7 мая 1947 г., ‘среда, № 107 (2594)
о
		OT

прельекая конференция
	№й день после кризиса (выступление Ми-
люкова), означает, что Совет пошел за пра-
вительством. Нравительство наступает на
Совет. Совет отступает, Говорить о контро-
ле Совета над правительством после это-

о— значит говорить впустую» (И. Сталин,

Соч., том 3; стр. 48—49).

Конференция обсудила также аграрный
п национальный вопросы. Резолюция, при-
Нятая конференцией по докладу Ленина 06
аграрном. вопросе, призывала крестьян К,
немелленной конфискации помещичьих зе-
мель и передаче их крестьянским комите-
там. В решении указывалось, что партия
Пролетариата требует национализации всех
земель в стране. 0с0б0е внимание обраша-
лось на необходимость самостоятельной
‘организации сельскохозяйственного проле-
тариата. Резолюция раз’яоняла, что корен-
ное разрешение. земельного вопроса может“
принести лишь диктатура пролетариата,

В условиях многонаниональной России
успех борьбы за социалистическую револю-
Цию во многом зависел от того, сумеет ли
рабочий класе повести 38 с0б0й трудящих-
ся угнетенных наций, Рассмотрению на-
ционального вопроса был посвящен спе-
циальный пункт повестки дня Апрельской
конференции. С докладом по этому вопросу
выступил товариш Сталин,

В своем докладе товарищ Сталин 0боено-
вывал и развивал большевистскую програм-
му по национальному вопросу, ее основной
Лозунг-—право наций на самоопрелеление:
вплоть до отделения и самостоятельного
государственного образования. «Выставляя
принцип права народов на самоопределе-
ние, — говорил товарищ Сталин, — мы под-
нимаем тем самым борьбу против нацио-
нального гнета на высоту борьбы против
империализма, нашего общего врата»
(И. Сталин, Соч., том 3, стр. 52).

Национальный вопрос товарищ Сталин
рассматривал как часть общего и главного
вопроса социалистической революции, во-
проса, об условиях завоевания и укрепле-
ния диктатуры пролетариата.

«Создать тыл для авантарда социалиети-
ческой революпии в лице народов, подни-
мающихея против национального утгнете-
ния», — так формулировал задачу партии
товарищ Сталин. Вот почему «социал-де-
мократия, поскольку она держит куре на
сопиалистическую революцию, должна под-
держивать революционное движение наро-
лов, направленное против империзлизма».
(там же, стр. 56).

Товарищ Сталин разоблачил национал-
повиниотическую позицию Пятакова, вы-
ступавшего против союза русского проле-
тариата с трулящимися угнетенных нацио-
нальностей, против использования нацио-
нального движения в интересах сопиали-
стической революции.

_ Программу партии по национальному BO-
просу товариш Сталин сформулировал в
четырех важнейших положениях:

«&) признание за народами. права на
отделение; _

6) лля народов, `бстающихся В ‘пределах
данного озаАротва,— обтаотаоя автоно-
MBS;

в) для национальных меньшинств—0со-
бые законы, гарантирующие им своболное
развитие;

г) для пролетариев всех национальностей
даного государства—единый, нераздель-
ный пролетарский коллектив, единая пар-
тия» (там же, стр. 55).

Товариш. Сталин HacTosTeaBHO подчерки-
вал, что право наций на евободное отделе-
вие не означает обязательноети. отделения
наций друг от. друга в тот или иной мо-
мент. Пролетариат должен. решать вопрос о
Целесообразности отлеления наций, исходя
из конкретной обстановки, и подчинять. ре-
шение этого вопроса борьбе за сопиалиети-
ческую революцию. Товарит Сталин ‚выра-
жал уверенность, что °/ю народностей Рос-
вии не пожелалют отделиться после сверже-
ния гнета паризма и буржуазии. История
co всей силой подтвердила это сталинское
предвидение.

Программа большевиков по напионально-
uy вопросу, разработанная. Лениным и
Сталиным, обеспечила поддержку угнетен-
ных национальностей русскому  пролета-
риату в борьбе против буржуазии в период
подготовки и проведения Октябрьской Co-
циалистической революции. Реализация
этой программы превратила дружбу народов
нашей страны в одну из движущих сил
советского. общества.

о

Всероссийская Апрельская конференция
сыграла выдающуюся роль в жизни нашей
партии. Она занимает видное’ место в исто-
рии подготовки и проведения Великой ` Ок-
тябрьской Социзлистической ‘революции.
Она утвердила новый стратегический план
Тенина. Апрельская конференция нацелила
партию большевиков на’ борьбу за перера-
стание буржуазно-демократической  рево-
люции в социалистическую.

