К-Р.А-СНыЫйЙ.ФЛОТ - „16запреля. 1946 г.„ вторник, № 91 (2272)

К с оветско-Чехословацким
торговым отношениям
	12 апреля сегэ года, в результате ус-
пешио закончившихея переговоров межлу
Министеретвом Внешней Торговли СССР я
прибывшей в Москву Чехословацкой Торго-
вой Пелегапией, было подписано Соглате-
ние между Правительетвами (Сотюза ССР и
Чехословацкой Республики о взаимных по-
ставках товаров.

Соглашение определяет условия осушо-
ствления взаимных поставок И должнуно-
служить началом для развития широког
товарооборота между CCCP и Чехослова-
БИеЕЙ.

Соглашение заключено на один год с воз-
можным продлением его действия на даль-
нейшее время,
  Одновременно быз подпиеан протокол по
вопросу об урегулировании. незаконченных
взаимных расчетов п? довоенным торговых
операциям.

Соглашение и протокол подписали ot
‘имени Советского. Правительетва — Ми-
нистр Внынней Торговли А. И. Микоян п от
‘имени Правительства Чехословацкой Pee-
публики — Министр Внешней Topropan
Г. Рипка»
er nee
	Военные моряки
изучают
пятилетний план
	° Мзучение пятилетнего плана восетанов-
‘ления и развития народного хозяйства СССР
стоят в центре внимания партийной органи-
зации подразделения стартиего лейтенанта
Торошкова. Лучитие атитаторы, отличивиие-
ся в дни избирательной кампании, проводят
с краснофлотцами беседы и громкие читки,

Закон о пятилетнем плане изучается по
разделам, Старигина 1 статьи Фигурнов раз`-
яеняет бойцам основные задачи пятилетки,
мичман Перов и краснофлотец Чурин про-
водят беседы о росте уровня производства,
развитии сельского хозяйства. и транспорта.
0 повышении материального и культурного
уровня советского народа проводит беседы
комсомолед старшина 2 статьи Андреев.
Для бесед. о восстановлении и развитии на-
родного хозяйства еоюзных республик вы-
делена группа агитаторов во главе с лей-
тенантом Дубровым.

Добрую славу заслужили агитаторы Фи-
гурнов и Андреев. Они строят свои беселы
на конкретных примерах, используют худо-
жественную литературу. Благодаря живых
беседам и красочным диаграммам, сделан-
ным главным старшиной Березкиным, крас-
нофлотцы хорошо усваивалот темы.

Тенинекая комната подразделения sn
ляется центром наглядной пропаганды исто-
рических решений Верховного _ Совета
СССР. Кроме плакатов и диаграмм, состав-
лены альбом и папка систематизированных
газетных вырезок.

Старший лейтенант С. ШУБИН.
7 г. Кронштадт.
	Обучение и воспитание
подчиненных
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 15 апреля. (По теле-

графу). На офицереком собрания Н-ского

соединения с докладом «0 задачах офине-
ров в обучении и воепитанни подчиненных»
выступил командир соединения  генерал-
майор Гавриков. Докладчик подробно вета-
новилея на некоторых недостатках в обуче-
нии и воспитании личного состава, OTHE
тил, что отдельные офицеры плохо знают
своих подчиненных, не интересуются их
нуждами, запросами.

В прениях выступили: подполковник
Шигорев, капитан Кульпин;: ишженер-капи-
тан Маланов и другие офицеры.

Тов. ПШиторев привел факты нелостаточ-
ной политической работы среди личного ео-
става, указал, что некоторые офицеры слабо
еще работают нал повьипением своего поли-
тического и культурного уровня. 9и поста-
вил в. пример старшего техник-лейтенанта
Писменного, систематически п вдумчиво ра-
ботающего нал собой. Опытом своей работы
с подчиненными поделились старший тех-
ник-лейтенант Наумов и майор Пехорович,

Выступивший с заключительным 6ло-
вом генерал-майор Гавриков призвал офице-
ров устранить выявленные недостатки и п9-

желал им плодотворной работы в’ обучении

И воспитании личного состаза.
		Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ.
а
	Из писем в редакнию
	Незавидное
обслуживание
	Незавидные порядки в военно-морском
санатории, где начальником тов. Кранеберг.

