Ne 84 (22605).
	7 апреля 1946 г., воскресенье,
		Опровержение ТАСС
	CCCP
	знаков того, что Россия ToTdsa cHATp CBOn
требования».

TACG уполномочен заявить, что 9Te
утверждение является ложным. В дейетви-
тезьности, на сентябрьской сессяия Совета
Министров Иностранных Дел 60 стороны
	Советского Союза было едолано предло2е“
	> Cogeme Министров.

(ятилетка
	Закон о пятилетнем плане уделяет боль-
110е внимание развитию морского транслор-

ского транспорта

фронта, лучшей организации труда в брига-
дах грузчиков и культурного ухода за певе-
грузочными механизмами,

Пятилетний план’ предусжатривает дове-
дение ‘механизированной обработки грузов
в морских портах ло 77 процентов. Помимо
тяжелых кранов, парк которых. увеличится
в сравнении с довоенным в 9 раз, широкое
применение в потрузко и разгрузке судов
найдут транспортеры; различные захватные
приенособления, автотележки, ириепособле-
ния для штивки грузов и т, д.

Оборуловаяиге портев тяжелыми кранами
берет.-на себя промышленность. Что касает-
ся легкой механизации, то здесь работникам
MOPCHOTO транспорта придется проявять пий-
циативу и наладить выпуск ве собственны-
ми силами. Нерзые шаги в этой области уже
сделаны. Мивистеретво морского флота- нол-
ностью переключило один из судоремоатных
заводов на специальное производство пере-
трузочного оборудования. В дальнейшем чи-
сло тажих снениаялизированных предирия-
тий, занимающихся изготовлением портово-
‚го инвентаря и ередетв малой моханизации,
будет возрастать.

В Законе о пятилетнем плане заинвано:
«Полностью воестановить еудорементные за-
воды в Балтийском и Черноморском басвей-
ках. Построить. 3 новых вудоремонтных. за-
вода. Увеличить в 1950 году  мощноеть еу-
доремонтных баз морского, флота в 2,5 раза
по сравнению с довоенным нериохом. Уве-
личить в 1950 году число вудопод’емных
сооружений (доков и слипов) в 1,8 раза по
сравнению с 1940 годом». Такие маеигтабы
укрепления судоремонтнюй базы создают
прочную оенову работы флота. Отойдут в
прошлое большие потери в провезоеноеоб-
ности, которые имели морские суда из-за
несвоевременного докования, из-за задержки
в ремонте сверх сроков ит. п,

Строительство доков, слинов, трех новых
судоремонтных заводов, двух новых судо-
строительных заводов, увеличение в два ра-
за станочного парка дадут возможность под-
держивать суда транспортного флета на вы-
соком техническом уровне.

Охновременно с ростом судоремонтной ба-
зы будут улучшаться глубины причалов,
что также по существу является резервом
увеличения грузооборота тергового флота. К
концу пятилетки количество тлубоководных
причалов увеличится в 1,7 раза по сравне-
нию с 1940 годом.

Важно как можно быстрее развернуть
восстановление довоенных глубин на Азовье.
Это ренЕит крупнейшую задачу обеенечения
Южной металлургии рудой, ибо перевозка
руды из Поти в Мариуполь в значительной
мер лиуитируется состоянием морских ну-
тей. На Черном морс, на Каснии, особенне в
Красноводске и Махач-Кале, также пред-
етоят большие дноуглубительные работы:
От степени их выполнения зависят будущие
	HOTORH грузов нефти, хлопка и зерна 1
	этим морским транепортнымх магнетралям.

Нятилетний план предусматривает значи-
тельное улучшение материальных, жилищ-
ных, бытовых и культурных условий совет-
еких моряков. 06’ем жилищного строитель-
ства для работников флота составит свыше
полумиллиона квадратных метров. Сеть дет-
ских садов увеличится на 7? тысяч мест.
Больнете суммы отпуекаютея на восстанот-
ление и строительство клубов, домов отды-
ха. санаториев, бэльниц, амбулаторий, па
растипрение учебной и жилищной базы море-
ходных училииг и мерехедных выентих учеб-
ных заведений. :

xz s&s
	Гигантекий план восстановления и рдз-
	вития морекеого флота потребует нанояже-
	ния всех наших сил, мобилизации всех ре-
вурсов. боциалистическое соревнование из-
может сцлотить силы работников морекоте
транспорта на выполнение исторических
задач, поставленных перед ними в новой
сталинской натилетке.

