10 апреля 1946 г., среда, № 86 (2267)
	роздушно-морская
спасательная
служба
	В ходе воины воздушно-моровая спаса-
тельная служба приобрела 0с0б0е значение.
Она оказала, существенное влияние на бое-
способность авиации, Экипажи были увере-
ны в быстрой помощи в случае поврежде-
ний в бою или аварии. В результате работы
службы спасено много. летчиков и моряков,
зачастую терпевших бедствие в сотнях
миль от своих 683.

Воздушно-морская спасательная служба
начала развиваться еще перед. войной. Oc-
новным средством спасения первоначально
были ^ быстроходные ‘катера, обладавиие
хорошей мореходностью и скоростью. Вале-
р» высылались в район вынужденной по-
садки самолетов и летающих лодок и ока-
зывали помошь экипажам, находящимся в
опасности. В мореких районах, над которы“
ми интенсивно летали. колесные самолеты»
	патрулировали спасательные катера.
	Война заставила быстрее совершенство-
вать технику и организацию спасательной
службы. Отали практиковать сбрасывание
на парашютах спасательных плотиков и
илюнок с запасами продовольствия и ©иг-
нальными средствами. В дальнейшем потер-
певшие бедствие получили возможность

оповещать о своем месте по радио. На розы-

ски в море высылались самолеты, которые
затем наводили на место аварий епаса-
тельные катера. Для облегчения поиска п
взаимного наведения применялись дымовые
бомбы, сбрасываемые в райоче обнаруже-
ния экипажей. Летчики, выбросившиеся na
парашютах, обозначали свое’ место специ-
альными патронами, окрапивающими воду
в яркий цвет. :

Большую роль в спасении экипажей,
терпящих бедствие в районе боев, сыграли’
торнедные катера. Они всегда своовремен-
но выходили к совшему на воду самолету
или выпрыгнузшему на парашюте летчику.
Экипажи колесных самолетов всегда были
уверены, что при всех обстоятельствах они
Не будут одиноки.

В дальнейшем катера выходили в море ©
самолетами прикрытия, осуществлявшими
олновременно поисЕ и наведение. Установи-
лось взаимодействие групп катеров, кото-
рые развертывались в море или приводи-
лись в немедленную готовность в базах при
первых признаках назревшего воздушного
вся.

После войны значение спасательной
службы не снижается. Развитие военно-
морского и военно-возлуненого флотов, ин-
тенсивная боевая учеба, расширение мор-
ского и воздушного пассажирского и грузо-
вого сообщения потребуют от спасательной
службы четкой и организованной работы на
всех тезтрах, дальнейшего совершенствова-
ния средств и методов ее. Огыт показывает,
что старые морские спасательные боты
уже непригодны. Нужны новые, более to-
вершенные средства. Ожидающееся появле“
ние большого количества спортивных кате-
рев, яхт, самолетов и индивидуальных
средств сообщения, не поддающихся стро-
гому контролю в передвижении и более под-
верженных аварийности в сложных усло-
виях, обязывает и гражданокие ведомства
серьезно заняться воздушно-морской спаса-
тельной службой.

Возможности для этого есть. Можно ши-
роко использовать катера и самолеты, утра-
тившие своё боевое значение по тактико-
	‘техническим данным. Но освобожденные от
	боевой нагрузки, они будут вполне приго-
ны для службы спасения. Необхолимо так-
же обновить оборудование штатных епаса-
тельных станций, снабдить их радиосвязью,
парашютной техникой, быстроходными ка-
терами и т. д.

