4 апреля 1946 г., воскресенье, Ne 90 (29775:
	«Бо сне вижу
родной корабль»
	Письма демобилизованных моряков
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 апреля. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»). Не-
‘колько месяцев назад личный состав ето-
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		 еатр и Флотская Tema
		Чьи ошибки?
	Подходит к концу первый послевоенный
	сезон театра браснознаменного Балтийского
флота, получившего в Таллине постоянную
сценическую площадку. Сыграно много
спектаклей. Театр балтийцев испробовал
	читавшаяся чувствительных романов и же-
лающая, чтобы в жизни все происходило,
как в романе.

Более сочными сатирическими красками
обрисованы глупая. и нёвежественная мис-
сис Малапрои (артистка Е. Григорьева), з3-
бавно путающая слова и затевающая рис-
кованную любовную иптригу: буржуазный
выскочка Эйкере (артист М. Девяткин), от-
даленно напоминающий мольеровского «Ме-
щанина во дворянстве»; наконец, сэр Анто-
ни Абсолют, которого с большим чувством
меры играет талантливый комедийный
актер М. Ладыгин.

Общее благоприятное впечатление от
спехтакля дополняется нарядными и кра-
сочными лекоращиями ленинградской ху-
дожницы С. Юнович. Все элементы  поста-
HOBRH ~~ or музыки Н. И. Голубовской до
танцев, поставленных Г. Чернявекой, — от-
мечены печатью художественной взыска-
тельности и вкуса. .

...Но вот спектакль окончен, занавес опу-
щен, зрители разошлись. Можно ли поздра-
вить театр с очередной удачной премьерой
И тем ограничиться? Нет, приходят в голо-
ву иные мысля.

Бросим беглый взгляд на афишу. В ней
кроме перечисленных пяти спектаклей эна-
чатся «Комедия ошибок» Шекспира, одна
из комедий А. Н. Островекото и «Офицер
флота» А. Крона, причем последняя пьеса
показывается все реже и реже. Согласимся
с тем, что главная задача флотского теат-
ра——знакомить офицеров, старшин и крас-
‘`нофлотцев с лучшими произведениями со-
временной и классической драматургии. Но
театр Ераснознаменного Балтийского флота
на то и является флотским, чтобы в его
репертуаре были пьесы, тематически близ-
кие флотекому зрителю.

Театр ищет пьесу на морскую тему. На
примете произведения Б. Лавренева, А. Ёро-
на, Болотина и Снкорекой. Известно, что
хорошне пьесы создаются в содружестве
автора с тбатральным коллективом. Умест-
но напомнить об этом. Театр может не толь-
ко подеказать авторам тему, но и помочь
облечь ее в наиболее совершенную форму.
Не слелует отказываться от такой прак-
тики. Нало попытаться найти творчески
близких флоту драматургов, чтобы совмест-
ными усилиями создавать пьесы на флот-

скую тему. ner Pte.

«Я знаю, как можно достигнуть
Северного полюса; нахо построить
ледокол такой силы, чтобы он мог
ломать полярные льды! Это потре-
бует миллионы. но это выполнимо»
	(С. 0. Макаров).
		представляют выработанный мною полтора
года назад проект ледокола для Антаркти-
ческой экспедиции: ледокол этот будет
вполне подходить под условия плавания в
Северном Ледовитом” океане. Он по водоиз-
мещению в два раза меньше, чем «Ермак»,
`и имеет одну машину, но винт его хороню
защищен самим корпусом, а гребные валы
можно сделать гораздо крепче, чем на «Ер-
маке». При этом Макаров предостерегал:
«Если дело это передать в комиссию. та
пройдет столько времени, что постройка
станет излитней». «Запиеку» свою он 33-
канчивал следующими словами: «Прошу ве-
ликодушно простить мне, ибо единствен-
Ное побуждение, которое толкает меня на
	Север, есть любовь к науке и желание
раскрыть те тайны, которые природа екры-
вает от нас за тяжельии ледяными прегра-
дами».

4 июля ледокол вышел в направлении
Новой Земли. Весь цивилизованный мир
был заинтересован этой отважной поныткой
полярного исследования.

Не прошло и недежи во дня выхода «Ер-
мака» из Тромсе, как он вступил в сплош-
ной, хотя разбитый лед, а далее начались
затруднения, одно серьезнее другого. Уже
9 июля ледокол застрял в узкой щели, был
зажат в сплошном торосиетом льду и толь-
KO спустя несколько дней смог медленно
двигаться вперед. С полного хода yrapsa
он в торосистое поле, но в лучшем случае
проходил всего 10—15 сажен. Вся энергия
тратилась на бесполезную работу спрессо-
вывания «каши» разбитого льда. Это был
цоистине сизифев труд...
	Но Макаров все еще не желал сознаться
в этом. Ему приходили в голову равные
технические идеи. Макарюв знал: на него
вмотрит весь мир. На «Ермаке» знали его
храбрость, находчивость и опытность в
‚морском деле. Можно быть спокойным, не-
смотря на подозрительный скрип и треск,
то и дело слышный в ночной тиши, неемо-
тря на ужасное давление льдов, — можно
быть спокойным, раз Макаров сказал, что
корпус абсолютно надежен и никакого на-
пора льда не боится...

