоростью 789 км/час.

В 1945 году в США выпускались четы-
pe типа реактивных двигателей, из них три
серийных. Кроме того, две фирмы разраба-
тывали ТРД по заданиям военно-воздушных
сил армии и флота.

Первый немецкий экспериментальный
самолет в реактивным двигателем поднялся
в Роздух в конце 1939 года.

В 1940—1941 гг. германские научно-
исслезоРательекие организации обратили
	заявлению летчиков, ТРД Роллс-Ройс pa-
ботают плавно, не вызывают вибраций и
сильного шумз, управление двигателями
крайне простое, и при нормальных условиях
в полете не видно огня или следов дыма.
Горючим для ТРД служит парафин,

Англичане использовали «Метеор» Ш
для борьбы с немецкими летающими бомба-
ми и как штурмовик против немецких авто-
колонн.

Самолет обладает хорошей майевренно-
стью и скоропод’емностью. Благодаря тому,
что кабина вынесена внеред и Что на само-.
лете отсутствуют винты, летчик получает
отличный обзор.

«Метеор» Ш — цельнометалаический.
моноплан с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж -—— монокок. Рули высоты разме-
щены высоко над фюзеляжем, чтобы на них
не действовали горячие газы, выходящие
из двигателей. Шасеи — трехколесное. Пе-
реднее колесо убирается назад в фюзеляж,
главные колеса — в крыло по направлению
	самолет Глостер Е 28/29 с реактивным дви-
гателем совершил первый‘ полет. В том же
тоду Англия и США об’единили работы по
созданию самолетов с реактивными двига-
телями и в сентябре англичане передали
двигатель фирмы Де Хевилленд американ-
ским фирмам для дальнейшей обработки и
выпуска опытной серии. Одновременно фир-
ме «Белл» был заказан экспериментальный
самолет, который в октябре 1942 года
совершил первый полет.

На базе этого самолета позднее была
постровна опытная серия истребителей
«Белл» Р-59А «Эркомет». Часть из них в
1944 г. в Англии участвовала в борьбе с

немецкими летающими бомбами. На само-.

лете «Эркомет» два ТРД размещаются под
крылом с обеих сторон фюзеляжа. Двига-
тели развивают максимальную тягу через
30 секунд после старта.

В 1944 году на вооружение военно-воз-
душных сил Англии был принят одномест-
ный истребитель Гловтер «Метеор» Ш с
двумя ТРД в центроплане. Этот самолет
также участвовал в боевых операциях. По

5 фюзеляжу.

т ноября прошлого года два самолета
Глостер «Метеор» [М показали скорость
более 960 км/час.

На новейшем американском одноместном
истребителе Локхид Р-80 «Шутинг Стар»
за кабиной летчика установлен ТРД «Су-
перджет». Вал компрессора турбины делает
более 10.000 об/мин. Двигатель может быть
заменен в течение 15 минут. Его нет на-
добности подогревать перед запуском, и са-
молеёт Поэтому может вылететь менее чем
через минуту. В воздухе двигатель работа-
ет плавно, без шума и не оставляет замет-
ных следов дыма и огня. Горючез — керо-
син — подается автоматически. Управляет-
ся двигатель одним рычагом и имеет только.
три контрольных прибора, их
давление горючего, число оборотов вала
турбины и температуру.

При проведении контрольного воздушного
боя с истребителями «Мустанг», «Сандер-
болт» и «Лайтнинг» инициатива все время
оставалась за Р-80.

a
	болт» и «Лайтнинг» инициатива все время   060бое внимание на работы итальянцев нал.
оставалась за Р-80. самолетами  Кампани-Капрони. Инженер