9 апреля 1946 г., вторник, № 85 (2266)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ

LReAS : Ремонт
x корабля

турным режимом, при перегреве делать
кратковременные горизонтальные площад-
ки, а при переохлажлений с помощью ва-
слонок жалюзей уменьшать продувание ра-
‘диаторов встречным потоком воздуха.

Сложность пилотирования и ведения боя
на больших высотах заключается и в том,
что при приближении в потолку самолета
уменьшается диатазон его скоростей, что,
конечно, снижает пилотажные возможности
самолета. Для истребителя же маневр одно
изважнейших средств для достижения побе-
ды. Поэтому технике пилотирования на вы-
соте надо уделять максимальное внимание,
памятуя, что, чем большие высота полета,
тем меньше ‘диапазон скоростей;:‘и пилоти-
роважие необходимо вести на больших углах
атаки и малых скоростях. Полет же на боль-
ших углах атаки и малых скоростях при
малейшей ошибке летчика увеличивает
опасность непроизвольного срыва в птопор.
Вот. почему на больших высотах летие
‘должен особенно внимательно и плавно дей-
ствовать рулями высоты и глубины, умело
ислюльзовать щитки и закрылки. Характер
штопора на большой высоте обычно не’ из-
меняется. Увеличивается лишь потеря вы-
соты при выводе из пртопора.

Свои особенности на болыших высотах
имеет и выполнение виража. Учитывая сни-
жение диапазона скоростей, следует произ-
водить вираз на больших углах атаки при
малых скоростях по прибору. При этом и
‚здесь следует учесть, что малейшая оптиб-
Еа в технике пилотирования немедленно
приведет к срыву в штопор. Чтобы избе-
жать его, не следует уменьшать скорость
по прибору, все движения ручкой и педа-
лями делать очень плавно и координиро-
ванно.

В воздушном бою истребителю приходит-
ся часто выполнять кроме этих рях других
фигур-—боевой разворот, переворот через
крыло, спираль и т. д. Для боевого разво-
рота на большой высоте необходимо больше
разгонять самолет, учитывать, что самый
боевой. разворот там происходит более вяло, с
меньшим запасом скорости и на больших
углах атаки, чем такой же разворот на ма-
лых и средних высотах. Отеюда в высотных
эскадрильях необходимо улелять 06060е
внимание тренировке летчиков в пилетиро-
вании самолета на малых скоростях. Это
позволит им избежать срыва в штопор, ко-
торый в возтупгном бою резко снижает так-
тические возможности летчика, ставит ето
в невыгодные условия перед противником.

Переворот через крыло и выполнение
спирали на больших высотах по технике
немногим отличается от выполнения этих
фигур на средних высотах, Особенность со-
стоят липть в том, что самолет теряет боль-
ше высоту.

Значительно сложнее, чем на средних
высотах, и пикирование из верхних слоев
тропосферы и из стратосферы. Глубина пи-
кирования увеличивается, возрастает и
опасность раскрутки винта и переохлажде-
ния мотора. Ёроме того, нри длительном пи-
кировании с большюй высоты часто возни-.
кает — как результат изменения атмосфер-
ного давления — боль в ушах. Чтобы ве.
уменьшить до предела, летчиюу следует
производить жевательные движения, перио-
дически открывать рот.

Практика высотных полетов показала,
что, находясь лолгое время на высоте. лет-.
	чик теряет оетроту зрения. Это. естествен-
	но, сказываетея во время посадки. Чтобы
избежать аваряти, после полета на больной
высоте следуст сделать один-два круга
над аэродромом. В-это время глаза привы-
кают к малым высотам и раечет на поеад-
ку бывает точным.

Таким образом, трудности, связанные с
производетвом высотных полетов, могут
быть сведены к минимуму, если летчики и.
командиры частей и подразделений вдумчи-
во, настойчиве, последовательно готовятся
& таким полетам на земле, тщательно про-
веряют материальную часть, пунктуальто
выполняют все требования наставлений.
Разведчикам, истребятелям и бомбартиров-
щикам морской авиации во время войны
приходилось нередко летать и вести бой на
больших высотах. Изучая каждый такой
полет, непрерывно тренируяеь, наши лет-
чики смогут быстрее овладеть мастерством
пилотирования самолетов на любых высо-
тах, полностью использовать потолок 6о-
ватеких машин.

№ соглашению —
между Советским Союзом м Францией
‘6 поставке зерна во Францию.