Макаров отлично владел собой. Он об-
‘думывал план дальнейших действий, нисал
письма.

«Широта 74° 41”, долгота 54° 23’ (от
Гринвича)»,— так начал Макаров свое
письмо жене. «Ты, вероятно, получила уже
мою телеграмму и знаешь в чем дело. Мы
вышли под берегом Новой Земли в тороси-
стое поле (прибрежное), в то время, когда
оно случайно было в периоде ослабления;
HO затем оно пришло в состояние сжатия,
и мы едва можем в нем шевелиться. Вес
зависит от ветра. Если будет свежий №0,
то льдина может ослабнуть в своем сжатии,
и мы быстро освободиеея. Но вот уже по-
чти месяц, и таких условий нока не. насту-
‘пало. Через месяц могут наступить морозы.
Необходимо потумать о том, как енять с
«Ермака» экипаж. :

‚...Я совершенно здоров, но сильно 0забо-
чен участью «Ермака». Пробиваясь © ле-
доколом, прилагаю все мое искуество и всю
мою энергию. Результатов нет, и мы не
двигаемся. Эта работа во всю и без резуль-
татов в высшей степени тяжела и физиче-
ски и психически... У нас провизии na
1 год, нося уже уменьшил порцию, так что
с охотой на модвеля мы сможем ° продер-
жаться два года». :

Но вопрос разрешилея гораздо гроше,
скорее и совсем неожиданно. Уже 6 августа
незадолго до расовота. вахтенный матрос
сообщил ботанику ШМалибину  (стоявшему
вахту), что лед начинает нак будто расхс-
диться. «Через четверть часа, — расска-
зывал потом Палибин, — я вышел и убе-
дился, что веревка туго натянулась. Я но-
медленно разбудил командира, который,
осмотрев лед, тотчас поелал будить коман-
ду и приказал приготовить левую машину.
Через несколькю минут появился и сам
адмирал... Выйдя утром наверх, я уже ви-
дел, что «Ермак» шел хорошим: ходом среди
льдов... День этот был праздником для веех
после 28-длневного сидения во льдах. Зав-
трав прошел с оживленными тостами».

Плавание продолжалось. Успешно про-
родились научные работы (гидрологиче-
екие, метеорологические и др.). 2 сентября
«Ермак» вернулея в Тромсе. На этом экс-
педиция закончилась, и тут-то все недруги
	Макарова (и первый из них — Бирилев)
	злорадно подняли свой голос. Было уже
очевидным, что после последней неудачи
дело Макарова проиграно окончательно.
13 октября 1901 г. Макаров был извещен
0 высочайшем решении «освободить его
OT обязанностей по отношению в опытным
плаваниям во льдах».

Так был положен конец героическим и
отчаянным попыткам Макаров»  посред-
ством ледокола изучить неиселедованные
области Арктики и, если удастся. пробить-
	ся к полюсу.
  А ЛУРЬЕ
	Передвижной слип

Raz сообщает журнал «Энджиниринг
ньЬЮюс», американцы при высадке десантов
Ha Алеутские острова применили новое ори-
гинальное устройство — передвижной
СЛИП — ДЛЯ под’ ema малых десантных
средств. Это металлическая конструкция,
собранная на четырех пневматических. ко-
лесах. На осях колее покойтея наклонная
платформа, & на ней — жесткая ферма: На
ферме смонтированы под’емники и установ-
лены два ряда резервуаров, — они созлают
положительную пловучесть, обеспечивают
под’ем на глубокой воде.

Под’емное устройство спускают в море.
Судно заводится на платформу и при по-
мощи цепзй закрепляется. После этого
трактор вытаскивает слип вместе с судном
на берег.

