9 апрелл 1946 г., вторник, № 55 (2200
	Ра
	РАСНЫЯ ФЛОТ

Отклики иранской печати
	№ советско-иранс
	ТЕГЕРАН, 8 апреля. (ТАСС). Коммюникз
о советско-иранских переговорах передано
тегеранской радиостанцией в нескольких
передачах на персидском, русском, англий-
ском и других языках. 6 апреля правитель-
ство опубликовало текст коммюнике специ-
альным выпуском, тираж которого разощел-
ся в течение получаса. Коммюнике о совет-
ско-иранском соглашении вызвало широкое
одобрение среди иранского народа. Иран-
ская печать восторженно комментирует ре-
зультаты советско-иранских переговоров. Га-
зета «Дарья» от 6 апреля писала: «Теперь
можно сказать, что устранены все препят-
ствия с пути искренней дружбы между дву-
мя народами, и отношения между двумя стра-
нами ожидает обнадеживающее и радостное
будущее». Газета «Эттеляат», высказав бла-
годарность премьер-министру Кавам-э-Сал-
тане за его патриотические усилия, пишет:
«Мы также считаем своим долгом высказать
восхищение доброжелательностью руководи-
телей дружественного, соседнего и союзного
нам СССР и лично Генералиссимуса Сталина,
чьи великодушные указания, мы уверены,
имели большюе влияние на’ разрешение за-
труднений». «Иранский народ убежден—
продолжает газета,— что Советское Прави-
‘тельство не имеет никаких. территориальных
и колонизаторских притязаний к Ирану и же-
‘лает видеть по соседству развитый, благо-
‘устроенный и ‘независимый Иран, который
	Заявление иранского деятеля о
	ПАРИЖ, 8 апреля. (ТАСС). Сообщение o
подписании советско-иранского соглашения
встречено с болыним удовлетворением 8B
иранских кругах в Нариже. :

Член иранской делегации, побывавший
в Москве и находящийся сейчас в Париже,
Тафаззоли заявил, что заключенное согла-
шение является прочной базой для установ-
ления согласия и послужит примером для
облегчения понимания между великими дер-
	- АФИНЫ, 7 апреля. (ТАСС). Во время вы-
бороз всего имелось 3049 избирательных
участков. Число избирателей, принявших
участие в голосовании, составило 1.102,793.

За либералов подано 158.739 голосов, за
монархистский блок («народные» монархи-
ческие партии) — 600.411 голосов, за блок
реакционных либералов (Папандреу, Венизе-
лос, Канеллопулос) — 208.817 голосов, за
	Речь Грумэна по случаю
	-ЙОРК, 6 апреля. (ТАСС). В речи
президента США Трумэна, посвященной
празднованию дня армич в Чикаго, говорит-
ся, что «в этот День армии сзободолюбивые
люди всего мира вместе с нами приветству-
ют воинов ‘армии — мужчин и женщин. Наш
американский солдат пользуется повсюду
уважением за свою храбрость: им восхища-
ются за его боевое мастерство и любят за
его приветливость и простоту... Наша армия
является армией гражданской, не профес-
сиональной ни с точки зрения ее руковод-
ства, ни по ее личному составу. Из 850 ты-
сяч офицеров, котсрые. возглавляли армию
в период войны, лишь 16 тысяч — профес-
сиональные солдаты. Из 10 миллионов муж-
чин и женшин, которые служили в армии в
разное время, лишь 300 тысяч принадлежат
к регулярной армии... Никто ье может ду-
мать о великой американской армии, не ду-
мая в то же время о тех лидерах победы, тех
офицерах, которые сейчас занимают свое
место в истории наряду с бессмертными
людьми прошлого, а сама армия. так же, как
американский народ, всегда будет помнить о
вдохновении, руковонстве, мужестве и
решимости, которые исходили от доблестно-
го воина, находившегося в Белом доме, —OT
Франклина Д. Рузвельта».
	кому соглашению
	не будет находиться под воздействием ко-
ленизаторской политики».

Газета «Кейхан» в передовой статье  пи-
шет, что ‘иранский народ всегда стремился
к дружбе с великим Советским Союзом и
это могли видеть, в частности, красноар-
мейцы в период их пребызания в Иране. «С
другой  стороны,—заявляет  газета,—сами
иранцы викогда не забудут дружественного
отношения к ним со стороны воинов Крас-
ной Армии и всюду отмечаемого их безуп-
речного поведения». Газета «Кейхан» ука-
зывает на справедливость национальных тре-
бований азербайджандев и выражает надеж-
ду на то, что правительство разрешит азер-
байджанский вопрос в благожелательном для
населения духе.

