_ Я апреля-1946 г
	ad -BOCKDECeHbe, №
		КР.А СН:Ы(Й -Ф ЛОТ
	Зесна ча
	—_
	специальный корреспондент
«Крадноге Флота»
	славии, Расчлененную Югославию ссориди
с проданной Гитдеру Болгарией. Дунай етал
ареной международных провокаций, могилой
фашистских жертв, мутной от пролитой нех-
цами славянской крови. рекой. Мы внесли
в Дунай желанное для Балкан дыхание ми-
ра и свободы. Недаром с такой душевной
	теплотой и искренностью встречали Kpae-

ем № МА, 5.
	ную Армию в придунайских странах. Одна
	из . целей, которую мы себе поставили. —
	вернуть народам Европы Дунай, дабы он
узами дружбы связал расположенные на его
берегах государства.

Река была предельно засорена минами
всех воюющих сторон.

Немецкие, румынские, английские, аме-
риканекие — несколько тысяч мин всовоз-
можных систем закрыли плавание по Ду-
наю. Разумеется, ни одна из придунайских
стран He смогла бы самостоятельно расчи-
 стить реку от этих адских преград. Флоти-
лия начала тралить се первого дня нашего
прихода на Дунай. Доставленные © Водги
на Дненр маленькие речные катера были
 нереоборудованы пол тральщики и через
Очаков, Одессу и Днепровский лиман север-
шили неслыханный для них переход в Йз-
маит. Так возник первый дивизион трале-
ния — основа будущей тральной флотилии
дунайцев. С этими маленькими силами на-
чал свою трудную, опасную и долгую работу
капитан 2 ранга Григорий Охрименко. Он
открыл путь боевым кораблям. _

Прижимаясь близко к берегу, по обход-
ным Ффарвалерам вверх но Дунаю шли: е0-
единения бронекатеров и караваны барж
© грузами для наступавитих в глубь Европы
фронтов. Фронты уходили вверх по реке:
Часть тральщиков шла с ними, пропахивая
обходные фарвалеры. Другая часть остава-
лась позади, продолжая чистить реку от
  мин. Флотилия не ограничилась прокладкой
  путей для своих соединений. Еще в лни
войны Охрименко стал расширять фарвате-
PE, восстанавливая нормальную навига-
цию в Румынии, Болгарии и Югославии.
Вся Югославия помнит, что первый хлеб
Белграду доставил советекий моряк Григо-
pai Охрименко, первые караваны с грузом
провели наши тральщикя и нервые пути на,
Дунае открыла наша флотилия. Григорий
Охрименхо получил редкое в Ютославии зва-
ние народного героя, и теперь; когда он по-
является в ютославеких городах, люди в по-
чтении останавливаются и снимают перед
ним шапки.

Начав от устья, Охрименко прошел co
своими тральщиками до Вены, обезвредив
сотни мин. Это было, однако, лишь началом
кропотливого труда, продолжающегося ‘ло
сих пор.

‚ Кончилась война, и лая лунайских траль-
ников началаеь горячая страда. Нало было
открыть Дунай для грузового и пасезжир-
свого движения, обезопасить его для рыба-
  вов, обставить тысячекилометровый путь
веками, огородить-минные банки, ‘помочь
строителям - мостов, расчистить дорогу
В глубь прилунайсвих стра но. многочи-
сленным притокам. Шо просьбе Югославии
дунайцы протралили сотни километров на
Саве и Драве. До поздней осени флотилия
продолжала эту работу, открыв плавание
в пределах Австрии, Чехословакии, Beu-
грии, Румынии и Болгарии. Для разорен-
ных войной тосуларетв, линенных  нор-
мального железнодорожного транспорта, это
было спасением. Работу тральщиков пре-
рвала зима. Дунай стал, и корабли ушли
в затоны на ремонт.