переговоров, имевттих место между Минист-
ром Иностранных Дел Франпузекой Рес-
публики г. Бидо и Советским Послом во
Франции А, Е. Богомоловым. .

(Советское Правительство, учитывая тя-
желое продовольственное положение во
Франции и просьбу Французекого Tpasu-
тельства, решило пойти навстречу . Фран-
ции, как своему союзнику, и продать eli
из своих ограниченных ресурсов указанное
выше количество зерна, так как Велико-
британия не имела возможности снабдить
Францию хлебом, а Соединенные Штаты
Америки не могли полностью обеспечить

потребность Франции в хлебе.
	б апреля ©. г. в Москве подписано ©9-
‘тлащение между Правительством Союза
 Советских Социалистических Республик и
Временным Нравительетвом Французской
Республики . о поетавках во Францию
400 тые. тон пшеницы и 100 тыс. тонн
ячменя в течение апреля, мая и июня
1946 года. Соглалпение подписано по упол-
помочию Правительства Союза Советских
Социалистических Республик . Министром
Внешней Торговли СССР А. И. Микояном и
по уполномочию Временного Правительства
‘Французской Республики Временным Шове-.
ренным в Делах г. П. Шарпантье.

Соглашение подписано в результате об-
защения Французского Празительетва и
	НЬЮ-ЙОРЕ, 6 апреля. (ТАСС). Нредста-
витель Советского Союза в Совете Безо-
пасности Организации 0б’единенных На-
ций тов. Громыко направил 6 апреля в
Совет Безопасности следующее письмо;
	«26 марта, котла Совет Безопаености
приступил к рассмотрению заявления
Иранского правительетва от 18 марта 8
задержке вывода советских войск из Ира-
на, я п поручению Советского Шрави-
тельётва предложил снять © обсуждения
Совета Безопаеноети этот вопрос. Мною
было указано при этом, что, пе договорен-
ности с Иранским правительством, 24 мар-
та началась полная эвакуация советских
войск из Ирана, которая закончитея в пя-
ти—тестинелельный срок, и что ввиду это-
ro Совет Безопасности не имеет оснований
лля расомотрения иранского вопроса. Co-
вет Безопасности, однако, не согласился
© Советскии Правительством и оставил
иранский вопрос в повестке дня. Между
тем‘ воветеко-пранекие ‘переговоры продол-
жались и, вак известно из опубликован-
ното совместного советско-иранского ком-
мюнике от 4 апреля, между Советеким и
Иранеким Правительствами достигнута до-
говоренноеть но всем вонрозам.
	Таким образом, полностью подтверди-
лась правильность заявления Сэветекого
Правительства, сделанного. 26 марта, и
необоснованность постановки  пранекого
вопроса на рассмотрение Совета Безопаено-
CTH. :

22 waa 1943 тода в райхыме полуострова
Срехний появилея немецкий самолет-раз-
ведчик. «Юнкере-88» летел на высоте око-
 ло 7.000 метров, почти невикимый невоору-
женным глазом. Но наземнекее станции его
обнаружили. Данные о высоте и курсе раз-
вехчика были переданы летчикам-истреби-

телям гварлейското полка им. Сафонова, ко-.
	торые в э10 время вели бой с «Мессершмит-
тами» и «Фокке-Вульфами». Одному из
летчиков с земли приказали BEATA из боя
и уничтожить «Юнкерс». Летчик-гвардеец,
прекрасно подвотовженный к выюотным по-
летам, повел свой самолет вверх. Векоре он
набрал высоту и ©0 стороны сожица внеза-
но атаковал «Ю-88». Двумя: короткими
очередями опытный истребитель сбил не-
мецкий высотный самолет.

Борьба ва высоту, за мажоимальный по-
толок бомбардировщика и истребителя, ко-
торая идет на протяжении всего развития
авиации, о°обенно обострилась. в ходе вто-
рой мировой войны. 05’ясняезтся это тем,
что на высоте можно достичь большой. гори-
зонтальной ‘скорости, & следовательно, и
дальности полета. Увеличение ‘потолка бом-
бартировочной авиации заетавило усиленно
повьинать рэбочий потолок ‘и. истребите-
лей— олного ‘изеамых активных и действен-
ных ереств борьбы с бомбариировнтиками
и развелчикамих
	Совершенетвовуние авнациюнной техни-
ки раскрывает новые возможности для даль-
	нейшего повышения потолка современных.
	  самолетов. Слеловагельно, перел летчиками
  встает задача — быстрее и лучше освоить
  эти самолеты, овладеть техникойнтолета и боя
  в верхних слоях трепосферы и в страто-
  сфере, а там пилотирование и бой имеют
‘’ CROW заказы и особевнести.

