0 maa 1947 r., пятница, Ne 109 (2596)
	ПРИЕМ В, М, МОЛОТОВЫМ
МЕКСИКАНСКОГО ПОСЛА Г-НА РИВАСА
	8 мая Министр Иностранных Дел CCCP
В. М. Молотов принял Чрезвычайного и Пол.
номочного Посла, Мексжки в СССР г-на J. i.
Риваса, в связи с предстоящим вручением
им своих верительных грамот Предеедате-
лю Президиума Верховного Совета’ СССР,

(ТАСС).
				Подробности убийства
Эрнста Тельмана
	три выстрела и несколько позднее четвер-
тый выстрел.

По показаниям Скоды в убийстве прини-
мали участие ад’ютант коменданта гаупт-
штурифюрер СС Шмидт, оберштурмфюрер

С Густ и штабшарфюрер CC Orro. Далее
присутствовали врач латеря д-р Шидлауски,
pammoprpiopep Гофшульте и начальники
команд Варнштедт и Штоббе. Названные
эсэсовцы затем собственноручно сожгли
расстрелянного. Через 20—25 минут эс-
эсовцы покинули крематорий, и при этом
Скоде удалось услышать следующий разго-
вор: «Знаешь, кто это был?». На это штаб-
шарфюрер ОС Отто ответил: «Это был руко-
водитель коммунистов Тельман». Скода на-
завтра мог убедиться, что убитый был
сожжен в олежде. В воле он даже нашел
расшлавленные часы.

Обращают на себя внимание свидетель-
ские показания немецкого политического
заключенного Вальтера Арним, который В
Бухенвальде работал. латерным электриком.
Благодаря этому он имел доступ в бюро
штаба коменданта. 28 августа 1944 года он
в комнате раппортфюрера видел вновь 33-
полненную смертную карточку на имя 9ря-
ста Тельмана. В качестве причины смерти
было поставлено «действие врага». Далее
Арним в этот же день слышал разговор
между унтер-фюрерами СС Келлером и Ту-
ларом. Они разговаривали о том, куда по-
слать прах Тельмана, так как все его род-
ственники находились в заключении.

Из показаний чешеких, польских и не-
мецких заключенных можно точно устано-
вить: Эрнст Тельман не явился жертвой
воздушного налета союзной авиации 24 ав-
туста 1944 года, как. об этом утверждала
теббельсовокая пропатанда. Он был тайно
убит эсэсовцами в крематории лагеря Бу-
хенральл.

Газета «Нейес Дейчланд» за 7 мая, co-
общая подробности убийства Эрнета Тель-
мана, пишет: Часть убийц арестована’ аме-
риканокой военной администрацией и на-
холится в заключении. Если же американ-
ские военные суды не в состоянии вынести
приговор за убийство немецкого антифаши-
ста, то убийцы должны быть переданы не-
уецким сутам. Справедливость требует воз-
мезлия за смерть Эрнета Тельмана.
		_ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕ

ЛИНЕННЫХ НАЦИЙ.
	НЬЮ-ИОРЕ, 8 мая. (ТАСС). Подкомитет
Политического : комитета, Генеральной Ac-
самблеи организации 0б’единенных наций
единоглаено отказалея рекомендовать за-
слушать в Политическом комитете прелета-
вителей следующих организаций: «Воми-
тет политического действия для Палести-
ны», «Прогрессивная сионистокая органи-
зация гор. Нью-Йорка», «Еврейский коми-
тет национального освобождения», «Коми-
тет борьбы за свободу Северной Африки»
(который претендует на’ представительетво
арабеких грушт Туниса, Алжира и Марок-
ко). Подкомитет воздержалея от принятия
релтения по поводу обращения междунатод-
ной еврейской организации «Атудат Изра-
эль». При вынесении своих отказов подко-
митет основывалея на функциях и полно-
мочиях, определенных Политическим коми-
тетом, которые требуют, чтобы подкомитет
определил, представляют ли: организации,
желающие выступить с заявлениями, «зна-
чительную часть населения Палестины»,
	Подкомитет, состоящий из представите-
тей Колумбии, Ирана, Польши, Швеции и
Соединенного Королевства, ‘избрал своим
председателем  шведокого представителя
Хэгга,.
	НЬЮ-ИОРК, 8 мая. (ТАСС). Вчера утром
Политический комитет Генеральной Ассамб-
леи начал обсуждение американекой и ар-
гентинокой. резолюций о составе и полно-
мочиях проектируемой комисени по прове-
лению расследования по палестинскому воп-
росу. Однако после выступления представи-
теля Индии Асафа Али комитет согласилея
отложить прения для TOTO, чтобы удовлет-
ворить ранее выдвинутое требование  деле-
татов арабских государств о том, чтобы Ге-
неральная Ассамблея на своем пленарном
заседании подтвердила приглалтение коми-
тета Арабекому исполнительному комитету
C целью обеспечить ему «равный статут»
с Еврейским агентетвом. Политический ко-
митет уже решил заслушать Арабский ис-
полнительный комитет, но арабские госу-
дарства хотели вынесения решения на пле-
нарном заседании, на котором раныше было
решено дать возможность Еврейскому агент-
ству выступить перед Чолитическим коми-
тетом.
	БВ результате голосования 26 голосами
против 5, при большом числе воздержав-
птихея, включая советского предотавителя
Громыко, комитет одобрил представленную
Асафом Али резолюцию о немедленном ео-
зыве пленарного заседания для того, чтобы
рассмотреть вопрос о предоставлении Араб-
CKOMY исполнительному комитету права
выступить перед Политическим комитетом.
	Б начале утреннего заседания предееда-
тель Цирсон предложил, чтобы краткое об-
щее обсуждение вопроса о составе комие-
сии по проведению расследования и разра-
ботке инструкции для нее предшествовало
рассмотрению таких специальных  прелло-
жений, как предложение США и Арген-
ТИНЫ.

