мая 1947 г Ветверг
	й ФЛОТ
	КРАНЫ
		2 103 (2590)

ный Иван Когутовский! Пошлем туда дель»
ного Мокея Солдатюка...

В колхозе почувствовали твердую И
умную направляющую руку. Людям нравиз
лись продуманность, расчетлизость, точ-
ность действий председателя. Он часто
	беседовал с ними о долге перед. государ---
	ством. и колхозники вилели прямую евязь
	между растущей мошноетью страны ^и
своим благополучием, Они приходили. в
	правление со своими мыслями, зная, что
Ткачук внимательно выслушает их и ока-
жет полдержку, Bor прилли. кузнецы“
	Кирилл Шегела и Павел Ткачук. БВ колхо-

зе мелленно ремонтируют инвентарь —— В
	кузнице нехватает инструмента, мелеза,
	угля. значит, опять булут бригадиры еето-_
	вать, что не отремонтированы плуги, 0000-—
	ны, жатки, вузнецы предложили:
— Пусть ребята соберут железный лом,
	еще валяюшиися в балках и на пустырях, о
	4 МЫ ему найдем применение... Потом, вон’
СКОЛЬКО возле лесных опушею невыкорчее

ванных пеньков — из них можно выжечь о
	семенниках _
	уиму угля ...
	трав, доярка Атафья Бойко потребовала _
выделения участка при ферме, чтобы полу-
	чить дополнительные корма для стада,
животноводы принесли выкладки 0 етрои-
тельстве скотното двора; нашлись л®ди,
соорудившие пруд для разведения зеркаль-
	ного карпа Фелосей Рулик присмотрел
	прекрасный участок для колхозного вино-
гралника — Сухой я...
	Колхозники решили ввести правильный
травопольный  севооборот. превысить доз
	военную урожайность, возродить все 0ет-
мы © поголоввем большим, чем до войны,
развернуть строительство ‘производствен-
ных помещений.

Чуть свет председатель уже на ногах,
	и его можно встретить в поле, на фермах;
	в кузнице, в конторе. Бодрый и спокойный,
он направляет работу, проверяет, помогает,
указывает. Ломой он возвращается за-
полночь по уже пустынной деревенской
улице. Но и лома его не покилают заботы
	Он перелистывает записную книжку. п0о-_
	сматривает беглые записи и, подпирая тоз
лову крепкой жилистой рукой. размышляет
	о завтралтнем дне, о новых делах. Многого —
	не нехватает артели, и претеедатель

HOW, упорно. овладевал морской слециаль-_
ностью —— он теперь настойчиво изучает ^
	востью,-——он теперь наствичиво ивучавЕ
науку земледелия, Ночные сторожа знают:
долго еще будет гореть свет-в окнах пред-
седателевой хаты...

«Не обижайтесь, друзья. что шлю мало
	вестей 0 себе, — писал Родион Ткачук.
товарищам, —сколько` дел! Порой прихо- ^
дитея трудновато — штормит. Да ничего, —
управляемся. Растут люди, поднимается
хозяйство, и во всем этом приятно чувство:

вать и свои усилия, Вот отсеемся, уберем
урожай — п приезжайте в гости ва пше-
ничные блины...»

, *

- Родион Ткачук, в бушлате, широко сту=
пает по земле. Он смотрит, как плавно по
полю движутся сеялки, оставляя за собой
‘ровный и мягкий след сошников. На пово-
роте трактор останавливается. Сеяльщики
быстро подхватывают мешки © зерном, и
золотые потоки льются в ящики.

— Будем нынче с урожаем; — не то
спрашивая, не то утверждая произносит
Ткачук. Он зачерпывает ладонью при-
	гориню зерна. — Отборное.

Седобородый хлебороб вытирает светлые
капельки, выступившие на лбу.

— Будет урожай. Труда. сколько вло-
жили! Смотри, как ладно идет у нас нынче
дело...

Широка и неоглядна степь. Весенний
ветер дышит в лицо. От земли исходит
тустой и дхушиестый запах. Здесь, в обыкно-
венном колхозе, в степи под Одессой воен-
ный ‘моряк Родион Ткачук нашел свое
второе призвание — земледельца.