Отремонтированные десалетные суда виу-
скаются в море: при помощи этого же уст-
ройства. (Соб. инф.).
	Феррогаз для резки
металлов
	В Англии получил применение феррогаз
для резки металлов автогенным способом.
Феррогаз представляет собой смесь паров
ферролена и угольного газа. Состав ферро-
лена — секрет фирмы, которая производит
феррогаз. ,

Kar сообщает журнал  «Моторшип»,
феррогаз по скорости и чистоте резки метал-
лов не уступает ацетилену, а по стоимости
на 50—70 процентов дешевле. (боб. ин.)
	дев и его комиссия совоершеняе игнериро-
вали Макарова, скрывая от него свои на-
мерения; беседовали на ледоколе решитель-
НО ©0 вееми, только нес ним, главой и ор-
ганизатором всего дела. «Видно было; —
писал он позже в дневнике, —что они тут
лишь для придирок. Я убедился, что га-
строение комиссии заключается в том, что-
бы доказать непригодность «Ермака» к по-
лярному плаванию». В городе многие не-
шеходы и ехавшие в колясках учтиво кла-
нялись Макарову, —в Ньюкэстле его зна-
ли, уважали и искренно полюбили. «В то
время как английские ученые привететву-
ют меня с успехом, —с болью думал он. —
наши газеты делают все возможное, чтобы
возбудить против меня общественное мне-
ие, ня 60106ь, что мне не далуг окон-
чтить дело! В сущности — продолжал раз-
мышлять Макаров, —в чем можно мёня уп-
рекнуть?» Друг его Врангель нисал ему:
«Ошибка Ваша в том, что после удачи в
Балтийском море Вы захотели непременно
сразу проскочить через полюс... Я пение
маю, что без некоторого «(ат-ат» Вы бы
не подбили часть общественного мнення, а
через него и Витте на жертву миллионов.
Но после первой удачи надо было стать
осторожней в словах». - :
	Этот упрек казался Макарову неспра-
	ведливым. «Ни фазу я не сказал о нолю-
	се,— отвечал он,/— а говорил — пройдем
к норху, сколько обстоятельства  иозво-
лят!.. Меня сильно. огорчает Ваше npes-
положение 0 моей хвастливоети: я -похва-
сталея лишь одним, что я отстранил шу-
шару, а теперь шушера взяла верх, а мне
опять много хлопот с ней».

Макаров вернулся на ледокол лашь псзд-
но веером, когда комиссия уже усхала.
Он успел несколько успокоитьея п снова
отдался мечтам 00 открытии новых терри-
	торий Арктики — вроде того загадочного!
	берега к северу от Шпицбергена, который
мелькнул было вдали, но исчез... Достав
из ящика толстую тетрадь, Макаров напн-
сал на первой ‘странице:
	Глава 1-я
Начало пола
	nen, Sain ee ae UN ed
рожевого корабля. «Шторм» торжественно свои силы ив современной советской пьесе
	провожал  демобилизеванных моряков.
Командир корабля капитан-лейтенант Ше-
потковский <казал тогда уезжавшим това-
рищам:

— (масибо за службу. Невзгоды и труд-
ности терпели вместе, опасность встречали
плечом к плечу. Нишите, не забывайте евой
корабль.

Демобилизованные моряки помнят о cBo-
ву корабле. Офицеры, старигины и красно-
флотцы «ПШиюрма» сейчас часто получают
письуа CO всех концов. страны. Бывший
электрик Илья Городничев пинет из Лю-
овокого сельсовета Смоленской области
	‚своему другу старшине 2 статьи Савинову:
	«Работаю военруком в школе-дееяти-
летке. Знания, которые получил на ко-
рабле, мне вдесь очень пригодились. Учу
военному делу школьников, зеленую мо-
	лодежь, и при всяком удобном случае
рассказываю им 0 подвигах черноморцев,
о боевых походах родного корабля. ко-
	торый даже во сне вижу».
	а ТОЖЕ ТОЧ ЧА itd NE Ч

(«Гак и будет» Симонова и «Памятные
встречи» Утевского); и в произведениях за-
	рубожных драматургов («Вы никогда этого
	не забудете» Пристли); ив классике, пред-
ставленной, правда, легковесным Лябинтем
(«Копилка») и пьесой Шеридана «Сопер-
ники», которая только что показана флот-
CROMY зрителю.

Не все спектакли равноценны по своим
идейным и художественным качествам.
Можно найти уязвимые места в постановке
пьесы Симонова и придраться к обрисовке
отдельных ролей в ‘«Копилке». Но нельзя
упреюнуть театр в поверхностной работе,
в дурном вкусе, отсутствии творческой еме-
лости. Не побоявшись взять пьесу начи-
нающего автора Утевекого, театр попытал-
ся преодолеть недостатки драматургическо-
го материала и создал спектакль, согретый
теплым чувством.
	«Соперники» Шеридана-— пятая премье-
ра театра КБФ в текущем сезоне. Театр
предпочел взять не очень известную «Шко-
лу злословия» того же автора, а пьесу, дол-
гоо время остававшуюся в тени. Может
возниюнуть вопрос, почему флотекий театр
ставит в наши дни пьесу английского дра-
матурга, написанную более 170 лет назад.
Трудно не поддаться очарованию комедий-
ного мастерства Шеридана, превосходно
владеющего всеми элементами сценическо-
го искусства—от увлекательной интриги до
ярко вылепленных образов своих героев.
Но Ричарх Шеридан был также мастером
социальной сатиры. Драматург бичевал по-
роки, социальные корни которых лежали
в общественных отношениях его вромени.
	Адмирал Макаров был не только отлич-
вым моряком, искусным флотоводцем, круп-
ным ученым-гидрографом. Кроме всего это-
го, он был мечтателем и в силу этого —
отважным арктическим иселедователем та-
кого же склада, как Беринг, Беллинсгаузен,
Врангель, Коцебу, а за границей — Фрити-
оф Нансен. Говоря в своей книге «Витязь»
и Тихий океан» о полярных путешествиях,
Макаров восклицал: «Научные иселедова-
ния будут производиться независимо от
размеров кораблей, и надо радоваться, если
каждый капитан привезет даже в 60 раз
меньше, чем Коцебу. Сила не в силе —
сила в любви (6 своему делу)! И нет при-
бора, которым можно было бы измерить
эту силу, так как она неизмерима!»