свои завоны и OCODCRHWO rE.

i
  Сложность полета на больнюй высоте
обусловливаетея двумя плавными фактора-
  ми: малым алмосферным давлением с низ-
’ ким порциальным вислотным давлением и
минимальными температурами. Эти основ-
’ ные факторы вызывают ряд других, из них
вытекающих. Атмосферное ‘давление резко
подает начиная е высоты 4.000 метров,
  На 6 километрах оно равно примерно. по-
ловине нормального алмоеферного давления
Ha уровне моря, на высоте 8  километров
оно меньше трети, а на высоте. 10 кило-
’ мотров достигает примерна одной четверти
’ нормального давления и разно всего 198 мм
’ ртутного столба. Естественно, что в верх-
них слоях тропосферы и в стратосфере лет-
чику нужно искусственное. питание киело-
родом и повышение давления. Скажем, на
высоте 8 километров, чтобы создать Уело-
вия, приближенные к нормальным, ему не-
обходимо от 4,5 до 5 литров кислорода в
минуту.
	Этобы успешно пилотировать машину и
вести бой на максимальных высотах, лет-
чик-истребитель должен быть физически
отлично тренированным, иметь хороптее здо-
ровье, соблюдать специальный рацион пи-
тания. При. полете в верхних слоях тро-
поеферы и в стратосфере каждая. мелочь, не
играющая значительной роли в полете на
средних высотах, приобретзет исклю-
чительное значение, Порой уенех полета и
боя на больной высоте целиком зависит от
того, как пологнан костюм, достаточно ли
он залпитает летчижа от холода, не затруд-
няет ли пилотировазжия и т. д. Тетовясь В
полету на выюоте, летчик должен пройти
специальную тренировку в барокамере.
Только Носле нее можно определить год-
ность его Е выеотным полетам.
	Но вот врачи езнкционировали полет на
высоту. Детчнк физически годен, прошел
тренировку в барокамере. Теперь успех по-
лета и боя булет целиком завиееть от само-
го летчика. Он должен лично, не доверяя
никому, придирчиво проверить состояние
материальной части, обраятая в первую оче-
редь внимание на техническую исправность
всей системы кислородного питания. Это
значит — проверить количестве зарядки
баллона кислородом, исправность действия
индикатора кислородного ‘потока, кислород-
ной маски, подогнать ее. Подгонка киело-
родной маски-—дело серьезное. Нужно до-
битьея, чтобы в полете не было утечки
киелорода, & выдыхаемый воздух не пота-
дал под очен и не вызывал их запотева-
ния и замерзания. Лента маски не должна
давить на твердые части лица, что обычно
раздражает летчика.