Одесская область

t
	В ночной мгле лицо командира выгля-
дело удивительно спокойным. Кажется, ни
один мускул не дрогнул на-нем, когда он от-
дал приказание: «Полный назад». С полного
переднего — полный задний. В кают-компа-
нии к дьяволу полетели все стажаны: со сто
та, люди еле устояли на ногах. Несколько
проскочив по инерции, корабль резко по-
дался назад.

Ротинов верил в свой эклнаж, отдавая
это приказание: он знал, что спасение 3
быстроте, и не сомневался в том, что пятая
боевая часть мгновенно с этим приказани-
ем справится. Встречный миноносен про-
скочил в 30 метрах по носу. Вогда мости-
ки кораблей поровнялись, Ротинов не вы-
держал, сложил рупором ладони и 320
выруталея. .
	Отустя некоторое время Ротанов снова
убедился в надежности своего экипажа,
На большой волне и при сильном ветре он
отлично провел стрельбы по щиту, хотя
посредники считали условия для этих
стрельб неподходящими. Ротинов напом-
НИЛ, что война диктует градус крена, И
учиться каждый экипаж должен тодву, что
бывает на войне. Он не отложил стрельбы
именно потому, что ‘был уверен в своем
экипаже,

Так проходил год и другой; добрая сла-
ва шла по флоту о командире эскалренного
миноносца кзпитане 2 ранга Николае Ни-
колаевиче Ротинове. Помощник,  нашед-
ший в Нем настоящего учителя, не мог 3а-
быть своего проступка, Все эти меся-
	цы его подмывало все же перетоверить ©
	командиром. по-душам. Но командио,  ло-
вольный тем, что не ошибся в Ватытеве,
явно этого разговора избегал. Он слезно
давал понять капитан-лейтенанту, что все
уже позади и не стоит возвращаться к
тому, что никогда больше не может повто-
риться,
	‚ В прошлом году Ротинову внезаино по-
ручили вести в сложный поход взамен 3a-
болевлтего. командира, один лидер. Случай-
Но выитло так, что он не смог перед от’ез-
дом повихать помошника,.
	На письменном столе. в. каюте. Катыштев
нашел записку: «Действуйте самостоятельз
HO, Tak, Kak мы работали с вами вместе»,
Для капитан-лейтенанта это было актом
полного доверия.
	Вогда старшина 1 статьи Родион Ткачук
увольнялея по демобилизации в запас,
перед ним лежали широкие. пути, Его зва-
ли в Ленинград, в Баку, кто-то предлагал
отправиться на Урал...

Престарелый отец — колхозный пасеч-
ник — писал из родной деревни, разорен-
ной фашистами. Из нестройного описания
вобытий трудовой жизни земляков в03-
никаль картина восстановления колхоза.
«Приезжай, Родион», — так  заканчива-
лось письмо:

Ткачук укладывал чемодан.

—щ Ну, старина, куда тебе писать при-
кажешь? В Ленинград? В Баку? На Урал?
— Нет, пишите в родную Очеретню.

Кто-то дружески пошутил по этому 1о-
воду:

— Родион держит куре на землю.

«. Подростком в 1935 году ушел Родион
Ткачук из деревни, училея в Одессе, потом
плавал на теплоходе «Украина» матросом
первого класса. Вскоре Ткачука призвали
‚В Военно-Морской Флот. Упорный, вдумчи-
вый, старательный, он быстро овладел
военной специальностью. Война застала
его жомандиром отделения сигнальщиков.

Боевой путь старшины первой статьи
Родиона Ткачука засвидетельствован награ-
дами, украшающими ero грудь, Осенью
1941 тода он оборонял Одессу. Первое ране-
ние. Госпиталь. Снова фронт. В Севастопо-
ле с отделением морской пехоты Ткачук
отбивал атаки немцев, Второе ранение.
Снова госпиталь. А оттуда под осажденный
Ленинград на Ладожское озеро.