В ноябре 1892 года Нансен спустил на
воду свой знаменитый «Фрам». Говоря о
своих целях, он об’яснял, что вовсе не
намерен бороться с арктическими льдами, а
наоборот, хотел бы’ добровольно отдаться их
власти, «дрэйщезать» с ними и таким
путем пройти где-нибудь поблизости по-
люга.
	Однако тайно взлелеянный Макаровым.
	нлан был совоем не таков. Он был глубоко
убежден, что «тенерь, в век машинной тех-
ники, можно и пужно побороть полярные
льды. Дайте мне только достаточно сильный
ледокол — я пройду напролом к полюсу!..»

Тоды шли. Несмотря на многочисленные
препятствия, Макарову удалось наконен
сделать первый шаг к осуществлению своей
мечты. Пока он решил замолчать о Северном
полюсе и сделать целью строительства мощ-
ного ледокола, якобы, только коммерческие
	выгоды его экоплоатации: организацию зим-
ней навигации в Финском заливе, создание
свободного доступа к Петербургу (и только
уже в дальнейшем — попытаться достиг-
нуть свободного прохода судов к устьям Оби
и Енисея). «Теперь Ледовитый океан за-
перт, — говорил Макаров на своих лекци-
ях, — но нельзя ли его открыть искусст-
венным путем? Это дало бы России важные
выгоды. При посредстве ледоколов мы можем
поддерживать сообщение с Енисеем в тече-
	‘ние всего лета!»
	..МЧовый ледокол «Ермак» строился B
Англии. В этот период адмирал Макаров
неутомимо трудился и завоевал большое ува-
жение в британском деловом и научном
мире. Все удивлялись, каким образом адми-
рал, строевой офицер, мог так прекрасно
изучить это дело.

В начале июня 1899 гола на параллели
	южной оконечности Шлицбергена «Ермак»
	‚впервые вступил в полярные льды,.. идя Cd-
мым тихим ходом. Первое впечатление от
встречи ледокола со льдами  Арктики было

самым благоприятным: льдины раздвига-

‚лись и легко пропускали своего. гостя.

Единственное, что тревожилое Макарова, —

это сильное сотрясение корпуса от ударов

„льда, даже на малом ходу. В Балтийском
море не. было таких тяжелых содроганий...
Вот ночему Макаров решил вернуться в
Ньюкэстль, чтобы поставить на кофтуе ©0-
лидные подкрепления.

Через шесть недель «Ермаз» снова по-
шел на штурм полярных льдов. 25 июля
«Ермак» вторично вступил в ледяные по-
ля. Макаров приказал уменьшить скорость
до б узлов. Но через некоторое время, Ko-
гла «Ермак» шел средним ходом по одлай
из узких трещин, он с силой ударился о
массивный торос, пересекавший трещину,
и остановился. В ‘носовом отделении пока-
залась течь. Несмотря на принятые меры,
повреждение все увеличивалось, и пришлось
подумать о возвращении. Это было особен-
но неприятно: научная работа на «Ерма-
ке» была в полном разгаре, открывались
новые увлекательные перспективы!

«Ермак» вернулся в Ньюкэстль для за-
делки пробоины. Отсюда Макаров поспе-
WHA телеграфировать 0б аварии ледокола
министру финансов Витте. Но эта откровен-
ность, как он вскоре убедился, оказалаеь
для него гибельной. Его враги злорално за-
шипели: «Мы-де давно это предвидели!».
Макаров досадовал, что так поступил, но
было уже поздно исправить оплошность.

Витте предложил Макарову «оставать-
ca в Ньюкэстле до прибытия комиссии».
Во главе же этой комисеия был адмирал.
Бирилев, который ненавидел Макаровз и
завидовал его талантам. _

‚..В один из пасмурных сентябрьских
дней 1899 тода Макаров, сильно взбенен-
ный, сбежал по трапу и, HH Ha кого не
глядя, быстро зашагал по пристани.