После выступлений америкачекого деле-
гата Остина и аргентинского предетавите-
ля Арсе, слово было предоставлено предета-
вителю Англии Кадогану, поддержаватему
предаожение о создании небольшой, так на-
зываемой нейтральной комиссии, в соответ-
етвии с предложением ОША.

_ Представитель Норвегии Мое заявил. что
	Палестина не может принять веех бездом-
ных европейских евреев, и поэтому он пред-
	VOT провести одновременно другое рас-
	следование по вопросу 00 иммиграции в
другие районы, включая колонизацию в та-
ких районах, как, например, голландекая
‘волония Суринам.

Председатель комитета Пирсон заявил,
что. предетавитель Норвегии отклонилея от
обсуждаемого вопроса. Однако Громыко
указал, что представитель Норвегии и ча-
стично представитель Австралии, выету-
пивший перед Мое, действовали в духе
предложения, сделанного самим председате-
лем в начале заседания, о проведении
общего обсуждения. полномочий комиссии, в
то время как, друпие выступавшие предета-
вители изменили процедуру, начав обсуж-
дение с состава проектируемой комиссии по
проведению расследования.

Представитель Югославии Косанович, го-
воря о составе комиесии, призвал включить
в нее постоянных членов Совета, безопаено-
сти вместо создания фикливной «нейтраль-
ной комиесии».

Представитель В№убы Бельт согласилея с
Восановичем в том, что трудно подобрать
«нейтральных представителей». Он предло-
жил создать комиссию из семи предетавате-
лей, включая США, Францию и Советекий
Союз.

Затем индийский предотавитель Асаф
Али. представил предложение о том, чтобы
Генеральная Ассамблея подтвердила при-
глашение Арабокото исполнительного коми-
тета. Асаф Али заявил, что, как он узнал,
Арабский исполнительный комитет вряд ли
выступит перед Политическим комитетом,
если этого не будет сделано. Несмотря на
протесты. некоторых делегатов, включая Па-
панека (Чехословакия), Эрикесона (Шве-
ция) и Гонсалеса Фернандеса (Колумбия), и
заявления о том, что подобное подтвержде-
ние приплаитения излишне и даже абсурдно
BRALY примирительной позиции Политиче-
ского комитета, проявивштейся в приглаше-
нии от б мая, комитет одобрил это предло-
жение. Среди стран, голосовавших за него,
были: США, Соединенное  Королеветво,
Франция и арабские государства.

‚ НЬЮ-ЙОРВ, 8 мая. (ТАСС). На вечернем
пленарном заседании Генеральной Ассамб-
леи организации  0б’единенных наций
7 мая была одобрена резолюция, в которой
указывается, что «Генеральная Ассамблея
подтверждает, что решение Политического
комитета относительно предоставтения сло-
ва Арабскому исполнительному комитету
дает правильную интерпретацию» ранее
принятой Генеральной Ассамблеей резолю-
ции, согласно которой Еврейское агентство
было приглажшено выступить в Политиче-
ском комитете. Вроме того, в соответетвии е
этой резолюцией и другие просьбы были
переданы Политическому комитету для при-
нятия по ним решений.

До начала вечернего пленарного заседа-
ния состоялось двухчасовое закрытое засе-
дание Генерального комитета, на котором
обсуждались пропелурные проблемы. Гене-
ральный комитет передал пленарному 3ace-
данию резолюцию, которая и была позд-
нее принята 39 голосами против одного
при 11 воздержавщихея, включая славян-
ские страны.