Хорошо организованная и належенная
спасательная служба имеет большое значе
ние. Будет полезно, если военные организа-
ции возьмут шефство над местными
ОСВОЛ?ами, помогут им своим опытом и
техническими средствами.
	Капитан 3 ранга
_В. НЕГОВОРОВ,
	Новые. книги
	А. И. САДОВ. «Теория. вероятностей».
Под редакцией доктора математических на-
ук профессора А. С. Кованько. Вюенмориз-
дат.. М.-Л. 1945. Стр. 115. Ц. Ш р. 10 к.
Книга излагает основы теории вероятностей
и рассчитана на лиц с законченным средним
образованием. Служит пособием для курсан-
тов артиллерийских училиш ВМС и слуша-
телей курсов офицерского состава.
	Б. А. УРЕНЦКИЙ. «Курс морских гидро-.
технических сооружении». Под общей ре-
дакцией доктора технических наук профес-
сора В. Е. Ляхницкого. Военмориздат. М.-Л.
1945. Стр. 224. Ц. 20 р. 20 к. Это — первая
часть учебника по курсу «Морские гидро-
технические сооружения». В первом разделе
дана общая характеристика морских гидро-
технических сооружений. Второй раздел по-
священ описанию естественного режима мор-
ских побережий и устьев рек. Третий — дает
сведения, необходимые для выбора типов
оградительных сооружений, принципы кон-
струирования основных. типов сооружений.
и методы их статического расчета. .
	Общее пособие по ремонту военно-морских
оптических приборов. Сост. инженером Ю. Б.
Вайнберг под общим руководством и редак-
цией инженер-майора М. 3. Вильнера. Воен:
мориздат. М.-Л. 1945. Стр. 239. .
	2. ВОРОБЬЕВ. «Пехотная гордость». Рас-
сказы. «Советский писатель». М. 1946. Стр.
184. Ц. 4 р. Сборник состоит из двенадцати
рассказов, посвященных героям Великой
Отечественной войны — разведчикам, сапе-
рам, снайперам, Рассказы «Зять», «Лявони-
ха», «Где эта улица» повествуют о радост-
ной встрече, оказанной Красной Армии на-
селением освобожденных от немецких за-
хватчиков районов.
	Н. ЕМЕЛЬЯНОВА, ‹В Уссурийской тайге».
Повесть. «Советский писатель». М. 1946.
Стр. 240. Ц. 5 р. 50 к. Автор рассказывает
о героическом труде советских геологов в
глухих районах Дальнего Востока. Герои по-
	вести —— научные работники далекого таеж-
ного заповедника.
	п. ЗАДОРНОВ. «Амур-батюшка>. Роман.
«Советский писатель». М. 1946. Стр. 276.
Ц. 10 р. Книга посвящена русским людям—
переселенцам на Дальний Восток в конце
ХХ века. В романе раскрываются качества
русского человека, упорного в труде, смг-

mee.
	ON

лого в борьбе, несущего отсталым `народно-
стям культуру ^
	В. ОВЕЧКИН, «С фронтовым приветом». Но-
весть. «Советский писатель». М. 1946, Стр.
196. Ц. 5 р. 95 к. Это первая книга моло-
дого  писателя-фронтовика, ‘описывающая
мысли и дела советских людей — воинов и
воспитателей, их мечты о грядущей победе

ИЕ ТЕ Е
	NE OOS

и послевоенной. жизни, проникнутые глубо-
ким патриотиэмом.
			У всефлотские
гребно-парусные
1. ГОНКИ.
	Всефлотские гребно-парусные гонки на
первенство военно-морских сил CCCP cra-
ли традицией в жизни военных моряков.
Ежегодно ‘на Черноморский флот с’езжают-
ся сильнейшие гребцы: военно-морских сил
страны, чтобы оспаривать почетное звание
чемпиона флота. Четыре раза это звание
завоевывали черноморны:

В этом году с 15 по 30. сентября в Сева-
стополе. состоятся пятые всефлотские греб-
но-парусные соревнования. Оспаривать: пер-
венство будут представители всех флотов
и флотилий страны, а также военно-мор-
ских учебных заведений. Для участия в
тенках каждый флот выдбляет по’ четыре
команды, а Ффлотилии-—по. две. Boenno-
морские учебные заведения выделяют че-
тыре команды (по одной’от основных вму-
з6в) победителей общевмузовеких. соревно-
ваний.. Участие во всефлотских гребно-па-
русных гонках сборных команд флотов и
флотилий запрещается.

В программе пятых всефлотских сорев-
нований: гребные гонки на 10 кабельто-
вых © пересадкой; крейсерские гонви на
дистанцию не менее тридцати. миль с лавя-
ровкой; гонви без рулей с пересадкой на
40 кабельтовых с включением двух пово-
ротов и одной восьмерки; гонки < пересал-
кой рулевых на дистанцию не менее 40 ка-
бельтовых с включением одной неполной,
одной полной петли и одной восьмерки. (В
обеих последних гонках участвуют толь-
ко первая и вторая группы. }

В комплексные гонки на 40 кабельтовых
ВЕЛЮЧЬеНЫ: гребля, прохождение пох Hapy-
сами, подход к берегу и высадка десантной
грунны, которая преодолевает вплавь двад-
цатипятиметровый водный рубеж, метание
гранат в окоп, расположенный на дистан-
ции 30 метров, колка чучел, возвращение
вплавь на шлюпку и финиш на веслах:

Участники гребно-парусных гонок раз-
биваются на три группы. В первую входят
по одной лучшей шлюпке чемпиона флота
И флотилии И Две сильнейшие WOKE
вмузов. Вторая группа составляется из вто-
рых шлюноЕ ‘флотов и флотилий и двух
остальных шлюнок вмузов. В третью rpyu-
ну входят третьи и ‘четвертые шлюики фло-
TOB.