Он чувствовал, что еще немного, и тер-
пение его окончательно истощатся. Бири-
	Отрывки из книги «Адмирал С. О. Ма-
каров».
	На тихоокеанском театре © большим
успехом применялись гигантские пловучие
токи, в Которых могли производить ремонт
самые большие линкоры и авианосцы.
	Американский журнал «Попюлар Сайенс»
приводит некоторые сведения об этих до-
ках. Слишком громоздкий по своей кон-
струкцдии для того, чтобы его буксировать
в собранном виде, пловучий док буксирует-
ся отдельными секциями — or 7 go 10
раздельно. Ворпуса имеют форму барж. Де-
тали, которые после сборки составляют
стенки дока, при перевозке складываются
в целях уменьшения сопротивления при
буксировке. Каждая отдельная секция дока,
готовая к буксировке, представляет собой
мореходную баржу, оборудованную для
длительного океанского перехода. На ней
имеются каюты для личного состава, камбуз,
паровое отопление, дизель-генераторы пере-
менного тока, холодильники, вентиляция,
якорное устройство и зенитное вооружение.
	Два электрических крана, передвитаю-
щиеся по рельсам, проложенным по боковым
стенкам дока во время окезнского перехода,
перевозятся на одной из секций на верхней
палубе между сложенными боковыми стен-
ками. По прибытии к месту назначения
отдельные секции становятся на якорь, за-
тем при помощи гидравлических домкратов
стенки поднимаются. и крепятся к плитам,
находящимся на носовой и кормовой палу-
бах секции. В мостах стыков использу-
	Бывший кочегар Иван Соляненко шлет
	друзьям привет из Валининекой области.
	Прошедший вместе е кораблем весь ею
боевой путь, мичман Владимир Кучер, на-
гражденный за боевые дела орденами Оте-
чественной войны 2-й степени и Красной
Звезды, пишет из Христиновекого района
на Украине. Свое письмо он направил кани-
	тан-леитенанту Миролюсову.
		«hora ехал домой, то думал, что за-
будусь на новом месте, отвыкну от ко-
рабельной жизни. Теперь вижу: не могу
отвыкнуть. Во сне и наяву мерещатея

we oO ыы
	корабельные машины. Б добрых ли они   Однако созданные им типы наделены столь
руках? Хорошо ли сделал, что ушел ©   яркими и выразительными чертами, что до
	корабля?’ Теперь У меня такая думка:
двенадцать лет плавал на родном кораб-
ле. Хотелось бы и еще поплавать. Убе-
дительно прошу Вас. товарищ капитан-
лейтенант, принять меня обратно на
корабль. Постараюсь оправдать Ваше до-

сих nop живут на сцене и вызывают у зри-
телей то иронию и насмешку, то мягкое со-
чувствие и улыбку. Таков неунывающий
сердцеед Джек Абсолют, выступающий пе-
ред своей возлюбленной в двойственной
роли капитана и прапоттика (его легко и
	верие отличной работой».
	роли капитана и прапорщика (его легко и
непосредственно играет А. Рахленко). Та-
кова мечтательная и сумасбродная мисс
Лидия Лэндиш (артистка А. Понеко). на-
	Вельзя обвинить газету Северного флота
«Краснофлотец» в невнимании к пробле-
мам воинского воспитания. На ее страни-
цах довольно часто можно встретить пере-
довые и подвальные статьи, пространные
корреспонденции и заметки на эту важную
сему. С точки зрения количества публикуе-
мых материалов дело обстоит благополучно.
Но при ближайшем рассмотрении отдельных
мзтериалов невольно вспоминаешь извест-
ное изречение Козьмы Пруткова: «Лучше
скажи мало, но хорошо».

‚ 24 марта газета нанечатала большую
‘статью HW. Кремнева с громким ннтригую-
шим заголовком «Три ошибки краснофлотца
Царева». Если бы в данном произведении
не была названа фамилия краснофлотца и
не фигурировал конкретный корабль «Гро-
за», то все изложенное можно было быечи-
тать чистым вымыслом, голой фантазией
автора. Однако делать нечего: корабль на-
зван, фамилия ееть — приходится верить.

Какие же ошибки допустил краснофлотеп
Царев?

Korgqa упомянутый краснофлотец внервые
поднялся по трапу корабля, то все ему по-
казалось необычайно сложным. Сначала он
ходил, как свидетельствует H. ЁКремнев,
«втянув голову в улечи, настороженно при-
слушиваясь и приглядываясь». Прошло
иемного времени, и Царев увидел, что дело
обстоит проще, «надо только умело обхо-
диться ве машинами». Дальше все идет, как
по щучьему велению. Стоило только но-
вичку приглядеться к быстрым и ловким
движениям старослужащих, как «он тоже
стал быстро спускаться и взбегать по тра-
пу, не опускал голову, не сжимал плечи в
узких проходах, в турбинном отделении».
Однако он переоценил свои способности, ре-
шил, что все постиг, стал невнимательным
к советам товарищей, а один раз даже пре-
гвал пренебрежительным замечанием про-
водившего занятие командира отделения.
«Но потом ему бросилось в глаза, что от
него отвернулись настороженные его гру-
бостью товарищи, вк нему приглядываются
командиры».

