1 9 мая 1947 г., пятница, № 109 (2596)

Слева направо:
Герой Советского С
	Бадтийскии флот. Офицеры
	ческой подготовки.
насьев, дважды

хрусталя, изумруда и сапфира. По преда-
нию, замок «Троски», прозванный «жем-
чужным раем», символизирует собой счастье
и процветание чехословацкого народа. На
макете надпись: «На добрую память Kpac-
ной Армии от жителей городов Чемили и
Турнова»,
	Это — благодарность и живым и тем, кто
незримо находится среди нас в напгих побед-
ных колоннах, за нашим праздничным
столом, чья великая слава будет вечно
украшать наши боевые знамена, кому
товарищ Сталин неизменно посвящал в
дни Отечественной войны заключительные
слова своих приказов: «Вечная слава ге-
роям, павпгим в боях за свободу и незави-
	симость нашей Родины!»
		Ha правом берегу Одера, в польском го-
роде Цибинген, похоронено три тысячи
щестьсот советских воинов. Скромные,
двухметровые обелиски украшают могилы
солдат, матросов и офицеров. На обелисках
9елые мраморные доски с надписями, сде-
ланными золотой бронзой. Боевые друзья
героев, погребенных на этом братском клад-
бище, позаботились сохранить для совре-
менников, для будущих поколений, для
истории дорогие имена. Просты, торжествен-
ны и значительны слова на мраморе:
«Вечная слава героям-морякам Краснозна-
менной ордена Ушакова. Днепровской
флотилии, павшим в боях с немецко-фаптист-
скими захватчиками за своботу и незавиеи-
мость Советского Союза и за освобождение
Польши». И длинный, скорбный список:
Янушанеп, Горячев, Нестеров, Jeraros,
Боклаженко...

польском местечке Нейглицен yera-
новлен памятник пяти советским военным
морякам, павшим в боях под Кюстрином и
при прорыве бронекалеров в город Шведт
в апреле 1945 года. Вдали от Родины: сло-
жили свои головы лейтенант Василий Лазо,
старшина 2 статьи Иван Борзов, матрос
Константин Кучер, старшина 2 статьи
Всеволод Залевский, матрос Максим Малец-
КИЙ.

Имена советских воинов написаны на
памятниках и обетисках, сооруженных и
на родной земле и в городах, деревнях,
местечках Польши, Чехословакии, Югосла-
вии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Авет-
рии... и

Священны и дороги эти могилы для
народов Европы; спасенных советскими
воинами от фашистекого пнета. Не зараста-
ЮТ к Ним тропы, ставшие знакомыми и
близкими тысячам людей, называющим име-
на героев на своих языках с одинаковой теп”.
лотой, любовью. uw благодарностью. Низко
склоняют головы и беззвучно шепчут слова
молитвы польские, чешские, югославские
матери. Девушки украшают мовильные’
холмы самыми красивыми и ароматными
цветами, Воины клянутся у этих холмов
быть честными и храбрыми, как советские
солдаты и офицеры.

Воины клянутся... В день 29-й годов-
щины Советской Армии — 23 февраля
1947 тода — в Белграде на площади
Республики, выступая на траурном митинге
у братской могилы советских воинов,
павших в боях за освобождение Белграда,
Народный Герой Югославии генерал-майор
Миландич сказал:  «Героический пример
славных красноармейцев вселял в наших
бойцов новые силы для борьбы против
фашистских оккупантов. Поэтому мы, бой-
цы и офицеры ютославской армии, обещаем,
что никогда не позволим, чтобы фашистский
сапог топтал эти дорогие нам ‘советские
МОГИЛЫ».