Вооруженная решениями — Апрельской
конференции, партия большевиков, руково-
димая ЧФениным и Сталиным, развернула
огромную раз’яснительную и организатор-
скую работу в массах, повела борьбу ва
большевизацию Советов. .

Физнь, практика, революционная борьба
блестяще подтвердили гениальность страте-
гического замыела Ленина, изложенного в
Апрельских . тезисах и. получившего свое
дальнейшее развитие в-решениях Анрель-
ской конференции.

В кратчайшие исторические: сроки наша
партия, следуя решениям Апрельской кон-
ференции и шестого партийного с’езда,
сплотила революционную армию пролета-
риата и беднейшего крестьянства, подгото-
вила ее к решающему штурму буржуазии
и привела народ к торжеству социалисти-
ческой революции. Гениальный стратеги-
ческий план Ленина был воплощен в жизнь.

Героическая история партии большеви-
KOR неопровержимо свидетельствует, что
наша партия непобедима и знает, куда

вести дело, потому, что она опирается. на
передовые революционные идеи Маркса —
Энгельса — Ленина — Сталина. = Великий
исторический опыт большевистской партии,
равного которому не имеет ни одна поли-
тическая. партия в мире. верность нашей
	‘Партии революционной теории марксизма-
	ADHERING, мудрость нашего великого вож-
дя и учителя И, В. Сталина служат належ-
Ной гарантией побелоносного движения ©о-
ветекого народа вперед, к коммунизму.

И. СМИРНОВ.
	Советский народ и его многочисленные
AYIA BO всем мире будут отмечать в этом
году славную историческую дату-—тридиа-
тилетие Великой’ Октябрьской Сопизлиети-
ческой революции, положившей начало но-
вому, социалистическому государству.

История подготовки и проведения 0к-
тябрьской Социалистической революции—
образец револющионной стратегии и такти-
ки большевистской партии, триумф гени-
ального руководотва вождей партии Ленина
и Сталина. Решающими моментами в жиз-
ни партии большевиков накануне Октября
являются возвращение Сталина из ссылки,
приезд Ленина из омиграции в Россию,
Апрельские тезисы Ленина, Апрельекая
конференция партии и ее шестой“ с’езд.

В кратчайнтий период, в. течение ВОСЬМИ
месяцев после свержения самодержавия,
партия большевиков выполняет трудней-
шую задачу огромного маститаба и вели-
чайшего исторического значения. Она HOA-
тотавливают массы. к социалистической ре-
волюции, завоевывает большинотво в рабо-
чем классе и в Советах, привлекает на <то-
POLY революционного пролетариата миллио-
ны крестьян; упорной и терпеливой рабо-
той большевики вырывают массы из-под
влияния мелкобуржуазных партий-— эсеров,
меньшевиков и анархистов, разоблачают
предательскую политику этих партий, гото-
BAT пролетариат и беднейшее крестьянство
к победоносному вооруженнюму восстанию.

знаменитых  Апрельских тезисах
Ленина партия большевиков получила ге-
ниальный ‘план борьбы за переход от pe-
волюции буржуазно-демократической к ре-
волюции социалистической, новый страте-
гический план борьбы за диктатуру про-
детариата.

(о дня выступления Ленина с Апрель-
скими тезисами 4(17) апреля до открытия
Всероссийской Апрельокой конференции
РОДРИ(б) 24 зпреля (7 мая) прошло всего
двадцать дней. Ню и этот короткий срок
был достаточен для того, чтобы подтвер-
дить всю глубину ленинекого анализа по-
литической обстановки, сложивиейся в
стране, правильность и жизненную необхо-
димость намеченных Лениным мероприятий
по демократизации ‘общественной и госу-
дарственной жизни России, по перегруп-
пировке классовых сил в целях подготовки
нового ‘революционного штурма.

Ленин и Сталин развили кипучую дея-
тельность по раз’яенению массам политики
большевистской” партии. Статьи Ленина и
Сталина, печатавшиеся в «Правде», про-
ясняли политическое. сознание. масс, помо-
тали их политическому оформлению, моби-
лизовывали партию на ‘борьбу за социали-
стическую революцию. _

Состоявшаяся 14 (27) апреля Петрограл-
ская, общегородская конференция. больше-
виков: одобрила Апрельские тезисы Ленина,
положив их в основу своих решений. Про-
пагандистская деятельность МЧЛенина и
Сталина, а также решения конференции
хтоличной нартийной организации сделали
Апрельские тезисы: достоянием всех. мест-
ных партийных. организаций. . «Общегород-
ская-конференция Ленинтралекой ортаниза-
ции (вторая половина апреля)— отмечал
впоследетвии товарищ Сталин,— приняв-
шая тезисы Ленина, была поворотным
пунклом в развитии нашей партии».