Важдая команда составляется из девяти
человек: командир и старшина шлюнки и
семь гребцов (олин из них запасной). Уча-
	стнивки гонок должны прибыть в Сёваето-
	поль 38 шесть дней 40 начала соревнова-
НИЙ.

Команды флотов и флотилий. представи-
тели которых в прошлых гонках были на-
граждены переходящими призами, привозят
HX Cc 6с060й и слают в судейскую коллегию.

Зачет производится по количеству очков.
предусмотренных положением о соревнова-
ниях. Общее первенство по ‘всем видам го-
нок определяется суммой набранных очков.
Команды, выигравшие общее первенство и
первое место в отдельных гонках, награж-
даются переходящими призами и грамота-
ми. Все участники- победители награжда-
ются грамотами.
	Пучиая на Амуре
_ вулоремонтная мастерская
	° КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 9 апреля. (По телеграфу от корр.
«Нрасного Флота»). Подведены итоги рабо-
ты судоремонтных мастереких в марте.
Лучшей оказалась плавмастерекая, где на-
чальником старший техник-лейтенант Крае-
ноштанов. Месячный план коллектив ма-
стерской выполнил на 174 процента.

Эти успехи судоремонтников не случай-
ны. В мастерской заботятся об уплотнений
рабочего дня. каждый человек имеет еже-
дневное производственное задание, пробтоев
почти не бывает. Нроизводительность труда
большинства рабочих в полтора-два раза
выше плановой.

Весь период зимнего судоремонта мастер-
ская работает напряженно. В декабре план
здесь был выполнен на 160 процентов. в
январе показатели повысились на полпро-
цента, в феврале — на шесть процентов.
Передовиками выполнения мартовской про-
граммы являются смена мастера Погоняйло,
превысившая задание на 78 проп., и смена
мастера Шевнова. ;

Успехи лучшей на Амуре судоремонтной
мастерской отмгчены командованием флоти:
лии. Юй вручаются переходящее Красное
знамя Военного совета и премия в шесть
	тысяч рублей.
	Учет и плопированме’
боевой полготовки
	Известно, какое большое значение в
	боевой подготовке имеет правильно и хоро-.
	wo поставленный учет. Он очень важен
хля кораблей, занятых учебными целями, где
воспитываются калры сцециалиетов. флота.
Не случайно поэтому недавно в отряде учеб-
ных кораблей инспекция обратила внима-
ние на то, как. в боевых частях организуется
учет.

По. заключению инепекции, лучшей ока-
затась боевая часть, которой командует ич-
женер-капитан-лейтенант. Егоров. ПШрове-
рявшие ознакомились с месячными плана-
ми работы боевой части, планами группо-
вых упражнений и многими другими доку-
ментами, отражающими организацию и ход
боевой подготовки.

Тов. Егоров. вобтавляет планы в строгом
ссответетвии в уставом, делает упор на
практическое обучение личного состава, об-
ращает виимание на аккуратность ведения
документации, старяять и в этом показать
образны морской культуры.

Инженер-механик уделяет большое вни-
мание организации боевой подготовки на
боевых постах и требует от старшин отлич-
ного ведения документации.

Вот. тетрадь. боевой подготовки отделения
Бторой машины, которой командует старши-
на 2 статья Никитин, Тетрадь открывается
отпечатанными на машинке методическима
указаниями о том, как нало обучать личный
состав, как переходить от простого занятия
к более сложному. Указания составил
командир У боевой части. Они имеются у
всех командиров отделений.

Тетрадь свидетельствует, что у Никитина
к каждому занятию приготовлен конспект,
проверенный и утвержденный инженер-ме-
хаником. Конспект тщательно составлен и
поэтому помогает сосредоточивать внимание
на главном. подчинять занятия стоящим пе-
рел боевой частью задачам.