7 апреля все утренние газеты на видном
месте под большими заголовками опублико-
вали полный текст советско-иранского ком-
мюнике и передовые статьи, одобряющие ре-
зультаты переговоров. Газета «Джебхе» пи-
шет: «Коммюнике открыло новую страницу
в истории Ирана, положило конец опасениям,
беспокойству и лишило почвы провокато-
ров». Газеты «Иране ма», «Ферман», «Неджа-
те Иран», «Зафар», «Кушеш», «Мехре Иран»
и др. также положительно оценивают pe-
зультаты советско-иранских переговоров. С
другой стороны, газета «Тегеране. моссавар»
выражает недовольство результатами совет-
ско-пранских переговоров, делая это под
предлогом зашиты «независимости Ирана».
	советсЕо-иранском соглашении
	жавами с тем, чтобы создать условия, бла-
гоприятные для обеспечения прочного мира.
	Коснувшиеь вопроса о нефти, Гафаззоли
заявил: Наша земля богата сырьевыми ре-
сурсами, которые He эксплоатируются, мы
не сможем использовать их без техниче-
ской помощи. Это соглашение, в котором
предусматривается ° создание смешанного
Ирано-советского общества, облегчит нам
эксплоатапию наших богатств.
	монархистокую партию Зерваса — 64.279 го-
лосов, за монархистскую партию Турковасн-
лиса — 32.159 голосов, за союз мелких пар-
тий—3.507 голосов, за аграрную монархист-
скую партию — 6.232 голоса. Недействи-
тельными признано 28.649 бюллетеней.

Общее число зарегистрированных избира-
телей выражалось цифрой в 2.211.000 чело-
век.
	дня американской армии
	Указав, что «прошлое принадлежит исто-
рии и в настоящее время США должны’ об-
ратить свои помыслы и энергию к буду-
щему», президент Трумэн подчеркнул, что
«Соединенные Штаты’ теперь — сильная
страна». «Мы должны,— добавил Трумэн,—
оставаться сильными, чтобы сохранить нашу
руководящую роль и с помощью всех наших
ресурсов осуществлять эту руководящую
роль во имя всеобщего мира и согласия
между всеми странами и всеми ъародами».

В качестве средства обеспечить высокий
уровень военных сил США Трумэн требует
ссуществления трех мероприятий: унифика-
ции всех родов войск в едином- министер-
стве; временного продления закона о воин-
ской повинности; всеобщего военного обу-
чевия.
	Посвятив дальнейшую часть своей речи
вопросам международного положения, Тру-
MOH сказал в заклочение:
	«Я не отношусь к будущему. пессимистич-
но. Я уверен, что, нет такой международной
проблемы, которая не может быть разрешена,
если проявляются воля и сила для ее разре-
шения при помощи созданной нами органи-
зации Об’единенных наций». г
	Заседание Союзного совета для Японии   Похороны академика А. А. райкова
	ТОКИО, 6 апреля. (ТАСС). Вчера состоя-
лось’ первое заседание Союзного совета для
Ялюнии, созданного решением Московского
совещания министров иностранных дел. За-
седание открылось речью Макартура. Место
председателя занимает представитель США
генерал-майор Макворт,

Основным вопросом первого заседания
Союзного совета для Японии явилось заяв-
ление представителя СССР в Союзном со-
вете тов. Деревянко.

— Прежде чем перейти к обсуждению по-
вестки дня очередного заседания, — заявил
т. Деревянко, — я прошу предоставить мне
возможность внести предложение по вопро-
су, не терпящему отлагательства. Общая об-
становка в Японии: и нарастающая активиза-
ция реакционных сил в ходе избирательной
кампании, имеющих, несомненно, более проч-
ные позиции и преимущества, чем силы про-
грессивного лагеря, дают основание пола-
гать, что реакционные партии, вопреки
принципам Потсдамской декларации и инте-
ресам и подлинным желаниям японского на-
рода, могут иметь подавляющее ` большин-
ство и прочные позиции в составе нового
	Вчера трудящиеся Москвы провожали B
последний путь выдающегося русекого
ученого, депутата Верховного Совета СССР,
Героя Социалистического Труда академика
А, А. Байкова.

В трауре Нескучный дворец, над волон-
нами, увитыми крепом, приспущены зна-
мена. С утра в конференц-зале был уста-
новлен гроб с телом покойното. Гроб, воз-
вышающийся на постаменте, покрыт цве-
тами. На него возложены венки от Прези-
диума Академии наук СССР, Tocuaana
СССР, Министерства черной металлургии,
президента Академии наук академика
С. И. Вавилова, от многочисленных инети-
тутов и научно-технических обществ, в
работе которых Александр Александрович
Байков принимал активное участие до
последнего дня своей жизни.

Весть 0 смерти неутомимого борца 3a
передовую  советекую науку  тлубокой
скорбью отозвалась в сердцах советских
людей. Проститься © покойным пришли
вчера тысячи мобквичей. Мимо гроба про-
или ‘ученые, инженеры, конструкторы,
рабочие и служашие, бойцы, офицеры и
тенералы Красной Армии...

Перед тробом на алых подушках —
ордена и медали, которыми был натражден
академик А. А. Байков за свои научные
достижения, за самоотверженное служение
отечественной науке.