Потом Заполярье. Опытный командир.
отделения сигнальщиков Ткачук нес солуж-
бу на миноноеце. Контузия. Поправился,
и опять он на Северном флоте.

Флотская жизнь война закалили его,
приучили спокойно, не теряясь, встречать
опасность, рассчитывать и рисковать,
добиваться успеха, как бы тяжело ни при-
_ходилось. «Нет и не может быть ничего
‚трудного, когда дело идет о благе Родины».
Эти слова, сказанные любимым команди-
рем, проникли в сознание и сердце Ткачу-
ва и давно уже стали его вобственным
убеждением.

Й вот летом минувшего года Ткачук
Уехал в деревню, чтобы вместе с земляка-
‚ми поднимать разрушенное немцами артель-
ное хозяйство. Он знал, что его ждут труд-
ности в Очеретне, но смело шел им наветре-
чу. Готовый к испытаниям и борьбе, он

Начинал мирную жизнь.
				урожаи, —= не просто. Но колхозники уже
немало сделали для возрождения артели.
Здесь хорошо знают,. что такое трудности:
и как с ними боротьел.

Бывигий старшина 1 статьи Ткачук,
вернувшись в деревню, с первых же дней
не знал устали в работе, и колхозникам
нравился этот трудолюбивый, энергичный.
и рассулительный моряк. С ним любили
беседовать о жизни, 0б артельных делах.

Колхозники скоро почувствовали в. нем
вожака. Кажется, дедушка Яков Фарматей
первый подал мысль:

— Вот и председатель подходящий...

Родиону Ткачуку, коммунисту и фронто-
вику, земляки оказали доверие, избрав его
председателем колхоза. Он внимательно
выслушивал опытных земледельцев, сове-
товалея с атрономами и зоотехником,
вникал в годовые отчеты. И увидел ненсся-
каемые возможности колхоза.

— Да, тут есть к чему приложить руки!

Молодой ‘Продседатель весь отдался рабо-
те. Не всё, однако, пришлось по душе
фронтовику, не признающему расхождения
между словом и делом. Слушая, как в прав:
лении рьяно толкуют о высоком урожае,
он недоумевал:

— Почему же здесь не пашут под зябь?

Бригадиры составили точный график
проведения сева.

— Почему кузнецы не ремонтируют
инзентарь?

Животновол поделился расчетами, как
будет расти поголовье на фермах. Почему
же так худы коровы, хворают телята, не
берегут корма, почему на фермах нет даже
ведер, чтобы напоить скот?

— Следы войны! — говорили некоторые
члены правления.

Ткачуку не нравились ссылки на войну,
котла речь шла о нерадивой работе.

— Просто беспорялок!

Шаг за шагом, вникая в организацию
колхозного производства, он настойчиво
наводил порядок в хозяйстве. Почему в
минувшем году полевые работы не вынол-
нялись в срок? «Не управились...» Пред-
седателю такое  0б’яонение показалось
неубелительным. Он обнаружил, что пятая
часть трудоспособных колхозников не вы-
рабатывала установленного минимума тру-
додней. Его, военного человека, привык-
	  шего к диспиплине и исполнительности, это
	5294610 54 ЖИВО8. :
— А тут толкуют — «еледы войны»!
	 Я знаю, что такое’ Устав сельскохозяй-
	ственной артели, и никому нарушать его
не позволю. Прямо говорю: с лодыфем,
е бракоделом будем круто. поступать!
Без выюокой трудовой лисциплины нам
очень трудно булет быстро ликвидировать
последствия фашистской оккупации, —
говорил Ткачук.

Председатель потребовал от бригадиров,
чтобы они не в конце месяца или года, а
	ежедневно ставили колхозников в. извест-  .
	ность 0 результатах работы каждого:
Ткачук терпеливо присматривалея к лю-
JAM, с которыми ему предстояло. работать,
выявлял способности колхозников и ставил
их на те участки, где они могли полнее и
лучше проявлять свое уменье. Неспроста,
например, председатель обратил внимание
па Сергея Тимуща. Этому рассулительному
и бережливому колхознику больше подходи-
ла лолжность завхоза. чем ленилому Семе-
	ну Осипенко, исполнявитему ее. Не случай-
но оказался полеводом Григорий Федорович
Колесник, один из самых опытных хлебо-
pesos, ‘работающий: сейчас над новыми
высокоурожайными ° сортами пшеницы.
Неспроста стали звеньевыми  деловитая
Ольга Кадук и настойчивая, требователь-
ная Анна Бондарь. Ткачук собрал бригади-
ров, жаловавшихея на т0, что нехватает
лошадей.