Велика благодарность освобожденных
народов Европы Советскому Союзу и ето
Вооруженным Силам. Миллионы людей, чьи
жизни, свобода, счастье отвоеваны кровью
самых бескорыстных и самых мужественных
в мире воинов, выражают им свою призна-
тельность не только словами. В одном из
залов Центрального музея Советской Армии,
неподалеку от боевого знамени 7 05-го стрел-
кового Краснознаменного ордена Суворова
ордена `Ботдана Хмельницкого. ` полка,
участвовавшего в освобожжении Воронежа,
Киева, Житомира, Львова, городов Польпги,
Чехословакии и в боях на территории Гер-
мании, можно увидеть оригинальный экспо-
нат, Золотые руки тружеников Чехослова-
кии изготовили и прислали в напшгу страну
чудесный дар —= макет древнего ‘замка
«Троски». Это миниатюрное сооружение

искусно и любовно сделано из горного
	молодежь, здесь будут раздаваться победные
песни свободного советского  народа...>
	Скромность и величие. То, что отличает
наших воинов, их подвиги, их заслуги
перед всем свободолюбивым человечеством,
сохраняется и в памятниках на их дорогих
могилах. И в монументе, воздвигнутом В
Полярном в честь погибиих похводников,
и в обелиске из белого инкерманского камня,
который стоит на, высоте 103,4. севернее
Дуванкоя -—— месте гибели пяти CLABEEIR
черноморских воинов, и в памятнике
тийскому летчику-истребителю Герою” Ci
ветского Союза твардии капитану Ефимо-
	BY -—= всюду лежит печать величия и

простоты.

Могилы наших солдат, оао  обиде-
ров — не безымянные могилы. Мы знаем,
помним, глубоко чтим имя каждого тероя,
отдавшего свою прекрасную ЖИЗНЬ ` 3а, 680-
боду и независимость нашей Родины, 83
освобождение народов Европы, порабощен-
ных немецкими оккупантами. Ни на’ ‘своей
земле, ни за рубежами ‘нашего Отечества,
где похоронены советские воины, мы не
сооружаем «могилу неизвестного солдата».
Мы знаем и трудовую жизнь, и бессмертных
HOABHT, и р смерть николаевекого

чанина Сергея Pacuko, и
сея Калюжного, днепропетровского ры
Ивана Еременко — защитников прославлен:
ного дзота № 11, в честь которых воздвиг
HYT памятник на высоте 192.0 в 18 кило-
метрах от Севастополя. Знаем и воспитываем
на их великих примерах молодое поколение
солдат и матросов в духе безграничной
преданности Родине, глубокого советского
патриотизма, личной ответственности 38
выполнение своего воинского долга.
	Могила советского солдата — хорошо
известная всем могила, как известны. его
имя, его благородные ратные дела: Go ет-
ский воин прославил себя на весь мир
историческими заслугами перед свободолю-
бивым человечеством и снискал искреннюю
любовь, уважение и сердечную блатодар-
ность народов многих стран Европы.

в боях за Бену.
		Фото Б. Шейнина,
	Бессмертны воины, погибитие в сраженьях
Вот здесь, у севастопольеких высот,
Их имена Отчизна вознесет,

_Их подвиги запомнят поколенья.
	Эпитафия эта написана ‘на памятнике
воинам 8-й бригады морской пехоты, по-
тибшим при обороне Севастополя в 1941—
1942  годах и похороненным на бралеком
кладбище близ Инкермана. Ла. их подвиги,
	как и их имена. бессмертны. 0 ‘них слага-
	ются песни, и, подобно. легкокрылым  пти-
цам, песни эти облетают города и. села, пе-
реходят из уст в уста, и поют их уже за
Лнестром и за Дунаем и за Карпатами..:
	Простой деревянный памятник стоит
вблизи Инкермана. Но он по-своему вели-
чественен и прекрасен той строгой Kpaco-
той, которую отличают солдатское мужество
	и скромность. Глядя на него, вспоминаепь.
	хорошие слова, написанные М. И. Валини-
ным В ДНИ Отечественной войны: «Когда
наши люди тибнут смертью храбрых, бойцы
собственными руками сооружают на могиле
героев скромные памятники. Просты эти
памятники, проста и надпись на них. Но
вряд ли хоть один художник вкладывает
столько любви в свое произведение, сколько
вкладывается бойцами в создаваемые ими
	усыпальницы павшим священной смертью
	храбрых. Народ сбережет эти памятники.
Они будут овеяны его любовью, как память
9 своих богатырях. Сюда будет приходить

торпедных катеров — участники Великой Отечественной войны — передовики боевой и полити-
аправо: капитан-лейтенант М. Пьянов, Герой Советского Союза капитан-лейтенант А. Афа-

