6 апреля .1946 г;, суббота, № 83
	ТРАЛЬ
	Ратера-тральщикия соединения капитана
2 ранга Ратнера, окончив боевое традение,
были поставлены на зимний судоремонт.
Личный состав катеров и коллектив судо-
ремонтных мастерских должны были как
можно лучше и быстрее провести ремонт-
ныв работы, преодолеть имевшиеся в этом
трудности. А их было немало.

Например, очень сложной оказалась по-
становка катеров на стенку, Кильблоки от-
сутствовали, леса для изготовления их на
месте не было, и ждать было нельзя, так
как лед сковывал катера. Моряки прояви-
ли Много ‘находчивости и энергии, поста-
	`вив большую группу катеров на тумбы. из-
	тотовленные нз Камня, железного лома и
нестроительного леса:

Пох ем был выполнен вдвое быстрее про-
тив претусмотренного планом, Это явилось
результатом хорошего руководства коман-
дира ремонтирующейся группы катеров
т. Якубовекого и партийной организация,
которая сумела добиться авантардной роли
коммунистов.

На производственном совещании тех-
нического персонала мастерских, Mexa-
ников труппы катеров, руководителей
вудоремонтных ‘предприятий и командова-
ния соединения были подробно обсуждены
вопросы . :06’ема работы и организапии
труда, обеспечения электроэнергией, запас-
ными частями и материалами.

После этого были проведены собрания
личного состава и политзанятия на тему:
«Задачи личного состава по быстрейшему
вводу в строй катерных тральщиков».

Охновременлю состоялось партийное с0-
брание, на котором коммунисты активно и
по-деловому обсуждали задачи партийной
организации по обеспечению успешного
сухоремонта.

Полезными были совещания и собесето-
	‘RAHA по обмену опытом. техническая кон-
	ференция мотористов по материальной зча-
	сти. моторов, ет в течение двух BC-
черов.
	(Фицерский клуб Н-ского краснезнамен-
ного соединения существует около двух лет.

Тетчики и техники смотрели в своем
клубе кинокартины, танцовали, слушали
лекции, развлекались играми, словом, от-
дыхали. Офицерский клуб  посещался
охотно, -

Но вот с некоторых пор начжли говорить:
«Чего-то там нехватает», «Вначале было
Ничего — теперь стало скучно», «Опять
крутили старую картину»... Офицеры Bee
чаще и чаще начали критиковать свой
клуб: он явно ухудшался.

Томандование вместе с политотделом ео-
минония решило. провести  епециальное
офицерское собрание, на котором заслу-
Шать отчет начальника клуба и предложе-
HOA самих офицеров.

В назначенный день в клубе было боль-
шое оживление. Сюда пришли все’ офицеры,
чтобы послушать ‘отчетный доклад началь-
ника клуба старшего лейтенанта Мифта-
хуцинова. .

То, о чем говорил’ докладчик, присутет-
вующие хорошо знали и раньше, Среди
общих и всем понятных положений следо-
мло перечисление уже приевшихся офи-
Церам «мероприятий», в числе которых
фигурировали кино, танцы и буфет. Тов,
Мифтахутдинов, празда, назвал несколько
тезций, состоявшихся за «отчетный перя-
д», и вскользь коснулея так называемой
«узссовой» работы клуба. Оказалось, что
ННогда в клубе собирались кружки само-
Деятельности. Офицеры также узнали, что
от клуба за вое время собиралея... один
раз!

— Плохо.`как вилите ‘мы naSorsaaH, то-
	ВАрИШИ,— заявил старитий лейтенант Мид-.
	 ахутдинов.— Но я бы хотел еще сказать
К участии в работе клуба самих офицеров.

Докладчик привел примеры ‘их слабой
активности, указал на отсутствие помощи
ВЛубу со стороны партийных и комсомоль-
ких организаций. Он отметил недостойное
поведение отдельных товарищей, которые
нводнократно нарушали правила поведения
} стенах офицерского клуба.

Доклал активно обсуждалея. Майор
	\наньев обратил внимание на то, что клуб
№} помогал офицерам в изучении своей спе-
циальности: в библиотеке нет специальной
	Эзвончилась восьмая олимпиада красно-
флиской художественной самодеятельности
ихоокеанского флота, которая продолжа-
leh более трех месяцев. Финальным вы-
‚‘уплениям: десяти лучигих коллективов на
‘Цене офицерского клуба во Владивостоке
предшествовали отборочные смотры в ча-
ях, на кораблях и в создинениях.

В олимпиаде приняло участие более де-.
тя тысяч человек, в числе которых более
двухсот солистов вокального творчества и
2 танцовального, 246 музыкантов, 304

ца.