А, ПОЛЕВОЙ.
	воздушной стрельбы ‘показали офицеры
Максимов и Бондаренко. Тов. Максимов
сделал пятнадцать пробоин в вонуее,
т. Бондаренко — тринаднать,
Напряженная боевая учеба пооходит в
подразделении Герея Советекого Союза Ка-
питана Скугарь. Здесь хорошо провели
бомбометание офинеры Зыков и Андреев.

‘ние’ об уплате’ Италией репараций Совет
сому боюзу, Югославии, Греции и Албд-
нии в размере 300 миллионов долларов, в
том числе Поветеному Союзу только 100
миллионов долларов, при чем об этом уже
неоднократно сообщалось как в советской,
так и в пностранной петатя.
	› ученого металлурга,
спечении его семьи
	г. Ленинграде, где жил и работал покойный
	акалемик А. А. Байков.

6. Установить жене покойного академика
А.А. Байкова—Анне Дмитриевне Байковой
пененю, в соответствии с Ностановлением
Совета Народных Комиссаров CCCP от
28 докабря 1943 г. № 1435, и вылать efi
одинозременное пособие в размере 70.000
рублей.

Установить сестрам покойного академижа
А А КБайкова——Валентине Александровне
Ивановой и Елизавете Александровне Тан-
		месяц каждой пожизненно и выдать HM
единовременное пособие по 15.000 рублей.

7. Похороны академика A. A, Байкова
принять за счет государства.
	В течение восемналцати лет протовола
	деятельность А. А. Байкова в стенах Ака-
демии наук СССР, сначала в качестве чле-
Ha- корреспондента, затем действительного
члена, члена Президиума, первого вице-
президента.

Отличительной чертой деятельности
Axercanypa Аленоанлровича в Акадежия
было ностоянное стремление связать техни:
ческие науки с современной теоретической
	химией и физикой. Он работал одновре-
	монно в двух отделениях Академии — тех-
нических наук и химических наук. .

Во время Отечественной войны А, А.
Байков сделал многое для повышения 0оборо-
носпособноети нашей страны, показывая
своим личным трудом и выстунлениями B
печати, на собраниях и по радив пример
высокого гражданского мужества, етойко-
сти и непримиримой борьбы © фашизмом.

В поеледние годы Алевеандр Алекеандро-
вич был назначен правительством СССР на
ност предеедателя Совета научно-техниче-
ской экенертизы Госплана ССОР. Эта боль-
шая, ответственная работа’ увлекала Ален-
сандра Александровича, и он весьма внима-
тельно осуществлял руководетво деятель
ностью Совета, вникая лично во все детали
рассматривавитихея проектов нового’ строц-
‘тельства и развития новой техники в на-
родном хозяйстве нашей Родины.

’— Отновременно с кинучей, громахной но
‘размаху деятельностью в области науки,
`педатогики и промышленности ‘Алекознлр
	Александрович: развил ‘широкую obimecti-
	венную работу. ВБ течение ряда лет он с3-
	  стоял. председателем ‘Совета научных ин-
женевно-техничеежих обществ. В ФДенин-.
	FRERGPHO-TSXAHSCCREA  оощЩостб. 2 моли
граде он был депутатом dewcopera, был
неоднократно избираем делегатом на с’евды
Советов. В 1937 году А. А, Байков быя
избран депутатом Верховного Совета СООР,
зв 1946 году вновь избран в Верховный
Совет. В качестве старейшего депутата ay
открыл 12 марта е. г. нервую Сессию Сове-
та Союза Верховного Совета СССР.
Отношение в обязанноетям депутата у
Алексанлра Александровича было прониз-
путо чувством почти евятости — весьма
трогательно было еро глубокое неизменное
внимание в избиозтелям, и в их запросам,
которые он никогда не оставлял без ответа.
Велики заелуги неред Родиной Алевезид-
ра Александровича Байкова, прекрасного
человека, ‘талантливого учителя, отзывчи=
вого` друга трудящихой Советского Союз.
Родина не забудет ето светлого имени.
	пожар. И вот оказалось, что тушить нежар,
вести активную, грамотную борьбу за жи:
вучесть некому. Аварийные’ трупны на-
ходились по боевому раснисанию на верхней
палубе и... стреляли но самолетам нротив-
ника из винтовок. Дорога могла бы’ стоить
такая «зенитная оборона». ( того памятного
дня аварийные группы стали заниматьея
своим делом.