отского Союза капитан 3 ранга А. Шабалин, капитан-лейтенант В, Стукалов, капитан 3 ранга
	Фото Н. Веринчука,
	Е. Осецкии, капитанзлейтенант Н. Баюмов и ст

cos os peeeaas ACen ee A EAE

арший лейтенант В. Бушуев.
	Танк четырех моряков
	Я, офицер Советской Армии, хочу расска-
зать военным морякам о четырех друзьях-
тихоокеанцах, пересевших © корабля на
танк и прошедших с боями до Берлина. Эти
четыре героя воевали в составе нашего coe-
динения и пользовались горячей любовью
всех товарищей. ь

Рога началазь Отечественная зойна,
Георгий Андреев, Федор Михайлов, Степан
Варенников и Владимир Неверович слу-
жили на Тихом океане, далеко от фронта.
У моряков креило желание лицом к лицу
встретиться с врагом. Разговаривали 06
этом часто. Один из разговоров закончился
так:

— Я долго думал, — сказал Андреев, —
и пришел вот к какой мысли: танк —— вот
Tle мы можем испробовать свой силы.
Танк — это сухопутный броненосец. «Спи-
шемся» на землю, подучимся и составим
хороший танковый экипаж. Kan? Идет?

Предложение Андреева приптлось всем по
сердцу. Друзья подсчитали свои сбереже-
ния — получалась сумма, на ‘которую
можно было построить свой танк. Созрело
‘разу решение. Моряки обратились к
товарищу Сталину с просьбой фазрепгить
пы купить на свои сбережения танк и на
нем отправиться на фронт,

Желанный ответ скоро пришел. Последо-
зало распоряжение: четырем друзьям поки-
нуть корабль и отправиться в танковую
школу на Урал.

Андреев, Михайлов, Варенников, Неверо-
Вич — вое они рабочие, народ мастеровой,
учеба им давалась довольно легко, и все
четверо выпускные экзамены сдали на
«отлично», Андреев-—командир танка, Ва-
ренников — механик-водитель, = Неверо-
вич — командир орудия, Михайлов —
заряжающий, .

Моряки стали танкистами и прибыли на
завод принимать танк, построенный на свои
собственные средства. Шо предложению
Андреева на башне машины белой, несмы-
ваемой краской написали: «Тихоокеанец».

— Надпись нам будет напоминать род-
Hoe море, — сказал Варенников.

Танк «Тихоокеанец» в начале 1945 го-
18 прибыл в расположение Н-ской гвардеи-
ской части гвардии полковника Хмылова.

Моряков встретили, как братьев. Гене-
рал, командир соединения, разрешил им,
четырем матросам, воевать в  Ссв0еи
флотской форме. Е

— Шобы не забывали о флоте, который
дал вам крепкую закалку.’ — сказал гене-
	рал. — № ней теперь следует добавить
мастерство танкистов.
«Тихооксанен» стал. в строй танков
	взвода гвардии лейтенанта Беденеева.

Через некоторое время танковое соедине-
ние вступило в бои юго-западнее Оппельна.

Танковый взвод твардии лейтенанта
Веденеева поддерживал наступление мото-
стрелковой роты.

Артиллерийская подготовка  продолжа-
лась недолго. Мотострелки, поддержанные
нем танков, ринулись в атаку. Вначале
все было хорошо, но потом в глубине оборо-
ны противника продвижение задержал
	сильный минометный огонь противника.

—- Минометная батарея противника за
холмом справа, — передал по радио Веде-
неев моряку Андрееву. — Жми вправо,
лесом зайди батарее во фланг и смешай ее
с землей.

Механик-водитель Варенников сдал танк
назад, повернул вправо и, прикрываясь
складками местности, помчался к лесу.
Ломая тонкие сосновые деревья, «Тихооке-
анец» шел лесом, потом резко повернул
влево, прямо на деревню.

Хватило шести снарядов, чтобы уничто-
жить немецкую минометную батарею. На-
ступавшие стрелки снова пошли вперед.

Бой шел в населенном пункте. Танк
«Тихоокоанец» двигалея по правой стороне
широкой улицы. К танку подбежал коман-
дир роты автоматчиков:

— Моряки, немецкая пушка остановила
пехотинцев.