Во время прений на пленарном заседа-
нии ло начала голосования представитель
Советекого Союза Громыко заявил. что нет
	необходимости принимать резолюцию, так
как она просто полтвердия и таким образом
	  липть ослаюит ранее принятое решение.
	Положение
во Франции
	° ПАРИЖ, 8 мая. ТАСС). Как передает
атентетво Франс Пресс, вчера председатель
совета министров Поль Рамалье продолжал
свои беседы с представителями социалиети-
ческой партии в правительстве в целях
окончательного назначения кандидатов на
посты, которые прежде были заняты прел-
ставителями коммунистической партии. (5-
pamaer на себя внимание то обетоятель-
ство, что Рамадье предпочел не принимать
политических деятелей в резиденции пра-
вительства, но лично посещать их. Так,
вчера он ‘встретился с Жоржем Бидо, в ко-
торым он имел длительную беседу в мини-
стерстве иностранных дел. Передают, что
Рамадье и Бидо будто дотоворилиеь с пере-
даче партии «народно-республиканекое дви-
жение» портфеля министра труда. Что ка-
сается портфеля министра национальной
обороны, то он якобы предназначен сопиа-
листической партии, и возможным кандида-
TOM Ha Hero называют Башара — erare-
секретаря вооружений в недавнем кабинете
Леона ВБлюма = :
	Правительственный
кризис в Финляндии
	АЕЛЬСИНАЙ, 8 мая. (ТАСС). Вак ука-
зывают в сеймовых кругах, предетавители
трех крупнейпгих сеймовых фракций —
демократического союза народа Финляндии
(ДСНФ): аграрной и социал-демократиче-
ской партий—не пришли сегодня к’ со-
глаитению по вопросу 0 `разрешений пра-
вительственното кризиса. Утверждают, что
во время совещания предотавители commad-
демократической партии называли Фагер-
хольма и Вуори в качестве кандидатов в
премьер-министры. Однако 00е эти казди-
далуры не встретили поддержки.

Совещание представителей трех. парла-
ментеких гоушт будет продолжаться 9 мая.
	О запрещении СЕПГ
в Баварии
	БЕРЛИН, 8 мая. (ТАСС). В связи ©
запрещением американской военной адми-
нистрацией об’единения баварской комму-
`нистической партии (ВПГ) © социалиети-
ческой единой партией Германии. (СЕПГ)
газета. «Нейес Дейчланд» сообщает, что
Центральный комитет рабочего содруже-
ства СЕПГ-—ЕПГ сделал caeryiomee ‚заяв-
ление:

06’ единение СЕПГ в поммниетяческой
партией Баварии. горячо  привететвова-
лось прогрессивными мужчинами и жен-
шинами не только из рядов коммуниети-
ческой партин. Доказательством этого
являются многочисленные митинги в
Мюнхене, Нюрнберге, Аугебурге и других
городах, на которых выступали предета-
‘вители центрального секретариата СЕПГ.
На многочисленных предприятиях желание
присоединиться к СЕПГ было выражено
не только со стороны беспартийных рабо-
Чих, но также и со стороны представите-
лей соцтал-демократической партии. . При
многочисленных переговорах, встречах и
личных разговорах членов центрального
секретариата СЕПГ ¢ представителями
различных слоев населения была яено вы-
ражена сердечная симпатия. повсюду вы-
‘ражалось. сотласие © целями СЕПГ. На
	BOCA этих митингах и встречах воля ра-
бочих к 0б’единению получила новый им-
пульс.

Единогласное решение партийного с’езда
RIT Баварии, состоявшегося в начале
апреля в Мюнхене (на, котором присутетво-
вали многочисленные социал-демократи-
ческие и беспартийные гости), провести
0б’единение с СЕПГ было `недвусмыелен-
ным выражением этой воли к единству
рабочего движения.  Коммуннетическая
партия Баварии поэтому считала правиль-
	ным обратиться от имени сотен тысяч
мужчин и женщин Баварии за разреше-
нием 00 06° ый в СЕПГ.

Из дневника военных лет
	острове моему заместителю ’—спроежл гене-
рал. — Это облегчит выполнение герман-
скими войсками ‘распоряжений советекого
командования.

— Хорошо, — сотласилея Антоник, ду-
мая 06 одном: вернутея гитлеровцы или
уяенили положение и затеяли игру?..