Вак только началась война и корабль:
стал ходить в операции; командир совер-
шенно прекратил боевую подготовку личного
состава: Позже, когда я-нопал на лидер
«Харьков», я увидел, как умно и организо-
ванно использовались там каждый час, лю-
бая обетановка дяя обучения и тренировки
по всем специальностям. Строжайший и чет-
кий воинский порядок действительно суще-
ствовал на лидере все 24 часа.

Главным противником для кораблей в TO
время была авиация. Между тем, именно в
зенитном подразделении эскадренного мнне-
ноеца оказались наименее подготовленными
и расчеты в целом и, особенно, команди-
ры орудий. Как видно, их нлохо приучали
еще в мирное время самостоятельно прини-
мать решения, грамотно использовать 6808
оружие, действовать автоматически, При-
Шлось веем этим много заниматься ‘в часы,
звободные от боевых операций:

Итак, в условиях напряженной боевой
деятельности я приобрел практические на-
выки и опыт. Хочется повторить высказан-
цую вначале мысль: желающий чему-либо
научиться офицер не станет ссылатьея на
возраст, на сроки службы и т. д. Выли на
борабле и молодые и немолодые офицеры.
Вто хотел, тот рос. Кто стремился узнать
Новое, расптирить свой кругозор, тот не ожя-
дал приказаний, & сам проявлял любезна-
тельность. Война предоставляла неограни-
ченные возможности для совершенствования.
Вудь только внимательным ко ‚веему, что
происходит вовруг, гляди, думай, работай.

Мы работали много и плодотворно. Я
	учился управлению кораблем, сложному
маневрированию, изучал обстановку,
	театр.

В статье; снубливованной на-днях в
английской газете «Йоркшир поот», утвер-
ждаетея, что на сентябрьской ссосии Co-
вета Министров Иностранных Дел «Россия
требовала, чтобы Италия уплатила pella-
рации. в размере 750 миллионов фунтов
стерлинтов», что составляет 3 миллиарда
долларов, и будто бы «нет никаких при-
	‘порты. Большое ‘количество регулярных и
	срочных линий овяжет Советскую Балтику
с Америкой, скандинавскими странами, Фин-
пандией ит. х. Грузооборот Балтики в 1950
году в сравнении с 1940 г. увеличится в
16 раз.

В Черноморско-Азовеком бассейне, явля-
тощемея наряду с Каспием наиболее круп-
вым по грузообороту, возобновляются в пол-
нем 0б’еме перевозки из Поти марганцевой
руды для южной металлургии, донецкого
угля — для Керченского металлургического
завода, Одсесы и других портов, хлеба —
для Закавказья, цемента — из Новороссий-
ска.

Значительно усиливаются экепортно-им-
портные перевозки внутри Черного моря, на
Дунай, в страны Ближнего Востока, Среди-
земное море и Индийский океан. Значитель-
ное количество грузов будет итти больштим
ваботажем из портов Черного моря на Даль-
ний Восток, Балтику и в. порты Северного
бассейна. Грузооборот `Черноморско-Азов-
ского бассейна к концу пятилетки увели-
читея: более чем в 2 раза.
	На Касли морской флот в новой пяти-
	летке булет заниматься перевозками таких
массовых грузов, как нефть, сульфат, соль,
монгышлакский утоль, и транзитных гру-
зов, илущих но Каснийско-Волжекому вод-
ному пути. Переключение на этот водный
путь хлопка, идущего из Средней Азии в
центральные области ССОР, десх — с Севе-
ра на Закавказье н т. д. имсет большюе на-
роднохозяйственное значение, тар ках осво-
болит нади железнодорожный транепорт от
необходимости перевозить огромное количе-
ство этих грузов за тысячи километров.
	Значительно вырастет грузооборот” в
Дальневосточном бассейне. По сравнению ¢
ловоенным он увеличится в 2,3 раза. Роет
этот произойдет за счет освоения Южнога
Сахалина, богатого углем, лесом, е развитой
рыбной и бумажной промышленностью. Ре-
тулярные зинии свяжут наши дальневосточ-
ные порты с Америкой, Китаем, Австралией
и другими странами.