Начать с того, что больные по приезде
He подвергаются санитарной обработке.
Прямо с поезда, не приняв хотя бы душа,
не сменив белья, они попадают в палату.

Лечебные души отменены: ванн — самых
обыкновенных ванн здесь нет. При сана-
тории, правда, есть баня, но. как это ни
странно, за пользование ею с больных
взимают 0с0бую плату.

Работники санатория не ‚проявляют WH
малейшей заботы о развлечениях лля боль-
ных и отдыхающих. Шахматов и шашек нет,
музыкальные инструменты „отсутетвуют;
есть только билапарл, но и им можно поль-
зоваться только за плату.

В довершение ко всему неважпо обетопт
тело и с питанием. Кормят невкусно. отло-
образно и не сытно, хотя у санатория сеть
свое подсобное хозяйство, и при более вии-
мательном отношении к больным они полу-
чали бы более вкусную и сытную пишу,

Штат санатория вполне достаточен, ITA
бы обслужить отдыхающих как следует, По
утверждению гамого т. Вранеберга, у него
reliuac  oGcayermRaimero neneanaca. ежа
	eo < емо гос. Нербонала даме
больше чем отлыхающших. но вилите ли.
	OI NOE OE

— Мы предполагатя закрыть санаторий
На ремонт, а тут неожиданно посыпались
путевки... Так что ух надо как-нибуль
перетерпеть, авось дальше удастся yay’
шить обелуживание. ..

Утешение, конечно. слабое. И неудиви-
тельно, что отдыхающие, нвудовлетворел-
ные условиями, в которых они очутились,
покидают санаторий задолго ло срока. уЕа-

И: о
	занного в путевке.
Старший лейтенант Г. AHAHbEB
`Инженер-капитан А. поланкин
	Краснознаменный Балтийский флот.
	Надежная опора командира
	обеспечивается требуемая подтотовка само-
‘летов к вылетам, два члена партийного
		‘бюро побеседовали с кажлым механиком
	 моториетом, оружейником, рассказали им 06
‘отыте работы технического состава соседне-
	го подразделения.
	Ераенознаменная часть, которой коман-
дует подполковник Вабарнов, занимает по
учебно-боевой подготовке одно ‘из первых
мест. Выеокая дисциплина,  организован-
ность, постоянная борьба за лучшее каче-
ство учебно-боевой деятельности, стремле-
ние до конца изучить опыт войны и дви-
нуть авиационную тактику дальше вперед—
вот что отличает летно-технический состав
		турманская практика
	торпедных катерах
		Для команлира торпедного катера изуче-
	ние театра плавания имеет исключитель-
ное значение. В плавании командир не име-
	ет возможности оторваться от непоередст-
венного управления, & следовательно, не
имеет возможности вести прокладку и оп-
ределять евое место по приборам. Поэтому
знанию района плавания -— ‘приметных
	‚ мест, маяков, огней, конфигурации берета,
	фарватера и системы обвехования, створов
и т. п. придается больное значение.

Есть много снособов изучения файона
плавания. 06 одном из них, наиболее целе-
сообразном, ине хочется раесказаль.
	Весь Театр разбиваетея на отдельные
	районы по темам. Офицерскому составу за-
	ранее об’являетея тема занятий, ерок изу-
чения района и время зачета. В назначен-
ный день один из офицеров. на занятиях
доклалывает по теме, пользуяеь при этом
схемами и планами увеличенного размера.
	После локлала и ответов на неяеные во-
	шюсы мы предоставляем возможность опыт-
ным офицерам поделиться своими знаниями
данного района плавания. Офицер, входив-
ий в данный порт лнем или ночью, более
ярко укажет на характерные особенности
района, позволяющие быетро опознать
пункт, где находится корабль.
	В конце занятий руководитель уточняет
и обобщает выступления. Так молодым офи-
церам представляется возможность изучить
район плавания в живых и интересных бе-
седах, использовать опыт старых офицеров.