— Да, лошадей у нас пока еще мало и
за ними нужен поэтому особенно надеж-
ный уход. А на конюшне у нас равнолуш-

овеньевые  затоворили 0
	© В весенний день. Герой Советского
Союза капитан-лейтенант Борис Митро-

фанович. Лях с семьей на прогулке.
Фотоэтюд Н. Веринчука.
	Судоремонтники
встречают 1 Мая
	Коллектив Н-ских судоремонтных уаетер-
ских встречает первомайский праздник вы-
сокими производетвенными показателями.
В прелмайские дни особенно напряженно и
успешно трудились в моторонереборочном
цехе, которым руководит тов. Пышненко.
Изо лня в лень перевылюлнял нормы луч-
UHH токать одного из пехов старшина
2 статьи Чижов. Сверхилановую и BEICOKO-
качественную продукцию дают кузнеп 19-
банов, центровщик Ромащенко и други»;
	Младший лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЗЯ.
		Первомайская Москва
	ник коллектив встретил значительным до-
стижением: превышением уровня  довоен-
ной производительноети. Фабрика теперь
дает ежесуточно на пятьсот метров ткани
больше, чем до войны.

В первом квартале предприятия Виров-
ското района Москвы выработали продук-
ции на 13 миллионов’ рублей сверх плана.
В апреле много предприятий района  до-
срочно выполнили месячное задание, дав
на миллионы рублей дополнительной про-
дукции. В закройном пехе фабрики. «Па-
рижекая Коммуна» знатный  закройшик
Василий Матросов. зачиналель  пеирокого
движения, распространивиегося по всей
стране, закончил в прелмайские лни голо-
вую норму. Вместе с ним вавершили толо-
	BY норму закооишицы Дементьева. lobo:
	шина, Веселова и другие. -
	Сетолня вместе со всеми трудящимися
Москвы через: Красную площадь пройлет ка-
меншик Василий Королев,

Московский строитель Василий Королев
двеналиать лет строил новые дома для сто-
лицы, Он строил их хоропю, красиво, доб-
ротно. Но в день, когда грянула война,
когда питлеровокие полчища напали на на-
‘ну страну, Василий надел солхатекутю` пги-
нель. Тяжелым путем войны пропел он от
московеких оборонительных ‘рубежей по
‚столиньг Германии, ‘чтобы затнитить” CBO
Отчизну, свое ‘право на мирЕый труд.

Сейчае Василий Котолев снова стропт
	московекие дома. Он руководитель лучшей
в Москве бригады каменщиков. В ето
бригаде находится депутат Верховного (о-
вета РОФОР Фелосе  Шавлютин-прекрае-
нейший мастер клалки кирпичей.

Сколько таких Королевых (недавних
пехотинцев и моряков, танкистов и пуле:
метчиков) пройдет сегодня по Красной пло-
шади-—фтордость и слава созетекого наро-
да, богатыри ратното и мирного труда!
	Ралость веет нал Москвой. над всей ве-\
	ликой нашей странол.

Тихо катит свои воды Москва-река. На
поверхиюсти ее переливалотся отраженные
огни праздничной иллюминации. Река сло-
вно накрыта волшебным, сверкающим пла-
Tom.

Огни Первомая годят нал. Москвой.
		Великолепен канун первомайското празд-
ника в Москве. Весенний ветер колышет
кумач транспаралзтов ‘и лозунтов, плевелит
тяжелые троздья хвои, украшалющей вда-
НИЯ.