Первое место на флоте завоевал коллек-

18 самодеятельности  противовоздунгной.
зоны (художественный руководитель.
Wann сержант Нарфенов). Хор под его’
руководством исполнил десять песен, об’еди-
мнных в литературно-музыкальную  ком-
\зицию «Великая победа». Концерт от-
рылся песней «Славься, советокая наща
рана». Затем хор спел известную песню
«Священная война», «Зенитчики» (муз.
агиденко) и др. Огобенно величественно
Пфэзвучала кантата о Сталине (муз. Але-
Кандрова).
‚ Танцовальная группа’ показала «Красно-
Флокую сюлту» Можсеева; Постановщик
зраснофлотец Козлов несколько ‚ видоизме-
ИЛ сюиту, что сделало танец ярче и коло-
ритиее. Соединение противовоздушной 000-
вы имеет хороший оркестр народных ин-
трументов, который с успехом исполняет и
Маосические произведения.

Второе место принадлежит  самодеятель-
ности Н-ского твардейского. соединения во-
МНо-воздутных сил флота. На финальном
‘уотре выступали хоровой ансамбль, домро-
1ЫЙ оркестр и шуточный ансамбль (под
равлением лейтенанта Афанасьева), ис-
Млнивииий три лесни’ «В Кбнотопе», «Ёов-.
Уйская» и «Вася Ерючкин».

Иа тротьем месте-—коллектив соединения
дтовника Корочкова (береговая оборона).
	КРАСН
		ЫЙ ФЛОТ
		АДМИРАЛ

ГОТОВЯТСЯ _
	+ м

Партбюро, организуя выполнение реше-
ния партийного собрания и контроль 3a
деятельностью коммунистов, на. одном из
заседаний  заслушало доклад механика
похразделания т’ Церковного о ходе судо-
ремонта и примерности коммунистов.

Было указано на слабую рационализа-
торскую работу,‘ недостаточную популяри-
зацию отличников. судоремонта.

Следует отметить и состоявшееся сове-
щание актива судоремонтников катеров и
мастерских, на котором присутствовали
представители командования катеров и
судоремонтных  предириятий. Это явилось
очень ценным мероприятием.

Начальник мастерских техник-лейтенант
Чивилов сделал докладоо ходе судоремонта
и очередных задачах. В. выстунлениях ра-
бочих, краснофлотцев и офицеров были
вскрыты и осуждены отдельные случаи
недоброкачественной работы.

Все выступавигие вносили леловые пред-
тожения и заявляли 0 своей готовности
сделать всё, чтобы справиться с судо-
ремонтом. 2

На этом совещании особенно много было
уделено внимания вопросу обеспечения за-
пасными деталями. Выяенилозь, что за
7 дней перед этим проходило совместно. с
командованием катеров  произвелственное
совещание, на котором о снабжении залас-
ными частями также много говорилось.

Начальник одного ‘из отделений  снаб-
тающего органа т. Бойко, присутетвовав-
ший на производственном совещании. вы-
злушав выступления’ о запаеных частях,
ноехал на склады, ме и выявил фяд дета-
пей, в которых ощущалась нужда.

Благодаря этой инициативе, ремонт ка-
теров был ускорен,

Катера-тральщики в этом году будут
5 установленному сроку хорошо отремон-
тировачы и выйдут на траление в полной
	готовности, -ф. КВАШИН.

ша

soc
rc mM
<=>

ВЕ =
оо. <
oc
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЗЛО-
ТИЛИЯ, 5 зпреля. (По телеграфу). В, гвар-
дейском подразделении бронекатеров 00-
стоялось собрание партийного актива. ©
докладом о задачах. партийных орпаниза-
ций в подготовке к летнему плаванию вы-
ступил командир подразделения гвардии
капитан-лейтонант Филимонов.

В прениях участвовали офицеры Около-
вич, Оринич, Ишимбаев, стартины Зале-
сов, Коновалов и другие коммунисты.

Участники совещания призвали всех
коммунистов. высококачественно и в сроЕ
закончить ремонтные работы.

Капитан-лейтенант. М. КОНОЗАЛОВ.
	ДВУХДНЕВНЫЙ СЕМИНАР
КОМСОРГОВ
	  БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ 10-
ТИЛИЯ, 5 апреля. (По телеграфу от корр.
«Ирасного Флота»). Для обобщения опыта
работы с молодыми: краснофлотцами нолят+
отдел Н-ского соединения провел двух-
дневный семинар комсоргов кораблей.
Участники семинара прослушали доклад
майора Агеева о’ задачах  комебмольских
организаций всвязи се приказом № 8 Ге-
‘нералиссимуса `Товаряша Сталина.

‚ Были обсуждены ‘вопросы воспитания
молодых краснофлотцев; повышения идей-
	НО-политического уровня - комеомольцев и
	ряд других.