Траурную вахту у гроба несут академи-
ки П. Л. Капица, Г. М. Бржижановский,
С. Г. Струмилин, И. И. Мещанинов, А. Д:
Сперанский, Л. Н. Несмеянов, А. Н. Зава-
рицкий, члены-корреспонденты В. В. Го-
лубов, Н. Г. Четаев, Д. М. Чижиков, В. М.
Вул и другие. .

Скорбно звучит траурная мелодия, Не-
скончаемым потоком движутся мимо гроба
	делегации Ученых, преподаватели и сту-
	денты московских технических вузов, ру-
ководители и инженеры предприятий, г0-
трудники научно-исследовательских инсти-
тутов и лабораторий. -:

Академика А. А. Байкова в нашей стра-
не знают не только как крупнейшего дея-
теля нзуки, воспитавшего поколения метал-
лургов, химиков, строителей, создавшего
научные основы металлургии и металло-
трафии. Миллионам людей он был известен
и как выдающийся государственный дея-
тель. Своей самоотверженной работой на
благо Родины он снискал заслуженный ав-
торитет у избирателей. Славный советский
ученый дважды удостоился чести быть из-
бранныхм депутатом. Верховного, Совета
СССР. Линь недавно, 12 марта с. г., в каче-
стве старейшего депутата он открыл пер-
вую сессию Совета Союза Верховного Сове-
Ta COOP.

На похороны А. А, Байкова прибыла де-
хегация трудящихся Брянска, избравших
Александра Александровича своим депута-
том в социалистический парламент.

..13 часов 45 минут. В почетный кара-
ул становител президент Академии наук
СССР академик 0. И. Вавилов, вице-прези-
денты академики В. П. Волгин и И. П. Бар-
дин, академик-секретарь’ Н. Г. Бруевич,
академик Д. Н. Прянишников, академик
А. Е. Корнейчук и другие.

В конференц-зале присутствовали заме-
ститель Министра Иностранных дел СССР
	парламента. Ввиду вышеизложенного было
бы весьма желательным, если бы главно-
командующий союзных держав счел целе-
сообразным в ближайитие дни, накануне дня
выборов, издать специальное публичное пре-
дупреждение о том, что предстоящие выбо-
ры в парламент будут рассматриваться как
проверка способности в Японии создать от-
ветственное и демократическое правитель-
ство в полном соответствии с желанием на-
рода и что главнокомандующий оставляет за
собой право подвергнуть проверке состав
депутатов; избранных в парламент, и в слу-
чае если большинство из них будет призна-
но неподходящими, то позднее будут произ-
ведены. новые выборы.

Члены совета признали необходимым пере-
дать заявление т. Деревянко на рассмотре-
‘ние Макартура. Затем совет перешел к рас-
смотрению процедурных вопросов. B 12 4.
15 м. после рассмотрения всех организаци-
онных вопросов, в том числе ряда дополне-
ний и поправок, внесенных советской сторо-
ной. заседание Союзного совета закрылось с
	тем, чтобы возобновить работу 20 апреля.
	А. Я Вышинсвий, Министр черной метал-
лургии И. Т. Тевосян, председатель Вюмите-
та по делам высшей школы при Совете Ми-
нистров СООР С. В. Кафтапов, депутаты
Верховного Совета ОССР, офицеры и тонера-
лы Враеной Армии.

Траурное собрание памяти А. А. Байко-
ва открыл авадемик С. И. Вавилов.

— Внезапная смерть,—товорит ирези-
дент Академии наук,—Оборвала жизнь за-
мечательного русского‘ ученого, горячего
советского патриота, отдавшего Родине все
свои знания, свой могучий талант исело-
дователя, Жизнь академика А. А. Байко-
ва — пример благородного служения оте-
чественной нзуёе. Он умер, как воин, на
посту, ни на один день не прекращая ки-
пучей деятельности в области науки, пел.”
готики и промышленности.

Отмечая, что академик А. А. Байков был
‘представителем передовой русской научной
пиволы, С. И. Вавилов подчеркивает огром-
ные заелуги Алексанлра Александровича в
достижениях советской науки. В течение
18 лет А. А. Байков работал в Академии
наук СССР, сначала в качестве члена-кор-
реслюндента, затем действительного члена,
члена президиума, первого вице-президента.