На занятиях мы выясняем навигацион-
ную обстановку в заданном районе, систему
обвехования фарватера, конфигурацию 6е-
рега, способы отыскания портов. днем и но-
чью; глубины, места для швартовки в пор-
ту. они, етворы. опасные места.
	Но этото мало. Командир торпедного кате-
ра обязан изучить побережье и особенно
порты, гавани, рейды с точки зрения в03-
можного базирования и действия торпедных
катеров. Его должны интересовать глубины,
размеры акватории с тем, чтобы он ясно
представлял, гле и как можно маневриро-
вать лля вынуска торпед. -
	Ноесле занятий дается время на полтотов-
КУ Е зачету и на зачет. При зачете мы обя-
зательно требуем от офицерекого соетава
зарисовки по памяти веех портов изучен-
ного района. Ноеле теоретических занятий
обычно проводятея прастичеекие походы по
этому району. Они позволили ночти веему
офинерскому составу побывать в портах,
расположенных даже дальше радиуса дей-
ствия наших катеров.
	Bo время штурманских походов офипер-
ский состав на практике закрепляет тео-
ретические знания, делает зарисовки мая-
ков и портов. Настойчиво рекомендуем офи-
перах делать записи о виденном. а е при-
ходом разбирать и обобщать их. Такой метох
изучения района плавания мы считази
наиболее целесообразным.
	Ночные
	Немалое значение имеет своевременная
корректура карт в соответствии е обета-
HOBKOH на театре. № сожалению, гидрогра-
фы, как правило, запазхывалот с присылкой
	«Извещений мореплавателям».
	Тотовясь к переходу, необходимо добить-
ся точного определения или устранения де-
виации компасов на, главных и четвертных
румбах. Мы ‘подчеркиваем — на четверт-
ных, ибо порой их оставляют без внимания,
& они часто дают девиацию даже в обрал-
ным знаком и большой величины. Затем
следует замерить скорость на всех режимах
работы двигателей, слелать предваритель-
	ную прокладку и а
рехода.
	В карточку перехода вноситея вее, что
	должно ветретитьея на данном курее (буи,
	вехи, етворы, маяки}. На это же необходимо
	нацелить и личный еоетав, особенно впе-
редемотрящих.
	Предвафительную прокладку и карточку
	перехода проверяют командир и штурман
подразделения. Офиперскому составу перед
выходом напоминается обстановка в районе
перехода. На переходах все командиры ка-
теров ведут счисление и при первой же воз-
можности уточняют свое место. Командир
торпедного катера обучает боцмана вожде-
нию корабля по куреу в любых условиях
дня и ночи, чтобы иметь возможность пора-
ботать с картой. Особенно это необходимо
на торпедных катерах дальнего лейетвия.
На перехолах мы практякуем для конт-
роля наличия счисления запрое времени я
своего места. Затем, приля в базу, ответы
команлира сличаются е истинными. В базе
По записям вахтенного журнала воеетанав-
ливается прокладка, что волейетвует ори-
ентировке и усвоению района плавания,
	Немало помогало обучению плавание под
	«волпаком», когда команлир катера мог ру-
	ROBOACTBOBATECH лишь показаниями компа-
са. Этот метод, на наш взглях незаслужен-
но забытый, вырабатывает уверенность
командира в своих знаниях и повышает
чувство ответственности.

Установка на катерах новой техники
намного облегчила ориентировку. Однако.
чтобы грамотно пользоватьея новой техии=
кой, необхолимо ее глубоко изучить. Этому
У нас уделяется сейчас все большее внима-
ние. .

Подводя итоги, я хочу еще раз подчерк-
нуть, что серьезная полготовка к переходу,
безукоризненная прокладка, грамотное ис-
пользование новой техники, компасов в е0-
четании с отличным знанием района плава-
ния дают возможность плавать без аварий п
поломок и выполнять вее задачи.