Участники семинара прослушали  лек-
цию капитана 3 ранга Клименкова о во-
енно-политическом положении на Даль-
вем Востоке.
	Восстановление
Петровских доков
КРОНШТАДТ, 5 апреля. (ТАСС). Нана-
	лось восстановление ‘исторического памят-
	ника русского флота — Петровских доков,

Сооружение их. было закончено более
двух столетий назад, в 1719 году. В то вре-
мя в Европе не было ни одного гидротех-
нического сооруження, которое могло бы
соперничать с Кронштадтскими доками, со-
зданными Петром I. Подводящий канал,
стены которого были выложены из камня,
вел через пловучий затвор — ботопорт —
к южной камере дока. За ней следовал бас-
сейн с тремя доками. расположенными на-
крест. Е. :
	Бассейн не имел выхода в море. Вода из
	него откачивалась в специальные водоемы
с помощью ветряных: мельниц и конных на-
сосов. 2 октября 1774 года ветряные мель-
ницы были заменены первой в России паро-
вой машиной. Для нее была выстроена спе-
цнальная башня, сохранившаяся в несколь-
ко измененном виде до настоящего вре-
мени.

Сейчас на разрушенные временем Пет-
ровские доки пришли строители. Уже нача-
лось восстановление каменных стен подво-
дящего канала. Они укрепляются жёлезобе-
TOHHOH облицовкой. Начинаются работы. В
южной камере доков.
	Литературкые передачи.
‚По радио 7
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 5 апреля. (По

телеграфу), ‚Литературные передачи Mect-
ного радиоузла, начались отнажлы  поеле
	того, вак курсанты и офицеры возврати-
лись в кубрики и квартиры. Пеоелавался
	paccnas Вонстантина Симонова’ «Этилог»..
Taran его курсант Рабинорич Это бита
	первая литературная передача радиоузла’
	Тихоокеанского ` выстего военно-морского
училища. ,

Инициатива литературных передач по
радно принадлежит библиотеке, возглав-
ляемой ‘капитаном  3 ранга Шитаевым.
Кроме произведений известных советских
писателей, планом ралиопередач  предус-
мотрены. рассказы, очерки, фельетоны,
стихи, написанные Rypeadtaun и офяцера-
ми училища. .
	РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
. СТАРИНЫ

КИЕВ, 5 апреля. (ТАСС). Отдел охраны
памятников Управления по делам архитекту-
ры лри Совете Министров УССР в этом году
проводит большие работы по реставрации
древних памятников архитектуры и мате-
риальной культуры, находящихся в областях
республики: = :

В Киеве. начаты работы-по капитальному
ремонту Кирилловского собора, построенного
в ХП веке, Восстанавлизаются стены,. своды,
арки, крыши собора, На территории Киево-
Печерской лавры будут восстановлены раз-
рушенные немецкими оккупантами корпуса.

В Чернигове началась подготовка к вос+
становлению разрушенного во время войны
Борисоглебского. собора,
	ХАМ.

ло. Многие хоры почему-то обходят произ»
ведения классиков, Так, в репертуаре, пред-
ставленном в финальном смотре, нельзя
найти произведений великих русских ком-
позиторов Глинки, Чайковского, Римекого-
Корсакова, Бородина.

Во многих концертных программах само-
деятельных коллективов очень слабо отра-
жена жизнь частей. По репертуару  невоз-
можно даже узнать, какой род оружия пред-
ставляют участники Того или иного само-
деятельного коллектива.   Ё

На олимпиале было прослушано 72 0-
кестра народных инструментов. Почти все
они продемонстрировали большие хостиже-
ния в исполнении, ‘но бросается в глаза
олнообразие программы. Руководители 0р-
кезтров не сумели выбрать самое лучшее,
интересное,

Большое место было отведено танцу.
Нельзя не признать, однако, что зритель
не увидел настэящего   жизнерадостного
краснофлотского танца, хотя и выступало
около ста танцовальных  коллективоз, У
постановщиков танцев мало  художествен-
ной изобротательности. Правда, похвально
то; что коллективы наконец расстались ¢
господетвовавшей продолжительное время
в частях «чечоткой». что они ищут пути
	  KR наретной и флотской пляске.
	На олимпиаде выступали чтецы, среди
которых выделяются лейтенант Гинзбург,
старигина 1 статьи Шариажов, курсант Лу-
говекой. Они пользовались большим успе-
хом,

Сейчас поставлена ззлача — организо-
вать коллективы самохеятельности на всех
кораблях, в частях. и батареях,

Через несколько месяцев начнется девя-
тая олимпиада. Надо надеяться, что она
будет ознаменована Фолее значительными
	дтижениямч.
Майор М. ДАВЫДОВ.