— Академик Байков, —говорит в вавлю-
чение Вавилов, — умер в тот момент, котда
налие государство, наша отечественная на-
ука ветупили в период нового гитантекото
под’ема. Нам предстоит осуществить начер-
танный товаришем Сталиным грандиозный
план развития и реконструкции народного
хозяйства. Выдающийся советский ученый
оставил нам богатое наследетво: результа-
ты своих исследований, научные методы ин
плеяду инженеров, воспитанных под его ру-
EOBOICTBOM и работающих в различных 0б-
ластях науки и техники. . Е
_ Затем с речами ‘выступили академики
Н. Т. Гудцов, Б. А. Введенский, А. Н. Не-
смеянов, от трудящихся Брянской области,
избравших академика А. А. Байкова своим <
депутатом в Верховный Совет СССР, тов. 2
Волчков, заместинель председателя Toc- *
плана СССР тов. И. М. Клочков, замести-
тель председателя Комитета но делам выс-
ей школы при Совете Министров СССР
профессор И. Н. Вузьминых, заместитель
Министра. черной металлургии тов. В. С.
Бычков, заместитель Министра цветной
металлургии тов. В, А. Флоров, член-кор-
респондент Академии нзук CCCP C, И.
Вольфкович и другие. —

У гроба последняя смена почетного ка-
раула —— члены президиума Академик
наук СССР. Гражданская панихида окон-
чена. Доступ в конференц-зал превращает-
ся. У гроба собираются для последнего
прошачия родные и близкие покойного.

Академики Вавилов, Вышинский, Ба]-
дин, Волгин, Бруевич поднимают гроб с
постамента и несут его к выходу.

Траурная процессия направляется Е Но-
водевичьему кладбищу. Здесь состоялся
краткий траурный митинг, на котором с
надгробными речами выступили академики
И. ИП. Бардин, Н. Г. Бруевич и другие.
Под звуки траурной мелодии, сменяющейся
тосударственным гимном Советского Союза,
троб с телом выдающегося ученого налией
Родины опускается в могилу.

(ТАСС).
	Американская печать © маневрах
японских реакционеров
	НЬЮ-ЙОРК, 5 апреля. (ТАСС). (Задер-
жана доставкой). Касаясь предстоящих вее-
общих выборов в Японии, многие обозревате-
ли предсказывают, что консерваторы и реак-
ционеры одержат победу на выборах, и
предупреждают о том, что японские реак-
ционеры сознательно намереваются укло-
ниться от выполнения директив оккупацион-
ных властей о проведении реформ и надеют-
ся открыто возобновить свой контроль, когда
оккупационные войска уйдут из Японии. Га-
зета «Крисчен сайенс монитор» пишет, что
Макартур правильно охарактеризовал ны-
нешний японский парламент как неудовле-
творительный, однако невозможно согла-
ситься с. заверениями Макартура в том, что
все кандидаты в новый парламент являются
приемлемыми. Газета указывает, что некото-
рые кандидаты помогали осуществлению
планов Японии в военное время, многие —
просто являются марионетками милитари-
стов, полпавших под действие директивы о
чистке, а так называемые независимые нахо-
дятся под контролем старых партий’ или
лично связаны с’ реакционерами.

Токийский корреспондент газеты «Чикаго
сан» Гейн в опубликованной в журнале
«Кольерс» статье пишет: «Становится оче-
видным, что японский правящий класс на-
меренно саботирует американские директи-
вы с тем, чтобы сохранить контроль в`про-
мышленности». Гейн указывает, что из 155
вновь созданных в Японии групп 151 явля-
ются правыми организациями. Корреспондент
подчеркивает, что директивы, касающиеся
проведения аграрной реформы и реформы в
промышленности, саботируются. Землевла-
дельцы сгоняют арендаторов с земли. «Дзай-
бану» (японские. концерны) проникли в реор-
ганизованные компании и саботируют нпроиз-
BOACTBO.

В интервью, данном шанхайскому коррес-
понденту газеты «Нью-Йорк пост», руково-
дитель японской народной антивоенной ли-
ги Кадзи назвал «преступным» решение о
проведении выборов в Японии 10 апреля. Он
заявил, что японцев поспешно толкают в
сторону эфемерной демократии совершенно
нелемократически настроенные лидеры и
американские чиновники, которые недоста-
точно понимают обстановку. Кадзи заявил,
что предложенный проект конституции был
составлен реакционерами, которые не наме-
рены отказаться от власти. Согласно проек-
ту новой конституции, император сохранит
такие власть, престиж и прерогативы, что,
когда американцы уйдут из Японии, импе-
ратор быстро вернет себе прежнее положе-
рие.
	Выступление Пеппе
	ВАШИНГТОН, 5 апреля. (ТАСС). Вы-
ступая в сенате США, демократ Пепнер (от
штата Флорида} заявил, что Англия ‘должна
вывести войска из Ирака, Трансиордании,
Ливана, Сирии и Палестины. Комментируя
соглашение между Англией и Трансиорда-
нией, ‘Пеппер заявил, что оно «просто сле
дует образцу, которого придерживалось
английское правительство в течение значи-.
тельного времечи. По моему мнению, ска-
зал оратор, это просто новый способ, при
помощи которого болышая страна эксплоа-
тирует малые страны, и это абсолютно про-
тиворечит принципу и философии Об’единен-
ных наций... Это — уловка.. Английские
войска могут оставаться там, где они на-
ходятся в настоящее время в Трансиордании,
они могут быть переведены в другие пункты
в Трансиордании. Кроме. того, основная от-
ветственность за внешнюю политику Транс-
иордании будет возложена на англичан... Та-
кое же положение существует в Ираке. Ко-
гда народ Ирака, наконец, восстал, то анг.
личане заявили: «Мы будем содействовать
вашему вступлению в Лигу Наций в каче.
стве свободной от мандата, независимой дер-
жавы..» Но, повидимому, побочно было до-
говорено, что Мрак вступит в договор с анг-
личанами, предоставив им право держать
войска в Мраке столь долго, сколько им
угодно, и право руководить внешней поли-
тикой Ирака. Как всем известно, англий-
ский поверенный в делах указывает прави-
тельству, что оно должно делать. Англичане
избрали регента, и когда последний на-
правился в Вашингтон, то они послали вме-
сте с ним врача для того, чтобы шпионить
за ним даже в то время, когда регент посе-
тил президента США... Англичане ханжески
делают вид, что они хотят свободы для всех
в мире. Каждому англичанину в мире онн
предлагают свободу, и это приблизительно
все, что они сделали во многих отдельных
случаях».