-— Где? — спросил Андреев, выскочив
Из танка.

Вдвоем они осторожно высунулись из-за
каменного дома и по выстрелам заметили
на опушке небольшого сосняка немецкое
орудие. Андреев подал команду, и «Тихо-
океанец», развернувшись вправо, в’ехал
во двор и стал у каменного сарая. Не
мешкая, Неверович послал три снаряда, —
неприятельская пушка была уничтожену.

Немцы укрепились в большом каменном
здании, Неверович ‘не жалел снарядов.
Скоро стены дома начали рушиться,
и вражеские солдаты кинулись бежать

оттуда. Тогда Неверович застрочил из пуле-
Mera; Hit OHH враг не ушел.

Крупный населенный пункт был взят.

На второй день танк «Тихоокеанец»
снова шел в атаку. В бою — равнение по
передовым. Варенников вел танк на пре-
дельной скорости. Он налетел на враже-
ское противотанковое орудие и раздавит
его. Пулеметным огнем  «Тихоокеанец»
истребил десятки вражеских солдат,

Влагодаря смелым действиям танкистов
мотострелки быстро зацепились за окраину
населенного пункта и овладели им.

В одной из деревень на пятый день боя
«Тихоокеанец» уничтожил  самоходную
установку противника, к концу дня подавил
две его огневых точки. Бой затянулся.

Используя наступающую темноту, в
«Тихоокеанцу» начали подползать немцы-—
истребители танков, вооруженные специ-
альным оружием — фаустпатронами. Один
из таких моментов был критическим. Поло-
жение спас Михайлов. Он, заметив вблизи
танка Ффаустников, высунулоя из башни с
гранатами и автоматом в руках. Двух ближ-
них вражеских солдат уничтожил грана-
тами, четырех расстрелял из автомата...

Советские патриоты Георгий Андреев,
Степан Варенников, Владимир Неверович и
Фелор Михайлов — славный экипаж танка
«Тихоокеанец» —— вписали яркую страницу
в историю Н-ского гвардейского танкового
соединения.

Гвардии старший лейтенант
	Н. ПЛУЖНИВ.

Группа советских о
	оккупационных войск В Германии.
	Великий день

~~
	Александр ЖАРОВ
>
	Славен час,

Когда советский

Воин-исполин

Сбил с рейхстага флаг немецкий,
Сокруитил Берлин.

Сёстры, матери и жены,
Малыши, отцы и деды
Ожидали напряжённо
День свершения Победы,
	Он се весеннею зарею
Зажигался над землею
Нантим мужеством. военным,
Нанпаей силой боевою.
	Возле Эльбы заблистали
Вымнелы последних молний...
 Твой приказ, товарищ Сталин,
Войском доблестным исполнен!
	И — дорогой, опалённой
Чёрным дымом, горьким дымом, —
Возвратился май зелёный

В отчий край, —

К родным, к любимым.

Города, поля, заводы

В день победы, в час отбоя
Снова небо голубое
Увидали над собою.

Волны радости и света

Вновь вливались в наити дали,
Мирный труд воскрес!. За это
Мы боролись и страдали...

Залпом праздничным ракеты
Рвутся в высоту.

День великий, день Победы
Оживил мечту. ‘

Возродил её дерзанья,
Воплотил в дела народа.
И — на подвиг созиданья
Вновь идёт герой похода...

Край родной залечит раны,
Солнцем счастья заискрится,
У него крепка охрана

В небесах и на границах.
	«Севастопольцых»
в Одесском театре
	На-лнях в Олесском государственном
академическом театре оперы и балета со-
стоятась премьера оперы Мариана Коваля
«Севастопольцы». Это подарок артиетиче-
ского коллектива к третьей годовщине 06-
вобождения Сезастополя.