Тихоокеанский флот.
	LLY Eb
	«К ВЫХОЛУ В МОРЕ
	В это солнечное. мартовекое утро Двор-
цовая плошадь Петбрбурга ослбнительно
блестела от: свежевыпавшего енога. На си-
нем фоне неба `вырисовывалияеь` монумен-
тальные массы: зданий -— Зимнего дворца,
Главного штаба, Адмиралтейства. Макаров
шел к Ахмиралтейству с замирающим серд-
цем, не отрываясь взоромлот золотой иглы,
сиявшей в лучах солнца. Еязалось, она
дерзко воизаетея-в небесную высь... Не в
эти ли. минуты в уме молодого мичмана

Временами Макаров впадал в сильное
уныние. Дерзкие его петербургские мечты
и первые уепехи представлялиеь: ему те-
перь, в дальнем плавании, чем-то несбыточ-
ным, нереальным, Ему казалось порой; что
и Бутаков забудет его, как Нопов, что де-
ло, так успепно’ начатое, будет предано
забвению и отложено в лолгий ящик. В эти
минуты временной слабости он’ начинал
уже подумывать об уходе е военной служ-
бы («Я бы поступил куда-нибудь в ком-
	Макарова зародилась смелая мысль, выска-
занная ‘им несколько лет‘епуетя во время
командования «Константином» ‘на Черном
море? («Неужели мне никогда не удастся
быть в0 ‘главе кораблестроения, — писал
Макаров. — чтобы отделатьея евовершенно
от рутины и. выработать новые пригодные
для войны типы cytoB!>).

Крепко сжимая подмышкой сверток
своих чертежей, Макаров прошел между
белыми колоннами левого крыла
Алмиралтейства и, войдя во небольшую
дверь, очутилея в величавом‘ вестибюле.
Поднявютиеь на плошалку второго этажа,
мимо статуи Афины Паллады ‘в шлеме и
свирепюго Геракла © палицей, он быстро
заптагал по длинному коридору. Сквозь
поиоткрытую ‘дверь кабинета председателя
Кораблестроительното отделения  слыша-
лись голоса — очевидно, заседание уже на-
чалось. Макаров решил обождать в мрач-
ной и затхлой соседней комнате, тде ра-
ботали чертежники. Он скромно уселся
где-то в уголке.

Вдруг Макаров услышал свое имя, гром-
ко произнесенное кем-то. Он прислушался
и узнал, что в данный момент шла речь
как раз о его работе и что алмирал Бутаков
распорядился вызвать автора на заседание,

Призвав-к езбе на помощь все: самообла-
дание, на кзкое он только был способен,
Макаров вощел в кабинет; где за большим
столом сидели украшенные орденами, длин-
нобородые важные адмиралы (имена мно-
гих онознал только по книгам: или пона-
слышке, за исключением Бутакова).

Макарову задали несколько вопросов, на
которые он довольно бойко, уверенно от-
вечал. «Скажу Вам откровенно, —пиеал он
после этого Поливановой,— что. я в свею
жизнь никогда не говорил так связно и
методично, как тут! Я даже сам удивлялся
потоку красноречия, который по временам
прерывалея восторженными похвалами ге-
нерал-лейтенанта Лмитриева,  председате-
ля». Престарелый Дмитриев восхищался
дарованием молодого автора статьи «Бро-
неносная лодка «Русалка», и Бутаков
веецело © ним был согласен. :
	— Вопрос только в том, — сказал Бу-
таков. — дозволят ли на старых судах
устройство трюмных труб?

— Нам не следует ждать, — довольно

резко возразил один из адмиралов членов
`Вомитета Шварн;:—= пока ‘не. неретонут все
суда. Принимать меры  maxo уже сейчас, не
откладывая!

Тогда поднялся © места один полковниЕ
(Макарову бросилось ‘в глаза, что это был
единственный полковник на этом заседа-
нии генералов и адмиралов) и сказал:

— Mena посылают в Англию для на-
блюдения за постройкой механизмов для
броненосца «Крейсер». Так вот попробуем
применить на нем систему труб, предло-
женную мичманом Макаровым,

Bee согласились е предложением. полков-
ника, и ему были переданы макаровские
чертежи. Комитет постановил: предложе-
ние Макарова в общих чертах одобрить.

...В начале июня 1870 года Макаров
писал Поливановой: «Дело мое теперь на-
чинает. итти твердым путем, Не сомневаюсь,
что Комитет должен будет ‚ убедиться в
пользе предложенных мной вещей, но на-
сколько широко решится он испробовать
совершенно новую вещь на своих судах, —
сказать не могу. Он (Комитет) вообще тя-
жел на под’ем и неохотно принимает вещи,
не испытанные в других. флотах. Там засе-
цает ужасное старье: председателю в суб-
?оту будет 100 лет!»