В строгом и парядном ‘убранстве стоит
Красная площадь, по которой сегодня прой-
дуг в торжественном параде воины Boopy-
женных Сил Советокого Союза, пройдут
сотни тысяч демонстрантов-москвичей, Or-
роуныю красные знамена закрыли здание
6. ГУМа. Под сенью атих знамен-портре-
ты В. И, Ленина и И. В. Сталина. ,

Отеюда — из сердца  столицы-— идут
ороти ‘во все концы города. Чудесно луте-
ествие по Москве в первомайский день!

Преобразилаеь „ Пупиканекая  плотцадь.
Пестрые, ярко раскралиенные домикт Be-
соннего базара, как по волшебетву, воз-
никли на сером асфальте площади. Такие
же весенние базары, организованы на пяо-
щадях Сокольнического круга и Тюфелева
проезда. ,

По традиции у нас встречают первомай-
ский праздник трудовьми чодаржами мате-
ри-Родине. Советские люди свято. хранят
эту славную традицию. На фронтонах зда-
НИЙ многих MOCKOBCKEX заводов и` фабрик
в канун Первого мая зажглись макеты ор-
денов, которыми натпраждены эти предприя-
тия 3а самоотверженный труд. во славу
	Отчизны го Вак -симвот: героических ‘дел:
	сияют’ эти знаки. доблести воинюв трулово-
го фронта, Сегодня, когда колонны демон-
отразтов- пройдут по Красной площади, на
Высоко поднятых щитах поднимут они
цифры своих побед. 30 алтреля завершилась
треть второго года новой сталинской пяти-
тетки, Сотни московских фабрик и заводов
дол До срока выполнили четырехмесяч-
ный план, Радостные рапорты победы по-
ноут на Красную площадь коллективы
Первом  подигипникового завода ‘имени
1. М. Кагановича, завода «Калибр», фаб-
	рики «Парижекая Воммуна», завода «Вау-1]
	чик», Московского. инотрументального, Мо-
свовокого машиностроительного заводов, хи-
мического завода имени И. В. Сталина,
Первой московекой электростанции имени
(мидовича, Краснохолмокого ° камвольного
комбината, обувной фабрики  «Буревест-
НИК» и других предприятий столицы.

На ткащкой фабрике комбината «Трех-
Thad мануфактура» первомайский празд-
	В тот лонь — в памятный день ноября
1945 тода — помощник командира э6-
кадренном миноносца Трифон Григорьевич
Ratimes не вышел к под’ему флага. На-
кануне, в субботний вечер, в офицерском
Клубе он неожиданню встретил старых дру-
36, — за банкетным столом офицеры участка
СНиС справляли какую-то круглую юби-
лейную дату.

Трифон Григорьевич вернулся на, корабль
ЛИШЬ Юд Утро, и случилось непоправимое:
ин, похощник командира, блюститель свя-
Тости ‘корабельного закона, сам нарушил
anor закон. Что должен сейчас думать о нем
командир?

Под началом этого командира он служил
ить ‘полгода. Капитан 3 ранга Ротинов
был старше его она десять лет. Он слыхал
о Ротинове лавно. Когда еще тот был пре-
подавателем кафедры артиллерийского оюу-
Жия в училище имени Фрунзе, о нем © в0с-
торгом рассказывали его ученики,

Но увидел он Ротинова впервые лишь
В готы войны на сборах на Неве во время
работки различных эволюций. Внулрен-
вер обаяние этого высокого, очень простого
3 Обращения, вежливого и естественнюго в
©воей подтянутоети офицера покорило ка-
питан-лейтенанта. И этой встрече суждено
был повернуть всю ето дальнейшую
	ЖИЗНЬ,
	Катылев видел разных помощников и
командиров: были командиры, не поднимав-
шиеся выше уровня стартюма, — ве6 и вся
OM делали сами, опекая каждый пгаг офи-
пера; были помощник, больше похожие на
боцианов. Ротинов предстал перед ним
Юмандиром иного класса. Он был предельно
(рог, не пропускал ни одного промаха, но
a1 промахи старалея исправлять руками
‘ао виновного, считая, что офицер не
нуждаются в мелочной опеке и только
ма будет расти, если ему дадут
оамостоятельность. С таким командиром он
и стремился служить. Катышев желал
Попасть под начало Николая Николаевича.
ona B мате 1945 года [Ротинову дали
ЗоКадренный миноносец, это’ желание стало