ставим на совести автора явное смысло-
вое несоответствие: «отвернулись насторо-
женные». Тут дело посерьезнее. Почему
отвернулись? Разве так реагируют у нас на
оптибки новичка? И кто же тут обтибся?

И. Кремнев утверждает, что © этого и
началось грехопадение Царева ‹...Вместо
того. чтобы изменить свое отношение к то-
варищам, Царев стал еще больше замкну-
тым». Но как же быть, если от тебя все
отворачиваются? Совершенно ясно, что не
только Цареву следовало изменить отноше-
ние к товарищам, а и они должны были
	Владимиру Кучеру послан ответ. Ему co-
	общили, что за рационализаторскую рабо-
ту на корабле он награжден крупной ленеж-
	нои премией, которая ему выслана. Ему
	также сообщено, что возбуждено ходатай-
ство о принятии его снова на корабль.
		СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 апреля. (По теле-
графу). Две группы «Ильющиных». пидо-
тируемые летчиками-штурмовиками стар-
	шими лейтенантами Мельченко и Ускребко-
	вым, выполняли задачу по бомбометанию е
пикирования по движущейся морской цели.
Первыми «бомбили» штурмовики офицера
Мельченко.
По пути к аэродрому штурмовиков «ата-
ковали» истребители, возглавляемые стар-
шим лейтенантом Севрюковым. Завязался
	ВоуШнНый «б0и». победителями из которого  :
	вышли штурмовики. На разборе учений
командование дало высокую оценку боевой
выучке летчиков старшего лейтенанта
	Мельченко.
К. ЗАРОДОВ.
	Комсомольский воскресник
	ВЛАДИВОСТОК, 13 апреля. (По телеграфу
от корр. «Краснаго Флота»). Во Влаливо-
	стоке намечен обширный план благоустрой-
	ства города. Активное участие в реализа-
ции Этого плана принимают. комсомольцы
кораблей и частей Тихоокеанского флота.

На-днях сотни молодых военных моряков
вышли ‘на воскресник для приведения в по-
рялок малого и большого краснофлотских
садов и территорий водной станции. Моряки
очистили площадь для посадки деревьев,
произвели примерную низеллировку.

—
		Из писем в редакцию
	«Уже несколько веков человек гтремит-
ся проникнуть в ‘неведомую страну, экру-
жающую Северный полюс...»

Так заложено было начало большой гни-
	  ги — правдивого, обетоятельного рагека-
	за о борьбе Макарова за свою идею. Книга
Эта, подкрепленная точными цифровыми
расчетами, таблицами и фактами, должна
была лучше всего опровергяуть измылие-
ния клеветников ‘и насмешников. Макаров
назвал этот труд «Ермаи» во льдах». С
этого дня он работал над ним дни и ночи
напролет...
	Внига «Ермак» во льдах» — виолне за-
конченный труд в 500 страниц — была
написана Макаровым © поразительной бы-
стротой и по выходе (в феврале 1901 года)
сыграла большую роль в судьбе’ ледокола.
Не менее благоприятное впечатление в
пользу Макарова произвел его дельный,
обстоятельный и полный достоинства «0т-
вет», который был выпущен отдельной бро-
шюрой. Дела Макарова сильно поправились.
Была назначена новая комиссия, которая
постановила — исправить ледокол, переве-
ети его для работы в Балтийском море, а к
весне переделать его носовую чаеть, удалив
передний винт (таким образом, косвенно как
бы признав пригодность «Ермака» для
дальнейших арктических плаваний).

Однако Макарову долго пришлось бороть-
ся, пока ему наконец разрешили отпра-
витьея с ледоколом на Север.