В послевоенной пятилетке перед моряка-
ми стоит задача лобитьея повышения веех
показателей работы флота. В 1940 году,
например, на одну тонну грузопод’емности
морской флот давал 5,6 тысячи. тонно-миль.
В 1950 году на одну тонну грузопод’емно-
сти флот должен будет дать почти 13 тысяч
тонно-миль.

Существенную помощь в увеличении гру-
зообарета окажет пополнение тоннажа. За-
KOH © пятилетнем плане предусматривает
понолнение морекого флота на 600 тыеяч
тонн, в том числе еамоходными тразопорт-
ными судами == Ha 400 тые. тонн и несамо-
ходными транспортными судами — На 90
тыс. тонн. В отрой будут вступать cyAa, eb-
падающие больнюй скеростью, оснащенные
современным оборудованием и новейнеми
	навигационными приборами.
	та нашей Родины. В 1950 году грузооборот   с Америкой, скандинавскими ст]
морокого флота будет увеличен в 2,2 раза   ляндией и т. д. Tipysocdopor Бал
an ппарнанитю @ тороенным периолом. Лля! голу в евавнонии ¢ 1940 r. y
	морокого флота будет увеличен в 2, раза
по сравнению © довоенным периодом. Для
того, чтобы справиться с такой нагрузкой,
работникам Морского транепорта предетоит
разрешить ряд больших и сложных залач.
Надо учесть, что расширение перевозок гру-
зов мореким путем сводится не только к ко-
личественному росту куреирующих на ли-
ниях пароходов. Морской транспорт пред-
	ставляет собой многогранный хозяйствен-/
	ный организм, который не может развивать-
ся односторонне. Для того чтобы один мо-
ряк мог плавать на судне и перевозить гру-
зы, требуелея, чтобы на берегу работало, не
менее четырех человек. Таким образом, од-
новременно со ветунлением в строй новых
судов необходимо будет соорудить на бере-
гу причалы, оснастить их перегрузочнымхи
уеханизмами, расптирить судоремотилнутю, ба-
зу, провести дноуглубительные работы
итд. ити
	В результате немецко-фаптистской окку-
нации и налетов вражеской авиации было
почти чюлностью разрушено хозяйство. мор-
ских транспортных организаций Черномор-
ского. Азовского и Балтийского бассейнов.
Серьезный ущерб понесли также Мурман-
ское, Дальневосточное и Рейдовое нефтена-
ливное нароходетва. В целом материалные
потери морекого транспорта в результате
войны составили свыше четырех миллиар-
хов рублей. Е
	Сейчае перед работниками морского тране-
порта стоит задача: в течение пяти лет ие
только восстановить все, что разрушили ве-
мецко-фалтистские захватчики, но и пре-
Рзойти довоенный уровень грузооборота в
2.2 раза.
	Еще в ходе войны советские моряки мно-
гое сделали для восстановления хозяйства
флота. Одновременно с выполнением зада-
ный по перевозке грузов для нужд Фронта и
промышленности велись судонод’емные ра-
боты, воестанавливалиеь причальные ли-
HHH, WHO строительство жилиш, складов,
тотовилиеь кадры. Олнако то, что сделано
до сих пор по восстановлению хозяйства, не
может итти ни в какое сразнение, © гигант-
ским нланом предетоящих работ.
	В новой пятилетке советский морской
флот должен будет обелужить в больших
размерах. чем до войны, внутренний грузо-
оборот страны и значительно усилить свою
роль на внешнеторговых путях.
	В малом каботаже наряду с прежними
районами будут освоены перевозки в райо-
нах. отомедиих к Советскому Союзу в ре-
зультате победоносного завершения Отече-
ственной войны. На Севере, Балтике, Чер-
ном море и на Дальнем Востоке овобенно
возраетут перевозки в малом каботаже угля,
руды, хлеба, леса, строительных материа-
лов, хлопка, соли, рыбы и прочих массовых
грузов.

На Севере морской флот будет занимать-
ея перевозками порильского и нечерекого
угля, завозом грузов для Норильетроя, не-
ревозкой руды из Тиинахамари, вывозом ле-
са па судах и р плотах, зав030м грузов для
рыбной промыишиленнеети, получающей боль-
ное развитие на веверном побережье. Уеви-
дивается экепорт руды, леса; устанавли-
вается ряд регуларных линий © поргами
Америки и Европы. В сравнении е 1940 го-
дом грузооборот Северного бассейна возра-
стет в 2 раза.