Касаясь Советского Союза, Пеппер зая:
вил: «Россия не означает для меня. ничего
болышего, кроме страны с 200 миллионами
чел., населения. За исключением того, что
это страна, которая уничтожила больше нем-
пев во время недавней войны, чем все мы
		Американские корреспонденты в сообще-
ниях из Токио’ от 4 апреля говорят о про-
осистских настроениях одного известного
японского кандидата, выдвинутого на пред-
стоящих выборах,— президента так назы-
ваемой либеральной партии Хатояма, о ко-
тором, как утверждают, очень часто упоми-
нают как о возможном новом премьере. Кор-
респонденты агентств Ассошиэйтед Пресс,
Юнайтед Пресс и газеты «Нью-Йорк геральд
трибюн» сообщают, что Хатояма во время бе-
седы в клубе иностранных корреспондентов
в Токио признал; что раньше‘он был настро-
ен проосистски (т. е. был сторонником «оси
Рим — Берлин — Токио» — союза фашист-
ских государств). Токийский корреспондент
агентства Ассошиэйтед Пресс указывает,
что Хатояма является доминирующей фигу-
рой как в либеральной, так и в консерватив-
ной партиях, которые отражают точку зре-
ния старых промышленников, предпринима-
телей и политических лидеров.

„В серии статей, широко распространенных
агентством. Озерсме Ньюс, недавний специ-
альный советник при американской репара-
ционной миссии в Япочии, специалиет по
дальневосточным проблемам Латтимор оха-
рактеризовал маневры японских реакционе-
ров, как имеющие целью сохранение власти
для более позднего возрожлення Японии.
Особенно  Латтимор критикует искусные
попытки японских промышленников и бан-
киров убедить американцев и англичан в
необходимости разрешить Японии сохранить
отрасли промышленности, работающие на
экспорт. Он заявляет, что в действительно-
сти японские промышленники стремятся вос-
препятствовать индустриализации других
дальневосточных стран. Крупные землевла-
дельцы в Японии, указывает Латтимор, мо-
шеннически ‘и намеренно тормозят производ-
ство продовольствия с целью создания кри-
зиса и тем самым вынуждают оккупационные
власти разрешить импорт продовольствия и
сырья, а, следовательно, и экспорт как сред»
ство платежа за импорт. Латтимор настаи-
вает на лишений Японии значительных из-
лишков промышленного оборудования, а так-
же на проведении действительной апрарной
реформы, начиная с ликвидации старой си-
стемы арендной платы и осуществления мо-
раторнума (отсрочки выплаты) в отношении
задолженноети крестьян. JlaTTHMOD ука:
зывает, что японские реакционеры 0осо-
беннсе стремятся’ содействовать раздорам
между США, Советским ‘Союзом, Англией и
Кнтаем. Он заявляет, что некоторые амери-
канцы выступают за превращение Японии и
Китая в бастион против Советского Союза.
	ра в сенате США
	остальные, вместе взятые, страна, которая
принесла больше жертв во время недавней
войны, чем мы все остальные вместе взятые,
и которая спасла американских юношей в мил-
лионах американских домов. Вот что озна-
част Россия. Россия означает друга, кото-
рый может помочь нам сохранить мир и по-
мочь процветанию мира. Я знаю, что если
кто-нибудь поднимает голос в конгрессе
или в США и высказывается положительно
о России, то его назовут коммунистом: Пусть
история и время определят правильность по-