В последние дни перед от’ездом Макаров
много писал, тщательно скрывая от близ-
ких свои помыслы и опасения. Он знал,
что его ждут впереди нешуточные препят-
ствия и опасности, но ничто его не оста-
навливало. Предвидя возможность аварии и
даже гибели, Макаров составил «Весьма се-
нретную записку на случай гибели «Ерма-
ка». Передавая эту «Записку» в запечатан-
ном пакете адмиралу В. Мессеру, Макаров
просил переслать пакет лишь в том слу-
чае, «если к 15 октября 1901 г. никаких
известий 0 благополучном возвращении
«Ермака» получено не будет».
	Б этом замечательном документе Макаров
писал Николаю П:
	«...Теперь предстоит плавание в Ледови-
тый окезн... Если на «Ермаке» что-нибудь
‚Не сделано, то виноваты не те, которые су-
мели помешать, а я, который не сумел это-
го отвратить. Мною сделано вее, что ока-
залось в данных условиях возможным».
Макаров предлагал приступить тотчае же
к постройке второго ледокола. «Казалогь
бы, надо послать ледокол еще более силь-
ный, — писал OH,——B действитольности,
это не так: в Северном Ледовитом океане не
столько нужна сила, сколько крепость и на-
клон бортов. Также весьма важно, чтобы
было жидкое топливо. Прилагаемые чертежи
		ются специальные прокладки. После того
‘как стенки подняты, производятся работы
п соединению отдельных секций в одно
целое при помощи специальных болтов. За-
тем производится крепление посредетвом
якорь-ценей, которые выбираются втагую.
После этого плиты устанавливаются Wa
мосто и крепятся при помощи болтов, & за:
тем посредством электросварки поивари-
ваются тяжелые стальные плиты, соеди-
няющие верхние и нижние части боковых
стенок, прочность которых зависит исклю-
чительно только от электросварки.
	Таким образом, свариваются только 60-
ковые стенки, но не корпус дока. Как
только соединены яве или больше секций,
оба электрокрана перемещаются с главной
палубы секции, на которой они перевози-
лись, на рельсы, проложенные на стенках
этих секций. Для этого. секции затопляются
1) уровня главной палубы, на которой на-
ходятея краны. Затем соединяются осталь-
ные секции. Для ввода кораблей в док от-
секи отдельных секций затапливаются, п
док опускается до уровня верхней части
стенок, затем производится осуптение, и ко-
рабль устанавливается на кильблоках.
	В случае если потребуется ремонт кор-
пуса одной из секций, то корпус можно
легко отделить, не разрезая сварки, соеди-
няющей боковые стенки,
	Подобные доки имеют водоизмещение
100.000 тонн. (Соб. инд.).
	проявить больше чуткости и внимания к
молодому краеснофлотцу.

Что касается командиров, которые «при-
глядываются» к Цареву, то здесь И. Крем-
нев, мягко выражаясь, говорит сущую
неправду. В его статье нет ни одного реаль-
ного командира (как, впрочем; не названа
фамилия и ни одного краенофлотца, кроме
Царева). Кроме единственного героя нроиз-
ведения И. ВКремнева, все остальные‘ перео-
нажи — это какие-то поручики Киже; они
упоминаются без. имени, без званий,

В том-то и деле, что Царев, как утвер-
ждает автор, ошибается раз, другой, третий,
HO Ha корабле от него отворачиваются, с
HUM HHRTO HO говорит, а лишь ‘без кояца
настораживаютея; Новичок поломал трубки
продувания. «Араснофлотцы после этого
случая еще ‘настороженнее стали относить-
ея к Цареву».

Углубляя далее свои (& не Царева) опиб-
ки, автор пишет: «Самым лучитим в те дни
для Царева было бы притти к командиру
отделения, откровенно поговорить с ним,
рассказать о ‘своем: настроении...»

Да где же, уважаемый автор, этот ваш
мифический командир отделения? Еели тако-
вой существует, то не он ли и виноват
прежде всего в том, что от Царева просто
отгородились придуманные автором «на-
стороженные» люди с каменными сердцами?
На глазах командира отделения новичок
ошибается, грубит, ломает деталь механиз-
ма, а его первый непосредственный началь-
ник не считает нужным обратить внимания
на такого подчиненного, не разговаривает
с ним, не воспитывает его. Где командир
отделения, где старшина группы, где офи-
цер — командир подразделения, где, нако-
нец, комсомольская организация корабля?
Неужели все они отвернулись от зазнавше-
гося краснофлотца?

№стати, автор уже забыл, видимо, о
чем сам писал тремя строками выше:
«Стыдно было сознаться в своем неумения,
в своей неопытноети. Но потом подумал —
придется сознаться, все равно узнают. Й
пошел к командиру отделения».

Царев пошел к своему непосредетвенному
начальнику, рассказал о случившемся. А
тот что же? И. Кремнев ничего не сообщает
06 этом. Но Царев’ «попрежнему бродит
хмурый, замкнутый, отчужденный...»

Есть все основания полагать, что вся эта
история выдумана и что ошибается не Ца-
рев или. окружающий его коллектив, а ре-
дакция «Краснофлотца». помещая подобное
творение И. Кремнева. Редактору следовало
насторожиться и забраковать статью как
неправильную, искажающую существо co-
ветокого воинского воспитания.
	Материнское спасибо

врачу Скворцову
	Во время автомобильной катастрофы был
сервезно ранен мой сын краснофлотец Лео-
них Гозман, В военно-морекой госпиталь,
тд начальником хирургического отделения
подполковник медицинской службы Сквор-
ов М. В., он был доставлен в тяжелом с9-
‹тоянии. Врачи ‘опасались смертельного
исхода.