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 аттеля. (По теле-
графу от корр, «Красного Флота»). Вооду-
	тевленные решениями ВБерховното Фовета.
	СССР, краснофлотцы и старшины корабля,
рле заместителем командира по политчасти
капитан 3 ранта Чигин, е еще большей
энергией трудятся на ремонте механизмов.
0б’ем работы — немалый, но моряки ста-
раются сократить сроки пребывания в базе,
приблизить день выхода в. море.
	Краснофлотцы Бловин, Фищук и Бивулов
пзлучили задание перебрать холодильник
рефрижераторной установки. . Продолжая
нести вахту, выполняя ряд подсобных ра-
бот, краснофлотцы сумели все же отремон-
тировать холодильник досрочно.
	Лачный состав котельной группы тажже
экономит время на ремонте. Недавно потре-
бовалось быетро переставить на главной
магистрали Y клапана прокладку, пропус-
кавигую пар. Старший краснофлотец ИГме-
лев и молодые моряки`тт. Фокин и Миронов
быстро устранили повреждение.
	Пример в работе нодают коммунисты,
имена которых широко известны на ко-
рабле. Старшина 2 етатьи Мигунов на pe-
монте моторов систематически перевыпол-
няет нормы, старший краснофлотец Грин-
тттадт досрочно ввел в строй корабельную
автоматическую телефонную станцию. Уме-
ло оргавизовал труд краснофлотцев своего
отлеления старшина 2 статьи. Васильев.
Правильно расставив силы, повседневно
контролируя людей, коммунист главный
старшина Штепа добился новых успехов.
Руководимые им бригады уже отремонти-
ровали половину вскрытых вопомогатель-
ных мехатизагов.
	ВЫСТАВКА ©
МИННО-ПОДРЫВНЫХ
СРЕДСТВ
	В Еронштадтевюм офицерском клубе от-
крьтась выставка минно-подрывных
средств, применявттихся в Великой 0те-
чественной войне. В отделе’ техники про-
тивнива предетавлены германские противо-
танковые и противонёхотные мины всех
образцов, осколочные авиащионные бомбы,
ручные гранаты, фугасы, мины-еюриризы,
подрывные патроны, запалы, взрыватели,
бикфордовы и детонирующие шнуры.
каждому образцу мин приложены схема и
чертеж, где графически указаны способы
установки и обезвреживания.
	В отделе «Срелетва заграждения» экепо-
нируются миноискатели и шупы для оты-
скания мин, шнуры для ограждения мин-
ных полей и различная другая техника.
	В организации выставки активное уча-
стие принимали капитан-лейтенант Зем-
CKOB, капитаны Смирнов и Малых.
	Старший лейтенант С. ШУБИН.
	‘енная инициатива
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 апреля. (По теле-
графу). Для боевой учебы летчиков Н- ской
части недоставало схем боевых кораблей,
He было и моделей. Команлир отделения
териедистов младпеий соржант Шалаев ре-
шил изготовить их сам. После лвух месяцев
упорного труда т. Шалаев принес в летные
классы пятналцать титательно отделанных
	моделей различных тицов кораблей.
	Приказом командующего воздушными еи-
лами Северного флота т. Шалаеву за цен-
ную инициативу об’явлена благодарность п
он награжден денежной премией.
	Семинар коков
	ТИХООВЕАНОВИИ ФЛОТ, 8 апреля. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»}. Две
недели продолжалея семинар коков Тихо-
океанского флота. Майор Казенков прочи-
тал собравшимся несколько лекций о том,
как правильно организовать питание лич-
ного состава на корабле и в части. По ву-
линарным вопросам флотокие коки проелу-
шали несколько лекций т. Конетанти-
нова.
	ции и требовать от него ответетвенного
отноления к документам, составляющим
основу боеспособности корабля, его `новее-
дневной жизни. : .

Ha краенознаменном линейном корабле!
«Севастополь» мы с этого и начинаем вое-!
питание новых офицерских кадров. Они
детально знакомятся с организацией елож-
ного корабельного организма, изучают мно-
гообразные докумеаты, выработанные в ре-
зультате многолетнего опыта, боевой дея-
тельности. Это плод коллективного труда,
усшлий, поисков и находок наиболее эффек-
тивных форм обучения личного состава, соз-
дания стройной организации. Так заклады-
ваетея фундамент воспитания офицерской
молодежи, так мы приучаем новичков по-
нимать значение и ответетвенность доку-
мента. : :

Когда я был назначен командиром стото-
жевого корабля, то первое, чем я начал за-
ниматься больше вевго-— это созданием до-
кументации. У П. А. Мельникова я научил-
CH не только достойно оценивать эту 0б-
ласть деятельности, HO и гораздо большему.
Мало создать организацию. Жизнь требует
повседневно поддерживать организацию на
уровне времени, в соответствии е возраста-
ющимн и усложняющимися задачами, день
ото дня совершенствовать. И во всей даль-
нейшей службе — на крейсере «Воропен-
лов», на линейном корабле «Севастополь»—
Я как старптий помощник командира всег-
да придавал и придаю очень большое значе-
ние боевой и повседневной документации.

Здесь неизбежен п, я бы сказал, просто
необходим известный педантизм. Точность,
пунктуальность — это обязательные усло-
вия для сохранения твердого порядка, для
его обеспечения, А обеспечивают его десят-
ки офицеров, старптины, командиры отделе-
ний — весь личный состав корабля. И вот
тут мы сталкиваемся нередко 6 прямым
пренебрежением к этим самым Уелозиям.