Опасения не подтвердились, Самооблада-
ние и уверенность Антоника были для нем-
цев прежде всего признаком реальной си-
лы, которая, по их убеждению, в чем они
позже признались, безусловно превоеходи-
ла силы гарнизона Борнхольма. Фашисет-
ский ренерал и его провожатые вернулись
на причал за пять минут до назначенного
срока.

Сохраняя невозмутимость, майор провел
их на катер стартиесо лейтенанта Трененко
ий приказал команлиру следовать в Кольберг,

Катер почти моментально очутилея за
воротами гавани.

Антоник вздохнул: все по своим черо-
дом. Однако уход одного из катеров ослаб-
	лял. поддержку десантного отряда © моря.
Между тем силы противника были неведо-
МЫ,

— Какова численность гарнизона ?—де-
ловито поинтересовалея майор у фашист-
ского полковника, уныло следивиего за бу-
руном. торпедного катера, и тотчас услышал,
что на острове свыше одиннадцати тысяч
вооруженных гитлеровцев и две с полови-
HOH тысячи раненых, доставленных Ha
Борнхольм из Данцига и Пиллау.

Изумление, промелькнувшее в глазах
Антоника, хотя он миновенно и подавил
ето, не укрылось от немца. Да и невозмож-
но было долго хранить в. тайне истинное
соотношение сил. Ёго легко определял во-
енный професежонат нри вэрляме на кате-
ра и редкие пикеты морских пехотинцев.

Тем не менее Антоник продолжил игру.
Of договорился 0 местах сбора оружия, о
точном сроке разоружения и отпуетилт поле
ковника. Тот обещал, что к вечеру техника
и оружие будут сданы под охрану советских
часовых.

Миновал долгий день.
	БЕРЛИН, 7 мая; (ТАСО), Перед амери-
каноким военным трибуналом в Дахау
(близ Мюнхена) предстали  эсэсовекие
руководители так называемого «рабочего
лагеря» Бухенвальд. На процессе по делу
этих преступников теперь полностью уста-
вовлено, что в этом лагере эсэсовцами был
убит вожль коммунистической партии Гер-
мании Эрнст Тельман. Вот что рассказыва-
ют свидетели—бывшие заключенные кон-
пентрационных лагерей на процессе в Да-
хау.

Чехословацкий политический заключен-
ный Владислав Бисар заявил, что Эрнет
Тельман’ в мае 1944 тода был привезен в
тюрьму в Баутцен, где находился в одиноч-
ном заключении. Даже ежедневная  про-
гулка была совершенно изолированной от
других заключенных. Между 15 и 18 ав-
густа еще до налета союзной авиации на
лагерь Рухенвальд Тельман был внезапно
увезен из тюрьмы в сопровождении судеб-
ных чиновников и эсэсовцев.

Kak далее выяснилось из показаний
других свидетелей, Эрнст Тельман из Баут-
цена был направлен в лагерь Бухенвальд.
0 происшедигих событиях в этом лагере
польский политический заключенный (Сжо-
да рассказал следующее: .

«17 августа 1944 года руководитель
команды крематория в Бухенвальце обер-
шарфюрер СС Штоббе после ‘обеда имел раз-
говор но телефону, и после этого разговора,
он раслюрядился немедленно затопить печь
крематория, так как получил сообщение в
том, что должен прибыть один транспорт».
Лалее Скола сообщил, что в 18 часов приш
ло распоряжение, чтобы огонь в печи под-
держивался и далее, а все заключенные
должны были быть заперты. Окоде все же
удалось выйти через вентиляционную шах-
ту на улицу и с удобного для наблюдения
места следить за событиями во дворе крема-
тория. Около’ 12 часов ‘ночи во двор в’ехал
большой автомобиль, из которого вышли
три человека, одетые в гражданское платье.
Среди них был высокий человек без голов-
ного убора и можно было ясно различить
больштую лысину на его голове. При  пол-
ходе к зданию крематория другие два чело-
века заставили первого итти вперех. Сразт
же: после их вхола в крематорий разтались
	От езд из Москвы Секретаря
по Заморской Торговле
Великобритании,
г-на Аж. Г. Вильсона
	8 мая из Москвы в Лондон вылетел (ек-
ретарь mo Заморокой Торговле Великобри-
тании г-н Лк. Г. Вильсон с пруднюй вотруд-
ников.

На Внуковеком аэродроме г-на Вильсона
провожали: Заместитель Министра Внещ-
ней Торговли CCCP М. А. Меньшиков;
Торговый Представитель ОССР в Велик
британии В. А. Кленцов, Начальник Mpa
вового Бюро Управления Торговых Догово-
ров МВТ СССР А. С. Короленко, Заместитель
Начальника Протокольной Части МВТ СССР
Н. И. Кузьминский.