добных обвинений». -
	Далее Пеппер заявил: «Я хочу только,
чтобы США не превратились в попечителя
бритавского империализма, а это то, что мы
делаем в настоящее время. Каждый раз, ко-
гда происходит международная конференция,
англичане и американцы действуют, как близ-
нецы... Поскольку это касается меня, я не
намереваюсь голосовать за призыв в армию
H за военные ассигнования, если мы намере-
ны использовать силы, которыми мы вла-
деем, для расширения и сохранения англий-
ского статус-кво, который существует в ми-
ре в настоящее время. М если государетвен-
ный секретарь Бирнс, говоря, что он не хо-
чет, чтобы США поддерживали статус-кво,
думает так, то он должен изменить нынеш-
нюю политику, или его действия опровергнут
его слова».
	Демократ Фулбрайт (от штата Арканзас)
задал вопрос об отношениях Советского Со-
юза с Болгарией, Румынией и Польшей. В
ответ Пеппер напомнил Фулбрайту, что’ эти
страны граничат с Советским Союзом или
расположены вблизи него, чего нельзя ска-
зать об Индонезии. Когда Фулбрайт спросил,
должно ли близкое расположение определять
характер отношений между странами, Пеппер
саркастически спросил, знаком ли Фулбрайт с
доктриной Монроэ. Он указал, что он не
желает, чтобы США лицемерно отрицали
за другими странами’ право защищать терри-
торию, расположенную рядом с ними, и тре-
бовать для себя права защищать американ-
ский континент, западную часть Атлантиче-
ского океана и большую часть Тихого
океана. -
		Процесс главных немецких военных
	в Нюрнберге
	Tal, являлись преступными. Итак, согласно
собственным обязательствам как профессио-
нального солдата Кейтель с полным знанием
дела проводил преступные приказы.

— Так ли я вас понял? — задает обвини-
тель вопрос подсудимому.

Ответ на этот прямо поставленный вопрос
Кейтель пытается произнести в отвлеченной
форме. Но обвинитель снова возвращается к
этой теме, у

Обвинитель: Я не хочу занимать время у
Трибунала, но считаю ваш ответ не соответ
ствующим. Вы сказали, что эти приказы‘ бы
ли нарушением существующего международ?
ного права. Приказ, изданный в такой фор-
ме, является престунным, незаконным при“
казом, поскольку он нарушает принципы ме-
ждународного права. Правильно это?

Подсудимый: Да, это правильно.

Обвинитель: Итак, вы проводили преступ-
ные приказы, нарушавшие основные принци-
пы профессионального солдата. Так следует
вас понимать?

Подсудимый: Да. _

Стремясь ослабить втечатление от послед-
него ответа подсудимого, защитник Кейте-
ля адвокат Нельте ставит ему ряд дополни
тельных вопросов, утверждая, что, заявле:
ние Кейтеля относительно ответственности
нуждается в дополнительном уточнении, Он
просит своего подзащитного об’яснить, Ka
ким образом со стороны последнего не было
эффективного противодействия приказам и
распоряжениям,  противоречившим нормам
международього права.

Подсудимый, как и прежде, ссылается на
то, что все эти приказы и распоряжения ие”
ходили от Гитлера, а он, якобы, являл:
лишь техническим исполнителем его воли.
Сднако в конце своего ответа Кейтель приз

HaeT, «то вследствие постоянного`ухудшения
военного положения Германии сн считал эти
мероприятия необходимыми и правильными.
	На вопрос председателя Трибувала Jlo-
уренса — протестовал ли Кейтель протиз
приказов Гитлера _ подсудимый отвечает
утвердительно. Однако он вспоминает лишь

одном таком возражении, изложенном В
письменном виде, но не может об’яснить,
где находится его протест и почему у него
не сохранилось копии этого документа.
	Финляндии В. Н. Терасимов, начальнив
Сектора северных стран МВТ А. Ф. Доброхо-
тов и начальник протокольной: части МВТ
В. Г. Кириллов.

Делегацию также встречали Чрезвычай-
ный Посланник и Полномочный Министр
Финлянхии В. Сундетрем и члены Финско”
Миссия.

Вместе с делегацией в Москву прибыли
торговый. Представитель СССР в Финляндии
М. БВ. Артемьев и Советник Миесии ССООР в
	Финляндии Б. А. Рыбаков.
	преступников
	НЮРНБЕРГ, 8 апреля. (ТАСС). Сегодня
на утреннем заседании Трибунала продол-
жалея допрос подсудимого Кейтеля. Допра-
шивающий представитель английского 06-
винения Дэвид Максуэлл-Файф тщательно
анализирует, оперируя неопровержимыми до-
кументами, вопрос об убийстве 50 англий-
ских летчикоз, офицеров, бежавших из ла-
геря военнопленных. Как устанавливает об-
винитель, подсудимый Кейтель присутство-
вал на совещаний между Гитлером и
Гиммлером, где обсуждался вопрос о побеге
и тех репрессиях, которые должны были
быть применены‘ против бежавших англий-
ских летчиков.

Подсудимый Кейтель не опровергает то-
го, что он присутствовал на этом созеща-
нии, но упорно отрицает то, что’ на этом
совещании шел вопрос о расстреле бежав-
ших летчиков. В процессе дальнейшего до:
проса обвинителю с исчерпывающей ясно-
стью удается доказать, что Кейтель был
хорошо осведомлен о побеге летчиков и их
расстреле. ;

Свидетельские показания бывшего гене-
рала германской армии Вестгофа, которые
цитирует обвинитель, также уличают Кей-
теля в том, что он хорошо знал все о побеге
и расстреле английских летчиков.