На Балтике при частых штормах, тума-
нах, растянутости театра вся эта подготов-
ко приобретает исключительно важное зна-
чение.

Старший лейтенант В. СКЛЯРЕВИЧ.
	стрельбы ©
		Черноморский флот. Гвардейский эскад-
ренный миноносец «Сообразительный».
Фото А. Межуева.
	РАСПОРЯДОК ДНЯ
	Б Н-ское полразделение прибыл офицер,
	чтобы проверить, как выполняется злесь
	распорядок дня в утренние часы. Узнав 00
этом, командир подразделения прислал лля
	наведения порядка при подеме в помощь
дежурному инженер-казитану Кобозеву лей-
тенанта интендантской службы Варева.
	` На одном из заседаний партийного 5юро
командир части подполковник Бабарнов

— Спасибо за помошь. Никаких претен-
зий к техничеекому составу, готовящему
материальную: чаеть в вылетам, у меня сей-
		ee EN OE
тенанта интендантской службы Карева.

— По какой форме строиться на заряд-
ку?— спросил т. Карев у дежурного.

— А как там на улице?

— Вроде ничего.

Но сам лейтенант был в меховой куртке

“ee SUE IT 99

и в валенках. За 5 минут до под’ема пове-
YT XO TOR от летного и технического состава не ослаб-

ряющий вместе с дежурным лейтенантом во-
шел в главное помещение. Здесь в беспо-
рядке висели шинели, у многих не было

WTomn wr

Достижению успехов боевой учебы нема-.
ло способствует и партийная организация.
Она не отрывает партийную работу от за-
дач учебно-боевой подготовки, умело и

вдумчиво помогает командиру в этом важном

и большом деле.
Переход к мирной обстановке потребовал

ления учебы, а дальнейшего соверитенетво-
вания военных знаний. С этой целью было

`провехено собрание партийного актива. До-
петель.

По команде дневального началея пол’ем.
В кубрике появился старшина 1 статьи
Смирнов. Не спросив разрешения у своего
старшего начальника, он скомандовал:

— Стройся на зарядку! Форма — рабо-
gee платье! .

Но старшина был в шанке и птинели.

Из соседних помещений группами и в оди-
очку тянулись на улицу краснофлотцы.
Им не сообщили о форме одежды, и они бы-
ли кто в чем: одни в рабочем платье и без
шапок, другие — в шинелях, в валенках й
в шанках.

Зарядка шла неорганизованно. Сначала
рукеволил tro старшина Смирнов, потом лей-
тенант Варев. который затем поручил коман-
дование краснофлотцу Звереву.

В соседних помешениях было еще темно.
Электростанция ни к пол’ему, ни к моменту
возвращения краснофлотнев с зарядки п0-
	чему-то не дала света, хотя никаких ува-
жительных причин не имелось. Краснофлот-
HH заправляли койки и лелали приборку
	наощупь. Б кубрике писарей койки не были
заправлены.

..На все замечания инспектирующего
офицера здесь ссылались лишь на трудности,
связанные се минувшей войной. Здесь вооб-
	Wie очень любят жаловатьея на нелоетатки
	и первым долгом говорить. что «вее еше у
них пока только налаживается». Но чем
можно об’яснить хотя бы такие факты.

Отаршина, которому было поручено вести
команду, «по-приятельски» разговаривал с
илущими красвофлотнами, не обращая вии-
мания на беспорялок в строю. Пря ветрече
ео старшими офицерами старшиной не была
дана соответствующая команда.