Прошелигую зиму в притунайских стра-
нах очитали лютой, хотя морозы не превы-
шали пятнадцати градусов. Злешних людей
уливаяла выносливость наших сибиряков
или рязанцев, невозмутимо трудившихся
‘всю зиму на строительстве мостов или на
‚ремонте кораблей. Нащи инженерные части
строили железнодорожные и шоссейные
мосты для Чехословакии, Венгрии и Юго-
славии. Ледостав стал серьезной помехой
‘для хозяйственной жизни возрождающихся
стран. Перевозки целиком легли на жедез-
ные дороги. Надо было беречь мосты от ле-
дохода. В Булапеште посреди Дуная торчат
обрушенные при взрывах фермы и быки

Солнце стоит высоко над Дунаем, где-то
выше бездонной голубизны неба, и мутные
	воды: загрязненной городом голубой реки
отевечивают мирнадами слепящих бликов.
Пришла весна, дружная, теплая и светдая.
На холмах Буды, над развалинами прошло-
годних бастионов расцвел миндаль. 0бса-
женное черешниней шоссе Вена — Будапени
оделось в розовые краски. Распустились
Фруктовые сады на склонах. На улицах го-
родов появились продавцы гиацинтов и
фиалок. Зелень скрыла ожоги войны. Земля
недавних сражений обрела пестрый и соч-
НЫЙ ВИД.
Даже не верится, когда прилетают люди
` из Москвы и рассказывают, что там то схва-
тывает мороз, то шумят олчепели, талый
снег разливается по переулкам, а в загород-
ных рощах возникают первые весенние ру-
чьи. Здесь нет таких переходов от одного
времени года 5 другому, нет этой милой Ha-
шему сердцу певучей весны. Русские люди
тоскуют по ней, как и по добротной крепкой
зиме, и как ни любо всякому человеку лет-
нее тепло, все же до смерти хочется влох-
нуть влажного подмосковного первоцвета.
Весна на Дунае — пора годовщин W AWA
	нас и хля народов придунайских стран. Мы.

отмечаем даты боев, юбилеи сражений, na-
мятных рейдов и десантов. Жители празд-
нуют тодовщину своего освобождения, те
золотые дни, что навеки вписаны Красной
 Армией в календарь народов Евроны. В Бу-
данеште день освобождения праздновали
в феврале. В Естергоме — в марте. В Бра-
тиславе и Вене эти дни наступают в алре-
ле. Венгрия об’явила 4 апреля респубти-
каноким национальным праздником 0сво-
бождения. Апрель становится для приду-
найских стран истинным месяцем весны.
С этой весной евязано воскрешение repe-

*., дов‘ и возвращение народов к жизни.

at)

Мне пришлось недавно на бронекатере
пройти мимо берегов Югославии вниз по
Дунаю. Большинство командиров и некото-
рые краснофлотцы были участниками про-
	‘шлогодних боев, но берега реки они по су-
ществу наблюдали впервые: против течения,

вверх флотилия шла ночами, и ‘в намяти
людей остались линь места, где задержн-
вался фронт. Сейчас мы шли днем, и никто
не хотел во время этого перехода покидать
палубу. Глаза всех были прикованы к бе-
регам реки, то и дело я слышал ‘взволно-
ванные возгласы:

— Смотри, смотри — наша артиллерий-
сЕзя позиция.

— Вот от того мыса я прямой наводкой
дал немцам...

Но не только кровь, муки, бессонные но-
чи, переживания, надежды и страсти войны,
хранимые берегами Дуная, заставляли вол-
новалься героев минувших сражений. Бе-
рег, где они проливали кровь, жил. Там
дымились заводы, мертвыми выглядевшие
в дни войны. Там шли поезда по мостам, пе-
рекинутым через реку Красной Армией.
Там трудились на пашнях и виноградниках
крестьяне. И на всю эту жизнь советские
люди смотрели, как на всходы своего по-
осва.

— Трудно было. в прошлом году пред-.
ставить. себе, . что..все так. оживет, == сказал:
кто-то из офицеров: :

Mit He Oban B aTOM BOspOmeHMA cTOpoR-
HIM наблюдателями, Наша армия не только
освободила Дунай от фашистов. Ее миссия
простиралась значительно хальше: Армия
помогла народам разоренных стран стать
на ноги. В этом особенность зарубежной во-
енной службы советских людей. Это не про-
oN гарнизонная служба, отгороженная ка-
CHRO стеной от окружающей жизни. На-
ии люди каждый день своим трудом, уме-
нием, техникой помогают восстанавливать
хозяйство, транспорт, промышленность ое-
вобожденных государств. И одна из вели-
чайщих заслуг, за которую благодарны
ветскому народу вее придунайские стра-
НЫ,— ЭТО возрождение Дунайского водного
ITH. ,

Дунай воетда был душой Юго-Восточной
Твропы, С ним неразрывно связана вся эко-
HOMEKAa этого края. Одну из самых ожив-
зенных рек мира немцы закрыли е первого
Дня своего появления на Дунае, стремясь
разобщить и ноесорить раеположенные в его
бассейне страны. Они искусственно разжи-
тали так называемые «дунайские противо-
речия». Венгрия палача Хорти была врагом
не покоривитихея фапристам народов Юго-

старинных мостов. Жители венгерской ото-
	лицы ожидали, что здесь будет нагромож-
	даться леди город подвергнется наволнению.