На Балтике можду портами Ленинград,
Выборг, Таллин, Рига, Виндава, Либава,
Клайпеда, Кенигеберг и другими пунктази
побережья материка и островов большое
развитие получат каботажные перевозки
сланцев, цемента, леса, сахара, сунерфос-
tiara. Кроме тото, нашим судам предетоит
обелужить мощные нотоки импортных 2
экспортных грузов утля, оборудования, пре-
довольствия, которые нойдут в балтийские
	_ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 6 апреля. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
„Летчики части полковника Арефьева
успелтно сочетают изучение пятилетнего
лана восстановления и развития народно-
го хозяйства с решением конкретных 3a-
дач по боввой и политической подготовке.
В пепразделении офицера Вущенко еи-

06. увековечении. памятн выдающегося русского ученого
химика, академика А. А, Байкова и 0б обеспечении
	б) в Ленинградском политехничесво»
инотитуте им. Калинина 2 эспирантених
стипендии; .

в} в Ленинградском университете на
химическом факультете 2 аслираятових
C TET GH At.
	3 Установить етипендии имений акаде-
	мика А, А. Байкова для студентов в размере
400 рублой в месяц каждая:

а} в Ленинградском политехническом
институте им. Калинина 4 стипендии;

б) в Ленинградском университете на хи-
мическом факультете 4 стипендии.

4. Обязать Академию наук СССР в те-
чение 1946 — 1948 гг. издать сочинения
академика А. А. Байкова,

5. Установить мемориальную доску на
1оме № 10 по проснокту Володарского в
	Совет Министров Союза СОР позтанозил:
_Т. Ириевоить имя акадомика Александра
Александровича Байкова Институту метал-
пургии Академии наук ОССР, научным со-
трухнизом которого покойный был со дня
основадкия института, и Лаборатории теории
металлургических пронесеов Ленинградского
политехнического. института им. Калинина,
основателем и руководителем которой был
некойный ажадемик А. А. Байков,
2. Установить докторантокие и асни-
рантекие стипендии имени академика А. А
	Гайкова в размере: нервые по 13009 руб.,
вторые по 800 руб. в мосяк кажяая:

а) в Институте металлургии и в Инсти-
туте общей и неорганической химии А наде-

уши наук CCCP по 4 докторантских и
2 аспирантеких стипендии;
	Советская наука понесла тяжелую
утрату. Утром 6 апреля с. г. окончалея
крупнейший ученый Советского Союза,
академик, Герой Социалистического Труда,
хепутат Верховного Совета СССР Алексаняр
Александрович Байков.

Прекратилась светлая и плодотворная
жизнь Учителя многих поколений метал-
лургов, химиков, строителей, созидателя
научных овнов металлургии и металлогра-
фии, горячего патриота, беззаветно отдавав-
	щего Родине все свои знания, свою энер-
гию, все силы своего могучего ‘ума. _

До самых последних дней своей жизни
Алекеаняр Александрович продолжал вести
научные исследования и проявлял интерес к
тем работам, которые осуществляли движе-
ние науки вперед. Накануне евоей коччи-
ны, 5 апреля с. г., он до 11 yacon вечера
предоедательствовал в химической сокции
Комитета по Сталинеким премиям, а днем
участвовал в проведении опытов плавки
металла в Институте металлургии Академии
наук ОССР. Несколько дней тому назад он
знакомилея с работами Института но ухоб-
рениям Мтнистетютва химической промыш-
зенноети в области применения кислорода
в производстве серной кислоты и © рабо-
тами но фоефатам.

Академик А. А. Вайков являетея вид-
нейшим представителем физнко-химическо-
To направления в металлургии. Ученик

Н. Менделеева, Д. Н. Коновалова и Анри
Те Шателье А. А. Байков своимя леепиями
и иселедовательскими работами существен-
во способствовал превращению металлур-
гии в изуву, стоящую ца ночной физеко-
химической основе. р

А. А. Байковым выполнено евыше 40
научных работ, из которых многие явля-
ютея фунламентальными иослелованиями в
области теории моталяургичееких нроцес-
сов, в области химии черных и цветных ме-
таллов, д также цементов и других. строи-
тельных матеюиалов. В числу выдающихея
работ А. А. Байкова относятся меследова-
ния процессов медепдазильноро преизвод-
тва, изучение сплавов железа с утлеро-
дом, мели с железом, с сурьюй и с серой,
исследования процесса кристаллизации и
втруктуры етали, изучение выесоковаче-
ственной и нержавеющей стади.