Постоянный контроль 34 подготовкой
старшин к занятиям приучает их к акку-
ратности, к самостоятельной работе над со-
бой. Когда проверяющий поинтересовался,
имеют ли эти старнины индивихуальные за-
дания, совертенствуют ли они свои знания,
то убедился, что командир боевой части. не
забыл и 06 этом. Например, не так давно
	Связисты
	главный старшина Аарциев провел со стар-
шинами занятие на.тёму .«Эррозия труб
главного холодильника и причины их пов-
реждений». Перед тем ‘как выпустить Хар-
циевз для проведения урока, инженер-капи-
тан-лейтенант Егоров предоставил для стар-
шин необходимую ‘литературу. Ходить 3a
ней далеко не принлось-—у инженер-ме-
ханика хорошо подобранная библиотека.
Большое внимание в боевой Части уде-
ляется ведению эксплоатационной докумен-
тации. В суточном журнале второго малгин-
ного отделения, например, каждая запись
иллюстрирована чертежами, 0 всякой не-
нормальности в работе механизмов сразу же
сообщается командиру боевой части, и не-
исправности своевременно устраняются.
Такое ведение журналов и других эксплоа-
тапионных локументов помогло предупреж-
	тать аварии. значительно сэкономить горю-.
	Hee, .
Четкое планирование боевой подготовки й
пунктуальный учет ве благотворно сказы-
паются и на воспитании краенофлотцев. Тре-
буя от старшин. серьезной подготовки к ор-
	ганизации и проведению каждого занятия,
	инженер-механик поедупрежлает, чтобы. они
	не приучали людей к бессмысленному за-
	зубриванию, а добивались вполне осмыелен-
ного. изучения любого механизма и правил
его эксплоатации. Посешая боевые посты,
интересуясь ходом занятий, т. Вгоров часто
лично проверяет, как тот или иной красно-
флотеп освоил материальную часть,
	Постоянно указывая старшинам на необ-
ходимость обращать особое внимание на оди-
ночное обучение краснофлотцев, инженер-
механик и в период. проведения частных или
общих учений следит не только за тем, как
справилась CO своими задачами боевая часть
или отделение в целом, но и за тем, как дей-
ствовал на этом учения каждый краснофло-
тел в отдельности.

Вогда инспектор дал несколько’ вводных
ий шоинтерееовалея работой краснофлотцев
Жилова и Чухарева, то убедилея, что по-
следние свободно укладываются в пормати-
вы и выполняют евои обязанности с пунк-
тузльной точностью.
	Мапитан А. ПЕТЗОВ. .
	В

HTe
	Так к зачетному учению
ы не готовятся
	правилами. А ведь Ha корабле есть немало
офицеров, имеющих богатый боевой опыт.
Им следовало бы помочь товарищу.

Дальнейшей проверкой было установле-
но. что во второй боевой части (командир
капитан-лейтенант Крюковекий) нет част-
ных наставлений, и офицерский состав не-
твердо знает правила ведения стрельб при
обороне корабля.

Флагманский минер проверял, как офи-
церы знают наставления по использованию
минного оружия. Вапитан-лейтенанту Ива-
нову была дана вводная: «Слева 50, ди-
станция 10 — подводная лолка протявни-
	ка». Тов. Иванов действует. Поступают ре-
	шения и от капитан-лейтенанта Малышева,
лейтенанта Иванишина и других. Они дей-
ствуют по существующим инструкциям,
но поверяющий устанавливает, что офицеры
не знают внесенных в эти инструкции по-
ирзвок.

— Вы получили поправки к наставле-
ниям? — спросил поверяющий командира
боевой Части старшего лейтенанта Халявко.

—- Получили...

— Лавно?

— Несколько месяцев назад...

— Почему же наставление не откоррек-
тировано?

Халявко не находит ответа. А ведь ему
следовало, получив поправки, немедленно
доложить 0б этом старшему помощнику ко-
мандира, провести специальное занятие с
офицерским составом, откорректировать на-
составления и руководствоваться ими. Будь
это слелано своевременно, офицеры давали
бы сегодня правильные ответы.

Не лучше было и в первой боевой части.
Штурман не представил... боевой прокладки.

После первого часа проверки выяснилось,
что на корабле, готовяшемея схавать 60е-
	вую задачу, не в порядке и боевая докумен-
	тация. Наставления не утверждены, не под-
писаны и не оформлены. Часть наставлений
и инструкций не откорректирована. Настав-
ления по борьбе за живучесть Е во-
обше нет.

Правильно поступил командир. соедине-
ния, когда сейчас же после проверки зна-
няй офицеров и состояния документации
прекратил прием задачи.