После начала занятий в  канцеляриях
еще никого не было. Люди явились сода
е опозданием и в неряшливом виде.
	Северный флот
		клад о задачах коммуниетов в боевой полго-
TOBKE еделал помошник комаплира части
	член нартийного бюро майор Синев. Вслед
	за этим состоялись партийные собрания, на
которых коммунисты обсудили свои`задачи
в борьбе за повышение качества боевой уче-
бы. Этому была посвящена и наглядная
агитация. Во веех эскадрильях были выпу-
щены боевые. листки,

Протило некоторое время. В связи со зна-
чительным увеличением количества полетов
технический состав не успевал готовить ca-
молеты к вылетам. Спешка же приводила к
плохому качеству подготовки материальной
	части, веледлетвие чего были вынужленные
	посадки. ВБомандование приняло ряд мер. He
осталась в стороне и партийная организа-
ция. Снова был собран партийный актив с
хокладом инженера Ткаченко «0 состоянии
материальной части и залачах коммуниетов
в подготовке к полетам». В эскадрильях
прошли партийные и комсомольские собра-
ния. Они помогли мобилизовать силы актива
на успешную подготовку к полетам. Широко
развернулась массовая работа, в частности
наглядная агитация.

Парторги подразделений о всех недостат-
ках по похготовке самолетов к вылетам до-
клатывали в партийное бюро.

Когда стало известно. что в олном из пол-
разделений. гле техничееким составом ру-
ководит коммунист капитан Кирьянов... не
	THXOOREAHCKHH ФЛОТ 15 апреля.
(По телеграфу). На эскадренном мино-
носце «Рекордный» выпускаетея юморя-
стический листок «Краенофлотекий Ёро-
кодил». Он хорошо оформлен хуложни-
ком — старптим красвофлотцем Жуковым.

Краснофлотец Титов систематически на-
рушал форму одежды. военный моряк
Тыришкин невнимательно нёс вахтенную
	летов, распространение взрывной волны во
ЛЬду, колебание лехового покрова в широ-
ких проливах под влиянием егонно-нагон-
ных явлений и ветра, износ льда на трас-
сах.

За тоды Отечественной войны ледовой
службой флота было выполнено около 30
й опубликовано 19 научно-исследователь-
ских работ по изучению физико-механиче-
ских свойств льда в естественных условиях
и по определению его держашей силы.

Прогнозы ледового режима гидрометео-
служба флота начала самостоятельно ла-
вать с осени 1943 гола. По отлельным рай-
онам театра определялись: сроки вывода из
действия катеров с деревянным и тонким
металлическим корпусом. снятие навига-
пионного и бонового ограждения, прекра-
шение и возобновление  безлелокольного
плавания кораблей, вынос на лед зимней
обороны и т. д.

Помимо двухнедельных и месячных про-
гнозов пространственного распространения
неполвижного и пловучего льда ледовая
служба практяковала вынуек краткоероч-
ных (на 1—3 суток) прогнозов изменения
ледовой обстановки, касающихся ветрового
й температурного взлома и похвижек льда.
Для составления прогнозов гидрометеослуж-
ба веесторонне анализировала метолику раз-
личных  ваучно-иселедовательских инети-
тутов, тщательно изучила режим своего
театра. Если распространение лелового по-
врова прогнозировать только исходя из тем-
пературного режима периола, прелитествую-
его льлообразованию (Tak называемых
«сумм холода»), то можно впасть в значи-
тельную оптибку. Кроме осенних теипёра-
TYP воздуха необходимо учитывать тепло-
вые запасы самой воды. Последние опреле-
ляются температурным режимом вебго гола
й ветровым режимом «прелзимья». Пачиная
с октября 1943 гола по январь 1946 года
ледовая служба флота выпустила 24 лолго-
срочных прогноза. Из них 13 оправтались
На. «отлично», 9 — на «хорошо», 2 — на
«уловлетворительно».

Изучение ледового режима театра н0з-
волило значительно дополнить или излаль
заново ледовые атласы по’ тватру. В ежёме-
сячном бюллетене. излаваемом гилрометео-
службой, наравне с долгосрочными прогно-
	Примерно так же разрешалиеь и другие
ропросы. Совеем нелавно, например, надо
было выполнить важное задание. Это в ус-
ловиях чаети было связано е рядом труд-
	ностей. Но рекомендации заместителя коман-
дира по политической части майора Мамуш-
кина партийное бюро провело совещание
парторгов и комсоргов, выделило и проин-
структировало агитаторов. Нартийное бюро
каждодневно знакомилось с ходом выполне-
ния задания каждым коммунистом, добива-
лось авангардной роли членов и канлилатов
партии. Благоларя этому, а также хорошо
организованной массовой работе, командова-
вию была оказана значительная помошь в
успентном выолнении задания.