^^ a
	Это бедствие предотвратила, Красная Армия.
	Специальные команды день и ночь дежу-
		вая ледяные торосы. Гральщики флотилии
работали совместно с нонтонерами Квасной
Армии, Они спасли Будапенит от наводнения
И мосты от разрушения.

Зиуа была короткой, и времени для ре-
мента ^ кораблей было мало.” Краснофлотцы
работали день и ночь. Первыми вышли из
затонов тральщики. Их.е нетернением жда-
	Hi TO BOOMY дунайскому нлесу. Чехи нро-
	сили поскорее открыть фарватер у Брати-
славы, югославское правительство в пер-
вую очередь было заинтересовано в. путях
между Белградом и Панчево, где после раз-
рущений мемцами моста Дунай стад един-
ственным путем снабжения югославской
	столицы иродовольствием. Болгары ирасили
	открыть фарзватеры у Рущука. На’ таком
огромном пространстве в минимальный срок
	Дунайская флотилия должна была провести
	вонтрольное траление..
	В один и тот же день из затонов ВыШИ
тральщики у Велграда, Будапенета, и Вены.
	Григорий Охрименко сам пришел с кораб-
лями путь от Братиславы ло Рущука, 3a
короткий срок тральщики проверили реч-
ные пути, кое-где расширили ‘их, подорвали
	несколько мин и открыли фарватер для нз-
	вигации первой послевоенной весны. .
Дунайский путь усилиями советских лю-
	деи снова служит экономическим интересам
государств Юго-Восточной Еврены. В годы
	войны люди за рубежем восторгались нашим
умением воевать и побеждать, тенерь они
преклоняются перед нашей волей к восста-
новлению, Я был на митинге по поводу от-
крытия моста через Дунай в вентерском го-
pare Дьер. Этот мост, соединяющий Венгрию
	ВРЕТ

И Чехословакию; построила Красная Армия,
	и выступавшие на торжестве ораторы под-
‘черкивали, что русские люди своей работой
‘облегчают сближение дунайских стран. На
митинге рабочий одного из дьереких заво-
Дов заявило

—- Русские`умеют работать. Мы. работая
	адом, поражались русской выносливости
и трудолюбию. Нам надо учиться у. вае.
	вак следует BOCCTAHARIBBATS TOCHCROCHHYE
ЖИЗНЬ.

Народы Enpomst видят: сейчас В: nocneRo-
	°ННом труде. советских людей побуждающий:
пример. Неларом в Югославии, где вообще
каждое слово о СССР пользуется больнюй
популярностью, население е особой жално-
	стью смотрит кадры воветской кинохроники
в нашем созидательном труде. У витрин, где
были вывешены газеты с изложением на-
шего пятилетнего нлана, всегда толпились
люди. Когда в вагоне поезда, Белграл—@у0-
	оотица один человек удивленно спросил ме-
ня, неужели Советская страна за пять лет
	сможет. построить миллионы домов и нред-
приятий, мне не пришлось ему отвечать.
За меня хопом и горячо ответили окружав-
щие нас сербы, заявивиеие, что Советский
Союз уже не раз показывал, как точно ou
осуществляет свой планы,
	Наступила первая послевоенная весна на
	Дунае. Всходами отелись поля. Черны пали-
ни на равнинах. Ма виноградниках, на ни-
вах Югославии, Венгрии, Болгарии, Румы-
нии, Чехословакии. Австрии. во всей осво-
	божденной Красной Армией Юго-Восточной
Европе земленашцы вернулись к прерван-
ному немецким вторжением труду. Они тру-
	дятся тенерь на своей земле на благо своих
	народов. В эту весну они вкладывают много
труда и надежд, хотя есть еще много же-.
	лающих им помешать. Неведомо откула в
Венгрии вдруг обнаружилось энное количе-
ство графов и различных претендентов на
розданную: уже крестьянам, возделанную
	трудом, потом и кровью народа землю. Они:
	‚важутся. выходцами с того света, хотя их
истинный маршрут прозаичнее и короче,
Они возвращаются с Запада, куда удирали
вместе с немцами. Но не то время ныне на
Дунае. Здесь не осень сейчас, а весна, вес-
на демократии — еще молодой, лить возро-
дившейся, ‘но возникшей на благодарной
нечве, в огне, страданиях, в многолетней
борьбе и в 10беде над фашизмом. То, ‘что
добыто такой ценой, люди не уступят мрач-
ным тенямони с того, ни с этого’ света.
Здесь сумеют отстоять свою весну,
	Будапешт — Белград.
	Эсминец, «Резвый» входит в дымовую
завесу.