К счастью; опасения Макарова не оправ-
дались. Этим же летом был сделан под его
наблюдением первый пластырь его системы
и с успехом применен при заделывании
пробоины парохода «Ильмень». Осенью
журналом  Кораблеетроительного отделения
от 20 октября 1870 года было «положено
рекомендовать пластырь C. ‘Макарова
командирам, как средство для заделывания
подводных пробоин». К новому году Ма-
каров, по предстазлению адмирала Бутако-
ва. был произведен в лейтенанты.

Но узнал он 06 этом не скоро, так как
еще 2 ноября 1870 года ушел © шхуной
«Тунгуз» в кругосветное плавание,

мерческом кругу, — писал: он-— стал бы
трудиться и при честности это довольно
порядочный задаток в успехе...» )

‚14 июня 1871 годы шхуна «Tye
туз» прибыла, наконец, во Владивосток.
Здесь списались на берег старший офицер
и ротный команлир. Их обоих пришлось:
заменить Макарову, который при этом
остался ревизором, Так как баталер занил.
то Макарову приходилось ‘сверх TeTS по
ночам вести всю. судовую’ отчетность. Ox:
все еще крепился, надеясь, что ‘останется.
командиром шхуны, но вскорё прибыл ноз
вый, только что назначенный командир.

Находясь в таком удрученном настрое
нии, Макаров повстречалея в Николаевская’
в Изенбеком, своим старым товарищем nq:
ворвету «Богатырь» (wa «Богатыре» Изен-.
бек был гардемарином). Этот офицер, чело
век презвычайно практичный и образован-
ный, вышел в отставку ‘и создал крупное
частное пароходство для плавания лю рекам
Амурекото бассейна. Пароходы его совер-
тали крайне выгодные рейсы ‘не только п9-
Амуру, но ив Ханькоу, за чайным грузом. -
Изенбек рисовал Макарову самые заманчиз
вые перспективы, горячо убеждая его
оставить военно-морской флот и поступить к
них на службу. Он доказывал, что будущее в
военном флоте «крайне ненадежно», что
«число плавающих судов сокращается Bes
более и болер...» Макаров начал уже было
колебаться. Его прельщала широкая про-
грамма деятельности, ‘развернутая нерех
ним соблазнителем Изенбеком.

Но друтой друг его детства, старик Яки-
мов (бывший его учитель по Морскому учи-
лищу в Николаевеке-на-Амуре), решительно
воспротивилея и не одобрил эту затею.
«Якимов строго настаивал. на том, что мне
нё следует выходить из. флота. — писал
Макаров в своем дневнике. — Я же того
мнения, что самая блестящая карьера во
флоте вовсе не заманчива! Из 100 мичма-
нов только два или три будут адмиралами,
а чего достигает этот небольшой процент?
Разве только того, что имеет кое-какой ку-
сок хлеба... Я доказывал Якимову, что на=
чинать ‘что-нибудь нужно, когда еще мо-
жешь приняться за дело, и сказал, что по-
бываю у Изенбека и поговорю, не имеет ли
он для меня место в Товариществе».

Но старик Якямов и слышать. .0б этом
не хотел, В гневе он пригрозил. Макарову,
что сам вмешается в это дело. «Он даже
оказал мне, как ультиматум, — писал Ма=
каров,— что отправится первым к Изенбе=.
ку и будет просить его_во имя дружбы отз..
  казать мне, не принимать в Товарищество? .
он говорил, что это с. моей стороны будет
смертный грех, так как меня требуют в.
Петербург, где, как Фелор Кондратьевич:
  прехполатает, меня ждет великая. „бухущ--
HaCThY.
	Действительно, Макарова епенгно вызыз:
	a
	вали в НЧетербург. Что бы это могло зна--
чить? Он терялся в догадках.