Многое делается и для обмена боевым опы-
том, прибяижения боевой учебы к условиям
боя, воспитания офицеров. Партийная орга-
низация глубоко интересуется, как комму-
HHCT ‘летает, повынтает знания, передает
свой опыт, хороню ли он воспитывает вод-
чиненных.

В одном из полетов коммуниет Скребков
поломал самолет. После выяснения причин
поломки с летчиком обстоятельно беседовали
в партнйном бюро: В дальнейшем бюро по-
могале Скребкову лобиваться отличного вы-
полнения всех учебных заданий. ’Сейчае
Скребков — командир звена.

Немалую помошь оказало партийное бюро
й многим другим коммунистам,

Находясь поетоянно в курсе событий,
зная ход учебы и глубоко вникая в ее е0-
держание, партийное бюро Н-ской Краено-
знаменной истребительной части стало на-
дежным помотиником командования в учеб-
но-боевой подготовке.

: Н. 3APO208.
	Северный флот.
	перед выходом в море командир БЧ-П
старший лейтенант Дзюба собрал коменло-
ров.

— Перед нами, — сказал он, — стойт.
конкретная боевая задача: стрельба по ко-
раблям «противника» ночью. Результаты.
выполнения этих стрельб покажут нашу.
готовность и умение старательно повышать
боевую выучку.
	Далее офицер отметил хоропгую подгото-
вительную работу к походу, провеленную
старшиной 1 статьи Лиеицей п старптиной
2 статьи Вравченко. Они старательно при-
вели в порядок материальную часть, oby-
чали молодых краснофлотцев, проводя еже-
тнезные треняровки на боевых постах:
	Й вот корабль выител в море. Ноиск «про-
тивника» начался ев наступлением темно-
ты. Море было неспокойно, но молодые
краснофлотцы держались стойко...
	...Ночную тьму прорезали острые лучи
прожекторов. Они несколько секунд шарили
но вспенившимея гребешкам серебристых
волн, потом погасли. После этого темнота
казалась еше более густой. безлонной. 3a-

-

05’ем и характер

работы ледовой служ- Из опыт:
бы Краенознаменного Oreyec
Балтийского флота оп- счестве

ределялись специфи- Е .
кой боевых действий

на, театре. Чрезвычайно трудные условия,
в которых оказались Ленинград и защищав-
ние его фронты и Краснознаменный Бал-
тийский флот, потребовали в целях актив-
ной обороны использования ледовой обста-
новки. Не случайно многие и даже решаю-
щие операции приурочивалиеь к зимнему
пезону, когла леловый покров преврашал
Финский залив и Фаложекое озеро в
плацдарм для чисто «сухопутных» опера-
ций,