Фото Л. Дубильт.
	Кинофильм

о Заполярье

МУРМАНСК, 6 апреля. (По телеграфу от
корр. «Красного: Флота»). В Мурманской
	области начала работать бритала Ленин-
градской студии кинохроники. В беселе с
	Спорт
	Победа военных пловцов
	Праздник Севера
	Вчера в баесейне Пролетарекого района
Москвы в третий раз разыгрывалея нере-
ходящий приз «Вомсомольской правды» по
плаванию. В прошлые годы два раза подряд
этот приз выигрывала сборная команда
словцов орденоносного спортивного обще-
ства «Динамо». В этом году нриз оспари-
	еком заплыве на 100 метров ветретились
недавно демобилизованный из состава фло-
та Александр Нустяков, выступающий те-
перь за общество «Динамо», Артемий Ли-
боль и быстрейший пловен страны Вита-
лий Ушаков. («Торпедо»). Цобелил Пустя-
ков со временем 59.3 секунды. .Либель и
Уптаков разделили второе и третье меета е
одинаковыми результатами — 1 мин.
00,6 сек. В заплывах на 200 метров брас=
вом военный моряк Вадим Оболенский вы-
играл первый заплыв с результатом 3 мин,
07.9 сек. Лучшее время показал заслужен-
	НЫЙ мастер спорта Деоних Метков —
	2 мин. 35,9 сек. — на 1:3 секунды выше
официального мирового рекорда.
	Была также разыграна. комбинированная
эстафета 3 Ж 100. метров. По сумме очков
Romania WAKA вышла на первое место, и
‘ей контр-адмирал Нананин вручил перехо-
дящий приз газеты «Комсомольская прав-
ла».
	22 ‘век. Второе место. заняла команла Ce-
верного флота—1 час 36 мин. 58 сек.

Многочиеленных зрителей привлекли с0=
ревнования HO ‘буксировке: лыжников 3a
оленями Ha полтора километра. Победите-
лем этого интересного вила спорта оказал
ся предетавитель Красной Армии Ануфриев.
Ето результат-—2 мин, 22 сек. На ту же
дистанцию были проведены соревнования
для оленьих упряжек. Первой подошла к
финилту упряжка т. Захарова.

В скоростном спуеке на лыжах среи
женшин лучших  фезультатов  побилась
	ленинградка Овчинникова: у мужчин высокое
	мастерство продемонстрировали москвич
Фялатов и представитель Грузии Гавва.
Эвание чемпиона области в тридцалики-
лометровой гонке завоевал Ульянов (Врас-
ная Армия), прошений дистанцию за
2 часа 30 мин. 56 сек. Второе место занял
Терентьев (Красная Армия) и третье—пред-
ставитель Северного флота Кузьминский.
	Воманхное первенство выиграли лыжни-
ви Красной Армии, второе место заняли
стортемены Северного флота и третье —
Ленинтрадекой области. Звание ‘абеолютно=
го чемпиона Празлника Севера присвоено
	Терентьеву (Красная Армия) и Рыбаковой
	(общество : «Пветмет»).
	корреспондентом «Красного Флота» pyKo- КА а т о ~
водитель бригады maypeat CraanucKoll npe- т ‘A, спортивных обществ  «Горнедо»,
Mate Beer. Плов. «линамо»_
	Перед началом соревнований участников
приветствовал главный сулья дважды Ге-
рой Советекого Союза контр-адмирал Пана-
нин. Начались состязания на дистанцию
100 метров вольным стилем. Во. составе
команды ЦДКА немало пловцов из военно-
морских сил. Среди них неоднократные чем-
пионы. и.. рекордеменые  Военно- Морского
	Фхота Артемий Либель. Наталия Гончарен-.
ко, Нина Александрова‘и другие. Сто_мет--
	ров кролем у женшин выиграла’ рекорд:
сменка страны Юлия ВБочеткова с резуль-
татом 1 мин. 11,9: сек. В сильнейшем муж-
	  МУРМАНОХ, 6 ‘апреля. (Пв телеграфу от
Hopp. «Красного Флота»),. Двенадцать лет
подрях в Мурманске проводятея традицион-
ные лыжные соревнования, получивигие
название. Праздник Севера. Обычно на
праздник с’езжалтея лучиеие спортемёны
страны. Так было и в этом году. На еорев-
нования .‹ ириехали  заелуженный мастер
спорта, Орлов,  чемииюн страны на 50 кило-
метров. Рогожин; > нредставители» частей
Красной Армии и Северного: флота. `В’ комана
де североморнев -= старшие лейтенанты:
Ежов‘и Головин, младигий лейтенант Ала-
ев, старший техник-лейтенант Старицкиай:

Праздниию открылся нарадом ‘участников,
носле чего победители прошлогодних co-
стязаний тт. Торопов и Овчинникова под-
няли флаг соревнований. Началась лыжная
эстафета 4 Ж 5 километров. Нервое: место
выиграла еборная: команда, составленная из
гостей и участвовавтая вне конкурса. Вре-
мя. победителей—1 чае 30 мин. 41 сек.
Лучшие результаты по. этапам люказали мо-
оквичка 9. Селнова (25 мин. .48 сек.),
А. Храмцов (Новосибирск — 21 мин.
05 сок.), 3. Болотова (Москва—23 ман.
16 сек.) и горьковчанин П. Орлов (20 мин.
32 сек.).

Среди зачетников первенетво завоевали
лыжники Красной Армии—1 чае 35 мин.
	_7 Мы производим с’емки для северно-
го. киножурнала, регулярно выпускаемого
нашей студией. На пленку будут засняты
кадры, отображающие новое строительство,
рабату шахт Заполярья, тралового флота,
консервных заводов и т. д. Мы посетим Ки-
ровск, Мончегорск, Иоканьгу и другие
пункты области, покажем на зеране жизнь
Н быт поморских становищ, рыбацких по-
селков, выйдем © траулером в море на лов
рыбы; Засвяв- традиционный спортивный
праздник Севера, а также всосоюзные тор-
нолыжные соревнования в Кировске, носе-
тим Вольскую базу Академии наук, побы-
ваем в полярном ботаническом саду. В
дальнейшем ‘намечено сделать специальный
фильм, посвященный Неченге. Нредпола-
гается также запечатлеть на пленке бое-
вую подготовку‘ и быт моряков кораблей и
частей Северного флота, героически за-
щишщавитего Заполярье в годы. войны.
	Оператор Евгений Богоров 20 лет рабо-
тает в кинематографии. Со своим киноап-
царатом он участвовал в поисках экепели-
ции Нобиле, в нод’еме ледокола «Садко»,
снимал различные полярные экспедиции. В
годы Отечественной войны тов. Boropos,
был одним из главных операторов фильма
«Ленинград в борьбе», енимал фильм о ззя-
тии Берлина, картину «Побеха на Сове-
ре». Он награжден орденом Красной Звез-
ды И пятью медалями. у
	Конференция
по вопросам качества
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 апреля. (По rene-
грату). В. Н-ской авнаремонтиой мастер-
ской проведена конференция по качеству.
С докладами на конференции выступали
инженеры, техники, мастера цехов и от-
дельных участков.
	О причинах, порождающих брак, pac-
оказал капитан” Сердюков. Выетупление
инженера Субботина было посвящено
необходимости систематического повыпге-
ния технических знаний работников ма-
		ОБМЕН НОТАМИ МЕЖДУ США И ЮГОСЛАВИЕЙ
В СВЯЗИ С СУДОМ НАД МИХАЙЛОВИЧЕМ
	что было’ об`явлено и установлено’ до на=
стоящего времени относительно тпредатель-
ства и сотрудничества Михайловича ‘с нем-
цами и многочисленных его: преступлений
в отношении ваших народов, в ноте обхо-
дятся все эти факты и высказывается мче-
ние, не отвечающее действительности. На
многочисленных процессах ‘предателей —
офицеров Драже Михайловича” были с0-
вершенно свободно даны показания, пол-
тверждающие все документы о предатель-
стве Михайловича, которыми располагает
правительство Югослазии. Это  предатель-
ство подтверждают десятки тысяч бойцов
югославской ‘армии. Это . предательство
подтверждают десятки тысяч живых CBH-
детелей в Югославии, члены семей которых
	либо имущество пострадало от Михайло-
	вича или его людей. И это предательство
подтверждает также сам Михайлович».
Далее в югославской ноте говорится:
	«Правительство Югославии ‘допускает, что.
	Михайлович занимал внешние  лойяльную
позицию в отношении ‘Америки: и что H3-.
вестное число американских летчиков, вы-
нужденных спуститься на контролировав=
шиеся им территории, было спасено. Но
разве он мог поступить иначе, тем более,
что он надеялся на помошь продовольствием
и оружием за эти услуги. В связи с этим
правительство °Югославии должно напом-
НИТЬ, что силы ‘народного освобождения
спасли около двух тысяч союзных, преиму-
щественно американских, летчиков, часто
не щадя своей жизни». В заключение пра-
вительство Югославии указывает в своей
ноте, что при расследовании и во время
суда над предателем Михайловичем будет
праменена полная‘ справедливость.
	ее ЕВ 9 BEAPBAH, 6 anpeaa. (TACC). Buepa te-