`От’езжающих также провожали wens
Посольства Великобритании в Москве.

(ТАСС).
	Англия поставляет
	самолеты Турции
	ЛОНДОН, 8 мая. (ТАСС). 6 мая англий»
ская авиационная фирма «Файри авиэйши»
опубликовала заявление, в котором под.
тверждает сообщения о том, что английские
фирмы переоборухуют и поставляют значи
тельное число самодетов Турции.

_В. заявлении говорится: «Авиационная
фирма «Фэйри авиэйшн» совместно с dup-
мой «Де Хэвиленд» недавно заключила
крупный контракт на переоборудовалие
самолетов «Москито» лля Турции: Первые
партии этих самолетов теперь готовы п
переправлены в Турпию при помощи ант-
лийских авиационных ‘соединений. Работа
потребовала мноточиеленных^ изменений, в
том числе приспособления к тропических
условиям, прячем каждый самолет подверт
ся тщательнейшей проверке перед отправ-
кой за траницу».

О ивы ети
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА
	(По сообщениям иностранной
печати и радио)
	* Мурюнал «Аур Нейви» сообщает, чм
американекий флот недавно проводил ис
нытание нового авиажосного: самютета, «Лок»
хил Р-80» с реактивным двигателем, Само
дет проходил шестимееячлеые испытания 43
авиастанции в Мерилендё, а затем на эвиа-
носце «Франклин Рузвельт».

# Аргентина купила у США бънмний aes
менкий лайнер «Ориноко» водоизмещениех
9.660 тонн. Лайнер рассчитан на 600 пас-
сажиров и будет курсировать между Бузно-
Айресом и портами Европы. Стоимость лай
Hepa ~~ 3.000.000 долларов.

(Судостроительная верфь. «Ирейтон-
Вулкан» в Або (Финляндия) собираетя
построить новый большой стапель, что дает
возможность ‘строить и спускать на BO
суда, водоизмещением от 1.6 до 20 тыс. тони,
Де сих пор самыми большими судами, спу-
щенными на воду на этой верфи, был
однотипные суда «Аврора» и «Аталанта»
водоизмещением по 7.300 тонн каждоь

% США собираются восстановить пар
ходное движение по ‘двум трансатлантиче
ским. линиям, связывающим Америку 1
сканцивавекие страны. По этим линиям 06\-
дут курсировать 3 специально построенных
быстроходных судна и 8 судов тив
«Тиберти». : .

*% Ш данным pannysckoro журнал
«Ревю Нотик», в составе испанского торг
вого флота имебтея 737 грузовых св
водоизмещением 961.550 тонн. 84. паб
	“RENCKUX судна водоизмещением 25.500 тон
	И 999 рыболовных © судов водоизмещение
13.8300 тонн.
	вниз флаги, и над гаванью поплыхта песня,
Сотни изнуренных фэшистеким рабетвох
людей, в упор глядя на, пленных питлеров-
цев, TOHHRIIAX на палубе соседнего судна,
пели о независимости и свободе.

‚Вскоре началось отилытие, Одна 3а дру
гой поползли к портовым воротам шхуны ©

пленными. Их путь лежал‘ мимо холодиль
ника. Они шли под ваглядами датчан, фран

цузов, голландцев, словно сквозь бесконоч“
ный строй.

Как только первая колонна’ судов вый]
лась на внешний рейд, зашьхтел мотор
«Эльве туб».

Оботнув пире у холодильника, шхуна д
стигла выступа, куда поспениими итровожаю-
щие, и тотчас датчане, по свидетельству их
знаменитого ‘соотечественника  Азчдереека,
«всегда склонные осуждать все, что хо
сколько-нибудь касалось сердечного чуеот
ва», сообща изменили. привычке. Неистом
размахивая шляпами, кепками,  плалками
они выкрикивали дружеские напутствия,
бессчетно повторяя вслед. за французами т
голландцами:

— Вив ля ит: э либерте! Вив ия
Совтет Юнион!..

Последними покидали гавань корабли co
провождения.

Смеркалось. Декоративные siowminc Рени
и запроможденные всякой трофейной всячи
ной причаль порта приобретали  искажен
	ную форму пятен разной величины: а веко
	ре слились в оплошное продолговалое пят
за кормой нашего корабля,

Потемнев до черноты, огромноео пят

острова вдруг засверкало, будто’ ‘усыпаниое
храгоценными камнями, отразивиими 0807
луны, только что повиешей чад морем.
° А впереди нае ожидало более разитель
ное зрелище. Оно открылось, елва флапузв
ский корабль обогнул поворотный буй их
гнал караван.