Основными задачами ледовой службы яв-
пялись: обеспечение бесперебойной дея-
тельности коммуникаций Ленинград =—
Ладога —«Рольшая земля» и Финский за-
лив — Приморская оперативная группа, а
также поддержание обороны города с’ моря.
Требовалось иметь не только подробные хан-
ные о среднем многолетнем ледовом режиме
Финского залива и Лаложекого озера, но и
четкую информацию © фактической ледо-
вой обстановке, знать ее прогноз, а также
обеспечить переброску через лед войск,
техники, протовольствия.
	Важно отметить, что к началу воины на
Флоте работа ледовой службы сводилась
главным образом к составлению ежехнев-
ных обзорных карт ледовой обстановки на
театре. Долгосрочные ледовые прогнозы по-
ступали от центральных органов граждан-
ской гидрометеослужбы и облалали значи-
тельными дефектами. Они были общи и
в силу оторванности прогнозистов от флота
полвепгались неотнократным изменениям.
	Деловые дороги межлу  Вронлеталтом и
Ораниенбаумом хотя и существовали с хав-
них зремен, но как коммуникалий боль-
шого значения нб имели, а потому и опыт
их экеплоатащии не Hamel достаточного
освещения.
	тем снова возникли лучи, и снова тщатель-
ный короткий поиск пели.
	Наводчики — краснофлотцы Солуянов.
Пышненко, Светличный — до боли в гла-
зах напрягали зрение, чтобы не пропустить
пель и уснеть дать залп, пока прожектор не
потухнет. И вот во время одного из про-
блесков разлалея залп...
	Старший лейтенант Дзюба рептил еще бо-
лее усложнить уеловия стрельбы, — он об’-
явил химическую тоевогу. Комендоры на-
дели противогазы. Работать стало трулнее.
Но все так же уверенно гремели залпы в
ночной тиши нат морем.
	Старнеий лейтенант Дзюба хороню нодго-
товил своих подчиненных. Они успешно
выполнили ночные стрельбы. Особенно от-
личилиеь главный старшина Леонов, етар-
шина {  статьи Лиеипа. сетарпелна 2 статьи
	Бравченко. наволчики коаенофлотцы болуя-
	нов, Ньпнненко, Светличвый и другие.
	Старший техник-лейтенант
Б. АЛЕКСЕЕВ.
	КОРАБЕЛЬНЫЙ «КРОКОЛИЛ»Ь
	службу. эти нарушения не прошли мимо
редколлегии,  возтлавляемой старшиной
2 статьи Литвиненко. Буквально через
тень в  «Краснофлотеком  Крокодиле»
были помещены материалы, остро. кри-
тикующие нарушителей  диепиплины.
Юмористический листок играет положи-
тельную роль в воспитании краенофлот-
eB.
	зами погоды и ледовой обстановки давались
карты многолетнего ледового режима тез-
тра для начала, средины и конца данного
мееяпа.
	Повседневная информационная работа’
ледовой службы заключалась в составлении
подробных карт и обзоров ледовой обета-
новки по театру. Их получали штабы Ле-
нингралекого фронта и Краснознаменного
	залтийского флота, военно-морских баз и
	соединений. а также отдельные корабли;
части и учреждения фронта и флота.

В блокадные зимы служба разработала
специальные инструкпии и наглядные по-
собия по ледовым наблюдениям для гилро-
метеостаниий, постов СМиС. кораблей. зим-
них дозорови т. п. Осенью галрологи про-
водили инструктивные занятия с енгналь-
щиками и летчиками. Другим методом под-
готовки являлись инспекпионные поезлки
гилрологов по станциям. постам и инструк-
тажи экипажей самолетов. направлявитихся
на развелкх льда. Послелние велись как
спепиальные. так я попутные. В наиболее
ответственных случаях на авиаразведку
вылетали офицеры ледовой службы.
	В результате успешных операний 1944
гола информационная сеть службы сильно
возросла. В нее влились многочисленные
прибрежные армейские посты. регулярно
велущие наблюления за ледовой обстанов-
кой. В этих условиях стало необходимым
создать отделения ледовой службы при ба-
зовых гилрометеостанниях.
	Вели говорить о примерах обеспечения
отдельных зимних операпий флота, то до-
статочно сослаться хотя бы на обеспечение
перевозок Н-ской  уларной армии Ленин-
гралекого фронта в Ораниенбаум. А таких
примеров много.

Отделение ледовой службы флота сыграло
большую роль в обеспечении зимних ‘пере-
в030Е крупного масштаба, явившихся важ-
ным моментом в подготовке операций по
освобождению Ленинграда or вражеской
	6. НЫ 7
блокады. Серьезная работа провелена и по в условиями.
	предотвращению аварий кораблей, 6
ровавшихеся на Неве весной 1944 года.
	Инженер-майор Г. СЕЛЕЗНЕВ.
ниенез-капитан М. НАЗАЧСКИЙЯ.
	Краснознаменная Каспийская флотилия.
	служба
	=