стерской. .  чать ‘сичбликора ца ‘мот ornrnnuwe nf
	давно сильное подводное землетрясение.
Средиземноморский пояс простирается от бе-
регов Нортугалии через бассейн Оредизем-
	чать опубликовала ноты, которыми обме-
нялись правительства США и Югославии
в связи с предстоящим” процессом Драже
Михайловича.

В ноте правительства СИТА говорится,
что имеется известное число бывших аме-
риканских офицеров связи при штабе Ми-
хайловича и других лиц, находившихся в
тесной связи с Ним, а также американских
	ного моря далее через. Кавказ И `Врым В тесной связи с ним, а также американских
Среднюю А Asmo и на юге, через Иран, Индию, летчиков спасенных «несомненными. уси-

‘лиями генеральских сил», которые распо-
лагают доказательствами, могущими ока:
зать соответствующее влияние на обвине-
ние °в сотрудничестве ‘с оккупантами, вы-
двинутое югославскими властями против
Михайловича. Е:

В связи с этим правительство СНТА по-
ставило перед  югославским правительет-
вом вопрос O предоставлении указанным
лицам возможности дать показания в свя-
зи с расследованием дела Михайловича.

В ответной ноте югославского прави-
тельства выражается сожаление по поводу
того, что правительство Югославии не мо-
жет удовлетворить желание правительства
США. Только военный суд, который будет
судить Михайловича, указывается в юго-
славской ноте, имеет права, призвать в ка-
честве свидетелей кого он найдет нужным,
и правительство. Югославской республики
не имеет права влиять на суд.

Затем югославское правительство указы-
вает, что оно не может согласиться с со-
пержанием ноты правительства США, в ко-
торой отрицается предательское поведение
Михайловича во время войвы, «Весьма
странно, — говорится в ответной ноте юго-
	славских властей, — что после _зсего: того,
	Kuta и Индонезию, сливается с тихоокеан-
ским поясом. На севере этот пояс прости-
рается через Восточный Казахстан, захва-
тывает Байкал и далее выходит к Тихому
океану через наши дальневосточные терри-
тории. Только в ‚среднеазиатских республи-
ках советские сейсмические станции реги-
стрируют несколько. сот землетрясений в
Год.

Если мы, на основании наблюдений сейс-
мических станций, сможем сказать, в каких
местах землетрясения бывают чаще и силь-
нее, з в каких — реже и слабее, то мы тем
самым окажем больнтую услугу человече-
ству. Можно указать, где именно строить
сооружения и где какие меры применять,
чтобы сооружения были устойчивыми, не
разрущались. В. этом большая практическая
польза науки о землетрясениях — celicMo-
логии.