А. А. Байков является также одним из
пионеров  метаялографии в нашей страве.
Он произвел ценные теоретические иссле-
дования процессов схватывания, затверде-
вания и структуры портланд-цемента и
гидравлических поментов, процессов разру-
шения цементов в естественных и нроиз-
водственных условиях, исследования кау-
стичевкего марнезита, физико- химическое
изучение производства отно.

Ряд научных работ А. А. Байкова быд

¢ ape

посвящен теоретическим вопросам химии.
диссоциации химических соединений, кон-
тактным явлениям в пламени под влиянием
твердых тел, восстановлению и окислению
металлов.

За свою многолетнюю плодотворную на-
учную деятельность А. А. Байков в 1943
году был удостоен Сталинокой премии
[ етелени.

Длительный период деятельности Алек-
санлра Александровича протекал в Тения-
граде, гле он был одним из руководите-
	лей Политехнического института, Инети-
тута метрологии, университета. Фактиче-
еки же он являлся руководителем, учителем,
постоянным консультантом химиков и метал-
лургов Не только Ленинграда, но также
Москвы, Юга, Урала и Баку, Сталинека и
других промышленных и научных районов.
Повсюду советы, указания, научный анализ
Александра Александровича способствовали
научно-техническому прогрессу и росту
премьытиленноети.

Велика роль Александра Александровича
в развитии высшего образования в нашей
стране. Он не щадил евоих сил на благо
развития просвещения в нашей стране и
подготовил многочисленные научные и ин-
женерные кадры, созидателей могущества
горячо любимой им социалистической Ро-
Дины.
	АКАДЕМИЯ НАУК СССР,
ГОСПЛАН СОЮЗА СЕР,
	Эа годы новой пятилетки но сущретву 38-
ново возродятея Черноморекий, Азовский и
Балтийский бассейны. Большие работы не
строительству портов будут нроведеньЕ на
Дальнем Воетоке.

Портовое хозяйство морских пароходств в
течение пятилетки намечено не только нол-
ностью восстановить, но и значительно усо-
вершенетвовать. Причалы будут оснащены
погрузочным оборудованием новейших 05-
разцов — кранами, автотягачами, лифттра-
ками, автолесовозами и т. д. Механизируют-
CH попрузо-разгрузочные и складские рабо-
ты. Все это позволит обрабатывать суда
самыми быстрыми темпами.

Грузооборот нортов, разумеется, не мо-
жет расти исключительно за ечет етроитель-
этва новых причалов и ввода в эксилоата-
цию новых механизмов. Задача заключает-
ся также и в том, чтобы добитьея высоких
показателей работы нутем ширекого нриме-
нения скоростных методов обрабетки етдов,
правильного  иепользования  причального

У ЧЕРНОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ
	отематически преводятея беседы агитато-
ров. Здесь много внимания уделено на-
гляжной агитации. Художественно 0фор-
мленные офицером Долгупиным . монтажи
отражают перснективы развития страны.
Молодые летчики офицеры Сидоров и Нв-
совкин уепешно вынолнили первое еамо-
стоятельное задание. Высокое мастеветво
	МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОИ. МЕТАЛЛУРГИИ,
МИНИСТЕРСТВО ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
		вать во мне любознательность. Вместе с ним
я участвовал в составлении документации
(корабль только достраивался), вместе мы
готовили экипаж, осваивали оружие, созда-
вали организацию. Повторяю, я был моло-
HIM, совсем недавно окончивщим военне-
морсвое училище, но и сам я и командир
«Грома» — мы не делали скидки ни на в03-
раст, ни на опыт. Служба есть служба. Сту-
пил на борт корабля, несешь определенные
обязанности, отвечай за них полной ме-
рой.