Неизвестно, какие выволы сделает из это-
го командир соединения. Ясно лишь то, что
к подготовке к зачетному учению, являю-
щемуся важнейшим звеном в боевой подго-
товке, командир корабля отнесся спустя ру-
Kana.
	Капитан 3 панга Н. ДОБУШЕВ..
	Черноморский флот. (Корр. «Красного
Флота»).
	ла все, чтобы наши дети стали полезными
гражданами Отечества. Пусть знает моряк
Вениамин, что мы не сидим сложа руки в
эти великие дни, когла весь народ е энту-
зназмом взялея выполнять’ сталинский пя-
тилетний план. Шура учится на мастера,
получил две премии, несколько благодарно-
стей, Володя осванвает профессию слесаря
при МТС, также‘ премирован, я работаю в
колхозе.
	С ралостью сознаю, что только в нашей
стране я, гростая крестьянка, как равная,
пишу офицеру военного флота. Благоларю
всех вас. товариши командиры, за воепита-
	‘ние моего старшего сына. Спасибо и тебе.
	сынок, обрадовал. [Теперь стану еще уве-
еннее смотреть на будущее, еше стара-
тельнее работать в колхозе. Служи еше
пучше, добивайся дальнейших успехов.
Буль таким же патриотом. как твой отец,
отдавший свою жизнь за нашу свободу,
счастье, за великую Родину.
	До свидания. Романова».
	Командир корабля явился в штаб соеди-
нения и доложил, что его экипаж к сдаче
очередной учебно-боевой задачи подготов-
лен. Командир соединения назначил время
боевого учения и поручил штабу разрабо-
тать план его проведёния.

Обстановка сложилась так: после выпол-
нения боевого задания в море корабль при-
шел на незащищенный рейд отетояться до
наступления темноты, а затем снова выйти
в море.

Ясно, что стоянка на незащищенном рей-
де должна была вызвать опасения. Могли
«налететь» торпелоносцы, бомбардировщи-
ки, «появиться» торпедные катера, подвод-
ные лодки. Все это должно было вызвать
опасение и тревогу у командира корабля.
Необходимо было принять решение, которое
тарантировало бы безопасную стоянку ко-
рабля на незашищенном рейде.

Но этого не было сделано. Командир ко-
рабля не представил в соединение такого
решения. Тем не менее, командир сбедине-
ния все же начал учение. Он решил про-
верить подготовку корабля и личного состава
в выполнению своих обязанностей. Первый
час был отвелен проверке наличия локумен-
тации и знаний личным составом своих 0бя-
завностей.

Флагманский артиллериет дает вводную
хомавлиру башни младшему лейтенанту
Шмульскому:

— Слева — 40, торпедные катера. Ва-
ше решение.

Тов. Шмульекий правильно отвечает 0
порядке открытия огня, подготовке боезана-
саит. д.

Проверяется командир батареи лейтенант
Шахнабатов.

—- Слева, дистанция 30 кабельтовых —
торпелный катер, командуйте.
`` Следуют команды о боезанасе, выбирается
©п0е0б стрельбы.

— Каким наставлением все это прелу-
смотрено?=— спрашивает флагманский ар-
тиллериет.

Шахнабалов ссылается на несушествую-
щие наставления. Отвечает неуверенно и
неправильно. Наставлением предусмотрено,
что открывать огонь он может лишь по при-
казанию командира полразделения. Днем он
почему-то решает стрелять трассирующим
боезапасом и по без того хорошо вилимой
цели. Неправильно выбрал он и метод
стрельбы. Если бы т. Шахнабатов ивтере-
совался опытом использования вверенного
ему оружия во время войны, то мог бы най-
ти немало хороших примеров, рассказываю-
ших, как нахо действовать в подобных слу-
чаях. Но лейтенант. как видно, мало инте-
ресуется опытом войны и существующими
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 апреля. (По теле-
графу от норр. «Красного Флота»). Полит-
работник Н-ского корабля лейтенант Лоба-
нов послал матери молодого краснофлотиа
нятой боевой части Вениамина Романова
письмо, в котором рассказал ей об успехах
сына в боевой и политической подготовке.
Мать краснофлотна. проживающая в дерев-
не Савинекое Кирилловского района Воло-
тодской области, тотчас же откликнулась на
письмо. Вот что она ответила:

«Нервым долгом как мать благодарю
Вае, дорогой Степан Федорович, что присла-
ли мне отзыв о примерном поведении моего
сына Вени. Прошу передать мою материн-
скую благодарность командирам вашего
боевого коллектива. Мое материнское поже-
лание сыну: буль всегда честен. исполни-
телен, бдителен, предан Родине. Помни этот
мой наказ.