Накануне открытия’ Всероссийской паз-
тийной конференции в Петрограде состоя-
лись грандиозные демонютрации рабочих и
‘солдат, протестовавших против империали-
стической политики Временного правитель-
ства. 18 апреля 1917 года министр” ино-
‘странных дел Временного правительства
Милюков заявил союзникам © готовности
Временного правительства соблюдать за-
‘ключенные царем договоры и продолжать
империалистическую войну «до решитель-
ной победы», На следующий день это заяв-
ление Милюкова стало известно народным
массам Петрограда. В ответ на. призыв
Центрального Комитета партии большеви-
ков рабочие и. солдаты 20—21 апреля в
количестве не менее 100 тысяч человек, вы-
Шли на демонстрацию. протеста с лозунга-
ми: «Опубликовать тайные  договоры!»,
«Долой войну!», «Вся власть Советам!»

Это открытое выступление масе с выра-
жением недоверия к политике Временного
‘правительства свидетельствовало о начале
его кризиса. Под лавлением масе из соста-
38 правительства были выведены. Милюков
и Гучков..Буржуазия привлекла в прави-
тельство меньшевиков и эсеров и организо-
вала первое коалиционное правительство.
Вступление меньшевиков и эсеров. в коали-
«Ционное правительство означало открытый
переход этих. партий в лагерь контррево-
люпионной буржуазии.

Ленин призывал использовать кризис
Временного. правительства для мирного раз-
BUTEA революции, сплочения масс вокруг
Советов, большевизации Советов. Но неболь-
ая группа членов Петрогралекого комите-
Та партии выступила вразрез -с ленинекой
линией Центрального Комитета и выетави-
14 лозунг немедленного свержения Времен-
Horo правительства. Центральный Комитет
резко осудил этот «левацкий», авантюри-
стический лозунг как несвоевременный и
неправильный, мешающий партии завое-
вать большинетво в массах.

«Лозунг «Долой Временное Правитель-
ство» потому не верен сейчас, — писал
Тенин,—что без прочного (т.-е. сознатель-
ного и сорганизовалиного) больнеинетва на-
рода на стороне революционного пролета-
риата такой лозунг либо есть фраза, либо
об’ективно сводится к. попыткам авантюри-
стического характера.

Только тогда мы будем за переход вла-
сти в руки пролетариев и полу-прелетари-
ев, когда Советы Рабочих и Соалдатеких Де-
путатов станут на сторону налией полити-
Ки и захотят взять эту власть в свои
руки». (Соч... т. ХХ, стр. 224).
	Насушные нужды революционного дви-
	жения, растущая активность масю, великие
исторические задачи, вставшие BO весь
рост перед партией, требовали, чтобы Ап-
рельские тезисы Ленина стали законом для
всей партии, были конкретизированы в
общепартийных решениях. Лля этого собра-
лась УП Всероссийская (Апрельская) кон-
ференция РОДРИ(б)..

жх
	Всероссийская Апрельекая конференция
РСДРП(б) проходила в Петрограде 24—29
апреля (7—12 мая) 1917 года. Это была
первая легальная конференция большеви-
Ков, имевшая значение. партийного -с`езла.
	парти больневнков
	Вюличество и состав. делегатов. конференцаи
свидетельствовали о бурном росте партии.
На конференции присутствовали 133 леле-
тата © решающим и 18 с совещательным
голосом, которые представляли 80 тысяч
членов партии. (На последнем, У с’езде пар-
тии, состоявшемся в. Лондоне в 1907 году,
было представлено 46 тысяч большевиков).
прельская конференция обсудила и вы-
работала линию партии по всем основным
вопросам войны и революции: о лекушем
моменте, о войне, о Временном правитель-
стве, о Советах, об аграрном вопросе, о на-
циональном вопросе. Конференция приняла
ленинские резолюции, развивавшие и кон-
Бретизировавигие Алгрельекие тезисы.

По важнейшим вопросам порядка дня
конференции с докладами и речами вы-
ступали Ленин и Сталин.