Есть у нас на линейном корабле специ-
альная инструкция старшине рабочего от-
деления. По этому документу он поднимает
своих людей в 5.00, докладывает вахтен-
ному офицеру, что отделение построено, и
до побудки личном состава приступает
® осмотру верхней палубы, трапов, над-
строек, ватервейсов. Подобных лополнитель-

Герой Советского. Сотюза
майор С. КУРЗЕНКОВ
ye
	Проверкой кислородного питания начи-
нается подготовка к вылету. Не доверяя
никому, летчик обязан сам тщательно про-
верить исправность жалюзей водомасляного
радиатора, системы обогрева приборов и
атрегатов, исправность. антиобледенитель-
ного устройства, обратить 060б0е внимание
на подачу антиобледенителя на лобовое
стекло. 910 необходимо потому, что при рез-
кой потере ‘высоты во время боя или шики-

м лобовое стекло быстро покрывается

слоем льда. Чтобы выхлопные газы не по-
падали в кабину, следует тщательно про-
верить герметизацию противопожарной пе-
регородки. В высотном полете эти «мелочи»
имеют первостепенное значение, ибо по-
падание в кабину даже небольшой дозы вы-
хлопных газов, содержащих окись углеро-
Да, тяжело еказывается на самочуветвии и
боевой работостоеобности летчика.

На большюй выеоте у летчика есть еще
один серьезный враг-—низкая температура.
Чтобы не’ замерзнуть, необходимо уделить
пристальное внимание своему костюму. Он
должен быть прежде всего легким, элаетич-
ным, не стеснять движений и в то же вре-
мя сохранять тепло. Хорошо. зарекомендо-
вал себя костюм с постоянным обогревом
типа электрокомбинезона. Но он все же не
вполне отвечает всем пред’являемым тре-
бованиям из-за конструктивной сложности.
Порой лучше надеть легкие меховые брюки
и тужурву с застежкой «молния». Они по-
зволяют истребителю совершать высотный
полет до двух часов. не стесняют и не огра-
ничивают движений. По отыту могу реко-
мендовать надевать пол меховой костюм
птелковое и легкое шерстяное белье. Для
обогрева рук лучше всего использовать
электроперчатея. Они достаточно теплы и
эластичны, не стесняют летчика при ра-
боте с аппаратурой. На ноги следует наде-
вать меховые пимы, но не тесные, чтобы не
нарушать кровообращения.

Успех полета и боя на высоте зависит
также от жесткого соблюдения режима от-
дыха и питания. Малейшее его нарушение
может повлечь за собой повышение давле-
ния в брющине, которое на высоте вызы-
вает сильную боль и может помешать лет-.
чику выполнить боевое задание. _

В одно из наших подразделений во время.
войны прибыла группа молодых летчиков.
Они быстро вошли в строй и успешно вы-
полняли. обычные задания. Олин из них,
т. Н., во многом опередил своих сверстни-
вов. Командир эскадрильи решил «фореи-
ровать» совершенетвование ‘летчика, в
частности в полетах на высоту. Без доста-
точной тренировки в барокамере и в учеб-
	вых высотных полетах он поручил л
Н. выполнить боевое задание, связанное ©
полетом на высоте около 7.000 метров. Лет-
чик Н. взлетел, набрал необходимую выео-
ту и там потерял сознание. Самолет, бес-
порядочно падая, врезался в сопки. При-
чина этой аварии в том, что командир
эскадрилый нарушил  послеловательноеть
наземной нодготовки летчика к полету и
бою на выеоте.
	Изучая и творчески осваивая опыт, на-
копленный в период минувшей войны, лет-
чики-высотники авиационных частей воен-
но-морских сил неустанно совершенетву-
ютея в высотных полетах, учатся и в верх-
них слоях тропосферы и в стратосфере
некусно вести бой. Чтобы не повторился
случай, произошедший с летчиком Н., эти
тренировки нало проводить с последователь-
ным усложнением WOLeTOR, постепенным
под’емом потолка и обязательно переходить
на киелородное питание, начиная е высот,
превышающих 4 километра. Бывалые вои-
ны должны помогать молодым летчикам
изучать все особенности техники пилоти-
рования и выполнения фигур на большой
высоте. Прежде всего нужно дать молодым
истребителям знание наиболее выгодных
утлов под’ема, скорости набора и подбора
наивыгоднейнтего. шата винта,  еоответ-
ствующего высотам. Одна изтиничных озни-
бок молодых летчиков-—это перегрев или
переохлаждение мотора. Чтобы избежать
его, следует весе время следить за темпера-