Упругие волны, возникающие при. зем-
летрясении, распространяются во все сто-
роны и проникают в глубь земли. Если
землетрясение произошло в Новой Зелан-
дии, а отмечается сейсмической станцией в
Швеции, это значит, что упругие волны про-
шли сквозь внутреннюю часть земного птара,
через большие глубины. Отметим, кстати,
что центр земного шара находится на глу-
бине около 6.400 км. Такие наблюдения
нал волнами, идущими сквозь землю, ведут
	могут вызвать . землетрясение, но’ обычно
BECHMA малой силы и чисто местного характе-
	Ва. Такие землетрясения называются вул-
	Каничесвими,

Недавнее землетрясение в районе Алеут-
ских островов, несомненно, принадлежит к
чиелу тектонических. .

Человечеству в незаламятных време
принытось испытывать грозные последствия
землетрясений. Наиболее культурные
страны древности —— Греция, Рим и страны
Востока — были расноложены в таких ме-
стах, где землетряеения довольно часты.

Настоящее изучение землетрясений, их
раслтространенноети, разрунтительной силы
и других характериетик началось менее. ста
лет назад и составляет теневь целую нау-
ку—сейемологию. В развитии мировой сей-
смологии сыграли большую роль работы
русского ученого академика Вориса Борисо-
вича Голицына. Его имя чтут и по сне вре-
мя все сейсмологи, а приборы, сейсмографы,
регистрирующие землетрясения, создалиные
Б. Б. Голицыным, работают на лучнеях, сей-
смических станциях обоих полушарий.
	Мы не можем предотвратить землетряее-
	ния и даже еще не научились заранее их
предсказывать. Однако изучение землетря-
сений с различных сторон. оказывается
очень полезным как для практики, так и
тля науки о внутреннем строении земли. На
земном шаре ежегодно происходит не менее
10.000 землетряеений, то-есть чаще чем по
одному Чорез час. Часть их весьма слаба и
не производит никаких разрушений, но не
менее ста — разруптительны. Правда, не-
	одводные землетрясения
	течно больнюи, чтоды причинить ущерб.
Эта же волна докатилась до Центральней
Америки, шла она со средней скороетью в
200 м/сек.

Помимо таких морских сейсмических
волн, которые не совсем правильно называ-
ются приливными волнами или «тунами»,
в реках и водоемах при землетрясениях об-
разуются  «сейни» — колебания уровня
воды в водоеме (заливе, реке, озере). Эте—
медленные колебания уровня, нричем если
У одного берега BORA поднимается, то у
противоположного она опускается. — :

Что чувствуют во время подводных зем-
летрясений экипажи кораблей? Если ко-
рабль продвигается вблизи эпицентра зем-
летрясения, то обычно толчок ощущается
либо в виде легкого вертикального удара,
либо напоминает задевание за дно или за
риф. При очень сильных подводных земле-
трясениях или если корабль проходит нено-
средственно над эпицентром, ‘могут быть
повреждены отдельные части, & иногда и
корпус. В данных случаях вода служит пе-
педаточной средой, и судно испытывает та-
кие же толчки, как и здание на земле.

‘Землетрясения, при которых: наблюдают-
ся разрывы земной коры и перемещения: от-
дельных ее частей вверх и вниз (ебросы)
или в горизонтальном направлении (сдви-
ги), называются тектоническими. Они наи-
более часты и. интенсивны. Тектонические
землетрясения связаны с теми областями,
где проходят горные цепи и где земная кора
подвергается наибольшим изменениям. В
самом деле, в течение очень большого вре-
мони горы разрущаютея; дожди, снег и ве-
тер переносят породы в близлежащие низ-
MeHHOGTH, где они скапливаются. Таким 0б-
разом, одна часть земной воры «разгружает-
ся», другая «натружается» и сжимается.
Породы межлу этими областями должны из-
гибаться. Наступает такой момент, когда
породы не выдерживают и лопаются, — тог-
да и происходит сброс. .

При деятельности вулканов наблюдаютс
взрывы, выбросы газов, которые также: .