Вее время войны я жила без мужа. вос-
питывала трех сыновей-——Вениамина, Алек-
сандра и Владимира. Муж скончался в гос-
питале от ран. и в Честь его памати я дела-
	Слово за командиром соединения
	Материнский наказ
	на Южный Сахалин
	На второй день после высадки десанта в
порту Маока, в период самых напряжен-
ных боев, связисты получили приказ —
обеспечить проведение операции по захвату
entra Отомари.

Задача усложнялась. Сторожевой  Ko-
рабль, проверенный на опыте двух преды-
дущих операций. должен был уйти для по-
полнения топлива. Командир высадки перс-
нес свой флаг на другой корабль. Оборудо-
вание его связью было сопряжено с боль-
шими трудностями. Вели на сторожевом
корабле мы располагали штатным радио-
вооружением, позволяющим использовать
его при обеспечении операции, и двумя руб-
ками, где связисты могли разместить тре-
буемые приборы, то теперь это нужно было
слелать в помешении ‘площадью 3 вв. мет-
pa. Принытось полностью вооружить корабль
новыми. радиосредствами. В одной рубке
временно установили дополнительно четыре
радиостанции. Возник. вопрос: обеспечит
ли главная рация надежную связь на та-
ком расстоянии и особенно после. фореирова-
ния пролива Ланеруза? Никто из связистов
не дал положительного ответа. По моим же
расчетам. залача могла быть выполнена, и
я лоложил о готовности.

Началась операция,  Разыгравитийся при
полходе к проливу восъмибалльный шторм
частично вывел из строя антенное хозяйство
корабля. Олнако благодаря образповой ра-
боте связистов главного старины Roama-
нова, старшин 1 статьи Черкае, Самойни-
чева. Демилочкина и Чуприянова связь
полностью обеспечивала боевое управление.

Дальнейшее ухудшение погоды лишило
возможности форсировать пролив, и коман-
лующий операпией приказал высалить де-
сант в порту Хонто. Поворот на 70° вле-
во. Корабли идут к острову Тодосима и в
прелрассветных сумерках минуют его.
Дальнейший куре—на порт Хонто.

Малая мошность радиостанций и плохая
погола созлают исключительные трудности
для ралистов. Но они действуют безупреч-
но. Приближаемея к Хонто, готовность
«олин»—вее на своих местах.

Поступает приказ: «Командиру гручпы

организации большую роль играет вахтен-
ная служба. Тем более на таком корабле,
как «Севастополь», вахтенная служба ста-
новитея настоящей школой для: офицера.
«Севастополь» часто и продолжительное
время выполняет функции штабного кораб-
ля. На его борту’ проводятся различные
игры, совещания, занятия, нае посещает
много офицеров с других соединений. До-
статочно сказать, что в такое время к тра-
пам линейного корабля в течение суток под-
ходит до ста единиц разнообразных плав-
средств: шлюпки, барказы, ‘катера всевоз-
можных типов, водолеи, буксиры, баржи с
торючим и продуктами... Одна лишь, так
сказать, диспетчерская функция требует
от вахтенного офицера и знаний, и опыта,
H CMCTKH, и внимательного морского глаза.
Гости с других соединений присматривают-
ся к нашим порядкам, учатся, хвалят и
критикуют нас.
	Разумеется, каждый вахтенный офицер
старается поддержать престиж своего Ko-
рабля. Так, по крайней мере; должно быть:
не представляю, что можно оставаться рав-
нодушным к тому, как относятся к твоему
кораблю, к мнению о вго порядках, о несе-
нии на нем службы.
	Б связи с этим я вспоминаю один поучи-
тельный разговор, имевший место одиннз-
дцать лет назад на Тихоокеанском флоте.
Разговор происходил между командиром сто-
рожевого. корабля `«Бурун»  Горшковым
(ныне вице-адмирал, командующий соедч-
нением на Черномореком флоте) и коман-
диром отделения рулевых этого корабля 38-
белиным. Последний ложно докладывал
командиру корабля об успехах своего пот-
разделения. Проверка. проведенная во вро-
мя смотра боевых частей в масштабе co-
единения, выявила низкие знания рулевых
нь «Буруне», и отделение рулевых по вине
младшего командира Забелина оказалось в
числе отстающих. ,
	Командир корабля вызвал к себе в каюту
	морских охотников. следовать в порт и про-
извести высадку».