своих выступлениях Ленин развивал
НОВЫЙ стратегический план, изложенный в
Апрельских тезисах. Он доказывал, что
Россия ‘созрела для социалистической ре-
волюции, что сложилась благоприятная си-
туация для подготовки пролетарской. рево-
люции и задача партии состоит в том, чти-
бы бороться за переход от первого этапа
революции, давшего власть буржуазии, ко
второму ее эталу, утверждающему дикта-
туру пролетариата. Ленин решительно раз-
облачал оппортуниетические, капитулянт-
ские позиции Каменева и Рыкова, которые,
подобно меньшевикам, считали, что Россия
не подготовлена для социалистической pe-
волюции, что в. Россни ‘возможна только
оуржуазная республика.

Новый стратегический план Ленина ne-
ликон. и полностью вытекал из ленинекой
теории перерастания буржуазно-демократи-
ческой революции в революцию социали-
стическую, из ето учения 0 ‘возможности
победы социализма в одной стране. Ленин
доказывал, что совершают ошибку те, кто
догматически цепляется за отдельные тео-
ретические положения марксизма и не ви-
дит, как в своеобразной и сложной форме
революционию-демократическая = диктатура
пролетариата и крестьянства уже осуще-
ствлена в жизни. «Совет Р. и С. Л. есть
осуществление диктатуры.. пролетариата и
солдат; среди последних большинство кре-
етьян. 910 иоесть диктатура пролетариата
и крестьянства», — говорил Ленин еще на
` Цетроградокой конференции (Соч. том ХХ,
стр. 176). Конечно, в. тот момент еще не
окончилась борьба с остатками монархии,
еще не были разрешены вее вопросы бур-
жуазно-демократической революции, а мах-
сы не получили мира, хлеба и земли. Но,
как указывал Ленин, это не должно огра-
ничивать революнионных стремлений про-
летариата рамками буржуазных преобразо-
ваний. Только в. борьбе за. социалиетиче-
<кую революцию может быть походя лоле-
	лано то, что не сделано Февральской. бут-
жуазной  лемократической революпией. Эта,
	установка Ленина нацеливала партию на

рьбу за. перерастание революции. буржу-
азно-демократической в революцию -еоциа-
листическую.

В качестве. ближайшей залачи партии
Ленин выдвинул лозунг «Вся власть Сове-
там!». Ленинский лозунг означал, что не-
обходимо установить единовластие Советов.
	ливвидировать в стране двоевлаетие, при
	котором фактическая власть была в руках
буржуазного Временного правительства.
В борьбе за единовластие Советов Ленин
видел путь к ускорению революции, сред-
ство сплочения масс вокруг большевиет-
ской партии и реальную возможность пре-
кращения империалистической войны спра-
ведливым ‘демократическим миром.
«Положение неслыханно трудное, — пи-
сал Ленин во «Введении»: к резолюциям
Апрельской  конференпии.— Выход один и
только один: переход всей государетвенной
власти. в руки Советов Рабочих, Солдат-
ских, Крестьянских. и: других Депутатов но
всей России, снизу доверху» (В. И. Ленин
Сочинения 1917 года, том [, стр. 313).
Выступая с лозунгом «Вся власть Cope-
там!», большевики отдавали себе ясный
отчет в том, что в Советах тогда преобла-
дали эсеры и меньшевики. Но большевики
рассчитывали, что переход всей власти в
руки Советов развяжет внутри их свобод-
ную борьбу партий и что «путем такой

%
	борьбы удастея большевикам. завоевать (9-
	веты и изменить состав советского. прави-
тельства в порядке мирного развития рево-
люции» (И. Сталин, «Вопросы ленинизиа»,
изд. 11-е, стр. 97).

Вюнференция приняла ленинскую резо-
люцию о Советах, в которой говорилось, что
необходима всесторонняя ‘работа внутри
Советов рабочих и солдатских депутатов,
увеличение их числа, укрепление их силы,
сплочение внутри их пролетарских, интер-
националистеких групп нашей партии.

В ленинской резолюции «06 отношении
к Временному Правительству» дано опреде-
ление классового характера Временного
правительетва как органа господства, поме-
щиков и буржуазии, неразрывно связанных
экономически и политически < русским и
англо-французеким империализмом. Вонфе-
ренция установила, что одна из важнейних
задач партии состоит в том, чтобы раз’яс-
HAT массам классовую природу и сущ-
ность буржуазного Временного . правитель-
ства и его империалистической политики,
а также разоблачать антинародную полити-
KY соглашательских пафгий (меньшевиков
и эсеров), мешающих рабочим и крестья-
нам разобраться в политической оботанов-
ке.
	Ленин и Сталин резко выступали против
предложений  капитулянтов Каменева и
Бубнова 06 установлении «контроля» над
Временным правительством, предложения,
но существу примыкающего к позипии
меньшевиков. =