юдным. Калышева. дивизиюннюто связи-
		Вот и Очеретия. Все та же узкая, ‘изви-
листая тропинка сбегает с пригорка, точь-
в-тмчь как много лет назад, вое тот же
чудесный яблоневый запах стоит над селе-
нием, все так же неподалеку от околиц
шумят дубравы к погоде, и крик гусиный
над прудом, и хата с полузакрытыми став-
‘нями... Но как много здесь перемен!
	Это ли богатая и славная Очеретня,
которой так гордился Ткачук, показывая
	Друзьям письма из деревни и вырезки из
	Taser? Старые конторокие записи воскреша-
ют в памяти пору, когда колхозные амбары
полнились пшеницей, в кладовых и погре-
бах было вдоволь масла,” сала, мяса, меда,
фруктов и овощей. Изобильная, веселая
жизнь была ‘здесь до нашествия немцев!

Хнурый обходил Ткачук поле, потом
зашел на фермы. Он увидел на конюшне
всего двенадцать лошадей, на молочной
ферме — двадцать коров да шестнадцать
свец в овчарне... Еще он увидел камни,
головешки, изломанные. машины.

— Рука немца, == сказал отец.

Он шел молча, погруженный в свои раз-
мышления. Потом, как бы продолжая
прерванный разговор, добавил;

— Спасибо, государство помогло. Теперь
ничего, опять пойдем в гору. Ведь кол-
х08 — сила!

Конечно, чтобы полностью восстановить
фермы, нужны усилия и время. Вепахать и
засеять почти семьсот гектаров земли, когда
нехватает машин и лошадей, заставить
забурьяненные поля давать обильные
	качества и не отибея в своих терпеливых
исканиях. С течением времени этот офицер,
благодарно оценивший дружеский подход
старшего товарища, стал одним из лучших
на корабле. Ротинов смело выдвинул его на
смену опытному команлиру боевой части,
Есть много средетв воздействия в руках
авторитетного командира; самоо крайнее
из них -— лиоциплинарное — взыскание.
Прежде чем применить его Ротинов старал-
ся использовать все остальное: убеждение,
резкое слово, разговор при товаришах в.
кают-компании, общественное суждение,
партийное воздействие, нажим на та-
кую чувбтвитВльную пружину человече-
ского характера, как чувство собственного
достоинства.
` Как же поступить теперь с помощни-
ком? Ротинов не привык внезапно, по перво-
му происшествию. менять мнение о чело-
веке, которому верил. :
В этот день командир не вышел к столу
в кают-компанию. На корабле это было co-
бытием. Не пришел и помощник. Офицеры,
чутьем понимая. что происходит в душе

этих двух людей, не решались их трево-
ЖИТЬ. ]
	Вечером, после поверки, помощник, сам.
	постучал к командиру. Он доложил поло-
	женное, и командир в ответ только кивнул.
головой. Ротинов ждал, что помощник 3а-`
говорит сам.
Утром Трифон Tpnroppenara реплитея:
войдя к командиру, он без оговорок, в двух
словах об’яенил случивитееся и попросил
извинения. Ротинов сидел к нему спиной.
Он понял. что помощник глубоко страдал.
Не оборачиваясь, Ротинов только Spocm:
— Не ожидал.
Катыттев побледнел и вышел из каюты.
		Bo всех цехах Вронштадтекого ордена
Ленина морского завода пиироко разветну-
лось социалистическое соревнование. В се-
редине апреля закончили выполнение гохо-
вых норм знатные судоремонтники-—слеса-
ри 0. А. Смелов и Н.П. Леонтьев. В пред-
‘майские дни они ежедневно выполняли
‘Нормы на 200—300 процентов.