Сформированные в

Великой 1941 году ледово-до-

= » рожные отряды флота,
HOH ВОИНЫ в еостав которых, на-
= ряду е гидрографами,

вхолили  инженеры-
гидрологи, занялись вопросами «ледовой на-
вигации» или ограждением трасс, провод-
кой по бездорожью войск и техники, опре-
делением грузопол’емности и проходимости
льда, установлением режима эксплоатамиий
трасс (интервалы межлу движущимися гру-
зами, скорость движения. допустимое время
стоянок грузов, перенос лвижения на дру-
гие трассы. указания по устройству мо-
стов, об’ездов и т. д.).
Необхотимость выполнения плана ледо-
вых перевозок в условиях мягкой зимы и
слабого развития ледового покрова поета-
зила задачу пересмотра существующих
ори‘ нагрузок на лел`в сторону их увели-
чения. Стало совершенно очевидным, что
к ледовому покрову следует подходить так
же, как к любому инженерному сооруже-
нию. Опыт использования ледовых трасе за
первые две военные зимы оказался уже бо-
лее переловым, чем существующие руко-
водетва. Он показал, что многие переправы
по сравнительно тонкому льду, считавиие-
ся, согласно официальным наставлениям,
более чем раскованными при определенных
сочетаниях гилрометеорологичееких факто-
ров и строгом соблюдении правил эксплоа-
тапии, в военное время оказались вполне
допустимыми.
	Человяки налтего флота приступили Е
созданию таблицы грузопод’ емноети льда
применительно к солености и температур-
ному режиму Финского залива. Принимая
за исходные данные формулы, примененные
профессором Шулейкиным, мы значительно
упростили их. Залача решалась не во всем
интервале толщив и модулей упругости
льда, & лишь в пределах практической зна-
чимости. Простота и ясный физический
смысл полученных формул слелали произ-
водетво расчетов грузопод’емности льда лег-
	кими и вполне доступными в боевых усло-
виях. Эмпирические коэфициенты к этим
формулам были найдены на основе много-
численных опытных данных эксплоатации
ледовых трасс на флоте в военные зимы.

Помимо формул и номограмм, в таблице
приводятся сведения о наименьнтих тдл-
щинах льда, хопускающих проход всех ви-
дов военных грузов. техники н войск с раз-
личными степенями риска. № ним таются
поправки на износ переправы («трещинова-
тоесть»), на температурный режим, на 60-
леность льда. Далее идут способы расчета
допустимого времени стоянки грузов на
Льлу, формула прогнозирования  толшив
льла на трассе и, пакочец, краткие указа-
ния работникам лорог. Указанные таблицы
выдержали несколько изданий и введены
как официальное руководство.

Помимо экеплоатации леловых торг и
переправ, гидрологам ледово-дорожных от-
рядов чаето приходилось проводить KOH-
сультации по вопросам выноса на лед мин-
ных заграждений. орудий, по устройству
ледяных аэротромов Как извеетно, лед пол
статической нагрузкой ведет себя как пла-
стическое тело. дающее деформации, тем
большие. чем выше температура возлуха и
дольше нагрузка на лед. Все работники ле-
довых трасс знают много случаев. когда
лел выдерживал прохождение груза, во при
остановке его, через некоторый промежуток
времени, проламывался. Поэтому вынос на
лед зенитпой артиллерии требовал от ле-
ROBO службы не только тщательных ре-
вогноспировок и расчетов. но и составления
подробных инструкций орулийным раече-
там по подготовке лелового покрова. уетрой-
ству искусственных сооружений. соблюте-
нию интервалов между орудиями, контролю
за тефопмапиями льда ит. 1

С этой же пелью службой совместно с
Физико-техническим институтом Акалемии
чаук СССР были проведены эксперименталь-
ные работы по определению механических
свойств льда в естественных условиях. В
результате был выяснен ряд существенно
важных вопросов, & именно: зависимость
леформации ледового покрова пол статиче-
ской нагрузкой различной величины от
времени (вплоть ло пролома), упругие де-
формации льла при взлете и посалке само-
	Отечественной войны
=