Изобличая подсудимого Кейтеля в других
преступных действиях, обвинитель огла-
шает и пред’являет Трибуналу ряд доку-
ментов о линчеванин союзных летчиков.

После обычного кратковременного пере-
рыва представитель английского обвинения
Максуэлл-Файф закончил перекрестный до-
npec подсудимого Кейтеля, и председатель
Трибунала Лоуренс предоставил слово пред-
ставителю американского обвинения ,Додду.:

— Несколько дней назад, 3 апреля,/— го-
ворит обвинитель, —когда производился пря-
мой допрос, подсудимый сказал, что он имел
такое чувство, что должен принять на себя
ответственность за приказы, которые дела-
лись от его имени, за приказы, которые про-
холили через его канцелярию. 5 же апреля,
через два дня, подсудимый заявил, что, как
старый профессиональный солдат, он” счи-
тает, что традиционные принципы этой про-
фессии не заставили бы солдата проводить
в жизнь такие приказы, которые, как он счи-
	8 апреля в Москву прибыла Финская Тор-
говая Делегация, возглавляемая Министром
Иностранных хел г-ном Р. Свенто и Мини-
	стром Торговли и Нромышленности г-ном’
	У. Такки. С делегацией прибыли эксперты,
а также представители финской промыш-
ленности.

На Ленинградском вокзале Делегацию
встречали: заместитель Министра Внешней
Торговли М. Р. Кузьмин, Член Коллегии
МВТ П. Н. Кумыкин, Начальник 5-го Ев-
ропейского Отдела МИД СССР А. Н. Абра-
мов. Начальник Управления по поставкам из
	Утреннее заседание 9. апреля
	ПРИБЫТИЕ В МОСНВУ ФИНЕКОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
	Пеоегововы сб американских базах в Исландии
	ков, продолжает пользоваться американская
береговая охрана.

Переговоры относительно постоянных баз
в Исландии начались несколько месяцев то-
му назад, несмотря на согласие США оста-
вить Исландию немедленно по окончании
ВОЙНЫ. :

Но словам корреспондента, в американ-
ских военных кругах заявляют, что комач-
дование армии и флота решило несколько
лет назад, что в его распоряжении должно
быть, по крайней мере, минимальное коли-
	чество баз в Исландии, чтобы обеспечить Oe-
	зопасность северных подетупов к США,
причем для этого достаточно иметь один
оборудованный аэродром и морскую топлив-
ную базу.
	НЬЮ-ЙОРК, 3 апреля. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой), Как сообщает. корреспон-
дент нью-йоркской газеты «Дейли ньюс» из
Вашингтона, секретные переговоры о созда-
нии, по крайней мере, двух постоянных аме-
риканских баз в Исландии, а также максимум
шести метеорологических станций, проходят
успешно, хотя еще не подписано соглаше-’
ние. США пытаются получить, по крайней
мере, один аэродром и одну базу горючего
в Исландии.

Государственный департамент, продолжа-
ет корреспондент, также ведет переговоры
< правительством Дании относительно дли-
тельного использования метеорологических
станций в Гренландии, которым, как с000-
мтают из хорошо информированных источни-
	ИВедская газета об американских планах
	в Исландии и
	Гренландии
	северных подступов к Америке», Но исланд-
цы, повидимому, утверждают, что Иелан-
дии необходимо сохранить свою независи-
мость. Это мнение исландцев разделяется в
Швеции».

Газета продолжает:

«Говорят, что Америка’ пытается обеспе-
чить себя долговременными метеорологиче-
скими станциями в Гренландии. «Дейли
ньюс» утверждает, что Дания якобы скорее
пойдет на уступки, чем ИМсланлия. Метео-
рологические станции’ ведь являются необ-
ходимым делом, и вряд ли против них мо-
жно возражать, если они в действительно-
сти являются метеорологическими станция-
ми, а не чем-либо иным. Однако нам очень
трудно понять, почему нельзя поручить дат-
чанам самим устанавливать станции и ока-
зывать услуги всем, кто желает путешест-
вовать по воздуху через Атлантику. Если у
датчан нехватит своих ресурсов, то вее же
следовало бы предпочесть международную
организацию чисто американской. Было бы
разумно, если бы в Дании немного подумали
над этим делом прежде, чем согласиться на
змериканское предложение».
	СТОКГОЛЬМ, 4 апреля. (ТАСС). Газета
«Афтонбладет» поместила сегодня передо-
вую статью, озаглавленную «СИТА и остро-
за». Авторы статьи одобрительно отзываются
9б эвакуации советских войск с острова
	Борнхольм, заявляя, что «с международной
	точки зрения уход русских с Борнхольма
также свидетельствует об ослаблении обще-
го напряжения. Балтика и Северная Сканли:
навия болыше не находятся в сфере каких-
либо актуальных противоречий между вели-
кими. державами. *
Беспокойство северных стран вызывают
американские требования относительно Ис-
ландии, а также некоторый интерес Амери-
ки к Гренландии. Америка в настоящее вре-
мя, вопреки существующему договору, со-
храняет в Исландии режим военной оккупа-
ции. Одновременно с этим американцы ока-
зывают давление на исландцев, желая по-
лучить военные базы на длительный ерок.
Согласно информации, помещенной в газе-
те. «Дейли ньюс» по этому поводу, в на-
стоящее время происходят «тайные пере-
говоры». Американцы утверждают, что ис-
ланлекие базы «необходимы для обороны
	Критика в США англо-трансиорданского договора
	ций сделала запрос; если об’яснения ока-
жутся неудовлетворительными.