4.
_ Макаров не подозревал, что за время’
своего кругосветного плавания он успел в
полном смысле елова прославиться. Его
«пластырь» применялся все чаще и чаще
с поразительным успехом, а к концу 1871
года на’ Балтике вообще не было ни охного
корабля без спасительного. «макаровского
пластыря»! Оеобенное впечатление произ=
вело действие этого замечательного сред=
ства при аварии Фоегата «Адмирал Лаза-
рев». В кратчайший срок пластырь Мака=
рова прекратил доступ воды: через пробои-.
ну в трюм. Спасение монитора «Лава» бы-
ло осуществлено еще быстрее, пластырь
удалось подвести под пробоину всего в три
минуты! После аварии «Адмирала Лазаре-
ва» управляющий Морским министерством
адмирал С. С. Лесовский назначил специ-
альную комиссию, где исходной точкой для
рассуждений была статья Макарова «Бро-
неносная лодка «Русалка».
_ Тенерь уже все убедились в большой
ценности теории и трактических предложе-
ний Макарова. По приезде в столицу Ma-
каров, неожиданно для себя, ветретил са-
мый сердечный прием. Адмирал Лесовский
приказал ему явиться к эдмиралу Попову
и работать при нем по изучению «непотон-
пяемоети судов». Было отдано распоряже-
ние о немедленной отливке водоотливных
магистральных труб по системе Макарова.
	В течение всей зимы 1869/70 г. мич-
ман Степан Макаров прилежно трудилея
над своей первой большой научной рабо-
той «Броненосная лодка «Русалка» («Ие-
следование пловучести лодки и средства,
предлагаемые для ее усиления»). Здесь вее
было предусмотрено и равечитано до мель-
чайших деталей, Разработанная Макаровым
система «водоотливных труб» (евязываю-
щих машинное отделение с любым местом
междудонного пространства) и остроумное
предложение , заблаговременной заготовки
На всех судах шпигованных пластырей ха-
вали возможность в кратчайший ерок лик-
видировать последствия даже обширных
пробоин. Таким” образом ‘он, никому ненз-
вестный  двадцатилетний ‘мичман, умел
разработать замечательный метод, благода-
ря которому’ отныне можно было спасать
десятки и сотни кораблей. Макаров сильно
боялся; чтобы затеяниое* им дело не-сорва-
лось из-за какой-нибудь онлошгноети. «По-
вторяю — писал: он своему другу А. М. По-
ливановой, жившей в Новгородской губер-
нии,— чтобы Вы никому не рассказывали,
что я пишу. Нот ничего невыгоднее для
‘человека, когда труд его известен ранее,
чем он принес какую-нибудь пользу. Толь-
во тогда, когда работа моя увенчается уепе-
хом, мне приятно будет усльпиать вонрос;
«А что, как ваша работа?» Я твердо убеж-
ден, что труд мой принесет несомненную
пользу, Каждое слово мое подкреплено ‘цыф-
ровыми выкладками, но Вы энаете — нет
человека, который бы не опгибалея! По
моему мнению, суда, снабженные предла-
тавмыми мною вещами, будут в пять раз
меньше. тонуть, чем суда с нынешним
устройством. Жалко, если первый мой де-
бют окажется неудачным: я приложил к
этой работе все ‘мои способности! Неудача
докажет, как мало я знаю и как много,
много предетоит учиться!»

Больши? надежды Макаров возлагал на
здмирала А. А. Попова, который в прежнее
время очень благосклонно относился к пер-
вым его шагам на мофеком‘ поприще (имен-
но тогда, когла Макаров плавал кадетом
на флагманском корвете «Богатырь» oce-
нью 1863 года). Макаров никогда не MOT
забыть своего трогательного прощания’ с
адмиралом, который подарил ему на память
свой портрет и так расчувствовался, UT,
‘проелезивитиеь, сказал: «Ну, знайте, что
я вас люблю, а если нужно будет, так и
пригожусь». ‘

Бак же велико было разочарование Ма-
каровз после вотречи, шевть лет спуетя, в
Петербурге с адмиралом Поповым! Андрей
Александрович Попов оботнолея © ним хо-
лодно, а работу, даже не разобравитиеь в
Hel. Rak следует, назвал «недозрелой».

Й вот опять обескураженный Млкаров
на прежнем месте в-свосй маленькой каю-
те, а на столе перед ним — отвергнутая
рукопись... Впрочем, в этом не было ни-
‘чего удивительного: ведь Попов-то пом-
HUT его только недоучившимся кадети-
ком, и таким, очевидно, Макаров по сей
день осталея в памяти адмирала... Обил-
	но, очень обихно... „Но Макаров не падал
	духом. Б этот дочь он записал. в своем
дневнике; «Пришел. я домой совершенно
расетроенный. Лумал, думал, стал ходить
	УГЛА В УГОЛ — И ПРИШОЛ БВ ТОМУ ЗАВЛЮ-
	чению. что нужно. учиться! И учиться! Й
	учиться! В этом я видел.лучший исход и
	—

ответ на все мои вопросы».

Он рискнул снести свою статью в «Мор-
ской сборник». Спустя неделю он был
принят. самим редактором Зеленым, на ко-
торого рукопнеь произвела хоронтее впечат-
ление. Зеленой сказал, что сам своей вла-
стью печатать не может, и отдал рукопись

на рассмотрение председателю Корабле-

строительного отделения Морского техни-
ческого комитета.

Наконец, в мартовекой книжке «Мор-
ского сборника» за 1870 год было напе-
чатано начало работы Макарова. В «Крон-
штадтском вестнике» появилась крайне
благосклонная рецензия, заявлявшая, что
«у молодого писателя г, Макарова... веть
все шанеы занять место во среде наших
морских литераторов»... «Когда я в пер-
вый раз прочел эту заметку, —писал лику-
юший Макаров Поливановой 21 марта
1870 г„—я ходил на аршин от земли! При-
бавьте к этому ежеминутные поздравления
некоторых. товарищей, которые чиетосер-
дечно за меня радовались, и вы поймете
то состояние, в котором я находился и во-
торое так портит людей».