Отличительные — бортовые и топовые
фонари множеством разноцветных BEM
сияли в туманном от лунного блеска небе,
взлетая и падая от ровного дыхания. моря,
Иллюминаторы кают и рубок световыми 08а
тами и квадратами тянулись вдоль горизон-
та, словно окна сказочных дворцов,

Эти огни были подарены победой:

Отни в море!..
	Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ, _
		ый
	Запрещение бразильской коммунистической партии.
	РИ0-ле-№АНЕЙРО, 7 мая. (ТАСС). 7 мая
бразильское радио об’явило, что верховный
трибунал вынес решение о запрещении бра-
зильской компартии. Это решение принято
вопреки заключению генерального доклад-
ka профессора Фильо, признавшего o5-
винение прокурора совершенно несостоя-
тельным. Из 5 членов трибунала за запре-
щение компартии голосовало 3 судей, 2 —
против.

Мотивируя запрещение компартии, про-
KYDOP заявил, что у компартии якобы име-
	Американский заем Китаю

НАНВИН, 8 мая. (ТАСС). Газета <Да-
гаНбао», ссылаясь на сведения, полученные
из дипломатических кругов, сообщает, что
«в скором времени американский заем на
сумму в 500 ‘млн. ‘американеких долларов
будет . предоставяен Китаю». Указывают,
	ются. «два Штаба», что она проповедует
идеи марксизма-ленинизма, что ее програм-
ма носит будто бы антиконституционный
характер и что компартия является антина-
циональной партией, поскольку она якобы
получает инструкции и руководится из-за
границы,

РИО-ле-ЖАНЕЙРО, 8 мая. (ТАСС). Ре-
шению верховного трибунала о запрещении
коммунистической партии Бразилии пред-
пествовала бешеная антикоммуниетическая
кампания редкционной печати,
	Взрыв бомбы в американском
кинотеатре в Наире

КАИР, 8 мая. (ТАСС). 6 мая вечером в

Каире в американском кинотеатре «Метро»

взорвалась бомба. Убито ‘три и ранено

38 зрителей. Утром 7 мая неизвестные ли-
		что США «обратятея к китайскому прави-   ца бросити две бомбы в здание оывшего
тельству < предложением, чтобы хатерпаль-   центра снабжения анплийских офицеров на
ные ценности на эту сумму, необходимые   улице Дарих Саад и одну бомбу в здание
Китаю, были отправлены из США в Ки-  бывшего английского министерства инфор-
	таиУ.
		зации, где в настоящее время расположен
американекий радиоцентр.

ЛОНДОН, 8 мая. (ТАСС). Атентство Рей-
тер передает из Каира, что египетское пра-
вительство об’явило вознаграждение в
	Немецкие военные испытательные
станции перевезены в Англию
	CTORTOIBM, 8 мая. (ТАОС). «Свенска   вительетво
	п работе комитета по прогрессивному развитию
международного права и кодификации
	НЬЮ-ИОРК, 8 мая. (ТАСС). Секретариат
организации 0б’единенных наций об’явил,
что комитет пе прогрессивному развитию
международного права и колификации на-
метил провести свое первое заседание
12 мая в Лейк-Саксесее. В комитет входят
	Евгений ЮНГА
	представители Советекото Союза, Соединен-
ных Штатов, Соединенного Королевства, Ви-
тая, Франции, Аргентины, Австралии, Bpa-
SHAH, Колумбии, Египта, Индии, Голлан-
Iau, Панамы. Польши, Usenun. Венецуэлы
	и Югославии.
	Датолалет» сообщает, что на-днях громах-   сумме 10.000 фунтов стерлингов за предо-
	ная экспериментальная ° база немецкой
авиации, ‘построенная по’ распоряжению
Гитлера в Геттингене, была в основном пе-
ревезена в Антлию. Громадные установки
станции, указывает газета, теперь булут
	НОМеЦкой   оставление информации. которая приведет к
	аресту виновников взрыва 60м0 в принад-
лежащем американцам кинотеатре в Каире.
Политическая полиция Египта ареето-
	снова смонтированы на крупной. англия - вала выше 50 коммунистов во время 00ы-
ской аэродиналической экопериментальнай   Ка, проведенного 6 мая в помещении вы-
	станции в Делфорде.