В речи в сенате Майерс заявил, что по
англо-американскому договору 1924 г. Анг-
лия не имеет права изменять условия манда-
та без согласия и разрешения Соединенных
Штатов. Майерс заявил, что это действие
варушает также устав Об?единенных наций,
который ‘предусматривает, что статус под-
	мандатных территорий нельзя изменять без
одобрения Ассамблеи Организации Об’еди-
	ненных нации,
ступая с речью в сенате, сенатор-демократ
Майерс (штат Пенсильвания) осудил англо-
трансиорданский договор как «вопиющее на-
рушение» мандата Лиги наций и англо-аме-
риканского договора от 1924 года.

Позднее на совместной пресс-конференции
с бывшим сенатором Джиллетом, а также с
членом конгресса республиканцем Беннет-
	том (штат Нью-Йорк) Майерс заявил; что.
	он потребует, чтобы сенат провел раселе-
дование, ‘а организация Об’единенных на-
	© Американский крейсер «Провиденс»,
сопровождающий линейный корабль «Миссу-
ри», возможно, останется на некоторое время
	ЭКВАДОР ТРЕБУЕТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ВОЕННЫХ БАЗ
НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ
	Эквадора в Соединенных Штатах Гало Пла-
са вручить официальную ноту государствен-
ному департаменту с требованием эвакуации
баз на том основании, что опасность, кото-
рая побудила Эквадор уступить базы, в.на-
стоящее время исчезла и что срок действия
соглашения от 2 февраля 1942 года в отно-

шении баз ограничивался продолжительно-
стью военных действий.
	будет служить базой для`11! английских
	тральщиков с командами приблизительно в
тысячу человек, которые в ближайшем буду-
	. НЬЮ-ИОРК, 7 апреля. (ТАСС); Как сооб-
щает корреспондент агентства Юнайтед
Пресс из Кито, правительство Эквадора офи-
циально об’явило, что оно обратилось к
Соединенным Штатам с требованием выве-
сти вооруженные силы с Галапагосских ост-
ровов и вернуть скорее базы Эквадору. Ми-
нистерство иностранных дел в официальном
коммюнике заявило, что министр иностран-
ных дел Трухильо дал инструкцию послу
	ОСЛО, 5 апреля, (ТАСС). По сообщению
Норвежского телеграфного бюро, команду-
‚ющий военно-морским районом Ставангера
Хастведт заявил корреспонденту газеты
<Ставангер афтенбладет», что Ставангер
		Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР
	Английские тральщики прибывают в Норвегию
	————Фб——ыщыщ——
МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА
	(По сообщениям иностранных радиостанций)
ейсер «Провиденс»,   «Клим Вороптилов» с грузом зерна для pati:
		О переходе на летнюю форму одежды
Приказом начальника гарнизона города Мо-! ния Московского тазнизо
	сквы. войска, учреждения и учебные заведе-
	* Для восстановления порта Марсель
СНА передали Франции несколько неболь-
	НАХ CYAOB,
	ния Московского гарнизона с 10 апреля 1946
тода переходят на летнюю форму одежды.
	Ответственный редактор
„ПП. МУСЬЯКОВ,
	щем приступят к тралению мин в Северном   в Истанбуле после ухода «Миссури».
	@e B Марсель поибыло советское судно
	море вне норвежских территорчальных BOA.
	АДРЕС РЕДАКЦИЙ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21, Коммутатор редакции: 7{, 3-20-90 no Д 3-20-96. Телефоны: для справок — доб. 1-73; отв. секретарь редакции — Д 1-08-03:
отдел боевой подготовки—доб. 29, 36, Д 1-08-29; отдел пропагандь--Д 1-11-46; отдел партийно- комсомольской жизни — доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-22; отдел культуры-—доб. 8; отдел
“нформанаи — об. 1-35: отдел писем — доб. 23; иллюстрационный отдел — доб. 99; начальник издательства — Д 1-12-60; бухгалтерия —= доб. 25; отдел подлиски—Д, 1-62-21.
	вда» имени Сталина.
	Типография газеты «Пра