Совете Безопасности
	Советское Нравительетво не может таг
же пройти мимо постановления Совета Без-
опасности, принятого 4 апреля. Этим по-
становлением Совет Безопасности решил
продолжить обсуждение нранекого вопроса
6 мая, несмотря на те, что Советекое Ирз-
вительство 3 апреля сообщило 0 TOM, что
вопросе of эвавуации советеких войск
разрешен достигнутой между — Совет-
еким и Иранским Правительствами догово-
ренностью. Такое постановление Совета Без-
опасноети могло бы быть обоснованным в
том случае, если бы положение в Иране
угрожало международному миру и безопас-
ности, как это и предусмотрено  статьен
34-й Уетава Организации 0б’единенных
Наций. Согласно Уетаву Совет Безопасно-
сти уполномочен расследовать любой спор
или любую ситуацию, которая может угро-
жать поллержанию международного мира и
безопаености. Между тем, совершенно оче-
видно, что в действительности в Иране ве
было и нет такого положения, ввиду чего
у Совета Безопасности не было основания
для дальнейшего обсуждения иранского во-
проса б мая.

Такнм образом, указанное постановление
Совета Безотасноети от 4 апреля является
неправильным и незакенным, находясь В
противоречии © Уставом Ортанизации 05’с-
диненных Наций.

На основании всего въшпеизложенного,
Советское Правительство настаивзет на том,
чтобы иранский вопрос был снят с повест-
ки дня Совета Безопасности».
	В ПОРБКАЛА-УДД
	стрельбы
	Отличные
		полковника Чапаева проводили пулемет-
ные слрельбы. 70 процентов личного ¢o-
става выполнили задачу на «отлично»,
остальные——на «хорошо». Особенно отличи-
лись лейтенант Токмаков, краснофлотцы
Бойгузов, Скляр, Маташков. В боевых
стрельбах из станковых пулеметов и автома-
тов подразделение капитана Супрунова до-
билось исключительно хоропих результатов.
	«отлично» окончили школу капитан Бела-
шенко, старший лейтенант Перей и дру-
гие. Из отделения старпгинекого и рядового
состава хорошие знания показали сержан-
ты Воробьев, Пахомов, старина 1 статьи
Богатов, старший краснофлотец Смирнов.

Все слушатели партийной игколы — ак-
тивные участники Отечественной войны и
награждены орденами и мелалями Совет-
екого Союза.
	Тов. Ожмоняк поделилея боевым опытом,
ознакомил офицеров с тактикой и систе-
мой обороны, остановилея на отдельных
боевых эпизодах периода обороны Ханко.

{По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
	устава, насколько твердо знают команды;
Нричем врасплох людей не старался за-
стать, а предупредил, что в такой-то день
буду проверять. Времени на подготовку
вполне хватало. Офицерам следовале про-
вести специальные занятия с командирами
отделений, самим удостовериться в надеж-
ности знаний.

Я и начал с офицеров:

— Занятия проводили?

— Так точно.

— Спрашивали?

— Всех до одного.

— Довольны результатами?

— Ненлохо знают. Доволен.

Ну, что ж, этим можно было бы и отра-
ничиться. Офицеры, как докладывают, 33-
нимались © командирами отделений, зна-
ниями их довольны. А я все-таки сам хочу
убедиться в этом. .

В назначенный день собрал pcex KoMaz-
хиров отделений в клубе крейсера. Называю
фамилию. Человек должен по-строевому по-
дойти, доложить о себе, как полагается. И
уже по тому, как некоторые представляя
тись, я видел, с каким багажом они явились
на проверку. Многие знали. Эти и сидели
орлами, и подходили узверенно.-и отвечали
без запинки.- А лентяи краснели, прятали
глаза от моего взгляда, боясь быть ©н0-
шенными. Но я как раз норовил спросить
именно таких. И выявил всех неподгото-
вившихся. Разумеется, с офицерами, кото-
рые нытались «втереть очки», произошел
весьма неприятный для них разговор. ;

Недели две-три назад, после того xak
подходил к концу осмотр проворачивания
механизмов, я обнаружил в районе прибор-
ки личного состава 3-й башни мусор. Как
же так, ведь приборка только недавно про-
изведена, откуда взялся злесь мусор?

Да он и не «взялея», его просто оставили:
Краснофлотец плохо, неряшливо сделал при-
борку. Командир отделения не счел нужным
поглядеть. Старшина Толмачев но прове-
рил. А командир башни старший лейтенант

овригии поверил докладу старшины, что,
MOT, все в порядке, За такой «порядок» бы-
ли наказаны и старшина Толмачев и офи
цер Ковригин.
eee ЗЕ ВИ
(Окончание -следует).
	Исторические решения Верховного Co-
вета СССР вызвали у морских пехотинцев
новый под’ем в боевой учебе. Значительно
поднялась воинская диспиплина, повыси-
лась успеваемость. В частях и подразделе-
ниях сейчас проходят практические
стрельбы. Бойны, сержанты и офицеры
стремятся ках можно лучше провести их.