шеуказалного’ кинотеатра.
	В сумерках на портовую площадь прика-  щников. Искать беглецов было нелегко, но
тила на велосипедах групна вооруженных   их маршрут датчане предвидели. Поэтому
	людей в штатеких костюмах и с широкими
цветными повязками на рукавах.  НЧезна-
комцы спешилиеь и 0б’яснили Антонику,
что присланы Борнхольмеким Советом Сво-
боды — островным филиалом датской ан-
	накануне от’езда обратно в Вольберг, когда
мы заговорили с председателем Борнхольм-
ского Совета Свободы о счастливом избав-
лении островитян от ужасов, какие сулил
мирным жителям приказ Уннальда о напа-
	тифанистекой организации——предупредить   дении гитлеровского гарнизона на десант.
	советских друзей о коварстве полковника
Уннальда, того самото, который заменил
увезенного в Кольберг генерала. Уннальд
вызвал в город войска, выведенные после
бомбежки в леса, и намеревалея напасть на
порт. Поэтому Совет Свободы просил в пер-
вую очередь арестовать и обезвредить Ун-
нальда.

Положение осложнялось. Без поддержки
армейского десанта было не обойтись. Ина-
че фашисты могли раздавить десант первого
броска. ;

Антоник поблагодарил датчан и, соста-
вив радиограмму в Кольберг е просьбой
ускорить прибытие подкреплений, распоря-
дился перетать ее открытым текстом, что-
бы припугнуть гитлеровцев. Залем он на-
правит катера на рейдовую позицию нашро-
тив здания‘ в прибрежном парке.

— В случае нужды бить прямой навод-
кой. Сигнал — краеная ракета, — напут-
ствовал он и, вызвав. резервную грушиу де-
сантников, двадцать пять человек, повел
их к фашистекому титабу. :

Противник еще раз был захвачен врас-
плох. Подняв белый флаг, охрана штаба ка-
питулировала, едва моряки приблизилиеь к
зданию, и первым. делом сообщила Автони-
ky о бегстве Уннальда. Незадачливый ко-
мендант умчалея в‘ автомобиле к тороду
Нексе, как только увидел, что советокие
катера заняли исходную позицию для обет-
рета.

Стремительность маневра позволила мо-
рякам удержать Ренне за собой до прибы-
тия армейского десанта поддержки, а тогда
Фаптистекий гарнизон беспрекословно сло-
жил оружие.

Так 9 мая 1945 тода был освобожден
датский остров Борнхольм

x
	После тщетной попытки спровоцировать
вооруженное столкновение полковник Ун-
нальд бежал в леса острова е труппой с00б-
	пом 2. Коммутатор редакции; Е 1-40-40 до Е 1-40-48. Телефонь: maa en
цел пропаганды--доб. 40; отдел партийной и комсомольской жизни—доб. 42
страционный отдел— сб. 97: начальник издательства—поб. 41. бухгалл

Типография газеты _«Правда» имени Сталина.

председатель сказал, что датчане обнару-
жили след Уннальда. Конец истории был,
как говорится, театрально-эффектным, под
занавее. Посланный председателем в гавань
нарочный подошел к борту корабля за не-
сколько минут до отптытия и сообщщия пере-
водчику, что Уннальд напраено надеялея
переправиться в Швецию. Датчане задер-
жали его на берегу пролива между Борн-
хольмом и Окандинавией, когда он садилея
в шлюпку.

=~ He tor маршрут избрал, — дослущав
переводчика, посмеялся Антоник. — Вот...

Широким жестом он обвел гавань Ренне
и суда у причалов.

Это был караван, выделенный для эва-
куации с острова последнего эпелона, разо-
руженных гитлеровцев. Палубы судов ка-
залиеь окрашенными в цвет ненастья: так
выгляцела масса пленных в серых мунди-
pax. Вараван готовилея к переходу, нов
порту не было сутолоки, обычной перед от-
плытием. Жители Ренне, пересекая  пло-
щадь, медленно и молча проходили мимо
судов, удовлетворенно осматривали их п
направлялись ® портовому холодильнику,
где чуть покачивалась на зыби двухмачто-
вая шхуна «Эльве. штуб».

Три флата развевалиеь. над шхуной: дат-
ский флаг на, кормовом зитоке, французекий
и голландекий под салинтами обеих мачт.
Флаги означали, что датокая шхуна «Эльве
туб» предоставлена освобожденным из
фаптистеких лагерей французеким и  пол-
ландеким гражданам. Возле шхуны, приело-
HEB к стене холодильника велосипеды, тол-
пились оетровитяне, бъмю пгумно и весело.
Экспансивные французы растормоньити тгол-
ландцев и датчан. ПГутки и песени звучали
У холодильника виоть до минуты, Koma
солнце коснулось черты горизонта,

Тогда пассажиры «Эльве пгтуб», выстрои-
лись на верхней палубе. Двое из них вая-
лись за кончики фалов. Плавно заскользити
	равок—доб. 44: отв. секретарь редакции-—
‚ иностранный отдел—доб. 35: отдел куль-
ерия—доб. 46; отдел подписки—лоб. 49.
	Памятной майской порой 1945 года меня
занеело на датский остров велед за’ десан-
том морских пехотинцев, которые девятого
мая высадились на Борнхольме и освободи-
ти ео от гитлеровцев. ШМредиетория этого
последнего за годы войны и, пожалуй, са-
мого дерзкого из всех десантов, осуществ-
ленных на Баттике, в следующем.