Теперь Макаров осмелилея предложить
	свою работу вниманию адмирала Бутакова
(своего начальника по броненосной эекад-
		ре), и Григорий Иванович, всегда игиро-
ко поошрявший личную инициативу, очень
одобрил ее, Он обещал Макарову не только
содействие, но, что было еще ценнее —
свое личное руководство в дальнейшем.
Было от чего вокружитьея самой рассуди-
тельной и трезвой голове; его похвалил
сам Бутаков, адмирал и ученый мирового
масштаба, к которому ездили учиться мор-
ские офицеры и даже адмиралы иностран-
ных флотов! «На- днях был у адмирала Бу-
такова с. моей стятьей,— пишет Макаров в
том же письме Поливановой,— он обещал
во вторник доложить о глухих. крышках на
люки в Ученом Комитете, а о пластырях
‘сообщить. в, Вронштадт Главному Команди-
py. Пока дела идут как нельзя лучше».
	a

«Bo BropyuK, JeHCTBHTeIBHO, pelllu-
лась моя судьба, Можете себе предета-
вить, что председатель Кораблестрои-
тельного отделения Технического Ко-
‚митета в восторге от моей работы!»
(Из письма С, 0, Макарова Поливано-
вой 31. Ш 1870 г.) -

* Отрывки из книги «Адмирал С. О, Ма-
каров», ›, Ви :
		Офицеры обсуждают.
	работу клуба
	к НОВЫМ
	литературы, почти совсем не организуются
лекции и доклады по проблемным авнаци-
енным вопросам,

Интересным было выступление майора
Хорунженко. Он сказал:

——- Товарищ Сталин поставил перед офи-
церским составом задачу—умело воспиты-
вать и обучать подчиненных. Почему, ‘на-
пример, в клубе не организовать для офи-
церов содержательную лекцию о педагоги-
ке? Почему з библиотеке клуба не органи-
зовать хоронтую витрину, чтобы посетитель
мог познакомиться со специально подобран-
ной литературой об офицере-воспитателе?..
Нужно, чтобы клуб стал культурным цент:
ром офицеров соединения, где каждый мо?
бы и отдохнуть и поучиться.

Особый интересе вызвало выступление
Героя Советского Союза гварлий нодполков-
ник» Фокина. Он говорил 0б офицерской
этике, о том, каким должно быть поведение
офицера. в общественном месте, Тов, Фокин
	> привел: примеры, когда в клубе младигие
	офицеры не проявляют предупредительности
к. старнгим.. как. порой развязно, некуль-
турно ведут себя на танцах, в билливрд-
ной. Он: подчеркнул огромную роль, кото-
рую обязан сыграть в оживлении клубной
работы совет клуба.

— Почему я не хожу в свой „офицерский
клуб?

На этот вопрое молодой офицер-летчик
младший лейтенант Гришин ответил:

— Я не нахожу там удовлетворения
своим запросам. Ведь потанцовать. или по-
смотреть кинокартину можно и в любом
другом клубе. В моем понимании офицер-
	ский клуб-——это место, где можно не толь-
	ко культурно отдохнуть, но и многому Ha-
учиться.

По-деловому  критиковаля работу клуба
и офицеры Бородавка, Громов, Крюк. Майор
Громов указал, что ‘некоторые’ работники
из обслуживающего‘ персонала не соответ-
слвуют своему назначению. Тов. Бородавка
предложил провести в клубе цикл лекций и
доклазоз о боевом опыте летчиков соедине-
ния. В этом большую помощь клубу должен
	оказать штаб. :
Капитан Н. ДУБИНИН.
Северный флот.
		Смотр художественной
самодеятельности
Тихоокеанского флота
		Почти полтора года продолжалось это
тяжелое, изнурительное плавание. Кроме
Макарова, бывиего ревизором на «Тунгу-
36», все офицеры, шхуны ‘плавали на ней
в первый раз. Они были малоопытны и не-
решительны. Для Макарова было очевидно,
что командир не умел извлекать пользу из
перемены ветров. и неискусно .зыбирал
курс. В результате’ всего этого шхуна шла
из Рио-де-Жанейро к Магелланову проливу
вместо двух недель два с половиной ме-
сяца, а в Мателлановом проливе. застряла
на целых полгода! Сильно удручали Мака-
рова и обязанности ревизора. «Ревизоретво,
евязанное с тысячами разных переписок,
расклалок провизии и другими докучливыми
вещами, не может меня завлечь, — жало-
вался он в письмах. — Я давно-уже видел,
что дело. это не по мне,. что я не создан
для того, чтобы быть чиновником и. корпеть
над счетами золотников; но если до сих

ли та птравалтла пт этого табталнрора ме.