На-хнях стрелковые подразделения под-
	Состоялся выпуск слушателей партий-
ной школы. 3a время учебы офицеры,
старшины и краенофлотцы изучили «Крал-
кий куре исторни BRIG)», книгу товарища
Сталина «0 Великой Отечественной войне
Советского Союза», прослушали пикл лек-
дий по нартийно-политической работе на
Военно-Мореком Флоте.
	На выпускных экзаменах большинство
слушателей показало высокие знания. На
	В Доме Боенно-Морского Флота офицер-
ский состав базы встретилея с активным
участником обороны Ханко в годы Отечест-
венной войны. Героем Советского Союза
гечерал-лейтенантом Сименяк. :
	ных инструкции на кораблях немало, они
предусматривают все то, что не входат в
основные документы.

Кажется, весе ясно. Надо только точно
соблюдать указанный документ. Начнем с
вахтенного офицера. Один знает о сущест-
вовании дополнительной инструкции, пом-
нит о ней. Он еще-с вечера позаботится
ЕЫЯСНИТЬ: Кто старшина рабочего отделе-
ния, знает ли сам старшина инструкцию.
Радивый вахтенный офицер сделает вее,
чтобы отделение было поднято во-время и,
не мешкая, приступило к осмотру и прибор-
ке. А хрутой забудет. Он и с вечера не по-
беспокоится и утром не заметит нарушения
службы. Вот и поломалея порядок — много
ли для этого надо!

Еще примеры. Известно, что на физиче-
скую зарядку личного состава отводится
всего 15 минут. И все эти пятналцать ми-
цут требуется иепользовать полностью по
назначению. Существует опять-таки cooT-
ветствующий документ, по которому де-
журный радиет обязан еще за 10 минут до
начала заряжки проверить трансляцию и
доложить физруку о готовности. Так вот,
один проверит, другой же этого не сделает.
Дичный состав построен, а трансляция не
действует; Сотни людей теряют время из-за
одного разгильдяя.

Ъ трапу корабля подходит баржа с про-
луктами. По специальной инструкции дли
выгрузки расписаны посуточно определен-
ные подразделения. Выечитаны и зафикен-
рованы твердые норматавы. Одно подразле-
ление быстро построится и приступает к ра-
боте. А другое строится дольше, чем поло-
жено времени для всей выгрузки. Jame p co-
ставе одного подразделения не все бойцы
одинаково исполнительные, Чаеть людей вы-
ходит раньше, ждет остальных...

Тут, как в зеркале, можно увидеть у00-
вень дисциплины и офицера — командира
подразделения, и старшины, и командира
‚отделения, и всего личного состава. Бак раз
по таким проявлениям, по мелочам, и опре-
деляетея организованность; Нет надобности
‘повторять известные истины о том, что зиа-
чит точность на военном корабле.

Помню, на, «Вороштилове» решил я ках-то
убедиться, хорошо ли командиры отлелений
усвоили основные тлавы  Корабельного
	Выпуск партийной школы
	#
Встреча моряков с генерал-лейтенантем
	запискю старшею помо
	Истинное значение роли командира в
обучении и воспитании офицеров я узнал
по-настоящему на лидере «Харьков», куда
был назначен старнтим помощником м где
с удовольствием прослужил около года. He
я один вспоминаю о П:’ А. Мельниково ©
искренней благодарностью и глубоким
уважением. Многие офицеры, етадшины,
краснофлотцы, служившие с ним на «Харь-
кове», на твардейском крейсере «Красный
Крым», сохранили о командире самые
теплые воспоминания.

Между тем, Мельников был очень стро-
тим, взыскательным командиром. Он не ми-
ловал провинившихся. Но в его строгости
и требовательноети люди всегда чуветво-
_ вали последовательность ревностного, пре-
данного делу начальника. Такие качества.
командира убеждают, подтягивают;, воспи-
тывают окружающих. ‘

Что создавало Пантелеймону Алекеанхро-
вичу высокий авторитет среди офицеров?
Прежде всего фундаментальные знания во
всех областях военно-морского дела. Вряд
ли я здесь открою истину, если скажу, чо
именно богатые знания возвышают коман-
дира над всем офицерским составом кораб-
ля. По образованию Мельников — штурман.
Но он в совершенстве владел не только
навигационной чеорией и практикой, он
интересовался в такой же степени и артил-
лерией, и электромеханической частью,
тлубоко вникал в организацию, уделял мно-
то времени вахтенной елужбе, словом, он
знал свой корабль буквально от киля до
клотика. Знал и не переставал углублять
свои познания.