Приказание передано, ‘и катера нз пре-
дельной скорости устремились к порту. То-
мительное ожидание. Наконец командир
группы докладывает: .

— Первый бросок десанта высажен.

Олин за другим корабли входят в порт.
Коротковолновая рация действует отлично.
Ни один запрос или приказание не остались
без ответа. >

`Первая задача связи выполнена.

Корабли двинулись в порт Отомари. Если
па первом этапе ралдистов поддерживала
мощная рация, то теперь ее не стало.
В распоряжении оставались средства связи
нашего корабля. Даже командиру высадки
пришлось вмешаться в дело связи, устанав-
ливать время работы радиоаппаратов.

Курс—на Отомари. Все внимание подчи-
нено радиосвязи. с командующим операцией.
Отлично работают и все другие направления
радиосвязи,

Мы приближаемея к Отомари. Приказ
командира высадки «Катерам следовать в
порт и вывадить десант» передан свосвре-
менно.

Через 11 минут капитан 3 ранга Дегоди
докладывает о высадке первого броска. За
ним подходят основные силы десанта.

—щ «Земля», я «Луна», дайте обстанов-
ку-— Радист командира высадки вызывает
рацию командира десанта майора Гульчак.

— «Луна», я «Земля», продвигаюсь к
железнодорожному вокзалу, — отвечает
Гульчаж.

Через 4 часа после начала операции
командир высадки десанта доложил коман-
дующему операцией: «Порт и город заняты
нашими войсками».

При передаче этого донесения показал
все свое искусство радист-оператор стар-
шина 1 статьи Слмойничев. Несмотря на
илохую слышимость, это донесение он пе-
редал четко и в срок. Дальнейпгая связь
не прерывалась до прибытия более мощных
рахиюсрелств.
		папитан-леитенант И.

ВОЕННЫЕ МОРЯКИ — ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ
БРАТИСЛАВЫ
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ЛУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 9 апреля. (Пс телеграфу от корр.
«Нрасного Флота»). Национальный комитет
столицы Словакии — Братиславы на тор-
зественном заседании в честь первой годов-
щины освобождения города от немецких ок-
купантов постановил присвоить ряду офи-
	оруженных сил звание почетного гражда-
нина Братиславы.
	Грамоты почетного гражданина вручены
вице-адмиралу Холостякову, контр-адмира-
лу Матушкину, капитану 1 ранга Свердлову,
	кагитану 1 ранга Державину, капитану
2. ранга не ualopy Tsewypony.

записки старшею помощника
командира корабля
		леко за пределы наблюдения. Офицер нуж-
даетея в значительно большем. От старитего
начальника требуется постоянное влияние
на образ его действий, на пеихику, поведе-
ние. Ибо командир корабля, а особенно етар-
ший помощник, как наиболее тесно общаю-
щийся с офиперами, являются для них не
только начальниками на корабле. Они вме-
сте с тем и самые сгаршие по возрасту, ста-
ло быть, 6 большим. чем другие. жизненным
опытом. Они дольше остальных служат, у
них поэтому богаче и практический опыт.
Сни, ‚ как правило, образованнее преобла-
дающего числа офицерекого состава. У них
все данные для того, чтобы занять в жизни
офицера неизмеримо большее место. чем
лишь начальника. ‘

Можно, например, по-разному ветречать
молодых офицеров, прибывающих на ко-
рабль для прохождения службы. Можно ог-
раничиться формальным ритуалом. На ли-
нейном корабле «Севастополь» мы стараем-
ся дать почувотвовать молодежи, входящей
в нашу семью, евою приветливость, ‘тради-
ционное флотекое радушие, гостеприиметво.
Уже в первой встрече с новичком-офицером,
явившимся для представления, я стараюсь
обстоятельно познакомиться е ним, выяс-
нить его семейное положение, узнать, в ка-
кой помощи он нуждается, где учился, слу-
жил, воевал. Такой разговор выходит за.
рамки обычного представления младшего
офицера старшему. Новичок должен ощу-
тить атмосферу товарищества, человечности,
заинтересованности его судьбой.

eae
	Для понимания и освоения морбким офя-
цером законов и специфики корабельной
	Беспорядок, распущенность, как и поря-
док, начинаются с мелочей, с того, что при-
нято считать второстепенным, маловажным.
Но в нашей службе нет и не может быть
ничего незначительного. В беспорядку, как
и к порядку, привыкают. Останешься рав-
нодушным к мелкому нарушению раз, дру-
той — перестанешь замечать более крупное.
Не приучить подчиненного к аккуратности,
не воспитаешь в нем чувства нетерпимости
к расхлябанности — значит никогда неё мо-
жешь быть уверенным в точной иснолни-

_ тельности такого человека.