Не дезортанизироватв массы путем уста-
новления мнимого контроля над Временным
правительством, а разоблачать его контрое-
волюционную’ сушность-—вот к чему при-
зывали Ленин и’ Сталин. «Без власти кон-
троль-—мелко-буржуазная фраза, тормозя-
щая ход и развитие русской революции»—
отмечал Ленин (Соч., том ХХ; слр. 243).
«Контроль предполагает” контролирующего
и контролируемого и некоторое соглашение
контролирующего с контролируемым, —го-
ворил товарищ’ Сталин в своей речи в за-
щиту резолюции Ленина по вопросу о те-
	‘кущем моменте.— Вначале Совет лепута-
тов намечал программу, а теперь намечает
ее. временное правительство. Союз, заклю-
ченный Советом и правительством на лру-
	СЕГОДНЯ -—ДЕНЬ РАДИО
	Беликое открытие, рожденное
на русском флоте.
	павловок» и катер «Рыбка» в открытом
море на расстоянии 11 км.

В 1900 году Попов и Рыбкин предложи-
ли организовать спасательные работы при
помощи радио. В исключительно тяжелых
условиях были построены радиостанции на
островах Гогланд и Кутсала, и. таким об-
разом, работы спасательных команд были
обеспечены радиосвязью на расстоянии 44
EM,

Первые радиостанции Попова появились
на боевых кораблях флота в 1900 году.
Радиотелеграф тогла только что вступал в
	  экюплоатацию. Передовые моряки BOCTOD-
	ACHHO восприняли новую технику и уже в
первом боевом ее крещении при Цусиме
использовали изобретение Попова в целях
организации радиопомехи для противника.

“юбопытна настойчивость и инициалива
офицеров в осуществлении радиопомехи.
Командир крейсера «Дмитрий Донской»
указывает, ‘что, «как только японцы на-
чинали говорить по телеграфу, станция
крейсера им мешала и, вероятно, с полным
успехом, так как разговоры их немедленно
прекращались». Аналогичны сообщения и
командира броненосна «Адмирал Сенявин».
указывавиего, ‘что накануне боя 14 мая
он разрешил вечером ввести в действие
станцию и перебить передачу японцев. Эта
операция была проделана успепено.

Радиотелеграф в русском  военно-мор-
ском Флоте Широко  использовалея во
время первой мировой войны, особенно при
фаботе радиоразведки. Безудержное радио-
телеграфирование немцев давало обильный
материал русской радиоразведке. работав-
шей весьма умело, е высоким ‚ профессио-
нальным мастерством,

В годы Великой Отечественной войны
радиосвязь выдвинулась на первое‘ место
среди остальных средств связи. Широкое
применение получила в этот период новая
отрасль радиотехники —радиолокация, чрез-
вычайно расширившая возможности наблю-
дения за противником, обнаружения его б0-
евых сил,

..Великий изобретатель радио предвидел
исключительное развитие открытой им новой
области науки. Он писал:

«...дта новая область электрических яв-
лений, давшая столь поразительные прак-
тические результаты в телеграфировании
без проводов на тысячи километров, дает в
то же-время столь много новых фактов, так
быстро расширяет горизонт, ‘что трудно
даже предвидеть поеделы ев влияния на
учение об электричестве».

Практическое направление научной ра-
боты А. (С Шопова. его. тесная связь с
	военно-морским флотом привели ученого к
тому, что он первый со всей определен-
ностью поставил вопрос применения ра-
диосвязи в военно-морском деле. Уже в 97-
aera 06 ‘опытах 1898 года -изобретатель
писал: «В настоящее время вопрос о теле-
графировании между судами эскадры мо-
жет считаться решенным. В ближайшем
будущем желательно’ снабдить несколько
судов практической эскадры приборами а
людьми, обученными ‘телеграфному  лелу,
Чтобы сделать оценку полезноети и приме-
нимости новых приборов в ежедневном оби-
ходе и в различных блучайностях морской
службы». Иа

Изобретатель радиотелеграфа в своей
деятельности явалялея не только ученым,
открывшим новую область науки и техни-
ки, но и практическим работником, связи-
стом, наметивитим пути рационального ис-
пользования новой техники, в том числе
й в морской службе. Его стремления осу-
ществились в наши дни с особенной силой:
изобретение, рожденное на флоте, надежно
служит интересам великой советской Роди-
НЫ В ев мирном. созилательном труде.
	Нандидат технических наук,
	инженер-напитан 1 ранга
В. ПОЛОЖИНЦЕВ.
	День радио является для нашего Военно-
Морского Флота особенно знаменательным
праздником. Создатель  ралиотелеграфа
Александр Степанович Попов осуществил
©вое. выдающееся изобретение. работая з
Кронштадтской военно-морской электро-мин-
ной школе; все основные испытания и ис-
следования, связанные © радио, он провел
на флоте.