Совершенно естественно, что такая не-
зыблемая основа дает командиру твердую
уверенность во всей его деятельности, при-
дает поступкам, поведению рептительность,
родит зрелые, верные решения. Уверен-

———ы—ы——

Продолжение. Начало см. «Крарный Флот»
No 84. .
	командира корабля
		за то, что я напомню весьма неприятные
	‚ минуты, пережитые им на лидере «Лаль-
	ков». Б то время старший лейтенант Ha-
вроцкий командовал второй боевой частью.
Мельников заметил за ним, скажем прямо,
незавидную привычку перепоручать неко-
торые приказания и, не проверив, доклады-
вать командиру корабля об исполнении. На-
вроцкого подвели. А Мельников вам про-
контролировал, выявил истинное положение
дел, и офицеру прииглось краснеть, изви-
пяться. Надеюсь, случай этот запомнилея
Навроциому. Не забыл и я многих уроков,
полученных на том корабле. -

Сколько раз заставлял меня Мельников
переделывать планы боевой подготовки.
Надо было учитывать врёмя; обстановку,
характер задач, которые решал корабль.
Немыслимо было пропустить какую-либо
деталь, пренебречь кажущейся мелочью.
Комалдир все заметит и прикажет дорзбо-
тать, заняться корректировкой. Честный,
добросовестный, трудолюбивый командир ко-
рабля, он требовал и от нае, офицеров, та-
вого же отношения к делу, ко всякому де-
лу, даже малозначительному.

Так и.созлается подлинно‘ высокий воин-
екий порядок на боевом корабле. Когда все
начальники — от главного до самого млад-
шего, ближайшего начальника краснофлот-
цев — ясно предстазляют важность и роль
дисциплины, когда вее они действительно
оправдывают свое назначение оргакизато-
ров порядка, тогда корабль постоянно Co-
храняет свою боеспособность.

= хх +
	Нз разных этанах службы мы по-разному
оцениваем место и значение такого органи-
зующего фактора, как боевая документация.
Становишься старше, опытнее и проника-
етиься к документу все большим уваже-
нием.

Но крайне необходимо внушать и моло-
дому офицеру предельно ясное понятие о
наставлениях. инструкциях. of офганиза-
	Капитан 2 ранга _
П. УВАРОВ
=
	ность эта неизбежно передается личному.
составу, так же как и нерентительность в
его действиях определенно влияет на под-
чиненных, чему я был неоднократно свиде-
телем на эскадренном миноносце. Ba год
моего пребывания на корабле лидер провел
много боевых операций: участвовал в ар-
тиллерийских обстрелах береговых целей
противника, конвоировал транспорты, хо-
дил в осажденный Севастополь. Грамот-
ность, личное мужество командира прояв-
лялись в безукоризненном знакомстве с 09-
становкой, мастерском использовании ору-
жия и маневра.

Важлая операция, какой бы характер она
ни носила, тщательно разбиралаеь и ана-
лизировалась офицерским составом «Харь-
кова». В этом  отнонении П. А. Мельников
завел жесткий порядок. Разбором он руко-
водил сам, подвергая подробнейшей и глу-
бокой критике все недочеты и промахи. То,
что следовало знать всему личному составу,
командир требовал непременно доводить до
сведения каждого бойна. Таким образом он
вооружал экипаж знанием хороших и отри-
цательных сторон операции, вооружал лю-
дей опытом войны.

Офицерская учеба проходила на лидере
обычно на высоком уровне. Люди серьезно
тотовилиеь, ибо притти на занятие непод-
готовленным — значит обязательно обнару-
жить свое невежество. Ведь офицерской
учебой руководил лично командир. корабля.

Вот эта его манера — до всего доходить
‘самому, быть в курсе всей жизни корабля,
ко всему приложить свой глаз, руки, — эта
манера постоянно напоминала о контроле
командира, исключала беспечность, халат-
ность, недоделки во всех звеньях.

Пусть извиниг меня офицер Навроцкий