\%

1 апреля, во время сильного землетрясе-
ния в районе. Тихого окезна, образовались
‘тромные волны, которые докатились до
Гавайских островов, ееверного нобережья
США и Калифорнии п причинили большой
Ущерб. Для того чтобы об’яснить причины

* SFG довольно редкого явления, небезын-

тересно ознакомиться с характером и при-
чинами землетрясений и их влиянием на
вную поверхность. ~—

] вентября 1923, года. произошло силь-
нейшее землетрясение,  разрущившее То-
Во и крупный японский порт Иокогама.
Зницентр этого землетрясения находился в
81—90 км от Токио, нод днем залива Са-

‚ ми. В результате этого землетрясения по-

M640 свыше 100.000 человек, было раз-
рущено и повреждено более 500.000 пост-
ров. Оно принесло разрушения и ощуща-
1065 на‹Территорли около 800 км в. попе-
речнике. Измерения глубин после земле-
Трясения, в заливе Сагами показали, что
Часть его дна площадью в 700 квадратных
Млометров опустилась, а другая, нееколь-
0 меньшая, поднялась. Максимальная ве-
чина под’ема и понижения составляла
около 200 метров. При этом об’ем самого
залива увеличился на несколько десятков
убических километров. Такое быетрое из=

‘енение об’ема залива привело к 0бразо-

занию большой мопсной волны высотой

`броло 10 м. Она, дойдя де берега, причини-

№ прибрежной части большие разрушения,
Такого рода явление проиеходило и пря
‘ильнейшем лиссабонеком землетрясения
1755 года. Тогда были разрушены многие
рода Португалии, Испании и Северной
Фрихи, Эпицентр землетрясения находил-
(Я в Атлантическом океане, и, повидимому,
механизм землетрясения бый полобен япон-
‘кому, Огромная волна, достигавигая места-
ми 16 метров высоты, налетела на порту-
тальский берег, проникла свыше чем на
Полкилометра внутрь континента я причи-
Нила колоесальные разрушения. Волиа зна-
чительно распространилась, и даже на
канлинавском полуострове она была доста-
	Декларация греческих демократических партий
	за махинациями своих врагов и что его Tep-
пение имеет гранины.
	  Декларация призывает либеральную пар-
тию, возглавляемую Софулисом, понять
свою ответственность, пересмотреть свою
позицию и подчеркивает, что мертворожден-
ное” правительство, которое выйдет из. лже-
парламента, только увеличит хаос в стране
и, будучи правительством меньшинства, не
будет иметь авторитета за границей.
Партии, подписавшие декларацию, требу:
ют. аннулирования результатов антинарод*
ных выборов, создания правительства широ-
кой демократической коалиции, которое про-
вело бы подлинные и свободные выборы.
Декларация подписана лидерами демокраз
тических партий — Софианопулосом, Сволоч
сом, Хаджибеисом, Парцалидисом, Гаврилиз
дисом, Лулисом, Иконому и Киркосом,
	АФИНЫ, 6 апреля. (ТАСС). Опубликова-
на декларация‘ греческих ‘демократических
партий, бойкотировавших ‘выборы.

Выборы 31 марта; говорится-в. декларации,
несмотря на террор, насилия- над. избирате-
лями, жульничество, незаконное продление
времени для голосования и подачи голосов
по два раза, выявили настоящую возю на:
рода, хотя проводились они с единственной
целью фальсифицировать ее. Героический
народ ответил бойкотом, который, несмотря
на все усилия его’ преуменьшить, ‘охватил
более 50 процентов избирателей.

Далее декларация предупреждает реак-
ционеров, захвативших власть путем жуль-
нических выборов, что, массовый бойкот яв-
ляется не просто протестом против престул-
лений 31 марта, но доказательством. того,
что народ верит в свою правоту, что он
бдительно и со справедливым гневом следит.
	которые из них происходят в ненаселенных   сейсмические станции. Полученные ими
	норы
		данные позволяют устанавливать глубин-
ное строение земли. Так, было установлено,
что внутри земли, на глубине около
3.000 вм, залегает ядро земли, обладаю-
щее большой плотностью.

В настоящее время подобные приемы
исследований используют и для изучения
верхних. слоев земли, при поисках полез-
ных ископаемых. При этом землетрясения
устраивают искусственно, с помощью
взрывчатых веществ. ,

Кандидат физико-математических наук

Е САВАРЕНСКИЙ.
	местах или нод дном океана и фиксируются
только специальными сейсмичеекими стан-
циями. Таким образом, землетрясение для
нашей планеты — не исключительное, &
будничное, «повевдневное» явление.
Значительные и частые землетрясения
наблюдаются в двух главных поясах сей-
смической “активности — тихоокеанеком и
средиземномореком. Первый охватывает вее
тихоокезнекое побережье и почти все ост-
рова. Особенно. часты и сильны землетря-
сения в районе Японских, Курильских и
Алеутеких островов, гле и произошло не-