Не всякому командиру корабля дано быть
примером для офицеров. В 1941 году, после
окончания академии, я попал на один из
эскадренных миноносцев Черноморского фло-
та в качестве помощника командира. Вепо-
миная теперь этот период службы; я могу
с уверенностью сказать о себе и о. других
офицерах того корабля: глядя на командира,
мы учились тому, как не следует себя вести
втаршему начальнику, как нельзя учить и
воспитывать: подчиненных. ”

Шли первые месяцы Отечественной вой-
ны. Наш корабль действовал нод Одессой.
Мы ходили-вдоль берега, занятого противни-
HOM, Bela наблюдение и, обнаруживая укре-
пления, живую силу, автоколонны, откры-
вали огонь. Командир второй боевой части
корректировал стрельбу корабля; находясь
в тылу неприятеля, на берегу, я выполнял
функции управляющего огнем, совмещая их
3 работой помощника командира.

Скоро обнаружилось, что у нас крупные
недостатки в боевой организации. Порокя
ее понимали офицеры, говорили об этом ко-
мандиру, но он оказался человеком упрямым,
самонадеянным и отвергал наши советы,
В сожалению, свою принципиальность и на-
стойчивость он менее веего проявлял в- ме-
менты бея. Тут как раз выявилиеь его не-
решительность, весьма слабые тактические
знания, что и послужило в дальнейшем по-
водом для отстранения его от должности
командира.

Печальный случай подтвердил необходи-
мость пересмотра и изменения боевой орга-
низации корабля. Каз-то нас атаковали два
«Мессерииитта». Бомбы унали но носу; у
кормы и по правому борту. HKoe-rie возник
	ненных, после старшин и командиров OTAC-
лений он был готов принять задачу. Я еще
раз распустил личный состав для подго-
товки.

Казалось бы, что командир боевой части,
далеко не новичок в своем деле и ‘на ке-
вабле, ‘должен был испытать естественный
втыд, потревожиться еще в первый раз, ког-
да обнаружился беснорялок в его подразде-
лении. В. конце концов это деле его офи-
церекой чести. Но, как видно, до его еозна-
ния не совсем долю значение всего про-
исшедшего. Капитан-лейтенант Дьяченко от-
несся формально к своим прямым облзанно-
`стям командира-воспитателя.

Во многом, конечно, повинны стариив на-
чальники. В установлении дисцинлины, тре-
бовательности существует  закономерная
цель цоследовательного контроля. Отоит ко-
мандиру корабля, его помощнякам хотя бы
раз оставить без внимания обнаруженное
нарушение устава, стоит ослабить проверву
собственного приказания, и ты сам пожи-
назшь плоды евоего равнодунеяя. Ощущение
нроверки, глаза над собой, воспитывает чув-
ство ответственности.

Таким недремлющим оком являетея стар-
щий помощник воманлира корабля. Но и он
В свою очередь не предоставлен сам себе,
еге также учит; воспитывает и проверяет
командир, Мне довелось служить на не-
скольвих кораблях, некоторое время я сам
вомандовал на Черном море сторожевым ко-
раблем «Шторм». Поэтому у меня сложи-
лось достаточно обнтирное представление 9
разлячных стилях командиров, о значении
вомандирской осведомленноети и заинтере-
сованности новседневной жизнью корабля,
of их воспитательной роли и способностях
  В этой области,

*2.

0 признательноетью вспоминаю я одного
  из нервых командиров, с которым служил на
  сторожевом корабле «Гром» на Тиховкеан-

ском флоте. Он плавал ранее старшим но-
мощннком команлира минного заградителя и
научил меня, молодого офицера-артиллери-
ста, очень многому. Я относилоя Ke всему,
чта окружало меня на корабле, се жадным
	любопытством, и командир старалея разви-
	записки старшею помощника
	комано
	средственный начальник  краенофяотцез,
отваничилея только тем, что научил кое-кав
своих нодчиненных (как молодых, так и
далеко не молодых) пользоваться только
одним телефоном, не считая нужным оказать
0 другом, расположенном совсем рядом с б0е-
вым постом. Телефоны к тому же однород-
ные. Нетрудно предетавить себе раетерян-
ноеть бойцов, если часть средств связи вый-
дет из строя,

Командира отделения не проверял стар-
шина грулны. Офинер не контролировал
старшину...

Между тем, офицер (лопуетим даже, что
	это был молодой офинер) знал © епециаль-
	ном приказании етартнего помощника озна-
Бомить бойцов со средствами связи хотя бы
в масштабе своего отсека.