Военно-морокле учебные — заведения
Кронштадта были тем местом, где’ Попов
вел свою научно-исследовательскую рабо-
ту. Физический кабинет, в котором проводил
он свои опыты, считался тогла чуть ли не
лучшим в России. Помощник и ближайший
сотрудник А. С. Попова — П. Н. Рыбкин
вспоминает, что при встрече с ним Попов
рассказал о богатом оборудовании физи-
ческого кабинета Минного офицерского
класса, которое немало способствовало
успехам ого трудов. Физический кабинет
военно-морского учебного заведения удов-
летворял не только учебные, но и научна-
исследовательские затросы такого крупней-
шего экопериментатора.. каким был. А. С.
Попов.’ Военно-Морской Флот. оказался сре-
дой, питавшей творческие замыслы изобре-
тателя.

Еще недостаточно изучены личность По-
TOBA Kak ученого, его методы работы.
Яено одно, что в его лице мы имеем круп-
HOMO ученого, › весьма характерного для
русской науки. дто прежде всего выдаю-
Щийся экспериментатор. Эксперимент —
основной метод работы А. С. Попова. Этот
‚метод имеет большое распространение в
науке. Гениальный русский. ученый И. П.
Павлов так говорил об эксперименте: «Как
вы знаете, я экспериментатор, вея моя
жизнь состояла из экспериментов... Гипоте-
за нужна для того, чтобы иметь право по-
ставить опыт;. может случиться, что к ве-
черу она окажется  несостоятельной».

Именно настойчивые, ни на минуту не
прекрашавшиеея эксперименты привели
А. С. Попова к его изобретению. Весьма
интересно . отметить следующий, момент,
характеризующий. энаправление нзучной
мысли А. С. Попова. Немецкий ученый
Генрих Герц. впервые в 1888 году обнару-
живитий электромагнитные . волны — осно-
ву радиосвязи, — отринал — возможность
‘практического ‘использования своих опы-
тов. А. С. Попов же сумел рассмотреть за
‘отдельными опытными явлениями реальную
возможность ‘осуществления. беспроволоч-
ной связи. В. своем, ставшем историче-
ским, докладе. 7 мая 1895 года Попов ска-
зал, об этом так:

«В\ заключение могу выразить належду,
что, мой прибор при дальнейшем усовер-
шенствовании его, может быть применен
к передаче сигналов на расетояние. при_но-
мои быстрых электрических колебаний,
Rak только бужет ‘найден источник таких
колебаний, облалаютщий достаточной энер-
тией». :

—..Вее работы Попова неразрывно связа-
ны с флотом. Весной 1897 года он произ-
	водит. первые опыты. радиосвязи на море,
	испытывает свои радиостанции на воен-
ных кораблях. В первые годы после изобре-
тения радиотелеграфа самой трудной зада-
чей было увеличение дальности передачи.
Попову приходилось с трудом добиваться
самого небольшюто увеличения дальности.
В марте 1897 гола на Кронштадтеком рей-
дв была осуществлена радиопередача на
640 м. Летом того же года Попов и Рыбкин
добились весьма значительного Успеха.
Им удалось установить радиосвязь между
кораблями «Европа» и «Африка», а также
между «Африкой» и берегом в Транзунхе
на расстоянии 5 км. В 1898 году при’ по-
мощи ‘усовершенствований `(создание спе-
цизльного ‹° ключа-манипулятора, гмотер-
низация вибратора и. конструкций переда-
ющей и приемной станции) Попов связал
по радио эскадренный броненосен «Петро-
		Говорит флотский
ралиоузел
	В первые. же дни после изгнания немеп-
ких оккупантов из столицы Советской
Эстонии в Таллине заговорил радиоузел
Дома Военно-Морского Флота. Аплара-
тура была доставлена и установлена
очень быстро, и тотчас началось
регулярное вещание. Голос Москвы
громко зазвучал на площадях и улицах.
У репродукторов собирались сотни людей.
Они запоминали наизусть наиболее важные
сообщения, чтобы тотчае рассказать о них
товаришам и друзьям.

Прошло некоторое время. В столице Co-
ветской Эстонии радиовещание получило
ирокий размах, и ралиоузел Дома флота
смог перейти к выполнению своей основ-
ной задачи — обслуживанию личного со-
става военно-морской базы.