Две тысячи зрителей залолнили партер
и ложи великолепного зала. Среди зритетей
немало участников героической обороны Се-
вастополя. На первый спектакль прибыли
гости из Москвы и Киева. Приехал и ав-
тор оперь-—композитор Коваль. —

Коллектив театра под руководством за-
служенного артиста. УССР Н. Покровекого
много поработал для того, чтобы создать
подлинно героический спектакль. В enex-
такле заняты заслуженные артисты УССР
И. Волнковская, В. Попова, С. Данченко,
М. Савченко, И. Тоцкий, С. Ильин. Художе-
ственное оформление выполнил заслужен-
ный деятель искусств Ц. Злочевекий.
		На кладбище советских воинов, павших
	Новые материалы в Пентральном музее Советской Армии
	В Центральном музее Советекой Армии   ление 28 сентября 1760 года русских
сосредоточены интересные материалы, по-   войск в прусскую столицу — Берлин.
	священные разгрому гитлеровской 1ерма-
нии в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.

Отдел «Русские в Берлине» к Праздкику
Победы пополнился ценными экспозиция-
ми. Здесь впервые экепонируются материа-
лы, относящиеся к победе русских над вой-
соками Фридриха Великого в Семилетней
войне.

На картинах, панно, в документах за-
печатлены разгром прусской армии и вступ-
	Суровая боевая обстановка оказала боль-
ое влияние на формировавшийся характер
молодого офицера. Он приобрел неоценимые
качества воина — мужество, выносливость
й, главное, инициативу, находчивость, епо-
собность правильно оценивать обстановку.

На корабль Киктенко привез не только
боевой опыт фронтовика, но и живые,
творческие методы работы с людьми. Его
назначили помощником командира. Работы
оказалось непочатый край. Временно испол-
нявший должность командира старший
лейтенант ПГубин по образованию был бере-
товик-зенитчик. В морских вопросах он
целиком полагался на боцмана, а последний
был малоопытен. Шубину не понравилась
кипучая натура помощника.

— Беспокойный У вас характер, — ска-
зал он ему однажды. — Ну зачем вы
устроили боцману «разнос» за грязную
murky? Мы же ею почти не пользуемся.
Советую вам понять, что мы прежде все-
го — зенитчики,

— Моряки-зенитчики, — тактично  по-
правил Киктенко.

— Ваши затеи могут плохо кончить-
ся, — оказал ему Шубин через несколько
дней. — Что это вы задумали тренировать
матросов по ночам? Дай бог нам и днем
попасть в самолет. Народ-то у нас молодой.

— Мы должны и ночью и днем метко
стрелять. Этому война учит, —— ответил
Киктенко.

— Война-то учит, а начальство смот-
рит. Война далеко, а оно под боком. Навер-
няка получим плохую оценку’ за стрельбу...

Киктенко тренировок не прервал. ОдНо-
временно он изучал матросов и старшин,
заносил в блокнот о каждом подробные
замечания. Вскоре он узнал, чем живет
и дышит каждый моряк. ПГубин почти ни-
когда не выходил из каюты. В кубриках
ere совсем не видели. A Кикленко за не-
сколько дней успел осмотреть’ весь корабль
буквально от киля до клотика. И векоре
матросы поняли, что от 6го взгляда нельзя

Среди документов письмо командира
корпуса тенерал-поручика трафа 3. Д. Чер-
ныпева. занявшего Берлин, Росударствен-
ному канцлеру графу М. Л. Воронцову:
«..Берлин взял, в нем был; контрибуции
и прочее с него собрано, неприятеля от не-
то принудил отступить, арьергард оного
разбил...». Рядом картина, изображающая
молодого А. В. Суворова во тлаве отряда
тусар и. казаков, вступающих в Берлин.
Tyr же красный бархатный плат е трубы
Гренатерекото 21-го пехотного Муромского
	ничего скрыть, что хоропгие дела он сразу
оценит, а за плохие накажет по заслугам.

Раньше тренировки и учения проходили
в заранее известные дни и часы. Помощник
отказался от этого. «Враг не будет ждать
среды или пятницы, чтобы налететь на
нас, — говорил он матросам. — Мы должны
быть всегда готовы, чтобы встретить его
каж надо...»

Через несколько месяцев Шубина пере-
вели на другую должность, и Виктенко
стал командиром. За это время молодой
лейтенант сумел образцово наладить служ-
бу и привить личному составу вкус к чи-
стоте и порядку. Теперь можно было по-
настоящему воплотить в жизнь замыелы,
которые родились у него еще на западе,
в опаленном, разрушенном Севастополе.