А все эти мелочи, недоделки, все второ-
степенное постоянно В поле зрения бли-
жайших и непосредственных начальников
и воспитателей краснофлотцев — старшин,
командиров отлелений. Формирование вои-
на— в их руках, в их власти, способно-
стях, умении. Ближайшие и непосредствен-
ные начальники бойцов — это опора офи-
пера, его помощники. Через них офицер
влияет на подчиненных, воздействует на
них, учит, воспитывает их.
	bela Halla в том, что офицеры, особенно
	молодые, недооцевивают роли старшин,
командиров отделений. Офицер не может
жалеть ни времени, ни сил для серьезной
работы со своими помощниками. С них дол-
но требовать, их необходимо проверять.
Но позволительно спросить офицера: а что
ты им даешь сам, как духовно растишь,
чем помогаешь им стать действительными
начальниками, способными обучать и вос-
питывать?

Слов нет, наказывать легче, чем воз-

=

Окончание. Начало см. «Красный Флот»
№№ 84 и 85.
	Забелина и сказал ему примерно еледую-
щее:

— Из-за вае, из-за вашей лени и лжи
вы опозорились в соединении, на всем фло-
те. Если вам безразлично, на каком маете
значится ваше подразделение — на первом
или на последнем, то мне это совсем не без.
различно. Я не привык плеетись в хвосте
и вам не советую удовлетворяться этим по-
етыдным местом. Вы — плохой комсомолец,
Плохой моряк, если не дорожите честью ко-
рабля, на котором служите. Запомните: я
не потерплю впредь такого отношения к
служебному престижу...

Не знаю, где сейчас этот Забелин, какова
его судьба, но думаю, что он не мог забыть
слов своего командира.

Честь корабля! Служебный престиж офи-
цера! Какие это высокие и благородные
стимулы. Изм надо чаше напоминать о них
офицерской молодежи, развивать у людй
самолюбие, стремление быть первым, а не
отставать со своим подразделением. Това-
рищи по елужбе будут поздравлять успе-
взющего офицера и порицать его, если он
халатен, равнодушен к службе, к беспоряд-
кам, к недисциплинированности евоих под-
чиненных. Мнением коллектива, мнением
офицеров других соединений нужно гордить-
ся, дорожить и переживать искренне, как
личные невзгоды, если это мнение склалы-
вается не в пользу твоего подразделения,
боевой части, корабля.

И в этом смысле, как и во всем воспита-
нии офицеров, решающую роль играют та-
кие начальники, как командир корабля, его
старший помощник. Их личный пример во
многом определяет стиль поведения офице-
ров, уровень организации, порядок, тради-
ции — все, что в общем составляет честь
корабля, его славу, добрую или дурную. Не
декламационными призывами воспитывают-
ся любовь к кораблю, рвение к службе, а
личным отношением, личным поведением,
личным примером.
	Капитан 2 ранга
П. УВАРОВ
		действовать иными мерами. Права и власть

У офицера достаточно большие. Вее дело
; том, чтобы пользоваться ими умно. Kera-
ти, и такая мера воздействия, как наказа-
ние. призвана также воспитывать подчи-
ненного.

Приносят мне однажды записку етаршего
лейтенанта Корсакова об аресте одного под-
чиненного на 10 суток. Серьёзное наказа-
ние. За что? Читаю формулировку раз, дру-
гой. Сомнительной она мне ноказалась, не-
четкая какая-то, Да и Корсаков cam не
славится на корабле как хороший офицер-
воспитатель. Арест я не подписал, отложил.
Вызвал наказанного. Расспросил его под-
робно. Картина стала вырисовыватьея в
ином свете. Поговорил с Корсаковым. Ока-
залось, что офицер был явно несправедлив,
он сам заслужил взыскание за грубость,
допущенную по отношению к подчинен-
ному.

С той поры я стал более внимательным
& мерам наказания, особенно к наиболее
суровым. Если офицер злоупотребляет гаупт-
Бахтой, щедро раздает наряды вне очереди,
стоит заинтересоваться его подразделением.
Й, конечно, почувствовав глаз старшего
помощника, люди стали более вдумчиво под-
ходить к этому делу, усилили воспитатель-
ную работу.

Глаз командира корабля, его стадмиего
помощника... Я расшираю это понятие да-