...Военные моряки уже привыкли ктому,
что ежедневно в обеденный час радиоузел
передает обзор флотской газеты. два-—три
раза в неделю-— беседы, флотский радио=
чае, местные известия. выступления мат-
0сской самодеятельности. стихи флотских
поэтов, очерки и рассказы.

Сотни людей выступили за это время у
микрофона. Это, кстати сказать, одно из
достижений местного радиовешания-—почти
в каждой передаче кто-либо из знатных
людей флота рассказывает о своём боевом
опыте, опыте воспитания и обучения под-
чиненных,

Редактор радиовещания тов. Ганабин
умело разнообразит содержание и формы
радиопередач, правильно строит план
радиовешания. Во время подготовки к.вы-
борам в Верховный Совет Эстонской ‚ССР
редакция познакомила радиослушателей со
всеми кандидатами в депутаты, многие из
них лично выступали в стулии. Редакция
радиовещания ` подробно освещала ход
подготовки к выборам, патриотический
под’ем, царивший в стране и на флоте:
квалифицированные беседы помогли радио-
слушателям еще лучше понять преимуще-
ства советской демократической И
тельной системы.

Большой популярностью пользуются Tae
называемые «матросские чтения». ы

Лля молодых матросов введены спепи-
альные ралиоперелачи, в которых расска-
зывается о технике и вооружений кораб-
лей, передаются беседы © комсомоле, о
воинской присяге.

„В. своей работе редажтор опирается на
помощь актива офицеров и матросов. Охот-
HO выступают и пишут для радио полит-
работники. Почти в каждом выпуске ра-
диотазеты-—новые авторы. р.

Радиоузел Дома флота практикует
беседы на политические темы. передает о.
том, что представляет собой наша Родина.
Изредка организуются литературные пере-
дачи. Несмотря на ряд технических труд-
ностей, радиоузел дважды за последнее
время провел трансляцию из концертных
залов Таллина, познакомив радиослушате-
лей с творчеством композитора Соловьева-
Седова и исполнительским ‘мастерством
хора имени Пятницкого, выступавших в
Таллине!

„Радиоузел, изрелка, правда, организует
выступления участников матросской само-
деятельности и. тематические концерты ‘в’
граммофонной записи. С успехом прошел;
например, концерт. посвященный творче-
ству советского’ композитора Держинскоге

Есть, конечно, в радиовещании таллин-
ского `Дома Флота и недостатки. Слабо
освещается, например, борьба за 00+
разцовую воинскую дисциплину на кораб-
лях ив частях, нелосталочно рассказывает-
ся 0б опыте передовиков боевой и полити-
ческой подготовки. Нужна большая требо-
вательность к качеству ‘публикуемых ма-
териалов, так как встречаются еще не-
ряшливые формулировки, неграмотные
обототы речи.

Эти недостатки будут устранены, они
уже устраняются. Радиовещание таллин-
ского Дома. флота служит серьезным под-
спорьем в идейном воспитании военных

моряков.
@ РЕНЕЧЦОЬ
	[одготовка инструкторов в учебном отряде.
	6 `совершенетвованием ‘боевой техники
флота повышаются требования к эксплоата-
ции корабельных механизмов и к организа-
ции службы. Это ставит перед учебными
отрядами задачу: всемерно улучшить каче-
ство обучения и воспитания корабельных
специалистов. Отсюда и рост требований к
инструкторскому составу — главной опоре
преподавателей и командиров рот в учебных
отрядах. От них в значительной степени
зависит подготовка  квалифипированных
специалистов, Иветруктор должен во ‘всем
служить примером, быть политически раз-
витым, дисциплинированным. хорошо зна-
комым с методикой Школьного. обучения и
воспитания.

Наиболее полготовленными для этого яв-
ляются старшины с кораблей. Главное,
чем они обладают, — практические навы-
ки, знание морского’ дела. После про-
хождения в школе семинара, прежде всего
по вопросам методики; старшина сумеет
стать умельм руководителем своей смены.

Существует и лрутой источник для под-
готовки инструкторских калров — оставле-
ние в учебном отряде лучших выпускников
старшинских классов. Большую роль здесь
играет то, что за время учебы командование
школы может хорошо изучить курсантов,
отобрав из их числа наиболее достойных
кандилатов в Инструктора.

Мы считаем, что наиболее проверенным и
полноетью оправдавшим себя методом яв-
пяетея подготовка инструкторов из учени-
ков. обучающихся в школах. Тщательный
	отбор и систематическая учеба дают воз-
можность подготовить умелого воспитателя.
Слелует Учесть. что работа инструктора
	более ‘сложная. чем работа старшины на
корабле. Ведь в учебные отряды и школы
приходят люли, He получившие почти ни-
какой воинской подготовки. Корабли же и
части обычно комплектуются специалиста-
ми, окончивигими учебные отряды и школы.