Он собрал всех командиров орудий и дал
указание проводить тренировки без света.
Те удивленно переглянулись.

— Малейпгий отонек, —— ответил Кик-
тенко, — демаскирует целый корабль. Так
было на фронте. К тому же освещение
у приборов может выйти из строя. А стре-
лять все равно придется...

Й он рассказал, как сам учился работать
у приборов без света, отражая налеты фа-
шистоких самолетов.

. Через несколько дней в каюту коман-
дира пришел установщик трубок Матиев-
ский.

— Товарищ лейтенант, разрептите обра-
титься, — оказал. он. — Я тоже хочу уста-
навливать вслепую... Позвольте мне держать
учебную трубку возле койки.

— Зачем?

—- Буду ежедневно перед сном дополни-
тельно тренироваться.

Киктенко разрешил, Он не ошибся
в матросе. Вскоре тот мог точно. произвести
любую установку с закрытыми глазами.
Таких же результатов достигли все осталь-
ные номера.

Молодой командир не жалел времени для
тренировок. Дни, да нерелко и ночи были
	полка. пожалованный ему в честь победы. ^
	Спустя 53 гола русские войека, уничто-
	жив армию Наполеона, наголову разбили
	его союзников — пруссаков и вторично за-
няли Берлин. Перед нами несколько’ доку-
ментов: рапорт генерал-ад’ютанта А. И.
	Чернышева команлутотщему армией генера“
	ЛУ 0т кавалерии графу Витгенииеину” 6”
	ванятии его отрялом 20 февраля 1813 гола
	Берлина м полобное же лонесение. генерал _
	маиора князя Реннина, ne
Новые материалы в Центральном музее
	Советской Атмии привлекают большое чи-: -
	сло посетителей.
	на корабле насыщены учениями, тревотами,
	стрельбами. Вначале матросам было трудно;
	потом втянулиеь. Каждый понимал —— этого
	требует война, и не жаловалея на усталость:
К тому времени, когда на Амур прибыла
инепекция во главе с полковником. корабль.
	занял первенство на флотилии и получил
	перехолящее Врасвкое энамя.

Этого требует войн

erry
		приказал капитан 1 ранга командиру.

Полковник засветил карманный фонарик
и засек секундомер одновременно с первым
ударом колоколов громкого боя. Мимо него
замелькали неясные, как тени, фигуры мо-
ряков. Вскоре все стихло. Лейтенант Кик-
тенко доложил, что корабль к бою готов.

— Beero 30 секунд, — прошептал пол-
ковник‘и сказал громко: — Ну, гле ваши
чудо-богатыри? Показывайте!

— Пожалуйста, — ответил Киктенко, —
можно проверить любой расчет.

Полковник посмотрел на темные силуэты
срудийных башен и подошел к ближайнтей,

Лейтенант Киктенко приказал выключить
свет у приборов и дал командиру орудия
Тучкову вводную о появившемея самолете.

Невидимые в темноте люли приступили
к работе. При каждой новой команде стар-
шины все они односложно повторяли
«есть!», словно действовали не наощупь,
& ярким солнечным днем.

Немая «стрельба» продолжалась несколь-
ко минут.

— Дробь. От орудий отойти!

На приборы подали свет, и полковник,
увидел, что везде конечное положение стре-
лок выдержано © точностью до одного’ де-
ления.

— Да, чудес не ‘бывает, — сказал он
пораженный и, пожимая руку командиру,
спросил:

— Однако, как же вы этого достигли?
		Однажды, Иод осень, на корабль прибыла
инопекция. Ве возглавлял полковник —
представитель артиллерийского управления,
пожилой коренастый офицер, с нависаю-
WMH на глаза седыми бровями. Он уже
успел побывать на нескольких соединениях
флотилии, и всюду его наметанный глаз
подмечал малейшие недостатки в действиях
артиллеристов.

Офицеры прошли по пружинящим сход-
ням на борт, и полковник молча выслушал
рапорт командира. .

Командир предложил прибывшим пройти
B каюту,

— Нет, нот, — сказал полковник, на-
хмурившиеь, — Время не терпит. Покажите
мне вашу боевую технику и людей. —
И, резко повернувшись, пошел к ближай-
MeMy орудию. Здесь его встретил старшина

статьи Куликов. Полковник начал зада-
вать вопросы, Куликов отвечал бойко, без
запинки.