Обратимея к друтой области, предетав-
ляющей важную сторону воинского норяд-
ка,— к строевой подготовке. Совсем недавно
я был свидетелем такой сцены. Высетроено
пелое подразделение четвертой боевой чаети.
Командир боевой части капитан-лейтенант
Дьяченко принимает задачу № 1, Я внима-
тельно оглядел сначала командиров отделе-
ний. Далеко не все были одеты по форме.
Неряшливоеть била в глаза, Смотрю на
краснофлотцев. Еще хуже. А самое возму-
тительнее во всем этом нарушении устава—
олимпийское спокойствие офицера Дьяченко.
	Вомандир боевей части принимает задачу 7
	абеолютно безразличен к нарущеняю формы
одежды. Я распустил личный состав, дал
срек пригетовиться.

Срок прошел. Нриказываю построить лю-
дей, етал преверять, Мало что изменилось.
Попрежнему пример небрежного внешнего
вила показывали командиры отделений, Нз
самые элементавные венресы офицера сле-
ловали нечеткие, ебивчивые ответы. А Дья-
ченко удовлетверяло такое состояние нодчи-
	Несколько лет назад, в самый разгар вой-
ны на Черном море. я усльниал от воман-
дира лидера «Харьков» П. А. Мельникова
такую фразу: «На корабле должен быть но-
рядок все 24 часа». }

Среди офицеров, среди старшин и крас-
нофлотцев это выражение командира стало
крылатым. Он научил нас понимать глубо-
кий смысл своего требования. В каких усло-
виях ни находился бы военный корабль,
какие бы задачи он ни вынолнял,—на нем
постоянно должен чуветвоватьея строгий,
четкий порядок. Постоянно! Все 24 часа!

Веинекий порялок складываетея из мно-
тих элементов. Он поддерживаетея взем эви-
пПажем, в первую очередь командными
кадрами корабля — офицерами и старнтина-
ми. Порядок исключает деление службы на
главное и второстепенное, на важное и Me-
очное.

Принято ечиталь, что истинная цена ко-
рабельного порядка, постигается оным, вре-
менем. В какой-то стенени это справедливо.
Cram играет известную роль. Но не зл0-
употребляют ли некоторые молодые офицеры
малой опытностью и не нытаютея ли про-
длить свою веенротающую «юность»?
Иные, прослужив на корабле несколько ме-
calles, год, вое еще намерены считать себя
молодыми, неосведомленными начальниками,
е которых, как говорится, и взятки гдадки,

Чувство ответственности офицера за по:
рялов на корабле прививается (повидимому,
ещё недостаточно) в училище. Практическое
плаванье убеждает курсанта в этом нагляд-
но. А служба, буквально с первого же дня,
обязывает каждого начальника быть стро-
тим, требовательным блюстителем дисцин-
лины, организованности,

Цак-то во время одного учения на ли-
лейном корабле «Севастополь» я обратил
-нимание на то, что некоторые враснофлот-
	ира корабля
	Капитан 2 ранга
П. УВАРОВ
		цы очень неуверенно обращаются co oper
ствами связи. Проходя но коммунальной па-
лубе, я задержалея у боевого носта и дал
приказание одному краснофлотцу позвонить
в пост энергетики, спросить разрешения от-
праить переборку с камбузной палубы. И вот
вижу: он кинулся не к ближайшему теле-
фону, а к тому, который нахедилея на про-
тивоположном борту, метрах в пятнадцати
от него.

— Почему, — спраниваю  краснофлет-
ца,— не пользуетесь этим телефоном?

== Не умею обращаться, — отвечает.

— Давно елужите?

— Два месяца.

—= Пора знать:

—- Да я в наряде долгое время нахо-
	Ну, ладно, думаю. Молодого не успели
научить. Повторяю приказание другому.
Вартина буквально повторяетея. А ведь этот
служит на корабле уже полтора рода. Астати,
при мне же переборка была отдраена не не
разрешению с поста энергетики, а... HO
просьбе старшины продовольственной груп-
пы. Потребовалось человеву пройти, он по-
просил, и его уважили.

Вот что обнаруживаешь, когда ностроже
ий поглубже начинаешь проверять порядок.
Командир отделения знал, что у него есть
молодые краснофлотцы. Сам, получив соот-
ветствующее приказание, назначал их в на-
ряд. Стало быть, он обязан помнить о них,
осебо с ними заниматься, подтягивать их,
повышаль их знания. Но в данном случае
командир отделения, ближайший и непо-