Массовая капитуляция фаптистеких . гар-
низонов на побережье и островах южной
части Балтийского моря началась после па-
дения Берлина. Калитулировал остров Рю-
тен, сдалась главная база легких сил гит-
леровского флота — „Свинемюнде, но гарни-
зон Борнхольма — ключевой позиции у во-
рот Балтики — отмалчивался, намереваясь
выиграть время. Было решено поторотить
гитлеровцев. Предупрежденное нами населе-
ние Борнхольма заблаговременно выбралось
из портовых предместий в окрестные леса.
В тот же лень балтийские летчики нанесли
pa Улара по вражеским плавередетвам в
островных ‘гаванях — Нексе и Ренне. За-
тем пять советских торнедных катеров, при-
няв на борт десантный отряд первого брос-
ка — сто восемь морских пехотинцев; ко-
торыми командовал майор Петр Илларионо-
вич Антоник, онятись ив Вольберга И взяли
KYPC Ha Борнхольм.

Большую часть пути катера пропли в
тустом тумане, но в назначенное время,
ровно в десять часов утра девятого мая, на
предельной скорости ворвались на рейд га-
вани Ренне — главного города острова — и
высадили десант на причалы. Понадобилось
восемнадцать минут, чтобы ето восемь со-
ветеких воинов заняли порт, обезоружили
его охрану и разместились на всех подходах
& причалам из города: это до известной сте-
	пени гарантировало возможность держаться
на острове, пока не подостеет десант второ-
то броска.

Дальнейшее произонито; точно в приклю-
ченческом фильме.

Высадка среди бела, дня ста восыми авто-
матчихов была воспринята противником
весьма своеобразно. Фашисты посчитали де-
	которой должны ‘подойти главные еилы, и,
даже не пытаясь сопротиваяться, выслали
в порт пафламентеров.

Антоник повернул их обратно, приказав
передать. коменданту острова, чтобы ToT
лично явился для переговоров.

Началось испытание  неизвестностью.
Взгляды всех десантников были прлкова-
ны к высокому зданию посреди парка за
портом. Там находилея птаб вражеского
гарнизона.

На исходе двадцать третьей минуты ожи-
дания глаза майора сверкнули. Он увидел,
что из парка на пгоссе, ведущее к гавани,
скользнула легковая маптина.

Вскоре машина вынырнула из-за дома
таможни на портовую площадь и останови-
лась возле Антоника. Из нее вышли трое
военных в парадной форме гитлеровцев: ге-
нерал, полковник. и капитан 1 ранга. Гене-
рал сделал паг к майору и откозырял по
всем правилам вековой прусской мупетры.
Впоследетвии, на досуге, рассказывая мне
	о тех минутах, автоматчики охотно копиро-
вали его жесты. Следом за генералом козыр-
нулн полковник и капитан 1 ранга.

— Комендант острова Борнхольм и на-
чатьник гарнизона, —отрекоменловалея ге-
нерал. — 910 мой заместитель, —он указал
на полковника и предотавил капитана
1 ранта: — Морской комендант.

— Я представитель советекого коман-
лования; — об’явил Антоник. — Предлагаю
от его имени: во-первых, об’яенить гарни-
зону, что сопротивление бессмыеленно: ‘в0о=
вторых, ‘ приказать всем без исключения
соллатам и офицерам слать оружие, сложив
его в местах, которые назначу; в-третьих,
вам и вапим помощникам слеловать на со-
ветеком торпедном катере в Кольберг для
переговоров се нашим командованием.

Тенерал вопросительно посмотрел на
спутников. Оба, не глядя на него, молчали.

— Господин майор ничего не имеет про-
THB, если я возьму необходимые вещи?

‚ — Пожалуйста, даю полчаса.

— Может быть. господин майор п03во-
			сант разведывательной трушшой, велед за лит до окончания переговоров остальея на
	Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
	Г 88109.
	АДРЕС РЕЛАКПИИ И ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва, Спартаковская ул. Nom 2, Коммутал
Е 1-68-19: отдел боевой полготовки—доб. 28; отдел авиапии—доб. 121; отдел пропаганды.
туры—доб. 42; отдел информации—доб. 43; отдел писем—доб. 24; иллюстрёнпионный отл