({нако энергичное врачебное вметатель-
(180 и неустанная забота сделали свое де-
1. Мой сын был не только спасен, но и
полностью излечен. Сейчас он в отпуску,
набирается сил, чтобы вернуться в строй.

Пока больной лежал в госпитале в тя-
ROOM состоянии и не мог сам лать знать о
(ele, полполковник Скворпов, понимая бес-
Покойство родных, находил время, чтобы
сообщать им о своем больном, вселял в них
надежду и бодрость. Нет слов, чтобы пере-
дать, как успокаивали и утешали нас вни-
чательные и заботливые письма т. Сквор-
цова,

Он проявил себя настоящим советским
врачом и патриотом, каким хотелось бы ви-
деть каждого нашего медицинского работ-
	НИКа.
М ГОЗМАН.
	НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
«В ДАЛЬНЕМ ПЛАВАНИИ»

В Министерстве кинематографии СССР
был показан новый художественный фильм
«В дальнем плавании», выпущенный Киев-
свой киностудией. Сюжетом для сценария
послужили известные «Морские рассказы»
ть (автор сценария — Г. Колту-

В).

На экране воскрешаются яркие страницы
этого произведения. Церед зрителем прохо-
дит галлерея отважных русских людей из
эвипажа корабля «Витязь», совершающего
кругосветное путешествие. В борьбе © мор-
пой стихией они проявляют самообладание,
чужество и отвагу. Фильм CMOTPATCA с
неослабным интересом,

главных ролях снимались народный
артист CCCP А. Бучма, народный артист
республики М. Высоцкий, заслуженный
артист УССР М. Романов, Б. Дмоховский,

Князев, В. Шишкин, 5B. Вербицкий,
Ю. Шилов и др. Фильм ставил режиссер
. Браун, снимал оператор А. Мишурин.

В ближайшие дни картина выходит 9%
экраны страны. — (ТАСС).
	Океанские пловучие доки
	У ФУТБОЛИСТОВ «ДИНАМО»
	От специального корреспондента «Красного Флота»
Побелитель первенства СССР по футбо-!с0 спортивным радиокомментатором Вали-
	мом Синявеким.

— Привыкаю к футболу, — шутливо 3a-.
являет Синявский.— За зиму я основатель-
но соскучилея по футбольным играм.

Скоро миллионы радиослушателей услы-
шат знакомый голое В. Синявекого.

Пока московские динамовцы провели
лишь несколько товарищеских встреч — с
московским «Локомотивом», киевским и
иинским «Линамо». А в двадцатых числах
апреля в Тбилиси уже состоятся игры. Ди-
намовцы Москвы встретятся со сталинград-
ским «Трактордм» и со своими тбилисекими
одноклубниками. Эти матчи будут коммен-
тироваться Синявским.

‚.Гренировка началась. Тренер команды
Якушин говорит Семичасному и Станке-
вичу: a

— Crayaza поиграть для чувства.

Это значит немного размяться, привык-
нуть к мячу,

В воротах стоит Хомич. Нападающие —
Соловьев, Карцев и Трофимов совершенст-
вуют удар по воротам с хода. Мы наблюдаем
за прекрасными бросками Хомича.

Вогда мы уезжали со стадиона, солнце
уже скрывалось в спокойной глади моря.
Машина быстро шла по шоссе, направляясь
к дому, где живут футболисты «Динамо».

Л. РОГАЧЕВСКИЙ.
	лу — команда московского «Динамо» —тре-
нируется сейчас в Гаграх.

В этом году командные игры на перзен-
ство СССР по футболу начинаются значи-
тельно раньше прошлых лет. Чемпион стра-
ны усиденно готовится к предстоящим
встречам на футбольных полях. В строго
рассчиталное время динамовцы занимаются
гимнастикой, проводят кроссы, . проходят
практическую подготовку непоередетвенно
на футбольном поле. Немалое внимание уде-
лено теорзтической учебе.

Наряду с известными мастерами кожано-
го мяча и дублирующим составом на сборе
в Гаграх находится и юношеская футболь-
ная команха «Динамо». Она перенимает ма-
стерство опытных футболиетов,

..Три чаеа дня. Динамовцы отдыхают.
Их тренер, известный тактик футбольной
игры Михаил Якушин готовится к пред-
стоящей тренировке на поле.

— Наша задача заключается в том —
говорит он,— чтобы скорее ввести каждого
игрока в боевую форму. Учитывая качества
и индивидуальные способности каждого
футболиста, мы заботимся о сплоченности,
спайке в команде, единой воле к победе.

Послеобеденный отдых закончен. Футбо-
листы едут на поле.

На футбольном поле мы повстречались