То, что лучше всего готовить инетрук-
торов из учеников, подтверждает опыт нкол
учебного отряда Тихоокеанского флота. Ве-
дущими там стали те инструктора, которые
воспитаны пиколами. Такие инструктора,
как мичмана Новиков, Беликов. Левченко,
	Горелов, главные старшины Шеубак. Смио-
	Нов, нандыбин, Купцов и многие другие —
поистине золотой фонд учебного отряда, Вее
они по окончании курса обучения на спе-
циалиста третьего класса были оставлены
в школах инструкторами. Большинство‘ из
них за отличную работу награждено пра-
вительственными наградами. Отдельные из
них приказом команлующего флотом лопу-
щены к преполаванию. ‘

Следует” оговориться, что при всех n0-
ложительных сторонах такой системы в ней
имеется существенный недостаток, а имен-
но —= инструктора из учеников не имеют
	опыта корабельной службы. Но этот недо-
статок устраним. На Тихоокеанском флоте
инструкторов из учеников посылают на
стажировку на корабли. Там они приобре-
тают необходимый военно-морской опыт,
совершенствуют свои ‘знания по специаль-
ности.
	С чего начинать подготовку инструкто-
ров? Учебный отряд флота начал с обще-
войскового дела. Ученики, показавшие себя
хоропгими строевиками, постепенно привле-
каются к обучению малоуспевающих това-
рищей, В лальнейшем их зачисляют в учеб-
ные смены, которыми руководят наиболее
опытные инструктора. Преподаватели и
инструктора тщательно изучают этих уче-
ников, поручают исполнять различные обя-
занности: помощника, а впоследствии и
дежурного по роте, старшего при уборке
ит. д.

К концу второго периода обучения наме-
ченных в инструктора кандихатов привяе-
кают к проведению практических занятий,
дают допюлнительные задания по изучению
тех или иных разделов программы, поруча-
ют доклады на технических конференциях.
После выпускных экзаменов будущих ин-
структоров сводят в специальные смены и
оставляют при школе. В течение опреде-
ленного периода, не менее лвух недель, с
ними проводятся занятия по 060бой програм-
Me. Сюда входят изучение специальности,
уставов, огневая и строевая подготовка, во-
енно-морская практика.

После этого курсантов отправляют на
корабельную стажировку протолжитель-.
	ностью до 910 недель. С ними команди-
руются опытные преподаватели или ин-
структора. На период стажировки каждый
получает определенное задание в соответ“
ствий 60 своей специальностью.

По возвращении в школу, после про-
верки результатов стажировки, кандидаты.
в инструктора проходят специальный семи-
нар протолжительностью не менее двух не-
дель. На семинаре им даются основы мето-
дики воспитания,  прививаются навыки.
строевого обучения. Когда в школы при-.
бывают ученики, курсанты помогают ин-
структорам B общевойсковой подготовке.
Они являются старшими в сменах, присут-
ствуют на веех занятиях, еще раз слушают.
полный Куре.

По окончании учебной программы кур
санты проходят вторичную корабельную
стажировку продолжительностью не менее.
десяти недель. Затем на них возлагается в
качестве ассистентов преподавателя `0бя-
занность по подготовке к занятиям мате:
риальной части, кабинетов. лабораторий ‘и.
мастерских, наглядных пособий, проведение
опытов и тренировок. Стартинская учеба
ведежся с ними по программам обучения“
специалиста второго класса. За этот периох
курсанты обязаны составить. полный KOH
CHERT по всем темам.

В течение летнего периода курванты за-
канчивают программу обучения спепиали-
ста второго класса. Перед началом занятий
проверяют их подготовленность, поеле’ чего:
они назначаются на штатные должности
инструкторов и ‘лаборантов. г.

Таким образом, в течение пятилетней
срочной службы канлилат в инструктора’
первый год готовится как специалист треть-
его класса, затем, являясь помощником ин-
отруктора, проходит программу специалие т
второго класса, оставшееся время служиг
на HECTDYRTOpCREX должностях.

Настоящая статья не претендует на, пол-
ноту обсуждаемого вопроса. Весьма жела-
тельно было бы обменяться на страницах
газеты опытом подготовки инструктотов:

Капитан 1 ‘ранга Н. ОГУРЕШНИНОВ. -
	Тихоокеанский флот.