В цехе, гда начальником т. Васильев.
переловик сулоремонта ‘стахановен т. Ти-
хомиров, выполнив к 1 апреля девять ме-
сячных норм, продолжает давать в смену:
	по две и больше нормы.  В цехе инженер:
	  капитана э ранга’ Чарторижекого одним из
передовых  произволетвенников  являетея
мастер т. Бойков. Его ежедневные по-
казатели — 250—300 процентов.

С большим трудовым пол’емом ветречают
первомайский праздник кронштадтекие судо-
	ремонтники!
М. МОИСЕЕВ.
	ПОДАРКИ ДЕТЯМ
	ЛЕНИНТРАД, 30 апреля. (По телеграфу
от. корр. «Красного Флота»). Личный
состав Высшего военно-морского ордена
Ленина Краснознаменного училища имени
Фрунзе шефствует над детским домом
№ 30 Василеостровекого района города
	Ленинграда. Военные моряки решили пре-
поднести детям праздничные подарки. На
6.000 рублей закуплены сладости и
игрушки для детей.
	Девять месяцев Ротинов просидел в своей
толубятне, если можно так назвать
старательно, H& корабельный лад, 060-
рудованные каютки -на заводеком эллинте
Немцы бомбили, штурмовали и ‘обстреливали
корректировочный пост, но славные  кор-
ректировшики делали вое дело.

Успехи Ротинова едва не обернулись
против него же: он стал быстро подниматв-
ся mo служебной лестнице в штабе,
отнюдь но уловлетворявшей ето стремлений.
Он не хотел уходить от моря. В октябре
1943 года он добился назначения на лидер
старпомом, и полтора года спустя уже коман-
довал эскадренным миноносцем.

° Ротинов крепко дорожит славой, добытой
на войне, — в его портфеле до сих пор хра-
нятся корректировочные кафты, схемы, вы-
резки из газет, глео нем писали Kak 0 ¢a-
моотверженном человеке. Однако это He
столько биографические реликвий, сколько
основа его будущего труда. Он думает еще
‘поработать над воем этим дорогим материа-
лом, как когда-то потрудился над опытом
береговых стрельб на Амтре.

За год до конца войны он вступил. в.чяе-
ны партии. Он стал строже в евоих сужде-
ниях и взглядах и глубже задумался над
своим офицерским долтом. Он — командир
корабля, человек. от которого требуется: не
только личная отвага, но и сознание ответ-
ственности за судьбы вверенных ему людей.
Надо быть старшим товарищем этим” людям,
` понимать, что значит его слово, пестуток
HIM решение для подчиненного.

Как офицер, выросший в социалистиче-
свом государстве, Ротинов сознавал, ¥To TeM
и отличен советский человек, что он совер-
шает труднейший в иетории` мира подвиг
и удовлетворение своих идеалов находит
в завоевании блага человечеству. Вера ‘в че-
ловека. свойственная советским людям. ста-
новилась убеждением ето жизни,

Котда с линкора прислали на эскадрен-
ный миноносец одного офицера с ярлыком
неисправимого, Ротинов рептил сам во BCE
разобраться. Он не верил, что юноша; даже
совертивитий недостойный поступок, может
быть перечеркнут, как безнадежный. В.не-
знакомом ему характере он искал. лучшие

ЕРА ЕЛ
Вл. РУДНЫЙ
Po
	ских плаваниях командир и ето эюипах
приобретали истинные качества мореходов.

Ротинов терпеливо подбирал офицерский
коллектив, Он не ждал, кого и когла ему
прииетют кадровики. Он сам выпекивал же-
ланных для корабля офицеров, тянул в ce-
бе ту молодежь, которая искренне желала
плавать. Взамен уптедитих старослужатих
командиров боевых частей Ротинов смело
выдвигал недавних выпускников училища.
Он не оставлял их без помощи. Он учил их
в походах, в плаваниях, вызывал на мостик,
добиваяеь от каждого самостоятельного
умения управлять кораблем. Й во всем
этом верной опорой командира был его
помощник, душу вкладывавший в свой
офицерский труд.