Можно себе представить ето радость, когда.
он присутствовал при установке на фрега-
те «Кн, Пожарский» первой магистральной
трубы! Такие же трубы е водомерными _
трубками, задвижками и прочими изобре-
тениями Макзрова были поставлены на
всех. башенных фрегатах Балтийского фло-.
та. Система Макарова; получила общее приз
знание. Он наблюдал за установками труб, .
инструктировал, читал лекции, составлял -
описания и т; д. Векоре его система стала’.
известной за границей. 6 апреля 1876 года =
английский инженер Т. Морлей прочел в:
Лондонском кораблестроительном институ-
те лекцию 0 «водоотливных стедетвах»,
причем три четверти лекции Морлея заз”

ключали в себе описание водоотливной еи-

стемы Макарова.

..Так для Макарова открылись новые
торизонты, началась новая, напряженизя
и ответственная работа, давшая широчай-

и УР: У: Ром 0 разу: я, дельное ee Oe
ший простор развитию его незаурядных
творческих способностей.

пор не отказался от этого докучливого ме-
ета, так это потому, что всегда был того

SrYrTArUrese iwen Рооаютинот 8a Tv? па гГПРАЗЛЬЫ
	мнения, что «взявшись 34. гуж, не говори,   0 tT
что не. люж!» Е   ``. А, ЛУРЬЕ
	Все, что. выходит из-под печатных ма
шин — книги, журналы на русском и на-
циональных языках, центральные, краевые,
областные, районные, фабрично-заводские
газеты, новинки зарубежной литературы, —
поступает в фонды библиотеки.
	За вчерашний день в отдел комплектова-
ния было доставлено 500 новых книг и жур-
налов, тысяча экземпляров советских и за-
рубежных газет.

Каждый день сотни ответов, фото и фото-
копий с ценных рукописей и книг уходят из»
Ленинграда-во все концы страны, }
	ПНЕЙШЕГО КНИГОХРАНИЛИЩА
			Во многих частях и подразделениях этого
соединения созданы небольшие ‘самодея-
тельные коллективы и драматические круж-
ки, которые обслуживают отдаленные бата-
реи и посты. о

Среди надводных кораблей первое место
по организации самодеятельности принад-
лежит. миноносцу, где командиром капитан
3 ранга Лобов. На этом корабле’ уже не-
сколько лет существует художественный
коллектив. Он работает постоянно и сейчас
пополнилея молодыми  краснофлотцами,
только что пришедшими служить во флот.
	‘Командир корабля оказывает помощь и под-
	держку самодеятельности, считая. ее нема-
лозажным средством культурного и полити-
ческого воспитания воичов, Коллектив вы:
ступает с разнообразным и интересным ре-
пертуаром. На олимпиаде он исполнил марш
эсминца «Завещание.  порт-артурцев»,
«Песню о миноносце «СОтерегущий», спенеи
ИЗ onepert «Сильва» и «На берегу Амура»
(муз. Блантера) и лр.

Однако и по репертуару и по качеству
исполнения восьмая олимпиада стоит ниже
олимпиад проныых лет. Многие стараются
пайти этому об’яснения, обходя главную
причину, которая, по нашему мнению, з8-
ключается в том, что некоторые начальники
политотделоз и командиры частей мало уде-
ляли внимания этой области воспитательной
работы и значительно снизили требова-
тельность к ней.

На олимпиаде было представлено болес
ста хоров. Это — явление положительное,
Но ни, один хоровой коллектив не исполнил
новой краснофлотской песни, хютя ‘таких
песен было издано э последнее-время нема-
	ЛЕНИНГРАД, 5 апреля. (ТАСС). Еже-  Советского Союза, Из Красноярска. приш-
	ло письмо, в котором просят указать книги,
посвященные физической географии края.
Строителям шоссе ‘Сочи — Батуми нужна
литература о старинных цементах и строи-
тельных растворах. В письме, полученном
из: Москвы, проф. Греков благодарит со-
трудников рукописного отдела..за умелый и
полный подбор материалов для его новой
работы. ‘

Чтобы дать подобные справки, сотрудни-
кам библиотеки иногда приходится просма-
тривать по 500-=700 различных указателей
	и справочников, огромную картотеву.
	дневно в адрес публичной библиотеки име-
ни Салтыкова-Щедрина поступает много-
численная корреспонденция. :

В богатейшее книгохранилище страны об-
ращаются за всевозможными библиографи-
ческими справками по различным вопросам
науки, техники, искусства,

чера почта доставила в библиотеку не-
сколько десятков таких запросов от орга-
низаций, учреждений, ученых, инженеров,
учителей. Ленинградский печатный двор со-
бирается отмечать свое 120-летие. Для него
библиотека составит полный библиографи-
ческий указатель о старейшей типографии