Пушка была в образцовом порядке. Это
позеряющий увидел сразу. Опросив навод-
ЧИков и ничего не сказав, полковник пере-
шел к другому боевому посту.

Старшина Куликов немного растерянно
‘посмотрел на командира корабля лейтенан-
та Киктенко,

— Ничего, — прошептал командир,
все в порядке!

Так они обошли все орудия, спустились
в погреба, поднялись на дальномерный MO-
тик. По всему чувствовалось, что личный
состав знает свое дело и любовно ухажи-
вает за материальной частью. Но полковник
не хотел торопиться с выводами.

— (Самолет «противника», левый борт
30 градусов! — дал он неожиданную ввод-
НУЮ.

‚ — Учебная боевая тревога! — резко

—
		Капитан-лейтенант
О. РАВИНСКИЙ
		Прошло три года. Киктенко пролетал
	славный путь, став командиром большого,
хорошо вооруженного быстроходного кораб-
ля. Попрежнему это живой, энергичный
	офицер, обладающий чувством нового в лю- _
	6см деле. В прошлую кампанию он добился

таких же успехов в подготовке своего эки-

пажа, как когда-то в начале службы на

Амуре. Впрочем, этого теперь показалоеь.
ему мало. Он дал указание командиру вто-

рой боевой части тренировать старшин ору-

дийных расчетов по управлению огнем.

«На войне все может случиться, —сказал

он.-—— это ваши заместители».
	Большое внимание также уделил Вик-
тенко взаммозаменяемости. Сейчас в каждом
расчете любой комендор может не только
замещать товарища, но одновременно pa-
ботать за несколько человек.

Творческая, кипучая деятельность коман-
дира не ограничивается одной артиллерией,
Это он обучил рулевых вести корабль ночью
по реке вслепую, пользуясь только компа-
сом. Он же добился того, что призовая
	‘шлюцка корабля вот уже несколько кампа-.
ний держит первенство на флотилии...

крикнул дежурному старшине лейтенант
йиктенко и поднялся на мостик.

Матросы и старшины быстро разбежа-
лись по’своим постам. Длинные стволы
орудий одновременно развернулись на ле-
вый борт. Полковник, шуря глаза, проха-
живалея по палубе, внимательно следил за
работой комендоров, прислушивалея к го-
лосу управляющего огнем. Старый артил-
лерист был доволен. Расчеты действовали
слаженно, Киктенко командовал по всем
правилам.

Позже, в Каюте командира, полковник
сказал:

— Замечаний не имею. Личный состав
по тревоге работал хорошо. Правда, в про-
стых условиях... —И, посмотрев на лей-
тенанта, продолжал: — Война требует стре-
лять метко в любой обстановке. Вот на
флоте, где я недавно был, есть такой мат-
рос: он с закрытыми глазами трубки уста-
вавливает. Можно сказать не комендор,
а чудо природы!

— Что же, —= заметил командир соеди-
нения, —в мире чудес не бывает. Все
зависит от натренированности и любви К
делу. На этом корабле не только установ-
шики, но и все‘ номера каждого расчета
могут действовать без света, в абсолютной
темноте...

— Лю-б0-пыт-но! — протянул  полков-
ник, — хотелось бы на это посмотреть...

sk * *

Было около 24 часов, когда к борту
корабля подошел катер.

— Играть учебную боевую тревогу! —
	Под клотиком полощется алый вымпел,
После зимней стоянки корабль вышел на’
большой рейд. На мостике — командир;
старший лейтенант Георгий Григорьевич
Киктенко. Он вдыхает полной грулью чиз“
отый весенний воздух и внимательным
взором окидывает корабль. 0 нем — его дуз`.
мы, в нем — его жизнь, Пожелаем ey ~
счастливого плавания! =
	Лейтенант Георгий Виктенко прибыл на
Амур издалека, из осажденного врагом
Севастополя. Война не дала ему закончить
учебу. Несколько месяцев он мужественно
отражал налеты фашистских самолетов,
работая простым прибористом на зенитной