Дни и ночи в этих походах Ротинов на-
холилея на мостике. Он любил ходить боль-
	шими холами, выделялея смелостью, быст-
	ротой и точностью решений, но ни разу не
	терял голову, не подвел корабль. Омелость
кажлого его постинка была основана на
	КАЖДОГО его постушка Oba основана Hd
твердых знаниях и вере в людей, которы-
\и он командовал.

Олнажды темной осенней ночью эскад-
ренный миноносел двадцатичетырехузлто-
вым ходом шел в Тибаву. Командир и ето
‘помощник бодретвовали на мостике, когда
сптнальщик доложил, что оправа, на тас-
стоянии 20 кабельтовых, движется ветреч-
	ный Корабль.
	По правилам предупреждения столкно-
вений судов, в том случае воли корабли
идут прямо друг на друга, им слелует рас-
	ходиться левыми бортами. Ветреча про-
	изошла в открытом море. Курсы двух мино-
носцев позволяли им чисто разойтись пра-
выми бортами, и Ротинов продолжал путь.

Не лоходя’ ло’ него 6 кабельтовых,
	‘ветречный корабль влруг резко повернул
	внраво, подетавляя: Ротинову левый борт.
Это был неперелаваемый по’ своему напря-
	жению момент, котда вся команда застыла
в нервном ожилании. Между лвумя  пол-
	ным ходом шедигими кораблями оставалоев
лишь два кабельтовых. Никто не смел
произнести слова, — слово. было за коман-
диром, и от ето решения зависела’ судьба
двух корзблей и двух команд. Решит он
повернуть  вираво — наверняка  <режет
встречному корму: свернет влево—острый
нос  эскадренного миноносца  разрежет
ветречный корабль пополам»
	eTa, долго не отпускали на корабль. Роти-
нов воевал за него, дойдя в хлопотах до
командующего флотом, и все же отвоевал.

Только несколько месяцев Трифон Гри-
горьевич работал в новой должности. По-
стеленно Ротинов делал помощника на-
стоящим хозяином корабля, — тот от души
этим дорожил. И вот впервые Трифон Гри-
рорьевич сорвался, совершил проступок,
поставивший под удар ето авторитет.

За стеной в каюте командира еле слыш-
но гудел вентилятор. Трифон Григорьевич
‘прислушалея, — с волнением и стыдом он
ждал вызова. Неужели в самом начале
	своего пути он потеряет уважение челове-
	ка, каждое слово которого он тах ценил?‘
			Случай с помощником Николай Никола-
свич Ротинов переживал не меньше самого
	`Катышева. Катышева он любил. В этом
	светловолосом, с задумчивыми, мечтатель-
ными глазами спокойном офицере он раз-
глядел нужного флоту настоящего челове-
ка. Катышев покорил его тем, с какой твер-
достью он ушел из дивизионных специали-
стов в помощники командира. При такой
рентительности из человека будет толб-.
Вот так же настойчиво пробивался он сам
	на своем тернистом пути — от училища до
корабля, от корабля до кафедры и от кафед-
	ры до фронта. Осенью 1941 года его п0-
просту прогнал прочь адмирал, к которому
он проник с просьбой сделать его коррек-
тировщиком. Старый, с причудами, моряк-
зртиллерист не любил выскочек, но Роти-
нов не ради ухарства стремился на фронт.
Еще на Амуре он считался на мониторах
лучшим в стрельбах по береговым целям, —
этой теме посвящена изданная им до войны
в училище книга. Он считал, что его зна-
ния нужны войне. Резкость адмирала не ох-
ладила его пыл. Ротинов добился, что ему
разрешили создать Ha эллинте завода
им. Жданова главный корректировочный
поет: vs
	Эти два олова плетью хлестнули MOMOH-
ника командира. Лучше бы Ротинов pyrad,.
посадил на гауптвахту, наложил взыскание,
словом. как-нибудь наказал. Ротинов мол-
чал, и помощник чувствовал на плечах
своих какой-то неимоверный груз.

Настало время больших походов. Эокад-
ренный миноносен, первым после войны
‘открывший фарватер между балтийскими
портами, жил настоящей морской жизнью.
В штормах и туманах, в трудных балтий-